Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Формосодержательная функция цвета в творчестве русских символистов: На материале поэзии А. Белого и А. Блока

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Красный цвет как доминирующий цвет эпохи является воплощением ее сущностных характеристик. С одной стороны, вследствие своей «переходной» природы он ассоциируется в поэтическом сознании Блока и Белого с «рубежностью» переживаемого ими исторического времени. М. Г. Неклюдова так характеризует эмоционально-психологическое состояние людей «конца века»: «Ощущение кануна чего-то неизвестного… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. СИМВОЛИКА ЦВЕТА В ТВОРЧЕСТВЕ А. БЕЛОГО
    • 1. Теория (теософия) цвета А. Белого
    • 2. Цветовая картина мира А. Белого
  • ГЛАВА 2. ЦВЕТОВАЯ СИМВОЛИКА В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ТВОРЧЕСТВЕ А. БЛОКА
    • 1. Контекстуальное значение и движение цветовой символики в творчестве А. Блока
    • 2. Живописные основы цветовой символики А. Блока

Формосодержательная функция цвета в творчестве русских символистов: На материале поэзии А. Белого и А. Блока (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Диссертация представляет собой исследование русского символизма конца XIX — начала XX века в аспекте изучения природы символического миропонимания и особенностей его претворения через формосо-держательную категорию цвета (светоцветовые образы) в художественном пространстве текста.

Русский символизм привлекает внимание исследователей вот уже почти век. Первые опыты самоопределения содержатся в символистской критике (теоретиками русского символизма были А. Белый, Вяч. Иванов, Н. Минский, Д. С. Мережковский) и находят свое продолжение в более поздних историко-теоретических трудах (104, 109, 111, 241).

Дискуссии вокруг символизма не завершены, до сих пор российские и зарубежные исследователи открывают преданные забвению имена, обнаруживают новые грани этого сложнейшего явления. В одном исследователи единодушны: в философско-художественной концепции русского символизма (а именно, младосимволизма) с наибольшей яркостью и напряжением отразились возникшие на рубеже веков новые философские, социально-психологические и эстетические тенденции, отчетливо обнажились все проблемы наступавшей новой эпохи всемирной истории.

Для современной культурологии эти проблемы вновь становятся актуальными. Действительно, самые напряженные философско-эстетические поиски русских символистов были направлены на обретение целостности, нерасчлененности человеческого сознания, мира, культуры, нациина восстановление единства микрои макрокосмоса. В связи с этим символизм провозглашает борьбу за нового, возрожденного человека, создает концепции жизнестроения. В этих поисках сказывается извечно присущая человеку духовная потребность в незыблемых основах бытия, в ценностных ориентирах, в идеалах. Не менее созвучны сегодняшнему культурному сознанию вопросы, которые ставили символисты о роли и назначении искусства, о месте художника в общественной жизни.

Интересными представляются нам формы и способы построения символистами нового художественного сознания.

Потому сегодня обращение к анализу мироощущения и миропонимания русского символизма, а через него и всей эпохи не потеряло своей привлекательности и актуальности. Сама постановка темы предполагает выявление целого комплекса проблем, таких, как взаимовлияние, взаимопроникновение искусств, разрушение их старых видовых границвозрастание роли иррационального в способах освоения и постижения мира, когда человеческие ощущения и чувства, а значит, цвет, звук, запах начинают играть значительную, раньше им не свойственную роль в художественных произведениях, и наконец, проблема выявления роли цветового символа, характера его функционирования в художественном творчестве русских символистов.

Таким образом, актуальность исследования обусловлена несколькими аспектами: необходимостью постановки и решения проблемы специфики цветовой символизации в поэзии А. Белого и А. Блока, являющейся одним из основных формосодержательных средств организации художественного текстапопыткой анализа функционирования живописной образности в произведениях художественной словесности, позволяющей выявить глубинные связи литературного и изобразительного символизма, найти точки соприкосновения в их едином символистском видении, художественном осмыслении мира, где цвет — один из наиболее значимых элементов.

Объектом диссертационного исследования стал русский символизм конца XIX — начала XX века.

Предметом исследования является формосодержательная функция цвета в творчестве русских поэтов-символистов, рассмотренная в художественном контексте эпохи.

Цель работы заключается в выявлении семантики цвета, его функциональной роли как структурирующего начала художественных систем, культурно-антропологической значимости цветообразов в символической модели мира. В соответствии с этим ставятся и задачи исследования.

— определить сущностные черты символистской концепции мира и художественного творчества, особенности мироощущения (миропонимания) эпохи рубежа через светоцветовые образы поэзии А. Блока и А. Белого, живописи М. Врубеля и В. Борисова-Мусатова;

— выявить особенности оперирования цветом и его функции в поэзии символизма;

— изучить специфику живописности в поэтической образности А.

Белого и А. Блока в свете общей проблемы синтеза искусств;

— рассмотреть принципы цветовой символизации в поэтическом творчестве А. Белого и А. Блока.

Решение этих задач дает основание для заключения относительно цветового художественного сознания русской культуры конца XIX — начала XX века, особенностей символистского видения и творческого освоения действительности.

Степень научной разработанности проблемы.

Многие исследователи отмечали, что для отдельных авторов, некоторых художественных направлений и целых эпох характерно тяготение к определенным цветам и устойчивым цветовым сочетаниям. Символическое, магическое, священное значение цвету придавалось в эпоху древних цивилизаций. Символика цвета затронула религиозную и светскую культуры средних веков. Цветообозначения значимы и важны в священных писаниях, в мифологии, в геральдике, в архитектуре. Они многое объясняют в происхождении языков и обычаев, доказывая свою символичность и фонетичность.

Существует обширнейшая исследовательская информация относительно природы цвета, разных уровней его бытования и функционирования — от его физической характеристики до его роли в искусстве.

Как естественно-природное явление цвет характеризуется двояко: в аспектах физическом и физиологическом. Здесь не потеряло актуальности учение о цвете Ньютона. Интерес представляют и современные исследования Д. Хьюбеля «Глаз, мозг, зрение» — А. В. Бертулиса, В. Д. Глезера «Пространственное цветовое зрение» — М. Миннорта «Свет и цвет в природе» — Л. Н. Мироновой «Цветоведение» — Р. Ивенс «Введение в теорию цвета» и другие.

В науке давнюю традицию имеет потребность осмысления психологических и эстетических свойств цвета. Интерес к цветовой символике и к цвету вообще актуализируется в эпоху романтизма. Вершиной этого интереса становится цветовая теория И. В. Гете. Гете рассматривает цвет не только с точки зрения физики, но и со стороны действия каждого цвета на человеческую психику. Психологическо-физиологический, естественнонаучный и философский аспекты гетевской теории цвета находят свое отражение в учениях А. Шопенгауэра, Г. Гегеля, Ф. Шеллинга и Р. Штей-нера.

