Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Особенности развития политической системы Эфиопии после 1991 года

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Авторитарная власть будет при этом препятствовать росту анархии, хаоса и преступности в обществе, а демократические тенденции смягчат реакционные и консервативные проявления данной власти. Жизнеспособность такой формы авторитарной власти определяет ее гибкость в сложных, этнополитических сентября 1999 г, сгр 173. противоречивых процессах формирования современного цивилизованного общества… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Общая теория политических систем и модернизация в
  • Африке
    • 1. Теоретические модели политической системы
    • 2. Типы современнных политических систем
    • 3. Политическая модернизация и эволюция политических систем в
  • Африке
  • Глава II. Африка в контексте третьей волны демократизации
    • 1. Сущность современной волны демократизации
    • 2. Кризис авторитарных режимов и оппозиционные движения
  • 80-е — 90-е годы в Африке
    • 3. Особенности кризиса авторитарнного режима в Эфиопии
  • Глава III. Тенденция и противоречия процесса демократизации в Эфиопии
    • 1. Становление новых органов законодательной и исполнительной власти
    • 2. Особенности перехода к многопартийности
    • 3. Роль политической культуры в политическом развитии Эфиопии

Особенности развития политической системы Эфиопии после 1991 года (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Исследование политических систем, динамика их развития в современной Африке — одна из насущных проблем политической науки, имеющих не только большую теоретическую, но и практическую значимость. В современной Африке идет интенсивный процесс перехода от авторитарных и полутоталитарных форм правления, к формированию новой политической системы, соответствующей нормам правового государства. Современные политические процессы в Африке свидетельствуют о многообразии и многовариантности общественного развития на континенте. Кризис большинства авторитарных режимов на протяжении 80-х годов и последовавший в начале 90-х так называемый «взрыв демократизации» на первый взгляд вполне вписывался в современную общемировую волну демократического перехода. Во многих африканских странах произошли политические изменения, ознаменовавшиеся принятием новых демократических конституций, переходом к многопартийной системе, проведением альтернативных выборов на многопартийной основе, предоставлением относительных свобод средствам массовой информации, Однако все эти политические реформы, которые в ряде стран зачастую носили декоративный, непоследовательный и противоречивый характер, способствовали лишь демонтажу прежних авторитарных режимов, не ликвидировав во многих аспектах наследие авторитаризма. В настоящее время мы наблюдаем причудливый симбиоз элементов авторитаризма и демократического фасада политической системы. Ситуация усугубляется тяжелым экономическим положением, а также межэтническими, племенными и конфессиональными противоречиями. Все это затрудняет достижение политического консенсуса, столь необходимого для утверждения демократии. Нельзя также игнорировать и то обстоятельство, что функционирование демократии определяется в значительной мере и культурными факторами, которые в большинстве государств пока отсутствуют. Поэтому демократизация политической системы африканских стран представляет собой не кратковременный скачкообразный процесс, а охватывает длительный переходный период. Переход от авторитарных режимов к демократическим предусматривает многообразие путей и многовариантность политических моделей развития. В результате новой волны в борьбе африканских народов за демократические преобразования в 90-е годы в политической структуре африканского общества постепенно снижается удельный вес авторитарных режимов и создаются определенные условия для формирования гражданского общества, правового государства и творческой активности трудящихся масс.) Наиболее успешно этот процесс проходит в тех африканских странах, где политические реформы демократического характера дополняются «вторым изданием» экономических реформ, демократизацией социально-экономической жизни общества. Многообразие перехода от авторитаризма к демократии требует более детального политического анализа отдельных стран. В этой связи не может не представлять интерес опыт политического развития Эфиопии, которая прошла длительную эволюцию от правоавторитарного режима времен императора Хайле Слласе I до установления левоавторитарного режима социалистической ориентации, а в начале 90-х годов, после свержения «марксистского» режима Менгисту Хайле Мариама, влилась в общее русло процесса демократизации. Политическое развитие Эфиопии 90-х годов по своей противоречивости во многом сходно с ситуацией большинства африканских стран, переживающих процесс перехода от авторитаризма к демократической системе. Вместе с тем на развитие политической системы Эфиопии оказьгеают воздействие и специфические факторы, обусловленные особенностями ее исторического развития, этнополитическими процессами, а также особенностями политической культуры Эфиопии. Степень разработанности проблемы. Теории политической системы, ее типологии, а также анализу политических режимов и их форм развития в нашем меняющемся мире уделяется большое внимание в российской и зарубежной научной литературе. Трудно переоценить то теоретическое значение, которое сохраняют до настоящего времени труды классиков мировой политической мысли — Аристотеля, Платона, Конфуция, Н. Макиавелли, Т. Гоббса, Дж. Локка, Ш. Л. Монтескье, К. Маркса, А. де. Токвиля, М. Вебера и т. д.В политической науке XX века теория политических систем в свете современных тенденций общественного политического развития была разработана и впоследствии обогащена такими политическими мыслителями, как Г. Алмонд, Д. Истон, К. Дойч, М. Дюверже, Д. Пауэлл и т. д. За последнее десятилетие в российской политологии общетеоретические проблемы теории политической системы рассматриваются в трудах М. Г. Анохина, А. А. Дегтярева, Ю. В. Ирхина, Г. В. Каменской, Ю. Г. Сумбатяна, А. Н. Родионова, В. П. Пугачева, А. П. Цыганкова, В. Е. Чиркина и т. д^.В особую группу работ целесообразно выделить труды, появященные анализу общетеоретических проблем демократии, т. е. работы Р. Даля, Й. Шумпетера, Д. Хелда, Д. Сартори и т. д. За последние годы в российской ' См.: Easton D. The Political System: An Inquiry into the State of Political Science. — New York, 1953. Easton D. A Framework for Political Analysis. — New York, 1960. Almond G., Powell G. Comparative Politics: A Developmental Apprach: Boston, 1966. Deutch K. The Nerves of Government: Models of Political Communication and Control. New York, 1963. Duverges M. Sociologie de la politique. — Paris, 1966. ^ Анохин М. Г. Политические системы: адаптация, динамика, устойчивость. — М., 1996; Белов Г. А. Политология. Отдельный круг проблем составляют работы посвященные сравнительно новой области в рамках политологии — транзитологии. Различным аспектам кризиса авторитарных режимов и процессам демократизации посвящены работы Л. Даймонда, X. Линца, А. Ю. Мельвиля, Хантингтона, Ф. Шмиттера и др^.Широкое освещение актуальных политических проблем Африки мы находим в работах западных политологов и социологов — Д. Аптера, У. Гаттреридона, П. Гонидека, К. Дейча, А. Зольберга, Липсета, А. Мазруи, Сангмпама, Д. Фогеля, Хантингтона, Э. Шилза и др. В российской политологии в 90-е годы вышло немало работ по политической системе Африки. При активном участии и под редакцией A.M.Васильева, Н. И. Высоцкой, Л. В. Гевелинга, Ю. М. Ипьина, Ю. В. Ирхина, ФН. Исмагиловой, Н. Д. Косухина, Ю. М. Кобищанова, И. В. Следзевского, Ю. Г. Сумбатяна, Г. В. Цьшкина, В. Е. Чиркина, Л. М. Энтино, В. И. Шараева, Ю. А. Юдина, B.C. Ягья и ряда других российских африканистов был издан ряд научных сборников и работ^.Среди зарубежных исследователей большую ценность представляет литература по истории Эфиопии Робисона, Дж. Макркакиса, Е. Г. Геллнера, М. Лукиса, П. Вахтера, М, Перхама, Р. Дарккаша, Дж. Крапфа и др. '' Гаджиев К. С. Политическая наука, 1934; Koвлq) А. И. Кризис демократии? Демократия на рубеже XXI века. Среди них необходимо отметить такие как Ыиэту Чоле, Дэссалэнь Рахмэто, Дури Мэхамэд, Мэсфын Вольдэ — Мариам и др. В работах, опубликованных уже в 90-е годы, авторы не только выверяют свои выводы многолетних полевых исследований, но и прогнозируют развитие страны в новых условиях^.Таким образом за последние десятилетия накоплен большой теоретический и исторический материал. Однако знакомство с обширной зарубежной и российской литературой по особенности политической системы Эфиопии после 1991 г. позволяет сделать вывод, что несмотря на наличие большого количества литературы, проблемам, непосредственно затрагивающим политическую систему Эфиопии в свете современных переходных процессов уделяется мало внимания.

