Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Организация компьютерного тестирования студентов неязыковых вузов по иностранному языку

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Теоретическую основу исследования составляют труды отечественных и зарубежных исследователей в следующих областях: проблемы инфор-матазации образования (П.И. Образцов, И. В. Роберт, Т. Н Тягунова, И.А. Ца-турова, А. Г. Шмелев и др.) — современные концепции компьютерного тестирования при обучении иностранным языкам (A.B. Зубов, В. П. Овчаренко, Т. М. Фоменко, Н. В. Ялаева и др.) — теория… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Научно-педагогические основы организации компьютерного тестирования студентов неязыковых вузов по иностранному языку
    • 1. 1. Компьютерное тестирование студентов неязыковых вузов по иностранному языку как психолого-педагогический феномен
    • 1. 2. Теоретическая модель организации компьютерного тестирования студентов неязыковых вузов по иностранному языку
    • 1. 3. Технологические аспекты организации компьютерного тестирования при обучении иностранному языку
  • Выводы по первой главе
  • Глава 2. Экспериментальное исследование реализации модели организации компьютерного тестирования студентов неязыковых вузов по иностранному языку
    • 2. 1. Проектирование технологии обучения иностранному языку, основанной на компьютерном тестировании студентов неязыковых вузов
    • 2. 2. Опытно-экспериментальная проверка эффективности модели организации компьютерного тестирования в неязыковом вузе
    • 2. 3. Обоснование педагогических условий организации компьютерного тестирования студентов неязыковых вузов по иностранному языку
  • Выводы по второй главе

Организация компьютерного тестирования студентов неязыковых вузов по иностранному языку (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Процесс интеграции России в мировое экономическое и политическое пространство, переход на двухуровневую систему образования, стремительное развитие информационных и телекоммуникационных технологий выдвигают перед выпускниками новые требования, а именно — компетентное владение иностранным языком, способность осуществлять межкультурную коммуникацию, знакомиться с мировыми достижениями в области науки, техники и производства с помощью аутентичных источников информации.

В сложившейся социально-политической ситуации особую актуальность приобретает вопрос о подготовке кадров государственной службы. Помимо высокого профессионального мастерства в области государственного и муниципального управления, государственному служащему РФ необходимо владеть одним из иностранных языков как средством коммуникации в рамках специализированной терминологии профессионального международного общения. В связи с этим закономерно возникает вопрос об использовании в практике преподавания иностранных языков объективных и технологичных форм педагогической диагностики. Проблемы педагогической диагностики в иноязычном образовании освещаются в многочисленных исследованиях М. К. Колковой, A.B. Конышевой, Р. П. Мильруд, E.H. Солововой, Т. М. Фоменко, А. Н. Щукина и др. Авторы рассматривают сущность, структуру, формы и функции педагогической диагностики, определяют и прогнозируют основные направления совершенствования диагностических процедур на занятии по иностранному языку.

Следует отметить, что практическая реализация педагогической диагностики осуществляется через систему мониторинга, который активно используется как современный подход к анализу качества языкового образования и его комплексных характеристик. Активно предпринимаемое сегодня в.

России изучение проблем мониторинга в контексте обучения иностранным языкам актуализирует широкий спектр исследований.

При этом значительный интерес представляют работы Н. Б. Алексеевой, Н. В. Белозерцевой, O.A. Долгиной, И. Л. Колесниковой, O.E. Ломакиной и др., так как в них педагогический мониторинг рассматривается не только как инструмент сбора и обработки информации, необходимой для регулирования учебного процесса, но и как механизм корректировки преподавателем целей обучения.

Систематический мониторинг качества образовательного процесса и его результатов становится особенно актуальным в условиях модернизации всей образовательной системы, развития педагогического тестирования, способствующего стандартизации и объективизации контрольно-оценочной деятельности. Среди основоположников отечественной тестологии необходимо выделить B.C. Аванесова, А. Н. Майорова, Е. А. Михайлычева, Г. У. Матушан-ского, А. Г. Шмелева и др. В работах А. И. Субетто, А. О. Татура, В. А. Хлебникова, М. Б. Челышковой, В. А. Шухардиной и др. также подчеркиваются широкие возможности педагогического тестирования в совершенствовании образовательного процесса.

В настоящее время особую актуальность приобретает вопрос об использовании в практике педагогического тестирования компьютерной техники, современный уровень развития которой делает возможным автоматизацию педагогической диагностики, обеспечивая стандартизацию оценки качества знаний. Данное обстоятельство обусловлено тем, что одним из ведущих направлений развития высшего образования в России сегодня является его информатизация. Важнейшими нормативными документами, определяющими работу в данном направлении, выступают «Национальная доктрина образования до 2025 года», «Концепция модернизации российского образования на период до 2020 года», долгосрочная целевая программа «Информационное общество (2011 — 2018 годы)».

Анализ многочисленных работ А. И. Башмакова, A.M. Вернадского, М. А. Бовтенко, В. И. Васильева, Р. И. Вергазова, А. Д. Гарцова, Н. Ф. Ефремовой, В. М. Кадневского, В. А. Красильниковой, В. И. Нардюжева, И. В. Роберт, В. А. Углева, М. Б. Челышковой, А. Г. Шмелева и др. позволяет утверждать, что компьютерное тестирование по праву считается одной из наиболее эффективных форм педагогической диагностики в контексте развития новейших информационных технологий. Основными направлениями в современных исследованиях по проблемам компьютерного тестирования в образовании являются: разработка компьютерных дидактических тестов для оценки качества обучения (A.M. Бершадский, В. И. Васильев, В. А. Красильникова, Т. Н. Тягунова и др.) — совершенствование компьютерных тестирующих программ (А.И. Башмаков, В. И. Васильев, Н. П. Калашников, В. А. Красильникова, В. А. Углев и др.), интерпретация результатов компьютерного тестирования в системе мониторинга качества образования (В.И. Звонников, А.О. Та-тур, М. Б. Челышкова и др.).

Особого внимания заслуживают научные публикации М. А. Бовтенко,.

A.B. Зубова, О. П. Крюковой, JI.H. Норейко, В. П. Овчаренко, Р. К. Потаповой, Т. М. Фоменко, И. А. Цатуровой, Н. В. Ялаевой и др., поскольку в них рассматриваются проблемы применения компьютерного тестирования при обучении иностранным языкам. В исследованиях В. П. Овчаренко и Н. В. Ялаевой предпринимается попытка обоснования теоретико-методологических основ компьютерного тестирования, а также разработки основополагающих принципов его организации. Типология компьютерных тестов, их классификации и методика конструирования рассмотрены в научных трудах A.B. Зубова,.

B.П. Овчаренко, И. А. Цатуровой, Н. В. Ялаевой и др. Проблема функций и форм компьютерного тестирования рассматривается в работах Дж. Брауна, Т. В. Карамышевой, Т. М. Фоменко и др.

Вместе с тем, при несомненной теоретической и практической значимости данных исследований и их важности в разрешении задач, связанных с измерением и оценкой качества учебных достижений обучающихся, недоста5 точно разработаны пути формирования эффективных средств измерения качества языкового образования. Существует много нерешенных вопросов эффективного использования компьютерного тестирования в современной методике преподавания иностранных языков. В частности, недостаточно изучены научно-теоретические основы организации компьютерного тестирования в высшей профессиональной школеслабо раскрыты различные аспекты создания и использования компьютерных тестов с учетом требований их валид-ности и надежностиотсутствуют теоретические обоснования создания моделей специального инструментария компьютерной диагностикив научных публикациях последних лет фрагментарно приводятся данные об использовании компьютерного тестирования при обучении иностранным языкам в неязыковых вузахнедостаточно исследованы педагогические условия организации компьютерного тестирования при подготовке кадров государственной и муниципальной службы.

Об этом свидетельствуют результаты опроса преподавателей Орловских неязыковых вузов. В частности, 48% преподавателей, участвовавших в опросе, указали, что имеющиеся в их арсенале компьютерные тесты не пригодны для автоматизированной диагностики знаний студентов по иностранному языкуболее 60% преподавателей считают компьютерное тестирование в существующих видах его применения недостаточно эффективной формой педагогической диагностики. Сложившуюся ситуацию можно объяснить такими причинами, как: непринятием рядом преподавателей инновацийнеобходимостью выполнения нового дополнительного, трудоемкого вида работнедостаточным уровнем знаний об организации компьютерного, тестированияотсутствием на местах материального обеспечения.

Вышесказанное позволило сделать вывод о важности разрешения в современных условиях следующих объективно сложившихся противоречий между:

— необходимостью применения компьютерного тестирования как автоматизированной формы педагогической диагностики студентов неязыковых 6 вузов и обоснованностью комплекса педагогических условий, позволяющих сделать этот процесс наиболее эффективным и результативным;

— необходимостью повышения качества языковой подготовки будущих государственных и муниципальных служащих средствами компьютерного тестирования и преобладанием традиционных методов и форм контроля в практике обучения иностранным языкам;

— широким распространением и внедрением информационных технологий в методику преподавания иностранных языков и недостаточной разработанностью теоретических и технологических основ решения данной проблемы.

