Проблема пробуждения личностного самосознания женщин в представлениях европейских интеллектуалок XVII-XVIII веков
В отечественной историографии проблемы тендерной истории в период нового времени последовательно и основательно разрабатываются Л. П. Репиной. ь В 1994 году Л. П. Репина обратилась к теоретическим проблемам женской истории", к понятиям и специфическим категориям этой дисциплины, «проблемам теории и метода». 1 В 1996 году, в сборнике «Человек в кругу семьи», 3 глава, написанная Л. П. Репиной… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Положение женщин в европейском обществе раннего нового времени
- 1. Возможности и роли женщин в семье и обществе XVTI-XVTII веков
- 2. Новые роли женщин в творческой сфере
- 2. 1. Судьбы
- 1. Рассуждения мыслителей XVTI-XVTII веков о месте женщины в обществе
- 1. 1. Мнения французских авторов
- 1. 2. Отношение английских просветителей к «женскому вопросу». v 2. Интеллектуалки эпохи Просвещения о своём предназначении и правах
- 2. 1. Кэтрин Маколей и Мэри Уоллстонкрафт против Жан-Жака Руссо
- 2. 2. Жермена де Сталь о женском творчестве
- 2. 3. Первые защитницы женских прав и их идеи
Проблема пробуждения личностного самосознания женщин в представлениях европейских интеллектуалок XVII-XVIII веков (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Весь тот период человеческой истории, который получил отраже-" ние в письменных свидетельствах — это время безусловного господства мужского начала, а потому и почти вся дошедшая до нас история — это «мужская» история. Женщины играли в ней роль подчиненную, так или иначе связанную с обслуживанием мужчин. Западноевропейское общество (условимся понимать под этим названием то, что сложилось на территории западной части европейского континента в период средних веков) долгое время жило по нормам, установленным потребностями любой цивилизации традиционного типа. Тендерные отношения в нём складыва-> лись соответственно потребностям общества традиционного типа: патриархальная семья с абсолютным главенством в ней мужчины. Условия организации производственной деятельности людей дополнялись соответствующей организацией семейно-бытового уклада.
Начавшийся поворот в обществе к цивилизации нового типа, предполагающей активное вмешательство человека в жизнь окружающего мира, вызвал изменения на разных уровнях общественных отношений. * Прежде всего, бросается в глаза пробуждение личностного начала.
Именно на этом сосредоточили своё внимание исследователи — гуманитарии многих поколений. Индивидуализм, возникновение нового типа личности, разные стадии и разные грани этого многовекового процесса изучали и изучают историки, социологи, философы, литературоведы и представители множества других отраслей наук, изучающих человека. % При этом вне (или почти вне) внимания остаётся то обстоятельство, что понятие человек включает два «варианта» — мужчина и женщина, имеющие между собой не только физические и психические различия. Все специфические особенности зарождения и становления личностного начала «прекрасной» половины человечества заслуживают отдельного внимания.
Хотя в исторической литературе всегда признавалась и отмечалась деятельность «выдающихся» женщин, этот сюжет присутствовал на заднем плане «большой истории», как некое «украшение» исторического по-9 вествования.
Женская тема" в историографии заявила о себе в работах конца XIX — начала XX века в связи с первой волной феминизма и общественным интересом к так называемому «женскому вопросу», корни которого некоторые историки того времени обнаружили как в XVIII веке, так и в весьма отдалённых эпохах.
Становление «истории женщин», как особой исторической субдисциплины, произошло в конце 60-х -70-е годы XX века, главным образом k в рамках социально-структурной истории под идейным влиянием массового феминистского движения и сексуальной революции в обществе.
С самого начала круг интересов «женской истории» был очень обширен и включал в себя практически все вопросы, имеющие отношение к жизни женщин прошедших эпох, а цели и задачи «истории женщин» изменялись вслед за новыми стадиями её развития. Первоначально стояла проблема — «вернуть истории женщин», забытых в официальной ¦ общепринятой истории, написанной мужчинами и про мужчинв дальнейшем учёные видели свою задачу в изучении отношений господства и подчинения между мужчинами и женщинами в патриархальных структурах классовых обществ.
На 80-е годы XX века приходится развитие «тендерной» истории, в которой основной специфической категорией анализа в «женской исто-^ рии» становится «гендер» («пол-род»). «Этот концепт, альтернативный понятию «пол-секс» был призван подчеркнуть социальный характер неравенства между полами и исключить биологический детерминизм, присутствующий в понятии «пол-секс». В отличие от «пола-секса» тендерный статус и, соответственно, тендерная иерархия и гендерно-обуслов-ленные модели поведения задаются не природой, а конструируются обществом, предписываются институтами социального контроля и культурными традициями"1, такое узкое толкование понятия объяснимо на определённом этапе, если учесть, что подавляющая часть предшествующей исторической традиции — это «мужская» история, «.но сами по себе тендерные различия, во-первых, не указывают на то, почему отношения между мужчинами и женщинами столь постоянно предполагают господство и подчинение, а во-вторых, не объясняют динамику этих отношений, то есть не отвечают на вопрос, каким образом они складываются, воспроизводятся и трансформируются в разных контекстах повседневности.».2 Поэтому, «на сегодняшний день история женщин и тендерная история в её наиболее широком истолковании представляет собой огромное междисциплинарное поле, охватывающее социально-экономическое, демографическое, социологическое, культурно-антропологическое, психологическое, интеллектуальное измерения, и имеет объективные основания стать весьма важным стратегическим плацдармом для реализации проекта «новой всеобщей истории», способной переосмыслить и интегрировать результаты исследований микрои макропроцессов, полученные в рамках «персональной», локальной, структурной и социокультурной истории».3.
Центральным предметом исследований тендерных историков становится уже не история женщин как таковая, а история тендерных отношений, т. е. тех самых отношений между мужчинами и женщинами, которые будучи одним из важнейших аспектов социальной организации, особым образом выражают её характеристики и структурируют отношения между людьми. Таким образом, тендерная история является одним из способов для исследования личности и изучения развития общества.
1 Репина Л. П. История женщин сегодня: Историографические заметки // Человек в кругу семьи. Очерки по истории частной жизни в Европе до начала нового времени / Под ред. Ю. Л. Бессмертного. М., 1996. С. 35−73.
2 Репина Л. П. «Новая историческая наука» и социальная история. М., 1998. С.
3 Там же. С. 222−223.
В данном контексте особый интерес представляет изучение общества XVII—XVIII вв.еков. В этот период можно довольно отчётливо увидеть пробуждение самосознания, зарождение интереса к «своей персоне», как г к личности, среди женщин, выдающихся своим мышлением, умом, способностью понять и изменить свой «мир», т. е. интеллектуалок. Не все эти женщины являются типичными представительницами своей эпохи, но они те, кого не удовлетворяла модель поведения, предписываемая им обществом, те, кто осваивал новые общественные роли, кто создавал новый тип личности. Очевидно также, что в этот период не только женщины, но и некоторые представители противоположного пола обращаются к проблеме неравенства между полами.
Исходя из вышесказанного, актуальность темы данного исследования определяется следующим положением — изучение представлений о «женском вопросе» в XVII—XVIII вв.еках, представлений о пробуждении личностного самосознания женщин в этот момент именно в рамках тендерной истории позволит не только изучить положение женщин и определить приличествующее им место, но и исследовать общество, его динамику, его представления, осветить один из аспектов перехода к новоев-&diamsропейскому стилю мышления и новым социальным нормативам, которые вырабатывались в новое время.
Исследования, которые использовались в работе, можно условно разделить на «части»: в одной — собственно тендерная литература и литература по женской истории, в другой — литература об интересующем нас периоде в целом, но затрагивающая своим вниманием составляющие «женского вопроса», далее — работы, посвященные отдельным персонажам данной работы.
Проблемы тендерной истории в целом и развития «женского вопроса» конкретно в разрезе нового времени, традиционно стояли в центре внимания западноевропейских и американских специалистов.
Основные положения тендерной истории, раскрывающие её теоретические и методологические основы, изложены в статье Джоан Скотт «Гендер — полезная категория исторического анализа».1 Автор показывает, что понятие «гендер» — ёмкое и многогранное, включающее в себя несколько разных по определению, но взаимосвязанных между собой составляющих: культурные символы, которые влияют на мировоззрение человеканормативные предписания, которые существуют во всех государственных областях, как-то политика, религия, правосоциальные институтыа также непосредственно саму личность человека. На основе именно этих категорий, которые различаются по тендерному признаку, и складывается та или иная модель общественного отношения роли женщин и появляется возможность провести гендерно-исторический анализ.
Одной из первых задач, стоявших перед исследователями и женской истории, и тендерной, была задача создать периодизацию данной дисциплины.
Первые попытки для решения этого вопроса были предприняты в 70-е гг. XX века. Например, в 1974 году, Моник Пьеттр в своей книге «Положение женщин сквозь века», разделяет всю историю на три стадии в соответствии с образом женщины, главенствующим на этой стадии: на первой стадии — образ «Матери — Прародительницы», далее — с возникновением и упрочением христианства и моногамии — образ «ЖеныСупруги», затем — с началом эпохи Возрождения — образ «ЖенщиныЛичности».2 В 90-х гг. XX века (т.е. уже в рамках тендерной истории) С. Кайдаш в статье «О женской культуре» выделяет три этапа развития женской эмансипации. Первый — с приходом в Европу христианства: «.за Христом пошли женщины, а образ Богородицы. стал. воплощенным женским идеалом.». Второй этап — XI—XII вв.ек, время кресто.
