Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Разработка направлений стимулирования инвестиционных процессов в экономике Субъекта Федерации

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

На сегодняшний день привлечение средств зарубежных инвесторов является одной-из приоритетных задач Правительства Москвы. Решение этой задачивозложено на Комитет по внешнеэкономической деятельности города Москвы. В последние годы активно разрабатывались новые подходы к работе с иностранными инвесторами. В> частности, формировался комплексный метод подготовки, представления и реализации… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ПРОЦЕССЙ КАК
  • ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ
    • 1. 1. Исследование экономической сущности инвестиционных процессов как объекта управления
    • 1. 2. Анализ современного состояния инвестиционных процессов в экономику России
    • 1. 3. Зарубежный опыт стимулирования инвестиционных процессов
  • ГЛАВА 2. РАЗРАБОТКА НАПРАВЛЕНИЙ СТИМУЛИРОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В ЭКОНОМИКУ СУБЪЕКТА ФЕДЕРАЦИИ
    • 2. 1. Система стимулирования инвестиционных процессов в экономике Субъекта Федерации
    • 2. 2. Система страхования инвестиционных процессов от некоммерческих рисков
    • 2. 3. Разработка организационно-административных направлений стимулирования инвестиционных процессов в экономике Субъекта Федерации
    • 2. 4. Налоговое стимулирование инвестиционных процессов в экономике Субъекта Федерации
  • ГЛАВА 3. СПЕЦИФИКА СТИМУЛИРОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ ГОРОДА МОСКВЫ
    • 3. 1. Оценка инвестиционного климата города Москвы
    • 3. 2. Основные направления стимулирования притока прямых иностранных инвестиций в экономику города Москвы

Разработка направлений стимулирования инвестиционных процессов в экономике Субъекта Федерации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования.

В настоящее время и в условиях мирового финансового кризиса и рецессии российской экономики проблема разработки направлений активизации, инвестиционных процессов в экономике Субъекта Федерации актуальна по нескольким причинам:

Во-первых, в условиях глобализации мировой экономики и активной интеграции России в мировое экономическое сообщество одним из ключевых факторов повышения эффективности функционирования предприятия, секторов, отраслей и всей экономики в целом является привлечение иностранных инвестиций. Именно иностранные инвестиции способствуют эффективному, а не «бумажному» обновлению основных фондов предприятий, расширению производства, открытию новых рабочих мест.

Во-вторых, интенсивное развитие российской экономики в последние годы резко повысило потребность всех отраслей-национальной экономики в инвестициях. Только топливно-энергетический комплекс нуждается в 80−100 млрд долл. ежегодно, потребность в 60−70 млрд долл. испытывает обрабатывающая промышленность1. Для сохранения высоких темпов развития национальной экономики России требуется порядка 2 трлн. долларов до 2015 года. В этой связи привлечение большего объема иностранных инвестиций является одной из приоритетных направлений государственной политики на предстоящие годы.

В-третьих, несмотря на стабильное улучшение инвестиционного климата России, повышение инвестиционной привлекательности большинства отраслей национальной экономики, выход большинства крупных российский^ предприятий на международные рынки капитала, ряд.

1 Некрасов А. С., Синяк Ю. В. Перспективы развития топливно-энергетического комплекса России на период до 2030 г. // Проблемы прогнозирования — № 4, 2007 г. отраслей и Субъектов Федерации испытывают резкий недостаток инвестиций как национального, так и зарубежного происхождения. Так, более чем в 10 регионах России иностранные инвестиции за последние 4 года в совокупности составили не более 20 млрд. долларов, что в 2,5 раза меньше, чем получила Москва только в 2007 году. Аналогичная картина складывается при анализе отраслевой структуры притока иностранных инвестиций: сельское хозяйстворыболовство, рыбоводствообразование и здравоохранение получили 0,8% от общего притока в 2007 году.

Таким образом, разработка адекватных современному состоянию' мировой экономической системы направлений активизации инвестиционных процессов как на федеральном, так и на уровне СубъектовФедерации позволит сбалансировать как отраслевое, так и территориальное развитие России, что, безусловно, является одной из ключевых проблем социально-экономического развития страны.

В-четвертых, очевидно, что ввиду резкого увеличения притока иностранных инвестиций в экономику России4 роль иностранных инвестиций в повышении эффективности экономики России существенно возрастает. На сегодняшний день 147 стран мира вложили в реальный сектор российской экономики почти 220 млрд. долларов, из которых около 80% приходится на такие промышленно-развитые страны, как США, Германия, Великобритания, Франция, Нидерланды, Люксембург, Кипр. В настоящее время открываются новые возможности и перспективы привлечения иностранных инвестиций в экономку России.

Мировой инвестиционный рынок оценивает рынок российский, как один из самых перспективных. Абсолютный рейтинг доверия стратегических инвесторов стабильно увеличивается, и в исследовании, проведенном.

2 Российский статистический ежегодник. 2007: Стат. сб. / Росстат. — М., 2008 г. — с. 228.

3 Там же.

4 Показатель отношения объема иностранных инвестиций к ВВП в 2007 г. увеличился почти в 2,5 раза по сравнению с 2006 г. компанией А. Т. Kearney, в 2007 году Россия занимает 9 место в рейтинге инвестиционной привлекательности5.

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод об актуальности проблематики активизации инвестиционных процессов в экономике Субъекта Федерации с учетом регионального специфики и мирового экономического кризиса.

Научная разработка проблемы. Развитие теории инвестирования и международной миграции капитала были отражены в работах Абрамова С. И., Авдокушина Е. Ф., Бехтеревой Е. В., Олейникова Е. А., Грицына В., Курнышева И., Кузнецова А. В., Кузнецова Б. Т., Линдерта П. X., Жукова Е. Ф., Римера М. И. и других.

