Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Ценностно-нормативные и технологические аспекты формирования физической культуры: Историко-культурологический анализ

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Столяров В. И. Указ. соч. -С 11. здесь можно заработать деньгиприобрести иные материальные блага, славу, поднять свой престиж, наблюдать и проявить жестокость, агрессивность, грубую физическую силу, превосходство одного человека над другим, одной нации над другой. В спортивных поединках нередки случаи грубости, аморального поведения. Соревнования часто приводят к вспышкам насилия, агрессивности… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Физическая культура как предмет культурологического знания
    • 1. 1. Понятие и структура физической культуры
    • 1. 2. Роль физической культуры в филогенезе и онтогенезе
    • 1. 3. Генезис и этапы развития физической культуры
    • 1. 4. Ценностно-нормативная природа физической культуры
  • Глава 2. Условия оптимизации функционирования физической культуры
    • 2. 1. Физическая культура общества на современном этапе: структура, проблемы, тенденции развития
    • 2. 2. Проблемы физического воспитания в социально-гуманитарной мысли России и пути совершенствования современных образовательных практик
    • 2. 3. Культурологическая методология анализа физической культуры как основа совершенствования образовательных практик

Ценностно-нормативные и технологические аспекты формирования физической культуры: Историко-культурологический анализ (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Проблемы физической культуры (в том числе физического образования и воспитания) приобретают в последнее время особую актуальность как для отдельного человека, но и для общества в целом. Это обусловлено, с одной стороны, объективной ролью физической культуры в повышении качества жизнедеятельности человека и общества. Уровень развития физической культуры, здоровье, активное долголетие являются важнейшими предпосылками реализации человеческого потенциала и рассматриваются сегодня как ведущие критерии социального прогресса и гуманизации общества.

С другой стороны, актуальность темы исследования связана с усилением негативных тенденций в сфере физической культуры, имеющих отрицательные последствия для здоровья человека и общества.

Во-первых, в последние десятилетия произошла девальвация и снижение ценности физической культуры. Отсутствует культурно значимый социальный статус и престиж физического имиджа человека. Утвердился своеобразный «соматический негативизм», который проявляется в равнодушии к собственному физическому здоровью, недоверии к телесному опыту и «голосу тела» .1 Большинство социальных групп, и особенно значительная часть молодежи, крайне слабо заинтересованы в культивировании своих телесных, двигательных качеств. Следствием этого является снижение общих показателей здоровья общества, рост (особенно в молодежной среде) девиантных форм поведения, разрушающих человеческий организм. О низком уровне физической культуры свидетельствует ухудшение здоровья у различных групп населения, особенно у детей и подростков (в силу неблагоприятной экологической ситуации, вследствие урбанизации, сокращения контактов с природой, коммерциализации учреждений спорта и др.) — деформация образа жизни как следствие низкого уровня развития физической культуры населения (в частности, алкоголизация населения, рост числа детского и женского алкоголизма) — неразвитость оздоровительных форм проведения досуга (туризма, семейных спортивных праздников, соревнований и др.) — отсутствие системы физического воспитания детей и подростков и низкий уровень физической и психической культуры родителей.

Во-вторых, другой крайностью этой проблемы является чрезмерная «соматизация» человека, возведение в культ его «мускульно-мышечных» достоинств, не имеющих отношения к подлинным ценностям физической культуры. В данном случае телесно-физические характеристики человека абсолютизируются и выносятся за рамки нормальной культурной социализации. В результате разрушается то единство человеческого бытия, суть которого древние римляне выразили афоризмом «В здоровом телездоровый дух». Формируется одномерная, частичная личность, неспособная к раскрытию своего потенциала, отпущенного природой и предоставленного обществом.

В-третьих, заметно снижается уровень психофизической культуры населения, что связано, с одной стороны, с резким ростом информационных и эмоциональных нагрузок, приводящих к значительному ухудшению психического самочувствия человека, повышенной тревожности, отчужденности, с другой стороны — слабой технологической оснащенностью населения оптимальными способами преодоления стрессовых ситуаций. О падении уровня психического здоровья общества свидетельствует увеличивающееся количество обращений к саморазрушающим формам поведения (алкоголь, наркотики, самоубийство и др.), рост числа психопатологий и форм отклоняющегося поведения. Увеличивается число людей с ограниченными возможностями, перед которыми остро стоит проблема социальной адаптации и реабилитации, в том числе и средствами физической культуры. Данные проблемы усугубляются отсутствием системы своевременной и бесплатной специализированной психологической помощи человеку в кризисной ситуациипропагандой средствами массовой информации образа жизни, разрушающе воздействующего на физическое и психическое состояние личности.

В четвертых, существенно снижен духовно-нравственный потенциал физической культуры, и прежде всего спорта. Однобокость физкультурно-спортивной работы проявляется и в том, что при организации занятий спортом и спортивных соревнований различных групп населения (и не только в рамках спорта высших достижений, но и массового спорта, «спорта для всех»), как правило, используется лишь одна модель. Эта модель предусматривает конкуренцию, соперничество спортсменов друг с другомвыявление победителей и побежденныхпоощрения наиболее значимыми призами, наградами тех, кто показывает высокие результаты в определенном виде спорта, добивается победыразделение спортсменов на группы в соответствии с возрастом, полом, уровнем физической подготовки и спортивного мастерства и т. д. Эстетические, экологические, коммуникационные и другие гуманистические аспекты представлены в спортивных играх и соревнованиях весьма слабо, там на первый план выдвигается грубая физическая сила, насилие, агрессивность и т. д.1. Все это приводит к существенной девальвации духовно-нравственных ценностей, разрушает созидательный, человеко-творческий потенциал спорта. Исследования, проведенные в разное время и в разных странах, показывают, что у спортсменов значительно меньше, чем у тех, кто не занимается Л спортом, выражено стремление к соблюдению нравственных норм. Все большее число людей спортивные соревнования привлекают лишь тем, что.

1 Столяров В. И. Проект «СпАрт» и новая комплексная система физкультурно-спортивной работы с целью духовного и физического оздоровления населения России //Теория и практика физич. культуры. -1993. -№ 4. -С.10−14.

2 Столяров В. И. Указ. соч. -С 11. здесь можно заработать деньгиприобрести иные материальные блага, славу, поднять свой престиж, наблюдать и проявить жестокость, агрессивность, грубую физическую силу, превосходство одного человека над другим, одной нации над другой. В спортивных поединках нередки случаи грубости, аморального поведения. Соревнования часто приводят к вспышкам насилия, агрессивности, национализма, к побоищам между болельщиками. Среди спортсменов, тренеров, спортивных руководителей все чаще наблюдается стремление добиться победы любой ценой, даже за счет здоровья, нарушения нравственных норм и принципов, применения таких методов подготовки спортсменов, которые калечат их и физически и духовно. Средства массовой информации крайне редко пропагандируют тех спортсменов, которые демонстрируют высокий уровень не только спортивного мастерства и физического совершенства, но и духовной культуры, добиваются высоких результатов не только в спорте, но и в искусстве, а также в других видах творческой деятельности. Вследствие этого в общественном сознании укрепляется представление о неизбежности разрыва между физическим и духовным развитием человека, о невозможности достижения высоких результатов в различных видах деятельности. Раздельное участие в спортивных соревнованиях физически развитых, здоровых людей и людей с ограниченными возможностями (инвалидов) усиливает изоляцию последних, создает дополнительные трудности для их социальной адаптации и реабилитации.

Особую роль в усилении обозначенных выше негативных тенденций играет сложившаяся система физического образования и воспитания, которая не смогла пока отрефлексировать подлинную суть физической культуры, сформулировать ценности и цели физического воспитания в единстве интеллектуального, нравственного и телесно-физического развития человека. Физическая культура чаще всего трактуется как часть и продукт материальной и духовной деятельности человека. При этом игнорируется ценностно-нормативная природа физической культуры в контексте формирования здорового образа жизни. Исследования показывают, что сегодня в системе физического образования и воспитания сложилось противоречие между накопленным научно-технологическим и теоретическим потенциалом физической культуры и уровнем его освоения в рамках образовательного и воспитательного процесса. Это несоответствие обусловлено прежде всего узостью учебной проблематики, ориентацией на технологическую сторону физической культуры и отсутствием условий для освоения ее духовно-ценностного, интеллектуального богатства.