1 Scott J. W. Gender: A Useful category of historical analisys // American Historical Review. 1986. Vol. 91. N. 5. P. 1053−1075.
2 Piettre M. La condition feminine a travers les ages. P., 1974. вых походов в Европе: «.в которых женщины принимали самое активное участие, создание культа Прекрасной Дамы, первых европейских поэтесс.». Третий этап — непосредственно XVIII век.1 Также к работам, в # которых ставилась выше обозначенная цель, можно отнести труд американских учёных Бонни Андерсен и Джудит Цинссер «Их собственная история: женщины в Европе от предыстории до настоящего времени», 2 опубликованный в 1988 году и работу их соотечественницы Джоан Келли «Женщина, история и теория"3 (1984 год). Проблема периодизации не сходит с повестки дня, и по сей день оживленно обсуждается.
Для нас же в этих трудах важно то, что разные варианты такого рода периодизаций имеют общим одно — новый этап связывается с про-(буждением личностного начала и интеллектуальным развитием женщин в условиях раннего нового времени. Причём это отмечают как исследователи ранней «женской истории», так и специалисты по тендерной истории.
Следующим важным моментом в проблематике тендерной истории стала необходимость доказать возможность интеграции истории женщин в пространство всеобщей истории, t В обобщающем, пятитомном труде «История женщин на Западе"4 делается вывод о том, что этот вопрос может быть разрешён, поскольку в конце XX века тендерная история из истории женщин превращается в «историю отношений между полами». Ещё один многотомный труд уже упоминался ранее. В книге «Их собственная история.» определяющей категорией исторического анализа становится тендерный фактор, т. е. щ.
1 Кайдаш С. О «женской культуре» // Феминизм: Восток. Запад. Россия. М., 1993. С. 194.
2 Anderson В. S., Zinsser J. P. A History of their own: Women in Europe from prehistory to the present. N.Y. etc., 1988.
3 Kelly J. Women, History, and Theory. Chicago, 1984.
4 A History of Women in the West / Ed. G. Duby, M. Perrot. 5 vols. Cambridge (Mass.), 1992;1993. различие по тендеру намного значимее, нежели по этническим, классовым и т. п. различиям. Учёные установили, что вся жизнь женщин зависела именно от тендера, а именно, что один пол являлся официально признан главенствующим, а другой — подчиненным. Но несмотря на это у женщин была своя история, которую нельзя не признавать.
В работе американских, английских, канадских, австралийских авторов «Женщина в английском обществе. 1500−1800», 1 нашла отражение история женщин на протяжении трёх веков. Самым непосредственным образом научные мнения специалистов, представленные в этом исследовании, пересекаются с историей многих направлений. Здесь затронуты различные аспекты — от частной жизни до влияния экономики и полити-^ ческих ситуаций на положение женщин. Кроме того, этот труд представляет для нас интерес своим богатым собранием источников. 6 глава книги, написанная С. Мендельсон, «Дневники и мемуары Стюартовских женщин"2 в своей основе имеет дневниковые и мемуарные записи, т. е. наиболее объективную информацию «о времени и о себе» и позволяет через частный конкретный случай из одной жизни дать представление о социальном положении женщины в целом. ш В историко-биографических исследованиях С. Мендельсон «Духовгный мир женщин эпохи Стюартов» и Н. З. Дэвис «Дамы на обочине. Три женских портрета XVII века», 3 написанных в рамках «персональной истории» (или «новой биографической истории»), учёные используют метод микроанализа, т. е. индивидуальные биографии героинь повествования служат для прояснения социума, в котором они жили, а не наоборот, как это всегда практиковалось в исторических биографиях.
1 Women in English Society. 1500−1800 / Ed. M. Prior. L.- N. Y., 1985.
2 Ibid. P. 181−201.
3 Mendelson S. The Mental world of Stuart women: Three studies. Brington, 1987; Davis N.Z. Women on the margins. Three seventeenth-century lives. Cambridge (Mass). — L., 1995. Русское издание Дэвис Н. З. Дамы на обочине. Три женских портрета XVII века. М., 1999.
Книга Мендельсон построена на трёх биографиях «ярких» женщин XVII столетия: Маргарет Кавендиш, герцогиня НьюкаслскаяМэри Рич, графиня УорикскаяАфра Бэн, первая профессиональная писательница Англии и легендарная женщина-загадка. В итогах работы Мендельсон выделила следующие черты, общие для всего женского пола «проблемы»: половые предписания и ограничения, задаваемые обществомзависимость от семейного статуса и от мужчиныконтроль над неординарным поведением женщиныреакция (отрицательная) на поступки тех женщин, которые пытались бросить вызов обществу.
Натали Земон Дэвис также восстанавливает истории жизни трёх своих героинь. Причём «её» женщины принадлежат к разным национальностям и исповедуют разные религии. У Дэвис наблюдается не только выявление социального контекста, но и углубленное изучение микроистории. Вслед за своими героинями она проникает в области науки, семьи, духовных переживаний, характерных для XVII века и даёт их описание. Своеобразно введение к книге — мы видим обмен мнениями автора и героинь, и непосредственно через этот диалог Дэвис представляет цели и задачи своего исследования: «.Некоторые мои современники не видят разницы между женщинами прошлого, особенно если те жили в сходных условиях. Мне хотелось через ваши слова и поступки показать, в чём вы схожи, а в чём нет. Показать ваши отличия от живших в том обществе мужчин и вашу похожесть на них. Мне хотелось выяснить, приходилось ли вам троим, бороться с тендерными предпочтениями. Я показала, чего могли добиться женщины вашего круга. Вас объединяла предприимчивость. Каждая из троих пыталась дотоле совершить нечто неслыханное. Мне хотелось разобраться в истоках вашей предприимчивости, вашей страсти к приключениям, в том, какой ценой она давалась в XVII веке».1 Дэвис удалось адекватно изложить и соединить частное, социальное и культурное, а её позиции уходят корнями в тендерное начало, хотя автор не ставит целью представить деятельность своих женщин, как выдвижение прав в поддержку последних.
1 Дэвис Н. З. Указ. соч. С. 8−10.
В отечественной историографии проблемы тендерной истории в период нового времени последовательно и основательно разрабатываются Л. П. Репиной. ь В 1994 году Л. П. Репина обратилась к теоретическим проблемам женской истории", к понятиям и специфическим категориям этой дисциплины, «проблемам теории и метода».1 В 1996 году, в сборнике «Человек в кругу семьи», 3 глава, написанная Л. П. Репиной, посвящалась женской истории и историографическому обзору зарубежной литературы по этому предмету.2 А тремя годами позже, в 1998 году, вышла монография этого исследователя «Новая историческая наука» и социальная история", один из разделов в которой освещает непосредственно гендер-^ ную проблематику, он так и называется «История женщин и тендерные исследования: от социальной к социокультурной истории». В ней автор, кроме экскурса в историю и развития «женской темы» в научной литературе, даёт основательные характеристики самого понятия «гендер» и рассматривает связи между тендером и определенными сферами жизнедеятельности, «роль индивидов в которой зависит от их тендерной принадлежности: «секс» и «семья», «домашнее хозяйство» и «рынок», «право» и ¦ «политика», «религия», «образование», «культура».3.
Следующий блок литературы содержит сведения по истории эпохи, истории различных направлений и теченийбиографическую литературу, а также работы по другим социальным дисциплинам и т. п., без этих исследований изложение темы было бы неполным.
Работа Плещеевой А. Н. «Женщина в XVIII веке"4 интересна своим содержанием, а именно: автор рассматривает жизнь женщин различных социальных слоёв, от придворных дам и аристократии до простолюди.
1 Репина Л. П. «Женская история»: проблемы теории и метода // Средние века. М., 1994. Вып. 57. С. 103−109.
2 Репина Л. П. История женщин сегодня.
3 Репина Л. П. «Новая историческая наука». С. 163.
4 Плещеева А. Н. Женщина в XVIII веке (по Гонкуру). Спб., 1888. нок. Особое внимание уделяется образовательному процессу в среде аристократии и буржуазииманере воспитания высокопоставленных дамописываются светские салоны в соответствии с их тематической направ-4 ленностью. Повествуя о простых женщинах, автор сосредотачивает своё внимание на их способах прокормить себя самостоятельно. В связи с этим затрагивается, в частности, такое социальное явление, как проституция.
Если речь зашла о труде женщин, можно отметить несколько работ, посвященных этому направлению. В своих монографиях Б. Хилл, М. Вайс-нер и в своей статье Дж. Эллис, стоят на одинаковых позициях — труд для женщины из низших слоёв населения был заменой милостыни и найти f работу было очень нелегко.1 Женская работа была «черновой», тяжёлой и малооплачиваемой. Более состоятельные женщины, хозяйки поместья, в свою очередь, испытывали трудности другого рода — ведение экономических, организационных, а иногда и финансовых дел.
Монография JI. Стоуна «Семья, секс и брак в Англии, 1500−1800 гг."2 явилась для учёных предметом и чрезвычайного интереса, и критики, и поводом для новых исследований. Стоун впервые рассматривает ¦ институт семьи не как просто домохозяйственную группу, а вводит «в историю семьи более подвижные качественные параметры, в которых отражался характер социально заданных и индивидуально мотивированных отношений между родственниками и фиксировались его изменения."3 Выводы учёного о том, что в Англии нового времени отсутствовали эмоциональные связи в браке, были опровержены.
