Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Проблемы совершенствования управления социальным развитием сельского района в условиях трансформации общества

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

К числу таких законов относится и закон РСФСР от 21.12.1990 г. &bdquo-О социальном развитии села" 2. В нем провозглашалось, что государство гарантирует приоритетность развития села при реализации экономической, правовой и социальной политики. Признавалось, что социальное развитие села входит в систему государственной поддержки агропромышленного комплекса. Предполагалось, что государство за счет… Читать ещё >

Содержание

  • 1. Социальное развитие сельского района как объект социологического исследования
  • 1. Проблемы социального развития сельского района в научной литературе
  • 2. Понятие «управление социальным развитием сельского района» в теории социального управления
  • 2. Социальное развитие сельского района как объект социального управления
  • 1. Регулирование расселения населения как условие социального развития сельского района.'
  • 2. Пути совершенствования управления социальным развитием сельского района в современных условиях

Проблемы совершенствования управления социальным развитием сельского района в условиях трансформации общества (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Состояние социальной сферы российского общества сегодня принято оценивать как кризисное. Однако это только при первом приближении к проблеме. Более внимательный анализ показателей социальной сферы, их динамика дает полное основание для того, чтобы охарактеризовать ее как переходную. С одной стороны, прежние формы организации социальной сферы явно устарелименяется основанный на государственной собственности экономический фундамент, а вместе с ним и социальная сфера. По мере того, как государство лишается своей собственности, оно более не в состоянии удовлетворить потребности общества на основе прежних принципов. С другой стороны, притерпела существенные изменения и политическая основа общество: прежняя политическая система, декларирующая социальное равенство и социальную справедливость не смогла обеспечить их реализациюсовременная политическая власть взяла за основу своей социальной политики освобождение государства от решения социальных проблем. В сознание людей внедряется приоритет принципиально иных социальных отношений: если раньше существовал примат коллектива над индивидом, то сегодня на первый план ставится индивид, часто в ущерб общественным интересам. Таким образом, социальные отношения находятся в переходном состоянии. В России сложился такой тип общества, когда прежние формы явно устарели, хотя еще и присутствуют, а новые, находясь в стадии оформления, уже пробивают себе дорогу. Идет процесс институционализации новых форм. Переходное состояние российского общества характеризует все стороны общественной жизни, в том числе и социальное развитие села.

Актуальность изучения проблем социального развития села в условиях трансформации общества вызвана, прежде всего тем, что дисфункция управленческих связей, связанных с переходным состоянием общества, оказывает крайне негативное влияние на эффективность функционирования агропромышленного комплекса, сужает возможности оптимизации социальной сферы села, его социального развития в целом. Это противоречит положениям Конституции.

Российской Федерации, где четко зафиксирована приоритетность социальных проблем: в статье 7 Конституции РФ прямо указано, что &bdquo-Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека" 1. Здесь же определено общее содержание социальной политики, в частности, в Конституции указано, что в Российской Федерации охраняется труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Переходное состояние общества вызвало необходимость расширения социальной деятельности государства. Это нашло отражение и в самом законодательстве, которое, выдвигает на первый план, в частности, решение социальных проблем села. Это также актуализирует проблемы исследования социального развития села, механизмов совершенствования его социальной деятельности.

К числу таких законов относится и закон РСФСР от 21.12.1990 г. &bdquo-О социальном развитии села" 2. В нем провозглашалось, что государство гарантирует приоритетность развития села при реализации экономической, правовой и социальной политики. Признавалось, что социальное развитие села входит в систему государственной поддержки агропромышленного комплекса. Предполагалось, что государство за счет республиканского бюджета должно ежегодно финансировать мероприятия по совершенствованию социальной инфраструктуры села, в частности: строительству жилья и дошкольных учреждений, объектов культуры и здравоохранения, автомобильных дорог, электрификации, газификации, телефонизации, радиофикации и улучшению водоснабжения. В федеральном законе от 10.12.1995 года &bdquo-Об основах социального обслуживания населения РФ" впервые были закреплены организационно-экономические принципы социального обслуживания населения, к которым отнесены: адрес Конституция РФ. — М., 1993.

2 Ведомости СНД РСФСР и ВС РСФСР. — 1990. № 30. Ст. 411. — 1993. — № 21. Ст. 748. ность, доступность, добровольность, гуманность, приоритетность предоставления социальных услуг определенным категориям населения, конфиденциальность, профилактическая направленность.1.

В рамках всего комплекса проблем совершенствования управления социальным развитием села можно выделить несколько тесно связанных между собой групп отношений между людьми в социальной сфере: первая группа — это отношения в сфере труда, которые молено охарактеризовать как социально-трудовыевторая группа — отношения, связанные с социальной инфраструктурой села. Если раньше часть проблем могло решать аграрное предприятие, то сейчас развитие социальной инфраструктуры села осуществляется, в основном, за счет государственной поддержки, органов местного самоуправления и работающего в этой сфере предпринимательства. В последние несколько лет стали заметны изменения, связанные с социальным преобразованием села: появились новые жилые дома, приватизирован и приводится в порядок старый жилищный фонд колхозов, совхозов, осуществляется газификация, коммунальное обслуживание. Однако все новое появляется, как известно, в борьбе со старым и эти процессы не должны оставаться без внимания социологовтретья группа — отношения, связанные с социальным обслуживанием сельского населения. Они возникают в процессе деятельности специальных организаций по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации (ситуации, объективно нарушающей жизнедеятельность гражданина)2- четвертая группа — отношения, связанные с оказанием гражданам гарантированной социальной помощи (детям, инвалидам, малообеспеченным семьям и т. д.).

1 Закон РФ «Об основах социального обслуживания населения РФ» от 10.12.1995 г., Российская газета, 1995,19 декабря.

2 Там же.

Динамика этих отношений чрезвычайно актуализирует проблему социологического исследования механизмов их функционирования и развития, источников и противоречий между носителями этих отношений, путей их разрешения. Совершенствование управления социальным развитием села предполагает поиск решения вопросов социального обслуживания сельского населения, формирования различных форм собственности, изменения социальной структуры сельского населения, решения демографических проблем.

Актуальность изучения проблем совершенствования управления социальным развитием села в условиях трансформации общества обусловлена также тем, что ускоренное решение вопросов социального развития села это не только проблема селян, но и всего населения России, поскольку каждый крестьянин сегодня кормит 17 горожан, для семи из них создает рабочие места, 1 от развития этого сектора напрямую зависит обеспечение населения продуктами питания, продовольственная независимость страны, обеспечение значительной части населения работой.

Значительная часть проблем социального развития села решается на уровне сельского района, который представляет собой &bdquo-специфическое единство социально-экономического развития со всеми специфическими интересами, вызо ванными локализацией экономических и социальных процессов", а также органами местного государственного управления и самоуправления. В этом смысле уровень сельского района является базовым в решении многих проблем социального развития современной деревни — ее социальной инфраструктуры, социальной защиты населения, развития образования, культуры, обеспечении жильем и расселения сельского населения, демографических проблем и т. д. Исследование проблем совершенствования управления социальным развитием села на уровне сельского района необходимо еще и потому, что оно органически входит в круг проблем социологической науки.

