Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Рекреационное обслуживание как фактор воспроизводства человеческого капитала промышленного предприятия: теоретические и прикладные аспекты

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Апробация результатов исследования произошла на ряде международных, общероссийских и региональных научно-практических форумах, в том числе на: конгрессе «Человек: социальная политика в период осуществления экономических реформ». (Москва, апрель 1994 г.) — научно-практической конференции «Социальные ориентиры рыночных преобразований в России» в рамках Всероссийского экономического форума… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. Теория человеческого капитала и факторы воспроизводства рабочей силы
    • 1. 1. Сущность и содержание категории «человеческий 15 капитал»
    • 1. 2. Воспроизводство индивидуального и совокупного человеческого капитала
    • 1. 3. Человеческий капитал в составе функционирующего капитала промышленного предприятия
  • Выводы по главе 1
  • ГЛАВА 2. Практика восстановления физических сил и здоровья, затраченных работниками в процессе труда: отечественный и зарубежный опыт
    • 2. 1. Анализ состояния здоровья работников российских промышленных предприятий в условиях переходной экономики
    • 2. 2. Возмещение ущерба здоровью работников, причинённого в процессе трудам
    • 2. 3. Законодательные гарантии права на отдых и социальное страхование здоровья
  • Выводы по главе 2
  • ГЛАВА 3. Рекреационное обслуживание в системе социального управления промышленным предприятием
    • 3. 1. Место и содержание рекреационного обслуживания в системе управления воспроизводством рабочей силы
    • 3. 2. Трансформации в системе управления рекреационным обслуживанием работников в период рыночных реформ
    • 3. 3. Преимущества и особенности управления интегрированными промышленно-рекреационными комплексами
    • 3. 4. Экономические методы управления рекреационным обслуживанием
  • Выводы по главе 3
  • ГЛАВА 4. Концептуальные основы совершенствования управления рекреационным обслуживанием работников промышленных предприятий
    • 4. 1. Цели, особенности и приоритеты рекреационного обслуживания работников промышленных предприятий
    • 4. 2. Институциональные, экономические, правовые методы регулирования рекреационным обслуживанием
    • 4. 3. Распределение социальной ответственности власти, бизнеса и наёмного персонала за организацию рекреационного обслуживания
  • Выводы по главе 4
  • ГЛАВА 5. Методические рекомендации по реализации концепции совершенствования управления рекреационным обслуживанием работников промышленных предприятий
    • 5. 1. Предложения по выработке и реализации стратегий рекреационного обслуживания
    • 5. 2. Рекомендации по совершенствованию экономических механизмов управления рекреационным обслуживанием
    • 5. 3. Социальная экспертиза профсоюзов в ходе реструктуризации промышленных предприятий
  • Выводы по главе 5
  • ГЛАВА 6. Методология оценки воздействия рекреационного обслуживания работников на экономические результаты работы промышленного предприятия
    • 6. 1. Учёт издержек на рекреационное обслуживание в
  • ТЭО инвестиционного проекта промышленного предприятия
    • 6. 2. Методические рекомендации по оценке отдачи от человеческого капитала, восстановленного в процессе рекреационного обслуживания
  • Выводы по главе 6

Рекреационное обслуживание как фактор воспроизводства человеческого капитала промышленного предприятия: теоретические и прикладные аспекты (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования определяется: Во-первых, неблагоприятными тенденциями последних лет в сфере воспроизводства человеческого капитала российских промышленных предприятий, выраженными в росте количества профессиональных заболеваний работников и увеличении среди них инвалидов. По данным Госкомстата России за период 19 902 002 гг. количество людей с профессиональными заболеваниями увеличилось со 196 до 219 чел. из расчёта на 1 млн. населения. Численность инвалидов, пострадавших на производстве, за этот же период возросла с 765 тыс. чел. до 1 млн. 184 тыс. чел., почти, половина из которых была в трудоспособном возрасте.1 Такое положение препятствует вхождению России в социально ориентированную экономику. Во-вторых, недооценкой собственниками и менеджментом российских предприятий важной роли воспроизводства человеческого капитала. В то же время, в русле современной теории человеческого капитала, основное промышленное производство успешно развивается лишь при условии, когда параллельно ему налажено воспроизводство человеческого капитала знаний, физической силы и здоровья, культуры, предпринимательских способностей, формируемых с помощью обучения, медицинского и рекреационного обслуживания, тренингов по привитию навыков современного предпринимательства и организационной культуры. Рекреационному обслуживанию среди них принадлежит особое место, так как, с одной стороны, от него функционально зависит основное производство, с другой стороны, оно сочетается с досугом. В-третъих, трансформациями в ходе рыночных преобразований на промышленных предприятиях, происходящих, в том числе, и в системе социального управления рекреационным обслуживанием при воспроизводстве чело.

1 Российский статистический ежегодник 2002.Статист. сб./ Госкомстат России. — М., 2003. — С. 164,256. веческого капитала физических сил и здоровья работников. В пореформенный период произошёл распад системы Центрального Совета по управлению курортами профсоюзов, Центрального Совета по туризму и экскурсиям ВЦСПС, закрытых рекреационных инфраструктур различных ведомств. Реструктуризация промышленных предприятий сопровождалась массовым выводом рекреационных объектов и передачей их на баланс муниципалитетов. Произошло ограничение полномочий внебюджетных Фондов социального страхования и профсоюзов. В итоге основы рекреационной системы массового обслуживания работников и членов их семей были подорваны. В-четвёртых, необходимостью отражения ключевой роли рекреационного обслуживания в сохранении и наращивании качества индивидуального и совокупного человеческого капитала на промышленных предприятиях, так как общеизвестно, что лечение наступивших заболеваний обходится работнику и работодателю гораздо дороже, чем их предупреждение. В-пятых, потребностями выработки комплексной концепции совершенствования управления рекреационным обслуживанием .с использованием вновь открывшихся возможностей рыночных отношений, с рекомендациями по повышению социальной ответственности бизнеса, улучшению качества рекреационных услуг, солидарного участия в предоставлении рекреационного обслуживания членам семей (иждивенцам) и нетрудоспособному населению, формированию новых источников финансирования. Несмотря на множество продекларированных ныне финансовых источников на цели воспроизводства здоровья работников таких как заработная плата, средства бюджета предприятия, средства государственных фондов социального страхования, бюджетов регионального и федерального уровней и др., работники не имеют законодательных гарантий по рекреационному обслуживанию. При существующем сегодня обязательном социальном страховании наёмных работников и обязательном социальном налоге нарушен основной принцип сбалансированности отчислений и выплат.

