Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Произведения Н.С. Лескова для детей и проблема детского чтения в публицистике и критике писателя

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Рассмотрение деятельности писателя по рецензированию народных и детских книг во время службы в Министерстве народного просвещения (1874 — 1883) вводит в лабораторию Лескова-критика, позволяет конкретизировать его требования. к детской-книге.-Как-рецензент,-он-отказывается-рекомендовать-в школьные библиотеки книги бессодержательные, отличающиеся «нестаточностью фабулы», бедностью вымысла… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Тема детства и проблема детского чтения в статьях и рецензиях Н. С. Лескова 1860−1890-х годов
    • 1. 1. Проблемы детства в общелитературной и научно-педагогической мысли 1860-х годов и позиция Н. С. Лескова. Деятельность Н. И. Пирогова в оценке Лескова
    • 1. 2. «Детская» тема в статьях Лескова 1860-х — начала 1890-х годов (вопросы воспитания)
    • 1. 3. Лесков как критик детской литературы своего времени
      • 1. 3. 1. Книги и журналы для детей в оценке писателя
      • 1. 3. 2. Деятельность Лескова по рецензированию учебных книг в Министерстве народного просвещения
      • 1. 3. 3. Н.С. Лесков о языке детских книг
  • Глава II. Проблематика и художественное своеобразие произведений
  • Н.С. Лескова для детей
    • 11. 1. Место детских рассказов в творчестве Лескова
    • 11. 2. Автобиографическое начало в рассказах для детей и мемуарная форма повествования
    • 11. 3. Герой-ребёнок в рассказах Лескова «Неразменный рубль», «Дурачок»
    • 11. 4. Мир детства в рассказах Лескова («Пугало», «Зверь» и др.)
    • 11. 5. Окружающий мир: «свои» и «чужие» в рассказах «Привидение в Инженерном замке»", «Под Рождество обидели», «Томленье духа» и др
    • 11. 6. Мировая классика в переложении Лескова для детей
  • Лесковская версия романа «Труженики моря» В. Гюго")

Произведения Н.С. Лескова для детей и проблема детского чтения в публицистике и критике писателя (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Во второй половине XX столетия после долгого периода забвения творчество самобытного русского писателя Н. С. Лескова стало объектом пристального внимания не только отечественных, но и зарубежных литературоведов. Были отброшены и пересмотрены прежние несправедливые оценки Лескова как второстепенного писателя, «бытовика», «анекдотиста» и реакционно настроенного антинигилиста. Он был признан художником «первого ряда» (Д. Лихачёв) отечественной литературы, а его мировоззрение, творчество в целом и отдельные произведения, поэтика осмыслены во многом по-новому, с учётом, как правило, лучших традиций отечественного литературоведения. В последние десятилетия особенно активно исследовались проблемы, связанные с религиозно-философскими основами мировоззрения писателя (В.Ю. Троицкий, В. А. Туниманов, И. В. Столярова, Н. Н. Старыгина, М. М. Дунаев, В. О. Пантин, A.M. Любомудров, А. А. Новикова, А. Б. Румянцев и др.) — его генетические и типологические связи с предшественниками и современниками (И.П. Видуэцкая, И. В. Столярова, А. А. Пауткин, A.M. Ранчин, В. А. Туниманов, Е. В. Тюхова и др.) — в целом — литературный контекст творчества Лескова (докторские диссертации И. В. Столяровой «Н:С. Лесков и русское литературно-общественное движение 1880 — 1890-х годов» (СПб., 1992) и И. П. Видуэцкой «Творчество Н. С. Лескова в контексте русской литературы XIX века» (М., 1994). Многое сделано для выявления народно-национальных корней творчества писателя (А. Горелов, Е. В. Душечкина, Б. С. Дыханова, A.M. Панченко и др.) — для изучения этнокультурной проблематики (Г.Д. Гачев, В. А. Свительский и др.) — актуализированы поиски новых подходов к поэтике (В.М. Головко, Б. С. Дыханова, О. В. Евдокимова, Г. В. Мосалёва и др.), к жанровой системе (О.Е. Угдыжекова, И. В. Долинина, Л. В. Савёлова, С. И. Зенкевич и др.).

2006 год — год 175глетия.Н.С.Лесковаг=^стал.новым-подтверждением всё — — возрастающего и в XXI столетии интереса к творчеству писателя. Юбилейные международные конференции прошли в Москве (март), Санкт-Петербурге (апрель), Бордо (Франция, май), Орле (сентябрь). Были изданы четыре сборника статей о Лескове в Санкт-Петербурге, Париже, Орле, Йошкар-Оле. Вышла в свет в русском переводе монография известного французского исследователя Лескова Ж-К. Маркадэ «Творчество Н. С. Лескова. Романы и хроники» (СПб., 2006). На родине писателя в канун юбилея, в 2005 году, были опубликованы две книги о Лескове — Б. А. Леоновой «Жанр мемуарного очерка в творчестве Н. С. Лескова 1880-х годов» и А. А. Новиковой «Николай Семёнович Лесков: своеобразие художественного мировосприятия».

Всё это, а также выход в свет первых десяти томов Полного собрания сочинений писателя (изд-во «Терра») и двух библиографических указателей литературы о Лескове под редакцией И. В. Столяровой (2003) и И. Н. Минеевой (2006) создают прочное основание для дальнейшего подлинно научного изучения лесковского наследия. Усилившийся в последние десятилетия интерес исследователей к творчеству Лескова, а также недостаточная изученность его произведений для детей и взглядов писателя на детскую литературу определяют актуальность темы диссертационной работы.

Степень научной разработанности темы исследования. В критике XIX-начала XX веков детское творчество Лескова не было предметом специального изучения. Усилия оппонентов писателя, критиков В. ^ Буренина, Н. К. Михайловского, A.M. Скабичевского, были направлены на развенчание Лескова-художника, тогда как его адепты, П. Быков, С. А. Венгеров, А. Л. Волынский, Р. И. Сементковский, А. И. Фаресов, стремились понять и по достоинству оценить творчество писателя. Детские рассказы привлекались ими преимущественно как материал к его биографии. Однако сотрудничество Лескова в детских журналах высоко оценивалось их издателями-редакторами, о чём свидетельствуют посмертные материалы о писателе: бесподписная< статья в «Задушевном слове» (1895. № 11), а также помещённые в «Игрушечке» портрет Лескова с его пожеланием журналу: «внушать своим юным читателям любовь к правде—и—добру"—и—воспоминания—А.Н-—Толиверовой—"Памяти—Николая—.

Семёновича Лескова. Из моих воспоминаний" (1895. № 9). В монографиях о Лескове советского периода Б. Другова, Л. П. Гроссмана, В. Ю. Троицкого, И. В. Столяровой, Б. С. Дыхановой интересующая нас тема также не нашла отражения. В то же время, начиная с 70-х годов, появляется целый ряд статей, посвященных анализу художественных произведений Лескова для детей, тогда как детская тема в публицистике и критике писателя, за редкими исключениями, по-прежнему не привлекает внимания учёных.

Впервые вопрос об отношении писателя к детской литературе с обращением к некоторым архивным материалам был поставлен в газетной заметке В. А. Громова «Чтоб чувства добрые в читающем рождать» (В.А. Громов, 1976, с. 3) и более целенаправленно — в небольшой статье с тем же названием Л. Г Чудновой, опубликованной в журнале «Детская литература» (Л.Г. Чуднова, 1979, с. 29−31), а также в её предисловии к публикации в Литературном наследстве неизвестной заметки Лескова «Что читать подросткам?» (Л.Г. Чуднова, 2000, с. 105−110). В 1977 году Т. С. Карской, с её предисловием, был опубликован «Неизданный рассказ для журнала «Игрушечка» «Добрая мать по пифагорейским понятиям» (Т.С. Карская, с. 127 129). О затерянной статье писателя «Безбожные школы в России», публикуя её, пишет О. Е. Майорова (О.Е. Майорова, 1994, с. 183−193). К этим работам мы ещё будем обращаться в дальнейшем.

Вопрос о сотрудничестве Лескова с детскими журналами, поставленный Л. Г. Чудновой, более подробно разработан в статье Н. Н. Старыгиной «Н. С. Лесков и детская литература» (См.: Н. Н. Старыгина, 1992, с. 86−102). В ней же даётся краткий анализ произведений для детей, публиковавшихся в разные годы в журналах «Детское чтение» («Кадетский монастырь»), «Игрушечка» («Христос в гостях у мужика», «Лев старца Герасима», «Дурачок»), «Задушевное слово» («Неразменный рубль», «Пугало», «Отцовский завет»), и опубликованного в одном из сборников для семейного и детского чтения рассказа «Воровской сын», который сопоставлен с толстовским переложением этого рассказа — «Воров сын». Эти анализы, как и другие, представленныевметодических~разработках-Старыгиной-(-1983г 1994,;

1996, 1997, 1998), вошли позднее в её книгу «Лесков в школе» (М., 2000).

