Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Культурно-просветительные учреждения Дона и Кубани в период Великой Отечественной войны: 1941-1945 гг

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В публикациях Н. Д. Козлова, Г. А. Куманева, М. С. Зинич, О. В. Дружбы, В. Ф. Зимы содержится комплексное исследование истории социальной психологии масс, стереотипов общественного поведения и идеологии в 19 411 945 гг.21 Научные изыскания историков характеризуются переосмыслением идеологических приоритетов, методологических подходов, устоявшихся концепций и привлечением новых источников, в том… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • Глава I. Учреждения культуры Ростовской области и Краснодарского края накануне и в первый период войны (1939−1942 гг.)
    • 1. 1. Культурно-массовая работа накануне войны
    • 1. 2. Изменение содержания культурно-просветительной деятельности в первые месяцы войны
  • Глава II. Работа культурно-просветительных учреждений Дона и Кубани в период обороны Кавказа
    • 2. 1. Особенности культмассовой работы в прифронтовых районах
    • 2. 2. Деятельность культурно-просветительных учреждений в рамках «нового немецкого порядка» на временно оккупированных территориях
  • Глава III. Ликвидация последствий немецко-фашистской оккупации в культурно-просветительной системе (1943 — 1945 гг.)
    • 3. 1. Воссоздание учреждений культуры на Дону и Кубани
    • 3. 2. Содержание культурно-массовой деятельности на завершающем этапе войны

Культурно-просветительные учреждения Дона и Кубани в период Великой Отечественной войны: 1941-1945 гг (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Великая Отечественная войнаважнейшее событие в новейшей истории нашей страны, оказавшее огромное влияние на весь дальнейший ход исторического развития мировой цивилизации. Она стала составной и решающей частью общемирового противостояния с фашистской идеологией. В отечественной истории эта война оставила наиболее глубокий след. Она прошла по судьбам каждой российской семьи и, спустя шесть десятилетий, для значительной части наших соотечественников она по-прежнему остается самым трагическим периодом российской истории.

Деятельность культурно-просветительных учреждений выступала неотъемлемой частью военной действительности. Работники культуры чутко реагировали на стремительно менявшуюся ситуацию в ходе войны, обеспечив в кратчайшие сроки духовную мобилизацию общества, его готовность к выполнению сверхтрудных, но необходимых действий на всем протяжении борьбы с фашизмом. Система культурно-просветительной деятельности, являясь одним из центральных звеньев идеологической работы в советском обществе, в годы войны проявила себя как эффективный организатор и стимулятор массового сознания. Механизм воздействия на общество посредством составных элементов сферы культуры вызывает отдельный исследовательский интерес.

Созданная в предвоенные годы в СССР разветвленная сеть культпросветучреждений и система культмассовой деятельности имела серьезный потенциал влияния на общественное сознание. За военный период работники культурно-просветительной сферы не только не растеряли этот авторитет, но и приобрели колоссальный опыт реальных действий в экстремальных условиях. Анализ процессов радикальной трансформации сознания, в основе которого лежала успешно реализованная корректировка ментальности российского общества, представляет не только научную, но и практическую ценность.

В течение длительного времени Великая Отечественная война считалась одним из хорошо изученных периодов истории советского общества. Отечественными историками было исследовано огромное количество архивных материалов и документов военного времени. Накопленный документальный потенциал послужил основой для написания многотомных изданий, монографий, отдельных публикаций и статей по различным проблемам военной действительности. Однако появление в последние годы значительного числа ранее недоступных документов обусловило новый виток интереса к истории войны, сделало возможным обогащение концепции ее изучения на региональных примерах.

Южнороссийский регион всегда отличался не только многонациональной мозаикой населявших его народов, но и особой ментальностью его жителей, обусловленной и географическими, и социальными, и экономическими особенностями. В настоящее время данная специфика также проявляется в социокультурном компоненте, характеризующем общественную картину южных районов страны, в том числе Ростовской области и Краснодарского края. Вековые традиции проявления национального характера народа в трудные периоды развития российской государственности продолжают привлекать внимание историков.

Авторское стремление внести посильный вклад в разработку концепции истории советского общества в период Великой Отечественной войны имеет и историко-патриотический аспект, вызванный необходимостью воспитания современной молодежи на национально-культурных традициях и ценностях.

Нашему современному обществу нельзя забывать, что свидетели прошедшей войны, ветераны фронта и труженики тыла живут рядом с нами. Наша работа — это дань уважения к ним и признательности за все, что они сделали для спасения и российской цивилизации, и всего мира от фашизма.

Утверждение в российском социуме гуманистических идеалов в качестве цели и содержания общественного развития требует современного и более глубокого анализа истории войны через призму социального опыта российских людей, рассмотрения военных событий в социокультурном и духовно-личностном аспекте. Модернизация военной истории, как одна из основных задач современной исторической мысли, будет неполной без изучения духовной составляющей Великой Победы.

Исследование основных форм, методов и содержания работы учреждений культуры в экстремальных условиях войны, а также особенности их функционирования в период изменения морально-этических и духовных ценностей народа, весь опыт, приобретенный в борьбе с врагом за выживание собственной нации, принципиально необходимы в современной действительности, характеризующейся идейно-политической инертностью значительной части российского общества.

В связи с тем, что современная историческая наука опирается на методологические основы формационного и цивилизационного подходов возникает необходимость более глубокого изучения традиционалистских явлений и процессов изменения ментальности российского населения. В центр исторического исследования при этом выдвигаются социокультурные явления — нормы, ценности, идеалы, цивилизационное сознание, национальный характер и т. п.

Самобытность российской цивилизации можно определить соотношением, борьбой и противостоянием между ценностями модернизации и традиционной культурой страны. При этом особенностью российской истории является и закономерное варьирование экстремальных периодов, упорно повторяющихся в жизни нашей Родины на протяжении многих веков. Перманентная экстремалистика, ставшая традиционной для российского сознания, обусловила определенную готовность нашего общества к очередным кризисам, проблемам, революциям и даже войнам. Каждый новый экстрем порождал цивилизационный кризис, в ходе которого наблюдался традиционалистский взрыв, сопровождавшийся коренными изменениями в экономической, социальной, политической жизни, менялись идеалы, ценности и моральные нормы и т. д. Попадая из одного экстремального периода в другой, отличающийся от предыдущего сущностными содержательными признаками, Россия приобретала необходимый инерционный потенциал, позволявший ей преодолевать трудности постэкстремальных периодов.

Великая Отечественная война вызвала очередной традиционалистский взрыв, обладавший всеми упоминавшимися чертами. В пределах этого явления наиболее ярко проявилась оперативная и качественная способность советской системы к использованию чрезвычайных средств, форм и методов воздействия на общество для преодоления хаоса в сознании и во всех сферах жизнедеятельности. Наличие в СССР сверхцентрализованной управленческой системы, использовавшей чрезвычайные полномочия, регламентировавшей все стороны жизни общества, применявшей крайние формы принуждения, с одной стороны, и использование традиционных элементов ментальности российских людей с опорой на инициативу и творчество исполнителей, с другой, позволили реализовать трансформацию созидательно-развивающегося общества в стремительно набирающую мощь военно-мобилизационную силу.

В этом процессе если не определяющую, то во многом ведущую роль исполняла духовная сфера, конкретная деятельность учреждений культуры и их работников. Оптимизация культурно-просветительной сферы в экстремальный период предопределила оперативность и результативность морального перелома, обеспечившего корректировку российской ментальности, всегда отличавшейся толерантностью, миролюбием и гостеприимством, готовностью наших людей преодолевать перманентные трудности в направлении непримиримости, всепоглощающей ненависти к врагу и иррационального героизма.

Хронологические рамки исследования охватывают период Великой Отечественной войны (июнь 1941 — май 1945 гг.). Но для характеристики системы учреждений культуры и уровня развития культурнопросветительной сферы Дона и Кубани накануне войны временные рамки расширяются, затрагивая предвоенные годы.

Объектом исследования является культура южнороссийского региона в экстремальных условиях военной действительности 1941;1945гг.

Предметом исследования выступает деятельность учреждений культуры Дона и Кубани, включая библиотеки, музеи, драматические и музыкальные театры, коллективы художественной самодеятельности, на различных этапах Великой Отечественной войны.

Степень изученности проблемы. За шестьдесят лет, отделяющих нас от событий войны, накопился достаточно большой массив научной литературы, посвященной этому периоду. В этом историческом наследии нашла определенное отражение и проблема деятельности учреждений культуры.

Автор разделяет точку зрения отечественных историков, выделяющих три этапа развития исторической мысли по проблемам военной истории и характеризующих их содержание, которые нашли отражение в работах В. А. Селюнина, С. И. Линца и других исследованиях1.

Первый этап — 40-е — первая половина 50-х гг., отличался процессом накопления и осмысления разнообразных документальных материалов по всему спектру событий военного периода.

Содержание подавляющей части научных работ периода войны сводилось к определению места и роли граждан страны в борьбе с врагом. Среди них можно выделить исследования Е. М. Ярославского, л.

П.Н.Поспелова, С. В. Кафтанова и других. Деятельность представителей советской интеллигенции, в том числе и работников культуры, рассматривалась авторами как важный элемент единения общества, обеспечения прочного тыла сражавшейся армии.

