Основные тенденции развития женского движения в европейских странах в 70-80-е гг. ХХ в
В-третьих, несмотря на то, что как международные, так и национальные законодательные акты исходят из принципа равноправия, на практике женщины не обладают равноправием в общественной жизни и деятельности. Наблюдается ярко выраженное противоречие между новыми потребностями и отсутствием условий в обществе для их удовлетворения: возрастает общественное самосознание женщин, их больше… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Истоки социально-политической активности женщин в Западной Европе в 70−80 гг. XX века
- 1. 1. История женского движения в европейских странах
- 1. 2. Проблемы равенства социальных прав и возможностей мужчин и женщин
- 1. 3. Сущность и основные направления современного феминизма
- 1. 4. Оппозиция женскому движению со стороны общества
- Глава 2. Основные тенденции женского движения в 70 — 80-е гг. XX века
- 2. 1. Содержание демократического женского движения
- 2. 2. Особенности участия женщин во внутренней общественно-политической жизни своих стран
- 2. 3. Влияние и тенденции изменения позиции католической церкви на положение женщины в европейских странах
- 2. 4. Прогностические варианты изменения роли женщины в семейно-брачных отношениях
- 2. 5. Современное женское движение в различных европейских странах и его особенности в России
Основные тенденции развития женского движения в европейских странах в 70-80-е гг. ХХ в (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность проблемы. В XX веке произошло резкое изменение роли женщины во всех сферах жизнедеятельности общества. Она прочно заняла значимое место в экономике, политике, культуре. Значимое, важное, но не равноправное. В начале XXI века, так же как и в начале XX века, пока рано говорить о достижении равноправия женщин и мужчин.
Длительная борьба женщин за равноправие привела к определенным изменениям общественного сознания во взглядах на социально-политическую роль женщины, но, несмотря на это, фактическое равноправие не достигнуто.
В теоретическом плане проблема женского равноправия, начиная с XIX века, является объектом пристального внимания политологов, философов, социологов, однако интенсивность тендерных изменений такова, что многие актуальные факты действительности остаются без теоретического осмысления и обоснования. В силу этого практические решения в этой сфере зачастую основываются не на научных рекомендациях, а на конъюнктурных интересах, не на научной методологии, а на методе «проб и ошибок». В этой связи значительный теоретический и практически-политический интерес представляет опыт европейского женского движения. Актуальность его политологического исследования обусловлена следующими обстоятельствами.
Во-первых, в условиях формирования гражданского общества, предполагающего существенное возрастание в общественной жизни новых «нетрадиционных» элементов политической системы, наряду с существующим госаппаратом управления, политическими партиями и так далее, возрастает значимость различного рода общественных организаций, объединений, учреждений, к числу которых относится и женское движение, оказывающее все большее влияние на жизнь общества. Женское движение является одним из значимых общественных движений демократической ориентации, координирующим свои действия в международном масштабе. В зависимости от своей политической направленности женские организации и объединения отстаивают экономические интересы, социальные потребности, политические права женщин. Более того, действуя совместно с профсоюзным, молодежным, экологическим, пацифистским и другими общественными движениями, женские организации вносят существенный вклад в борьбу народов за общественный прогресс, социальную справедливость, демократию, сохранение мира на планете, утверждение гуманистических принципов в отношениях между людьми.
Во-вторых, практика остро нуждается в теоретическом обосновании тех новых явлений в тендерных отношениях, которые появились на рубеже веков. В русле феминологии возникает множество школ и направлений, исследующих различные аспекты тендерных ролей. Отсутствие философско-политического обоснования, недостаточная разработанность общей методологии современных тендерных процессов сдерживает исследования различных сторон женского движения и роли женщин в современном обществе.
В-третьих, несмотря на то, что как международные, так и национальные законодательные акты исходят из принципа равноправия, на практике женщины не обладают равноправием в общественной жизни и деятельности. Наблюдается ярко выраженное противоречие между новыми потребностями и отсутствием условий в обществе для их удовлетворения: возрастает общественное самосознание женщин, их больше не удовлетворяет навязанный им стереотип социальных ролей, где семья и материнство являются единственными ценностями. На этой основе в середине XX века складываются новые потоки движения, возникают новые организации и группы со своими программами действий. В 70 — 80-х гг. XX века наступает качественно новый этап в развитии женского движения, характеризующийся ростом его массовости, изменением и расширением социальной базы, прежде всего за счет «новых» средних слоев, сменой его лозунгов и целей. Этими обстоятельствами и обусловлен выбор данного периода настоящего диссертационного исследования.
В-четвертых, актуальность исследования обусловлена также тем, что Европейскими странами накоплен огромный опыт, который может применяться в практике женского движения в России. В вопросах зарубежного опыта предполагается не только использование несомненных достижений, но и учет неизбежных промахов и недостатков. Автор диссертационного исследования рассматривает противоречия, крайние точки зрения и теоретическое многообразие современного феминизма через призму политической ситуации, складывающейся в современной России.
Наконец, следует особо подчеркнуть, что актуальность исследования напрямую связана с важнейшей чертой женского движения: возникнув как общественно политическое движение за равноправие мужчин и женщин, женское движение переросло в движение за общественный прогресс, и те задачи и цели, которые ставят перед собой участницы движения, касаются отнюдь не только женщин, они значимы для развития всего общества в целом по пути гуманизма.
Все это в совокупности определяет целесообразность научно-политологического исследования основных тенденций женского движения в европейских странах в 70 — 80-гг. XX века.
