Воспитание детей у русских
Несмотря на то, что многие наши респонденты не считают себя глубоко верующими, (хотя большинство из них крещеные), они крестят своих детей и внуков. Сами крестные тоже не всегда бывают глубоко религиозными людьми, но, несмотря на это, в большинстве случаев с радостью соглашаются на роль крестной или крестного. В дальнейшем многие крестные матери помогают в воспитании детей, а вот крестный отцы… Читать ещё >
Содержание
- Задачи и методы исследования
- Источники исследования
- Историография
- Глава 1. Отношение к детям в современном российском обществе
- 1. 1. Понятие детство и его границы
- 1. 2. Государственная политика по вопросам семьи, материнства и детства
- 1. 3. Репродуктивные установки современных россиян
- 1. 4. Современные родители
- Глава 2. Подходы к воспитанию детей: традиции и новации
- 2. 1. Воспитание детей в семье. Взаимодействие семьи и образовательных учреждений
- Семья в новых условиях
- Роль матери и отца
- Забота о ребенке младенческого возраста
- Воспитание ребенка дошкольного возраста
- Воспитание ребенка школьного возраста
- 2. 2. Внесемейное воспитание
- Учреждения дополнительного образования
- Учреждения культуры и спорта
- 2. 3. Праздники и обряды
- Глава 3. Детская субкультура
- 3. 1. Детские игры и игрушки в современной России
- 3. 2. Дети и телевидение
- 3. 3. Дети и детская пресса
- 3. 4. Дети и компьютер
Воспитание детей у русских (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Заключение
.
Перемены, произошедшие в России в конце XX — начале XXI вв. в политической, социально-экономической и культурной сферах не прошли бесследно. Особенно явно они отразились на жизни семей.
Несмотря на наметившиеся перемены, Россия все еще остается среди стран с низким уровнем рождаемости, что является одной из причин сокращения численности населения, а также его постарения. Российское общество до сих пор сталкивается с такими проблемами, как крайне низкие выплаты на период отпуска по уходу за ребенком, отсутствие прочной материально-технической базы учреждений дополнительного и общего образования и многими другими.
Учитывая, что в последние годы в Центральной России рождаемость увеличилась, а численность детских дошкольных учреждений уменьшилась в предшествующий период — сложилась ситуация, в которой родителям непросто устроить своего ребенка в детский сад. Из-за этого многие родители (чаще матери) выходят на работу позже, чем хотели бы.
Среди положительных изменений в вопросах, касающихся ценности детей в обществе, следует выделить постепенное увеличение рождаемости, хоть и небольшую, но положительную динамику репродуктивных установках россиян. Современные родители в массе своей старше, чем их предшественники. Однако отцов более зрелого возраста (старше 36 лет) значительно больше, чем матерей. Это свидетельствует о сохранившейся в обществе традиции, когда предпочтительным считается, чтобы муж был на несколько лет старше жены.
Имя детям выбирают в основном родители, причем руководствуются преимущественно принципом «нравится — не нравится», а также тем, насколько выбранное имя будет сочетаться с отчеством. И это несмотря на тот факт, что многие верят в связь между именем человека и его судьбой. В начале XXI века вновь стали популярны древнерусские, древнегреческие имена.
Для большинства опрошенных нами русских родителей пол ребенка не существенен, что свидетельствует о растущем влиянии установки на «равноправие», в том числе в экономике. Возможно, усилению этой установки способствовал кризис начала 1990;х годов, когда на практике выяснилось, что женщины могут быстрее и зачастую успешнее адаптироваться к изменениям, чем мужчины. В последние годы ситуация меняется, несмотря на пропагандируемую в обществе идею равенства полов, в общественном сознании вновь прослеживается традиционная ориентация на разделение ролей: «добытчика» — мужчины и «хранительницы очага» — женщины. По нашим данным многие молодые женщины, особенно те, что имеют маленьких детей, не работают.