Будучи специфической подсистемой управления, сельский район содержит.

1 Российская Федерация сегодня. — 2002, № 5. — С. 21.

2 Межевич М. Н. Социальное развитие и город. — М., 1979. — С. 108−120. в себе все противоречия, характерные для современного состояния российского общества в целом. Поэтому исследование проблем совершенствования управления социальным развитием села на уровне сельского района имеет и чисто практическое значение.

В настоящее время результаты исследования процессов социально-экономического развития села, проблем совершенствования управления социальным развитием сельского района в условиях трансформации общества, не удовлетворяют требований практической деятельности. Уровень знания механизмов управления развитием села не позволяет пока достаточно полно прогнозировать последствия управленческих решений и инноваций. Это требует продолжения осмысления социальных процессов развития современной деревни, в том числе его базового звена — сельского района, разработки новых концепций по совершенствованию управления этой сферой.

В научных исследованиях, посвященных социальному развитию села, не всегда вычленяется специфика социального управления на селе, как особого вида деятельности по управлению общественными системами. Вопросы управления социальным развитием сельского района, которые по своей природе должны разрабатываться в русле социологической науки, в качестве объекта самостоятельного изучения в общеуправленческой проблематике, должным образом не исследованы.

Несмотря на то, что анализ социальных процессов российской деревни стал предметом внимания представителей различных социальных наук, многие его аспекты до сих пор остаются сравнительно малоизученными. В работах социологов, политологов, философов, экономистов, историков, юристов, демографов освещаются лишь отдельные стороны этой проблемы, имеются еще много неисследованных и спорных вопросов. В большинстве публикаций освещается доперестроечный период развития села. Результаты данной диссертационной работы пополняют научную и информационную базу исследования социального управления развитием российской деревни в условиях перехода к рыночной экономике.

Актуальность избранной проблемы и степень ее разработанности предопределили объект, предмет, цели и основные задачи данной работы.

Проблемы социального развития села, прежде всего, сельский образ жизни, труд и быт крестьянства, стали предметом социологического изучения уже во второй половине XIX столетия. Методологические и теоретические основания социологии села прошлого — начала нынешнего столетия положены творчеством.

A.Андерсона, С. Брунера, Ф. А. Большакова, А. Гелена, М. М. Ковалевского, Л. И. Мечникова, П. А. Сорокина, К. Циммермана, А. В. Чаянова и других.

Изданные в конце XIX — начале XX вв. произведения М. М. Ковалевского по проблемам собственности и государства, о развитии социологических идей обеспечили теоретическую базу для развития основных направлений социологии в посткрепостнической России.

Значительный вклад в разработку названных проблем в советское время внесли H.A. Аитов, Ю. В. Арутюнян, Г. И. Заславская, П. И. Симуш, В. И. Староверов, Ж. Т. Тощенко и другие. Их работы были посвящены всестороннему анализу проблем аграрного труда, быта, досуга крестьянства, исследованию происходящих на селе социально-экономических процессов, особенностей трудовой и общественной деятельности селян и производственных коллективовоценке места и роли труда в жизни человека и другим проблемам.

Многие проблемы села того времени активно разрабатывались в рамках изучения взаимоотношений города и деревни, в частности М. А. Базиным, П. М. Варзарем, М. П. Василенко, П. П. Великим, Е. П. Губиным, А. П. Малиновским,.

B.И. Староверовым, М. Г. Шадриной и другими.

В работах социологов этого времени обосновывался вывод о том, что социально — экономические проблемы аграрных работников связаны не только с изменением характера, содержания и условий труда, но и с выработкой определенного типа отношений крестьян к трудутруд рассматривается как творческий процесс и как средство самоутверждения личности.

Авторы сосредоточивают главное внимание на изучении и анализе ценностных ориентаций, потребностей, мотивов и стимулов трудовой деятельности селян, их интересов к труду, миграционных процессов. При этом, целенаправленное регулирование миграционных процессов в сельской местности затрагивает все стороны жизни населения и, как подчеркивают ряд ученых (Н.А.Аитов, В. И. Староверов и др.), необходимо воздействовать не на сам процесс миграции, а на факторы, которые его определяют. Согласно их исследованиям, если бы можно было удовлетворить потребности сельского населения в выборе интересной работы, в жилье, в культурно-бытовом обслуживании, материально заинтересовать, то свыше 2/3 потенциальных мигрантов остались бы на прежнем месте жительства.

Вопросам теории и методологии исследования труда посвящены работы В. Я. Ельмеева, В. Г. Подмаркова, Н. И. Чангли., О. И. Шкаратана и других. Сельский образ жизни, исторические этапы развития аграрного труда наи-более полно раскрыты в работах Ю. В. Акатьева, Ал.А. Ахмадеева и Ан.А. Ахмадеева, В. А. Мальцева, В. В. Милосердова, Р. В. Рывкиной, В. Н. Федосеева и других.1.

В указанной литературе осуществлено комплексное, системное рассмотрение социальных процессов, протекающих на селе, а также отдельных аспектов развития аграрного труда и производства, сфер быта и досуга.

Исследованию проблем социальной инфраструктуры села посвящены труды JI.B. Бондаренко, Ж. Т. Тощенко, И. Т. Шаяхметова и других.2.

В работах В. Г. Афанасьева, В. Я. Ельмеева, Н. П. Радугина, В. Д. Хужина и других анализируются проблемы прогнозирования, планирования и управления социально — экономическим развитием села.3.

Как видим, исследование социальных проблем села имеет глубокие традиции в отечественной науке.

1 Акатьев Ю. В. Социальное развитие сельского района. Проблемы, перснективы.-Уфа, 1995; он же. Отношение работников сельского хозяйства к труду.-Уфа, 1992; Ахмадеев A.A. Социологические проблемы региона.-М., 1992; Акатьев Ю. В., Ахмадеев A.A. Социология села. — Уфа, 1997; Милосердое В. В. Кретьянский вопрос в России: прошлое, настоящее, будущее. — М., ч. I. 1998, ч. II. 1999 и другие.

2 Бондаренко Л. В. Формирование социальной инфраструктуры села. — М., 1987; Тощенко Ж. Т. Социальная инфраструктура: сущность и пути развития. — М., 1980; Шаяхметов И. Т. Экономические проблемы развития социальной инфраструктуры села. — М., 2000.

J Афанасьев В. Г. Общество: системность, познание и управление. — М. 1981; Ельмеев В. Я. Методические основы планирования социального развития. — М., 1974; Радугин Н. П. Проблемы аграрного реформирования в России. — М., 1993; Хужин В. Д. Опыт и проблемы аграрной реформы и пути социальноэкономического развития сельского района. — Уфа, 2000 и т. д.

В то же время необходимо указать, что процессы, происходящие в селе, требуют глубокого и всестороннего изучения с учетом особенностей современного периода развития общества.

Объектом исследования является социальное развитие сельского района в условиях перехода к рыночной экономике, с ее многофункциональностью в удовлетворении важнейших материальных и духовных запросов сельского населения.

