Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Институционализация корпоративного образования в современной России

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Разрушение промышленного производства значительно отразилось на экономической деятельности государства. Наиболее болезненным для учреждений профессионального образования стала утрата некогда стабильных связей с предприятиями, ранее активно сотрудничавшими в вопросах организации практического обучения, укрепления учебно-технологической базы, проведении прикладных исследований, трудоустройстве… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА II. ЕРВАЯ. ТЕОРЕТИКО-СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОЦЕССА ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИИ КОРПОРАТИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
    • 1. 1. Корпоративное образование: определение предметных границ социологического исследования
    • 1. 2. Генезис корпоративного образования в современной России
  • ГЛАВА ВТОРАЯ. ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЕ ОФОРМЛЕНИЕ КОРПОРАТИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК ПРЕДМЕТ ЭМПИРИЧЕСКОГО АНАЛИЗА
    • 2. 1. Корпоративное профессиональное образование: ценностные ориентации социальных акторов
    • 2. 2. Основные направления институционализации корпоративного образования

Институционализация корпоративного образования в современной России (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность постановки проблемы исследования. Социетальные трансформации, происходящие в нашей стране в период с 1990;х годов по настоящее время, затронули практически все сферы жизнедеятельности российского общества: социально-экономическую, социально-политическую, социально-культурную, в том числе, и социально-образовательную.

Национальная социально-образовательная сфера претерпела множество изменений, многие процессы формируются и по сей день.

В начале 90-х с распадом СССР, российская образовательная система лишилась государственного заказа: механизм планового распределения выпускников прекратил свое существование. Учебные заведения оказались в незнакомой для себя ситуации — декларирована автономность образовательных учреждений, изменились правовые и экономические отношения, оказались востребованными совершенно новые профессии и специальности и т. д. Объем бюджетного финансирования профессионального образования резко сократился, образовательные учреждения оказались перед выбором: или влиться в рыночные отношения и обеспечить тем самым минимальный уровень благосостояния, сохранить штат работников, или перестать существовать.

Поэтому в 90-е годы ведущие российские, в первую очередь, гуманитарные вузы начали формировать рынок образовательных услуг на территории бывшей РСФСР, реструктуризироваться и предлагать набор специальностей сообразно новым «рыночным» общественным потребностям. Связанные с формированием институтов предпринимательства, частной собственности, политического плюрализма, образовательные потребности постсоветского общества концентрировались вокруг соответствующих учебных специальностей. В результате вместо профессий инженеров, учителей, врачей, военнослужащих, квалифицированных рабочих особенно актуальными стали профессии экономиста, юриста, бухгалтера, менеджера и т. д.

В случае с политехническими учебными заведениями ситуация складывалась еще более сложная. Организационное и финансовое состояние всех сфер национальной экономики и промышленности с начала 90-х резко ухудшилось: многие предприятия переживали периоды смены руководства и реструктуризации, нередко оказываясь при этом на грани банкротства, были разрушены многие хозяйственные связи и разорваны технологические цепочки. Позднее постсоветская экономика и промышленность была вовлечена государством в процесс приватизации и дальнейшего передела собственности. Постоянный раздел сфер влияния и выведение активов, банкротство и враждебные поглощения истощили предприятия и организации: объемы производства и ассортимент продукции сократились, работники перестали получать своевременную и достойную заработную плату. В результате многие специалисты сферы промышленности и услуг покинули предприятия и сменили род деятельности, стремясь обеспечить достойный уровень жизни.

В новых рыночных условиях роль вузов и ссузов кардинально изменилась. Вынужденные принять вызовы формирующегося российского общества и нецивилизованного рынка, образовательные учреждения стали в большей степени ориентироваться на востребованные населением специальности, нежели на потребности предприятий и организаций. В свою очередь это привело к подготовке специалистов скорее дипломированных, нежели квалифицированных. Этому в немалой степени способствовало и новое образовательное законодательство. На волне демократизации «интересы личности» были поставлены выше всех прочих интересов, а потребности предприятий, по сути — потребности развивающейся национальной экономики, игнорировались полностью.

Как следствие, высшее профессиональное образование значительно девальвировалось, стало гораздо меньше ориентироваться на практические задачи и обновляемые технологии промышленных предприятий, приобрело неформальный статус всеобщего образования. На сегодняшний день институт российского профессионального образования решает различные социальные проблемы, часто вообще не связанные с трудовой социализацией личности: обеспечивает минимальный социальный статус россиян, предоставляет мужчинам отсрочку от прохождения военной службы, является формальным основанием для успешного прохождения аттестации специалистов и т. д.

Дополнительное профессиональное образование также претерпело серьезные изменения: многие отраслевые институты повышения квалификации перестали существовать или были приватизированы, произошла массовая переориентация на сектор бизнес-образования. Перечень, качество и стоимость образовательных услуг перестали устраивать руководителей промышленных предприятий. Впрочем, и финансовые возможности большинства предприятий в 90-х годах прошлого века не позволяли должным образом организовывать обучение.

Между тем, национальная экономика, промышленность, сфера услуг пережили процессы смены собственников и реструктуризации и в настоящее время все больше ориентируются на повышение эффективности технологических и бизнес-процессов, развитие внутреннего кадрового потенциала. Соответственно на российском рынке труда увеличивается потребность в квалифицированных (а не просто дипломированных) специалистах различных профессий: грамотных инженерах, руководителях производства, высококвалифицированных рабочих и т. д.

При этом учреждения профессионального образования не способны обеспечить необходимый и достаточный уровень квалификации своих выпускников, требуемый набор и качество услуг дополнительного профессионального образования, особенно в области современных инженерных технологий.

Отечественное (государственное) образование переживает сложный период финансового дефицита, череды доктрин и реформ, изменения системы управления, старения научных и феминизации педагогических кадров. Государственная система образования ограничена традициями, имеющимися научными и педагогическими школами, нормативными ограничениями, материальной базой и т. д. Само устройство образовательной системы (государственная собственность на имущество учебных заведений, государственное управление, государственное финансирование, государственные правила приема абитуриентов, массовый характер обучения и многое другое) ставит ее в прямую зависимость от воли правительственных организаций. В результатемобильность, которую демонстрируют частные корпорации, не достижима для учреждений образования традиционных типов.

Одним из способов совершенствования кадровой подготовки становится реализация инновационных образовательных программ на базе предприятий или учебных заведений с привлечением практических специалистов, «доведение» выпускников вузов и ссузов до требуемого предприятиями уровня квалификации, организация предприятиями непрерывного практического обучения промышленного персонала.

Эту схему можно назвать корпоративным образованием образованием для корпоративных заказчиков, при их непосредственном организационном и финансовом участии, а также собственно в корпорациях, причем государственные и негосударственные образовательные учреждения выступают здесь как образовательные партнеры, консультанты, а в ряде случаев и как управляющие организации.

Корпоративное образование только занимает свое место в социальной структуре российского общества, переживает этап становления, формирует основной функционал, закрепляет нормы и стандарты организации и осуществления процесса обучения, а также вырабатывает собственную этику и культуру на уровне государства и общества. Иными словами, происходит институционализация корпоративного образования в России.

Изучение данного социального процесса представляется автору особенно актуальным в связи с ведущимся реформированием отечественной системы профессионального образования и общенациональной задачей перехода к экономике инновационного типа.

Степень научной разработанности темы исследования. В зарубежной литературе вопросам корпоративного образования как одного из видов профессиональной подготовки специалистов для бизнеса и производства уделяется значительное внимание. В российской социологии пока нет общепринятой теоретической концепции изучения дополнительного профессионального и корпоративного образования. Необходимо отметить, что сама проблема институционализации корпоративного образования является междисциплинарной и предполагает обращение к таким наукам, как социология, педагогика, менеджмент, экономика и др.

Формирование, развитие и закономерности динамики социальных институтов, их структура и место в обществе, а также детерминирующие деятельность факторы раскрыты в работах В. Ф. Анурина, В. Ю. Бельского, П. Л. Бергера, Дж. Бернарда, Дж. Брайяка, Л. Бовье, Й. Валлерштайна, М. Вебера, Т. Веблена, У. Гамильтона, А. Гелена, В. И. Добренькова, Э. Дюркгейма, Г. Е. Зборовского, Н. Б. Костиной, А. И. Кравченко,.

М.С.Комарова, И. И. Леймана, Э. Марксона, Р. Мертона, Ч. Р. Миллса Т. Парсонса, Н. Смелзера, Л. Томпсона, Ж. Т. Тощенко, Дж. Фейблемана, С. С. Фролова, В. Г. Харчевой, Б. Хесса, Дж. Хоманса, Р. Шефера, П. Штейна, Я. Щепаньского, А. Г. Эфендиева и других авторов. При этом образование рассматривается как один из основных институтов общества (также его трактуют и И. В .Бестужев-Л ада, В. В. Горчикова, В. А. Дмитриенко, В. И. Жуков, Л. Ф. Колесников, Н. А. Люрья, Дж. Мационис, Н. Я. Нечаев, A.M. Осипов, Л. Я. Рубина, М. Н. Руткевич, Ф. Р. Филиппов, Дж. Хоманс, А. Г. Харчев, Ф.Э.Шереги), но в доступной литературе феномен корпоративного образования в категориальном поле институционализма практически не анализируется. Соответственно, не дефиницирован социальный статус корпоративного образования, не дана дескрипция его институциональных признаков в РФ в начале 2000;х годов, не оценены перспективы и направления дальнейшей институционализации и интеграции в институциональную структуру трансформирующегося российского общества.

