Организация контроля качества управления в органах исполнительной власти
Систематизированы существующие подходы к методике контроля качества государственного управления, выявлены общие свойства: ориентированность системы управления на результатвнутренняя организация деятельностивзаимодействие с потребителями государственных услуг и предложено определение контроля качества государственного управления как процедуры сравнения результатов тех или иных управленческих… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Теоретические основы контроля качества государственного управления
- 1. 1. Контроль качества управления: подходы, виды, методы
- 1. 2. Основные показатели контроля качества 31 государственного управления
- 1. 3. Особенности применения процедур контроля качества в 51 деятельности органов исполнительной власти зарубежных стран
- Глава 2. Анализ функционирования органов исполнительной власти на примере города Москвы
- 2. 1. Организационно-функциональный анализ структур 65 управления органов исполнительной власти
- 2. 2. Опыт органов исполнительной власти города Москвы в проведении процедуры контроля качества деятельности
- 2. 3. Проблемы функционирования органов исполнительной власти на примере города Москвы
- Глава 3. Рекомендации по совершенствованию системы управления органов исполнительной власти
- 3. 1. Организация формирования стандартов управленческой деятельности
- 3. 2. Разработка методики контроля качества государственного управления
- 3. 3. Оценка функционирования методики контроля качества в органах исполнительной власти
Организация контроля качества управления в органах исполнительной власти (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность темы
исследования. Проблемы качества управления в настоящее время очевидны как для отдельных российских компаний, так и для экономики России в целом. В зависимости от принадлежности объекта управления к конкретному сектору экономики или государственной деятельности, а также от его размеров и других параметров меняется набор признаков управления, характеризующих качество этого управления. В связи с тем, что деятельность государственных учреждений регламентирована типовыми положениями в большей степени, чем в бизнесе, количество «степеней свободы» при выборе управляющих решений в рамках государственного учреждения меньше, чем на коммерческом предприятии. Однако, это не означает, что управление в государственном учреждении проще, чем в коммерческой организации.
Результаты деятельности органов государственной власти часто подвергаются критике, причём, как правило, основной её объём приходится на учреждения исполнительной власти государства. От правительственных систем как от главных эффекторов политики государства граждане ожидают повышения уровня своих свободы и благосостояния, а государственно-исполнительные действия не всегда приводят к совершенствованию оказания государственных услуг.
Современные институты исполнительной власти функционируют в атмосфере новых социокультурных и культурно-цивилизационных реалий. При этом теоретико-методологическая база раскрытия прогнозирования, обоснования и оптимизации функционирования разных правительственно-управленческих организаций в различных цивилизационных контекстах, отсутствует. Поэтому задача организации контроля качества управления, пригодная для исследования эффективности любой модели института исполнительной власти, в каких угодно общественных условиях, приобретает особую научную важность. 3.
Степень разработанности проблемы. Основой для исследования вопросов управления организацией послужили труды российских и зарубежных авторов: Г. РЛатфуллина, А. В. Райченко, З. П. Румянцевой, А. Г. Поршнева, С. С. Серебренникова, Б. Г. Литвака, В. Винокурова, А. И. Иванова, А. В. Малявиной, В. П. Рылова, Э. А. Смирнова, В. Н. Селезнева, А. В. Руднева, П. Друкера, Р. Питере, Т. Уотмена, Д. Нортона и др.
Проблемам функционирования государственной власти и эффективности государственной службы посвящены научные труды С. А. Авакьяна, Н. Б. Антоновой, Г. В. Атаман чука, Д. Н. Бахрака, Н. И. Глазуновой, В. Г. Игнатова, В. В. Лобанова, Х.Дж. Рейни, О. Ф. Шаброва, Б. М. Штульберга, А. И. Яковлева и др. Вопросы организации исполнительной власти развивали в своих работах исследователи: Г. В. Белонучкин, К. С. Бельский, Ю. М. Козлов, Б. Н. Мильнер, Н. В. Новичков, А. А. Силаев, Г. Н. Чеботарев и др.