1 Hill В. Women, work and sexual politics in eighteen-century England. Oxford, 1989; Wiesner M. E. Women and gender in early modern Europe. Cambridge, 1993; Ellis J. On the town //History today. Vol. 45. December, 1995. P.
2 Stone L. The Family, Sex and Marriage in England 1500−1800. L., 1977.
3 Репина Л. П. История женщин сегодня.С.39.
Работа Филиппа Арьеса также посвящена истории семьи, но только во Франции. «Рёбенок и семейная жизнь при Старом порядке"1 имеет своей целью исследование процесса детства, мы же попытались из огромного научного и фактического материала получить сведения о повышении внимания родителей к здоровью и образованию детей (в том числе и девочек), обеспечению наиболее благоприятных условий для их развития в XVIII веке. Кроме того, Арьес доказывает, что новые установки в отношении детства распространялись в различных социальных группах с различной интенсивностью (у буржуазии быстрее, чем среди аристократии и народа), и эта проблема не остаётся без внимания и в нашей работе.
В этот же ряд можно поставить исследование австрийского учёного Райнхарда Зидера «Социальная история семьи в Западной и Центральной Европе (к. XVIII — XX вв.)».2 Один из разделов книги «Буржуазный идеал любви и брака» посвящён способам образования мальчиков и девочек.
Для второго раздела первой главы были использованы следующие материалы: о Люси Хатчинсон — работы Н.С.Креленко-3 о Манон Роланмонография Э. Адлер, замечательный 4-х томный труд А. Ламартина, работа А. З. Манфреда и статья С. А. Лосева.4 Авторы всех исследований женщин и творчества Манон Ролан единодушны в одном — трагическая судьба этой.
1 Aries P. L" enfant et la vie familiale sous Г Ancien Regime. P., 1960. Другое издание книги вышло в 1995.
2 Зидер Р. Социальная история семьи в Западной и Центральной Европе (к. XVIII—XX вв.). М., 1997.
3 Креленко Н. С. «Пуританская» революция и английская общественная мысль XVII — XIX вв. Саратов, 1990; Она же. Причудливая память потомков: английская революция в общественной мысли Великобритании XVIII века // Преемственность и разрывы в интеллектуальной истории. Материалы научной конференции. М., 2000. С. 100−103.
4 Адлер Э. Знаменитые женщины Великой французской революции. Одесса, 1907; Ламартин А. Жирондисты. Историко-прагматическое исследование в 4-х томах. Т. 4. Спб., 1911; Манфред А. З. Очерки истории Франции. М., 1961; Лосев С. А. Женщина и революция: трагедия Манон Ролан // История и историография зарубежного мира в лицах, вып. II, Самара. Изд-во «Самарский университет» 1997. С. 65−88. женщины была прямым продолжением её сильного характера, необычной порядочности и бескомпромиссности в принятии решенийоб Афре Бэн — «История английской литературы» и единственное отечественное исследование творчества Бэн С. А. Ватченко.1.
В особую группу можно выделить отечественные исследования, по-свящённые выдающимся философам, литераторам, а также деятелям просветительского движения.
В своей статье Т. Л. Лабутина «Ранние английские просветители о роли и месте женщин в обществе"2 проводит анализ освещения женской темы в произведениях первых английских просветителей. Автор совершенно справедливо отмечает, что «просветители крайне редко поднимали вопросы о существующем делении по признакам пола и об отношениях полов, а также о роли и месте женщины в обществе», но «.английские просветители были первыми выразителями идей феминизма, явились пионерами в деле пропагандирования идей, послуживших позднее идеологической основой феминистского движения, .хотя и не создали специальных работ посвященных женской тематике».3 Факт, что просветители первые обоснованно, разносторонне и достаточно громко заявили о возможности изменения женской роли в обществе — несомненен.
Т.Л.Лабутина исследует некоторые произведения просветителей, в которых так или иначе поднимался «женский вопрос» и на основе этого делает определённые выводы, главный их которых — что «женский вопрос» был поставлен на повестку дня и его решение было уже не за горами. Ранее автор давала характеристику этого направления в трудах просвети.
1 История английской литературы. Т. 1. Вып. 2. M.-JL, 1945; Ватченко С. А. У истоков английского антиколониального романа (творческие поиски Афры Бэн в романтической прозе). Киев, 1984.
2 Лабутина T.JI. Ранние английские просветители о роли и месте женщин в обществе // Вопросы истории, № 6, 1997. С. 14−27.
3 Лабутина Т. Л. Указ. соч. С. 14. телей в рамках своей монографии, 1 статья же стала более углубленным и серьёзным продолжением этого.
Статья Лабутиной, вышедшая в свет в этом году, явилась замечательным исследованием женского образования в Стюартовской Англии. Источ никами для этой статьи послужили как умозаключения просветителей, так и дневниковые записи, мемуары и т. п.
литература
«персонального» характера.2.
В работах следующих авторов уделено внимание английскому и французскому просветительству: в работе М. Левидова — Свифтуу Г. Я. Стрельцовой — Паскалюу В. Лазурского — Стилю и Адцисонуу И. Гликмана — Мольеруу А. А. Елистратовой — английскому роману эпохи Просвещения (в частности, произведениям Дефо).3.
• Обзор произведений и биографии героинь нашей работы — Кэтрин Маколей и Мэри Уоллстонкрафт — представлены в книге М. Фергтосон «Первые феминистки: Британские женщины писательницы 1578−1799». 4 Кроме того, введение к книге содержит интересный материал о женщинах XVIII века, и вместе с этим, о зарождении идей женщин об эмансипации. В сборнике «Женщина, семья и свобода» имеется сходный по содержанию раздел: «Образованные женщины против взглядов Руссо на роль женщины», в котором представлены выдержки из произведений Уоллстонкрафт,.
1 Лабутина Т. Л. У истоков современной демократии. Политическая мысль английского Просвещения (1689−1714). М., 1994.
2 Лабутина Т. Л. Женское образование в Стюартовской Англии (1603−1714) // Новая и новейшая история. 2001. № 2. С. 153−167.
3 Левидов М. Ю. Путешествие в некоторые отдалённые страны мысли и чувства Джонатана Свифта, сначала исследователя, а потом воина в нескольких сражениях. М., 1986; Стрельцова Г. Я. Паскаль и европейская культура. М., 1994; Стрельцова Г. Я. Блез Паскаль. М., 1979; Лазурский В. Сатирико-нравоучительные журналы Стиля и Аддисона. Т. 1. Одесса, 1909; Гликман И. Мольер. М.- Л., 1966; Дидро Д. Парадокс об актёре. Л.-М., 1938; Елистратова А. А. Английский роман эпохи Просвещения. М., 1966.
4 Ferguson М. First Feminists: British Women Writers 1578−1799. Bloomington, 1985.
Маколей и де Сталь, а также «нетрадиционные» поступки этих женщин и «неординарные» события их жизни.1.
Также у М. Фергюсон есть статья, в которой она разрабатывает ту же тему, 2 а в соавторстве с Дж. Тодд — работа биографического характера об Уоллстонкрафт.3.
Некоторые частные наблюдения о творчестве английской писательницы можно встретить в литературоведческих трудах МакКарти и Томпкинса, 4 в которых можно услышать критические нотки о поведении Уоллстонкрафт.
К современным исследованиям о жизни и творчестве писательницы можно отнести книгу Э. Флекснер «Мэри Уоллстонкрафт: биография" — исследования М. Джордж «Судьба одной женщины: путь Мэри Уоллстонкрафт», Э. Санштейн, Р. Уордли, С. Томлайна, статья Дж.Гримшоу.5.
В отечественной историографии отдельные высказывания о личности Уоллстонкрафт можно найти в статьях Цебриковой М. К., Кареева Н. И., в сочинениях Тарле Е. В., Черняка Е. Б., Кана С.Б.6.
1 Women, the Family and Freedom. The debate in documents / Ed. by S. Groad Bell, K. M. Offen, vol. 1. 1750−1880. Stanford, 1983.
2 Ferguson M. Feminist Polemic: British Women' s Writings in English from the Late Renaissance to the French Revolution // Women’s Studies International Forum. 1986. N 9. P. 451−464.
3 Ferguson M., Todd J. Mary Wollstonecraft. Boston: Twayne, 1984.
4 MacCarthy B.G. The Later Women Novelists. 1744−1818. Oxford, Cork University Press, 1947; Tompkins J. M. The popular Novel in England. 1770−1800. Lincoln, University of Nebraska Press, 1961.
5 Flexner E. Mary Wollstonecraft: A Biography. N.-Y., 1972; George M. One Woman’s «Situation»: A Study of Mary Wollstonecraft. Urbana, 1970; Sunstein E.W. A Different Face: The Life of Mary Wollstonecraft. N.-Y., 1975; Wardle R. M. Mary Wollstonecraft: A Critical Biography. Lincoln, 1966; Tomalin C. The Life and Death of Mary Wollstonecraft. London, 1974; Гримшоу Дж. Идея «женской этики» // Феминизм: Восток. С. 8−30.
6 Цебрикова М. К. Англичанки-романистки // «Отечественные записки», 1871, № 8. С. 420−421- Кареев Н. И. Уильям Годвин и его «Политическая справедливость» // Учёные записки Института истории. Т.З. М., 1929; Тарле Е. В. Французская революция и Англия // Сочинения в 12 томах. Т. 7. М., 1959; Черняк Е. Б. Массовое движение в Англии и Ирландии в к. XVIII — н. XIX веков. М., 1962; Кан С. Б. История социалистических идей (до возникновения марксизма). Курс лекций. М., 1967. С. 94−95.
