Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Психологические условия и механизмы формирования нравственно-экологического сознания студентов педагогических специальностей

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Таким образом, стратегической целью образования должно стать экологическое мировоззрение, основу которого составляют научные знания, экологическая культура и этика, поскольку без духовно-нравственной основы в человеке знания или мертвы, или могут стать огромной разрушительной силой. Тактической целью образования можно считать формирование духовных потребностей (Б.С. Братусь, В. М. Назаренко, В… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. Нравственно-экологическое сознание и его формирование как предмет педагогической психологии
    • 1. 1. Подходы к изучению и формированию нравственно-экологического сознания личности
    • 1. 2. Проблема психологических загрязнений нравственно-экологического сознания личности
    • 1. 3. Психологическая устойчивость личности к неблагоприятным воздействиям окружающей среды и ее психологические механизмы
    • 1. 4. Выводы по первой главе
  • ГЛАВА 2. Диагностическое исследование нравственно-экологического сознания студентов
    • 2. 1. Требования к программе диагностического исследования
    • 2. 2. Методика диагностического исследования нравственно-экологического сознания психологической устойчивости студентов
    • 2. 3. Результаты диагностического исследования и их психологический анализ. Первичная проверка исходных гипотез
    • 2. 4. Выводы по результатам диагностического исследования
  • ГЛАВА 3. Формирование нравственно-экологического сознания студентов — будущих педагогов в авторской программе психологической подготовки
    • 3. 1. Обоснование и общее описание структуры программы
    • 3. 2. Содержание программы по основным блокам психологической подготовки
    • 3. 3. Результаты контрольной сравнительной диагностики. Основная проверка исходных научных гипотез

Психологические условия и механизмы формирования нравственно-экологического сознания студентов педагогических специальностей (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования постановка проблемы. Сегодня с особой остротой ставится вопрос об удовлетворении потребностей людей в нормальных, не вредящих условиях жизни. К ним относятся не только потребности в нормальной пище, воде, воздухе, жилище, но и потребность в нормальном духовно-нравственном климате. Пренебрежение экологией вещественной ведет к нарушению телесного здоровья. Игнорирование законов и требований психической, духовной экологии — к моральной, культурной, а затем интеллектуальной деградации. Сегодня со всей очевидностью стоят проблемы экологизации сознания людей, формирования экологической культуры и становления экоцелостной личности (Э.М. Андреев, Э. В. Гирусов, В. И. Горовая, В. И. Медведев, Ю. В. Олейников, Р. З. Хакимов и др.). Это предполагает: изменение направленности сознания людей с антропоцентрического на экоориентированное, с более адекватным отражением состояния внешней среды в ценностных установках, потребностях и деятельности людейвыработку моделей экологически целесообразного поведениясистемное оздоровление образа жизниформирование психологической устойчивости личности к неблагоприятным воздействиям внешней средыпрофилактику и преодоление психологических нарушений сознания и личности (A.A. Алдашева, В. И. Бондаренко, В. А. Игнатов, И. Д. Зверев, В. И. Медведев, Н. Ф. Реймерс, И. Т. Суравегина и др.).

Достижение этих целей обусловлено рядом факторов, среди которых выделяются в качестве наиболее важных: а) осознание людьми экологических проблем, кризисов и катастрофб) экологическое образование и воспитаниев) изменения в системе ценностей и нравственных установок людей. Имеющиеся в данные (В.И.Горовая, O.A. Линенко, Н. В. Соловьева, Н. С. Соломина и др.) свидетельствуют о явной недостаточной изученности этих факторов. Качество экологического образования оторвано от реалий лавинообразных информационных процессов и пока еще не осознано в поле глобалистики. Ноосферогенез и экология часто ставятся рядом, но воспринимаются они в практике образования как чужеродные понятия. Например, для преподавателя-биолога экологичность тождественна природосообразности, для химика или технолога экологичность — это чистота и замкнутость технологических процессов. Случается, что экологичность и вовсе теряет свое содержание, превращаясь в синоним чего-то очень хорошего, противопоставленного чему-то очень плохому — неэкологичному.

Для того чтобы «навести порядок в головах» людей в области проблем окружающей среды, законов существования и гармоничного развития человека, необходима, прежде всего, эффективная система образования и просвещения. Именно образование, опирающееся на культуру, формирует основу духовности и нравственности человека. Образованный человек может понять суть содеянного, оценить последствия, рассмотреть варианты выхода из • неблагоприятной ситуации и предложить свою точку зрения. Духовно-нравственный человек — свободный, способный отречься от удовлетворения прагматических потребностей, способный проявить гражданское мужество, благодаря которому будут отвергнуты ставшие сомнительными ценности ипридет освобождение от диктата потребления (В.М. Назаренко, В. Хесле).

Сегодня необходима смена этических парадигм. Человек может хорошо усвоить и даже осознавать, что какие-то вещи плохи, но это совсем не значит, что он будет поступать в соответствии со своим знанием. Поступать гораздо труднее, чем понимать. Поэтому в образовании мотивационно-психологически важнее сделать акцент на любви к миру и людям, красоте природы, правде и добре, самоценности человеческой и иной жизни, а не только на проблемах разрушения окружающей среды. Тогда сформированная морально-этическая норма человека, вступив в согласие с его совестью, вызовет в нем потребность в активном действии.

Таким образом, стратегической целью образования должно стать экологическое мировоззрение, основу которого составляют научные знания, экологическая культура и этика, поскольку без духовно-нравственной основы в человеке знания или мертвы, или могут стать огромной разрушительной силой. Тактической целью образования можно считать формирование духовных потребностей (Б.С. Братусь, В. М. Назаренко, В. А. Пономаренко и др.). Современное экологическое образование должно быть направлено на преодоление сложившихся в обществе стереотипов через формирование духовно-нравственной, экологически грамотной личности и создание условий для ее развития. И хотя здесь наметились некоторые качественные изменения, все еще не осознано, что сегодня уже недостаточно иметь определенный объем экологических знаний, необходима нравственно-экологическая позиция, соответствующая ей деятельность человека и его образ жизни. Согласно точке зрения Б. С. Братуся, человек может быть вполне психически здоровым (хорошо запоминать и мыслить, ставить сложные цели, находить к ним верные пути, быть деятельным, успешным, самодостаточным) и, одновременно,'" личностно ущербным, больным: не координировать, не направлять свою жизнь к достижению человеческой сущности, удовлетворяться суррогатными- ^ ценностями. Нормальное развитие ведет человека к обретению им родовой человеческой сущности. Условиями и одновременно критериями этого раз-:-, вития являются: отношение к другому человеку как самоценности, олицетворяющей в себе бесконечные потенции рода (центральное и системообразующее отношение) — способность к децентрализации, самоотдаче и любви, как способу реализации этого отношениятворческий характер жизнедеятельностипотребность в позитивной свободеспособность к свободному во-лепроявлению, возможность самопроектирования будущеговера в осуществимость намеченноговнутренняя ответственность перед собой и другими, прошлыми и будущими поколениямистремление к обретению общего сквозного смысла своей жизни (Б.С. Братусь, И. А. Ильин, Б. В. Ничипоров, В. А. Пономаренко, В. И. Слободчиков и др.). Человек, который соответствует данным критериям, является личностно здоровым.