При рассмотрении теоретических вопросов, охватывающих проблематику управления качества, автор опирался на труды зарубежных и отечественных ученых: Т. Н. Калиновской, А. Лапидуса, Б. В. Мамина, А. М. Медведева, Б. А. Минина, М. З. Свиткина и др.
Вклад в развитие теории оценки деятельности исполнительных органов власти внесли такие отечественные и зарубежные авторы как Ф. Т. Алескеров, К. И. Головщинский, А. В. Клименко, С. В. Васильев,.
A.И.Жуковский, Ю. К. Абрамов, Х. де Брюйн, Ю. Вайблер, Т. Гэблер, Р. Денхарт, А. Демидов, Е. И. Добролюбова, А. Б. Зеленцов, И. А. Кох,.
B.И.Самаруха, В. И. Якунин, Н. Мэнинг, М. М. Калейчик, В. С. Комаровский, В. Т. Кривошеев, К. Ныокамер, А. В. Оболонский, Д. Осборн, Б. Питерс, Дж. Пьер, Дж. Раух, Т. В. Цихан, К. Цуркер, П. Эванс и др.
Вопросы функционирования городского и муниципального управления рассмотрены в трудах Ю. П. Алексеева, В. В. Бакушева, А. Балобанова, А. О. Блинова, Д. Визгалова, С. Вобленко, В. В. Григорьева,.
Ю.Н. Дорожкина, М. Егоровой, В. В. Кириллова, И. И. Русина, А. Н. Широкова, С. Н. Юрковой и др.
Отмечая значительное количество исследований по тематике оценки эффективности и результативности государственного управления, необходимо отметить все еще недостаточную проработку вопросов, связанных с особенностями проведения процедуры контроля качества деятельности органов исполнительной власти. Это определяет актуальность данного исследования, выбор темы, постановку цели и задач.
Цель исследования — разработка теоретических положений и методических рекомендаций по организации контроля качества деятельности органов исполнительной власти как условия для совершенствования системы государственного управления.
Для достижения поставленной цели в диссертации были сформулированы следующие задачи:
— раскрыть понятие «контроль качества управления», определить его компоненты и показатели, применяемые в государственном управлении;
— систематизировать существующие процедуры применения контроля качества в органах исполнительной власти;
— провести организационно-функциональный анализ структур управления и определить основные проблемы функционирования органов исполнительной власти на примере города Москвы;
— выявить основные факторы, влияющие на процесс организации контроля качества государственного управления и определить условия его проведения;
— предложить подход по совершенствованию системы управления органов исполнительной власти, состоящий в разработке методики проведения контроля качества деятельности.
Объектом исследования является — институт исполнительной власти государства.
Предметом исследования является — процессы организации контроля качества деятельности органов исполнительной власти.
Теоретическая и методологическая основы исследования.
Теоретическую основу исследования составляют труды ведущих отечественных и зарубежных ученых по вопросам государственного управления, теории организации, менеджмента, управления качеством,.
Методология исследования основывается на применении комплексного подхода. В процессе исследования применялись методы логического анализа, аналогии, экспертных оценок, наблюдения, сравнения, системный анализ и др.
Информационно-эмпирической базой исследования являются материалы обследований управленческой деятельности 137-ти российских государственных учреждений, в том числе, Мэрия Москвы, 10 Префектур, 126 Управ. На вопросы ответили 223 респондента — сотрудники исследуемых учреждений. В Организационно-аналитическом управлении Правительства Москвы было проведено исследование, целью которого являлся анализ оценки качества управления органов исполнительной власти города Москвы. В диссертации также были использованы материалы монографических исследований отечественных и зарубежных ученых, данные консалтинговых компаний, публикации в периодической печати, материалы научно-практических конференций, материалы специализированных сайтов Internet. Нормативной правовой основой диссертационного исследования послужили законодательные, нормативно-методические издания, стандарты российских правительственных учреждений.