Исследования становления и развития высшего негосударственного образования в РФ, появление и углубление его правовой базы, решаемые им социальные задачи и выполняемые социальные роли, мотивацию и ценностные установки обучающихся в них студентов, отношение учащихся к платному образованию проводили Т. Ю. Бархатова, М. Е. Баскакова, В. Н. Вениаминов, В. Владимиров, Т. Владыкина, Н. Б. Володина, Ю.В. Голиусо-ва, Л. Гохберг, Л. Закс, Г. Е. Зборовский, В. А. Зернов, Г. А. Ивахненко, Н. Ковалёва, О. В. Крухмалева, И. Лошакова, М. Лукашенко, Т. Л. Серикова, В. Сиднина, В. А. Солоницын, Т. В. Старостина, В. Г. Харчева, Ф. Э. Шереги, Л. Р. Яруллина.

Большое количество работ, отражающих основные аспекты многообразной деятельности отечественной вузовской системы, было опубликовано во второй половине 1980;х гг. Среди них монографические труды В. А. Раянгу, Т. Я. Старченко, А. Н. Стояна, Е. И. Бобика. В сборниках научных трудов, изданных под редакцией Ю. Л. Ершова, В. И. Загвязинского, В. М. Зуева, С. И. Мещерякова, А. А. Чугаева, исследовались актуальные проблемы деятельности высшей школы, формулировались полезные для образовательной практики вузов предложения.

В условиях реформ в начале 90-х гг. вышел ряд научных трудов, авторы которых по-новому, несколько с иных методологических позиций попытались переосмыслить исторический опыт вузовской системы, реально оценить ее достижения и неудачи, проанализировать появившиеся противоречия и диспропорции развития образовательного процесса, сформулировать выводы, касающиеся перспектив развития высшего образования. Это научные работы Н. Ю. Бутенко, В. В. Ганина,.

A.Н.Кочетова, Т. Л. Старченко, В. А. Сидорова, А. А. Королева, Г. Ф. Шиловой и некоторых других авторов.

Экономические проблемы професиональногго образования получили отражение в трудах В. Г. Антошки на, В. М. Зуева, А. Н. Елисеева,.

B.Е.Комарова, А. С. Панкратова, С. Г. Струмилина и др.

Многие научные труды представителей гуманитарных наук содержат результаты анализа практики модернизации высшего образования. Это исследования А. В. Астаховой, П. Г. Буги, Б. С. Гершунского, В. И. Жураковского, А. И. Ковалевой, В. Г. Кинелева, О. В. Козловой, В. А Садовничего, Е. Р. Смирновой, В. Г. Сушко, Ю. Г. Татур, А. А. Овсяникова и других авторов.

В особую группу следует выделить труды, в которых рассматриваются проблемы качества профессионального образования. Это, прежде всего, монографии С. И. Плаксия, В. М. Байденко, Д. В. Зантворта, Н. А. Селезневой, Э. М. Короткова, А. И. Сумбетто и др.

Существенное развитие получила социология образования. Вопросы образования рассматриваются в социологических работах, авторами которых являются А. Л. Арефьев, И. С. Болотин, С. Ю. Вишневский, О. Н. Козлов, Д. Л. Константиновский, В. Г. Лисовский, А. А. Овсянников, Л. Я. Рубина, М. Н. Руткевич, В. В. Сериков, Ф. Р. Филиппов, В. Г. Харчева, Ф. Э. Шереги, В. Н. Шубкин, В. Е. Шукшунов. В социологических работах рассматриваются проблемы высшей школы в широком контексте взаимодействия различных социальных сред: от семейной и школьной и, через вузовскую, до профессиональной, информационной, социальной и социально-психологической.

Ряд важных аспектов развития высшего образования получили отражение в работах, в которых представлен анализ становления и развития негосударственного сектора высшего профессионального образования с 1992 г, то есть со времени создания негосударственных вузов. В структуре историографии высшего образования важное место занимают работы отечественных авторов, таких как: Т. С. Георгиева,.

A.И.Галаган, В. А. Змеев, И. М. Ильинский, С. П. Еркович, С. В. Коршуков,.

B.П.Мошняга, И. Б. Федоров, С. В. Дмитриева, М. А. Ляшенко, А. С. Тангян, где рассматриваются различные аспекты международного сотрудничества в сфере образования, анализируется опыт, накопленный рядом ведущих стран по модернизации образования в соответствии с требованиями глобализации и современных технологий.

В целом проблематика дополнительного и корпоративного образования раскрывается целым рядом научных направлений.

Большое количество работ зарубежных авторов (У.Брэддик, Х. Ю. Варнеке, П. Друкер, С. Крейнер, У. Оучи, Э. Питер, Б. Леви, М. Педлер, К. Старки, С. Дилич) посвящено вопросам развития бизнес-образования, профессиональной подготовки управленческого состава и предпринимателей, а также различных аспектов профессиональной компетентности менеджеров.

В отечественной традиции, в рамках социологии образования и педагогики, анализируются элементы системы профессионального образования в отраслях советской промышленности. Здесь можно выделить работы таких авторов как С. Я. Батышев, А. П. Беляева, Н. И. Думченко, А. А. Кирсанов, И. П. Кузьмина, А. М. Новиков, В. А. Поляков, Р. Х. Шакуров, Ф. Э. Шереги, Г. Е. Зборовский, В. С. Собкин, В. Я. Нечаев и др. В условиях становления новых российских отношений традиционные методы исследования оказываются малоэффективными для изучения новых форм профессионального образования.

Практические аспекты организации внутрифирменного и корпоративного образования в современной России разрабатываются в трудах Л. Абалкина, А. Аленчикова, С. Землянухиной, Л. Фиглина, И. А. Майбурова, М. Е. Баскаковой, М. Ю. Сафоновой, Е. М. Георгиадйс, С. Г. Стешиной, Е. В. Тюриной, А. В. Кирьянова, Е. Е. Семченко, И. М. Растворцева. Косвенно эти аспекты нашли отражение в ряде зарубежных и отечественных исследований, посвященных организационному поведению и нормам корпоративного кодекса (Дж.Гринберг, П. Дойль, П. М. Дизель, У.М.-К.Раньян, Л. Г. Зайцев, Д. Никулин, В. П. Пугачев, И. Петрова). Сюда же можно также отнести работы в области социологии управления (В.Ю.Зубков, А. Кравченко, В. Г. Попов, А. И. Кузьмин, А. А. Максименко, А. И. Терина, С. С. Фролов, А. А. Радугин, К.А. Радугин).

Еще одним смежным направлением, связанным с изучением институционализации корпоративного образования, является отдельный раздел социологии образования, в котором рассматриваются проблемы особенностей профессиональной подготовки взрослых (А. Шинкаренко), а также развитие бизнес-образования под влиянием глобализации (Н.

Покровский, В. Саунин).

Следует отметить, что в настоящее время достаточное количество работ затрагивают круг проблем, связанных с диверсификацией профессионального образования в современной России и формированием рынка образовательных услуг, который обусловливает необходимость подготовки кадров для организационного консультирования, бизнеса и управления. Сюда необходимо отнести исследования Е. Гвоздевой,.

B.А.Гневко, М. А. Иванова, Э. А. Капитонова, Е. Красников ой, Н. Панферовой, В. Т. Кривошеева, Р. Д. Льюиса, А. А. Пригожина, Й. Тепфера,.

C.С.Фролова, А. Н. Чумикова, М. А. Шабановой, И. П. Яковлева. Во многом здесь находят свое отражение проблемы анализа содержания деловой культуры и хозяйственной этики в России, динамики ценностных ориентаций предпринимателей, и иные вопросы социокультурного анализа системы профессионального образования.

Подчеркнем, что перечисленные выше исследователи, затрагивают вопросы организации образования для нужд предприятий, но не фокусируются на них. Это можно объяснить изначальной ориентацией данного вида образования на достижение стратегических целей компании, что обусловливает достаточно закрытый характер этого опыта. Кроме того, специалисты, занятые в сфере внутрифирменного образования, нацелены преимущественно на разработку и реализацию программ подготовки, а не на обобщение функционирования самой системы образования этого вида.

В рамках рассмотренных мировых тенденций проведенный анализ литературы показал наличие серьезной научной основы исследования социального феномена корпоративного образования. Вместе с тем, подчеркнем, что сама методология социологического анализа данной проблемы находится в стадии формирования. На сегодняшний день в качестве теоретического базиса выступают зарубежные теории человеческого капитала (Г. Беккер, С. Боулс, Т. Шульц, JI. Туроу), управления человеческими ресурсами (Ф. Тейлор, Г. Гант, Г. Эмерсон, А. Файоль, Ф. и JI. Гилберт), активизации человеческого фактора в процессе, производства (У. Оучи, П. Друкер, П. Сенже, Т. Питере, Р. Уотермен). По мнению автора, такой социально-психологический подход к понятию корпоративного образования не учитывает в должной степени его институциональной природы и нуждается в соответствующей корректировке.