Решение обозначенных выше проблем во многом зависит от понимания подлинной роли и места физической культуры как в индивидуальной жизнедеятельности, так и в истории человеческих цивилизацийутверждения в общественном сознании здорового образа жизни как социально-культурной и личностной ценности, оптимизации системы физического воспитания путем адаптации различных культурных практик, ориентированных на развитие и совершенствование телесной и психической природы человека.

Таким образом, актуальность настоящего исследования определяется, с одной стороны, ростом негативных тенденций, обусловленных как девальвацией ценностей физического совершенства, так и абсолютизацией телесно-физических характеристик и проявляющихся в массовой деградации образа жизни различных групп населенияс другой стороны — объективным потенциалом физической культуры в совершенствовании телесно-двигательных качеств человека, обогащении его духовного мира, в создании условий для самореализации личности.

Важной методологической проблемой любой теории являются систематизации знаний, отражающих объективные связи элементов изучаемого объекта, что актуально как для понимания сущности феномена, так и для формирования научно обоснованной практики.

Ведущими аспектами знания о физической культуре являются медико-биологический, педагогический, психологический и социологический подходы. Каждый из них отражает весьма существенную грань физической культуры. Однако в целом для исследований в области физической культуры характерно, как правило, игнорирование философско-культурологических аспектов анализа данного феномена1. Последние чаще всего представлены формальными ссылками на необходимость целостного и интегративного понимания сущности физической культуры в единстве природного и духовного, ценностно-нормативного и процессуально-технологического.

Анализ реального состояния физической культуры свидетельствует о том, что она имеет большие потенциальные возможности в формировании всесторонне развитой личности. Однако в реальной практике эти возможности используются далеко не в полной мере, и прежде всего в силу разрыва соматопсихической и социокультурной составляющих человека (и рассогласованности соответствующих пакетов знаний о человеке). С одной стороны, в сфере физической культуры слабо представлены такие качества и элементы человеческой индивидуальности как самореализация, проективное и целенаправленное саморазвитие, творчество, духовные потребности, являющиеся импульсом всякой деятельности. Это ограничивает возможности физкультурной деятельности развитием только двигательной сферы занимающихся. Все это в значительной мере снижает культурный потенциал данной области человеческой практики, ограничивает возможности физической культуры в развитии интеллектуальных, мыслительных, творческих, коммуникативных потенций человека.

С другой стороны, культурологические исследования игнорируют физическую культуру как равнозначный с другими видами культуры объект исследований. На уровне индивидуальности если культурологи акцентируют внимание на социокультурных аспектах личности и оставляют без внимания соматопсихическую ее сторону, то специалисты в области физической культуры обращают внимание на соматопсихическую природу, упуская из поля зрения социокультурную сторону. И в том, и в другом случае прослеживается разрыв целостности человека, что ограничивает эвристический потенциал теории, приводит к «издержкам» в системе организации воспитательного процесса.

Адекватное понимание подлинной сути данного феномена требует интегративного подхода, в качестве которого может выступать философско-культурологический анализ, аккумулирующий в себе все остальные аспекты знания о физической культуре.

Культурологический анализ проблемы обусловлен необходимостью преодолеть рационалистическое рассечение человека на тело и разум, вернуться к принципам целостной методологии, ориентирующейся на исследование и развитие человека как единства телесного и духовного. Физическая культура, так же как и художественная, духовно-нравственная, предполагает прежде всего формирование системы ценностей, на основе которых может эффективно выстраиваться соответствующая им физкультурная и спортивная деятельность. Без подлинно ценностного отношения к телу развитие физической культуры будет односторонним. Человеческая телесность как цель физического воспитания в культурологическом контексте должна рассматриваться как важнейшая форма воплощения внутреннего мира человека, условие раскрытия потенциала человека, способ межличностной коммуникации. Эта проблема особенно актуальна для студенческой молодежи, которой придется жить и работать в мире, требующем максимальной отдачи и высочайшего напряжения как духовных, интеллектуальных, так и физических сил. Физическая, телесная культура должна сегодня стать значимым элементом образа жизни молодого человека, занять полноправное место в его повседневности, стать частью культуры в подлинном смысле этого слова.

Цель исследования — обоснование ведущих направлений оптимизации функционирования физической культуры за счет реализации ее ценностно-нормативного и технологического потенциалов.

Задачи:

1. Раскрыть сущность физической культуры как объекта прикладной культурологии и ее роль в филогенезе и онтогенезе;

2. Исследовать генезис и этапы развития физической культуры;

3. Охарактеризовать ценностно-нормативную природу физической культуры;

4. Охарактеризовать проблемы и тенденции развития физической культуры на современном этапе и определить пути совершенствования современных образовательных практик на основе переосмысления и востребованности отечественного педагогического наследия;

5. Определить возможности культурологической методологии при анализе физической культуры в оптимизации условий функционирования физической культуры.

Предварительное изучение проблемы позволило сформулировать гипотезу исследования, представляющую систему следующих предположений:

1. Оптимизация процессов функционирования физической культуры возможна на основе адекватного понимания сущности и функций физической культуры, ее подлинной роли и места как в индивидуальной жизнедеятельности, так и в истории человеческих цивилизаций. Такое понимание можно обеспечить путем объединения существующих подходов к исследованию различных аспектов физической культуры на основе культурологической методологии.

2. Реализация культурологической методологии позволит:

— преодолеть в системе физического образования и воспитания противоречие между историко-культурным и технологическим потенциалом физической культуры и уровнем его освоения в рамках образовательного процесса за счет расширения учебной проблематики, разработки программ, обеспечивающих освоение не только технологического, но и духовно-ценностного, интеллектуального богатства физической культуры;

— модернизировать содержание и повысить эффективность специальной подготовки руководителей и организаторов физического образования за счет усиления историко-культурологических аспектов физической культуры, адаптации различных культурных практик, ориентированных на развитие и совершенствование телесной и психической природы человека;

— оптимизировать социальные условия функционирования физической культуры, которые должны стать непосредственным объектом целенаправленной государственной политики. Эффективность государственной политики в области физической культуры во многом будет определяться ее направленностью на утверждение в общественном сознании здорового образа жизни как социально-культурной и личностной ценности.

Объект исследования — физическая культура в единстве ее ценностно-нормативного, институционального и деятельностного аспектов.

Предмет исследования — условия формирования физической культуры на социальном и личностном уровне.

Степень разработанности проблемы. Исследование различных граней феномена физической культуры имеет свою историю, сложившуюся методологию, категориальный аппарат. Большой объем публикаций посвящен вопросам оптимизации условий формирования физической культуры и совершенствования процесса физкультурного образования (В.У. Агеевец, В. К. Бальсевич, А. Г. Барабанов, П. В. Бундзен, П. А. Виноградов, М. Я. Виленский, В. М. Выдрин, Ю. А. Гагин, С. П. Евсеев,.

И.М. Козлов, В. Ф. Костюченко, Ю. Ф. Курамшин, В. И. Лях, Л. П. Матвеев, А. П. Матвеев, Г. Г. Наталов, С. Д. Неверкович, H.A. Пономарев, Н. И. Пономарев, В. В. Приходько, М. В. Прохорова, В. А. Рогозкин, A.A. Сидоров, В. И. Столяров, В. Г. Стрелец, С. С. Филиппов, В. Д. Чепик, Г. Ф. Шитикова, В. А. Щеголев и др.). Технологические аспекты формирования физической культуры осмысливаются в трудах C.B. Дмитриева, C.B. Молчанова, Н. И. Пономарева, В. М. Рейзина, Г. Ф. Шитиковой и др.). В последние годы появилось много работ, раскрывающих методологические основы физической культуры и спортивной деятельности (O.A. Аяшев, В. К. Бальсевич, В. М. Выдрин, В. А. Демин, H.H. Каргин, Л. И. Лубышева, C.B. Молчанов, В. А. Пономарчук, H.A. Пономарев, В. И. Столяров, В. И. Столяров, Ю. Ф. Курамшин, P.A. Пилоян, Ю. И. Портных, M .Я. Сараф и др.), анализирующих философско-антропологические и культурологические аспекты физической культуры. Активно разрабатываются основы антропоцентрической дидактики (C.B. Дмитриев, Д. Д. Донской, И. М. Козлов Ю.А. Гагин и др.). Методологические, ценностно-гуманистические основы физической культуры и физкультурного образования будущего анализируются в исследованиях В. Д. Гончарова, И. М. Быховской, Н. Г. Смирнова, Ю. М. Николаева. Проблемы соотношения биологического и социального, телесного и духовного в структуре человеческой жизнедеятельности изучаются в трудах В. К. Бальсевич, И. М. Быховской, Л. И. Лубышевой и др.