Предметом исследования выступают проблемы совершенствования управления социальным развитием сельского района в период перехода к рыночной экономике.

Научная проблема, решаемая в диссертационном исследовании, состоит в теоретическом обосновании путей и методов разрешения социальных противоречий на селе, совершенствования управления его социальным развитием в условиях трансформации общества.

Целью данной работы является изучение состояния и динамики социального развития современного сельского района, раскрытие его противоречий и механизмов совершенствования управления сельским районом государственными и муниципальными органами в период перехода к рыночной экономике.

Для реализации цели диссертационного исследования были поставлены и решались следующие задачи:

— конкретизировать категориально — понятийный аппарат и раскрыть сущность социального развития сельского района в условиях трансформации общества;

— исследовать основные тенденции социального развития сельского района в период перехода к рыночной экономике;

— выявить наиболее существенные социальные противоречия в процессе социального развития сельского района и определить теоретические подходы к оптимизации управления социальным развитием сельского района в условиях переходного общества;

— определить научно обоснованные пути и методы совершенствования управления социальной сферой на уровне сельскохозяйственного предприятия — элемента целостной системы хозяйствования сельского района.

Теоретико-методологической основой диссертационного исследования явились методологические принципы, концептуальные подходы и положения ведущих отечественных и зарубежных теорий социологии управления, социальных институтов, организаций и процессов. Наибольшую значимость для анализа проблемы имели теоретические положения об объекте и внешней среде его функционирования, о переходном состоянии общества, о реформировании и совершенствовании социальных систем, об эффективности социальных организаций и систем управления ими.

Особое значение в качестве теоретико-методологической основы диссертационного исследования имело использование методологических принципов общего и особенного, целого и части, единства и взаимосвязи всех сфер социальной системы, системности, структурности, основного звена, оптимальности и эффективности, единства среды и социального субъекта. Применялись методы системно-функционального, сравнительного, статистического, конкретно-социологического анализа.

Эмпирическую базу диссертации составили результаты исследований, проведенных автором в 1995;2001 годах в Балтачевском районе Республики Башкортостан. Базовый опрос проведен в 2000 году, им охвачено 550 человек, работающих в сельскохозяйственном производстве Балтачевского района, что составляет 11% всех работников сельскохозяйственного производства района, а также 13% предпринимателей района и в качестве экспертов — работники всех 17 сельских администрации района и работники администрации района.

В работе использованы также данные социологических исследований, проведенных учеными Башкирского Госуниверситета в Бураевском и Балтачевском районах в 90-е годы, материалы сектора мониторинга социально-трудовой сферы села Башкирского НИИ сельского хозяйства, информация Госстатистики и материалы периодической печати. В ходе исследования использовались методы включенного наблюдения, анкетирования и интервью, опроса экспертов и анализа документов.

Результаты, выносимые на защиту. На защиту выносятся следующие научные положения, выводы и практические результаты:

3.1. Понятие «социальное развитие сельского района» — это развитие социальной сферы сельского района и социальных отношений в сфере производства, распределения и потребления материальных и духовных благ и отражение этого развития в сознании человека. Социальное развитие на уровне сельского района проявляется в динамике количественных и качественных изменений конкретных сторон жизнедеятельности населения, реализуемых через социальные процессы.

3.2. Понятие «управление социальным развитием сельского района» — это целенаправленное воздействие на социальную сферу сельского района и систему социальных отношений на уровне района на основе познания сущностных особенностей сельского района как системы. Эффективное управление социальным развитием сельского района предусматривает необходимость постоянного совершенствования механизмов реализации целей государственной социальной политики, основанной на законодательно установленных требованиях, определяющих реальный уровень жизни, социального благополучия, занятости населения, их социальной защищенности.

3.3. Выявленная зависимость эффективности управления социальным развитием сельского района от распределения полномочий и ресурсов по вертикали власти и от степени развитости местного самоуправления: частота обращений сельских жителей за решением социальных проблем обратно пропорционально уровню власти — большинство обращений приходится на уровень местной власти, где финансово-экономических, организационно — правовых ресурсов явно недостаточно.

3.4. Зависимость роста социальных проблем районных центров сельских районов от увеличения численности населения.

Научная новизна исследования состоит в следующем:

— уточнено понятие «социальное развитие сельского района» — это развитие социальной сферы сельского района и социальных отношений в сфере производства, распределения и потребления материальных и духовных благ, отражение этого процесса в сознании человека. Социальное развитие на уровне сельского района проявляется в динамике количественных и качественных изменений конкретных сторон жизнедеятельности населения, реализуемых через социальные процессы;

— уточнено понятие «управление социальным развитием сельского района», которое представляет собой целенаправленное воздействие на социальную сферу сельского района и систему социальных отношений на уровне района, на основе познания сущностных особенностей сельского района как системы. Эффективное управление социальным развитием сельского района предусматривает необходимость постоянного совершенствования механизмов реализации целей государственной социальной политики, основанной на законодательно установленных требованиях, определяющих реальный уровень жизни, социального благополучия, занятости населения, их социальной защищенности;

— выявлена зависимость эффективности управления социальным развитием сельского района от порядка распределения полномочий и ресурсов по вертикали власти и от степени развитости местного самоуправления: частота обращений сельских жителей за решением социальных проблем обратно пропорциональна уровню власти — большинство обращений приходится на уровень местной власти, где финансово-экономических, организационно — правовых ресурсов явно недостаточно1;

— выявлены и изучены противоречия в социальном развитии сельского района при переходе к рыночной экономике: между элементами старой и формирующейся новой — рыночной социальной сферы сельского районамежду необходимостью разумного сохранения командно-административных методов и более активного внедрения рыночных механизмов управления развитием социальной сферы сельскохозяйственных предприятиймежду потребностью в продуманной государственной социальной политике и слабым участием в ней государства в лице местных органов государственного управлениямежду не.

1 Ахкамов Р. X. Сельская администрация как субъект управления социальным развитием местного сообщества и проблемы реализации ими своих полномочий // Социология в меняющемся социуме. (Материалы международной научной конференции, посвященной памяти проф. Н. А. Аитова) — Уфа, 2002. — С. 137−140. обходимостью решения социальных проблем в соответствии с ожиданиями людей и сложившейся практикой, основанной на примате экономической целесообразностимежду необходимостью удовлетворения разнообразных потребностей сельского населения и недостаточным развитием социальной инфраструктуры сельского района;

— выявлена зависимость роста социальных проблем в районных центрах сельских районов от увеличения численности населения. Резкое увеличение численности населения в районных центрах наряду со старыми порождает и ряд новых социальных проблем: создание новых рабочих мест, строительство объектов социальной и производственной инфраструктуры, расширение жилищного строительства, маятниковой миграции и т. д.

Теоретическое значение диссертационного исследования состоит в приращении знаний о социальном развитии сельского района в условиях формирования рыночной экономики, об основных направлениях совершенствования управления социальным развитием сельского района.

Практическая значимость диссертации заключается в том, что содержащиеся в ней выводы, рекомендации и эмпирический материал могут быть использованы в практике управления социальным развитием сельского района, при разработке конкретных программ реформирования социальной сферы сельского района.