Говоря о воспитании детей в современной русской городской семье, следует обратить внимание на тот факт, что с изменением экономический ситуации в России после распада Союза изменилась роль того родителя, который зарабатывает деньги (теперь в основном это вновь мужская роль). Работающий родитель стал уделять детям значительно меньше времени, чем это было в советское время. Особенно заметным стало то, что мужчины стали меньше заниматься воспитанием детей. У них не хватает времени на общение с детьми, его отнимает работа и дорога, поэтому часто возникает ситуация, когда с детьми бабушки и воспитатели общаются больше, чем папы и мамы.
Современное воспитание в России можно охарактеризовать скорее как «женское» воспитание, поскольку большинство функций по уходу за детьми берут на себя женщины. Мужчины мало занимаются воспитанием детей. При этом предпочтение «женского» воспитания проявляется и на уровне соционормативных установок: большая часть респондентов не согласились бы взять на роль воспитателя (няни) мужчину.
В воспитании детей в малых городах России, таких как г. Лыткарино, большую роль играют родственники. Няни — явление здесь достаточно редкое.
У современных городских детей 5−7 лет, по словам наших информаторов, не так уж много обязанностей: они должны слушаться, заправлять кровать (часто это происходит при помощи взрослых), делать упражнения, задаваемые в детском саду или на занятиях в секциях. Трудовое воспитание в семье ушло на второй план. Сейчас главной целью многих родителей является образование. В воспитании в целом заметен перевес образовательного аспекта над всеми остальными, перепоручение воспитательных функций СМИ и образовательным учреждениям. Одни родители предпочитают посадить ребенка перед телевизором, другие (особенно мужчины) — «откупаются» от своих детей, приобретая им все новые вещи и игрушки, вместо того, чтобы вместе поиграть уже имеющимися, третьи предпочитают отвести детей в секции (по нашим опросам в г. Лыткарино таких большинство). Дети дошкольного и школьного возраста активно посещают секции и кружки, где их учат какому-либо искусству или спорту (рисованию, борьбе ит.д.) или помогают освоить школьную программу.
Перевес в сторону образования в жизни современных детей очевиден и вне семьи. Обучение современных детей начинается намного раньше и отнимает у них значительно больше времени, чем у их предшественников. Врачи отмечают, что здоровых детей становится все меньше. Многие дети страдают гиперактивностью.
Даже в детских садах дети теперь готовятся к школе, возможно, не меньше, чем общаются и играют. В школах по сравнению с советским периодом значительно увеличилось количество предметов, появились новые дисциплины. Однако многие россияне не удовлетворены современной системой образования. У учеников старших классов часто есть репетиторы по «профильным предметам», многие помещают курсы при вузах.
Техническое оснащение школ и других образовательных учреждений постепенно улучшается, но, несмотря на это, многие из них нуждаются в ремонте или обновлении материально-технической базы. Однако все еще существуют учреждения дополнительного образования, где занятия для детей бесплатны, что делает их доступными для семей с разным уровнем доходов. Многие родители отдают детей в большое количество секций, чтобы те были «заняты делом», а не смотрели телевизор или играли в компьютер.
Современные дети практически разучились играть в своем коллективе. Корни этого явления коренятся в изменениях, произошедших в детской субкультуре. В конце XX — начале XXI вв. телевидение стало играть одну из ведущих ролей в «просвещении» детей. Лишь в последние несколько лет государство и некоторые работники телевидения стали уделять внимание качеству детских программ на телевидении. Но детские каналы (за исключением «детских окон» на телеканалах «Россия», «Культура» и «Спорт») пока транслируется только по кабельному телевидению, а качественных программ для подростков все еще не хватает, поэтому дети большую часть времени смотрят недетские программы, на которых видят массу насилия и рекламы. Подобная тенденция к «пропаганде» насилия прослеживается и в компьютерных играх, и в современных игрушках, и в печатных изданиях. Кроме того, многие детские товары культивируют в детях «дух потребителя». Налицо «коммерциализация» детского мира, начавшаяся в нашей стране уже в середине 1990;х годов.
Нравственные нормы и ценности в современном мире воспитывает, главным образом, крепкая семья.