Поиск путей преодоления отмеченных противоречий, недостатков теории и неиспользованных возможностей на практике определил выбор темы диссертационного исследования, проблема которого сформулирована следующим образом: как обеспечить эффективную организацию компьютерного тестирования студентов неязыковых вузов по иностранному языку.

Проблема определила цель исследования — выявление, экспериментальная проверка и научное обоснование педагогических условий, способствующих эффективной организации компьютерного тестирования по иностранному языку.

Объектом исследования является процесс компьютерного тестирования студентов неязыковых вузов в современных условиях информатизации образования, а его предметом — педагогические условия организации компьютерного тестирования при обучении иностранному языку.

Гипотеза исследования основана на предположении о том, что организация компьютерного тестирования студентов неязыковых вузов по иностранному языку будет проходить успешно, если:

— компьютерное тестирование рассматривать как эффективную форму педагогической диагностики, применяемой с целью объективного оценивания уровня языковой подготовки и осуществления мониторинга и прогнозирования качества образовательного процесса;

— разработана и реализована модель организации компьютерного тестирования студентов неязыковых вузов на примере подготовки кадров государственной и муниципальной службы;

— спроектирована технология обучения иностранному языку, основанная на компьютерном тестировании с использованием дидактического комплекса информационного обеспечения дисциплины «Иностранный язык»;

— выявлены и внедрены в образовательный процесс педагогические условия, способствующие эффективной организации компьютерного тестирования студентов неязыковых вузов.

В соответствии с целью, объектом и предметом исследования сформулированы следующие задачи:

1. Уточнить и конкретизировать сущность и содержание компьютерного тестирования как формы педагогической диагностики качества подготовки студентов неязыковых вузов по иностранному языку.

2. Разработать и обосновать теоретическую модель организации компьютерного тестирования студентов на примере изучения дисциплины «Иностранный язык» при подготовке кадров государственной и муниципальной службы.

3. Спроектировать технологию обучения иностранному языку, основанную на компьютерном тестировании с использованием дидактического комплекса информационного обеспечения, поддерживающую разработанную модель.

4. Апробировать модель организации компьютерного тестирования с целью подтверждения комплекса педагогических условий, способствующих ее эффективной реализации в учебном процессе.

Методологическую основу исследования составляют ведущие методологические принципы, важнейшие философские положения о взаимной обусловленности процессов и явлений, о единстве теории и практики. Методологическими ориентирами избраны: системный, коммуникативный, личностно-ориентированный, модульный и технологический подходы к организации педагогической диагностики языковой подготовки студентов.

Теоретическую основу исследования составляют труды отечественных и зарубежных исследователей в следующих областях: проблемы инфор-матазации образования (П.И. Образцов, И. В. Роберт, Т. Н Тягунова, И.А. Ца-турова, А. Г. Шмелев и др.) — современные концепции компьютерного тестирования при обучении иностранным языкам (A.B. Зубов, В. П. Овчаренко, Т. М. Фоменко, Н. В. Ялаева и др.) — теория и практика формирования программно-дидактических тестов (A.M. Бершадский, В. И. Васильев, Р.И. Вер-газов, Н. Ф. Ефремова, В. А. Красильникова, В. Г1. Овчаренко, Т. Н. Тягунова, Т. М. Фоменко, Н. В. Ялаева, F.M. Lord, G.G. Kingsbury, A.R. Zara и др.) — методологические и научно-теоретические основы тестового педагогического контроля (B.C. Аванесов, Н. Ф. Ефремова, В. М. Кадневский, А. Н. Майоров, Г. У. Матушанский, Е. А. Михайлычев, А. О. Татур, М. Б. Челышкова и др.) — технологический подход к организации образовательного процесса (В.П. Бес-палько, А. К. Колеченко, Т. Ю. Ломакина, П. И. Образцов, Л. Г. Семушина, А. И. Уман и др.) — обучение иностранным языкам в контексте информатизации и модернизации образования (И.Л. Бим, И. А. Зимняя, Р. П. Мильруд, Е. И. Пассов, Г. В. Рогова, E.H. Соловова, А. Н. Шамов, А. Н. Щукин и др.) — организация педагогической диагностики при обучении иностранным языкам (A.B. Зубов, М. К. Колкова, В. П. Овчаренко, Т. М. Фоменко, И. А. Цатурова, Н. В. Ялаева и др.).

Для достижения цели, решения задач и проверки гипотезы использовались следующие 1иетоды исследования: теоретические (анализ и синтез при исследовании и обобщении литературных источников, сравнительно-исторический анализ философской, психологической, педагогической, методической, нормативной литературы по проблеме исследования, теоретическое моделирование в процессе разработки теоретической модели организации компьютерного тестирования, абстрагирование и обобщение) — эмпирические (наблюдение, беседа в процессе выявления актуальности, обоснованно9 сти выбора предмета и объекта исследования, анкетирование, изучение результатов деятельности студентов, педагогический эксперимент в процессе апробации условий успешности организации компьютерного тестирования, методы статистической обработки данных).

Организация и этапы исследования. Опытно-экспериментальная работа проводилась в Орловской региональной академии государственной службы. Сбор дополнительного исследовательского материала осуществлялся в Орловском государственном институте искусств и культуры, Орловском государственном университете. Всего исследованием были охвачены 250 студентов и 50 преподавателей неязыковых вузов города Орла.

Научное исследование состояло из нескольких взаимосвязанных этапов.

На первом этапе (2008;2009г.г.) проводился анализ научной и методической литературы по проблеме исследования, нормативных документов, практики организации компьютерного тестирования студентов неязыковых вузов. В результате данной работы были определены исходные параметры исследования, его объект, предмет, задачи, педагогические условия, способствующие эффективной организации компьютерного тестирования обучающихся. Проведен констатирующий этап опытно-экспериментальной работы, который подтвердил актуальность выбранной темы.

На втором этапе (2009;201 Ог.г.) обоснована теоретическая модель организации компьютерного тестирования студентов неязыковых вузов на материале подготовки кадров государственной и муниципальной службы, спроектирована технология обучения иностранному языку, основанная на компьютерном тестировании с использованием дидактического комплекса информационного обеспечения дисциплины «Иностранный язык» (английский), определены его структура, содержание и функции.

На третьем этапе (2010;2011г.г.) проводились формирующий и контрольный этапы эксперимента. Его результаты явились основой для выявления новых, а также проверки и обоснования ранее выделенных педагогиче.

10 ских условий, способствующих эффективной организации компьютерного тестирования студентов. В ходе данных этапов проведены анализ, систематизация, математическая обработка и теоретическое обобщение материалов опытно-экспериментальной работы, коррекция и уточнение основных положений исследования, осуществлено оформление текста диссертационной работы.

Основные результаты исследования, полученные исследователем, и их научная новизна состоят в следующем:

1. Уточнена и конкретизирована сущность и содержание компьютерного тестирования студентов неязыковых вузов по иностранному языку как эффективной формы педагогической диагностики, применяемой с целью объективного оценивания уровня языковой подготовки и осуществления мониторинга и прогнозирования качества образовательного процесса.

2. «Разработана и обоснована теоретическая модель организации компьютерного тестирования студентов на примере изучения дисциплины «Иностранный язык» при подготовке кадров государственной и муниципальной службы, определены ее структура и содержание в контексте современной парадигмы информатизации образовательного процесса, предполагающей эффективную автоматизированную диагностику предметной обученности.

3. Спроектирована технология обучения иностранному языку, основанная на компьютерном тестировании с использованием дидактического комплекса информационного обеспечения (ДКИО), поддерживающая реализацию разработанной модели.

4. Выявлены, экспериментально подтверждены и научно обоснованы педагогические условия, способствующие эффективной организации компьютерного тестирования на занятии по иностранному языку студентов неязыковых вузов.

Теоретическая значимость результатов исследования состоит в том, что оно вносит вклад в теорию и методику профессионально-ориентированного обучения иностранному языку в неязыковых вузах. В ча.

11 стности, это заключается в уточнении сущности и содержания понятия «компьютерное тестирование студентов неязыковых вузов" — обосновании структуры и содержательного наполнения теоретической модели организации компьютерного тестирования обучающихся с учетом специфики подготовки будущих государственных и муниципальных служащихполучении новых знаний в области педагогического проектирования, конструирования и применения в учебном процессе технологии обучения иностранному языку, основанной на компьютерном тестировании с использованием дидактического комплекса информационного обеспеченияразработке и обосновании критериев, показателей и уровней качества языковой подготовки студентоввыявлении комплекса педагогических условий, необходимых для успешной организации компьютерного тестирования при подготовке кадров государственной и муниципальной службы.

Практическая значимость результатов исследования определяется тем, что учет содержащихся в нем теоретических положений и выводов позволяет повысить эффективность диагностирования качества языковой подготовки студентов неязыковых вузов с использованием компьютерного тестированияразработанная теоретическая модель организации компьютерного тестирования может быть использована в процессе преподавания иностранных языков в различных учреждениях системы высшего образованиятехнология обучения иностранному языку, основанная на компьютерном тестировании с использованием дидактического комплекса информационного обеспечения успешно используется в высших образовательных учрежденияхвыработанные практические рекомендации для преподавателей по ее созданию и реализации на неязыковых факультетах вузов, в частности при подготовке кадров государственной и муниципальной службы, могут быть использованы в системе высшего профессионального образования, а также в условиях повышения квалификации педагогических кадров.