Научная новизна диссертационного исследования состоит в обосновании контроля качества управления как условия обеспечения эффективности и результативности деятельности и разработке подхода, состоящего в формировании стандартов и методики контроля качества в целях совершенствования системы управления органов исполнительной власти.
Наиболее существенные результаты, полученные автором и представляющие научную новизну, заключаются в следующем:
— систематизированы существующие подходы к методике контроля качества государственного управления, выявлены общие свойства: ориентированность системы управления на результатвнутренняя организация деятельностивзаимодействие с потребителями государственных услуг и предложено определение контроля качества государственного управления как процедуры сравнения результатов тех или иных управленческих решений с критериальными признаками и международными показателями, воплощающими официально признанные ценности, интересы, цели и нормы для обеспечения повышения эффективности деятельности государственных органов;
— определены критерии качества деятельности органов исполнительной власти из международных показателей эффективности государственного управления (GRICS, WBES, BEEPS, TI, HF и др.), которые необходимы для проведения сравнения результатов управления органов исполнительной власти;
— выявлены основные особенности проведения процедуры контроля качества государственного управления: цели и стратегии, процессы, стадии, функции, а также концептуальные модели качества управления, как условия для совершенствования оказания государственных услуг;
— установлены задачи формирования и реализации стандартов управленческой деятельности, на основании чего предложены универсальные основы, подчиняемые ряду принципов, включающие подходы и виды контроля деятельности, модели и критерии качества управления, соответствующие требованиям (соотнесенность, 7 четкость, сравнимость, проверяемость, целесообразность, надежность, гибкость в отношении инноваций и др.), необходимы для проведения контроля управления органов исполнительной власти;
— разработана методика контроля качества управления органов исполнительной власти, включающая в себя последовательно-выстроенный алгоритм ее функционирования: отбор критериев, выбор стратегии, системный этап, результативный этап, а также предложенные объективные критерии и показатели качества: компетенции всех государственных должностей, системы мотивации для государственных служащих, аппаратное и программное обеспечение и т. д., в целях совершенствования механизма обратной связи между лицами, оказывающими и получающими государственные услуги.
Обоснованность и достоверность полученных результатов, выводов и рекомендаций, содержащихся в диссертации, подтверждается применением научных методов исследования, представительным информационным обеспечением, полнотой анализа теоретических и практических разработок, практической проверкой и внедрением результатов исследования.
Значение полученных результатов для теории и практики.
Положения и выводы, разработанные автором, ориентированы на их использование государственными учреждениями с целью совершенствования управленческой деятельности. Полученные автором научные результаты теоретически обосновывают необходимость организации контроля качества управления в органах исполнительной власти. Выводы и рекомендации могут служить в дальнейшем основой для прикладных научно-методических разработок в данной области.
Апробация работы. Основные положения диссертации были обсуждены на международных научно-практических конференциях: 8.
Внедрение результатов исследования. Практические рекомендации по совершенствованию системы управления органов исполнительной власти разработаны по результатам проведенного автором исследования в российских государственных учреждениях. Результаты исследования нашли применение в.
Публикации. По теме диссертации автором опубликовано работ общим объемом п.л., в т. ч. авторских — пл., из них — 3 статьи в ведущих рецензируемых научных журналах и изданиях, рекомендованных ВАК Минобрнауки России, объемом 1,65 п.л.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, выводов и рекомендаций, списка литературы, приложений. Работа изложена на 155 страницах текста, содержит 5 рисунков, 19 таблиц, 5 приложений.
Список литературы
насчитывает 107 наименований.
Выводы и рекомендации.
В диссертации установлено, контроль качества государственного управления — процедура сравнения результатов тех или иных управленческих решений с критериальными признаками и международными показателями, воплощающими официально признанные ценности, интересы, цели и нормы для обеспечения повышения эффективности деятельности государственных органов. Выделены подходы, виды и методы контроля.
В диссертационной работе проведен развернутый анализ и исследование организации контроля качества управления в органах исполнительной власти.