Обращение известного лескововеда к методике изучения произведений писателя совсем не случайно. Ведь в основном творчество Лескова для детей исследовалось в методическом аспекте не только учителями-словесниками, преподавателями-методистами, но и историками литературы. Причём, большинство методических разработок посвящено изучению произведений писателя в старших классах («Очарованный странник», «Леди Макбет Мценского уезда», «Однодум», «Левша», «Соборяне» и др.) и значительно меньше рекомендаций написано к произведениям, адресованным детям самим писателем.

Наиболее основательной методической работой мы считаем названную выше книгу Н. Н. Старыгиной «Лесков в школе». Она вышла двумя изданиями (1-е — Йошкар-Ола, 1994; 2-е — М., 2000) и предназначена учителю-словеснику как средних, так и старших классов. Причём, второе издание книги, появившейся в серии «Библиотека учителя-словесника», — это во многом новая работа по сравнению с первым её вариантом. Значительно увеличился и её объем (с 8,2 печ. л. до 22,5). Книга уже заняла особое место в школьной лесковиане. И это не случайно. Во-первых, учебное пособие написано с позиций современной научной мысли, с учётом духовно-нравственных и религиозных аспектов творчества писателя. Во-вторых, книга включает многоплановый материал историко-литературного, теоретического и методического характера, краткую летопись жизни и творчества Лескова, списки методической литературы, литературы о жизни и творчестве писателя, хрестоматию произведений, рекомендуемых автором (не всегда в соответствии с действующими школьными программами) к изучению школьниками. При этом учитываются возрастные возможности учащихся, общие эстетико-педагогические требования, предъявляемые к детской литературе, и главное — мнение самого Лескова, осуществившего отбор произведений для публикации в детских журналах и сборниках для семейного чтения. Особое внимание ПК Старыгина обращает на необходимость использования в школьном преподавании-богатых-воспитательных-возможностей—которые-заключены-в детских произведениях Лескова.

Произведения, избранные автором книги для основной школы, дадут учащимся достаточно полное представление о многогранности лесковского творчества, своеобразии его художественной манеры, жанровом разнообразии произведений, обратят их внимание к центральной для писателя теме праведничества.

Из интересующих нас текстов в книге не рассматриваются: «Неразменный рубль», «Зверь», «Томленье духа», «Привидение в Инженерном замке». В «Материалах к уроку внеклассного чтения» по рассказу «Пугало» предложены только вопросы (с. 101−102) и фрагменты текста (с. 102−106).

Основные направления в изучении творчества Лескова, представленные в методическом пособии Н. Н. Старыгиной, соответствуют современному научному прочтению этого писателя, удачно адаптированному для средней школы.

Неоднократно обращалась к детским рассказам Лескова А. А. Кретова (Новикова) в целом ряде статей (1992, 1994, 1996, 2005), в том числе, — опубликованных в методических изданиях: «Литература», «Литература в школе», которые вошли в дальнейшем в её книги: «„Будьте совершенны.“: Религиозно-нравственные искания в святочном творчестве Н. С. Лескова и его современников» (М.- Орёл, 1999) и «Николай Семёнович Лесков: своеобразие художественного мировосприятия» (Орёл, 2005). Преимущественное внимание автор уделяет святочным рассказам, рассматривая, прежде всего, нравственную проблематику и выделяя моменты психологии воспитания детей. В книге 2005 года святочная проза представлена только произведениями для детей: «Неразменный рубль», «Зверь», «Привидение в Инженерном замке», «Пугало». Такая избирательность вполне оправдана спецификой издания («В помощь учителю») и наличием собственной монографии на эту тему. Но анализ названных рассказов предваряется краткими сведениями из истории и теории жанра, вклада Лескова в его разработку, поэтому ограничение исследуемого материала не снимает, а подтверждает общий вывод автора о Лескове как создателе «цельной-концепции-святочной-словесности"(ААгНовиковаг2005,-с-85)г.

Работы А. А. Новиковой (Кретовой) отличаются акцентуацией христианских ценностей в творчестве Лескова. «Именно христианская наполненность, — говорит она, — становится духовной реальностью (Курсив автора. — Е.Т.) художественного текста святочного рассказа» (Там же). Учитывается автором и трактовка произведений Лескова для детей зарубежными исследователями (К. Лантц, X. Маклейн).

Тема творчества Лескова для детей оказалась интересной и для историков отечественной журналистики в связи с тем, что писатель публиковался в специальных детских журналах. Так, С. Г Микушкина, изучившая лесковские публикации в журнале «Задушевное слово» — «Неразменный рубль», «Пугало», «Отцовский завет», — рассматривает их в контексте русской детской журналистики периода 1880-х — первой половины 1890-х годов. Пафос лесковских рассказов, по мысли исследователя, оказался весьма созвучным направлению журнала, в котором нравственные проблемы, «как и в других детских журналах, неотделимы от этического кодекса христианства» (С.Г. Микушкина, 1983, с. 125).

В то же время до сих пор множество статей, заметок, обозрений по интересующей нас теме, опубликованных при жизни писателя в периодической печати, как правило, без подписи, остаются не исследованными. Часть из них, атрибутированных Лескову, уже вошла в изданные тома полного собрания сочинений писателя. Что касается отзывов на детские книги и журналы, написанные Лесковым во время его службы в Министерстве народного просвещения, то они остаются неопубликованными и хранятся в Российском государственном историческом архиве (РГИА). С обзором всей неизданной публицистики Лескова, касающейся и детской книги, выступил в 1990 году С. А Рейсер (С.А. Рейсер, 1990, с. 181−194).

Таким образом, тема «Лесков детям» разрабатывалась преимущественно методистами, но также историками русской литературы и журналистики. Однако до сих пор нет обобщающих работ о взглядах писателя на детство и личность ребёнка, на воспитание и образование, не систематизированы его представления о-детских-изданиях^книгах-и-журналахт-о-круге детского чтенияг Цель работы: Исследуя публицистику и критику Лескова, выяснить его представления о детстве и детском чтении и в свете этих представлений рассмотреть своеобразие художественных произведений Лескова о детях и для детей.

Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи: представить обзор исследовательской литературы по проблемам: Лесков — детям, Лесков о детской литературевыяснить взгляды Лескова-публициста на детство и личность ребёнка, учитывая общелитературные и педагогические представления его времени о феномене детстварассмотреть статьи Лескова, посвящённые проблеме воспитания, детским книгам и журналампроанализировать в проблемном аспекте художественные произведения Лескова о детях и адресованные детям: «Неразменный рубль», «Пугало», «Зверь», «Под Рождество обидели», «Дурачок», «Привидение в Инженерном замке», «Томленье духа», привлекая «Кадетский монастырь», «Христос в гостях у мужика», «Лев старца Герасима», «Маланья — голова баранья», «Отцовский завет» и др. выявить лесковские принципы адаптации чужого текста к детскому чтению, сопоставив переложение Лесковым «Тружеников моря"-В. Гюго с первым переводом этого романа.

Объектом диссертационного исследования являются художественные произведения Лескова о детях и его переложение для детей романа «Труженики моря» В. Гюгопублицистические и критические статьи писателя по вопросам воспитания и детского чтениярецензии-отзывы на детские книги, прочитанные Лесковым на заседаниях Особого отдела Учёного комитета Министерства народного просвещения (из архива РГИА).

Предмет исследования — проблемы детства и проблема детского чтения в публицистике и критике Лескова, а также идейно-художественное своеобразие произведений писателя для-детей. ————————————.

Теоретико-методологической базой диссертации являются фундаментальные труды отечественных учёных в области проблематики и поэтики, метода и стиля: М. М. Бахтина, В. В. Виноградова, Б. О. Кормана,.

Д.С. Лихачёва, Ю. М. Лотмана, Б. М. Эйхенбаума и др. В работе учтены научные достижения в изучении лесковского творчества современных исследователей, в том числе изучавших произведения писателя для детей, его публицистику и критику: И. В. Столяровой, В. Ю. Троицкого, С. А. Рейсера, Б. С. Дыхановой, И. П. Видуэцкой, Н. Н. Старыгиной, О. В. Евдокимовой, Л. Г. Чудновой, А. А. Новиковой (Кретовой), Б. А. Леоновой и др.

Методы исследования. Работа базируется на системном подходе, сочетает историко-генетический, типологический, историко-сравнительный методы (по терминологии Н.И. Пруцкова).