Цель и задачи исследования

Целью диссертационной работы является рассмотрение общего и особенного в развитии политической системы Эфиопии в свете общей теории политических систем. Научная новизна диссертационного исследования заключается в комплексном анализе сущности политико-системного генезиса современного эфиопского общества. Конкретные элементы научной новизны состоят в следующем: -проанализированы тенденция и противоречия процесса демократизации в Эфиопии- -изучена специфика многопартийности в Эфиопии- -проанализирована роль эфиопской политической культуры и ее влияние на развитие политической системыНа защиту выносятся следующие положения.1. Современная политическая система в Эфиопии является разновидностью смешанньсс переходных либерально-авторитарных режимов. Квазилиберальные многопартийные системы представляют собой своеобразный гибрид авторитаризма и демократии или, точнее, авторитарные режимы с демократической тенденцией.2. В Эфиопии, как и во всех африканских странах, государство является важнейшим институтом распределения и перераспределения общественного продукта. Поэтому обладание государственной властью становится главной целью политической борьбы. В этом случае попытка решить политическую проблему через этнорегиональный принцип не даст никакого результата, кроме обогащения определенного региона. А это в свою очередь создает угрозу единству нации и возникновению очередных этнических и других конфликтов.3. в современной политической системе Эфиопии сложилась ситуация, когда одна партия, социальную базу которой составляют представители народности тигра? играет роль главного регулятора политических процессов.4. В соответствии с Конституцией Эфиопии, принятой 8 декабря 1994 года, девять штатов, существующих в Эфиопии, созданы «сверху» — но в зарубежной и русской литературе мало обращается внимания на то обстоятельство, что эта Конституция, пожалуй, единственная из действующих Конституций, признающая право сецессии из федерации (ст.39). Однако это право сформулировано не как право штата, а право любой нации и народности. На практике такая формулировка может привести к дальнейшей дезинтеграции страны.5. В настоящее время в Эфиопии формируется переходный тип политической культуры. Этот тип характеризуется двойственностью политического поведения, которое порождает этнические, религиозные и социальные конфликты. Практическая значимость работы состоит в том, что материалы исследования, основные положения и теоретические выводы диссертации могут быть использованы в дальнейшей научно-исследовательской работе для более обобщенного и углубленного анализа модернизации политических систем, особенно в тех странах, где трудности и противоречия демократизации усугубляются сложной этнополитической ситуацией. Материалы исследования могут быть использованы при разработке спецкурсов и спец семинаров по сравнительной политологии, этнополитологии и транзитологии.

Заключение

.

Общественные движеният как правило, направлены на решение сложных проблем и поиск альтернатив. Это выбор различных вариантов развития, за которыми стоят определенные социальные силы, группы и партии. Специфика определения пути общественного развития состоит не только в действиях правящей элиты, но и в активности больших масс людей. Главным побудительным мотивом целесообразности деятельности людей являются их непосредственные нужды. На это обстоятельство обратил внимание еще Г. В. Плеханов, когда писал: «люди делают свою историю вовсе не затем, чтобы шествовать по заранее начертанному пути прогресса, и не потому, что они должны повиноваться законам какой-то. отвлеченной эволюции. Они делают ее, стремясь удовлетворить свои нужды"147.

Несоответствие мобилизационной модели социокультурным особенностям Африки и потребностям развития привело во второй половине 80-х — начале — 90-х годов к краху социалистической ориентации в ее авторитарно-бюрократическом варианте. Вместе с тем это не означает, что преобразовательный потенциал социалистической мысли в Африке исчерпан. Обращение к социалистической идее постоянно стимулируется поисками путей преодоления отсталости, возможностями приобщения широких слоев населения к современной цивилизации. При этом следует иметь в виду глубокое замечание немецкого философа Освальда Шпенглера, который писал, что «различие философских учений заключается не в том, что одни из них бессмертны, а другие преходящи, а в том, что одни из них были жизненны в течении известного времени, а другиеникогда не были жизненными.