Рассмотренные положения выявляют основную проблему исследования, обусловленную, с одной стороны, остротой создавшейся и продолжающей оставаться острой и неблагоприятной экологической ситуацией в обществе и в различных его сферах — природной, психологической, духовной, образовательной, а с другой стороны — отсутствием сколько-нибудь ясного понимания сущности, значимости и путей разрешения экологических проблем в этих сферах. Что представляет собой нравственно-экологическое сознание? Какова его психологическая структура? Какие факторы в наибольшей мере влияют на его формирование? В чем состоит оптимизация экологического сознания и экологической культуры личности? Каковы могут быть последствия этого процесса относительно экологической ситуации в обществе и его взаимоотношений с окружающей средой — экосом, нашей землей, домом, в котором мы живем? Решение данных вопросов представляется сегодня чрезвычайно актуальным и значимым как в теоретическом, так и особенно, в практическом планах. И особенно применительно к профессиональной подготовке будущих педагогов.

Цель исследования — выявить сущность, условия и механизмы развития нравственно-экологического сознания личности в процессе профессиональной подготовки будущих педагогов.

Объектом исследования выступают психологические особенности личности студентов и их образа жизни, определяющие их нравственно-экологическое сознание и психологическую устойчивость к неблагоприятным воздействиям окружающей среды.

Предмет исследования — сущность, содержание и структура нравственно-экологического сознания как основы построения образовательно-воспитательных программ формирования здорового образа жизни, экологической культуры и психологической устойчивости личности к неблагоприятным воздействиям окружающей среды.

Предполагается, что нравственно-экологическое сознание личности представляет собой сложную структуру взаимосвязанных когнитивных, мо-тивационных, эмоциональных, волевых, ценностных, духовно-нравственных и рефлексивных характеристик личности, выражающих ее отношение к окружающей среде и самой себе на основе соответствующих знаний, ценностей и мотивационных установок и определяющих: формирование экологически здоровых и нравственно оправданных потребностей, мотивов и привычек поведениясоблюдение здорового образа жизнипреодоление психологических загрязнений сознания и выработку устойчивости к неблагоприятным воздействиям средыформирование экологического мышления, экологического мировоззрения и нравственно-экологической ответственности личности.

В качестве научной гипотезы в работе изучаются и проверяются в теоретическом и экспериментальном планах следующие предположения относительно обозначенного предмета исследования:

— нравственно-экологическое сознание формируется во взаимосвязи личностных характеристик студента и обретает свою целостность, действенность и устойчивость благодаря ценностно-нравственному стержню лично- - } сти, являющемуся психологическим механизмом этого процесса;

— основными психологическими условиями формирования целостного, 1 -действенного и устойчивого нравственно-экологического сознания являются: а) организация образовательно-воспитательной работы со студентами в виде г специальной психологической подготовки и сопровождения их профессионального развитияб) направленность психологической подготовки на целостную личность в совокупности интеллектуальных, мотивационных, волевых, эмоциональных, духовно-нравственных, ценностных и рефлексивных характеристикв) последовательная оптимизация этих характеристик через системное оздоровление образа жизни студентов.

Таким образом, предполагается, что в результате целенаправленной психологической подготовки будет формироваться экоцелостная личность будущего педагога, представляющая собой систему мотивационных, эмоциональных, волевых, рефлексивных и ценностно-смысловых личностных свойств, среди которых доминирующую роль играют ценностно-смысловые и нравственные ориентации личности, определяющие содержание экологического мышления, экологического мировоззрения и нравственноэкологической ответственности личности будущего педагога.

Основными задачами исследования, вытекающими из определения цели, предмета и гипотез, являются следующие:

1. Осуществить теоретический анализ проблемы формирования экологического сознания, экологической культуры и экоцелостной личности в психолого-педагогической литературе с целью построения концепции и психологической модели нравственно-экологического сознания личности.

2. Разработать и реализовать программу диагностики свойств личности и характеристик образа жизни студентов, составляющих структуру нравственно-экологического сознания, выявить в диагностическом исследовании уровни их развития и описать их типичные проявления в поведенческих характеристиках и параметрах образа жизни студентов.

3. На основе теоретической модели и с учетом данных диагностики разработать и реализовать программу образовательно-воспитательной работы (психологической подготовки) по формированию целостного и действен- •- ного нравственно-экологического сознания, оптимизации параметров образа жизни и психологической устойчивости студентов к неблагоприятным воз- * действиям среды.

4. По результатам экспериментального исследования осуществить комплексный анализ психологических условий и механизмов формирования нравственно-экологического сознания и экоцелостной личности студентабудущего педагога.

Методологической основой исследования явились идеи о социально-психологической природе психики, личности и образа жизни человека, формирующихся под влиянием факторов социальной действительности (Б.Г. Ананьев, Г. М. Андреева, A.A. Бодалев, Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, В. И. Слободчиков и др.) — концепция и идеи экологического гуманизма, экологизированной идеологии (Э.М. Андреев, A.B. Миронов, Ю. В. Олейников, П. Сорокин и др.) — исследования по проблемам экологизации сознания, формирования экологической культуры и экоцелостной личности (В .И. Бондаренко, A.A. Вербицкий, Э. В. Гирусов, В. П. Казначеев, Э. С. Маркарян, Н. Ф. Реймерс и др.) — продуктивные идеи личностно ориентированных подходов в обучении, воспитании и развитии личности в процессе социализации (А. Маслоу, К. Роджерс, Э. Фромм и др.) — современные взгляды на роль духовно-нравственных и ценностно-смысловых факторов в формировании сознания, образа жизни человека и его личности (Б.С. Братусь, В. П. Зинченко, Д. А. Леонтьев, В. А. Пономаренко, В. В. Рыжов и др.). В теоретическом анализе использованы современные труды по экологии общения и личности, здорового образа жизни.

В исследовании использовались следующие методы: теоретические: аналитическое исследование психолого-педагогической литературы по проблеме, теоретическое моделирование структуры нравственно-экологического сознания, образа жизни и психологической устойчивости личности к неблагоприятным воздействиям средыэмпирические: наблюдение, анкетирование, тестирование когнитивных, мотивационных, эмоциональных, коммуникативных, ценностно-смысловых и духовно-нравственных характеристик личности студентов, составляющих структуру нравственно-экологического сознания и описывающих образ жизни испытуемыхкачественный анализ данныхв качестве формирующих использовались методы моделирования поведения и образа жизни, образовательно-воспитательная работа со студентами в соответствии с теоретической моделью нравственно-экологического сознания и соответствующих характеристик личностиматематико-статистические: критериально-уровневый, дисперсионный и корреляционный анализ данных.