В то же время массовым тиражом выпускались так называемые издания малых форм — брошюры, информационные и инструктивные письма, директивы, содержащие различны справочные материалы о работе советских, партийных органов, предприятий и организаций в годы войны, в том числе и в системе культпросветработы. В них нашли отражение и вопросы функционирования учреждений культуры в условиях военного противостояния фашистской агрессии3.

Одновременно в журналах «Большевик», «Спутник агитатора», «Партийное строительство», «Пропагандист» регулярно публиковались решения партии и правительства, статьи по идеологическим вопросам, в том числе по отдельным направлениям идейно-воспитательной и культурно-просветительной работы. Повседневная деятельность культпросветучреждений страны освещалась в специализированном издании «Политпросветработа», а также на страницах центральных, региональных и местных газет.

Уже в годы войны были опубликованы исследования о деятельности партизанских отрядов и подпольных групп в районах Дона и Кубани, занятых врагом4, а также впервые обобщены трагические последствия гитлеровской оккупации южных районов страны5.

В течение первого десятилетия после окончания войны стали появляться работы по истории культуры военных лет. Значительная доля этих исследований была посвящена искусству. Публикации содержали информацию об ущербе, нанесенном памятникам культуры в результате агрессии фашистской Германии6. Были изданы книги об отдельных областях культурной жизни военного времени7.

За это время не было создано ни одного крупного исследования о военной эпохе. Тем не менее, вышедшая в эти годы историческая литература привлекательна тем, что написана по «горячим следам» отгремевшей войны. Она создала солидную источниковую базу для будущих серьезных исследований, монографических трудов и научных публикаций последующего времени.

Второй историографический этап, датируемый второй половиной 50-х — серединой 80-х гг., характеризовался обилием научной литературы о Великой Отечественной войне, написанной на основе привлечения большого количества ранее неизвестных архивных документов и материалов, ставших доступными исследователям. В это время были изданы многочисленные фундаментальные обобщающие труды по истории войны и советского тыла. Однако на развитии исторической науки этого периода сказался тотальный контроль государственных партийно-идеологических структур за содержанием научных трудов. В частности, деятельность немецких оккупационных властей на временно захваченных территориях СССР, в том числе и на Юге России, в монографиях и статьях подробно не разрабатывалась8.

С середины 50-х гг. начался новый этап в научной разработке вопросов развития культмассовой деятельности в период Великой Отечественной войны. Работа учреждений сферы культуры военного времени нашла некоторое осмысление в обобщающих трудах по советской культуре и в фундаментальных изданиях истории минувшей войны.

Во второй половине 60-х гг. вышла в свет серия комплексных исследований по отдельным областям советской культуры, содержащих главы о военном периоде. Тогда же появились первые публикации, посвященные изучению основных направлений развития культуры страны во время войны, в том числе и деятельности коллективов культпросветучреждений.

В рамках второго этапа впервые был систематизирован и обобщен обширный фактический материал о развитии отдельных направлений культмассовой деятельности и осуществлена попытка анализа процессов, происходивших в системе культпросветработы на протяжении всего военного времени.

Третий этап, начавшийся со второй половины 80-х гг. и продолжающийся до сегодняшнего дня, обозначился новым витком в развитии исторических знаний о периоде войны. Он отличается от предыдущих плюрализмом мнений, становлением нового исторического мышления, доступом исследователей к ранее засекреченным документам, стремлением ученых к определению своих позиций по ряду принципиальных вопросов истории войны на качественно новой методологической основе. Принципы историзма и объективности постепенно стали основополагающими при научном анализе историками малоисследованных и спорных вопросов военного времени.

Особенностью современного этапа, обусловленного социально-экономическими и политическими противоречиями переходного периода, являлось заметное уменьшение количества крупных научных публикаций по проблемам минувшей войны. Однако в последние годы наблюдается повышение активности исследовательской работы, что позволяет определить положительные перспективы модернизации военной истории.

Современный этап характеризуется оформлением и дальнейшим развитием отечественной историографии по проблемам культурного развития России, наличием новых теоретических подходов к изучению культуры XX века, переосмыслением целого ряда методологических, источниковедческих, конкретно-исторических и терминологических аспектов истории российской культуры в 1941;1945 гг.9.

Степень изученности темы традиционно устанавливается путем анализа содержания опубликованной литературы. Учитывая огромное количество опубликованных исследований по военной тематике, целесообразно остановиться на анализе произведений, имеющих отношение к теме диссертации, и условно систематизировать их по трем группам.

Первую группу представляют коллективные обобщающие труды, содержащие сведения о культуре военного времени, а также монографии, затрагивающие проблемы социальной истории этого периода.

Процесс развития культмассовой деятельности нашел отражение в фундаментальных многотомных изданиях по истории Великой Отечественной войны, включающих отдельные разделы о культуре. Наиболее известным трудом, всесторонне раскрывшим многочисленные вопросы, стала шеститомная «История Великой Отечественной войны.

Советского Союза"10, в которой авторы собрали и обобщили гигантский по объему материал, сделав при этом интересные выводы и заключения. В ряде глав и параграфов шеститомника приведены сведения о работе представителей науки, литературы и искусства, народного образования, культурно-массовой деятельности в 1941;1945 гг. Имеющиеся фактические данные отражают основные тенденции развития сферы культуры накануне и в период войны в целом, не затрагивая вопросов специфики функционирования учреждений культуры прифронтовых районов и территорий, подвергшихся оккупации. То же можно сказать и о двенадцатитомнике «История второй мировой войны"11. Аналогичный аспект освещения вопросов культуры мы находим и в таких масштабных работах, как «Советский тыл в Великой Отечественной войне», «Советский.

Союз в годы Великой Отечественной войны 1941;1945″ и ряде других .

Отдельные сведения по выделенной нами проблеме можно найти в коллективных обобщающих исследованиях по истории партии и советского государства. В пятом томе «Истории Коммунистической партии Советского Союза» отдельные аспекты деятельности культурно-просветительских учреждений во время войны отражены в главах, посвященных идейно-, политическому воспитанию масс и работе партийных органов на территориях, занятых врагом в период оккупации и после нее13. При этом рассмотрение вопросов культурного развития в этом издании касается только самых общих представлений о науке, литературе и искусстве этого периода.

В десятом томе «Истории СССР с древнейших времен до наших дней» имеются разделы о культуре на разных этапах военного противостояния. В них содержится богатый фактический материал о культурной жизни страны в годы войны, характеризуются особенности работы деятелей культуры в военных условиях14. Но региональный аспект изучения проблемы в исследовании отсутствует. Общегосударственный исследовательский подход мы встречаем и в других изданиях советского времени15.

Среди современных обобщающих работ следует выделить четырехтомный труд «Великая Отечественная война 1941;1945. Военно-исторические очерки"16. В нем глубоко анализируется политика нацистов в оккупированных советских городах и селах, остро поднимаются вопросы коллаборационизма. Вместе с тем особенности оккупационного режима на Юге России и их проявление в идейно-воспитательной и культурно-массовой работе с населением не нашли в этом издании должного отражения.

Попытка анализа особенностей мировых конфликтов прошлого века, выявления общего и особенного отличает коллективную работу «Мировые войны XX века"17. Авторский коллектив с учетом достижений мировой и отечественной историографии попытался выйти за пределы прежних публикаций, раздвинуть спектр исторических исследований. Новизна данного издания определяется расширением содержания разделов о состоянии общества за счет исследования новых тем, как человек на войне и культура военного времени, и их актуализации в современном научном поиске.

Крупным вкладом в историческую науку стала монография А. Д. Колесника «РСФСР в годы Великой Отечественной войны», явившаяся.

1 Я первым обобщающим трудом республиканского масштаба. Не претендуя на исчерпывающее освещение всего многообразия проблем истории войны, автор сумел выявить характерные черты процесса перестройки страны на военный лад и восстановления разрушенной войной экономики, в том числе и на материалах южнороссийского региона. К сожалению, вопросы духовной составляющей всенародного сопротивления фашистской агрессии остались вне исследовательского внимания историка.

В историографию проблем военного времени значительный вклад внесли работы, посвященные анализу жизнедеятельности советского общества в годы войны. Во второй главе монографического исследования Г. Д. Комкова «На идеологическом фронте Великой Отечественной» четко определены политические цели фашистской Германии на Востоке и проанализировано идеологическое обеспечение агрессии против СССР19. Автор отмечает наличие у немцев к началу военных действий против нашей страны гигантского пропагандистского механизма, обладавшего мощной материальной базой и разветвленной сетью специализированных частей для ведения «психологической войны» на захваченных территориях20. Определенное внимание Г. Д. Комков уделяет и анализу тех изменений, которые произошли в годы войны в содержании, формах и методах работы советских учреждений культуры.

В публикациях Н. Д. Козлова, Г. А. Куманева, М. С. Зинич, О. В. Дружбы, В. Ф. Зимы содержится комплексное исследование истории социальной психологии масс, стереотипов общественного поведения и идеологии в 19 411 945 гг.21 Научные изыскания историков характеризуются переосмыслением идеологических приоритетов, методологических подходов, устоявшихся концепций и привлечением новых источников, в том числе и материалов «устной истории». При этом учеными довольно скромно отражена проблема фашистского идеологического воздействия на общественное сознание в условиях оккупации, а также процесс идейно-воспитательной и моральной реабилитации сознания граждан со стороны советского государства в постоккупационный период. Исследователями практически не затрагивается вопрос о роли культурно-просветительной сферы в духовной составляющей Великой Победы. Однако положительной стороной этих работ является взвешенная позиция авторов в отношении попыток пересмотра некоторыми псевдоисториками роли советского народа в избавлении человечества от фашизма.