Достоверность и обоснованность полученных результатов исследования обусловлены четкостью исходных методологических принципов и мето.

12 дов познания исследуемого процессаприменением апробированной методики, адекватной целям, задачам и логике исследованиярепрезентативностью эмпирических результатовопытно-экспериментальным подтверждением правомерности теоретических выводов и практических рекомендацийвоспроизводимостью и использованием полученных результатов в педагогической практике вузов.

На защиту выносятся следующие основные положения.

1. Организация компьютерного тестирования — это совокупность последовательных, взаимозависимых этапов подготовки специалистов с использованием технологии обучения иностранному языку, реализуемой путем мониторинга результатов образовательного процесса. При этом компьютерное тестирование студентов неязыковых вузов по иностранному языку выступает как форма педагогической диагностики, интегрирующая функции контроля и представляющая собой стандартизированную процедуру применения системы педагогических тестов на компьютере под управлением специально разработанной программы с целью объективного оценивания уровня языковой подготовки и осуществления мониторинга и прогнозирования качества образовательного процесса.

2. Теоретическая модель организации компьютерного тестирования студентов неязыковых вузов представляет собой систему функционально связанных блоков: целевого, методологического, содержательного, диагностического, технологического и критериально-оценочного. Выделенные составляющие модели обеспечивают результативность автоматизации педагогических измерений на занятии по иностранному языку при подготовке кадров государственной и муниципальной службы. Реализацию названной модели целесообразно осуществлять посредством спроектированной технологии обучения иностранному языку, основанной на компьютерном тестировании.

3. Технология обучения иностранному языку, основанная на компьютерном тестировании рассматривается как законосообразная деятельность.

13 преподавателя, реализующая научно обоснованный проект дидактического процесса и обладающая более высокой степенью эффективности, надежности и гарантированное&tradeрезультата, чем это имеет место при традиционных моделях оценки и контроля качества обучения.

Использование предлагаемой технологии осуществляется с применением разработанного автором дидактического комплекса информационного обеспечения дисциплины «Иностранный язык» (английский) при подготовке кадров государственной и муниципальной службы. Такой комплекс представляет собой систему, в которую интегрируются прикладные программные педагогические продукты, базы данных и базы знаний в изучаемых предметных областях, а также совокупность дидактических средств и методических материалов, всесторонне обеспечивающих и поддерживающих реализуемую педагогом технологию.

4. Результативность учебного процесса с применением модели организации компьютерного тестирования студентов обеспечивается созданием следующих педагогических условий:

— применяется систематическая диагностика и мониторинг качества языковой подготовки будущих государственных и муниципальных служащих;

— особое внимание уделяется формированию у обучающихся положительной мотивации к компьютерному тестированию;

— у преподавателей и студентов сформирована готовность к практическому применению компьютерного тестирования в образовательном процессе;

— осуществляется целенаправленное управление познавательной деятельностью обучающихся с использованием дидактического комплекса информационного обеспечения «Английский для государственных служащих»;

— отбор содержания тестовых заданий при разработке компьютерных тестов выполняется с учетом интегрирования языкового и профессионального аспектов.

Апробация и внедрение результатов исследования. Материалы диссертации нашли отражение в статьях, тезисах докладов и выступлениях автора на заседаниях кафедры иностранных языков в Орловской региональной академии государственной службы (2008;2011). Основные положения и результаты настоящего исследования отражены в трех статьях, опубликованных в научных журналах, включенных в перечень ВАК, а также были изложены автором на международных (София, 2010, Днепропетровск, 2010, Тамбов, 2010), всероссийских научно-практических (Тамбов, 2009, Белгород, 2010) конференциях, межвузовских научно-практических семинарах (Орел, 2009;2010), на заседаниях кафедры непрерывного образования и новых образовательных технологий Орловского государственного университета. Разработанный автором дидактический комплекс информационного обеспечения «Английский для государственных служащих» (имеется свидетельство о государственной регистрации программы для ЭВМ № 2 011 613 356) внедрен и активно используется в процессе обучения студентов в Орловской региональной академии государственной службы, Орловском государственном университете, Орловском государственном институте искусств и культуры.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, теоретических выводов по каждой главе, заключения, библиографического списка (200 наименований) и 10 приложений.

ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ:

1. Проектирование и применение на практике технологии обучения иностранному языку, основанной на компьютерном тестировании студентов неязыковых вузов подтвердили эффективность использования разработанной теоретической модели. Данная технология включала: определение диагностических целей обучения, описание в измерительных параметрах ожидаемого результатаобоснование содержания обучения в контексте будущей профессиональной деятельностивыявление структуры содержания учебного материала, его информационной емкостивыбор методов, организационных форм, средств учебной деятельностиоценку результатов образовательного процесса и при необходимости, его коррекцию. Для реализации проектируемой технологии в рамках настоящего диссертационного исследования был разработан дидактический комплекс информационного обеспечения учебной дисциплины «Иностранный язык» — «Английский для государственных служащих», который способствовал обеспечению гарантированного достижения дидактических целей.

2. Результаты опытно-экспериментальной работы подтвердили результативность применения разработанной модели организации компьютерного тестирования студентов неязыковых вузов на основе спроектированной технологии с использованием дидактического комплекса информационного обеспечения. Об этом свидетельствует тот факт, что после проведения экспериментального обучения неудовлетворительный уровень качества языковой подготовки в экспериментальных группах не был зарегистрирован. Значительно уменьшилось количество студентов первой и второй экспериментальных групп, имеющих низкий уровень языковой подготовки: до проведения эксперимента — 22,22% (1 ЭГ) и 33,33%) (2 ЭГ), после проведения эксперимента — 7,41% и 11,11% соответственно. В результате этого, в экспериментальных группах произошло увеличение количества обучающихся, имеющих средний уровень — 62,96% (1 ЭГ) и 66,67% (2 ЭГ), в то время как по результатам входного тестирования этот процент составлял 40,74 и 37,04 соответственно. Кроме того, увеличилось количество студентов, имеющих высокий уровень — 29,63% (1 ЭГ) и 22,22% (2 ЭГ), а до проведения эксперимента 11,11% и 7,41% соответственно.

Подводя итоги опытно-экспериментальной работы, проведенной в рамках настоящего исследования, необходимо отметить, что использование разработанной модели позволяет, во-первых, повысить стимулирующе-мотивационную составляющую учебного процессаво-вторых, активизировать творческую активность обучающихсяв-третьих, увеличить количество подлежащих усвоению дидактических единицв-четвертых, улучшить результативность выполнения тестовых заданий. Важным показателем экспериментального исследования следует считать гарантированное достижение дидактических целей, сформулированных при проектировании технологии. Таким образом, полученные результаты подтверждают результативность разработанной модели, что и являлось целью опытно-экспериментальной работы.

3. Результаты экспериментального обучения с применением разработанной модели при изучении дисциплины «Иностранный язык» позволили подтвердить гипотезу исследования о том, что успешность организации компьютерного тестирования при обучении иностранному языку будет обеспечена только в том случае, если выполняется комплекс следующих педагогических условий:

— применяется систематическая диагностика и мониторинг качества языковой подготовки будущих государственных служащих;

— особое внимание уделяется формированию у обучающихся положительной мотивации к КТ;

— у преподавателей и студентов сформирована готовность к практическому применению КТ в образовательном процессе;

— осуществляется целенаправленное управление познавательной деятельностью обучающихся с использованием ДКИО «Английский для государственных служащих»;

— отбор содержания тестовых заданий при разработке компьютерных тестов выполняется с учетом интегрирования языкового и профессионального аспектов.

Заключение

.

Проведенное исследование было направлено на разрешение противоречия между необходимостью применения компьютерного тестирования как автоматизированной формы педагогической диагностики студентов неязыковых вузов и обоснованностью педагогических условий, позволяющих сделать этот процесс наиболее эффективным и результативным.

В начале исследования было сделано предположение, что одним из способов разрешения данного противоречия является разработка и реализация в учебном процессе модели организации компьютерного тестирования, результативность которой обеспечит создание педагогических условий. Данное предположение обусловило ряд задач, решение которых проходило в рамках настоящей диссертационной работы.

В рамках исследования уточнена сущность и содержание понятия «компьютерное тестирование» в контексте обучения иностранным языкам. Проведенный анализ существующих подходов к определению данного понятия, позволил рассматривать компьютерное тестирование студентов неязыковых вузов по иностранному языку как форму педагогической диагностики, интегрирующую функции контроля и представляющую собой стандартизированную процедуру применения системы педагогических тестов на компьютере под управлением специально разработанной программы с целью объективного оценивания уровня языковой подготовки и осуществления мониторинга и прогнозирования качества образовательного процесса.

Организация компьютерного тестирования выступает как совокупность последовательных, взаимозависимых этапов подготовки специалистов с использованием технологии обучения иностранному языку, реализуемой путем мониторинга результатов образовательного процесса.