Результаты исследования могут использоваться в преподавании учебных курсов социологии, социологии управления, менеджмента, при составлении учебно-методических пособий и материалов для студентов. Они могут быть использованы руководителями местных органов государственного управления и самоуправления при решении вопросов социального развития села.

Апробация работы. Отдельные идеи и выводы диссертации учтены в разработке ряда законопроектов, инициированных Законодательной Палатой Государственного Собрания Республики Башкортостан, в разработке программ социального развития ряда сельских районов Республики Башкортостан.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.

Заключение

.

Качественная определенность социального развития сельского района обусловливается как социальными потребностями живущих и работающих на его территории людей, так и имеющимися в распоряжении местных органов государственной власти и самоуправления и сельскохозяйственных предприятий средств и способов удовлетворения данных потребностей, многие из которых детерминированы спецификой профессиональной деятельности работников, особенностями процесса сельскохозяйственного производства района. В силу этих обстоятельств сущность социального развития сельского района представляет собой сферу целостной жизнедеятельности района как социального субъекта, в которой концентрируются социальные условия и возможности для жизнеобеспечения и развития работников сельскохозяйственного производства и каждого работника.

Показателями эффективности социального развития являются позитивные, как количественные, так и качественные изменения, способствующие более полному удовлетворению социальных потребностей сельчан. Главной особенностью социального развития сельского района на нынешнем этапе является сравнительно слабый уровень ее развития по сравнению с городом, неравномерность предоставления социальных услуг в сельских поселениях, обусловленная, в частности, сосредоточенностю объектов социальной сферы, в основном, в крупных населенных пунктах и в районном центре.

Сельский район представляет собой открытую систему, тесно взаимодействующей с окружающей средой (регионами, республикой). В этой связи на социальное развитие сельского района существенное влияние оказывает уровень развития противоречий, характерных для социального развития регионов, республики и страны в целом. В условиях плановой экономики сельскохозяйственные предприятия во многом обеспечивали социальное развитие благодаря довольно крепкой производственной базе и содержанию ими объектов социальной инфраструктуры. Однако экономические трудности переходного периода существенно снизили возможности такой поддержки. Передача объектов социальной сферы в распоряжение местных бюджетов также полностью не решили вопросы содержания и развития социальной сферы сельского района, так как большинство сельских районов — дотационные. Результаты исследований дают основание считать, что выходом из создавшегося положения в условиях переходного периода является, с одной стороны, координация местными органами государственной власти и самоуправления усилий хозяйствующих субъектов различных форм собственности по поддержанию и дальнейшему развитию социальной сферы сельского района, а с другой стороны, поддержка усилий местных органов власти республиканской и федеральной властью и возмещение их затрат путем выделения льготных кредитов, инвестиций на строительство жилья, объектов социальной сферы, инженерное обустройство, газификацию и т. д., что даст возможность значительно улучшить показатели социального развития сельского района.

Выявленные в процессе диссертационного исследования противоречия в социальном развитии сельского района как территориальной общности свидетельствуют о наличии потенциальных возможностей совершенствования системы управления сельским районом, рассмотрения возможных альтернатив такого управления.

Проведенное исследование позволило сделать вывод о том, что проблемы совершенствования управления социальным развитием могут быть успешно решены только при системном подходе к сельскому району как подсистеме единой общественной системы и, в то же время, при учете конкретных местных условий, объективно сложившихся традиций. Управление социальным развитием сельского района в условиях формирующейся рыночной экономики должно осуществляться по тем приоритетным направлениям, которые позволили бы не только сохранить устойчивое и эффективное производство, но и обеспечивать удовлетворение и развитие всего блока социальных потребностей работников.

Эффективность социального управления сельским районом возможна на основе более тесного увязывания с экономическим развитием сельскохозяйственных предприятий всех форм собственности при постоянной ориентации социальной сферы сельскохозяйственных предприятий на уровень экономического развития, с одной стороны и, на основе более полного использования потенциала социальных факторов развития сельскохозяйственного производства, повышения его эффективности с другой, в том случае, если &bdquo-остаточный" принцип выделения средств на социальное развитие будет полностью преодолен. Крайне важным является также целевая подготовка на конкурсной основе управленческих кадров для местных органов власти, способных мыслить и работать по новомувведение системы льгот и компенсаций не только специалистам сельского хозяйства, но и специалистам профессий социальной сферыподготовка кадров массовых профессий и их закрепление на сельскохозяйственных предприятиях путем применения единой системы льгот и компенсаций для всех форм собственности за работу в сельской местности.

Совершенствование управления социальным развитием сельского района предполагает также необходимость регулярного проведения мониторинга общественного мнения работников сельского хозяйства на предмет удовлетворения ими своих социальных потребностей и интересов, с тем, чтобы органы местного госуправления и самоуправления могли вовремя получать необходимую для принятия компетентных решений информацию.

Обобщая актуальные проблемы совершенствования управления социальным развитием сельского района, можно сформировать следующие принципы, которые могли бы быть положены в основу ее дальнейшего развития:

— во-первых, переход к такому экономическому развитию, который учитывает, прежде всего, интересы человека и улучшение условий его жизни (социально-ориентированная экономика) — отказ от командно-административных методов управления социальным развитием;

— во-вторых, вариативность подходов к определению перспективы развития социальной сферы сельского района, базирующихся не столько на идее получения максимальной финансово-экономической прибыли за счет интенсификации производства и свертывания непроизводственных затрат, в том числе и на социальную сферу, сколько на глубоком экономическом расчете возможных социальных последствий управленческих решений при переходе на новые формы хозяйствованияв-третьих, комплексный подход к развитию социальной инфраструктуры населенных пунктов и районного центра на основе их взаимодополняемости и системный подход при управлении социальным развитием сельского района;

— в-четвертых, создание условий для более полного раскрытия внутренних резервов, преодоления отчуждения работников от средств производства;

— в-пятых, создание инфраструктуры рынка, снятие искусственных барьеров на пути перехода к рынку путем оптимизации правовой базы хозяйствующих субъектов АПК;

— в-шестых, на практике осуществить принципы равноудаленности субъектов АПК от государственной власти.

На современном этапе трансформации всей системы общественных отношений существует объективная необходимость в продолжений научных исследований перспектив социального развития села и сельских районов, обратив при этом внимание на следующие аспекты:

— взаимосвязь рыночной системы хозяйствования и обусловленных ею новых форм организации производства и социального развития сельского района;

— состояние и динамику социальных потребностей населения сельских районов;

— разработку социальных стандартов, определяющих не только направленность и содержание социальной инфраструктуры сельского района в условиях трансформации общества, но и качества жизни населения сельского района;

— разработку наиболее оптимальных форм и методов управления социальным развитием села и сельского района как подсистемы единой общественной системы.

На основании вышеизложенного необходимо подчеркнуть, дальнейшее изучение проблем совершенствования управления социальным развитием сельского района — элемента единой социальной системы, безусловно значительно обогатит не только теорию социального управления, но и будет способствовать решению практических вопросов социального управления в условиях трансформации общества.