Цель диссертационного исследования состоит в теоретическом обосновании ключевой роли рекреационного обслуживания в воспроизводстве человеческого капитала в условиях трансформации социально-экономической системы, и в разработке комплекса рекомендаций по совершенствованию управления рекреационным обслуживанием работников промышленных предприятий.

Сформулированная выше цель обусловила следующие задачи диссертационного исследования: 1) обобщение основных положений теории человеческого капитала для их практического использования в условиях меняющихся экономических и социально-трудовых отношений между работниками и работодателями- 2) исследование составляющих воспроизводства человеческого капитала промышленного предприятия- 3) определение места рекреационного обслуживания в системе социального управления воспроизводством человеческого капитала- 4) проведение анализа состояния здоровья работников и видов социальных услуг, предоставляемых наёмным работникам на промышленных предприятиях, по выборкам статистических и фактических данных ущерба и способов его возмещения- 5) изучение отечественного и зарубежного опыта правовых гарантий предоставления работникам социальных благ отдыха и санаторно-курортного лечения из средств фондов социального страхования- 6) разработку концепции совершенствования управления рекреационным обслуживанием с уточнением его роли в воспроизводстве человеческих ресурсов, разграничения социальной ответственности власти, бизнеса и наёмного персонала за организацию рекреационного обслуживания, преобразований институционального устройства рекреационной системы и разработки законодательных норм социальной защиты работников и членов их семей- 7) выработку механизмов реализации концепции рекреационного обслуживания работников: выбор стратегий, использование экономических методов управления, проведение социальной экспертизы при реструктуризации промышленных предприятий- 8) выработку методических подходов рекомендаций по оценке воздействия рекреационного обслуживания работников на экономическую эффективность работы промышленного предприятия.

Объектом диссертационного исследования стало рекреационное обслуживание в системе воспроизводства человеческого капитала промышленного предприятия, а предметом — управление рекреационным обслуживанием как фактором воспроизводства человеческого капитала промышленного предприятия. При этом рекреационное обслуживание включает социальные технологии воспроизводства человеческого капитала на стадиях: а) восстановления (компенсации) — б) сохраненияв) развития физических сил и здоровья работников.

Методической и теоретической основой диссертации явились: а) системный подход к исследуемому объекту и предметуб) ключевые положения научных исследований отечественных и зарубежных учёных в направлении теории человеческого капитала, теории воспроизводства рабочей силы, теории синергетики, научных разработок в области экономики, организации и управления рекреационным обслуживанием работников-1 в) концепции и рекомендации международных организаций ВОЗ, ЮНЕСКО, ЮНИСЕФ, МОТ, ВТО и др.- г) материалы международных,.

1 В исследованиях соискатель опиралась на результаты научных разработок таких отечественных и зарубежных учёных как: С. Автономов, Э. Агабабьян, Н. Бережной, И. Бестужев-Лада, Д. Валовой, О. Вен-дина, Ю. Винслав, О. Виханский, В. Гайло, С. Глазьев, О. Гребнев, Г. Жеребин, А. Л. Жуков, В. И. Жуков, Г. Зборовский, И. Зорин, И. Ильинский, В. Канторович, Р. Капелюшников, В. Константинов, А. Ко-рицкий, Д. Коровяковский, Л. Костин, В. Красильщиков, В. Кривошеев, В. Куликов, Ю. Лобанов, Д. Львов, В. Марцинкевич, В. Пименова, Ю. Попов, А. Поршнев, Т. Пруденский, О. Пчелинцев, Н. Рима-шевская, Э. Рудык, Г. Солодков, И. Соболева, Р. Цвылев, Д, Шавишвили, А. Шулус, Р. Аллен, Г. Беккер, М. Блауг, К. Бруннер, Э. Вайцзекер, Л. Вебер, Т. Веблен, Т. Дж. Гелбрэй, Е. Гормсен, Н. Госсен, М. Гроссман, Т. Давенпорт, Л. Дублин, Ж. Дюмазадье, Й. Бен-Порэт, Дж. Кендрик, Дж. М. Кейнс, Р. Лени, К. Лестер, Л. Ловинс, Э. Ловинс, А. Лотка, ЭЛэзер, РЛэйард, К. Маркс, А. Маршалл, И. Майер, Э. Мейс, Д. Минцер, Дж. Псахаропулос, Д. Ризман, Ш. Розен, К. Рупперт, А. Смит, Л. Туроу, Ф. Уэлч, Дж. Хетч, Дж. Р. Хикс, Дж. Хоманс, Б. Чизуик, Т. Шульц, Дж. Шумпетер, Л. Эдвинсон и др. всероссийских и межвузовских симпозиумов, конференций, круглых столовд) концептуальные положения, реализованные в законодательных и нормативных актах, методических документах органов государственного управления социально-трудовыми отношениями. В исследовании использованы методы структурного, функционального, логического и сравнительного анализа, статистические, социологические данные отечественных и зарубежных источников.

Степень разработанности проблемы. По мнению соискателя, следует выделить следующие главные направления исследования рекреационного обслуживания как фактора воспроизводства человеческого капитала: а) сущность и экономическое содержание человеческого капитала физических сил и здоровья работников промышленных предприятийб) социальные процессы восстановления, сохранения и улучшения здоровья работников в системе воспроизводства человеческого капиталав) рекреационное обслуживание как фактор воспроизводства индивидуального и совокупного человеческого капитала физических сил и здоровья работников. Воспроизводству человеческого капитала посвящены труды Л. Туроу, Г. Мюрдаля, Дж. М. Кейнса, У. Бевериджи. По мнению Л. Туроу, крупные инвестиции всё больше направляются в человека — в его здоровье, знания, готовые технологии, и меньше на восстановление основных производственных фондов. Но, как отмечает Г. Мюрдаль, что «эффект, получаемый от улучшения качества людей, слишком рассеян, проявляется долгое время спустя, и трудно измерим».1 Одним из важнейших механизмов воспроизводства человеческого капитала физических сил и здоровья является управление в форме организованной социальной защиты. Труды Дж. М. Кейнса и У. Бевериджи относятся к области социальной защиты и роли в этом государства. В своих научных разработках они опирались на теорию человеческого капитала, у истоков которой стояли У. Петти, А. Смит, А.