Роль иностранных инвестиций в развитии экономики России и повышении уровня ее интеграции в мировую экономику были подробно описаны в трудах Бродского И. Б., Буглая В. Б., Веслогузовой М. В., Вознесенской Н. Н., Долгова С. В., Рудь Н. Ю., Фаминского И. П., Чиненова М. В. Оценке инвестиционного потенциала России и основных, инвестиционных рисков российской экономики были посвящены работы Андрианова В. Д., Барда В. С., Гончаренко JI. П., Захарова А. А., Тихомировой И. В., Турбиной К. Е.

Проблемы формирования эффективной государственной политики в сфере привлечения инвестиций и активизации инвестиционных процессов как на макро-, так и на мезоуровнях были подробно описаны в трудах Духаева А. Д., Крысько В. И., Зубарева А. А., Кукла М. П., Пискунова М. В., Потаповой Е. Ю., Разгуляевой JI. Н., Рудь Н. Ю., Смирнова Т. В., Хмыза О. В. Наиболее комплексными исследованиями, в рамках которых решается задача разработки национальной стратегии привлечения инвестиций и формирования инвестиционного процесса, являются работы Пауля Фишера.

5 Согласно отчету компании А. Т. Kearney «FDI Confidence index-2007». // http://www.atkearney.com/sharedres/FDICI2007.pdf.

Подробный анализ зарубежного опыта активизации инвестиционных процессов привлечения прямых иностранных инвестиций и оценки их эффективности проводился в работах Костюниной Г. М., Ливенцева Н. Н., Кузнецова А. В., Онгоро Т. Н., У Цюаньлэй, Фейта Н. В., Чжан Бэйбэй, Шакаряна Т. А. и других авторов: Разработка направлений активизации инвестиционных процессоврассматривались в трудах Аверкина А. Г., Астаповича А. 3., Карагодина Н. А., Борисова И. Б., Кайля А. В., Нарышкина С. Е., Насыбулиной В. П. и других.

Проблемы правового регулирования привлечения^ иностранных инвестицийи разработки направления совершенствования нормативно-правовой базы инвестиционной деятельности в экономике России были подробно исследованы в работах Аюпова А. 3., Богуславского М. М., Кирина А. В., Бакатина Д. В., Хорошилова А. В., Лабина Д. К., Пакермана Г. А., Силкина В. В: и других.

Объектом исследования является-система привлечения иностранных инвестиций в экономику города Москвы, как неотъемлемая часть реализации ее экономического потенциала.

Предметом исследования являются социально-экономические-отношения, возникающие между субъектами инвестиционного рынка по поводу стимулирования и активизации инвестиционного процесса в экономике г. Москвы.

Цель работы заключается в решении научной задачи по разработке основных направлений стимулирования и повышения эффективности инвестиционных процессов в экономике Субъекта Федерации.

В соответствии с поставленной целью в диссертационном исследовании сформулированы следующие задачи:

1. Провести исследование экономическойсущности. инвестиционного процесса как объекта управления и критический ретроспективный анализ инвестиционной деятельности в национальной экономике России, на основе которого выявить факторы, ограничивающие объемы инвестиционного процесса в национальной экономике России.

2. На основе комплексного анализа зарубежного опыта стимулирования и повышения эффективности инвестиционных процессов сформулировать направления активизации инвестиционного процесса в экономике Субъектов Федерации.

3. Разработать! направления стимулирования и активизации инвестиционного процесса в экономике Субъекта Федерации.

4. Предложить, систему оценки эффективности работ по стимулированию и активизации инвестиционного процесса в экономике Субъекта Федерации.

5. Выявить основные вектора инвестиционной политики г. Москвы и сформулировать особенности процесса стимулирования и активизации инвестиционного процесса в данный Субъект Федерации.

6. Сформулировать основные направления повышения эффективности работ по стимулированию и активизации инвестиционного процесса в экономике г. Москвы.

Теоретико-методологическая и эмпирическая база исследования. Диссертационное исследование опирается на труды ведущих российских и зарубежных авторов по вопросам привлечения инвестиций, инвестиционной деятельности, государственного регулирования инвестиционной деятельности, оценки эффективности инвестиционной деятельности. В ходе исследования использованы действующие законодательные и нормативные акты, а также решения федеральных и региональных органов исполнительной власти. В работе использованы также официальные документы государственной, региональной и отраслевой статистики, первичный материал по теме диссертационного исследования, обработанный автором за период 2003;2008 гг.

При решении поставленных задач автором использованы статистические методы, в частности: средних величин, графический и табличный методы, методы экономического прогнозирования, методы финансового, инвестиционного и экономического анализа, экономической оценки эффективности инвестиционных проектов, экспертные методы. При исследовании направлений повышения эффективности инвестиционного процесса в экономике регионов России использовались методы финансового прогнозирования, финансовых расчетов и экспертных оценок. Для достижения цели и решения задач исследования был проведен экспертный анализ и научное обобщение практического опыта по стимулированию и активизации инвестиционного процесса как зарубежными странами, так и Субъектами Российской Федерации.

Научная новизна исследования заключается в разработке направлений стимулирования и активизации инвестиционного процесса в экономике г. Москвы в условиях финансового кризиса с использованием сценарного подхода на основе анализа слабых и сильных сторон экономики Москвы как региона-реципиента инвестиций с использованием комплексного инструментария, позволяющего учесть изменения ключевых мировых и российских экономических трендов.

Основные результаты исследования выражаются в следующих положениях, выносимых автором на защиту.

