Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Повышение эффективности образовательной деятельности профессорско-преподавательского состава в вузах военно-воздушных сил

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Практическая значимость исследования состоит в том, что оно направлено на повышение эффективности образовательной деятельности профессорско-преподавательского состава в авиационных вузах. Мероприятия разработанной комплексной целевой программы позволяют усовершенствовать подготовку профессорско-преподавательских кадров в вузах ВВС к обучению и воспитанию курсантов, усилить мотивацию… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. НАУЧНЫЕ ОСНОВЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОФЕССОРСКО-ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКОГО СОСТАВА В ВУЗАХ ВОЕННО-ВОЗДУШНЫХ СИЛ
    • 1. Историко-педагогический анализ образовательной деятельности профессорско-преподавательского состава в авиационных вузах
    • 2. Обоснование сущности и структуры образовательной деятельности профессорско-преподавательского состава в авиационных вузах
  • ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОФЕССОРСКО-ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКОГО СОСТАВА В АВИАЦИОННЫХ ВУЗАХ
    • 1. Анализ образовательной деятельности профессорско-преподавательского состава в вузах ВВС
    • 2. Ход и результаты опытно-экспериментальной работы по повышению эффективности образовательной деятельности профессорско-преподавательского состава вузов ВВС
  • ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОФЕССОРСКО-ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКОГО СОСТАВА В ВУЗАХ ВОЕННО-ВОЗДУШНЫХ СИЛ
    • 1. Совершенствование подготовки профессорско-преподавательского состава к обучению и воспитанию курсантов
    • 2. Оптимизация содержания образовательной деятельности профессорско-преподавательского состава в вузах
    • 3. Повышение качества организационно-методического обеспечения образовательной деятельности профессорско-преподавательского состава вузов
  • ЗАКЛЮЧЕНИЕ 173 БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ
  • СПИСОК
  • ПРИЛОЖЕНИЯ

Повышение эффективности образовательной деятельности профессорско-преподавательского состава в вузах военно-воздушных сил (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Федеральная Программа «Реформирование системы военного образования в Российской Федерации на период до 2010 года"1 и Руководство по организации работы высшего военно-учебного заведения Л.

Министерства обороны Российской Федерации определили цели и задачи совершенствования образовательной деятельности профессорско-преподавательского состава вузов.

В условиях сложных процессов реформирования системы военного образования особой остротой отличаются проблемы в области подготовки военных авиационных специалистов. В диссертационном исследовании были выявлены наиболее важные из них: оптимизация сети и емкости вузов по подготовке военных авиационных специалистовпереход к системе непрерывной подготовки авиационных кадровразработка и внедрение новых информационных технологий в образовательную деятельность профессорско-преподавательского состава и переоснащение учебно-материальной базы вузов Военно-Воздушных Сил (далее ВВС). Преобразования в системе высшего военного образования вызваны также противоречием между возрастанием сложности решаемых ВВС учебно-боевых задач и реальными экономическими возможностями государства.

Обращение к анализу современного состояния образовательной деятельности профессорско-преподавательского состава в вузах ВВС дает основание полагать, что в настоящее время накопилось немало проблем, нуждающихся в конструктивном разрешении. Наиболее актуальными проблемами, выявленными диссертационным исследованием, являются: растущие требования к объему профессиональных знаний, навыков и умений выпускников, недостаточная профессиональная и педагогическая подготовка преподавателей и снижение их мотивации к образовательной деятельности, снижение уровня профессиональ.

1 Постановление Правительства Российской Федерации от 27 мая 2002 г. № 312.

2 Приказ Министра обороны РФ от 12 марта 2003 г. № 80. ной подготовки военных авиационных специалистов в условиях обучения по государственным образовательным стандартам, возможности системы подготовки профессорско-преподавательского состава удовлетворять потребности вузов ВВС в преподавательских кадрах, недостаточная мотивация профессорско-преподавательского состава к воспитанию и формированию навыков воспитательной работы у курсантов.

Актуальность проблемы исследования определяется недостаточным уровнем её научной разработанности. Анализ научных публикаций по проблемам образовательной деятельности профессорско-преподавательского состава за последние два десятилетия приводит к выводу о том, что единых научных подходов к раскрытию сущности данного понятия не выработано. В различных источниках рассматриваются такие категории как педагогическая деятельность, обучающая деятельность, деятельность преподавателя, образовательная деятельность1.

Отдельные элементы образовательной деятельности профессорско-преподавательского состава в вузе рассмотрены в исследованиях, которые посвящены совершенствованию образовательного процесса и профессиональной подготовки курсантов в военных вузах и касаются учебной и. воспитательной работы, методического и научного обеспечения образовательного процесса, а также истории образования в военных вузах .

1 См.: Акиндинов A.B. Повышение эффективности педагогической деятельности профессорско-преподавательского состава вузов: автореф. дис. докт. пед. наук. — М., 2005; Бабичева А. П. Проектирование образовательной деятельности профессорско-преподавательского состава профессионального обучения учащихся ССУЗ: дис. канд. пед. наук. — СПб., 2000; Есарева З. Ф. Особенности деятельности преподавателя высшей школы. JL, 1974; Никитина H.H., Кислинская Н. В.

Введение

в педагогическую деятельность: теория и практика. — М., 2004; Руководство по организации работы высшего военно-учебного заведения Министерства обороны Российской Федерации Приказ МО РФ № 80 от 12.03.2003 г. ст. 14- Хозяи-нов Г. И. Педагогическая структура обучающей деятельности и формирования мастерства педагога в учебном процессе: автореф. дис.. докт. пед. наук. — М., 1991 и др.

2 См.: Алехин И. А. Развитие теории и практики военного образования в России XIX — начала XX века: автореф. дис.. докт. пед. паук. — М., 2004; Бабанский Ю. К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. Методические основы. — М., 1982; Гандер Д. В. Психологическое обеспечение летного обучения: теория и практика: дис.. докт. псих, наук ГИШ МО РФ (авиации и космической медицины).- М., 1987; Давыдов В. П. Исследование путей повыше.

Ряд исследований посвящен проблемам подготовки и совершенствования деятельности профессорско-преподавательского состава, повышения педагогического мастерства и педагогической культуры преподавателей1.

Актуальность, теоретическая и практическая значимость изучаемой проблемы, а также ее недостаточная разработанность обусловили выбор темы исследования.

Объект диссертационного исследования — образовательный процесс в вузах ВВС.

Предмет исследования — сущность, структура и пути повышения эффективности образовательной деятельности профессорско-преподавательского состава в вузах ВВС.

Целыо исследования является обоснование сущности, структуры и путей повышения эффективности образовательной деятельности профессорско-преподавательского состава в вузах ВВС. пия эффективности воспитаиия курсантов вузов в процессе обучения: дис. докт. пед. наук. -М., 1977; Лямзин М. А. Развитие теории и практики военно-педагогической подготовки курсантов (слушателей) военных вузов: дис.. докт. пед. наук. — М., 1997; Марченков В. И. Совершенствование образовательного процесса в вузах Вооруженных Сил Российской Федерации: дис.. докт. пед. паук.- М., 2005; Пестов В. А. История и перспективы развития военного образования в России. -М., 2001; Самойлов В. Д. Совершенствование системы высшего образования офицеров ВС РФ: дис.. докт. пед. наук, — М., 2002; Сластенин В. А. Научно-методическое обеспечение учебного процесса. — М., 1989 и др.

1 См.: Бенин В. Л. Теоретическо-методологические основы формирования и развития педагогической культуры: автореф. дис.. докт. пед. паук. — М., 1996; Зверяев А. П. Профессиональное становление начинающих преподавателей военно-технических дисциплин высших учебных заведений МО РФ: дис.. канд. пед. наук.- М., 2004; Лыков А. К. Совершенствование педагогической техники преподавания в военном училище: дис.. канд. псих. наук. -М., 1994; Новиков В. Н. Развитие теории и практики подготовки преподавателей высшей военной школы (на материалах ВУЗов РВСН): дис.докт. пед. наук. — М., 1999; Руденко Ю. С. Совершенствование теории и практики обучения слушателей и курсантов вузов: дис.. докт. пед. наук.- М., 2002; Сисюк А. Я. Формирование стиля педагогического общения у преподавателей вузов: дис.. канд. пед. наук.- М., 2004; Скопылатов И. А. Индивидуализация обучения в высшей военной школе России: дис.. докт. пед. наук. — СПб., 1995; Сухорукое В. А. Повышение эффективности деятельности преподавателя гуманитарных дисциплин в вузах МО РФ (на материалах авиационных летных училищ): дис.. канд. пед. наук.- М., 1998; Шабанов Г. А. Развитие педагогического творчества преподавателей вузов: дис.. канд. пед. наук. — М., 1991 и др.

В соответствии с намеченной целью в диссертации решались следующие задачи:

1. Выявление научных и прикладных основ образовательной деятельности профессорско-преподавательского состава в вузах ВВС.

2. Проведение опытно-экспериментального исследования эффективности образовательной деятельности профессорско-преподавательского состава в вузах ВВС.

3. Обоснование путей повышения эффективности образовательной деятельности профессорско-преподавательского состава в вузах ВВС, выработка практических рекомендаций по ее совершенствованию.