Новое направление в изучении военной истории открыли изыскания Е. С. Сенявской, основанные на применении междисциплинарных подходов к анализу традиционных (архивных и опубликованных) и устных источников22. Исследование военных реалий через симбиоз историко-психологических методологий в последнее время приобретает все больше сторонников и последователей23. Однако чрезмерное увлечение этими методами может привести историков к субъективистскому отражению военной действительности. При этом следует отметить, что положительные результаты апробированных методологических концептов этого направления успешно использованы нами в качестве дополнительных методов при воссоздании объективной социальной картины войны, в том числе и при анализе процессов, происходивших в культурно-просветительной сфере.

За послевоенный период накопилось значительное число работ, в которых рассмотрение процессов развития духовной жизни людей в военное время напрямую примыкает к изучению проблем идеологической работы коммунистической партии в годы войны. В монографиях П. Д. Тепу на, В. П. Зайцева, С. Н. Якаева, Г. П. Иванова и других историков выработан целостный научный взгляд на проявление в годы войны высоких морально-политические качества советских людей, как закономерный результат высокопродуктивного идеологического воздействия со стороны правящей партии24. Работа учреждений культуры в этой связи подается авторами как один из эффективнейших инструментов, используемых партийными структурами в идеологической работе с гражданами страны. Но особенности культурной жизни в регионах и специфику работы деятелей культуры в условиях войны авторы не рассматривают.

Скромное освещение нашла проблема культуры в годы войны в коллективных исследованиях историко-партийного направления донских и кубанских ученых «Очерки истории партийных организаций Дона 1921 -1971 гг.» и «Очерки истории Краснодарской организации КПСС», в которых функционирование учреждений культурно-просветительной сферы упоминается лишь при анализе влияния партии на усовершенствование массово-политической работы с гражданами накануне войны, на начальном ее этапе и в период ликвидации последствий немецко-фашистской оккупации.

Вместе с тем из этого перечня работ выгодно выделяются публикации известного историка Н. И. Кондаковой, которая, начиная с изучения вопросов идейно-политической работы партийных организаций страны в годы войны, в последнее время обратилась к исследованию проблем социальной истории военного времени, в том числе и духовной жизни общества26. В монографии «Идейно-политическая работа Коммунистической партии в освобожденных районах РСФСР (1941;1945 гг.)» профессором Н. И. Кондаковой глубоко проанализирован процесс возрождения органов управления культурой на освобожденных территориях страны, выявлены особенности восстановительного процесса в идеологической сфере в районах, подвергшихся оккупации. В ходе исследования автор использовала региональный материал, в том числе и документы южнороссийских архивов. Однако содержание работы не дает возможности последовательно проследить процесс трансформации идейно-воспитательной и культурно-просветительной деятельности учреждений культуры регионов на различных этапах борьбы с фашизмом.

Анализ публикаций, отнесенных автором к первой группе, свидетельствует о том, что большинство исследователей положительно оценивают работу культурно-просветительной сферы по идейно-воспитательной мобилизации граждан страны на борьбу с врагом. При этом/? заявленная в диссертации проблема освещена в них достаточно фрагментарно.

Вторая группа историографической литературы объединяет труды, посвященные общей проблематике истории советской культуры и публикации по отдельным элементам культурно-просветительской деятельности военного времени.

Некоторые аспекты культмассовой работы в годы войны нашли незначительное отражение в обобщенных исследованиях по истории советской культуры. В монографиях М. П. Кима, А. Савченко, К. Темирбаева, В. Украинцева период Великой Отечественной войны подается лишь как один из этапов развития культуры в СССР, хотя, безусловно, важный и исключительный27. Авторы поднимают вопрос о роли и месте социалистической культуры в противостоянии фашистской агрессии, но ограничиваются лишь фактическим определением содержания, форм и методов работы деятелей культуры в период войны, допуская при этом определенные неточности. В частности, нельзя согласиться с утверждением, что «в довоенные годы читатель шел за книгой, а в условиях войны книга.

28 пошла к читателю", так как имеются точные сведения о реализации накануне войны библиотекарями страны государственной программы «Книга в массы», а в военное время эта форма работы нашла максимально широкое применение.

Следует отметить, что большинство исследований о культуре военного времени29, в том числе «Советская культура в годы Великой Отечественной войны», вышедшая в конце 80-х гг., освещают функционирование культурно-просветительной сферы в рамках всей страны. В них характеризуются основные формы и методы работы, используемые деятелями культуры в процессе взаимодействия с гражданским населением и военнослужащими. При этом региональный аспект проблемы остается вне научного осмысления.

Особое место в историографии проблемы занимают работы, посвященные изучению деятельности отдельных областей культурной жизни страны. В 60−70-е гг. были опубликованы коллективные исследования о литературе и искусстве, а также монографические работы М. Р. Круглянского, С. А. Черника и других авторов, рассматривающие проблемы образования, науки, радиовещания, кинопропаганды и театра31. В этих изданиях содержится систематизированный фактический материал о функционировании учреждений культуры во время войны. Историки использовали и некоторые данные о работе сферы культуры Ростовской области и Краснодарского края, но им не удалось отразить специфику и особенности деятельности культурно-просветительных учреждений южнороссийского региона в изменяющихся военных условиях.

Большая исследовательская работа по рассмотрению проблемы культурного развития советского общества в период войны была проведена JT.B. Максаковой. В ее монографии «Культура Советской России в годы Великой Отечественной войны» обобщен и проанализирован богатый документальный материал по основным направлениям культмассовой работы, в том числе и по функционированию культурно-просветительных учреждений России. Автор использовала некоторые материалы архивов Ростовской области и Краснодарского края для определения особенностей культурной жизни регионов в период войны. Исследование отличается глубоким осмыслением роли духовного потенциала советского общества в победе над фашизмом. Научное наследие JT.B. Максаковой в деле изучения проблемы культуры военного времени значительно. В 90-е гг. прошлого века JT.B. Максакова обратилась и к изучению актуальной проблемы сохранения культурных ценностей в годы войны33. Эта тема нашла отражение в работах целой плеяды отечественных ученых, плодотворно занимающихся исследованием этого вопроса. В публикациях С. Г. Горшенина, В. Г. Качалова, М. С. Зинич проведен глубокий и скрупулезный анализ процесса формирования и деятельности органов охраны памятников, определена, степень эффективности форм и методов их деятельности в годы войны, дана оценка роли армии и советской военной администрации в процессе спасения и возвращения культурного достояния нашего народа34. В работах Н. С. Третьякова осуществлено комплексное изучение проблем охраны, эвакуации и консервации историко-художественных, архитектурных ценностей в прифронтовых районах35. Отметим, что большинство публикаций основывается на материалах западных и северо-западных районов страны, где этот процесс действительно проходил наиболее интенсивно. Вместе с тем аналогичные мероприятия имели место и в южных районах страны, но данный аспект остался вне научного осмысления историков.

Одновременно отдельный исследовательский интерес вызывает изучение проблемы реализации фашистами политики разграбления и уничтожения национальных сокровищ нашей страны на захваченных территориях СССР. Работа ученых в этом направлении позволяет раскрыть античеловеческую сущность фашистского вандализма над общечеловеческими ценностями и достижениями мировой цивилизации. Часть документальных свидетельств фашистских преступлений против культуры была оглашена Международным военным трибуналом в Нюрнберге36, а также содержится в документальных сборниках37 и в работах отечественных исследователей Е. В. Кончина, А. П. Овсянова и других38. Серьезный анализ данная проблематика получила в публикациях М. С. Зинич. Историком сформировано четкое представление о наличии у фашистов конкретных планов и организованной системы специальных подразделений, занимавшихся хищением ценностей на оккупированных территориях СССР, приведены малоизвестные сведения о деятельности оперативного штаба А. Розенберга по вывозу культурных ценностей из западных и северо-западных регионов страны39. Однако процесс разграбления культурных фондов Юга России и его последствия для культурного наследия нашего региона остались вне исследовательского * внимания.

Разработкой темы функционирования культурно-просветительных учреждений во время Великой Отечественной войны занимаются историки М.П. и A.M. Мазурицкие40. Исследования этих авторов опираются на широкий круг архивных источников. Им удалось всесторонне осмыслить специфику работы учреждений культурно-просветительной сферы в условиях военного времени. В частности, в монографии A.M. Мазурицкого «Очерки истории библиотечного дела периода Великой Отечественной войны» проведена попытка выявления характерных черт профессиональной деятельности библиотекарей в годы войны и определения ее содержания на различных этапах борьбы с фашизмом. В работе глубоко анализируются немецкие планы по хищению раритетных изданий из запасников учреждений сферы культуры, находившихся на захваченных территориях нашей страны, приводятся примеры специальных инструкций оккупационных властей для цензурных комитетов по работе с фондами библиотек41. В исследовании даны отдельные сведения и о работе библиотечной сети Ростовской области в годы войны.

Ценный фактический материал представлен и в ряде других изданий о культурно-просветительной работе военного времени. В исследованиях А. В. Виноградова, И. М. Подобеда, Б. Г. Комского и других на конкретных примерах показан процесс перестройки работы различных учреждений культуры, определены особенности их функционирования в период военного противостояния42.