Степень научной разработанности. Женское движение является объектом серьезного теоретического осмысления. Исследования этого рода проводятся практически во всех развитых странах, и, разумеется, в России.
Что касается России, то за последнее время наблюдается возросший интерес к данной тематике. Изменения, произошедшие в российском обществе в конце XX века, коснулись всех слоев населения, и женщины не были исключением. При этом они оказались наименее защищенными, в обществе резко обозначилась проблема определения социально-правового статуса женщины/Вместе с тем в этот период возросла социальная и политическая активность значительной части женщин.
Общие проблемы положения женщин в России анализируются в работах Айвазовой С., Бабаевой Л., Шинелевой Л., Зуйковой Е.1.
Женская проблематика чрезвычайно многообразна, она содержит большой спектр проблем. Так, роль женщин в общественном производстве рассматривается в работах Швальбе Б., Швальбе X., Михайлюк В.Б.2. Проблеме совмещения женщинами работы и семейных обязанностей посвящены, например, следующие работы: Машика Т., Бойко В., Шинелевой JL3. Участие женщин в принятии политических решений рассматривается в работах Васецкого Н., Айвазовой С., Михайлюк В.4.
История женского движения в России представлена работами Хасбулатовой О., Стеллецкого Н., Хвостова В., Шабановой А., Коллонтай А.5.
Таким образом, вопросы положения российских женщин, а также проблематика женского движения в России представлены в целом ряде работ, как общего направления, так и по отдельным аспектам.
Женское движение в европейских странах имеет давние традиции, опыт женского движения изложен в многочисленных работах активисток: Bonnie Charles Blush, Charlotte Bunch, Beauvoir S., Deckard B.S., Janeway E., Mead M., Mitchell J6.
1 Айвазова С. «Женщины и общество. Тендерное измерение политического процесса» — М., 1996. Бабаева Л. «Женщины России в условиях социального перелома: работа, политика, повседневная жизнь» — М., 1996. Шинелева Л. «Гендерная политика в условиях системного кризиса в России» — М., 1998. Зуйкова Е. М., Кулагина В. И. Женщина в обществе и семье. — Ниж. Новгород, 1991.
2 Швальбе Б., Швальбе X. «Личность, карьера, успех» — М., 1993. Михайлюк В. Б. Использование женского труда в народном хозяйстве. — М.:Экономика, 1970.
3 Машика Т. «Занятость женщин и материнство». — М., 1989. Бойко В. В. Рождаемость: социально-психологические аспекты. — М., Мысль, 1985. Шинелева Л. Т. Гендерная политика в условиях системного кризиса в России. М., 1998.
4 Васецкий Н. «Женщины: во власти и без власти». — М., 1997. Айвазова С. Женщины и общество. Тендерное измерение политического процесса. М, 1996. Михайлюк В. Б. Легенда и правда о женском труде. -М.:Политиздат, 1981. s Хасбулатова О. «Эволюция российской государственной политики в отношении женщин: обзор исторического опыта. Интеграция женщин в процессе общественного развития». — М., 1994. Стеллецкий Н. Христианское назначение женщины и женская эмансипация нашего времени. Киев. 1909. Хвостов В. М. Женщина и человеческое достоинство: исторические судьбы женщины. Природа женщины. Женский вопрос. — М., 1914. Шабанова А. Н. Очерк женского движения в России. — СПб., 1912. Коллонтай А. Социальные основы женского вопроса. М., 1908.
6 Bonnie Charles Blush. Woman to Woman. European Feminists. — NY, 1974. Charlotte Bunch. Feminism in the 80 s. Facing down the right. -NY, 1988. Feminists Manifesto. — NY, NY Radical Feminists, 1969. Beauvoir S. The Second Sex. NY, 1953. The Women’s Movement: Political, Socioeconomic and Psychological Issues. NY, e.a. Harper and Row, 1975. Janeway E. Man’s World, Woman’s Place: a Study in Social Mythology. NY, Dell. publ. со, 1971. Mead.
70−80 гг. XX века — это новый период женского движения (первый завершился получением женщинами избирательных прав в начале XX века), он характеризуется борьбой женщин за достижение фактического равенства во всех областях жизни.
В базовых работах по теории феминизма рассматриваются основные положения проблематики женского движения: В 1952 году вышла книга феминистки Симоны де Бовур «Второй пол». Уже название говорит о том, что отношение к женщине в обществе — второстепенное. Влияние этой книги было огромно. Автор провела биологический, антропологический, культурный анализ причин, почему женский род стал чем-то второсортным, низшим, ущербным. Книга изменила взгляды многих, она говорит о притеснении женщин и превосходстве мужчин (см. сноску 6 на предыдущей стр.).
В теориях радикального феминизма содержатся резкие, противоречащие общепринятым нормам идеи. Это такие авторы, как Adam R, Decter М., Goldberg S.1 Одной из первых и самых значительных феминисток-радикалов является Суламифь Файерстоун. В своей книге «Диалектика секса» она призывала разработать марксистскую теорию в биологическом направлении по отношению к женщинам. Теория классов предстала у неё в виде теории классов/полов, где экономическая зависимость классов/полов женщин стала вторичным результатом биологической и психологической зависимости от мужчин.
Феминистки-радикалы утверждают, что в семье женщина подвергается экономической зависимости, психологическому унижению, сексуальной эксплуатации. Женщина вынашивает и растит детей, ведет домашнее хозяйство. Самое радикальное требование самого радикального крылаупразднение роли матери и, таким образом, семьи. «Брак означает рабство для женщины и ясно, что женское движение должно сосредоточить свои усилия на.