В качестве гипотезы исследования выдвинуто предположение о том, что в современных условиях в образовательном процессе вузов ВВС сложилось противоречие между повышающимися требованиями к качеству образования и реальной практикой образовательной деятельности профессорско-преподавательского состава.

Разрешить данное противоречие возможно следующими путями: совершенствованием подготовки профессорско-преподавательского состава к обучению и воспитанию курсантов, оптимизацией содержания образовательной деятельности профессорско-преподавательского состава в вузах, повышением качества организационно-методического обеспечения образовательной деятельности профессорско-преподавательского состава вузов.

Методологические и иаучно-теоретические основы исследования составили требования диалектического подхода, позволяющего раскрыть суть педагогических явлений в их взаимосвязи и взаимообусловленности, опирающегося на систему принципов: объективности, единства исторического и логического, теоретического и эмпирического, личности и деятельности, а также общенаучные подходы: системный, комплексный, прогностический, процессуальный и функциональный, основные закономерности обучения, дидактические принципы и разработанная в педагогике высшей военной школы проблемно-деятельностная концепция обучения, в особенности ее положения о многофункциональности обучениявысокой технической оснащенности образовательного процессагибкости управления деятельностью преподавателей и курсантовкомплексности в содержании, организации, методике и контроле. В диссертации использовались концептуальные положения: в области методологии педагогической деятельности (A.B. Акиндинов,.

A.B. Барабанщиков, Ю. К. Бабанский, В. И. Блинов, С. К. Бондырева, А.И. Боч-карев, A.C. Булатов, В. М. Выдрин, Б. С. Гершунский, И. И. Гребенюк, В. Г. Демин, И. С. Еленский, В. И. Загвязинский, В. В. Краевский, A.A. Косюков, Н. Ф. Котов, Т. С. Колосов, А. А. Куликов, И. А. Липский, A.A. Михайлов, М. Н. Скаткин, Н. Ф. Талызина, В. И. Тютин, JI.H. Ховрина, Д. И. Фельдштейн и др-) — личностно — социально — деятельностного подхода (A.B. Барабанщиков,.

B.И.Вдовюк, В. П. Давыдов, М. А. Лямзин, В. Н. Гуляев, Е. В. Злобин, Т. М. Ковалева, И. А. Липский и др.) — исследований истории и теории военного образования (И.А. Алехин, A.B. Барабанщиков, Л. Г. Бескровный, C.B. Бордунов, Э. Д. Днепров, С. Ф. Егоров, Д. И. Земсков, М. Н. Жесткова, Г. В. Зибров, А. И. Каменев, Д. И. Латышина, Н. Д. Никандров, Е. Г. Осовский, В. А. Пестов, А. И. Пискунов, В. Д. Самойлов, А. Е. Сукновалов и др.) — теории общей и военной дидактики высшей школы (С.И. Архангельский,.

A.B.Барабанщиков, В. П. Беспалько, П. Г. Буга, А. К. Быков, А. П. Верхола,.

B.Н. Гуляев, В. П. Давыдов, Э. Н. Коротков, Ю. С. Руденко, О. В. Сюткина, Ю. Ф. Худолеев и др.) — теории воспитания (A.A. Аронов, В. И. Андреев, И. И. Болдырев, В.И. Вдо-вюк, Б. З. Вульфов, В. Н. Герасимов, Л. Ю. Гордин, П. Н. Городов, Г. П. Гаркуша, В. П. Давыдов, С. И. Денисенко, Е. С. Иванов, Н. И. Киряшов, Н. С. Кравчун, В. В. Кутузов, В. Е. Кучеров, А. Т. Малый, A.B. Мудрик, Л. И. Новикова, Е. А. Пеньковский, В. А. Сластенин, В. Я. Слепов, В. А. Собина, A.C. Сушан-ский, А. П. Шарухин и др.) — подготовки офицерских кадров в высшей военной школе, включая военнопедагогическую подготовку (A.B. Барабанщиков, Н. П. Балыков, И.В. Биочин-ский, Д. В. Гандер, В. И. Вдовюк, А. П. Дударь, А. И. Каменев, П. А. Корчемный,.

A.B. Комар, М. А. Лямзин, А. Д. Лазукин, C.B. Литвиненко, В. Г. Михайловский, С. С. Муцынов, В. Н. Новиков, В. А. Пестов, В. П. Раицкий, И. М. Рукавицын,.

B.Д. Самойлов, А. М. Седов, В. А. Свиридов, В. А. Сухоруков, В. Т. Юсов и др.).

Изучению подверглись учебные планы и программы экспериментальных авиационных вузов. В исследовании также применялись общегосударственные и ведомственные нормативные документы, мемуарная, энциклопедическая и справочная литература, учебно-методические материалы вузов ВВС, публикации в периодической печати.

Методы и база исследования. Решение задач исследования осуществлено с использованием комплекса теоретических и эмпирических методов. Ведущими теоретическими методами являлись: историко-педагогический, сравнительный, системный анализ, методы обобщения, моделирования, проектирования и др. Из эмпирических методов активно применялись: педагогическое наблю-•f дениеанкетирование, беседы, анализ документов и результатов деятельности, экспертная оценка и др. Полученные эмпирические данные подвергались обработке методами математической статистики. ;

Научное исследование эффективности образовательной деятельности профессорско-преподавательского состава и возможных путей ее повышения проводилось в Военно-воздушной академии им. Ю. А. Гагарина, Военной академии воздушно-космической обороны, Ейском ВВАУ, Ставропольском ВВАИУ, Краснодарском ВВАУЛ, Воронежском ВВАИУ и Тамбовском ВВАИУРЭ. {? Опытно-экспериментальная работа проводилась в Ейском ВВАУ, Ставропольском ВВАИУ и Краснодарском ВВАУЛ в несколько этапов.

На первом (подготовительном) этапе — (2002;2003 гг.) — проводилось изучение образовательной практики в вузах ВВС, различных теоретических источников по проблеме. Определялась и уточнялась гипотеза опытно-экспериментальной работы, разрабатывался и апробировался необходимый исследовательский инструментарий, определялись и уточнялись критерии и показатели эффективности образовательной деятельности профессорско-преподавательского состава. На данном этапе были определены участники опытно-экспериментальной работы: высшие авиационные военно-учебные заведения, кафедры, коллективы преподавателей, курсантов. Осуществлялась работа по изучению состава контрольных и экспериментальных групп и подготовке должностных лиц, принимающих участие в эксперименте.

На втором (основном) этапе — (2003 — 2005 гг.) — было осуществлено опытно — экспериментальное исследование. Главное его содержание состояло в выявлении возможностей повышения эффективности образовательной деятельности профессорско-преподавательского состава в вузах ВВС и в экспериментальной проверке внедрения путей и условий повышения эффективности данной деятельности. На данном этапе был проведен анализ существующей практики образовательной деятельности профессорско-преподавательского состава в вузах ВВС (констатирующий эксперимент), разработана, уточнена и опытно-экспериментальным путём апробирована комплексная целевая программа повышения эффективности образовательной деятельности профессорско-преподавательского состава в вузах ВВС. Одновременно вносились коррективы в методику исследования, формулировались предварительные выводы и рекомендации, готовились публикации по проблеме исследования.

На третьем (заключительном) этапе — (2005;2006 гг.) — осуществлялась всесторонняя проверка, обработка и обобщение полученных результатов. Данные исследования обсуждались на заседаниях Ученого совета Ейского ВВАУ, кафедр и предметно-методических комиссий, в индивидуальных беседах с начальниками учебных отделов, преподавателями и курсантами других экспериментальных вузов. Производилось литературное оформление диссертационной работы, подготовка и издание публикаций по исследуемой проблеме.

Общий объем проделанной работы. В ходе исследования изучено более 240 литературных источников (монографий, диссертаций, научных статей, учебников, учебных пособий и др.), в том числе около 40 докторских и кандидатских диссертаций по различным аспектам проблемы образовательного процесса и образовательной деятельности профессорско-преподавательского состава. Проанализированы квалификационные требования к выпускникам по 9 специальностям, 22 учебных плана, более 50 программ и тематических планов изучения учебных дисциплин в различных военно-учебных заведениях ВВС. Было опрошено в беседах, опросах-интервью, анкетах 226 преподавателей, 20 начальников кафедр и 3 начальника учебных отделов авиационных вузов, более 400 курсантов, а также 140 офицеров — выпускников вузов ВВС. Разработаны методические рекомендации для преподавателей, повышающие эффективность их образовательной деятельности в вузе. Материалы исследования отражены в 7 публикациях и учебно-методическом пособии.

Научная новизна исследования заключается в том, что:

— осуществлен историко-педагогический анализ, дана характеристика современного состояния, обоснованы сущность и структура образовательной деятельности профессорско-преподавательского состава в авиационных вузах;

— разработаны и опытно-экспериментальным путем проверены комплексная целевая программа повышения эффективности образовательной деятельности профессорско-преподавательского состава в вузах ВВСкритерии и показатели эффективности образовательной деятельности профессорско-преподавательского состава в авиационных вузах;

— выявлены основные педагогические пути повышения эффективности образовательной деятельности профессорско-преподавательского состава в авиационных вузах и условия их реализацииразработаны рекомендации по реализации научных и прикладных результатов исследования.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Основные тенденции становления и развития образовательной деятельности профессорско-преподавательского состава в вузах ВВС, представляющие собой:

— в дореволюционный период: стихийный характер и практическую направленность образовательной деятельности профессорско-преподавательского составасочетание зарубежного и отечественного опыта организации военного образования, зарождение теоретических основ летного обучения и др.;

— в советский период: поиск профессорско-преподавательским составом оптимальных систем обучениявнедрение в образовательную деятельность профессорско-преподавательского состава фронтового опытаоптимальное использование профессорско-преподавательского состава, обусловленное сложностью подготовки педагогических кадров и др.;

— в современный российский период: наполнение новым содержанием образовательной деятельности профессорско-преподавательского состава в вузах ВВСкомплексный подход к подготовке педагогических кадров к образовательной деятельности в вузах ВВСсистематический поиск наиболее эффективных способов разработки и построения образовательной деятельности профессорско-преподавательского состава и др.