Научная новизна исследования определяется следующими основными результатами, полученными автором в теоретической и экспериментальной работе: разработано новое для педагогической психологии понятие нравственно-экологического сознания, определены его психологическое содержание и сущность, предложена его теоретическая модель во взаимосвязи когнитивных, мотивационных, эмоционально-ценностных, нравственно-духовных характеристик личности будущего педагога;

— выявлена внутренняя взаимосвязь отношения личности к окружающей среде, характеристик образа жизни, устойчивости личности к неблагоприятным воздействиям среды и состояния ее нравственно-экологического сознания (экологическое мышление, экологическое мировоззрение, нравственно-экологическая ответственность);

— выработаны новые представления о психологическом загрязнении (повреждении) сознания и психологической устойчивости личности к неблагоприятным воздействиям окружающей среды;

— определена совокупность психологических условий формирования нравственно-экологического сознания во взаимосвязи с качествами экоцело-стной личности, ее образа жизни и психологической устойчивости к неблагоприятным воздействия окружающей среды;

— в качестве основного условия и психологического механизма выявлена доминирующая роль ценностно-смысловых и духовно-нравственных ори-ентаций личности в специальной программе образовательно-воспитательной работы со студентами.

Теоретическую значимость исследования, помимо этих инновационных положений, имеющих теоретическое значение, определяют также следующие результаты исследования:

— выработаны и уточнены научно обоснованные и обобщающие определения основных научных понятий изучаемой области — нравственно-экологическое сознание, экоцелостная личность, экологическое мышление, экологическое мировоззрение, нравственно-экологическая ответственность, психологическая устойчивость личности к негативному влиянию среды, психологические загрязнения сознания, ценностно-смысловые ориентации личности, здоровый образ жизни;

— предложена типология психологических загрязнений (повреждений) сознания личности в интеллектуально-когнитивной, коммуникативной, эмоциональной, волевой, ценностной и нравственно-духовной сферахопределена и описана структура психологической устойчивости личности к неблагоприятным воздействиям окружающей среды в совокупности когнитивных, мотивационных, эмоциональных, волевых, ценностно-смысловых и рефлексивных составляющихразработаны и теоретически обоснованы диагностическая программа и программа образовательно-воспитательной работы со студентами по формированию нравственно-экологического сознания, оздоровлению образа жизни, формированию психологической устойчивости к неблагоприятным воздействиям средыпоказана и подтверждена экспериментальными данными ведущая роль ценностно-смысловых и нравственно-духовных факторов в этом процессе и таким образом обоснован принцип духовности в формирования эко-целостной личности будущего педагога.

Практическая значимость исследования заключается в возможности использования полученных в диссертации результатов и сделанных по ним выводов в оптимизации нравственно-экологического сознания, оздоровлении образа жизни и формировании экологической культуры личности в процессе профессиональной подготовки будущих педагогов. Разработанные в исследовании диагностическая и формирующая программы практически используются в консультировании студентов в рамках работы психологической службы вуза. Полученные в исследовании данные используются в лекционных курсах и семинарах для студентов по психолого-педагогическим дисциплинам, используются студентами при подготовке курсовых и дипломных работ, проведения научно-исследовательской деятельности.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивается опорой на надежную научную методологию, логичностью исходных теоретических позиций, использованием комплекса взаимодополняющих и уточняющих методов, адекватных поставленным задачам, личным участием автора в проведении экспериментальной работы, корректной обработкой данных с использованием надежных, в том числе математических процедур.

Положения, выносимые на защиту:

1. Нравственно-экологическое сознание личности представляет собой структуру взаимосвязанных когнитивных, мотивационных, эмоциональных, волевых, ценностных, духовно-нравственных и рефлексивных характеристик личности, выражающих ее отношение к окружающей среде и самой себе на основе соответствующих знаний, ценностей и мотивационных установок и определяющих формирование экологичных и нравственно оправданных потребностей, мотивов и привычек поведениясоблюдение здорового образа жизнипреодоление психологических загрязнений (повреждений) сознания и выработку устойчивости к неблагоприятным воздействиям средыформирование экологического мышления, экологического мировоззрения и нравственно-экологической ответственности личности, что характеризует экоцело-стную личность будущего педагога.

2. Нравственно-экологическое сознание будущего педагога формируетсяво взаимосвязи личностных характеристик студента и обретает свою целостность, действенность и, устойчивость через доминанту ценностно-нравственных и духовных ориентаций личности, составляющих психологический механизм этого процесса.

3. Основными психологическими условиями формирования целостного, действенного и устойчивого нравственно-экологического сознания личности будущего педагога являются: организация образовательно-воспитательной работы со студентами в виде специальной психологической подготовки и сопровождения их профессионального развитиянаправленность психологической подготовки на целостную личность в совокупности интеллектуальных, мотивационных, волевых, эмоциональных, духовно-нравственных, ценностных и рефлексивных характеристикпоследовательная оптимизация этих характеристик через системное оздоровление образа жизни студентов. Названные факторы выступают внешними условиями формирования нравственно-экологического сознания студентов.

4. Результатом целенаправленной психологической подготовки и психологического сопровождения является экоцелостная личность будущего педагога, представляющая собой систему мотивационных, эмоциональных, волевых, рефлексивных и ценностно-смысловых личностных свойств, среди которых доминирующую роль играют ценностно-смысловые и нравственные ориентации личности, определяющие содержание экологического мышления, экологического мировоззрения и нравственно-экологической ответственности личности будущего педагога. Названные характеристики выступают внутренним условием профилактики и преодоления психологических загрязнений (повреждений) сознания личности и выработки ее психологической устойчивости к неблагоприятным воздействиям окружающей среды.

Экспериментальная база и этапы исследования. Исследование проводилось со студентами педагогических факультетов на базе лаборатории'^ профессиональной подготовки Нижегородского государственного лингвистического университета (НГЛУ им. H.A. Добролюбова) и студентами педаго—гических факультетов московских вузов на базе межрегиональной общественной организации содействия творческому развитию молодежи и студентов «Поколение» (Москва). В диагностическом исследовании (первичном и контрольном) участвовали все студенты изучаемой выборки (200 человек) -будущих педагогов, формирующая работа проводилась с экспериментальной группой студентов НГЛУ им. H.A. Добролюбова (ЭГ, 80 человек) в виде семинаров, конференций, групповых дискуссий и тренингов, занятий учебно-тренировочных групп (УТГ).

Исследование в целом осуществлялось в период 2003;2010 годов в несколько этапов. На I этапе (2003;2004) были определены теоретические позиции исследования, осуществлялся анализ литературы по теме. На II этапе (2005;2006) разработана и реализована на всей выборке студентов программа психологической диагностики личностных свойств, составляющих структуру нравственно-экологического сознания, параметры психологической устойчивости и особенности образа жизни студентов, осуществлен анализ результатов диагностики. На III этапе (2006;2008) сформированы экспериментальная (ЭГ- 80 человек) и контрольная (КГ — 120 человек) группы студентов. Для студентов ЭГ разработана и реализована комплексная программа образовательно-воспитательной работы. На IV этапе (2008;2010) осуществлено контрольное сравнительное диагностическое исследование свойств студентов ЭГ и КГ, проанализированы общие результаты эксперимента и оформлены итоги и выводы всего исследования.

