Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Роль семьи в формировании трудовых умений у младших школьников

КурсоваяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Ценно то, что ребенок очень рано начинает понимать, что он трудится для других, делает нечто приятное близким и любимым людям. В этом состоит особенность мотивации детского труда в семье. Начиная уже с 3−4 лет у ребенка дома должны быть постоянные обязанности. Обязанности детей младшего школьного возраста более расширены: они могут ухаживать за своей одеждой, обувью, убирать постель, участвовать… Читать ещё >

Роль семьи в формировании трудовых умений у младших школьников (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

  • Введение
    • 1. Теоретические основы трудовой деятельности как средства воспитания
      • 1.1 Задачи формирования трудовых умений в семье
      • 1.2 Содержание и условия формирования трудовых умений детей младшего школьного возраста в семье
      • 1.3 Формы и методы трудового воспитания в семье
      • 1.4 Система работы по трудовому воспитанию младших школьников
      • 2. Практическая работа по определению методов диагностики развития трудовых умений и навыков
      • 2.1 Выбор и обоснование методов исследования
      • 2.2 Анализ результатов диагностики развития трудовых умений и навыков младших школьников
      • Заключение
      • Список использованной литературы
      • Приложение

Одна из предпосылок здорового душевного развития ребенка заключается в том, чтобы он рос в эмоционально теплом и стабильном окружении, то есть таким окружением должна быть семья. Главное, — какое влияние на формирование трудолюбия оказывает семья, родители.

Следует отметить важность семейного аспекта воспитания трудолюбия, так как основы воспитания трудолюбия у детей закладываются с раннего детства в семье. Семья имеет свои специфические возможности для воспитания детей. Семья призвана с детства преобразовывать естественную активность человека в потребностно и мотивационно обусловленную готовность к трудовой деятельности. Семейное воспитание всегда основывалось на совместной трудовой деятельности родителей и детей, их повседневном общении.

Необходимость привития трудолюбия детям родителями и обуславливает актуальность нашей работы.

Проблема развития процессов трудового воспитания детей в семье до сих пор представляет интерес, как для зарубежных, так и для отечественных исследователей. Изучением способности к обучению занимались такие отечественные ученые, как Б. Г. Ананьев, Н. А. Менчинская, З. И. Калмыкова, А. Я. Иванова, А. К. Маркова, П. Я. Гальперин, Н. Ф. Талызина, Ю. В. Карпов и др.

Цель данного исследования — изучить роль семьи в формировании трудовых умений у младших школьников в условиях семьи.

Объект исследования — процесс формирования трудовых умений у младших школьников.

Предмет исследования — особенности формирования трудовых умений у младших школьников в семье.

Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что трудовое воспитание в семье будет успешным в том случае, если в процессе семейного воспитания родители создадут для развития трудовых умений детей в следующих сферах: самообслуживание; хозяйственно-бытовой труд; труд в природе; ручной труд; учебный (умственный) труд.

Цель и гипотеза исследования определили постановку следующих задач:

— описать основные задачи формирования трудовой деятельности в семье;

— выделить содержание и условия формирования трудовых умений в семье;

— провести отбор диагностических методик уровня развития трудовых умений и навыков у младших школьников;

— определить уровень сформированности трудовых умений у младших школьников.

Выбор методов исследования определился целью, предметом, задачами и научной гипотезой. Это анализ, синтез, систематизация, классификация, а также практическое экспериментальное исследование.

Данная курсовая работа состоит из введения, теоретической части, практической части, заключения и списка использованной литературы.

труд школьник семья воспитание

1. Теоретические основы трудовой деятельности как средства воспитания

1.1 Задачи формирования трудовых умений в семье

Трудовое воспитание — это процесс вовлечения учащихся в разнообразные педагогически организованные виды общественно-полезного труда с целью передачи им производственного опыта, трудовых умений и навыков, развития у них трудолюбия [19, c. 76]. .

Семья — это первый коллектив ребенка, естественная среда его развития, где закладываются основы будущей личности. Семья и школа — два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего. А основой воспитательной работы является союз учителя, родителей и ребенка. Именно в начальной школе очень важен контакт учителей и родителей. Ведь ребенок — это не только объект, но и субъект воспитательного процесса.

Поэтому основные задачи трудовой деятельности в семье следующие [16, c. 23]:

— приобщение к труду через самообслуживание;

— постепенный переход от самообслуживания к труду для других;

— постепенное расширение круга обязанностей, наращивание их сложности;

— тактичный и постоянный контроль качества выполнения трудовых поручений;

— организация обучения выполнению трудовых операций;

— формирование у ребенка уверенности в важности выполнения порученной ему работы;

— учет индивидуальных особенностей и склонностей ребенка при распределении трудовых поручений;

— поощрения прилежного выполнения поручений, проявления самостоятельности и инициативы;

— чередование труда и отдыха, а также различных видов труда в режиме.

Во-вторых, очень важно развитие трудовых умений детей, овладение элементарной культурой труда. В зависимости от возраста у детей формируются культурно-гигиенические умения, связанные с трудом по самообслуживанию, хозяйственно-бытовым трудом, трудом в природе, у старших детей складываются некоторые умения по ручному труду. Именно развитие трудовых умений предполагает овладение элементарной культурой труда, в которую входят: понимание цели действий, правильный отбор материалов и инструментов с умением ими пользоваться, осуществление действий в определенной последовательности, оценка результатов труда.

В-третьих, большое значение имеют ознакомление детей с трудом взрослых, воспитание интереса и уважения к их труду.

Все эти задачи способствуют становлению компонентов трудовой деятельности: формированию мотивов и целей труда, определению объектов и характера труда, правильному отбору инструментов и материалов, становлению трудовой деятельности, умению оценить ее результаты.

Общественно-социальное значение труда детей связано с его воспитательным воздействием на личность. В труде формируются умение сотрудничать с детьми и взрослыми, привычка к трудовым усилиям и доведению дела до конца, настойчивость, самостоятельность, стремление помогать взрослым и детям.

Труд в младшем школьном возрасте имеет большое значение для умственного развития детей: в процессе знакомства с назначениями, свойствами и качествами материалов и инструментов, овладения действиями с ними, планирования последовательности операций развиваются восприятие, представления, различные формы мышления и мыслительные операции. В процессе трудового воспитания расширяются и конкретизируются представления детей о жизни и занятиях людей, о пользе и результатах их труда.