Маршалл, Теодор Шульц и Гари Беккер. Однако исследования процессов.

Г. воспроизводства касаются в основном составляющих человеческого капитала — образования и интеллектуального продукта. Исследования носят характер критического разбора буржуазных концепций, обусловленных методологическими установками политической экономии социализма.2 Существует ряд научных работ, отражающих анализ фактического положения воспроизводства рабочей силы. Так, Д. Роик пишет о том, что в России при наличии законодательных и страховых гарантий по охране здоровья наблюдается нарушение прав работников на отдых и лечение. Отсутствует выделенный социальный бюджет. Всё это приводит к резкому повышению профессиональных заболеваний, травматизма и инвалидности, снижению качества рабочей силы и квалификации работников.3 Введение социального налога составило угрозы социальному страхованию как институту социального управления, считает Н. М. Римашевская. И необходимым условием изменения этой ситуации называет изучение и использование мирового опыта, применение модели Бисмарка, основанной на сочетании развитой системы оздоровительных услуг для работников, занятых на особо трудных работах, регламентации социальных гарантий бесплатности широкого круга услуг.4 Снижение гарантий по социальному страхованию здоровья работников отрицательно сказывается на экономическом росте предприятий. По расчётам В. Е. Харченко экономический ущерб от болезней работающего населения России в 1999 году составил около 65 млрд долл.5 H.H. Гриценко полагает, что существуют пути снижения потерь, при условии ориентации на базовые моральные ценности социально ориентирован.

1 Мюрдаль Г. Современные проблемы «третьего мира». — М.: Прогресс, 1972. — С. 645.

2 Гойло B.C. Современные буржуазные теории воспроизводства рабочей силы. — М: Наука, 1975, С. 53.

3 Роик В. Социальная составляющая проекта федерального бюджета на 2003 год и благосостояние россиян) // Российский экономический журнал. — 2002, № 9. — С. 23−25.

4 Римашевская Н. М., Бочкарева В. К. Угрозы социальному страхованию.// Народонаселение, 2000, № 4.-С. 11−18.

5 Харченко В. Е. Человеческий капитал: проблемы накопления и использования. — Ростов-на-ДонуФеникс, 2001.-С. 94. ного государства.1 Д. Ф. Шавишвили дополняет, что каждое из направлений социальной деятельности государства должно опираться на систему государственных социальных стандартов и нормативов, установленных за-" конодательно. В. В. Куликов пишет о проведении согласованной социальной политики государства и предпринимательства, гармонизации социальо ной защиты работников в условиях реформирования. Анализ ресурсных возможностей и необходимых потребностей «конкретных групп» работников проводил C.B. Автономов.4 В этом же направлении работал A.JI. Жуков, по определению которого, в условиях ограниченности финансовых ресурсов на предприятии необходимо формировать фонд социальных выплат.5 Но следует учитывать, что развитию социального управления, по заключению Э. Н. Рудык, мешает не столько ограниченность финансовых ресурсов предприятий, сколько реализация частных интересов крупных собственников и практическое отсутствие экономической демократии. В. М. Попов, Г. П. Солодков, В. М Топилин изменение ситуации в лучшую сторону видят в совершенствовании социальных процессов управления воспроизводством рабочей силы в сфере услуг, связанной с охраной здоровья.6 О роли организованного отдыха и восстановления здоровья в управлении воспроизводством отражено в трудах А. Маршалла. Эффективное использование времени отдыха описывает Т. Пруденский, предлагая учитывать, кроме восстановительных функций, расширение сферы познания, воспитание детей, общественную деятельность. Структурный аспект рек.

1 Гриценко H.H. Социальная сфера: проблемы реформирования и интеграции: Материалы междунар. научно практической конференции 6 апреля 2000 года: Сб. статей. — СПб., с. .51−59.

2 Шавишвили Д. Ф. Гарантия прав и свобод граждан в социальной сфере. Концепция социального государства Российской Федерации: Сб. материалов научно-практической конференции. — М.: ИИЦ AT и С0.2004 — С. 117−127.

3 Куликов B.B. В очередной раз о характере реформационных преобразованиях российской экономики и об их уроках. // Российский экономический журнал. 2003, № 1.

4 Автономов С. В. Человек в зеркале экономической теории (очерк истории западной экономической мысли). М., 1993.

5 Жуков А. Л. Регулирование и организация оплаты труда. М., Издательство «МИК», 2002, — С. 216.

6 Попов B.M., Солодков Г. П., Топилин В. М. Системный анализ в управлении социально-экономическими процессами. — Ростов на Дону, 1998.

7 Пруденский Т. Проблемы рабочего и внерабочего времени. М., 1972. реационного обслуживания работников представлен Г. Зборовским.1 Важную особенность рекреации — гибкость во времени описали — И. Зорин, О. Вендина.2 О зависимости изменений в использовании работниками бюджета времени отдыха, с целью восстановления затраченных в процессе труда сил, с изменениями в государственном устройстве, пишет В. Патрушев.3 Вместе с тем, следует отметить, что процессы социального управления воспроизводством человеческого капитала с помощью рекреационного обслуживания, особенно в условиях рыночных трансформаций, изучены мало. Социальные гарантии не дифференцированы в зависимости от степени ущерба от работы в неблагоприятных условиях. Отсутствует чёткая регламентация социальной ответственности работодателей при несоблюдении ими трудового кодекса. Не определено соотношение текущих расходов и инвестиций на воспроизводство (восстановление, сохранение и развитие) человеческого капитала между предприятием, государством и самим работником. Не обоснованы виды и длительность отдыха, санаторно-курортного лечения и туризма, в зависимости от характера и силы конкретных опасных и вредных производственных воздействий. Не выработан механизм регулирования вознаграждения за труд, достаточного для воспроизводства всех составляющих человеческого капитала и рационально используемого для простого и расширенного воспроизводства физических сил и здоровья, без альтернативной замены другими потребностями. Не оценена значимость рекреационного обслуживания профилактической направленности для работников с нормальным состоянием здоровья. Не показана роль солидарного участия работников и работодателей по отношению к членам семьи (иждивенцам) и нетрудоспособному населению.