Основными выводами и рекомендациями в данном исследовании, можно считать следующие.
Автором исследованы мировые стандарты, характеризующие основные показатели и критерии качества государственного управления, разработанные экспертами Института Всемирного банка, которые могут и должны применяться в государственном управлении Российской Федерации. Также проанализированы показатели контроля качества деятельности ОИВ с позиции реализации ими своих публично-нормативных обязательств в части осуществления бюджетных расходов, в соответствии с распоряжением Правительства РФ «Об утверждении программы Правительства РФ по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года» № 1101-р от 30.06.2010 г.
Автором установлено, что оценки системы государственного управления следует типизировать на ценностнорациональные, целерациональные и прагматические.
Приведенный автором опыт проведения контроля качества государственного управления зарубежных стран, отображает его процедуру, цели и стратегии, процесс, стадии, функции, а также.
152 концептуальные модели качества управления, ранее использованные в западных странах.
Автором проведен организационно-функциональный анализ структур управления органов исполнительной власти на примере города Москвы, где рассмотрены отраслевые и функциональные ОИВ города Москвы, приведена структура Префектуры и Управы. В состав Правительства Москвы входят десять окружных префектур и сто двадцать шесть Управ. Наличие системы делегирования полномочий Мэромпрефектам и префектам — главам районных Управ обеспечивается соответствующей ответственностью по вертикали управления.
Автором определены функции Мэрии, Префектур и Управ по следующим сферам: комплексу экономической политики и развитиякомплексу городского хозяйствакомплексу архитектуры, строительства, развития и реконструкции городакомплексу имущественно-земельных отношений и комплексу социальной сферы.
Автором проанализирован опыт органов исполнительной власти города Москвы в проведении процедуры контроля качества деятельности для определения уровня осведомленности и заинтересованности современными технологиями повышения качества деятельности, также их применения для решения актуальных проблем государственного управления в деятельности ОИВ, на основе проведения процедуры контроля.
Проведенный анализ качества государственного управления в субъектах Российской Федерации позволил автору оценить исходное состояние качества государственного управления, выявить ряд проблем функционирования органов исполнительной власти, включая негативные факторы и барьеры, препятствующие проведению процедуры контроля качества деятельности, а также определить приоритетные направления в совершенствовании государственной системы на примере города Москвы.
Автором разработаны основные этапы проектирования стандартов деятельности ОИВ, определены обязательные требования и принципы их формирования и реализации, а также предложены универсальные основы стандартов деятельности ОИВ, включая основные подходы и виды контроля деятельности и модели качества управления.
Разработанный автором алгоритм функционирования методики контроля качества, состоящий в реализации последовательных этапов (отбор критериев, выбор стратегии, системный этап, результативный этап), обеспечивает возможность более четкого представления целенаправленного процесса контроля качества управления. Этапы расположены по иерархическим уровням. На каждом этапе выполняется последовательность мероприятий, обеспечивающие функционирование методики в целях совершенствования управления ОИВ. Также автором предложено контролировать качество управления на основе критериев и показателей качества, которые позволяют проводить оценку на основе разработанной системы расчета коэффициентов.
Автором предложен подход в оценке функционирования методики на основе использования специальных бизнес-моделей управления, а также системный подход, содержащий совокупность организационных и социальных мер, необходимых для обеспечения гарантий соответствия требованиям стандартов, как единая система оценки качества государственного управления (организационный и социальный подходы).
Список литературы
- Конституция Российской Федерации. М., 1996.
- Федеральный конституционный закон «О Правительстве Российской Федерации». М., 2000.
- Закон РФ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» // Гражданское и предпринимательское право. Общая часть. Сборник документов. М.: Манускрипт, 1996 — 879 с.
- Федеральный закон от 17 декабря 1999 г. Ы211-Ф3 «Об общих принципах организации и деятельности ассоциаций экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации» // Российская газета, от 20 декабря 1999 г.
- Федеральный закон от 27 мая 2003 г. N 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» // Российская газета, от 31 мая 2003 г., № 103 (3217).
- Указ Президента РФ от 14 августа 1996 г. № 1176 «О системе федеральных органов исполнительной власти». -М., 1996.
- Указ Президента РФ от 17 мая 2000 г. № 867 «О структуре федеральных органов исполнительной власти».- М., 2000.
- Указ Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» // Российская газета, № 48 (3425), 11 марта 2004 г.
- Указ Президента РФ от 25 марта 2004 г. № 400 «Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти» // Российская газета, 2004 г.
- Указа Президента Российской Федерации от 28 апреля 2008 года № 155 607 «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов» // Российская газета, 2008
- Распоряжение Правительства РФ «Об утверждении программы Правительства РФ по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года» № 1101—р от 30.06.2010 г.: // КонсультантПлюс справочно-правовая система.
- ГОСТ Р ИСО 9001−2001. Системы менеджмента качества. Требования.15. Устав города Москвы.
- Авакьян, С. А Государственная власть и местное самоуправление в Москве. / С. А. Авакьян. М.:Издательство МГУ, -2001.
- П.Алексеев, Ю. П. Муниципальное управление и поддержка предпринимательства: учеб.пособие. / Ю. П. Алексеев, А. Н. Алисов, Н.Б. Багрова- под ред. В. П. Белянского М.: Логос, 2011.
- Алескеров, Ф.Т., Головщинский, К.И., Клименко A.B. Оценки качества государственного управления. / Ф. Т. Алескеров и др. М.: ГУ ВШЭ, 2006.
- Антонова, Н.Б. Теория и методология государственного управления: курс лекций / Н. Б. Антонова, Л. М. Захарова, Л. С. Вечер. 3-е изд., доп. — Мн.: Акад. упр. при Президенте Респ. Беларусь, 2005.
- Атаманчук, Г. В. Теория государственного управления. / Г. В. Атамчук. М.: Омега-Л, 2011
- Атаманчук, Г. В. Критерии социальной эффективности управления. /
- Г. В. Атамчук. Ростов н/Д, 2003.156
- Бажин, И. Методика оценки деятельности органов исполнительной власти. / И. Бажин // Государственная служба. М., 2009. — № 1.
- Бакушев В.В. Городское управление и самоуправление в России: эволюция столичного опыта /В.В Бакушев., В. А. Ивановский, Л. А. Молчанова.- М.: Сварог и К, 2008.
- Балацкий, Е. Новые аналитические инструменты совершенствования государственной административной системы. / Е. Балацкий // Проблемы теории и практики управления: Международный журнал. М., 2004. -№ 5.
- Балобанов, А. Понимание эффективности муниципального управления в городах России и Украины. /А. Балобанов, В. Саламатов. Гор. упр. — 2011. — № 11.
- Бахрак, Д. Н. Вопросы законности в государственном управлении. / Д. Бахрак // Правоведение, 2002. — № 3.
- Белонучкин, Г. В. Федеральные органы власти. Правительство. Структурный справочник. / Г. В. Белонучкин // www.panorama.ru/index.html.
- Вельский, К.С. О функциях исполнительной власти. / К. С. Вельский // Государство и право, 2007. — № 3.
- Блинов, А.О. Модель организационно-экономического механизма муниципального управления: учеб.метод. пособие. / А. О. Блинов. -М., 2011.
- Брюйн, Х. де Управление по результатам в государственном секторе. / Х. де Брюйн. М.: Институт компл. стратег, исследов., 2005.
- Бутаков, A.B. Российская система разделения властей. Традиции и новации. / A.B. Бутаков // Правоведение, 2007. № 1.
- Вайблер, Ю. Модернизация государственного управления ориентация на клиентов. / 10. Вайблер// Государственная служба. Тенденции развития. Зарубежный опыт., 1997
- Васильев, C.B., Жуковский, А.И., Цуркер, К. Эффективность работы организаций государственного и муниципального управления и их служащих. Великий Новгород: Знание, — 2002.