Труд также служит средством физического воспитания детей, поскольку происходит развитие зрительно-двигательной координации, мелкой моторики, совершенствуются движения, их координация и согласованность. Важное значение имеет формирование произвольности движений в процессе трудовых действий. Достижение трудовых целей, их результаты доставляют радость детям, вызывают эмоциональный отклик.

Таким образом, главных задач трудового воспитания детей в семье следует отметить, во-первых, воспитание трудолюбия, потребности в труде, создание психологической и практической готовности к труду. В связи с этим важно формировать мотивацию трудовой деятельности детей, развивать интерес к разным формам труда, помощи старшим.

1.2 Содержание и условия формирования трудовых умений детей младшего школьного возраста в семье Младший школьный возраст (с 6−7 до 9−10 лет) определяется важным внешним обстоятельством в жизни ребенка — поступлением в школу. Поступивший в школу ребенок автоматически занимает совершенно новое место в системе отношений людей: у него появляются постоянные обязанности, связанные с учебной деятельностью [1, c. 123].

Младший школьный возраст обещает ребенку новые достижения в новой сфере человеческой деятельности — учении. В начальной школе ребенок усваивает специальное психофизические и психические действия, которые должны обслуживать письмо, физкультуру, рисование, ручной труд и др. виды учебной деятельности [4, c. 67].

Для детей младшего школьного возраста преобладает тенденция «отвечать ожиданиям других». Готовность отвечать на воздействие других сочетается с необходимостью защищать границы своего психологического пространства, чтобы сохранить свое «Я» — одно из основных противоречий в психологической реальности этого периода, которое разрешается созданием, освоением меры правильности (оправданной, обоснованной, нужной) в регуляции отношений других к «Я» и «Я» к самому себе. Эта ориентация на правильность как соответствие некоторому образцу (поведения, чувства, действия) делает детей этого возрастасензитивными к освоению технологии осуществления правильной, нормальной жизни — они легко и охотно учатся тому, что имеет воплощенный в «хорошем» (правильном) предмете результат, им доставляет явное удовольствие получение результата, соответствующего их представлениям о реальных вещах, которые могут заполнить их психологическое пространство как их личные вещи. Именно в русле разрешения основного противоречия этого возраста через воплощение переживаемой меры правильности в свои возможности по устройству жизни ребенок овладевает важнейшим человеческим качеством — трудолюбием, которое связано с восприятием жизни как осуществимой в соответствии с собственными усилиями по ее организации.

Для младшего школьного возраста также характерна потребность в деятельности, доминантой его отношения к миру является практически-действенная сторона отношений. Именно в это время все трудовые навыки ребенка включаются в его психологическое пространство как устойчивые элементы, организующие его, так как эти навыки связываются с переживаниями целесообразности потраченных усилий, по организации своего «Я». Именно в это время современный ребенок в очень быстром темпе может овладеть многими «взрослыми навыками», связанными с управлением и работой с различными инструментами, приборами, механизмами, машинами (компьютер, автомобиль, электроприборы и др.).

Воспитание положительного отношения к труду и привитие соответствующих навыков возможно только в семейных условиях. Основным педагогическим условием, совершенствующим трудовое воспитание в современной семье, является систематическая трудовая деятельность ребенка дома.

Трудовая деятельность в семье ребенка будет способствовать развитию в самом ребенке, таких личностных качеств, как ответственность, аккуратность, уважение к чужому труду, которые разовьются в нем трудовое сознание, будут способствовать появлению трудолюбия, а как следствие умений и навыков, необходимых в дальнейшей трудовой деятельности.

Поэтому формирование трудовых умений детей младшего школьного возраста в семье идет в следующих направлениях:

1) Труд по самообслуживанию. Основной особенностью этого вида труда является направленность на себя, а результатом — умение обслужить себя. Эти навыки развиваются в семье. В семье детей учат соблюдать правила гигиены, прививают культуру еды, одевания, пользования туалетными принадлежностями.

Культурно-гигиенические навыки формируются в течение всего периода воспитания. Их сформированность является в дальнейшем одним из условий успешной социализации ребенка в обществе.

Приучение детей к самообслуживанию — длительный процесс, требующий со стороны взрослых систематического воспитания навыков, учета особенностей моторного и познавательного развития детей. Большое значение имеет предъявление одинаковых требований со стороны всех взрослых к умению ребенка следить за собой, обслуживать себя.

В процессе формирования навыков самообслуживания на каждом этапе обучения дети овладевают приемами самообслуживания в одевании и раздевании, умении следить за чистотой тела и опрятностью одежды, приеме пищи и поведении во время еды. Помимо трудовых умений у детей развиваются такие качества, как аккуратность, самостоятельность, желание и умение помогать друг другу. Складываются и коммуникативные умения: обратиться за помощью к взрослым или другому ребенку, поблагодарить, рассказать или отчитаться о сделанном.

2) Хозяйственно-бытовой труд в семье предполагает умение поддерживать порядок в доме, участвовать в организации бытовых процессов (помочь родителям накрыть на стол, провести уборку в своей комнате, подготовить свое рабочее место к занятиям или игре и др.).

Особенностью этого вида труда является его общественная направленность, так как он направлен на удовлетворение потребностей семьи.

Обучение хозяйственно-бытовому труду начинается приучения детей собирать игрушки, подметать пол, накрывать на стол и убирать посуду, оказывать помощь в иных хозяйственных делах в семье и др.

3) Труд в природе связан с наличием у детей представлений о растениях и животных, с пониманием необходимости ухода за ними. В условиях семьи могут дети могут научиться кормить животных, чистить их клетки, ухаживать за растениями, выполнять не сложные работы на даче, расчищать снег, собирать листья и др.

В процессе труда в природе младшие школьники приобретают навыки обращения с орудиями труда (лопатой, лейкой и т. д.). Труд в природе имеет важное значение для экологического воспитания детей.

Выполнение большей части трудовых поручений, связанных с трудом хозяйственно-бытовым и трудом в природе, воспитывает у детей умение действовать сообща, всем вместе.

4) Ручной труд предполагает владение ребенком ножницами, клеем, бумагой, иглой, шилом и другими инструментами. Дети в процессе ручного труда учатся приемам работы с бумагой, картоном, природными материалами.

Можно использовать различные виды творческой деятельности: конструирование, рисование, лепка — как средства улучшения практического и наглядно-образного мышления.

Дети также могут изготавливать вместе с родителями игрушки, мебель для кукол, плакаты для украшения квартиры к праздникам и др.