Сущность образовательной деятельности профессорскопреподавательского состава в авиационных вузах — это целенаправленный и специфическй вид педагогической деятельности по качественной подготовке курсантов к военно-профессиональной деятельности в соответствии с должностным предназначением, основанного на вооружении их системой научных знаний, умений и навыков и формировании высоких личностных качеств.

Структура образовательной деятельности профессорско-преподавательского состава в авиационных вузах включает: субъект и объект, цели и задачи, закономерности и противоречия, способы, принципы, методы, приемы, средства и формы ее реализации, виды контроля ее результатов и пути повышения ее эффективности в современных условиях.

2. Комплексная целевая программа повышения эффективности образовательной деятельности профессорско-преподавательского состава в вузах ВВС, состоящая из цели, задач, трех этапов: подготовительного, основного, заключительного.

Разработанные критерии эффективности образовательной деятельности профессорско-преподавательского состава (учебно-методический, воспитательный и научный) и показатели эффективности образовательной деятельности профессорско-преподавательского состава: высокий, средний и низкий.

3. Основные пути повышения эффективности образовательной деятельности профессорско-преподавательского состава в авиационных вузах: совершенствование подготовки профессорско-преподавательского состава к обучению и воспитанию курсантов, оптимизация содержания образовательной деятельности профессорско-преподавательского состава в вузах, повышение качества организационно-методического обеспечения образовательной деятельности профессорско-преподавательского состава вузов.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что его результаты в своей совокупности предполагают решение научной задачи педагогики высшей военной школы — повышение эффективности образовательной деятельности профессорско-преподавательского состава в авиационных вузах. Разработанные теоретические и прикладные положения позволяют более адекватно отразить современные научные представления о сущности, структуре образовательной деятельности профессорско-преподавательского состава в вузах ВВС и могут служить научной опорой для исследования проблем образовательной деятельности профессорско-преподавательского состава.

Практическая значимость исследования состоит в том, что оно направлено на повышение эффективности образовательной деятельности профессорско-преподавательского состава в авиационных вузах. Мероприятия разработанной комплексной целевой программы позволяют усовершенствовать подготовку профессорско-преподавательских кадров в вузах ВВС к обучению и воспитанию курсантов, усилить мотивацию преподавателей к образовательной деятельности, оптимизировать содержание и усовершенствовать организационно-методическое обеспечение образовательной деятельности. Материалы диссертации, теоретические выводы и практические рекомендации могут быть использованы руководством вузов ВВС и кафедр в основе принятия научно обоснованных управленческих решений по повышению эффективности образовательной деятельности профессорско-преподавательского состава.

Достоверность полученных результатов обусловлена согласованностью теоретико-методологических позиций, полнотой и системностью рассмотрения предмета исследования в его структурных, функциональных и процессуальных характеристиках и взаимосвязи между ними, использованием разнообразных теоретических и эмпирических методов исследования в соответствии с его концептуальными положениями и логикой организации. Результаты исследования получили экспериментальное подтверждение, прошли достаточную апробацию и педагогическую экспертизу.

Апробация результатов исследования осуществлялась путем обсуждения основных положений и выводов исследования, практических рекомендаций на заседаниях Ученых советов, кафедр, научно-методических конференциях, учебно-методических сборах преподавательского состава, межкафедральных совещаниях в вузах ВВС. В ходе осуществления мероприятий, предусмотренных комплексной целевой программой повышения эффективности образовательной деятельности профессорско-преподавательского состава в вузах ВВС, автором была разработана и внедрена часть учебно-методического комплекса для начинающих преподавателей в «Школе педагогического мастерства» в Ейском ВВАУ и разработано учебно-методическое пособие, которое используется в работе «Школы педагогического мастерства» вуза.

Замысел исследования, его цель и задачи определили структуру и содержание диссертации, которая состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка и приложений.

I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВЫВОДЫ.

1. Проведенный теоретический анализ проблемы образовательной деятельности профессорско-преподавательского состава в вузах ВВС позволил выявить, обобщить и обосновать:

— историко-педагогические тенденции становления и развития образовательной деятельности профессорско-преподавательского состава в вузах ВВС;

— сущность образовательной деятельности профессорско-преподавательского состава в авиационных вузах как целенаправленного и специфического вида педагогической деятельности профессорско-преподавательского состава по вооружению курсантов системой научных знаний, навыков и умений, формированию высоких личностных качеств, качественной подготовке к военно-профессиональной деятельности в соответствии с должностным предназначениемструктуру образовательной деятельности профессорско-преподавательского состава в авиационных вузах, предполагающую наличие субъекта и объекта, четко поставленных целей и задач, закономерностей, противоречий, принципов, методов, приемов, средств и форм ее реализации, видов контроля и результатов.

2. В ходе проведения опытно-экспериментальной работы была разработана и проверена совокупность критериев эффективности образовательной деятельности профессорско-преподавательского состава: учебно-методический, воспитательный и научный, а также показатели эффективности: высокий, средний, низкий.

В основу опытно-экспериментальной работы была положена комплексная целевая программа, ориентированная на выявление возможностей повышения эффективности образовательной деятельности профессорско-преподавательского состава в вузах ВВС, а также поиска и обоснования путей и уеловий реализации данного процесса. Структурными элементами комплексной целевой программы являются цель, задачи, этапы: подготовительный, основной, заключительный.

3. Анализ динамики и результатов опытно-экспериментальной работы позволил выявить основные пути повышения эффективности образовательной деятельности профессорско-преподавательского состава в вузах ВВС.

Во-первых, совершенствование подготовки профессорско-преподавательского состава к обучению и воспитанию курсантов. Реализация данного пути, как показало исследование, возможна при соблюдении следующих педагогических условий: использование отечественного исторического опыта подготовки профессорско-преподавательского составарост требований к уровню профессиональной подготовки в сочетании с повышением мотивации преподавателей к образовательной деятельностиоптимизация подготовки профессорско-преподавательского состава в вузах ВВС на основе изучения и распространения опыта лучших преподавателейнаучное обеспечение подготовки профессорско-преподавательского состава к образовательной деятельности на основе обобщения результатов теоретических и прикладных исследований.

Во-вторых, оптимизация содержания образовательной деятельности профессорско-преподавательского состава в вузах. Педагогическими условиями реализации данного пути являются: совершенствование учебной работы профессорско-преподавательского состава на основе распространения и внедрения опыта работы передовых педагогов военных авиационных вузовпоиск, разработка и внедрение новых видов и форм учебных занятий, наиболее соответствующих решению задач подготовки офицеров в вузах ВВСгармоничное сочетание воспитательных возможностей учебных дисциплин, преподаваемых в вузах ВВС и воспитательных возможностей профессорско-преподавательского состава, усиление воспитательных возможностей каждого учебного занятияреализация научного потенциала вузов ВВС в образовательной деятельности профессорско-преподавательского состава и внедрение результатов научной работы в образовательный процесс.

В-третьих, повышение качества организационно-методического обеспечения образовательной деятельности профессорско-преподавательского состава вузов, педагогическими условиями реализации которого являются: использование системно-комплексного подхода к планированию и организации образовательной деятельности профессорско-преподавательского составаоптимизация организационно-методической системы обеспечения образовательной деятельности преподавателей вузов ВВСопределенность целеполагания и методическое обеспечение воспитательной работы профессорско-преподавательского составанаучное обоснование организации обучения и воспитания курсантов в ходе образовательной деятельности преподавателей.

И. ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.

Проведенное исследование позволяет сформулировать совокупность практических рекомендаций, реализация которых могла бы способствовать дальнейшему повышению эффективности образовательной деятельности профессорско-преподавательского состава в авиационных вузах.

1. Направлению военного образования ВВС рекомендуется изучить и обобщить опыт подготовки профессорско-преподавательского состава в «Школах педагогического мастерства», другие формы подготовки преподавателей, рассмотренные в диссертациии и выработать единые рекомендации вузам по совершенствованию подготовки профессорско-преподавательского состава к образовательной деятельности (См.: глава III, § 1).

2. Направлению военного образования ВВС, руководящему составу вузов ВВС при анализе качества и эффективности образовательной деятельности профессорско-преподавательского состава предлагается использовать разработанную в диссертации систему критериев и показателей для конкретизации оценки в ходе проверки кафедр и аттестации профессорско-преподавательского состава (См.: глава И, § 1).

3. Военно-научному комитету ВВС с целью изучения и внедрения исторического опыта образовательной деятельности профессорско-преподавательского состава и на основе предложенных в диссертации исторических тенденций рекомендуется внести в планы военно-исторической работы вузов разработку тематики по истории образовательной деятельности профессорско-преподавательского состава в каждом вузе (См.: глава I, § 1).