Показать весь текст

Список литературы

  1. А.И. Башкортостан: приоритеты и задачи в социальной сфере //Экономика и управление. 2000, № 4 — С. 3 — 9.
  2. H.A. Методологические основы социального управления. Минск: Изд-воБГУ, 1977−239 с.
  3. H.A. Отношения по расселению как специфический вид общественных отношений. (V уральские социологические чтения. Тезисы докладов). Уфа, 1984.-С. 3−7.
  4. H.A. Регион как объект социального планирования.-Уфа, 1979.-209 с.
  5. H.A. Управление социальными процессами. Уфа, 1995. — 134 с.
  6. H.A., Камаев Р. Б. Новый промышленный центр и село. М.- Экономика, 1983 — 104 с.
  7. Ю.В. Отношение работников сельского хозяйства к труду. Уфа, 1992.-168с.
  8. Ю.В. Планирование социального развития сельского района. //Научный коммунизм: 1977 № 3. С. 47−48.
  9. Ю.В. Социальное развитие сельского района. Проблемы, перспек-тивы-Уфа, 1995−161 с
  10. Ю.В., Ахмадеев A.A. Социология села: учебное пособие. Уфа, Вос-точный университет, 1997 122 с.
  11. Ю.В. Актуальные проблемы социологии управления: Материалы круглого стола // СоцИС-1998. № 2 С. 98−107.
  12. Р. Помощь селу необходима. // Сельский механизатор. 2000, № 6. — С. 2.
  13. И. Стратегическое управление. М.: Экономика, 1989.- 519 с.
  14. В. А. Село 90-х годов: Тенденции повседневной деятельности населения. СОЦИС, 2002, № 2. С. 61−70.
  15. Ю.В. Социальная структура сельского населения СССР. М., 1971.-374 с.
  16. Г. В. Сущность советского государственного управления. М., 1980.-С. 195- 196.
  17. В. Г. Научное управление обществом. М., 1966. — С. 33.
  18. В. Г. Системность и общество. -М., 1980. С. 270.
  19. В.Г. Общество: системность, познание и управление. М., 1981.— 432 с.
  20. Р.Х. Об управлении процессом расселения на селе. // Экономика и управление 2001 г. — № 6. — С. 84−87.
  21. Р.Х. Проблемы совершенствования управления развитием социальной инфраструктуры сельского района. // Экономика и управление. 2001. -№ 4.-С. 78−84.
  22. Р.Х. Сход граждан как один из способов изучения проблем социального развития села // Экономика и управление 1999, № 2 С. 49−52.
  23. A.A. Социологические проблемы региона М., 1992. — 112с.
  24. A.A., Ахмадеев Ан. А. Социологический мониторинг как фактор принятия управленческих решений в АПК РБ // Экономика и управле-ние. -1994 № 2-С. 63−70.
  25. A.A., Черкасова Т. В. Социальная защита населения: политико-правовые и региональные проблемы. Монография / Изд-во Башгосуниверситета Уфа — Москва, 1999. — 140 с.
  26. Ал.А., Петрова Д. Р. Файзуллина Е.В. Практика социального реформирования в России: исторический и социально-экономический анализ.
  27. Проблемы социального реформирования в Башкортостане. Монография / Под ред. Дж. М. Гилязитдинова, С. В. Егорышева, К.Б. Толкачева-Уфа: УЮИ МВД РФ. 1999.- 198 с.-С. 14−34.
  28. Г. В. Местное самоуправление. М.: МГУ, 1996. 231 с.
  29. С.И. Социальная сфера и самоуправление-Саратов, 1989.-С. 7−11.
  30. В. С. Диалектика сфер общественной жизни. М., 1982. — 184 с.
  31. Бестужев- Лада И. В. Преодоление проблемных ситуации в управлении социальными процессами //Вопросы экономики. 1991 № 1 — С. 31−40.
  32. В.И., Гунцу В. Г. социология культурного уровня жизни: теория, методы и опыт социологического исследования. Кишинев, 1991. 167 с.
  33. Бондаренко J1.B. Формирование социальной инфраструктуры села. М., 1987.-207 с.
  34. М.П. Основы интеграции сельскохозяйственного и промышленного труда М., 1975.-264 с.
  35. Васильев В. П. Социальная сфера и управление.//Социс.-1999-№ 2-С.136−138.
  36. Г. Г. Роль конкретных социологических исследований в научном управлении социальными процессами. -М., 1981.-С. 30−35.
  37. П.П. Духовная жизнь советского села. М., 1982. — 174 с.
  38. В. Р. Основы менеджмента. -М., 1996. С. 93.
  39. В. Г. Социальная организация пространства.-М., 1988.-С. 36.
  40. Волков Ю. Е Социальное управление как вид управленческой деятельности в общественных системах. Социально-политический журнал-1997,№ 3-С. 65−74.
  41. Г. Т. Социальное здоровье населения Республики Башкорто-стан: Проблемы технологического управления социальными процессами. Уфа, Ин-формреклама, 2001. 74 с.
  42. Р. А., Галина JI. П. Социально-экономическое развитие Башкирии и особенности миграции. Сборник научных струдов. Уфа, 1989. — С. 43.
  43. P.A. Население Республики Башкортостан: тенденции и особенности развития на пороге нового тысячелетия. Монография / Под. ред. А.Х. Мах-мутова. Уфа: РИО БАГСУ, 1998 204 с.
  44. P.A., Ларцева С. А. Роль личного подсобного хозяйства в системе реформирования аграрного сектора экономики // Экономика и управление 2001 № 4 — С. 70−74.
  45. Дж.М. Проблемы социального реформирования Республики Башкортостан. Препринт. -Уфа, 1998. -17с.
  46. И.Р. Социальная сфера Республики Башкортостан приоритетное направление государственной политики // Экономика и управление. 2001, № 6 С. 8−14.
  47. В. Д. Социология управления: Учебное пособие. Уфа: «Восточный университет», 1999. — 139 с.
  48. В. Д. Теория менеджмента. Уфа, изд-во «Восточ. универ.». ч. 1. 1997.- 116 с., ч. 2. 1997.- 122 с.
  49. М. С. Аграрный кризис: уроки и проблемы.//Упр. и экон., 1999. -№ 1-С. 32−38.
  50. Е.П. Правовое регулирование хозяйственного механизма агропромышленного комплекса. М., 1988.-115 с.
  51. И.У. Формирование регионального рынка сельскохозяйственных продуктов в Республике Башкортостан. Уфа, 1998. — 197 с.
  52. У. Г., Сайфуллин Ф. А. Актуальные проблемы государственного регулирования в аграрной экономике. Проблемы правового регулирования государственного протекционизма аграрного сектора экономики в России. Уфа, 1999.-С. 38.
  53. В.В., Конторов Д. С. Проблемы системологии (проблемы теории сложных систем)-М, 1976.-С. 149−155.
  54. Л.Я. Социальные технологии в управлении общественными процессами. Белгород, 1993. — 203 с.
  55. Егоров В, И. Итоги производственно-финансовой деятельности предприятий АПК РБ за 1999 год. Информационный бюллетень Минсельхозпрода РБ. -Уфа, 2000.-№ 1.-С. 4.