Изготовление различных вещей приучает детей анализировать свойства материалов, способы использования различных инструментов, выделять и сравнивать части предметов, обсуждать последовательность их изготовления, что создает условия для развития восприятия, мышления, образной памяти.

5) Учебный (умственный) труд. Такой вид труда в младшем школьном возрасте связан с учебной деятельностью в школе.

Особо велико значение домашней учебной работы с первоклассниками в семье для последующего формирования самостоятельной учебной деятельности.

Развитие речи и мышления осуществляется через совершенствование письма. Изложение, пересказ прочитанного, увиденного или услышанного, написание писем и небольших сочинений — основные средства развития речи. Это два главных направления совершенствования теоретического и практического мышления младших школьников.

Высока и роль математических, лингвистических упражнений, бытовых задач в совершенствовании мышления ребенка.

Воспитательная функция труда заключается в развитии закреплении у учащихся в ходе трудового процесса общественно-ценных качеств личности, нравственно-эстетического отношения к жизни и деятельности. Каждый воспитанник готовится стать членом трудового коллектива. Его значение и ценность будут зависеть исключительно от его умения трудиться и приносить пользу себе и людям.

Семья это специфический социальный институт, в котором переплетаются интересы общества, членов семьи в целом и каждого из них в отдельности. Будучи первичной ячейкой общества, семья выполняет функции, важные для общества и необходимые для жизни каждого человека: продолжение рода, хозяйственная функция, организация досуга, воспитание [14, c. 92].

С момента рождения ребенок находится в контакте с родителями. Из социальной психологии известно, что ранние воздействия родителей сказываются на всем последующем развитии человека. Но с поступлением в школу семейное воспитание не теряет своего значения. Оно теперь дополняет школьное, расширяет его, так как касается таких сторон, которые невозможно затронуть в школе [21, c. 56].

Развитие личности ребенка и трудолюбия в семье в решающей степени происходит под воздействием всего семейного уклада. Многие авторы к основам семейного уклада относят совместный труд, дружелюбие, заботливость и уважение (И.Л. Могилевская), которые особенно важны в организации трудовой деятельности в семье, отношение родителей к труду, детям (Л.М. Николаева), организацию индивидуальной и совместной со старшими членами семьи деятельности детей (В.В. Бойко, М. Б. Буйцова. Э. К. Васильева, Д. О. Дзинтере, JI.B. Загик, А.Г. Харчев).

Понятие «семейный уклад» характеризует специфику повседневной жизни людей, ее духовно-нравственный климат и психологическую атмосферу, включает в себя сложившийся порядок жизни конкретной семьи, ее установки, потребности, интересы, традиции, обряды, стиль общения, уровень педагогической культуры родителей.

В условиях семьи трудовые обязанности детей могут быть очень разнообразны, по сравнению со школой. Родители имеют возможность вводить своих детей в обычные домашние дела, как в глубокую и содержательную реальность. Дети охотно ухаживают за посевами, посадками, животными, собирают урожай, учатся вязать, шить, ремонтировать свою одежду, бытовые приборы, готовить еду, наводить и поддерживать порядок в окружающей обстановке и т. п.

Ценно то, что ребенок очень рано начинает понимать, что он трудится для других, делает нечто приятное близким и любимым людям. В этом состоит особенность мотивации детского труда в семье. Начиная уже с 3−4 лет у ребенка дома должны быть постоянные обязанности. Обязанности детей младшего школьного возраста более расширены: они могут ухаживать за своей одеждой, обувью, убирать постель, участвовать в приготовлении пищи, кормить птиц и т. д. Все это, с одной стороны, реальная основа для укрепления чувства собственного достоинства, гордости, с другой — закладывать первые «кирпичики» трудолюбия. Дальнейшее развитие этого качества будет зависеть от трудовой атмосферы семьи, от ее трудовых традиций.

Трудовое участие детей в жизни семьи должно начинаться очень рано и начинаться оно должно в игре. Ребенку должно быть указано, что он отвечает за целость игрушек, за чистоту и порядок в том месте, где стоят игрушки и где он играет. Эту работу нужно поставить перед ним в самых общих чертах: должно быть чисто, не должно быть набросано, налито, на игрушках не должно быть пыли [5, c. 134].

Освобождение ребенка от каких-либо трудовых обязанностей нельзя применять как поощрение. Такое поощрение приносит вред, так как тормозит формирование трудолюбия, способствует появлению лени. Гораздо полезнее, если младший школьник будет воспринимать отстранение от труда как своеобразное осуждение поступков. Ребенок, который принимает участие в делах семьи, приучается беречь труд взрослых, растет более собранным, организованным. Для того, чтобы вызвать у детей желание трудиться, воспитать интерес к труду, необходимо отмечать результаты его усилий. Важно также руководить трудовой деятельностью ребенка, подсказывая рациональные пути его действий, приема работы.

Таким образом, формирование трудовых умений детей младшего школьного возраста в семье идет в следующих направлениях: труд по самообслуживанию; хозяйственно-бытовой труд в семье; труд в природе; ручной труд; учебный (умственный) труд.

1.3 Формы и методы трудового воспитания в семье Содержание труда в семье реализуется в разных формах организации. В науке разработаны и в практику внедрены разные формы организации труда детей дошкольного возраста в семье это: поручения, общий, совместный и коллективный труд.

Поручения — одна из основных форм организации труда в семье. Это обращенная к ребенку просьба взрослого, выполнить какое-либо трудовое действие. Поручение является первой формой организации трудовой деятельности. Исследованию данной формы были посвящены исследования В. Г. Нечаевой, А. Д. Шатовой (1974).

Трудовые поручения по форме организации могут быть индивидуальными, подгрупповыми, общими; по продолжительности — кратковременными или длительными, постоянными или одноразовыми; по содержанию — соответствовать видам труда.

Посредством поручений можно решать задачи не только трудового воспитания, но и нравственного, физического, умственного и эстетического.

Поручения для детей дошкольного возраста используются для:

— поддержания интереса к труду, желания трудиться;

— для обучения трудовым умениям и навыкам, для формирования у детей уверенности в своих силах и способностях;

— для удовлетворения потребности в общении со взрослым;

— для подготовки к другим формам организации труда.

Родители предлагают детям через отдельные поручения оказывать им или другим членам семьи помощь, услуги («Отодвинуть стульчик, чтобы маме было легче пройти на кухню», «Помогите друг другу засучить рукава» и т. д.).

Так дети привыкают понимать общественную направленность выполняемых поручений и овладевают способами доброжелательных взаимоотношений. Они также учатся доводить дело до конца, видеть результаты своих трудовых усилий.