146 http//www. Geocities. Com/ dagmawi/ News Apr 2000/Analysis Ethiopia Media, tml 04. May. 00.

Значение какого-либо учения определяется степенью его необходимости для.

ЖИЗНИ" .

В политической системе Африки, становление многопартийности сталкивается с неразвитостью гражданской культуры, процесс демократизации проходит сложно, порождает этнические, религиозные и региональные конфликты. Становление демократических институтов протекает с большими трудностями, что пока еще не дает оснований утверждать, что это движение необратимо. Сохраняется опасность перерождения новых политических.

149 институтов и возрождения диктатуры и тоталитаризма" .

Путь демократических изменений в Африканских странах только начался, но уже ясно, что он сопряжен со многими трудностями, будет длительным и нелегким. Демократические перемены сложны и исключают однозначную оценку. В политической науке существуют различные точки зрения на этот вопрос. Ряд исследователей полагают, что во многих странах этот процесс носит характер межэтнических противоречий и борьбы за власть различных группировок. Другие специалисты склонны полагать, что начавшийся процесс следует рассматривать как тенденцию, которая в целом совпадает с глобальными переменами, происходящими во всем мире. Третьи сводят этот процесс к установлению лишь многопартийной системы правления. На наш взгляд, начавшийся процесс демократизации отражает, в конечном итоге, поиск новых альтернативных путей развития. Демократизация в Африке требует изучения, осмысления, сопоставления мнений и оценок. Африканским странам приходится решать задачи создания эффективной рыночной экономики, вхождения в мировое экономическое сообщество, формирования гражданского общества, урегулирование межнациональных конфликтов и противоречий. В этом контексте важную роль играет изучение политической культуры, ее взаимодействие с процессами демократизации, а также насколько.

147 Плеханов Г. В. Избранные философские произведения. Т.2. М., 1956, стр 243.

148 Шпенглер. О. Закат Европы. М., 1993, стр 55.

149 Африка: многовариантность развития. РАН. Институт Африки. 1997, стр 257. западноевропейская модель демократии применима к африканской культурной самобытности. Из этой главной задачи вытекают следующие вопросы:

1. В какой степени массовое сознание африканцев способно к восприятию демократических принципов?

2. Отвечают ли условиям африканского общества, его культуре те ценности, институты и механизмы современной демократии, которые воплощаются в новом законодательстве?

3. Влияние традиционных институтов и представлений религиозных, этнических, коммунальных и иных факторов на формирование современных политических систем?150.

Ответы на эти вопросы требуют глубокого анализа африканской реальности. Но несомненно, что политическая система обуславливается уровнем социально-экономического и исторического развития. Тезис об универсальности европейской демократической модели вряд ли применим к условиям африканского общества, где сильны влияние традиционных институтов и представлений, религиозных, этнических и психологических факторов. Вместе с тем,"нельзя не видеть противоречивость процесса модернизации в западных цивилизациях, трудности демократизации, сопротивление западному влиянию, рост антизападных настроений и т. д. Все эти факторы еще долгое время будут негативно влиять как на взаимоотношения Запада с остальным миром, так и на ход модернизации, особенно модернизации политической. С другой стороны, нельзя не видеть и такие процессы, протекающие в разных странах с неодинаковой степенью интенсивности, как растущая тенденция к демократизации, возрастающая роль в политической жизни незападных стран движений за права человека, формирование в рамках политической культуры стран, относящихся к незападным цивилизациям,.

150 Н. Д. Косухин. «Африка в меняющемся мире"// Тезисы докладов. 1997, стр 106. демократической (в той или иной степени прозападной) политической субкультуры. Хотя удельный вес ее во многих государствах пока не велик"151.

Как писал С. Хантитгтон, «демократия не обязательно решает проблемы неравенства, коррупции, не, эффективности, несправедливости и некомпетентного принятия решений. Но она обеспечивает институциональные условия, позволяющие гарантировать свободу индивида, защитить его от массовых нарушений прав человека и попрания его человеческого достоинства.

Демократияэто средство от тирании, и так такое оно дает людям шанс решать 1 и другие социальные проблемы" .

Эти положения применимы и к современной политической системе Эфиопии. Этнополитическая ситуация в Эфиопии является очень сложной и напряженной. Почти все народы Эфиопии не имеют определенных этнических границ. Однако в настоящее время эти границы, благодаря государственной национальной политике закрепляются сверху. Этот процесс создания искусственных границ по этническому признаку усугубляет существовавшую проблему межэтнических отношений.

Исторически Эфиопия сложилась как полиэтническое государство. При этом доминирующими были три народа, прежде всего амхара, оромо и тыграй. До 1974 года монархический режим политику только в интересах определенных этнических групп и подавляя другие народы, отличающиеся по религиозным верованиям (не христиане) или по этнической принадлежности. Это вызвало противодействие, и путем переворота к власти пришли военные. Новое правительство пошло по пути построения социализма, создав в бывшей феодальной стране другое идеологическое «минное» поле, в котором погибло множество людей, представителей всех народов страны. Этническое противостояние переросло в военные столкновения после чего в 1991 году к власти пришли повстанческие силы из северной части страны.

131 Мадатов A.C. «Общественные науки и современность"// «Пространственно-временные изменения демократию). М., 1998, № 1, стр 70.

Нынешнее правительство страны (после 1991 года) видит способ решения этнических проблем в создании субъектов федерации по этническому признаку, при отсутствии четких этнических границ. Эта политика государства породит огромную проблему этнической принадлежности, так как множество людей родилось в межэтнических браках. Это неизбежно приведет к политическим, экономическим и культурным противоречиям. Поскольку 30 лет гражданской войны породили в Эфиопии «человека с ружьем» то территориальные и другие проблемы, связанные с межэтническими отношениями, могут вылиться в кровавые конфликты153.