Фактологической и статистической базой исследования стали:

1 Зборовский Г. Пространство и время как формы социального бытия. Свердловск, 1974.

2 Зорин И., Вендина О. Моделирование циклов рекреационных занятий // Проблемы повышения эффективноституристско-экскурсионного обслуживания. Минск, 1978.-С. 17.

3 Патрушев В. Возможные изменения в использовании бюджета времени // Социологические исследования. 1982, № 1. нормативно-методические материалы министерств Российской Федерации: Министерства финансов, Министерства по налогам и сборам. Министерства здравоохранения и социального развития, Министерства экономического развитияРАО «ЕЭС России" — МПО ОАО «Газпром" — материалы статистической отчетности Госкомстата Россииотчёты по НИРматериалы зарубежной, общероссийской и региональной печатиинформационно-аналитических центровавторские научные разработки.

Научная новизна диссертационного исследования состоит в разработке концепции совершенствования управления рекреационным обслуживанием как фактором эффективного воспроизводства человеческого капитала промышленного предприятия.

Основные научные результаты диссертационной работы (конкретный личный вклад соискателя в разработку темы исследования), выносимые на защиту, приведены в заключении диссертации.

Практическая значимость диссертации состоит: в возможности применения рекомендаций и предложений в совершенствовании, управления рекреационным обслуживанием работников на промышленных предприятияхв целевом использовании материалов при социальной экспертизе профсоюзов по выработке рекомендаций снижения негативных социальных последствий реструктуризации промышленных предприятийв подготовке специалистов менеджмента организаций, экономики труда, управления человеческими ресурсамив составлении бизнес-планов.

Апробация результатов исследования произошла на ряде международных, общероссийских и региональных научно-практических форумах, в том числе на: конгрессе «Человек: социальная политика в период осуществления экономических реформ». (Москва, апрель 1994 г.) — научно-практической конференции «Социальные ориентиры рыночных преобразований в России» в рамках Всероссийского экономического форума «Стратегия экономического развития России — шаг в XXI век» (Москва, ноябрь 1998 г.) — Международной научно-практической конференции «Развитие корпоративных форм управления в России» (Москва, ноябрь 2000 г.) — заседании круглого стола в Академии труда и социальных отношений в рамках десятого Всероссийского экономического форума — «Стратегия экономического развития России в XXI веке» (ноябрь 2000 г.) — заседании круглого стола 23 мая 2001 года «10 лет СНГ: опыт, проблемы, перспективы» с сообщением — «Некоторые формы взаимодействия стран СНГ в сфере международного туризма" — Международной конференции «Социально-экономические проблемы в постсоциалистическом пространстве» (Москва, май 2001 г.) — заседании круглого стола при обсуждении проекта концепции социального государства (Москва, ноябрь 2002 г.) — научно-практической конференции — «Социальные факторы эффективности деятельности ОАО «Газпром»: роль межрегиональной профсоюзной организации и механизмов социального партнёрства» (Москва, февраль 2003 г.) — Всероссийской научно-практической конференции «Корпоративная социальная политика на современных российских предприятиях: проблемы, опыт, перспективы. РАГС» (Москва, март 2003 г.) — международной научной конференции «Население и социально-экономические трансформации в России» (Москва, апрель 2003 г.), посвященной пятнадцатилетию ИСЭПН РАНнаучно-практической конференции «Социальное государство: опыт, проблемы. Концепция социального государства» (Москва, январь 2004 г.). По теме диссертации опубликованы 38 работ общим объемом более 42 п.л. Соискатель имеет свидетельство Всероссийского научно-технического центра (ВНТИЦ) № 73 200 100 268 26 декабря 2001 г., удостоверяющее регистрацию интеллектуального продукта «Концепция рекреационного обслуживания как функции воспроизводства человеческого капитала». Отдельные положения диссертации нашли отражение в материалах подготовки «Концепции социального государства», разработанной Академией труда и социальных отношений и другими научными и учебными организациямив.

Учебных планах АТ и СО по подготовке менеджеров специализации 61 122 «Гостиничный и туристический бизнес" — в учебно-методических разработках научно-практического семинара заместителей директоров по социальным вопросам подразделений АО «Татнефтегаз», состоявшегося 25−30 марта 2004 г. в Академии народного хозяйства. Соискателем организованы две научно-практические конференции, по итогам которых под научной редакцией соискателя вышли сборники материалов научно-практической конференции: «Экономическое реформирование предприятий и отраслей: проблемы, опыт, пути решения» объемом 4,8 п.л., в 2000 г., и «Совершенствование управления предприятиями и объединениями в современной экономике России» объемом 9,3 п.л. в 2001 г. Автором подготовлено и издано ИИЦ АТ и СО в 2002 г. Учебно-методическое пособие с грифом УМО «Учебно-методический комплекс: 10-ый семестр», (программа, методические рекомендации по производственной практике менеджмента, преддипломной практике и дипломному проектированию для студентов специализации «Гостиничный и туристический бизнес») используемое в учебном процессе. Новые термины, связанные с рассматриваемой диссертацией, включены в «Профсоюзный словарь-справочник», ИИЦ АТ и СО, 2001 г., и в «Справочник по социальному партнёрству», ИИЦ АТ и СО, 2002 г.

По теме диссертационного исследования опубликовано 38 работ, общим объёмом более 40 п.л.

Выводы по главе 6.