Таким образом, слабая разработанность проблемы в социологическом дискурсе при практической потребности в ее исследовании определяет цель данного диссертационного исследования: социологическое исследование процесса институционализации корпоративного образования в современной России в единстве теоретического и эмпирического анализа.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

— определить теоретико-методологические основания институционализации корпоративного образования как социального процесса, осуществить подробный категориальный анализ основных понятий, предпринять социологический анализ субъект-объектного состава;

— рассмотреть институционализацию корпоративного образования в России, как социальный процесс: выявить социально-исторические предпосылки, охарактеризовать динамику изменений, обозначить основные тренды развития;

— основываясь на результатах прикладного социологического исследования, проанализировать условия и особенности динамики процесса институционализации корпоративного образования на практике, сопоставляя эмпирические и теоретические выкладки;

— сформулировать основные направления процесса институционализации корпоративного образования для субъектов его реализации в России.

Объектом исследования является феномен корпоративного образования в современной России.

Предметом — процесс институционализации профессионального корпоративного образования в современной России.

Теоретико-методологические и эмпирические источники исследования. Социологический анализ основывается на приоритетных положениях институционального, системного, а также структурно-функционального подходов (М.Вебер, Т. Веблен, Э. Дюркгейм, Р. Мертон, Д. Норт, Т. Парсонс, Г. Спенсер, П. Штомка).

Важную теоретико-методологическую основу исследования составили положения по социологии труда, а также социологии образования (Г.Е.Зборовский, Ф. Э. Шереги, В. С. Собкин, В. Я. Нечаев и др.).

Эмпирические данные получены в ходе социологических исследований процесса институционального становления системы корпоративного образования на предприятиях Уральской горнометаллургической компании, которые были организованы автором данной работы (2007, 2008 год).

Большое значение для исследования имели мнения и оценки экспертов по поводу ситуации, сложившейся в российской профессионально-образовательной среде: анализ данных массового опроса (800 чел.), экспертного опроса (147 чел.) и глубинного интервью авторитетных специалистов-практиков (15 чел.).

Кроме того, автором был проведен анализ документальных источников и статистических материалов Центра мониторинга и статистики образования ГНИИ информационных технологий и телекоммуникаций «Информика" — информационных материалов Минобрнауки РФсоциально-демографических данных о составе учащихся и студентов, профессионально-квалификационной структуре персонала предприятий и организаций основных отраслей и форм собственности, как по России в целом, так и на территории Свердловской областиматериалов социологических опросов населенияспециальной литературы и материалов средств массовой информации, Интернет-ресурсов.

Информационные источники имеют в основном документально-статистический характер. Значительное место среди них занимают локальные наблюдения и впечатления, а также результаты массового и экспертного опросов обучающихся, представителей профильных министерств органов государственной власти, работников системы профобразования, представителей промышленных предприятий.

Также в числе информационно-нормативных источников следует выделить Законы РФ «Об образовании», «О высшем и послевузовском образовании», «О научно-технической политике» и другие нормативно-правовые акты.

В качестве методов сбора эмпирической информации были выбраны массовый анкетный опрос, экспертный опрос, глубинное интервью. Модель квотной выборки построена в соответствии с представленными в статистике пропорциями соответствующих социальных групп по полу, возрасту, уровню образования и др.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в следующем:

1. На основе теоретико-методологического и эмпирического анализа процесса институционализации корпоративного образования в современной России проведена социологическая оценка основных направлений данного процесса во взаимосвязи с институтами государственного профессионального образования, бизнеса и промышленного производства, что является одним из первых социологических исследований феномена корпоративного образования в России.

2. Дано авторское определение корпоративного образования как механизма осуществления крупными и крупнейшими корпорациями функций профессионального образования в условиях функционального кризиса, несоответствия корпоративным потребностям отечественной системы образования.

3. Осуществлен социологический анализ процесса становления института корпоративного образования, выявлены основные этапы его формирования в России: доимперский (предпосылки зарождения) — имперский (становление) — советский (институционализация централизованной модели) — современный (институционализация плюралистической модели).

4. Определены место и роль института корпоративного образования в развитии системы высшего профессионального образования в современной России: корпоративное образование дополняет функционал института профессионального образования в связи с изменившимися кадровыми потребностями экономики и производства.

5. Реконструирована структура системы взаимодействия социальных акторов (государственных учреждений профессионального образования и крупных корпораций — работодателей) в развитии института корпоративного образования.

6. На примере крупной корпорации произведен анализ содержания институционализации корпоративного образования в современной России, что позволило выявить ее особенности и тенденции, связанные с удовлетворением общественных потребностей в практикоориентированном профессиональном образовании, усилением взаимодействия сферы образования и бизнес-структур, появлением корпоративных образовательных структур и профессиональных образовательных стандартов, развитием механизмов целевой подготовки кадров для частных предприятий.

Положения, выносимые на защиту:

1. Феномен корпоративного образования в рамках социологии необходимо рассматривать через призму структурно-функционального и институционального подходов. В данном случае корпоративное образование — это, с одной стороны, совокупность социальных отношений, возникающих в области бизнеса и производства по поводу передачи знаний, умений и навыковформирования корпоративных норм, ценностей и стереотипов поведенияразработки и внедрения корпоративных стандартов. С другой стороны — корпоративное образование в России выступает в качестве формирующегося социального института, обеспечивающего удовлетворение потребностей бизнеса и производства в управлении знаниями и профессиональными компетенциями, профессиональной адаптации работников, формировании и трансляции корпоративной культуры.

2. Исходя из авторской концепции, институционализация корпоративного образования в современной России происходит в силу того, что функциональные возможности института государственного профессионального образования не удовлетворяют возрастающих внутренних потребностей бизнеса и производства в условиях укрепления национальной экономики, развития производственного сектора и сырьевой промышленности, интеграции в мировую экономику. Корпоративное образование формируется ситуативно, с целью удовлетворения наиболее актуальных социальных потребностей бизнеса и производства.

3. Корпоративное образование институционально закрепляется в соответствии с различными функциональными моделями: учебное подразделение на базе предприятия или учебного заведения, корпоративный университет.

4. Процесс институционализации детерминирован спецификой социальной среды. Характер взаимоотношений, сложившийся между учебными заведениями, предприятиями и организациями также предопределяет направления и формы институционального становления корпоративного образования, как метода разрешения возникающих социальных противоречий.

Теоретическая значимость исследования заключается в разработке методологии социологического подхода к изучению феномена корпоративного образования и его институционализации в современных российских условиях. На базе эмпирических обобщений реализована попытка выявления ключевых социологических детерминант институционализации корпоративного образования в России.

Научно-практическая значимость работы заключается в том, что ее результаты могут быть использованы: для решения теоретико-методологических проблем изучения форм и методов реализации корпоративного образования с учетом российской спецификидля дальнейшей разработки понятийного аппарата социологии образованиядля получения дальнейшей эмпирической информации о характере институционального становления корпоративного образованиядля определении содержания, тактики и стратегии государственной образовательной политики.

Кроме того, теоретические и практические результаты исследования могут быть использованы при составлении учебных курсов «Социология образования», «Социология профессионального образования», спецкурса «Направления развития профессионального образования», «Формы и методы организации корпоративного образования» для студентов социологических, педагогических, управленческих специальностей.

Апробация результатов исследования. Основные идеи и положения диссертации докладывались и обсуждались на международных, всероссийских научных конференциях в Екатеринбурге, Пензе, Краснодаре, на заседаниях кафедры социологии и управления общественными отношениями Уральской академии государственной службы, использовались при корректировке работы Уральской горнометаллургической компании (УГМК), а также при подготовке ряда документов по проблемам реализации проекта корпоративного университета УГМК.

Структура и объем диссертации

Работа объемом 173 с. состоит из введения, двух глав, четырех параграфов, заключения и списка литературы, содержащего 251 источник.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В современной отечественной науке понятие корпоративного образования пока не находит места. Вместе с тем, данный термин все чаще используется в современной российской социально-образовательной среде.

Определять понятие образования в рамках социологического контекста, необходимо, по крайней мере, на трех различных уровнях: личностном (субъективном), социально-процессуальном (объективном), а также макросоциологическом (функциональном). В макросоциологическом представлении, институциональная специфика образования предопределяет возможность удовлетворения различных функциональных образовательных потребностей общества посредством некой области структурных альтернатив. Таким образом, с точки зрения функционального подхода корпоративное образование являетсяальтернативной социальной функцией, которая направлена на удовлетворение кадровых потребностей экономики и производства и переживает этап институционального становления в российском обществе.

Процесс, в ходе которого разрабатываются и реализуются предназначенные для различных социальных установок корпоративного образования нормы, может быть назван институционализацией корпоративного образования или институциональным оформлением.

В процессе институционализации корпоративного образования можно выделить несколько последовательных этапов:

1) возникновение определенных общественных потребностей в новых типах социальной деятельности и соответствующих им социально-экономических и политических условий и предпосылок (в рамках функциональной теории — функциональных императивов);

2) развитие необходимых организационных структур и связанных с ними социальных норм и регуляторов поведения;

3) интернализация индивидами новых социальных норм и ценностей, формирование на их основе системы потребностей личности, ценностных ориентации и ожиданий;

4) интеграция нового вида социальной деятельности в существующую структуру социально-экономических отношений (производственно-экономических) .