1. Выявлены наиболее существенные особенности стимулирования инвестиционного процесса на уровне национальной экономики России: а) высокая территориальная и отраслевая дифференциацияб) фокусировка инвесторов на экспортно-ориентированных отраслях национальной экономикив) сложность идентификации чистых внешних инвестицийг) слабость специализированного' законодательства и отсутствие инвестиционно-ориентированного, взгляда властей* большинства Субъектов* Федерациид) отсутствие эффективной федеральной и региональной политики привлечения внешних инвестиций и формирования инвестиционного процесса.

Также выделены основные инвестиционныериски, ограничивающие интенсивность инвестиционной деятельности в российской экономике.

2. В результате обобщения выявленных преимуществ и недостатков стимулирования инвестиционного процесса разработана целевая функция стимулирования инвестиционного процесса в экономике страны для использования данной функции при определении уровня и, масштаба стимулирования. В функции максимизируется разность между параметрами, определяющими положительные последствия стимулирования инвестиционного процесса, и параметрами, определяющими отрицательные последствия стимулирования инвестиционного процесса. Показано, что при расчете функции необходимо учитывать, что не все мероприятия приводят к немедленному росту предлагаемой функции. Поэтому эффект от различных мероприятий может быть приведен к определенному моменту времени через механизм дисконтирования.

3. Предложен набор институциональных, информационных, финансовых, инфраструктурных и организационных инструментов стимулирования и активизации инвестиционного процесса на макрои мезоуровне экономики страны. Институциональными инструментами стимулирования инвестиционного процесса являются: а) разработка специализированных программ стимулирования' на различных уровняхб) определение отраслевых и региональных приоритетов стимулирования инвестиционного процессав) обеспечение защиты-права собственности инвесторовг) общее и специальное регулирование инвестиционных потоков.

В рамках информационных инструментов задачами государства, в первую очередь, является: а) обеспечение информационной открытости и прозрачностиб) проведение выездных мероприятийв) формирование благоприятного имиджа страны на международной аренег) создание специализированной консалтинговой службы.

Использование финансовых инструментов заключается в: а) предоставлении налоговых преференцийб) обеспечении государственного финансирования приоритетных проектов с участием внешних инвесторовв) облегчении движения капитала между субъектами.

Стимулирование инвестиционного процесса с использованием инфраструктурных элементов подразумевает создание благоприятных условий для формирования обширной инфраструктуры осуществления инвестиций в конкретные отрасли или регионы.

Под организационными инструментами следует понимать: а) создание независимой инвестиционной службы, в т. ч. на базе действующего органа власти Субъекта Федерацииб) планирование и размещение необходимых ресурсов для повышения эффективности инвестиционного процессав) мониторинг и оценку результатовг) кооперацию на национальном и региональном уровнях для повышения инвестиционной привлекательности реципиентовд) учет глобальных тенденций и перемен на уровне организации и управления инвестиционным процессом, особенно в условиях кризиса ликвидности.

4. Обоснован порядок расчета показателей эффективности работ по стимулированию и активизации инвестиционного процесса в экономике Субъекта Федерации, декомпозированных с учетом основных точек интересов различных категорий инвесторов:

4.1 Для Субъекта Федерации: а) абсолютная эффективность привлеченных инвестицийб) бюджетная эффективность инвестиционного процессав) информационная эффективность.

4.2 Для внешних инвесторов: а) рентабельность инвестиционных проектов с участием внешних инвесторовб) прозрачность привлечения внешних инвесторов.

5. Разработаны основные сценарии развития политики стимулирования инвестиционного процесса в экономику Субъекта Федерации, основанные на данных регионального SWOT-анализа экономики региона-реципиента. Основными сценариями работ по стимулированию и активизации инвестиционного процесса являются: а) превращение региона в крупный финансовый центрб) позиционирование региона как межрегионального инновационного центрав) всеобщая ориентация на привлечение инвестицийг) развитие отстающих отраслей за счет использования инвестиционных ресурсов при прочем общем протекционизме.

6. Предложена методика оценки уровня конкурентоспособности внешнего инвестора, базирующаяся на использовании модифицированного алгоритма бенчмаркинга: а) значения показателей сравнительной привлекательности по инвесторам сводятся в таблицуи/ б) по всем группам показателей выбирается наилучшее значение, которое заносится в столбец эталонных значенийв) для каждого инвестора вычисляется вектор нормированных значенийг) для каждого анализируемого инвестора методом наименьших квадратов определяется значение рейтинговой оценкид) инвесторы ранжируются в порядке убывания рейтинговой оценки.

По своему содержанию работа соответствует п. 4.16 «Разработка стратегии и концептуальных положений перспективной инвестиционной политики с учетом накопленного научного и мирового опыта в целях экономического роста и повышения эффективности экономических систем», п. 4.17 «Разработка методологии, форм и способов создания привлекательного инвестиционного климата для частных и иностранных инвесторов» и п. 4.23 «Развитие форм государственного регулирования и методов экономического, финансового и налогового стимулирования инвестиционной деятельности» паспорта специальности 08.00.05 -Экономика и управление народным хозяйством (управление инновациями w инвестиционной деятельностью).

Теоретическая и практическая значимость диссертационного исследования состоит в анализе и обобщении научных взглядов и подходов к проблеме привлечения иностранных инвестиций в реальный сектор экономики России. Полученные результаты вносят определенный вклад в формирование научной концепции процесса инвестирования для обеспечения экономического роста в целях достижения конкурентоспособной экономики страны.

Практическая значимость диссертационного исследования заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы органами власти для выработки федеральной и региональной политики в области привлечения инвестиций. Также результаты работы могут быть использованы, в процессе принятия законодательных актов г. Москвы, регулирующих правоотношения в области инвестиционной деятельности и в процессе создания самостоятельной, инвестиционной службы города, в задачи которой входила бы разработка мер по стимулированию и активизации инвестиционного процесса.

Апробация результатов. Основные результаты исследований докладывались на научно-практических конференциях по проблемам разработки направлений привлечения иностранных инвестиций в экономику.