1. Экономическая результативность рекреационного обслуживания представлена как мультипликационный эффект от сочетания индивидуального и коллективного присвоения благ. Теория человеческого капитала находится в стадии совершенствования, методы оценки здоровья как человеческого капитала требуют ещё апробации и выработки приемлемых методик для конкретных условий. Результаты использования физической силы, энергичности, интеллектуальных способностей работников оцениваются сегодня в основном заработной платой, некоторыми формами компенсаций страхового и материального свойства. Инвестирование в сохранение и улучшение здоровья неодинаковы в разные периоды жизни работника. В разное время зависят: от природных данных человекауровня формирования физических и умственных способностей, нравственности с детстваотношения работника к собственному здоровью (безразличное, в ущерб своему здоровью, напротив постоянное укрепление здоровья) — законодательных регламентов отдыха в рабочее время, в выходные дни, дни отпусковналичия социальных объектов, расположенных непосредственно на территории предприятиядоступности услуг санаторно-курортного лечения, отдыха и туризма (подразумевается наличие рекреационной инфраструктуры, наличие свободного времени, платёжеспособность). Человеческий капитал реализуется в труде постоянных и временных работников, работников свободных профессий. О человеческом капитале работника можно говорить как: 1) отсутствующем- 2) недооценённом- 3) оценённом в меру- 4) переоценённом.

2. Инвестиционная политика предприятий со стратегией на высокую производительную отдачу индивидуального человеческого капитала, должна строиться с учётом повышения финансирования на профилактическое рекреационное обслуживание с разделением на частные и общественные показатели норм отдачи человеческого капитала. Первые отражают эффективность вложений с точки зрения отдельных инвесторов, вторые — с точки зрения всего общества. Динамика показателей рассматривается с позиций затрат и отдачи. Инвестиции имеют экономический смысл только в том случае, если годовой доход от человеческого капитала выше, чем процент по банковским депозитам (вкладам). Для определения эффективности человеческого капитала здоровья во времени требуется индексация цен. Отдача от инвестиций выступает как доход, который носители человеческого капитала способны привнести в результате личного и производственного применения. Инвестирование в сохранение и улучшение здоровья не одинаково в разные периоды жизни работника и в разное время зависит от устойчивости предприятия. При индивидуальном и коллективном присвоении блага рекреационного обслуживания, до сих пор оно не рассматривалось как объективная необходимость и феномен экономической результативности и мультипликационного эффекта. Коэффициент солидарности учитывает необходимые инвестиции в восстановление, сохранение и накопление здоровья членами семьи работников (на уровне инвестора) и нетрудоспособного населения (на уровне страны).

3. Оценка эффективности рекреационного обслуживания работников предприятий в диссертации представлена на базе показателей отраслевого и коммерческого эффекта инвестиционного проекта производства услуг и эффекта потребления. Практика показывает, что расходы на воспроизводство человеческого капитала приводят к снижению доходов работников и работодателей во время их потребления, но в будущем они не только окупаются, но и приносят прибыль. Полная динамика показателей системы «издержки — отдача» позволяет делать подбор работников с физическими и интеллектуальными способностями для различных видов труда. Ресурсы человеческого капитала, потреблённого в технологических процессах и управлении, должны быть отнесены на текущие затраты живого или овеществлённого труда в виде явных, альтернативных, безвозвратных издержек производства и обращения. Оценка эффективности проводится на базе показателей отраслевого и коммерческого эффекта инвестиционного проекта производства услуг и эффекта потребления. Практика показывает, что расходы на воспроизводство человеческого капитала здоровья приводят к снижению доходов работников и работодателей во время их потребления, но в будущем они не только окупаются, но и приносят прибыль. Полная динамика показателей системы «издержки — отдача» позволяет делать подбор работников с физическими и интеллектуальными способностями для различных видов труда.

4. Инвестиции в совокупный человеческий капитал преследуют, среди других, социально-экономические цели сохранения физической энергии и укрепления здоровья работников всего коллектива предприятия, в зависимости от степени его производительного использования (учётной ставки). Учетная ставка выражается в соотношении между человеческим капиталом, выступающим как запас, и человеческим капиталом, который создаёт поток доходов. Потоки и запасы человеческого капитала следует рассматривать одновременно. В случае «аренды человеческого капитала», (приглашения консультантов, аудиторов, косвенно участвующих в процессе промышленного производства), речь должна идти о привлечённом человеческом капитале воспроизводство здоровья которых осуществляется ими самостоятельно. Выгоды проявляются в длительной сохранности хорошего здоровья, повышении трудовой конкурентоспособности, высоких заработках, увеличении продолжительности трудоспособного возраста, усилении мотивации к труду. Инвестиции в человеческий капитал здоровья не оправдываются только ожидаемой выгодой отдельного работника. Так как инвестиции в развитие человеческого капитала направляются и преследуют социальные цели оздоровления и сохранения физической энергии и здоровья всего коллектива предприятия, то при расчётах эффективности инвестиций следует говорить об отдаче от совокупного человеческого капитала предприятия.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Основные научные результаты диссертационной работы (конкретный личный вклад соискателя в разработку темы исследования), выносимые на защиту сводятся к следующим позициям:

1. Уточнена сущность категории «человеческий капитал» с позиций значимости физического здоровья и умственных способностей наёмных работников, восстановленных с помощью рекреационного обслуживания. Человеческий капитал физической силы и здоровья предложено рассматривать как: а) врожденный (биологический) — б) сформированный (восстановленный, сохраненный, развитый) — в) израсходованный в процессе трудаг) утраченный с возрастом или в результате травм и заболеваний. Показана роль отдельных составляющих индивидуального человеческого капитала работников: образованности, культуры, физической силы (в том числе энергичности, силы воли), здоровья, предпринимательских способностей, владения ими интеллектуальным продуктом, которые способствуют получению больших доходов и участию в контроле над средствами производства. Обращено внимание на такое обстоятельство как неоднозначность использования работниками индивидуального человеческого капитала, а, именно, — в производственной деятельности, в домохозяйстве, при вторичной занятости, в общественной работе и существование другого обстоятельства — наличие запаса человеческого капитала, который не расходуется работниками по зависящим или не зависящим от них причинам. Сделан вывод, что ответственность за воспроизводство человеческого капитала должна соответственно разграничиваться, максимально на промышленное предприятие (по основному месту работы работника) должна приходится примерно половина от всех затрат, связанных с воспроизводством человеческого капитала.