Научная новизна работы заключается в том, что здесь впервые — на основе малоизвестных и неопубликованных статей и отзывов Лескова — выявляются его представления о детстве (концепция детства) и детском чтении. Впервые выясняются принципы переработки писателем .'для детей классического текста, и объектом такого анализа — и тоже впервые — становится лесковское переложение для детей романа В. Гюго «Труженики моря», не переиздававшееся после 1872 года, а другие детские произведения рассматриваются в новом проблемном аспекте, с учётом требований самого писателя к детской книге.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Лесковское понимание детства и личности ребёнка развивается в русле национальной отечественной традиции и при всём своеобразии вполне соответствует общелитературным и научным представлениям XIX столетия об этом социокультурном феномене. Для него рёбенок — это личность, полноправный «другой», субъект деятельности. Своеобразие лесковской концепции детства определяется, прежде всего, приверженностью писателя православной антропологии, ребёнок у Лескова, как и в народном сознании, непосредственно соотносится с образом Христа-младенца.

2. — Лесков выступил~нетолькокак создатель подлиннохудожественных произведений для детей, но и как замечательный критик детской литературы. Требования Лескова к детской книге и кругу детского чтения определяются его педагогическими воззрениями, которые приобретают в творчестве писателя расширительное значение «вопросов жизни» и в качестве таковых оказываются связанными с глубинными основами его мировоззрения, с программой нравственного переустройства человека и мира. А детская книга в понимании Лескова становится могучим средством воспитания личности в ребёнке.

3. Отношение Лескова к современной ему детской литературе и периодике было резко критическим. Он выступает против отстранения ребёнка от реальной жизни, против «одурманивания» его ложными мещанскими идеалами и ратует за такие книжки, которые «писаны умом и талантом». Обращение к архивным отзывам Лескова на детские издания позволило конкретизировать требования, предъявляемые писателем к детской книге, выяснить особенности его подхода к оценке учебной и «развлекательной» литературы.

4. Неудовлетворённость состоянием отечественной словесности для детей инспирирует мысль писателя о необходимости расширения круга детского чтения, о приобщении ребёнка к «большой литературе», что побуждает его к личному участию в такой работе. В 1872 году в издательстве М. О. Вольфа выходит книга «Труженики моря. Роман Виктора Гюго, приспособленный для детей М. Стебницким».

5. Произведения Н. С. Лескова для детей органически связаны как с критико-публицистическим, так и с художественным творчеством писателя. В них в полной мере реализовались требования Лескова-критика к детской книге.

6. Основная для творчества писателя тема праведничества присутствует и в детских рассказах. Его маленькие герои живут по правде, по совести или приходят к такому итогу в результате различных испытаний. В рассказах «Неразменный рубль» и «Пугало» психологически тонко изображается сложность души ребёнка, репрезентирующая авторский взгляд на двойственную сущность природы человека. Почти во всех «детских» рассказах ярко раскрывается определяющее влияние «обстоятельств» на формирование личностиребёнка.-Иной-тип-героя,-внутренне-свободного,-сдетства-живущего «для других», представлен в рассказе «Дурачок».

7. Большинство лесковских произведений для детей «писаны мемуаром» (Н. Лесков), что отражает эстетическую установку автора на документализм и определяет особый характер художественного времени, а также другие особенности поэтики.

Теоретическая значимость диссертации состоит в установлении основных направлений связи публицистического и художественного творчества писателяв выявлении принципов адаптации классического текста к детскому восприятию.

Практическая значимость работы. Положения и выводы диссертации могут быть использованы при подготовке общих и специальных курсов по истории русской и детской литературы XIX века, а также при дальнейшей научной разработке исследуемой темы и связанных с нею проблем.

Апробация научных результатов исследования осуществлялась на Международных научных конференциях в Орле: «И. С. Тургенев и Ф. И. Тютчев в контексте мировой культуры» (сентябрь 2003), «Наследие H.G. Лескова и проблемы литературоведения в изменяющейся России» (сентябрь 2006) — на Всероссийской научно-практической конференции «Мировая словесность для детей и о детях» (Москва, январь 2007, 2008) — на межвузовской научно-практической конференции «Детская литература: прошлое и настоящее» (Орёл, март 2008) — на региональной научно-практической конференции «Актуальные проблемы изучения и преподавания литературы в вузе и школе» (Йошкар-Ола, ноябрь 2007, заочное участие) — на литературных чтениях в Орловском государственном литературном музее И. С. Тургенева (ноябрь 2005) — на лесковских чтениях в Доме-музее Н. С. Лескова (март 2007, 2008). Материалы диссертации и результаты исследования обсуждались на заседаниях аспирантского объединения и кафедры Истории русской литературы XI—XIX вв. Орловского государственного университета. По материалам диссертации опубликовано 6 статей.

Структура работы: диссертационное исследование состоит из Введения, двух глав, 3аклюнения,-Примечаний,-Списка—литературы-и—Приложения-—в котором представлен перечень использованных в диссертации рецензий Н. С. Лескова, зафиксированных в протоколах «Журналов заседаний Особого отдела Учёного Комитета Министерства Народного просвещения» за 1874 и.

Заключение

.

Проведённое исследование публицистики и критики Лескова в аспекте представлений писателя о воспитании детей и круге детского чтения и рассмотрение его художественных произведений для детей в свете этих представлений позволяет сделать ряд важных выводов.

Детская литература изначально, с момента своего возникновения, имела педагогическую направленность, служила делу воспитания подрастающего поколения, и это своё назначение не утратила доныне. Однако только в 19 веке, когда вполне сложилось понимание детства как особого социокультурного феномена, а в искусстве и общественном сознании окончательно сформировалась концепция детства, литература для детей стала подлинно художественным явлением и заняла своё достойное место в отечественной культуре.

В разработке проблем детства в 19 столетии участвовали известнейшие писатели и критики: Н. М. Карамзин, В. А. Жуковский, В. Ф, Одоевский,.

A. Погорельский, В. Г. Белинский, Н. Г. Чернышевский, Н. А. Добролюбов, Ф. М. Достоевский, Н. С. Лесков, Л. Толстой, С. Т. Аксаковв дальнейшем —.

B.Г. Короленко, В. М. Гаршин, А. П. Чехов, Д.Н. Мамин-Сибиряк, а также представители научно-педагогической мысли — Н. И. Пирогов, К. Д. Ушинский, В. И. Водовозов, В. Я. Стоюнин, С. А. Рачинский и др. Н. С. Лесков, посвятивший проблемам воспитания и образования десятки статей, исследователями оказался «прозёванным» (И. Северянин), неучтённым, забытым.

Лесков, как и большинство прогрессивно мыслящих литераторов и педагогов, воспринял идею гражданственности и общечеловеческий идеал воспитания в трактовке Н. И. Пирогова, о чём сам неоднократно заявлял в корреспонденции в «Русскую речь», во множестве статей и заметок, а также в повести «Загон». Глубоким внутренним убеждением писателя стал взгляд Пирогова на-проблемы воспитания-как вопросы жизни,-имеющие решающее значение не только для судьбы каждой отдельной личности, но и для исторических судеб страны, для её духовного пробуждения.

Определение цели воспитательного процесса, предложенное ещё В. А. Жуковским, — «Воспитание должно образовать человека, гражданина, христианина» — вошло в национальную традицию, и было близко Лескову, как и другим русским писателям.

Новый этап в развитии детской литературы и педагогической мысли открыла трилогия Толстого. В ней впервые детство предстало глазам читателя как особый мир, строящийся по своим законам, целая «эпоха» в жизни человека, а характер ребёнка — во всей своей сложности и постоянном развитии.

Лесковское понимание детства и личности ребёнка, при его несомненном своеобразии, соответствует сложившимся к середине века общелитературным и научным представлениям об этом социокультурном феномене, учитывающим православную традицию, а также традиции «гражданской доблести» и ответственности за всё происходящее.

Для Лескова ребёнок — это личность, полноправный «другой», субъект любой деятельности, в том числе и воспитательной. Приверженность писателя к православной антропологии определяет своеобразие его маленького героя: образ ребёнка непосредственно соотнесён с образом Христа-младенца. Он написан в свете христианской эстетики и символики. «Дитя — божий посол.», — говорит писатель не однажды в своих рассказах («Под Рождество обидели», «Пустоплясы»).

Тема детства разрабатывается Лесковым в разных направлениях, среди которых одним из основных является вопрос о воспитании и образовании детей. Вопросы воспитания, казалось бы, чисто педагогические, в творчестве Лескова, критико-публицистическом и художественном, приобретают расширительное значение «вопросов жизни» и, в качестве таковых, оказываются связанными с глубинными основами его мировоззрения, философского и общественно-политического.

—Подобно-Л.—-Толстому—и-Достоевскомуг-Лесков—предлагает-программу нравственного переустройства не удовлетворяющей чувству справедливости русской жизни, постепенное совершенствование человека и общества. Мирная победа добра над злом возможна, по Лескову, лишь через нравственное совершенствование каждой отдельной личности, двойственной по своей природе: «Прямолинейных натур <.> нет в природе: живой человек гораздо сложнее, и добро у него мешается со злом.» (Н.С Лесков, 1878, № 34, с. 3). Отсюда афористическая формула: «Изменение всего, но вначале всего в самом человеке» [Л., V: 207].

Смысл жизни и призвание человека писатель видел в активной и «деятельной нравственности», во внутренней потребности человека «увеличивать сумму добра в себе и вокруг себя» (Н.С. Лесков, 1984, с. 116), в самоотверженном служении ближнему, в любовном единении людей. Воспитанию детей в таком христианско-гуманистическом духе писатель придаёт особое значение и считает, что в выполнении этой задачи решающую роль должны сыграть семья и школа. Будучи убеждённым в «великой важности» первоначального образования, которое, по мысли писателя, определяет «всю будущность» ребёнка, Лесков настаивает на необходимости «заботиться, прежде всего, об образовании человека в нём», приобщая его к высоким целям и идеалам жизни, которые не должны быть «чужды там, где дело касается простого букваря» [2: 665]. Мысль Ж. Ж. Руссо о приоритете воспитания перед образованием, ибо просвещённый ум не гарантирует высокой нравственности, в истории русской общественной мысли актуализировалась не однажды. Лесков, вслед за Пироговым, тоже её разделяет. Главную цель начальной школы он видит в «наставлении детей из народа в началах христианской нравственности и в непреложных истинах социальной жизни» (Н.С. Лесков, 1879, с. 1−2), причём такое воспитание должно вестись с самого раннего возраста духовным лицом и в доступной пониманию детей форме. Таким доступным детям источником Лесков считал Библию, из которой весь цивилизованный мир черпает непреложные истины социальной жизни, преподанные. в учении Христа о любви к ближнему" (Лесков, 1879, № 232).

Встатьях"Педагогическоеюродство"—(-1876),—"Безбожные—школы—в.

России" (1881) и др. Лесков выступает против изгнания религии из школы («Русский народ не хочет и не примет школы без религии» (Н.С. Лесков, 1876, с. 517)). Писателя глубоко беспокоит и отстранение от слова Божия работающих детей («Торговая кабала»), которым «неведомы. понятия о чести, о долге, о нравственности» [I: 203]. Отсутствие должного нравственного воспитания он считал причиной детской преступности («Необходимость праздничного отдыха для детей», «Брошенные на улицу»). Лесков приходит к выводу о том, что всем детям, богатым и бедным, «недостаёт семьи», «доброй семьи». Писатель считает настоящую, «счастливую семью» — «ближайшим и законнейшим из идеалов русского человека» [5: 615]. Его тревожит процесс начавшегося разрушения семьи, особенно в деревне, когда родители оказываются «пагубниками», главными виновниками драматической судьбы собственных детей, отправленных в город — «в услужение» (очерк «Пагубники»).

Через все статьи Лескова о детях лейтмотивом проходит мысль о необходимости воспитания ребёнка на высоких евангельских и общечеловеческих идеалах. Она обсуждается писателем в связи с насущными проблемами русской жизни.

Вопросы воспитания с древнейших времён (XIII в.) оказались связанными с проблемой детского чтения. Эту связь Лесков прекрасно сознавал и считал, учитывая личный опыт, что в процессе воспитания хорошая книга должна занять достойное место. Отсюда повышенный интерес и внимание к современной ему детской литературе и периодике, отсюда деятельное вмешательство в процесс их развития: сотрудничество с детскими журналами, рецензирование книг и периодических изданий для детей, выступления в печати с критическими обзорами, наконец, создание собственных художественных произведений для детей. Активно сотрудничая с 1880 года с журналами «Детское чтение», «Игрушечка», «Задушевное слово» и публикуя в них свои рассказы, Лесков стремился воздействовать на формирование должного лица этих изданий, а также оказывал им в трудные времена необходимую поддержку. Это не отменяло критической оценки детских журналов писателем, который выступалпротив—бессодержательности— публикуемых— в—них— произведений^ отрыва от реальной жизни, против «неразборчивого и вредного вздора» и «разного карамеля сентиментализма» (Н.С. Лесков, 2000, с. 109).

Требования Лескова к детской книге и кругу детского чтения определяются педагогическими воззрениями писателя, его программой воспитания детей на высоких христианских и общечеловеческих идеалах. Хорошая детская книга, эстетически воздействуя на ребёнка, должна «дать какое-нибудь доброе направление его мыслям», способствовать «строению ума и души», «возвышению духа» в юном читателе. Важную роль в приобщении детей к полезному чтению должны играть мудрые родители и воспитатели, знающие, «что в них (детях. — Е.Т.) надо воспитывать, а что искоренять».

Не менее требователен Лесков-критик и писатель к художественной форме «детских» произведений. Он ратует за книжки, которые «писаны умом и талантом» [8: 280], считая, что только подлинно художественное произведение может выполнить свою сверхзадачу: способствовать духовно-нравственному, умственному и эстетическому развитию ребёнка. Именно критерий художественности произведения, наряду с его содержательностью, станет основополагающим при решении Лесковым вопроса о круге детского чтения, актуального, острополемического и сегодня. Подобно предшествующей (В .Г. Белинский) и современной (Н.Г. Чернышевский) ему критике, Лесков, не удовлетворённый состоянием детской периодики, выступал за приобщение детей к «большой литературе», «приспосабливая» классику к детскому чтению. Отвергая недобросовестную в этой области работу бесчисленных компиляторов, («посредственности») и в противовес им, писатель в начале 1870-х годов сам обратился к обработке романа «Труженики моря» В. Гюго, высоко оценивая духовно-нравственный потенциал произведения, новое, необыкновенное для русского читателя его содержание и художественность формы.

Рассмотрение деятельности писателя по рецензированию народных и детских книг во время службы в Министерстве народного просвещения (1874 — 1883) вводит в лабораторию Лескова-критика, позволяет конкретизировать его требования. к детской-книге.-Как-рецензент,-он-отказывается-рекомендовать-в школьные библиотеки книги бессодержательные, отличающиеся «нестаточностью фабулы», бедностью вымысла, незнанием и искажением предмета изображения неправдоподобием вымышленных ситуаций, бедностью, грубостью и «неестественностью» языка, «манерностью» и «слащавой сентиментальностью» изложения. Особенно неприязненно относится Лесков к «институтским» сочинениям писательниц Энгельгардт (Ольги Н.), А. А. Благово, Т. Толычевой и др. за незнание ими жизни и предмета изображения. В «Рождественских рассказах» А. А. Благово он не находит «ни мастерства, ни таланта». В её же «Истории двух братьев» в развитии фабулы видит «всё анекдотическое незнакомство институтки с народною жизнью» (РГИА, 1874, № 96). В книжке Е. В. Щепиной «Лёгкое чтение в стихах и прозе» рецензент находит множество «несообразностей», особенно в описании Киева: «киевский говор передаётся очень фальшиво" — упомянутых Щепиной «бревенчатых стен там вообще не встречается» и т. п. (Там же, № 46).

В репрезентации авторами религиозной темы Лесков обязательно указывает на малейшую погрешность: отступления от православия и библейских сюжетов, неудачное цитирование Священного писания и недостаточно тонкое его понимание, незнание церковных терминов, неточности в описании жизни «высоких подвижников» и многое другое (См.: РГИА, 1874, №№ 11, 24, 87, 122, 133, 146- 1875, № 219). В детской книге, считает рецензент, весьма важен характер повествования, «тон», который должен быть «спокойным и мирным», свободным от раздражительности (См.: РГИА, 1874, №№ 47, 133, 134- 1875, № 229). С особым пристрастием Лесков относится к учебным книгам, где, как он считает, важно всё — от содержания до внешнего вида книги и её технического оформления (См.: РГИА, 1874, № 106). В отзывах всегда выдерживаются основные педагогические требования: обязательно учитываются возрастные возможности реципиента, уровень его подготовки, доступность материала, в связи с чем рассмотренные книги рекомендуются для библиотек разных типов школ: первоначальных, начальных, гимназий, средних учебных заведений, училищных библиотек и для семейного чтения.

Из^рассмотренных нами архивных отзывов-Лескова-за-1874—-1875-годы большинство отрицательные. Среди книг, получивших положительный отзыв, две Лесков считает образцовыми, достойными подражания. Это «Чтения для детей пастора Тодда» (СПб., 1875) — «одна из приятнейших и душеполезных книг» (РГИА, 1875, № 233). А из «развлекательной» литературы его высокую оценку получила повесть из книги Е. Васильевской «Отдых. Два рассказа для детей» (СПб., 1874) — «Крофтонская школа» (перевод с английского), о которой Лесков писал: «Она в своём роде почти безукоризненна и в известной степени может служить образцом для писателей, занимающихся детской литературой» (РГИА, 1874, № 51). Во всех лесковских рецензиях на беллетристические произведения обязательно присутствует оценка их художественного уровня.

Не менее интересны замечания Лескова о языке и стиле детских книг, практически ни одна рецензия без них не обходится. Писатель выступает за простоту и народность языка, без его вульгаризации и злоупотреблений просторечными, диалектными и иностранными словами. Авторы таких книг должны учитывать особенности детского восприятия и уметь писать кратко, занимательно, доступным детям языком. Иногда анализ только языка и слога оказывается для рецензента достаточным для того, чтобы дать общее заключение о произведении. Таковы отзывы на книгу Ф. Д. Нефёдова «Безоброчный» (РГИА, 1874, № 133) и особенно на книги С. В. Максимова (Там же, №№ Ю1, 103, 153).

Свою творческую установку на воспитание личности в ребёнке, «образование человека» Лесков сумел реализовать в созданных им подлинно художественных произведениях для детей. Рассказы, легенды, сказки писателя органически включаются в его творчество, художественное и критико-публицистическое. Образы детства присутствуют и во многих других произведениях Лескова с самого начала его творческого пути («Овцебык», «Житие одной бабы», «Леди Макбет Мценского уезда»).

Детство для Лескова, как и для Толстого и других писателей, — это особая и счастливая пора в жизни человека, имеющая определяющее значение для его.

——дальнейшей-судьбы—Дитя-постепенно-входит-вокружающий-мир, познаёт~его,~ приобщается к законам и нормам человеческого общежития. Огромное значение в этом процессе писатель придаёт «умному руководству» со стороны семьи, родителей, воспитателей.

В то же время, детство — это и «метафизический возраст» (В. Розанов), «выражение подлинного дыхания жизни» (А.П. Скафтымов), абсолютной «полноты» жизни («и всё тогда было такое милое, весёлое, полное» — выделено нами. — Е.Т.) и «животворящей веры». Не случайно для Лескова «дитя — божий посол», именно ребёнку в присущем ему чувстве радости дано это ощущение божьей благодати, гармонии мира, которое уходит вместе с детством: «. а теперь как-то всё как будто и то же, да нет чего-то <.> нет тёплой животворящей веры во многое, во что так сладко и уповательно верилось» [2: 61]. Словом, мир детства в изображении Лескова — это особый мир, параллельный взрослому и часто противопоставленный ему.

Художественно осмысливая собственные детские впечатления, Лесков показывает, как складывается внутренний мир ребёнка под влиянием внешних обстоятельств и природных склонностей, и как постепенно утверждается в нём новый взгляд на мир и формируются нравственные представления.

В маленьких героях «Неразменного рубля», «Пугала», «Привидения в Инженерном замке» писатель сумел увидеть противоречивую сложность человеческой природы, борьбу в его душе антитетичных начал, но и нарисовать картину торжества добра в ней, нравственного роста ребёнка, приобщения его к вечным духовным ценностям. Эти и другие произведения для детей оказываются напрямую связанными с дорогой для Лескова темой праведничества, а герой рассказа «Дурачок», как и Маланья из сказки «Маланья — голова баранья», становится символическим выражением праведности.

В детских рассказах Лесков проявил себя как замечательный психолог. Раскрывая диалектику внутреннего мира ребёнка, он иногда приближается к толстовскому методу «диалектики души», изображая в «Неразменном рубле» и отчасти в «Пугале» процесс возникновения и развития чувства маленького героя, его переход под влиянием внешних воздействий в новое состояние. Состояние-радостии—нравственного-удовлетворения,-возникшеевМиколаше («Неразменный рубль») в результате совершения им добрых дел, сменяется под влиянием слов «дьявола"-торговца чувствами обиды и зависти. А предпринятые им шаги для возвращения утраченного превосходства над окружающими покупка жилета со стекловидными пуговицами) приводят мальчика к полному поражению (утрате неразменного рубля) и погружают в отчаяние, выход из которого — в «пробуждении», как от сна, так и от всяких индивидуалистических устремлений.

Любые впечатления детства, и положительные, и отрицательные, оказывают решающее влияние на формирование личности ребёнка, что раскрывается в каждом произведении Лескова. Не только окружающая обстановка, психологическая атмосфера, в которой ежедневно находится герой, воздействует на него, но ещё более — общение со взрослыми людьми, «своими» по духу или «чужими», и просто счастливая встреча с настоящим человеком, праведником. Атмосфера напряжения и страха, царящая в Инженерном замке, в орловской деревне, где из Селивана сделали «пугало», в имении дяди пятилетнего героя «Зверя», отрицательно влияет на ребёнка, искажает его естественные чувства и желания. В таких условиях возвращение маленького героя к самому себе, к свойственным детской душе светлым началам невозможно, по убеждению писателя, без мудрого воспитателя, понимающего и любящего ребёнка, умеющего поддержать в нём стремление к самостоятельным решениям и чувство ответственности за поступки, помогающего ему без морализирования понять «уроки», которые преподносит сама жизнь.

Автобиографическое начало, свойственное большинству произведений для детей, определило и форму повествования в них. Рассказы «Неразменный рубль», «Пугало», «Зверь», «Привидение в Инженерном замке», «Дурачок» «писаны мемуаром», от первого лица, как воспоминания о детстве, поэтому в повествовании своеобразно соотнесены различные речевые сферы, прежде всего маленького героя и взрослого повествователя, умудрённого жизненным опытом. Такой «двойной» взгляд на изображаемое придаёт ему глубину и объёмность. Отсюда вытекает и особый характер художественного времени: оно отличается дистанцией между прошлым и настоящимг"тогда" и «теперь» повествователя:—.

Параллельное рассмотрение «детской» темы в критико-публицистическом и художественном творчестве писателя позволяет сделать вывод об их «единой гражданской и духовной направленности» (И.В. Столярова, 2006, с. 71).

В «детских» рассказах Лескова на высоком уровне художественности реализуются дорогие для него мысли о воспитании подлинно нравственной личности в ребёнке, о приобщении детей к высшим духовным ценностям и гражданским идеалам.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , Н.С. Собрание сочинений : В 12 т. — М.: изд-во «Правда», 1989.
  2. , Н.С. Полное собрание сочинений : В 30 т. — Тт. 1−10. — М.: ТЕРРА, 1996 — 2007. Продолжающееся издание.
  3. , Н.С. Безбожные школы в России // Новое время. — 1881. — 5 ноября (№ 2044). — Перепечатано в ст.: О. Е. Майоровой «.Жаль наших православных.» // Путь. — 1994. — № 5. — С. 187−192.
  4. , Н.С. Брошенные на улицу // Петербургская газета. — 1885. — № 226.28 сентября.
  5. , Н.С. Начальная школа // Петербургская газета. — 1877.— № 223. — 14 ноября.
  6. , Н.С. Начальная школа и духовенство // Петербургская газета. — 1879. — № 232. — 25 ноября.
  7. , Н.С. Необходимость праздничного отдыха для детей // Петербургская газета. — 1885. — № 12, январь.
  8. , Н.С. Отцовский завет // Лесков Н. С. Отцовский завет : Рассказы. — М., «Летописец» — «Русская книга», 2000. — С. 285−321.
  9. , Н. Пагубники // Лесков Н. Честное слово. — М.: «Советская Россия», 1988. — С. 244−277.
  10. , Н.С. Педагогическое юродство // Православное обозрение. — 1876.7. —С. 509−524.
  11. , Н.С. Под Рождество обидели // Чудо Рождественской ночи. — СПб., 1993. —С. 312−328.
  12. , Н.С. <Рецензии на детские книги> // Журнал заседаний Особого-отдела Учёного комитета Министерства народного просвещения. 1875 г. // Российский государственный исторический архив (РГИА). — Ф. 734. —Оп.З.
  13. М.: изд-во «Наследие», 2000. — С. 109−110.
  14. , Н.С. Чудеса и знамения // Церковно-общественный вестник — 1878.28. —С. 3.
  15. , Н.С. Чудеса и знамения // Церковно-общественный вестник — 1878.34. —С.З.
  16. Труженики моря. Роман Виктора Гюго, приспособленный для детей М. Стебницким. — СПб.: Типография товарищества М. О. Вольф, 1872. — 441 с. (Предисловие М. Стебницкого. — С. I-II).
  17. , Л.А. Лесковское ожерелье. — М.: Книга, 1986. — 304 с.
  18. , Л.А. Три еретика : Повесть о А. Ф. Писемском, П.И. Мельникове-Печерском, Н. С. Лескове. — М.: Книга, 1988. — 352 с.
  19. , И.В. Проблемы диалогизма, интертекстуальности и герменевтики в интерпретации художественного текста : лекции к спецкурсу. — СПб.: изд-во СпбГУ, 1995. —59 с.
  20. , А.Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров. — М.: Ин-т практ. психологии — Воронеж: МОДЭК, 1996. — 767 с.
  21. , Л.Н. Слово о Лескове // Творчество Н. С. Лескова: науч. труды Курского гос. пед. ин-та. — Курск, 1977, — С. 3−10.
  22. , М.М. Эстетика словесного творчества. — М.: Искусство, 1979. — 424 с. ---------------- -----------------------
  23. , Н.А. Судьба России. — М.: изд-во МГУ, 1990. — 240 с.
  24. , В.Г. Полное собрание сочинений : В XIII т. — М.: АН СССР, 1953−1956.
  25. , Ю.А. «Человек живет словами» // Русский язык в школе. — 1980. — № 1. —С. 48−55.
  26. , А. Творческая эволюция // А. Бергсон. Собрание сочинений: В 4-х т. —М.: Моск. клуб, 1992. —Т. 1. —336 с.
  27. , Е.А. М.М. Бахтин: этическая онтология и философия языка // Вопросы философии. — 1993. — № 1. — С. 51−59.
  28. , И.П. Жанр рассказа в творчестве Н.С. Лескова // Филологические науки. — 1981. — № 2. — С. 25−28.
  29. , И.П. Николай Семёнович Лесков : в помощь преподавателям, старшеклассникам и абитуриентам. — М.: изд-во МГУ, 2000. — 96 с.
  30. , И.П. Об атмосфере художественного мира Н.С. Лескова // Русская словесность. — 1995. — № 6. — С. 17−22.
  31. , И.П. Передовые статьи по вопросам внутренней жизни России в «Северной пчеле» (1862−1863) // Лесков Н. С. Полное собрание сочинений: В 30 т. — Т. 1. — М.: «Терра», 1996. — С. 787−853.
  32. Вып. 1.: Н. С. Лесков. — С. 7−10.
  33. , В.В. О языке художественной прозы. —М.: Наука, 1980.—360с.
  34. , А.Л. Н.С. Лесков: Критический очерк. — СПб.: Паровая скоропечатня Я. И. Либермана, 1898. — 167 с.
  35. М.: Наука, 1964. — С. 45−68.
  36. , В. Н.С. Лесков: В творческой лаборатории. — М.: Сов. писатель, 1945. —224 с.
  37. , В.М. Антропоцентрическая парадигма как основа онтологии философской повести Н.С. Лескова («Детские годы») // Филологические исследования: сб. науч. трудов в честь Г. Б. Курляндской. — Орёл: ОГУ, 2002. — С. 63−69.
  38. , А.А. Н.С. Лесков и народная культура. — Л.: Наука, 1988. — 296 с.
  39. , М. Лев Толстой // Собрание сочинений: В 30 т. — Т. 14. — М.: ГИХЛ, 1951. —С. 253−300.
  40. , М. Н.С. Лесков // Собрание сочинений: В 30 т. — Т. 24. — М.: ГИХЛ, 1953. — С. 228−237.
  41. , В.А. «Записки охотника» И.С. Тургенева в оценках Н. С. Лескова // Творчество Н. С. Лескова: научные труды Курского гос. пед. ин-та. — Курск, 1977. —С. 120−138.
  42. Громов, В. А «Чтоб чувства добрые в читающем рождать.» // Орловская правда. — 1976. — 15 февраля. — С. 3.
  43. , Л. Николай Семёнович Лесков. — М.: ОГИЗ, 1956. — 166 с.
  44. , Л.П. Н.С. Лесков. Жизнь — Творчество — Поэтика. — М.: ОГИЗ, 1945. —319 с.
  45. , П.С. Философская антропология : опыт систематики // Вопросы философии. — 1995. — № 8. — С. 92−102.
  46. , Т.Л. О «Тружениках моря». Вместо предисловия. — Рукопись. — 10 с.
  47. , В. Труженики моря / Перевод А. Худадовой // Гюго, В. Собрание сочинений: В 10 т. — Т. 8. — М.: изд-во «Правда», 1972. — 438 с.
  48. , С.Ф. Идейно-эстетические функции вымысла в творчестве Н.С. Лескова: автореферат дис. .канд. филол. наук. — М., 1986. — 20 с.
  49. , П.Н. «Запечатленный ангел» и «Очарованный странник» Н.С. Лескова: «очеловеченное евангелие» // Филологические науки. — 2002. — № 6. — С. 31−35.
  50. , Ф.М. Полное собрание сочинений : В 30 т. — Л.: «Наука». — 1972−1990. — Т. II, XIII, XIV, XXII.
  51. , Б.М. Н.С. Лесков: очерк творчества. — М.: ГИХЛ, 1957. — 190 с.
  52. , Б.С. В зеркалах устного слова (Народное самосознание и его стилевое воплощение в поэтике Н.С. Лескова). — Воронеж: изд-во Воронежского пед. ун-та, 1994. — 191 с.
  53. , Б.С. Об особенностях поэтики НС. Лескова на рубеже 60−70-х годов XIX века: автореферат дис. .канд. филол. наук. — Воронеж, 1974. — 21с.
  54. , Б.С. Поэтика лесковской стилизации : сказка «Час воли Божией» // Тезисы докладов межвузовской научной конференции, посвященной 160-летию со дня рождения Н. С. Лескова. — Орёл: изд-во Орл. гос. ун-та, 1991. — С. 25−26.
  55. , О.В. Мнемонические элементы поэтики Н.С. Лескова. — СПб.: Алетейя, 2001. —315 с.
  56. , О.В. Поэтика памяти и авторская позиция в прозе Н.С. Лескова: «Детские годы (Из воспоминаний Меркула Праотцева)» // Автор и текст. — Вып. 2. — СПб.: Алетейя, 1996. —С. 288−305.
  57. , Ф.И. Н.С. Лесков: Очерк жизни и творчества. — М.: Гослитмузей, 1946. —32 с.
  58. , Б.Ф. Борьба эстетических идей в России 1860-х годов. — Л.: Искусство, 1991. — 336 с.
  59. , В.В. Н.С. Лесков о книге и чтении // Третьи Денисьевские чтения — М.- Орёл, 2006. — С. 253−260.
  60. , П.Г. Жанр рассказа в творчестве Н.С. Лескова 80−90-х гг. XIX века: проблемы поэтики: дис. .канд. филолог, наук. — Пенза, 2004. — 154 с.
  61. , П.Г. Малая эпическая форма в творчестве Н.С. Лескова 80−90-х годов XIX века: (особенности поэтики) // Учёные записки Орловского гос. ун-та. — Т. III: Лесковский сборник. — Орёл: изд-во ОГУ, 2006. — С. 75−79.
  62. , В.А. Что такое воспитание? // В. А. Жуковский. Полное собрание сочинений / Под ред., с биограф, очерком и примеч. проф. А. С. Архангельского: В 12 т. — Т. X (XI). — СПб.: Изд-во А. Ф. Маркса, 1902. — С. 24−27.
  63. , В.Н. Историческая поэтика и её категории // Проблемыисторической поэтики-:-художественные-и-научные-категорииг=^Вьтг2г:-:^
  64. Петрозаводск: Изд-во ПТУ, 1992. — С. 3−9.
  65. , С.И. Жанр святочного рассказа в творчестве Н.С. Лескова: автореферат дис. .канд. филол. наук. — СПб., 2005. — 23 с.
  66. , В.Я. Тема детства в творчестве К.Д. Воробьёва: дис. .канд. филол. наук / Орловский гос. пед. ун-т. — Орёл, 2004. — 192 с.
  67. , М.Ю. Особенности повествования в раннем творчестве Н.С. Лескова // НДВШ. Филологические науки. — М., 1987. — № 4 (160). — С. 16−21.
  68. , Т.Н. Семейная тема в романе Н.С. Лескова «Некуда» // Юбилейная международная конференция по гуманитарным наукам: материалы. — Орёл, 2001. —Вып. 1. —С. 30−34.
  69. , Т.А. Библейские и богослужебные элементы в прозе Н. Лескова: автореферат дис.. .канд. филол. наук. — М., 2002. — 16 с.
  70. Ш. Кабанова, О.В. Религиозно-нравственные взгляды Н. С. Лескова // Культура Отечества: прошлое, настоящее, будущее. — Томск, 1994. — Вып. 2. — С. 83−86.
  71. , Т.А. О творящей природе слова. Онтологичность слова в творчестве Ф. М. Достоевского как основа «реализма в высшем смысле» — М.: изд-во ИМЛИ РАН, 2004. — 480 с.
  72. , К. Фольклорно-мифологические мотивы в творчестве Н.С. Лескова // В мире Лескова. — М.: Сов. писатель, 1983. — С. 58−74.
  73. , М.Н. Сюжетная схема «Великодушный старик» в контексте мифа о великом грешнике («Постоялый двор» — «Павлин» — «Подросток») // Сюжет и мотив в контексте традиции. — Новосибирск, 1998. — С. 64−74.
  74. , О.С. Языковая компонента в этническом самосознании российского общества XIX века : по произведениям Н. С. Лескова // Вестник Московского университета. — Серия 8: История. —2002. — № 4. — С. 105−111.
  75. , Т.В. Русская поэзия для детей : от Лаврентия Зизания до Ивана Бунина. — Орёл, ОГУ, Полиграфическая фирма «Картуш», 2005. — 240 с.
  76. , Ю.Н. Духовные искания Н.С. Лескова: кризис христианской идеи в творчестве Н. С. Лескова 70-х годов // Вестник Московского университета. — Серия 19.: Лингвистика и межкультур, коммуникация. — 2000. — № 4. — С. 87−95.
  77. , Ю.Н. Концепт «пути» в мировоззрении Н.С. Лескова: дис. .канд. филол. наук. — М., 2001. — 195 с.
  78. Кон, И. С. Ребёнок и общество: историко-этнографическая перспектива. — М.: Наука, 1988. — 269 с.
  79. , Б.О. Изучение текста художественного произведения. — М.: Просвещение, 1972. — 110 с.
  80. , В.Ф. Двойное сознание интеллигенции и псевдокультура // Вопросы философии. — 1989. — № 9. — С. 65−75.
  81. , В.Ф. О карнавализации как генезисе двойного сознания // Вопросыфилософии.-=-Л 989. — № 40. — С.-73−95----------———
  82. , А.А. «„Будьте совершенны.“: Религиозно-нравственные искания в святочном творчестве Н. С. Лескова и его современников — М. — Орёл, 1999. —303 с.
  83. М., 1996. — № 2. — С. 8−9.
  84. , А.А. Н.С. Лесков и Чарльз Диккенс // Гуманитарные проблемы глазами молодых: материалы конференции молодых ученых Орловского государственного педуниверситета. — Орёл, 1995. — С. 36−40.
  85. , А.А. Проблема нравственного формирования человека в творчестве Н.С. Лескова // Образование и общество. — 2001. — № 2. — С. 97−105.
  86. , А. А. Творчество Н.С. Лескова в детском чтении : рассказ „Неразменный рубль“ // Гуманитарные проблемы глазами молодых. — Вып.2.-=Орёл,-1994.— С.-65−72.—--- —----—-——----—----—
  87. , Л.М. „Живые лица“ лесковских праведников // Новое о Лескове.
  88. Йошкар-Ола, 1998. —С. 103−107.
  89. , А.В. Текст и контекст в поэтике Н.С. Лескова: постановка проблемы // Новое о Лескове: межвузовский сб. науч. трудов. — Вып. 2. — Йошкар-Ола: МГПИ им. Н. К. Крупской, 2006. — С. 7−18.
  90. , Е.Л. Повествовательная структура романа Н.С. Лескова „Некуда“ вi системе русского антинигилистического романа 1860−1870-х годов: автореферат дис.. .канд. филол. наук. — Псков, 2001. — 18 с.
  91. , М.А. Проблема семьи и детства в творчестве И.С. Тургенева: автореф. дис.. канд. филол. наук/МГУ им. Ломоносова. —М., 2005.—19с.
  92. , Г. Б. Лесков и Толстой // Творчество Н. С. Лескова: межвузовский сб. науч. трудов. — Курск, 1986. — С. 85−110.
  93. Нб.Курлядская, Г. Б. Н. С. Лесков и Л. Н. Толстой: Религиозно-эстетический идеал // Курляндская, ГБ. Раздумья: И Тургенев, А. Фет, Н Лесков, И. Бунин, А. Андреев: В помощь учителю. — Орёл: „Орлик“, 2005. — С. 152−186.
  94. , Г. Б. Проблема человека в „Соборянах“ // Творчество Н. С. Лескова: науч. труды. — Т. 76 (169). — Курск: КГПИ, 1977. — С. 11−31.
  95. , М.Л. Концептуальная картина мира Н.С. Лескова и её отражение в идеостиле писателя: дис. .канд. филол. наук. — Барнаул, 2000. — 147 с.
  96. , Б.А. Жанр мемуарного очерка в творчестве Н.С. Лескова 1880-х годов: автореферат дис.. канд. филол. наук. — Орёл, 2003. — 22 с.
  97. М.: изд-во „Наследие“, 1997. — 654 с. — Кн. 2. — М.: „Наследие“, 2000.569 с.
  98. Лихачёв, Дмитрий. Избранные труды по русской и мировой культуре. — СПб.: изд-во СПбГУП, 2006. — 416 с.
  99. , К. Н. Эстетика Л.Н. Толстого. — М.: „Современник“, 1979. — 497 с.
  100. , Ю.М. Внутри мыслящих миров : Человек — Текст — Семиосфера
  101. История. —М.: Языки русской культуры, 1996. — 447 с.
  102. , Ю.М. Структура художественного текста. — М.: Искусство, 1970.384 с.
  103. , А.В. Сюжет и фабула рассказов Н.С. Лескова второй половины 70—80 годов // Учёные записки Ивановского гос. пед. ин-та. — Т. 33. — Иваново, 1967. — С. 57−78.
  104. В.А. Художественный текст : Основы лингвистической теории и элементы анализа: учеб. для филол. спец. вузов. — М.: Ось-89, 1999. —192 с.
  105. , О.Е. Игра слов у Н.С. Лескова: чудо в рассказе „На краю света“ // Русская речь. — 1986. — № 1. — С. 27−32.
  106. , О.Е. Особенности стиля рассказов-воспоминаний Н.С. Лескова // Русская речь. — 1981. — № 1. — С. 51 -54.
  107. , О.Е. ».Жаль наших православных.": о затерянной статье Н. С. Лескова «Безбожные школы в России» / Вступ. ст., публ. и примеч. О. Е. Майоровой // Путь. — 1994. — № 5. — С. 183−193.
  108. , Ю.В. Автор и повествование // Известия АН СССР. — Серия лит. и яз. — 1991. — Т. 50. — № 1. — С. 3−19.
  109. Маркадэ, Ж.-К. Творчество Н. С. Лескова. Романы и хроники / Пер. с французского А. И. Поповой и др. — СПб.: Академический проект, 2006. — 478 с.
  110. , Е.М. Историческая поэтика новеллы. — М.: Наука, 1990. —279 с.
  111. , Д.С. В тихом омуте : статьи и исследования разных лет. — М.: Сов. писатель, 1991. — 415 с.
  112. , С.Г. Н.С. Лесков в «Задушевном слове» // Актуальные проблемы журналистики. — Вып. 2. — М., 1983 — С. 122−129.
  113. , И.Н. Древнерусский Пролог в творчестве Н.С. Лескова: автореферат дис. .канд. филол. наук. — СПб., 2003. — 21 с.
  114. , В.П., Кройчик, Л.Е., Скобелев, В. П. Поэтика сказа. — Воронеж: изд-во Воронеж, ун-та, 1978. — 287 с.
  115. , В.А. Русский социально-универсальный роман XIX века : становление и жанровая эволюция. — М.: изд-во МГУ, 1997. — 173 с. ,
  116. , Д.А. Сновидения и «просонки» в поэтике Н.С. Лескова: к постановке проблемы // Учёные записки Орловского гос. ун-та. — Т. III: Лесковский сборник. — Орёл: изд-во ОГУ, 2006. — С. 31−48.
  117. , Н.А. «Чужое» слово в прозе Н.С. Лескова // Русский язык в школе. — 2001. — № 1. — С. 47−53.
  118. , А.А. Николай Семёнович Лесков : своеобразие художественного мировосприятия: в помощь учителю. — Орёл: Издательский Дом «ОРЛИК»,--20 057— 128-сг————————-------—-
  119. , А.А. Основы формирования религиозно-нравственной позиции Н.С. Лескова// Филологические науки, 2003. — № 3. — С. 13−15.
  120. , JI. Поэзия лесковской прозы // В мире Лескова. — М.: Сов. писатель, 1983. —С. 261−289.
  121. , А.С. Язык русских писателей. — М. — Л.: изд-во АН СССР, 1948. — 190 с.
  122. , В.О. Легенды и апокрифы в художественной системе Лескова : автореферат дис.. .канд. филол. наук. — С.-Петербург, 1994. — 24 с.
  123. , Л.М. О формах сказа и психологизма в рассказах Лескова «Фигура» и «Человек на часах» // Творчество Н. С. Лескова: межвузовский сб. науч. трудов. — Курск: изд-во КПИ, 1986. — С. 9−15.
  124. , Л.М. «Эстетическая ситуация» у Лескова и Тургенева : к вопросу типологического родства // Юбилейная международная конференция по гуманитарным наукам. — Орёл: Орловский гос. ун-т, 2001. — Вып. 1.: Н. С. Лесков. —С. 173−178.
  125. , Л.М. Мотив «праведничества» в творчестве Лескова и Тургенева // Творчество Н. С. Лескова. — Курск, 1980. — С. 91−99.
  126. , А.В. Миф и легенда в творчестве Н.С. Лескова: рассказ «Белый орёл» // Проблемы исторической поэтики. — Петрозаводск, 1992. — С. 18−31.
  127. , Р.Н. «Удивительная судьба этого Стебницкого.»: «На ножах» в творческой истории «Бесов»: странники Лескова и Достоевского // Достоевский и мировая культура. — М.: Классика плюс, 1998. — С. 162−179.
  128. , М.Я. Вопросы поэтики художественной семантики. — М.: Сов. писатель, 1986. — 450 с.
  129. , Е.А. От первого лица : сказ у Н. С. Лескова // Русская речь. — 2002. — № 5. —С. 9−15.204гПорошенков—ЕтПг-Художественный-мир-Н.С.- Лескова.-—-Борисоглебск, 1994. —138 с.
  130. , Г. Н. Вопросы методологии и поэтики : сб. статей. — М.: изд-во МГУ, 1983. —336 с.
  131. , А.А. Мысль и язык. — Киев: СИНТО, 1993. — 192 с.
  132. , Т.А. О способах формирования художественного целого в рассказе Н.С. Лескова «На краю света» // Вестник Московского университета. — Серия 9. Филология. — 1989. — № 4. — С. 50−53.
  133. , В.Я. Морфология волшебной сказки : Исторические корни волшебной сказки. — М.: Лабиринт, 1998. — 512 с.
  134. , Е. Творчество Н. С. Лескова и русская массовая беллетристика // В мире Лескова: сб. статей. — М.: Сов. писатель, 1983. — С. 149−186.
  135. , С. Публицистика Н. С. Лескова начала 60-х годов // Учёные ---------- —записки ЛГПИ им. Терцена. — Т. 32. — -Ч. 2. — Л., 1958. —С. 137−165
  136. , ИВ. Художественная концепция личности в творчестве Н.С. Лескова 1860-х годов: автореферат дисканд. филол. наук. — Армавир, 2000. — 19 с.
  137. , Н.Т. Поэтика романа. — Саратов: изд-во Сарат. ун-та, 1990.—252 с.
  138. , В.А. Личность в мире ценностей : Аксиология русской психологической прозы 1860−1870-х годов. — Воронеж: Воронежский гос. ун-т, 2005. —232 с.
  139. , Р.И. Критико-биографический очерк // Н. С. Лесков. Полное собрание сочинений: В 30 т. — Т. 1. — Изд. 3-е. — СПб.: издание А. Ф. Маркса, 1902. — С. 5−66.
  140. , В. Николай Лесков : Время и книги. — М.: Современник, 1981. — 302 с.
  141. , Ю. Л. Публицистика Н.С. Лескова 1870-х годов : автореф. дис. .канд. филол. наук. — Тарту, 1987. — 16 с.
  142. , И.С. Типология характеров праведников в романе-хронике Н.С. Лескова 1870-х годов: «Соборяне», «Захудалый род»: автореферат дис. .канд. филол. наук. — Орёл, 2002. — 22 с.
  143. , Н.Н. Лесков в школе. — М.: ВЛАДОС, 2000. — 360 с.
  144. , Н.Н. Содержание, структура и поэтика сказовой ситуации в святочных рассказах Н.С. Лескова // Новое о Лескове: межвуз. сб-к науч. трудов. —Вып. 2. —Йошкар-Ола: МГПИ им. НК. Крупской, 2006. — С. 43−59.
  145. , И.В. В поисках идеала : Творчество Н. С. Лескова. — Л.: Изд-во ЛГУ, 1978. —231 с.
  146. , И.В. Лесков и Россия // Лесков, Н. С. Полное собрание сочинений: В 30 т. —Т. 1. —М. :Терра, 1996. —С. 7−100.
  147. , И.В. Н.С. Лесков в «Биржевых ведомостях» (1869−1871) // Лесков, Н.С. Полное собрание сочинений: В 30 т. — Т. 6. — М.: «Терра», 1999. —
  148. С/673−753.-------------~—------—-------——----—-—
  149. , И.В. Н.С. Лесков в «Русском мире»: (проблемы атрибуции) // Лесков, Н.С. Полное собрание сочинений: В 30 т. — Т. 10. — М.: Терра-Книжный клуб, 2007. — С. 624−728.
  150. , И.В. Н.С. Лесков в «Русском мире» (1871−1875) // Учёные записки Омского гос. пед. ин-та. — Вып. 17. — Омск, 1962. — С. 97−122.
  151. , Н.Д. Русский классический роман XIX века : проблемы поэтики и типологии жанра. — М.: РГГУ, 1997. — 203 с.
  152. , С.М. Жизнь мифа в художественном мире Ф.М. Достоевского и Н. С. Лескова: автореферат дис.. .д-ра филол. наук. — М., 1996. — 34 с.
  153. , С.М. Мифы и демоны Лескова // С. М. Телегин. Философия мифа. Введение в метод мифореставрации. —М.: Флинта, 1994. — С. 88−127.
  154. , Е.А., Тюхова, Е.В. Произведения И. С. Тургенева в оценках Н. С. Лескова // Новое о Лескове: межвузовский сб. науч. трудов. — Вып. 2. —--Йошкар-Ола:МГПИим.Крупской, 2006. — Gr 144−1-52.------—
  155. Энциклопедический справочник / Ред.-сост. И. П. Ильин, Е. А. Цурганова. — М.: Наука, 1996. — С. 154−157.
  156. , В.Ю. Лесков — художник. — М.: Наука, 1974. — 216 с.
  157. Труженики моря. Роман В. Гюго. Перевод с французского. — СПб., 1866. — 368 столбцов. // Библ. л. и. ром. и пов. в р. п. за 1866 г. Библиотека лучших иностранных романов и повестей в русском переводе.
  158. , Е.В. О психологизме Н.С. Лескова. — Саратов: изд-во Саратов, унта, 1993. — 108 с.
  159. , Е.В. Проблемы изучения творчества Н.С. Лескова // Новое о Лескове: научно-методический сборник / Под ред. Н. Н. Старыгиной, И. П. Карпова. — М.- Йошкар-Ола, 1998. — 158 с.267ГУспе1Й1шй7БГА7Поэтика"композицииг-^- СПб: :-Азбука,-2000.-—352 с.---—
  160. , Н.П. Жанры эпической прозы. — Л.: Наука, 1982. — 183 с.
  161. , К.Д. Педагогические сочинения Н.И. Пирогова // Ушинский, К. Д. Педагогические сочинения: В 6 т. — М.: Педагогика, 1988. — Т. 2. — С. 408−457.
  162. , К.Д. О первоначальном преподавании русского языка // Ушинский, К. Д. Педагогические сочинения: В 6 т. —М.: Педагогика, 1988.1. Т. 4. — С. 8−22.
  163. Фаресов, АЛ Против течений.—СПб.: Типография М. Меркушева, 1904. —441с.
  164. , У.Р. Пути русского реализма. — Л.: Сов. писатель, 1963. — 264 с.
  165. , В., Майорова, О. Лесковская концепция праведничества // В мире Лескова: сб. статей. — М.: Сов. писатель, 1983. — С. 196−233.
  166. , В.Е. Художественный мир писателя и бытовая культура : на материале произведений Н. С. Лескова // Контекст. 1981. — М.: МГПИ, 1982.1. С. 110−145.
  167. , М.Б. Художественное творчество, действительность, человек. — М.: Сов. писатель, 1982. — 416 с.
  168. , А.В., Ремизов, В.Б., Трофимов, Н.А., Ежов, И.В. «Азбуки» Льва Толстого: кн. для учителя. — Тула, 1995.
  169. , С.Е. Время — метод — характер.—М.: Просвещение, 1976. — 159 с.
  170. , Л.Ф. Социально-философские воззрения Н.С. Лескова: автореферат дис.. .канд. филол. наук. — М., 2000. — 21 с.
  171. , В.Б. Жили-были : воспоминания, мемуарные записки, повести о времени с конца XIX века по 1964 г. — М., 1966.
  172. , А. Великорусский Гоголь : о творчестве Н. С. Лескова // Москва. — 2002. —№ 1. — С. 185−196.
  173. Leskov Nikolai / Les Dossiers H L’age сГHomme. — Laussanne — Paris, 2006.— 339 p.297. tes Travailleurs"de la-mer-/-Par Victor-Quqo.---T-.-IL- — Londres, Edimburqetj1. New-York. —P. 316.
  174. Muller de Morogues Ines. l}Aoeuvre journalistigue et litteraire de N.S. Leskov-
  175. Bibliographie. — Berne. — Franfort-s. Main. — N.-Y- Lang, 1984. — 170 p.
Заполнить форму текущей работой