Особо хочется отметить работы К. С. Рукшиной. Это, пожалуй, единственный специалист в отечественной историографии, посвятивший свои научные поиски освещению жизнедеятельности и творчеству Мэри Уоллстонкрафт. Кроме того, что в 1967 году К. С. Рукшина написала и защитила диссертацию на соискание учёной степени кандидата филологических наук «Творчество Мэри Уоллстонкрафт», в дальнейшем автор продолжала работу также в направлении этой темы. В своих статьях Рукшина заостряет внимание на характеристике и истоках произведений Уоллстонкрафт, на её идейно-политических убеждениях и фактах из биографии. Вполне нормально, что работы Рукшиной построены на идеологической основе, которая главенствовала в СССР в 60−70-е годы XX века. Но это — «дань времени», в целом же её работы раскрывают содержание литературного наследия Уоллстонкрафт, содержат богатый фактический материал и источниковые данные, помимо этого, Рукшина составила хронологию произведений писательницы с кратким их описанием.1.
Более современные отечественные исследования об Уоллстонкрафт ещё ждут своих авторов. В справочных отечественных изданиях также нет упоминаний о ней. Иногда имя Уоллстонкрафт проскальзывает в связи с описанием истории феминистского движения.2.
Материалы о Кэтрин Маколей содержатся в ряде специальных обзоров, посвященных историографии английской революции, в некоторых работах, рассматривающих процесс зарождения радикализма как политического течения или анализирующих борьбу идей в период фран.
1 Рукшина К. С. Мэри Уоллстонкрафт (1759−1797). К вопросу о социально-политических взглядах // Вопросы философских наук. Минск, 1965. С. 244−150- Она же. Мэри Уоллстонкрафт — художник. // Научные доклады высшей школы. Филологические науки. М., 1968. № 2 С. 30−40- Она же. Мэри Уоллстонкрафт о Великой французской революции // Французский ежегодник. М., 1968, С 300−311.
2 Феминизм: проза, мемуары, письма. М., 1992; Шнырова О. В. Феминистская теория: вчера и сегодня // Социальная феминология. Сборник научных статей. Самарский университет, 1997. С. 16−20. цузской революции. Чаще всего её взгляды рассматриваются в общей картине идейной жизни английского общества второй половины XVIII века.1.
Специально судьбе Маколей посвящены следующие работы: уже упоминавшаяся книга М. Фергюсонв 1967 году вышла статья Бриджетт и Кристофера Хиллов, 2 дающая достаточно полную и цельную картину творчества этой незаурядной женщины, а в 1992 году Бриджетт Хилл свои исследования о Маколей изложила уже более обширно — в монографии «Республиканская дева. Жизнь и время историка Кэтрин Маколей».3 Причём, если в статье Б. Хилл связывает имя Маколей с её историческими трудами и талантом писательницы, то книга содержит множество фактов ^ из её личной жизни, подтверждающих индивидуальность этой женщины, независимость её поведения. Книга состоит из 10 глав, каждая из которых последовательно повествует о этапах биографии, начиная с молодых лет, развитии политической ситуации, в которой жила и работала писательница и её произведениях, которые создавались в зависимости от тех или иных биографических и политических факторов. Более других в нашей работе была задействована 6 глава под названием «Женщина в муж* ском мире», где затрагивается и ситуация, сложившаяся вокруг женского образования в XVIII столетии. В своих работах Хилл проводит мысль о том, что судьба Маколей была трагична в силу того, что общество было.
1 Peardon Т.Р. The Transition in English historical writing. 1760−1830. L. 1933; Kamm J. Theorists and Reformers of the Eighteenth Century. // Hope Deffered: Girls" Education in English History. L., 1965; Richardson R. S. Debate on the English revolution. L., 1977; Godvin A.
The Friends of Liberty. The English democratic movement in the age of the French revolution.
Cambridge, 1979; Kenyon I. F. The history men: The historical profession in England since the Renaissance. Pittsburg, 1983.
2 Hill В., Hill C. Catherine Macaulay and the seventeenth century // The Welsh history review. Cardiff. 1967. Vols 3−4.
3 Hill B. The Republican Virago. The life and Times of Catherine Macaulay Historian. Oxford, 1992. не готово принять её поступки и мировоззрение, этим Маколей опередила свою эпоху, а настоящее признание пришло к ней лишь в XX веке, хотя мужчины-историки всегда настороженно относились к её трудам, а для некоторых она являлась только «феминисткой».1.
Из работ о Маколей на русском языке можно выделить статью И. В. Дмитриевой, небольшую, но достаточно интересную-2 работу М. А. Барга в сборнике «От Просвещения к Революции."-3 статью Н. С. Креленко, 4 цель которой — через «изучение судьбы человека и историка К.Маколей. показать эпоху, в которую она жила и работала"-5 часть из монографии С. Б. Семёнова, 6 посвящённую политическим взглядам писательницы и анализу её глобального труда «История Англии», и статью того же автора, изданную чуть позже, но сохранившую ту же тематику.7.
Работ, посвящённых анализу произведения Маколей «Письма об образовании», явившегося одним из основных источников данного исследования, в отечественной историографии не появлялось.
Литература
посвящённая Жермене де Сталь обширна, о ней и её произведениях писали очень много и за рубежом и в нашей стране, причём это были исследования самого различного толка и учёных самых.
1 Hill В. Op. cit. Р. 237.
2 Дмитриева И. В. Радикальное направление в английской историографии века Просвещения («История Англии» Кэтрин Маколей) // Проблемы Британской истории. 1987. М., 1987. С. 205−215.
3 Барг М. А. Образ Великой французской революции в современной ей радикальной публицистике (Защита революции историком Кэтрин Маколей) // От Просвещения к Революции: из истории общественной мысли нового времени. М., 1990.
4 Креленко Н. С. Кэтрин Маколей — «Леди Фукидид» XVIII века // Историографический сборник. Саратов: изд-во СГУ, 1988. Вып. 17. С. 80−89.
5 Креленко Н. С. Указ. соч. С. 82.
6 Семенов С. Б. Политические взгляды английских радикалов XVIII века. Самара, 1995.
7 Семенов С. Б. Радикальный взгляд в прошлое: Кэтрин Маколей и её «История Англии» // История и историография зарубежного мира в лицах. Вып. 1. Изд-во «Самарский университет» 1996. С. 167 — 177. различных специальностей: историки, филологи, литературоведы, критики, лингвисты. Непосредственно в нашей работе были использованы следующие труды и работы: А. Сореля, С. Вайнштейн, С. В. Соловьёва, 4 М. Н. Черневича, А. А. Аникста.1 Если перечисленные авторы больший упор делали на биографию писательницы, то из книг Д. Герольда, Б. Г. Реизова, Стендаля, Д. Д. Обломиевского, Е. В. Тарле можно почерпнуть сведения исторического и литературоведческого характера.2.
За несколько десятилетий интенсивного развития исследований по женской истории XVII—XVIII вв.еков на Западе накоплен огромный фактический и научный материал. Общий список работ, посвященных этому вопросу, насчитывает не одну сотню наименований. Отечественные ис-t следования по этой теме ещё малочисленны и для российских историков остаётся поле деятельности, хотя конкурировать с западными коллегами тяжело в силу ограниченного доступа к источниковому материалу. На некоторые вопросы, остающиеся мало освещёнными в отечественных исследованиях, мы постарались ответить. Кроме того, в этих вышеперечисленных работах освещены лишь отдельные аспекты проблемы, связанной с изучением одной из граней становления общества современного типа -" пробуждение личностных начал в среде западноевропейских женщин и отношение в обществе к наметившимся тенденциям в социальной жизни.
1 Sorel A. M-me de Stael. Paris, 1890- Вайнштейн С. Госпожа Сталь, мыслитель переходной эпохи. СПб., 1902; Соловьёв С. В. Анна-Луиза-Жермена г-жа де Сталь. -В кн.: История западной литературы (1800−1910), под ред. Ф. Д. Батюшкова, т. II. М., 1913; Черневич М. Н. Жизнь и творчество Жермены де Сталь. — В кн.: Сталь Ж. де. Коринна, или Италия. М., 1969; Аникст А. А. О жизни и творчестве Жермены де Сталь. — В кн.: Сталь Ж. де О литературе, рассмотренной в связи с общественными установлениями. М., 1989.
2 Herold J.C. Mistress to an age. IndianapolisN.- Y., 1958; Обломиевский Д. Д. Французский романтизм. Очерки. М., 1947; Тарле Е. В. Наполеон. М., 1942; Реизов В. Г. Между классицизмом и романтизмом. Л., 1962; Реизов В. Г. Стендаль. Художественное творчество. Л., 1978; Реизов В. Г. Историко-литературные исследования. М., 1991; Стендаль. Собрание сочинений. Т. XV. М., 1950.
Более полную характеристику специфики возникновения этой проблемы и её развитие мы постарались показать.
Целью данного исследования является попытка проследить — в чём проявлялось изменение положения женщины в условиях меняющегося (модернизирующегося, повернувшего на путь индустриализации) обществарассмотреть как происходило зарождение новых тенденций в самосознании женщин наиболее передовой для своего времени части западноевропейского общества на примере представительниц интеллектуальной элиты английского и французского общества XVII—XVIII вв.ековвыяснить какие новые социальные роли получали или присваивали себе женщины, как это отражалось на их функциях в рамках традиционно их основной сферы — семьи.