Семейные традиции помогают ребенку найти свое место в мире, вырасти достойным человеком. Некоторые возвращаются к Православию. Постепенно все больше родителей отдает своих детей в воскресные школы, вновь организованные после длительного перерыва. В основном это дети родителей верующих, посещающих церковь.
Несмотря на то, что многие наши респонденты не считают себя глубоко верующими, (хотя большинство из них крещеные), они крестят своих детей и внуков. Сами крестные тоже не всегда бывают глубоко религиозными людьми, но, несмотря на это, в большинстве случаев с радостью соглашаются на роль крестной или крестного. В дальнейшем многие крестные матери помогают в воспитании детей, а вот крестный отцы в основном дарят крестникам подарки и деньги. В современной России наблюдается соединение дореволюционных, советских и новых российских традиций. Особенно ярко это проявляется в сфере праздничной культуры. Как и прежде, большая часть праздников отмечается в семейном кругу.
Родители XXI века во многом похожи и не похожи на родителей века XX. С одной стороны, они все больше прислушиваются к мнению своих детей, особенно в вопросах, касающихся серьезных покупок, с другой стороны, они затягивают процесс взросления своих детей, поскольку дети в большинстве своем и после 18 лет находятся на попечении родителей. Так было и раньше, но в современном обществе, похоже, этот процесс углубляется. По нашему мнению, несмотря на то, что современные дети знают многое, чего не знали их предшественники, имеют многое из того, чем не обладали их предшественники, они, тем не менее, многого лишены. Информационное общество диктует свои правила.
Изучение воспитательной практики и семейного уклада русских в малых городах России представляется крайне актуальным, поскольку этническая, экономическая и культурная ситуация в этих городах постоянно меняется.
342 ПМА 2006;2008.
1. Анализ положения детей в Российской Федерации. М: ЮНИСЕФ, 2007. 118 с.
2. Год семьи в Московской области. Меры социальной поддержки семьи и детей. Подольск: Изд. Дом «Московия», 2008. — 58 с.
3. Жилищный кодекс Российской Федерации (ЖК РФ) от 29.12.2004 N 188-ФЗ// http://www.consultant.ru/popular/housmg.
4. Конвенция о правах ребенка// Обухова Л. Ф. Возрастная психология: учебник для вузовМ.: Высшее образованиеМГППУ, 2007.
5. Конституция Российской Федерации. Государственный гимн. Описание Государственного герба Российской Федерации. Ростов-на Дону.: ОАО «Ростовкнига», 2008. — 44 с.
6. Положение детей в Российской Федерации. Доклад М.: Изд-во Совета Федерации, 2006. — 151 с.
7. Послание Федеральному Собранию Российской Федерации (послание президента РФ В. В. Путина Федеральному собранию, 10.05. 2006 г.) // http ://archi ve .krem lin .ru/text/appears/2006/05/105 546. shtml.
8. Семейный кодекс Российской Федерации М.: Омега-Л, 2003. — 64с.
9. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197 // www.kadis.ru/kodeks.phtml?kodeks=17&papeF=2561.
Литература
.
10. Абраменкова В. В. Игры и игрушки наших детей: забава или пагуба?: Соврем, ребенок в «игровой цивилизации —М.: Данилов. Благовестник. 2001. 141 с.
11. Анохина Л. А., Шмелева М. Н. Быт городского населения средней полосы РСФСР в прошлом и настоящем: на примере городов Калуга, Елец, Ефремов. -М.: Наука, 1977.-359 с.
12. Анохина Л. А. Шмелева М.Н. Задачи и методы этнографического изучения культуры и быта русского городского населения. (Опыт изучения городов средней полосы РСФСР)// Советская этнография. 1966. № 6. С. 57 67.
13. Анохина Л. А., Шмелева М. Н. Использование анкетно статистических данных при этнографическом изучении города // Советская этнография, 1968, № 3. С. 16 -26.
14. Антонов А. И, В. М Медков, А. Б. Синельников. Репродуктивное поведение и динамика рождаемости// Население России на рубеже XX ХХТвеков: проблемы и перспективы/ Под ред. В. А. Ионцева, А. А. Саградова. — М.: МАКС Пресс, 2002. — 352 с.
15. Ахмадиева Р. Ш. Этнокультурные традиции в системе оптимизации воспитательных функций семьи. —Казань: Изд-во Казанского ун-та, 2006. — 50с. Балушок В. Г. Инициации древних славян (попытка реконструкции). // ЭО, 1993, № 4. С. 57 -66.
16. Батурина Г. И. Кузина Т.Ф. Народная педагогика в современном учебно-воспитательном процессе: (Дошкольники и мл. школьники): Пособие для педагогов, воспитателей, методистов. -М.:Шк. Пресса, 2003. 142 с.
17. Беляева JI.C. Русская народная музыкальная педагогика от язычества до конца XX столетия. Исторические эскизы: Монография. Мурманск, 2002. 90 с.
18. Беспалов Е. И. Детское население в условиях социально-экономической трансформации и демографического кризиса в России: диссертация. кандидата экономических наук: 08.00.05. М., 2007. 146 с.
19. Березина Т. А. Проблемы современной семьи у народов Скандинавии. С. 57 -96. // Семья в современном европейском обществе. — М.: Ин-т этнологии и атропологии РАН, 1996.
20. Бернштам Т. А. Молодежь в обрядовой жизни русской общины XIX начала XX в. — Л.:Наука, 1988; 278 с .
21. Бромлей Ю. В., Шкаратан О. И. О соотношении истории, этнографии и социологии.- СЭ, М., 1969. № 3. С. З 19.
22. Бубекина В. Библиотечное обслуживание детей России: десятилетие выживания и развития. С.165 182. // Дети и культура. -М.: Ком Книга, 2007. -288 с.
23. Бутовская М. Л. Биология пола, культура и полоролевые стереотипы поведения у детей. С.324−329// Семья, тендер, культура. Материалы международных конференций 1994 и 1995гг. М.- Ин-т этнологии и антропологии РАН, 1997. -416 с.
24. Волков Г. Н. Этнопедагогика: Учеб. для студентов сред, и высш. пед. учеб. заведений / М.: Academia, 2000. 175 с.
25. Вишневский А. Г. Воспроизводство населения и общество: История, современность, взгляд в будущее. — М.: Финансы и статистика, 1982. 287 е., ил.
26. Воспитание на традициях народной педагогики. Изд. Белгородского пед. ун-та. 1995. 178 с.
27. Выготский JI.C. Психология развития ребенка — М.: Изд-во Эксмо, 2003; 512с.
28. Ганцкая О. А. Семья: общие понятия, принципы типологизации // Этносоциальные аспекты изучения семьи у народов зарубежной Европы. — М.: Наука, 1987. 196 с.
29. Герасимова Н. А. Региональные различия семейной структуры населения России// Семья, тендер, культура. Материалы международных конференций 1994 и 1995 гг. М.: ИЭА РАН, 1997. С.72—80.
30. Громыко М. М. Нравственные традиции и вера. С. 22 72.// Русские: народная культура (история и современность). Том 5. Духовная культура. Народные знания. — М.: Изд-во Ин-та этнологии и антропологии РАН, 2002 — 376 с.
31. Громыко М. М. Семья и община в традиционной культуре русских крестьян XVIII XIX вв. С. 7 — 24 // Русские: семейный и общественный быт. — М.: Наука, 1989. — 336 с.
32. Зоберн В. М. Православная мама: пособие для семьи, с наставлениями священника и советами детского врача. М.: Русская миссия, 2006. — 446 с.
33. Измайлова А. Б. Русская народная педагогика: Воспитание ребенка младенческого возраста: Моногр. Владимир: ВГПУ, 2001. 548 с.
34. Ильичева М. Б. Соотношение нового и традиционного в семейной жизни британцев (1950;11 980;е годы). С.278 287.// Семья, тендер, культура. Материалы международных конференций 1994 и 1995 гг. — М.: Институт этнологии и антропологии РАН, 1997. — 416 с.
35. Каган В. Е. Когнитивные и эмоциональные аспекты тендерных установок у детей 3−7 лет. С.65−69// Вопросы психологии, № 2, 2000.
36. Ковалева Г., Кузнецова М. Международное исследование PIRLS-2006 «Изучение качества чтения и понимания текста». // Народное образование, 2008 № 4. С.171−180.
37. Комарова Г. А. О понятии «этнопедагогика» в советской этнографической и педагогической науке. // Изучение преемственности этно-культурных явлений. М.: Ин-т Н.Н. Миклухо-Маклая, 1980. С. 202 — 212.
38. Кон И. С. Междисциплинарные исследования. Социология Психология. Сексология. Антропология. Ростов н/Д: Феникс, 2006. — 605 с.
39. Кон И. С. Подростковая сексуальность на пороге XXI века. Социально-педагогческий анализ. Дубна: «Феникс+», 2001. — 208 с.
40. Кон И. С. Ребенок и общество (историко-этнографическая перспектива). — М: Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1988. -270 с.
41. Коновалов В. Здоровье школьников: взгляд врача и психолога. // Народное образование, 2008 № 4. С.209−212.
42. Корнетов Г. Б. История педагогики.
Введение
в курс «История образования и педагогической мысли». Учебное пособие. -М.: Изд-во УРАО, 2002. 268 с.
43. Котовская М. Г. Тендерные очерки: история, современность, факты. М.: ИЭА РАН, 2004.
44. Кошелева О. Е. «Свое детство» в Древней Руси и в России эпохи Просвещения (XVI XVIII вв.): Учебное пособие по педагогической антропологии и истории детства. М.: Изд-во УРАО, 2000. — 320 с.
45. Листова Т. А. Народная религиозная концепция зарождения и начала жизни. С. 134 169. //Русские: народная культура (история и современность). Том 5. Духовная культура. Народные знания. Отв. ред. Власова И. В. — М.: ИЭА РАН -376с.
46. Мазалова Н. Е. Состав человеческий. Человек в традиционных соматических представлениях русских. СПб., Изд-во «Петербургское востоковедение», 2001.—192 с.
47. Мартынова А. Н. Особенности композиции восточнославянских колыбельных песен. С. 19−28. С. 27.//Мир детства и традиционная культура: Сб. научных трудов и материалов/ Сост. И. Е. Герасимова. Вып.2. -М.: Гос. Респ. Центр русского фольклора. 1996. 176 с.
48. Маслова Г. М. Народная одежда в восточнославянских традиционных обычаях и обрядах XIXначала XX в. М.: Наука, 1984. — 216 с.
49. Медведева И. Я., Шишова Т. Л. Дети нашего времени, Саратов, Изд-во Саратовской епархии, 2007. 320 с.
50. Мид М. Культура и мир детства: Избр. произведения М: Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1988. — 429 с.
51. Мид М. Мужское и женское. Исследование полового вопроса в меняющемся мире. -М.: РОССПЭН, 2004.-416 е.;
52. Михайлова Ю. Д. Традиционная система социализации детей в Японии.// Этнография детства. Традиционные формы воспитания детей и подростков у народов Восточной и Юго-Восточной Азии. М: Главная редакция восточной литературы издательства «Наука». 1983.
53. Население России 2000. Восьмой ежегодный демографический доклад. С.89−111./ Под ред. Вишневско А. Г. — М.: Книжный дом «Университет», 2001. -176с.
54. Население России на рубеже XIX — XXI веков: проблемы и перспективы/ Под ред. В. А. Ионцева, А. А. Саградова. -М.: МАКС Пресс, 2002. 352 с.
55. Некрылова А. Ф., Головин В. В. Роль отца в традиционной народной педагогике. С.7−26. // Мир детства и традиционная культура: Сб. научных трудов иматериалов/ Сост. С. Г. Айвазян. М.: Гос. Респ. Центр русского фольклора. 1994. — 192 с.
56. Носова Г. А. Традиционные обряды русских (крестины, похороны, поминки). -М: Изд-во РАН, 1999. 199 с.
57. Обухова Л. Ф. Возрастная психология: учебник для вузов. М.: Высшее образованиеМГППУ, 2007. — 460 с.
58. Осорина М. В. Современный детский фольклор как предмет междисциплинарных исследований (к проблеме этнографии детства). -«Советская этнография», № 3, 1983, м.: Наука. С. 34 45.
59. Пушкарева Н. Л. Тендерная ассиметрия социализации ребенка в традиционной русской семье. // Тендерные стереотипы в прошлом и настоящем /Отв. ред. И. М. Семашко. М.: Ин-т этнологии и антропологии РАН, 2003. С. 4 27.
60. Рабинович М. Г. Очерки этнографии русского феодального города. Горожане, их общественный и домашний быт. М: Наука, 1978 — 328 с.
61. Рабинович М. Г. Очерки материальной культуры русского феодального города. -М: Наука, 1988. -312 с.
62. Русские (Этносоциологические очерки). М.: Наука. 1992. 464 с.
63. Савицкая Е. «Глобальный подросток»: результат и предпосылка «культурной глобализации». С.11−36//Дети и культура. -М.: Ком Книга, 2007. -288 с.
64. Шмелева М. Н. Традиции кооперации и взаимопомощи в быту современной городской семьи. С. 72 89 // Русские народные традиции и современность. -М.: Наука, 1995.-304 с.
65. Щеглова С. Н. Детство как социальный феномен (Концепция социального конструирования детства). Автореферат диссертации на соискание ученой ст. доктора соц. наук. М., 1999. 46 с.
66. Щеглова С. Н. Подросток 98: Права в семье, школе и обществе (по результатам социологического исследования). — М., Социум, 1998. — 28 с.
67. Щербакова Е. М. Численность и размещение населения // Население России 2000. Восьмой ежегодный демографический доклад./ Под ред. Вишневско А. Г. М.: Книжный дом «Университет», 2001. — 176с.
68. Янкова З. А. Городская семья. М.: Наука, 1979. — 184с.
69. Слепцова И. С. Народные игры и использование их в воспитании. С. 54 71.// Русские народные традиции и современность. — М.: Наука, 1995. — 304 с.
70. Смирнова О. Е., Салмина Н. Г., Абдуллаева Е. А., Филиппова И. В., Шеина Е. Г. Психолого-педагогические основания экспертизы игрушек.// Вопросы психологии. № 1, 2008. С. 17 25.
71. Смолин О. «Образовательная» Дума: попытка прогноза // Народное образование, 2008, № 4. С. 11 16.
72. Соколова JI.B., Некрылова А. Ф. Воспитание ребенка в русских традициях. М.: Айрис пресс, 2003. — 196 с.
73. Токарев С. А. Исследования семьи в зарубежной социологической и этнографической литературе (краткий историографический обзор) С. 15 — 35. // Этносоциальные аспекты изучения семьи у народов зарубежной Европы. М., 1987. 196 с.
74. Читая Г. С. Принципы и метод полевой этнографической работы.- СЭ, М., 1957, № 4. С. 24 -30.
75. Чудинова В. Детское чтение. Негативные последствия развития медиасреды. С. 131 164 // Дети и культура. — М.: Ком Книга, 2007. — 288 с.
76. Шмелева М. Н. Народные традиции в развитии современной городской семьи у русских. Диссертация на соискание ученой степени доктора исторических наук в форме научного доклада. М., 1990. 58 с.
77. Шмелева М. Н. Развитие внутренних связей в современной городской семье русских Центральной России, с. 4 — 26. // Семья. Традиции и современность,-М., 1990.-256 с.
78. Шмелева М. Н. Традиционные бытовые связи современной городской семьи у русских (по материалам центральных областей РСФСР). С. 63 84// Русские: семейный и общественный быт. — М.: Наука, 1989. — 336 с.