  56. В.Я. Методологические основы планирования социального развития. М., 1974.-167 с.
  57. Зайончковская Ж. А Демографическая ситуация и расселение. М., Наука, 1991−130 с.
  58. Т. И. Социальная структура современного российского общества 11 Общественные науки и современность. 1997, № 2. — С. 9 -11.
  59. Р.Х. Развитие фермерского уклада в крестьянском хозяйстве современного села (по материалам социологических исследований). Уфа, 2000.- 167 с.
  60. Р.Б. Планирование социального развития колхоза.-Уфа, 1976.-112 с.
  61. М. С. Новые подходы к исследованию социальной среды // Вестник Московского университета. Сер. 6. Экономика. 1993, № 4. — С. 51−52.
  62. JI.M. Роль личных подсобных хозяйств в развитии сельскохозяйственного производства Республики Башкортостан. // Ватандаш. 2000, № 4 — С. 147−150.
  63. Ковалев В. Н. Социология социальной сферы и социальность.-М., 1993.-С.29.
  64. А. Б. Методология социального моделирования.-Уфа, 2000. 284 с.
  65. А.Б. Философия предпринимательства: Уч.пособие. Уфа, 2000.-132с.
  66. В. Реформирование государственного аппарата: мировая практика и российские проблемы. // Проблемы теории и практики управления. 1999, № 1.-С. 26−32.
  67. М. В. Взаимосвязь основных сфер развитого социалистического общества-М., 1983.-С. 18.
  68. В. И. Развитие капитализма в России. Л., 1953. — 583 с.
  69. М.К. К вопросу о концепции местного самоуправления в Республике Башкортостана // Экономика и управление,-1999. № 2.
  70. В.Д., Весельный В. З. Понятие социального управления. -М., 1987.
  71. К., Энгельс Ф. Сочинение. Изд. 2, т. 13 — С. 7.
  72. Марксистско-ленинская социология. / Под ред. Н. И. Дряхлова и др. М., 1989.-С. 194.
  73. С. Г., Ямалов М. Б. Экономическое развитие совхозов РБ в 6080-е годы: Уфа, 1996. С. 71.
  74. С.Г., Ямалов М. Б. Социальный облик села Республики Башкортостан. Уфа, 1997. — 54 с.
  75. А.Х. К разработке долгосрочной программы социально-экономического развития Республики Башкортостан: Исходные принципы и методологические подходы. // Экономика и управление-1997.-№ 3.-С. 18−23.
  76. М.Н. Социальное развитие и город. М., 1979. — С. 108−120.
  77. С. Пилотный проект для муниципального управления // Экономическая жизнь, -1997, № 22. с. 29.
  78. М. X., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента.-М., 1992.-С. 253.
  79. Местная власть. Проблемы совершенствования деятельности органов местной власти Республики Башкортостан. Материалы республиканской научно-практической конференции. Уфа, 2000. — 355 с.
  80. Местная власть: сборник документов и материалов.-Уфа-БАГСУ, 1999.-367с.
  81. Местное самоуправление в Российской Федерации. Сб. норм, правов. актов. -М.: 1998.-784 с.
  82. Местное самоуправление: Сб. норм, актов. М. — Приор. — 2001. — 96 с.
  83. В.В. Крестьянский вопрос в России: прошлое, настоящее, будущее. М., &bdquo-Агропрогресс", часть 1 — 1998. — 260 е., часть 2 — 1999. — 307 с.
  84. Т.П. Труд и рынок. Уфа, 1995. -139с.
  85. Р.К. Личным подсобным хозяйствам государственную поддержку // Экономика и управление-1994, № 2. -С.63−70.
  86. Ф.У. Трудовая мобильность: концептуальная модель, реальные тенденции, проблемы управления. -Уфа, 1990. -108 с.
  87. Ф.У., Галина А. Э. Система социальной защиты населения в республике // Экономика и управление.-1998, № 4-С. 89−96.
  88. Р.Т. Население Башкортостана: социально-демографический анализ. М: ИСИ РАН, 1997. 160 с.
  89. Р.Т., Ходжаев И. Земельная реформа в Башкортоста-не//Социологические исследования. 1999. — № 8. — С. 32 — 34.
  90. В.Д., Сайранов Р. Н., Аскаров A.A., Гарипов Ф. А. Реформирование сельскохозяйственных предприятий в условиях рыночной экономики. Уфа, 2001. — 128 с.
  91. Р.Б. Товарищество на вере &bdquo-Урожай": Шаг за шагом Уфа: 2000.- 150 с.
  92. Р.Б. Трудный путь реформ на селе. Уфа, 1998. — 184 с.
  93. Обострение демографического кризиса и современное положение населения России (под ред. Б. С. Хорева, J1.B. Ивановой). М.:Информпечать, ИТРК, 2000. — 120с.
  94. Общая теория управления. Курс лекций. М., 1994. — С. 226.
  95. И.К. Райцентры в соц.-эк. планировании. Региональное социальное планирование (тезисы докладов конференции) ч.11-Уфа, 1976.-С. 122−124.
  96. Г. И. Социальная сфера общества: теория и методология социалистического анализа. М., 1996. — С. 41.
  97. Г. В. О концепции и стратегии социального развития России // Социально-политический журнал.-1993, № 8. С. 3−7.
  98. Ответственность в системе местного управления. Опыт комплексного социологического исследования. /Под ред. Е. А. Агеевой. СПб., 1993.-184 с.
  99. Е. Возьмем лучшее из опыта земств. // Российская Федерация, -1994, № 4.
  100. А. В. Государственному регулированию научную основу. // Экономика с/х России. 1999. — № 1. — С. 9−12.
  101. JI.А. Единство системности, организованности и самодвижения. -М., 1975.-С. 14.
  102. Г. Г. Механизм защиты социальной сферы- М: Наука, 1992.-216с.
  103. В.Г. Человек в трудовом коллективе. М., 1982.- 175 с.
  104. Показатели и индикаторы социальных изменений / Под ред. Г. В. Осипова. -М., 1995.
  105. Правовые основы местного самоуправления. Сборник нормативно-правовых актов. Выпуск / Составитель Дольникова Л. А. Уфа: РИО БАГСУ. 1996.-72 с.
  106. Правовые основы местного самоуправления. Сборник нормативно-правовых актов. Выпуск 2 / Составитель Дальникова Л. А. -Уфа, 1998. 94 с.
  107. А. И. Организация: системы и люди. М., 1983. — 159 с.
  108. А.И. Современная социология организаций. М., 1995. — 231 с.
  109. Проблема регионального управления социальными процессами в сельской местности. /Редкол. А. И. Сухарев и др.- Саранск, 1985. -154 с.
  110. Проблемы совершенствования административно-территориального устройства Республики Башкортостан. Сборник. Уфа: РИО БАГСУ, 1998.-185 с.
  111. Проблемы социального реформирования в Башкортостане /Под ред. ДЖ.М. Гилязитдинова, С. В Егорышева, К. Б. Толкачева Уфа, 1999. — 198 с.
  112. Проблемы становления и развития государственности Республики Башкортостан: Коллективная монография. Уфа: Б.И., 2000. — 309 с.