Эмоциональное восприятие цвета анализирует в своей работе «О духовном в искусстве» В. Кандинский. Значительное внимание изучению цветовосприятия уделяется современной русской и зарубежной психологической наукой (исследования М. Люшера, У. Брэгга, Л. Мироновой). В 1993 году в России вышел сборник «Проблема цвета в психологии», где содержится ряд интереснейших статей о восприятии человеком цветовых образов.

Современные культурологические науки значительно расширили культурное пространство исследования цвета. Большой интерес вызывают работы, в которых ученые обращаются к культурологическому анализу проблемы цвета, рассматривая семиотический и символический аспекты его функционирования. Исследователями предпринимаются попытки осознать в комплексе мировоззренческие, социальные, бытовые характеристики культуры с хроматических позиций. Примером такого исследования стала работа Н. В. Серова «Античный хроматизм», где автор рассматривает мифологию, философию и быт античного общества в их хроматическом понимании. Но исследователь ставит и более глобальную задачу: понять, как цвет воздействует на наш интеллект и какую информацию он содержит. В книге обобщены новейшие данные по физиологии и психологии цветовосприятия, рассмотрены мифология и учения античных мыслителей о цвете.

В науке о цвете особое место занимают исследования, в которых дается объяснение природы эстетического восприятия цвета человеком и анализируется функционирование цвета в искусстве. В этой связи можно отметить работы Н. Волкова, Н. Тарабукина, М. Алпатова, Е. Трубецкого, С. Даниэля. На наш взгляд, очевидным является тот факт, что современные культурологические науки накопили достаточный исследовательский материал по различным проблемам существования и функционирования цвета в культурном пространстве эпох. Однако проблема цвета в искусстве рассматривается преимущественно на материале живописи.

Тем не менее в научной искусствоведческой литературе до сих пор однозначно не решен вопрос о символизме в русской живописи конца XIX — начала XX века. Несмотря на большое количество серьезных и глубоких исследований этого периода в русском изобразительном искусстве (можно назвать таких ученых, как Д. В. Сарабьянов, A.A. Русакова, М. Ю. Герман, О. Я. Кочик, М. Г. Неклюдова, Г. Ю. Стернин), в отечественном искусствоведении практически нет фундаментальных работ о русском изобразительном символизме. Примером такого рода монографии могла бы служить работа В. А. Крючковой («Символизм в изобразительном искусстве»), посвященная анализу символизма в искусстве Франции и Бельгии.

Проблема художественного изображения реальных цветовых отношений в их психофизиологических, культурно-семиотических, эстетических значениях в литературе рассматривается лишь немногими исследователями. На специфику цветности в творчестве русских символистов, в частности в поэзии Александра Блока, обращали свое внимание П. Громов, Б. Соловьев, 3. Минц. Отношение Блока к живописи, образная близость блоковской поэзии к живописным системам самых разных художников (М. Нестерова, В. Васнецова, М. Врубеля, М. Борисова-Мусатова, прерафаэлитов) стали предметом анализа С. М. Эйзенштейна («Блок и цвет»), В. Н. Альфонсова («Слова и краски»), М. А. Долинского («Искусство и Александр Блок»).

Исследователи не обошли вниманием проблемы осмысления роли цвета и в творчестве Андрея Белого. О живописном начале его лирики пишет Е. В. Завадская в своей статье «Ut pictura poesis Андрея Белого». Анализ цветовой символики писателя делает J1. Долгополов в книге «Андрей Белый и его роман «Петербург», о символике цвета у Белого пишет и К. Мочульский («А. Блок. А. Белый. В. Брюсов.»).

Анализ исследовательской литературы по проблемам изучения русского символизма дает основание считать, что семантика, символикооб-разующая функция цвета в литературном контексте разных эпох и, в частности, символизма конца XIX — начала XX века исследованы недостаточно. Еще в меньшей степени исследована специфика и образная символическая общность цвета в поэзии и живописи эпохи. Монографические работы по данной проблеме отсутствуют.

Непосредственным материалом нашего исследования стали три поэтических сборника А. Белого:" Золото в лазури" (1904), «Пепел» (1905) и «Урна» (1909), именно в этих сборниках он наиболее ярко выразил себя как оригинальный поэт, в них более четко воплощена его поэтикаи поэтические циклы Блока 1898−1907 годов: «Ante Lucem», «Стихи о Прекрасной Даме», «Распутья», «Пузыри земли», «Ночная Фиалка», «Разные стихотворения», «Город», «Снежная маска», «Фаина», «Вольные мысли». Выбор этих текстов связан, прежде всего, с тем, что годы их создания — это время формирования и становления младосимволизма в русской культуре, время, когда определилась его ведущая роль в философско-эстетических исканиях эпохи.

Материалом анализа стали также многочисленные научно-теоретические труды Белого, важнейшими из которых для нас являются статьи: «Символизм как миропонимание», «Апокалипсис русской поэзии», «О теургии», «Луг зеленый», «Священные цвета» и другие, а также письма и мемуарная трилогия поэта.

Для анализа изобразительного символизма была выбрана живопись М. Врубеля и В. Борисова-Мусатова, в творчестве которых, по нашему мнению, наиболее ярко и полно проявились характерные для живописи fin de siecle сдвиги от изобразительности к художественному выражению внутреннего мира художника, поэтического и сугубо индивидуального.

Источниковедческой базой для исследования послужили искусствоведческие и литературоведческие работы, посвященные изучению явлений художественной культуры конца XIX — начала XX века, философские и культурфилософские работы, обращенные к изучению теории символа и символизма, работы по цветоведению.

Научная новизна работы: на основе статистического анализа цветои светоупотребле-ний в поэзии А. Белого и А. Блока и выявленной семантической наполненности цветовых образов-символов предпринята попытка воссоздать мировоззренческую модель мира по-этов-символистовдано обоснование сущностных черт русской культуры конца XIX — начала XX века на основе анализа цвета как формы выражения символического мироощущениярассмотрены принципы цветовой символизации в поэтическом творчестве А. Блока и А. Белогоустановлены особенности функционирования цветообразов в поэзии символизмавыявлена специфика живописной образности в поэзии А. Белого и А. Блока,.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что достигнутый результат может дать новые основания для осмысления и продуктивного исследования символизма, его философско-эстетических концепций, конкретных форм их художественного воплощения.

Практическая ценность определяется тем, что фактический материал диссертации и полученные результаты могут быть использованы в вузовской практике при подготовке преподавания спецкурсов и курсов лекции по культурологии, мировой и отечественной художественной культуре, на семинарских занятиях по указанным дисциплинам, в курсовых и дипломных работах студентов, в практике преподавания предметов гуманитарного цикла в общеобразовательной школе.

Методологический аспект исследования.