Институционализация корпоративного образования может быть исследована с двух позиций. Во-первых, как исторический процесс зарождения и установления социального института корпоративного образования, что позволяет раскрыть причины и условия и его возникновения. Во-вторых, как процесс функционирования института корпоративного образования в рамках социальной системы, характеризующийся адаптацией социальных акторов к системным нормативным требованиям.

Система профессионального образования возникла как общественный инструмент, призванный решать, прежде всего, экономические проблемы государства: постоянное кадровое обеспечение производства в условиях наращивания оборонного потенциала страны, развития военной, добывающей, металлургической промышленности.

В период с XVII вв. — 90-е гг. XX вв. система профессионального образования в России осуществлялась на государственной основе, а учебные заведения были органически включены в экономические процессы, выполняя государственный и экономический заказ ремесленных мастерских, приказов, мануфактур, а позже фабрик и заводов, государственной системы промышленнности. Профобразование выступало в качестве функционального элемента одновременно экономической и образовательной систем и выплняло функцию подготовки квалифицированных кадров.

Позже профессиональное образование являлось важным участником процесса индустриализации советского государства, так как восполняла постоянно растущие потребности в квалифицированных рабочих, инженерах, организаторах производства и т. д.

Период с 1992 года по настоящее время — это особый этап в развитии российского общества и, конечно, его образовательной системы.

Разрушение промышленного производства значительно отразилось на экономической деятельности государства. Наиболее болезненным для учреждений профессионального образования стала утрата некогда стабильных связей с предприятиями, ранее активно сотрудничавшими в вопросах организации практического обучения, укрепления учебно-технологической базы, проведении прикладных исследований, трудоустройстве выпускников и т. д. Отчасти новое образовательное законодательство, провозгласившее курс на автономность учебных заведений и приоритетное удовлетворение личностных потребностей в образовании, а главное — новые принципы хозяйственной деятельности предприятий и их сложное экономическое положение, лишили учебные заведения традиционных заказчиков образовательных услугпредприятий. Изменение общественно-политического строя и переход на рыночные отношения потребовали поиска новых путей развития профессиональных учебных заведений.

Проведенный социолого-исторический анализ позволил заключить, что на сегодняшний день перед системой профессионального образования встают новые, комплексные задачи, ориентированные в равной степени и на экономику и на личностный рост. Современные требования к российскому профобразованию во многом стали определяться требованиями рынка труда, задачами экономического и технологического развития.

Рассматриваемые социально-экономические трансформации породили в профессионально-образовательной сфере ряд острых противоречий, носящих институциональный характер.

В качестве основных противоречий были выделены следующие.

1. Несоответствие содержания, форм и методов профессионального образования современным требованиям высокотехнологичного производства и динамичной, конкурентной бизнес-среды.

2. Наличие постоянного общественного спроса (заказа) со стороны работодателей на профессиональное образование, соответствующее современным требованиям и стандартам высокого уровня (потребность экономики в квалифицированных рабочих кадрах, потребность личности в успешной трудовой социализации) с одной стороны, и институциональная неготовность национальной системы профобразования удовлетворить общественную потребность, связанная с профессиональной девальвацией и коммерциализацией образования.

3. Ориентация государственных органов управления на социальные показатели в оценке эффективности функционирования национальной системы профессионального образования с одной стороны, и оценка работодателями эффективности профессионального образования в рамках системы управления качеством производственного процесса и продукциис другой.

Указанные противоречия детерминируют структурно-функциональные изменения в профессионально-образовательной среде, когда в условиях дисфункционального характера российского института профобразования возникает социальная и экономическая потребность в выработке и общественном закреплении иной, децентрализованной, плюралистичной модели (корпоративного) профобразования.

В условиях институционального кризиса системы профобразования возникает острая общественная потребность в появлении социального института, способного снять вышеозначенные противоречия. Инициатором появления подобного института выступают различные субъекты национальной экономики, напрямую заинтересованные в собственном развитии.

В данном случае крупные экономические акторы (корпорации) не только заинтересованы, но и располагают достаточными ресурсами для реализации подобного механизма на соответствующем уровне. Вместе с тем интересы и возможности корпораций несоизмеримы с национальными масштабами, поэтому нормы и структуры корпоративного образования локальны и для системы образования могут являться лишь очагами развития и инновационного роста.

Таким образом, институционализация децентрализованной модели корпоративного образования является закономерным социальным следствием кризиса в сфере профессионального образования. Корпорации предпринимают попытки обеспечения необходимой и достаточной квалификации и уровня профессионализма выпускников существующей системы российского профобразования, которые в большинстве своем не соответствуют требованиям экономики. Часто речь идет о возрождении отдельных элементов (российской) советской системы профобразования, существовавших ранее и зарекомендовавших себя в качестве наиболее эффективных: производственное обучение, различные виды производственных практик, система базовых предприятий, различные краткосрочные курсы и программы и т. д. Данные элементы воспроизводятся и совершенствуются в соответствии с нынешними требованиями экономики, а также с учетом новых образовательных и информационных технологий. Наряду с этим, корпорации инициируют реализацию ряда инновационных профессионально-образовательных форм, например, тренингов, дистанционного и интерактивного обучения и т. д.

Именно корпорации, как наиболее заинтересованные в своевременной подготовке профессионалов нужной квалификации, выступают агентами профессионального образования и формируют институт корпоративного образования. Он характеризуется спецификой субъектного состава, форм осуществления профессионального образования, нормативно-ценностного комплекса и структуры социальных ролей, а также требований к оценке эффективности.

Эмпирическое исследование институционализации корпоративного образования в современной России позволило сделать ряд принципиальных выводов относительно текущего состояния российской системы профобразования. В целом оно оценивается, как удовлетворительное.

Проблемы профобразования имеют системный характер и не устранимы в короткие сроки. Основной тенденцией в системе профобразования считается коммерциализация, кроме того, отмечается появление новых форм образования, стандартизация, усиление внимания государства к образованию.

Наиболее значимыми проблемами российского профобразования являются: слабая материально-техническая база, устаревшее содержание и методы обучения, низкая ответственность преподавателей за качество образования, а также низкое качество подготовки абитуриентов. При этом система профобразования имеет внутренние ресурсы развития.

Условиями раскрытия внутреннего потенциала профобразования являются, в основном, внешние факторы: внедрение механизма целевой подготовки и стимулирование иных связей предприятий с учебными заведениями, либо повышение объемов государственного финансирования. В качестве основной задачи российской профессиональной школы выступают достижение компетенций и квалификации, востребованных рынком труда и необходимых для профессионализма. Но сегодня профобразование недостаточно соответствует потребностям предприятий. Со своей стороны, предприятия демонстрируют высокий уровень заинтересованности в развитии профобразования и как функционального дополнения/альтернативы — внутрифирменного обучения.

Несмотря на различную трактовку задач профобразования, работодатели стремятся к партнерству с учебными заведениями, чтобы иметь гарантии обеспечения квалифицированной рабочей силой, обеспечить кадрами новые производства, иметь возможность влияния на квалификацию будущих специалистов, а также минимизировать затраты на обучение. Предприятия развивают также корпоративное (внутрифирменное) образование. В этой области ставятся следующие задачи: обеспечить необходимые профессиональные компетенции персонала, создать условия для организации системы кадрового резерва на предприятии, а также восполнить дефицит квалифицированных специалистов.

Абсолютное большинство работников предприятий в той или иной степени испытывает потребность в обучении, нередко острую. Хорошее профессиональное образование, должно помогать работникам осваивать особенности и тонкости выполняемой работы и открывать перспективы роста по службе.

Главная претензия к профессиональному образованию — «мало практики», «теория мало пересекается с практикой». Также распространено мнение о недостаточности образовательных программ учебных заведений (мало специальных предметов, коммуникативной.

147 J подготовки, экономики, правовых дисциплин). Вместе с тем, отмечаются и сильные стороны профессионального образования, такие как получение теоретических знаний, высокая квалификация преподавателей, углубленное изучение специальных предметов.

К числу наиболее распространенных форм организации корпоративного образования следует отнести: учебный центр предприятия, специальный факультет вуза, найм отдельных преподавателей, некоммерческое партнерство учебных заведений и некоторые другие. Приемлемы все известные формы обучения, от курсового повышения квалификации до наставничества.

Что касается перспектив и тенденций развития процесса институционализации, то, основываясь на результатах комплексного социологического анализа, отметим следующее.

Наблюдаются некоторые сдвиги в ориентациях системы профессионального образования в сторону потребностей предприятий. Именно укрепление связей с предприятиями считается главным фактором раскрытия потенциала системы профобразования. И для этого есть все возможности, так как предприятия испытывают серьезные потребности в обучении персонала в связи с изменениями на производстве.

Наиболее перспективными формами корпоративного образования являются на сегодня корпоративные университеты и учебные центры предприятий. Поскольку имеется в виду модель корпоративного университета, построенная на базе предприятия, то мнение экспертов практически единодушно: корпоративному образованию и корпоративным университетам — быть.

Далее приведем ряд рекомендаций по оптимизации процесса трансформации национальной профессионально-образовательной системы.

В качестве наиболее перспективного «учебно-производственного» комплекса или площадки для согласованной деятельности вуза и корпорации, который хорошо вписывается в правовые нормы и опирается на финансовые и материальные ресурсы предприятия и интеллектуальный потенциал вуза.