  113. Рабочая книга социолога/ Под ред. Г. В. Осипова -М: Наука, 1997.-512с.
  114. В.В., Шкаратан О. И. Власть и собственность // СоцИС. 1991, № 1 — С.50−61.
  115. В.В., Шкаратан О. И. Социальная стратификация. М., Аспект-пресс. 1996.-318 с.
  116. Н.П. Проблемы аграрной реформы в России. М., 1993. — 80 с.
  117. Развитие социальной структуры общества в СССР (актуальные проблемы социологических исследований) / Отв. Ред. В. И. Иванов.-М: Наука, 1985.-190 с.
  118. Л.С. Социально-защитительная функция государства иее реализация // Семья в России,-1998. № 1.-С. 80−84.
  119. Роль человеческого фактора в решении социально-экономических проблем села. Уфа, 1992.-126 с.
  120. Российская энциклопедия социальной работы / Под ред. А. М. Панова, Е.И., Холостовой. Том 2- М, 1997, — 406 с.
  121. А.Н. Социологический анализ социальной организации-М., 1995.
  122. В.М. Социальная сфера: проблемы планирования.-М., 1989−160с.
  123. М.Н. Диалектика и социология. М., 1980. С. 134- 135.
  124. М.Н. Трансформация социальной структуры Российского общества // СоцИС.-1997, № 7. С.3−20.
  125. Рыбаковский Л. J1. Региональный анализ миграций. М., 1973. — 148 с.
  126. Р.В. Образ жизни сельского населения (методология, методика и результаты учения социально-экономических аспектов жизнедеятельности). -Новосибирск, 1979. 171 с.
  127. Ф.Х. Современная деревня: проблемы совершенствования управления развитием социнфраструктуры в переходной период. Уфа- БГУ, 2000, — 112 с.
  128. М.М. Социальное развитие деревни в Башкирии.-Уфа, 1992.-157с.
  129. М.М. Спасет ли деревню фермер. Уфа: Б.И. 1992. 68 с.
  130. М.М. Фермиризация села Республики Башкортостан. Трудности и проблемы. М.: Б.И., 1993 143 с.
  131. В. К. Конституционное право России: Курс лекций. Уфа: Изд. Башкирск. ун-та, 2001. — С. 303.
  132. П.И. Мир таинственный: размышления о крестьянстве. М., 1 991 254 с.
  133. И.П. Проблемы формирования органов местного самоуправления // Россия и современный мир. 1998. № 3. — С.32−35.
  134. И.М., Аверин Ю. П. Основы теории социального управления.1. M., 1990.-302 с.
  135. С., Исаев Н. Социальная политика: новый курс//Вопросы экономики. -1999. № 2. — С. 63−73.
  136. В.М. Социология нравственного развития личности.-М., 1986.-С.9.
  137. П.А. Человек. Цивилизация.Общество.-М., Политиздат, 1992.-543с.
  138. А.Б. Социальные последствия аграрных реформ-//Аграрные преобразования: опыты и перспективы. -Орел, 1994. С. 118−124.
  139. Социальная политика в регионе: стратегия обновления и социальные технологии./ Изд-во Башгосуниверситета. -Уфа, 1999.-380 с.
  140. Социальная политика и предпринимательство. / Ответ.ред. Осипов Г. В. -М., 1996.-443 с.
  141. Социальная структура и стратификация в условиях формирования гражданского общества в России. Сборник (в 2-х кн.)-М., 1995.Кн.1−171с., кн.2−252с.
  142. Социальное положение и уровень жизни населения России / Госкомстат России М., 1998.-440 с.
  143. Социальное развитие села и формирование трудовых коллективов М., 1989.- 157 с.
  144. Социальное управление: Словарь-справочник / В. И. Добренькова, И. М. Слепенкова и др. М., 1994. — 320 с.
  145. Социальные последствия реформ в Башкортостане: Монография. / Под ред. Д. М. Гилязитдинова, Ю. Н. Дорожкина, C.B. Егорышева. Т. 2. Уфа: УЮИ МВД РФ, 2000.-255 с.
  146. Социальные преобразования на селе. -М., 1997.
  147. Социальный фон экономических реформ в Республике Башкортостан. Коллективная монография / Под. Ред. А. Х. Махмутова. Уфа: РИО БАГСУ, 1997. 156 с.
  148. Социология и проблемы социального развития / Под ред. Т. В. Рябушкина, Г. Г. Квасова, Х. Н. Манжсяна, Г. В. Осипова, Л. Г. Ионина.-М:Наука, 1978.-480 с.
  149. М., Панферова В. В. Общественная жизнь: управление и самоорганизация. // Социально-политический журнал, 1996. С. 71−73.
  150. В. И. Социальная структура сельского населения СССР на этапе развитого социализма.-М., 1978. 326 с.
  151. В. И. Социально-демографические проблемы деревни. Методология, методика, анализ, опыт миграции сельского населения.-М., 1975.-287 с.
  152. В.И. Город и деревня. -М., 1972. 87 с.
  153. Теоретико-концептуальные проблемы реформирования системы социальной защиты в Республике Башкортостан / Под ред. Дж. М. Гилязитдинова, Ю. Н. Дорожкина. Уфа, 1997.-56 с.
  154. Теоретико-концептуальные проблемы социального реформирования и плана-прогноза социального развития Республики Башкортостан / Под ред. Дж.М. Гилязитдинова, Л. А. Ширяева. Уфа, 1997.- 60 с.
  155. . Т. Социальная инфраструктура: сущность и пути развития. -М: Мысль, 1980.- 206 с.
  156. Трудовые ресурсы в Республике Башкортостан. Аналитическая записка. Уфа. -2000. 67 с.
  157. А. К. Духовная жизнь общества. -М., 1980. С. 55.
  158. Управление сельским районом на современном этапе.-Воронеж, 1985.- 128с.
  159. Управление социальными процессами./Под ред. Аитова H.A. Уфа, 1983 -134с.
  160. Э.А. Управление фирмой. -М., &bdquo-Акалис", 1996. 516 с.
  161. В.И. Муниципальное право России. М., 1994. — 167 с.
  162. Ф.С., Галлямов Р. Р. Урбанизация общества: закономерности развития и проблемы управления/философико-социологический очерк.-Москва-Уфа, 1992.- 165 с.
  163. В.Н. Сельское население региона.-М., Мысль, 1986. 144 с.
  164. Г. А. Совершенствование внутрихозяйственных экономических отношений и их информационного обеспечения в сельскохозяйственных предприятиях. М.: Редакция журнала &bdquo-Экономика сельскохозяйственных иперерабатывающих предприятий", 2001. 191 с.
  165. Е. И. Социальная политика: Учебное пособие. М: ИНФРА-М, 2001.-204 с.
  166. В.Д. Опыт и проблемы аграрной реформы и пути социально-экономического развития сельского района. Уфа, 2000. — 356 с.
  167. С.Ю. Современная сельская женщина: труд, быт, досуг. / Изд-во Башкирск. Ун-та.-Уфа, 1999.- 152 с.
  168. С.А. Социальная сфера общества, личность.-1988. С. 15−25.
  169. Ф. В., Хамматова С. А. Практикум по социально-психологическим основам управления. Уч. пособие. Уфа, УГАТУ, 1994.-102 с.