4. Руководящему составу авиационных высших военно-учебных заведений рекомендуется: в целях совершенствования образовательной деятельности профессорско-преподавательского состава использовать мероприятия, предложенные диссертантом в комплексной целевой программев зависимости от специализации (летная, инженерная, штурманская и т. д.) предлагается разработать профессиограмму преподавателя данного вуза (См.: приложение 1, 2).

5. На заседаниях Ученых советов, кафедр: предлагается рассмотреть вопрос о целесообразности проведения научно-исследовательских работ по предложенным в диссертации направлениям повышения эффективности образовательной деятельности профессорско-преподавательского состава авиационных вузов (См.: глава III, § 1 — 3).

6. Методическим кабинетам вузов, учебным кабинетам кафедр, предметно-методическим комиссиям рекомендуется изучить и использовать обобщенный в диссертации опыт методического обеспечения образовательной деятельности профессорско-преподавательского состава учебно-методического центра ВВА им. Ю. А. Гагарина, методических кабинетов других вузов ВВС в целях повышения эффективности образовательной деятельности профессорско-преподавательского состава (См.: глава III, § 3).

7. Кафедрам рекомендуется апробировать новые виды учебных занятий в ходе педагогических экспериментов и внедрять с учетом специфики вуза в образовательный процесс, используя опыт разработки и внедрения универсального занятия (См.: глава III, § 1).

Дальнейшее исследование проблемы повышения эффективности образовательной деятельности профессорско-преподавательского состава в вузах ВВС целесообразно проводить по следующим направлениям: совершенствование военно-профессиональной подготовки преподавателей авиационных вузовразработка профессиограммы преподавателя военного авиационного вузаповышение качества организационно-методического обеспечения образовательной деятельности профессорско-преподавательского состава в вузах ВВСоптимизация содержания образовательной деятельности преподавателей вузов ВВС и системы воспитания курсантов в авиационном вузесовершенствование организационного и научного обеспечения образовательного процесса авиационного вуза и др.

Таковы основные теоретические выводы и практические рекомендации проведённого исследования, которые в более полном и развёрнутом виде представлены в диссертации. Основные выводы и предложения автора по теме диссертационного исследования изложены в следующих публикациях:

1. Серебреникова Ю. В. О результатах историко-педагогического анализа проблемы образовательной деятельности профессорско-преподавательского состава военных ВУЗов // Тезисы докладов VII межвузовской научно-теоретической конференции «Пути дальнейшего совершенствования подготовки инженерно-технических кадров для авиации В С РФ в современных условиях». — Ставрополь, 2005. — С. 169−171.

2. Серебреникова Ю. В., Тресков В. П. Пути повышения эффективности образовательной деятельности профессорско-преподавательского состава в вузах // Экономические и правовые проблемы развития современного российского общества: Сборник научных статей. — Ставрополь., 2005. — С. 132−134 (личный вклад соискателя 60%).

3. Серебреникова Ю. В., Тресков В. П. Образовательная деятельность в вузахсущность, структура и содержание // Экономические и правовые проблемы развития современного российского общества: Сборник научных статей.- Ставрополь, 2005. — С. 135−138 (личный вклад соискателя 60%).

4.Серебреникова Ю. В. О некоторых проблемах повышения эффективности образовательной деятельности профессорско-преподавательского состава в вузах ВВС // Межвузовский сборник.- Краснодар., 2006. — С. 124−128.

5.Серебреникова Ю. В. Образовательная деятельность профессорско-преподавательского состава и основные пути повышения ее эффективности в авиационных вузах //Актуальные проблемы вузов ВВС: Межвузовский сборник.-Ярославль, 2006. — С. 112−115.

6.Серебреникова Ю. В. О некоторых направлениях повышения эффективности образовательной деятельности профессорско-преподавательского состава в вузах // Вестник РГУПС: Социологические науки.- Ростовн/Д, РГУПС, 2006. -С. 147−149.

7.Серебреникова Ю. В. Сущность, структура и содержание образовательной деятельности профессорско-преподавательского состава в вузах // Вестник РГУПС: Социологические науки.- Ростовн/Д., 2006. — С. 150−154.