Выбор методов в обучении трудовым действиям зависит от возраста детей, состояния их моторики, восприятия, внимания. Поэтому важно учитывать возрастные и индивидуальные особенности младших школьников, используя различные методы и предъявляя дифференцированные требования к уровню сформированное у детей различных трудовых умений и навыков.

Основными средствами формирования трудолюбия в семье являются:

— осознание ценности труда в жизни человека как мотива трудовой деятельности,

— умелое сочетание умственного и физического труда детей,

— формирование соответствующих знаний, навыков и умений по ведению домашнего хозяйства, развитию самостоятельности и способности учащихся решать творческие и изобретательские задачи.

Компонентами педагогической деятельности родителей являются:

1) конструктивная деятельность (выбор форм и методов воспитания),

2) организаторская деятельность (связанная с организацией жизни и занятиями детей),

3) коммуникативная деятельность (установление взаимоотношений между родителями и детьми),

4) гностические способности (способность видеть результаты собственной деятельности, ее достоинства и недостатки),

5) проектировочный компонент (умение формулировать систему задач в воспитании ребенка, планировать его деятельность на длительный срок).

Основными методами трудового воспитания служат:

— расчлененный показ способов и последовательности выполнения доступных действий,

— действия совместные и по образцу,

— действия по словесной инструкции.

Таким образом, формирование трудовых умений и навыков, связанных с разными видами труда (самообслуживание и формирование культурно-гигиенических навыков, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе, ручной труд) представляет одно из важных направлений трудового воспитания детей.

Другое важное направление — ознакомление детей с трудом взрослых, воспитание интереса и уважения к нему и его результатам. Эти два направления трудового воспитания детей реализуются комплексно, так как они тесно связаны.

Ознакомление с трудом взрослых в условиях семьи начинается с организации наблюдений за трудом близких детям людей: мамы, папы, дедушки, бабушки, старших братьев и сестёр.

Родители разыми способами подчеркивают значение этой работы: «Мама вымыла пол, чтобы у нас дома было чисто и уютно», «Папа повесил шкафчик на кухне, чтобы мы моги ставить в него посуду — стало очень удобно».

Родители также должны обращать внимание детей на инструменты и предметы, как родители и другие люди пользуются ими; учат детей подражать действиям взрослых, имитировать их в играх.

Можно организовать экскурсии на работу самих родителей, чтобы дети могли воочию увидеть. Как трудятся их близкие и что они делают на работе.

Для обогащения и уточнения материалов наблюдений используются беседы, рассматривание картинок, просмотр диафильмов, в процессе которых уточняются названия наиболее простых профессий, характерные действия, необходимые для их выполнения инструменты.

Такое ознакомление с трудом взрослых должно носить систематический характер и быть связанным с расширением представлений детей о занятиях и профессиях людей.

Со временем, у ребят формируются представления о деятельности представителей разных профессий, складывается интерес к ним. Этому способствуют беседы, рисование по результатам экскурсий, подготовка альбомов, изготовление атрибутов для сюжетно-ролевых игр и т. д.

Важным средством активизации сформированных представлений и знаний о деятельности представителей разных профессий является организация сюжетно-ролевых игр, в которых дети выступают в различных ролях, что отражает понимание ими деятельности людей.

Важно, чтобы система работы по трудовому воспитанию детей формировала у детей желание помогать старшим, выполнять работу быстро и аккуратно, доводить дело до конца, испытывать радость от работы.

В основе совершенствования содержания методики семейного воспитания лежит становление педагогической культуры родителей, которая включает: понимание и осознание ответственности за воспитание детей, практические умения организации жизни и деятельности в семье, осуществления воспитательной деятельности, продуктивную связь со школой.

Основным педагогическим условием, совершенствующим трудовое воспитание в современной семье, является систематическая трудовая деятельность ребенка дома.

Такая деятельность будет способствовать развитию в самом ребенке, таких личностных качеств, как ответственность, аккуратность, уважение к чужому труду, которые разовьются в нем трудовое сознание, будут способствовать появлению трудолюбия, а как следствие умений и навыков, необходимых в дальнейшей трудовой деятельности.

Таким образом, содержание труда в семье реализуется в следующих формах организации: поручения, общий, совместный и коллективный труд.

1.4 Система работы по трудовому воспитанию младших школьников Система работы по трудовому воспитанию младших школьников в семье должна быть представлена двумя направлениями: работой с родителями и работой с учащимися. Работа с родителями может проводиться на родительских собраниях. Рассмотрим родительское собрание на тему: «Трудовое воспитание в семье».

Цель собрания:

1) получить информацию об организации труда в семьях учащихся;

2)расширить представления родителей о том, как привить детям привычку трудиться.

Участники: родители учащихся младших классов, классный руководитель.

Подготовка:

I) Дети в классе отвечают на вопросы анкеты:

1) Есть ли у тебя дома постоянные трудовые поручения? Какие?

2) Ты выполняешь их сам, или тебя нужно просить?

3) Какие дела ты хотел бы выполнять?

4) Что ты знаешь о работе своих родителей?

5) Кем бы ты хотел стать, когда вырастешь?

Классный руководитель анализирует ответы учащихся и готовит сообщение на родительском собрании о результатах анкетирования детей.

II) Родители отвечают на вопросы анкеты дома и передают свои ответы в конвертах учителю.

Анкета для родителей

1) Есть ли общие трудовые дела у взрослых и детей в вашей семье?

2) Кто моет посуду, готовит обед, ходит в магазин, убирает квартиру?

3) Любит ли сын или дочь выполнять домашние дела?

4) Есть ли у вашего ребенка постоянные трудовые дела? Как он к ним относится?

5) Что вы делаете, если ребенок отказывается делать домашнюю работу?

6) Знает ли ваш ребенок, где родители работают и что делают на работе? Был ли он у вас на работе?

С ответами родителей знакомятся члены родительского комитета и готовят на основании полученного материала выступление на родительском собрании.

III) Классным руководителем оформляются конверты для родителей. Их количество соответствует числу учащихся в классе. На конверте крупными буквами пишутся фамилия и имя ученика. В него помещается сообщение учителя об успехах учащегося, а также советы, пожелания, рекомендации, вопросы, которые имеют отношение только к данному ученику и его родителям.

В конверт кладется маленький листочек с названием микрогруппы, в составе которой предлагается родителю принять участие в коллективном обсуждении проблем трудового воспитания младших школьников.

IV) Для родительских микрогрупп классный руководитель изготавливает таблички с их названием («Парус», «Улыбка», «Дружба», «Ручеек», «Бригантина») и пять листов с текстами и вопросами для коллективного обсуждения. На каждом листе отводится место для записи мнений микрогрупп и основного вывода, сделанного участниками собрания.

Ход собрания.

Основы трудового воспитания закладываются в семье. Семья — дружный трудовой коллектив. Любовь к труду необходимо начинать воспитывать очень рано.

Подражание, свойственное ребенку, является одним из важнейших мотивов, побуждающих детей к активной деятельности. Наблюдение за трудом взрослых рождает желание делать то же самое. Не погасить это желание, а развивать и углубить его — основная задача родителей, если они хотят вырастить ребенка трудолюбивым.

Бытовой труд в нашей повседневности занимает весьма значительное место. Уборка, стирка, магазины, стряпня и прочие дела — не перечислить, так из много. Изо дня в день повторяется одно и то же, и никуда от этого не деться. Приучить детей к выполнению домашних дел необходимо не только потому, что мы их должны готовить к будущей самостоятельной жизни. В конечном счете, это не такие уж сложные дела.

Наверняка, и не приученные с детства, став взрослыми, они научатся их выполнять.

Главное, привлекая детей к выполнению бытовых обязанностей, мы воспитываем привычку трудиться, а вместе с ней — привычку заботиться о близких, формируя, тем самым, благородные побуждения. Наверное, самый лучший подарок для матери, если дочь или сын скажут ей, уставшей после работы: «Ты отдохни — я сам почищу картошку».

Именно с бытового труда и начинается трудовое воспитание. И не важно, кем станет ребенок, когда вырастет — летчиком или поваром, рабочим или менеджером. Привычка, умение делать что-то своими руками пригодятся ему в любой профессии, и, кроме того, они в огромной степени содействуют умственному развитию ребенка.

Однако вряд ли и в нынешней ситуации кто-то станет отрицать необходимость воспитания у детей трудолюбия, умения и желания трудиться. Думаю, что каждому родителю хочется, чтобы процесс трудового воспитания ребенка был эффективным, успешным. А для этого надо сначала определить цель и задачи трудового воспитания детей в семье, что и является заданием на I этапе нашего собрания.

Учитель прикрепляет листья-таблички «Цель», «Задачи» на изображение дерева, а родители после размышлений (в течение 5−7 мнут) вносят свои предложения о целевых ориентирах трудового воспитания. Мнения родителей записываются на доске, напротив прикрепленных табличек.

V) «Труд не понарошку».

Сегодня редко встретишь пап и мам, которые считают плохо сочетающимися слова «дети» и «труд». А ведь раньше довольно часто приходилось слышать такую родительскую фразу: мы потрудились, пусть теперь хоть дети отдохнут.

И все-таки результаты проведенного анкетирования свидетельствуют о том, что при наличии у большинства учащихся разовых поручений по дому немногие дети выполняют их охотно и добросовестно. Меня взволновали серьезные расхождения в ответах детей и родителей.

Стало очевидным, что многие учащиеся трудятся дома понарошку. Их не привлекает работа по дому, да и родители как бы не нуждаются в их домашнем труде. А ведь в такой ситуации может сформироваться устойчивое нежелание трудится. Давайте вместе с вами подумаем и ответим на вопрос: какие трудовые поручения могут и должны быть у ребенка в семье?

Прикрепляю на доску листья-таблички «Труд не понарошку» и «Домашние поручения», а родители предлагают варианты поручений, которые были наиболее успешно использованы ими в практике воспитания своих детей.

Составляю перечень называемых родителями домашних поручений и дополняю этот список своими предложениями. Как правило, в перечень включаются следующие предложения:

— оказывать помощь родителям в уборке квартиры;

— наводить порядок в своем столе и в своей комнате;

— заботиться о младшем брате или сестре;

— стирать свои мелкие вещи;

— мыть чайную посуду;

— следить за чистотой обуви;

— выносить мусор;

— кормить домашних животных, птиц, аквариумных рыбок;

— гулять с собакой, кошкой;

— покупать хлеб, молоко.

VI) Полезные советы.

Чтобы испечь вкусный пирог, чисто постирать белье или связать красивые и теплые варежки, каждая домашняя хозяйка следует в своем деле проверенным полезным советам. Такие советы очень нужны и для трудового воспитания наших детей, поэтому предлагаю участникам нашего собрания поделиться ими друг с другом.

Классный руководитель прикрепляет лист-табличку «Полезные советы» на изображение дерева и записывает на доске предлагаемые родителями советы.

А затем учитель дополняет составленный перечень советами, подготовленными педагогом до родительского собрания. По мнению классного руководителя, полезными советами могут быть такие:

1) Будьте последовательны в своих требованиях.

2) Учитывайте индивидуальные и возрастные особенности своих детей.

3) Прежде чем поручить что-либо ребенку, покажите образец правильного выполнения поручения, научите этому своего сына или дочь, несколько раз выполните поручение совместными усилиями.

4) Не забывайте об игровых моментах в трудовом воспитании детей.

5) Учите ребенка уважать труд людей, бережно относиться к результатам их трудовой деятельности. Рассказывайте детям о своей работе и работе своих друзей.

6) Тактично оценивайте результаты труда ребенка.

Каждый совет педагог дополняет разъяснениями о том, как правильно их выполнить.

VII) «Удивительный плод». Предлагаю завершить наше коллективное обсуждение проблем трудового воспитания детей в семье словами К. Д. Ушинского «Лучшая форма наследства, которую мы оставляем детям и которую не могут заменить ни деньги, ни вещи, ни даже образование, — это трудолюбие».

И тогда наше дерево будет плодоносить.

Итак, воспитание положительного отношения к труду и привитие соответствующих навыков возможно только в семейных условиях.

Любая личность через трудолюбие прокладывает путь и в глубины науки, и в мир прекрасного, и в разветвленную суть человеческих отношений и к вершинам физического совершенства.

Воспитание трудолюбия не заканчивается выше перечисленными методами, средствами. Это работа продолжается под руководством учителя в содружестве с родителями.

2. Практическая работа по определению методов диагностики развития трудовых умений и навыков

2.1 Выбор и обоснование методов исследования Трудовое воспитание в программе является обязательным компонентом развития базовых и творческих способностей школьника, важнейшим средством современного воспитания.

Для того чтобы определить уровень воспитанности трудовых навыков и умений у младших школьников, целесообразно использовать такие методы педагогического исследования, как: наблюдение, беседа, разрешение проблемных ситуаций, анализ, методы обработки полученных данных.

Цель проводимого исследования — изучить сформированность трудовых умений детей младшего школьного возраста в семье в следующих сферах: труд по самообслуживанию; хозяйственно-бытовой труд; труд в природе; ручной труд; учебный (умственный) труд.

Используемые методы и задачи диагностики:

1) Определение уровня развития практических умений у младших школьников в семье при помощи метода наблюдения за детьми.

2) Определение отношения младших школьников к труду при помощи опросного метода — использование специальной анкеты.

Исследование проводилось на базе МОУ СШ № 16 г. Ухты РК среди учащихся 2-гог «б» класса. Возраст детей 8−9 лет. Состав участников — 15 человек (8 мальчиков и 7 девочек).

Для выполнения первой задачи исследования трудовые умения оценивались в соответствии с характеристиками и критериями, приведёнными в таблице 1. В соответствии с приведёнными критериями детям выставлялись балльные оценки по каждому анализируемому виду труда и присваивался наличие и уровень развития того или иного трудового навыка: 0-баллов — навык отсутствует или развит слабо; 1 балл — навык развит.

Таблица 1 — Характеристика трудовых умений детей

Вид труда

Критерии

Труд по самообслуживанию:

1) Соблюдение правил гигиены

2) Умение обслужить себя

3) Культура еды

4) Культура одежды

В процессе формирования навыков самообслуживания дети овладевают приемами самообслуживания, приема пищи и поведении во время еды.

Хозяйственно-бытовой труд:

1) Умение поддерживать порядок

2) Умение подготовить свое рабочее место

3) Умение убрать за собой

4)Умение оказать помощь другим

Хозяйственно-бытовой труд в семье предполагает участие детей в организации бытовых процессов. Особенность этого вида труда — его общественная направленность.

Ручной труд:

1) Владение ребенком инструментами (ножницами, клеем, иглой и пр.)

2) Владение приемами работы с различными материалами (бумагой, картоном и пр.)

3) Творческая активность

Этот труд подразумевает наличие развитых видов творческой деятельности: конструирования, рисования, лепки и др.

Труд в природе:

1) Умение ухаживать за растениями или животными

2) Умение выполнять не сложные работы в природе (расчищать снег, собирать листья и пр.)

3) Навыки обращения с орудиями труда (лопатой, лейкой и т. д.)

Труд в природе связан с наличием у детей представлений о растениях и животных, с пониманием необходимости ухода за ними.

Учебный (умственный) труд:

1) Развитие речи и мышления

2) Развитие навыка письма

3) Развитие математических навыков

Такой вид труда в младшем школьном возрасте связан с учебной деятельностью в школе

Комплексная (общая) характеристика баллов по каждому компоненту развития трудовой деятельности следующая:

0−1 баллов — низкий уровень развития исследуемого компонента трудовой деятельности (умений и навыков);

2 балла — средний уровень развития исследуемого компонента трудовой деятельности;

3−4 — балла — высокий уровень развития исследуемого компонента трудовой деятельности.

Общая характеристика трудовых умений детей по всем компонентам трудовой деятельности следующая:

1) 0−5 баллов — низкий уровень развития трудовых умений;

2) 6−11 баллов — средний уровень развития трудовых умений;

3) 12- 17 баллов — высокий уровень развития трудовых умений.

Далее, для определения отношения младших школьников к труду было осуществлено анкетирование, в ходе которого детям были заданы вопросы. Контрольными заданиями для определения уровня воспитанности трудовых навыков и умений у младших школьников могут послужили задания из методики диагностики знаний детей о труде Е. И. Медвецкой.

Вопросы анкеты следующие:

1) Что такое труд?

2) Для чего нужно трудиться?

3) Какие ты знаешь профессии?

4) Какие ты знаешь орудия труда, которые использует человек?

5) Кем работают твои родители?

6) Кем ты хочешь встать, когда вырастешь?

2.2 Анализ результатов диагностики развития трудовых умений и навыков младших школьников Для проведения анализа трудовых умений младших школьников были составлены сводные таблицы развития трудовых умений и навыков младших школьников по каждому из продиагностированных компонентов трудовой деятельности детей (таблицы 2−6). Также данные исследования приведены на рисунках диаграмм 1- 5.

Таблица 2 — Развитие навыков самообслуживания

Имя ученика

Компоненты навыка самообслуживания (баллы)

Общий балл

Соблюдение гигиены

Умение обслужить себя

Культура еды

Культура одежды

Коля В.

Эля Ж.

Валера И.

Андрей К.

Юля М.

Алеша Н.

Настя Н.

Женя О.

Саша П.

Майя Р.

Ксения Р.

Эмиль С.

Саша С.

Вероника Ф.

Гена Я.

Рисунок 1 — Развитие навыков самообслуживания детей Как показывают данные таблицы 2 и диаграммы рисунка 1, высокий уровень развития навыков самообслуживания выявлен у большинства детей — 9 человек и составляет 60% обследованных. У 5-ти детей — средний уровень развития навыков самообслуживания, что составляет 34% от всех опрошенных. 6% детей (1 ребенок) показали низкий уровень развития навыков самообслуживания.

Таблица 3 — Развитие навыков хозяйственно-бытового труда

Имя ученика

Компоненты хозяйственно-бытового труда (балл)

Общий балл

Умение поддерживать порядок

Умение подготовить рабочее место

Умение убрать за собой

Умение помочь другим

Коля В.

Эля Ж.

Валера И.

Андрей К.

Юля М.

Алеша Н.

Настя Н.

Женя О.

Саша П.

Майя Р.

Ксения Р.

Эмиль С.

Саша С.

Вероника Ф.

Гена Я.

Рисунок 2 — Развитие навыков хозяйственно-бытового труда детей Как показывают данные таблицы 3 и диаграммы рисунка 2, высокий уровень развития навыков хозяйственно-бытового труда выявлен у 5-ти детей и составляет 34% обследованных. У 6-ти детей — средний уровень развития навыков хозяйственно-бытового труда, что составляет 39% от всех опрошенных. 27% детей (4 ребенка) показали низкий уровень развития навыков хозяйственно-бытового труда.

Таблица 4 — Развитие навыков ручного труда детей

Имя ученика

Компоненты навыка ручного труда (баллы)

Общий балл

Владение инструментами (клеем и пр.)

Владение приемами работы с материалом (бумага и пр.)