Попытки всесторонне оценить все инвестиции в человеческий капитал, в том числе в составе ВВП (ВРП) остаются затруднительными. Одной из характеристик человеческого капитала является степень производительного использования. В данном случае речь идёт о показателе, который выражается в соотношении между человеческим капиталом, выступающим как запас, и человеческим капиталом, который создаёт поток доходов. При оценке совокупного человеческого капитала решающей является доля собственного и привлечённого человеческого капитала предприятия. Для высшего руководства предприятия важно определение коэффициента кадровой зависимости. Инвестиции в совокупный человеческий капитал, среди других целей, преследует цель сохранения и укрепления здоровья ни отдельных работников, а всего коллектива, с учётом коэффициента производительной отдачи и приносимых доходов. Коэффициент производительной отдачи выражает соотношение между человеческим капиталом, выступающим как запас, и человеческим капиталом, создающим поток доходов. В случае «аренды человеческого капитала», (приглашения консультантов, аудиторов, косвенно участвующих в процессе промышленного производства), речь идёт о привлечённом человеческом капитале, воспроизводстве человеческого капитала физического здоровья и умственных способностей.

2. Установлены и проанализированы главные причины физической и социальной деградации здоровья работников и, в связи с этим, резкого ухудшения качества человеческого капитала российских промышленных предприятий. На микро — уровне они сводятся к: а) недооценке администрациями государственных промышленных предприятий возрастающей значимости человеческого капитала в условиях рыночных преобразованийб) утрате заработной платой воспроизводственной функции оздоровления работников и членов их семей (иждивенцев), что приводит к оттоку рабочей силы в сферу частного бизнеса с оплатой труда, достаточной для полноценного воспроизводствав) вывода рекреационных объектов из состава промышленных предприятий при реструктуризации и передачей их на баланс муниципалитетовг) уменьшению социальных выплат в расчёте на одного работника, что связано в том числе, с избыточной рабочей силой на предприятияхд) нарушению работодателями законодательного права на восьми часовой рабочий день и ежегодный оплачиваемый отпуске) снижению роли профсоюзных организаций по защите прав на отдых и санаторно-курортное лечениеж) множеству ограничений финансового порядка при заключении предприятиями договоров добровольного социального страхования здоровья работниковз) отсутствию комплексной концепции совершенствования рекреационного обслуживания как фактора воспроизводства физических сил и здоровья работников промышленных предприятий. На макроуровне отмечены: а) отставание российской науки в дальнейшем развитии теории человеческого капитала и воспроизводства рабочей силыб) медленное становление социального государства на принципах проведения активной социальной политики охраны здоровья работающего населения и создания здоровой нациив) нарушение, в общегосударственном масштабе, права на начисление заработной платы, исходя из расчета минимальной оплаты труда, а не прожиточного минимумав) отсутствие законодательно установленных минимальных стандартов социального страхования здоровья работниковг) негативные последствий приватизации санаториев, пансионатов, турбаз с изменением их профиля, вместимости, закрытостид) рост цен на путёвки отдыха и санаторно-курортного леченияе) резкое сокращение выдачи путёвок государственными фондами социального страхования работникам промышленных предприятий и членам их семей (иждивенцам) — ж) несовершенство законодательной и нормативной базы в сфере рекреационного обслуживания как фактора воспроизводства человеческого капиталаз) слабое использования институтов социального партнёрства и коллективных договоров между работниками и работодателями. Основными направлениями в преодолении, обозначенного выше, системного кризиса охраны здоровья работников является обязательное включение всех факторов воспроизводства человеческого капитала и в их числе — рекреационного обслуживания.

3. Отражены особые требования к воспроизводству человеческого капитала на промышленных предприятиях. Они связаны, во-первых, с условиями географического размещения предприятий приближенных к источникам природных ресурсовво-вторых, — наличием на промышленных предприятиях опасных и вредных производстввтретьих, — дополнительной социальной ответственности градообразующих предприятий. Размещение промышленных предприятий в районах Крайнего Севера, Дальнего Востока, и на приравненных к ним территориях, предъявляет повышенные требования к воспроизводству человеческого капитала (организации отдыха, питанию, санаторно-курортному обслуживанию работников и членов их семей). Повышенная опасность на промышленных предприятиях связана с отказами изношенной техники, возрастанием вредных воздействий на работников радиоактивного излучения, электромагнитных волн, вибрации, высоких (низких) температур, запылённости и загазованности, превышающих допуски. Воспроизводство рабочей силы в таких условиях требует дополнительных средств, и, в первую очередь, на содержание объектов социальной инфраструктуры, расположенной на территории предприятия, предоставление спецпитания (по утверждённым отраслевым спискам), выдачу льготных путевок, доплат на санаторно-курортное лечение и проезд к месту отдыха. Экономические условия многих промышленных предприятий таковы, что они не в состоянии в необходимой мере осуществлять воспроизводство рабочей силы. Сборы с работодателей социального налога и отчислений по обязательному социальному страхованию не сопровождаются адекватными выплатами работникам достаточных средств на воспроизводство человеческого капитала. Посреднические функции государственных фондов социального страхования в диссертационном исследовании оценены как слабо контролируемые страхователем и общественными организациями.