В ходе исследования разработана теоретическая модель организации компьютерного тестирования на примере изучения дисциплины «Иностранный язык» при подготовке кадров государственной службы. Модель рассматривалась как система, включающая в себя ряд взаимосвязанных блоков: целевого, методологического, содержательного, диагностического, технологического и критериально-оценочного. Выделение целевого блока связано с потребностью уточнить и конкретизировать цели обучения иностранному языку — практические, стратегические, образовательные, воспитательные и развивающие. Включение в структуру модели методологического блока обусловлено необходимостью рассмотрения основных подходов к организации педагогической диагностики языковой подготовки студентов — системного, коммуникативного, личностно-ориентированного, модульного и технологического. Содержательный блок предполагает отбор содержания учебного материала в контексте модульного подхода. Диагностический блок предусматривает контроль, проверку, оценивание, накопление статистических данных, их анализ, выявление динамики, тенденций, прогнозирование результатов языковой подготовки будущих государственных служащих РФ посредством КТ. Особое внимание при разработке теоретической модели в этом блоке уделяется педагогическим условиям, поскольку в нем определяется комплекс мер, необходимых для эффективной реализации процесса КТ на занятии. Технологический блок реализуется посредством специальной технологии обучения иностранному языку, основанной на КТ с использованием дидактического комплекса информационного обеспечения «Английский для государственных служащих». Выделение критериально-оценочного блока связано с разработкой критериев и показателей качества языковой подготовки студентов.

При осуществлении поиска путей и способов реализации разработанной теоретической модели был востребован технологический подход, в рамках которого было необходимо спроектировать технологию обучения иностранному языку, основанную на КТ, которое выступало составной частью предлагаемой технологии и было обусловлено организацией мониторинга качества языковой подготовки и использованием дидактического комплекса информационного обеспечения учебной дисциплины. Таким образом, в основе технологии лежало проектирование и конструирование целостного дидактического процесса, который представлял собой специально организованное, целенаправленное взаимодействие преподавателя и обучающихся. Процесс проектирования и конструирования рассматриваемой технологии включал в себя следующие этапы:

— определение диагностических целей обучения, описание в измерительных параметрах ожидаемого результата;

— обоснование содержания обучения в контексте будущей профессиональной деятельностивыявление структуры содержания учебного материала, его информационной емкости;

— выбор методов, организационных форм, средств учебной деятельности;

— оценка результатов образовательного процесса и при необходимости, его коррекция.

Реализация технологии осуществлялась с помощью специально созданного комплекса информационного обеспечения, состоящего из электронного учебно-методического пособиясредств информационной поддержки, включающих электронный профессионально-ориентированный словарь и электронный практикумпрограммы педагогического тестирования, разработанной с целью объективного оценивания уровня языковой подготовки и осуществления мониторинга и прогнозирования качества образовательного процессаа также методических рекомендаций для студентов и преподавателей.

В ходе проведения опытно-экспериментальной работы была произведена апробация разработанной теоретической модели организации компьютерного тестирования. Подводя итоги опытно-экспериментальной работы, проведенной в рамках настоящего исследования, необходимо отметить, что использование данной модели на неязыковых факультетах вузов позволяет, во-первых, повысить стимулирующе-мотивационную составляющую учебного процессаво-вторых, активизировать творческую активность обучающихсяв-третьих, увеличить количество подлежащих усвоению дидактических единицв-четвертых, улучшить результативность выполнения тестовых заданий.

Апробация модели организации компьютерного тестирования позволила обосновать комплекс педагогических условий, способствующих ее эффективной реализации в учебном процессе: применение систематической диагностики и мониторинга качества языковой подготовки будущих государственных служащихформирование у обучающихся положительной мотивации к компьютерному тестированиюформирование у преподавателей и студентов готовности к практическому применению компьютерного тестирования в образовательном процессеосуществление целенаправленного управления познавательной деятельностью обучающихся с использованием дидактического комплекса информационного обеспечения «Английский для государственных служащих" — интеграция языкового и профессионального аспектов при отборе содержания тестовых заданий для компьютерных тестов.