М. Male and Female: a Study of Sexes in a Changing World. NY, 1949. Mitchell J. Woman’s Estate. NY Vintage Books, 1973. том, чтобы устранить институт брака. Свобода женщины не может быть завоевана без отмены брака"2. ^ Некоторые феминистки специально сгущают краски, для того чтобы быть услышанными. Мужской стереотип у них выходит резко отрицательным. Утверждения, что мужчины никогда серьезно не относятся к женщинам, всегда сексуально озабочены, все склонны к жесткости и насилию превращают мужчин в нечто нечеловеческое. Об этом пишут такие авторы, как Gene Marine3. Цель подобных утверждений — заставить мужчин признать, что проблема существует. Для политики радикализма характерны такие резкие утверждения, они призваны привлечь внимание общественности своими шокирующими резкими выпадами.
Общественное мнение настроено по отношению к женскому движению неоднозначно. Более того, у женского движения много противников. Довольно значительное число авторов-мужчин, а также некоторые авторы-женщины ф, высказываются против женского равноправия, за сохранение патриархальной культуры. Это отражено в следующих работах: Elizabeth Gould Davis, Elshtein Y., Dworkin A.4.
Некоторые ученые резко выступают против практики феминизма. К таким явным противникам феминизма относится Стивен Гольдберг1. В своей книге «Неизбежность патриархата» этот автор выступает против тех, кто верит в прошлое или будущее матриархата, при этом он пользуется данными антропологических и биологических исследований. Во всех обществах, по его мнению, мужчины властвуют над женщинами. Власть мужчин, согласно Гольдбергу, обусловлена их «чрезвычайно мощной агрессивностью» {superior power of aggression), не только в смысле физического насилия, но в их.
1 Adam R. A Women’s Place, 1910;1975, London, Chatto and Windus, 1975. Decter M. The New Chastity and Other Arguments against Women’s Liberation, London, Wildwood House, 1973. Goldberg S. The Inevitability of Patriarchy,.
• NY, William Morrow, 1973.
2 Sheila Cronan, «Marriage in Koedt et al», Radical Feminism, 1981.
3 Gene Marine «A Male Guide to Women’s» Liberation, NY, Holt, Rinehart and Winston, 1972. John Gordon «The Myth of the Monstrous Male and Other Feminist Fables», NY, Playboy Press, 1982.
4 Elizabeth Gould Davis. The First Sex. Harmondsworth, Penguin, 1974. Elshtein Y. Public Man, Private Woman: Women in Social and Political Thought, Oxford, Robertson, 1981. Dworkin A. Women Hating, NY, Dulton, 1974. внутренней необходимости доминировать в своей среде. Обращаясь к биологическим исследованиям животных и человека, Гольдберг утверждает, что большая мужская агрессивность характерна для всех типов животных, и особенно для человека. Эта разница дает мужчинам как клану стартовое преимущество, которое позволяет им лучше справляться с элементами социальной среды, где агрессивность ведет к успеху.
Джордж Гилдер утверждает, что биологические различия существенны для социальных целей. Слово «самоубийство» в названии книги подразумевает судьбу, на которую обрекает себя общество, если оно вдохновляет женщину отказаться от роли матери как определяющей основы ее жизни. Женщины социализируют и гуманизируют мужчин, переделывают и ограничивают мужскую агрессивность, и это дает возможность цивилизованного развития общества.
Проблема женского равноправия тесно связана с проблемой современной семьи. Многие зарубежные авторы рисуют непривычную картину разнообразия форм семейных отношений в современном обществе: Toffler A, Glazeer-Maldin N., Janeway Е., Mead М.3.
Образ женщины 70-х гг. XX века — бизнес леди (superwoman) с молниеносной карьерой, домом и семьей, достигающей всего и ничего не теряющей. Успех таких книг как Коллетт Даулинг «Комплекс Золушки"4, которые призывают женщин отбросить сомнения и страхи в отношении успеха и конкуренции с мужчинами показал, что образ superwoman жив. Но при этом подтвердились опасения женщин в том, что можно легко добиться успеха без особых затрат.
В некоторых культурах отношение к женщине всегда было очень строгое, так как женщина рассматривалась как нечто опасное, приносящее хаос и •Steven Goldberg «The Inevitability of Patriarchy NY, William Morrow, 1973 2 Gilder G.F. Sexual Suicide. NY, Quadrangle, 1973.
1 Toffler A. The Fractured Family, NY, 1978. Glazeer-Maldin N. ed., Old Family — New Family. International Relationship, NY, e.a. Van Nostrand, 1975. Janeway E. Man’s World, Woman’s Place: a Study in Social Mythology, NY, Dell. publ. со., 1971. Mead M. Male and Female: a Study of Sexes in a Changing World, NY, 1949. -Collett Dawling «The Cinderella Complex «Women's Hidden Fear of Independence, NY, Summitl981 несчастья Таковы следы в иудейско-христианской традиции, легенды и мифы всех культур полны женщинами — демонами, начиная с богини Кали и кончая фуриями древней Греции. При этом женщина вызывает страх из глубины мужского сознания 2. Главенствует здесь страх всемогущей матери, всевластной богини детства, когда она карает и милует, любит и отвергает.
Итак, анализ работ зарубежных авторов показывает, что в европейских странах накоплен огромный опыт по вопросам женского движения, разработаны теоретические вопросы женской проблематики различных направлений. Поскольку большинство работ о женском движении за рубежом представлено на иностранном языке, они не доступны широкому кругу лиц.