Б.Серебреникова Ю. В. Учебно-методическое пособие для молодых преподавателей по повышению эффективности их образовательной деятельности в военных авиационных вузах — Ейск., 2005. — 3 п.л. Общий объем публикаций — 5,2 п.л.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Авиация в России: Справочник / Келдыш М. В., Свищев Г. П., Христианович С. А. и др. М.: Машиностроение, 1988. — 295 с.
  2. А.Д. Планирование учебного процесса в вузе на основе моделирования. Минск, 1976. — 224 с.
  3. A.B. Повышение эффективности педагогической деятельности профессорско-преподавательского состава вузов: автореф. дис. .докт. пед. наук. М., 2005.
  4. В.А. Модель профессиональной готовности преподавателя высшего военно-учебного заведения // Материалы XXIII межведомственной конференции по проблемам подготовки военных кадров. М.: РАН, 2004. -С.8−13.
  5. В.А. Педагогическая деятельность профессорско-преподавательского состава как система и пути повышения ее эффективности. Серия «Социальная педагогика». М.: РГСУ, 2005. — С.24−29.
  6. Актуальные проблемы педагогики и психологии высшей военной школы/Под ред. A.B. Барабанщикова. М.: ВПА, 1980- С.25−29.
  7. А.И. Психологический анализ формирования профессиональной направленности личности у курсантов высших военных политических училищ: дис. канд. псих, наук, — М., 1997.- 209 с.
  8. П.И. Психическое состояние курсантов и их учет в учебно-воспитательном процессе вуза: дис. канд. псих. наук. М., 1986. — 301 с.
  9. К.А. Педагогика высшей школы: Курс лекций: модульное обучение. -Киев, 1993.-205 с.
  10. И.А. Развитие военно-педагогической мысли России в XVIII веке: дис.. канд. пед. наук. М., 1995.- С.91−103.
  11. H.A. Развитие теории и практики военного образования в России XIX -начала XX века: автореф. дис. докт. пед. наук. М., 2004. — 48 с.
  12. И.А., Герасимов В. Н., Марченков В. И. Педагогика: Учебник / Под ред. Герасимова В. Н. М., 2002. — 192 с.
  13. О.Ю. Дидактическое обеспечение учебной работы в вузе автореф.дис.канд. пед. наук. М., 2004. 24 с.
  14. О.С. Методологическая культура педагогической деятельности и мышления. М. Высшая школа, 1976. — 283 с.
  15. Антология отечественной военной мысли. Кн. 11. М. Н. Тухачевский, Я.К. Бер-зин, Я. М. Жигур, А. Н. Никонов. Будущая война. М., 1996.- 245 с.
  16. A.A. Научно-педагогические основы управления системой военно-патриотического воспитания школьников: дис.. канд. пед. наук.- М., 1990.233 с.
  17. O.A. Активизация познавательной деятельности курсантов вуза на основе системы профессионально-ориентированных учебно-ролевых игр: дис.. канд. пед наук-М., 1991. 277 с.
  18. С.И. Лекции по теории обучения в высшей школе. М., 1974.246 с.
  19. С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и основные методы М.: ВШ, 1988.-380 с.
  20. Арцеулов К. К «К одной из систем."// Вираж над Качей. -1913.-№ 2.-С. 2−4.
  21. Ю.К. Оптимизация процесса обучения.- Педагогика, 1977.-412 с.
  22. Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. Методические основы. М.: Просвещение, 1982.-192 с.
  23. А.П. Проектирование образовательной деятельности профессорско-преподавательского состава профессионального обучения учащихся ССУЗ: дис. канд. пед наук. СПб., 2000.
  24. В.К. Психологическое сопровождение образовательного процесса в ВУЗах силовых структур: дис. канд. пед. наук. СПб., 2000. -180 с.
  25. Л.А., Гребенкина Л. К. Педагогическое мастерство и педагогические технологии. М., 2000. 46 с.
  26. A.B. Педагогические основы обучения советских воинов: дис. докт. пед. наук.-М.: ВПА, 1968.
  27. A.B., Давыдов В. П., Конюхов Н. И., Феденко Н. Ф. Методика исследования проблем военной педагогики и психологии. М., 1987.
  28. A.B., Демин В. Г. О закономерностях военно-педагогического процесса. М., 1967.
  29. A.B., Муцыков С. С. Педагогическая культура преподавания В1ПШ.-М, 1985.-172 с.
  30. .П. Оптимизация логико-дидактической структуры учебных предметов в ВУЗе: дис. канд. пед. наук. М., 1989. — 258 с.
  31. Н.В. Педагогика и практическая психология. Ростов н/Д: «Феникс», 1999.-416 с.
  32. Батехин JLJI. Воздушная мощь Родины.- М.:Воениздат, 1988.-432 с.
  33. И.Б. Педагогическое мастерство преподавателя как социо-культурное явление. Воронеж, 1996. — 101с.
  34. И.С. Организация педагогического процесса в современной школе. -СПб., 1994.
  35. В.Н. Формирование у курсантов высших военных училищ навыков и умений организации военной работы в подразделениях: дис.. канд. пед. наук. -М., 1980,-240 с.
  36. А.И. Система военно-авиационного образования в военной политике России: эволюция и приоритеты в современных условиях: автореф. дис. канд. полит, наук. М., 2002. — 24 с.
  37. А.И. Система подготовки лётных кадров в Российской политике военного образования: история и современность. Балашов, 2001. — 164с.
  38. B.JI. Теоретическо-методологические основы формирования и развития педагогической культуры: автореф. дис.. докт. пед. наук.- М., 1996−48 с.
  39. В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989.- 192 с.
  40. В.П., Татур Ю. Г. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов. М., 1989.- 154 с.
  41. Н.В., Тетенькин Б. С., Психолого-педагогическая сущность и критерии эффективности обучения на современном этапе развития образования.1. Киров, 2000.-С. 59−63.
  42. В.Н. Развитие познавательной активности курсантов высших военных училищ (На материалах преподавания общественных наук): дис.. канд. пед. наук. М., 1989.- С.21−23.
  43. И.Д. Профессионализм педагогической деятельности и основы его формирования у будущего учителя: автореф. дис.. докт. пед. наук. Л., 1991, — 48с.
  44. В.В. Профессиональное становление курсантов военно-экономического вуза в процессе обучения: дис. канд. пед. наук. Ярославль, 1999.-С 130−135.
  45. Н.В., Реан A.A. Педагогика. СПб., 2000. — 304 с.
  46. В.А. Современные проблемы совершенствования образовательного процесса в педагогических вузах. СПб.: РГПУ, 1997.- С. 142−154.
  47. В.А. Теория и практика организационно-методического обеспечения инновационного развития высшего педагогического образования: дис.. канд. пед. наук. СПб., 1999. — 365 с.
  48. C.B. Развитие теории и практики подготовки офицерского состава в военной школе дореволюционной России второй половины XIX начала XX века: дис.. канд. пед. наук. -М., 1992.
  49. Л.П. Деятельность как объект социальной психологии/ В кн.: Методологические проблемы социальной психологии. М., 1975. — 241 с.
  50. А.К. Совершенствование педагогической техники преподавания в военных училищах: автореф. канд. пед. наук. -М., 1994. -24 с.
  51. А.К. Теория и практика развития педагогического мастерства преподавателей высшей военной школы: дис.. докт. пед. наук. -М., 2000.- 520 с.
  52. Е.А. Концепция саморазвития творческой активности в инженерной деятельности военного вуза. // Независимое военное обозрение, № 24, 2002.
  53. В.И. Педагогические основы подготовки летно-инструкторского состава к обучению курсантов ВУЗов (на опыте армий авиации Сухопутныхвойск):дис. канд. псих. наук. М., 2000, 262 с.
  54. В.И., Шабанов Г. А. Педагогика высшей военной школы: Современные проблемы в структурно-логических схемах и таблицах. М., 1996.
  55. Г. В. Оптимизация процесса профессионального обучения: на примере изучения системы автоматизированного проектирования: дис.. канд. пед. наук. -М., 2000. С.65−69.
  56. Военная дидактика/ Под общей редакцией Н. Е. Соловцова и Н. Д. Никандрова. М.: ВА РВСН, 2000. — С.96−100.
  57. Военная педагогика / Под общ. Ред. A.B. Барабанщикова. М.: ВПА, 1988.
  58. Военная педагогика. Учебник/ Под ред. В. Н. Герасимова. М., 1999.- 159с.
  59. Военная психология и педагогика: Учебное пособие/ Под ред. П.А. Кормчен-ного, Л. Г. Лаптева, В. Г. Михайловского В.Г. М., 1998. — 384с.
  60. М.Г. Комплексный анализ результатов профессионального отбора курсантов военных вузов: цель, задачи и методы. // Межвузовский сборник. Актуальные проблемы вузов ВВС. -М.:МО РФ, 2003.- № 15, С.-24.
  61. Вопросы научной организации труда в авиационных вузах. / Под ред. Бугаева В.Н.-М., 1971.- С.48−49.
  62. И.Ф. Педагогические основы процессов переучивания летного и инженерного состава на новую авиационную технику: дис.. канд. пед. наук.- М., 1968. -242с.
  63. В.В. Повышение эффективности переучивания летного состава на новую авиационную технику (по опыту истребительной авиации частей): дис.. канд. пед. наук. М., 1998.- 188 с.
  64. П.Ф., Талызина Н. Ф. Педагогика.- М., 1979. 185 с.
  65. Д.В. Психологическое обеспечение летного обучения: теория и практика: дис.. докт. псих. наук. М., 1987, 301 с.
  66. Д.В. Теория и практика психологического обеспечения летного обучения (Психологическая служба в ВВАУЛ).- Волгоград, 1984. -88 с.
  67. В.Н. Развитие превентивной педагогики теории и практики в ВС РФ (на материалах и подразделениях Сухопутных войск): дис.. канд. пед.наук.1. М., 1996. 545 с.
  68. A.A. Исследование эффективности применения средств наглядности в преподавании военной педагогики и психологии в вузах): дис. .канд. пед. наук.- М., 1976.- 193 с.
  69. Н. Высшая военная школа. 2-ое изд. СПб, 1909.
  70. Н.И. Повышение эффективности идеолого-политических военных курсов в авиационных инженерных училищах: на примере изучения общественных наук: дис.. канд. пед. наук.- М., 1990.-275 с.
  71. В.Г. Проверка знаний, навыков и умений как руководство познавательной деятельностью курсантов: дис. канд. пед. наук.-М., 1979.- С. 65−72.