12'.

Москвы, в частности, на конференции «Теория и практика управления городом Москва: состояние и перспективы развития» (Москва, октябрь, 2007 год). Основные положения диссертационного исследования прошли следующую практическую апробацию:

• Предложенные направления привлечения внешних инвестиций использованы компанией «ЮниМилк» при разработке собственной инвестиционной стратегии, а также при разработке стратегии регионального развития;

• результаты исследований использованы в процессе подготовки учебно-методических материалов и пособий, а также при чтении учебных курсов «Экономика Москвы», «Экономика города» на кафедре экономики Московского городского университета управления Правительства Москвы.

Структура диссертации и публикации. Диссертационная работа изложена на 176 страницах печатного текста, включает 11 таблиц, 17 рисунков и состоит из оглавления, введения, трех глав, заключения, списка использованных источников, в котором указано 118 наименований, и набора приложений.

Основные положения диссертационной работы отражены в 6-ти публикациях общим объемом 3,7 печатных листа, в том числе в одной публикации в журнале, входящем в перечень ведущих научных рецензируемых изданий и журналов, определенных ВАК РФ.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В результате проведенного исследования проблематики разработки привлечения инвестиционных процессов в экономику Субъекта Федерации можно сформулировать ряд выводов:

1. На современном этапе развития мировых экономических отношений, глобализации экономики и повышающегося уровня «подвижности» капитала первоочередной задачей правительств многих стран является привлечение именно инвестиционных процессовкоторые стимулируют производственные инвестиции в материальную базу, в отличие от портфельных, являющихся во многом спекулятивными и в целом нестабильными. Именно инвестиционные процессы служат дополнительным источником капиталовложений в, производство продукции и услуг, разработку технологий, передовых методов управления, создают дополнительные условия для интеграции экономики в мировое хозяйство благодаря производственной и научно-технической кооперации, и в то же время не ложатся бременем на внешний долг государстванапротив — способствуют получению средств для его обслуживания. К косвенным последствиям привлечения ИП можно отнести: повышении инновационной составляющей национальной экономики России, подготовку и переподготовку отечественных менеджеров с использованием современных методов управления и организации производстварасширение экспортного потенциала страныразвитие экономики регионов России, богатых природными и человеческими ресурсами.

2. Особенностями привлечения инвестиционных процессов в экономику России являются: высокая территориальная и отраслевая дифференциацияфокусировка иностранных инвесторов на экспортноориентированных отраслях национальной экономикисложность идентификации действительно иностранных инвестицийслабость специализированного законодательства и отсутствие инвестиционно.

159 ориентированного взглядаотсутствие эффективной федеральной и региональной политики привлечения иностранных инвестиций. В то же время ключевыми инвестиционными рисками, ограничивающими приток инвестиционных процессов в экономику России, являются: коррупция, незащищенность собственности, неэтичная конкуренция, непрозрачность корпоративных финансов и прочие.

3. На основе комплексного анализа зарубежного опыта привлечения инвестиционных процессов сформулированы следующие ключевые направления повышения эффективности привлечения инвестиционных процессов: формирование институциональной среды привлечения инвестиционных процессов в экономику Россиипредоставление фискальных преференций различного типаналичие «координационного видения» привлечения инвестиционных процессовналичие эффективной нормативно-правовой базыформирование инфраструктуры привлечения инвестиционных процессов. В результате анализа иностранного опыта привлечения ИП сделан вывод о целесообразно транспонирования опыта Индии, Мексики и Китая на экономическую ситуацию в России. Во всех этих странах ИП стали мощным антиинфляционным фактором. Контролируемая инфляция позволила избежать ухода инвестиций из производства и перелива их в финансовый сектор. Опыт Китая, Индии и США показывает, что отраслевые приоритеты должны обеспечить: направление ИП в приоритетные отрасли и регионыселекцию типа ИП на основе требований технологий и ноу-хау с учетом всех возможных последствий (поглощение предприятий, экологические вопросы, экспортоориентированность).

4. Формирование системы привлечения инвестиционных процессов представляет собой разработку совокупности форм и методов экономического, социального и политического характера, использование которых способствует созданию условий, обеспечивающих приток иностранного капитала, для увеличения инвестиционного потенциала и эффективности развития российской экономики, и, прежде всего ее приоритетных направлений.

5. Ключевой проблемой системы привлечения инвестиционных процессов является незначительное отношение общей суммы инвестиций к ВВП, отраслевая и территориальная несбалансированность. Данная система должна быть направлена на формирование стабильного и управляемого потока инвестиций в целевые отрасли и регионы, что будет способствовать решению приоритетных национальных задач, повышению уровня занятости, увеличения объема «продуктивного» инвестирования и осуществления структурной перестройки российской экономики из ресурсно-донорной в инновационно-производственную.

6. Комплекс мер по привлечению ИП должен базироваться на возможности реализации внутреннего и внешнего потенциалов, ключевых факторов успеха для реализации поставленной цели и устранения* слабостей* и угроз продвижению вперед. Для определения ключевых факторов успеха целесообразно применять методику SWOT-анализа. Ключевыми факторами успеха в России являются: наличие мощной сырьевой базыблагоприятный политический климатперспективная промышленная базагосударственная, политика, направленная на повышение инновационного потенциала национальной экономики, а также благоприятное географическое положение. В то же время необходимо минимизировать слабости, препятствующие притоку ИП. Слабостью для России являются: деформация отраслевой промышленной структурынезрелая конкурентная средаслабая ориентация на рост качества продукции и на повышение конкурентоспособности национальных предприятийнесовершенство нормативно-правового регулирования бизнес-отношенийнизкий уровень корпоративного управления и деловой этикипроблемы защиты окружающей среды.