Наибольший интерес в контексте данной работы имеет исследование Ю. М. Николаева, в котором физическая культура анализируется в соотношении биологического и социального, телесного и духовного в человеке, рассматривается с позиций макроструктуры (теории культуры) и данных междисциплинарных исследований. Физические упражнения как разновидность деятельностного среза культуры с точки зрения их влияния на человека рассматриваются автором как методологическая основа понимания многогранной и интегративной сущности физической культуры в целом, формирования ее теории, наиболее полной реализации ее потенциала в педагогическом процессе.

Однако несмотря на солидную теоретико-методологическую базу, в исследованиях последних лет отмечаются существенные противоречия между высокими объективными требованиями общества к здоровью, физическому развитию, физической подготовленности людей и низким уровнем развития физической культуры у населения, обилием фактического материала в сфере физической культуры и недостаточным уровнем его теоретического, методологического обоснования и практического использования (Ю.М. Николаев, В.Д. Гончаров).

Методология исследования выстраивается на понимании физической культуры как совокупности норм, ценностей, смыслов и соответствующих видов человеческой деятельности, целью и результатом которой является формирование и развитие телесно-двигательных качеств и способностей человека, сущности физической культуры в неразрывной связи с общей культурой конкретной эпохи, взаимосвязи физической культуры с такими видами социальной деятельности как техника, военное искусство, политика, право, здравоохранение, воспитание, религия, эстетика, нормативно-ценностной обусловленности целей и задач физического воспитания. Физическая культура рассматривается как феномен, структурно-изоморфный и аксиологически равный таким сферами общественного и личностного бытия как художественная, духовно-нравственная культура. При этом человеческая телесность рассматривается как результат физической культуры и важнейшая форма воплощения внутреннего мира человека, способ межличностной коммуникации и условие раскрытия индивидуально-личностного потенциала человека. Методологическую основу исследования составили также культурологические работы, раскрывающие различные грани, аспекты и возможности системного подхода к изучению феномена.

14 культуры (Е.Я. Александрова, А. И. Арнольдов, Е. К. Быстрицкий, И. М. Быховская, П. С. Гуревич, Б. С. Ерасов, С. Н. Иконникова, М. С. Каган, Л. К. Круглова, Э. А. Орлова, Э. В. Соколов, В. И. Тасалов и др.).

Организация и методика исследования. Исследование осуществлялось на протяжении 4 лет и состояло из трех этапов: 1) пилотажного, результатом которого явилась постановка цели и формулировка гипотез- 2) теоретического, задачей которого было исследование ценностно-нормативной природы физической культуры, ее роли в филогенезе и онтогенезе. На данном этапе уточнялась методология исследования, упорядочивался категориальный аппарат- 3) экспериментального, задача которого состояла в разработке условий оптимизации функционирования физической культуры, и прежде всего в системе образования.

Основные результаты исследования представлены в виде положений, выносимых на защиту. На защиту выносится:

1. Понятие физической культуры в структурном и функциональном единстве ее ценностно-нормативных, институциональных и технологических (деятельностных) аспектов.

Физическая культура общества — это совокупность социально одобренных ценностей и норм, реализуемых обществом путем создания необходимых условий (экономических, мировоззренческих, правовых и др.), степень сформированности потребности человека в культивировании своих телесно-двигательных характеристик и возможности ее реализации. Аксиологический аспект физической культуры предполагает признание человеческого тела (в культурологическом контексте и в повседневной жизнедеятельности человека) в качестве важнейшей ценности бытия, объекта интереса и со стороны отдельного человека и общества в целом.

На личностном уровне физическая культура — это потребность и способность человека к максимальной самореализации на основе использования средств и ресурсов, отпущенных природой и преобразованных в соответствии с принципами культуросообразности, это определенные ценности и соответствующие им виды деятельности, направленные на формирование и развитие человеческой телесности в единстве с духовным началом личности. Физическая культура объективно включает человека со всей его телесностью в контекст социально-культурного развития общества, она превращает телесное начало в человеке из природно-данного феномена в явление социально-культурное, прибавляет к биологическим основаниям «человека телесного» элементы искусственного, т. е. культурного. Таким образом, телесная культура — это совокупность норм, ценностей, смыслов и соответствующих видов человеческой деятельности, целью и результатом которой является формирование и развитие телесно-двигательных качеств и способностей человека. Процесс личностного освоения физической культуры выражается в накоплении человеком знаний, умений и навыков физической культуры, в результате чего достигается наиболее полное развитие и самосовершенствование человека.

В социально-культурном плане физическую культуру можно рассматривать как определенную систему ценностей, отношений человека к собственному телу, здоровью. В технологическом и дидактическом плане развитие физической культуры предполагает совершенствование методов и приемов педагогики, а также способов и средств развития специализированных видов физической культуры и спорта. Внесубъектный, предметный пласт физической культуры содержится в специальной терминологии, материально-техническом обеспечении физкультуры и спорта (спортивных снарядах, одежде и экипировке, зданиях и сооружениях). Способом трансляции ценностей, приемов и методов педагогики физической культуры являются «тексты культуры» — как общегуманитарного характера, так и специализированные публикации, в которых содержится методики физического воспитания и развития, исторические сведения о видах физкультуры и спорта, уровень достижений физической культуры конкретной эпохи, зафиксированный в рекордах и др.

В этой связи основным предметом историко-культурного исследования феномена физической культуры являются ее ценностно-ориентационный и технологический уровни.

2. Историко-культурная периодизация становления и развития физической культуры. Как феномен общественной жизни и как специализированная отрасль физкультурной педагогики физическая культура в своем становлении и развитии прошла пять стадий: народно-бытовая физическая культурафизическая культура древнего мира и античностифизическая культура средних вековфизическая культура и спорт нового временифизическая культура новейшей истории. Каждый этап развития физической культуры обусловлен изменениями в системе общекультурных ценностей, определяющих требования к личности, образу жизни человека и общества. В то же время динамика ценностных ориентации определяла средства достижения человеческого идеала. Этапу народной физической культуры соответствовали такие ценности как сохранение семьи, безопасность, достижение единства рода и племени. Средства — естественный процесс социализации человека (освоение брачных правил, правил деторождения, основ гигиены, народные игрища и подготовка к ним, обрядовые испытания) — обеспечение долголетия (диета, безопасное поведение). Физическая культура античности взяла классический идеал калокагатии — физического и нравственного совершенства человека, связь поколений. На данном этапе были разработаны основы философии физической культуры и теории упражненийсоздана школа как социальный институт физкультурного образованияпоявился институт спортивных состязаний атлетов. Физическая культура средних веков формировалась в контексте таких общественных ценностей как аскетизм, мудрость, единство церковной общины, сословная организация общества. В этот период была создана профессионально-прикладная физическая культура (в особенности военная) — активно развивалась организация зрелищ и формировался институт профессиональных атлетов. Физическая культура нового времени органично вобрала в себя идеал всестороннего развития личности, специализации и професионализации человеческой деятельности. Создаются национальные школы физкультурной дидактикиформируются основы комплексной физкультурной наукиосуществляется международная и национальная классификация видов физической культурыобразование делится на ступени и создаются теоретические основы педагогики. .

