Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Философско-религиоведческий анализ Я-концепции религиозной личности

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Проведенное исследование позволяет заключить, что формирование самосознания и Я-концепции верующего происходит в процессе специфического взаимодействия его личностной системы смыслов с системой религиозных символов. Можно утверждать, что религиозные символы репрезентируют в себе религиозные смыслы и значения. Система религиозных символов — это система кодов, которые расшифровываются посредством… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретические и методологические основания исследования
  • Я-концепции религиозной личности
    • 1. 1. Я-концепция как предмет научного анализа
    • 1. 2. Социологические исследования отношения общество — религия — личность"
    • 1. 3. Самосознание религиозной личности как предмет исследования психологии религии
  • Глава 2. Я-концепция религиозной личности: формирование, структура и механизмы функционирования
    • 2. 1. Факторы формирования и развития Я-концепции религиозной личности
    • 2. 2. Структура Я-концепции религиозной личности
    • 2. 3. Динамика Я-концепции религиозной личности

Философско-религиоведческий анализ Я-концепции религиозной личности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Понятие Я-концепции, обозначающее систему образов и представлений человека о самом себе, будучи одним из важнейших в психологии личности, сравнительно недавно стало предметом пристального внимания представителей различных направлений гуманитарного знания. Изначально вопросы изучения феномена Я-концепции относились к периферии философских и общепсихологических исследований проблем сознания и самосознания человека, по со временем приобрели определенную самостоятельность и сформировались как одно из ответвлений психологии личности. В настоящее время в науке накоплен богатейший массив знаний в области изучения самосознания и Я-концепцин человека, получены системные теоретические и практические результаты, но па фоне этого обнаруживается недостаточная разработанность проблемы психологии Я-копцспции религиозной личности. И хотя в ключевых философских и религиоведческих подходах к исследованию психологии и социологии религиозных явлений достаточно хорошо изучена роль самосознания и саморефлексии в формировании религиозного опыта и в протекании религиозных переживаний личности верующего, тем не менее, остается не вполне освещенной проблема структурно-динамических характеристик этих психологических механизмов, а также проблема определения внутренних содержаний образов «Я» личности верующего, образующих его Я-концепцию. Именно это определяет актуальность и необходимость философско-религиоведческого исследования Я-копцспции религиозной личности.

Современный этап развития человечества характеризуют резкие изменения в протекании социальных процессов, обострение противоречивости человеческого существования в условиях глобализирующегося мирового пространства и информационного общества, что в свою очередь.

1 «Парадокс заключается в том, что человек создает реальное п., которая отрицает его» [Бергер П., Лгкман Т. Социальное конструирование реальности. М, 1995. С. 147], «К сожалению, мы редко беспристрастны, когда дело идет о последних вещах, о великих проблемах науки и жизни» [Фрейд 3. По ту сторону принципа удовольствия //Основной инстинкт. М., 1997. С. 245]. трансформируют и динамику функционирования религиозных факторов. Это требует серьезной корректировки подходов к изучению специфики религиозных явлений. В этом контексте центральное место занимает проблема роли религиозного самосознания и системы представлений верующего о самом себе — Я-концепцин в динамике межличностных и групповых взаимодействий, а также проблема взаимосвязи сущностных характеристик самосознания верующего с формами личной и групповой религиозности и спецификой религиозной социализации. Если рассматривать религию как один из возможных способов разрешения противоречий человеческого существования, а самосознание верующего и его Я-копцепцшо как механизмы реализации этой формы воплощения человеческого духа, го это делает актуальным познание этих механизмов, исследование их сущностных особенностей и закономерностей развития.

Степень научной разработанности темы. Проблемам самосознания религиозной личности посвящены работы таких зарубежных авторов как: 3. Фрейд, К. Г. Юнг, Э. Фромм, Э. Эриксон, У. Джемс, Дж. Леуба, Э. Старбак, Т. Флурпуа, П. Жане, Г. Олпорг, А. Маслоу, В. Франки, М. Вебер, В. Зомбарт, Э. Дюркгейм, Б. Малиновский, А.Н. Рэдклифф-Браун, Г. Зиммель, Т. Парсонс, М. Мосс, J1. Леви-Брюль и др.2.

2 Вебер М. Про 1ссташекая этика и дух капитализма // Избранные произведения. М., 1990; Вебер А/. Социология религии // Избранное. Обра! общества. М, 1994; Джемс У. Многообразие религиозною опьпа. СПб., 1992; Жане П. Неврозы и фиксированные идеи СПб., 1903; Згшмечь Г. Религия. Социально психологический этюд // Избранное. М., 1996; Зомбарт В. Буржуа. Эподы по истории духовною развития современного экономического человека. М., 2004; Зомбарт В. Евреи и хозяйственная жизнь // Там жеЛеви — Брюль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении. М&bdquo- 1999; Малиновский Б. Магия, наука и религия. М&bdquo- 1998; Маслоу А. Мотивация и личность. СПб., 2006; Мосс Л/. Общества. Обмен. Личность. Труды по социальной антропологии. М., 1996; Олпорт Г. Становление личности. М., 2002, Парсонс Т. О структуре социального действия. М., 2002; Рэдклифф-Браун А. Н Структура ц функция в примитивном обществе. М., 2001; Флурнуа Г. Принципы религиозной психологии. Киев, 1913; Франки В. Человек в поисках смысла. М., 1990; Фрейд 3. Тотем и табу. М., 1997; Фрейд 3. Будущее одной иллюзии //Сумерки богов. М&bdquo- 1989; Фромм Э. Психоанализ и религия // Име1ь или быть? М., 1990; Эриксон Э Детспю и общество. СПб., 2000; Эриксон Э Молодой Лютер. М, 1996; Юнг К. Г. Психология и религия // Архетип и символ. М., 1991; Юнг К. Г. Ответ Иову. М., 1998; AUport G The Individual and His Religion. N. Y., Macmillan, 1950; Durkheim L Elementary Torms of Religious Life. The Australian Totemic System. The Ftee Press, A Division of Simon&Shuster Inc., New York, 1995; LeiibaJ.H. A Study in the Psychology of Religious Phenomena // Ameiican Journal of Psychology, 1896, 7- Maslow A. Religions, values and peak experience N.Y., 1964; Starbuck E D. The Psychology of Religion: An Empirical Study of the Growth of Religious Consciousness. New York, 1899- Starbuck E.D. A Study of Conversion // American Journal of Psychology, 1897, 8- Frank! V. Dei unbewuBte Gott. Wien, 1948.

Проблемы сознания и самосознания верующего исследуются и в работах отечественных религиоведов, философов и психологов: Е. А. Аринина, Ю.Ф. I.

Борункова, Б. С. Братусь, В. И. Гараджа, Ю. М. Зенько, В. В. Зпакова, Л. Ы. Красникова, В. Н. Нечипуренко, К. И. Никонова, Е. В. Орёл (Рязанова), В. Н. Павленко, М. Г. Писманика, К. К. Платонова, И. Н. Полонской, М. А. Поповой, С. И. Самыгина, Ю. В. Тищенко, Е. А. Торчинова, Д. М. Угриновича, И.П. о.

Яблокова и др. .

И все же следует отметить, что проблематика самосознания личное ш верующего и формирование его образов и представлений о самом себе — Я-концепции разрабатывается в основном в контексте исследований религиозного опыта, религиозности человека, функций религии в обществе. Специализированных работ, посвященных исследованию специфики строения и динамических особенностей Я-концепции религиозного индивида, по крайней мере, среди источников, ставших доступными автору, нет. Однако, важно также отметить, что хотя в большинстве работ вышеперечисленных исследователей по религиоведческой и близкой к ним психологической проблематике термин «Я-концепция» не используется вообще или же очень.