Разработанная модель организации компьютерного тестирования и ее реализация в образовательном процессе посредством спроектированной технологии позволяет в определенной степени разрешить названное выше противоречие. Изложенные в настоящем исследовании результаты теоретического анализа, проведенный эксперимент подтвердили в целом выдвинутую гипотезу исследования. Однако полученные на этой основе выводы и предложения не претендуют на окончательное и исчерпывающее решение проблемы применения компьютерного тестирования как формы педагогической диагностики в контексте профессионально-ориентированного обучения иностранному языку. Дальнейшие научные поиски видим в углублении ряда теоретических позиций в области использования автоматизированных форм педагогической диагностики языковой подготовки студентов неязыковых вузов, а также дальнейшей апробации дидактического комплекса информационного обеспечения с целью качественной подготовки обучающихся в условиях модернизации и информатизации образовательного процесса.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , B.C. Тесты в социологическом исследовании Текст. / B.C. Аванесов. М.: Наука, 1982. — 199с.
  2. , B.C. Форма тестовых заданий Текст.: учебное пособие/ B.C. Аванесов. М.: Исследовательский центр Гособразования СССР, 1991. — 152с.
  3. , B.C. Композиция тестовых заданий Текст. / B.C. Аванесов. -М.: Ассоциация инженеров-педагогов, 1996. -191с.
  4. , B.C. Математические модели педагогического измерения Текст. / B.C. Аванесов. М: Исслед. центр, 1994. — 26с.
  5. , B.C. Методологические и теоретические основы тестового педагогического контроля Текст.: дис.. д-ра пед. наук: 13.00.01/B.C. Аванесов. Москва, 1994 — 339с.
  6. , B.C. Научные проблемы тестового контроля знаний Текст.: монография / B.C. Аванесов. М.: Исслед. центр, 1994.-135с.
  7. Аванесов, В. С, Челышкова, М. Б. Адаптивное обучение и адаптивный контроль Текст./В.С. Аванесов, М.Б. Челышкова//Сб. педагогического института им. Ушинского. Петропавловск, 1991.-С.33 -35.
  8. , B.C. Тесты: теория и методика их разработки Текст. / B.C. Аванесов // Управление школой. 1999. — № 29. — С.8−14.
  9. , Л.И. Контроль знаний без традиционных оценок как элемент совершенствования методов обучения Текст. / Л. И. Алешин // Иностранные языки в школе. 2003. -№ 4 — с. 29.
  10. , В.И. Эвристическое программирование учебно-исследовательской деятельности Текст.: методическое пособие /В.И. Андреев. -М.: Высш. школа, 2001. 240с.
  11. , С.И. Учебный процесс в высшей школе и его закономерные основы и методы Текст. / С. И. Архангельский. М.Мн.: Высш. шк, 1998.-431с.
  12. , Ю.К. Оптимизация процесса обучения: общедидактический процесс Текст. /Ю.К. Бабанский. -М.: Просвещение, 2001 325с.
  13. М.Балыхина, Т. М. Словарь терминов и понятий тестологии Текст. / Т. М. Балыхина. -М.: Изд.-во РУДН, 2000. 160с.
  14. , А.И., Башмаков, И.А. Разработка компьютерных учебников и обучающих систем Текст.: монография / А.И. Башмаков, И.А. Башмаков. М.: Информационно-издательский дом «Филинъ», 2003.- 616с.
  15. , В.А. Философия образования личности: деятельностный аспект Текст.: монография /В.А. Беликов. М.: Владос, 2004. — 353с.
  16. , В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения Текст. /В.П. Беспалько. М., 1995.-c.41−62.
  17. , В.П. Слагаемые педагогической технологии Текст. / В. П. Беспалько. -М.: Педагогика, 1989. 192с.
  18. Бим, И.JI. Личностно ориентированный подход основная стратегия обновления школы Текст. / И. Л. Бим // Иностранные языки в школе. — 2002. — № 2.-С. 11−15.
  19. Бим, И. Л. Основные направления организации обучения иностранным языкам на старшей ступени полной средней школы Текст. / И. Л. Бим // Иностранные языки в школе. 2002. — № 5. — С.7−11.
  20. , А. Измерение умственных способностей Текст. /А.Бине. СПб: Союз, 1999.-432с.
  21. , Б.П., Катаева, Л.И. Педагогическая диагностика: сущность, функции, перспективы Текст. / Б. П. Битинас, Л. И. Катаева // Педагогика.- 1993. № 2.- с. 10−15.
  22. , П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения: В 2 т. Текст. /П.П. Блонский- под ред. А. И. Петровского. М.: Педагогика, 1979. Т. 1. -304 с. — Т.2. — 399с.
  23. , М.А. Компьютерная лингводидактика Текст.: учебное пособие /М.А. Бовтенко. М., 2005. — 216с.
  24. , Л.И. Избранные психологические труды Текст. / Л.И. Божо-вич.-М., 1995.-257с.
  25. , В.А. Основные подходы к созданию общероссийской системы оценки качества образования в Российской Федерации Текст. /В.А. Болотов // Вопросы образования. 2004. — № 3. — С.22−31.
  26. , Н.И. Методология системного подхода к решению проблем Текст. /Н.И. Бондаренко. СПб.: Изд-во С-Петерб. ун-та экономики и финансов, 1996.-386с.
  27. , Н.В. Современные образовательные технологии Текст.: учебное пособие /кол. авторов- под ред. Н. В. Бордовской. М.: КНО-РУС, 2010.-432с.
  28. , Н.В. Сущность педагогических технологий Текст. /Н.В. Боч-кина // Педагогические системы в школе и вузе: технология и управление: Тезисы докл. науч. конф. Волгоград, 1997.- С.40−43.
  29. , В.И., Тягунова, Т.Н. Культура компьютерного тестирования. Программно-дидактическое тестовое задание Текст./В.И. Васильев, Т. Н. Тягунова. М.:МГУП, 2002, — 90с.
  30. , В.И., Тягунова, Т.Н. Теория и практика формирования программно-дидактических тестов Текст./В.И. Васильев, Т. Н. Тягунова. -М.: МЭСИ, 2001. 130с.
  31. , Р.И., Кревский, И.Г., Жильцов, А. Ю. Автоматизация проверки качества тестовых заданий Текст./Р.И. Вергазов, И. Г. Кревский, А. Ю. Жильцов // Инновации в образовании: Материалы I науч.методич. конф. Пенза: ПТУ, 2003. — С.32−35.
  32. Виленский, М. Я, Образцов, П.И., Уман, А. И. Технологии профессионально-ориентированного обучения в высшей школе Текст.: учебное пособие/М.Я. Виленский, П. И. Образцов, А.И. Уман- под ред. В. А. Сластенина. М.: Педагогическое общество России, 2005. — 192с.
  33. , И.В. Автоматизация процессов тестирования Текст. / И. В. Винниченко. СПб.: Питер, 2005 .- 203с.
  34. , Л.С. Педагогическая психология Текст.: учебное пособие /Л.С. Выготский. М.: Педагогика, 1991.- 480с.
  35. , Н.В., Лихоманова, Л.Ф. Учебный курс английского языка для административного управления Текст. /Н.В. Ганц, Л. Ф. Лихоманова. -СПб.: Изд-во Северо-Западной академии гос. службы, 1998. 206с.
  36. , А.Д. Электронная лингводидактика в системе инновационного языкового образования Текст.: автореферат дисс.. докт. пед. наук: 13.00.02 / А. Д. Гарцов. Москва, 2009. — 41с.
  37. , Л. Тестирование: плюсы и минусы Текст. / Л. Гостомы-слов // Высшее образование в России- гл. ред. Б. Г. Яковлев. М., 2001. -N3.- С.152−154.
  38. Государственная служба: Англо-русский лексикон Текст.: учебно-методическое пособие /И.Л. Беляева, О. М. Базовская, И. Г. Белякова, Т. Н. Дементьева, С.Ф. Мурашко- под общ. ред. В. К. Егорова, Л.А. Га-лицейской, В. М. Герасимова. М.: Наука, 2003. — 223с.
  39. , O.A. Контекстная модель профессионально направленного обучения (На материале иностранного языка в военном вузе) Текст.: дис.. канд. пед. наук: 13.00.01Ю.А. Григоренко. Москва, 2001.- 239с.
  40. , Т.В. Компьютеры в преподавании иностранных языков Текст. / Т. В. Григорьева //Иностранные языки в школе. 1991. — № 3. -С.99−103.
  41. , В.В. Разработка и применение педагогических тестов в образовательном процессе Текст.: методическое пособие /В.В. Гусев, В. А. Петров, С. А. Федоренко. Орел: ВИПС, 1997. — 64с.
  42. , Ю.Ф., Татур, А.О. Психологические особенности тестовой формы контроля результатов обучения Текст. /Ю.Ф. Гущин, А. О. Татур //Актуальные проблемы тестирования в образовании: Материалы науч.- практ. конф. -М., 1999. 13−15.
  43. , В.Г., Ретинская, И.В. О классификации компьютерных образовательных информационных технологий Текст. /В.Г. Домрачеев, И. В. Ретинская // Информационные технологии. 1996. — № 2. — С. 1013.
  44. , B.B. Теория развивающего обучения Текст. /В.В. Давыдов. М.: Педагогика, 1996.-541с.
  45. Деловой иностранный язык для государственных служащих. Английский язык Текст.: учебно-методическое пособие / под общ. ред. В. К. Егорова, Ю. Е. Фокина, J1.A. Галицейской, В. М. Герасимова. М.: Ме-ждунар. отношения, 2001. — 200с.
  46. , A.A. Новые информационные технологии в образовании Текст./А.А. Дзюбенко. М.: ВНТИЦ, 2000.- 104с.
  47. , Дж., Эванс, В. Grammarway 1: Практическое пособие по грамматике английского языка Текст. / Дж. Дули, В. Эванс- пер. с англ. Г. И. Бардиной- под ред. О. В. Афанасьевой. М.: ЦентрКом, 2003. — 144с.
  48. , Дж., Эванс, В. Grammarway 2: Практическое пособие по грамматике английского языка Текст. / Дж. Дули, В. Эванс- пер. с англ. Г. И. Бардиной- под ред. О. В. Афанасьевой. М.: ЦентрКом, 2000. — 176с.
  49. , H.A. Формирование оптимальной мотивации овладения иностранным языком студентами неязыкового вуза Текст.: дис. канд. псих, наук: 19.00.07/Н.А. Емельянова, — Нижний Новгород, 1997. 229с.