Всемирный опыт показывает, что вооруженными действиями невозможно решить конфликты, имеющие глубокие корни. Единственный путь остановить межэтнические войнымирное урегулирование. В Эфиопии это-всеобщие и равноправные выборы при равном представительстве всех этнических меньшинств во всех политических структурах. Только в этих условиях представитель любого этноса не будет унижен, и все станут участниками нормальной жизни. Для того, чтобы это выполнить на практике нужна сильная рука.

Проблемы организации и функционирования власти в условиях перехода от тоталитарного к демократическому обществу в Эфиопии привлекают внимание многих исследователей. Большинство из них считает, что в сложившихся условиях для Эфиопии необходима сильная авторитарная власть. В то же время ряд исследователей стремится опровергнуть взгляды так называемых «идеологов авторитаризма». Для выяснения политической системы Эфиопии после 1991 года в условиях перехода от авторитаризма к демократии необходимо, на мой взгляд, обосновать и ответить, какой же режим характерен для страны: авторитаризм или демократия? Как нам представляется, ответить на этот сложный и дискуссионный вопрос можно путем исторического,.

152 Хантингтон. С. «Будущее демократического процесса: от экспансии у консолидации"// мировая экономика и международные отношения. 1995, № 6, стр 90. социологического и философского подхода к проблеме авторитаризма, без которого сегодня трудно понять политическую жизнь в стране и перспективы ее развития. Прежде всего, необходимо отметить, что для Эфиопии на протяжении многих веков была характерна традиционная авторитарная монархическая система, а после революции 1974 года авторитарный режим существовал в течение 17 лет. Один из важных этапов в развитии традиционного авторитаризма является многовековая история Абисийниской империи в период царствования разных династий. Авторитарный режим Эфиопии, как африканской страны охватил, таким образом, многовековой период исторического развития.

Эфиопский менталитет, в отличие от других, характеризовался большей приверженностью к централизованной и самодержавной власти. Тысячелетний Эфиопский авторитаризм заставлял гражданина размышлять о власти в этой стране, как о «сильной руке», которая сумеет спасти их родину от распада, именно эти традиции способствовали возникновению после проведения социалистической революции тоталитарного режима. В процессе реформы и демократизации общественно-политической жизни в Эфиопии корни автократии еще полностью не выкорчеваны из всех сфер общества, в том числе из политической.

Эфиопия в последние годы, как уже говорилось, живет в условиях перехода к демократической системе. В этих условиях авторитаризм, или его элементы, при наличии сильного автократического наследия здесь неизбежен (вопреки старанию некоторых политиков выдать желаемое за действительное), ибо стоящие перед страной задачи в переломный период едва ли разрешимы одними демократическими методами.

Эфиопский авторитаризм необходимо рассматривать под следующим углом зренияне как самостоятельный обособленный способ организации власти, а как переходный, который в своем развитии может перерасти и в.

153 З. А. Мэкуриа. «Африка на пороге третьего тысячелетия». РАН. Институт Африки, тезисы. М., 28−30 диктаторский, так и в демократический режим. Это обуславливается тем, что авторитаризм занимает промежуточное положение между тоталитаризмом и демократией. С первым его роднит прежде всего этно-диктаторскии, не ограниченный законом характер власти, а со вторымсохранение идеологического плюрализма. В условиях отсутствия демократических тенденций, элементов гражданского общества и правового государства, сравнительно низкой политической культуры для окончательного слома автократических структур, как считает большинство исследователей, объективно необходима сильная авторитарная власть.

Для анализа политической системы в Эфиопии, как нам представляется, наиболее актуальными является рассмотрение сущности переходных либерально-авторитарных режимов. Либеральные многопартийные авторитарные режимы представляют собой своеобразный гибрид авторитаризма и демократии или, точнее, авторитарные режимы с демократической тенденцией. Такие режимы, признавая основные принципы демократии, права и свободы человека, разделение властей, частное предпринимательство, свободную конкуренцию, рынок и т. д., требуют постоянного вмешательства государства, создающего благоприятные условия для их реализации. С другой стороны, либеральный характер авторитаризма дает возможность преодолеть те противоречия, которые присущи не только обществу, но и верхним эшелонам власти, прийти к определенному компромиссу и политической стабильности. Это, в свою очередь, будет способствовать более благоприятному ходу экономических реформ и преодолению социального кризиса.

Авторитарная власть будет при этом препятствовать росту анархии, хаоса и преступности в обществе, а демократические тенденции смягчат реакционные и консервативные проявления данной власти. Жизнеспособность такой формы авторитарной власти определяет ее гибкость в сложных, этнополитических сентября 1999 г, сгр 173. противоречивых процессах формирования современного цивилизованного общества. По моему мнению, создание такого общества в Эфиопии не только возможно, но и неизбежно. Последовательное и поэтапное движение нашей страны от пути осуществления экономических и политических реформ, демократизации общественно-политической системы, соглашение о гражданском мире, работа парламента, правительства и развитие рыночной экономики будут создавать условия для перехода к подлинному демократическому обществу и правовому государству.

Очевидно, что как некоторые пишут «свержение военного режима Эфиопии открыло возможность не только для демократизации политической жизни, но и для преодоления межэтнических противоречий. Особое место в этом процессе занимает общенациональная конференция в июле 1991 года, которая признала права всех этнических групп страны на самоопределение вплоть до провозглашения независимости"154. После этого Эритрея отделилась от Эфиопии, и еще другие продолжали борьбу за «независимость» на основании этого пункта Конституции, (статья 39.1)155. Однако лекарство при пере/дозировке может оказать на организм отрицательное воздействие, хуже чем сама болезнь.

Основными концептуальными элементами эфиопской стратегии в политической системе могут быть:

— полная перестройка военных и гражданских этнополитических режимов путем проведения общественных конференций и референдумов с целью формирования демократического общества и правового государства на основе многопартийной системы-эффективного инструмента борьбы с таким злом общественно-политической жизни, как коррупция военной и гражданской государственной элиты;

154 Сумбатян Ю. Г. «Африка на пороге XXI века: политические проблемы и перспективы». М., 1997, стр 41.