  170. Ф.И. Социальная политика в субъектах Российской Федерации: Вопросы теории и практики: (По материалам исследования в Чуваш. Респ. и др. регионах). Чебоксары: Чуваш кн. изд-во, 1998.-189 с.
  171. А., Ильин И. Формирование системы государственных минимальных социальных стандартов // Экономист-1999, М 1.-С. 48−56.
  172. С.С. Социальные ресурсы и социальная политика.-М., 1989.-156с.
  173. И.Т. Экономические проблемы развития социальной инфраструктуры села. М.: Изд-во. Экономика и информатика, 2000 — 296 с.
  174. Г. Социальное управление как система //Проблемы теории и практики управления.-1997. № 2. С. 114−122.
  175. Г. С. Горожане и селяне в результате реформ 90-х годов.-СоцИС, 2002. № 2. С. 71−82.
  176. О.И. Проблемы социальной структуры рабочего класса СССР. -М., 1970.-472 с.
  177. А. Проблемы вывода агропромышленного комплекса из кризиса//АПК: Экономика и управление. 2000. — № 1. — С. 4−17.
  178. Энциклопедический социологический словарь. /Общ. ред. Осипова Г. В. -М., 939 с.
  179. Р. Н. Категория «социальное пространство» и соотношение ее скатегорией «общественно-экономическая формация»//Взаимодействие базиных и надстроечных явлений развитого социализма.-Свердловск.-1980.-С.172−176.
  180. В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. М., 1987.-245 с.
  181. Г. В. Демографические основы формирования трудового потенциала.// Экономика и управление. -2001. № 1. С. 84−89.
  182. Конституция Российской Федерации. М., 2000. — 200 с.
  183. Закон Российской Федерации от 6 июля 1991 г. &bdquo-О местном самоуправлении в Российской Федерации" (с изменениями от 24 июня, 22 октября 1992 г, 28 апреля 1993 г, 28 августа 1995 г.).
  184. Закон Российской Федерации&bdquo-0 собственности РСФСР"от 24 декабря 1990 г.
  185. Закон Российской Федерации &bdquo-О крестьянском хозяйстве" от 22 ноября 1990 г с изменениями и дополнениями от 27 декабря 1990 г.
  186. Закон Российской Федерации &bdquo-Об основах социального обслуживания населения РФ" от 10.12.1995 г. Российская газета, 1995, 19 декабря.
  187. Федеральный закон от 28 августа 1995 г, &bdquo-Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" с изменениями от 22 апреля, 26 ноября 1996 г., 17 марта 1997 г.
  188. Федеральный Закон &bdquo-Об основах государственной службы Российской Федерации". Российская газета, 1995 г. 3 августа.
  189. Указ Президента РФ &bdquo-О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России" от 27 октября 1993 г.
  190. Указ Президента Российской Федерации от 11 июня 1997 г. № 568 &bdquo-Об основных направлениях реформы местного самоуправления в Российской Федерации".
  191. Постановление Правительства РФ &bdquo-О порядке приватизации и реорганизации предприятий и организаций агропромышленного комплекса" от 4 сентября 1992 г. № 708.
  192. Программа социальных реформ РФ на период 1996 2000 гг. Приложение к постановлению правительства РФ от 26.02.1997 г. № 222 (См.: Российская газета 1997 г. 12 марта).
  193. Конституция Республики Башкортостан. Уфа, 2001 г. 229 с.
  194. Закон Республики Башкортостан от 12 октября 1994 г. &bdquo-О местном государственном управлении в Республике Башкортостан" (с дополнениями от 23 февраля 1999 г.).
  195. Закон Республики Башкортостан от 14 марта 1996 г. &bdquo-О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Башкортостан от 13 июля 1993 г. &bdquo-Об административно-территориальном устройстве Республики Башкортостан".
  196. Закон Республики Башкортостан от 4 июня 1999 г. &bdquo-О территориальном общественном самоуправлении в Республике Башкортостан".
  197. Европейская хартия о местном самоуправлении от 15 октября 1985 г.
  198. Послание Президента Республики Башкортостан Государственному Собранию. По пути устойчивого развития (О ситуации в республике и задачах на текущий год). Уфа, 2002. — 35 с.
  199. Постановление КМ РБ от 29.12.2000 г. № 308 &bdquo-Об утверждении порядка разработки и использования минимальных социальных приоритетов в Республике Башкортостан" // Ведомости Госсобрания, Президента и КМ РБ 2001 г. № 3 ст. 216.
  200. Перечень республиканских целевых программ, финансируемых из республиканского бюджета Республики Башкортостан в 2002 г. // Республика Башкортостан, 2001 г. 29 декабря.
  201. Указ Президента Республики Башкортостан &bdquo-О повышении эффективности деятельности органов государственной власти Республики Башкортостан" //Республика Башкортостан, 11 декабря 2001 г.
  202. Указ Президента Республики Башкортостан &bdquo-О реформировании системы госуправления агропромышленным комплексом Республики Башкортостан" //
  203. Республика Башкортостан, 14 марта 2001 г.
  204. Указ Президента Республики Башкортостан &bdquo-О передаче предприятий, организаций, объектов недвижимости и государственных пакетов ценных бумаг в собственность районов и городов". // Ведомости Госсобрания, Президента и КМ-2001 г. № 14, ст. 1045.
  205. Административно-территориальное устройство Республики Башкортостан. -Уфа, 1999.-416 с.
  206. Башкирская АССР. Административно-территориальное деление. Уфа, 1961.-428 с.
  207. Башкирская АССР. Административно-территориальное деление. Уфа, 1981.-383 с.
  208. Города и районы Республики Башкортостан. Статистический сборник. Госкомитет РБ по статистике. Уфа, 1997. — 435 с.
  209. Местная власть. Сборник документов и материалов. Отв. за выпуск Р. Г. Абдуллина, Л. Г. Исаева. Уфа, 1999. — 367 с.
  210. Демографический ежегодник РБ. Статистический сборник. -Уфа: Госкомстат РБ, 1997 г.-89 с.
  211. Итоги Всесоюзной переписи населения. 1989 г. Сб.статей.-М., 1993 г.-123с.
  212. Россия в цифрах. -М., Изд. Финансы и статистика, 1996. 400 с.
  213. Социально-экономическое положение районов и городов Республики Башкортостан. Статистический ежегодник. Уфа, 1998. — С. 44−50.
  214. Труд и занятость в Республике Башкортостан-Уфа: Госкомстат РБ, 1997−89 с.
  215. Уровень жизни населения России. Статистический сборник.-М., 1996.-83 с.
  216. Башкортостан: годы суверенитета. Статистическое обозрение. 1990 2000. -Уфа, 2000.- 116 с. й sf*/?O 7- ОЗ
Заполнить форму текущей работой