Автором диссертационного исследования предпринята попытка проанализировать те новые политические процессы, которые появились в европейском женском движении в 70−80гг. XX века.
Одной из причин обращения к названной проблеме явилось то, что как у отечественных, так и у зарубежных специалистов по проблемам женского движения остаются неполно освещенными такие важные проблемы, как оппозиция женскому движению со стороны политической власти, СМИ, противоречивость проявлений самого женского движения.
Изменения семейно-брачных отношений на рубеже XX—XXI вв.еков привлекают многих специалистов, при этом многообразие точек зрения и полярность подходов к этой проблеме и ее решению оставляют ее открытойона требует дальнейшего изучения.
Анализ литературы показывает, что значительная часть зарубежных авторов чрезвычайно пристрастна в изложении своей точки зрения, многие идеи и выводы можно, скорее, назвать вызовом традиционным представлениям, чем теориями, которые возможно воплотить на практике.
Таким образом, несмотря на возросший интерес к таким вопросам, как положение женщин, равноправие мужчин и женщин, изменение тендерных Fatima Mernissi, Beyond the Veil, NY, Wiley, 1975.
2 Wolfgang Lederer The Fear of Woman, NY, Harcourt Brace Yovanovich, 1968. ролей, семейно-брачных отношений, женского движения следует отметить, что женская тематика требует дальнейшего изучения, причем именно в наше время решение женского вопроса стало насущной проблемой современности.
Объект исследования представляет собой Европейское женское движение как значимая важная социально-политическая, экономическая и духовная составляющая развития современной цивилизации.
Предметом исследования в данной работе являются направления, тенденции, особенности Европейского женского движения 70−80 гг. XX века. Исторический опыт Европейского женского движения дает основание для его использования в политической практике России.
Общий замысел работы заключается в том, чтобы исследовать политические процессы, динамику изменения содержания, форм, методов женского движения в 70−80гг. XX века, определить основные тенденции этих изменений, выявить возможность использования положительного опыта Европейского женского движения в политической практике Российской Федерации.
Задачи исследования:
— изучить специфику женского движения в Европейских странах в 7080гг. XX века;
— выявить и раскрыть теоретические концепции современного феминизма;
— систематизировать основные направления оппозиции современному женскому движению;
— проанализировать общедемократическое содержание женского движения 70−80-гг. XX века;
— исследовать тенденции изменения роли женщин в общественно-политической жизни общества;
— изучить специфику современных семейно-брачных отношений и изменение роли женщины в этих отношениях;
— рассмотреть возможность использования положительного опыта Европейского женского движения в политической практике России.
Методологическую основу исследования составляет комплексное использование различных методов и видов научного анализа: диалектический, системный, феноменологический, герменевтическийтеоретические методы-приемы: социально-политический анализ, структурно-функциональный анализ, синтез, моделирование, аналогия, контент-анализ и другие.
Теоретико-правовую базу исследования составляют Международные правовые документы, труды классиков мировой философской и политологической мысли, работы теоретиков феминистского движения на иностранных языках, монографии и научные статьи отечественных исследователей женского движения.
Научная новизна исследования состоит в том, что:
— осуществлен анализ политических предпосылок и условий формирования западноевропейского женского движения как составляющей современной цивилизации;
— исследована диалектика общего и особенного в содержании женского движения в различных странах Европы во второй половине XX века;
— выявлены тенденции практики современного женского движения и их обращение в теории феминизма;
— предложен вариант систематизации институтов, выступающих в качестве оппозиции современному женскому движению;
— определены основные закономерные тенденции в изменении содержания женского движения во второй половине XX века;
— исследована специфика роли женщины в «традиционных» для нее сферах тендерных отношений;
— к элементам научного подхода можно отнести и то, что в отечественный научный оборот введен новый материал из общественной жизни Западной Европы: диссертантом изучено свыше 40 научных работ, не переведенных на русский язык.
Практическая значимость работы. Результаты диссертационного исследования могут быть использованы в законотворческой деятельности при осуществлении социальной политики государствапри выработке стратегии и тактики тендерной политики. Исторический и социально-политический опыт Европейского женского движения может быть использован отечественными женскими организациями.
Материалы исследования могут быть использованы в воспитательных учреждениях (начиная с детских), в учебно-воспитательном процессе ВУЗов, при чтении курсов общей и прикладной политологии, феминологии и семьеведения, истории политических движений и других.
Результаты исследования могут быть использованы при подготовке учебников, учебных пособий и спецкурсов.
В своей совокупности исследования названных проблем представляют собой решение научной задачи, имеющей важное социально-политическое значение.
Апробация работы. Материалы диссертации обсуждались на кафедре Политологии и социальной политики Московского государственного социального университета. Основные положения и выводы исследования были изложены в выступлениях на секции II Международного социального конгресса «Россия в системе глобальных координат», на конференции «300 лет Российской журналистики, на «IX годичных чтениях МГСУ» и в научных публикациях автора.
Структура работы определяется логикой поставленных задач. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и источников.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
Женское движение, равно как и положение женщины в обществе, является важнейшим фактором общественного развития, критерием и показателем цивилизованности общества, уровня его демократизации. Оно прошло непростой путь, будучи определено целым рядом обстоятельств: экономическими, социально-политическими, религиозными, духовно-идеологическими и многими другими. Как общественно-политическое движение, являясь элементом политической жизни общества, политической системы и политического режима, оно оказывает большое влияние на общественную и политическую жизнь общества. По этой причине, оно совершенно аргументированно и оправданно, наряду с другими общественно-политическими движениями и организациями, относится к важнейшим элементам политической системы общества, в значительной степени определяющей ее характер, политический режим, а главное — возможности и перспективы развития той или иной страны. От положения женщины в обществе, иными словами, зависит его состояние и возможности развития.