Для изменения содержания подготовки специалистов необходимо изменить содержание и организацию образовательного процесса.

1. Обновление образовательных программ должно начинаться с социологической диагностики и экспертизы соответствия профессиональных качеств молодых специалистов их должностным компетенциям (требованиям по должностям).

2. Теоретическая подготовка (занятия в аудиториях) должна быть обеспечивать понимание и применение научных знаний в условиях производства.

Организационной основой такого обучения должны стать межкафедральные и межфакультетские секции по аналогии с временными научными коллективами (проектный метод). Предприятия будут оплачивать именно эту факультативную часть обучения при условии гарантий трудоустройства выпускника и его быстрого включения в производственные процессы.

3. Практическая подготовка специалистов осуществляется в ходе учебных, производственных и преддипломной практик, а также на последнем курсе обучения. Первые практики проводятся на рабочих местах предприятий с получением рабочего разряда.

Именно такая схема, достаточно простая и отчасти похожая на систему «завод — втуз», вполне соответствующая новым государственным образовательным стандартам и законодательству, будет наиболее жизнеспособной в ближайшие годы.

Для того, чтобы вузовская система отвечала требованиям предприятий, необходимо:

— продолжить практику целевого обучения студентов по заказам предприятий;

— определить варианты совместной деятельности вузов и предприятий: центров профессиональных компетенций, инновационных учебных комплексов, учебно-производственных площадок, инженерных школ и магистратур;

— предусматривать в программе вузов значительное время для знакомства с реальным производством, а также дополнительные, вариативные учебные программы, прежде всего — для функциональной подготовки;

— привлекать практических специалистов к обучению.

На уровне государства необходимо принять ряд следующих решений:

— отложить переход с 2009 г. на двухуровневое образование по причине отсутствия государственных образовательных стандартов и невозможности их коррекции;

— продолжить стимулирование участия работодателей в программах развития образования;

— нормативно закрепить целевой набор абитуриентов от предприятий;

— внести изменения в законодательные и подзаконные акты (типовые положения) для легитимации структурных подразделений вузов, выполняющих научные исследования и практическое обучение вне места дислокации вуза.

Предприятия могут самостоятельно развивать корпоративное образование. Им необходимо обучение специалистов по учебным программам, включающим следующие компоненты:

— общекорпоративный, имеющий результатом понимание системы управления и структуры предприятия, знание основных регламентирующих документов;

— производственный, позволяющий освоить конкретные технологии и оборудование;

— функциональный, имеющий результатом освоение должностных обязанностей на рабочем месте и получение необходимых допусков.