В 70−90-е гг. XX века вышло некоторое число работ по истории культуры отдельных краев, областей и городов страны, в том числе содержащие разнообразный региональный материал военного времени43. Одновременно отечественные исследователи обращались к непосредственному изучению культурного развития регионов в условиях войны. В диссертациях Н. П. Храмковой, В. Г. Бортневского, Ю. А. Широкова определена специфика функционирования сферы культуры в 1941;1945 гг. на материалах Поволжья, центральных и северо-западных районов страны44. При этом исследователям удалось определить специфические черты и особенности процесса перестройки деятельности учреждений культуры на начальном этапе военных действий. Некоторые из них проявлялись также на Дону и Кубани.

Современный период российской историографии также характеризуется большим количеством региональных исследований по изучению явлений культуры и духовной жизни общества 1941;1945гг. Наиболее интересными из них представляются работы Т. В. Подаваловой (на материалах Горьковской и Кировской областей) и А. В. Сперанского (на материалах Уральского региона)45. Авторам удалось на широком историческом и социокультурном фоне показать взаимосвязь и взаимовлияние образовательного, художественно-образного и нравственно-религиозного уровней культуры тыловых районов страны. При этом отмечается наличие общих факторов развития сферы культуры в условиях войны тыловых и прифронтовых районов. Однако специфика функционирования системы культмассовой деятельности в регионах Юга России, на наш взгляд, совершенно иная.

Среди причисленных нами ко второй группе работ лишь незначительное число исследований напрямую посвящено истории культуры военного времени. При этом общероссийский масштаб рассмотрения проблемы не позволил историкам выявить специфику и особенности деятельности культурно-просветительных учреждений Дона и Кубани в 1941;1945 гг.

К третьей группе правомерно отнести труды донских и кубанских ученых, выполненные на материалах южнороссийских архивов и, так или иначе, затрагивающие культурологические проблемы.

Определенное представление о процессе развития и функционирования сферы культуры Ростовской области и Краснодарского края в годы Великой Отечественной войны нашло отражение в монографиях В. П. Зайцева, i Д. И. Дубоносова, П. Д. Тепуна, И. С. Маркусенко, В. Ф. Негодаева, Г. П. Иванова, А. С. Схакумидова, Е. М. Малышевой, В. А. Селюнина, Н.А.Чугунцовой46. Следует отметить, что хотя историки не ставили себе целью исследование культурной жизни регионов в этот период, тем не менее, отдельные страницы и даже параграфы в работах указанных авторов посвящены анализу духовной жизни общества в условиях военной действительности на региональных примерах.

В книгах В. А. Селюнина были наиболее глубоко исследованы вопросы перестройки идеологической системы на военный лад в начальный период войны, в том числе и в системы культпросветработы. Автором определены пути и средства формирования новой, отличавшейся от мирной жизни «воюющей морали"47. Введенный историком термин, наиболее полно отражающий сущность нравственных трансформаций военного времени, использован нами в ходе исследования.

В работах Е. М. Малышевой и С. И. Линца предпринята попытка определения сущности немецкой оккупационной политики, реализованной захватчиками на территориях северокавказского региона. Исследователями выявлены и некоторые особенности ее проведения в социокультурной сфере48.

В коллективной публикации краснодарских историков «Вклад кубанцев в победу над фашизмом» содержатся интересные сведения об изменениях в системе идеологического воздействия и культурной жизни края на начальном этапе войны. Авторами определяются отличительные черты перестройки форм и методов работы деятелей культуры, показывается расширение масштабов идейно-воспитательного воздействия на общественное сознание, осуществлявшегося сотрудниками культурно-просветительных учреждений региона49. Однако исследователям не удалось в полной мере проанализировать особенности культмассовой деятельности и изменение ее содержания в прифронтовых условиях и на завершающем этапе войны. * 4.

Особый интерес при формировании современного видения проблем региональной истории Великой Отечественной войны вызывают диссертационные исследования южнороссийских историков, посвященные экономическим, политическим и социокультурным проблемам, выполненные на местных материалах50. Отметим, что с 1999 г. на Юге России действует отделение академии военно-исторических наук, под патронажем которой проходят международные и межрегиональные конференции, посвященные актуальным проблемам истории войны. На таких форумах появляется возможность выявить современное состояние исторической науки, заявить ученым о своих интересах и идеях в научном мире51.

Заслуживают внимания кандидатские диссертации региональных ученых Ф. У. Айбазовой, Ю. А. Болдырева, А. В. Малышева, исследования которых в некоторой степени близки по тематике к нашей работе. Однако деятельность культурно-просветительных учреждений Ростовской области и Краснодарского края не нашла в них достаточного отражения. Так, в работе Ф. У. Айбазовой, претендующей на всестороннее осмысление проблемы развития духовной культуры народов северокавказского региона в годы войны, культмассовая деятельность учреждений культуры Ростовской области и Краснодарского края осталась вне внимания.

Диссертации З. В. Бочкаревой и Е. Ф. Кринко отражают специфику реализации немецкой политики на некоторых оккупированных территориях Юга России, однако в них отсутствуют сведения о работе учреждений культуры Дона и Кубани в рамках «нового немецкого порядка».

Таким образом, анализ опубликованных трудов свидетельствует о достаточно высокой степени изученности проблем военного времени, представляющих научный интерес. Тем не менее деятельность учреждений культуры южнороссийского региона в период Великой Отечественной войны не нашла в них необходимой разработки. За пределами внимания остались специфика культурно-просветительной деятельности на региональном уровне в годы войны, а также особенности работы учреждений культуры Дона и Кубани в прифронтовых условиях, на оккупированных территориях и в период восстановления.

В связи с тем, что на современном историографическом этапе проблема развития культуры южного региона страны является важной в теоретическом и практическом аспектах, а также по причине отсутствия специального обобщающего диссертационного исследования по проблемам функционирования культурно-просветительной сферы Ростовской области и Краснодарского края, автором данной работы делается попытка восполнить этот пробел.

В последние годы довольно популярной стала идея (и она действительно созрела) создания нового, с точки зрения современных подходов, исследования «Россия в Великой Отечественной войне».

Диссертант стремится внести свой вклад в изучение региональной истории периода войны.

Цель исследования: выявить основные черты, особенности и содержание работы культурно-просветительных учреждений Дона и Кубани в период Великой Отечественной войны на различных ее этапах и определить их соответствие задачам разгрома фашистской Германии и ее сателлитов.

В рамках реализации цели были поставлены следующие задачи исследования:

— проанализировать ситуацию в системе культпросветработы накануне войны на региональном уровне;

— определить изменения в содержании культурно-просветительной деятельности в первые месяцы войны;

— показать особенности культмассовой работы в прифронтовых условиях;

— выявить характерные черты деятельности коллективов культпросветучреждений в рамках «нового немецкого порядка» на временно оккупированных территориях Дона и Кубани;

— рассмотреть процесс воссоздания учреждений культуры;

— проследить трансформацию содержания культмассовой деятельности в период ликвидации последствий вражеского нашествия и на завершающем этапе войны.

Научная новизна диссертации состоит в следующем:

1) Автором впервые предпринята попытка комплексного изучения проблемы функционирования культурно-просветительной сферы Дона и Кубани в условиях Великой Отечественной войны.

2) В диссертации выявлена региональная специфика перестроечного процесса на начальном этапе войны в культурно-просветительной системе. Она заключалась в ускоренных темпах реорганизации сети культпросветучреждений, в существенной корректировке содержания культмассовой деятельности и методах ее проведения с учетом прифронтовой обстановки, а также в мобилизации работников культуры на реализацию военно-организаторской функции.

3) Автором делается принципиальный вывод о том, что перестройка в духовной сфере носила целенаправленный, последовательный и системный характер. Доказано, что усилиями культпросветработников Дона и Кубани в короткие сроки были осуществлены коренные изменения в сознании местного населения соответственно военным реалиям.

4) На основе широкого круга источников выявлены характерные черты деятельности коллективов культпросветучреждений в условиях «нового немецкого порядка» на временно оккупированных территориях Дона и Кубани. Доказано, что продолжительность оккупационного времени обуславливала многообразие средств идеологического воздействия фашистов на местное население, в том числе и путем использования ими специфических возможностей культурно-просветительной сферы.

5) В ходе исследования определены основные направления деятельности партийных и советских органов власти, общественных организаций и самих работников культуры Дона и Кубани по мобилизации внутренних ресурсов регионов на скорейшее возрождение сети культпросветучреждений. Восстановление региональной сети учреждений культуры, в том числе музеев, библиотек, домов культуры, клубов, осуществлялось в основном за счет местных ресурсных возможностей, инициативным способом. Роль централизованных инвестиций была незначительной.

6) Доказано, что органы власти находили наиболее эффективные методы управления сферой культмассовой деятельности. Они стали гарантом четкого функционирования централизованной управленческой вертикали, основанной на обязательном выполнении руководящих указаний сверху донизу и на строгой исполнительской дисциплине.

7) В исследовании впервые на региональном уровне проанализированы особенности содержания культурно-массовой деятельности и его изменение на различных этапах войны. Доказано, что широкие возможности влияния на сознание жителей Дона и Кубани посредством культпросветучреждений эффективно использовались органами власти как накануне войны, так и в период борьбы с фашизмом.

8) Диссертантом введены в научный оборот ранее не использованные архивные материалы по вопросу функционирования культурно-просветительных учреждений на территориях Дона и Кубани в период войны 1941;1945 гг.