При этом Россия должна использовать следующие возможности, которые на данный момент формируются сложившимися в мире хозяйственными связями: всемирной экономической интеграцией;

161 насыщением и ужесточением конкуренции на западных рынках, значительным ростом основных внутренних рынковсмещением приоритетов от экспортно-ориентированной к инновационной экономикезаинтересованностью ТНК в природных ресурсах.

7. Система привлеченияинвестиционных процессов, стимулирующая реализацию ключевых факторов успеха и устраняющая слабости и угрозы привлечения иностранного капитала, разрабатывается путем выполнения последовательности следующих комплексных операций: выбора общего видения привлечения ИПизучения и мониторинга внешнего окруженияформирования реалистичных, достижимых ИП-целей и выбора приоритетных отраслейанализа используемых инструментов привлечения инвестиционных процессовкоординации и контроля привлечения ИП. Система привлечения инвестиционных процессов> подразумевает использование инструментария бенчмаркинга, развития фискальных и • финансовых механизмов симулирования притока инвестиций, формирование единой государственной инвестиционной политики.

8. Необходимо построение многоуровневой системы управления группами рисков (общие риски, риски* технического характера, специальные • риски) (на макрои мезоуровнях), основанной на балансе основных стейкхолдеров — иностранных инвесторов, национальной экономики, экономики Субъекта Федерации, общества, которая будет направлена на повышение эффективности управленческих решений, обусловливающих рост уровня инвестиционного потенциала и ключевых конкурентных преимуществ страны.

9. Основными направлениями повышения эффективности привлечения инвестиционных процессов в экономику Субъекта Федерации являются: создание особой экономической зоны на территории Субъекта Федерациизаключение двухсторонних соглашений о взаимной защите инвестицийсоздание совместных предприятийулучшение инвестиционного климата Субъектаразвитие системы информационного обеспечения процесса.

162 привлечения инвестиционных процессовсоздание регионального органа по привлечению и регулированию инвестиционных процессовсовершенствование нормативно-правовой базы, инвестиционные процессы в экономику Субъекта Федерацииснижение транзакционных издержек инвестора.

10. На сегодняшний день привлечение средств зарубежных инвесторов является одной-из приоритетных задач Правительства Москвы. Решение этой задачивозложено на Комитет по внешнеэкономической деятельности города Москвы. В последние годы активно разрабатывались новые подходы к работе с иностранными инвесторами. В> частности, формировался комплексный метод подготовки, представления и реализации инвестиционных проектовпроводилось функциональное зонирование городских территорий и разрабатывалось «инвестиционное древо» городабыли зарезервированы соответствующие участки земли под объекты перспективного строительства, проведен комплекс мер по упрощению процедуры получения различных согласований и разрешений при-рассмотрении инвестиционных проектовпродолжается работа над вопросами адаптации московского законодательства к реальным потребностям иностранных инвесторов.

11. С целью формирования комплексного подхода к реализации совместных инвестпроектов с участием Правительства Москвы и зарубежных инвесторов была разработана Генеральная схема Москвы по размещению крупных объектов деловой активности, в том числе крупных гостиничных комплексов, культурно-развлекательных и спортивных объектов, многофункциональных комплексов и промышленных объектов. Ключевыми барьерами, ограничивающими приток ИП в экономику столицы, являются: отсутствие четко структурированной нормативно-правовой базы, а также отсутствие единого органа, отвечающего не только за привлечение инвестиционных процессов, но и за их распределение, координацию и контроль инвестиционных потоков.

12. Важнейшими недостатками существующей системы привлечения иностранных инвестиций в экономику Москвы являются: несоответствие задач реальной структуре Департамента внешнеэкономических и международных связей города Москвырассредоточение функций и отсутствие фокусировки на привлечении иностранных инвестицийдублирование функций между Департаментом внешнеэкономических и международных связей города Москвы и подведомственными ему организациями, в первую очередь, ГУЛ «Московский центр международного сотрудничества" — слабая информационная насыщенность специализированных информационных ресурсов.

13. Для реализации в городе системного подхода к привлечению инвестиционных средств в реальный сектор экономики московским властям на законодательном и исполнительном уровнях необходимо: во-первых, внести коррективы в законодательство города, регулирующее деятельность по привлечению и размещению инвестиционных ресурсов. Произвести на законодательном уровне пересмотр терминов: «инвестиции" — (в т. ч: «иностранные инвестиции»), «инвестор», «инвестиционная, деятельность». Результатом чего должно стать принятие закона города, который в целом-регулировал бы всю совокупность правоотношений в области инвестиционной деятельности, в рамках которого были бы однозначно определены значения основных терминов.

Определить задачи органов власти города по надзору и контролю движения инвестиционных средств и реализацией инвестиционных контрактовво-вторых, стимулировать создание в Москве специальной службы по привлечению и контролю движения инвестиционных средств на основе вновь принятого законодательства, через деятельность которой и будет реализован системный подход к процессу привлечения инвестиций в реальный сектор московской экономики.

Использование преимущественно определений федерального законодательства поможет существенно расширить поле деятельности.

164 инвестиционной деятельности и, кроме того, поможет в дальнейшем избежать опасности несоответствия московского и федерального законодательств. Особенно стоит отметить, что в предлагаемом законе желательно одновременное отражение понятий «инвестор» и «иностранный инвестор».