В работе используется комплекс дополняющих друг друга методов и приемов анализа, среди которых базовыми являются историко-типологический, сравнительно-исторический, семиотический, структурно-функциональный и другие.

Диссертационное исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы и приложения, в которое вошли таблицы и диаграммы цветои светоупотреблений в лирике Блока и Белого.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Одной из самых утонченных эпох в истории русской культуры" называл H.A. Бердяев «культурный ренессанс начала века» (46, с. 164). «Утонченность» эпохи была обусловлена прежде всего достигшим крайнего выражения лиризмом — чертой, которая была свойственна литературе, музыке, живописи, философии того времени, как следствие обостренного ощущения человеком своего «я» в постижении окружающего его мира. Это важнейшее явление эпохи стало реакцией на угрожающее человеческой духовности и культуре наступление капиталистической цивилизации, на крушение считавшихся незыблемыми социально-политических, философских, нравственных, онтологических основ, воспринимающееся как канун «страшного суда». Давая историко-психологическую характеристику эпохи рубежа7М.Г. Неклюдова пишет: «При крайней обостренности чувства своего „я“ каждого отдельного человека тема „взаимоотношений“ личности и мира, включающая характер восприятия последнего, отношения к миру художника и поэта, особенностей их собственного самосознания в ту эпоху, становится одной из основных в психологии творчества» (199, с 11).

Эпоха придавала огромное значение искусству и творческой личности как его субъекту. В этой связи правомочен и оправдан, по нашему мнению, путь постижения процессов, происходящих в культуре «рубежа», через анализ художественного мироощущения эпохи, особенности которого были выявлены нами в доминантных цветоформах лирики А. Белого и А. Блока, а также в контексте современной им живописи. Итоги нашего анализа можно представить в виде следующей сводной таблицы: лирика А. Белого А. Блока символика цвет Смысловые доминанты Координаты модели мира Смысловые доминанты Координаты модели мира красный «рубежность» (в бесконечности ассоциативных связей) эпоха — личность «рубежность» — жизнь — стихия эпоха — личность золотой нравственность, Логос Божественное нравственность Вечная Женственность синий трасцендент-ность Космос Хаос трасцендент-ность (вечное, сущностное, непознаваемое эмпирически) мироздание (мировое целое).

Мы видим, что основные цветовые символы в образной цветовой системе Белого и Блока совпадают и образуют своеобразную антропоцентрическую модель мира, в центре которой стоит человек в его взаимоотношениях с культурно-историческим временем, эпохой и с мировым целым, вневременным, вечным началом бытия (природного, культурного, вселенского).

Красный цвет как доминирующий цвет эпохи является воплощением ее сущностных характеристик. С одной стороны, вследствие своей «переходной» природы он ассоциируется в поэтическом сознании Блока и Белого с «рубежностью» переживаемого ими исторического времени. М. Г. Неклюдова так характеризует эмоционально-психологическое состояние людей «конца века»: «Ощущение кануна чего-то неизвестного, но надвигающегося, неизбежного, рубежа не только социального, но и духовного, как бы врезающегося в сознание, было необычно остро, как на пороге гибели античного мира или на закате Средневековья» (199, с. 16). С другой стороны, «красный» воплощает ту дуальность телесного и духовного (Зверя и Бога), непримиримость которой резко обозначилась на рубеже веков и нашла свое разрешение в противостоянии духовной жизни, идеалистических устремлений наступающему царству материи и плоти. Существенным в структуре цветового поэтического сознания Блока и Белого является значение красного цвета как символа действенного сущностного человеческого начала: в этот цвет «окрашена» линия лирического героя, осознающего судьбу человека и его предназначение в мире.

Но в художественном решении символики красного цвета в поэтических системах Блока и Белого намечается существенная разница. Если для Белого в красном цвете реализуется тема жертвы, страдания и крестного пути, на который обречен поэт-теург, чающий преобразования мира, но не находящий гармонии с окружающей действительностью, не умеющий и в себе примирить духовное и плотское, то для Блока в семантическом значении «красного» акцентируется его «активное» начало, в нем — жажда жизни, упоение ею, приятие всех граней человеческого бытия, вечная устремленность, неуспокоенность, падение и взлеты, ибо для поэта само движение вперед служит оправданием жизни:

Чья жизнь в стремленьях вся прошла, Того спасти мы можем. (И.В. Гете, «Фауст») Д. Максимов, отмечая огромный интерес Блока к творчеству Гете и рассматривая аналогии, возникающие при сопоставлении путей Блока и Фауста, пишет: «Объективная ценность пути Блока и героя Гете — не столько в результатах и достижениях, сколько в самом законе этого пути, в озаряющем его свете и в пафосе движения» (176, с. 45).

Безусловно, важным аспектом в системе блоковского мировоззрения является осознание им своего писательского и человеческого долженствования. Образ поэта тождественен у него образу пророка, слышащего слова: «Ищи Землю Обетованную» (50, т. 5, с. 423). Потому образ поэта у Блока так же, как и у Белого, это образ человека, находящегося между землей и небом (поэт-" колокол медный"), но, в отличие от А. Белого, примиряющего и соединяющего в своей душе небесное и земное. Гармония противоречий красного реагирует появлением в палитре Блока лилового цвета.

Символика «переходности» и дуальности красного цвета поддерживалась в лирике Блока и Белого семантикой «сумеречности». Надо отметить, что у многих современников настоящее ассоциировалось с «безвременьем», с «переходной», «сумеречной» эпохой. К примеру, «сумеречность» цветовых гармоний М. Врубеля стала одной из важных колористических особенностей его художественного мира. «Сумерки» «сгущаются» и в лирике Белого: в цикле «Урна» — это доминирующая световая характеристика, хотя по частотности светоупотреблений во всей его лирике определяющим все же является «свет» так же, как и у Блока. Но и в световой поэтической системе Блока «сумрак» — вторая после «света» доминанта, которая включала в свое смысловое поле ассоциации, связанные с последней частью тетралогии «Кольцо Нибелунга» Р. Вагнера (носившей название — «Сумерки богов»), и с книгой Ф. Ницше «Сумерки кумиров», появившейся в переводном варианте в России в начале века. Сумеркисимвол дихотомии, некая разграничительная линия, одновременно объединяющая и разделяющая противоположности. В сознании людей эпохи «рубежа» они несли в себе ощущение отсутствия определенности, чувство «переходности», а в художественных системах Блока, Белого, Врубеля были связаны с характеризующими состояние лирического героя (Демон, колокол, повисающий над миром «вечный мертвец» и другие) пространственными символами взвешенности между землей и небом.

Золотой и синий цвета в идейно-образных системах Блока и Белого являются символами-ассоциатами трансцендентного, где «золотой» — это организующее этическое начало бытия, всеобщее благо, божественная мудрость- «синий» — космос и хаос, отражающиеся в микрокосме индивидуального человеческого сознания у Белого, и мировое целое, гармония мироздания — у Блока.