155 Конституция Эфиопии. 1994 г. стр 15.

— демилитаризация общественно-политической структуры, сокращение военных расходов, осуществление принципа разоружения для развития, ограничение функции армии в решении политических проблем силовыми методами;

— поиск решений этнических и региональных конфликтов не на основе абстрактных схем, а здравого смысла с использованием мирового опыта;

— создание механизма регулирования на конфликтов и даже их упреждения;

— политическое сотрудничество со всеми странами мирового сообщества, различными международными экономическими организациями. Без всестороннего сотрудничества с мировым сообществом Эфиопии не избежать экономической и социальной катастрофы, не решить задачу политической стабилизации, развития по пути социального прогресса и демократической консолидации;

Вполне уместно завершить наше заключение словами русского мыслителя С. Л. Франка, который отмечал, что мы всегда находимся в середине мировой истории «и нам не дано видеть ее концакаждый из нас вынужден уходить из театра до закрытия занавесане зная, что будет дальше, началом чего было то, что нам удалось узнать и испытать, мы не в состоянии обозреть мировую драму в целом и по тому понять ее смысл"156.

156 Франк. С.Л. «Духовные основы общества». М., 1992, стр 448.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Г., Вебра С. Гражданская культура и стабильность демократии / Политические исследования. 1992 № 4 стр 122−134.
  2. Аристотель. Сочинения. М., 1984 Т. 4.
  3. Р. Демократия и тоталитаризм. М., Текст, 1993.
  4. Р. Этапы развития социалистической мысли. М., Прогресс, 1993.
  5. Африка в меняющемся мире. УЩВсероссийская конференция африканистов. Тезисы. М., 1999.
  6. Африка южнее Сахары: реформы и развитие. Под ред. Ю. М. Осипова. М., 1994.
  7. Африка: в 70−80-е годы. Становление национальной экономики и стратегия развития. М., 1980.
  8. Африка: кризис развития / курьер ЮНЕСКО. М., 1988 № 3.
  9. Африка: многовариантность развития. М., 1997.
  10. Ю.Африка: особенности политической культуры. Выпуск 12. М., 1999.
  11. Н. Философия неравенств. Берлин, 1923.
  12. Ф.М., Галкин A.A. Современный левиафан. М., 1985.
  13. М. Избранные произведения. М., Прогресс, 1990.
  14. .П. Кризис культуры. Марксизм. Неосоциализм. Неолиберализм. Нью-Йорк., Изд-во А. П. Чехова, 1982.
  15. Г., Шараев В. С отдыхающей львицею схожа страна // Эхо планеты. 1995 № 4 стр 5−9.
  16. К.С. Введение в политическую науку. М., 1997.
  17. К.С. Геополитика. М., 1997.
  18. К.С. Политическая наука. М., Наука, 1995.
  19. К.С. Тоталитаризм как феномен XX в. // Вопросы философии. 1992 № 2 стр 3−25.
  20. В.И. Африканское возрождение // Восток. М., 1992 № 3.
  21. Демократия и развитие в Африке. М., 1992
  22. Т.Х. Наследники Аксума. // Азия и Африка сегодня. 1994 № 5.
  23. М. С благословения Вашингтона. Азия и Африка сегодня. 1991 № 12 стр 16−19.24.3евдынех Б. Х. Правовое регулирование граждан. (на примере Эфиопии). Моск. Журнал Международное право. 1995.
  24. A.A. Коммунизм как реальность. М., 1994.
  25. И. Бадмэ- Новое яблоко раздора в Африке // Эхо планеты- 1998 № 38 стр 22−23.
  26. Иванов Иван, Корочанцев Владимир. «Политические игры» вокруг голода в Эфиопии. ИТАР-ТАСС. Москва, 4.09.2000./Компас № 18 стр 63−66.
  27. М.В., Коваль Б. И. Что есть политика и что наука о политике (опыт нетрадиционного обзора) // Полис. 1991 № 4 стр 103−115.
  28. В.Б. Тупик и перспективы Тропической Африки. М., 1970.
  29. Ю.В. Политология. М., РУДН. 1996.
  30. Ю.В., Сумбатян Ю. Г. Социодинамика политических систем и режимов. М., 1997.
  31. История национально-освободительной борьбы народов Африки и новейшее время. М., 1978.
  32. К.П. Возрастные группы народов Восточной Африки. Структура и функции. М., 1976.
  33. Г. В., Родионов А. М. Политические системы современности. М., Омега, 1994.
  34. .Г. Неомарксистская социология // Исторический материализм и развивающиеся страны. М., 1988.
  35. Касса Гэбрэ Хьйвот «Эфиопию рассматривают как модель демократического развития для Африки» Азия и Африка. 1994 № 7.
  36. И.Т. Интеллектуальная элита в странах Тропической Африки: университеты, власть, общество. М., 1991.
  37. Н.Б. История Африки в трудах африканских ученых. Научно-аналитический обзор. М., 1976.
  38. А. «Кузены воюют- Африку трясет» // Эхо планеты. 1999 № 9.
  39. Н.Д. Арена борьбы идей- Африка. М., 1989.
  40. JI.X. Реализация принципа самоопределения наций и народов в Эфиопии и образование государства Эритрея // Моск. журн. межд. права. 1998 № 3 стр 205−214.
  41. И. Преимущества сиротства, или о приемлемости культурно-идеологических заимствований (эфиоп) // Азия и Африка сегодня. 1993 № 7 стр 60−62.
  42. В. Почти независимый фронт /Азия и Африка. 1991 № 6 стр 20−21.
  43. Г. А. Национально-демократическая революция в свете нового политического мышления: на примере Эфиопии. // Народы Азии и Африки. 1989 № 1 стр 42−53.
  44. В. Нэп в гражданскую войну // Эхо планеты. 1991. № 16.
  45. В. Политические партии Эфиопии. // Комп. 1991 № 2 стр 222.
  46. JI.E. Традиционная и политическая культура в колониальном и современном развитии Африканских государств // Этнографические исследования развития культуры. М., 1983.
  47. Ле Жандр Б. «Эфиопия на пути к демократизации // Компас. 1995- № 28 стр 49−52.
  48. Э.Е. Эволюция политической культуры в тропической Африке. // Авторитаризм и демократия в „Третьем мире“. М., 1991
  49. Э.С. Традиционные верования у народов Эфиопии // Вест. моек, универ. Серия 13. Востоковедение 93 № 4.
  50. Львова.Э. С. Эта многоликая Эфиопия // Вестник МГУ Серия 13. Востоковедение. 1996 № 4 стр 39−76.
  51. A.C. Пространственно-временные изменения демократии. // Общественные науки и современность. М., 1998 № 1 стр 60−70.
  52. Дж. Б., Рич Р.К. Анализ общественной политики и оценка программ. // Полис. 1991 № 3 стр 117−180.
  53. К., Энгельс Ф. Соч. 2-е издание.
  54. В.А. Политология. Минск. 1996.
  55. Г. И. Исторические корни авторитарных тенденций и факторы, способствующие их сохранению. // Авторитаризм и демократия в „третьем мире“. М., 1991.
  56. Я. И др. После „холодной войны“ М., изд-во Моск. Университета, 1993.
  57. А.В. Община и государство в Тропической Африке. М., 1991.
  58. Ф. Сочинения. М., Мысль 1991. Т. 1.
  59. П.И. Об общественном идеале. М., Пресса, 1991.
  60. Платон. Сочинения. М., Наука, 1994. Т. 3.
  61. Политические партии современной Африки (справочник). М., 1998.
  62. А. Логика бессмысленной войны. // Азия и Африка сегодня. 2000 № 10 стр 13−18.
  63. Права человека: международный билль о правах человека. Нью Йорк. 1995.
  64. Процессы демократизации в Африканских странах: тенденция 90-х годов. Часть 1. М., 1992.
  65. Д.О. Значение консенсуса в условиях перехода от авторитаризма к демократии. // Авторитаризм и демократия в „третьем мире“. М., 1991.
  66. Радикализация революционного процесса от антифеодальной революции у антикапиталистической // Современная Африка: итоги и перспективы развития. Эволюция политической структуры. М., 1990.
  67. Реализация принципа самоопределения нации и народов в Эфиопии и образование государства Эритрея. // Моск. Журнал. Международное право. 1998 № 3 стр 205−214.
  68. Г. Е., Калинина Л. П., Позднякова А. П. Некоторые аспекты экономической либерализации в Африке. Ученые записки- институт Африки РАН. Выпуск 10. М., 1999.
  69. .Ж. Трактаты. М., 1969.
  70. Современная Африка: итоги и перспективы развития. Идеология и культура. М., 1990.
  71. Современная социал-демократия. Эволюция политических структур. М., 1990.
  72. Современная Эфиопия (справочник). М., 1988 стр 311.
  73. Социальный кризис в Африке. Есть ли выход? М., 1999.
  74. В.А. Эволюция системы управления: английская тропическая Африка после второй мировой войны // Восток. 1991 № 2.
  75. Ю.Г. Политические режимы в современном мире: сравнительный анализ. М., РУДН. 1999.
  76. А. Демократия в Америке. М., 1996.
  77. Тропическая Африка: от авторитаризма к политическому плюрализму. М., 1996.
  78. Л.Д. К истории русской революции. М., 1990.
  79. Л. Социальный облик предпринимателя // Азия и Африка сегодня. 1997 № 6 стр 51.
  80. Л.К. Африканский предприниматель: социальный портрет. М., 1993.
  81. И.И. Люди „Зеленых холмов Африки“: между прошлым и настоящим. М., 1992.
  82. Л.С. Духовные основы общества. М., Республика, 1992.
  83. Э. Душа человека. М., 1992.
  84. Э. Социализм // Коммунист. 1994 № 11 стр 27−38.
  85. Ф. Носильщики дров в Эфиопии // здоровья мира.
  86. Jl. Условия деловых связей с Эфиопией // внешняя торговля. 1993 № 9.
  87. В.Г., Чешков М. А. Авторитаризм и демократия в третьем мире // Мировая экономика и международные отношения. 1995 № 7.
  88. В.Г., Чешков М. А. Политическая модернизация в пост традиционных обществах, (в кн.). Авторитаризм и демократия в развивающихся странах. М., 1996.
  89. А. Русские в Абиссинии // Эхо планеты. 1998 № 6 стр 20−21.
  90. Г. В. Россия и Эфиопия. К столетию дипломатии // Вестник Московского университета. Серия 13. Востоковедение. 1991 № 3.
  91. Г. В. Эфиопия в борьбе за социально-экономические и политические преобразования. М., 1989.
  92. Г. В. Эфиопия на первом этапе политической централизации (18 551 868). М., 1989.
  93. П.П. Распад колониальной империи Франции. Кризис французской колониальной политики в 1939—1985 гг. М., 1985.
  94. Чиркин. Современное федеративное государство. М., 1997.
  95. В.И. Политическая организация Эфиопии. М., 1995.
  96. У. Взлет и падение Третьего рейха. М., Прогресс, 1991. Т. 1.
  97. А. Демократия в многосоставных обществах: сравнительноеисследование М., Аспект пресс, 1997.
  98. Э.А. Изменение ценностных установок и нравственной ориентацииэксперимента (на примере Эфиопии) // Мир африканской деревни. М., 1997.
  99. Эволюция восточных обществ: синтез традиционного и современного. М., 1984.
  100. Эволюция политических систем на востоке. М., 1999.
  101. Ю2.Ягья B.C. Эфиопия в 1941—1954 гг. М., 21 969.
  102. ЮЗ.Яспер К. Смысл и назначение истории. М., 191.
  103. Africa and Europe: From partition to interdependence or dependence? Sesay A. (ed.). L» Crom Helm, 1986
  104. African state in transition N.Y., 1987.
  105. Afto-Marxist Regimes. Ideology and public policy L., 1987.
  106. Alemneh Dejene. Environment, famine and politics in Ethiopia. A view from the village. Boulder, Colorado, 1990.
  107. Aliboni R. The Red Sea region: Local actors and supper powers. L., Sydney, Croom Helm, 1985.
  108. Almond G.A. Pawell G.B. Comparative politics: Adenelopmental approach. Boston: Littel, Brawn, 1966.
  109. O. (ed.). Africa and the Great powers in 1980-s. Lonham etc. Univ. Press of America 1987.
  110. Andrain C.F. Corporative political system. Armonk (N.Y.) M.E. Sharpe, 1994.
  111. Apter D.E. Conceptual approaches to the study of modernization’s. Englewood Cliffs (NJ): Prenticehall, 1968.
  112. Arato A., Cohen Civil society and political theory. Cambridge (mass.): MIT press, 1992.
  113. Babile Tola. To kill a Generation: The Red Terror in Ethiopia. Washington, 1989.
  114. Bahru Zewde. A History of Modern Ethiopia, 1855- 1974. Athens: Ohio Univ. Press, 1991.
  115. Barazade Edward. Fraternal Relation: Ten Years of Soviet — Ethiopian Treaty of Friendship. Soviet Military Review (Moscow), 1988.
  116. Barry N. Introduction to modem political theory. London, 1982.
  117. Barry N. The New Right. London, 1982.
  118. Bender, M. Lionel, (ed.). Peoples and cultures of Ethio-Sudan Borderlands. East Lansing: African Studies center, Michigan, 1981.
  119. Carthright J. Political leadership in Africa.
  120. Celestin Monga. The anthropology of Anger. Civil Society and Democracy in Africa.
  121. Claphman Christopher S. Transformation and Continuity in Revolutionary Ethiopia. Cambridge Univ. Press, 1988.
  122. Clark John. Resettlement and Rehabilitation: Ethiopia’s campaign against Famine. L., 1986.
  123. Clay Jason W. And Bonnie K. Holcomb. Politics and the Ethiopian Famine, 1984- 1985. Cambridge, 1986.
  124. Cliff L. And Basil D. The long struggle of Eritrea for Independence and constructive peace. Trenton: Red Sea press, 1988.
  125. Dahl R.A. Democracy and ito critics. New Haven: Yale University press, 1989.
  126. Dahl R.A. A preface to democratic theory. Chicago: University of Chicago press, 1956.
  127. Dahl R.A. Dilemmas of pluralist democracy. New Haven: Yale University press, 1982.
  128. Dahl R.A. Regimes and oppositions. New Haven: Yale University press, 1973.
  129. Dessolengn Rahmeto The land question and reform policy- Issues for debate. // Dialogue. Journal of Addis-Ababa University Teacher Association. Addis Ababa, 1992 Vol. 1 № 1, March, p 43.
  130. Diamond L., Linz., Lipset S.M. (tls.) Democracy in developing Countries. 3 vols. Boulder (Colo.): Lynne Rienner, 1988.
  131. Duri Mohammed Economic reform and development in Ethiopia. //Ethioscore Vol. 1, № 4. Sept. 1995 p 22−26.
  132. Easton L. Political system. New York: Knopf, 1953.
  133. Easton L. The analysis of political structure. New York Routledge, 1990.
  134. Easton L. The political system: An injury in the state of Political system. M.Y. Mc Graw Hill, 1953/
  135. Easton L. A system analysis of political life New York: Wiley, 1966.
  136. Eshetu Chole. Ethiopia at the Crossroads- Rejections on the economics of thetransition period. // Dialogue. 1992 Vol. 1 № 1, March p 3.
  137. Farr J. Political Science in history. New York: Cambridge University press, 1995.
  138. Fearon J. Ethnic warfare as acommitment problem // Unpublished manuscript. University of Chicago, 1994.
  139. Feneta Welde Mikael Halala. A survey of contemporary Ethio- Soviet relation/ politico- military and economic aspects. Addis Ababa Univ., 1986.
  140. J.A., Kuklinski J.H. (eds.) Information and democratic processes. Urbana: University of Illinois press, 1990.
  141. Finer S.E. Almond’s Concept of the political system // Government and Opposition, 1970 vol 5. P 3−21.
  142. Freedom and civilization N.Y., 1991.
  143. Georgi Galperin Ethiopua: population, resources, economy, M. 1981.
  144. Gezahegne Degefu A comparative analysis of the foreign policy and relation of pre- and post-revolutionary Ethiopia. Addis Ababa Univ., 1990.
  145. Goodin R.E. Green political theory // Oxford: Polity press, 1993.
  146. Gould C. Rethinking democracy. Cambridge: Cambridge University press, 1993.
  147. Gray J. Liberalism’s: Essays in Political Philosophy. London, 1990.
  148. Hagopian M.N. Regiems, Movemento, and Ideologies. N. Y., 1978.
  149. Haile Wolde Michael. The lask of psychic mobility and its implication for nation building. Addis Ababa, 1971.
  150. Henze Paul B. Eritrea: The Dilemmas of Marxism. Philadelphia: Foreign policy Research Institute, 1989.
  151. Henze Paul B. Ethiopia in 1990: The Revolution unraveling. Santa Monica, California: Rand, 1991.
  152. Henze Paul B. Ethiopia: Crises of Marxist Economy. Santa Monica, California: Rand, 1989.
  153. Henze Paul B. The Ethiopian Revolution: Mythology and History. Santa Monica, California: Rand, 1988.
  154. History of Political Philosophy. Chicago. London, 1987.
  155. Jano A.C. Politics and paradigms: Changing theories of Social Acience. Stanford (cal).: Stanford University press, 1986.
  156. Karlan Robert D. Surrender or starve: The wars Behind the Famine. Boulder- Colorado, 1988.
  157. Keller Edmond J and Donald Rothchild (ed.) Afro-Marxist Regimes: Ideology and poplic policy. Bolder, Colorado, 1987.
  158. Keller Edmond J Revolutionary Ethiopia: From Empire to People’s Republic. Bloomington, Univ. Press, 1988.
  159. Kidane Mengisteab Ethiopia: Failure of Land Reform and Agriculture crisis. N.Y., Greenwood press, 1990.
  160. Laver V., Schofield N. Multi party Government. New York: Oxford University press, 1990.
  161. Lefort C. The political forms of modern society. Cambridge: Cambridge University press, 1986.
  162. Legum C. Democracy in Africa: Hope and trends Democracy and pluralism in Africa. Colorado, 1986.
  163. Lewis P.M. Political transition and dilemma of civil society in Africa // Journal of International Affairs. N.Y., 1992 vol. 16 № 1.
  164. Lijphart A. Electoral systems and party systems. Oxford: Oxford University press, 1994.
  165. Liker K. Abortion and the politics of motherhood. University of California press, 1984.
  166. Longhlin M. Public law and political theory. Oxford Clarendon press, 1992.
  167. M., Shepsle K.A. (eds.) Cabinet ministers and parliamentary government. Cambridge:. Cambridge University press, 1994.
  168. Mackinder N.J. Democratic ideas and reality. N. Y., 1962.
  169. March J.G., Olsen J.P. Democratic governance. New York: Free press, 1995.
  170. Markovitz S.L. Power and class in Africa: An Introduction to change and conflict in African politics. N.Y., 1977.
  171. Parsons T. The social system. Cambridge (mass): Harvard University press, 1951.
  172. Pneworski A. Marxsim and rational choice // Politics and society. 1985 vol. 14. P 379−410.
  173. Political culture and political development. Princeton, 1965.
  174. Pollitt C. Managerialism and the public service. Oxford: Blackwell, 1995.
  175. Putnam R. Making democracy work. Princeton (NJ): Princeton University press, 1993.
  176. Pye L. Verba S. (eds.) Political culture and political development. Princeton (NJ): Princeton University press, 1965.
  177. Rawls J. A theory of justice. Harvard University press, 1971.
  178. Rawls J. Political Liberalism. New York: Columbia University press, 1993.
  179. Ricci D.M. The Tragedy of political Acience: Politics, scholarship, democracy. New Haven: Yale University press, 1984.
  180. Ridley F.F. The study of government. London Allen and unwin, 1975.
  181. Roback J. An imaginary Negro in an impossible place: The territories and secession. Princeton (NJ) Princeton University press, 1982. Forthcoming.
  182. Sande M. Liberalism and the limits of justice. Cambridge. Cambridge University press, 1982.
  183. Sartori G. Parties and party systems. Cambridge:. Cambridge University press, 1976.
  184. Sartori G. Theory of democracy revisited. 2 vols. Chatham (NJ): Chatham House, 1987.
  185. Schmitter P., Odonnell G. Whitehead L. Transitions from authoritarian rule. Baltimore (MD): Johns Hopkins University press, 1986.
  186. Schumpeter J.A. Capitalism, socialism and democracy. London: Allen and Unucin, 1943.
  187. Self P. Government by the market. Boulder (colo.): Westview, 1995.
  188. Semere Tesgaye. Continuity and changes in the foreign policy orientations of Ethiopia. Addis Ababa Univ., 1988.
  189. Sender J., Smith Sh. The development of capitalism in Africa. L N. Y., 1983.
  190. Simiyn G. The democratic myth of African traditional societies. The democratic theory and practice in Africa. Nairobi, 1987.
  191. Sisay Asfera. Rural Economics development polity during Haile Sllasie and Derg Segimes. Western Michigan University, 1994.
  192. Skinner Q. The foundation of modern political thought. Cambridge:. Cambridge University press, 1978.
  193. Stepan A., Skach C. Constitutional frameworks and democratic consolidations: Parliamentarism Versus presidentalism //World Politics. 1993, vol. 46 p 1−22.
  194. Storm K. Mainority. Government and majority rule: New York Cambridge University press, 1990.
  195. Strauss L., Crapsey J. A history of political philosophy Chicago: University of Chicago press, 1987.
  196. Sunstein C. After the righto revolution. Cambridge: Harvard University press, 1990.
  197. Taagepera R. Stugart M.S. Seales and votes: The effects and determinant of electoral systems. New Haven (conn.) Yale University press. 1989.
  198. Tean Francis Bayart. The state in Africa: The politics of the Belly.
  199. Varieties of political theory? N. Y. 1988.
  200. Wallerstein I. Modern world system New York: Academic Free press, 1995.
  201. Wilmot P. In search of nationalhood. The theory and practies of nationalism in Africa. Ibadan, 1979.
  202. Wilson J.Q. Political organization. New York: Basic Books, 1973.
  203. O.Wolfe C. The vise of modern judicial review. New York: Basic Books, 1986.
  204. Wtite S.K. Political theory and Postmodernism. Cambridge:. Cambridge University press, 1991.
  205. Yared Amare. Land Distribution and Socio- Economic Changes in Ethiopia: The case of wogda, northern shewa: Boston University 1994. (paper for the 12 International Conference of Ethiopian Studies. / p 636−664.
  206. Yeshitila Tigerra and Bisalian. Organizational and input revel effects on Productivevity Differential Between Private and Collective Farms in
  207. Ethiopia. // Ethiopian Journal of Development Research. Addis Ababa, vol.11 № 1, April 1989./p 47−62.
  208. Yohannes Gebre Heywot The impact of the revolution of Ethiopian foreign relations. Addis Ababa Univ., 1989.
  209. Мировая экономика и международные отношения. М.
  210. Народы Азии и Африки (с 1991 Восток, афро-азиатские общества: история и современность). М.
  211. Аддис Зэмэн (на амхарском языке).
  212. Минилик (на амхарском языке). Ю. Вокыт (на амхарском языке). П. Эфиопия сегодня (на амхарском языке).
  213. Эфиопия сегодня (при посольстве Эфиопии в Москве).13.Africa Report L.14. African Communist L.15. Africa Today.16.The financial times L.
  214. The Journal of Modern African Studies L.18.Times L.19.Ethiopian Herald.
  215. ГОССКЙС? ГОСУДАРС": otHlige
Заполнить форму текущей работой