В XX веке произошло изменение роли женщины: она прочно заняла место в системе общественного производства. Женское движение, ставя своей целью равноправие женщин во всех сферах жизни, выдвигает на повестку дня не только специфические женские вопросы, касающиеся исключительно женщин, оно ставит вопросы пересмотра и изменения позиций общества в основных сферах жизни и деятельности. Женское движение стало настолько значимой прогрессивной силой, что оно оказывает влияние на все общественное развитие, политику, экономику и культуру.
В истории развития человеческого общества женщине традиционно отводилась второстепенная роль, она находилась в подчинении у мужчины. Такое положение считалось установившимся и естественным, то есть то общество, которое мы имеем на сегодняшний день — это общество патриархальной культуры, где все существующие формы общественной организации гендерно не нейтральны, они повернуты в сторону мужчин. Теоретические работы и практическая деятельность участниц женского движения направлены на то, чтобы изменить второстепенное положение женщины в обществе.
Вопрос о равенстве возможностей мужчин и женщин является ключевым вопросом не только женского движения, но и всего общественного развития. Женщины с самого начала не имеют возможностей вступить в честное соревнование с мужчинами, постоянно наталкиваясь на препятствия, заложенные в самой культуре общества. Стереотип жизненной роли преследует женщину с раннего детства. Система воспитания и образования, приоритеты при приеме на работу и продвижению по службе, семейные традиции и распределение бытовых обязанностей — все сориентировано в интересах мужчин, и женщины могут только попробовать приспособиться к этой системе, она не рассчитана на них. Женщине надо приложить горазда больше усилий, чем мужчине, чтобы добиться равного с ним положения.
Такое положение связано с некоторыми биологическими особенностями. Так, «яблоком раздора» в теории феминизма является вопрос о соотношении биологического и социального в неравноправном положении женщин и мужчин. Если мужчины как биологическая группа повсеместно главенствуют над женщинами как биологической группой, то резонно предположить, что истоки этого идут от биологических причин. На сегодняшний день аргументы о степени важности биологических различий между мужчиной и женщиной не могут поставить точку в этом вопросе. Биологическо-функциональное различие между полами абсолютно не должно приводить к различию прав в политических, юридических, экономических и других аспектах. С другой стороны, равенство политических и других прав вовсе не ликвидирует биологически-функциональные различия мужчин и женщин. Диалектика общих прав равенства и различия не должны противопоставляться, а, напротив, должны учитываться.
При этом, существует и другая точка зрения — теория женского превосходства. Она основана на том, что выживаемость женщин' в младенчестве выше, женщины живут дольше, лучше адаптируются к физическим перегрузкам, у женщин сильнее сопротивляемость к некоторым болезням. Сюда же относится утверждение феминисток о моральном превосходстве (у женщин меньше «пороков»). Эти положения составляют основу теории женского превосходства, характерную для некоторой части радикального феминизма.
Призыв к женскому равенству всегда вызывал большую оппозицию. С середины XIX века и до настоящего времени женское движение сталкивается с сильными противниками, которые само существование феминизма рассматривают как угрозу обществу. Самая большая оппозиция была и остается со стороны тех, кто мало знает о взглядах и требованиях феминисток. В ходу популярные стереотипы, распространяемые средствами массовой информации, они и являются той основой, на которой строится точка зрения о женском движении у основной массы людей, в этом смысле (с некоторыми исключениями) журналисты — многочисленные и сильные противники феминизма. Движение за освобождение женщин обвинили во многих социальных переменах в обществе, большинство из которых основная масса людей считает опасными и даже угрожающими: увеличение числа разводов, конкуренция женщин на рынке труда, растущая независимость женщины как личности, смещение традиционных тендерных ролей, нарастающие стрессы семейной жизни. В действительности эти изменения явились не результатом женского движения, а основными причинами его возникновения.
Большое значение имеют исследования по проблемам женщин (Women's Studies), которые проводятся на Западе. Такие исследования женщинученых стали частью научной жизни, результаты этих исследований находят свое применение в виде учебных программ и практических рекомендаций. Женские исследовательские программы меняют взгляд на мир, как девушек-студенток, так и юношей-студентов. Женские исследования тендерных ролей затем вкрапляются по всей программе обучения, входя как часть в учение о неравноправии, политической власти, экономике, рынке труда, истории, культуре, искусстве.
70 — 80 гг. XX века сопровождались значительными завоеваниями женского движения в общественно-политической сфере. Женщины активно включаются в работу местных органов власти, они все чаще становятся мэрами городов, генеральными и муниципальными советниками, депутатами региональных советов, членами парламента и даже главами правительств крупнейших западноевропейских стран. Но все же женщины в большинстве случаев активно работают в низовых партийных организациях, в массовых движениях.
Одновременно женщины стали активно бороться за участие в работе законодательных органов власти — парламентов своих стран. Политические партии были вынуждены изменить всю систему своих отношений с женской частью общества. Предвыборные платформы претендентов на высшую государственную должность строятся во многом хотя бы с формальным учетом этих нуждкандидаты от партий ведут работу среди женщинпартийные организации специально набирают женщин в свои ряды.
Претерпела изменение и позиция церкви в вопросах влияния на взгляды и положение женщины в обществе. Церковь, идя в ногу со временем, провозглашает равенство мужчин и женщин. И все же, говоря о роли женщины, приоритеты некоторых конфессий остаются прежними: ее первостепенный долг — материнство и служение церкви, другие ее функции просто ставятся на второй план.