Методологической основой диссертации являются: принцип объективности — при отборе материалов и оценке историографической базы исследования, особенно при рассмотрении проблемных вопросов, касающихся партийно-идеологического воздействия на людские умы средствами культуры и ликвидации последствий немецко-фашистской пропаганды на временно оккупированных территориях Дона и Кубанипринцип историзма — при исследовании процессов и изменений в культурно-просветительной сфере регионов во взаимосвязи явлений, установлении хронологических рамок и причинно-следственной зависимости.

В работе применялись методы:

— общенаучные (логический, метод классификации), позволившие выстроить общую структуру подачи материала и его анализа на протяжении всего исследования;

— сравнительно-исторический, конкретного и комплексного анализа явлений, использовавшиеся при рассмотрении процесса трансформации общественного сознания на начальном этапе войны и при определении изменений в содержании культмассовой деятельности в течение военного времени;

— проблемно-хронологического изложения — при выделении наиболее значимых аспектов проблемы, исследуемой на различных этапах войны;

— статистический — при проведении разнообразных подсчетов количественного плана и пропорционального сравнения по ходу исследования;

— ретроспективный и аналитический — при рассмотрении исторических фактов и событий периода войны.

Комплексное использование этих методов позволило раскрыть особенности изменений, происходивших в сфере культуры в рассматриваемый период на региональной уровне, сопоставить отдельные процессы и явления духовной жизни Дона и Кубани в годы войны и сделать соответствующие научные выводы.

Источниковая база. Диссертационное исследование выполнено на основе широкого круга опубликованных и неопубликованных источников, содержащих ценные сведения по изучаемой проблеме. Весь обширный массив источников можно условно разделить на несколько, связанных между собой, групп.

Основную группу источников составили архивные материалы, часть из которых впервые вводятся в научный оборот. В процессе исследования были проанализированы документы более 40 фондов семи центральных и местных архивов.

В Российском государственном архиве социально-политической истории (РГАСПИ) изучены материалы фонда 17 (ЦК ВКП (б)), которые дают представление о функционировании управленческой партийной системы в центре и на местах, в том числе в системе культмассовой деятельности. Документы сектора информации организационно-инструкторского отдела (оп. 88) и отдела пропаганды и агитации при ЦК ВКП (б) (оп. 125) помогли сделать вывод об имевших место в начале войны определенной неразберихе и панике среди руководителей регионального уровня, а также об изменениях в идейно-массовой работе в период 1941 -1945 гг. Из фонда М-1 были проанализированы отчеты областных и краевых комсомольских органов за период войны. Материалы Оп. 3, 32 и 53 характеризуют работу молодежных комсомольских организаций регионов Юга России в период ликвидации последствий немецко-фашистской оккупации. Отдельные документы этого фонда вынесены в приложение к диссертационному исследованию (см. Приложения 5 и 6).

Широко отражена деятельность культурно-просветительных учреждений в фондах А-262, А-374, А-534, А-628, А-2306, р-5508 и р-7901.

Государственного архива Российской федерации (ГАРФ). Сведения.

Центрального статистического управления РСФСР по отдельным отраслям сферы культуры регионов, переписка местных отделов народного образования с руководителями Наркомата просвещения РСФСР в период восстановительных работ, а также отчеты региональных профсоюзных комитетов работников искусств и политпросветучреждений позволили проследить процесс изменения содержания, форм и методов работы учреждений культуры в течение военного времени, а также определить основной комплекс мероприятий по возрождению культуры регионов, t подвергшихся оккупации.

Множество интересных, содержательных документов отложилось в фондах местных архивов Ростовской области и Краснодарского края, где особую ценность представляют материалы начального периода войны и оккупационного времени.

В Центре документации новейшей истории Ростовской области (ЦДНИРО) автор изучил дела фондов 9 и 13, содержащие сведения о работе местных органов власти и творческих коллективов театрально-зрелищных предприятий, сотрудников музеев, библиотек, представителей сельской интеллигенции.

Государственный архив Ростовской области (ГАРО) также располагает подлинными документами, характеризующими ситуацию в сфере культуры в период военного времени. В фондах р-3737 и р-1817 находятся документы, содержащие информацию о деятельности местных органов власти по вопросам массово-политической работы с населением. Фонды р-4132, р-4133, р-4138, р-4140, р-4144, р-4246 насыщены материалами о функционировании театральных коллективов и творческих кадров ростовской областной филармонии за весь период войны, в том числе и в эвакуации. В фондах р-2379, р-4045, р-4246 имеются аналогичные сведения о работе библиотек и других культпросветучреждений Дона.

Большую научную ценность представляют документы оккупационного времени, сохранившиеся в Таганрогском филиале ГАРО (ТФ ГАРО). Фонды р-513, р-519, р-526, р-531, р-547, р-604, р-619 располагают массивом материалов о деятельности немецких властей на оккупированных территориях, позволивших выявить особенности немецкой политики в культурной сфере, проследить процесс использования фашистами возможностей культурно-просветительных учреждений в реализации идейно-воспитательного воздействия на местное население.

Часть документов оккупационного времени хранятся в фонде р-498 Государственного архива Краснодарского края (ГАКК). В фондах р-687, р-988 содержатся сведения о функционировании советских органов власти края и их участии в построении массово-политической работе на местах. Материалы фондов р-1246, р-1380, р-1626, р-1674, р-1705, р-1726, р-1750 краевого архива представляют весь спектр сведений о культурной жизни Кубани в период Великой Отечественной войны.

Кубань представлена в диссертации и материалами фондов 15, 558, 652, 1072, 1298 и 1774-А Центра документации новейшей истории Краснодарского края (ЦДНИКК), в архивных документах которого имеются разнообразные сведения о работе коллективов городских и сельских культпросветучреждений в прифронтовых условиях и в период восстановительных работ в городах и районах края.

На основе анализа материалов региональных архивов удалось определить уровень развития культурной жизни Дона и Кубани в предвоенные годы, проследить процесс перестройки культмассовой работы на начальном этапе войны, выявить особенности деятельности культпросветучреждений в прифронтовых условиях и в эвакуации, выяснить ситуацию в сфере культуры на оккупированных врагом территориях, рассмотреть весь спектр восстановительных мероприятий в системе учреждений культуры после освобождения.

В ходе изучения архивных фондов были также просмотрены сохранившиеся там фотографии, театральные афиши, программки спектаклей, объявления о проведении различных представлений, смотров и конкурсов. Эти материалы не только отражают дух того времени, но и открывают для потомков лица, имена, идеи и интересы представителей ушедшей эпохи.

Важной группой источников в изучении процессов, происходивших в сфере культуры в период войны и предвоенные годы, являются уже опубликованные документы и материалы, вошедшие в сборники «Кубань в годы Великой Отечественной войны 1941;1945: рассекреченные документы», «Краснодарский край в 1937;1941 гг. Документы и материалы», «Наш край. Из истории Советского Дона», «На защите Родины: партийные организации Дона в Великой Отечественной войне 1941;1945 гг.» и другие54. Отметим, что доля документов по истории культуры периода войны в них незначительна, тем не менее, они способствовали конкретизации сферы поисков источников в архивных фондах.

Отдельную группу источников представляют статистические сборники, в том числе «Ростовская область за 50 лет» и «Кубань за 50 лет», давшие сведения об общем количестве учреждений культурно-просветительной сферы в предвоенные годы, после освобождения и накануне Победы55.

Большой информационно насыщенной базой и интересным источником для анализа деятельности учреждений культуры в годы войны является периодическая печать56. В процессе работы над диссертацией автор ознакомился с материалами центральных газет и журналов («Правда», «Политпросветработа», «Спутник агитатора» и др.), краевых, областных и местных изданий («Молот», «Большевик», «Таганрогская правда»,.

Новороссийский рабочий" и т. п.). Многочисленные публикации военного времени содержат разнообразные данные о функционировании культурно-просветительной сферы страны и регионов на различных этапах войны.

Наибольший интерес вызвало изучение содержания оккупационной прессы. На страницах печатного органа Таганрогского бургомистерства «Новое слово» публиковались материалы пропагандистской тематики, имевшие целью усиленное воздействие на сознание местного населения. Сфера культуры также была популярной темой оккупационной журналистики.

Значительную группу источников представляют опубликованные материалы о немецкой политике на временно оккупированных территориях СССР. Имеющиеся документы в сборниках «Совершенно секретно! Только для командования!», «Преступные цели — преступные средства», «Неизвестная Россия» и других57 позволяют судить о сущности фашистской идеологии и планах захватчиков относительно материальной базы и населения нашей страны, а также их представления о возможностях использования культурных богатств захваченных на Востоке земель.

Ценную группу источников составила мемуарная литература, воспоминания участников событий военного времени58. В процессе научных изысканий автор встречался с ветеранами войны и тружениками тыла, в том числе с бывшими сотрудниками местных учреждений культуры, оказавшими большую помощь в воссоздании общей картины военного времени. Комплекс этих источников позволил выявить интересные факты, не нашедшие отражения в документальных источниках.

Особую роль в подготовке материалов исследования сыграли уникальные экспонаты военного времени, хранящиеся в фондах Ростовского, Таганрогского, Новочеркасского и Краснодарского музеев, в том числе периода оккупации и начального этапа накопления свидетельств по истории Великой Отечественной войны.

Завершая обзор источниковой базы исследования, необходимо отметить, что не все документальные материалы равнозначны по уровню достоверности. В некоторых из них встречаются противоречивые данные, отдельные факты искажены, цифровой материал иногда дается приблизительно.

