Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Миграция

ЭссеПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Согласно данным Росстата, в 2009 году Россию покинули 32 458 человек. В 2010 году из России выехали 33 578 человек. Чаще всего в последние годы мигрантов из России стали принимать Германия, Израиль, США и Финляндия. Несмотря на политические и дипломатические противоречия между Россией и странами Балтики, русские стабильно увеличивают количество граждан этих государств в среднем на 1 тыс. человек… Читать ещё >

Миграция (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Анализ рынка труда Тематика эссе: «Миграция»

Владивосток — 2015

Миграция и права человека

Миграцией называют переселение или перемещение, обусловленное сменой места проживания. За исключением переездов внутри одного населенного пункта, или незначительного административного центра.

Я думаю, миграция населения явилась важнейшим событием в жизни человечества и его развитии. Благодаря миграции мы можем наблюдать разнообразие рас и этносов населения Земли. Люди заняли всю пригодную для проживания территорию. Благодаря миграции были созданы города-миллионеры, городские агломерации и скопления агломераций (конурбации). В современно мире немало государств, созданием которых они обязаны мигрантам.

Миграция затрагивает все регионы мира, а многие страны сегодня одновременно являются странами происхождения, пребывания и транзита. Большое количество мигрантов перемещается между развивающимися странами, при этом около 40 процентов общего числа мигрантов в мире переезжают в соседние страны своего региона.

Тем не менее, мигранты вносят свой вклад в экономический рост и развитие человеческого потенциала как в странах происхождения, так и в странах пребывания. Они способствуют развитию общества за счет культурного многообразия, прививая чувство понимания и уважения разных народов и культур.

Верховный комиссар по правам человека Нави Пиллэй определила вопрос защиты и обеспечения прав человека мигрантов в качестве приоритетного направления деятельности УВКПЧ.

Нарушения прав мигрантов, включая отказ в доступе к основным экономическим и социальным правам, в частности, праву на образование или здоровье, часто тесно связаны с дискриминационными законами и практиками, а также с укоренившимися предрассудками и ксенофобией в отношении мигрантов.

Подход к миграции на основе прав человека предполагает ориентирование миграционной политики и управления на мигрантов. Такой подход обеспечит включение вопросов, касающихся мигрантов, в соответствующие национальные планы действий и стратегии, в том числе планы по предоставлению государственного жилья и национальные стратегии по борьбе с расизмом и ксенофобией.

Механизмы в области прав человека, такие как специальный докладчик по вопросу о правах мигрантов и Комитет по защите прав всех трудящихся-мигрантов, со всей ясностью заявили о том что, несмотря на суверенное право государств определять условия для въезда и проживания лиц на их территории, они обязаны уважать, защищать и обеспечивать права человека всех лиц, находящихся под их юрисдикцией независимо от их национальности, происхождения и миграционного статуса.

Миграционная политика современной России

С моей точки зрения, вопросы миграционной политики крайне важны в связи с необходимостью обеспечения национальной безопасности, поддержания оптимального баланса трудовых ресурсов и сохранения устойчивого экономического роста. Для России, как для государства, граничащего с 18 странами, допущение несовершенств в этой сфере несет ощутимые негативные риски.

Разбираясь в тонкостях миграционной политики, предстоит говорить сразу о нескольких направлениях — тенденциях эмиграции и волнах иммиграции, легальных и нелегальных мигрантах, беженцах, вынужденных переселенцы и, пожалуй, самом актуальном на сегодняшний день — трудовых мигрантах. Кроме того, важной темой сегодня является ситуация с внутренней трудовой миграцией в РФ.

В настоящее время миграционные потоки носят стихийный характер. В результате не учитываются реальные возможности социальной инфраструктуры, увеличиваются диспропорции региональных рынков труда, растет социальная напряженность, создаются условия для распространения среди населения Российской Федерации идей национальной нетерпимости.

Основные вопросы, требующие рассмотрения — создание условий для привлечения в РФ квалифицированных легальных трудовых ресурсов, совершенствование миграционного учета, противодействие нелегальной миграции, а также комплекс мер по поддержке внутренней трудовой миграции в России.

Решение озвученных задач невозможно осуществить без сбора и анализа качественной и подробной информации о миграции. Источниками информации о миграции служит административная статистика, перепись и обследования населения.

Россия заинтересована в притоке высококвалифицированных кадров, способных внести свой вклад в социально-экономическое развитие страны, в развитие фундаментальной и прикладной науки. Снятие законодательных барьеров для иностранных специалистов, желающих работать в российских финансовых институтах, позволит повысить инвестиционную привлекательность страны.