  50. , В.И. Контроль качества обучения при аттестации: компе-тентностный подход Текст.: учеб. пособие / В. И. Звонников, М. Б. Челышкова. М.: Университетская книга- Логос, 2009. — 272с.
  51. , И.А. Лингвопсихология речевой деятельности Текст. /И.А. Зимняя. М.: Московский психолого-социальный институт, Воронеж: НПО «МОДЭК», 2007. — 432с.
  52. , И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе Текст. /И.А. Зимняя. М.: Просвещение, 1991. — 222с.
  53. , A.B., Зубова, И.И. Методика применения информационных технологий в обучении иностранным языкам Текст.: учебное пособие /A.B. Зубов, И. И. Зубова. М.: Академия, 2009. — 144с.
  54. , Л.Ф. Современные подходы к контролю обученности учащихся Текст. / Л. Ф. Иванова // Дидакт. 2002. — № 2. — с. 47.
  55. , О.Ю. Профессионально-ориентированное обучение иностранному языку на неязыковых факультетах вузов Текст.: дисс.канд. пед. наук: 13.00.08 /О.Ю. Иванова. Курск, 2005. — 212с.
  56. , К. Педагогическая диагностика Текст. / К. Ингекамп. М*.: Педагогика, 1991. — 239 с.
  57. , B.C., Гарунов, М.Г., Маркова, H.A. Технологии обучения в системе научно-технического образования Текст./ B.C. Кагерманьян, М. Г. Гарунов, H.A. Маркова. М.: НИИ ВО, 1995. — 52с.
  58. , В.М. Генезис тестирования в истории отечественного образования Текст.: автореферат дис. докт. пед. наук: 13.00.01/В.М. Кадневский. Екатеринбург, 2006.-56с.
  59. , Н.П. Физика: Интернет-тестирование базовых знаний Текст.: учебное пособие для вузов / Н. П. Калашников, Н. М. Кожевников. СПб.: Лань, 2009. — 149с.
  60. , Т.В. Изучение иностранных языков с помощью компьютера в вопросах и ответах Текст. / Т. В. Карамышева. СПб.: Союз, 2001.- 192с.
  61. , H.H. Формирование мотивации изучения иностранного языка у студентов неязыковых специальностей Текст.: дис.. канд. пед. наук: 13.00.08 /H.H. Касаткина. Ярославль, 2003. — 210с.
  62. , А.Г., Логинова, О.Б., Поливанова, К. Н. Стандарт образования: история разработки и итоги Текст. /А.Г. Каспаржак, О. Б. Логинова, К. Н. Поливанова // Вопросы образования. 2004. № 3. С. 24−43.
  63. , М.В. Инновации в мировой педагогике Текст. /М.В. Кларин. -Рига: НПЦ Эксперимент, 1995. 176с.
  64. , М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках Текст. /М.В. Кларин. М.: Арена, 1994. — 221с.
  65. , П. Ведение в психометрическое программирование: Справочное руководство по конструированию тестов Текст. / П. Клайн. — Киев: ПАН Лтд, 1994, — 184с.
  66. , B.C., Топильская, Н.Ф. Культура языка государственного служащего Текст. / B.C. Клюев, Н. Ф. Топильская. М.: РАГС, 1998. -302с.
  67. , Г. С. Оценка знаний и умений Текст. /Г.С. Ковалева// Школьные технологии. 2002. — № 6. — с.203.
  68. , А.К. Энциклопедия педагогических технологий Текст. /А.К. Колеченко. СПб: Каро, 2008.-368 с.
  69. , Н.В. Тестовый педагогический контроль знаний Текст. / Н. В. Колисниченко. М.: РАГС, 2008. — 42с.
  70. , М.К. Традиции и инновации в методике обучения иностранным языкам Текст.: методическое пособие / М. К. Колкова. СПб.: Каро, 2007.-288с.
  71. , Г. В. Коммуникативная функция и структура языка Текст. / Г. В. Колшанский. М.: ЛКИ, 2007. — 176с.
  72. БЗ.Конопко, Е. А. Использование компьютерного тестирования в процессе профессиональной подготовки бакалавров в вузе Текст.: автореферат дис.. канд. пед. наук: 13.00.08 / Е. А. Конопко. Ставрополь, 2007. -23с.
  73. , A.B. Контроль результатов обучения иностранным языкам Текст. / A.B. Конышева. СПб.: КАРО, 2004. — 135с.
  74. , А .Я., Нестерчук, Е.Р. Методика составления тестов на основе закрытых вопросов множественного выбора Текст. / А. Я. Коховец, Е.Р. Нестерчук// Высшая школа: проблемы и перспективы. Минск, 2004.-С.48.
  75. , В.В. Общие основы педагогики Текст.: учебное пособие /В.В. Краевский. М.: Академия, 2008. — 256с.
  76. , В.А. Подготовка заданий для компьютерного тестирования: Методические рекомендации Текст. /В.А. Красильникова. -Оренбург, ИПК ГОУ ОГУ, 2004. 31с.
  77. , В.А. Теория и технологии компьютерного обучения и тестирования Текст.: монография /В.А. Красильникова. Москва: Дом педагогики, ИПК ГОУ ОГУ, 2009. — 339с.
  78. , О.П. Интегрированная лингводидактическая технология (на материале английского языка) Текст.: автореф. дис. д-ра фил. наук: 10.02.21 / О. П. Крюкова. М., 1998. — 157с.
  79. , Н.Е. Педагогические технологии в предметном обучении Текст. /Н.Е. Кузнецова. СПб.: Образование, 1995. — 47с.
  80. , Н.В. Профессионализм деятельности преподавателя и мастера производственного обучения Текст. /Н.В. Кузьмина. М.: Просвещение, 1990. — 285с.
  81. , C.B. Педагогика личности от концепций до технологий Текст.: учебное пособие / C.B. Кульневич. Ростов-н/Д: Творческий центр «Учитель», 2001. — 160с.
  82. , Э. Тестовый контроль владения грамматическим аспектом английского языка Текст. /Э. Ларина // Учитель. 2001. — № 4. — с.65.
  83. , А.Н. Деятельность, сознание, личность Текст. /А.Н. Леонть-ев.-М.:Просвещение, 1982.- 136с.
  84. , Т.Ю., Сергеева, М.Г. Педагогические технологии в профессиональных учебных заведениях Текст.: монография /Т.Ю. Ломакина, М. Г. Сергеева. М.: Academia, 2008. — 288с.
  85. , А.Н. Теория и практика создания тестов для системы образования: Как выбирать и использовать тесты для целей образования Текст. /А.Н. Майоров. М.: Народное образование, 2000. — 351с.
  86. , Т.Д. Тестирование в системе мониторинга качества образования Текст. / Т. Д. Макарова // Стандарты и мониторинг в образовании. 1998.-№ 1. -С.60−61.
  87. , А.К., Матис, Т.А., Орлов, А. Б. Формирование мотивации учения Текст. / А. К. Маркова, Т. А. Матис, А. Б. Орлов.- М.: Просвещение, 1990, — 191с.
  88. , Г. У. Педагогическое тестирование в России Текст. / Г. У. Матушанский // Педагогика. 2002. -№ 2. — С. 15−21.
  89. , В.А. Психолого-педагогический словарь Текст. / В. А. Мижериков. Ростов н./Д.: РГУ, 2008. — 832с.
  90. , Р.П. Альтернативное тестирование коммуникативной компетенции учащихся Текст. / Р. П. Мильруд, A.B. Матиенко // Английский язык в школе. 2006. — № 4(16). — С.4−8.
  91. , Л.А. Дидактические условия формирования учебной деятельности на вузовской лекции Текст.: дис.. канд. пед. наук: 13.00.08 / Л. А. Мирошниченко. -Магнитогорск, 1998. 187с.
  92. , Е.А. Дидактическая тестология Текст. / Е.А. Михайлы-чев. М.: Народное образование, 2001.- 432с.
  93. , В.М. Технологические основы проектирования и конструирования учебного процесса Текст. /В.М. Монахов. Волгоград: Перемена, 1995.- 152с.
  94. , B.JI. Педагогические условия формирования опыта технической творческой деятельности у студентов педагогического университета с использованием компьютера Текст.: дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / В. Л. Муравьев. Владимир, 2000 — 165с.
  95. Юб.Найн, А. Я. Инновации в образовании Текст. /А.Я. Найн. Челябинск, 1995.-288с.
  96. , A.B., Тимченко, В.В., Трапицын, С. Ю. Информационные педагогические технологии Текст.: учебно-методическое пособие /A.B. Нестеров, В. В. Тимченко, С. Ю. Трапицин. СПб.: Книжный дом, 2003, — 340с.
  97. , Ю.М., Хлебников, В.А. Введение в теорию моделирования и параметризации педагогических тестов Текст. / Ю. М. Нейман, В. А. Хлебников. М.: Прометей, 2000.-170с.
  98. Нар дюжев, В.И., Нардюжев, И. В. Алгоритмы и методика подготовки компьютерных тестов Текст. / В. И. Нардюжев, И. В. Нардюжев. М., 1999. — С.23−25.
  99. , В.И., Нардюжев, И.В. Модели и алгоритмы информационно-вычислительной системы компьютерного тестирования Текст. / В.И. Нардюжев, И.В. Нардюжев. М.: Прометей, 2000. -147с.
  100. , Л.Н. Современное лингводидактическое тестирование в свете коммуникативной теории Текст. / Л. Н. Норейко // Преподаватель. -1998. № 4. — с.7−10.
  101. , Е.В., Мильруд, Р.П. Критерии содержательной аутентичности учебного текста Текст. / Е. В. Носович, Р. П. Мильруд // Иностранные языки в школе. 1999. — № 2. — С.6−12.
  102. Образцов, П. И. Дидактический комплекс информационного обеспечения учебной дисциплины в системе дистанционного обучения
  103. Текст. / П. И. Образцов // Открытое образование. 2001. — № 5. — С. 39−44.
  104. , П.И. Классификация информационных технологий обучения по дидактическим признакам Текст. / П. И. Образцов // Сборник научных трудов ученых Орловской области. Вып. 4. Орел: ОрелГТУ, 1998.-С. 304−310.
  105. , П.И., Родных, И.В., Нешков, А.К., Уваров, Ю. М. Основы военной педагогики Текст.: учебно-методическое пособие / под общ. ред. П. И. Образцова. Орел: ВИПС, 1999. — 224 с.
  106. , П.И. Психолого-педагогические аспекты разработки и применения в вузе информационных технологий обучения Текст.: монография. Орел: ОрелГТУ, 2000. — 145с.
  107. , П.И. Информационно-технологическое обеспечение учебного процесса в системе профессиональной подготовки военных специалистов (педагогический аспект) Текст.: дис.. д-ра пед. наук: 13.00.08 / П. И. Образцов. М., 2003. — 480с.
  108. , П.И. Психолого-педагогическое исследование: методология, методы и методика Текст.: учебное пособие / П. И. Образцов. -Орел: Картуш, 2007. 248с.
  109. , В.П. Компьютерное тестирование как метод оценивания уровня сформированности лингвистической компетенции (английский язык, неязыковой вуз) Текст.: дис. канд. пед. наук: 13.00.02 / В. П. Овчаренко. Таганрог, 2007.- 195с.
  110. , О.П. Современные технологии обучения в вузе: сущность, принципы проектирования, тенденции развития Текст. / О. П. Околелов // Высшее образование в России. 1994. — № 2. — С.45−49.
  111. , В.П. Научные основы проектирования педагогических систем внутришкольного управления качеством образовательного процесса Текст. / В. П. Панасюк. СПб.-М.: ИЦПКПС, 2000. — 498с.
  112. , А.П. Инновационные педагогические технологии Текст.: учебное пособие / А. П. Панфилова. М.: Академия, 2009. — 192с.
  113. , Е.И. Коммуникативный метод обучения иностранному говорению Текст. / Е. И. Пассов. М.: Просвещение, 1991. — 234с.
  114. , А. Автоматизированная система промежуточного контроля знаний студентов Текст. / А. Пичугин // Высшее образование в России: научно-педагогический журнал Министерства образования и науки Российской Федерации.— М., 2007.— № 5 .— С. 96−97.
  115. , Л.М., Татур, А.О., Челышкова, М. Б. Задания в тестовой форме для автоматизированного контроля знаний студентов Текст.:учебное пособие / JIM. Поддубная, А. О. Татур, М. Б. Мельникова. М.: МИФИ. 1995. — 56с.
  116. , И.П. Педагогика Текст.: учебное пособие /И.П. Подла-сый. М.: Владос, 2006. — 256с.
  117. , И.П. Диагностика и экспертиза педагогических проектов Текст. / И. П. Подласый. Киев, 2007. — 247с.
  118. , Е.С. Теоретические основы составления и использования системы средств обучения иностранному языку для средней общеобразовательной школы Текст.: автореферат дис.. д-ра пед. наук: 13.00.02 /Е.С. Полат. -М, 1988.-426с.
  119. , Е.С., Бухаркина, М.Ю., Моисеева, М.В., Петров, А. Е. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования Текст.: учебное пособие / Е. С. Полат. М.: Академия, 2009. — 272с.
  120. , A.B. Инновационная психолого-педагогическая модель компьютерной программы обучения студентов иностранному языку Текст.: дис.. канд. психол. наук: 19.00.07 / A.B. Поршнев. Н. Новгород, 2002. — 169с.
  121. , Р.К. Новые информационные технологии и лингвистика Текст.: учебное пособие /Р.К. Потапова. М.: КомКнига, 2005. — 368с.
  122. Равен, Джон. Педагогическое тестирование: проблемы, заблуждения, перспективы Текст. / Д. Равен. М.: Когито-центр, 1999. — 144с.
  123. Резолюция международной конференции «Модульное обучение в сфере преподавания иностранных языков Текст. / Иностранные языки в экономических вузах России. Всероссийский научно-информационный альманах. 2006. — № 5. — С.3−6.
  124. , И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы- перспективы использования Текст. /И.В. Роберт. М.: Школа-Пресс, 1994. — 205с.
  125. , К.А. Чтение как вид речевой деятельности в составе сертифицированного тестирования Текст. / К. А. Рогова // Преподаватель. -1998.-№ 4.-с. 17−18.
  126. , Г. В., Верещагина, И.Н. Методика обучения английскому языку на начальном этапе в общеобразовательных учреждениях Текст.: учебное пособие / Г. В. Рогова, И. Н. Верещагина. — М.: Просвещение, 2000. 232с.
  127. , Г. В. Методика обучения иностранным языкам в средней школе Текст. / Г. В. Рогова, Ф. М, Рабинович, Т. Е. Сахарова. М.: Просвещение, 1991. — 287с.
  128. , Б.У., Татур, А.О. Стандарты и тесты в образовании Текст. / Б. У. Родионов, А. О. Татур. М: МИФИ, 1995.- 82с.
  129. Российская педагогическая энциклопедия Текст. / В. В. Давыдов. -М.: Большая российская энциклопедия, 1993. Т.2. — С. 123.
  130. , C.JI. Проблемы общей психологии Текст. /C.JI. Рубинштейн. М., 1999. -416с.
  131. , А.Я. Модель формирования специалиста с высшим образованием на современном этапе Текст. /А.Я. Савельев, Л. Г. Семушина,
  132. B.C. Кагерманьян. М.: НИИВО, 2005. — Вып.З. — 72с.
  133. , В.В. Изучение языков международного общения в контексте диалога культур и цивилизаций Текст. / В. В. Сафонова. Воронеж: Истоки, 1996.-237с.
  134. , Г. К. Опыт системного анализа современных педагогических систем Текст. / Г. К. Селевко // Школьные технологии. 1996. — № 6.1. C. 32 36.
  135. , Л.Г., Ярошенко, Н.Г. Содержание и технологии обучения в средних специальных учебных заведениях Текст.: учебное пособие для преподавателей учреждений среднего профессионального образования. М.: Мастерство, 2001. — 272с.
  136. , B.B. Личностно-ориентированное образование Текст. / В. В. Сериков // Педагогика. 1994.- № 5. С. 16−20.
  137. , В.П. Системный подход основа педагогического менеджмента Текст. / В. П. Симонов // Педагогика. — 1994. — № 1. С. 14−19.
  138. , В.А., Руденко, Н.Г. О современных подходах к подготовке педагога Текст. / В. А. Сластенин, Н. Г. Руденко // Педагогика. 1999. -№ 6.-С.55−62.
  139. , E.H. Методика обучения иностранным языкам: Базовый курс лекций Текст.: учебное пособие для вузов / E.H. Соловова. — М.: Просвещение, 2007. 239с.
  140. , Н.В. Программно-методические средства в учебном процессе общеобразовательной школы Текст. / Н. В. Софронова. М.: ИИО РАО, 1998, — 178с.
  141. , А.И. Система управления качеством в вузе (модель) Текст. /А.И. Субетто // Квалиметрия в образовании: методология и практика: материалы X симпозиума- под научн. ред. H.A. Селезневой, А. И. Субетто. М.: ИЦПКПС, 2002. — 102с.
  142. , О.В. Формирование мотивации к изучению иностранного языка у студентов технических вузов Текст. / О. В. Сумцова //Филологические науки. Вопросы теории и практики. Тамбов, 2009. — С.246−249.
  143. , А.О., Челышкова, М.Б. Научно-методические проблемы создания системы тестирования в российском образовании Текст. / А.О. Та-тур, М. Б. Челышкова // Тез. докл. Всероссийской конф. «Развитие системы тестирования в России». — М.: ЦТ. 1999. С. 47 -49.
  144. Трусов, П, В. Введение в математическое моделирование Текст.: учебное пособие / П. В. Трусов. М.: Логос, 2004. — 440с.
  145. Уварова, Н. Л. Гуманитаризация профессионального образования государственных служащих средствами лингвистической подготовки
  146. Текст.: дис.. д-ра пед. наук: 13.00.08 / Н. Л. Уварова. Казань, 1999. — 402с.
  147. , В.А. Системный подход к процессу обучающего компьютерного тестирования Текст. / В. А. Углев, В. А. Устинов, Б. С. Добронец // Информационные технологии. 2008. — N 4. — С.81−87.
  148. , В.В., Гармаш, А.Н. Экономико-математические методы и прикладные модели Текст.: учебное пособие для вузов / В. В. Федосеев, А. Н. Гармаш. М.: ЮНИТИ, 2002. — 391с.
  149. , Е.В. Формирование готовности будущих учителей к использованию компьютерного тестирования в учебном процессе Текст.: автореферат дис. канд. пед. наук: 13.00.08 / Е. В. Федченко. -Магнитогорск, 2006.- 21с.
  150. , Ю.В. К вопросу об адаптивной системе тестирования Текст. /Ю.В. Федюкова. М.: МПГУ, 1999. — С.103.
  151. Философский энциклопедический словарь Текст. / ред. кол. Л. Ф. Ильичев и др. М., 2000. — 602с.
  152. , Т.М. Французский язык. Тесты как форма контроля Текст.: учебное пособие / Т. М. Фоменко. М.: Просвещение, 2008. — 176с.
  153. , Д.В. Педагогическое тестирование в военном вузе как средство активизации познавательной деятельности курсантов (на материале изучения гуманитарных дисциплин) Текст.: дис.. канд. пед. наук: 13.00.08 / Д. В. Фроликов. Орел, 2007. — 186с.
  154. , С.А. Методические основы проектирования электронного учебника, проектирование образовательных информационных ресурсов, систем и технологий Текст. / С. А. Христочевский. М., ИЦГЖПС, 1998.-С.9−17.
  155. , И.А. Компьютерные технологии в обучении иностранным языкам Текст.: учебно-методическое пособие / И. А. Цатурова, A.A. Петухова. -М.: Высш.шк., 2004. 95с.
  156. , М.Б. Вопросы организации адаптивного тестового контроля знаний студентов Текст. / М. Б. Челышкова // Школа-семинар «Научные проблемы тестового контроля знаний». М.: Исслед. центр, 1994.-С.14−16.
  157. , М.Б. Компьютерная программа для профессиональной разработки тестов. Новая аттестационная технология абитуриентов Текст. / М. Б. Челышкова // Тезисы докладов Всероссийской научно-практической конференции.- М.: МПГУ, 1993.- С. 48.
  158. , Е.К. Формирование готовности студентов педвузов к овладению индивидуальным стилем педагогической деятельности Текст.: автореферат дис. канд. пед. наук: 13.00.08 / Е. К. Черничкина. -М., 1991.-19с.
  159. , Д.В., Филатов, O.K. Технология обучения в высшей школе Текст. / Д. В. Чернилевский, O.K. Филатов. М.: Экспедитор, 1996.-288с.
  160. , М.А. Гибкая технология проблемно-модульного обучения Текст. / М. А. Чошанов. -М.: Народное образование, 1996.-157с.
  161. , Н.И. Умственное развитие и обучение Текст. / Н.И. Чу-прикова. -М, 1995. С. 18−26.
  162. , В.Д. Новая модель специалиста: инновационная подготовка и компетентностный подход Текст. / В. Д. Шадриков // Высшее образование сегодня. 2004. — № 8. — С.26−31.
  163. , А.Н. Методика преподавания иностранных языков: общий курс Текст.: учебное пособие / А. Н. Шамов. М.: Аст, 2008. — 253с.