3. Обоснование культурологических аспектов физической культуры и предмета историко-культурологического анализа данного феномена, включающего ценностно-нормативный (или социально-культурный), институциональный и технологический уровни. В отличие от естественнонаучной точки зрения, которая фиксирует свое внимание на биологических проблемах организма, психофизиологических вопросах отношения психологического и телесного, проблематика физической культуры по своей сути является социально-гуманитарной проблематикой. Объектом культурологического знания является прежде всего ценностно-нормативная составляющая физической культуры, а также ее институциональные и процессуально-технологические, деятельностные аспекты. В процессуально-технологическом плане объектом «культивирования» или «окультуривания» является человеческая телесность как преобразованное, «очеловеченное» состояние человеческого тела, единство природного, социального и культурного. При этом в культурологическом ракурсе анализа меняется сам статус телесности — телесное начало не просто вбирает естественно-физическое, но возвышается над ним, рассматривая тело как ценность культуры. Если человек соматический является предметом интереса естественных наук, то человек телесный попадает в сферу гуманитарного знания и рассматривается в пространстве культуры.

4. Обоснование ведущей цели физического воспитания, в качестве которой рассматривается формирование ценностей, стимулирующих культуросообразное, деятельно-практическое и сознательное совершенствование человеком своей телесной и духовной природы. Физическая культура, так же как и художественная, духовно-нравственная, предполагает прежде всего формирование системы ценностей, на основе которых может эффективно выстраиваться соответствующая им физкультурная и спортивная деятельность. При этом физическое воспитание должно быть ориентировано на гармонию интеллектуального, нравственного и телесно-физического развития человека, на формирование системы ценностей, на базе которых может эффективно выстраиваться соответствующая им физкультурная и спортивная деятельность. Следовательно, предметом деятельности является не просто телесно-двигательные качества человека, а его внутренний мир, система ценностей. Без подлинно культурного, ценностного отношения к телу развитие физической культуры будет односторонним, неподлинным. Культурное бытие человеческой телесности предполагает понимание тела как важнейшей формы воплощения внутреннего мира человека, как способа межличностной коммуникации и условия раскрытия индивидуально-личностного потенциала человека.

5. Направления оптимизации процессов функционирования физической культуры, включающие: а) развитие теории и обогащение современных образовательных практик за счет нового осмысления и востребованности теоретического потенциала и методического наследия мировой и отечественной социально-гуманитарной мыслиб) реализацию культурологического подхода к анализу современных процессов функционирования физической культуры, что позволит;

— выработать методологию модернизации содержания и повышения эффективности специальной подготовки руководителей и организаторов физического образования за счет усиления историко-культурологических аспектов физической культуры;

— преодолеть в системе физического образования и воспитания противоречие между историко-культурным и технологическим потенциалом физической культуры и уровнем его освоения в рамках образовательного процесса за счет расширения учебной проблематики, разработки программ, обеспечивающих освоение не только технологического, но и духовно-ценностного, интеллектуального богатства физической культуры;

— оптимизировать социальные условия функционирования физической культуры в рамках целенаправленной государственной политики.

Практическая значимость исследования состоит в том, что оно намечает методологические предпосылки и направления дальнейшего развития теоретических и научно-методических основ физической культуры, повышения эффективности ее функционирования в реальной практике (за счет обоснования приоритетов управления и разработки эффективных средств массовой пропаганды). В работе обоснован предмет историко-культурного исследования феномена физической культуры, включающего два уровня: ценностно-ориентационный и технологический. Характеристика физической культуры как целостного единства ценностно-нормативных, институциональных и технологических аспектов позволило сформулировать систему условий, способствующих оптимальному формированию физической культуры человека и общества, повышению эффективности влияния физической культуры на развитие физических и духовных сил человека. Диссертационные выводы могут рассматриваться в качестве теоретической основы для дальнейших исследований проблем физической культуры и физического воспитания. Частично результаты исследования внедрены в Санкт-Петербургском Гуманитарном университете профсоюзов.

Апробация исследования и внедрение результатов в практику проводилось по ряду направлений: опубликование результатов исследования в печати, выступления на международных, республиканских и региональных научно-теоретических и научно-практических конференцияхсобственная педагогическая деятельность автора по апробированию основных положений работы.

Научная новизна данного исследования заключается в обосновании физической культуры как духовно-физической сущности, как структурного и функционального единства ее ценностно-нормативных, институциональных и технологических (деятельностных) аспектов. Многоаспектное и многоуровневое изучение феномена физической культуры позволило на культурологической методологии обобщить более частные подходы к пониманию сущности физической культуры, уточнить взаимодействие физической культуры с другими видами культуры и определить ее место в системе культурных ценностей человека и общества, раскрыть системный характер и взаимосвязь ее ценностно-нормативного, институционального и деятельностного аспектов. Определение сущности физической культуры, ее уровней позволило уточнить те ее аспекты, которые могут и должны рассматриваться в качестве предмета историко-культурологического анализа.

Культурологический аспект анализа, фиксируя неразрывное единство ценностно-нормативных и технологических аспектов физической культуры, позволяет существенно повысить роль и значение личностного фактора, что, в свою очередь, выступает необходимым условием построения системы физического воспитания с учетом понимания целостной сущности человека, его природного и духовного, соматопсихического и социокультурного единства. Теоретические итоги культурологического анализа физической культуры расширяют границы понимания сущности и функций данного феномена, определяют направления дальнейших исследований физической культуры как социально-культурного явления.