Ключевой задачей в процессе создания в городе Москве полноценной системы привлечения инвестиционных ресурсов является организация специальной инвестиционной службы города путем реогранизации Департамента внешнеэкономических и международных связей города Москвы. Такой рабочий орган с широкими полномочиями в области инвестиций позволит обеспечить прямую связь иностранных предпринимателей с городскими властями или заинтересованной стороной в виде коммерческой фирмы. Это станет гарантией успеха и быстрых результатов как для иностранного инвестора, так и для российской стороны на базе взаимовыгодного партнерства.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Федеральный закон № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» от 22.07.2005 г. (в ред. от 18.12.2006 г).
  2. Федеральный закон № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в РФ"' от 09.07.1999 г. (в ред. от 03.06.2006 г.)
  3. Федеральный закон № 164-ФЗ «О финансовом аренде (лизинге)» от 08.12.2003 г. (в ред. от 02.02.2006 г.).
  4. Федеральный закон № 39-Ф3 «Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений» от 25.02.99 г. (в ред. от 18.12.2006 г.).
  5. Федеральный закон от 17.12.2001 г. № 6-ФКЗ «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта РФ» (ред. от 31.10.2005 г.).
  6. Федеральный закон от 25 февраля' 1999 г. № 39-Ф3 «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений».
  7. Федеральный закон Российской-Федерации от 22 июля 2005 г N 117-ФЗ «О внесении изменений в. некоторые законодательные акты в связи с принятием ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации».
  8. Федеральный закон Российской- Федерации- от 22 июля- 2005 г. № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации».
  9. Указ Президента РФ № 548 «О некоторых мерах по развитию свободных экономических зон (СЭЗ) на-территории Российской Федерации» от 04.06:1992 г.
  10. Указ Президента РФ № 73 «О дополнительных мерах по привлечению иностранных инвестиций в отрасли материального производства Российской Федерации» от 25.01.1995 г.
  11. Постановление Правительства РФ от 19.12.1997 г. № 1605 «О дополнительных мерах по стимулированию деловой активности и привлечению инвестиций в экономику РФ».
  12. Закон города Москвы от 5 июля 2006 г. № 33 «О Программе комплексного развития системы электроснабжения города Москвы на 20 062 010 годы и инвестиционных программах развития и модернизации инфраструктуры электроснабжения города».
  13. Постановление Правительства Москвы от 22 апреля 1997 г. № 281 «Положение об Инвестиционном совете города Москвы».
  14. Постановление Правительства Москвы от 29 июля, 2003 г. № 6 041 111 «Об утверждении положения о Департаменте финансов города Москвы».
  15. Постановление Правительства Москвы от 28 февраля 2006 г. № 1 301 111 «О проведении конкурсов, по подбору инвесторов- на реализацию инвестиционных проектов строительства объектов оптовой торговли продовольствием».
  16. Постановление Правительства Москвы от 24 октября 2006 г. № 8 221 111 «Об Адресной инвестиционной программе города Москвы на 2007 год».
  17. Постановление Правительства Москвы от 7 ноября 2006 г. № 876-ПП «О порядке учета особенностей природного комплекса города Москвы, при привлечении инвестиций».
  18. Постановление Правительства Москвы от 27 апреля 2004 г. № 2 551 111 «О порядке проведения конкурсов и аукционов по подбору инвесторовша реализацию инвестиционных проектов».
  19. Постановление Правительства Москвы от 1 июля 2003 г. № 504−1111 «О внесении изменений в- правовые' акты города Москвы, по вопросам финансирования инвесторами. строительства жилья в городе Москве».I
  20. Постановление Правительства Москвы от 19 августа 2003 г. № 698-ПП «Об утверждении Методики определения размера компенсации инвесторами городу за социальную и инженерную инфраструктуру при строительстве и реконструкции жилых объектов».
  21. Постановление Правительства Москвы от 2 декабря 2003 г. № 1014-ПП «О дополнительных мерах по повышению эффективности использования городской недвижимости нежилого назначения в ходе инвестиционной деятельности Правительства Москвы».
  22. Распоряжение Правительства’Москвы от 12 января. 2006 г. № 3-РП «О порядке финансового обеспечения реализации инвестиционных проектов на территории города Москвы».
  23. Распоряжение Правительства Москвы от 7 декабря 2004 г. № 2450-РП «О мерах по повышению эффективности системы координации и контроля за реализацией инвестиционных проектов на территории города Москвы».
  24. Распоряжение Правительства Москвы от 25 июля 2007 г. № 1572-РП «Об уточнении условий строительства объектов с участием средств инвесторов, привлеченных Департаментом инвестиционных программ строительства города Москвы».
  25. Распоряжение Правительства Москвы от 3 июля 2007 г. № 1363-РП «О дополнительных мерах по обеспечению контроля за реализацией инвестиционных проектов на территории города Москвы».
  26. Распоряжение Премьера Правительства Москвы от 02 сентября 2003 г. № 685-РП «О едином порядке подготовки, подписания и хранения коммерческих соглашений, договоров и инвестиционных контрактов».
  27. Книги, монографии, учебники, диссертации
  28. С. И. Инвестирование. М.: Центр экономики и маркетинга —. 2000 г.
  29. Е. Ф. Международные экономические отношения. М.: Информационно-внедренческий центр «Маркетинг». — 2000. — 140 с.