4. Акцентировано внимание на недооценке значимости рекреационного обслуживания в воспроизводстве физических сил и здоровья работников тормозит переход к эффективному социально-рыночному хозяйствованию. Решение этой задачи автор видит в раскрытии перед собственниками и менеджментом промышленных предприятий сущности, содержания и особенностей рекреационного обслуживания как важного фактора воспроизводства человеческого капитала, что и отражено в диссертационном исследовании. Сущность рекреационного обслуживания раскрыта в предоставлении работникам регламентированного времени отдыха, диетического питания, проведения посменной реабилитации, физической подготовки, психологической разгрузки, лечения в санаториях-профилакториях без отрыва от работы, санаторно-курортного лечения и социального туризма. Цель рекреационного обслуживания состоит: 1) в компенсации (восстановлении физических сил и здоровья, затраченных работником в процессе трудовой деятельности) — 2) в длительном сохранении здоровья без его ухудшения- 3) в развитии физического здоровья и умственных способностей. Особенности рекреационного обслуживания состоят в сочетании кратковременного и длительного отдыха и лечения, получения рекреационных услуг на рабочем месте, по месту жительства, загородных зонах отдыха и курортных местностяхза счёт средств работника, работодателя, фондов социального страхования, за счёт бюджетов разных уровней. Формируемая на постоянной основе, с помощью рекреационного обслуживания, физическая форма, создает предпосылки к увеличению доходов работника и прибыли предприятия. Обращено особое внимание на пользу правильно организованного кратковременного отдыха, особенно «на рабочем месте», посменную реабилитацию и профилактическое лечение в санаториях-профилакториях без отрыва от работы. Рекреационное обслуживание на рабочем месте и по месту жительства более доступны работникам, и приводят к более ощутимым по производительности труда результатам, в сравнении с отдыхом во время отпуска (к тому же, часто замещаемым альтернативными потребностями).

5. Разработана и апробирована «Концепция совершенствования управления рекреационным обслуживанием» Рекреационное обслуживание представлено как комплекс взаимосвязанных процессов медицинского обслуживания, общественного питания, проживания в гостиницах, физической культуры, организованного досуга, курортологии и физиотерапии, разведки и эксплуатации курортных ресурсов, архитектуры и строительства рекреационных комплексов, социального страхования, экономики и менеджмента. Определено важное условие результативности управления рекреационным обслуживанием работников, состоящее в обеспечении услугами отдыха, санаторно-курортного лечения и социального туризма каждого работника, опираясь на закреплённое в законодательных документах право. Концепция содержит рекомендации по выбору определённых стратегий управления рекреационным обслуживанием. При этом учитывается, что определение конкретных стратегий остаётся в компетенции менеджмента предприятия. Первая рекомендуемая стратегия состоит в увеличении инвестиций в человеческий капитал физического здоровья и умственных способностей работников (за счёт средств от снижения социального налога), что особенно важно на пути перехода предприятий к интеллектуальным технологиям. Вторая — нацелена на интеграцию промышленных предприятий с объектами рекреационной инфраструктуры, создание промышленно-рекреационных комплексов, деятельность которых сводится к выпуску промышленной продукции, эффективному рекреационному бизнесу и воспроизводства человеческого капитала собственного персонала промышленного предприятия. Интеграция предусматривает достижение положительных результатов организационного единства управления, ресурсосбережения, увеличения финансовых возможностей, создание благоприятного социально-психологического климата, снижения нагрузки на общественные фонды. В целях реализации концепции совершенствования управления рекреационным обслуживанием предложено: 1) зачисление на баланс предприятия нематериальных активов в форме человеческого капитала выдающихся способностей работников (физических, интеллектуальных, профессиональных) — 2) сохранение в составе промышленных предприятий рекреационных объектов, услуги которых функционально связанны с основным промышленным производством (здравпунктов, столовых, помещений для посменной реабилитации, комнат психологической разгрузки, тренажёрных залов, залов лечебной физкультуры, санаториев профилакториев с лечением без отрыва от работы) — 3) использование в управлении социальным страхованием нового показателя подушевого планирования (состояние здоровья работника, оцениваемого по специально разработанной шкале, вместо показателя страховой случай) — 4) формирование социального бюджета предприятия из средств, остающихся от снижения ставки социального налога, средств рекреационных отчислений и прибыли предприятия- 5) организация в структуре промышленного предприятия службы «Управления человеческими ресурсами», с функциями управления воспроизводством человеческого капитала «на рабочем месте» (обучения, спецпитания, оказания медицинской помощи и рекреационного обслуживания) — 6) осуществление кредитования работников в форме выдачи «отпускных чеков», признав их финансовым платёжным документом Российской Федерации- 7) введение нового порядка отнесения расходов по рекреационному обслуживанию (непосредственно связанному с основным производством) на прямые затраты в структуре себестоимости промышленной продукции, по аналогии с обучением на рабочем месте, повышением квалификации, охраной труда. В организационно-правовом взаимодействии страховой организации со страхователем рекомендованы следующие направления: а) восстановление нарушенной эквивалентности страховых взносов и выплат, как основы справедливых и длительных отношений участников страхованияб) перечисление, из фондов страхования, невыбранных страхователем сумм в конце календарного года, в форме премии целевого предназначения — на профилактическое рекреационное обслуживание работниковв) уточнение льгот по социальной защите в форме освобождения от социального налога сумм затраченных на оздоровлениег) создание условий мотивации для добровольного страхования работников в организациях со статусом «Социальное предприятие», стимулирующих добровольное страхованиед) выделение отдельной строкой расходов по социальным объектам в сметах инвестиционных проектов промышленных предприятийе.) внесение коррективов в ряд законодательных документов, в частности административной ответственности работодателей, скрывающих случаи травматизма и профессиональных заболеваний, а также членов комиссий (уполномоченных) по социальному страхованию, не оказавших своевременного содействия работнику за полученный ущерб при подготовке документов направляемых в фонд социального страхования для назначения возмещения.

6. Предложен механизм реализации основных положений концепции совершенствования управления рекреационным обслуживанием, раскрытый в такой последовательности: 1) увеличение инвестиций, направляемых в эксплуатацию и строительство объектов рекреационной инфраструктуры предприятия- 2) проведение социальной экспертизы, направленной на снижение негативных последствий при выводе рекреационных объектов из состава промышленных предприятий при реструктуризации- 3) учёт в потребительской корзине расходов на рекреационные услуги для работников и членов их семей (иждивенцев) — 4) введение рекреационных надбавок к заработной плате (или ежегодных выплат на оздоровление, приуроченных к отпуску) на основе типологии потребителей- 5) создание наблюдательных советов, с привлечением в них представителей от общественных организаций (профсоюзов) для контроля эквивалентности страховых взносов и выплат работникам средств на возмещение ущерба- 6) присвоение статуса — «Социальное предприятие» организациям с развитой социальной инфраструктурой, при одновременном снижении для них нормативов отчислений по обязательному социальному страхованию- 7) заключение на промышленных предприятиях трудовых договоров с финансовыми последствиями для увольняющихся работников (с частичным возмещением ими социальных выплат) — 8) единого подхода к освобождению от социального налога сумм, затраченных работником на собственное оздоровление, независимо от вида договора по социальному страхованию обязательного или добровольного- 9) чёткого законодательного закрепления в документах положений по социальной ответственности работодателей за организацию рекреационного обслуживания работников и членов их семьи (иждивенцев).