Показать весь текст

Список литературы

  1. P.A., Ярулин Р. Х. Физическое образование как социальный институт подготовки человека к жизни средствами физической культуры //Теория и практика физической культуры. -1993. -№ 7. -С.14−15.
  2. В.У., Орлов P.M. Экономическое образование в физкультурном вузе: проблемы и пути решения. //Теория и практика физической культуры. -1991. -№ 9. -С.2−5.
  3. В.У. Теоретические аспекты формирования комплекса целой системы физической культуры и спорта //Теория и практика физической культуры. -1986. -№ 9. -С.5−7.
  4. Е.Я., Быховская И. М. Культурологические опыты. -М., 1996. -С.46−48.
  5. . Г. Человек как предмет познания. -Л.:ЛГУ, 1969. -339с.
  6. П.К. Узловые вопросы теории функциональной системы. -М.: Наука, 1980. -197с.
  7. Аристотель. Политика: Пер. с греч. -М.: Сабашниковы, 1911. -465с.
  8. Аристотель. Сочинения: В 4 т. Т.4. /Под ред. Доватур А. И. и Кессиди В. Х. -М.: Мысль, 1983. -830с.
  9. А.И. Человек и его мир: Введение в культурологию. -М.: Изд-во МГИК, 1992. -240с.
  10. Ю.Артыкбаев Р. Д. Социально-педагогические факторы совершенствования работы с населением на спортивных сооружениях по формированию здорового образа жизни: Автореф. дис. канд. пед. наук -Л., 1988. -23с.
  11. П.Афанасьев В. Г. Человек в управлении обществом. -М.: Политиздат, 1977. -325с.
  12. P.M., Берсенева А. П. Донозологическая диагностика в оценке состояния здоровья //Валеология: диагностика: средства и практика обеспечения здоровья. -СПб.: Наука, 1993. -С.33−48.
  13. В.И., Бурэ Н. П. Влияние ментального тренинга на функциональное состояние организма и соревновательную надежность спортсменов //Современные достижения спортивной науки: Тез. докл. междунар. конф. -СПб., 1994. -С.17.
  14. В.К. Конверсия высоких технологий спортивной подготовки как актуальное направление совершенствования физического воспитания и спорта для всех. //Теория и практика физической культуры. -1993. -№ 4. -С.21−22.
  15. В. К., Лубышева Л. И. Физическая культура: молодежь и современность. //Теория и практика физической культуры. -1995. -№ 4. -С.2−7.
  16. В.К. Интеллектуальный вектор физической культуры человека. //Теория и практика физической культуры. -1991. -№ 7. -С.37−41.
  17. В.К. Феномен физической активности человека как социально-биологическая проблема //Вопросы философии. -1990 -№ 8, -С.78−89.
  18. В.К. Физическая подготовка в системе воспитания культуры здорового образа жизни человека //Теория и практика физической культуры. -1990. -№ 1. -С.22−21.
  19. В.К., Громыко В. В., Захаров A.C., Попов В. Н. Естественнонаучные и организационные предпосылки развития массовости физкультурно-спортивным движениям на современном этапе. //Теория и практика физической культуры. -1981. -№ 8. -С43−46.
  20. В.К., Запорожанов В. А. Физическая активность человека. -Киев: Здоровье, 1987. -210с.
  21. В.А., Мокеев Г. И. Способ диагностики стрессового состояния к тренировочным нагрузкам у спортсменов. //Авт. свид. СССР, № 1 344 318./Бюл. № 38, 1987.
  22. В.М. Физическая культура как средство профилактикинегативных явлений и формирование здорового образа жизни: Автореф. дис. канд. пед. наук. -JL, 1988. -23 с.
  23. М.М. Эстетика словесного творчества. -М., 1979. -С.44.
  24. ВВ., Макаров А. Г. Место и направленность методов нравственного воспитания на занятиях по физическому воспитанию. //Теория и практика физической культуры. -1988. -№ 12. -С. 11.
  25. И.Д., Игнатьев A.C., Лотоненко A.B. Физическая культура -составная часть культуры общечеловеческой: Учеб. пособие. -Воронеж, 1991. -275с.
  26. М.А., БундзенП.В., Вайник Г. А., Евдокимова О. М. Интегрированный психофизический тренинг для населения: методология и принципы: Тез. докл. итог. науч. конф. СПб.: НИИФК, 1993. -С.8−9.
  27. B.C. От наукоучения к логике культуры. Два философских введения в двадцать первый век. -М., 1991. -413с.
  28. С.Н. Физическая активность — важный фактор здоровья и функционального состояния //Современные достижения спортивной науки. Тез. докл. междунар. конф. -СПб., 1994. -С.117−119.
  29. Н.Б. Модификация учебных планов подготовки специалистов по рекреационному спорту с учетом зарубежного опыта: Автореф. дис. д-ра. пед. наук. -СПб., 1993. -269с.
  30. Н.Б. Некоторые особенности профессиональной подготовки в университетах зарубежных стран на примере специальности «организация рекриационного спорта». //Теория и практика физической культуры. -1994. -№ 3−4. -С.40−42.
  31. Л.Е. Здоровье. //Большая мед. энцикл., -1959. т. 10. -С.15−18.
  32. П.В. Интегрированный психофизический тренинг для укрепления здоровья //Современные достижения спортивной науки: Тез. докл. междунар. конф. -СПб., 1994. -С. 123−124.
  33. П.В., Бендюков М. А., Кирюшин А. И. Система психотренинга и психопрофилактики. «Ментальный тренинг» //Вестник спортивной медицины России, -1994. -№ 1−2. -С.35−38.
  34. П.В., Дибнер Р. Д. Здоровье и массовый спорт: проблемы и пути их решения //Теория и практика физической культуры. -1994. -№ 5−6. -С.6−12.
  35. П.В., Евдокимова О. М., Унесталь Л. Э. Современные технологии укрепления психофизического состояния и психосоциального здоровья населения //Теория и практика физич. культуры. -1996.-№ 8.-С.5763.
  36. И.М. Быть телом «иметь тело» — творить тело: «три уровня «HOMO SOMATIS» и проблемы физической культуры. //Теория и практика физической культуры. -1993. -№ 7. -С.2−5.
  37. И.М. Человеческая телесность в социо-культурном измерении: традиции и современность. /Общество социологов РАН. -М.: РИО ГЦОЛИФК, 1993. -180с.
  38. В.Н. Здоровье и стресс. -М.: Знание, 1991. -160с.
  39. H.H. Образ жизни, спорт, личность. -Кишинев: Штиинца, 1980. -183с.
  40. H.H. Физическая культура личности. -Кишинев: Штиинца, 1989. -162с.
  41. М.Я. Социально-педагогические детерминанты формирования здорового образа жизни //Теория и практика физической культуры. -1994. -№ 9. -С.9−11.
  42. М.Я. Физическая культура в гуманитарном образовательном пространстве вуза //Физическая культура. -1996. -№ 1. -С.27−32.
  43. .Н. Разумные потребности личности: сущность, критерии, пути формирования. Воронеж: ВГУ, 1990. -187с.
  44. В. М., Николаев Ю. М. О ценностном аспекте физической культуры. //Теория и практика физической культуры. -1979. -№ 7. С.5−8.
  45. В.М. Культурологические проблемы в системе физкультурного образования. Перв. научн. сес. отд. обр. //ПАНИ. -СПб., 1993.-С.212.
  46. В.М. Теория физической культуры (культурологический аспект). -Л., 1989. -45с.
  47. В.М. Формирование культуры личности в сфере физической культуры (проблемы развития физической культуры молодежи): Сб. науч. тр. /Под ред. A.B. Лотоненко, Б. К. Зыкова. -Воронеж: Изд-во ВГАУ, 1992. -С.5−14.
  48. В.М., Евстафьев Б. В., Пономарев Н. И. К вопросу определения понятия теории физической культуры //Теория и практика физической культуры. -1987. -№ 2. -С.23−25.
  49. В.М., Курамшин Ю. Ф., Николаев Ю. М. Осмысление интегративной сущности культуры магистральный путь формирования ее теории //Теория и практика физической культуры. -1996. -№ 5. -С.59−61.
  50. Г. П. Аксиология культуры. СПб: ЛГУ, 1996. -212с.
  51. ГагинЮ.А. Становление и реализация индивидуальности субъектов педагогического процесса в образовании и спорте: Докт. дис. -Л., 1997. -496с.
  52. Ю.П. Проблемы физической рекреации и неспециального физкультурного образования работников промышленного производства: Автореф. дис. д-рапед. наук. -СПб., 1997. -32с.
  53. В.И. Почему мы не похожи друг на друга. Очерки о биологической индивидуальности. /Наука и прогресс. -М.: Знание, 1984. -160с.