  30. А. Г. Политика привлечения прямых иностранных инвестиций в Российскую экономику / (авторский коллектив). Издательство: ТЕИС. -2001 г.
  31. В. Д. Россия: экономический и инвестиционный потенциал. — М.: Изд. «Экономика». 1999.
  32. А. 3., Карагодин Н. А., Яковлева Е. JI. Мировой рынок капиталов и политика привлечения иностранных инвестиций в Россию. / Аналитический доклад. М.: ИМЭМО. 2004 г.
  33. А. 3. Международно-правовое и внутригосударственное регулирование иностранных инвестиций. — дисс. канд. юр. наук. — Москва, 2008 г.
  34. К. В. Инвестиции в инновации: учебное пособие // Изд. — «Дашков и К°» Москва, 2008.
  35. В. С. Инвестиционные проблемы российской экономики. / М.: Экзамен, 2004.
  36. Е. В. Управление инвестициями // Москва ГроссМедиа: Российский бухгалтер, 2008.
  37. М. М. Иностранные инвестиции: правовое регулирование. -М.: «БЕК» 1998 г.
  38. Большой экономический словарь // Под ред. А. М. Азарилияна. М. — «Институт новой экономики». 1997 г.
  39. И. Б. Экономические механизмы привлечения прямых иностранных инвестиций в инновационное развитие промышленности России. дисс. канд. экон. наук. — Москва, 2008 г.
  40. И. Б. Россия на международном рынке инвестиций структурные проблемы, роль банков // Москва МАКС Пресс, 2006.
  41. В. Б. Иностранные инвестиции в России. М.: МГИМО-Университет, 2008 г.
  42. М. В. Трансформация инвестиционных отношений российской экономики в условиях глобализации // Казань: ТИСБИ, 2008.
  43. П. Л., Лившиц В. Н., Смоляк С. А. Оценка эффективности инвестиционных проектов. М.: Изд.: Дело. — 2004 г.
  44. Н. Н. Иностранные инвестиции: Россия и мировой опыт. М.: Юрид. фирма «Контракт». — 2008 г. — 213 с.
  45. Н. А. Марголин А. М. Экономические, реформы и инвестиционная политика: Учебно-методические материалы. М.: РАГС, 1996 г.
  46. Ю. П. Совершенствование инвестиционной политики в целях укрепления экономической безопасности. — М. — 2001 г.
  47. JI. П. Предпринимательские риски. М. — 2002 г.
  48. В., Курнышева И. Особенности инвестиционного процесса. М.: «Экономист». — 2000 г. — № 5.
  49. М. С. Правовые и социально-экономические проблемы формирования свободных экономических зон: мировой опыт и российское законодательство. // М. Инкоцентр. — 1997 г.
  50. А. С. Инновационное инвестирование в управлении российской экономикой. — СПб.: Изд.: С-Петербург. 2006 г.
  51. А. Ю. Создание и развитие инвестиционного банка в России.-М., — 1998 г.
  52. Т. П. Округ 3. М. Свободные экономические зоны в мировом хозяйстве. М.: ИНФРА-М. — 1998 г.
  53. С. В. Иностранные инвестиции в современном мире и в России. // Внешнеэкономический бюллетень. — 1998 г. № 9.
  54. А.Д. Государственное регулирование инвестиционных процессов в России. 2000 г.
  55. А. А. Основные направления повышения привлекательности инвестиционного климата России для иностранных инвесторов. — дисс. канд. экон. наук. Воронеж, 2008 г.
  56. А. А. Формирование эффективной инвестиционной политики в макро- и микроэкономических системах в условиях рыночных отношений. СПб.: Изд.: С.-Петербург. — 2007 г.
  57. Инвестиционный менеджмент // Под ред. Е. А. Олейникова. Учебное пособие. М.:"ГУРИНКЦЭ». — 2003 г.
  58. Иностранные инвестиции в России и Восточно-европейских странах: проблемы и перспективы. Специализированная информация. М.: ИНИОН, 1994.-110 с.
  59. Иностранные инвестиции в России: современное состояние и перспективы // Под ред. Фаминского И. П. — М.: «Международные отношения». —1995 г.
  60. Иностранные инвестиции в российскую экономику: проблемы и перспективы // Под ред. Веселовского С. Я. М.: Международный центр финансово-экономического развития, 1996 г.
  61. А. В. Совершенствование форм, методов и инструментов привлечения иностранных инвестиций в российскую экономику с учетом отраслевых особенностей. — дисс. канд. экон. Наук. — Ставрополь, 2008 г.
  62. А. В., Бакатин Д. В., Хорошилова А. Вч. Регулирование иностранных инвестиций в экономически развитых странах. — М.: Изд-во МГУ.-2001 г.
  63. В. М. Практикум по иностранным инвестициям. — М.: Дашков и К°, 2008 г.
  64. Конвенция «О Международном финансовом лизинге» (заключена в1. Оттаве 28.05.1988 г.). 1
  65. Г. М., Ливенцев Н. Н. Международная практика регулирования иностранных инвестиций. — Изд.: Анкил, 2001 г.
  66. В. И. Привлечение иностранных инвестиций в региональную экономику. М. — 2000 г.
  67. А. В. Европейские прямые инвестиции в России. — М.: ИМЭМО, 2006 г. с. 78−79.
  68. А. В. Интернационализация российской экономики: инвестиционный аспект // Москва, 2007.
  69. . Т. Управление инвестициями, учебное пособие. М: Изд-во Благовест-М. — 2004 г.
  70. М. П. Влияние иностранных инвестиций на эффективность принимающей экономики: на примере Приморского края. — дисс. канд. экон. наук. — Владивосток, 2008 г.
  71. Д. К. Международное право по защите и поощрению иностранных инвестиций. — М.: Волтерс Клувер, 2008 г. — 314 с.
  72. М. А. Инвестиции на развивающихся рынках. Изд.: ДеКА. — 2002 г.
  73. П. X. Экономика мирохозяйственных связей. — М.: Прогресс-Универс. 1992. с. 461.
  74. А. М. Финансовое обеспечение и оценка эффективности инвестиционных проектов. — М.: Мелиорация и водное хозяйство, 1997 г.
  75. Международные экономические отношения: Учебник для вузов // Е. Ф. Жуков, Т. И. Капаева Л. Т. Литвиненко и др.- Под ред. Проф. Е. Ф. Жукова. М., 1999.-с. 318.