Наконец, «белый» в цветовой поэтической модели мира обоих поэтов, символизируя судьбу человека, выступает в значении синтеза «я» и «не я», определяет характер взаимоотношений личности с миром, символическим разрешением которых он является.

У А. Белого нравственный выбор человека между Богом и Зверем («красным» Ада или «красным» Христа) — изначально этически определенный золотым цветом, обусловливает сущностную смысловую направленность онтологических категорий Вечности («синего») и Судьбы («белого»): или Богочеловек — Космос — бессмертие, или Человекозверь — Хаоснебытие. Смысловые диссонансы, заложенные в каждой из цветовых доминант лирики Белого, редко получают разрешение. Мировоззрение этого художника характеризуется драматическим распадом, расщепленностью.

В блоковском поэтическом мире, хотя и построенном на контрастах, в том числе и цветовых, отсутствует категоричность «или». Это отражается и в том, что красный, золотой, синий уравновешены в его палитре основных цветов белым, светлым, темным, черным, создавая смысловую образную объемность его мира. Семантические цветовые поля, взаимодействуя, зеркально отражают друг друга, происходит своего рода диффузия смыслов, перекличка значений. Эту особенность мироощущения Блока, поэта «гармонии, прорастающей из Хаоса», поэта «трагически просветленного мира», по определению Е. Б. Тагера (269, с. 398), лучше всего воплощает лиловый цвет. Он вновь возвращает нас к «пограничности» состояния поэта (золотой — лиловый — синий), к трагической примиренности противоречий в его душе (красный + синий = фиолетовый), к осознанию им «страшного мира» действительности и своего бессилия изменить мироустройство. Как пишет сам Блок, «ни одна литература не пережила. стольких прозрений и стольких бессилий, как русская». (50, т. 5, с. 76). В «лиловом» звучит и тема долга поэта: «Мы, как падшие ангелы ясного вечера, должны заклинать ночь» (50, т. 5, с. 424).

На наш взгляд, психологическая атмосфера эпохи получила свое живописное разрешение именно в лиловом цвете, найденном впервые Врубелем, пророчески предсказанном Блоком и отразившемся трагическим призраком недосягаемого идеала в «Призраках» Борисова-Мусатова.

Символизм как социально-культурная утопия, возникшая в противовес позитивизму и эмпиризму эпохи, небывалому и пугающему развитию техники, всеобщему обезличиванию, жестокости буржуазных отношений, с одной стороны, и обострению индивидуализма, с другой, пытался взять на себя функции спасения мира, возвращения его к вечным истокам и истинам, — к «золотому» , — избрав средством общественного спасения искусство. Пророческие, мессианские чаяния символистов на фоне обострившегося ощущения «фиолетового», их попытки пробудить человеческий дух, вырвать человека из рабства плоти закончились крахом. В который раз красота не спасла мир. Трагический «лиловый» затопил сознание эпохи рубежа. Символическая гибель художника, которую предрекал А. Белый, стала реальностью.

Показать весь текст

Список литературы

  1. А. Блок и А. Белый. Переписка. Редакция, вступ. статья и комментарий В. Н. Орлова. — М&bdquo- 1940. — 215 с.
  2. А. Блок: Новые материалы и исследования: В 4-х кн., Т. 92, кн. 1−4. -М., 1980.-776 с.
  3. С.С. Золото в системе символов средневековой культуры // Византия. Южные славяне. Древняя Русь. Западная Европа. М., 1973.-251 с.
  4. А.П. А. Блок и русские поэты XIX века. М., 1990. — 246 с.
  5. А.П. Поэзия Андрея Белого: Автореф. канд. филолог, наук. -М&bdquo- 1970.- 18 с.
  6. А.П. Сборники: Золото в лазури и Пепел// Научные доклады высшей школы. Филологические науки. М., 1969, № 5, с. 19.
  7. Актуальные проблемы истории русской культуры. М., 1991. — 220 с.
  8. В.Л. Философия всеединства от В. Соловьева к П. А. Флоренскому. Новосибирск, 1990. — 402 с.
  9. Ал. Блок и его окружение. Ученые записки тартусского университета под ред. З. Г. Минц. Тарту, 1985. — 82 с.
  10. Александр Блок. Исследования и материалы. / АН СССР, Институт рус. лит.-Л., 1991.-342 с.
  11. С.С. О колорите. М., 1974. — 174 с.
  12. С.С. Цветоведение. М., 1952. — 148 с.
  13. В. Слова и краски. М.- Л., 1966. — 243 с.
  14. С.М. Встречи с Александром Блоком. М., 1972. -211 с.
  15. Андрей Белый. Проблемы творчества /сост. Ст. Лесневский, Ал. Михайлов/. М., 1988. — 830 с.
  16. Р. Искусство и визуальное восприятие. М., 1974. — 392 с.
  17. В.Ф. Эстетика русского символизма. // Асмус В. Ф. Вопросы теории и истории эстетики. М., 1968. — 654 с.
  18. М.Н. Экспериментальные исследования эстетического воспитания. // Искусство, 1971, № 4, с. 69−71.
  19. A.B. София и черт. // Вопросы философии, 1990, № 5, с. 41.
  20. Ашукин Н.С. A.A. Блок в воспоминаниях современников и его письмах.-М., 1924.-322 с.
  21. Ю.Я. Вопросы эстетики и поэтики. М., 1983. — 300 с.
  22. М. Александр Блок и Россия. М., 1923.-211 с.
  23. Р. Избранные труды: Семиотика. Поэтика. М., 1989. — 616 с.
  24. E.B. К вопросу о развитии символизма в русской живописи. // Вопросы отечественного и зарубежного искусства: Сборник статей, Вып. 1. Л., 1975.-229 с.
  25. Бастид Роже. О чем говорят цвета: Мифы и символы// Курьер ЮНЕСКО, июнь 1958, с. 10.
  26. С.П. Искусство и утопия: Из истории западной живописи и архитектуры XX века. М., 1990. — 300 с.
  27. А. «Арабески». Книга статей. М., 1911.-283 с.
  28. А. Гете и Р. Штейнер в современном мировоззрении. М., 1917.-278 с.
  29. А. Глоссолалия. Поэма о звуке. Томск, .1994. -214 с.
  30. А. Луг зеленый. Книга статей. М., 1910. -280 с.
  31. А. Мастерство Гоголя Исследование. М., 1996. — 351 с.
  32. А. Между двух революций. М., 1990, — 670 с.
  33. А. На рубеже двух столетий. М., 1989. — 543 с.
  34. А. Начало века. М., 1990. — 256 с.
  35. А. Памяти А. Блока. Петербург, 1922. — 135 с.
  36. А. Почему я стал символистом и почему я не перестал им быть во всех фазах моего идейного и художественного развития. -Ann Arbor, 1932.-85 с.
  37. А. Поэзия слова. // Знание сила, 1985, № 3, с. 43−44
  38. А. Символизм. Книга статей. М., 1910. — 510 с.
  39. А. Символизм как миропонимание. М., 1994. — 528 с.
  40. А. Собрание сочинений. Воспоминание о Блоке. /Под общ. ред. В. М. Пискунова: Подгот. текста, вступ. ст. коммент. С.И. Пискуно-вой.-М., 1995.-509 с.
  41. Д. Собрание сочинений: Стихотворения и поэмы. /Андрей Белый. М., 1994.-558 с.
  42. А. История русской живописи XIX века. Кн. 2. 1912. -176 с.
  43. H.A. Самопознание. М., 1991.-447 с.
  44. A.B., Глезер В. Д. Пространственное цветовое зрение. -Л., 1990. -279 с.
  45. А. Вопрос о цветном слухе. М., 1994. -424 с.
  46. БлокА. Собрание сочинений В 8 т. М.- Л., 1960.
  47. A.A. Дневник/ Подготовка текста, вступ. ст. и примеч. А. Л. Гришунина. М., 1989. — 508 с.
  48. Блоковский сборник. Тарту, 1964. — 603 с.
  49. Г. З. Из книги жизни. Очерк о Блоке. Л., 1982. — 150 с.
  50. Бодлер Шс-рль. Об искусстве. М., 1986. — 606 с.
  51. У. Мир света. Мир звука. М., 1967. — 237 с.
  52. .С. Драматургия русского символизма. М., 1993. -445 с.
  53. Д.С. Идейно-содержательная специфика символа в искусстве: Автореф. М., 1979. -23с.
  54. Т.В., Гуркин А. Б., Днепровой А. Ю., Павлов Б. В. Культурология. История культуры России XIX XX века. /Уч. пособие. — Спб., 1996.- 143 с.
  55. В.В. Византийская эстетика: Теоретические проблемы. М., 1977.-253 с.
  56. В мире Блока. Сборник статей (сост. Ал. Михайлов и Ст. Лиснев-ский). М., 1981.-621 с.
  57. С.И. Глаз и солнце. -М., 1976. 126 с.
  58. Г. К. Канон и стиль в древнерусском искусстве. М., 1987. -359 с.
  59. Р. Новеллы о драгоценных камнях. Киев, 1971. — 107 с.
  60. А.П. Исследование лексики в психолингвистическом эксперименте на материале цветообозначения в языках разных систем. М&bdquo- 1987 — 256 с.
  61. Н.В. Концепция художественного творчества русского символизма: философский анализ (Белый, Брюсов, Иванов): Автореф. канд. филолог, наук. М., 1987. — 25 с.
  62. Н. Путь Александра Блока. М., 1963. -415 с.
  63. Взаимодействие и синтез искусств. Сборник. Л., 1978. — 424 с.
  64. В.В. Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика. -М., 1969.-560 с.
  65. .Р. Статьи об искусстве. М., 1970. — 517 с.
  66. А. Осипов Н. Магия цвета. М., 1965. — 270 с.
  67. Н.Д. Александр Блок и театр. М., 1926. -416 с.
  68. H.H. Цвет в живописи. М., 1984. — 320 с.
  69. М.А. Альбом / Автор вступительной статьи и сост. М. Ю. Герман. Л., 1989. — 263 с.
  70. Гадамер Х-Г Актуальность прекрасного. М., 1991. — 368 с.
  71. Гадамер Х-Г Истина и метод. М., 1988. — 699 с.
  72. М.Л. Современный русский стих. М., 1973. — 207 с.
  73. A.B. О двух толкованиях понятия «настроение» в русском символизме (В. Брюсов, А. Белый). // Вестник Московского университета. Филология. М., 1998, № 6, с. 24−35.
  74. И.В. К учению о цвете (хроматика). // Избранные сочинения по естествознанию. М., 1957. -219 с.
  75. Л. Я. О старом и новом. Л., 1982.-423 с.
  76. Л.Я. О лирике. Л., 1974.-407 с.
  77. В. Элементы фантастического в творчестве А. Белого: Автореф. канд. филол. наук. М., 1968. — 19 с.
  78. Я.Э. Логика мифа. М., 1987. — 359 с.
  79. О.И. Основные функции цвета в лирике Блока/ Филологические штудии. Иваново, 1995. — 179 с.
  80. А. М. Гордин М.А. Александр Блок и русские художники. -Л., 1986.-365 с.
  81. А.Е. Гроза над соловьиным садом. Александр Блок. -М., 1970. 511 с.
  82. И. Поэзия вырождения. Философские и психологические мотивы декадентства. Пб., 1902. — 129 с.
  83. П.А. Блок, его предшественники и современники. М.- Л., 1966.-569 с.
  84. А. Структура поэтического символа. // Художественная форма.-М" 1927.-168 с.
  85. Н. Из истории раннего русского символизма.// Искусство, 1927, № 4, с. 12−15.
  86. С.Е. Цвет как эстетическое и художественное явление. // Философские науки, 1986, № 3, с. 24−27.
  87. С.С. Проблема цвета в эстетике: Автореф. канд. философ, наук. Л., 1987.-23 с.
  88. А. Поиски абсолюта. // Новый мир, 1987, № 10, с. 37.
  89. Р.Ю. Русский образ Фридриха Ницше. //На рубеже XIX и XX веков. Сб. науч. тр.-Л., 1991.-391 с.
  90. С.М. Искусство видеть: о творческих способностях восприятия.-М., 1990.-279 с.
  91. С.М. Поэтика Александра Блока и живопись. // Творчество, 1980, № 11, с. 18.
  92. С.С. Очерки русской культуры начала XX века. М., 1985. — 256 с.
  93. H.A. Михаил Врубель: жизнь и творчество. М., 1984. -215 с.
  94. H.A. Цикл «Распутья» и проблема эволюции А. Блока: Автореф. канд. филолог, наук. Л. 1986. — 25 с.
  95. Л.К. Александр Блок / Личность и творчество. Л., 1978.- 175 с.
  96. Л. К. Андрей Белый и его роман «Петербург». Л., 1988. -416 с.
  97. Л. К. Поэмы Ал. Блока и русская поэзия начала XX века. -М.- Л., 1964.-189 с.
  98. М.З. Искусство и Александр Блок. М., 1985. — 334 с.
  99. Л.Ф. Идейные противоречия в эстетике русской живописи конца XIX начала XX века. — Пермь, 1966. — 319 с.
  100. E.B. Теория и образный мир русского символизма. М., 1989.- 174 с.
  101. В.М. Поэзия Александра Блока. М., 1922. -237 с.
  102. A.C. Наука о цвете и живопись. М., 1986. — 301 с.
  103. А.Т. Специфика художественного символа. Тбилиси, 1986.-318 с.
  104. М.Р. и др. История русской культуры. М., 1990. — 431 с.
  105. Л.З. Символ инструмент анализа художественного произведения. — Владивосток, 1990. — 88 с.
  106. В.А. Цветоведение. -М., 1972.-278 с.
  107. В.И. Родное и вселенское. М., 1994.-428 с.
  108. Иванов-Разумник Р. В. Александр Блок, Андрей Белый. М., 1919. -140 с.
  109. Иванов-Разумник Р. В. Александр Блок. Пб., 1919. — 90 с.
  110. Иванов-Разумник Р. В. Вершины: Александр Блок. Андрей Белый. -Пг., 1923.- 175 с.
  111. Р. Введение в теорию цвета. М., 1964. — 442 с.
  112. И.И. Синтетическая история искусств: Введение в историю художественного мышления. Л., 1978. — 224 с.
  113. И. Русская буржуазная культура начала XX века: эстетические тенденции и тупики развития// Социально-культурный контекст искусства. М., 1987. — 300 с.
  114. Искусство светящихся звуков. Сб. статей СКБ «Прометей"/ Под общ. ред. Б. М. Галеева. Казань, 1973. — 262 с.
  115. История и теория мировой и русской культуры. (Книга авторизованного изложения). М., 1992. — 212 с.
  116. История культуры и поэтика. М., 1994. — 205 с.
  117. История русской поэзии в двух томах. Т. 2. Л., 1982. — 596 с.
  118. М.С., Холостова Т. В. Философия. Культура. Искусство. Диалог.-М., 1988.-63 с.
  119. Казин, А Л. Гносеологическое обоснование символа А. Белым.// Вопросы философии и социологии, 1971, № 3, с. 27.
  120. А.Л. Неоромантическая философия художественной культуры (К характеристике мировоззрения русского символизма). // Вопросы философии, 1980, № 7, с. 14.
  121. И.И. Очерки истории проблемы физиологии цветового зрения от античности до XX века. Л., 1971. — 159 с.
  122. В.В. О духовном искусстве. М., 1992. — 107 с.
  123. В.В. Ступени. Текст художника. -М., 1918.-105 с.
  124. Г. И. Проблема соотношения лирического и драматического в драматургии Ал. Блока: Автореф. канд. филол. наук. Томск, 1980. -29 с.
  125. Кассирер Эрнст. Лекции по философии и культуре: // Культурология XX век: Антология: Лики культуры. М., 1995. — 717 с.
  126. Е. Об Александре Блоке. М., 1987. — 156 с.
  127. В.Н. Александр Александрович Блок. Пб., 1922. — 127 с.
  128. О.Я. Живописная система В.Э. Борисова-Мусатова. М., 1980.-234 с.
  129. О.Я. Об эволюции цветовой системы В.Э. Борисова-Мусатова. Из истории русского искусства второй половины XIX нача-ha XX века (сборник исследований и публикаций) — М., 1978. — 342 с.
  130. C.B. Глаз и его работа. М., 1950. — 95 с.
  131. Л. В. Поэтика Александра Блока. М., 1980. — 290 с.
  132. Н.П. Миф и символ в романтической традиции (в русской поэзии и эстетике начала XX века): Автореф. М., 1990. — 23 с.
  133. В.А. Символизм в изобразительном искусстве: Франция и Бельгия, 1870−1900.-М&bdquo- 1994.-541 с.
  134. В.А. Религиозная философия в России: Начало XX века. -М&bdquo- 1980.-320 с.
  135. В.А. Философия Владимира Соловьева. М., 1988. — 275 с.
  136. Е. Полифония идей и символов. М., 1981. — 380 с.
  137. Культурология. История культуры России XIX XX вв. — Спб., 1996. -443 с.
  138. Культурология. Краткий терминологический словарь. /Ред. Кефели И.Ф.-Спб., 1994.-404 с.
  139. Леви-Брюль Л. Первобытное мышление. М., 1994. — 399 с.
  140. Леви-Брюль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении. -М&bdquo- 1937.-280 с.
  141. Леви Строе К. Структурная антропология. — М., 1983. — 368 с.
  142. К.Л. Музыка и цвет. М., 1961.-240 с.
  143. Л.В. О построении теории ноосферы. М., 1993. — 305 с.
  144. Ст. Путь, открытый взорам. М., 1979. -273 с.
  145. Г. Э. Лаокоон, или о границах живописи и поэзии. М., 1957.-475 с.
  146. А.Ф. В. Соловьев и его время. М., 1990. — 389 с.
  147. А.Ф. Знак. Символ. Миф. Труды по языкознанию. М., 1982. -408 с.
  148. А.Ф. Проблема символа и реалистическое искусство. М., 1976.-650 с.
  149. Ю. Актуальные проблемы семиотики культуры. // Сб. ст. вып. 746. Тарту, 1987.