Таким образом, на основе анализа широкого круга источников и литературы автор посчитал возможным обратиться к исследованию процессов, происходивших в культурно-просветительной сфере южнороссийских регионов страны в предвоенные годы и военное время.

Практическая значимость исследования. Опыт работы российской сферы культуры во время военного противостояния фашистской агрессии будет полезен в процессе патриотического воспитания современного подрастающего поколения и формировании общенациональной идеи современной России.

Материалы диссертации могут быть использованы при разработке нового курса «История Юга России» для студентов исторических факультетов, а также войти составной частью в общее коллективное исследование «Юг России в войне», возможность создания которого в настоящее время уже реальна.

Апробаиия исследования. Основное содержание диссертации отражено в тринадцати публикациях общим объемом 2,8 п.л. Отдельные положения работы докладывались автором на Всероссийских научных конференциях, посвященных 55-летию Великой Победы в Санкт-Петербурге (2000 г.) и Ростове-на-Дону (2000 г.), на Международной научной конференции «Вторая мировая и Великая Отечественная война: проблемы социальной истории» (Майкоп, 2002 г.), на научно-практической конференции «Вузовская наука и проблемы региона: из настоящего в будущее» (Кисловодск, 2002 г.).

Различные проблемы диссертационного исследования нашли отражение в сборниках материалов всероссийских, межрегиональных и региональных научных, научно-практических и научно-теоретических конференций, проходивших в Санкт-Петербурге, Пушкине, Новомосковске, Ростове-на-Дону, Таганроге, Новочеркасске.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Великая Отечественная война — небывалая в истории по своим масштабам и невосполнимая по людским потерям — завершилась 9 мая 1945 года сокрушительным поражением фашистской Германии и ее сателлитов. Советский народ с честью выстоял в жесточайшем противостоянии с алчущей, бесчеловечно циничной гитлеровской машиной истребления и порабощения. В ходе борьбы с агрессором российская цивилизация окрепла и получила мощный импульс для дальнейшего развития. Одним из важных факторов победы являлся духовный.

Во время войны советская идеологическая система одержала верх над хорошо отлаженным идейно-пропагандистским механизмом рейха. Уже в предвоенные годы в Советском Союзе была создана особая общественная модель, способная обеспечить максимальную концентрацию сил общества для решения любой проблемы, как государственного строительства, так и обороны страны. Составным и действенным элементом этой модели выступала система культпросветработы.

Накануне войны на Дону и Кубани действовала широкая сеть культурно-просветительных учреждений. Она обладала вполне приемлемой для своего времени материальной базой, культурно-историческими фондами, квалифицированным кадровым составом, способным решать разнообразные идейно-воспитательные задачи и вести эффективную массово-политическую и просветительскую работу среди различных групп населения. При этом работники культуры учитывали региональные социально-экономические особенности.

В предвоенные годы коллективами учреждений культуры были апробированы различные формы и методы работы с гражданами, налажены контакты с промышленными предприятиями, учебными заведениями и общественными организациями в целях повышения эффективности культурно-просветительной деятельности среди городских и сельских жителей Ростовской области и Краснодарского края. Результатом этих процессов стало дальнейшее укрепление единства общества, что было особенно важно в преддверии надвигавшегося военного конфликта с фашизмом. Это нашло отражение и в деятельности культпросвет учреждений, занимавшихся пропагандой военно-патриотических идей средствами художественного воздействия.

Нападение агрессора обусловило начало широкомасштабной перестройки во всех сферах жизни общества. Корректировка деятельности коллективов учреждений культуры, изменение организационных форм работы с населением стали неотъемлемой частью этого процесса. В кратчайшие сроки под контролем властных структур была осуществлена оперативная мобилизация средств идейно-массового воздействия, в том числе и системы культпросветработы, на обеспечение коренного перелома в сознании людей для формирования духовно-идеологической основы сражавшегося общества. Этот процесс носил целенаправленный и последовательный характер. Духовным базисом сплочения людей и мобилизация их на борьбу с врагом стала национально-патриотическая идея, планомерно внедряемая в сознание общества средствами массовой информации, на собраниях и митингах, усилиями работников культурно-просветительной сферы. При этом формирование «воюющей морали» становится важнейшим компонентом деятельности сотрудников учреждений культуры в условиях начавшейся войны. Ускорение темпов осуществления морального перелома и адаптации общественного сознания к военной действительности зависело от эффективности воздействия на него широкого спектра форм и методов культурно-просветительной деятельности.

В условиях введенного в южных районах страны военного положения и стремительного приближения врага к приморским районам Дона и Кубани процесс перестройки работы учреждений культуры на региональном уровне носил динамичный характер.

На основе анализа документальных источников определено, что перестройка деятельности культпросветучреждений Ростовской области была практически завершена к ноябрю 1941 г., а в Краснодарском крае по различным причинам объективного и субъективного плана затянулась до конца года. Причины коренились в преобладании на территории Кубани сельских очагов культуры с минимальным количеством сотрудников, не сумевших оперативно провести на местах необходимые мобилизационные мероприятия. Одновременно негативно сказались ошибки центрального и местного руководства, необоснованно допустивших консервацию значительного числа учреждений культуры края в первые месяцы войны.

Перестройка в системе культпросветработы на региональном уровне характеризовалось тем, что параллельно с реорганизацией сети местных культпросветучреждений, выразившейся в существенном сокращении их количества и числа штатных сотрудников, шел процесс расширения масштабов деятельности работников культуры и оперативного освоения ими наиболее эффективных форм сотрудничества с людьми. Приоритетное место было отведено мобильным формам работы: организация культповозок, агитфургонов, театров миниатюр, библиотечек-передвижек, выездных выставок. При этом перестройка содержания деятельности коллективов учреждений культурно-просветительной сферы определялась первичностью задач обороны страны и мобилизации общества на борьбу с врагом.

В центре внимания деятелей культуры стояла проблема организации индивидуальных и коллективных мероприятий с представителями различных социальных групп общества, в том числе эвакуированных граждан, строителей оборонных рубежей, культурное обслуживание госпиталей, мобилизационных пунктов, резервных воинских соединений и военнослужащих на линии фронта.

Стремительное продвижение фашистов в глубь советской территории привело к разрушению системы культмассовой деятельности в Ростовской области в связи с непродолжительной оккупации донской столицы.

Аналогичный процесс наблюдались и в Краснодарском крае, хотя в 1941 г. Кубань не была занята врагом. Но здесь отрицательную роль сыграли панические настроения, прежде всего, в среде краевого руководства. После изгнания захватчиков из Ростова-на-Дону и стабилизации фронта на подступах к городу была вновь воссоздана сеть культпросветучреждений, которая возобновила работу с жителями прифронтовых районов благодаря усилиям региональных властей и возвратившихся на места, ранее эвакуированных специалистов. Таким образом, на Дону уже в первый период войны был получен бесценный опыт проведения восстановительных мероприятий в прифронтовой ситуации. Сфера культуры оказалась востребованной обществом и показала не только свою жизнеспособность, но и умение к самовосстановлению.

Деятели культуры, оказавшись на передовой линии вместе со сражавшейся армией и народом, обеспечивали идеологическую основу единства фронта и тыла. Это единение стало одним из источников победы над фашизмом.

В ходе летнего наступления 1942 г. в руках захватчиков оказалась большая часть районов Дона и Кубани. Воссозданная в труднейших условиях система культпросветработы подверглась вторичному разрушению. Аналогов подобному на Северном Кавказе не было. При этом на оккупированной территории остались многочисленные исторические и культурные ценности, своевременная эвакуация которых так и не была осуществлена советскими властями.

В сложившихся условиях идеологическое противостояние вступило в новую фазу. Фашистам удалось частично реализовать на захваченных территориях Юга России свою идеологическую программу. Для этого им пришлось восстановить наиболее эффективные составные элементы идеологического воздействия на общественное сознание, в том числе и часть учреждений культурно-просветительной сферы. Путем обмана и подкупа оккупантами была привлечена к сотрудничеству часть коллаборационистски настроенного населения. С его помощью захватчики и пытались (особенно на территории Таганрога) воссоздать систему идейного влияния на местное население, таким образом не только приобщить его к атрибутам «нового немецкого порядка», но и создать у жителей иллюзию восстановления культурных традиций досоветского времени. Причем в ходе этого процесса оккупанты пытались сформировать некий симбиоз русской и германской культур.

Степень реализации этих и других целей захватчиков определялась продолжительностью оккупационного периода. В частности, чем длиннее он был, тем шире были масштабы осуществления фашистами восстановительных мероприятий в различных сферах жизни общества и выполнения планов министерства А. Розенберга по изъятию ценностей из фондов учреждений культуры. Сокращение временных рамок обуславливало свертывание восстановительных программ и интенсификацию грабежа и уничтожения объектов материальной и духовной культуры.

Расхищение ценнейших коллекций, разрушение целостности книжных собраний, уничтожение стационарных помещений крупнейших театров на Юге России, разгром всей системы культурно-просветительных учреждений стали одним из тяжелейших преступлений нацистов против культурного потенциала и духовного наследия народов нашей страны.

Вражеское нашествие нанесло культуре Ростовской области и Краснодарского края огромный ущерб, на ликвидацию которого потребовались годы. Невозможно восполнить человеческие потери, среди которых были проявившие мужество и героизм рядовые работники культуры.

Очередное возрождение системы культпросветработы было составной частью общего восстановительного процесса. Значимость работы деятелей культуры по обеспечению духовной поддержки населения возрождавшихся регионов была осознана центральным и местным руководством уже в первые дни после освобождения.