  72. B.C. Педагогические основы оценки учета результатов воспитания военных курсантов (на материалах военно-морских училищ): дис.. канд. пед. наук.-М., 1972.- 197 с.
  73. В.В. Межсубъективные отношения в педагогическом процессе: дис. докт. пед. наук. СПб., 1992.- С. 33−39.
  74. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ на 20 062 010 гг.», утверждена постановлением Правительства РФ от 11 июня 2005 г. № 422.
  75. Т.Е. Формирование индивидуальности будущего педагога в процессе профессиональной подготовки: дис. докт. пед. наук. Ярославль, 2000.-285с.
  76. В.Н. Педагогические основы повышения эффективности подготовки летного состава к боевому дежурству (по опыту боевых истребительных авиационных частей): дис.. канд. пед. наук.- М., 1998.-225 с.
  77. В.Н. Развитие теории и практики проблемно-деятельностного обучения в высшей военной школе: автореф. дис.докт. пед. наук М., — 2003. — 48 с.
  78. В.В. Виды обобщения в обучении. М.: Педагогика, 1972. — С.78−86.
  79. В.П. Исследование путей повышения эффективности воспитания курсантов ВУЗов в процессе обучения: дис.. докт. пед. наук. М., 1977.- 392 с.
  80. Г. А. Социально-психологические условия повышения эффективностиобучения в военном вузе. -М., 1977.- С. 98−122.
  81. JI. А. Педагогические пути повышения эффективности образовательного процесса в негосударственных вузах Российской Федерации: автореф. дис. канд. пед. наук. -М., 2003.- 219 с.
  82. A.A., Кузьменко Н. В. Акмеология: пути достижения вершин профессионализма. М.: РАУ, 1993. — 32 с.
  83. С.М., Печейкин А. М. Прозоровский В.В. Методология и методика исследования. Учебно-методическое пособие. М., 2001. — 148 с.
  84. Директива МО РФ от 10.01.96 г. «О совершенствовании порядка введения в образовательный процесс ВУЗов МО РФ новых военно-профессиональных дисциплин».
  85. М.И. Опыт руководства для подготовки частей к бою / М. И. Драгомиров. СПб. — 1896.
  86. М.И. Подготовка войск в мирное время / М. И. Драгомиров. — М., 1906.
  87. А.П. Возникновение и развитие теории и практики обучения и воспитания советских воинов в годы военной интервенции и гражданской войны: дис.. канд. пед. наук. -М., 1989. -С.58−69.
  88. В.М. Педагогические проблемы совершенствования системы воспитания курсантов учебных подразделений: дис. канд. пед. наук.- М., 1975.-196 с.
  89. П.Д. История воздухоплавания и авиации в России (июль 1914 г. октябрь 1917 г.)./П.Д. Дузь-М.: Машиностроение, 1989.-390 с.
  90. М.И., Кандыбович Л. А. Психология высшей школы (Особенности деятельности студентов и преподавателей вуза).- Минск, 1978. 320 с.
  91. И.С. Развитие теории и практики воспитания и обучения советских воинов в период 1924—1928 гг.: дис.. канд. пед. наук. -М., 1968.- 271 с.
  92. К. Курс дидактики. Петроград, 1915.- С. 21.
  93. С. А. Формирование учебной мотивации // Высшее образование в
  94. России. 200. № 3. — С.106−107.
  95. Н.П. История государственных учреждений дореволюционной России / Н. П. Ерошкин. М.: Высшая школа, 1983.- 352 с.
  96. З.Ф. Особенности деятельности преподавателя высшей школы. Л.: ЛГУ, 1974.-112 с.
  97. В.И. Оптимизация управленческих решений в образовательном процессе учебных заведений системы МВД: дис. канд. тех. наук. Воронеж, 1999.- 196 с.
  98. В.И., Приходько В.В, Федоров И. А. Вузовский преподаватель сегодня и завтра // Высшее образование в России. 2000. — № 3. с.3−12.
  99. Ю. В. Проблемы подготовки, аттестации и повышения квалификации вузовских преподавателей. // Известия Российской академии образования.2000.-№ 1.- С. 25−28.
  100. Загузт ов Н. И. Подготовка и защита диссертаций по педагогике: Научно-методическое пособие. -М.: Издательский дом Ореон-Лайн, 1998. 192 с.
  101. В.Г. Действия специалиста в особых условиях. Психолого-акмеологические основы. М.: РАГС, 1994. 267 с.
  102. Закон «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «Об образовании» от 13.01.1996.
  103. Закон «Об образовании» // Свод законов -1996. № 3.
  104. Г. В. Выдающиеся русские летчики. М.: Воениздат, 1953. — С. 9297.
  105. С.М. Педагогические основы организации системы методической работы в ВУЗе: дис. канд. пед. наук. Ставрополь, 2000, — 178 с.
  106. .А. Психолого-педагогические предпосылки повышения эффективности восприятия курсантами учебного материала на занятиях по общим дисциплинам (экспертное исследование): дис.. канд. пед. наук. -М., 1974. -178 с.
  107. А.П. Профессиональное становление начинающих преподавателей военно-технических дисциплин высших учебных заведений МО РФ: дис.. канд. пед. наук.- М., 2004. 219 с.
  108. А.Н. Эффективность учебных занятий с использованием ЭВМ (на материалах проведения занятий по военно-техническим дисциплинам с курсантами вузов): дис.. канд. пед. наук. -М., 1989.- 192 с.
  109. Г. В. Историко-педагогический анализ военно-профессиональной подготовки в вузах военно-воздушных сил: Монография /Под ред. докт. пед. наук, проф. В. Н. Герасимова. Воронеж.- 2003. — 135с.
  110. Г. В. Историко-педагогический анализ формирования основ профессиональной подготовки авиационных кадров // Вестник ВГУ^ 2003. С. 19−24.
  111. Г. В. Исторические аспекты становления военно-профессиональной подготовки / Г. В. Зибров // Материалы Всероссийская научно-практической конференции. 2002. С. 2−4.
  112. Е.С. Воспитание воинской чести у офицеров поссийской армии 18-го начала 20 века (историко-педагогический анализ): дис.. канд. пед. наук.-М., 1994.-210 с.
  113. Т.А. Структурно-системный подход к организации обучения. М.: Знание, 1972.-С. 195−202.
  114. И.И. Структура процесса учения. М.: МГУ, 1986. — С. 58−69.
  115. Инновационные и дистанционные технологии в образовании: путь в XXI век. Материалы международной научно-практической конференции- М.: СГУ. 2000.-185 с.
  116. Интеграция обучения, науки и практики важнейшее средство повышения эффективности учебно-воспитательного процесса: материалы научно-методической конференции. — М., ВПА, 1990.- 300 с.
  117. И.Ф. Теория и практика профессионально-педагогической культуры преподавания высшей школы. -М.: Высшая школа, 1993. 189 с.
  118. Ю.К. Оптимизация управления качеством образовательного процесса в высшей школе: дис. докт. пед. наук. М., 2001.- 295 с.
  119. Итоговый отчет по инициативной НИР «Исследование качественных параметров образовательного процесса в ВУ» (шифр «Учеба»). — М., 2001.- С 5865.
  120. Итоговый отчет по КНИР «Исследование проблемы совершенствования ВС РФ» (шифр «Приоритет). — М., ВУ, 1996. — 89 е.- (шифр — «Приоритет) — М.: ВУ, 1998.-С. 58−69.
  121. К истории отечественной авиационной психологии. // Документы и материалы. М.: Наука, 1981. — 320 с.
  122. P.M. Пути повышения эффективности управляющих движений курсантов летных училищ средствами физической подготовки: дис.. канд. пед. наук.-М., 1980.-198 с.
  123. С.М. Методика информационного проектирования учебного процесса: дис. канд. пед. наук. СПб., 1997.- 175 с.
  124. А.И. Современная высшая школа: состояние, проблемы и перспективы развития. М., 1991.- С. 25−56.
  125. А.Н. Культура общения преподавателя высшего военного учебного заведения: дис. канд. пед. наук.- М., 1985.- 258 с.
  126. Д.М. Письмо в редакцию // Красная звезда. 1941. — № 108.
  127. В.П. Реформа ВУЗ, ее причины, способ осуществления и результаты (1862−1869гг.) // Пед. сборник. 1869. 3.
  128. Н.Ф. Актуальные вопросы перестройки учебно-воспитательного процесса в академии. М., 1990. — 256 с.
  129. В.Я. Проблемы управления и пути развития профессиональной подготовки слушателей вузов МВД России. СПб., 1997.
  130. Ю.С. Научно-методические и организационные основы физической подготовки летного состава военно-транспортной авиации: дис.. канд. пед. наук.-М., 1979.-213 с.
  131. A.B., Калита A.A., Бережная Э. П. Методология и методика педагогического исследования. Постановка цели и задач исследования. Киев, 1988.
  132. Г. Н. Совершенствование военно-педагогической подготовки курсантов авиационных вузов: дис.. канд. пед. наук.-М., 2001.- 271 с.
  133. И. Н. Служу Родине.- М., 1950.- С. 104.
  134. A.B. Развитие теории и практики обучения курсантов военных училищ годы Великой отечественной войны (1941−1945гг.): дис.. канд. пед. наук.-М., 1984.- 228 с.
  135. Ю.А. Педагогический анализ учебно-воспитательного процесса и управление школой. М.,. 1986.- С. 157−196.
  136. М.А. Прогнозирование приоритетных проблем и направлений научных исследований по педагогике высшей военной школы: дис.. канд. пед. наук. М., 1992.- С. 96−102.
  137. М.П. Психологические проблемы подготовки советских воинов к современной войне: дис.. докт. псих, наук.- М., 1969.- 492 с.
  138. JI.M. Инновационная направленность деятельности психологической службы ВВС // На страже Родины. 2003.
  139. Короткое Э. Н Технология проблемно-деятельностного обучения в ВУЗе.-М., 1990.
  140. П.А. Психологические аспекты повышения эффективной деятельности летных экипажей по обучению курсантов: дис.. канд. псих, наук.-М., 1979.- 185 с.
  141. П.А. Психология летного обучения. М.: Воениздат, 1986.-136 с.
  142. И. М. Повышение эффективности обучения студентов негосударственных вузов: автореф. дис. канд. пед. наук. -М., 2003.- 240 с.
  143. М.Ю. Динамика прогностических способностей у студентов-психологов в образовательном процессе ВУЗа: дис. канд. пед. наук. Астрахань, 1999.- 205 с.
  144. В.В. Методогия педагогики: прошлое и настоящее // Педагогика. 2002. — № 1.- С.3−10.
  145. Р.Ф. Функции проверки и оценки в учебном процессе//Сов. Педагогика, 1980. № 11-