  150. Ю.М. О поэтах и поэзии. Спб., 1996. — 848 с.
  151. Ю.М. Блок и народная культура города // Наследие Блока и актуальные проблемы поэтики. Блоковский сборник IV. Уч. зап. Тар-тусского университета. Вып. 535. Тарту, 1981. С. 7−26.
  152. A.B. Цвет и свет. Л., 1989.-280 с.
  153. Люшер Макс Сигналы личности. Ролевые игры и их мотивы. Воронеж, 1993. — 305 с.
  154. А.Е. Проблема синтеза искусств в эстетике русского символизма: Автореф. канд. филолог, наук. М., 1992. — 26 с.
  155. Д.Е. Поэзия и проза Ал. Блока. Л., 1981. — 126 с.
  156. Д.Е. Русские поэты начала века. Л., 1986. — 370 с.
  157. Н. К истории русской философии. // Петербургские чтения по философии культуры, Кн. 2, Российский духовный опыт. -Спб., 1922.
  158. А.П. Отечественная культура как предмет культурологии. -Спб., 1996.-285 с.
  159. М.В. Справочник по цвету. М.- Л., 1932. — 380 с.
  160. Машбиц-Веров И. М. Русский символизм и путь Ал. Блока. Куйбышев, 1969. — 305 с.
  161. H.H. Трагическое в творчестве A.A. Блока: Автореф. канд. филолог, наук. М., 1982. — 23 с.
  162. Д. Полное собрание сочинений. Т. 24. М., 1914.
  163. Миллер-Будницкая Р. З. Символика цвета и синэстетизм в поэзии на основе лирики Блока. // Известия Крымского пед. института им. М. В. Фрунзе. Симферополь, 1930.
  164. З. Г. Лирика Ал. Блока /1869−1906/ Тарту, 1956. — 213 с.
  165. Л.Н. Семантика цвета в эволюции психики человека. // Проблема цвета в психологии. М., 1993. — 495 с.
  166. Л.H. Цветоведение: Уч. пособие. Минск, 1984. — 205 с.
  167. .В. Избранные статьи. М., 1968. — 367 с.
  168. Модернизм. Анализ и критика основных направлений. М., 1980. -311с. ~
  169. Модернизм: Анализ и критика основных направлений. М., 1987. -302 с.
  170. К.В. А. Блок. А. Белый. В. Брюсов / Сост., авт. предисл. и коммент. В. Крейд. -М., 1997. -479 с.
  171. А. С. Метафора Александра Блока: Автореф. канд. филолог, наук. М., 1985. — 28 с.
  172. В. В поисках иных смыслов. М., 1993. -260 с.
  173. Н.И. Русские символисты. М., 1992. — 308 с.
  174. Э.И. О синтезе искусств. // Вопросы философии, 1989, № 7, с. 73.
  175. М.Г. Традиции и новаторство в русском искусстве конца XIX начала XX века. — М., 1991. — 395 с.
  176. А.К. Проблема символа в гносеологии русского символизма (Брюсов, Белый): Автореф. М., 1982. — 24 с.
  177. Е. Ф. Шувалов В.М. Поэтическое искусство Александра Блока. // Образное слово А. Блока. М., 1980. -214 с.
  178. Ф. Собрание сочинений в 10-ти томах. М., 1900−1903.
  179. А.И. Русская культура во времени и пространстве. // Русская культура: традиции и современность. М., 1993. — 57 с.
  180. Т.Л. Изобразительное искусство в раннем творчестве А. Блока. М., 1993.-280 с.
  181. Д.Д. Французский символизм. М., 1973.-423 с.
  182. А.И. Избранные произведения в 2-х томах. М., 1986.
  183. Т.И. Рациональное и иррациональное. //Вопросы философии, № 2, 1977, с. 20.
  184. В.Н. Гамаюн: Жизнь Александра Блока. Л., 1978. -230 с.
  185. В.Н. Перепутья. М., 1976. — 212 с.
  186. В.Н. Поэт и город. А. Блок и Петербург. Л., 1980. — 305 с.
  187. В.Н. Пути и судьбы. Л., 1971. -286 с.
  188. Е. На рубеже веков. Русская поэзия начала XX века. М., 1977.-408 с.
  189. В. Цветоведение. М.- Л., 1926.-201 с.
  190. П.П. Ранний Блок. М., 1922. — 268 с.
  191. Н.И. Скрябин и символизм: Автореф. канд. филолог, наук.-М» 1989.-26 с.
  192. Психоанализ и культура. Харьков, 1994. — 578 с.
  193. Пути развития русского искусства конца XIX начала XX века. — М., 1972.-502 с.
  194. Ч. Сондерс Дж. Восприятие света и цвета. М., 1978.
  195. Е.Б. Атлас цветов.-М., 1956.-53 с.
  196. A.M. К Звездам памяти A.A. Блока // Ремизов A.M. Взвихренная Русь. — М., 1990, С. 351−366.
  197. И.Б. Трагическая муза Блока // Роднянская И. Б. Художник в поисках истины. М., 1989. С. 280−310.
  198. H.H. Иконология. История, теория, практика. М., 1990. -353 с.
  199. H.H. Символ в искусстве и жизни. М., 1991. — 208 с.
  200. A.A. Борисов-Мусатов. Л., 1974. — 111 с.
  201. A.A. Борисов-Мусатов (Альбом). Л., 1975. — 175 с.
  202. Русская художественная культура второй половины XIX века. Картина мира. М., 1994.-400 с.
  203. Русская художественная культура конца XIX начала XX века. /Сб. ст.-М., 1980.-495 с.
  204. М.А. А. Блок-Гамлет. М., 1923.
  205. П.Н. Филология и культурология. М., 1990. -239 с.
  206. Самосознание европейской культуры XX века: Мыслители и писатели Запада о месте культуры в совр. об-ве. М., 1991. — 366 с.
  207. В.А. Поэтика цикла А. Блока: Автореф. канд. филолог, наук. М., 1967.-21 с.
  208. Д.В. История русского искусства конца XIX начала XX в.-М., 1993.-324 с.
  209. Д.В. К вопросу о символизме в русской живописи конца XIX начала XX века — Вестник Московского университета. Серия 8. История, 1982, № 3, с,. 45.
  210. Д.В. Павел Кузнецов. М., 1975. — 328 с.
  211. Д.В. Русская живопись конца 1900-х начала 1910-х годов. Очерки. — М., 1971. -423 с.
  212. Д.В. Русские художники начала XX века (новые направления). Л., 1973. — 348 с.
  213. Д.В. Стиль модерн: Истоки. История. Проблемы. М., 1989.-239 с.
  214. В.А. Эстетика русского модернизма. Воронеж, 1991. -215 с.
  215. Свасьян^К.А. Проблема символа в западной философии XX века: Автореф. Ереван, 1980. — 26 с.
  216. Н.С. Философия богоискательства: Критика религиозно-философский идей софиологов. М., 1986. — 198 с.
  217. Е.В. Метафора и метафора-символ в поэтических циклах A.A. Блока: Автореф. Л., 1990.-23 с.
  218. Н.В. Античный хроматизм. СПб., 1995. — 475 с.
  219. Н.В. Хроматизм мифа.-Л., 1990.-386 с.
  220. Л. Цветовое значение и изменение восприятия цвета: исследования цветовых образов. //Проблема цвета в психологии. М., 1993. — 368 с.
  221. H.H. Далекое и близкое / Некрасовская книга А. Белого / -М&bdquo- 1981.-213 с.
  222. H.H. Русские поэты: Очерки. М., 1977. — 385 с.
  223. В.А. Принципы лирической циклизации в поэзии символистов. Структурообразующая функция в символике цвета (Блок, Белый, Соловьев): Автореф. канд. филолог, наук. М., 1990. — 25 с.