Проблема кадрового дефицита в ряде регионов России (Сибирь, Дальний Восток) должна решаться, в первую очередь, за счет экономического стимулирования увеличения темпов внутренней миграции, а не за счет повального привлечения иммигрантов из сопредельных стран.

Все бюрократические проволочки, препятствующие возврату на Родину русских из стран СНГ и дальнего зарубежья, должны быть устранены в кратчайшие сроки. Необходимо предпринять все возможные усилия для реализации заявленного государством приоритета осуществления репатриации (реальный ресурс репатриации сегодня оставляет около 7 млн. человек).

Заполнение иммигрантами пустующих ниш на рынке труда — речь идёт, прежде всего, о низкооплачиваемой работе, которая так и не стала привлекательной для отечественных кадров — еще одна иллюстрация ситуативного решения социальных проблем. Особенно данная тема актуальна в связи с достаточно высоким уровнем безработицы в стране. Следует говорить о создании экономических программ поддержки и трудоустройства россиян. Требуется проработка базы мер стимулирования привлечения отечественных рабочих на низкоквалифицированный рынок труда.

Негативные последствия неконтролируемой миграции сегодня — это трудности с ассимиляцией, рост преступности в среде мигрантов, несоблюдение мигрантами налогового законодательства, массовый отток денежных средств из России в страны постоянного проживания (по данным международных экспертов, более 30% ВВП Таджикистана, Киргизии и Молдавии составляют заработки мигрантов из этих стран в России), актуализация национального вопроса.

Масштабы нелегальной миграции сегодня превышают масштабы легальной в десятки тысяч раз. Подобная ситуация не может сложиться ни в одном здоровом правовом обществе, она просто недопустима и сложно осуществима без содействия или молчаливого бездействия компетентных органов.

Крайне важная сегодня идеологическая работа с населением. Требуется позитивная пропаганда патриотических настроений среди молодого, активного, высококвалифицированного населения, планирующего покинуть Россию. Нельзя допустить развитие тенденции, наметившейся уже сегодня: на каждого уезжающего молодого специалиста, способного внести свой существенный вклад в инновационное развитие России, приезжает 5 неквалифицированных «чернорабочих» ежегодно. Такая структура международной миграции требует кардинальной перестройки.

Важно отдавать себе отсчет в том, что причины, по которым сегодня новое поколение принимает решение: уехать заграницу или остаться на Родине носят психологический характер — а значит ситуация требуют весьма тонких механизмов решения. Основной мотив покинуть Россию сегодня для многих — психологическая усталость от неустроенности и социальной нестабильности жизни в стране, отсутствие доверия и уважения к властям, отсутствия мотивации к работе на Родине. Основной мотив остаться в стране для тех многих, кто так же желает уехать, но не делает этого — опасения в неспособности организовать свою жизнь на новом месте. Подобная ситуация крайне плачевна и требует разрешения.

По данным ВЦИОМ, 80% россиян с радостью хотели бы побывать за границей в качестве туристов. На ПМЖ приехать хотели бы 22%. Доля желающих эмигрировать из страны по сравнению с 1991 годом выросла: при ответе на прямой вопрос о желании выехать за границу на постоянное жительство, тогда сообщали 16% (сейчас — 22%). Наибольший эмиграционный потенциал у 18−24-летних (39%), высокообразованных респондентов (29%), а также активных пользователей сети Интернет (33%). Большинство россиян не имеют желания покидать Родину (75%) — это, в первую очередь, пожилые (93%) и малообразованные (85%) сограждане.

Сибирь, Дальний Восток, Чукотка, северные области европейской части РФ, республики Северного Кавказа, Поволжье относятся сегодня к числу регионов из которых население массово уезжает.

Потери национального бюджета от неуплаты налогов, причиняемые нелегальной миграцией, — более 250 миллиардов рублей в год.

Объем вывоза денежных средств из России в обход системы госконтроля ежегодно составляет почти 260 миллиардов рублей.

За истекшие полгода нелегальными мигрантами было совершено более 13 тыс. преступлений только в Москве.

Согласно данным ФМС, почти все мигранты в России нелегальны. Трудовые контракты в Москве заключили только 231 000 мигрантов. Таким образом, по разным оценкам, право находиться в России имеют только от 3% до 10% приехавших в столицу из стран ближнего зарубежья.