Творческая активность

Коля В.

Эля Ж.

Валера И.

Андрей К.

Юля М.

Алеша Н.

Настя Н.

Женя О.

Саша П.

Майя Р.

Ксения Р.

Эмиль С.

Саша С.

Вероника Ф.

Гена Я.

Рисунок 3 — Развитие навыков ручного труда детей Как показывают данные таблицы 4 и диаграммы рисунка 3, высокий уровень развития навыков ручного труда выявлен у 2-х детей и составляет 13% обследованных. У 9-ти детей — средний уровень развития навыков ручного труда, что составляет 60% от всех опрошенных. 27% детей (4 ребенка) показали низкий уровень развития навыков ручного труда.

Таблица 5 — Развитие навыков труда в природе

Имя ученика

Компоненты труда в природе (баллы)

Общий балл

Умение ухаживать за растениями

Умение выполнять работы в природе

Навыки обращения с орудиями труда

Коля В.

Эля Ж.

Валера И.

Андрей К.

Юля М.

Алеша Н.

Настя Н.

Женя О.

Саша П.

Майя Р.

Ксения Р.

Эмиль С.

Саша С.

Вероника Ф.

Гена Я.

Рисунок 4 — Развитие навыков труда в природе Как показывают данные таблицы 5 и диаграммы рисунка 4, высокий уровень развития навыков труда в природе не выявлен ни у одного из обследованных детей. У 8-ми детей — средний уровень развития навыков труда в природе, что составляет 54% от всех опрошенных. 46% детей (7 детей) показали низкий уровень развития умений труда в природе.

Таблица 6 — Развитие навыков умственного труда детей

Имя ученика

Компоненты навыка умственного труда (баллы)

Общий балл

Развитие речи и мышления

Развитие навыка письма

Развитие математических навыков

Коля В.

Эля Ж.

Валера И.

Андрей К.

Юля М.

Алеша Н.

Настя Н.

Женя О.

Саша П.

Майя Р.

Ксения Р.

Эмиль С.

Саша С.

Вероника Ф.

Гена Я.

Рисунок 5 — Развитие навыков умственного труда детей Как показывают данные таблицы 6 и диаграммы рисунка 5, высокий уровень развития навыков умственного труда выявлен у 5-ти детей и составляет 34% обследованных. У 7-ми детей — средний уровень развития умственного труда, что составляет 46% от всех опрошенных. 20% детей (3 ребенка) показали низкий уровень развития навыков умственного труда.

Общий уровень развития трудовых умений и навыков детей по всем обследованным компонентам трудовой деятельности детей показан в таблице 7 и на диаграмме рисунка 6.

Таблица 7 — Сводная таблица развития трудовых навыков детей

Имя ученика

Уровень развития вида труда (балл)

Общий балл

Самообслуживание

Хоз. бытов. труд

Ручной труд

Труд в природе

Умств. труд

Коля В.

Эля Ж.

Валера И.

Андрей К.

Юля М.

Алеша Н.

Настя Н.

Женя О.

Саша П.

Майя Р.

Ксения Р.

Эмиль С.

Саша С.

Вероника Ф.

Гена Я.

Рисунок 6 — Развитие трудовых навыков детей Как показывают данные сводной таблицы 7 и диаграммы рисунка 6, высокий общий уровень развития трудовых умений и навыков выявлен практический у половины обследованных детей — 7 человек и составляет 46% обследованных. У 6-ти детей — средний общий уровень развития трудовых умений и навыков, что составляет 39% от всех опрошенных. 15% детей (2 ребенка) показали низкий уровень общего развития трудовых умений и навыков.

Результаты анкетирования детей показали следующие результаты:

1) На вопрос «Что такое труд?» в целом верно ответили все 15 детей — 100% обследованных школьников. Например, Коля В. Написал в своем ответе, что «труд — это работа на пользу себе и людям».

2) На вопрос «Для чего нужно трудиться?» также практически правильно ответили 100 детей (15 человек). Например, Андрей К. при ответе на этот вопрос указал, что «трудиться нужно, чтобы помогать людям и получать за это награду».

3) На вопрос «Какие ты знаешь профессии?» двое (15%) детей (Коля В. И Эля Ж.) указали по 7 наименований профессий; десять детей указали по 5 профессий (65%); и три ребенка (20%) указали по 3 профессии. Детьми были названы как широко распространенные профессии, с представителями которых они постоянно сталкиваются в своей жизни («учитель», «повар», «водитель», «продавец» и др.), так и иные группы профессий («пожарный», «психолог», «археолог», «геолог», писатель" и др.). Так что уровень знаний у детей о различных профессиях также достаточно высок.

4) Ответ на вопрос «Какие ты знаешь орудия труда, которые использует человек?» вызвал у детей наибольшие затруднения. Не смотря на подсказки учителя, особенно сложно детям было совместить конкретную профессию с используемыми в ее ходе орудиями труда. Наибольшее количество орудий труда (3) написали три ребенка (20%): Коля В., Эля Ж. и Настя Н. Десять детей (65%) указали по два орудия труда, которые они смогли вспомнить, и двое детей (15%) указали лишь по одному орудию труда). Дети указывали такие орудия труда, как: «молоток», «лопата», «поварешка», «лейка» и пр. То есть, при знании самих профессий дети не знаю какую работу и при помощи каких средств труда выполняют люди.

5) На вопрос «Кем работают твои родители?» Всеми детьми (15 человек или 100% опрошенных) были даны верные ответы. Например. Ксения Р. написала, что «моя мама работает воспитателем в детском саду, а папа работает строителем инженером на стройке».

6) На вопрос «Кем ты хочешь встать, когда вырастешь?» также дали ответ все дети (15 человек или 100% опрошенных). Например, Саша П. написал, что хочет стать полицейским и «расследовать преступления», а Вероника Ф. указала, что когда она вырастет, то станет балериной и «будет танцевать в балете».

Итак, в целом уровень развития обследованного детского коллектива в плане развития трудовых умений и навыков является достаточно высоким.

В обще степени, из всех трудовых умений и навыков более всего у детей развитыми являются (в порядке убывания):

— навыки самообслуживания;

— навыки умственного труда;

— навыки бытового труда;

— навыки ручного труда;

— навыки труда в природе.

Для дальнейшего развития трудовых умений и навыков детей могут быть рекомендованы занятия ручным трудом, развитие навыков осуществления труда в природе, ознакомление детей с миром существующих профессий.

Заключение

На основании проведенного исследования, можно сделать следующие выводы.

Анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования показал, что трудовое воспитание охватывает те аспекты воспитательного процесса, где формируются трудовые действия, складываются производственные отношения, изучаются орудия и способы их использования. Труд в процессе воспитания выступает и как ведущий фактор развития личности, и способ творческого освоения мира, обретения опыта посильной трудовой деятельности в различных сферах труда, и как неотъемлемый компонент общего образования, в значительной мере центрирующий общеобразовательный учебный материал, как столь же неотъемлемая часть физического и эстетического воспитания.

Трудовое воспитание школьников в семье как целенаправленный процесс обеспечивает преемственность между поколениями, общественный прогресс, подготовку к жизни и труду. Возникающие в труде отношения (к средствам, результатам труда и др.) являются фундаментальной основой формирования ценностных качеств личности, необходимых в сфере современного производства с различными формами собственности, в условиях повышения требований к компетенции, уровню профессионализма на рынке труда. Воспитание личности в трудовой деятельности, формирование осознанной потребности в труде имеет экономическое, социальное и нравственное значение. Подрастающее поколение нуждается в формирующем воздействии. Важная роль в этом сложном процессе, наряду с обществом и семьей, всегда принадлежала учителю.

Младший школьный возраст является наиболее благоприятным периодом для воспитательных воздействий в контексте трудового воспитания. Однако включение детей в труд необходимо осуществлять с учетом физиологии детей младшего школьного возраста, особенностей их организма и психики, их интересов и способностей.

Система трудового воспитания в семье должна использовать все формы и методы, обеспечивающие сознательное, целеустремленное выполнение общественно полезного труда, дисциплину и организованность.

Таким образом, поставленная нами цель научного исследования — выявления условий формирования трудолюбия в семье достигнута.

Поставленные нами научно-исследовательские задачи решены:

— изучено в полном объеме психолого-педагогическая литература по проблеме исследования;

— раскрыты основные понятия исследования;

— выявлены и рассмотрены все пути формирования навыков трудолюбия в семье.

Уровень развития обследованного детского коллектива в плане сформированности трудовых умений и навыков является достаточно высоким.

В обще степени, из всех трудовых умений и навыков более всего у детей развитыми являются: навыки самообслуживания; навыки умственного труда; навыки бытового труда; навыки ручного труда; навыки труда в природе.

Для дальнейшего развития трудовых умений и навыков детей могут быть рекомендованы занятия ручным трудом (например, можно изготавливать игрушки из папье-маше вместе с родителями; мастерить скворечники; учить детей вязать или вышивать и пр.), а также развитие навыков осуществления труда в природе (приучать детей к заботе о животных, поливу растений, высадке семян на даче и пр.). Также возможно проведение бесед с детьми о мире профессий и знакомство с разными видами трудовой деятельности детей.

1. Абрамова Г. С. Возрастная психология [Текст]: Учебное пособие для студентов вузов / Г. С. Абрамова. — М.: Академия, 2009. — 426 с.

2. Агафонова А. С. Практикум по общей педагогике [Текст]: учебное пособие/ А. С. Агафонова. — СПб.: Питер, 2013. — 416 с.

3. Ананьев Б. Г. Развитие детей в процессе начального обучения и воспитания [Текст] / Б. Г. Ананьев // Начальная школа. — 2007. — № 3. — С. 15 — 20.

4. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] / Л. И. Божович. — М.: Педагогика, 2007. — 276 с.

5. Божович Л. И. Психологическое развитие школьника и его воспитание [Текст] / Л. И. Божович. — М.: Педагогика, 2006. — 376 с.

6. Буре Р. С. Теория и методика трудового воспитания. Пособие для педагогов [Текст]/ Р. С. Буре. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011. — 136 с.

7. Волокитина М. Н. Очерки психологии младших школьников [Текст] / М. Н. Волокитина. М.: Педагогика, 2005. — 120 с.

8. Глуханюк Н. С. Практикум по психодиагностике [Текст]: учебное пособие / Н. С. Глуханюк. — Екатеринбург: Изд-во РГПУ, 2010. — 159 с.

9. Говоркова А. Ф. Опыт изучения некоторых трудовых и интеллектуальных умений [Текст] / А. Ф. Говоркова// Вопросы психологии. — 2008. — № 6. — С. 21 — 24.

10. Григорович Л. А. Педагогика и психология [Текст]: учебное пособие / Л. А. Григорович, Т. Д. Марцинковская. — М.: Гардарики, 2004. — 480 с.

11. Давыдов В. В. Младший школьник как субъект учебной деятельности [Текст] / В. В. Давыдов, В. И. Слободчиков, Г. А. Цукерман //Вопросы психологии. — 2008. — № 3. — С. 14 — 19.

12. Долгова Т. П. Проблемы комплексного изучения семьи [Текст] / Т. П. Долгова, Е. В. Симонова // Социологические исследования. — 2010. — № 4. — С. 137−139.

13. Запорожец А. В. Воспитание и обучение в детском возрасте [Текст] / А. В. Запорожец. — М.: Педагогика, 2008. — 356 с.

14. Карцева Л. В. Модель воспитательного воздействия семьи в условиях трансформации российского общества [Текст] / Л. В. Карцева// Социологические исследования. — 2013. — № 7. — С. 92−100.

15. Люблинская А. А. Учителю о психологии младшего школьника [Текст] / А. А. Люблинская. — М.: педагогика, 2007. — 301 с.

16. Минухин, С. Техники семейного воспитания [Текст]/ С. Минухин. — М.: Педагогика, 2008. — 315 с.

17. Нравственное и трудовое воспитание [Текст]: Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / С. А. Козлова, Н. К. Дедовских, В. Д. Калишенко и др.; Под ред. С. А. Козловой. — М.: Издательский центр «Академия», 2012. — 154 с.

18. Педагогика [Текст]: учебное пособие для студентов сред. пед. учебных заведений / С. А. Козлова, Т. А. Куликова. — М.: — Академия, 2007. — 416 с.

19. Педагогика [Текст]: учебное пособие / Под ред. В. И. Ядешко, Ф. А. Сохина. — М.: Просвещение, 1988. — 267 с.

20. Трудовое воспитание. Программа и методические рекомендации [Текст] / Т. С. Комарова, Л. В. Куцакова, Л. Ю. Павлова. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Мозаика-Синтез, 2006. — 80 с.

21. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения [Текст]: практическое пособие / К. Фопель. — М.: Генезис, 2010. — 541 с.

Приложение

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой