Официальная доктрина внутриполитического курса России конца XIX века: Политические и духовные аспекты внутренней политики
Рукописный отдел Российской Национальной библиотеки имени М.Е. Салтыкова-Щедрина.Ф. 631. С. А. Рачинский. Письма К. П. Победоносцева к С. А. Рачинскому. 1883 год, январь-апрель. Сентябрь-декабрь. 1884 год, сентябрь-декабрь.2981. ИСТОРИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ. Обзор деятельности ведомства православного вероисповедания за время царствования императора Александра П1. С. 399. Всеподданнейший отчёт… Читать ещё >
Содержание
В конце XIX века, в период царствования Александра Ш, власть обращается к традиционным ценностям, и во внутриполитическом курсе получают распространение идеи, которые утверждаются еще в начале XIX века, то есть идеи, основанные на обновленной трактовке триады: православие, самодержавие, народность. В государственной политике делается попытка использовать элементы патриархальности, преодолеть разрыв между властью и народом, сложившимся на протяжении веков. В 1881 — 1894 годах определяющим направлением в правительственной политике становится государственно-традиционалистское или консервативное.
Русский монархизм базировался на патриархальном, традиционном каноне, на основе представлений и норм, сформировавшихся на протяжении многовековой отечественной истории и, практически, без изменений существовавших столетия. Традиции являлись элементами социального и культурного наследства, передающегося от поколения к поколению. В качестве традиции выступали определенные общественные установления, нормы поведения, ценности, идеи, обычаи, обряды. Традиционные ценности были присущи самым различным областям общественной жизни: социально-экономической, политической, духовной.
Судьба русского народа оказалась неразрывно связана с формой государственности. Историческое развитие России привело к складыванию унитарного централизованного государства в форме самодержавной монархии. Государство в России являлось стержнем, системообразующим фактором бытия 4 русского народа, основным идеологическим институтом, реально определяющим социально-экономическую и духовную жизнь общества. Государственность обрела прочные традиции, отразилась в национальном самосознании, стала одним из компонентов национальной самоидентификации, значимым фактором развития культуры, духовности, психологии народа. Специфическая форма государственности отличалась консервативностью и с трудом поддавалась модернизации.
Существенными элементами традиционного русского политического сознания являлись приверженность идее незыблемости самодержавия, почитание царя, оценка его власти как самодержавной, освященной религиозным сознанием, как духовной и политической категории, вера в бога, подчинение власти. При этом харизма царской власти и личности самого монарха составляли стержень политико-государственного мировосприятия, традиционных ценностей. Другой важной составляющей этих ценностей являлась религиозность как основа духовной жизни, церковь, которая выполняла важные функции, являясь одним из средств укрепления связи монарха с народом.
В период царствования Александра Ш меняется идейная ориентация самодержавия. Власть попыталась отыскать верное, адекватное ситуации поведение в условиях, когда в обществе начала меняться традиционная система ценностей под влиянием «великих реформ» 60 -70-е годы XIX века. Именно в этот период решалась судьба этих реформ, и создавался политический багаж, с которым страна встретила роковые потрясения начала XX века.
В 80−90-х годах XIX века власть попыталась сплотить нацию на основе самодержавной власти и церкви, призывая возвратиться к старым идеалам: «святой Руси», религиозности русского народа и его приверженности монархическому правлению. В 80-е годы XIX века, под влиянием первомартовской трагедии, часть общество переосмыслило ценность монархии и осознало верховную власть как духовную категорию. На всём протяжении указанного периода эти идеологические установки влияли на формирование 5 общественного сознания и ход исторического процесса, в значительной мере определяли социальное поведение людей, являлись побудительной силой общественной активности. Отмеченные выше обстоятельства предопределили и хронологические рамки работы, и то, что в качестве объекта исследования выбраны традиционные ценности в политической и духовной областях государственной политики, осуществлявшейся в России в 1881 — 1894 годах.
Политика, проводившаяся в 80 — 90-х годах XIX века, представляла собой, по сути, тип консервативного реагирования на острейший вызов времени. Она должна была, по представлению властей, смягчить побочные проявления российской модернизации. Консерватизм как отдельное направление общественно — политической мысли, как нам представляется, оказался связанным не с интересами какого-то определённого класса или сословия, а защищал интересы всех, кто в данный момент всего более был подвержен воздействию исторических процессов, кто испытывал на себе наибольший натиск новых политических, экономических и прочих явлений.
Скоротечное крушение многовековой российской монархии до сих пор вызывает много вопросов. Как приспособить и можно было адаптировать традиционный государственный механизм, всю политическую систему к изменяющимся общественным условия? Можно ли, путём тех или иных решений и мер, изыскать формулу сосуществования традиционных форм и новых исторических обстоятельств? Каков, собственно, реформаторский потенциал самодержавия, и почему власть, апеллируя к традиционным ценностям, потерпела поражение, не справилась с задачей приспособления к меняющимся условиям в процессе модернизации? Почему православная церковь России, располагавшая немалыми силами и вековыми традициями, не оказала серьёзного сопротивления революции? Почему государственная поддержка не укрепила, а ослабила церковь? Оказала ли какое-либо влияние официальная доктрина развития России в 80−90-х годах XIX века на формирование народного сознания, культуру и быт русского народа? Не коснувшись этих проблем нельзя понять 6 духовные истоки социальной катастрофы, погубившей монархию Романовых, выяснить, как разрушились вековые религиозно-монархические устои народного сознания, почему в России, в отличие от многих других стран, традиционные консервативные ценности и институты, как и либеральные ориентиры, не смогли стать преградой на пути радикальных, революционных призывов.