Соответственно для организации корпоративного образования необходимы новые образовательные программы, серьезная учебная материальная база и преподаватели с хорошим знанием производства.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Н. Социологический словарь /Н. Аберкромба. — М.: Экономика, 2000. — 428с.
  2. М. Карьерный ракурс // Российская газета. № 35, 19.02.2008. С. 2.
  3. М. Магистральный момент //Российская газета. № 274, 6.12.2007. С. 9.
  4. М. Уравнение для высшей школы //Российская газета. -№ 57, 18.03.2008. С. 14.
  5. О. Мотивы выбора образовательных стратегий на новом этапе реформы высшей школы // Высшее образование в России. 2008. -№ 9. С.72−79.
  6. . Вклад в будущее: приоритет образования /Пер. с англ. И. В. Китаева. М.: Педагогика-Пресс, 1993. — Пер. изд.: ЮНЕСКО, Париж, 1990. — 168 с.
  7. А. Существовал ли «русский путь» развития университетов? // Высшее образование в России. 2008. — № 7. С.113−120.
  8. С., Зотов А. Становление корпоративной компетенции выпускника технического вуза // Высшее образование в России. 2008. -№ 9. С.144−149.
  9. М., Леонтьева О. Образование как «рыночный» интегралчличных интересов.// Народное образование. 1999. — № 1−2. — С.48−55.
  10. Е.С. Условный перечень дополнительных образовательных услуг, форм и содержания дополнительно выдаваемых документов об образовании в категоризированных учебных заведениях. Департамент образования. — Екатеринбург,!993. — 72 с.
  11. Г. С. Профессионалы в расколдованном мире // Этика успеха: вестник исследователей, консультантов и ЛПР., Выпуск 3. Тюмень-Москва, 1994. с.9−19.
  12. И.Г., Скоркин А. С. Платное образование: история и современность.//Триместр. Высшее профессиональное образование. 1998. — № 3. -С. 42−48.
  13. Белая книга российского образования. В 2 частях. М., Изд-во МЭСИ, -2000. Ч. I — 252 с.
  14. Белая книга российского образования. В 2 частях. М., Изд-во МЭСИ, -2000. Ч. П-113 с.
  15. А.Ю. Институционализация внутрифирменного образования в условиях становления рыночных отношений: социокультурный анализ: Автореферат дис.. канд. социол. наук: 22.00.06, Ростов-на-Дону, 2007. -26 с.
  16. Бим-Бад Б. М. Образование в контексте социализации //Педагогика. -1996.-№ 1.- С.3−9.
  17. Большой словарь по социологии //Национальная социологическая энциклопедия Электронный ресурс. Проект www.rusword.com.ua -http://voIuntary.ru
  18. Г. В. Социология организаций: лекция / Г. В. Бражник, Н. М. Демидов, Моск. ун-т потребит, кооперации. М.: МУПК, 2003. — 19 с.
  19. С.Т. Безграмотность по стандарту.// ЭКО. 1998. — № 9. — С. З-12.
  20. Н. Парадоксы парадигмы: бизнес требует другихспециалистов, но не говорит каких//Поиск. № 51 (917).- 22.12.2006.-С.5.
  21. Бурдье Пьер. Рынок символической продукции //Вопросы социологии. -1993. -№ 1 /2.-С.49−62.
  22. А. Стратегия предприятий: уроки для планирования образования //Перспективы. Вопросы образования. 1990. — № 2. — С. 109 122.
  23. И. Конец знакомого мира: социология XXI века / И.Валлерстайн. М.: Логос, 2003. — 355 с.
  24. Т. Теория делового предприятия. М.: Дело, 2007. 288 с.
  25. Т. Теория праздного класса. Изд-во Penguin Classic, 1994. 416 с.
  26. А.И. Влияние рынка труда на профессиональную ориентацию студентов: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. социол. наук: 22. 00. 04 — Екатеринбург: Урал. акад. гос. службы, 2003. 20 с.
  27. В. Коммерция и дидактика курсового обучения //Частная школа. 1997. — № 2. — С. 111−115.
  28. Видоевич 3. Глобализация, хаотизация и конфликты в современном мире //СОЦИС: Социологические исследования. 2005. — № 4. — С. 11−19.
  29. Ю. Р. Социология: Курс лекций для техн. вузов / Ю. Р. Вишневский, В.Т. Шапко- Урал. гос. техн. ун-т и др. 2-е изд., -Екатеринбург: УГТУ, 2000. — 280 с.
  30. В. Государственный вуз в рыночной экономике //Высшее образование в России. 1997. — № 4. — С.6−14.
  31. Р. Экономические реформы: плюсы и минусы //Образование ирынок. 1998. — № 5−6. — С. 59−65.
  32. Ю.Г., Добреньков В. И., Нечипуренко В. Н., Попов А. В. Социология: Учебник/ Ю. Г. Волков и др. М.: Гардарики, 2003.-512 с.
  33. Э.А. Болонский процесс: трудности и перспективы // http://pressclub.nstu.ru/inform/print.php?id= 150
  34. М. Левин, Рассел У. Рамбергер. Образование, труд и занятость в развитых странах //Перспективы. Вопросы образования. -1990. № 2. — С. 67−90.
  35. Е. М. Принципы и методы инвестирования системы профессионального образования : Дис.. канд. экон. наук: 08.00.05 Москва, 2004 135 с.
  36. И. Принцип неопределенности в образовании.// Высшее образование в России. 1999. — № 1. — С.32−36.
  37. .С. Философия образования для XXI века (в поисках практико-ориентированных концепций). М.: Совершенство, 1998. — 608 с.
  38. Э. Социология. М.: Эдиториал УРСС, 1999. — 704 с.
  39. Е.П. Сбор маркетинговых данных и их анализ //Маркетинг в России и за рубежом. 1998. — № 4. — С. 30−49.
  40. Е. «Новые рельсы» системы образования //Российская газета. -№ 272, 5.12.2007. С. 7.
  41. С. Корпоративные университеты за рубежом //Трудовое право. № 2. — 2008. С.90−95.
  42. С.И., Растов Ю. Е. Основы современной социологии: Уч. пособие/ Григорьев С. И. М.: Педаг. об-во России, 2002. — 256 с.
  43. Э.Р. Российское образование на современном этапе: проблемы и тенденции (точка зрения социолога) //Обществознание в школе. -1997. № 3. — С. 15−20.
  44. М. Диплом для безработного // Российская газета. № 6,1601.2008. С. 4.
  45. Ю. О различных точках зрения на процессы развития образования //Alma mater. 1998. — № 10. — С. 12−16.
  46. Ю., Давыдов И., Лазарев В., Рубцов В., Слободчиков В. Концепция прогноза развития образования до 2015 года //Народное образование. 1993. — № 1. — С. 17−34.
  47. И.Ф. Методы социологического исследования. -Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 1998. 208 с.
  48. И.Ф. Модели объяснения и логика социологического исследования. (Библиотека серии «Специализированные курсы в социологическом образовании») М., 1996. — 174 с.
  49. Л.В. Применение модели «Таксономия Блюма» в оценке эффективности обучения //Управление персоналом. № 12, июль 2005. С.28−30.
  50. Д. Майкл, Херманн Андреас. Ориентация на клиента -ключевой фактор успеха предприятия //Проблемы теории и практики управления. 1999. — № 2. — С. 96−100.
  51. В.А., Люрья Н. А. Образование как социальный институт (тенденции и перспективы развития). Красноярск: Изд-во Краснояр. ун-та, 1989.- 184 с.
  52. Э. Будет ли в образовании социальная и экономическая политика //Первое сентября. 1999. — № 16.-2 сентября.- С.1−2.
  53. В. Инструментарий для формирования стратегии предприятия //Проблемы теории и практики управления. 1997. — № 1. — С. 97−101.
  54. Э. О разделении общественного труда. Метод социологии. Пер. с фр. А. Б. Гофмана. -М.: Наука, 1991. 575 с.
  55. Э. Социология и социальные науки //Дюркгейм Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение. М.: Канон, 1995.- 352 с.
  56. С.П. Образовательные концепции в зарубежной социологии. М., 1998. — 44 с. — (Проблемы зарубежной высшей школы: Аналитические обзоры по основным направлениям развития высшего образования / НИИВО- Вып. 11).
  57. Е. Вызов высоких технологий содержанию образования // Высшее образование в России. 2008. — № 9. С.94−99.
  58. В. Инструмент инновационного развития инженерного образования в России // Высшее образование в России. 2008. -№ 10. С.36−43.
  59. В., Боровская М. Формирование процесса взаимодействия Южного федерального университета с бизнес-сообществом // Высшее образование в России. 2008. -№ 1. С.22−27.
  60. Г. Е. Парадигмы образования: социологический подход // Образование в Уральском регионе в XXI веке: научные основы развития. Екатеринбург, 2000.
  61. Г. Е. Социология управления: Учеб. пособие / Г. Е. Зборовский, Н. Б. Костина. М.: Гардарики, 2004. —272 с.
  62. Г., Кощеева И., Шуклина Е. Негосударственное образование в оценках студентов // Высшее образование в России. 2002. № 6. С. 95−104.
  63. Г. Е., Шуклина Е. А. Профессиональное образование и рынок труда // Социологические исследования. 2003. № 4. С. 99−106.
  64. Г. Е., Шуклина Е. А. Социология образования: Учеб.пособие. М.: Гардарики, 2005. — 383 с.
  65. А.Г. Потребности. Интересы. Ценности. М., Политиздат, 1986.-223 с.
  66. В. Высшее образование как ресурс инновационного развития России // Высшее образование в России. 2008. — № 1. С.12−22.
  67. В. Негосударственным вузам отказывают в равноправии // Российская газета Экономика. — 25.03.2008, № 63. С. А8.
  68. С. Развитие потенциала сотрудников: Профессиональные компетенции, лидерство, коммуникации. М.: Альпина Бизнес Букс, 2008. -278 с.
  69. В., Барабанова С. Инженер в системе повышения квалификации // Высшее образование в России. 2008. -№ 6. С.40−43.
  70. Н.В. Социологические проблемы изучения потребностей. -Свердловск, 1975, 135 с.
  71. Ильинский Олег Игоревич. Негосударственный сектор общего образования в России (Проблемы институционализации): Дис.. канд. социол. наук: 22.00.04: Москва, 2003. 202 с.
  72. П., Клис С. Образование и экономика: анализ альтернативных перспектив //Перспективы. Вопросы образования. 1991. — № 4. — С.7−28.
  73. История менеджмента: учеб. пособие / Под ред. Д. В. Валового. М.: ИНФРА-М, 1997.-256 с.
  74. История профессионального образования в России / Под науч. ред. С. Я. Батышева и др. -М.: Профессиональное образование, 2003. -672 с.
  75. Т. Интеграция маркетинга и стратегического менеджмента.// Проблемы теории и практики управления. 1997. — № 6. — С. 106−112.
  76. Каким было народное образование //ЭКО. 1988. — № 9. — С.13.
  77. Н. Общественная инициатива и поддержка коммерческого образования России в конце XIX начале XX столетия //Школьныйэкономический журнал. 1998. — № 6/7. — С. 85−94.
  78. О.В. Исследование функционирования и развития системы подготовки рабочих кадров в регионе (На примере начального профессионального образования Ярославской области): Дис.. канд. экон. наук: 08.00.05, 08.00.04 Рыбинск, 2002.- 199 с.
  79. Э.А. Социология XX века. Ростов-на-Дону: Феникс, 1996 г. -512 с.
  80. Е.В. Бизнес и образование: курс на стратегическое партнерство / Вестник Челябинского государственного университета. Философия. Социология. Культурология. Вып.2. № 14 (92). 2007. С. 181 186.
  81. Е.В. К обоснованию инновационного механизма подготовки кадров // Материалы VI международной научно-практической конференции «Управление непрерывным образованием: структура, содержание, качество». Екатеринбург: УрГПУ, 2008. С.83−88.
  82. Е.В. Корпоративный ресурс развития профессионального образования //Непрерывное образование: региональный аспект, взаимодействие с работодателями: материалы науч.-практ. конф., Екатеринбург, 20−23 нояб. 2006 г. С. 177−181.
  83. Е.В. Разработка компетентностной модели специалистов для организации подготовки кадров //Социально-экономические проблемы развития предприятий и регионов: Сб. статей V Международной научно-практической конференция. Пергза, 2007. С.81−83.
  84. А.В. Повышение эффективности внутрифирменного обучения персонала промышленного предприятия : Дис.. канд. экон. наук: 08.00.05 Москва, 2005 -184 с.
  85. .Н., Алешина И. А. Основы стратегического управления. -Государственная академия управления. М., 1993. 46 с.
  86. П. Пусть инженер фантазирует // Эксперт-Урал. № 9,2008. С.9−12.
  87. А.В. Взаимодействие университета и бизнеса: опыт Томского государственного университета систем управления и радиоэлектроники // Университетское управление: практика и анализ. 2007, № 1(47). С.7−12.
  88. В.Е., Минаева Н. В. Основы рыночной экономики. М.: Прометей, 1993.-230 с.
  89. JI.H. Образование как общественная потребность// Проблемы социологического изучения потребности в образовании. Под ред. Козырева Ю.Н.-М., 1981.
  90. В. Обеспечение квалифицированными кадрами крупных технологических проектов в масштабе России //Управление персоналом. -№ 22, 2007. С.79−81.
  91. Л.Ф., Турченко В. Н., Борисова Л. Г. Эффективность образования. М.: Педагогика. 1991. — 272 с.
  92. А. Авторизованное образование: миф и реальность // Высшее образование. 1998. — № 3. — С.55−57.
  93. К. Свои университеты // Бизнес-журнал. № 3, 2008. С.58−61.
  94. А. Своя логика // Эксперт Урал. — № 10, 2008. С.34−36.
  95. А. Требуется полный профессор // Эксперт-Урал. 2008. -№ 15. С.34−36.
  96. В.В. Государственное регулирование подготовки специалистов с высшим профессиональным образованием : Дис.. д-ра экон. наук: 08.00.05 Москва, 2004. 369 с.
  97. B.C. Жуков В. И. Российские реформы: социология, экономика, политика. М.: РИЦ ИСПИРАН, 2002. — 508 с.
  98. Корпоративный университет на основе проектно-деятельностного. подхода как инструмент инновационного развития / С. Дьяконов, А. Тузиков, Р. Зинурова и др. // Высшее образование в России. № 11, 2006. С.3−15.
  99. Г. Инновационная экономика и инженерный корпус. Опыт США и уроки для России / Человек и труд, № 7/2008, с.52−55.
  100. А.И. Социология.- М.: Академ., 2001.-508 с.
  101. Краткий словарь по социологии /Под общ. ред. Д. М. Гвишиани, Н.И.Лапина- Сост. Э. М. Коржева, Н. Ф. Наумова. М.: Политиздат, 1989. -479 с.
  102. О.В. Инженеры // Социологические исследования, 1988, № 3, с.75−81.
  103. Я. Место для каждого //Ведомости, 23 июля 2008 г., с. А04.
  104. Кузякин А. Историческая справка о развитии образования в России с
  105. XVIII по начало XX века//Образование. 1999. — № 1. — С.71−83.
  106. А.В. Социальное развитие крупного предприятия (холдинга) как объект стратегического управления: Дис.. канд. социол. наук: 22.00.08 Пенза, 2004.- 196 с.
  107. Е.Б. Управление образованием в условиях рынка. М.: Новая школа, 1997. — 144 с.
  108. Г. Куда ведут ступени профессионального образования? // Высшее образование в России. 2008. — № 7. С.3−13.
  109. Л. Российское образование: какая модель формируется // Человек и труд, № 7/2008, с.35−37.
  110. М.А. Человеческий капитал как фактор управления и развития современной корпорации (Социологический аспект): Дис.. канд. социол. наук: 22.00.08 Краснодар, 2005. 175 с.
  111. Т., Гэррод Д. Социология: Словарь-справочник /Т. Лоусоп.-М.: ГРАТТД, 2000. 608 с.
  112. И.А. Механизм коэволюции высшей школы и промышленности в регионе : Дис.. д-ра экон. наук: 08.00.05 Екатеринбург, 2004. 381 с.
  113. Н. Н. Теория и практика формирования в системе непрерывного образования профессионально важных качеств инженера как субъекта инновационной деятельности : Дис.. д-ра пед. наук: 13.00.08 Казань, 2005. 370 с.
  114. Е. Студент по заказу //Российская газета Экономика. -25.03.2008, № 63. С. А11.
  115. К. Образование, социология и проблема общественного сознания // Мир образования. 1997. — № 2. — С. 49−60.
  116. М.К. Управление знаниями на 100%: Путеводитель для практиков. М.: Альпина Бизнес Букс, 2008. — 320 с.
  117. Т.А. Потребность как социальное явление. М.: Высш. шк., 1990.-128 с.
  118. Е.В. Управление персоналом предприятия: Учебное пособие / Под ред. П. В. Шеметова. М.: Инфра-М, НГАЭиУ- Новосибирск: 1998. -312 с.
  119. Е., Сазонова 3. Единство образования, науки и производства как принцип современной инженерной педагогики // Высшее образование в России. 2008. — № 9. С. 15−22.
  120. Ф. Производство и распространение знаний в США. Перевод с англ. М.: Изд-во «Прогресс», 1966 г. — 462 с.
  121. Л. Кооператив на новый лад // Российская газета, № 86 (4349) от 24.04.2007 г., с. 18.
  122. С.А. Корпоративный учебный центр: создание и управление. -Минск: Гревцов паблишер, 2008. 208 с.
  123. И.И., Смолин Н. Н. Реформирование образования в России: позиция Парламентского Комитета // Педагогика. 1998. — № 7. — С.3−10.
  124. Менеджмент, маркетинг и экономика образования: Учебное пособие. -2-е изд., перераб./ Под ред. А. П. Егоршина, Н. Д. Никандрова. Н. Новгород: НИМБ, 2004.-452 с.
  125. А.В. Личность: формирование потребности в нравственном развитии. Красноярск, 1985.
  126. Р.К. Явные и латентные функции // Американская социологическая мысль: Тексты /Под ред. В. И. Добренькова. М.: Изд-во МГУ, 1994 — С.410450.
  127. А.А. Роль образования в формировании качества рабочей силы рыночной экономики : Дис.. канд. экон. наук: 08.00.01 Орел, 2002.175 с.
  128. Д.В. Формирование человеческого капитала вузами вусловиях становления постиндустриального общества : Дис.. канд. экон. наук: 08.00.01 Иркутск, 2003.- 172 с.
  129. Модернизация российского образования: достижения и уроки. (Серия «Актуальные вопросы образовательной политики») М.: Издательство «Алекс», 2004. — 48 с.
  130. Г. Системный анализ в бизнес-образовании //Проблемы теории и практики управления. 1997. — № 6. — С. 117−121.
  131. Э.В. Социологический анализ управления высшим профессиональным образованием (Региональный аспект): Дис.. канд. социол. наук: 22.00.08 СПб., 2005. 194 с.
  132. Г. Проектно-целевой подход императив формирования профессиональной компетентности // Высшее образование в России. — 2008. — № 8. С.104−111.
  133. В.Я. Социология образования.- М.: Изд-во МГУ.1992, — 199 с.
  134. Н.Н. Профессионализм как основа профессиональной мобильности. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2005. — 92 с.
  135. Никитина JL, Шагеева Ф., Иванов В. Технология формирования профессиональной компетенции //Высшее образование в России. № 9. -2006. С.125−127.
  136. В.Г. Социальная эффективность управления региональной системой образования : Дис. д-ра социол. наук: 22.00.08 Тюмень, 2004. -392 с.
  137. Новый социально-философский словарь. Екатеринбург: «Уральский литератор», 1993. — 60 с.
  138. Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики. М., 1997. С. 17.
  139. О высшем и послевузовском профессиональном образовании (принят
  140. О совершенствовании практики подготовки и переподготовки кадров для освоения новой техники и технологии в отраслях народного хозяйства: Постановление ЦК КПСС, Совмина СССР от 23.10.1986 № 1300.
  141. Об образовании: Федеральный закон от 10.07,1992 N 3266−1 (ред. от 24.04.2008).
  142. Об утверждении Федеральной программы развития образования: Федеральный закон от 10.04.2000 N 51-ФЗ (ред. от 26.06.2007).
  143. О., Муравьева А. Социальное партнерство в сфере профессионального образования в странах Европейского Союза // Высшее образование в России. 2006. — № 6.
  144. Г. В. Рабочая книга социолога. Изд.4. 2006. 480 с.
  145. Г. В. Социология и государственность (достижения, проблемы, решения). М.: Вече, 2005. — 347 с.
  146. Оснований для создания новых госвузов нет (Интервью с министром образования и науки РФ А. Фурсенко) //Российская газета Экономика. -25.03.2008, № 63. С. А4-А5.
  147. А. Тренинг навынос //Ведомости. 18.12.2007. с. А07.
  148. И.А., Малинин В. Л., Склянов Д. В. Современное состояние и тенденции рынка платного высшего образования //Менеджмент в России и за рубежом. 1998. — № 4. — С. 113−126.
  149. А.Ю. Совершенствование управления взаимодействием рынка труда специалистов и рынка образовательных услуг вузов (На примере Кировской области): Дис.. канд. экон. наук: 08.00.05 Киров, 2003. 193 с.
  150. К. Сам себе учитель // Компания. 2007. — № 40. С.60−63.
  151. А.П. Маркетинг образовательных услуг в высшем и дополнительном образовании. М.: Интерпракс, 1995. — 238 с.
  152. Партнерство в сфере профессионального образования: анализ социальных практик / А. Осипов, П. Карстанье, В. Тумалев и др. //Высшее образование в России. 2008. — № 4. С.62−67.
  153. В., Кузнецова Т., Влияние процессов интеграции образования и науки на формирование компетенций выпускника вуза // Высшее образование в России. 2008, — № 8. С.7−14.
  154. С. Кто конечный потребитель?: Особенности управления маркетинговой деятельностью в образовательных учреждениях //Открытый урок. 1998. — 19 февр. — С.З.
  155. В.Я. Деловые игры: разработка, организация, проведение. -М.: Профиздат, 1991. 192 с.
  156. Н.А. Духовные потребности и реальное поведение. Кишинев, 1990.-93 с.
  157. О. Переподготовка рабочих кадров: роль мотивации //Человек и труд, — № 4. 2007. — С.76−78.
  158. Подготовка кадров в профессиональном училище / Под ред. Антропова В. А. Екатеринбург. УГТУ. 1996. — 138с.
  159. Положение о профессиональных стандартах. Распоряжение Президента РСПП №РП-46 от 28.06.2007 //Профессиональное образование- Столица. № 9, 2007. С. 19−20.
  160. Н., Зима Е. Формирование компетенций соверемного инженера в условиях перехода на двухуровневую систему // Высшее образование в Росси. № 10, 2008. С. 3−7.