3 Андрианов Н. П. Эволюция религиозного сознания. Л., 1974; Антонов КМ. Проблема религиозною обращения п творчестве С. Л. Франка // Религиоведение. 2002. № 4- Аринин Е. И. Религиоведение. М., 2004; Безрогое В. Г. Экзальтация и/или рациональность: религиозная социализация глазами автобиографа XVII-XX нн // Религиоведение 2003. № 2−3- Братусь Б. С. Начала христианской психологии. М., 1995; Братусь Б. С. Двойное бытие души и возможность христианской психологии // Вопросы психологии. 1998. № 4- Борунков Ю Ф Структура религиозного сознания. М., 1971; Введение в общее религиоведение. Под редакцией проф. И Н Яблокова, М, 2001, Гассин О. А. Психология прощения // Вопросы психологии. 1999. № 4- Гараджа В II. Социология религии М., 1996 Демьянов А. И. Религиозность: тенденции и особенности проявления (сош1алыю-11Сиоло1 ичсскии анализ). Воронеж, 1994; Зеличенко, А И. Психология духовности. М., 1996; Зенько Ю. М. Психология религии. СПб., 2002; Ильясов Ф. II. Религиозное сознание и поведение // Социологические исследования. 1987. № 3- Красников А. И. Методология классического религ поведения. Благовещенск, 2004; Кублицкая Е А. 'Традиционная и нетрадиционная религиозность: опыт социологического изучения // Социологические исследования 1990. № 5- Никонов К. И. Критика антропологического обоснования религии. М., 1989; Ничипоров Б В Введение в христианскую психолог иго. М., 1984; Павленко В. Н., Ваннер К. Особенности психологии евангельских христиан — баптистов // Вопросы психологии. 2004. № 5- Писманик М. Г. Личность и религия М, 1976; Платонов К К Психология религии. М., 1967; Попова М. А. О психологии религии. М., 1969, Рябоьа .П В Значение образов и символов загробного мира в контексте становления личности // Религиоведение. 2006. № 1, Рязанова Е. В. Психолог ия религии // Ведение в общее религиоведение. Под редакцией проф. И. Н. Яблокова М, 2001; Розов, А II Психологические аспекты религиозного удвоения мира // Вопросы философии 1987 № 2, Самыгип СП, Нечипуренко В Н., Полонская И. Н. Религиоведение: социология и психология религ ии Рос ion — на — Дону, 1996; Тищенко Ю. В. Психологические особенности проявления самосознания детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста (5−8 лет) из воцерковленных православных семей // Журнал прикладной психологии., 2001, № 3- Торчинов Е. А. Религии мира. Опыт запредельного. СПб., 1997; Угринович ДМ Психология религии. М., 1986; Яблоков И. Н. Социология религии. М., 1979; Яблоков И. Н. Религия сущность и явление. М., 1982; Яблоков И. Н. Религиоведение. М., 2004. редко, а обозначаемая им психологическая реальность — совокупность представлений индивида о самом ссбс, изучена недостаточно, тем не менее, как отечественные, так и зарубежные авторы с различных, порой с противоположных мировоззренческих, теоретических, методологических позиций, внесли существенный вклад в понимание самосознания и Я-концепции религиозной личности. Поэтому, эти исследования составляют прочное основание для работ, специально посвященных изучению Я-концепции верующего. Это подкрепляется и тем, что, поскольку в науках о человеке накоплены внушительные результаты опытного и теоретического осмысления феноменов Я-концепции, многие из них могут быть продуктивно использованы для более глубокого изучения психологии религиозного индивида и специфических характеристик его Я-концепции. Можно с уверенностью полагать, что такой перенос знаний, накопленных в рамках целого комплекса паук о человеке в область религиоведения, будет способствовать углублению научного познания процессов становления и развития религиозной личности.

Цель исследования. Выявление сущности Я-концепции религиозной личности, анализ ее структуры, механизмов функционирования, условий ее формирования, становления и развития.

Задачи исследования:

1. Рассмотреть Я-копцепцию личности как предмет исследования философских, психологических и социологических наук.

2. Провести анализ социологических подходов к исследованию отношения «общество-религия-личность».

3. Охарактеризовать общие представления о самосознании религиозной личности, сложившиеся в психологии религии.

4. Провести анализ факторов и условий развития и становления Я-концепции религиозной личности.

5. Выявить структуру Я-концепции личности верующего.

6. Описать ее динамические характеристики.

Объектом исследования является выделенный в процессе научного анализа фрагмент психологической реальности личности, который обозначен как «Я-концспция религиозной личности» или совокупность образов и представлений верующего о самом себе.

Предметом исследования выступает структура Я-концепции личности верующего и динамика ее структурных компонентов, которые отнесены здесь к внутренней стороне религии. Внешней стороной (свойством, проявлением, характеристикой) предмета исследования, включенной в «пласт религиозных явлений интерсубъективного характера» 4 и исследуемой в диссертации, выступают условия развития и становления Я-концепцин верующего, рассматриваемые как часть внешнего, предметного, прежде всего социального, пнтерсубъективного мира.

Методология исследования. Исходя из теоретической посылки, что всякая личность, в том числе и религиозная, имеет в своем строении некоторую структуру, рассматриваемую как связь составляющих систему личности элементов, в работе применяется метод структурно-функционального анализа, используемый именно для изучения объектов, представляющих собой системы. Важнейшим методологическим приемом в данном исследовании выступил перенос наработанных в психологии, социологии, педагогике, философии, антропологии, культурологии знаний в области самосознания и Я-концепции в сферу религиоведческой проблематики, связанной с исследованиями самосознания верующего. Поэтому особую значимость в данной работе имеет метод суэ/сдения по аналогии, когда исходя из знаний о тех или иных закономерностях психологического развития нерелигиозной личности, делаются выводы в отношении развития личности религиозного человека. При практическом апробировании теоретических выводов, полученных в данной работе, при.

1 Рязанова Е. В. Психология религии // Введение в общее религиоведение. Под редакцией проф. И. И. Яблокова. М., 2001. С. 308 — 309. исследовании конкретных примеров развития и становления самосознания религиозной личности применяется биографический метод.

Специфика используемого в исследовании попятпнпо-категориальиого аппарата требует введения важного методологического ограничения для применяемого здесь подхода. Оно проистекает из специфики ключевых для данного исследования категорий — «личность» и «субъект», которые сформированы в рамках западноевропейской научной традиции. Исходя из этого, можно предположить, что выработанное в данной работе понимание религиозной личности, сущности ее самосознания и Я-концепции применимо для исследования психологии религиозных феноменов только в рамках иудео-христианскон традиции. Данный подход без надлежащей адаптации и трансформации будет очень сложно (а, может быть, и вообще невозможно) использовать для исследования и понимания личности в таких религиях как, например, буддизм и индуизм.

Научная новизна исследования состоит в следующем:

— в диссертации проведена реконструкция процессов развития и становления Я-концепции религиозной личности. Определено, что ключевыми факторами ее развития, формирующими основные связи и закономерности функционирования самосознания верующего, выступают религиозное мировоззрение и взаимоотношения в религиозной общности;

— в работе концептуализирована структура Я-концепции религиозной личности, изучена специфика формирования составляющих ее элементов и их динамика. Выявлено, что образы «Я» верующего формируются в результате индивидуализации обобщенных, религиозных образов человека, которая осуществляется в процессах религиозной социализации и формирования опыта религиозных переживаний;

— в диссертационном исследовании установлено, что решающую роль в процессе становления и развития Я-копцепции верующего играет система религиозных ориептаций и представлений, выполняющих функцию интеграции как личностных компонентов мировоззрения, самосознания индивида, его образов «Я», так и интеграцию социальных взаимодействий;

— посредством синтеза ключевых подходов к исследованию Я-копцепции и самосознания человека разработана социально-психологическая модель функционирования религиозного самосознания;

— в диссертации выработано определение Я-концепции религиозной личности, отражающее ее специфику и сущностные характеристики.