  164. , Н.В. Высшая школа: технология обучения Текст. / Н. В. Шестак. М., 2000. — 80с.
  165. , H.A. Построение модели обучения иностранному языку при многоуровневой системе профобразования в техническом вузе Текст.: дис.. канд. пед. наук: 13.00.08 / H.A. Шишкина. Ульяновск, 2004. — 196с.
  166. , В.А. Некоторые направления разработки математической модели адаптивного тестирования Текст. / В. А. Шухардина // Тез. докл. Всерос. конф. «Развитие системы тестирования в России». Ч. 2.-М.: МПГУ, 1999.-С. 98−99.
  167. , А.Н. Обучение иностранным языкам: Теория и практика Текст.: учебное пособие / А. Н. Щукин. М.: Филоматис, 2009. — 480с.
  168. , Д.Б. Избранные психологические труды Текст. / Д.Б. Эль-конин. М.: Педагогика, 1989. -560с.
  169. , В.В. Педагогическая технология Текст. / В. В. Юдин. Ярославль: ЯГПУ, 1997 -48с.
  170. , Ф.М. Роль не учитываемых факторов в процедуре тестирования Текст. / Ф. М. Юсупов // Диагностика способностей и личностных черт учащихся в учебной деятельности. Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 1989- С. 37−48.
  171. Языкознание. Большой энциклопедический словарь Текст. / В. Н. Ярцева. 2-е изд. — М.: Большая Российская энциклопедия, 1998.-685с.
  172. , И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе Текст. / И. С. Якиманская. М.: Сентябрь, 1996. — 95с.
  173. , Н.В. Компьютерное тестирование как средство интенсификации обучения английскому языку в юридическом вузе Текст.: дис.. канд. пед. наук: 13.00.08 / Н. В. Ялаева. Екатеринбург, 2003. -233с.
  174. , Е.А. Системный подход к формированию готовности старшеклассников к продолжению образования в вузе Текст.: дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / Е. А. Ярошенко. Карачаевск, 2006.- 225с.
  175. , И.Л. Подготовка будущих учителей к выбору педагогических технологий Текст.: дис. канд. пед. наук: 13.00.08 / И. Л. Яцукова Астрахань, 1996.- 200с.
  176. Bateson, D., Nikol, С., Schroeder, Т. Alternative Assessments and Tables of Specification for the Third International Mathematics and Science Study. -N.Y., 1991. 215p.
  177. Binet, A. Simon, Т.Н. The development of intelligence in young children. -N.J.: The Training School, 1936. 156p.
  178. Brown, J.D. Computers in language testing: Present research and some future directions // Language Learning and Technology. 1997. — Vol. 1, No. l.-P. 44−59.
  179. Kingsbury, G.G., Zara, A.R. A comparison of procedures for content -sensitive item selection in computerized adaptive tests // Applied Measurement in Education. 1991. — № 4. — P. 241 -261.
  180. Krashen, S.D. Principles and Practice in Second Language Acquisition -Language Technology Methodology Series /S.D. Krashen. UK: Prentice Hall International LTD., 2001. — 246p.
  181. Lord, P.M. Application of Item Response Theory to Practical Testing Problems. Hillside. -N.Y.: Lawtrence Erlbaum Ass. Publ., 1980−266p.
  182. Murphy, R. Essential Grammar in Use, Cambridge University Press, United Kingdom, 2009 300p.
  183. Murphy, R. Supplementary Exercises, Cambridge University Press, United Kingdom, 2009 328p.
  184. Rasch, G. On Specific Objectivity: An Attempt of Formalizing the Generality and Validity of Scientific Statements // Danish Yearbook of Philosophy. 1997. — V. 14. — P. 58−94.
  185. Stevick, Earl W. Teaching and Learning Languages, Cambridge University Press. Cambridge. — 2000. — 324p.1. Уважаемые преподаватели!
  186. Какие формы педагогической диагностики знаний студентов Вы применяете на занятии по иностранному языку?- устный опрос- контрольные работы- бланковое тестирование- компьютерное тестирование- фоно/видеограммы- творческие задания- свой вариант
  187. Какие формы тестовых заданий Вы используете при организации компьютерного тестирования?- задания множественного выбора- задания на установление последовательности- задания на установление соответствия- свой вариант
  188. Считаете ли Вы, что используемые Вами компьютерные тесты отвечают основным требованиям валидности и надежности?-Да- нет- свой вариант
  189. Какие преимущества или недостатки имеет компьютерное тестирование на занятии по иностранному языку в неязыковом вузе?1. Недостатки:.1. Преимущества:
  190. Какие типы тестов Вы считаете наиболее эффективными при диагностике недостатков обучения, а также в итоговой и промежуточной аттестации?- нормативно-ориентированные- критериально-ориентированные- свой вариант
  191. Ваши предложения по совершенствованию контрольно-оценочной деятельности при обучении иностранным языкам в контексте развития информационных технологий?1. Уважаемые студенты!
  192. Просим Вас ответить на следующие вопросы анкеты, касающиеся Вашей точки зрения на проблему изучения иностранного языка (далее по тексту ИЯ) на неязыковых факультетах вузов. Заранее благодарим за сотрудничество.
  193. Считаете ли Вы, что ИЯ необходим Вам в будущей профессиональной деятельности?-Да- Нет
  194. Вызывает ли у Вас интерес изучение И Я?-Да- Нет
  195. Удовлетворены ли Вы Вашим уровнем владения ИЯ?-Да- Нет
  196. Хотели бы Вы повысить свой уровень владения ИЯ?-Да- Нет
  197. Удовлетворены ли Вы формами педагогической диагностики, применяемые Вашим преподавателем по ИЯ?-Да- Нет
  198. Хотели бы Вы использовать электронные словари / справочники / контролирующие программы, дидактические комплексы, при подготовке к занятию по ИЯ или в ходе занятия по ИЯ?-Да- Нет
  199. Благодарим за сотрудничество!1. Test1. You look. in this frock.1. A) much nicer1. B) much more nicer1. C) much nicely1. D) much more nicely
  200. Only when the guests. he managed to speak to his daughter.1. A) have left1. B) had left1. C) were left1. D) had been left
  201. You learnt about it only yesterday,.?1. A) wasn’t it1. B) didn’t you1. C) was it1. D) did you
  202. There’s only one person left. address we haven’t found out yet.1. A) whom1. B) which1. C) whose1. D) what5. .children like to stay indoors in such good weather!1. A) No1. B) Not1. C) No one1. D) None
  203. I’ll tell. about it, I promise to keep it a secret.1. A) anybody1. B) somebody1. C) nobody1. D) everybody
  204. She couldn’t help. to see this scene.1. A) to suprise1. B) suprising1. C) to be surprised1. D) being suprised
  205. If it hadn’t been for you I. this university.1. A) had never entered1. B) would never enter1. C) never entered
  206. D) would never have entered
  207. Hush! Do you feel. behind us? It is so frightening here!1. A) someone breath1. B) that someone breath1. C) someone to breath1. D) someone breathing
  208. It is typical. any woman. They all behave the same way in this situation.1. A) of1. B) from1. C) for1. D) with
  209. My parents always want .the washing up.1. A) that I did1. B) me do1. C) me to do1. D) for me to do
  210. You. have fallen ill. I don’t even doubt it as your voice is hoarse and the temperature is high.1. A) must1. B) can1. C) may1. D) shall
  211. Jennie.a very smart and hard-working girl.1. A) is said that she is1. B) said that she to be1. C) is said to be1. D) said to be
  212. The parting was painful as both knew they. meet again.1. A) were not to1. B) should not1. C) need not1. D) did not have to
  213. The football match had to be stopped. They .for half an hour when there was a terrible storm.1. A) were playing1. B) had been playing1. C) have been playing1. D) have played
  214. Tom said that he. feeling well.1. A) is1. B) were1. C) was1. D) must
  215. The girls suggested. a fashion show on TV.1. A) to watch1. B) on watching1. C) watch1. D) watching
  216. Would you mind. the window? It’s rather chilly in here.1. A) to close1. B) closing1. C) close1. D) to closing
  217. She answered that Jennie. their car at the moment.1. A) is cleaning1. B) was cleaning1. C) cleans1. D) had cleaned
  218. Caroline wanted to know. still angry with her.1. A) was Kate1. B) that Kate was1. C) if Kate was1. D) about Kate was
  219. Oh, no! I’ve .again! It’s been the second time this month!1. A) had my wallet stolen1. B) had stolen my wallet1. C) had my wallet to steal1. D) had my wallet stealing
  220. Ann.a better job if she. any foreign language.1. A) would have, spoke
  221. B) would have, would speak1. C) had, spoke1. D) would had, spoke
  222. Never.such a nice and peaceful scene!1. A) I have seen1. B) have seen I1. C) have I seen1. D) seen have I
  223. Did you ask him. to do this job?
  224. A) if he was professional enough
  225. B) was he professional enough
  226. C) was he enough professional
  227. D) if he was enough professional
  228. This phenomenon. for five years and now they publish their book.1. A) has been studied1. B) has been studying1. C) was being studied1. D) was studied
  229. Yesterday I. a friend who. from holiday in Turkey.1. A) met, had just come1. B) had met, just came1. C) met, has just come1. D) had met, has just come1. Keys to the Grammar Test:1. A
Заполнить форму текущей работой