  224. Н.И. Поэтический строй лирики А. Блока. Воронеж, 1984.- 193 с.
  225. . Поэт и его подвиг. Творческий путь А. Блока. М., 1980.-696 с.
  226. B.C. Хиазмы в творчестве Блока. М., 1952. -405 с.
  227. Л.Н. Поэтика символизма. Алма-Ата, 1990. — 280 с.
  228. Л.Н. Проблемы символизма в немецкой поэзии на рубеже веков (Истоки, эстетика, поэтика): Автореф. М., 1989. — 25 с.
  229. Л.В. Лирический цикл в дооктябрьской поэзии А.Блока и проблемы циклообразования у русских символистов: Автореф. канд. филолог, наук. Тарту, 1988. — 23 с.
  230. Г. Ю. К вопросу о путях самоопределения символизма в русской художественной жизни 1900-х годов. // Советское искусствознание '80, Вып. 2.-М., 1981.-431 с.
  231. Г. Ю. Русская художественная культура второй половины XIX начала XX века. — М., 1984. — 120 с.
  232. Г. Ю. Художественная жизнь России 1900−1910 годов. М., 1988.- 135 с.
  233. Г. Ю. Художественная жизнь России начала XX века. М., 1976.- 112 с.
  234. Г. В. Отражательная функция символа: Автореф. М., 1989. -26 с.
  235. М.В. Символические образы в лирике Лермонтова и A.A. Блока. Воронеж, 1989. — 302 с.
  236. П.К. Врубель. Личность. Мировоззрение. Метод. М., 1984.-479 с.
  237. Н.М. Михаил Александрович Врубель. М., 1974. -384 с.
  238. А. Поэзия А. Белого. // Поэты. М., 1956. — 289 с.
  239. A.A. Блока и русская культура XX века (сборник статей). -Тарту, 1979.-486 с.
  240. A.A. Блока и русская культура XX века. Тезисы конф. -Тарту, 1957, — 301с.
  241. В.У. Проблема цветовой классификации в первобытных культурах. // Семиотика и искусствометрия. М., 1972. — 471 с.
  242. В.У. Символ и ритуал. М., 1983. — 367 с.
  243. Л. И. Творчество А. Блока. М., 1963. — 199 с.
  244. E.H. Избранные произведения. Ростов-на-Дону, 1998. -512 с.
  245. Я.А. Пювис де Шаванн. СПб., 1911.-207 с.
  246. A.M. Александр Блок. М., 1969. — 319 с.
  247. Л.В. Образ, символ, знак. (Анализ современного гносеологического символизма). Минск, 1967. — 186 с.
  248. А.Е. Рассказы о самоцветах. М., 1974. — 285 с.
  249. Философия русского религиозного искусства XVI XX веков. — М., 1993,-399 с.
  250. П. Столп и утверждение истины: В 3 т, Т. 2. М., 1914.
  251. Г. В. Метафизические предпосылки утопизма. // Вопросы философии, 1990, № 10, с. 78.
  252. Фоохт-Стоянова Т.О. О композиционных повторах у Блока. М., 1978. — 197 с.
  253. Фрейд 3. Психоанализ. Религия. Культура. М., 1992. — 389 с.
  254. Фрейд 3. Психология бессознательного: Сб. произв. М., 1989. -406 с.
  255. Г., Ауэр К. Человек цвет — пространство. Прикладная цветопсихология. — М., 1973. -289 с.
  256. Й. В тени завтрашнего дня. Диагноз духовного недуга нашей эпохи. М., 1922. — 458 с.
  257. М. В. Творчество П.С. Уткина и проблемы символизма в русской живописи начала XX века: Автореф. М., 1983. — 24 с.
  258. М.П. Энциклопедические изложения масонской, герметической, каббалистической и розенкранцевской философии. Новосибирск, 1993.-516 с.
  259. Т. А. Музыка в творчестве А. Блока. Л., 1974.-217 с.
  260. Д. Глаз, мозг, зрение. М., 1980. -400 с.
  261. А .Я. Муза Блока. Иваново-Вознесенск, 1922.
  262. Г. Учение о цвете. М., 1971. — 158 с.
  263. Э.И. О символизме Андрея Белого// Вестник МГУ, Философия, 1978, № 3, с. 14.
  264. Э.И. Эстетико-филосодаские взгляды Андрея Белого. -М., 1979. 187 с.
  265. К.И. Книга об Ал. Блоке. Пб., 1922. — 205 с.
  266. В.В. Свет и цвет. М., 1961.-311 с.
  267. А.П. Версия фантазии на темы А. Блока. М., 1976. — 190 с.
  268. Я.А. «Петербург» А. Белого /Некоторые вопросы поэтики: Автореф. канд. филол. наук. Горький, 1987. — 32 с.
  269. С. А. Блок и цвет: Избр. произведения: В 6 т., Т. 3. М., 1964.-603 с.
  270. Эллис. Русские символисты (К. Бальмонт. В. Брюсов. — А. Белый). -М., 1910.- 338 с.
  271. М.Г. Бенуа и русская художественная культура XIX начала XX века.-Л., 1989.-478 с.
  272. А.П. Идеал и повседневность в лирике А. Блока периода первой русской революции: Автореф. канд. филол. наук. -Тарту, 1987. -29 с.
  273. Юнг К. Г. Архетип и символ. -М., 1991.-218 с.
  274. Юнг К.Г. О современных мифах. М., 1994. -250 с.
  275. Л.А. Символ и его художественный функции. М., 1989. -154 с.
  276. Ф.И. Музыка цвета. Киев, 1971. — 96 с.
  277. Bely Andrey. A Critical Review. Lexington, 1978.
  278. Bely Andrey. Spirit of Symbolism. Ithaca and London Cornell University Press, 1987.
  279. Belyj Andrej Pro et Contra. — Milano, 1986.
  280. Birren F. History of color in painting. New York, 1965.
  281. Bowlt, J.E. Russian Simbolism ahd the «Blue Rose» Movement. // The Slavonic and East European Revaew, 1973, November, 123, p. 161−181.
  282. Bowlt, J.E. Symbolism and Modernity in Russia. // Artforum, November, 1977, XVl/3, p. 56−70.
  283. Bowlt, J.E. The Blue Rose: Russian Symbolism in Art. // The Burlington Magasine, 1976, August, p. 566−574.
  284. Bowness, A. An Alternative Tradition? French Symbolist Painters Moreau, Puvis de Chavannes, Redon and their Followers. // Art Counsil of Great Britain, 1972, p. 14−20.
  285. Chasse, Ch. The Nabis & their period. New York, Washington, Praeger, 1969.
  286. Cioran S.D. The Apocalyptic Symbolism of Andrej Belyj. The Hague-Paris, 1973.
  287. Coates Paul. Words after speech a Comparative Study of Romanticism and Symbolism. New York, 1986.
  288. Eisworth J.D. Andrey Bely Russian Literary Profiles. Letchworth, 1972.
  289. Hofstatter, H.H. Idealismus und Symbolismus. Wien-Munchen, Schroll, 1972.
  290. Lawler, James Ronald. The language of French symbolism. Princeton, 1969.
  291. Lehmann, Andrew George. The symbolist aesthetic in France, 1885−1895. Oxford, 1950.
  292. Lucie-Smith, E. Symbolist Art. London, Thames and Hudson, 1977.
  293. Monis, Patrisio V. The Literary symbol in modern literature. Manica, 1975.
  294. The Art Journal, Summer, 1966, XXV-4, p. 40−46.
  295. Donchin Georgette The influence of French Symbolism on Russian poetry. University of London, Mounton & Co 1958/S-Gravenhage.
Заполнить форму текущей работой