  76. Мировая экономика, и Международные отношения — № 1, 2002 г., № 2, 2003 г.
  77. С. Е. Иностранные инвестиции и ключевые направления развития российской экономики // Санкт-Петербург: Изд-во СПбГУЭФ, 2007.
  78. Г. А. Унификация правового регулирования иностранных инвестиций в странах Содружества Независимых Государств. — дисс. канд. юр. Наук. Москва, 2008 г.
  79. М. Прямые и иностранные инвестиции: наращивание с целью повышения конкурентоспособности. М.: Инвестиции в России, — № 11,2002 г.
  80. Е. Ю. Прямые иностранные инвестиции в регионы России: на примере Дальневосточного федерального округа: — дисс. канд. экон. наук. Санкт-Петербург, 2008 г.
  81. Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2008 год, параметры прогноза на период до 2010 года и предельные уровни цен (тарифов) на продукцию (услуги) субъектов естественных монополий // МЭРТ, М., 2007 г.
  82. С. Л., Радионов Н. В. Оценка инвестиционных ресурсов предприятий. Инновационный аспект. — М.: Альфа, 2001 г. — с. 94.
  83. Развитие венчурного инвестирования в России: роль государства // Под ред. Никконена А. И. — Бюро экономического анализа. — М.: ТЕИС. 2004 г.
  84. JI. Н. Региональная политика привлечения иностранных инвестиций. — дисс. канд. экон. наук. Санкт-Петербург, 2008 г.
  85. М. И. Экономическая оценка инвестиций // Москва Питер, 2008.
  86. Российский статистический ежегодник. 2007: Стат. сб. / Росстат. — М., 2008 г.-с. 317.
  87. Н. Ю. Привлечение прямых иностранных инвестиций в Россию в условиях глобальной экономики. дисс. д-ра экон. наук. — Москва, 2008 г.
  88. Н. Ю. Прямые иностранные инвестиции в глобальной экономике. — М: Интер-Весы, 2006.
  89. В. В. Прямые иностранные инвестиции в России: Правовые формы привлечения и защиты. — М. — 2003 г.
  90. Т. В. Прямые иностранные инвестиции в системе факторов экономического роста // Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова, Фак. гос. упр. М.: Макс Пресс. 2004 г.
  91. Теунаев 3. Д. Управление проектами с привлечением иностранных инвестиций. — дисс. канд. экон. наук. Москва, 2008 г.
  92. И. В. Инвестиционный климат в России: региональные риски. — М.: Издатцентр. — 1997 г.
  93. К. Е. Инвестиционный процесс и страхование инвестиций от политических рисков. — М.: Изд. Центр «Анкил». — 2005 г.
  94. У Цюаньлэй Проблемы соотношения международно-правового и национального регулирования иностранных инвестиций в КНР: публично-правовой аспект. дисс. канд. юр. наук. — Казань, 2008 г.
  95. Н. В. Прямые иностранные инвестиции в Европейских странах с переходной экономикой Foreign direct investments in European countries with transition economies / Рос. акад. наук, Ин-т междунар. экон. и полит, исслед. Москва: Наука, 2006 г.
  96. Финансово-кредитный энциклопедический словарь. Под общ. ред. А. Г. Грязновой. — М. «Финансы и статистика». — 2002 г.
  97. П. Прямые иностранные инвестиции для России: стратегия возрождения промышленности. — М.: Финансы и статистика. — 1999 г.
  98. Фонд «Бюро экономического анализа» // http://www.budgetrf.ru/Publications/Magazines/bea/analysis/2000/beal20920002, rept/word/bea120920002rept.doc.
  99. О. В. Привлечение иностранных инвестиций в Россию. Особенности. Изд. Книга сервис. — 2004 г.
  100. Чжан Бэйбэй Теоретические основы хозяйственного механизма привлечения иностранных инвестиций в трансформационной экономике: на примере КНР. дисс. канд. экон. наук. — Орел, 2008 г.
  101. М. В. Иностранные инвестиции // Москва МИМЭО, 2008.
  102. М. Проблемы иностранных инвестиций в России. // Обозреватель. — 1998. — № 7.
  103. Газета «Коммерсант», № 31 (3607) от 28.02.2007.
  104. Журнал «Профиль». 20.12.2004.
  105. Журнал «Экономика и жизнь». — № 13 март 2002 г.
  106. Китайский урок приумножения ВВП. // Время новостей № 154, 24 августа 2005 г.
  107. С. А. Исследование экономической сущности прямых иностранных инвестиций как объекта управления // Экономические науки. — № 1.-2008.
  108. С. А. Зарубежный опыт привлечения прямых иностранных инвестиций // Актуальные экономико-правовые проблемы -современной экономики России. Вып. 3 М.: ИНИОН РАН, 2007.
  109. С. А. Значение прямых иностранных инвестиций и методы их стимулирования // Экономико-правовое обеспечение функционирования хозяйствующих субъектов в России С-Пб.: Межрегиональный институт экономики и права, 2007.
  110. Е. Л. Иностранные инвестиции и инвестиционные аспекты экономической безопасности России. // Внешнеэкономический бюллетень. — 1998. № 4.
  111. Л. Финансовая непрозрачность в России мешает инвесторам. // Финансы и учет. 1999. -№ 41. С. 9−10.
  112. П. JI. Стимулирование привлечения прямых иностранных инвестиций в экономику России. // Российское предпринимательство. — 2007. — № 4.
  113. П. JI. Прямые иностранные инвестиции: за и против // Предпринимательство (экономика-финансы-право). 2006. — № 29.
  114. P. Н. Global economic involvement: a synthesis of modern international economics. Copenhagen: Handelshojskolens Forlag, 1999. — p. 225.
  115. Hymer S. H. The international operations of multinational firms. Cambridge, MA: Massachusetts Institute of Technology Press, 1960. p. 169.
  116. International monetary fund. Improving investment climates: an evaluation of World bank group assistance // Washington: IEG, 2006.
Заполнить форму текущей работой