Положения, выносимые на защиту:

1. Я-концепция религиозной личности — это система представлений и образов верующего о самом себе. В ее основании лежат религиозные образы человека и соответствующие им формы и способы социальной жизнедеятельности, вырабатываемые и транслируемые религией, усвоенные верующим в процессе религиозного воспитания и в процессе обретения им опыта религиозных переживаний.

2. Становление и развитие Я-копцепции верующего происходит в среде межличностных и групповых отношений, складывающихся в религиозной общности, в рамках системы религиозных ориептаций и представлений, выполняющих функцию личностной и социальной интеграции. Основную роль в формировании Я-концепции верующего играют внутренние личностные конфликты. Оии, будучи отражением взаимодействий человека и социальной реальности, определяют динамику взаимодействий его образов «Я».

3. Я-копцепция верующего является ключевым элементом его личной и индивидуальной идентичности. Выполняя функцию социального сравнения и сопоставления, она выступает в качестве психологического механизма, формирующего согласованность и относительную устойчивость деятельности и поведения верующего. В данном контексте Я-коицепция определяется как механизм, служащий для регуляции поведения личности в социальной среде, как необходимый элемент социального действия.

4. Я-концепция религиозной личности является составным элементом личностной смысловой регуляции его жизнедеятельности, поскольку находится в тесной взаимосвязи с системой религиозных ценностей, символов, смыслов и значений, которые интериоризируясь личностью, формируют ее систему мотивов, потребностей и образов «Я».

Теоретическая и практическая значимость исследования. Материалы исследования могут быть использованы в учебных целях при чтении специальных и общих курсов по психологии, социологии, философии религии, по психологии личности и психологии самосознания человека. Некоторые теоретические положения, отраженные в данном исследовании, могут применяться в практике психологического консультирования и психотерапии.

Апробация исследования. Содержание и результаты диссертационного исследования были представлены па международной научной конференции студен тов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов — 2004» (Москва, МГУ им М. В. Ломоносова, 2004), на международной конференции «Философия в глобальном мире» (Москва, РУДЫ, 2005), на международной научной конференции «Проблемы взаимодействия человека, культуры и общества в условиях глобализирующегося мирового пространства» (Москва, МГ1ГУ им. В. И. Ленина, 2006).

Результаты диссертационного исследования нашли свое отражение в читаемых автором курсах по психологии религии (разделы «Религиозная личность», «Религиозное сознание»), по психологии Я-концепции личности, а также были использованы при разработке и чтении спецкурса «Особенности психотерапии и психологического консультирования клиентов с религиозной ориентацией».

Структура и объем исследования определены поставленными задачами. Диссертационное исследование состоит из введения, двух глав, заключения п библиографии. Объем диссертации — 169 страниц.

Заключение

.

В соответствии с поставленными задачами, используя материалы философских, религиоведческих, психологических и социологических исследований, в качестве основных выводов к проведенному исследованию мы можем вынести следующие положения, отражающую сущностные характеристики Я-концепции религиозной личности, ее структуру, динамику, факторы формирования и развития:

1. Я-концепция религиозной личности — это система индивидуализированных, трансформированных в результате взаимодействия субъективного опыта и объективной реальности образов п представлений верующего о самом себе. Она формируется в процессе религиозной социализации, посредством интериоризации личностью верующего исторически сложившихся, обобщенных религиозных образов человека и соответствующих им представлений о формах и способах деятельности и поведения, отношений к миру и другим людям, выработанных в рамках религиозной традиции, в системе религиозных отношений и деятельности, которые опосредованы отношениями к силам, образам, персонажам, относимым к сакральной (трансцендентной) реальности. Эта система образов содержит представления о социально и личностпо значимых, негативных и позитивных свойствах, качествах и характеристиках человека, которые обеспечивают самоидентичность верующего и его социальную функциональность.

2. Я-концепция является составным элементом личностной смысловой регуляции жизнедеятельности верующего, поскольку находится в тесной взаимосвязи с системой религиозных ценностей, смыслов и значений, которые оформляют ее систему мотивов, потребностей и образов «Я». В качестве базовых смысловых структур личности верующего выступает совокупность иптериоризированпых верующим религиозных ценностей. Ценности, будучи символами «должного» и «необходимого», вырабатывают соответствующее отношение верующего к позитивным и негативным проявлениям собственных качеств и характеристик, к условиям и результатам действий и поступков, тем самым, выступая основанием регулятивных механизмов самосознания и жизнедеятельности верующего. Это позволяет заключить, что религиозностьэто форма, в которой организованы смысловые структуры личности верующего. Именно через это качество все когнитивные, эмоционально-чувственные, мотивационные и деятельностные компоненты отношений «Я-мир», «Я-Другой», «Я-Я» приобретают религиозный характер и осуществляются только через отношения к сфере сакрального, фигурам п персонажам ее представляющим.

3. Ключевыми факторами формирования и развития Я-концепции религиозной личности выступают религиозное мировоззрение и групповые и межличностные отношения, складывающиеся в религиозной общности. Религия формирует мировоззрение индивида и общности, создает и транслирует знания и представления о мире и человеке, общие нормы поведения и ценности, образы человека, представления об уровнях достижений, моральные принципы, критерии и эталоны оценки тех или иных событий, действий и деятельности человека и общества в целом. Религиозная система ориентаций выступает в качестве основания социальной оценки и социального сравнения, транслируя соответствующие эталоны, образцы, правила, нормы, формы восприятия, необходимые для воспроизводства социальных взаимодействий и ориентации в мире. Именно религиозная система критериев и оценок позволяет верующему выносить оценки и формировать ожидания относительно себя и своего ближайшего социального окружения, что обеспечивает соответствие действий каждого индивида действиям и ожиданиям других людей. В качестве психологического механизма восприятия и осознания этого соответствия или несоответствия выступает Я-концепция личности, являясь ключевым элементом социального действия, осуществляемого в форме, так или иначе соответствующей нормативам религиозной общности и согласно внутренним убеждениям и потребностям личности. В этом случае Я-концепция выступает как психологический механизм определения верующим собственного соответствия внешним и внутренним условиям существования (в первую очередь соответствия условиям социального бытия) поскольку, чем выше это соответствие, тем выше уровень внутреннего ощущения состояния определенности и целостности личности, что мы обозначили термином «состояние когнитивно — ценностного консонанса». Этот механизм мы определили в качестве функции обратной связи, которую и осуществляет Я-концепция. В соответствии с этим, можно заключить, что Я-концепция является психологическим механизмом, формирующим согласованность и относительную устойчивость действий и поведения верующего.

4. Структуру Я-концепции верующего формируют в 4 основных элемента: «Я-реальное» (настоящее или актуальное «Я»), «Я-социальное» (зеркальное «Я»), «Я-идеальное» и «Я-негативное». Именно внутренние содержания образов «Я» верующего и их взаимодействия друг с другом, формируют динамические характеристики его Я-концепции. Если расхождение между «Я-идеальпым» и «Я-социальным», с одной стороны, и «Я-реальным» — с другой, принимает критический уровень, то возникает конфликт образов «Я». Верующий стремится преодолеть пли смягчить возникающий диссонанс между этими структурами Я-копцепции, для чего использует различные стратегии и защиты, начиная от реального изменения своих действий и поступков, заканчивая изменением своих образов «Я».