Эффективная работа государственных структур по организации процесса восстановления пострадавших от нашествия районов Дона и Кубани позволила не только оперативно возобновить функционирование промышленности и сельскохозяйственного производства, но и осуществить реанимацию системы идеологического воздействия на население регионов. В кратчайшие сроки удалось воссоздать материальную базу и восполнить фонды учреждений культурно-просветительной сферы. Успехи восстановительных мероприятий в системе культпросветработы определялись объемом помощи тыловых районов страны, центральными поставками из государственных резервов и фондов, целевыми программами общественных организаций по культурному обслуживанию населения освобожденных территорий. При этом значительная часть восстановительных мероприятий в сфере культуры пострадавших районов во многом осуществлялась за счет внутренних возможностей самих регионов и инициативным способом.

Уже в условиях продолжавшейся войны большая часть региональных объектов культуры была восстановлена. Это свидетельствовало об уверенности руководства страны в необратимости успехов на фронтах, являлось символом перехода стратегической инициативы к СССР.

С 1944 г. на Дону и Кубани культурно-просветительная деятельность вновь заняла свое место в идеологической системе и стала одним из важных ее составных элементов. Отличительной особенностью этого процесса стало воссоздание успешно зарекомендовавшей себя на начальном этапе военного противостояния дооккупационной модели культмассового воздействия на граждан. Степень эффективности ее функционирования определялась оперативным восстановлением региональной системы подготовки и обучения профессиональных культпросветработников, учащением методических контактов коллективов городских и сельских учреждений культуры. Все это способствовало скорейшему налаживанию культурного обслуживания населения на местах, обеспечивало устойчивый духовный фундамент общества и стимулировало созидательную активность людей в период восстановления.

В ходе сложных и масштабных задач постоккупационного времени проявилась неравномерность восстановительного процесса в отдельных областях культурно-просветительной сферы. Одной из важных причин этого являлась ограниченность финансирования восстановительных мероприятий. При этом городские учреждения культуры занимали приоритетное положение. В сельской же местности деньги вкладывали в те объекты, которые получили наименьший ущерб, а, следовательно, не требовали крупных капиталовложений. Серьезные трудности для нормального функционирования культпросветучреждений создавала и кадровая проблема. Нехватка квалифицированных специалистов отрицательно влияла на качество работы и препятствовала ее совершенствованию. Одновременно неумение отдельных руководителей грамотно действовать в экстремальных условиях (наиболее зримо это проявилось на Кубани), принимать продуманные решения, ответственно подходить к выполнению должностных обязанностей замедляло темпы восстановления.

Вместе с тем в ходе руководства восстановительным процессом региональной сферы культуры проявились все элементы командно-административной системы. При этом она не мешала развитию местной инициативы и не подавляла ее.

Наиболее ярко характерные черты культурно-просветительной деятельности периода войны проявились в ее содержании. Анализ процессов, происходивших в системе культпросветработы, показал, что на всех этапах военного противостояния с фашизмом содержание деятельности коллективов учреждений культуры соответствовало периодам войны и тем задачам, которые решались властью и населением страны. В частности, на завершающем этапе войны имела место очередная коррекция идейно-массового воздействия, потребовавшего от деятелей культуры при сохранении базовых положений морали воюющего социума обеспечить активизацию пропаганды мирного образа жизни, а, следовательно, реализовать морально-нравственную реабилитацию общества в связи с приближением победы.

Особенностью развития советской культуры военного времени, в том числе и на региональном уровне, являлось варьирование разнообразных средств воздействия на общественное сознание. Деятели культуры сумели создать духовно-нравственную основу общества, вступившего в тяжелейшее противостояние с всеразрушающей машиной фашизма. При этом даже в экстремальных условиях пополнялись новыми экспонатами военно-исторические фонды музеев, обновлялись книжные собрания библиотек, обогащалась тематика произведений литературы, музыки, живописи, театрального искусства.

В годы войны люди проявили массовый героизм, равного которому не знала история. Творцом победы стал народ, совершивший подвиг, в котором были слиты воедино высочайшее мужество воинов, партизан, подпольщиков, самоотверженность тружеников тыла, служителей культуры и искусства. И если материальное производство обеспечивало фронт техникой и продовольствием, то советская интеллигенция вложила в руки народа духовное оружие, без которого победа вряд ли была бы возможна.

Коллективные и индивидуальные методы и формы работы с населением, эффективно показавшие себя в деятельности сотрудников учреждений культуры военного времени, могут быть применены с определенной долей корректировки и современным работникам культуры для привлечения широких групп населения страны в библиотеки, музеи и зрительные залы театров.

В современных условиях будет полезен и опыт восстановительных мероприятий в системе культмассовой деятельности, основанный на сочетании государственных инвестиций, внутренних ресурсов регионов и безвозмездной помощи из других районов страны.

Опыт деятельности сферы культуры периода войны может быть использован при решении проблем современного российского социума. Преодоление разобщенности нации, подъем авторитета культуры, предотвращение духовной и интеллектуальной деградации общества — вот задачи, требующие скорейшего разрешения для стабилизации внутренней ситуации в нашей стране.

Однако изначально должно возникнуть устойчивое понимание того, что именно культура несет в себе основную часть вековых традиций народа. И, сделав ставку на развитие сферы культуры, руководители государства не только обеспечат преемственность поколений, но и решат проблему будущего нации вообще.

Основой консолидации российского общества может стать национально-патриотическая идея, близкая и понятная всем. Она должна быть своеобразным ориентиром нации, смыслом и целью движения вперед. Деятели культуры имеют богатые традиции в вопросах взаимодействия с обществом и вполне способны обеспечить духовный фундамент общенационального единства.