Апробация работы. Теоретические идеи, основные положения и выводы исследования представлялись на III Международной научной конференции «Гуманизм духовность в образовании» (Нижний Новгород, 2005) — на III Национальной научно-практической конференции «Психология образования: Культурно-исторические и правовые аспекты» (Москва, 2006) — Всероссийской научно-практической конференции «Современное образование: научные подходы, опыт, проблемы, перспективы — Артемовские чтения» (Пенза, 2008) — Международной научной конференции «Учитель XXI века» (Ижевск, 2010) — заслушивались на заседании кафедры педагогики и психологии и лаборатории «Психология подготовки профессионала» НГЛУ им. H.A. Добролюбова. Материалы исследования нашли отражение в 11 публикациях автора, в том числе 2 статьях в рецензируемом журнале, рекомендованном ВАК, и учебном пособии.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка (238 наименований, в том числе 24 на иностранных языках). Работа иллюстрирована таблицами, графиками, диаграммами, схемами.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Результаты проведенного исследования свидетельствуют о достижении поставленной цели и решении сформулированных задач. Это позволяет сделать следующие основные выводы:

1. Получили подтверждение основные положения, лежащие в основе научных гипотез исследования: показано, что нравственно-экологическое сознание формируется во взаимосвязи личностных характеристик студента и обретает свою целостность, действенность и устойчивость благодаря ценностно-нравственному стержню личности, являющемуся психологическим механизмом этого процессаподтверждено, что основными психологическими условиями формирования целостного, действенного и устойчивого нравственно-экологического сознания являютсяорганизация образовательно-воспитательной работы со студентами в виде специальной психологической подготовки и сопровождения профессионального развития личностинаправленность психологической подготовки на целостную личность в совокупности интеллектуальных, мотивационных, волевых, эмоциональных, духовно-нравственных, ценностных и рефлексивных характеристикпоследовательная оптимизация этих характеристик через системное оздоровление образа жизни студентов.

Таким образом, в результате целенаправленной психологической подготовки формируется экоцелостная личность будущего педагога, представляющая собой систему мотивационных, эмоциональных, волевых, рефлексивных и ценностно-смысловых личностных свойств, среди которых доминирующую роль играют ценностно-смысловые и нравственные ориентации личности, определяющие содержание экологического мышления, экологического мировоззрения и нравственно-экологической ответственности личности будущего педагога.

2. Результаты диагностического исследования выявили наличие ряда негативных особенностей развития ценностно-смысловой, нравственно-духовной, рефлексивной, мотивационной сфер личности студентов, что существенно проявилось в неблагоприятных показателях экологического сознания будущих педагогов. Данными диагностики обоснована необходимость целенаправленного формирования этих сфер личности.

3. Результатами корреляционного анализа показана взаимосвязь экологического сознания личности и ее ценностно-смысловой и нравственно-духовной сфер.

4. Результаты эксперимента подтвердили ведущую роль духовно-нравственных факторов в развитии экоцелостной личности будущего педагога, а также в формировании его психологической устойчивости к неблагоприятным воздействиям окружающей среды, прежде всего информационного пространства.

5. Полученные в исследовании данные подтвердили высокую эффективность разработанной программы психологической подготовки и через это релевантность предложенной модели нравственно-экологического сознания и процесса его формирования, что позволяет рекомендовать данную программу для расширенного внедрения в процесс профессиональной подготовки студентов педагогических специальностей.