Согласно принятым в международном сообществе представлениям, основой миграционной политики является баланс представлений о необходимости решения следующих проблем: демографической, освоения и удержания территорий государства, кадрового обеспечения экономики, сохранения определенной культурной идентичности страны. Нерешенность многих из этих проблем в современной России имеет своим результатом отток граждан нашего государства зарубеж.

Согласно данным Росстата, в 2009 году Россию покинули 32 458 человек. В 2010 году из России выехали 33 578 человек. Чаще всего в последние годы мигрантов из России стали принимать Германия, Израиль, США и Финляндия. Несмотря на политические и дипломатические противоречия между Россией и странами Балтики, русские стабильно увеличивают количество граждан этих государств в среднем на 1 тыс. человек в год. В то время как в США и Израиль с каждым годом отправляется все меньше российских граждан, в два раза увеличилось количество переселенцев из России в Чехию. (ежегодно около 400 человек). На 80% увеличился поток русских в Великобританию и Францию.

При этом, в концепции о миграционной политике России совершенно никак не отражается понятие селективной миграции, т. е. нет критериев отбора. Нет и намека на то, что в первую очередь нужно задействовать безработных граждан России, нет понятия межгосударственного диалога в плане снижения нежелательной для России миграции и возможного выноса ряда производств за пределы страны. Ведь часть европейских производств, например, размещена в Китае: они просто не захотели приглашать к себе огромное количество китайцев. Они вынесли туда производство, начиная от текстиля и заканчивая автомобилестроением и кораблестроением. И, надо признать, что эти страны ни разу еще об предпринятом шаге не пожалели, поскольку таким образом укрепили межгосударственные отношения, повысили доходность обеих стран и нашли занятие для избыточного трудоспособного и активного населения Китая.

Думаю, то же самое могла бы осуществлять и Россия, например, в Средней Азии, размещая там плодоовощные комбинаты по заготовке фруктов и сухофруктов, заводы по производству соков, по производству строительных материалов. Это могло бы избавить Россию от необходимости держать на своей территории армию нелегальных, неустроенных и по определению склонных к криминалу мигрантов.

России необходимо дальнейшее позитивное технологическое развитие, инновации. Поэтому можно совершенно спокойно рассматривать возможность привлечения мигрантов из числа выпускников ведущих мировых вузов — России нужны лучшие топ-менеджеры, которые будут двигать отечественные компании вперед, программисты, ученые, автомобилестроители и т. д.

В предлагаемой концепции, разумеется, есть и прогрессивные, своевременные меры. В первую очередь это касается системы выставления баллов желающим жить и работать в России. Претендентам предстоит продемонстрировать владение русским языком и должной квалификацией, мотивировать свое пребывание на территории России. Данная инициатива имеет опыт отработки в других странах. В частности, позитивные плоды она долгое время приносила в США. Эту инициативу стоит развивать и совершенствовать: необходим комплекс критериев. В частности, обоснованной видится следующая мера — проверять потенциальных переселенцев на предмет законопослушности. Если у кого-то из них на родине были проблемы с законом — въезд для такого мигранта должен быть закрыт.

Таким образом, нужно признать, что несовершенства сегодняшней миграционной политики привели к тому, что страна наводняется бросовой рабочей силой — 40% трудовых мигрантов не имеют профессионального образования, а 20% вообще не имеют никаких специальных навыков, эти люди работают в строительстве, транспорте, общепите, в тех отраслях, где от качества рабочей силы нередко зависит здоровье и жизнь граждан России.

Я считаю, что проблемы, связанные с трудовыми мигрантами в России, нужно решать не только законодательно, но и с помощью институциональной модернизации. По мнению экспертов, необходимо создать новое единое ведомство, которое занималось бы этими проблемами, в связи с тем, что к деятельности ФМС сегодня назревает все больше вопросов и претензий.

Кроме того, в условиях сократившихся в последние годы объемов внутренней миграции, она не в полной мере выполняет свою важную функцию — перераспределение населения по территории страны в целях сбалансированности спроса и предложения на рынке труда. Оживление национальной экономики, неизбежные при этом территориальные и отраслевые диспропорции потребуют более активного перераспределения населения и трудовых ресурсов в пределах страны. В связи с чем очень важно сегодня развивать общероссийский рынок труда, чтобы каждый гражданин России был уверен: расстояния не станут помехой для того, чтобы найти при необходимости новую работу, и при этом уровень трудовых и социальных гарантий будет достойным.