7. Разработаны методологические подходы к учёту воздействия рекреационного обслуживания на социально-экономическую эффективность промышленного предприятия. Улучшение здоровья предполагает увеличение потока доходов в дополнительное время свободное от болезней, для работника и работодателя сводится к дополнительному использованию времени свободного от болезней. Сокращение заработков работниками и уменьшение доходов работодателями за время занятое рекреацией, необходимо воспринимать как быстро преходящее, а понесённые в этом случае убытки, как окупаемые в перспективе. Даны рекомендации по оценке человеческого капитала по уровням: а) приумножения производственного потенциала промышленного предприятияб) пополнения семейного бюджета (в определённых пределах) — в) солидарного участия по отношению к нетрудоспособным гражданамг) запаса (не используемого, используемого при вторичной занятости или в общественной деятельности). Индивидуальными показателями социального эффекта рекомендовано считать: состояние здоровья, оцениваемое по шкале баллов, коэффициент конкурентоспособности работника на рынке трудапоказателями экономического эффекта — доходы работника в течение жизни (или за период работы на предприятии), снижение трудовых потерь в течение года, увеличение рыночной стоимости предприятия. При временной «аренде человеческого капитала» (консультантов, аудиторов) речь идёт о привлечённом на определённый срок человеческом капитале и получении вознаграждения — выплат по договору и интеллектуальной ренте, достаточных для самостоятельной оплаты, необходимых для восстановления физической формы рекреационных услуг. Экономическая эффективность промышленно-рекреационного комплекса рассчитывается по эффекту от потребления рекреационных услуг работниками своего предприятия, и эффекту от произведённых и реализованных комплексом рекреационных услуг сторонним организациям и населению.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации. — М.:ПРИОР, 1997.
  2. Трудовой кодекс Российской Федерации. — М.: Издательство ПРИОР, 2002.
  3. О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах. Федеральный закон от 5.08.2000 № 118-ФЗ.
  4. О коллективных договорах и соглашениях. Федеральный закон РФ от 11 марта 1992 г. № 2490−1. (с изменениями от 24 ноября 1995 г. №
  5. ФЗ) // Российская газета. — 1995. — 5 дек.
  6. О мерах по стабилизации и развитию здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации. Постановление Правительства РФ от 5 ноября 1997 года № 377
  7. О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности. // Практическое руководство профсоюзного работника. — М.: Росуглепрофсоюз, 1996. Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 10-ФЗ.
  8. О прожиточном минимуме в Российской Федерации. Федеральный закон РФ от 24 октября 1997 г. № 134-Ф3 // Собрание законодательства РФ. — 1998. — № 43.
  9. Об основах охраны труда в Российской Федерации. Федеральный закон РФ от 17 июля 1999 года, № 181 ФЗ.
  10. Об опубликовании национальных стандартов и общероссийских классификаторов, технико-экономической и социальной информации. Постановление правительства РФ от 25 сентября 2003 г. № 594.
  11. О соглашениях, о разделе продукции. Федеральный закон РФ от 30 декабря 1995 г. № 225 ФЗ.
  12. Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. (№ 125-ФЗ) от 24 июня 1998 г., введен в действие с 1 января 2000 года. ¦
  13. О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2000 год. Федеральный закон от 02 января 2000 г., № 25-ФЗ.
  14. Правила отнесения отраслей (подотраслей) экономики к классу профессионального риска. Постановление Правительства РФ от 31 июля 1999 г. № 975
  15. О налоге на прибыль предприятий и организаций. Закон РФ от 27 декабря 1991 г. № 2116−1.
  16. Об охране труда в Российской Федерации. Федеральный закон, принят 17.07.99 г., № 181-ФЗ.
  17. Положение о проведении обязательных предварительных при поступлении на работу и периодических медицинских осмотров работников. Утв. Минздравом РФ 19.01. 2000.
  18. Положение о порядке расследования и учета несчастных случаев на производстве". Постановление Правительства РФ от 11 марта 1999 г., № 279.
  19. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации. Утверждено приказом Министерства финансов РФ от 29.07.98 г., № 34н. Введено в действие с 1 января 1999 г.
  20. Гигиенические критерии оценки и классификация условий труда по показателям вредности и опасности факторов производственной среды, тяжести и напряженности трудового процесса, утверждено Главным государственным санитарным врачом РФ 23.04.99 г.
  21. Конвенция МОТ № 1 (1919 г.) «О рабочем времени в промышленности»
  22. Конвенция МОТ № 14 (1921 г.) «О еженедельном отдыхе в промышленности"28- Конвенции МОТ № 161 (1997) «О службах гигиены труда».
  23. Конвенции и рекомендации МОТ. 1919—1990: В 2 т. — Женева: МБТ, 1991.
  24. Конвенции и рекомендации МОТ. 1991—1997. Бюро МОТ в Москве, 1997.
  25. Об основах охраны труда в Российской Федерации. ФЗ -1324 от 3.10. 99 г.
  26. О введении в действие Земельного кодекса РФ. Федеральный закон от 25 октября 2001 г. № 137 ФЗ.
  27. О денежной компенсации работникам в связи с нарушением сроков выплаты заработной платы или сумм, причитающихся работнику при увольнении.
  28. Положением о порядке аттестации рабочих мест по условиям труда. Утв. Министерством труда РФ 14.03.97 г.
  29. Постановление Правительства РФ от 31.08.99 № 975. Об утверждении правил отнесения отраслей (подотраслей) экономики к классу профессионального риска. П. 8−10.
  30. Сведения о травматизме на производстве, профессиональных заболеваниях и материальных затратах, связанных с ними. (Форма № 7-т).37
Заполнить форму текущей работой