5. Динамика образов «Я» обусловлена противоречивостью и сложностью социального бытия личности, где человек постоянно сталкивается с несовпадением целей и обстоятельств деятельности, с мотивами этой деятельности. В результате критического несоответствия «Я-идеальпого» и «Я-реального», когда «Я-реальпое» сближается по своим характеристикам с «Я-негативным», формируется состояние когнитивно — ценностного диссонанса. Это подкрепляется негативными оценками и ожиданиями других людей, обобщенными в «Я-социальном», воплощающем реальные и предвосхищаемые отношения других людей к верующему. Это несоответствие есть результат формирования конфликтных личностных смыслов, что являе тся отражением реальных действий и поступков верующего в религиозной среде по отношению к религиозным объектам, явлениям, процессам, ценностям религии, к Богу, другим людям и т. д. Конфликтный смысл «Я» формируется как несоответствие свойств, характеристик, мотивов и целей личности религиозным целям, ориентирам и мотивации, что возникает в результате реального (или воображаемого) поступка, не соответствующего нормативным религиозным представлениям. Переживания конфликтного смысла «Я» формирует стремление личности к достижению соответствия представлений о себе, сложившимся позитивным представлениям о человеке, сформированным из идеализированных образов человека данной религии и соответствующих образцов, стереотипов и эталонов поведения и их оценок (когнитивный, деятельпостный и аффективный компоненты религиозности). В стремлении достичь личностной согласованности (состояние когнитивноценностного консонанса) верующий либо через корректировку своего поведения и деятельности, либо посредством изменения ценностно-смысловой сферы разрешает внутренний конфликт. В результате острых переживаний личностных конфликтов, в результате активности самосознания происходит переосмысление личностью опыта своих взаимодействий с реальностью. В этих процессах верующий достигает более полной личностной идентичности и интеграции самоосозпания. Но развитие получает и социальная идентичность, поскольку личность приобретает внутренние возможности для осуществления социальных действий в соответствии с религиозными ценностными орпентациями.

6. Религия, выступая в качестве одной из форм и способов формирования самосознания Я-концепции человека, является основанием развития субъектности религиозной личности. Выполняя регулятивные функции па социальном и личностном уровнях, она обеспечивает способность религиозного субъекта к формированию отношений «Я — мир», «Я — Другой» и.

Я — Я". В этом и реализуется субъектность верующего, когда верующий осуществляет себя как субъекта собственных действий и активности (интеллектуальной, духовной, практической), осознающего себя относительно религиозной мировоззренческой системы, достигающего более высокого уровня тождествергности самому себе и этой системе ориснтаций. Верующий осознает себя как носителя религиозного мировоззрения, переживает себя как субъекта, обладающего совокупностью свойств, качеств и характеристик, необходимых для взаимодействия с миром, окружающими людьми, сакральными силами и религиозными персонажами.

7. Проведенное исследование позволяет заключить, что формирование самосознания и Я-концепции верующего происходит в процессе специфического взаимодействия его личностной системы смыслов с системой религиозных символов. Можно утверждать, что религиозные символы репрезентируют в себе религиозные смыслы и значения. Система религиозных символов — это система кодов, которые расшифровываются посредством специфического самоотношения религиозной личности, через восприятие себя как религиозного субъекта. Это обеспечивается ее религиозностью, включающей и символические образы человека конкретной религии. Интериоризированные референтные образы человека, как элементы символической системы религии, через специфические взаимодействия с системой смыслов личности верующего становятся структурными элементами его личностной регуляции. Посредством этого смысловая система личности верующего, будучи сформированной как система отношений к значимым обт>ектам и явлениям, носящим религиозный характер, включает в собственную смысловую матрицу основную схему религиозной системы -«резюме» религии. Тем самым личностные смыслы имеют внутреннюю основу и способность к восприятию репрезентируемого символом религиозного содержания, как знакомого, значимого, зачастую необходимого. С помощью этого формируется специфичная для религиозного сознания картина мира, где религиозные символы выступают ориентирами, обеспечивающими направленность личности. Личность обретает и совокупность представлений о самой себе, и совокупность представлений о мире (мировоззрение), что обеспечивает устойчивость и укорененность человека в мире. Именно таким образом интегрирующая функция религии па уровне социума формирует социальную сплоченность и солидарность, а на личностном уровне определяет субъектность личности, в основании которой лежит Я-концепция религиозной личности. Тем самым можно полагать, что религия создает необходимые условия для целостного, продуктивного существования социальной общности и отдельной личности, когда реалии внутреннего и внешнего бытия требуют упорядоченности и согласованности. В этом единстве, сформированном вокруг идеи, символа, ритуала, как форм и способов организации личностных и общественных смыслов, определенным образом разрешаются внутренние и внешние противоречия человеческого существования.

Основываясь па полученных результатах и подводя итоги проделанной работы, мы можем дать следующее определение объекту данного исследования: Я-конценция религиозной личности — это совокупность дифференцированных представлении верующего о самом себе, сформированных в результате ин герпоризации образов человека п соответствующих им форм, способов, стереотипов поведения и деятельности, выработанных и транслируемых религией. Это психологический механизм, создающий внутреннюю согласованность и относительную устойчивость действий и поведения верующего, на основе которого он строит свое взаимодействие с окружающим миром, другими людьми и религиозными персонажами.

Перспективы дальнейших исследований в данной области знаний о религиозной личности таковы:

1. Дальнейшее углубленное осмысление соотношения религиозных установок, мотивов, ценностей и Я-концепции личности верующего.

2. Более детальный анализ роли личностных конфликтов в динамике Я-концегщнн верующего.

3. Изучение связи Я-концепции религиозного индивида с такими его характеристиками как характер, темперамент, волевые, мыслительные и эмоциональные процессы.

4. Исследования в области антропологии религии с целью реконструкции п описания религиозных образов человека, становящихся материалом для формирования образов «Я» верующего и анализ специфической трансформации этих обобщенных образов в процессе присвоения их личностью.

5. Проверка и практическое применение разрабатываемой в данном исследовании концепции при анализе произведений религиозных авторов, представленных в форме исповеди и самоанализа (к примеру «Исповедь» Августина Аврелия, JI.H. Толстого и др.), а также при исследованиях жизнеописаний святых, пророков, религиозных авторитетов и т. п.

6. Использование теоретических и методологических достижений данной работы в практических исследованиях сознания, самосознания и Яконцепции религиозной личности.

Проблематика дальнейших исследований религиозной личности, ее самосознания и Я-концепции не исчерпывается перечисленными аспектами, тем не менее, именно они могут составить ядро будущих исследовательских проектов в данной области знаний. Важно отметить, что путь исследователя определяется самой спецификой изучаемых феноменов, а это во многом проистекает из того, что «из всех проблем, которые ставит перед человеческой мыслью вселенная, самой трудной оказалась та, которая касается собственной. природы мысли, сознания, вообще психического. Вопрос о природе Психического и месте его в связи явлений испокон веков и по сегодняшний день — главное средоточие борьбы мировоззрений. В силу сложности психических явлений решение этой проблемы потребовало тысячелетних усилий человеческой мысли» ~. Многогранность и, возможно,.

204 Рубинштейн СЛ. Бытие и сознание // Избранные философско — психологические труды. Основы онтологии, логики и психологии. М., 1997. С. 205. принципиальная непознаваемость и безответность вопроса «что есть человек?», с одной стороны, налагают на исследовательский путь серьезные ограничения, с другой — дают определенную свободу, свободу, которая сродни неизвестности и неопределенности, поскольку «личность развивается в течение всей жизни человека из темных или даже вовсе необъяснимых задатков, и только наши дела покажут, кто мы есть. Мы как солнце, которое питает жизнь земли и производит всякого рода прекрасное, диковинное и дурноемы как матери, которые носят во чреве еще неизведанное счастье и страдание. Мы не знаем наперед, какие дела и злодеяния, какая судьба, какое добро и зло содержатся в наси только осень покажет, что было зачато.

205 весноюлишь вечером станет ясно, что началось утром".