  161. А., Петров В. Сколько инженеров нужно для инновационной экономики? (модели построения прогнозов) // Высшее образование в России. 2008. — № 6. С.3−16.
  162. А., Петров В. Сколько инженеров нужно для инновационной экономики? // Высшее образование в России. 2008. -№ 7. С. 13−19.
  163. В.Г., Голубков П. В., Шкурин Д. В. Организация мониторинга в управлении образованием: методические рекомендации. Екатеринбург, Департамент образования Свердловской области. 1998.- 31 с.
  164. В.В. Рынок как объект социологического исследования // Социологические исследования. 1999. — № 3. — С.28−37.
  165. Развитие человеческих ресурсов. / Д. Джой-Меттьюз, Д., Меггинсон, М. Сюрте. -М.: Эксмо, 2006.-432 с.
  166. Разработка модульных программ, основанных на компетенциях: Учебное пособие / О. Н. Олейникова, А. А. Муравьева, Ю. А. Коновалова и др.- М.: Альфа-М, 2005. 160 с.
  167. И.Н. Образование на российском рынке.- Свердловск, 1994.50 с.
  168. Д.М. Бизнес и менеджмент. Терминологический словарь. -М.: ИНФРА-М, 1997. 464 с.
  169. П.В. Трансформация профессионализма.//Человеческие ресурсы. Научно-методический и информационно-аналитический журнал, 1998, № 3, с.20−23.
  170. Н. В. Историческая социология в России / Н. В. Романовский // Россия и современный мир. 2003. — N1. — С.57−7
  171. О.В. Социология труда / О. В. Ромашов М., 2001. -320с.
  172. Российская социологическая энциклопедия /Под общей редакцией академика РАН Г. В. Осипова. НОРМА — ИНФРА, 1998. Электронный ресурс.: http.-//voluntary.ru/dictionary/619/
  173. М.Н., Рубина Л. Я. Общественные потребности, система образования, молодежь.- М.: Политиздат, 1988. 224 с.
  174. Э. Управление ресурсами как фактор стратегического успеха.// Проблемы теории и практики управления. 1995. — № 6. — С. 102−108.
  175. А., Романкова Л. О будущей Доктрине высшего образования // Высшее образование в России. 1998. — № 3. — С.9−12.
  176. Л.И. Восточнославянские академии XVI XVIII вв. //Педагогика. — 1995. — № 5. — С.76−83.
  177. . Общество и образование: Пер. с англ./ Общ. ред. и предисл. В. Я. Пилиповского. -М.: Прогресс, 1989 200 с.
  178. А. Ф. Региональные особенности организации подготовки управленческих кадров Электронный ресурс.: На примере промышленных предприятий Республики Татарстан: Дис.. канд. экон. наук: 08.00.05 Казань, 2005, 193 с.
  179. Н., Бурухин С. Реформирование высшей школы: актуальное состояние и проблемы // Высшее образование в России. 2008. -№ 8. С.3−13.
  180. А.Э. Повышение квалификации специалистов в условиях рыночного развития промышленного производства : Дис.. канд. экон. наук: 08.00.05 Москва, 2003. 202 с.
  181. М.Ю. Оценка эффективности внутрифирменного обучения : Дис. канд. экон. наук: 08.00.05 Москва, 2003.- 152 с.
  182. Дж., Бэсинджер Дж. Руководители сферы образования обсуждают качество подготовки учителей и потребности бизнеса //Социология образования. 2000. — № 1. — С.27−28.
  183. JI.H. Маркетинговые исследования рынка труда //Маркетинг и маркетинговые исследования в России. 1998. — № 2. — С. 2530.
  184. H.JI. Становление государственной формы системы образования в России // Социологические исследования. 1996. — № 10. -С.118−122.
  185. Н. Социология: пер. с англ. -М.: Феникс, 1994. 688 с.
  186. А. О расходах на учреждения для образования юношества // Исследование о природе и причинах богатства народов, Т.2 Москва, Ленинград: Государственное социально-экономическое издательство, 1935.-С. 287−308.
  187. B.C., Писарский П. С. Типы региональных образовательных ситуаций в Российской Федерации. Труды по социологии образования. -Том IV. Выпуск V. М.: Центр социологии образования РАО, 1998. 96 с.
  188. А.Б., Богатова Т. Ф. Целевая подготовка в Уральском государственном техническом университете УПИ: традиции, опыт, перспективы //Университетское управление. — 2005. — № 6 — С.31−37,
  189. Современная американская социология / Под ред. В. И. Добренькова. -М.: Изд-во МГУ, 1994. 295 с.
  190. Современная западная социология: Словарь. М.: Политиздат, 1990.432 с.
  191. B.C. Реальная политика в области образования и содержание предстоящих преобразований //Стандарты и мониторинг в образовании. -1998. -№ 1. С.8−15.
  192. А. Дистанционное обучение: технологии и целевые группы // Высшее образование в Росси. № 7. — 2006. — С.119−121.
  193. Социологическая мысль в странах Центральной и Восточной Европы: Хрестоматия / Авт.-сост. З. Т. Голенкова, Н. П. Нарбут. М.: Изд-во РУДН, 2005.-719с.
  194. Социология: Терминологический словарь Урал. гос. пед. ун-т- Сост. С. Н. Айрапетова, Е. И. Левченко, Л. Я. Рубина. — Екатеринбург, 1995. — 35 с.
  195. Справочник менеджера образования. В 2 т. / Сост. B.C. Гиршович.- М.: Новая школа. 1995 г. Т.1.- 399с. -Т.2.- 400с.
  196. М.Р. Формирование инвестиционной модели управления подготовкой кадров для региона : Дис.. канд. экон. наук: 08.00.05 Москва, 2003.- 176 с.
  197. Л.А. Философия и история образования. Учеб. пособие для студ. вузов. М.: Флинта, 1999. — 272 с.
  198. A.M. Понятие качества образовательной услуги в условиях рыночных отношений // Стандарты и мониторинг в образовании. -1999. -№ 3. С.47−50.
  199. Р. Некоторые особенности «накопления человеческого капитала» в современной России // Персонал Микс. 2007. — № 6 (52).
  200. Р., Гурбатов С., Петров А. Интеграция как путь повышения качества и востребованности образования // Высшее образование в России. -№ 11,2006. С.15−17.
  201. Т. Мир и Россия // Профессионал. 1998. — № 2. -С.10−12.
  202. С.Б. Политические системы и образование: типы взаимодействия и тенденции их трансформации в современном мире. Автореферат на соиск.уч.ст. доктора социологических наук. Саратов. 1999 -50с.
  203. В.В., Грачев В. А., Буслов Е. В. О разработке национальной доктрины образования Российской Федерации // Стандарты и мониторинг в образовании. 1998. — № 1. — С. 4−7.
  204. М.В. Человек. Среда. Потребности.- Минск, 1990.- 187 с.
  205. Ю. Олег Дерипаска делает второй подход к академии Плеханова // Коммерсантъ, № 339(3936) от 11.07.2008.
  206. Д.И., Воровщиков С. Г. Проблемно-деловая игра -средство управления школой. Курган. ИУУ.1990. -106 с.
  207. .К. Хроника общественно-педагогического движения в канун Октября. -М.: Сов. Педагогика, 1990. — № 1. — С.122.
  208. Тезисы по финансированию образования (материалы 13-го конгресса Европейского форума «За свободу в образовании») // Частная школа.1997.-№ 3.-С. 157−159.
  209. Т. Качество образования и рыночный процесс // Учитель.1998.-№ 1. С.4−10.
  210. А. Уроки реформ // Высшее образование в России. 1998. -№ 3. — С.6−8.
  211. Е. Профессиональное обучение основа повышенияконкурентоспособности на рынке труда // Человек и труд. 2007, № 9. С.24−25.
  212. Е.В. Организационно-экономические аспекты подготовки специалистов для промышленных предприятий : Дис.. канд. экон. наук: 08.00.05 СПб., 2004−196 с.
  213. И. Инженерное образование: состояние, проблемы, перспективы // Высшее образование в России. 2008. -№ 1. С.4−11.
  214. . Социология: терминологический словарь. 2-е изд. -СПб.: Питер, 2003.- 159 с.
  215. В.М. Образование в России: вчера, сегодня, завтра (Доклад на коллегии Министерства общего и профессионального образования РФ) // Управление школой. 1999, — март, — № 11, — С.3−5.
  216. В.М. Образование для новой России: Речь на Всероссийском совещании работников образования 14−15 января 2000 г.// Высшее образование в России. 2000. № 1. С.7−8.
  217. В.М. Приоритеты и перспективы сферы образования // Профессионал. 1999. — № 3. — С.2−9.
  218. Ф.Р. Социология образования. М.: Наука. 1980. — 200 с.
  219. С.С. Социология. Словарь ключевых социологических терминов., М.: Гардарики, 2004. 344 с.
  220. Н., Чугунов А., Матухин Е. Проблема обновления содержаний и технологий высшего технического образования // Высшее образование в России. 2008. — № 7. С.30−35.
  221. А., Боев С., Криушова А. Качество инженерного образования: мировые тенденции в терминах компетенций // Высшее образование в России. № 8, 2006. С. 9−17.
  222. К. Студент на рынке труда: представления и жизненные реалии// Высшее образование в России. 2008. — № 9. С.83−88.
  223. Ф.Э. Кризис высшего образования. // Вестник РАН.- 1997. -Т.67. № 2. — С. 99−104.
  224. Ф.Э., Харчева В. Г., Сериков В. В. Социология образования: прикладной аспект. М.: Юристь, 1997.- 304 с.
  225. И. А. Институционализация системы послевузовского дополнительного профессионального образования в современном российском обществе (на материалах Санкт-Петербурга): дис.. канд. социол. наук: 22.00.04, СПб., 2006.- 182 с.
  226. П. Социология социальных изменений / Пер. с англ.- под ред. В. А. Ядова. М.: Аспект-Пресс, 1996. — 416 с.
  227. П. Социология: анализ современного общества. М.: Логос, 2008. 664 с.
  228. П. Теоретическая социология и социологическое воображение // Социологический журнал. 2001. — № 1.
  229. П. Формирование социологического воображения. Значение теории // Социологические исследования. 2005. — № 10. — С. 64 242. Шуклина Е. А. Самообразование как отрасль социологического знания // Социологические исследования — 1999. -№ 4. — С.87−95.
  230. В.П., Хроменков Н. А., Рябушкин Б. С. Знать и уметь // Образование и рынок. 1998. — № 5−6. — С. 73−79.
  231. Эффективность обучения персонала: прогноз и реальность // Справочник по управлению персоналом. № 2, 2008. С.105−112.
  232. В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. Самара. Изд-во «Самарский университет», 1995. -331 с.
  233. Н. Эволюционные механизмы и модели развития образования // Основы безопасности жизни. 1998. — № 9. — С. 8−18.
  234. Beard С., Wilson J. The Power of Experiential Learnings. London: Kogan Page, 2002.
  235. Dillich S. Corporate Universities: More companies are Creating Their Own Corporate Universities in Order to Train Employees / / Computing Canada. -2000. August 4.
  236. Leavy B. The concept of learning in the strategy field: rewiew and outlook. Management Learning. — 1998, 29 (4), p. 447−466.
  237. Pedler M. Action Learning for Managers. London: Lemos & Crane, 1996.
  238. Starkey K. How Organizations Learn. London: International Thompson, 1996.
Заполнить форму текущей работой