Решение вопросов внешней и внутренней миграции в России крайне важно в том контексте, что успехи широкомасштабного процесса модернизации во многом зависят от той среды, в которой протекает этот процесс.

Миграционная политика России в уходящем 2015 году

В уходящем году в центре внимания общества оставались вопросы, связанные с миграцией. Во-первых, вступил в силу федеральный закон об осуществлении иностранными гражданами трудовой деятельности в России по патентам.

При этом впервые достаточно широкие полномочия по регулированию привлечения мигрантов были переданы в регионы. Теперь региональные власти вправе участвовать в оформлении и выдаче иностранным гражданам патентов. Кроме того, законом субъекта Федерации может быть установлен «региональный» коэффициент, на который индексируется размер фиксированного авансового платежа на доходы физических лиц, уплачиваемого при осуществлении трудовой деятельности по патенту.

Неполный год реализации закона свидетельствует о достижении тех задач, которые ставились при его разработке. На сегодняшний день иностранными гражданами получено более 1 млн 620 тысяч патентов. В региональные бюджеты, куда направляется 100% суммы авансового платежа за патент, поступило свыше 30,6 млрд рублей, что на 80% превысило показатели 2014 года. В целом с момента начала реализации патентной системы в бюджет России поступило 67,9 млрд рублей, и ежемесячно доходная часть бюджета увеличивается на сумму в 800 млн рублей.

Во-вторых, в связи со сложной внутриполитической ситуацией на Украине наша страна столкнулась с экстренным массовым прибытием значительного количества украинских граждан, нуждающихся в защите.

По данному вопросу в кратчайшие сроки было принято почти 50 правовых актов, которые направлены, в том числе, на финансовое обеспечение обустройства украинцев, находящихся в пунктах временного размещения, на оказание беженцам адресной финансовой помощи, а также на оказание содействия в обеспечении проезда и провоза багажа к месту пребывания на территории нашей страны.

Эти правовые акты предусматривают ряд преференций для граждан Украины. Например, решение о предоставлении им временного убежища принимается территориальным органом ФМС в срок, не превышающий трех рабочих дней со дня подачи заявления.

Всего в период с 1 апреля 2014 года на территорию России въехало и не убыло более 1 млн 100 тысяч жителей Юго-Востока Украины. Сейчас на территории 61 субъекта РФ находится 240 пунктов временного размещения, в которых проживает около 11 тысяч украинцев, в том числе 3,5 тысячи детей в возрасте до 18 лет. На финансовое обеспечение обустройства граждан Украины, находящихся в таких пунктах, в 2015 году были предусмотрены бюджетные ассигнования в размере более 4,5 млрд рублей.

Вместе с тем некоторые украинцы, имеющие статус беженца или получившие временное убежище на территории России, но не имеющие источников средств к существованию, зачастую размещались в жилых помещениях россиян. Для оказания таким беженцам адресной финансовой помощи было направлено 287,5 млн рублей. Эту помощь получили около 60 тысяч человек, в том числе прибывшие из Донецкой и Луганской областей.

В связи с сохраняющейся сложной внутриполитической ситуацией на Украине правительством России подготовлен проект постановления о предоставлении в 2016 году из федерального бюджета бюджетам регионов на финансовое обеспечение обустройства украинцев, находящихся в пунктах временного размещения, еще почти 2,2 млрд. рублей.

миграционная политика население трудовая миграция

1.Конституция Российской Федерации. — М.: Юридическая литература, 2001. 63 с.

2.Регионы России. Социально-экономические показатели. 2010: Статистический сборник. — М.: Росстат, 2012.

3.Численность и миграция населения Российской Федерации в 2009 году: (стат. бюл.) / Федер. служба гос. статистики. — М.: [б. и.], 2010. — 178 с.

4. Касавин, И. Т. Миграция. Креативность. Текст: моногр. / И. Т. Касавин. — Москва: СПб: РХГИ, 2011. — 408 c.

5.Тюрюканова Е. Трудовая миграция в России. // Отечественные записки. — 2004. — № 4.

6.Метелев С. Е. Международная трудовая миграция и нелегальная миграция в России. — М., 2006.

7." Российская газета" - Федеральный выпуск № 6861 (290).

8.http://www.ohchr.org/ - Объединенные нации (Управление Верховного комиссара ООН по правам человека).

9.www.gks.ru — Федеральная служба государственной статистики

10.https://ru.wikipedia.org — Википедия.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой