Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Гендерные аспекты моделирования образа женщины в американских фольклорных текстах

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Каждый народ фиксирует в языке свое специфическое восприятие действительности, которое связано с историческими' факторами, национальными особенностями, культурой данного социума, то есть с картиной мира. Фольклорную картину мира мы трактуем как информацию об окружающей человека действительности, о внешнем и внутреннем мире, закрепленную различными средствами, в том числе и языковыми в фольклорных… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Фольклор как особый тип социокультурной коммуникации
    • 1. 1. Подходы к определению понятия «фольклор» в современной гуманитарной парадигме знания
    • 1. 2. Гетерогенный характер американской фольклорной культуры
      • 1. 2. 1. Культурно-исторические особенности колониальной Америки
      • 1. 2. 2. Типологические характеристики американского фольклора
    • 1. 3. Фольклорная картина мира и ее воплощение в фольклорных текстах
      • 1. 3. 1. Корреляция понятий «языковая картина мира» и «фольклорная картина мира»
      • 1. 3. 2. Фольклорный текст как устойчивая комбинация элементов традиции
    • 1. 4. Лингвокультурные особенности тендера в текстовом пространстве фольклора
      • 1. 4. 1. Разграничение понятий «пол» и «гендер»
      • 1. 4. 2. Тендерная асимметрия как отражение социальных отношений
      • 1. 4. 3. Когнитивный характер тендерных стереотипов как программ поведения
    • 1. 5. Тендерный подход к текстовому материалу как объекту лингвистического изучения
  • Выводы
  • Глава 2. Лексические средства моделирования образа женщины в текстах американского фольклора
    • 2. 1. Лексикографическое описание тендерной дифференциации
    • 2. 2. Лексико-семантическое поле номинаций женщины в американском фольклоре
    • 2. 3. Языковые средства создания образа женщины в фольклорных текстах: внешние характеристики
    • 2. 4. Языковые средства маркирования социального статуса женщины в американских фольклорных текстах
      • 2. 4. 1. Особенности восприятия и лексические характеристики незамужней женщины
      • 2. 4. 2. Текстовое представление характерных черт замужней женщины
    • 2. 5. Лингвокультурные особенности репрезентации образа женщины в американском паремиологическом пространстве
  • Выводы

Гендерные аспекты моделирования образа женщины в американских фольклорных текстах (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

При исследовании динамики объективных социокультурных изменений все чаще поднимается вопрос о роли и месте в жизни общества фольклора, обращение к которому способствует установлению неразрывной связи культуры и этноментального поведения. Актуальность избранной проблематики обусловлена непреходящей важностью изучения человеческой истории и культуры, в том числе и с опорой на фольклорные тексты как материал, сохранивший архаическое оценочное миропонимание. В фольклорных текстах содержатся концепты, отображающие связь этноментального континуума с историческими, социальными и культурными факторами, способствовавшими формированию фольклорных артефактов как специфических знаков культуры. Так, под влиянием огромной многонациональной миграции, смешения разных наций и народностей формировался поликультурный континуум американского фольклора, главным отличительным признаком которого является его гетерогенный характер, представляющий значительный исследовательский интерес.

Этнические, национальные и религиозные группы обладали настолько богатыми и разнообразными традициями, что, вливаясь в общее фольклорное пространство американского народа, они придавали ему новые очертания и особый поликультурный колорит. Поэтому при изучении фольклорных текстов и их семантическом анализе требуется обращение к экстралингвистическим сведениям — менталитету представителей исследуемой культуры, тому, как менталитет народа отражен в языковых стереотипах, а также к этнографическим данным.

Поскольку фольклор является в большей степени устным народным творчеством, важно учитывать роль носителя или интерпретатора сюжета повествования, который каждый раз обогащает своим творческим компонентом его содержание.

Актуальность данного исследования обусловлена также темчто использование тендерного подхода дает возможность интерпретировать традиционный фольклорный материал под новым углом зрения, позволяющим охватить широкий спектр вопросов взаимодействия мужчины и женщины, в семье и обществе. Мужчина и женщина наделяются! типичными физиологическими дефинициями, которые отличают их как разнополые существа, но тендерное содержимое не связано с биологическими формами. При исследовании материала важно принимать во внимание андроцентричный характер концептуализации мира, свидетельствующий о заметной ущемленности женских прав, женщина в культуре наделена второстепенной функцией.

Актуальным представляется также обращение к динамике внешних факторов и, соответственно, устоявшихся стереотипов, в том числе и тендерных. Важно также отметить, что современные исследования в области тендерной лингвистики показали, что тендерные стереотипы по-разному проявляются в различных культурах, при этом мужская и женская социальные роли в обществе обнаруживают много отличий. Рассмотрение тендера как культурного феномена позволяет установить «многоголосие» народного сознания, отражающее присущие только ему характерные (расовая и классовая" принадлежность, возраст, род занятий, религия) признаки. В связи с этим представляется актуальным изучение гендерно релевантных аспектов, определяющих место и роль женщины в фольклорной картине мира. е .

Объект данного исследования — языковые средства, маркирующие тендерные отношения в американских фольклорных текстах разных жанров. В качестве предмета изучения выступают лексические средства представления образа женщины в текстовом пространстве американского фольклора.

Цель исследования заключается в выявлении основных лексических средств, раскрывающих типологические характеристики женского образа в американском фольклоре. Достижение поставленной цели предполагает решение следующих взаимосвязанных задач:

— рассмотреть исследовательские подходы к определению понятий «американский фольклор», «фольклорная картина мира», выявить типологические свойства фольклорного текста;

— осуществить моделирование лексико-семантического поля номинаций женщины, установить степень андроцентризма американского социума;

— установить тендерную идентичность женщины в фольклорной картине мира;

— выявить особенности текстового представления образов незамужней и замужней женщины;

— определить оценочную объективацию женского образа в американском паремиологическом пространстве.

Научная новизна исследования определяется квалификацией фольклора как культурного социорегулятивного феномена, отражающего нравственные, социальные и тендерные представления и нормы. Выделены такие категориальные свойства фольклорного текста, как, народность, традиционность, ретроспективность, вариативность, динамизм, «незамкнутость», индивидуальность. Осуществлено моделирование образа женщины по полевому принципу, установлена приоритетность маскулинной позиции в оценке внешности, характера, социального статуса женщины, обоснован тезис о тендерной асимметрии фольклорной картины мира. Выявлены языковые средства, маркирующие субординативное положение женщины. Установлена специфика концептуализации образа незамужней и замужней женщины, определены как стереотипные, так и этноспецифические составляющие ее образа, подтвержденные результатами анализа паремиологических единиц тендерной семантики. Обоснована высокая степень андроцетризма американской фольклорной картины мира.

Теоретическая значимость работы определяется уже самим ракурсом изучения текстового пространства американского фольклора, уточнением его трактовки как поликультурного феномена с его особыми историческими и этнокультурными составляющими, что можно считать вкладом в теорию текста в целом и в теорию фольклора в частности. Тендерный подход к американскому фольклорному тексту позволил дополнить некоторыми новыми нюансами и коннотативными признаками стереотипное представление о месте и роли женщины и об этнокультурном пространстве Америки колониального периода. Работа представляет теоретический интерес для таких наук, как тендерная лингвистика, социолингвистика, психолингвистика, лингвокультурология, лингвофольклористика.

Практическая ценность работы определяется возможностью применения ее теоретических материалов и практических результатов в курсах по теории языка, в спецкурсах и семинарах по лингвокультурологии, тендерной лингвистике, лингвистическому анализу текста, а также на занятиях по теории и практике перевода, практике устной англоязычной речи.

Теоретической базой исследования послужили работы таких отечественных и зарубежных, ученых в области лингвофолыслористики, как В. П. Аникин (2001), П. Г. Богатырев (1971), В. Е. Гусев (1967), Н. И. Кравцов (2009), Д. С. Лихачев (1987), В. Н. Морохин (1983), С. Ю. Неклюдов (2007), Б. Н. Путилов (1994), Э. В. Померанцева (1977), A.A. Потебня (1993), В .Я. Пропп (1976), Э. Ф. Шафранская (2008), К. В. Чистов (1975), Р. Бауман (1976), Р. Бейкер (1971, 1986) С. Броннер (1980), Я. Брунванд (1998), Г. Гласси (1968), А. Дандес (1980), Л. Дег (1994), М. Джонс (1973), Р. Дорсон (1972, 1976, 1980), Н. Коген (1981), П. Оливер (1984), К. Рурк (1931).

Большой интерес для данного исследования представляют работы ученых, посвященные лингвокультурологическим проблемам, в частности, С. С. Аверинцева (1987), Н. Д. Арутюновой (1994), М. М. Бахтина (1975), Т. Е. Крейдлина (2003), Ю. М. Лотмана (1973, 1998, 2000), Е. М. Мелетинского.

1998) — Н. И. Толстого (1987, 1995), В. Н. Топорова (1995), А. Чеха (2003), а также исследования в области тендерной лингвистики О. А. Васьковой (2002, 2006), Е. И. Горошко (1996, 2001), И. В. Зыковой (2003), А.В. Кирилиной-(1999; 2001), М. В. Ласковой (2001, 2005), И. В. Палаевой (2005), О. В. Рябова (1997), И. И. Халеевой (2000, 2001) и др.