  54. Л. Время стрессов. -М.: ФиС, 1990. -192с. :граф.
  55. Н.К. Роль физической культуры в трудовом и духовномвоспитании личности. //Известия Воронежского пед. института. Вопросы коммунистического воспитания. Вып. 2. -Воронеж. 1966. -С.78−89.
  56. Н.К., Игнатьев A.C., Лотоненко A.B. Философско-культурологический анализ физической культуры //Теория и практика физич. культуры.-1996. -№ 1.-С.4−6.
  57. В.Д., Какухин А. Д. Социальная психология физической культуры. Вопросы методологии и теории. Красноярск, 1992. -108с.
  58. Государственный доклад о состоянии здоровья населения Российской Федерации в 1993 году. Раздел II: Общая заболеваемость населения //Здравоохранение Российской Федерации, -1995. -№ 4. -с.З-П.
  59. А.Т. Идеалы и ценности олимпизма в воспитании юных спортсменов: Автореф. дис. канд. пед. наук. -Омск, 1988. -22с.
  60. В.Е., Жданов Ю. А. Сущность культуры. Ростов-на-Дону, 1979. -С.5−6.
  61. Дефицит двигательной активности у студентов с ослабленным состоянием организма и пути разработки средств для его компенсации. /Научн. отч., номер, гос. регистр. 03.09.50−0205. -Тула, 1995.
  62. К. Эндрюс Б. А. Роль образования в пропаганде здорового образа жизни в двадцатом столетии //Теория и практика физической культуры. -1993. -№ 1. -С.46−48.
  63. К.В. Движение, дыхание, психофизическая тренировка. -3-е изд., перераб. и доп. -М.: ФиС, 1986. -64с.
  64. Д.Д. Развитие идей П.Ф. Лесгафта о физическом упражнении как двигательном действии. //Теория и практика физической культуры. -1997. -№ 3. -С.2−4.
  65. Т. М., Орлова Э. А. Основы социокультурного проектирования. -М., 1996. -С.24.
  66. . В. Анализ основных положений в теории физической культуры. -Л., 1985. 150с.
  67. .В. О сущности триады К. Маркса. «By education we understand three things». //Теория и практика физической культуры. -1983. -№ 2.-С.5−7.
  68. Г. В., Сахно А. В. Массовый спорт и физическая культура как средство формирования здорового образа жизни молодежи. //Материалы IV Всесоюзного методического семинара. -М.: Советский спорт, 1989. -С.32.
  69. Ежи Косевич. Человек и его тело в свете Ветхого и Нового Завета //Философские науки. -М.: «Высшая школа», 1992. -№ 2. -С.12−16.
  70. В. А. Образ жизни и здоровье человека //Философские вопросы медицины и биологии. -Киев, 1985. Вып. 17. -С.54.
  71. М.Б. Культура в системе общества. Вып. «Культура в общественной системе социализма». -М.: Наука, 1984. -218с.
  72. Е.А., Духовные потребности личности как фактор ее самоорганизации: Автореф. дис. канд. филос. наук. -Киев, 1989. -24с.
  73. Н.С., Илларионова Н. В. Социально-философские и медико-биологические проблемы. Социально-философские аспекты. //Здоровый образ жизни: Сборник статей Академии наук Молдова-Кишенев «Штиинца», 1991. -С.5−18.
  74. Е.П., Тихонов A.M. Психофизиологические аспекты спортивной и учебной деятельности. -Л., 1987. -С.87−110.
  75. Т.А. Педагогика: Курс лекций. Учеб. пособие для студ. пед. ин-тов. М.: Просвещение, 1984. -495с.
  76. И.М., Рубчин Б. А., Бабочкин П. И. Молодежь : Будущее России. -М., 1995. -С.163−174.
  77. В.А., Родионов А. В. Психолого-педагогические методы коррекции девиантного поведения детей и подростков в процессе двигательной активности //Новые подходы к психорегуляции в спорте: Тез. докл. международн. конф. -М., 1994. -С.37.
  78. М. С. Философия культуры. -СПб.: Петрополис, 1996. -416с.
  79. М.С. Системный подход и гуманитарное знание. -Д., 1991.383с
  80. М.С. Человеческий фактор развития общества и общественный фактор развития человека. //Вопросы философии. -1987. -№ 16. -С. 15−26.
  81. В.П., Спирин Е. А. Феномен человека: комплекс социоприродных свойств. //Вопросы философии. -1988. -№ 7. -С29−37.
  82. Е.П. Актуальные вопросы теории непрерывного физкультурного образования (К постановке проблемы) //Теория и практика физической культуры. -1990. -№ 7. -С. 10−13.
  83. Е.П. Организационно-управленческие основы непрерывного физкультурного образования: Автореф. докт. дис. д-ра пед. наук./ГЦОЛИФК. -М., 1992. -49С.
  84. В. Н. Интегративная концепция человека. -СПб: ЛГУ, 1992.-208с.
  85. В.Ж., Ковальзон М. Я. Теория и история: Проблемы теории и исторического процесса. -М., 1981. -194с.
  86. И.Ф. Культура и общество //Соц.-политич. журнал. -1995. -№ 3. -С.82.
  87. ЮО.Китаев П. М. Культура: человеческое измерение. -СПб: ЛГУ, 1997.210с.
  88. А.Г., Антипов Г Л., Варлачев Г. К., Гуринович Е. Г. и др.
  89. Технологии изучения эффективности и совершенствования организации физического воспитания детей и молодежи на основе комплексной оценки их физического состояния, социальных условий и образа жизни: Отчет о НИР. -СПб.: НИИФК, 1994. -203с.
  90. Ю2.Круглова Л. К. Основы культурологии. -СПб.: СПГУВК, 1995.393с.
  91. ЮЗ.Ксенофонт. Воспоминания о Сократе. Домострой. -М.: Наука, 1993. -С.108−261.
  92. В.В., Никитюк Б. А. Очерки теории и истории интегративной антропологии. -М.: ФОН, 1995. -174с.
  93. Ю5.Куланин Б. Д. Влияние специальных знаний, убеждений и потребностей на практику самостоятельных занятий физической культурой студенческой молодежи (на примере вузов РСФСР): Автореф. дис. канд. пед. наук. -М., 1984. -21с.
  94. Юб.Кун Л. Всеобщая история физической культуры и спорта. -М.: Радуга, 1982. -376с.
  95. Ю.Ф. Высшие спортивные достижения как объект системного анализа. -СПб., 1996. -95с.
  96. А.Н. Деятельность, сознание, личность. -М.: Политиздат, 1975. -304с.
  97. А.Н. Проблемы развития психики. -М., 1972. -366с. ПО. Лесгафт П. Ф. Избранные педагогические сочинения в 2томах.
  98. М.: АПН РСФСР, 1952. Т. 2. -С.18−238.
  99. Ш. Лесгафт П. Ф. Руководство по физическому образованию детей школьного возраста, //Избранные педагогические произведения в 2-х томах. -М.: АПН РСФСР, 1952. Т. 2. -С.11−238.
  100. Ш. Лесгафт П. Ф. Собр. пед. соч., т. 1. -М.: ФиС, 1961. -С.67,218. 11 З. Лившиц М. Е. Способ диагностики функционального состояния человека. //Авт. свид. СССР№ 1 731 167/Бюл. № 17, 1992
  101. . Ф. Методические и теоретические проблемы психологии. -М.: Наука, 1984. -69с.
  102. А.Ф. Дерзание духа (Личность. Мораль. Воспитание). -М.: Политиздат, 1989. -366с.
  103. Нб.Лубышева Л. И. Концепция формирования физической культуры человека. -М.: ГЦОЛИФК, 1992. -120с.
  104. Л.И. Концепция физкультурного воспитания: методология развития и технология реализации //Физическая культура -1996.-№ 1.-С.11−17
  105. Л.И. Современный ценностный потенциал физической культуры и спорта и пути его освоения обществом и личностью. //Теория и практика физической культуры. -1997. -№ 6. -С.10−15.
  106. Л.И. Социальное и биологическое в физической культуре человека в аспекте методологического анализа. //Теория и практика физической культуры. -1996. -№ 1. -С.2−4.
  107. Л.И., Бальсевич В. К. Ценности физической культуры в здоровом стиле жизни //Мат-лы Междунар. конф. «Современные исследования в области спортивной науки». СПб.: НИИФК, 1984, -С.124−125.
  108. Л.И., Грузных Г. М. Теоретико-методологическое обоснование физкультурного воспитания студентов. //Теория и практика физической культуры. -1990. -№ 3. -С.9−13.
  109. Л.И. Физкультурное воспитание в аспекте развития инновационных процессов. -РГАФК, -М., Россия, 1996. -С.133.
  110. Лях В. И. Ориентиры перестройки физического воспитания в образовательной школе. //Теория и практика физической культуры. -1990. -№ 9. -С.10−14.
  111. Г. П. Создание собственной системы оздоровления. -СПб., 1995. -346с.
  112. Малкова Л. А. Природное и духовное в физической культуре
  113. Вопросы философии. -1997. -№ 4. -С.15−16.