- Визгалов, Д. Как измерить успех программы развития города? / Д. Визгалов. //Гор. упр. 2002. 8.
- Винокуров, В., Винокуров А. Качество управления как фактор укрепления рыночных позиций предприятия. / В. Винокуров, А. Винокуров // Стандарты и качество. 2005. — № 12.
- Вобленко, С. Разграничение расходных обязательств органов власти субъекта Федерации и муниципальных образований: опыт России и стран мира. / С. Вобленков // Муниципальная экономика. 2009. -№ 4.
- Гаврилов, А.И. Региональная экономика и управление: Учеб. пособие для вузов. / А. И. Гаврилов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002.
- Глазунова, Н.И. Государственное управление. / Н. И. Глазунова. -М.: Проспект, 2006.
- Григорьев, В.В. Концептуальные подходы к стратегии развития города. / В. В. Григорьев // Вестн. уп-та/ГУУ. Сер.: Гос. и муницип. упр.-2003. -№ 1.
- Демидов, А. Оценка результативности деятельности как инструмент повышения качества выполнения государственных функций / А. Демидов // Бюджет 2011. — № 3.
- Дорожкин, Ю.Н. Общедемократические принципы организации муниципальной власти: зарубежный опыт / Ю. Н. Дорожкин, Г. Г. Подовжняя //Вестн. Вост. Ин-та экономики, гуманитеар. Наук, упр. и права. 2009. — № 7.
- Добролюбова, Е.И. Показатели эффективности реформ государственного управления в России: Возможные подходы. / Е. И. Добролюбова. (http://www.politaJVoaliz.ru/articlepriJV2t568.html).
- Друкер, П. Практика менеджмента. / П. Друкер. М.: Вильяме, 2000.
- Егорова, М. Реформирование местного управления и самоуправления как составная часть процесса планирования устойчивого развития. / М. Егорова //Муницип. право. 2011. — № 1.
- Зеленцов, А.Б. Контроль за деятельностью исполнительной власти в зарубежных странах: Учебное пособие. / А. Б. Зеленцоы М.: Изд-во РУДН, 2000.
- Иванов, А.И., Малявина, A.B. Разработка управленческих решений: Учебное пособие. / А. И. Иванов, A.B. Малявина М.: МАЭП, ИИК Калита", 2010.
- Игнатов, В.Г., Албастова, J1.H. Теория управления. / В. Г Игнатов. JT.H. Албастова. М.: Феникс, 2010.
- Калейчик, М.М. Квалиметрия. / М. М. Калейчик. М.:МГИУ, 2007.
- Калиновская, Т.Н. Качество продукции: Экономический словарь / Т. Н. Калиновская. -М.: Экономика, 2010.
- Карданская, H. J1. Принятие управленческого решения. / H. JL Карданская- М.: ЮНИТИ, 2009.
- Кириллов, В.В., Шушарин A.JT. Направления реформирования муниципального менеджмента в Российской Федерации. / В. В. Кириллов, A.JT. Шушарин //Современные технологии менеджмента: макро и микроаспекты: сб. статей. — Томск, 2003.
- Козлов, Ю. М. Исполнительная власть: сущность, функции. / Ю. М. Козлов // Вести моек, ун-та. Cep. l 1 Право. 2012. — № 4.
- Комаровский, B.C. Государственная служба и средства массовой информации (курс лекций). / B.C. Комаровский. Воронеж: Издательство Воронежского Государственного Университета, 2003.
- Кох, И. А. Социальная эффективность муниципального управления. / И.А. Кох- РАН, Урал, отд.-Екатеринбург: НиСО УрО РАН, 2002.
- Крылова Г. Д. Зарубежный опыт управления качеством. / Г. Д. Крылова М.: Изд-во стандартов, 2003.
- Лазарев, В. Проблемы общей теории права и государства / В. Лазарев. -М: Инфра, 2010.
- Лапин, В. К поиску технологий управления устойчивым развитием России. / В. К. Лапин, А. Харитонов // Гор. упр. 2000. — № 3.
- Латфуллин, Г. Р., Райченко, A.B. / Г. Р. Латфуллин, A.B. Райченко Теория организации. Спб.: Питер, 2004
- Литвак, Б.Г. Наука управления. Теория и практика. / Б. Г. Литвак. -М: Дело, 2011.
- Лобанов, В.В. Государственное управление и общественная политика. /В.В. Лобанов. Спб.: Питер, 2004.
- Лапидус, А. Стандарт ИСО 9000. Что это такое и как к нему относиться? / А. Лапидус // Стандарты и качество. 2006. — № 12.
- Мамин, Б.В. «Креативные» команды ключ к повышению качества управленческих решений и реформированию предприятий. / Б. В. Мамин // Консультант директора. — 2002. — № 10.
- Матузов, Н.И., Малько A.B. Теория государства и права: Учебник. / Н. И. Матузов, A.B. Мавлько. М: Юристъ, 2004.
- Медведев, A.M. Международная стандартизация: Учебное пособие. / A.M. Медведев. -М.: Изд-во стандартов, 2008,
- Мелехин, A.B. Теория государства и права: Учебник. / A.B. Мелехин. М.: Маркет, 2007.
- Мильнер, Б.Н. Исполнительная власть: принципы организации и управления. / Б. Н. Мильнер // Вопросы экономики. 2002. — № 7.
- Минин, Б.А. Качество. Как его анализировать? / Б. А. Минин М.: Финансы и статистика, 2009.
- Мэннинг, Н. Реформа государственного управления: международный опыт. / Н. Мэнинг М.: Изд-во «Весь Мир», 2003.
- Никитин, A.C. Технологии государственного и муниципального управления. / A.C. Никитин // Реформы в России и проблемыуправления 2000: Материалы 15-й Всероссийской научно-практической конференции молодых ученых и студентов. Вып.1 /ГУУ.- М., — 2000.
- Новичков, Н.В. Организация управления системой федеральных органов исполнительной власти. Монография. / Н. В. Новичков. -М., 2004.
- Осборн, Д., Геблер, Т. Обновленное правительство. / Д. Осборн, Т. Геблер. М.: РГСУ, 2009.
- Питере, Т., Уотмен, Р. В поисках эффективного управления (опыт лучших компаний). / Т. Питере, Р. Уотмен. М: Прогресс, 2006.
- Приходько, В., Иванова, Т. О смене управленческих парадигм. / В. Приходько, Т. Иванова // Проблемы теории и практики управления. -2004. -№ 6.
- Пронкин, С.В., Петрунина O.E. Государственное управление зарубежных стран: Учебное пособие. / С. В. Проникн, O.E. Петрунина. М.: Аспект Пресс, 2001.
- Русин, И.И. Местное самоуправление в Москве. / И. И. Русин //Управа.-2005.-№ 6.
- Рыжов, B.C. К судьбе государственного управления. / B.C. Рыжов // Государство и право. 2009. — № 2.
- Рылов, В.П. О проблемах применения некоторых современных концепций менеджмента в условиях региональной экономики. / В. П. Рылов //Ом. науч. Вестн., 2003.
- Серебренников С.С. Саморегулирование как фактор повышения эффективности государственного управления. Вестник университета. Государственный университет управления. № 8 (24) 2008
- Свиткин, М.З. и др. Международные стандарты ИСО серии 9000. Методика и практика применения. / М. З. Свиткин М.: НИИТЭХИМ, 2001.
- Силаев, A.A. Проблемы организации исполнительной власти в Российской Федерации и федеративных государствах Европы. / A.A. Силаев. М.: Аспект Пресс, 2011.
- Смирнов, Э.А., Селезнев В. Н. Управленческие решения. / Э. А. Смирнов, В. Н. Селезнев. М.: Изд-во Национального бизнеса, 2008.