Важное место в женском движении занимает вопрос о семье. Женское движение оказалось особенно значимым фактором, повлиявшим на изменение образа жизни и повышение интереса к межличностным отношениям. Возникнув в результате угнетенного социально-экономического положения, оно охватило и эти отношения, где приобрело форму вызова традиционным представлениям о семье. В обществе наметилась тенденция не только к разрушению традиционной моногамной семьи и возникновению альтернативных вариантов совместного проживания людей, но и к другим социально-структурным сдвигам в отношениях женщин и мужчин.
Женское движение самим фактом своего существования и достигнутыми результатами по решению всего спектра общественно-политических проблем доказало, как много могут женщины, насколько велика их созидательная роль. Поэтому женское движение, его идеология, становятся действенным фактором социально-политического развития современного общества.
Проведенное диссертационное исследование позволило сформулировать практические рекомендации.
Женским организациям в России следует учитывать исторический и социально-политический опыт деятельности Европейского женского движенияпричем как положительный опыт для достижения определенных результатов, так и отрицательный, во избежание тех же промахов и ошибок, с которыми столкнулись в своих действиях женщины европейских стран.
СМИ следует подходить более объективно к освещению различных сторон деятельности женских организаций, давать возможность высказаться от первого лица самим участницам движения, учитывать возрастание роли и социальной ответственности СМИ.
При составлении программ Вузов социального профиля по курсу Феминологии и семьеведения знакомить студентов как с направлениями, так и с результатами исследований по данной тематике, широко представленной многочисленными и разнообразными работами Западных специалистов в этой области.
Опыт Европейского женского движения представляет собой ценный материал для использования в просветительской деятельности по преодолению патриархальных стереотипов, в воспитании молодого поколения на принципах равенства, уважения и толерантности.
Практические достижения изменения неравноправного положения женщины в обществе в европейских странах могут быть использованы в законотворческой деятельности при осуществлении социальной политики, при выработке стратегии и тактики тендерной политики.
Основные положения диссертации отражены в следующих публикациях автора:
1. Многообразие форм семейных отношений как проявление толерантности в современном обществе (на примере европейских стран). Журнал «Россия: духовная ситуация времени», 2002, № 3 — 4, 0,5 п.л.
2. Женское движение — важный фактор развития современного обществастатья в сборнике «IX годичные чтения МГСУ», 2002, 0,7 п.л. (в печати).
3. Общественное мнение против требований женщин. Аспирантский сборник МГСУ, 2002, 0,7 пл.
4. Европейское женское движение: опыт борьбы по достижению равноправия. Тезисы на секции II Международного социального конгресса «Россия в системе глобальных координат», 2002, ноябрь, 0,1 п.л. (в печати).
5. Отображение вопросов женского движения средствами массовой информации (опыт Западной Европы) — выступление на конференции «300 лет Российской журналистики, 2002, декабрь, 0,5 п.л. (в печати).
Список литературы
- Айвазова С. Женщины и общество. Тендерное измерение политического процесса. М, 1996
- Барнетт А. Род человеческий / Пер. с англ. М.:Мир, 1968
- Бердяев Н.А. Эрос и личность: Философия пола и любви. М.:Прометей, 1989
- Бебель А. Женщина и социализм / Пер. с нем. М.: Госполитиздат, 1959
- Бережная Н.А., Блинова Е. П. Женщины в борьбе за мир. М.:Наука, 1986
- Бойко В.В. Рождаемость: социально-психологические аспекты. -М., Мысль, 1985
- Васецкий Н.А. женщины: во власти и без власти. М., 1997
- Вейнингер О. Пол и характер: Принципиальные исследования / Пер. с нем. М.: Терра, 1992
- Витек К. Проблемы . супружеского благополучия / Пер. с чеш.-М.:Прогресс, 1988
- Дудченко О., Ясная Л., Дейнз Ш. Работа женщины и семья. Семья на пороге третьего тысячелетия. М., 1995
- Дэвис А. Женщина, раса, класс / Пер. с англ.-М.:Прогресс, 1987
- Женщина, брак, семья до начала нового времени: Демографические и социокультурные аспекты.-М.:Наука, 1993
- Женщины в обществе: реалии, проблемы, прогнозы. М.: Наука, 1991
- Зуйкова Е.М., Кузнецова Н. В. Молодая семья. М., 1994
- Зуйкова Е.М., Кулагина В. И. Женщина в обществе и семье. -Ниж.Новгород, 1991
- Киселева Н.А. Международное демократическое движение за мир, равноправие и социальный прогресс. М., 1982
- Коллонтай А. Социальные основы женского вопроса. М., 1908.
- Личность и семья в эпоху перемен. Институт социально экономических проблем народонаселения. РАН. Выпуск 11., М., 1994
- Маркс К. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. Соч. т. 23
- Машика Т.А. Занятость женщин и материнство. М., 1989
- Милль Д.С. О подчинении женщины. СПб., 1896
- Михайлюк В.Б. Использование женского труда в народном хозяйстве. -М. .'Экономика, 1970
- Михайлюк В.Б. Легенда и правда о женском труде. М. гПолитиздат, 1981
- Новикова Э.В. Старый и новый феминизм о равноправии полов. М., Мысль, 1981
- Современный мир глазами «зеленых» / Под ред. Б. М. Маклярского. М., 1987
- Стеллецкий Н. Христианское назначение женщины и женская эмансипация нашего времени. Киев. 1909
- Сысенко В.А. Супружеские конфликты. М.: Мысль, 1989
- Сюллеро Э. История и социология женского труда / Пер. с франц. -М. .'Прогресс, 1973.