  114. Ю.В. Философско-социологические проблемы физической культуры и спорта. Л.: ВДК НФК, 1985. -180с.
  115. A.B., Валентис Ю. В., Полесский В. А. Формирование здорового образа жизни молодежи. -М.: Медицина, 1988. -192с.
  116. В.П., Зволинская H.H. Высшее физкультурное образование сегодня и завтра. //Теория и практика физической культуры. -1990. -№ 12. -С.32−34.
  117. А.П. Концепция образовательной программы «Физическая культура» для средней общеобразовательной школы. //Физическая культура: Науч.-метод, журнал. -1996. -№ 1. -С. 13−14.
  118. А.П., Непалов В. Н. Физическая культура: физкультура и развитие человека. //Теория и практика физической культуры. -1994. -№ 9. -С.2−6.
  119. Л.П. Теория и методика физической культуры. -М.: Физкультура и спорт, 1991. -542с.: ил.
  120. Л.П. Вопросы формирования общетеоретических основ физической культуры и спорта //Теория и практика физической культуры. -1975. -№ 11. -С.65−70.
  121. Медико-биологические проблемы спортивной тренировки: Сб. научн, тр./Под ред. B.C. Фомина. -М.: МОГИФК, 1985 (1986). -157с.:граф.
  122. Я., Иоахимсталер Ф., Физическая культура в структуре общества и жизнедеятельности (очерки по теории физической культуры). -М.: ФиС, 1984. -218с.
  123. B.C. Очерк интегрального исследования индивидуальности. -М.: Педагогика, -1986. -254с.
  124. O.A., Социальные аспекты физического совершенствования личности. -М.: ФиС, 1975. -138с.
  125. В.Д. Управление физической культурой и спортом на промышленном предприятии как фактор повышения их официально-экономической эффективности: Дис. канд. пед. наук. -Л., 1981. -220с.
  126. Е.Л. Способ диагностики функционального состояния спортсмена. / Авт.свид. СССР № 1 242 116, Бюл. № 25, 1986
  127. P.E. Методологические подходы к проблеме повышения резистентности на примере реабилитации спортсменов //Теория и практика физической культуры, 1990. -№ 11−12. -С.2−8.
  128. В.П. Социально-педагогические аспекты использования нетрадиционных форм и средств физической культуры в практике физкультурно-оздоровительной работы: Автореф. дис. канд. пед. наук. -М., 1994. -24.с.
  129. В.В. Совершенствование образа жизни населения -вектор общественного здоровья //Материалы республиканской научно-практической конференции. -Сыктывкар, 1989. -184с.
  130. А.Я. Оценка влияния общеразвивающих упражнений на активизацию познавательной деятельности студентов //Теория и практика физической культуры. -1994. -№ 3−4, -С.15−17.
  131. С.Д. Игровые методы подготовки кадров. -М.: Высшая школа, 1995. -207с.
  132. М.Л. Самореализация как феномен культуры: Автореф. дис. канд. филос. наук. -Киев, 1990. -23с.
  133. Ю.М. О культуре физической, ее теории и системе физкультурной деятельности. //Теория и практика физической культуры. -1997. -№ 6. -С.2−9.
  134. Ю.М. О системе социальных функций физической культуры //Физическая культура студентов: физ. воспитание, спорт, активныйдосуг: Мат-лы Республ. науч.-метод, семинара. -СПб., 1996. -С.25−27.
  135. Ю.М. Реализация культурологического аспекта в системе физкультурного образования //Физическая культура и спорт в современной жизни: Мат-лы III Всерос. науч. практ. конф. -Воронеж, 1994. -С.35−36-
  136. Ю.М. Теоретико-методические основы физической культуры: Автореф. дис. д-ра пед. наук. СПбГАФТ. -1998. -66с.
  137. Ю.М. Теоретические аспекты интегративного содержания и человеко-творческой сущности физической культуры //Теория и практика физической культуры. -1998. -№ 4. -С. 16−23.
  138. А.Д. Проблемы теории физического воспитания. //Теория и практика физической культуры. -1966. -№ 5. -С. 11−16.
  139. А.Д. Физическое воспитание. М.: ФиС, 1949. -135с.153.0жеван H.A. Здоровье как предмет теоретико-медицинского ифилософского исследования //Философ. Вопросы медицины и биологии. -Киев, 1984. Вып. 16. -С.16.
  140. В.В. К понятию человеческой природы. //Философия пограничных проблем науки. Вып. 11. -Пермь, 1968. -С.85−86.
  141. Основы теории и методики физической культуры: Учебн. для техн. физ. культ. / Под ред. A.A. Гужаловского. -М.: ФиС, 1986. -352с.:ил.
  142. Очерки по теории физической культуры: Тр. ученых соцстран /сост. и общ. ред. Л. П. Матвеев. М.: ФиС, 1984. -248с.
  143. Н.В., Попов В. Ф., Шиленко Ю. В. Здоровье -социальная ценность //Вопросы и ответы. -М.: Мысль, 1989. С. 236.
  144. Т. Человек в современном мире: Пер. с англ. /Общ. ред. В.А. Кувакина). М.: Прогресс, 1985. -428с.:портр.
  145. Педагогика: Учеб. пособие для студ. пед. ин-тов /Под ред. Ю. К. Бабанского. М.: Просвещение, 1983. -608с.
  146. И.И. Формирование отраслевой экономики физической культуры и спорта. //Теория и практика физической культуры. -1991. -№ 9.1. С.6−10.
  147. Р. А. Мотивация спортивной деятельности. -М.: ФиС, 1984. -104с.:ил.
  148. Платон. Мыслители Греции. От мифа к логике: Сочинения: Пер. с дрвенегреч. /Сост., вступ. ст. и коммент. Шкоды В. В. -М.: ЭКСМО-Пресс- Харьков: Фолио, 1998. -831с. -(антология мысли).
  149. Платон. Собрание сочинений под общ. ред. Лосев А. Ф., Асмус В. Ф., Тахо-Годи П.А. -М.: Мысль, -1994. Т. З. Тимея. -832с.
  150. H.A. Гуманизм, духовность и физическая культура. //Теория и методика физической подготовки: СБ. науч. тр. -СПб.: ВДКИФК, 1994. -С.117−126.
  151. H.A. Социология физической культуры: Учеб. пособие. -СПб., 1998. -118с.
  152. H.A. Социология: Учеб. пособие /СПбГАФК им. П. Ф. Лесгафта. -СПб., 1996. -86с.
  153. Н.И. Некоторые проблемы функционирования и развития теории физической культуры //Теория и практика физической культуры -1996. -№ 5- С.55−58.
  154. Н.И. Социальные функции физической культуры и спорта. М.: ФиС, 1974. -310с.
  155. Н.И., Дмитриев C.B., О проблемах целевой, смысловой и ценностной организации двигательных действий спортсмена //Теория и практика физической культуры. -1990. -№ 7. -С.27−29.
  156. В.А., Аяшев O.A. Физическая культура и становление личности.-М., 1991.-123с.
  157. Постановление Верховного Совета Российской Федерации от 03.06.93, № 5090−1 «06 основных направлениях государственной молодежной политики в Российской Федерации».
  158. Постановление правительства Российской Федерации от 18.01.92,33 «О дополнительных мерах по социальной защите учащейся молодежи».
  159. Постановление правительства Российской Федерации от 25.11.94, № 1279 «О Федеральной программе «Молодежь России».
  160. В.В. Педагогические основы физкультурного образования студентов (опыт игрового проектирования и экспертизы): Автореф. докт. дис. д-ра пед. наук. /ГЦОЛИФК. -М., 1992. -47с.
  161. Проблемы социальной физиологии: Сб. науч. тр. /Под ред. К. В. Судакова, -М., 1985. -197с.
  162. Психическая культура //Духовно-культурологический журнал. -Л., 1991. -№ 1.-С.183.
  163. А.Ц. О некоторых фундаментальных проблемах перспективного плана научно-исследовательской работы в области физической культуры и спорта. //Теория и практика физической культуры. -1985. -№ 6. -С.10−13.
  164. И. Н. Мелия М.И. Перспективы совершенствования психолого-педагогической подготовки студентов института физической культуры. //Теория и практика физической культуры. -1987. -№ 4. -С. 17.
  165. A.B., Романов В. А., Юшков О. П. Индивидуализация психофизического тренинга при управлении стрессовым состоянием спортсменов //Новые подходы к психорегуляции в спорте: Тез. докл. международн. конф. М., 1994. -С.68.
  166. Ю.И. Введение в культуроведение. -М., 1996. -С.57−81.
  167. А.Н. Культурологический смысл содержания образования. //Соц.-политич. журн. -1995. -№ 3.-С.73−178.
  168. В.М. Биологические основы индивидуально-психологических различий. -М.: Наука, 1979. -352с.