205 Юнг. К. Г. О становлении личности И Психология бессознательного. М., 2001. С 379.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абеляр Пьер. История моих бедствий. — М.: Республика, 1992. — 335 с.
  2. Абулъханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. — М.: Наука, 1980.-336 с.
  3. Абулъханова-Славская К.А. О субъекте психической деятельности. — М.: Наука, 1973.-288 с.
  4. Абулъханова-Славская К. А. Стратегия жизни. — М.: Мысль, 1991.-301 с.
  5. Абулъханова-Славская К.А., Брушлинский А. В. Философско — психологическая концепция СЛ. Рубинштейна: К 100-летию со дня рождения. М.: Наука, 1989. — 243 с.
  6. Абулъханова-Славская К.А., Гордиенко Е. В. Представления личности об отношениях к ней значимых других // Психологический журнал. 2001. Т. 22. №.5. С. 38−47.
  7. Августин Аврелий. Исповедь. -М.: Республика, 1992. —335 с.
  8. B.C. Становление Я — концепции в управленческой деятельности руководителя. Дисс. .доктора психол. наук. М., 1999. — 495 с.
  9. B.C. Структура Я концепции // Психология Я — концепции: возрастные особенности развития. Хрестоматия. Часть 2. / Сост. Иващенко А. В., Агапов B.C., Барышникова И. В. — М.: МГСА, 2002. С. 104 — 128.
  10. B.C. Межгрупповое взаимодействие: социально -психологические проблемы. М.: Изд — во МГУ, 1990. — 240 с.
  11. А. Практика и теория индивидуальной психологии. Сб. работ. -М.: Фонд «За экономическую грамотность», 1995. — 296 с.
  12. .Г. Человек как предмет познания. — М.: Наука, 2000. 351 с.
  13. Г. М. Социальная психология. М.: Аспект Пресс, 1998. -376 с.
  14. Н.П. Эволюция религиозного сознания. Л.: Лениздат, 1974.- 171 с.
  15. Н. П. Лопаткин Р. А. Павлюк В. В. Особенности современного религиозного сознания. — М.: 1966. — 247 с.
  16. Н.В. Проблема личностной идентичности в интерпретации современного психоанализа, интеракционизма и когнитивной психологии// Вопросы Психологии. 1996. № 1. С. 131−143.
  17. КМ. Обращение С. Л. Франка // Религиоведение. 2002. № 4.
  18. Е.И. Религиоведение (Введение в основные концепции и термины): Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. -М.: Академический проект, 2004. — 320 с.
  19. Е.Ю. Основы психологии субъективной семантики. М.: Наука, 1999.-352 с.
  20. А. Г. Психология личности: культурно историческое понимание развития человека. — М.: Смысл: Издательский центр «Академия», 2007. — 528 с.
  21. . Внутренний опыт. СПб.: АХЮМА- Мифрил, 1997. — 336 с.
  22. JT.M. Очерки о культурно-исторических основаниях и пределах личного самосознания: Августин. Абеляр. Петрарка. Лореицо Великолепный. Макиавелли. М.: Изд — во РГГУ, 2000. — 1005 с.
  23. JI.M. " Не мечтайте о себе": О культурно историческом смысле «Я» в «Исповеди» Августина. — М.: Изд — во РГГУ, 1993. — 77 с.
  24. М.М. Эстетика словесного творчества. — М.: Искусство, 1986. — 445 с.
  25. В. Г. Пушкарева Н.П. Конфессиональный аспект социализации индивида, проблема трансляции религиозных ценностей и толерантности в межпоколеппых отношениях (обзор работ зарубежных исследователей) // Религиоведение. 2002. № 2.
  26. В.Г. Экзальтация и/или рациональность: религиозная социализация глазами автобиографа XVII—XX вв. // Религиоведение. 2003. № 2−3.
  27. Е.П. Временные аспекты Я — концепции // Мир психологии. 1999. № 3. С. 40−46.
  28. Е.П., Тихомаидршкая О. Л. Социальная психология личности. Учебное пособие для вузов. М.: Аспект Пресс, 2001. — 300 с.
  29. Е.П. Я — концепция как результат социального развития личности // Психология Я — концепции: возрастные особенности развития. Хрестоматия. Часть 2. / Сост. Иващенко А. В., Агапов B.C., Барышникова КВ. М.: МГСА, 2002. С. 78 — 82.
  30. Н. Рассказы в изгнании. М.: Изд — во им. Сабашниковых, 1994.
  31. П., Лукмаи Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. — М.: Медиум, 1995. — 322 с.
  32. Р. Развитие Я концепции и воспитание. — М.: Прогресс, 1986. — 420 с.
  33. Т.Н. Пространственно временные особенности мысленных образов и их связь с особенностями личности // Психологический Журнал. 1998. Т. 19. № 4. с. 13−26.
  34. Л. Бытие-в-мире. М.: «Рефл-бук», 1999. — 336 с.
  35. Большой психологический словарь. Под ред. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. 3-е изд., доп. и переработ. — СПб.: Прайм — ЕВРОЗПАК, 2006.-627 с.
  36. Ю.Ф. Структура религиозного сознания. М.: Мысль, 1971. — 176 с.
  37. Боуэн М. В-Б. Духовность и личностно-ориентированный подход. // Вопросы психологии. 1992. № 3 4. С. 24−33.
  38. . Б. С. Начала христианской психологии. Учебное пособие для вузов. М.: Паука, 1995.-233.
  39. B.C. Двойное бытие души и возможность христианской психологии. // Вопросы психологии. 1998. № 4. С. 71 79.
  40. М. Два образа веры. М.: Республика, 1995. — 464 с.
  41. С.И. Народное хозяйство и религиозная личность. // Булгаков С. Н. Сочинения в 2-х т. Т. 2. М.: Наука. 1993.
  42. М. Протестантская этика и дух капитализма // Вебер М. Избранное. Образ общества. М.: Юрист, 1994. — 704 с.
  43. М. Основные социологические понятия // Вебер М. Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990. — 808 с.
  44. М. Социология религии // Вебер М. Избранное. Образ общества. М.: Юрист, 1994. — 704 с.
  45. М. Теория ступеней и направлений религиозного неприятия мира // Вебер М. Избранное. Образ общества. М.: Юрист, 1994. — 704 с.
  46. М. Хозяйственная этика мировых религий // Вебер М. Избранное. Образ общества. М.: Юрист, 1994. — 704 с.
  47. К. Философская антропология. — М.: Христианская Россия, 2000.-411 с.
  48. Ф. Е. Психология переживания. Анализ преодоления критических переживаний. — М.: Изд-во МГУ, 1984. — 200 с.
  49. Ф. Е. Структура образа // Вопросы психологии. 1993. № 5. С. 5−19.
  50. Введение в общее религиоведение: Учебник / Под ред. проф. И. Н. Яблокова. -М.: КД «Университет», 2001. 576 с.
  51. М. И. Трофимов А. Возвращение к себе: Психология, символ, культура. М., 1995.
  52. В. Я Онтология личности. — Иваново.: Изд — во ИГУ, 2001. -378 с.
  53. JI.C. Психология. М.: ЭКСМО — Пресс, 2000. — 1008 с. г
  54. Н.К. Самопознание как таинство. Заметки о русской религиозной антропологии // Вопросы философии. 1996. № 5. С. 140 — 162.
  55. Гарадэ/са В. И. Социология религии: Учебное пособие. М.: Аспект -Пресс, 1996.-239 с.
  56. Э.А. Психология прощения // Вопросы психологии. 1999. № 4. С. 93- 104.
  57. Г. Избранные произведения. М.: Панорама, 1995.
  58. Г. Нарцисс и Гольдмунд. — СПб.: Кристалл, 2001.
  59. Г. Сиддхартха: Индийская повесть. — СПБ.: Азбука классика, 2004.
  60. Е.А., Кроник А. А. Психологическое время личности. — Киев: Наукова думка, 1984. -208 с.
  61. С. За пределами мозга: Рождение, смерть и трапецепденция в психиатрии. М.: Центр «Соцветие», 1992. — 336 с.
  62. С. Путешествие в поисках себя: Измерения сознания. Новые перспективы в психотерапии и исследовании внутреннего мира. М.: Изд — во Трансперсонального ин-та, 2001. — 342 с.
  63. Гудим-Левкович Г. Е. Религиозная идентичность и представления об идеальном духовном человеке, смысле жизни и жизненном успехе личности (теоретические и эмпирические аспекты психологического исследования) // Религиоведение. 2003. № 1.
  64. А.И. Религиозность: тенденции и особенности проявления (социально-психологический анализ). Воронеж, 1994.
  65. У. Воля к вере. М.: Республика, 1997. — 431 с.
  66. Дэ/семс У. Многообразие религиозного опыта. — СПб.: Андреев и сыновья, 1992.-419 с.
  67. У. Научные основы психологии. Мн.: Харвест, 2003. — 528 с.
  68. Дэ/семс У. Прагматизм // Воля к вере. М.: Республика, 1997. — 431 с.
  69. О.Г. Проблемы нравственности. М.: Наука, 1977.- 333 с.
  70. Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение. М.: Канон + РООИ «Реабилитация», 2006. — 352 с.
  71. Е., Лобовик Б., Танчер В. Современный верующий. М.: 1970.- 176 с.
  72. Э. Элементарные формы религиозной жизни. Тотемическая система Австралии // Религиоведение. Хрестоматия. Сост. и общ. редакция А. Н. Красникова. М.: Книжный дом «Университет»", 2000. С. 490−542.
  73. Ю.М. Психология и религия. СПб.: Алетейя, 2002. — 384 с.
  74. Г. Религия. Социально психологический этюд // Избранное. Т. 1. Философия культуры. — М.: Юрист, 1996. — 671 с.
  75. В.П. Миры сознания и структура сознания // Вопросы психологии. 1991. № 2. С. 15 -37.
  76. В.В. Духовность человека в свете психологического знания и религиозной веры // Вопросы психологии. 1998. № 3. С. 104 -114.
  77. В. Буржуа. Евреи и хозяйственная жизнь. — М.: Айрис — пресс, 2004. 624 с.
  78. А. В., Агапов В. С., Барышникова И. В. Я концепция личности в отечественной психологии. — М.: МГСА, 2000. — 154 с.
  79. И. А. Аксиомы религиозного опыта. — М.: Рарогъ, 1993. 448 с.
  80. Ф. Н. Религиозное сознание и поведение // Социологические исследования. 1987. № 3. С. 52−55.
  81. История религии. В 2-х тт. Учебник / Коллектив авторов. Под. общ. ред. проф. И. Н. Яблокова. М.: Высшая школа, 2002. — 639 + 463 с.
  82. История философии: Учебник для вузов / Под ред. В. В. Васильева, А. А. Кротова и Д. В. Бугая. М., Академический проект, 2005. — 680 с.
  83. И. Сочинения в 6 т. М., 1996.
  84. О.А. Социология символа. -М.: Academia, 2004. 352 с.
  85. О. А. Особенности религиозной среды современной Америки: Опыт социологического анализа // Журнал социологии и социальной антропологии. 2002. Т. V. № 4. С. 85 99.
  86. Э. Философия символических форм. В 3 х т. — М. — СПб.: Университетская книга, 2002.
  87. Э. Сущность и действие символического понятия // Избранное: Индивид и космос. -М. СПб.: Университетская книга 2000.
  88. И. П. Личность как система конструктов. Некоторые вопросы психологические теории Дж. Келли // Системные исследования. Ежегодник. М., 1976. С. 128- 146.
  89. В.И. Религиозное отчуждение. Свердловск: Изд во Урал. Ун-та, 1987.
  90. В.И. Роль личности в истории религии. Екатеринбург, 1993.
  91. Кон И. С. В поисках себя: Личность и ее самосознание. М.: Политиздат, 1984. — 335 с.
  92. Кон И. С. Открытие «Я». М.: Политиздат, 1978.-367с.
  93. Кон И. С. Категория «Я» в психологии // Психологический Журнал. 1981. Т.2. № 3. С. 25−36.
  94. Кон И. С. Постоянство и изменчивость личности // Психологический журнал. 1987. Т.8. № 4.
  95. М. Культурно историческая психология: наука будущего. — М.: «Когито — Центр», Изд — во «Институт психологии РАН», 1997. — 432 с.
  96. А.Н. Методология классического религиоведения. -Благовещенск: Библиотека журнала «Религиоведение», 2004. 148 с.
  97. А.Н. Методология современного неотомизма. М.: Изд — во МГУ, 1993.-80 с.
  98. Е.А. Традиционная и нетрадиционная религиозность: опыт социологического изучения // Социологические исследования. 1990. № 5. С. 95 103.
  99. В.Г. Герменевтика и гуманитарное познание. — М.: Изд-во МГУ, 1991.- 192 с.
  100. В.Н. Немецкая классическая философия. М.: Высшая школа, 2003.-438 с.
  101. Кули Ч.-Х. Человеческая природа и социальный порядок. М.: Идея-Пресс, Дом интеллектуальной книги, 2000. — 320 с.
  102. С.А. Я концепция в зарубежной психологии. — М., 2003.103 .Куненков С. А. Развитие позитивной самооценки в структуре Я -концепции современных подростков. Дисс.. канд. психол. паук. М., 2004.
  103. . И. Эмоции и религия. Киев: Политиздат, 1987. — 166 с.
  104. Ле Грофф Ж. Цивилизация средневекового запада. — Екатеринбург: У-Фактория, 2005. 560 с.
  105. В.И. Познание личности. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. — 352 с.
  106. В.И. Психология и психопатология одиночества и групповой изоляции. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. — 407 с.
  107. Леви-Брюлъ Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении. М.: Педагогика — Пресс, 1999. — 608 с.
  108. Леви-Строс К. Мифологики. В 4 — х тт. Т. 1. Сырое и приготовленное. М.- СПб.: Университетская книга, 1999. — 406 с.
  109. Леви-Строс К. Путь масок. — М.: Республика, 2000. 399 с.
  110. Леви-Строс К. Структурная антропология. — М.: Наука, Глав. ред. вост. лит-ры, 1985. — 536 с.
  111. Лет Р. Расколотое «Я». СПб.: Белый Кролик, 1995. — 352 с.
  112. А. Н.■- Деятельность. Сознание. Личность. — М.: Смысл- Издательский центр «Академия», 2004. — 352 с.
  113. Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. М.: Смысл, 2003. — 487 с.
  114. Д.А. Личность: человек в мире и мир человека // Вопросы психологии. 1989. № 3. С. 11 21.
  115. Д. А. От социальных ценностей к личностным: социогенез и феноменология ценностной регуляции деятельности // Весгн. Моск. Унта. Сер. 14, Психология. 1996. № 4. С. 35 44.
  116. Д.А. Ценность как междисциплинарное понятие: опыт многомерной реконструкции // Вопросы Философии. 1996. № 4. С. 15 — 26.
  117. Личность: определение и описание. Вопросы психологии. 1992. № 3 — 4. С. 34−42.
  118. А. Ф. Философия. Мифология. Культура. М.: Политиздат, 1991.-525 с.
  119. Ю.М. Культура и взрыв. М., 1992.
  120. С. В. Психологическая антропология: история, современное состояние, перспективы. — М.: Академический проект- Екатеринбург: Деловая книга, 2003. — 623 с.
  121. . Магия, наука и религия. М.: REFL — book, 1998. -304 с.
  122. Марк Аврелий. Наедине с собой. Киев: Collegium Artium Ing, Ltd- Черкассы: РИД «Реал», 1993.- 147 с.
  123. Марсель Мосс. Социальные функции священного / Избранные произведения. СПб.: «Евразия», 2000. — 448 с.
  124. А. Дальние пределы человеческой психики. СПб.: Изд. группа Евразия, 1997. — 430 с.
  125. А. Мотивация и личность. СПб.: Питер, 2006. — 352 с.
  126. А. Психология бытия. М.: Рефл — бук- К.: Ваклср, 1997. — 304 с.
  127. К. Экономичсско-философские рукописи 1844 года // Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. — 2-е изд. — М.: Политиздат, 1974. — Т.42. — С. 41 175.
  128. К., Энгельс Ф. Избранные произведения. В 3-х томах. — М.: Политиздат, 1979.- 640+547+643 с.
  129. JI. В. Я — концепция и защитные механизмы психики:
  130. Учеб. пособие. Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2000. — 30 с. 3. Мертон Р. Социальная теория и социальная структура. — М.: ACT- ACT МОСКВА- ХРАНИТЕЛЬ, 2006. — 873 с.
  131. Мечковская Н Б, Язык и религия: лекции по филологии и истории религии. -М.: Агентство «ФАИР», 1998. 352 с.
  132. Мец И. Б. Будущее христианства // Вопросы философии. 1990. № 9. С. 83−131.
  133. Мирбо Октав. Аббат Жюль. М., 1929.
  134. JI.H. Философия религии. М., 1992.
  135. В. И. Парадигмы сознания и структура опыта. // Логос. 1992. № 3. С. 7−36.
  136. М. Ф. Введение в науку о религии: Четыре лекции, прочитанные в Лондонском Королевском институте в феврале — марте 1870 г. / Под ред. А. Н. Красникова. М.: Книжный дом «Университет" — Высшая школа, 2002. — 264 с.
  137. Налчадэ1сян А. А. Социально-психологическая адаптация личности: (Формы, механизмы и стратегия). Ереван: Изд-во АН АрмССР, 1988. — 262 с.
  138. МайерсД. Социальная психология. СПб.: Питер, 2000. — 688 с.
  139. К. И. Критика антропологического обоснования религии. — М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1989. 192 с.
  140. К. И. Религиозен ли человек по природе. Знание. М., 1990.
  141. К. И. Современная христианская антропология (опыт философского критического анализа) Изд-во Моск. Ун-та. 1983.
  142. Новейший философский словарь / Под ред. А. А. Грибанова. — Ми.: Изд. В. М. Скакун. 1998.- 896 с.
  143. А. Г. К проблеме соотношения образа и самосознания. Вопросы психологии. 1992. № 1. С. 129— 137.
  144. В. И. Психология веры. Л.: Лениздат, 1970. — 68 с.
  145. Г. Становление личности: Избранные труды. — М.: Смысл, 2002.-426 с.
  146. А.Б. Психология личности и сущность человека: Парадигмы, проекции, практика. М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 272 с.
  147. А. Б. Личность и сущность: внешнее и внутренне Я человека // Вопросы психологии. 1995. № 2. С 5 19.
  148. В.Н., Ваннер К. Особенности психологии евангельских христиан баптистов // Вопросы психологии. 2004. № 5. С. 72 — 87.
  149. Т. О социальных системах. — М.: Академический проект, 2002. 832 с.
  150. Т. О структуре социального действия. М.: Академический проект, 2000. — 800 с.
  151. Т. Система современных обществ. М.: Аспект Пресс, 1998. -270 с.
  152. С.Р. Самоотношеиие как эмоционально-оценочная система М.: Изд-во МГУ, 1991.- 108 с.
  153. Пнем аник М. Г. Индивидуальная религиозность и ее преодоление. М.: Мысль, 1984.-205 с.
  154. М. Г. Личность и религия. М.: 1976.
  155. В. Психология религии. — М.: 1967.
  156. М.А. О психологии религии. М.: 1969.
  157. М.А. Критика психологической апологии религии. М.: Мысль, 1972. -261 с.
  158. М.А. Фрейдизм и религия. М.: Наука. 1985. — 200 с.
  159. Проблема человека в западной философии. Сб. научных работ. Сост. П. С. Гуревич. -М.: Прогресс, 1988. 552 с.
  160. Психология личности: Тексты / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер. М.: Изд — во Моск. Ун-та, 1992.
  161. Психология личности: Хрестоматия. В 2-х т. / Под ред. Д. Я. Райгородского. Самара: Издательский дом «БАХРАХ — М», 2000. — 448 + 544 с.
  162. Психология личности: Словарь справочник / Под ред. 77.77. Горностая, Т. М. Тишаренко. Киев: Рута, 2001. — 320 с.
  163. Психология религиозности и мистицизма: Хрестоматия / Сост. К. В. Селъченок. Мн.: ХАРВЕСТ, 2001.- 544 с.
  164. Психология самосознания: Хрестоматия / Под ред. Д. Я. Райгородского. Самара: Издательский дом «БАХРАХ — М», 2003. — 672 с.
  165. Психология человека от рождения до смерти. Психологический атлас человека / Под ред. А. А. Реаиа. СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2007. — 651 с.
  166. Психология Я — концепции: методология, теория, структура. Хрестоматия. В 2-х частях / Сост. А. В. Иващенко, B.C. Агапов, И. В. Барышникова. М.: МГСА, 2002. — 230 + 271 с.
  167. Религиоведение: Энциклопедически словарь / Сост. и общ. редакция А. П. Забияко, А. И. Красникова, Е. С. Элбакян. — М.: Академический Проект, 2006. 1256 с.
  168. Религиоведение. Хрестоматия / Сост. и общ. редакция А. Н. Красникова. — М.: Книжный дом «Университет», 2000. — 800 с.
  169. Религия и общество: Хрестоматия по социологии религии / Сост. В. И. Гарадлса, ЕД. Руткевич. М.: Аспект Пресс, 1996. — 775 с.
  170. Рикёр 77. Конфликт интерпретаций. Очерки о герменевтике. — М.: «КАКОЙ пресс — Ц" — «Кучково поле», 2002. — 624 с.
  171. Родлсерс Карл Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека. -М.: Издательская группа «Прогресс», 2001. — 480 с.
  172. ИЪ.Розин В. М. Семиотические исследования. М.: ПЕР СЭ- СПб.: Университетская книга, 2001. — 256 с.
  173. А.И. Психологические аспекты религиозного удвоения мира // Вопросы философии. 1987. № 2. С. 118 126.
  174. С.Л. Избранные философско-психологические труды. Основы онтологии, логики и психологии. — М.: Наука, 1997. 463 с.
  175. С.Л. Бытие и сознание. Человек и мир. — СПб.: Питер, 2003.-512 с.
  176. С.Л. Основы психологии. — СПб.: Питер, 2006. — 713 с.
  177. Руссо Ж.-Ж. Исповедь. М: «Захаров», 2004. — 704 с. 19. Рэдюшфф-Браун А. Н. Структура и функция в примитивном обществе.
  178. Л.В. Значение образов и символов загробного мира в контексте становления личности // Религиоведение. 2006. № 1.
  179. Р. Мадди. Теории личности: сравнительный анализ. СПб.: Изд — во «Речь», 2002. — 599 с.
  180. Самосознание и защитные механизмы личности. Хрестоматия / Под ред. Д. Я. Райгородского. Самара: Издательский дом «БАХРАХ — М», 2000. — 656 с.
  181. С.И., Нечыпуренко В. Н., Полонская И. Н. Религиоведение: социология и психология религии. Ростов н/Д: Феникс, 1996. — 672с.
  182. Н.И. Личность и ее взаимодействие в социальной среде. Тбилиси: «Мецниереба», 1989. — 288 с.
  183. КМ. Проблема символа в современной философии. — Ереван: Изд-во АН Арм. ССР, 1980. -226 с.
  184. Ю. Ю. Воцерковленность и суеверное поведение жителей Ярославской области. // Социологические исследования. 2005. № 3. С. 96 107.
  185. Ю. Ю. Динамика процесса воцерковления православных // Социологические исследования. 2005. № 11. С. 89 97.
  186. А. Н. Некоторые особенности генезиса и структуры индивидуального сознания. // Российский менталитет: психология личности, сознание, социальные представления. -М., 1996. С. 49—58.
  187. В. И. Психологические проблемы становления внутреннего мира человека // Вопросы психологии. 1986. № 6. С. 14−23.
  188. Е. Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности. -М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1989. 216 с.
  189. В.В. Самосознание человека. — М.: Изд-во Моск. Ун-га 1983. — 284 с.
  190. Сумерки Богов / Сост. и общ. редакция А. А. Яковлева. — М.: Политиздат, 1989. 398 с.
  191. Д. К. Антропологический подход в социологии. Монография. — 2-е изд. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2006. 264 с.
  192. В. Символ и ритуал. М.: Наука, 1993. — 340 с.
  193. П. Избранное: Теология культуры. —М.: Юрист, 1995. — 479 с.
  194. Ю. В. Психологические особенности проявления самосознания детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста (5−8 лет) из воцерковленных православных семей // Журнал прикладной психологии. 2001. № 3. С. 18 — 24.
  195. С.А. Религия в истории народов мира. — М.: Республика, 2005. 543 с.
  196. В. Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ: Исследования в области мифопоэтического: Избранное. М.: Издательская группа «Прогресс» -«Культура», 1995. — 624 с.
  197. Е.А. Религии мира: Опыт запредельного. Психотехника и трансперсональные состояния. — СПб.: «Петербургское Востоковедение», 2000. 384 с. 201 .Тойнби А. Длс. Постижение истории. Избранное. — М.: Айрис-пресс, 2006. 640 с.
  198. Д.М. Психология религии. -М.: Политиздат, 1986. — 352 с.
  199. М.С. Архитектоника исповедального слова. СПб.: Алетейя, 1998.-245 с.
  200. .А. Избранные труды. В 2-х тт. Т. 1. Семиотика истории. Семиотика культуры. М.: Школа «Языки русской культуры», 1996. — 608 с.
  201. Л. Теория когнитивного диссонанса. СПб.: «Речь», 2000. -320 с.
  202. Д., Фрейджер Р. Личность. Теории, упражнения, эксперименты. СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2004. — 608 с.
  203. Л. Сущность христианства. — М.: «Мысль», 1965. — 414 с.
  204. С. Л. Душа человека: Опыт введения в философскую психологию // Франк С. Л. Предмет знания. Душа человека. -Мн.: «Харвест" — М.: «ACT», 2000, С. 631 990.
  205. В. Человек в поисках смысла: Сб. работ. — М.: Прогресс, 1990. -368 с.
  206. В. Неизведанное Я. М.: Прогресс, 1998. — 246 с.
  207. Фрейд 3. Будущее одной иллюзии // Психоанализ. Религия. Культура. М.: Ренессанс, 1992. С. 17 — 65.
  208. Фрейд 3. Введение в психоанализ: лекции. М.: Современный гуманитарный университет, 2000. — 669 с.
  209. Фрейд 3. Тогем и табу. М.: Олимп- ООО «Издательство ACT-ЛТД», 1997.-448 с.
  210. Фрейд 3. Психология масс и анализ человеческого Я // Тогем и табу. — М.: Олимп- ООО «Издательство ACT-ЛТД», 1997. С. 279 349.
  211. Фрейд 3. Человек Моисей и монотеистическая религия // Психоанализ. Религия. Культура. -М.: Ренессанс, 1992. С. 135 —257.
  212. Э. Бегство от свободы. Человек для себя. — Мп.: ООО «Попурри», 2000. 672 с.
  213. Э. Величие и ограниченность теории Фрейда. М.: ООО «Фирма «Издательство ACT», 2000. — 448 с.
  214. Э. Здоровое общество // Психоанализ и культура: Избранные труды Карен Хорни и Эриха Фромма. М.: Юрист, 1995. С. 273 — 565.
  215. Э. Иметь или быть // Э. Фромм. Величие и ограниченность теории Фрейда. М.: ООО «Фирма «Издательство ACT», 2000. С. 185 -204.
  216. Э. Психоанализ и религия // Сумерки богов. М.: Политиздат, 1989. С. 143−222.
  217. К. Наши внутренние конфликты // Психоанализ и культура: Избранные труды Карен Хорни и Эриха Фромма. М.: Юрист, 1995. С. 7 — 190.
  218. К. Невротическая личность нашего времени. — СПб.: Питер, 2002. 224 с.
  219. А. Н. Философия древнего мира. Учеб. для вузов. М. Высшая школа, 2001. — 703 с.
  220. Человек. Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. Древний мир эпоха Просвещения / Сост. 77. С. Гуревич. — М.: Политиздат, 1991. — 462 с.
  221. Человек. Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. XIX век / Сост. П. С. Гуревич. М.: Республика, 1995. — 528 с.
  222. Человек. Философско-эциклопедичсский словарь / Под общ. ред. акад. И. П. Фролова. М.: Наука, 2000. — 512 с.
  223. Т. Социальная психология. М., 1969.
  224. А. Мир как воля и представление. Мп.: Харвест, 2007. -848 с.
  225. Шюц А. Избранное: Мир, светящийся смыслом. — М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2004. 1056 с.
  226. Эванс-Притчард Э. Теории примитивной религии. М.: ОГИ, 2004. — 142 с.
  227. Экзистенциальная психология. Сб. работ / Под ред. Ролло Мея. М.: Апрель Пресс, ЭКСМО — Пресс, 2001. — 624 с.
  228. Э. Детство и общество. СПб.: ООО «Речь», 2000. — 416 с.
  229. Э. Идентичность: юность и кризис. — М.: Издательская группа «Прогресс», 1996. — 344 с.
  230. Э. Молодой Лютер. М.: «Медиум», 1996. — 505 с.
  231. Эйзенштадт Ш'. Революция и преобразование обществ. Сравнительное изучение цивилизаций. М.: Аспект пресс, 1999. — 416 с.
  232. Юнг К. Г. Архетип и символ. М.: Ренессанс, 1991. — 302 с.
  233. Юнг К.Г. К психопатологии так называемых оккультных феноменов // К. Г. Юнг. Ответ Иову. Сб. работ. М.: ООО «Издательство ACT- «Канон +», 1998. С. 293 -379 с.
  234. Юнг К. Г. Психологические типы. М.: ACT- ACT МОСКВА- ХРАНИТЕЛЬ, 2006. — 761 с.
  235. Юнг К. Г. Ответ Иову. Сб. работ. М.: ООО «Издательство ACT- «Каной +», 1998−384 с.
  236. Юнг К. Г. Психика: структура и динамика. Сб. работ. — М.: ACT- Мн.: Харвест, 2005.-416 с.
  237. Юнг К. Г. Психология бессознательного. Сб. работ. М.: ООО «Издательство ACT- «Канон +», 2001. — 400 с.
  238. И.Н. О научной интерпретации динамики психологических состояний верующих в молитве и покаянии // Вопросы научного атеизма. Вып. 11. М., 1971.
  239. И.Н. Религиоведение: Учебное пособие. Учебный словарь-минимум / Под ред. проф. И. Н. Яблокова. М.: Гардарики, 2004. — 536 с.
  240. И.Н. Социология религии. М., 1979. «
  241. И. Психотерапевтические истории. Сб. работ. М.: Эксмо, 2007. — 1216 с.
  242. И. Шопенгауэр как лекарство. — М.: Эксмо, 2006. 544 с.24%. Ясперс К. Общая психопатология. М.: Практика, 1997. — 1056 с.
  243. К. Смысл и назначение истории. — М.: Республика, 1994. 527 с.
  244. Allport G. The Individual and His Religion. N. Y. Macmillan. 1950.
  245. Berger P.L. Zur Dialektik von Religion und Geseilschaft. Elemente einer soziologischen Theorie. Frankfurt, 1973.
  246. Hall C.S., Lindsey G. Theories of Personality. N. Y., John Wiley and Sons, 1970.
  247. Heider F. The psychology of interpersonal relations. N. Y., 1958.
  248. Mead Y.H. Mind, self and society from the standpoint of a social behaviorist. Chicago. Unit., 1946
  249. Kelly G. The psychology of personal constructs. N. Y., 1955.
  250. Radcliffe-Brown A. R. A Natural Science of Society. Glencoe, IL: Free Press, 1957.
  251. Radcliffe-Brown A. R. Structure and Function in Primitive Society. Cambridge, 1952.
  252. Frankl V. Der unbewupte Gott. Wien, 1948.
  253. Fes tinger L. Conflict, decision and dissonance. Stanford, 1967.
Заполнить форму текущей работой