- Соловьев, B.C. Формирование эффективных систем управления региональных и муниципальных образований / B.C. Соловьев. -Новосибирск: Сиб. акад. гос. службы, 2003.
- Тамбовцев B.JI. Государство и экономика. / B.JI. Тамбовцев М.: ИЧП «Изд-во Магистр», 2007.
- Хольцер, М. Производительность, государственное управление и демократия. / М. Хольцер // Эффективность государственного управления. 2005. — № 17.
- Хропанюк, В.Н. Теория государства и права. / В. Н. Хропанюк. М: Омега-Л, 2008.
- Чеботарев Г. Н. Президентская власть в системе государственной власти Российской Федерации. / Г. Н. Чеботарев // Российский юридический журнал, 2007. — № 4.
- Широков, А.Н., Юркова, С.Н. Реформа местной власти в России. / А. Н. Широков, С. Н. Юркова. Спб.: Вести, 2005.
- Шлихтер, A.A. Местное самоуправление в системе федерации: проблемы России и опыт США. / A.A. Шлихтер // Мироваяэкономика и международные отношения. 2002. — № 6.162
- Эванс, П., Раух, Дж. Бюрократия и экономический рост. / П. Эванс, Дж. Раух // Экономическая социология. 2006. — Т. 7. — № 1.
- Якунин, В.И., Сулакшин, С.С., Тимченко, А. Н. Теоретические аспекты проблемы эффективности государственного управления. / В. И. Якунин, С. С. Сулакшин, А. Н. Тимченко // Власть. М., 2006. -№ 8.
- Интегральные показатели эффективности реформы государственного управления. Справочный материал. Всемирный банк, 2004 г.
- Исполнительная власть: организация и взаимодействие. М., Юстицинформ, 2000.
- Исполнительная власть в Российской Федерации: научно-практическое пособие. М.: БЕК, 2006.
- Как оценить качество стратегического планирования /Леонтьевский центр//Гор. упр. 2003. — № 7.
- Комплексное территориальное развитие и постановка стратегического управления в администрации муниципального образования-М.: Муницип. мир, 2003.
- Концепция реформирования системы государственной службы РФ // Сборник нормативно-правовых актов по вопросам государственной службы и кадровой политики. М.: Издание Совета Федерации, 2009.
- Менеджмент организации. Учебное пособие. Румянцева З. П. и др. -М.: ИНФРА-М, 1995.
- Муниципальный менеджмент. Под ред. Т. Г Морозовой М.: ЮНИТИ, 1997.
- Организация государственного управления в современных условиях: стратегия построения, функционирования и развития федеральных органов исполнительной власти. Отчет о научноисследовательской работе. М., ГУУ, 2011.163
- Особенности организации местного самоуправления в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге// Государственное учреждение города Москвы «Московский центр местного самоуправления. Москва, 2008.
- Показатели эффективности государственного управления (субъективный взгляд на международные стандарты) // Проблемы эффективного управления, 2003.
- Примеры лучших практик финансового менеджмента региональных и местных властей // Муницип. экономика. 2004. -№ 1.
- Реформа органов исполнительной власти: взгляд ВШЭ// www.hse.ru.
- Совершенствование государственного управления на основе его реорганизации и информатизации. Мировой опыт / А. В. Гиглавый, Ю. М. Горностаев, В. И. Дрожжинов, С. Н. Сериков, A.A. Штрик. Под ред. В. И. Дрожжинова. -М.: Эко-Трендз, 2012.
- Справочник. Федеральные органы исполнительной власти. Правительство Российской Федерации. Федеральные министерства. -М.: «Издательство ПРИОР», 2002.
- Эффективность государственного управления: Пер. с англ. / Общ. ред. С. А. Батчикова и С. Ю. Глазьева. М.: Фонд «За экономическую грамотность», Российский экономический журнал, Издательство АО «Консалтбанкир», 2008.1. Департаменткультурногонаследия
- Отраслевые и функциональные ОИВ города Москвы