  169. Ю.Е. К определению понятия «здоровье «и здоровыйобраз жизни //Физическая культура и здоровье учащейся молодежи: Сборник науч. тр. -СПб.: Образование, 1995. -С.22−26.
  170. О.И. Спортивно-гуманистическое воспитание учащихся спортшкол (на примере футбола): Автореф. дис. канд. пед. наук. -Малаховка, 1989. -24с.
  171. М.Я., Столяров В. И. Введение в эстетику спорта: Учеб. пособие для ИФКов. М.: ФиС, 1984. -103с.
  172. Ю.П. Идеалы и ценности олимпизма как средство повышения эффективности работы по коммунистическому воспитанию школьников старших классов.: Автореф. дис. канд. пед. наук. -М., 1990. -25с.
  173. В.И. Философские проблемы биологии человека. -Л.: Наука, 1974. С.54−55.
  174. А. Б., Молчанов С. В., Столяров В. И. Формирование здорового образа жизни учащихся профессионально-технических училищ. -Минск, 1984. -245с.
  175. Словарь физиологических терминов / Под ред. О. Г. Газенко, -М., 1987. -446с.
  176. Н.Г. Физическая культура как фактор социального развития личности в современном Российском обществе: Автореф. дис. канд. пед. наук. -СПб., 1995. -19 с.
  177. Э.В. Культурология: Очерки теории культуры: Пособие для учащихся. -М.: Интер-пракс, 1994. -272с.
  178. В.Д., Заикин В. А., Зайцева В. В. и др. Компьютерное программирование оздоровительных физических упражнений //Теория и практика физической культуры. -1988. -№ 6. -С.5−7.
  179. В.Д., Зайцева В. В., Тиунова О. В. Проблема тестирования в оздоровительной физической культуре. -1993. -№ 8. -С.7−10.
  180. А. Д., Изуиткин Д. А. Критерии здорового образа жизни ипредпосылки его формирования //Сов. Здравоохранение. -1981 -№ 5 -С.6.
  181. В.В. История физической культуры. -М.: Просвещение, 1989. -С.289.
  182. В. И. Место физической культуры и спорта в системе явлений культуры. М., 1988. -С.8.
  183. В. И. Гуманистический потенциал современного спорта в свете нового мышления и перестройки (социально-философский анализ). Ежегодн. ФО СССР: Философия и перестройка. М.: Наука, 1989. -С.32.
  184. В. И. Олимпийское движение и воспитание молодежи. -М., 1989. -С.7−9.
  185. В.И. Гуманистическая ценность спорта как элемент образа жизни. //Теория и практика физической культуры. -1977. -№ 6. -С.2.
  186. В.И., Быховская И. М., Лубышева А. И. Концепция физической культуры и физкультурного воспитания (инновационный подход) //Теория и практика физической культуры. 1998. № 5. -С. 11−16.
  187. В.И. Философско-культурологический анализ физической культуры //Вопросы философии. -1988.-№ 4 -24с.
  188. К.В. Диагноз здоровья. -М.: ММА им. И. М. Сеченова, 1993. -224с.
  189. К.Е., Черненко Е. К. Социальная детерминированность биологии человека. -М.: Наука, 1979. -210с.
  190. Теория и методика физического воспитания /Под ред. Л. П. Матвеева. М.: ФиС, 1976. -С.5.
  191. В. И. Образ жизни. Понятие. Реальность. Проблемы. -М., 1975. -С.29.
  192. В. А. Методологические аспекты комплексного исследования проблемы здорового образа жизни //Философские вопросы медицины и биологии. -Киев, 1985. Вып.17. -С.37.
  193. Указ Президента Российской Федерации от 16.09.92, № 1075 «О первоочередных мерах в области государственной молодежной политики».
  194. Е.В. Социология физической культуры. -Л.: ГДОИФК, 1991. -318с.
  195. Фомин В С. Проблема измерения здоровья на основе учета развития адаптивных свойств организма. //Теория и практика физической культуры.-1996. -№ 7.-С. 18−23.
  196. Н.Х. Формирование физической культуры личности в учебных заведениях разного типа: Автореф. дис. докт. пед. наук. -Краснодар., 1995. -33с.
  197. Г. Д., Ушинский К. Д. О физическом воспитании. //Советская педагогика. -1969. -№ 2. -280с.
  198. М.Х. Структура и функция в системе категорий материалистической диалектики: Автореф. дис. д-ра филос. паук. -СМ., 1983. -36с.
  199. К.Д., Джаримок Ю. Н., Турчин А. П. Социологические основы принятия управленческих решений при формировании здорового образа жизни средствами физической культуры //Теория и практикафизической культуры. -1996. -№ 3. -С.2−6.
  200. А.В., Рыжак М. М. Физическое воспитание и формирование здорового образа жизни студентов //Теория и практика физической культуры.-1993.-№ 7.-С.8−10.
  201. П1ахвердов Г. Г. Лесгафт П.Ф.: Очерки жизни и научно-педагогическая деятельность. -Л., -1950. -С.28.
  202. Е.В. О естественной природе и социальной сущности человека //Биологическое и социальное в развитии человека. -М.: Наука, 1977. -С.443.
  203. А.Г. Онтогенез и теория здоровья. Методические аспекты //Наука. Сибирское отделение.-1989.-С.135.
  204. А.Н. Пропаганде физической культуры — научную основу. //Теория и практика физической культуры. -1990. -№ 1. -С. 6−8.
  205. Л.А. Страстный учитель. -М.: ФиС, -1969. -С.149.
  206. Д.К. Роль образования в пропаганде здорового образа жизни в двадцать первом столетии //Теория и практика физической культуры. -1993. -№ 1. -С46−48.
  207. Н. Социология науки: Теорет. и методол. проблемы: Пер. с болг. -М.: Прогресс, 1977. -271с.:ил.
  208. L., Dicenson В. «Revisiting Health Related Fitness» in Health Related Fitness: a Report of a Conference at the College of St. Paul/St.Mary, Cheltenham, 1985 published by Curriculum Development Centre, p.51.
  209. Andrews J.C. Essays on Physical Education and Sport, Stanley Thornes, Cheltenham, 1979, p.24.
  210. Bassey E.J., Fentem P.H. Exercise. The Facts, Oxford University Press, 1981, p.93.
  211. British Journal of Physical Education. Published by the Physical Education Association, v.20.p.2−4, 1989.
  212. Fentem P.H., Bassey E.J., Turnblill N.B. The New Case for Exercise
  213. Health Education Authority and the Sports Council, London, 1988.
  214. Gratton C., Taylor P. Sport and Recreation. — An Economic Analysis. London, 1985.
  215. Kraus H., Hirschland R.P. Muscular fitness and healh //Journal of the American Association for Healh, 1953, № 24 (10) p. 7−19 27.
  216. Malina R.M. Sucular changes in growth, maturation and physical performance //Exercise and Sport Sciences, Reviews. Philadelphia, 1987, v.6,p.204−255
  217. T. «Being Habitually Active in Leisure Time- Today’s best buy for Public Health», British Journal of Physical Education, v.20, N 3, Autumn, 1989, p.137−143
  218. Meredith M.O.Activity of Fitness. is the process or the Product more important for public healh? Onest., USA, 1988 n 40 p.180−186.
  219. Morgan W.P. Physical Activity and Mental Health //In The Academy Papers. Champaign, H.K.P., 1994. -p.132−145.
  220. Norwegian Confederation of Sports. Physical Activity and Health, 1928, p.27−28
  221. Sieger W. Theorie des Sports. — Theorie der Sportarten? //Theor. und Prax. der Korperkult.» 1983, № 1. p.21−24.
  222. Simons-Morton B.G., 0'Hara Hara H.M., Simons-Morton D.G., Parcel G.S. Children and Fitness: A public health perspective. Research Guarterly for Exercise and Sport, USA, 1987, n 58. p.161−163.
  223. Solomon H. The Exercise Myth, USA 1984, Angus and Robertson, London, 1985, p. 12
  224. L. (Ed.) Health Related Fitness, Seminar Report, Cheltenham. 1984. p.24−27.
  225. Sports Council. Exercise, Why Bother? Published by Health Education Council, 1982. p. 18−20.
  226. Trogsch F. Bemerkungen zum theoretischen Objektverstandnis in der Sport Wissenschaft und zu einer Theorie des Sports.//Theor. und Prax. der Korperkult., 1981, № 10. p.8−11.
  227. Wright J. letter to Observer Newspaper dated 31.10.89, in response to an article by Peter Corrigan on 29th October, Published also in the BAALPE Nofiletter, March 1990, Issue N 20. p. 12−13.
Заполнить форму текущей работой