Без единой идеологии общество не станет сплоченным, а значит способным разрешить сложные проблемы переходного периода. Поэтому богатейший опыт сплочения нации, в том числе и в условиях экстремального периода войны, может быть использован современными руководителями страны с учетом реалий сегодняшнего дня.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Документы и материалы архивов- Государственный архив Российской Федерации ГАРФ
  2. Ф.А-262. On. 1. Дела: 162, 3174, 3222, 3254, 3275, 3339,3408.
  3. On. 70.Т. З. Дело 9593. Ф. А-374. Оп. 2. Дела: 163, 197.
  4. Оп. 10. Дела: 105, 116, 118, 133−138, 166, 168 170, 197,216−219. Ф. А-534. On. 1. Дела: 705, 706, 707, 714, 719.1. Ф. А-628. Оп. 2. Дело 2.
  5. Ф. А-2306. Оп. 39. Дела: 180, 181, 194.
  6. Оп. 69. Дела: 2650, 2655−2658, 2690−2693, 26 982 699, 2748−2750, 2753, 2795, 2796, 2797, 2819, 2826, 2832, 2843, 2850, 2875, 2876, 2933, 2938, 2949, 2956, 3010−3018, 3078, 3082, 3085, 3086, 3088, 3091, 3142, 3146, 3219.
  7. Ф. р-5508. Оп. 2. Дела: 11, 34, 35, 44, 45, 70, 73, 74, 79, 81,130, 131, 160, 164.
  8. Ф. р-7901. On. 1. Дела: 39, 41, 59, 64, 69, 70, 78, 88, 94, 111,131, 153, 154, 157, 158, 196, 200, 215, 223, 253,254, 206,314.- Российский государственный архив социально-политической истории -РГАСПИ
  9. Ф. 17. Оп. 88. Дела: 4, 10, 13, 22, 24, 33, 37, 55, 60, 67,70, 78, 79, 80, 82, 83, 92, 115, 112, 131, 135, 195, 214, 331, 406, 427, 493−496, 499, 500, 501, 522, 525, 526.1. On. 125.1. Ф. М-1.1. On. 126. On. 3. On. 32.1. On. 53.
  10. Дела: 44, 47, 51, 52, 53, 71, 73, 75, 76, 92, 94, 95, 123, 124, 126, 138, 161, 166, 189, 214, 216, 219, 228, 297, 302, 329, 330−332, 367,371,373,375. Дело 7.
  11. Дела: 295, 296, 302, 303, 382, 419. Дела: 4, 5, 22, 23, 40, 56, 57, 64, 72, 95, 96, 110, 117, 176, 190, 269,319, 322. Дела: 196, 239, 240, 241, 243.- Государственный архив Краснодарского Края ГАКК
  12. Ф. р-498. On. 1. Дела: 1−5, 7−10,12,17.
  13. Ф. р-687. On. 1. Дела: 20, 32, 42,44,49, 50, 55, 56, 81, 122.1. Оп. 3. Дела: 82, 1346а.1. Ф. р-988. On. 1. Дело 5.
  14. Оп. 2. Дела: 3, 57, 182, 168.
  15. Ф. р-1246. On. 1. Дела: 108, 159, 166, 203, 206, 212, 213,741.
  16. Ф. р-1380. On. 1. Дела: 5, 12, 13.
  17. Ф. р-1621. On. 1. Дела: 5,7.
  18. Ф. р-1626. Оп. 2. Дела: 17, 18.
  19. Ф. р-1674. On. 1. Дела: 9, 10.
  20. Ф. р-1693. On. 1. Дела: 2, 3, 4, 7, 8, 10.
  21. Ф. р-1726. On. 1. Дела: 6−8, 11, 12, 16, 19.
  22. Ф. р-1705. On. 1. Дела: 13, 15, 17.
  23. Ф. 15. On. 1. Дела: 264, 345, 392, 396, 441, 503.
  24. Ф. 558. On. 1. Дела: 136а, 156, 183, 234, 290, 294, 387.1. Ф. 1298. On. 1. Дело 63.
  25. Государственный архив Ростовской области ГАРО
  26. Ф. р-3737. Оп. 2. Дела: 331, 349, 352, 447, 495, 490, 495,499, 509, 544, 554, 558, 596, 622.
  27. Ф. р-1817. Оп. 3. Дела: 4, 12, 18, 30, 42, 62, 67, 69.
  28. Ф. р-2379. On. 1. Дела: 1,4.
  29. Ф. р-4045. On. 1. Дела: 1,2,3,4, 80,81.
  30. Ф. р-4130. On. 1. Дела: 1,2,4, 7, 11,20−22.1. Ф. р-4070. On. 1. Дело 2.
  31. Ф. р-4132. On. 1. Дела: 1,2.
  32. Ф. р-4133. On. 1. Дела: 1−8, 11−26, 26а, 30−32,34, 39.
  33. Ф. р-4138. On. 1. Дела: 1−11, 14−16, 18−20.
  34. Ф. р-4140. On. 1. Дела: 1,4, 9−21,23,24, 26.
  35. Ф. р-4144. On. 1. Дела: 10, 10а, 11−14, 14а, 15−22, 24.
  36. Ф. р-4246. On. 1. Дела: 1−5.
  37. Ф. р-4256. On. 1. Дела: 1−3.
  38. Ф. р-4299. On. 1. Дело 1а.1. Ф. р-4311. On. 1. Дело 2.- Таганрогский филиал ГАРО ТФ ГАРО
  39. Ф. р-2. On. 1. Дела: 19,20.
  40. Оп. 2. Дела: 2, 2а, 3−6, 6а.
  41. Ф. р-152. Ф. р-165. Ф. р-166. Ф. р-263. Ф. р-231. Ф. р-325. Ф. р-513. Ф. р-519. Ф. р-526. Ф. р-531. Ф. р-539. Ф. р-547. Ф. р-619.
  42. Ф. р-604. Ф. р-638. Ф. р-887. Ф. р-918.
  43. Оп. 2. Оп. 4. Оп. 3. On. 1. On. 1. Оп. 2. On. 1. On. 1. On. 1. On. 1. On. 1. On. 1. On. 1.
  44. On. 1. On. 1. On. 1. On. 1.1951. Дела: 1,3.
  45. Дела: 3, 8, 10−13,20,21. Дело 40.
  46. Дела: 183,358, 362,372. Дела: 152, 177. Дело 22.
  47. Дела: 1,4, 6, 13,27. Дело 108. Дело 2.
  48. Дела: 1,27,35, 55. Дело 4. Дела: 3, 6, 22.
  49. Дела: 9, 10, 11, 12, 13, 18, 19, 27, 80, 97, 113, 119, 120, 141, 147, 162,190, 209, 224, 262.
  50. Дело 12. Дела: 23, 26. Дела: 1, 2. Дела: 1- 4.- Центр документации новейшей истории Ростовской области ЦДНИРО
  51. Оп. 5. Дела: 9а, 26, 28, 29, 45, 55, 87, 88, 90, 91,94, 96, 103, 110, 167, 226, 229, 230.
  52. Е.В. Былого ищу следы. М., 1984- Кончин Е. В. Эти неисповедимые судьбы. М., 1990- Кривенок Я. В подполье. Ростов н/Д, 1944-
  53. Е.Ф. Жизнь за линией фронта: Кубань в оккупации (1942−1943 гг.). Майкоп, 2000-
  54. М.Р. Высшая школа СССР в годы Великой Отечественной войны. М., 1970-
  55. Г. А. Рядом со Сталиным. Откровенные свидетельства. М., 1999- Куманев Г. А. Подвиг и подлог. Страницы Великой Отечественной войны 1941−1945 гг. М., 2000-
  56. С.И. Северный Кавказ накануне и в период немецко-фашистской оккупации: состояние и особенности развития (июль 1942-октябрь 1943 гг.). Ростов н/Д, 2003-
  57. A.M. Деятельность библиотек в годы Великой Отечественной войны 1941−1945 гг. М., 1988-
  58. A.M. Очерки истории библиотечного дела периода Великой Отечественной войны 1941−1945 гг. М., 1995-
  59. М.П. Художественная самодеятельность в годы Великой Отечественной войны. М., 1966-
  60. М.П. Массово-оборонная работа культурно-просветительных учреждений в годы Великой Отечественной войны. -«Ученые записки Московского государственного института культуры». Вып. 18. М., 1970-
  61. М.П. Культурно-просветительная работа в советском тылу в годы Великой Отечественной войны (1941−1945гг.). М., 1971- Мазурицкий М. П. Массовые учреждения культуры в период Великой Отечественной войны. М., 1992-
  62. Л.В. В рядах воюющего народа (Из истории советской культуры в годы Великой Отечественной войны 1941−1945 гг.). М., 1965- Максакова Л. В. Культура Советской России в годы Великой
  63. VIII Царскосельские чтения. «Вузовская наука возрожденной России». Т. 2. СПб., Пушкин, 2004.
  64. Актуальные проблемы социальной истории. Вып. 5. Новочеркасск- Ростов н/Д, 2004-
  65. Бицентры России: прошлое, настоящее, будущее. Материалы межрегиональной научно-практической конференции (Новомосковск, 11 -12 октября 2002 г.). Т. 1. Тула, 2002-
  66. Великая Победа. 55 лет. Итоги и уроки. Материалы Всероссийской научной конференции. СПб., 2000-
  67. Возрождение прифронтовых и освобожденных районов СССР в годы Великой Отечественной войны 1941−1945 гг. Сб. статей. М., 1986- Восстановление народного хозяйства освобожденных и прифронтовых районов СССР в 1941—1945 гг.: Сб. статей. М., 1983-
  68. Вторая мировая война: история и современность. Сб. статей. Вып. 1. СПб., 1999-
  69. Вторая мировая и Великая Отечественная война: проблемы социальной истории: Материалы Международной научной конференции. Майкоп, 2002-
  70. История и современность. Материалы научно-теоретической межвузовской конференции с международным участием. Т. IV. СПб., 2002-
  71. Подавалова Т. В. Народное образование и культура в годы Великой
  72. Отечественной войны. Дисс. канд. ист. наук. М., 1995-
  73. Селюнин В. А. Промышленность и транспорт Юга России в Великой
  74. Отечественной войне (1941 1945 гг.). Дисс. докт. ист. наук. Ростов н/Д, 1997-
  75. Н.В. Водный транспорт Ростовской области и Краснодарского края в период Великой Отечественной войны. Дисс. канд. ист. наук. Майкоп, 2002-
  76. А.В. Культура Урала в годы Великой Отечественной войны. Дисс. докт. ист. наук. М., 1997-
  77. П.Д. Деятельность Коммунистической партии по укреплению дружбы народов ССР в годы Великой Отечественной войны (на материалах партийных организаций Северного Кавказа). Дисс. докт. ист. наук. Ростов н/Д, 1985-
  78. Правила записи читателей в Таганрогскую городскую библиотеку им. А. П. Чехова, (утвержденные бургомистром города 13 апреля 1942 г.)1.Библиотека
  79. Читателем городской библиотеки имеет право быть каждый гражданин, начиная с 16-ти летнего возраста.
  80. При записи в библиотеку необходимо предоставитьа) паспортб) учащимся справку от школы.
  81. Залог на право пользования книгой 30 руб.- с учащихся — 10 руб.
  82. Плата за чтение книг ежемесячно 10 руб.- с учащихся — 5 руб.
  83. Абонемент имеет право получить одновременно 2 книги: одну -беллетристика и одну научную, на срок не более 2-х недель.
  84. Если книга будет задержана без уважительной причины, то за каждый просроченный день штраф 50 коп. за книгу.
  85. Если книга своевременно не будет возвращена в библиотеку, то к абонементу посылается нарочный, которому читатель должен вернуть книги и уплатить штраф 10 руб. за каждую книгу.
  86. За утерю книги штраф 100 руб., за дефицитную книгу — 200 руб.
  87. За порчу книг штраф 100 руб. и отказ на 1 месяц.1. Читальный зал
  88. Посещать читальный зал имеет право каждый гражданин в возрасте 16-ти лет.
  89. Плата за постоянное посещение 10 руб. ежемесячно, за разовое посещение -1 руб.
  90. За порчу штраф и отказ на 2 недели.
  91. ТФ ГАРО, ф. р-531, on. 1, д. 1, л. 47.
  92. Форма сведений о ситуации на местах Областного отдела пропаганды и агитации Обкома ВКП (б)
  93. V. О наличии и сохранности радиоузлова) работает ли радиоузел, сколько трансляционных точекб) сколько установлено в районе эфирных радиоприемников для коллективного радиослушания
  94. VI. О работе печати в районе**а) сколько раз в месяц печатается районная газетаб) сколько рабселькоровв) сколько редколлегий стенных газет и боевых листков в районе и какое количество выпущено по 15 мая
  95. Примечание: записать, что было разрушено немцами и размеры убытков.
  96. ЦДНИРО, ф. 9, оп. 5, д. 87, л. 1,4.1. Выделено автором.
  97. Этот пункт появился несколько позже, так как в первых отчетах его нет. (Прим. автора.)
Заполнить форму текущей работой