Перспективы дальнейшего исследования проблемы видятся в разработке более обширного методического инструментария для изучения и формирования экологической культуры личности.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Ю.Ф., Алешкевич М. П., Буровский A.M., Костин А. К. Лицей эколого-информационных технологий. Иркутск, 1998.
  2. H.A. и др. Интегральная антропология и экология человека: области взаимодействия. М., 1995.
  3. H.A., Торшин В. И. Экология человека: Избранные лекции. М.: Издательская фирма «Крук», 1994.
  4. P.A., Смолянов A.B. Экология и мораль. М., 1984.
  5. .Г. О проблемах современного человекознания / Б. Г. Ананьев.-М.: Наука, 1977.
  6. Э.М., Миронов A.B., Шефель СВ. Социально-философские основания концепции формирования экоцелостной личности (в контексте идейного наследия П. А. Сорокина) // Социально-гуманитарные знания.- 2003,-№ 1.-С24.
  7. , A.A. Духовно-нравственное и нервно-психическое здоровье: Медико-психологические аспекты диагностики, восстановления и формирования / A.A. Андрущакевич. Н. Новгород, 2001. — 280 с.
  8. , Э. Эпоха пропаганды: Механизмы убеждения, повседневное использование и злоупотребление/ Э. Аронсон, Э. Р. Пратканис СПб.: Прайм Евро-знак, 2002.-384 с.
  9. Р. Этика экологической ответственности // Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. М., 1990. — С. 203−257.
  10. A.B. Понятие «Природа» в античности и в новое время. М.:Наука, 1988.
  11. В.И. Отношение к природе нравственно активной личности // Экология, культура, образование. М., 1989. — С. 76−80.
  12. , Е.В. Идентификация с другими как механизм формирования смысловой сферы личности: дис. канд. психол. наук. / Е. В. Басина. М., 1985.
  13. Бганба-Церера В. Р. Экология души: ненасилие путь в грядущее.-СПб., 1994.
  14. Бганба-Церера В. Р. Становление экологической этики: проблемы иперспективы. М., 1992.
  15. , В.А. Теория и практика духовно-нравственного становления и развития учителя в советской и православной педагогической культуре: автореф. дис.. докт. пед. наук / В. А. Беляева. М., 1999. — 28 с.
  16. H.A. Философия свободы. Смысл творчества/ H.A. Бердяев. -М., 1989.-С. 293−325.
  17. , Н. А. О назначении человека / H.A. Бердяев. М.: Республика, 1993. -382 с.
  18. , H.A. Экзистенциальная диалектика божественного и человеческого // Бердяев H.A. О назначении человека. -М.: ТЕРРА-Книжный клуб- Республика, 1998. 384 с. — (Библиотека философской мысли)
  19. , H.A. Философия свободного духа / H.A. Бердяев. М.: Республика, 1994.-479 с.
  20. Бестужев-Лада И. В. Мир нашего завтра/ И.В. Бестужев-Лада. -М. Мысль, 1986.
  21. Р. У. Диалектика формирования экологического сознания в условиях развитого социализма: Дис.. канд. философ, наук/ Р. У. Биджиева. -М., 1981.
  22. , Л.И. Концепция программы воспитания духовности, целомудрия и альтруистического поведения / Л. И. Болотова // Школа духовности. — 1997 № 2 — 60−63.
  23. , В.Е. Постижение экологической теологии/ В.Е. Борейко-Киев: Киевский эколого-культурный центр, 2000.
  24. , В.Е., 1999−6, Прорыв в экологическую этику/ Е.В. Борейко-Киев: Киевский эколого-культурный центр, 1999. -128 с.
  25. , Н.К. Онтология духовности: сущность и понимание: Автореф. дис. докт. филос. наук. / Н. К. Бородина. Волгоград, 2000. — 24 с.
  26. , Б. С. Нравственное сознание личности / Б. С. Братусь. М.: Знание, 1985.-64 с.
  27. , Б.С. К проблеме человека в психологии / Б. С. Братусь // Вопросыпсихологии. -1997. № 5. — С. 3−20.
  28. , Б.С. От гуманитарной парадигмы в психологии к парадигме эсхатологической: Материалы круглого стола «Психология и новые идеалы научности» / Б. С. Братусь // Вопросы философии. 1993. № 5. — С. 3−43.
  29. , Л.П. Духовность и проблемы нравственной культуры / Л. П. Буева // Вопросы философии. 1996. № 2. — С. 3−9.
  30. , Л.П. Сакральность духовного пространства человека / Л. П. Буева // Педагогика. 1995. № 5. — С. 25.
  31. В.А., Богданова Л. В. Введение в антропоэкологию. М., 1995.
  32. В.И. Биосфера/ В. И. Вернадский М.: Наука, 1965.
  33. В.И. Живое вещество/ В. И. Вернадский. М.: Наука, 1978.
  34. В.И. Современность/ В. И. Вернадский. -М.: Наука, 1986.
  35. В.А. Прикладная экология/ В. А. Вронский. Ростов-на-Дону, 1996.
  36. , К.В. Нравственно-эстетическое воспитание школьников: книга для учителей / К. В. Гавриловец, И. И. Казимирская. 2-е изд. — Минск: Народная асвета, 1989. — 168 с.
  37. , Н.Л. Экологическая мини-энциклопедия на столе учителя/ Н.Л. Галеева// Экология и жизнь. 1999.-№ 4.
  38. Г. Д. Национальные образы мира: Космопсихологос / Т. Д. Гачев. -М., 1995.
  39. , О.И. Процепция и виртуальность в возможных жизненных мирах / О. И. Генисаретский // Виртуальные реальности. М., 1995. — С. 63−79.
  40. , В. Франциск Ассизский, Вестник Европы, 1982, июнь. .-С. 519 545.
  41. Дж. Экологический подход к зрительному восприятию/ Дж.
  42. Гибсон.-М.:Прогресс, 1988.
  43. , Ф.И. Экология, Цивилизация. Ноосфера/ Ф. И. Гиренок. -М.: Наука, 1987.
  44. Э.В. Природные основы экологической культуры/ Э. В. Гирусов // Экология, культура, образование-М, 1989.
  45. Э.В. Основы социальной экологии / Э. В. Гирусов. М., 1998.
  46. Э.В., Широкова И. Ю. Экология и культура. М., 1989.
  47. Дж. Психология и география: Основы поведенческой географии/ Дж. Голд. -М., 1990.
  48. , Т. Святые животные / Т. Горичева. Киев: Киевский эколого-культурный центр, 1999. — 56 с.
  49. В.И. Экологизация сознания в контексте культурологического подхода и концепции экоцелостной личности / В. И. Горовая, O.A. Линенко // Вестник университета. 2009. -№ 4. — С. 41−44.
  50. Город, природа, человек: проблемы экологического воспитания /Под ред. академика А. В. Сидоренко. М.: Мысль, 1982. — 231 с.
  51. , Н.Я. Устои нравственной жизни и деятельности/ Н.Я. Грот// Смысл жизни в русской философии. СПб., 1995. — С. 17−39.
  52. Грэбер, JL Дикая природа как священное пространство/ JI. Грэбер. Киев: Киевский эколого-культурный центр, 1999. — 56 с.
  53. A.B. Экологическое сознание и развитие нравственно-психологических свойств личности Текст. / A.B. Гришин, В. В. Рыжов // Вестник университета (Государственный университет управления).- 2009. -№ 16-С. 28−31.
  54. A.B. Экологические проблемы и психология Текст. / A.B.
  55. , B.B. Рыжов// Актуальные проблемы науки и гуманитарного образования: Межвуз. сб.науч. тр. Вып. 10. — Нижний Новгород: Изд-во НГЛУ им. H.A. Добролюбова, 2007.- С. 13−33.
  56. A.B. Отношение к природе и нравственное воспитание личности Текст./ A.B. Гришин// Актуальные проблемы науки и гуманитарного образования: Межвуз. сб.науч. тр.-Вып. Ю.-Нижний Новгород: Изд-во НГЛУ им. H.A. Добролюбова, 2007.-С.157−166.