Кроме того, в рамках этой проблемы нужно сосредоточиться на решении следующих задач:
— проанализировать наиболее характерные черты, отражающие правовой и социальный статус женщины раннего нового времени;
— рассмотреть, как протекало пробуждение самосознания женщин, сосредоточившись на знакомстве с судьбами нескольких «выдающихся» женщин, представительниц творческой элиты, деятельность которых была замечена и так или иначе оценена обществом. На этом материале ярче проявились интересующие нас процессы и, что крайне важно, этот материал получил освещение в исторических источниках;
— выявить, какие изменения вносились в процесс воспитания и образования женщин в этой связи. При этом достаточно чётко разделялись два подхода к вопросу. Один вырабатывался мужчинами, другой — женщинами. В первом варианте очевидно присутствует стремление контролировать процесс и удерживать его в рамках приемлемых с точки зрения «мужского» общества, во втором заметны тенденции к радикализации позициипроанализировать первые требования женщин в защиту своих юридических прав.
Выбор хронологических рамок исследования обусловлен тем, что рассматриваемый процесс был долгим и постепенным, особенно в начале, элементы его проявлялись спорадически и лишь много времени спус-^ тя, приобрели массовый характер. Поскольку наше внимание сосредоточено на истоках, первых проявлениях процесса, выражавшихся в отдельных судьбах, характерах и работах, отражавших наличие и нарастание определённой тенденции социальной жизни, пришлось раздвинуть хронологические рамки почти на два столетия. Более конкретные рамки определяются годами жизни выбранных героинь исследования (16 201 817 гг.) и периодом, когда они создавали свои произведения (1640−1800 гг.).
Удобнее всего рассмотреть нашу тему на материалах, и в рамках тех стран, где процессы обновления общества протекали в XVII—XVIII вв.еках особенно заметно. Такими странами были Англия и Франция. Эти ведущие державы вследствие их соседства и влияния на процессы, проходящие в Европе, традиционно связаны друг с другом и играют ключевую роль в формировании общеевропейских культурных и политических веяний. И притом, это две страны с глубоко отличными культурными и ис-% торическими традициями. К XVII веку этот контраст стал разительным католическая абсолютистская Франция, и Англия со своей особой церковью, пережившая даже период республики. На протяжении XVIII века Франция переживала кризис абсолютистского режима, который завершился революционным взрывом, а Англия столкнулась с кризисом власти, окончившимся очередным компромиссом. Поэтому мнения авторов и мыслителей этих двух стран, чьи произведения мы используем в работе, т для нас особенно интересны в силу того, что они должны иметь много общего, но также и много отличного благодаря своей принадлежности именно к различным национально-культурным традициям.
Для ответа на поставленные в работе вопросы мы сочли необходимым обратиться к методу «микроистории». Критики этого подхода говорят о том, что микроистория невозможна сама по себе, ибо оценить уникальное можно лишь имея в виду некую норму, а раздробление истории на осколки не даст нам её понимания. Но с другой стороны, невозможно осмыслить историю без понимания вмешательства живых людей в ф, ход событий. Основной проблемой, по наблюдениям историков, стало сочетание микрои макроподходов в исследованиях, ибо их механическое слияние невозможно в силу различной природы исследований. Как отмечал Ю. Л. Бессмертный, сосуществование этих двух подходов возможно только по принципу дополнительности или наложения друг на друга.1.
Для данного исследования этот метод даёт способ выявления приятия либо неприятия женщинами своего положения «на втором плане», начиная от брачных отношений до отношений в социуме.
Историко-сравнительный метод позволяет провести в нашем исследовании сопоставление людей, принадлежащих к различным и в то же время сходным культурным условиям и традициям. В отношении интел-лектуалок это тем более интересно, что уже в силу причастности в миру литературы, науки, искусства они более других вовлечены в сферу наднациональных ценностей. Сравнив судьбы нескольких женщин, разных * по национальности, времени жизни, социальному положению и убеждениям, мы выяснили, что наряду с женщинами, принимавших своё подчиненное положение как должное, находились «бунтарки». Именно такие женщины пытались изменить не только принятую и официально единственную систему подчинения в межличностных отношениях между мужчинами и женщинами, но и старались получить независимость, применив свои способности и получив профессию.
При изучении вопроса о положении женщины в обществе и семье использовался междисциплинарный подход — достижения в этой сфере демографов, психологов, социологов.
1 Бессмертный Ю. Л. Коллизия микро и макроподходов и французская историография 90-х годов // Историк в поиске. М., 1999.С. 26.
Перечисленные методы использовались не сами по себе, а в совокупности, что позволило обеспечить комплексный подход к исследованию.
Основные источники данной работы — это произведения женщинписательниц XVII—XVIII вв.еков по поводу «женского вопроса» и фрагменты из работ их современников — мужчин — выдающихся деятелей и интеллектуалов своей эпохи, т.н. материалы публицистики и философ-ско-теоретического направления. Кроме того, источниковая база содержит материалы мемуарного жанра, произведения художественной литературы и поэзии.
В материалах публицистики исследуемого времени, социальные темы были довольно актуальны, что не могло не затронуть «женскую» тему. Причём, по последней нередко разгорались оживлённые общественные дискуссии, из которых выкристаллизовались следующие ключевые проблемы: 1) каково место женщины в обществе и семье- 2) необходимо ли женщине образование- 3) нужно ли и что повлечёт за собой повышение общественного статуса женщины.
Среди участников дискуссии поначалу выделялись только мужские голоса, причём среди них были и сторонники традиционалистских взглядов и «новаторы». Затем в спор активно включаются представительницы прекрасной половины человечества. Подобные источники важны тем, что они являются отображением социально-общественных взглядов определенного времени, хотя не в коей мере не исключают эмоциональных порывов и, как производное от этого — преувеличений.
В работе в качестве таких источников используются сочинения писателей-моралистов Франции XVII века «Характеры» Ж. де Лабрюйе-ра, 1 «Максимы» Ф. де Ларошфуко, 2 «О дружбе» Ш. де Сент.
1 Лабрюйер Ж. де. Характеры. M.-JL, 1964; Кроме этого издания мы будем пользоваться ещё одним сборником: Ларошфуко Ф. де. Максимы. Паскаль Б. Мысли. Лабрюйер Ж. де. Характеры. М., 1974.
2 Лучшее русское издание «Максим» было сделано в 1971 году в серии «Литературные памятники» (Ларошфуко Ф. де Мемуары. Максимы. Воспроизведено репринтным способом в 1993 году). Кроме этого в работе используется текст сочинения по уже упомянутому сборнику.
Эвремона, 1 английских просветителей «Опыт о проектах» Д. Дефо, 2 Р. Стиля и Д. Аддисона, 3 Дж. Свифта, 4 «Наставление дочери» маркиза Галифакса, 5 «Мысли о воспитании» Дж. Локка, 6 Т. Пэйна, 7 французских философов Паскаля и Кондорсе.8 Именно в этих работах, так или иначе, был затронут «женский вопрос» в тех границах, которые были определены обществом.
Произведение Мэри Уоллстонкрафт «В защиту прав женщины» было впервые опубликовано в 1792 году в Лондоне, Бостоне и Филадельфии, в следующем году в Дублине. В течение последующих столетий неоднократно переиздавалось, так как интерес к книге был велик из-за впервые озвученной неординарной позиции женщины на своё предназначение.
В нашей работе мы пользовались текстом этой книги в американском издании 1963 года, а также приведёнными в книгах М. Фергюсон «Первые феминистки.» и труде «Женщина, семья и свобода» частями из «В защиту прав женщин».9 На русский язык эта работа полностью не переведена, только небольшие отрывки мы смогли найти в сборнике «Феминизм: проза, мемуары, письма».10.
1 Saint — Evremond С. de. Sur Г amitie. A madame Mazarin // Oeuvres choisises. P., 1866- Отрывки из переписки Сент-Эвремона и Ланкло взяты из книги французского историка, изданной в Санкт-Петербурге в 1998 году: Рош Ф. Нинон де Ланкло. Женский ум, мужское сердце. Спб., 1998.
2 An Essay upon Projects by Daniel Defoe. Lnd. 1887.
3 Addison and Steele. Selections from «The Tatler» and «The Spectator». NY. 1957; Лазурский В. Указ. соч.- Из истории английской эстетики XVIII века: Поп. Адцисон. Рид. М., 1982.
4 Swift J. Of the Education of Ladies// The Works of Jonathan Swift, v. II. London, 1843- Swift J. A Letter to a Very Young Lady on Her Marriage // The Works of Jonatan Swift, v. II. London, 1843.
5 The Lady" s New Year" s Gift, or Advise to a Daughter // The Complete Works of George Savile First Marquess of Halifax. Oxford. 1912.
6 Локк Д. Мысли о воспитании разума. Спб., 1913.
7 The Life and Works of Thomas Paine. N.-Y., v. II.
8 Анализ мнения Кондорсе по «женскому вопросу» см.: Миловидова Э. Женский вопрос и женское движение. Хрестоматия. М. -Л., 1929.
9 Wollstonecraft М. A Vindication of the Rights of Woman. London, 1792 (2 ed.), № 4, 1963. Также см. Woman, the Family and Freedom. P. 56 — 67. Также см. Ferguson M. Op. cit. P. 422- 436.
10 Уоллстонкрафт M. В защиту прав женщин. — В кн.: Феминизм: проза.С. 2439.
4-х томный сборник произведений Мэри Уоллстонкрафт, изданный Уильямом Годвиным под названием «Посмертные работы», в котором опубликован незаконченный роман «Мария, или несчастье быть женщиной» был издан в 1798 году. Интерес для нас представлял первый том вышеназванного сборника, а конкретно предисловие автора издания об авторе произведений.1.