- Феминизм и российская культура. Спб., 1995
- Хасбулатова О.А. Опыт и традиции женского движения в России (18 601 977) / Иван. Гос. ун-т.-Иваново, 1994
- Харчев Г. А., Голод С. И. Профессиональная работа женщин и семья: Социол. исследование. Л.:Наука, 1971
- Хвостов В.М. Женщина и человеческое достоинство: исторические судьбы женщины. Природа женщины. Женский вопрос. М., 1914
- Шабанова А.Н. Очерк женского движения в России.-СПб., 1912.
- Швальбе Б., Швальбе X. Личность, карьера, успех. М., 1993. Доклады, справочники
- Шинелева Л.Т. Женщины и общество. Декларации и реальность. М., Политиздат, 1990
- Шинелева JI.T. Тендерная политика в условиях системного кризиса в России. М., 1998
- Шинелева JI.T. Женщина в трансформирующемся обществе. — М.: Изд-во МГСУ «Союз», 1995
- Шинелева JI.T. Путь в XXI век. (Четвертая Всемирная конференция по положению женщин в Пекине, глазами участника). М., Изд-во МГСУ «Союз», 1995
- Сборники документов и материалов
- Антонов А.И., Борисов В. А. Кризис семьи и пути его преодоления: Научн.докл./Ин-т социологии АН СССР. М., 1990
- Биологическое и социальное развитие человека: Сб.статей.-М.:Наука, 1977
- Государственная служба социальной помощи семье / Сб. материалов из практики работы. М.:Минсоцзащиты РФ, 1991
- Государственная система социальной помощи семье и детям: Официальные документы и материалы. Вып. 1-И. М.:Минсоцзащиты РФ., 1991−1992
- Женская судьба в России: Докум. И воспом.-М.:Россия молодая, 1994
- Женщина и свобода: пути выбора в мире традиций и перемен: Мат.Междунар.конф. 1993/РАН Ин-т этнологии и антропологии. -М.:Наука, 1994
- Женщины в науке: Сборник. М.:Наука, 1989
- Женщины в обществе: реалии, проблемы, прогнозы. М.: Наука, 1991
- Женщины и социальная политика: (гендерный аспект) / РАН. Ин-т соц.-экон.проблем народонаселения.-М., 1992
- Женщины мира, 1995 год: Тенденции и статистика/ Организация Объединенных Наций. Нью-Йорк, 1995
- Женщины России в XX столетии: уроки прошлого, реалии и перспективы / Материалы межрегионал. науч. конференции. Иваново, 1993
- Женщины России: проблемы адаптации и развития в новых экономических условиях: Сб. научно-метод. материалов / Ивановский гос. ун-т. Иваново, 1995
- Кодекс законов РСФСР о семье и браке. М.:Юрид. лит., 1989
- Кодекс законов о труде Российской Федерации.-М.:Брандес, 1992. Гл. Х1
- Конституция (Основной Закон) Российской Федерации. М.: Известия, 1993. — (Разд.1)
- Концепция государственной программы улучшения положения женщин, семьи, охраны материнства и детства / АН СССР, Госкомтруд СССР, Ин-т соц.-экон. проблем народонаселения. М., 1991
- Международное рабочее движение: Справочник. М., 1987
- Народонаселение. Энциклопедический словарь. М., 1994
- О ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин: Конвенция ООН 1979 г. ООН (Нью-Йорк), 1980. — Ст.464
- О первоочередных задачах государственной политики в отношении женщин. Указ Президиума РФ от 4 марта 1993 г. // Российские вести, 1993 г. 5 марта.
- Семья в процессе развития: Материалы Международ. научно-практич.конференции. М., 1993
- Семья в процессе развития. Материалы международной научно-практической конференции. Москва, 18−19 мая 1993. М., 1994
- Современная женщина: Энциклопед. справ. М.: Глас, 1994
- Современная семья: проблемы, решения, перспективы развития: Материалы международного семинара М.:Изд-во РГСИ «Союз», 1992
- Четвертая всемирная конференция по положению женщин. Пекин 4−15 сентября 1995 года. Проект платформы действий. ООН, а / CONF. 177/. 1.24 may 1995
- Феминизм: проза, мемуары, письма/ Пер. с англ. М.:Прогресс, 19 921 681. Периодическая печать
- Аргументы и факты, 1994, № 18
- Аргументы и Факты, 2001, № 8
- Вестн.социал.работы/РГСИ. 1993, № 2
- Вестн.Санкт-Петерб.гос.ун-та.-Сер.№ 6.-СПб., 1992
- Вопросы философии, 1991. № 3
- Вопросы философии, 1998, № 57. Женщина Плюс, 20 008. За рубежом. 1990. № 46
- Междунар. жизнь. 1987. № 6. С. 18
- Московская правда № 53.198 211. Правда. 1986. 16 апр.12. Правда. 1987. 6 ноябр.13. Правда 1986. 13 ноябр.14. Правда 1987. 6 ноябр.
- Преображение. Феминистический журнал. М., 1993−1997
- Пробл. Мира и социализма. 1977. № 4. С. 73.