  57. A.B. О разработке системы формирования экологического сознания учащихся Текст./ A.B. Гришин// Актуальные проблемы науки и гуманитарного образования: Межвуз. сб.науч. тр.-Вып. 11.-М.: Изд-во Русско-американского института, 2008. С. 85−94.
  58. A.B. Экология личности и психологические загрязнения Текст./ A.B. Гришин// Актуальные проблемы науки и гуманитарного образования: Межвуз. сб.науч. тр.-Вып. 12.-М.: Изд-во Русско-американского института, 2008.-С.117−125.
  59. Гришин A.B.Формирование нравственно-экологического сознания студентов педагогических специальностей: учебно-методич. пособие/ A.B. Гришин, В. В. Рыжов.-М.: Изд-во Русско-американского института, 2010.-107 с.
  60. Гуманизм и духовность в образовании: Научные труды Второй международной научной конференции/ Под ред. проф. В. В. Рыжова. Нижний Новгород, 2000.-292 с.
  61. Гуманизм и духовность в образовании: Научные труды Третьей международной научной конференции/ Под ред. проф. В. В. Рыжова. Н. Новгород, 2004. -240 с.
  62. JI.H. Биосфера и импульсы сознания/ JI.H. Гумилев //Природа. 1978. — № 12. — С. 97−105.
  63. A.A. Природа как ценность культуры/ A.A. Гусейнов // Экология, культура, образование. — М., 1989. С. 5−11.
  64. , В. И. Толковый словарь живого великорусского языка/ В. И. Даль. — М.: Русский язык, 1981. Т. 1. — 700 с.
  65. В.В. Беседы об экологии/ В. В. Дежкин. М.: МНЭПУ, 1998.
  66. С.Д. Экологическая психология: диагностика экологического сознания/ С. Д. Дерябо. М., 1999.
  67. С.Д., Левин В. А. Экологическая педагогика и психология /С.Д. Дерябо, В. А. Ясвин. Ростов на Дону, 1996.
  68. Н.В. Экологическое воспитание в пионерском лагере/ H.B.? Добрецова. М., 1988.
  69. , У. Многообразие религиозного опыта / У. Джеймс. М.: Наука, 1993.-432 с. ъ
  70. , О. Буддийская мысль и экологическое мировоззрение / О. Доржгаушаева. Бюллетень Московского ИСАР, № 10,2000. — С. 34−38.
  71. Духовность человека: педагогика развития: Учеб. пособие / Под ред. Н. В. Михалковича. Минск: Тесей, 2006. — 400 с.
  72. Ю.Д. Природа человека и общество/ Ю. Д. Железное. -М.:МНЭПУ, 1996.
  73. A.A. Религия и экологический кризис/ A.A. Захаров. М., 1990.
  74. А.Н. Школа и проблемы охраны природы: Содержание природоохранительного образования/ А. Н. Захлебный. М., 1991.
  75. И.Д. Учебные исследования по экологии в школе: Методы исредства обучения/ И. Д. Зверев. М., 1993.
  76. И.Д. Экология в школьном обучении: Новый аспект образования/ И. Д. Зверев. М., 1980.
  77. Здоровье и окружающая среда/ Под ред. Дж. Ленихена и У. Флетчера. М.: Мир, 1979.-232 с.
  78. В.В. Основы христианской философии / В. В. Зеньковский. -М.: Канон+, 1997. 560 с.
  79. В.В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии/ В. В. Зеньковский / Отв. ред. и сост. П. В. Алексеев М.: Школа-Пресс, 1996. -272 с.
  80. , В.В. История русской философии- в 2т. / В. В. Зеньковский. Л.: Эго, 1991.
  81. , В.П. Человек развивающийся: Очерки российской психологии/ В. П. Зинченко, Е. Б. Моргунов. -М.: Тривола, 1994.
  82. , В.В. Духовность человека в зеркале психологического знания и религиозной веры/В.В. Знаков// Вопросы психологии.- 1998.- № 3, — С. 104−114.
  83. Т.В. Экологические ценности в общественном сознании/ Т. В. Иванова // Вопросы психологии. 1999. — № 3. — С. 83−88.
  84. , И.А. Собрание сочинений в 10 т. / И. А. Ильин. М.: Русская книга, 1993.
  85. А.Н. Теоретические проблемы воспитания у старшеклассников экологической культуры как части их мировоззрения: Дис.. канд. пед. наук/ А. Н. Ильина.-М., 1998.
  86. К. Экологическая проблематика в контексте буддизма / К. Инэда // Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. -М. :Прогресс, 1999. С. 289 -307.
  87. В.П., Спирин Е. А. Космопланетарный феномен человека. М.: Наука, 1991.
  88. , A.A. Психология виртуального со-бытия / A.A. Калмыков// Первая Российская конференция по экологической психологии.- М, 1996.- С. 75.77.
  89. , A.A. Введение в экологическую психологию: Курс лекций / A.A. Калмыков.-М.: Изд-во МНЭПУ, 1999.- 128 с.
  90. A.A., Кувакин В. И. Экология здоровья: Введение в медицинскую и военно-медицинскую экологию. СПб, 1997.
  91. , Н.Ю. Экологические элементы сознания и религия / Н. Ю. Киселева. Нижний Новгород, 1993.
  92. Китаев-Смык, JI.A. Стресс и психологическая экология/ JI.A. Китаев-Смык// Природа.-1989. -№ 7. С. 98−105.
  93. , Т.Ю. Формирование экологической культуры питания как базового компонента здоровьеформирования старших школьников: Автореф. дис. канд. пед. наук/ Т. Ю. Колдашова. Нижний Новгород, 2009.
  94. Кон, И.С. В поисках себя: Личность и ее самосознание / И. С. Кон М.: Мысль, 1984.
  95. , А.Н. Экологическое знание и сознание: Особенности формирования/ А. Н. Кочергин, Ю. Г. Марков, Н. Г. Васильев. Новосибирск: Наука, 1987.
  96. Краткая философская энциклопедия. — М., 1994.
  97. , И.В. Очерки истории представлений о взаимоотношении природы и общества / И. В. Круть, И. М. Забелин. М.: Наука, 1988.
  98. И.В. Психосемантическое исследование обыденных экологических представлений/И.В. Кряж// Вопросы психологии. 1998. — № 1.-С. 65- 75.
  99. Культура и экология: поиск путей становления новой этики. М., 1992.
  100. . Природоохранные ценности и этика / Б. Кэлликот. Гуманитарный экологический журнал, 2000, т.1, № 2. — С. 40−68.
  101. М. Я. Природа и мы/ М. Я. Лемешев. М.: Советская Россия, 1989.-272 с.
  102. В.А., Шелепин Л. А., Боев Б. В. Закат цивилизации или движение к ноосфере (экология с разных сторон). М., 1997.
  103. .Т. Философия воспитания/ Б. Т. Лихачев. М., 1995.
  104. .Т. Экопсихотерапевтические аспекты воспитания/ Б.Т. Лихачев// Педагогика. — 1995. — № 1.
  105. , Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии/ Б. Ф. Ломов. -М.: Наука, 1984.
  106. A.B., Провадкин Г. Г. Социальная экология: Учеб. пособие для вузов. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. — 312 с.
  107. В.Н. Догматическое богословие/В.Н. Лосский.-М.: Мысль, 1991.
  108. , Н.О. Условия абсолютного добра/ Н. О. Лосский. М.: Политиздат, 1991. — 367 с. — (Библиотека этической мысли).
  109. Н.О. Мир как осуществление красоты/ Н. О. Лосский. М.1994.
  110. , Н.О. Чувствительная, интеллектуальная и мистическая интуиция/ Н. О. Лосский // Учение о душе и душевных явлениях.- М., 1995.
  111. Мак Ги Р. Поиск значимости/ Р. Мак Ги. М.: Логос. 1994 — 112 с.
  112. Л.В. Опыт выявления каркаса основных понятий общей ан-тропоэкологии/ Л. М. Максимова // Эволюционная и историческая антропо-экология. -М., 1994. С. 77−88.