Первая биография Мэри Уоллстонкрафт была написана её мужем Уильямом Годвином, сразу же после смерти писательницы.2 Годвин старался быть максимально объективен в своём изложении. Биография содержит преимущественно сведения о жизни Мэри, её политические убеждения практически не затронуты. Главная цель работы Годвина — защитить память и имя своей жены от сплетен, которые преследовали её после смерти.
В России первое упоминание об Уоллстонкрафт относится к 1827 году. Именно в этот год «Вестник Европы» № 1 поместил в разделе «Краткие выписки, известия и замечания» небольшую, но довольно язвительную статью: «Английская словесность. обогатилась замечательным сочинением «О правах женщин и несправедливости мужчин». Это грозный манифест против мужского пола и жаркая оборона женщин, столь злобно притесняемых.
Сочинительница входит в подробные разъяснения: уступают ли женщины мужчинам в способностях разума? Лучше ли женщины могут управлять народом, нежели мужчины? Способны ли женщины отправлять должности по гражданской службе? В состоянии ли женский пол преподавать науки? Конечно, мистрис Годвин отвечает на эти вопросы в пользу женщин.".3.
1 Wollstonecraft М. Posthumous Works. V. 1. Author s Prefase. L., 1798.
2 Godwin W. Memoirs of the Autor of a Vindication of the Rights of Woman. London, 1798. Переиздано репринтным способом в 1974 году: Feminist Controversy in England, 1788−1810. Ed. GinaLuria. N.-Y.: Garland Publishing, 1974.
3 «Вестник Европы», январь 1827. С. 71−74.
Письма об образовании" Кэтрин Маколей на русский язык не переведены. Для перевода этого источника использовались фрагменты произведения, данные в книгах М. Фергюсон и сборнике «Женщина, семья, свобода».1 На родине своего создания «Письма об образовании» были опубликованы в 1790 году, а затем переизданы репринтным способом в 1974 году, но уже в Нью-Йорке.2.
Основное произведение Маколей — «Историю Англии» нельзя было обойти стороной, говоря о жизни и творчестве писательницы.3 Определенные мысли из фундаментального труда этой творческой дамы также были использованы в нашей работе.
Статьи де Сталь «Несколько размышлений о нравственной цели «Дельфины» и «О женщинах, посвятивших себя словесности» включены в её книгу «О литературе, рассмотренной в связи с общественными установлениями».4.
Документы личного характера — дневники, мемуары, письма — содержат ценные сведения о воплощении общественных представлений и настроений в реальной поведенческой практике.
XVII-XVIII века были временем расцвета мемуарной литературы. «Помимо количественного роста числа мемуаров в данном жанре в это время происходят следующие изменения: вопервых, расширяется социальная база мемуаристики, если до XVIII века мемуары и дневники выходили почти исключительно из среды социальных верхов, а их авторами являлись свидетели и участники важных политических событий, то в.
1 Macaulay С. Letters on Education, with observations on religious and metaphysical sub* jects. L., 1790. Reprinted in Feminist Controversy in England, 1788 — 1810. N. — Y., 1974.
2 Macaulay C. Letters on Education // Woman, the Family and Freedom. P. 52 — 56- Ferguson M. Op. cit. P. 400- 411.
3 Macaulay C. History of England, from the Accession of James I to the elevation of the hause of Hanover. L., 1763 — 1783. V. 1 — 8.
4 Сталь Ж. де. О литературе, рассмотренной в связи с общественными установлениями. М&bdquo- 1989.
XVIII веке воспоминания начинают писать люди из средних слоёв общества и «для себя», а не только под влиянием тех или иных событий. Но бывали и исключения. Например, воспоминания Люси Хатчинсон1 в (написанные в середине XVII столетия), которая не относилась к аристократии, но оставила замечательные записи, использующиеся историками разных направлений — от политической истории до тендерной.
Второе изменение в написании мемуаров проявляется в том, что всё большее место в мемуарах отводится частной жизни, личности, семье, что очень важно для нашей темы. Подавляющее количество мемуаров начинается с описания детских лет и домашнего обучения. Яркое подтверждение этому — мемуары госпожи Ролан — она не опустила тему детства, не смотря на то, что её записи были сделаны в тюрьме.2.
Для воссоздания целостной картины положения женщин исследуемого нами периода, явилось необходимым обратиться и к мужским воспоминаниям: мемуарам герцога де Ларошфуко и Годвина, дневникам Свифта и Делакруа, письмам Дидро.3.
Особый вид источников составляют произведения художественной литературы, созданные в интересующий нас период и дающие картины «повседневной жизни, быта, человеческих взаимоотношений, этических и эстетических идеалов своего времени.
В XVII веке в прозаической литературе Франции господствовали «галантные», прециозные романы, основными чертами которых являлись вымышленность сюжета, условность чувств, игра слов, вычурность, идеализация героев, необычайно огромные текстовые масштабы (произведения достигали до 10 томов). В Англии в это же время были.
1 Memoirs of the life of Colonel Hutchinson, governor of Nottinham castle and town writing by his widow Lusy. L., 1906.
2 Личные мемуары госпожи Ролан. Спб., 1893.
3 Ларошфуко Ф. де. Мемуары. Максимы. М., 1971; Свифт Д. Дневник для Стеллы. М., 1981; Дневник Делакруа. Т. 1. М., 1961; Дидро Д. Собрание сочинений. Т. IX. Письма. М.-Л., 1940. популярны так называемые «плутовские» романы, дающие картину «изнанки» общественной жизни. В XVIII веке на литературный успех могли претендовать главным образом произведения, создающие у чита-ш телей ощущение реального отображения жизни. Это стремление к правдоподобности, в конечном итоге, стимулировало развитие в литературе реалистических тенденций, что позволяет использовать подобные литературные произведения как исторические источники при изучении различных сторон жизни той или иной эпохи. Таким образом, привлечение в качестве источников произведений художественной литературы помогает историку не только составить представление о распространенности тех или иных стереотипов поведения, но и понять, какое поведение рас-k сматривалось современниками как надлежащее, а какое воспринималось как недопустимое.
Для нашего исследования наибольший интерес представляют произведения, тематически связанные с проблемами «женского вопроса», произведения в которых центральное место отведено описанию семейных отношений, нравов, образования. Именно такие произведения — «нового литературного типа», характерного для к. XVII — XVIII веков, и соци-" альной тематики — мы использовали в качестве источников в работе. К ним относятся сочинения наших героинь: «Принцесса Киевская» М. — М. де Лафайет, «Коринна или Италия» Ж. де Сталь, а также «Гулливер» Д. Свифтапьесы Мольера, «Педагогический роман» и «Исповедь» Руссо, роман французского писателяморалиста Ш. де Лакло.1.
1 Лафайет М.-М. де. Принцесса Киевская. М., 1959; Сталь Ж. де. Коринна или Италия. М., 1969; Свифт Д. Гулливер. М., 1976; Мольер Ж.-Б. Смешные жеманницы // Мольер Ж.-Б. Собрание сочинений в 2-х томах. Т. 1 М., 1957; Мольер Ж.-Б. Ученые женщины // Мольер Ж.-Б. Полное собрание сочинений в трёх томах. Т. 3. М., 1987; Руссо Ж.-Ж. Педагогический роман. // Руссо Ж.-Ж. Избранные сочинения в трёх томах. Т.1. М., 1961; Руссо Ж.-Ж. Исповедь // Руссо Ж.-Ж. Избранные сочинения в трёх томах. Т. 3. М., 1961; Лакло Ш. де. Опасные связи. М., 1993 .
Источниками, дающими представление о ментальное&tradeэпохи, послужили стихотворные произведения Д. Мильтона, Т. Кэмпнона, Дж. Свифта, У.Блейка.1.
Помимо этого для возможности проникновения в атмосферу социальных отношений более ранней эпохи мы использовали отрывок из «Декамерона» Боккаччо.2.
Структура данной работы определена вышеуказанными целью и задачами.
Первая глава посвящена анализу «традиционного», общепринятого положения женщины в западноевропейском обществе XVII — XVIII веков и отношение к такой норме поведения некоторых женщин — совре-^ менниц своей эпохи.
Основное внимание при характеристике места и роли женщины уделяется её возрастной категории (было принято условное разделение жизни женщины на три стадии: девичество, брак, вдовство), воспитанию, возможности получать в той или иной степени образование. Здесь же приведены примеры развития образовательной системы — от домашнего и монастырского до создания школ и пансионов, уровень образования в % которых был, конечно же, далёк от мужского. При описании акцент делался на анализ жизни и быта женщин из высших слоёв общества, это объясняется и большим количеством фактического материала.
Вторая глава работы рассматривает один из дискуссионных вопросов к. XVII — XVIII веков — проблему изменения места и роли женщины и необходимости этого изменения. Участники нашей «дискуссии» — прежде всего мужчины — образованные и выдающиеся мыслители своего времени. Взгляды их очень разнообразны.
1 Мильтон Д. Потерянный рай. Стихотворения. Самсон-борец. М., 1976; Кэмпнон Т. Навсегда отвергни брак.// Европейская поэзия XVII века. М., 1977. С. 48- Blake W. Mary // Flexner Е. Op. cit. P. 19.
2 Боккаччо Д. Декамерон. Пермь, 1993.