- Социологические исследования.-1992, № 5
- Социологические исследования.-1992, № 7
- Miles, G. Finn (ed). Feminism from Pressure to Politics, Montreal, 1989
- Acker S. Women in Higher Education: What is the Problem? In Acker S. and Warren Piper D. (eds). Is Higher Education Fair to Women? London, SRHE/NFER Nelson, 1984
- Adam R. A Women’s Place, 1910−1975, London, Chatto and Windus, 1975
- Beauvoir S. The Second Sex. NY, 1953
- Benston M. The Political Economy of Women’s Liberation. NY, 1970
- Bonnie Charles Blush. Woman to Woman. European Feminists. NY, 1974
- Brenton M. The American Male: A Penetrating Look at the Masculinity Crisis. NY, 1966
- Charlene Spretnak (ed). The Politics of Women’s Spirituality. NY, Anchor/Doubleday, 1982
- Charlotte Bunch. Feminism in the 80's. Facing down the Right. NY, 1988
- Cronan Sh. Marriage in Koedt et al, Radical Feminism, 1981
- Daly C.M. Equality in the Female Professions. Social Work and Feminism: Complement or Contradiction? A Historical Perspective. University of Hawaii Press, 1990
- David Bouchier. The Feminist challenge, The Movement for Women’s Liberation in Britain and the USA, Schocken Books, NY, 1984
- David M. The State, The Family and Education. London, Routledge and Kegan Paul, 1980
- Deckard B.S. The Women’s Movement: Political, Socioeconomic and Psychological Issues. NY, e.a. Harper and Row, 1975
- Decter M. The New Chastity and Other Arguments Against Women’s Liberation. London, Wildwood House, 1973
- Deem R. Women and Schooling. London, Routledge and Kegan Paul, 1978
- Delamont Sara. The Sociology of Women. London, Allen and Unwin, 1980
- Dildon J. The White Album. NY, Simon and Schuster, 1979
- Dowling C. The Cinderella Complex. Women’s Hidden Fear of Independence, NY, Summit, 1981
- Dworkin A. Women Hating. NY, Dulton, 197 421. ed. by Miles A., Finn G. Feminism. From Pressure to Politics. Montreal, 1989
- Ehrlich C. Socialism, Anarchism and Feminism. London, Black Bear, 1978
- Elizabeth Gould Davis. The First Sex. Harmondsworth, Penguin, 1974
- Elshtein J. Public Man, Private Woman: Women in Social and Political Thought. Oxford, Robertson, 1981
- Facts about Sweden: The Swedish Institute. Stockholm, 1986
- Feminists' Manifesto. NY, NYRadical Feminists, 1969
- Firestone S. the Dialectic of Sex. The Case for Feminist Revolution. Rev. Ed. NY, e.a. Bantam Books, 1972
- Freeman J. The Politics of Women’s Liberation. A Case Study of an Emerging Social Movement and its Relation to the Policy Process. NY, McKay, 1975
- Gilder G.F. Sexual Suicide. NY, Quadrangle, 1973
- Gilder G.F. Wealth and Poverty. NY, Basic, 1981
- Glazeer-Maldin N., ed. Old Family New Family. International Relationship. NY, e.a., Van Nostrand, 1975
- Goldberg S. The Inevitability pf Patriarchy. NY, William Morrow, 1973
- Gordon J. The Myth of the Monstrous Male and Other Feminist Fables, NY, Playboy Press, 1982
- Greer G. The Female Eunuch, NY, McGraw Hill, 1971
- Grimwood C, Popplestone R, Women, Management and Care. London, Macmillan, 1993
- Hole J. The Rebirth of Feminism, NY, Quadrangle, 1971
- How much women achieved in the Decade. N. 90's survey assesses the gains and failure. UNIS/WOM/82, Vienna, Oct. 25, 1984
- Janeway E. Man’s World, Woman’s Place: a Study in Social Mythology. NY, Dell. publ. со, 1971
- Lederer W. The Fear of Women. NY, Harcourt Brace Jovanovich, 1968
- Marine G. Women’s Liberation, NY, Holt, Rinehart and Winston, 1972
- Mead M. Male and Female: a Study of Sexes in a Changing World. NY, 1949
- Mernissi F. Beyond the Veil. NY, Wiley, 1975
- Millet K. Sexual Politics. Garden City, NY, Doubleday, 1970
- Minifacts on equal rights. Norway, 1984
- Mitchell J- Woman’s Estate. NY Vintage Books, 1973
- Mossus-Lavau J., Sineau M. Op. cit, 1979
- Oakley Ann. Subject Women. London, Fontana, 1982
- Phillipson J. Practicing Equality: Women, Men and Social Work. London, CCETSW, 1992
- Ruitenbeek H.M. the Male Myth. NY, 1974
- Sisterhood is Powerful: An Anthology of Writing from the Women’s Liberation Movement. Vintage Books a Division of Random House. NY, 1970
- Stasely M., Price M. Women, Power and Politics. London, Tavistock, 1981
- Swedish Women on the Move. Stockholm, 1981
- The Gallup Poll, Wilmington, Delaware: Scholary Resources, 1982
- Toffler A. The Fractured Family, NY, 1981
- United Nations Decade for Women (1976−85). NY, 1978
- Warren Farrel. The Liberated Man, NY, Random House, 1974
- Weed Elizabeth, ed, Coming to Terms. NY, 1989
- Why a Women’s Peace Camp? Women’s Encampment for a Future and Justice. 150 Castle Street, Geneva, New York, 1987
- Wilson E.O. Sociology, Cambridge, Mass Harward University Press, 1975
- Wirtshaft und Statistik. 1987. N 4
- Working Woman. Past Present — Future. Wash., 1987
- Zimmerman S. Understanding Family Policy. NY, 1988