  146. В.А. Теория и практика многоуровневого университетского педагогического образования: дис. докт пед. наук. Ярославль. 1996.- 258 с.
  147. A.A. Исследование автоматизированных технологий самоконтроля в повышении эффективности обучения курсантов (на примере пожарно-технических ВУЗов): дис. канд. пед. наук. СПб., 1998.- 286 с.
  148. Н.В. Методы системного педагогического исследования. JL: ЛГУ, 1980.-172 с.
  149. Н.В., Ародиссионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. М.: 1990. 119 с.
  150. Н.В., Реан A.A. Профессионализм педагогической деятельности.-СПб., 1993.-172 с.
  151. B.C., Введение в педагогическую деятельность: Учебное пособие. Серия «Педагогическое образование». Р/нД.: Издательский центр «Март», 2002. — 224 с.
  152. Г. Н. Формирование психологической готовности слушателей-летчиков высшей военной школы к принятию ответственных решений: авто-реф. дис. .канд. псих, наук.- М., 2006.- 24 с.
  153. В.Н., Малышев A.A. Контроль за познавательной деятельностью слушателей. М.: ВПА, 1984-
  154. Д.Г. Теоретические основы моделирования образовательных технологий в условиях последипломного образования педагога: автореф. дис.. докт. пед. наук. СПб, 1998, — С. 29−89.
  155. B.C. Содержание образования: сущность, структура, перспективы. 2-ое изд. перераб. М.: Высш. Школа, 1991.- 224 с.
  156. А.Н. Деятельность. Сознание, Личность. М., 1975- 304 с.
  157. И.Я. Процесс обучения и его закономерности.- М.:3нание, 1980.-96 с.
  158. И.А. Прогнозирование в военной педагогике М., 1993 — 86 с.
  159. Е.В. Совершенствование контроля учебной деятельности курсантов вузов: дис.. канд. пед. наук.- М., 2000, 184 с.
  160. А.К. Совершенствование педагогической техники преподавания в военном училище: дис.. канд. псих, наук.- М., 1994,. -331 с.
  161. М.А. Развитие теории и практики военно-педагогической подготовки курсантов (слушателей) военных вузов: дис.. докт. пед. наук.- М., 1997.-413.
  162. В.М. Соотношение целей и средств учебно-воспитательного процесса в ВУЗах: автореф. дис. канд. пед. наук. -М., 1993.
  163. А.Н., Франчук А. А. Входной контроль знаний абитуриентов по физике в Военной академии воздушно-космической обороны//Межвузовский сборник. Актуальные проблемы вузов ВВС. М.:МО РФ, 2000.- № 10, С. 122.
  164. В. И.Совершенствование образовательного процесса в ввузах Вооруженных Сил Российской Федерации: дис.. докт. пед. наук, — М., 2002. -230 с.
  165. К.Н. Эффективность обучения и развитие аналитических способностей студентов. // Педагогика. 1994. — № 3. — С. 18.
  166. Ю.А. Совершенствование педагогической культуры преподавания в вузах МВД РФ: дис.. канд. пед. наук.- М., 2001.-213 с.
  167. С.А. Воспоминания военного летчика-испытателя / С. А. Микоян. М.: Техника молодежи, 2002, 478 с.
  168. В.Г. Организационно-педагогические основы профессионального становления офицерских кадров: автореф. дис.. докт. пед. наук. -М., 1995.- 48с.
  169. Л.В. Пути повышения эффективности реализации дидактических принципов в учебном процессе: дис. канд. пед. наук. М., 1997. — 170 с.
  170. O.K. Педагогическая диагностика профессионализма деятельности преподавателя военно-специальных дисциплин вуза:дис.. канд. пед. наук.-М., 2002.- 234 с.
  171. Д.П. Совершенствование образовательного процесса вуза на основе новых информационных технологий: дис.. канд. пед. наук. М., 1999. -181с.
  172. В.Д. Психофизиологические исследования индивидуальных различий /В.Д. Небылицын. М.: Наука, 1976. — 336 с.
  173. Е.А. Педагогические основы совершенствования организаторской деятельности преподавателя высшей школы: дис.. канд. пед. наук. СПб., 2000.-280 с.
  174. H.H., Кислинская Н. В. Введение в педагогическую деятельность: теория и практика. М.: Издательский центр «Академия», 2004. — 224 с.
  175. C.B. Сотворчество в образовательном процессе университета: дис. канд. пед. наук. Иваново, 1999.- 250 с.
  176. В.Н. Как работать над диссертацией: Пособие для начинающего педагога-исследователя. М.: Издательство «Эгвес», 1999.- 104 с.
  177. В.Н. Развитие теории и практики подготовки преподавателей высшей военной школы (на материалах ВУЗов РВСН): дис.докт. пед. наук. -М., 1999.- 416с.
  178. О научной организации учебного процесса в академии / Под ред. Миронова Н.М.-М., 1969. С. 56−60.
  179. А.Н. Психологические основы оптимизации процесса аттестования преподавателей вуза: дис. канд. псих, наук.- М., 1997.- 186 с.
  180. Образование офицерских кадров: исторический опыт, современное состояние и перспективы. Учебное пособие / Под ред. Руденко Ю. С. М., 2002.-350с.
  181. Образовательный процесс в военном университете и его методическое обеспечение. Учебно-методическое пособие / Под ред. Марченкова В. И. М.: ВУ, 2001.-215 с.
  182. Общая педагогика: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Под редакцией Тонких Ф. П. М.: Воениздат, 1984. — 183 с.
  183. М.Ф. Активизация познавательной деятельности курсантов средствами проблемных заданий: дис.. канд. пед. наук.- М., 1985. 203 с.
  184. В.Н. Совершенствование комплексного применения современных технических средств обучения в военно-специальной подготовке слушателей (курсантов) вузов инженерных войск: дис.. канд. пед. наук- М., 2002.- 184 с.
  185. В.П., Федотов Ю. В. Пути активизации педагогического контроля в учебно-воспитательном процессе курсантов и слушателей ВИФКа. СПб., 1996.-С. 14−56.
  186. Т.К. Активизация учебной деятельности курсантов высших военных авиационных училищ летчиков (на материалах преподавания иностранного языка): дис.. канд. пед. наук.- М., 1977.
  187. Педагогика высшей военной школы / Под редакцией В. Н. Герасимова. М.: ВУ, 2001.-174 с.
  188. В.А. История и перспективы развития военного образования в России.-М., 2001.-215 с.
  189. P.C. Педагогика высшей школы. Учебное пособие. Мн.: Университетское, 2002. — 256 с.
  190. К. Очерки психологии для летчиков / Платонов К., Шварц JI. М.: Воениздат, 1948. — 192 с.
  191. Повышение эффективности управления учебно-воспитательным процессом в ВВМУЗах. Сборник материалов I научно-теоретической конференции психолого-педагогической службы ВВМУЗ. Д., 1987.- С. 68−75.
  192. В.Н. Организационно-педагогические основания методики управления образовательным процессом в военном вузе путем учебно-воспитательных групп: дис. канд. пед. наук. Пермь, 2000. — 278 с.
  193. Ю.Д. О некоторых аспектах проблемного обучения на лекции //Научно-методический сборник. Актуальные проблемы совершенствования образовательного процесса в академии.- Монино, ВВА, 2004. № 18, С. 93 -99-
  194. И.П. Педагогика. Книга 1,2.- М.: ВЛАДОС, 1999.
  195. .Л. К проблеме профессионального отбора летчиков / Б. Л. Покровский // Профессиональный психологический отбор военных специалистов. Материалы конф. BMA им. С. М. Кирова. Л., 1969. — С. 39−40 и др.
  196. Д.В. Информационно-технологические основы продуктивного управления образовательным процессом в ВУЗе: дис. канд. пед. наук. СПб., 2000.-290 с.
  197. Понятийный аппарат педагогики и образования: Сб. науч. трудов Екатеринбург, 1995.- 178 с.
  198. В. А. Коржуев A.B. Теория и практика высшего профессионального образования: Учебное пособие. М.: Академический проект, 2004. — 432 с.
  199. Приказ Министра обороны Российской Федерации № 235 от 3 июля 1995 года: «О совершенствовании системы воспитательной работы в Вооруженных Силах Российской Федерации».
  200. Приказ Министра обороны Российской Федерации № 70 2004 года: «Об органах воспитательной работы в Вооруженных Силах Российской Федерации».
  201. Приказ Министра обороны Российской Федерации № 79 от 28 февраля 2005 года: «О совершенствовании воспитательной работы в Вооруженных Силах Российской Федерации».
  202. Приказ Министра обороны Российской Федерации № 80 от 12 марта 2003 года «Об утверждении Руководства по организации работы высшего военно-учебного заведения Министерства обороны Российской Федерации».
  203. Приказ Министра обороны Российской Федерации от 23 октября 1999 года № 494: «Об утверждении положения о Главном управлении воспитательной работы в Вооруженных Силах Российской Федерации».
  204. Приказ МО РФ № 338 от 29 июля 1998 года «О совершенствовании системы образования в МО РФ».
  205. Психологическое обеспечение учебно-воспитательного процесса в ВУЗах: Научно-методические материалы / Под ред. В. М. Воробьева, В. А. Чичирева. -М., 1998.-272 с.
  206. Психология и педагогика. Учебное пособие под ред. В. И. Жукова, Л. Г. Лаптева, А. И. Подольского, В. А. Сластенина. М., 2004. — 585 с.
  207. В.П., Болотов A.M. О методике подготовки и чтения лекций в вузе //Научно-методический сборник. Актуальные проблемы совершенствования образовательного процесса в академии.- Монино, ВВА, 2003.- № 18, С.212−218.
  208. В. В. В добрый путь выпускники // Красная звезда от 24.06.03 г.
  209. И.П. Диагностика качества профессионально-педагогической деятельности преподавателя педагогического вуза. Пятигорск, 1990. — 119 с.
  210. П.А. Офицерский вопрос в начале XX века: В кн.: Офицерский корпус русской армии. Российский военный сборник. Вып. 17. Под общ. Ред. И. И. Ефремова. -М.: Военный университет, Русский путь, 2000.- С 250.
  211. Ю.С. Совершенствование теории и практики обучения слушателей и курсантов вузов: дис.. докт. пед. наук. М., 2002.- 464 с.
  212. Е.В. Памятка летчика. СПб., 1912.
  213. И.М. Становление и развитие теории и практики обучения курсантов в военно-учебных заведениях в период с 1918 июнь 1941 гг.: дис.. канд. пед. наук. -М, 1993. — 322 с.
  214. Русский морской и воздушный флот, сооруженный на добровольные пожертвования. Иллюстрированный очерк. СПб., 1913.
  215. A.B. Инновационное образование и научные школы // Вестник высшей школы.-200-. № 5. — с. 15−18.
  216. И.В. Психологические условия организации общения в образовательном процессе педагогического вуза: дис. канд. пед. наук. Ставрополь, 1996.- 279 с.
  217. В.Д. Совершенствование системы высшего образования офицеров ВС РФ: дис.. докт. пед. наук.- М., 2002.- 534 с.
  218. A.M. Теоретические основы становления и развития инновационных образовательных систем: автореф. дис.. докт. пед. наук, — Волгоград, 2000.-48 с.
  219. В.В. Пути повышения эффективности учебной и научно-исследовательской работы высшей военной школы. В книге «На путях перестройки». М., 1987.-356с.
  220. В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем. -М., 1999.- С. 89−102.
  221. М.П. Теоретические основы проектирования педагогических технологий в процессе повышения квалификации специалистов профессионального образования: дис. докт. пед. наук. СПб., 1998, — 347 с.
  222. В.П. Возможная модель комплексной личности и эффективности деятельности преподавателя на основе тестового подхода // Квалиметрия человека и образования: методология и практика. 2-й симпозиум. М., 1993. С. 5056.
  223. В.П. Диагностика личности и профессионального мастерства преподавателя: Учебное пособие для студентов педвузов, учителей и слушателей ФПК. М&bdquo- 1995.
  224. В.П. Учебные занятия как измеряемый процесс // Стандарты и качество. 1995. № 2. С. 54—59.
  225. В.П., Иванова Т. П. О профессионально значимых качествах личности преподавателя // Проблемы повышения мастерства педагогических кадров национальных школ в условиях непрерывного образования. Казань, 1993. Ч. З.С. 64−67.
  226. В.П., Иванова Т. П., Николаева В. С. Главное условие качества преподавания — это качество преподавателя // Стандарты и качество. 1995. № 6. С. 66—70.
  227. A.C. К проблеме гуманитаризации военного образования. Информационно-методический бюллетень. М., 1998, № 3. — С 25.
  228. А.Я. Формирование стиля педагогического общения у преподавателей вузов: дис. канд. пед. наук.- М., 2004. 176 с.
  229. Г. Б. Основы технологии коррекции педагогической деятельности преподавателя: автореф. дис.. докт. пед. наук.- JL, 1988. -32 с.
  230. И.А. Индивидуализация обучения в высшей военной школе России: дис.. докт. пед. наук. СПб., 1995, — 289с.
  231. В.А. и др. Педагогика: Инновационная деятельность. М.: Магистр, 1997.-222 с.
  232. В.А. Научно-методическое обеспечение учебного процесса. М.: Прометей, 1989. — С. 46−60.
  233. В.А. Психологические проблемы руководства полетами курсантов в высших военных авиационных училищах летчиков: дис.. канд. псих, наук.-М., 1983.-233 с.
  234. Е.Е. Выбираю авиацию: Для тех, кто хочет стать офицером ВВС /Е.Е. Смирнов М.: Воениздат, 1989. — 128 с.
  235. Совершенствование качества и эффективности учебно-воспитательного процесса в Киевском ВВМПУ. Киев, 1983. — С 96−122.
  236. Совершенствование системы подготовки авиационных командных кадров в военно-воздушных силах XXI века: Научно-методический сборник, — М.: Мо-нино, ВВА, 1999. Вып. 2, С. 124, 147.
  237. Советские Военно-воздушные силы в Великой Отечественной войне 19 411 945 гг. М.: Воениздат, 1968. — С. 120.
  238. Современные педагогические технологии в образовательном процессе вуза. Учебно-методическое пособие/ Под ред. Синайского A.C. М., ВУ, 1998.- 130с.
  239. В.М. Основы проектирования образовательных стандартов (методология, теория, практический опыт). М., 1996.- С 96−114.
  240. В.А. Становление молодого преподавателя военного училища: дис.. канд. пед. наук.- М.: ВУ, 1982.-208 с.
  241. К.В. Формирование военно-профессиональной направленности у курсантов ВУЗов РВСН в современных условиях: дис.. канд. пед. наук.- М., 2004. 289 с.
  242. А. Преподавание военных наук в военно-учебных заведени-ях//Военное знание. 1924. — № 2.- С. 56−68.
  243. Н.В. Совершенствование организации воспитания курсантов (слушателей) в военно-образовательных учреждений внутренних войск МВД России: дис.канд. пед. наук. М., 2001.- 275с.
  244. В.А. Повышение эффективности деятельности преподавателя гуманитарных дисциплин в ВУЗах МО РФ (на материалах авиационных летных училищ): дис.. канд. пед. наук.- М., 1998. 272 с.
  245. И.В. Индивидуальная управленческая концепция руководителя кафедры вуза МО: дис.. канд. пед. наук.- М., 2001. 195 с.
  246. И. Очередные задачи ВУЗа // Военное знание. 1924. — № 2. — С. 16.
  247. В.П. Морально-психологическая подготовка курсанта к учебным полетам: дис.. канд. псих наук.- М., 1975.- 209 с.
  248. C.B. Формирование стиля педагогической деятельности в процессе становления преподавателей вуза: дис. канд. пед. наук, — М., 2001.233 с.
  249. И.И. Проблемы эффективного управления процессом обучения в высшей школе: дис.. канд. пед. наук.- М., 1968. 465 с.
  250. С.Ю. Теоретические основы управления качеством образовательного процесса в военном ВУЗе: дис. канд. пед. наук.- СПб., 2000.- 352 с.
  251. A.A. Психологические условия профессионализации офицеров во время обучения в ВУЗе МО РФ: дис.. канд. псих, наук.- М., 2000.- 228 с.
  252. Учебно-воспитательный процесс: итоги, перспективы (по материалам научно-методической конференции). Симферополь, 1983. — С. 65−67.
  253. O.K. Информатизация современных технологий обучения в высшей школе. Р/нД, 1997. — 214 с.
  254. К.В. Преподавание и воспитание в высшей школе: Методология, цели и содержание, творчество: Учебное пособие. М., 2002. — 224 с.
  255. Х.А. Моделирование лекционного курса в современных технологиях обучения в вузе: Дис. канд. пед. наук. Иваново, 1996. — 268 с.
  256. Ш. Ш. Патриотическое воспитание курсантов военного ВУЗа в условиях оптимизации образовательного процесса: дис. канд. пед. наук. Челябинск, 1996.
  257. Г. И. Педагогическая структура обучающей деятельности и формирования мастерства педагога в учебном процессе: автореф. дис.. докт. пед. наук.- М., 1991.-48 с.
  258. Ю.Н. Совершенствование процесса поэтапного формирования профессиональных качеств у курсантов ВУЗов войск связи: дис.канд. пед. наук. -М., 1998.-192с.
  259. М.О. Развитие военно-педагогической теории и практики в советских Вооруженных Силах: дис.. канд. пед. наук.- М., 2005.- 292 с.
  260. Д.В., Князев В. В. Преподаватель современного вуза // Высшее образование в России. 2002. — № 4. — С.46. — 42.
  261. Д.В., Морозов A.B. Креативная педагогика и психология: Учебное пособие для вузов. М.: МГТА, 2001. — 300 с.
  262. Д.В., Филатов O.K. Теория обучения в высшей школе. Учебное издание. М.: Экспедитор, 1996. — 412 с.
  263. В.Г. Педагогические основы совершенствования руководства полетами в частях ВВС: дис.. канд. пед. наук, — М., 1990.- 190 с.
  264. А., Стоян Т. Университетский преподаватель XXI век. // Высшее образование в России. 1999. № 3. — с.128−136.
  265. Д.Ю. Свободное время как условие развития личности военнослужащих. ВС РФ (социально-филологический анализ): дис.. канд. филол. наук.- М.: ВУ, 2005.- 154 с.
  266. Г. А. Развитие педагогического творчества преподавателей вузов: дис.. канд. пед. наук.- М.: ВПА, 1991.- 218 с.
  267. Р.Х. Творческий рост педагога. М.: Педагогика, 1995. — 283 с.
  268. М.В. Методика и технология работы социального педагога: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. М., 2002. — 272 с.
  269. Л.Д. Педагогические основы индивидуализации обучения курсантов военных институтов пограничных войск РФ: дис. канд. пед. наук. М., 1996.
  270. В.М. Методическое обеспечение образовательного процесса: состояние, проблемы, пути совершенствования // Информационно-методический бюллетень. М., 2001, № 1. — С.9−16.
  271. Ю.В. Развитие мотивации военно-профессиональной деятельности курсантов вузов (психологическое исследование): дис.. канд. псих. наук. -М., 1990.-26 с.
  272. О.Ю. Реализация государственных образовательных стандартов в вузах МО РФ (педагогическое исследование по циклу общих гуманитарных исоциально-экономических дисциплин): автореф. дис.. канд. пед. наук.-М., 2003.- С. 21.
  273. Н.П. Дидактические основы применения наглядности в военно-технической подготовке курсантов: дис.. канд. пед. наук.- М., 1984, 196 с.
  274. Школа Российского офицерства: Исторический справочник. М.: Русский мир, 1993.-294 с.
  275. А.Я. Активизация познавательного материала у курсантов высших военных авиационных инженерных училищ (на материалах общественных дисциплин.): дис. канд. пед. наук.- М., 1987.- 204 с.
  276. В.А. Моделирование военно-профессиональной подготовки курсантов вузов: дис. канд. пед. наук.- М., 2002.- 203 с.
  277. Г. И. Педагогические основы подготовки офицеров воздушно-десантных войск: автореф. дис.. докт. пед. наук.- Ярославль, 1999. -48 с.
  278. С.А. Оптимизация преподавания гуманитарных и социально-экономических дисциплин в вузе: автореф. дис.. канд. пед. наук.- М., 2000. -24 с.
  279. B.C. Педагогические основы повышенияэффективности специальной подготовки курсантов высших пограничных училищ : дис.. канд. пед. наук.- М., 1975. -203 с.
  280. Эффективность образовательных технологий: методическое обеспечение. -М.-.НИИВО, 1999.-48 с.
  281. Эффективный менеджмент: акмеологические аспекты / Под ред Л. Г. Лаптева: В 2 ч. М.: Издательский дом «Красная площадь», 1996. — 1 ч.- 238 с- 2 ч. -234 с.
  282. Э.Г. Системный подход и принцип деятельности. М.: Наука, 1978. -214 с.
Заполнить форму текущей работой