Ответом на мужские оценки роли и места женщин и задачи по их воспитанию послужили сочинения интеллектуалок эпохи Просвещения, их современниц. Заметим, что при анализе произведения не будут соответствовать хронологическому порядку их написания, это произошло совершенно осознанно, исходя из различия радикализации содержащихся в них требований. Так, работа Уоллстонкрафт, завершающая наше повествование, содержит предложение о предоставлении женщинам всех прав, вплоть до политических, — как считала писательница — для полноценного «формирования личности женщины».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
Проследить зарождение идей о «женском вопросе», женской натуре и возможностях женщин в западноевропейском обществе представляется возможным с XVII — XVIII веков. Именно в этот момент отмечено появление интереса со стороны интеллектуальной элиты к проблемам женского сознания, места и роли женщины в обществе и семье, что имело непосредственное отношение к изменениям в традиционно подчиненном положении женщин.
Эти изменения нельзя назвать сколько-нибудь значимыми, так как определялись они господствующим тендером: по-прежнему женщина оставалась зависимой от мужчины в частности и от общественных установок в целомосновной работой для женщины оставалось домохозяйство, воспитание и образование, хотя и приобретало новые очертания, также имело строгую границу отличия от мужского. Фундаментом жизни считалась забота женщины о других, но и это воспринималось «.как фон для более важных сфер мужской деятельности, как ценности, которыми ни один уважающий себя мужчина не может быть ограничен и которые всегда должны оказываться на последнем месте, если они вступят в конфликт с другими ценностями и приоритетами».1 Кроме того, в зависимость от пола попадали даже человеческие, этические и «душевные» качества, как например, мораль, добродетель, нравственность, не говоря уже об уме, рассудительности, а также способности поставить какое-либо явление или событие под «контроль разума».
Но как раз в этот отрезок времени в результате интеллектуальных сдвигов в обществе произошли перемены в осознании выдающимися женщинами своего положения (и не только женщинами), что дало толчок к первым попыткам его пересмотра и реализации своих, зачастую ни чем не отличающихся от мужских, способностей.
1 Гримшоу Дж. Указ соч. С. 13.
Представительницы прекрасной половины человечества впервые попытались перевести на профессиональные «рельсы» свои таланты и наклонности. Выразилось это в творческой деятельности, а ярче и значительнее всего в литературе. Первые шаги были очень нелегки, поскольку «перо — как меч — считалось мужской прерогативой», 1 и незаурядные женщины, излагая и публикуя свои мысли наравне с мужчинами, не пытались уйти от строго установившегося качества «второго пола». В данном исследовании — это позиция Афры Бен. Некоторые из них, наоборот, всячески приветствовали снисходительное отношение к ним со стороны мужчин, считая нормативом «скромность и смирение», как Люси Хатчинсон и Манон Ролан. В действительности же эти героини были на несколько порядков умнее мужчин, их окружавших.
Именно эти представления о зависимости пола и зависимости способностей и возможностей женщин от пола подвергаются критике в рассматриваемый нами период, и что, вполне естественно, самими женщинами. Подобные мнения развиваются по нарастающей: поведение женщин XVII века дало старт для конкретных идей, которые озвучили ин-теллектуалки XVIII века.
Работы первых «бунтарок» XVIII столетия являются наиболее откровенными, дающими правдивое представление о современном им положении женщин и возможных путях защиты женских свобод. Эти произведения написаны под влиянием тех или иных исторически сложившихся обстоятельств, а также под сильным эмоциональным воздействием от событий в личной жизни. Эмоции эти были вполне объяснимы, так как каждая из «бунтующих» женщин испытали на себе, что значит стремление к независимости и в частной жизни и в своей работе (назовём их сочинительскую деятельность этим конкретным словом), «испытали на себе давление иерархической структуры, предъявлявшей особые требования к женщинам».2.
1 Репина Л. П. «Новая историческая наука». С. 201.
2 Дэвис Н. З. Указ. соч. С. 237.
Требования, выдвигаемые этими женщинами, различались по своей конкретной направленности, что зависело от их положения на социальной лестнице, религиозной культуры и даже от темперамента. Так, аристократку Жермену де Сталь волновало отношение общества к ней как к творческой личности, право талантливой женщины на реализацию своих духовных возможностей без оглядки на публичное мнениеКэтрин Маколей, выросшая в знатной семье, искала пути решения вопроса о праве женщины на образование в соответствии с её умственными качествами, не имеющих на её взгляд, отличия от мужскихМэри Уоллстонкрафт рассуждает категориями огромного большинства менее привилегированных женщин и ставит цель добиться сначала определенной социальной независимости, она пишет целое программное требование с обширным кругом вопросов: изменение воспитания и образования женщины, уничтожение рабской покорности в браке, предоставление экономического освобождения и даже политических прав. Француженка де Сталь не испытывала на себе столь сурового людского порицания из-за устройства своей личной жизни, как англичанки Маколей и Уоллстонкрафт, которых по этой же причине общество строгой английской морали в буквальном смысле слова оттеснило на «обочину». В нашу задачу не входило сравнивать эту разницу в переживаниях, а соответственно и в трудах, нам было необходимо подчеркнуть возможности принципиально нового осмысления, а затем и выражения женщинами разных стран своих требований о признании обществом индивидуальности женской личности.
Общее, что объединяет этих женщин и их мировоззрения — большая энергия, жажда жизни и желание выразить чувства многих представительниц прекрасного пола своего времени. Второй момент, «уравнивающий» наших героинь — невозможность реализации своих идей при их жизни. Самое значимое наследие представлений интеллектуалок XVII—XVIII вв.еков в том, что они помогли заложить основание для более конкретных очертаний в решении «женского вопроса», воспитывая в женщинах уверенность в своих интеллектуальных и нравственных достоинствах.
Список литературы
- Англия в памфлете. Английская публицистическая проза начала XVIII века. М., 1987.
- Бокаччо Д. Декамерон. Пермь, 1993.
- Вестник Европы" № 1, январь 1827. С. 71−74.
- Дидро Д. Собрание сочинений. М.- JL, 1940. Т. IX. Письма.
- Дидро Д. Сочинения в 2-х томах. М., 1986. Т. 2.
- Дидро Д. Парадокс об актёре. JL- М., 1966.
- Европейская поэзия XVII века. М., 1977.
- Из истории английской эстетики XVIII века: Поп, Аддисон, Рид. М., 1982.
- Лабрюйер Ж. де, Ларошфуко Ф. де, Паскаль Б. Суждения и афоризмы. М., 1990.• Лабрюйер Ж. де. Характеры, или нравы нынешнего века. М.- Л., 1964.
- Лакло Ш. де. Опасные связи. М., 1993. Ларошфуко Ф. де. Мемуары. Максимы. М., 1993. Лафайет М.- М. де. Принцесса Киевская. М., 1959. Личные мемуары г-жи Ролан. Спб., 1893.
- Локк Д. Мысли о воспитании и о воспитании разума. СПб., 1913.
- Мандевиль Б. Басня о пчёлах. М., 1974.
- Мерсье Л.-С. Картины Парижа. М., 1936. Т. 2
- Мильтон Д. Потерянный рай. Стихотворения. Самсон-борец. М., 1976.
- Мольер Ж.-Б. Собрание сочинений в 2-х томах. М., 1957. Т. 1.
- Мольер Ж.-Б. Собрание сочинений в 3-х томах. М., 1987. Т. 3.
- Паскаль Б. Мысли. СПб., 1995.
- Размышления и афоризмы французских моралистов XVI XVIII веков. СПб., 1995.
- Руссо Ж.-Ж. Избранные сочинения в 3-х томах. М., 1961. Т. 1,3.
- Свифт Дж. Дневник для Стеллы. М., 1981.
- Свифт Дж. Путешествия Гулливера. М., 1976.
- Сталь Ж. де. Коринна, или Италия. М., 1969.
- Уоллстонкрафт М. В защиту прав женщины // Феминизм: проза, мемуары, письма. М., 1992. С. 24−39.
- Честерфилд Ф. Письма к сыну. М., 1993.
- Addison and Steele. The Critical Heritage. L., 1980.
- British Pamphleters. L., 1948.
- English poetry of Seventeenth century. N. Y., 1936.
- Essay sur l’amour. P., An. 7.
- Ferguson M. First Feminists: British Women Writers 1578 1799.1. Bloomington, 1985.
- Fletcher A. Selected Political Writings and Speeches. Edinburgh, 1979.
- Godwin W. Memoirs of the Autor of a Vindication of the Rights of Woman. L., 1798.
- Halifax G. S. The complete works of marquis Halifax. Oxford, 1912.
- Rochefoucauld. F. de. Oeuvres completes. P., 1957.
- Macaulay C. History of England, from the Accession of James I to the elevation of the house of Hanover. L., 1763−1783. V. 1−8.
- Macaulay C. Letters on Education, with observations on religious and metaphysical subjects. N.Y., 1974.
- Macaulay C. Letters on Education.// Ferguson M. First Feminists: British Women Writters 1578−1799. Bloomington, 1985. P. 400−411.
- Macaulay С. Letters on Education.// Women, the Family and Freedom. The debate in documents. Stanford, 1983. V. I. P. 52−56.
- Memoirs of the life of Colonel Hutchinson dovernor of Nottinham castle and town writing by his widow Lusy. L., 1906.
- Saint-Evremond C. de. Oeuvres choisises. P., 1866. Seventeenth-century English prose. N.Y., 1967. The letters of Daniel Defoe. Oxford, 1955.
- Wollstonecraft M. A Vindication of the Rights of Men, in a Letter to the Right Hon. Edmund Burke- Occasioned by his Reflections on the Revolution in France. N.Y., 1963.