  113. Малая медицинская энциклопедия: В 6 т. М., 1991 — 1994.
  114. М.К. Сознание и цивилизация/ М. К. Мамардашвили // Природа 1998.-№ И.
  115. Н.М. Теоретические основы экологического образования/ Н. М. Мамедов // Экологическое образование и устойчивое развитие. М., 1995.
  116. В.В., Доржигушаева О. В. Экологическая этика: буддизм и современность / В. В. Мантатов, О. В. Доржигушаева. Улан-Удэ, ВСГТУ, 1996.- 155с.
  117. , В.Г. Педагогика ненасилия / В. Г. Маралов, В.А. Ситаров- М., 1993.
  118. Э.С. Теория культуры и современная наука: Логико-методологический анализ/ Э. С. Маркарян —М.: Мысль, 1983.
  119. Д.Ж. Социальная экология/ Дж. Маркович. М., 1991.
  120. В.И., Алдашева A.A. Экологическое сознание. М, 2001.
  121. А. История религии: В поисках Пути, Истины и Жизни: В 7 т. -М., 1991.-T. 1.-С. 85−104- 121−130.
  122. Мифы народов мира. Энциклопедия.— Т.1, т.2 М.: Советская энциклопедия, 1991
  123. , H.H. Человек, среда, общество: Проблемы формализованного описания/H.H. Моисеев. -М.: Наука, 1982.
  124. , H.H. Восхождение к разуму: Лекции/ H.H. Моисеев.- М.: Из-дАТ, 1993.
  125. , H.H. Устойчивое развитие и экологическое образование/ H.H. Моисеев // Философские аспекты социальной экологии. М., 1996. — С. 1−12.
  126. , Е.Б. Человеческие факторы в компьютерных системах/ Е. Б. Моргунов. -М.: Тривола, 1994.
  127. В.М. Система непрерывного экологического образования в средней и высшей педагогической школе: Дис.. д-ра пед. наук/ В. М. Назаренко. -М., 1994.
  128. , В.М. Будущее экологического образования: Некоторые предположения/ В.М. Назаренко// Экология и жизнь 1997 — № 2.
  129. Начала христианской психологии: Учебное пособие для вузов М.:1. Наука, 1995.
  130. , В.Н. Наука о человеке / В. Н. Несмелов. Казань: Тан-Заря, 1994.-418 с.
  131. , Б.В. Введение в христианскую психологию / Б.В. Ничипо-ров. -М.: Мир, 1994.
  132. , H.A. Психологические виртуальные реальности / H.A. Носов. — М.: Изд-во ин-та Человека РАН, 1994.
  133. Образ человека в зеркале гуманизма: мыслители и педагоги эпохи Возрождения о формировании личности (XIV XVII вв.) / Сост., вступ. статьи и комент. Н. В. Ревякиной, О. Ф. Кудрявцева. — М.: Изд-во УРАО, 1999. — 400 с.
  134. Ю.В. Экологическая обусловленность мировоззренческих трансформаций/ Ю. В. Олейников // Философия экологического образования. -М., 2001.
  135. , А.И. Духовно-нравственное воспитание в системе современного образования / А. И. Осипов // Наука и образование на пороге III тысячелетия. Минск, 2000.
  136. Отношение школьников к природе/ Под ред. И. Д. Зверева, Т.И. Сураве-гиной.-М., 1988.
  137. Т.Н. Биоэтика в высшей школе/ Т. Н. Павлова. Киев: Киевский эколого-культурный центр, 1998. — 128 с.
  138. В.И. Вернадского и П.А. Флоренского// Новый мир 1989. № 2.
  139. , В.А. Августин Аврелий и его духовно-образовательная педагогика / В. А. Попов // Гуманизм и духовность в образовании: Труды второй международной научной конференции. Н. Новгород, 2001. — С. 57−63.
  140. Психология личности и образ жизни/ Под ред. Е. В. Шороховой. М.: Наука, Ин-т психологии РАН, 1987.
  141. , Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие / Д. Я. Райгородский. Самара: Издательский Дом1. БАХРАХ-М", 2003. 672 с.
  142. , М. Экопсихология как наука о поведении человека в социальной среде/ М. Раудсеп// Человек в социальной и физической среде / Под ред. X. Лийметса и др.- Таллинн, 1983.
  143. Рац М. Что такое экология, или Как спасти природу (предложения к государственной экологической программе) // Человек и проблемы природопользования. М.: Знание, 1990. — 96 с. — (Нар. ун-т. «Человек и природа" — № 2)
  144. , Н.Ф. Популярный биологический словарь/ Н. Ф. Реймерс. — М., 1991.
  145. , Н.Ф. Надежды на выживание человечества. Концептуальная экология / Н. Ф. Реймерс.- М.: «Россия молодая», 1992.
  146. Н.Ф. Экология (теория, законы, правила, принципы и гипотезы)/ Н. Ф. Реймерс. М., 1994.
  147. Ш. Холмс. Существует ли экологическая этика? // Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. — М., 1990. С. 258−288.
  148. В.В. Информационные технологии и личность/ В.В. Ры-жов//Гуманизм и духовность в образовании: Научные труды Третьей международной научной конференции. — Нижний Новгород, 2005.
  149. В.В. Проблемы экологической психологии в образовании / В. В. Рыжов // Актуальные проблемы науки и гуманитарного образования: Научные труды НФ УРАО Вып. 2 — Нижний Новгород, 2002 — С.7−27.
  150. И.М. Экология души и личности/ И.М. Рыжова// Актуальные проблемы науки и гуманитарного образования: Межвуз. сб. енауч. тр.- Вып 6.-М.: Изд-во Русско-американского института, 2005 С. 134−138.
  151. , Е.А. Диагностика нравственного развития личности школьника: Учебное пособие / Е. А. Савченко, Л. В. Макаренко. Минск, 2002.
  152. И.П. Формирование экологической культуры учителя: Дис. канд. философ, наук/И.П. Сафронов. -М., 1992.
  153. , В. Е. Искусство как межличностная коммуникация / В. Е. Семенов. СПб: Изд-во Санкт-Петербургского университета, 1995. — 200 с.
  154. , В.А. Пустовойтов В.В.Социальная экология: Учебное пособие для студентов высш. пед. уч. заведений/В.А. Ситаров, В. В. Пустовойтов.-М.: Академия, 2000. 280 с.
  155. , А.П. Акмеологический тренинг: Теория, методика, психотехнологии/ А. П. Ситников. М.: ТШБ, 1996.
  156. Сластенина Е С. Экологическое образование в подготовке учителя/ Е. С. Сластенина. М., 1984.
  157. Словарь по этике/ Под ред. А. А. Гусейнова и И. С. Кона. — 6-е изд. — М.: Политиздат, 1989.
  158. Современные проблемы экологии. М., 1997.
  159. , B.C. Полное собрание сочинений и писем / B.C. Соловьев. -М.: Наука, 2000.
  160. , B.C. Оправдание добра: нравственная философия Электронный ресурс. http://www.magister.msk.ru/library/philos/solovyov/solovvO 1 .htm
  161. , B.C. Смысл любви ГЭлектронный ресурс! / B.C. Соловьев // http://www.vehi.net/soloviev/smysl lubvi. html
  162. Н.В. Экологическая культура как показатель образа жизни современного общества: Автореф. дис. .канд. филос. наук/ Н. В. Соловьева Казань: КГУ, 1994.
  163. С.Н. Мировоззренческие и идеологические аспекты экологического воспитания/ С. Н. Соломина // Образование по вопросам окружающей среды-Минск, 1980.
  164. С.Н. Взаимодействие общества и природы/ С. Н. Соломина. -М., 1982.
  165. , В.А. Переиздание. — М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 2002. — 224 с. — (Антология гуманной педагогики).
  166. Тейяр де Шарден П. Феномен человека. M., 1987. — С. 133 -186.