Важное значениедля нашего исследования имеют теоретические положения ученых о сущности и типологии стереотипов, в частности, Ю. Д. Апресяна (1995), Е. Бартминского (1995), О. В. Белова (2006), И. В. Трошева (1998), А. Ю. Коровина (2008), У. Липпмана (2004), Н. В. Любимова (2002), В. А. Масловой (2004), Ю. С. Метелкиной (2002), Ю. Е. Прохорова (2006) — Ю. А. Сорокина (1978), Н. В. Уфимцевой (1998, 2000), Л. В. Шведовой (2002).

Объем поставленных задач потребовал применения следующих методов исследования: метод сплошной выборки, позволивший произвести отбор1 гендерно маркированной лексикиэтимологический анализ, применявшийся на первом этапе исследования^ с целью выявить архетипические признаки антропоцентричной направленности языкаметоды анализа словарных дефиниций и соответствующих контекстов, позволившие определить субординативную позицию женщины, в американском обществеприемы количественного анализа, использовавшиеся для выявления наиболее частотных единиц текста, раскрывающих доминантные признаки женского бытия в американском фольклорном континууме.

Материалом для исследования послужили сборники фольклорных текстов различной жанровой принадлежности, включающие лучшие образцы американского фольклора XVII — XVIII вв.: «А Treasury of American Folklore Stories, ballads, and traditions of the people» (compiled by B. Botkin) — «Great American Folklore Legends, Tales, Ballads and Superstitions from all Across America» (compiled by K. Battle) — «Legends and Tales of the American West» (compiled by R. Erdoes) — «Buying the Wind, Regional Folklore in the United States» (compiled by R. Dorson), «American Proverbs about Women. A reference guide» (compiled by L. Kerschen), а также электронный ресурс в, режиме-доступа: http://www.americanfolklore.net/. Отметим, что все представленные в работе иллюстративные контексты даны в переводе автора данной работы.

Гипотеза исследования заключается в том, что обращение4 клексическому уровню фольклорных текстов с позиций тендерной лингвистики позволит установить специфику концептуализации образа женщины в американской фольклорной картине миравыявить его архетипические, этноментальные исоциокультурные составляющие, сделать выводы относительно степени андроцентризма американского социума колониального периода.

Положения, выносимые назащиту:

1. Фольклорный текст, будучи экспрессивным элементом культуры, органично сочетает такие качества, как традиционность и динамизм, описывая* явления действительности с использованием вымысла и трансформируя" их в соответствии с определенной социокультурной ситуацией. К типологическим^ свойствам фольклорного текста относятся также народность, ретроспективность, поликультурность, вариативность, «незамкнутость», индивидуальность.

2. Моделирование образа женщины' по полевому принципу с учетом* как архетипического характера тендерной дифференциации, так и исторических, социальных, религиозных, культурных факторов свидетельствует о приоритете маскулинной позиции, в оценке внешности, характера, социального статуса женщины и в целом о тендерной асимметрии фольклорной картины мира. Субординативную функцию" женщины маркирует также речевое поведение мужчин в типовых коммуникативных ситуациях (повелительное наклонение в предложениях, осложненных образными сравнениями, инвективы, невербальные знаки, зоонимические номинации). Культурная специфика тендера, общее и особенное в его конструировании в условиях американской реальности указывают на высокую степень андроцентризма социума колониального периода.

3. Лексические средства, которые конституируют тендерную идентичность женщины в фольклорной картине мира, отличаются высокой частотностью и формируют в границах поля семантические ряды, маркирующие различные ипостаси образа женщины, ее социокультурного и индивидуального опыта. Значимыми составляющими женского образа являются внешность и характер (в первую очередь как отражение мужских предпочтений), этническая принадлежность, возраст, социальный статус.

4. Стереотипно андроцентричным характером отличается концептуализация образа незамужней женщины: целомудрие, религиозность, покорность, с одной стороны, и добыча, охотничий трофей, товар — с другой. Образ замужней женщины колониального периода характеризуется типологической обобщенностью и высокой степенью стереотипности, что не предполагает ее индивидуализации посредством имени собственного. Если женщина в каком-то из своих проявлений нарушает общепринятые стереотипы, то она снабжается полным именем собственным, входящим в общекультурный фонд языка.

5. Гендерно маркированные американские паремии подтверждают тезис об андроцентричном характере концептуализации мира. В большинстве пословиц реализуется инструктивная интенция, свидетельствующая о поведенческих нормах мужчины по отношению к женщине. При всем обилии негативных характеристик в адрес женщины пословицы имплицитно реализуют идею о важности женской роли в формировании положительного имиджа мужчины.

Апробация работы. Результаты исследования докладывались на заседаниях кафедры теории и практики перевода Ставропольского государственного университета, на межрегиональном научном семинаре молодых ученых (Армавир 2008), на межрегиональной конференции, посвященной 10-летию факультета романо-германских языков (Ставрополь 2008), на Международной научной конференции, посвященной юбилею проф. Г. Ф. Гавриловой (Ростов н/Дону 2010), Международной научной конференции, посвященной юбилею проф. В. Н. Телии (Москва — Тула 2010), а также публиковались в сборниках научных трудов (Москва 2007; Краснодар 2008; Москва — Архангельск 2009; Тамбов 2010; Назрань 2010) и в издании из списка ВАК (Пятигорск 2009).

Структура работы. Диссертационное исследование состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, списка лексикографических источников, списка источников материала.

Выводы.

В результате проведенного анализа мы пришли к следующим выводам.

Данные этимологических словарей подтверждают тот факт, что основные лексемы, составляющие ядерную зону лексико-семантического поля женщина, в своем исходном значении обозначали как представителей женского, так и мужского пола, свидетельствуя тем самым скорее об исконно антропоцентричном, чем об андроцентричном характере английской лингвокультуры.

Учитывая гетерогенный характер американской фольклорной картины мира, можно утверждать, что женщина' представлена в ней, со многими характерными для нее этноментальными признаками. В ряду тендерных аспектов, моделирующих образ женщины в американской фольклорной картине мира, особое место занимают внешние признаки как важная составляющая ее образа. Подчеркнем, что. для характеристики внешних данных используется субъективная оценка, приоритетно мужская. При описании физической красоты женщины мужчины часто прибегают к использованию различных метафорических переосмыслений и образных сравнений, которые позволяют в экспрессивной форме охарактеризовать наиболее важные особенности американской женщины колониального периода и эпохи Просвещения.

По нашим наблюдениям, различные народы, с присущими только им культурными константами, вносят свой вклад в общеамериканский культурный фонд. Разные виды фольклорной деятельности эксплицируют отличительные маркеры тендера в данной культуре. Традиционно женщина описывается как слабое и кроткое создание. Однако если данный стереотип нарушается, женщина не всегда наделяется негативными характеристиками. Можно констатировать, что стереотипизация образа женщины, вопреки социально-ролевым ожиданиям, преодолевает устои своего времени, женщина ведет себя активно и нередко выступает в традиционно мужских ипостасях.

Большую роль в формировании полноценного стереотипного образа незамужней женщины играет нуклеарная семья. Состоятельность родителей, их важное положение в обществе накладывали особую ответственность на детей, в том числе и на дочерей. Отсутствие одного из родителей в семье, главным образом матери, ведет к нарушению стереотипного поведения незамужней женщины. Дочери ослушивались своих родителей, отступая от принятых стереотипов.

Общественная мораль устанавливает определенные нормы поведения незамужней девушки, согласно > которым она не может зачать ребенка вне брака. В случае отступления от устоявшихся принципов происходит всенародное осуждение, в первую очередь, родителей девушки.

Метафорические наименования жены во включенных в картотеку контекстах несут преимущественно отрицательную коннотацию, отображая тем самым отношение мужчины к своей второй половине. Патриархальные устои накладывают свой отпечаток на характер внутрисемейных отношений и эксплицируют авторитарное поведение мужчины в семье. Стандартная форма супружеских отношений в американской семье соответствует принятой протестантской этикой морали, согласно которой исконная обязанность женщины — слушаться мужа (to obey husband).

Анализ других контекстных употреблений позволяет сделать вывод о том, что характер переосмысления привычного образа незамужней женщины коррелирует с изменениями привычной среды женского бытия. Моделирование образа замужней женщины во многом связано"с культурой поведения мужчины как в семейном минисоциуме, так и во внешней среде, которая может привести к его дезактивации. Предлагаемый нами вариант применения объединительной парадигмы в тендерном подходе позволяет увидеть как структурные, так и межличностные основания производства новых и воспроизводства старых тендерных отношений.

Заключение

.

Фольклор — это традиционная, неофициальная часть картины мира, которая включает все знания, понятия, ценности, отношения, предположения, чувства и поверья, переданные традиционным способом из уст в уста или посредством традиционно сложившихся обрядов. Фольклор воспринимается как кладезь народной мудрости и многовекового опыта, отражающий духовную жизнь народа, его мысли, мечты и героические устремления. Он содержит единую систему мифологических, религиозных, нравственных, социальных, тендерных представлений и норм, которые в целом выражают своеобразную память этноса, его отношение к природе и обществу, нравственные принципы и взгляды на окружающий мир. Отметим, что в американской традиции изучение фольклора ведется в целях демонстрации устремлений, упорства и разнообразия американских этносоциальных групп, взаимодействия между людьми и популярными культурами.

Американский фольклор характеризуется особыми историческими и этническими составляющими, подтверждающими его гетерогенный характер. Америка, являясь первоначально местом бытования поликультурного фонда иностранного фольклора, создает все условия для возникновения такого нового феномена, как «американский фольклор», по-особому эксплицирующего территорию, народ, его жизненный опыт, формировавшийся в Америке под влиянием миграции и смешения разных наций и народностей, чьи традиции и обычаи, получив свою аккультурацию в Америке и влившись в общий фольклорный континуум американского народа, придали ему поликультурный характер.

Человеческая деятельность, включающая в качестве составной части культурную составляющую, одновременно и универсальна, и национально-специфична. Поскольку язык отражает тот опыт, который приобретает народ за многие годы существования и творения, можно утверждать, что язык является’орудием-передачи национального опыта, накопленного веками, и способом вербализации фольклорной картины мира.

Каждый народ фиксирует в языке свое специфическое восприятие действительности, которое связано с историческими' факторами, национальными особенностями, культурой данного социума, то есть с картиной мира. Фольклорную картину мира мы трактуем как информацию об окружающей человека действительности, о внешнем и внутреннем мире, закрепленную различными средствами, в том числе и языковыми в фольклорных текстах. Фольклорная картина мира отличается структурированной и внутренне организованной системностью, которая присуща и характерна только для данного явления. Ее можно рассматривать не только как феномен статический, но и динамически развивающийся, в том числе. При этом любая фольклорная картина мира имеет свою особую концептуальную структуру, которая отражается в фольклорных текстах. Поэтому при изучении фольклорных текстов и их семантическом анализе требуется обращение к экстралингвистическим сведениям — менталитету представителей исследуемой культуры, к этнографическим данным, исследованию того, как менталитет народа отражен в языковых стереотипах.

Фольклорный текст воспринимается субъективно согласно индивидуальному опыту декодирования, его содержания. При этом все же сказитель отражает явления объективного времени и пространства, существующего в его собственном воображении, поскольку фольклорный текст отражает явления действительности, а также не исключает вымысел, трансформируя их в соответствии с собственным восприятием картины мира. При всей стабильности структуры, фольклорный текст гибок по содержанию, поскольку имеет свойство меняться и адаптироваться в обществе согласно изменяющимся стандартам и стереотипам социума. Отметим такую особенность фольклорного текста, как «незамкнутость» (Богданов, 2001), которая характерным образом отличает его от художественного текста. Смысл незамкнутости" фольклорного произведения заключается в том, что каждый рассказчик является и автором, и соавтором, имеющим полное право на собственнуюимпровизацию.

Еще одна особенность фольклорного текста — это его индивидуальность, поскольку каждый" сказитель, ведет повествование через= призму собственных желаний, настроения и стремления передать, в своем понимании целостность полученной от предыдущего сказителя информации, придавая ей, неповторимую коннотацию. Важно учитывать, что фольклорный текст не хранится в памяти сказителя в заученном виде, при каждом исполнении он как бы заново монтируется по определенным моделям (сюжетным, композиционным, жанровым).

Тендерные отношения ввиду своей социокультурной значимости пронизывают практически все сферы человеческой деятельности, поэтому их изучение приобретает междисциплинарный характер. Тендерные исследования охватывают широкий круг вопросов, которые требуют решения путем изучения языка и речи в, зависимости от половой принадлежности. Так, в американском фольклоре определенным образом объясняются природное предназначение женщин и мужчин, их роли в обществе, подобающие тому’или иному полу стереотипы поведения, иными словами, интерпретируются концепты маскулинности и фемининности.

Фольклор как экспрессивный элемент культуры не только сам создает, но и помогает создавать и утверждать идеи и правила поведения в определенной культуре, связанные с чувствами мужчин и женщин как к себе самим, так и по отношению друг к другу. Отличительные фольклорные виды деятельности можно трактовать как различительные маркеры тендера в данной культуре.

В фольклоре тендер проявляется как в отношениях людей друг с другом, так и в семье, в обществе: в беседах, песнях, костюмах, в местном диалекте, в архитектуре, в различных видах поверий, в том числе и религиозных. Мужчины и женщины наделяются типичными физиологическими дефинициями, которые отличают их как разнополые существа, но тендерное содержимое не связано с биологическими формами.

Изучение этимологических словарей показало множество когнитивно значимых фактов касательно, динамики смыслов,. содержащихся в гендерно маркированных лексемах. Основные номинанты женского родаг в своем исходном значении обозначали как представителей женского, так и мужского* пола, что подтверждает исходную и приоритетную позицию человека, а не его пола, свидетельствуя тем самым скорее об антропоцентричном, чем об андроцентричном характере английского языка.

Данные различных лексикографических источников позволяют констатировать, что в основе языка лежит позиция антропоцентризма: Тем не менее, в силу различных внешних и внутренних факторов* складываются определенные нормы и правила социального поведения, которые приводят к стереотипизации окружающего^ их мира и выводят на арену тендерной оппозиции мужчину и женщину.

Исследование американской фольклорной картины мира с позиции тендерного подхода позволило получить культурно и социально значимую информацию о женских качествах, атрибутах и нормах поведения. Учитывая гетерогенный характер американской фольклорной картины мираможно утверждать, что женщина представлена в ней со многими характерными для нее этноментальными признаками. В американских фольклорных текстах внешние признаки образа женщины формируют сложное ментальное пространство, отличающееся оценочным характером. Обращает на себя внимание тот факт, что оценка внешних данных женщины в проанализированном корпусе текстов ведется в основном с маскулинной позиции, что еще раз свидетельствует об андроцентричной направленности американской фольклорной картины мира.

Анализ конкретных контекстных употреблений определяет поведенческие особенности незамужней женщины, которые вырабатываются в результате жизненных обстоятельств и не всегда позволяют ей находиться в рамках общепринятых моральных норм. Во многом этому способствовали внешние факторы, связанные с историческим, политическим и социальным состоянием общества. Огромную роль в становлении привычного образа незамужней женщины играет нуклеарная семья, в которой большая роль в воспитании девушки отводится матери. В случае смены тендерных ролей в семье деконструируется и стереотипное поведение незамужней женщины, в связи с чем она выходит за рамки привычной для нее роли послушной дочки и ее поведение перестает рассматриваться в рамках стереотипных гендерно- • ролевых ожиданий.

В колониальный период поклонение слабому полу сменяется новой концепцией, которая заключается в жажде наживы, в стремлении быть прагматичным. Изменяется и отношение к женщине: она становится объектом сексуального вожделения, а порой и насилия.

Патриархальные устои накладывают свой отпечаток на характер внутрисемейных отношений и авторитарное поведение мужчины в семье. Стандартная форма супружеских отношений в американской семье соответствует принятой протестантской этикой морали, согласно которой исконная обязанность женщины в американской лингвокультуре — слушаться мужа (to obey husband). На основе этого и складывается общепринятое стереотипное представление о социальном положении женщины.

Стереотипное представление образа женщины не предполагает ее индивидуализации или конкретизации именем собственным, тогда как каждый образ, выходящий за рамки традиционного представления о женщине, модифицируется конкретным именем, которое входит в общекультурный фонд языка.

Отступление женщины от стереотипных норм поведения позволяет ' говорить о концепции андрогинии, согласно которой любой человек, независимо от его биологического пола, может соединять в себе традиционно мужские и традиционно женские качества.

Проведенный нами анализ текстового материала свидетельствует о том, что коллективное сознание, особенно при переходе от одного исторического периода к другому, не всегда проявляет готовность рассматривать женщину вне рамок стереотипного о ней представления, что влечет за собой эмотивно-оценочную характеристику женского образа, отраженную в большей степени в пейоративном ключе в паремиологическом пространстве американского фольклора.

В процессе анализа эмпирического материала была установлена высокая степень андроцентризма фольклорных текстов, подтверждающая доминантную позицию мужчины в конструировании как американской фольклорной картины мира, так и ее этнокультурной составляющей — образа женщины.

Намечая возможные перспективы дальнейшего исследования фольклорных текстов в русле тендерного подхода, целесообразно изучение образа женщины в различных субкультурах как современного американского, так и фольклора других народов.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , В.П. Семантические поля русского языка Текст., / В. П. Абрамов. М., Краснодар: Акад. пед. и соц. наук РФ, Кубан. гос. ун-т, 2003. -305 с.
  2. , Ю.П. Индейцы Северной Америки Текст. / Ю. П. Аверкиева. М.: Наука, 1974. — 350 с.
  3. , О.В. Функциональные параметры пространственно-временных ориентиров в художественном тексте Текст. / 0: В. Агрова // Текст и дискурс: полифония языков и культур. Краснодар: Napoli, 2004. — С. 7−12.
  4. , С.Б. К проблеме классификации традиционного фольклора: типология фольклорных форм Текст. / С. Б. Адоньева // Кунсткамера: Этнографические тетради. Вып. 8−9. — СПб.: Петербургское Востоковедение, РАН, 1995. С. 202−205.
  5. , С.Б. Прагматика фольклора: частушка, заговор, причет (Белозерская традиция XX века) Текст.: Автореф. дис.. док. филол. наук / С. Б. Адоньева. СПб.: С. -Петерб. гос. ун-т, 2004. — 312 с.
  6. , Н.И. Тендерная асимметрия Текст. / Н. И. Ажгихина // Словарь тендерных терминов / Под ред. A.A. Денисовой / Региональная общественная организация «Восток-запад: Женские Инновационные Проекты». М.: Информация — XXI век, 2002. — С. 29.
  7. , Н.Ф. Этноэйдемический концепт и внутренняя, форма языкового знака Текст. / Н. Ф. Алефиренко // Вопросы когнитивной лингвистики № 1. М.: Институт языкознания- Тамбов: Тамбовский гос. университет им. Г. Р. Державина, 2004. — С. 70−81.
  8. , Е.И. Этноязыковая картина мира в текстах русского' фольклора (на материале народной сказки) Текст.: Автореф. дис.. док. филол. наук / Е. И. Алещенко. Волгоград, 2008. — 42 с.
  9. , В.П. Теория фольклора. Курс лекций Текст. / В. П. Аникин. 3-е изд. — М.: КДУ, 2007. — 432 с.
  10. , Ю.Д. Образ человека по данным языка: Попытка системного описания Текст. / Ю. Д. Апресян // Вопросы языкознания. — № 1. • М.: Школа «Языки русской культуры», 1995. — С. 37−66.
  11. , A.B. Эмотивно-оценочная объективация концепта женщина в семантике фразеологических единиц (на материале английской и русской фразеологии) Текст.: Автореф. дис.. канд. филол. наук / A.B. Артемова. — Пятигорск, 2000. 16 с.
  12. , Е.Б. Язык русского фольклора: опыт интерпретации Электронный ресурс. URL: http://www.fixed.ru/prikling/conf7stilsistl (дата обращения: 15.03.2010).
  13. , Н.Д. К проблеме функциональных типов лексического «значения Текст. Н. Д. Арутюнова // Аспекты семантических исследований. -М.: Наука, 1980. С. 156−249.
  14. , Н.Д. Язык и мир человека Текст. / Н. Д. Арутюнова -М: Языки русской культуры, 1998. 896 с.
  15. , JI. Женские + феминистские + мужские + лейсбийские + квир исследования = тендерные исследования? Текст. / JT. Аусландер // Тендерные исследования. — № 5 (2). — Харьков: Харьковский центр тендерных исследований, 2000. С. 43−72.
  16. , О.С. Словарь лингвистических терминов. — Изд. 4-е, стереотипное Текст. / О. С. Ахманова. — М.: КомКнига, 2007. — 576 с.
  17. , Е.В. Лингвокультурологическое описание картины социальных норм Текст. / Е. В. Бабаева // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. — № 1 (01). — 2002. Серия Филологические науки. — Волгоград: ВГПУ, 2002. — С. 53−61.
  18. , Л.Г., Казарин, Ю.В. Лингвистический анализ художественного текста. Теория и практика: Учебник- Практикум. Текст. / Л. Г. Бабенко, Ю. В. Казарин. — М.: Флинта: Наука, 2003. — 496 с.
  19. Баженова,' И. С. Обозначение экспрессии эмоций женщин (на материале художественной прозы XVIII XX вв.) Текст. / И. С. Баженова // Доклады Второй международной конференции „Тендер: Язык, культура, коммуникация“. -М.: МГЛУ, 2002. — С. 55−61.
  20. , Е.М. Социолингвистический анализ речевого поведения мужчины и женщины: на материале французского языка Текст.: Автореф. дис.. канд. филол. наук/ Е. М. Бакушева. -М., 1995. 16 с.
  21. , А.Н., Войнич, И.Е., Волчек, Н.М. и др. Всемирная история: Эпоха Просвещения Текст. / А. Н. Бандак, И. Е. Войнич, Н. М. Волчек и др. -М.: ACT, Мн.: Харвест, 2001. 512 с. v
  22. , Р. Миф сегодня Текст. / Р. Барт // Избр. работы. Семиотика. Поэтика. М.: Прогресс- Универс, 1994. — С. 72−130.
  23. , Г. В. Тендерный аспект во французском невербальном поведении Текст. / Г. В. Барышникова // Человек вкоммуникации: аспекты исследований: Сб. науч. ст. Волгоград: Перемена- 2005.-С. 39−50.
  24. , Э. Словарь индоевропейских социальных терминов: Пер. с фр. / Общ. ред: и вступ. ст. Ю. С. Степанова. — М.: Прогресс: — Универс, 1998.-456 с.
  25. Берн- Ш. Гендерная психология Текст. / Ш. Берн. — СПб.: Прайм ЕВРОЗНАК- 2001. 320 с.
  26. Богатырев- П. Г. Фольклор как особая форма творчества Текст. / Богатырев П. Г. — М.: Искусство, 1971. 543 с.
  27. , К.А. Повседневность и мифология: Исследования по семиотике фольклорной действительности Текст. / К. А. Богданов: — СПб.: Питер, 2001.-438 с.
  28. Большой энциклопедический словарь. Языкознание- Текст. / 17л. ред. В.Н. Ярцева- — М.: Большая российская энциклопедия, 1998. 685 с.
  29. , В.Г. Игровое начало в деятельности- языкового сознания Текст. / В. Г. Борботько // Этнокультурная специфика языкового сознания: Сб. статей. — М.: Ин-т языкозн. РАН, 1996. С. 40−54.
  30. Л.М. Соотношение семантических и смысловых полей качественных прилагательных: психолингвистический аспект. Текст.: Автореферат дис. .докт. филол. наук / Л. М. Босова. Барнаул, 1998. —43 с.
  31. , Г. А. Язык и картина мира Текст. / Г. А. Брутян // Научные труды высшей школы. № 1. — М: Философские науки. — 1973. — С. 108−111.
  32. , Г. А. Языковая картина мира и ее роль в познании Текст. / Г. А. Брутян // Методологические проблемы анализа. — Ереван: ЕГУ, 1976. — С. 57−64.
  33. , Н.В. Тендерные стереотипы речевой коммуникации: результаты интервью в Кентербери (Великобритания) Текст. / Н. В. Буренина // Доклады Второй международной конференции „Тендер: Язык, культура, коммуникация“. М.: МГЛУ, 2002. — С. 61−66.
  34. Вайсгербер, Й. JT. Родной язык и формирование духа Текст./ Й. Л. Вайсгербер. -М.: Изд-во Моск. ун-та, 1993. — 224 с.
  35. , Е.А. Роль невербальных и вербальных компонентов коммуникации в текстах, отражающих эмоциональные реакции человека, их соотношение Текст.: Дис.. канд. филол. наук / E.A. Вансяцкая. Иваново: Иван. гос. ун-т, 1999. — 161 с.
  36. , М.А. Основы .теории коммуникации Текст.: Учеб. для студентов вузов / М. А. Василик, М. С. Вершинина, В. А. Павлов и др.- под ред. М. А. Василика. М.: Гардарики, 2003. — 211 с.
  37. , O.A. Английские фразеологические единицы с позиции-тендерного подхода Текст. / O.A. Васькова // Доклады Второймеждународной конференции „Гендер: Язык, культура, коммуникация“. М.: Изд-во „Рудомино“, 2002. — С. 66−70.
  38. , O.A. Гендер как предмет лексикографического описания (на материале фразеологии) Текст.: Автореф. дис.. канд. филол. наук / O.A. Васькова. М.: МГЛУ, 2006. — 21 с.
  39. , А. Язык. Культура. Познание Текст.,/ А. Вежбицкая. -М: Русские словари, 1996. 416 с.
  40. , Е.В. Способы выражения коммуникативной инициативы: Тендерный аспект (на материале современного английского языка) Текст.: Автореф. дис.. канд. филол. наук / Е. В. Величко. Ростов н/Д., 2008. — 18 с.
  41. , М.А. Фольклорный текст в аспекте специфики фольклорной коммуникации Текст. / М. А. Венгранович // Стереотипность и творчество в тексте: Межвуз. сб. науч. трудов. Вып. 6. / Отв. ред. М. П. Котюрова. — Пермь: Перм. ун-т, 2003. — С. 80−91.
  42. , М.А. Традиционность как базовая стилевая черта фольклорного текста Текст. ' / М. А. Венгранович // Стереотипность и творчество в тексте: Межвуз. сб. науч. тр. / Под ред. М.П. Котюровой- — Пермь: Перм. ун-т, 2004. С. 96−110.
  43. , М.А. Экстралингвистическая обусловленность специфики фольклорного и художественного текстов Текст. / М. А. Венгранович. Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2004. — 197 с.
  44. , Т.И. Введение в языкознание: Учеб. пособие для педагогических вузов Текст. / Т. И. Вендина. М.: Высш. шк., 2001. — 288 с.
  45. , З.Н. Семантические поля в современном английском языке: Учебное пособие Текст. / З. Н. Вердиева. -М.: Высшая шк., 1986. 118 с.
  46. Л.Н. Народная демонология и мифо-ритуальная традиция славян Текст. / Л. Н. Виноградова. — М.: Индрик, 2000. — 431 с.
  47. , O.A. Тендер Текст. / O.A. Воронина' // Словарь гендерных терминов. — М.: Информация XXI век, 2002 г. — С. 11−12.
  48. , O.A. Социокультурные детерминанты развития тендерной теории в России и на Западе Текст. / O.A. Воронина //. Общественные науки и современность. — № 4. — М.: Наука, 2000. — С. 9−21.
  49. , И.Е. Коннотативная семантика единиц языка в аспекте тендерной лингвистики Текст.: Автореф. дис.. док. филол. н. / И. Е. Герасименко. М., 2009. — 33 с.
  50. , A.A. Введение в языкознание: Учеб. пособие Текст. / A.A. Гируцкий. 3-е изд. — Мн.: ТетраСистемс, 2005. — 288 с.
  51. , М.Ю. Языковое выражение этнической и тендерной предвзятости в английском и русском языках: лингвопрагматический аспект Текст.: Автореф. дис.. канд. филол. н. / М. Ю. Горбунова. Краснодар, 2008. • - 23 с.
  52. , М.Д. Тендер в коммуникативной интеракции Текст. / М. Д. Городникова // Доклады Второй международной конференции „Гендер: Язык, культура, коммуникация“ М.: МГЛУ, 2002. — С. 70−77.
  53. , Е.И. Особенности мужских и женских вербальных ассоциаций (Опыт качественной интерпретации) Текст. / Е. И. Горошко // Доклады Второй международной конференции „Гендер: Язык, культура, коммуникация“ М.: МГЛУ, 2002. — С. 77−86.
  54. , Г. П. Логика и речевое общение Текст. / Г. П. Грайс // Новое • в зарубежной лингвистике. Вып. XVI. Лингвистическая прагматика. М.: Прогресс, 1985. — С. 217−237.
  55. , В.А. Теория языкознания: Учеб. пособие Текст. / В. А. Гречко. М.: Высш.шк., 2003. — 375 с.
  56. , A.A. Тендерная маркированность имен существительных в современном английском языке Текст. / A.A. Григорян //
  57. , В.И. Древние Майя. Загадки погибшей цивилизации. Текст. /В1И. Гуляев. М: Знание, 1983. — 176 с.
  58. В. Язык и философия культуры Текст. / В. Гумбольдт. -М: Прогресс, 1985.-450 с.
  59. , В.Е. Эстетика фольклора Текст. / В. Е. Гусев. Л.: Наука, 1967.-319 с.
  60. , В.Е. О специфике восприятия фольклора (К проблеме синестезии в искусстве) Текст. / В. Е. Гусев // Творческий процесс и художественное восприятие. — Л.: Наука, 1978: — С. 79−90.
  61. , Е. Б. Имена собственные и межкультурная- коммуникация Текст. / Е. Б. Гусынина // Язык и межкультурная коммуникация: Материалы 1-й Межвузовской научно-практической конференции, 19−20 апреля 2004 г. СПб.: Изд-во СПбГУП, 2004. — С.81- 82.
  62. , Г. С., Морозова, И.С. Комплимент как коммуникативная стратегия и прагматическая тактика в англоязычном дискурсе (Гендерный аспект) Текст. / Г. С. Двинянинова, И. С. Морозова //
  63. Доклады Второй международной конференции „Гендер: Язык, культура, коммуникация“. М.: МГЛУ, 2002. — С. 118−126.
  64. , Т.А. ван. Вопросы прагматики текста, Текст. / Т.А. ван Дейк // Новое в зарубежной лингвистике. Вып. 8. -М.: Прогресс, 1978. С. 106−120.
  65. , Т.А. ван. Язык. Познание. Коммуникация Текст. / Т.А. ван Дейк. М.: Прогресс, 1989. — 310 с.
  66. , Н.И. Эмотивная роль компонента „три“ во фразеологических единицах славянских языков Текст. Н. И. Демьянович // Человек в коммуникации: аспекты исследований: Сб. науч. ст. Волгоград: Перемена, 2005. — С. 75−79.
  67. , В.Е. Роль контекста в бытовании и реконструкции фольклорного текста Текст. В. Е. Добровольская // Традиционная культура. -№ 3 (15). М.: МГУ, 2004. — С. 46−55.
  68. , Д.О., Кирилина A.B. Феминистская идеология в тендерных исследованиях и критерии научности Текст. / Д. О. Добровольский, A.B. Кирилина // Гендер как интрига познания. М.: Изд-во „Рудомино“, 2000.-С. 19−35.
  69. , И.М. Архаические мифы Востока и Запада Текст. / И. М. Дьяконов. -М.: Эдиториал УРСС, 2004. 248 с.
  70. , A.B. Очерки истории США. 1492−1870 гг. Текст. / A.B. Ефимов. М.: Учпедгиз, 1958. — 438 с.
  71. , Е.А., Темкина, A.A. Тендерный дисплей Текст. / Е. А. Здравомыслова, A.A. Темкина // Словарь тендерных терминов. — М.: Информация XXI век, 2002. — С. 69.
  72. , Е.А., Темкина, A.A. Социология тендерных отношений и тендерный подход в социологии Электронный ресурс. URL: http ://www. owl. ru/ win/books/arti cles/tzsoci ology. htm/ (дата обращения: 12.11.2010).
  73. , Г. Народная история США: с 1492 года до наших дней / Пер. с англ. Текст. / Г. Зинн М.: Изд-во „Весь Мир“, 2006. — 880 с.
  74. , Т.В. Русский фольклор Текст. / Т. В. Зуева. — М.: Флинта: Наука, 1998. 399 с.
  75. , И.В. Специфика тендерной маркированности английских идиом Текст. / И. В. Зыкова // Доклады Второй международной конференции „Тендер: Язык, культура, коммуникация. — М.: МГЛУ, 2002. С. 150−159.
  76. , И.В. Способы конструирования' тендера в английской фразеологии Текст. / И. В. Зыкова. М.: Едиториал УРСС, 2003. — 232 с.
  77. , Е.Ф. Тендерные роли Текст. / Е. Ф. Иванова // Словарь тендерных терминов / Под ред. A.A. Денисовой / Региональная общественная организация „Восток-запад: Женские Инновационные Проекты“. — М.: Информация XXI век, 2002. — С. 61−63.
  78. , В.И. Поведение потребителей Электронный ресурс. URL: http://www.webstarstudio.com /marketing/theor/cb/books.htm)/ (дата обращения: 23.06.2010).
  79. , О. Л. Текст и, коммуникация: учеб. пособие для ин-тов и фак-тов иностр. яз. Текст. / 0: Л1 Каменская. — М.: Высш., шк., 1990.- 152 с.
  80. , В.И. Язык социального статуса Текст.' / В. И. Карасик. -М.: Ин-т языкозн. РАН- 1992.- 330 с. 1021 Карасик. В: И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс. -Волгоград: Перемена“ 2002. 477 с.
  81. В.И., Дмитриева O.A. Лингвокультурный типаж: к определению понятия' Текст. / В- И. Карасик, O.A. Дмитриева // Аксиологическая лингвистика: лингвокультурные типажи: Сб. науч.тр. / Под ред. В. И. Карасика. Волгоград: Парадигма, 2005. — С. 5−25.
  82. , А., Боттаев, М. Прототюрки и индейцы Америки. По следам одной гипотезы Электронный ресурс. URL: http:// www. Elbrusoid.org/content/language/p349452.shtml/ (дата обращения: 25.06.2010).
  83. , A.B. Тендер: лингвистические аспекты Текст. / A.B. Кирилина. — М.: Изд-во „Институт социологии РАН“, 1999. — 180 с.
  84. , A.B. Тендерные аспекты массовой коммуникации Текст. / A.B. Кирилина.// Тендер как интрига познания: Сб. ст. М.: МГЛУ, 2000. — С. 47−80.
  85. , A.B. Тендерные исследования в отечественной лингвистике: проблемы, связанные с бурным развитием Текст. / A.B.* Кирилина // Тендер: язык, культура, коммуникация. Доклады Второй межд.конф. М.: МГЛУ, 2002. — С. 9−12.
  86. , К. Акты тендерной идентификации на стыках дискурсов: русско-австрийский опыт Текст. / К. Клингайс // Тендер: язык, культура, коммуникация. Доклады Второй межд. конф. М.: МГЛУ, 2002. — С. 189−196.
  87. , И.М. Лингвистическая семантика: Учебник Текст. / И. М. Кобозева. Изд. 2-е. — М.: Едиториал УРСС, 2004. — 352 с.
  88. , H.H. Тендерная ревизия учебных пособий по социологии Текст. / H.H. Козлова // Пол и тендер в науках о человеке и обществе / Под ред. В. Успенской. Тверь: Феминист — Пресс, 2005. — С. 94−119.
  89. , O.A. Когнитивные аспекты исследования лингвокультурологического поля (на материале поля „дом/жильё“) Текст.: Дис.. канд. филол. наук: 10.02.20 / O.A. Козырева. М., 2003. -237 с.
  90. , М.С. Тендерные асимметрии и стереотипы в лингвострановедческих словарях Текст. / М. С. Колесникова // Доклады первой международной конференции „Тендер: Язык, культура, коммуникация“. -М.: МГЛУ, 2001. С. 212−221.
  91. , О.В. Лингвокультурные типажи „Hausfrau / Домохозяйка“ в обыденном сознании Текст. / О. В. Комбарова // Аксиологическая лингвистика: лингвокультурные типажи: Сб. науч. тр. / Под ред. В. И. Карасика. Волгоград: Парадигма, 2005. — С. 174−186.
  92. , Н. Б. Молчание в культурной коммуникации: тендерный аспект Текст. / Н. Б. Корнилова // Доклады Второй международной конференции „Тендер: Язык, культура, коммуникация“. М.: МГЛУ, 2002. — С. 215−217.
  93. , А.Ю. Лингвокультурный типаж „Английский сноб“ Текст.: Автореф. дис.. канд. филол. наук / А. Ю. Коровина. — Волгоград, 2008.-22 с.
  94. , С.А. Американские просветители XVIII века о роли женщин в обществе Текст. / С. А. Короткова // „Americana“. Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2004. — С. 238−239.
  95. , В.Г., Бурвикова, Н.Д. Между языком и культурой Текст. / В. Г. Костомаров, Н. Д. Бурвикова // Стереотипность и творчество в тексте: Межвуз. сб. науч. тр. Вып.6. — Пермь: Перм. ун-т, 2003. — С. 9−16.
  96. , Н.И. Славянский фольклор: Учебное пособие Текст. / Н. И. Кравцов. М.: МГУ, 2009. — 352 с.
  97. , H.A. Эмотивные обозначения женщины в современном немецком языке Текст. / H.A. Красавский // Доклады Второймеждународной конференции „Гендер: Язык, культура, коммуникация“. — М.: МГЛУ, 2002.-С. 21−22.
  98. , В.В. Этнопсихолингвистика и лингвокультурология: Курс лекций Текст. /В.В. Красных. М.: ИТДГК „Гнозис“, 2002. — 284 с.
  99. , Е.Ю. Андрогиния Текст. / Е. Ю. Красова // Словарь тендерных терминов / Под ред. A.A. Денисовой. — М.: Информация — XXI век, 2002. С. 9.
  100. , М.В. Грамматическая категория рода в аспекте тендерной лингвистики: Монография Текст. / М.В. .Ласкова. — Ростов н/Д.: Рост. гос. экон. ун-т, 2001. 192 с.
  101. , М.В. Детерминация способов выражения значения рода/пола в русском языке Текст. / М. В. Ласкова // „Образование — Наука -Творчество“. — № 6. — Нальчик — Армавир: Адыгская (Черкесская) Международная Академия Наук, 2005. С. 70−72.
  102. , Г. А. „Интертекст“ в фольклоре Электронный ресурс. URL: http://www.ruthenia.ru/folklore/levintonl.htm/ (дата обращения: 15.06.2009).
  103. , Е.В., Ширинкина, Л.В. Восприятие текста как психологическая проблема Текст. / Е. В. Левченко, Л. В. Ширинкина // Стереотипность и творчество в тексте: Межвуз. сб. науч. трудов / Отв. ред. М. П. Котюрова. Пермь: Перм. ун-т. 2003. — С. 32−49.
  104. , А.Н. Деятельность и сознание Текст. / А. Н. Леонтьев // Психология сознания. СПб.: Питер, 2001. — С. 72−82.
  105. , У. Общественное мнение Текст. / У. Липпман. М.: Институт фонда „Общественное мнение“, 2004. — 384 с.
  106. , Д.С. Концептосфера русского языка Текст. / Д. С. Лихачев // Русская словесность: Антология. М.: Academia, 1997. — С. 280−287.
  107. , A.A. Женщина и мужчина: Отношения полов Текст. / A.A. Логинов. Минск: Полымя, 1987. — 207 с.
  108. , O.E. Тендерные аспекты речевого поведения Текст. / O.E. Ломова // Филология в образовательном пространстве донского региона и ее роль в развитии личности. Ростов-на-Дону: Изд-во РГПУ, 2001. — С. 77−80.
  109. , Ю.М. Каноническое искусство как информационный парадокс Текст. / Ю. М. Лотман // Проблема канона в древнем и средневековом искусстве Азии и Африки: Сб. ст. — М.: Наука. 1973. С. 6−15.
  110. , Ю.М. Структура художественного текста Текст. / Лотман Ю. М. СПб.: „Искусство СПб“, 1998.-285 с.
  111. , Ю.М. Семиосфера Текст. / Ю. М. Лотман. СПб: „Искусство — СПб“, 2000. — 704 с.
  112. , В.А. Художественный текст. Основы лингвистической теории и элементы анализа: Учеб. для филол. спец. вузов Текст. / В. А. Лукин. М.: Изд-во „Ось-89“, 1999. — 192 с.
  113. Лурия, А. Р1 Язык и мышление Текст. / А. Р. Лурия. М.: Изд-во МГУ, 1979' -319 с.
  114. , Н.В. Тендерные стереотипы сегодня Текст. / Н. В. Любимова // Доклады Второй международной- конференции „Тендер: Язык, культура, коммуникация“. М.: МГЛУ. 2002, — С. 227−236.
  115. , Ю.М. К вопросу о понятии мифа в применении к языковой семантике Текст. / Ю. М. Мазиев // Теоретическая и прикладная лингвистика. Вып. 2. Язык и социальная среда. — Воронеж: Изд-во ВГТУ, 2000. — С. 51−59.
  116. , Д.Ч. Базовые концепты культуры в свете тендерного подхода (на примере оппозиции „Мужчина / Женщина“) Текст. / Д. Ч. Малишевская // Фразеология в контексте культуры. — М.: Языки русской культуры, 1999.-С. 180−184.
  117. , Л.Ф. Когнитивная идентификация речевого жанра Текст.: Автореф. дис.. канд. филол. наук / Л. Ф. Маркова. Волгоград, 2003. -16 с.
  118. , А.Н., Митрофанова В. В., Пословицы. Поговорки. Загадки. Текст. / А. Н. Мартынова, В. В. Митрофанова. — М.: Современник, 1986.-512 с.
  119. , В.А. Лингвокультурология: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений Текст. / В. А. Маслова. М.: Академия, 2004. — 208 с.
  120. , Т.С. К проблеме исследования концепта „табу“ в аспекте российско-германской межкультурной коммуникации Текст. / Т. С. Медведева // Язык и межкультурная коммуникация: Материалы 1-й
  121. Межвузовской научно-практической конференции. — СПб.: Изд-во СПбГУП, 2004. С. 47−48.
  122. , Ю.С. Социальные стереотипы: процессы формирования, виды и использование в политике (информационный подход) Текст.: Дис.. канд. социол. наук / Ю. С. Метелкина. — Новосибирск, 2002. — 142 с.
  123. , Е.М. Миф и двадцатый век. Избранные статьи. Воспоминания Текст. / Е. М. Мелетинский. — М.: Наука, 1998. — 421 с.
  124. , A.B. Социология стереотипов Текст. / A.B. Меренков.
  125. Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 2001. — 290 с.
  126. , Н.И. Когнитивный анализ текста ассоциативного поля: тендерный аспект Текст. / Н. И. Миронова // Материалы Третьей международной конференции 27−28 ноября 2003. Тендер: Язык, культура, коммуникация. М.: МГЛУ, 2003. — С. 76−77.
  127. , М.В. Лингвокультурный типаж „американский ковбой“ Текст. / М. В. Мищенко // Аксиологическая лингвистика: Лингвокультурные типажи: Сб. науч.тр. Волгоград: Парадигма, 2005. — С. 166−174.
  128. , В.Н. Прозаические жанры русского фольклора. Хрестоматия Текст. / В. Н. Морохин. М.: Высшая школа, 1983. — 304 с.
  129. , Е.Л. Язык и картина мира Текст.: Автореф. дис.. канд. философ, наук 09.00.01 / Е. Л. Мосунов. Магнитогорск, 2007. — 24 с.
  130. , М.Г. „Девичество“ Текст. / М. Г. Муравьева // Словарь тендерных терминов. — М.: Информация XXI век, 2002. — С. 82−83.
  131. , М.Г. „Охота на ведьм“ Текст. / М. Г. Муравьева // Словарь тендерных терминов. М.: Информация — XXI век, 2002. — С. 166 168.
  132. , С.Ю. Несколько слов о постфольклоре Электронный / ресурс. URL: http://www.ruthenia.ru/folklore/postfolk.htm/ (дата обращения: 15.08.2007).
  133. , С.Ю. Семантика фольклорного текста и „знание традиции“ // Славянская традиционная культура и современный мир. Сборник материалов научной конференции. Сост. В. Е. Добровольская, Н. В. Котельникова. Вып. 8. М.: ГРЦРФ, 2005. — С. 22- 41.
  134. , С.Ю. Фольклор: типологический и коммуникативный аспекты Текст. / С. Ю. Неклюдова // Традиционная культура. № 3. — М.: РГГУ, 2002. — С. 3−7.
  135. , В.П. Лигвокультурология и лингвоперсонология Текст. / В. П. Нерознак // Вавилонская башня-2: Слово. Текст. Культура. Ежегодные Чтения памяти кн. Н. С. Трубецкого 2002−2003 „Евразия на перекрестке языков и культур“. -М.: МГЛУ, 2003.-С. 13−17.
  136. , С.Е., Устная народная культура и языковое сознание Текст. / С. Е. Никитина. М.: Наука, 1993.- 189 с.
  137. Шалаева^ И: В. Реконструкция тендерной концептосферы в? картине! мира среднеанглийского- периода Текст.: Дис.. канд. филол. наук / И. В. Шалаева. Владивосток, 2005. — 176 с.
  138. , Е.В. Феномен Анны Вежбицкой Текст.-/ Е. В. Падучева // Вежбицкая А. Язык. Культура. Познание: пер. с англ. / Отв. ред. М. А. Кронгауз: В ступ: статья. Е. В! Падучевой. — М.: Русские словари, 1997. — С. 532. •
  139. , H.H. Обманное поведение’с позиции тендерных различий Текст. / H.H. Панченко // Человек в. коммуникации: аспекты исследований: Сб: науч. ст. 4: 391. — Волгоград: Перемена, 2005. — С. 50−56.
  140. Паремиологический сборник 1978: Паремиологический сборник. Пословица. Загадка (Структура. Смысл. Текст) / Под ред. ГЛ. Пермякова. -М.: Наука, 1978. -278 с. .
  141. Паскова- H.A. Женщина- Текст.- / H.A. Паскова // Антология концептов / Под ред. В. И Карасика, И: А. Стернина. М.: Гнозис, 2007. — С. 346−356.
  142. , В.Б. Тендерный стереотип: Особенности формирования и функционирования в языке: и речи Текст.: Автореф. дис.. канд. филол:. наук / В. Б. Поповская. Краснодар, 2007. — 26 с.
  143. , A.A. Мысль и язык Текст. / A.A. Потебня. К.: СИНТО- 1993.- 136 с.
  144. , В.Я. Русская сказка Текст. / В. Я. Пропп. Ленинград: Изд-во Ленингр. университета, 1984. — 334 с.
  145. , В.Я. Фольклор и действительность Текст. / В. Я. Пропп. -М.: Лабиринт, 1976 318 с.
  146. Пропп- В. Я. Проблемы комизма и смех в фольклоре Текст. / В. Я. Пропп. М.: Лабиринт, 1999. — 288 с.
  147. , В.Я. Русский героический эпос Текст. / В. Я. Пропп М.: Лабиринт, 1999. — 640 с.
  148. , Ю.Е. Национальные социокультурные стереотипы речевого общения и их роль при обучении русскому языку иностранцев Текст. / Ю. Е. Прохоров. М.: Комкнига, 2006. — 224 с.
  149. , Б.Н. Фольклор и народная культура Текст. / Б. Н. Путилов. Отв. ред A.C. Мельников. — СПб.: Наука, 1994. 239 с.
  150. , Н.Л. Тендерный подход в исторических исследованиях Текст. / Н. Л. Пушкарева // Вопросы истории. — № 6. — М.: Институт всеобщей истории РАН, 1998. С. 37−49.
  151. , И.В. Тендерные различия как семантические' ключи к анализу культуры нации Текст./ И. В. Резник // Вестник МГЛУ. Выпуск 469. Грамматическая-семантика"в англоязычном дискурсе. — М.: МГЛУ, 2002. — С. 142−150.»
  152. , М.С. Английская аксиологическая лексика Текст.: Дис.. док. филол. наук: 10.02.04 / М. С. Ретунская. Нижний Новгород: НГЛУ им. H.A. Добролюбова, 1998. — 440 с.
  153. , В. Как танцовщица Лола Монтес стала графиней и лишила короля трона? Электронный ресурс. URL: http://slikolazhizni.ru/archive/Q/n-17 491/ (дата обращения: 20.03.2010).
  154. Г. Обмен женщинами: заметки о «политической экономии» пола Текст. / Г. Рубин // Хрестоматия феминистских текстов. Переводы / Под ред. Е. Здравомысловой, А. Темкиной. СПб.: Дмитрий Буланин, 2000. — С. 89−139.
  155. , М.А. Русские пословицы и поговорки Текст. / М. А. Рыбникова. М.: Изд-во АН СССР, 1961. — 230 с.
  156. , О.В. Матушка-Русь в немецкой историософии: к вопросу о тендерном аспекте в межкультурной коммуникации Текст. / О. В. Рябов // Тендер: Язык, культура, коммуникация: Доклады межд. конф. МГЛУ, М.: МГЛУ, 2001.-С. 47−51.
  157. , Л.Б. Русская паремиология: семантический и лингвокультурологический аспекты Текст. / Л. Б. Савенкова. Ростов н/Д: Изд-во Рост, ун-та, 2002. — 240 с.
  158. , O.E. Проявления тендерного фактора в комбинированных речевых актах в английском языке Текст. / O.E. Сальникова // Вестник МГЛУ. Вып. 469. Грамматическая семантика в англоязычном дискурсе. — М.: МГЛУ, 2002. — С. 150−155.
  159. , Г. В. О некоторых стратегиях взаимодействия в иноязычной культуре Текст. / Г. В. Самонина // Язык и межкультурнаякоммуникация: Материалы 1-й Межвузовской научно-практической конференции. СПб.: Изд-во СПбГУП, 2004. — С. 35−36.
  160. , Э. Избранные труды по языкознанию и культурологии/ Текст. / Э. Сепир. М.: Прогресс, 1993. — 656 с.
  161. , Б.А. Роль человеческого фактора в языке: язык и картина мира.Текст. / Б. А. Серебренников. — М.: Наука, 1988. — С. 57−58.
  162. , Дж. Тендер: полезная категория исторического анализа (пер. Драпико С.) Текст. / Дж. Скотт // Тендерные исследования. — № 5(2). -Харьков: Харьковский центр тендерных исследований, 2000. С. 142−171.
  163. В.В. Полическая власть, демократия и олигархия в Северной Америке колониальной эпохи Текст. / В. В. Согрин // Новая и новейшая история. № 1. — 2001. — С. 23−37.
  164. , Ю.М. Русский фольклор Текст. / Ю. М. Соколов. — М:-Учпедгиз, 1938.-560 с.
  165. , Т.С. Фольклорный вербальный код этнокультурной информации // ВЕСТНИК МГУ. Серия Филология. Журналистика. — № 2. М.: МГУ, 2005.-С. 109−115.
  166. Словарь тендерных терминов / Под ред. A.A. Денисовой / Региональная общественная организация «Восток-Запад: Женские Инновационные Проекты». М.: Информация — XXI век, 2002. — 256 с.
  167. , Ю.А. Стереотип, штамп, клише: К проблеме определения понятий Текст. / Ю. А. Сорокин., М.: Общение: Теоретические и прагматические проблемы, 1978. — 268 с.
  168. , ТО.А., Марковина И. Ю., Культура, и се этноисихолингвистическая ценность, Текст. / Ю.А. Сорокин- И.ТО. Марковина //Этнопсихолингвистика.-Mi: Наука, 19 881- С. 5−181
  169. Степанов- Ю. С. Константы. Словарь, русской: культуры, Текст. / IO.C. Степанов. — Mi: Академический проект, 200IV — 990 с.
  170. , З.К. Русские пословицы: синтаксис и поэтика, Текст. / З. К. Тарланов. Петрозоводск: Изд-во ПТУ, 1999. — 448 с.
  171. , В.Н. Русская фразеология: Семантический, прагматический и лингвокультурологический аспекты Текст. / В. Н. Телия. — М.: Школа «Языки русской культуры», 1996. 284 с.
  172. , О.И. Феминизма языковой имидж социума Текст. / О. И. Титкова // Тендер: Язык, культура, коммуникация: Материалы Третьей международной конференции 27−28 ноября 2003 г. М1: МГЛУ, 2003. — С. 1415.
  173. , Н.И. Язык и народная культура: Очерки по славянской мифологии и этнолингвистике Текст. / Н. И. Толстой. М.: Изд-во «Индрик», 1995.-512 с.
  174. , В.Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ. Исследования в области мифопоэтического Текст. / В. Н. Топоров. — М.: Прогресс, Культура, 1995.-624 с.
  175. , Е.И. Терминологические вопросы в тендерных исследованиях Текст. / Е. И. Трофимова // Тендер: язык, культура, коммуникация. М.: МГЛУ, 2002. — С. 41−54.
  176. , Дж.М. Индейцы Северной Америки. Быт, религия, культура Текст. / Дж. М. Уайт / Пер. с англ. С. К. Меркулова. М.: ЗАО Центрполиграф, 2006. — 251 с.
  177. , Б.Л. Лингвистика и логика Текст. Б. Л. Уорф // Новое в лингвистике. Вып. I. Пер. с англ. / Под ред. В. А. Звегинцева. — М.: Изд-во иностр. лит., 1960.-С. 183−198.
  178. , Б. JT. Отношение норм поведения и мышления к языку • Текст. / Б. Л. Уорф // Новое в лингвистике. Вып. I. Пер. с англ. / Под ред. В. А. Звегинцева. М.: Изд-во иностр. лит., 1960. — С. 135 -168.
  179. , Н.В. Русский национальный характер: XX век — миф и реальность Текст. / Н. В. Уфимцева // Проблемы этносемантики: Сб. науч.-аналитич. обзоров. -М.: ИНИОНРАН, 1998.-С. 86−121.
  180. , Н.В. Языковое сознание и принципы его исследования Текст. / Н. В. Уфимцева // Языковое сознание и образ мира. М.: Ин-т языкознания РАН, 2000. — С. 207−219.
  181. , М.Е. Особенности лингвокультурной репрезентации женщины в немецком песенном фольклоре Текст. / М. Е. Федотова // Доклады Второй международной конференции «Тендер: Язык, культура, коммуникация». -М.: МГЛУ, 2002. С. 330−335.
  182. , Н. От перераспределения к признанию? Дилеммы справедливости в «пост советскую» эпоху Текст. / Н. Фрейжер // Тендерные исследования. — № 5(2). — Харьков: Харьковский центр тендерных исследований, 2000. — С. 85−114.
  183. , O.E. Референциальные механизмы фольклорного и авторского художественного текста Текст.: Автореф. дис.. док. филол. наук / O.E. Фролова. М, 2008. — 49 с.
  184. Функционально-семантические и словообразовательные поля в лингвистике. — Ростов н/Д: Изд-во Рост. гос. пед. ун-та, 1998. — 360 с.
  185. , И.И. Тендер в теории и практике обучения межъязыковой! коммуникации Текст. / И. И. Халеева // Тендер: язык: культура- коммуникация: Доклады науч. конференции 25−26 ноябрь 1999: М.: МГЛУ, 2001. — С. 7−11, % ^
  186. , И.И. Тендер как интрига познания Текст.// И. И. Халеева //Гендер как интрига познания: М:.Рудомино, 2000: — С. 411г1!
  187. Хоруженко, К: М. Культурология. Энциклопедический словарь Текст. / К. М: Хоруженко. -Ростовтна-Дону: Изд-во «Феникс», 1997. 640 с.
  188. Чех, А. Символ и миф: К проблеме генезиса Текст. / А. Чех // Образ человека в картине мира. Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2003. — С. 5866. «¦
  189. Чистов- К. В-, Специфика фольклора в свете теории информации Текст. / К. В. Чистов // Типологические исследования по фольклору. М.: Наука, 1975. -е. 26−43:
  190. Щур, Г. С. Теория поля в лингвистике Текст.: / F.C. Щур. — .-Mi,. Наука, 1974.-255 с. .
  191. Ярская-Смирнова Е.Р. «Не мужское это дело. .» Тендерный анализ занятости в социальной, сфере Текст. / Е.Р. Ярская-Смирнова // Социологические исследования. № 8. — М.: Изд-во РАН-, 2002. — О. 74−82.
  192. Ярская-Смирнова Феминистская социальная работа Текст. / Е.Р. Ярская-Смирнова // Словарь тендерных терминов. М.: Информация — XXI век, 2002. — С. 234−236.
  193. American Folklore. An Encyclopedia. NY., London: Garland Publishing, Inc., 1996. — 794 p.
  194. Baker, R.L. Folklore and Folklife Studies in American and Canadian Colleges and Universities Текст. / R.L. Baker // Journal of American Folklore 99. -NY.: Simon and Schuster, 1986. P. 50−74.
  195. Baker, R.L. Folklore Courses and Programs in American Colleges and Universities Текст. /R. L. Baker// Journal of American Folklore 84. — NY.: Simon- and Schuster, 1971. P. 221−229. -
  196. Bauman, R., Roger, D., Kalcik, S. American Folklore and: American Studies Текст. / R. Bauman, D. Roger, S. Kalcik // American Quarterly 28: 1976,-P. 360−377.
  197. Ben-Amos, Dan Contextual Approach Текст. / Dan Ben-Amos // American Folklore: An Encyclopedia.-NY.: Garland, 1996.-P. 158 160
  198. Bronner, S.J., Stern S. American Folklore vs. Folklore in America: A Fixed Fight? Текст. / S.J. Bronner, S. Stern // Journal of the Folklore Institute 17: 1980.-P. 76−84.
  199. Brown P., Levinson S. Universals in language usage: Politeness phenomena Текст. / P. Brown, S. Levinson // E.N. Goody, ed., Questions and politeness: Strategies in social interaction. — Cambridge.: Cambridge University Press, 1978.-P. 56−289.
  200. Brown P., Levinson S. Politeness: Some universals in language usage-Текст. / P. Brown, S. Levinson. Cambridge: Cambridge University Press, 1987. -125 p.
  201. Brunvand, J. H. The Study of American Folklore Текст. / J.H. Brunvand. NY., London: W.W. Norton @ Company, 1998. — 640 p.
  202. Cohen, N. Long Steel Rail: The Railroad in American Folksong Текст. / N. Cohen / Urbana: University of Illinois Press, 1981. — 503 p.
  203. Degh, L. American Folklore and the Mass Media (Folklore Today) Текст. / L. Degh. Bloomington: Indiana University, 1994. — 224 p.
  204. Dorson, R. M. The Birth of American Studies Текст. / R.M. Dorson. -Bloomington: Indiana University Press, 1976. — 304 p.
  205. Dorson, R. M. The American Theme in American Folklore Текст. / R.M. Dorson // Journal of the Folklore Institute 18, nos. 2−3. Cambridge, 1980. -P. 222- 251.
  206. Dorson, R.M. Folklore and Folklife. An Introduction Текст. / R.M. Dorson. Chicago and London: The University of Chicago Press, 1972. — 295 p.
  207. Dundes, A. Interpreting Folklore Текст. / A. Dundes. Bloomington: Indiana University Press, 1980. — 304 p.
  208. Fraser B. Perspectives on politeness Текст. / В. Fraser // Journal of Pragmatics. -№ 14. NY: 1990. — P. 219−236.
  209. Glassie, H. Pattern in the Material Folk Culture of the Eastern United States Текст. / H. Glassie. Philadelphia: University of Pennsylvania Press, 1968. -344 p.
  210. Jones, M. O. Another America: Toward a Behavioral History Based on Folkloristics Текст. /М.О. Jones.-NY: Western Folklore 41, 1982. P. 43−51.
  211. Lakoff R. Language and Women’s Place Текст. / R. Lakoff// Language in Society. № 2. -NY: Harper@Row, 1973. — P: 45−79.
  212. Leech G. Principles of pragmatics Текст. / G. Leech. London: Longman, 1983.-256
  213. Manes J., Wolfson N. The compliment formula Текст. / J. Manes, N. ' Wolfson // Conversational routine. The Hague: Mouton, 1981. — P. 116−131.
  214. Mieder, W. The Politics of Proverbs From Traditional1 Wisdom to Proverbial Stereotypes Текст. / W. Mieder. Madison: The University of Wisconsin Press, 1997. — 260 p.
  215. Oliver, P. Songsters and Saints: Vocal Traditions on Race Records Текст. / P. Oliver. Cambridge: Cambridge University Press, 1984. — 314 p:
  216. Preston C. L.Feminist. Approaches to folklore Текст.- / C.L. Preston // American Folklore. An Encyclopedia. NY @ London: Garland Publishing Inc., 1996.-P. 246−249.
  217. Rourke C., Harcourt, B. American Humor: A Study of the National Character. NY., New York University Press, 1931. — P. 37−69.
  218. Wolfson N. An Empirically Based Analysis of Complimenting in American English Текст. / N. Wolfson // Sociolinguistics and language acquisition. Rowley, Mass.: Newbury House, 1983. — P. 82−95.
  219. , В.К. Новый англо-русский словарь: Ок. 200 ООО слов и словосочетаний Текст. / В. К. Мюллер. 12-е изд., стереотип. — М.: Рус. яз. -Медиа, 2005.-945 с:
  220. , С.И. Словарь русского языка Текст. / С. И. Ожегов: М.: Изд-во «Русский язык», 1988. — 750 с.
  221. , С.И. Словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений Текст. / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова // Российская АН Российский фонд культуры. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Изд-во «Азъ», 1995. 928 с.
  222. Encyclopedia of Women and Gender: Sex Similiarities and Differences and the Impact of Society on Gender Vol. 2. Contributors: Judith Worell ditor. — San Diego: CA Academic Press, 2001. — 1256 p.
  223. The Online Library of Books and Journals. Электронный ресурс. URL: http://www.questia.com/ (дата обращения: 14.11.2010).
  224. Online Etymology Dictionary Электронный ресурс. URL: http://www. etymonline.com/index.php/ (дата обращения: 27.07. 2010).
  225. Webster’s 1913 Dictionary Электронный ресурс. URL: http://www.webster-dictionary.org/definition/ (дата обращения: 15.12.2010).
  226. Battle, К.Р. Great American Folklore Legends, Tales, Ballads, and Superstitions From All Across America Текст. / К.Р. Battle. NY.: 1st Touchstone ed., 1986.-646 p.
  227. Botkin, В.A. A Treasury of American Folklore. Текст. / В.A. Botkin. NY.: American Legacy Press, 1989. — 932 p.
  228. Dorson, R.M. Regional Folklore in The United States. Buying the Wind Текст. / R.M. Dorson. Chicago and London: The University of Chicago Press, 1965. — 574 p.
  229. Hand, Popular Beliefs and Superstitions From North Carolina. -Durham: Duke University Press, 1961.-112 p.
  230. Erdoes, R. Legends and Tales of the American West Текст. / R. Erdoes. -NY.: Pantheon books, 1998. 444 p.
  231. Kerschen, L. American Proverbs about Women. A reference guide Текст. / L. Kerschen. Westport Connecticut, London: Greenwood Press, 1998. -200 p.
  232. Opie, 1., Opie, P. The Lore and Language of Schoolchildren. Oxford: Oxford University Press, 1969. — 56 p.
  233. Schlosser, S.E. Spooky Series Электронный ресурс. URL: http://www.americanfolklore.net/ (дата обращения: 15.12.2010).
Заполнить форму текущей работой