- Wollstonecfaft M. A Vindication of the Rights of Woman. N.Y., 1963. Wollstonecraft M. A Vindication of the Rights of Woman. // Ferguson M. First Feminists: British Women Writers 1578−1799. Bloomington, 1985. P. 422−436.
- Wollstonecraft M. A Vindication of the Rights of Woman. // Women, the Family and Freedom. The debate in documents. Stanford, 1983. V. 1. P. 56−57.
- Wollstonecraft M. Posthumous Works. V. 1. Author’s Prefase. L., 1798.
- Всеобщая история искусств. М., 1963. Т. IV.
- Новая история: указ. лит., изданной в СССР на русском языке, 1917 1940. М., 1980. 4.1.
- Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., 1986. Почепко Г. П., Фролова И. И. История зарубежных стран (Европа, Америка, Австралия): Библиогр. иност. библиогр. М., 1967.
- Работы иностранных авторов по истории Франции, изданные на русском языке // Французский ежегодник (1961−1987). М., (1962 -1989).
- Работы советских историков по истории Франции // Французский ежегодник (1959 1987). М., 1968.
- Советский энциклопедический словарь. М., 1987.
- Энциклопедический словарь Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона. СПб., 1900. Т. XXI.
- Collins Russian English English Russian dictionary. Glasgow, 1994.
- Grand dictionnaire universal. P., 1865. T. 10.
- Dictionnaire du Grande siecle. P., 1990.
- The encyclopedia Britannica, 9 edition. L., 1879. V. 10.
- The new enciclopedia Britannica. Chicago, 1993.
- Акимова А. Вольтер. M., 1970.
- Адлер Э. Знаменитые женщины Великой французской революции. Одесса, 1907.
- Англия XVII в.: Идеология, политика, культура. СПб., 1992.
- Англия XVII века: Социальные группы и общество. СПб., 1994.
- Барг М.А. Образ Великой французской революции в современной ей английской радикальной публицистике (защита революции историком Кэтрин Маколей) // От Просвещения к Революции: из истории общественной мысли нового времени. М., 1990.
- Бюхер К. Женский вопрос в средние века. Одесса, 1896.
- Ватченко С.А. У истоков английского антиколониалистского романа (творческие поиски Афры Бэн в романтической прозе). Киев, 1984.
- Гликман И. Мольер. Л., 1966.
- Дмитриева И.В. Радикальное направление в английской историографии века Просвещения («История Англии» Кэтрин Маколей) // Проблемы Британской истории. 1987. М., 1987. С. 207−215.
- Дэвис Н.З. Дамы на обочине. Три женских портрета XVII века. М., 1999.
- Зидер Р. Социальная история семьи в Западной и Центральной Европе (к. XVIII XX вв.). М., 1997.
- Историк в поиске. Микро- и макроподходы к изучению прошлого. Доклады и выступления на конференции 5−6 октября 1998. М.: ИВИ РАН, 1999.
- Кареев Н.И. Уильям Годвин и его «Политическая справедливость» // Ученые записки Института истории Т.З.М., 1929.
- Креленко Н.С. Кэтрин Маколей «Леди Фукидид» XVIII века // Историографический сборник. Саратов: Изд-во СГУ, 1998. Вып. 17. С. 80−89.
- Креленко Н.С. Причудливая память потомков: английская революция в общественной мысли Великобритании XVIII века // Преемственность и разрывы в интеллектуальной истории. Материалы научной конференции. М., 2000. С. 100−103.
- Креленко Н.С. «Пуританская» революция и английская общественная мысль XVII—XIX вв.. Саратов, 1990.
- Лазурский В. Сатирико-нравоучительные журналы Стиля и Адди-сона. Одесса, 1909. Т. 1.
- Лабутина Т.Л. Ранние английские просветители о роли и месте женщины в обществе // Вопросы истории. М., 1997. № 3. С. 14−27.
- Лабутина Т.Л. У истоков современной демократии. Политическая мысль английского просвещения. 1689−1714. М., 1995.
- Лабутина Т.Л. Женское образование в Стюартовской Англии (1603−1714) // Новая и новейшая история. 2001. № 2. С. 153−167.
- Левидов М. Путешествие в некоторые отдаленные страны мысли и чувства Джонатана Свифта, сначала исследователя, а потом воина в нескольких сражениях. М., 1986.
- Лосев С.А. Женщина и революция: трагедия Манон Ролан // История и историография зарубежного мира в лицах. Вып. II. Самара. Изд-во «Самарский университет», 1997. С. 65−88.
- Манфред А.З. Очерки по истории Франции. М., 1961.
- Обломиевский Д.Д. Французский романтизм. Очерки. М., 1947.
- Плещеева А.Н. Женщина в XVIII веке (по Гонкуру). СПб., 1888.
- Реизов Б.Г. Между классицизмом и романтизмом. Л., 1962
- Репина Л.П. «Женская история»: проблемы теории и метода // Средние века. М., 1994. Вып. 57. С. 103−109.
- Репина Л.П. История женщин сегодня. Историографические заметки // Человек в кругу семьи. Очерки по истории частной жизни в Европе до начала нового времени / Под. ред. Ю. Л. Бессмертного. М., 1996. С. 35−73.
- Репина Л.П. История женщин и тендерные исследования: от социальной к социокультурной истории // Репина Л. П. «Новая историческая наука» и социальная история. М., 1998. С. 153−223.
- Репина Л.П. «Персональная биография»: биография как средство исторического познания // Казус: Индивидуальное и уникальное в истории. М., 1999. С. 76−100.
- Рош Ф. Нинон де Ланкло. Женский ум, мужское сердце. СПб., 1998.
- Рукшина К.С. Мэри Уоллстонкрафт (1759−1797). К вопросу о социально-политических взглядах//Вопросы философских наук. Минск, 1965. С. 244−150.
- Рукшина К.С. Мэри Уоллстонкрафт художник // Научные записки высшей школы. Филологические науки. М., 1968. № 2. С. 30−40.
- Рукшина К.С. Мэри Уоллстонкрафт о Великой французской революции // Французский ежегодник М., 1968. С. 300−311.
- Семёнов С.Б. Политические взгляды английских радикалов XVIII в. Самара, 1995.
- Семёнов С.Б. Радикальный взгляд в прошлое: Кэтрин Маколей и её > «История Англии» // История и историография зарубежного мира в лицах. Вып. I. Самара, Изд-во «Самарский Университет», 1996.
- Серебрякова Г. И. Женщины эпохи французской революции. М., 1958.
- Стогова А.В. «Без этого дружба не будет истинной»: споры во Франции XVII века // Диалог со временем. Альманах интеллектуальной истории. Вып. 3. М., 2000. С. 175−200.
- Стрельцова Г. Я. Блез Паскаль. М., 1979.
- Стрельцова Г. Я. Паскаль и европейская культура. М., 1994.
- Феминизм: Восток. Запад. Россия. М., 1993.
- Anderson B.S., Zinsser J.P. A History of Their Own: Women in Europe from Prehistory to the Present. N.Y., etc., 1988.
- Aries Ph. L' Enfant et la vie familiale sous l’Ancien Regime. P., 1973.
- Bennet J.M. Feminism and History // Gender and History. 1989. № 1. P. 251−272.
- Bouten J. Mary Wollstonecraft and the beginnings of female emancipation in France and England. Amsterdam, 1922.
- Ferguson M. Feminist Polemic: British Women’s Writings in English from the Late Renaissance to the French Revolution // Women’s Studies International Forum. 1986. № 9. P. 451−464.
- Ferguson M. Subject to others. British Women Writers and Colonial Slavery, 1670−1834/L., 1992.
- Flexner E. Mary Wollstonecraft: A Biography. N.Y., 1972. A History of Women in the West. 5 vols. Cambridge (Mass.), 19 921 993.
- George M. One Woman’s «Situation»: A Study of Mary Wollstonecraft. Urbana, 1970.
- George M. Women in the First Capitalist Society: Experienses in Seventeenth-Century England. Brington, 1988.
- Godfrey E. Home Life under the Stuarts. 1603−1649. L., 1903. Greenbery J. The ideal status of English woman in early XVIII century: common Law and Eguity // Studies Eighteenth century Culture, Vol. 4, Wisconsin, 1975.
- Herold J. C. Mistress to an age. Indianapolis-N.Y., 1958. Hill B. Wo wen, work and sexual politics in eighteenth-century England. Oxford, 1989.
- Hill B. The Republican Virago. The Life and Times of Catherine Macaulay Historian. Oxford, 1992.
- Hill B. Hill C. Catherine Macaulay and the seventeenth century // The Welsh history review. Cardiff. 1967. Vols 3−4.
- Ellis J. On the town. // History today. Vol. 45. December, 1995. P. 20−26. Kelly J. Women, History, and Theory. Chicago, 1984. Mendelson S. The Mental World of Stuart Women: Three Studies. Brington, 1987.
- Stone L. The Family, Sex and Marriage in England 1500−1800. L., 1977./ Storr M.S. Mary Wollstonecraft et le mouvement feministe dans la litterarture anglaise. P., 1932.
- Sunstein E.W. A Different Face: The Life of Mary Wollstonecraft. N.Y., 1975.
- Tomalin C. The Life and Death of Mary Wollstonecraft. L., 1974. Wardle R.M. Mary Wollstonecraft: A Critical Biography. Lincoln, 1966. Wiesner M.E. Women and gender in early modern Europe. Cambridge, 1993.