  167. , Т. Эдинбургские лекции по ментальной науке/ Т. Тровард.-Тамбов.: Изд-во «Аттика», 2000. 92 с.
  168. JI. Исторические корни нашего экологического кризиса/ Л. Уайт// Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. — М., 1990. С. 188— 202.
  169. , Р. Основания духовности / Р. Уолш- пер. с англ. М., 2000.
  170. , К.Д. Переиздание. — М.: Издательский Дом Шалвы Амо-нашвили, 2001. -224 с. — (Антология гуманной педагогики).
  171. , Е.В. Психологическое сопровождение подростков: система работы, диагностика, тренинги: Монография/ Е. В. Федосенко. СПб.: Речь, 2008.- 191 с.
  172. , В.Г. Духовность как фактор перестройки / В. Г. Федотова // Вопросы философии. 1987. № 3. — С. 42−49.
  173. , П.А. Анализ пространственности и времени в художественно-изобразительных произведениях/ П. А. Флоренский.- М., 1993.
  174. , П.А., Иконостас Электронный ресурс. / П. А. Флоренский //http://www.vehi.net/florensky/ikonost.html
  175. , С.Л. Духовные основы общества / С. Л. Франк. М.: Республика, 1992.
  176. , С.Л. Реальность и человек / С. Л. Франк. М., 1997.
  177. , С.Л. Смысл жизни Электронный ресурс. / С. Л. Франк // http :// www. vehi .net/frank/sm y s lzhi .html
  178. , И.Т. О человеке и гуманизме: Работы разных лет/ И.Т. Фролов-М.: Политиздат, 1989.
  179. Э. Иметь или быть?/ Э. Фромм. М., 1990.
  180. , Д. Золотая ветвь / Д. Фрэзер. М.: Политиздат, 1980. — 832 с.
  181. Р.З., Егоров Н. В., Смирнов Г. С. и др. Методологические основы формирования экологического сознания // Образование по вопросам окружающей среды. Кн. 1.-Иваново, 1984.
  182. , С. Освобождение от психологического насилия/ С. Хасеен. — СПб.: прайм ЕВРОЗНАК. 2001.
  183. В. Философия и экология/ В. Хесле. М., 1993.
  184. Христианство и экология: Сб. статей. СПб.: Изд-во РГХИ, 1997. — 352 с.
  185. С.С. К проблеме динамики ноогенеза/ С. С. Хоружий // Учение В. И. Вернадского о ноосфере и глобальные проблемы современности. Ч. 1. Тез. докл. Всесоюз. конф. (Москва, 30−31 мая 1988 г.). М.: Моск. физ.-техн. ин-т, 1988. -С. 94−97.
  186. Цветочки святого Франциска Ассизского. Брюссель, 1993. — 175 с.
  187. К.Э. Монизм Вселенной/ К. Э. Циолковский // Очерки о Вселенной. -М., 1992.-С. 151−153.
  188. М. Психология жизненной среды/ М. Черноушек- М.: Мысль, 1989.
  189. А.Л. Земное эхо солнечных бурь/ А. Л. Чижевский. М., 1976.-С. 24−51.
  190. , В.Д. Происхождение человечности: Учеб. пособие для студентов вузов / В. Д. Шадриков. -2. изд., перераб. и доп. М.: Логос, 2001. -294 с.
  191. , В.В. Основы социальной антропологии /В.В. Шаронов. -СПб., 1997.
  192. А. Благоговение перед жизнью/ А. Швейцер. М., 1992. — С. 216−229.
  193. , Н.И. Основы психологической диагностики: В 3 ч. / Н. И. Шевандрин. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.
  194. , Г. П. Духовное развитие учащихся / Г. П. Шевченко // Сов. педагогика. 1989, № 8.
  195. , А. Этические диалоги со старшеклассниками / А. Шем-шурина // Воспитание школьников. 1998. № 2. — С. 2−6.
  196. , Ф. Он здесь, и Он не молчит: Избранное / Френсис Шеффер —
  197. Пер. с англ. СПб.: Мирт, 2002. — 351 с.
  198. К.И. Экософии религии и этноса/ К. И. Шилин. М., 1997.
  199. Г. Г. Введение в этническую психологию/ Г. Г. Шпет- СПб.: Алетейя, 1996.
  200. , И.А. Лекции по этике / И. А. Шрейдер. М.: Мирос, 1994.
  201. , Р. Духовное обновление педагогики / Р. Штайнер. М.: Пар-сифаль, 1995.-251 с.
  202. Х.Э. Влияние городской среды на поведение человека/ Х. Э. Штенбах. СПб., 1997.
  203. Ф.Р. Таинство заповедания/ Ф.Р. Штильмарк// Гуманитарный экологический журнал 1999, т.1, № 1- С. 35−46.
  204. Экологическое и эстетическое воспитание школьников/ Под ред. Л. П. Печко. -М., 1984.
  205. Экологическое образование школьников/ Под ред. И. Д. Зверева, Т. И. Суравегиной. М., 1983.
  206. Экология и религия/ Сост. H.A. Трофимчук.-М.:РАУ Луч, 1994 409 с.
  207. Экология человека: Словарь-справочник/ Авт.-сост. H.A. Агаджанян, И. Б. Ушаков, В. И. Торшин и др./ Под общ. ред. H.A. Агаджаняна.- М.: ММП «Экоцентр», Издательская фирма «Крук», 1997.- 208 с.
  208. Экотеология. Голоса севера и юга. М.: Испо-Сервис. 1997. — 368 с.
  209. М. Трактат по истории религий/ М.Элиаде. СПб.: Изд-во «Алетейя», 1999.-414 с.
  210. В.А., Дерябо С. Д. Методика проведения эколого-психологического тренинга/ В. А. Ясвин, С.Д. Дерябо// Школа здоровья. — 1995, № 2.
  211. В.А., Дерябо С. Д. Методологические проблемы становления и развития экологической психологии / В. А. Ясвин, С. Д. Дерябо // Психологический журнал. 1996. -Т. 17, № 6. — С. 4−18.
  212. Abbot Herman. Natures Tuneful Choir// The Ortodox word, vol. 32, № 6 (191), 1996, pp. 263−289.
  213. Albanese C. Nature religion in America. —Chicago, University of Chicago Press. -1990.
  214. Barlow C. Because it is my religion // Wild Earth, 1996, pp. 5−10.
  215. Bratton S. The original desert solitaire: early christian monasticism and wilderness// Environmental ethics, 1988, № 1, pp.31−53.
  216. Callicott B. American indian land wisdom? Sorting out the issues// Olson P.(ed.). Mankind on the move Lincoln, University of Nebraska Press. -1988.
  217. Christianity and ecology/ Ed. E. Breuilly, M.Palmer.- WWF, New York, 1992.-118 p.
  218. Cooling, Trevor. Science and Religious Education Conflict or Cooperation? // British Journal of Religious Education. — 1990. — V.13(l). — P. 35−42.
  219. Degenhardt, M. The Ethics of Belief and Education in Science and Morals // Journal of Moral Education. 1986. — V.15(2) — P. 109−118.
  220. Eliade M. The sacred and the profane: the natura of religion New York, Harpet Torch Book, 1961.-220 p.
  221. Environmental' ethics. Readings in theory and application/ Ed. Pojman L. -Jones and Bartlett Publishers, Boston London, 1994. — 504 p.
  222. Erricker, Jane. Teachers Developing Spiritual and Moral Education // Teacher Development. 1999. — V. 3(3). — P.383−396.
  223. Ethics, religion and biodiversity/ Ed. L. Hamilton, The White Hors Press, Cambridge, 1993. 125 p.
  224. Fisher S., Jane T. Living in virtual world // Byte, 1990, July, pp. 215−221.
  225. Fowler, James W. Stages of Faith: The Psychology of Human Development and the Quest for Meaning / -San-Francisco: Harper., 1981.
  226. Hamit F. Virtuality and the exploration of cyberspase. Carmel Indiana Sums Publishing, 1993. — 346 p.
  227. Hughes D, Swan J. How much of the Earth is sacred space?//Environmental ethics/ Ed. L. Pojman, Jones and Bartlett Publishers. Boston-London, 1994, pp. 172−180.
  228. D., -Francisk of Assisl and the diversity of creation// Environmental
Заполнить форму текущей работой