Анализ использования традиционных ценностей в государственной политике актуально и в том смысле, что часть населения современной России во многом сохраняет нравственно-психологические настроения крестьянского мира. Поэтому патриархальная культура это не только историческое прошлое, но и атрибут настоящего. Способ восприятия действительности, образ мыслей, а, следовательно, и поведение современного человека в значительной степени определяются нравственно-психологическими установками традиционного мировоззрения, значимое место в котором принадлежит образу верховной власти. И сегодня в процессе государственного строительства нельзя не учитывать стабилизирующих начал традиционной власти, которая обеспечивала на протяжении нескольких столетий развитие российской государственности.
Актуальность темы во многом определяется и значимостью проблемы «традиция и модернизация». Одной из реалий наших дней становится проблема адаптации старых государственных традиций к новым требованиям времени. Вопрос о сохранении вневременных традиций обострен в сегодняшней России поляризацией мнений, когда понятия «традиция» и «модернизация» воспринимаются рядом политических партий как антагонистические. При этом с понятием модернизация связывается порой заимствование зарубежного опыта, а под традицией понимается выработка собственного пути общественного развития. В свете этого проблема «традиция и модернизация» в контексте отечественной истории неразрывно связывается с проблемой «Россия — Запад». Должна ли Россия следовать своим самостоятельным путём или же существует только один общечеловеческий путь развития, универсальный для всех стран? В какой мере в период модернизационных изменений должны учитываться и 7 государственные традиции? Обращение к идейным исканиям правящей власти России в конце XIX века и попыткам реализации определённых идей и представлений, традиционных ценностей в государственной политике страны того времени поможет, на наш взгляд, приблизиться к пониманию поставленных вопросов.
Избранная нами тема исследования не была предметом специального рассмотрения в отечественной историографии, хотя имеется обширная
литература по отдельным аспектам внутренней политики России изучаемого периода. Анализ историографии дается в отдельном разделе исследования. Здесь же отметим, что имеющаяся
литература в основном сосредотачивается на анализе общественно-политических движений, конкретных направлений внутренней политики России этого периода, общественно-политической характеристике крупных государственных деятелей, в том числе консервативной направленности. В целом, эпоха Александра Ш характеризуется как «контрреформаторская», реакционный период в истории России. Духовный аспект отодвинут на второй план или же вовсе игнорируется. В лучшем случае он рассматривается как отражение более фундаментальных социально-экономических явлений. До сих пор в исторической литературе недооценивались культурно-духовные, традиционные ценности как политический фактор, оказывающий большое влияние на понимание и оценку событий политической жизни России конца XIX-начала XX века. Прежде всего, имеется в виду комплекс традиционных ценностей и идей, влияющих на восприятие действительности и деятельность людей. Представляется особенно важным осмыслить ценностные основы государственной политики накануне падения царского режима. Эта политика влияла на нормы поведения общества и его отношение к вопросу о легитимности существующего строя. Кроме того, необходимо учитывать, что церковь как составная часть традиционных ценностей вплоть до свержения самодержавия являлась существенным фактором государственной политики. 8
Актуальность и недостаточная разработанность проблемы определили тему данного исследования, его цели и задачи. Предметом исследования являются политические и духовные аспекты внутренней политики России в период царствования Александра Ш, объектом исследования -традиционные ценности и деятельность верховной власти и церкви по укреплению самодержавной системы. Основной целью диссертационной работы является комплексное исследование становления официальной доктрины внутриполитического курса российского государства 80−90-х годов XIX века, которая сформировалась на основе переосмысления идейного наследия, выработанного правящей властью в предшествующий период — осмысление сущности «народного самодержавия» и мер, выработанных верховной властью, для укрепления самодержавной государственной системы, базирующейся на традиционалистских началах.
В соответствии с поставленной целью нами определены следующие задачи: проследить становление официальной доктрины правительственного курса 80 -90-х годов XIX века в политических и духовных аспектах- проанализировать обоснование принципа незыблемости самодержавия и процесс консервативной идеализации образа монарха, создания его облика, приемлемого для различных слоев населения- определить место православной церкви во внутриполитическом курсе страны- исследовать политику светской и церковной власти в области народного просвещения и печати- проследить влияние официальной доктрины на развитие художественной отечественной культуры и использование искусства в государственной политике. 9
Методология исследования. Основополагающими методологическими принципами исследования являются историзм, комплексность, социальный подход, «теория модернизации», которая позволяет выявить последовательные стадии общественного развития. При этом под модернизацией мы понимаем процесс перехода от традиционного общества к современному.
Объективность диссертации обеспечивается рассмотрением источникового материала в его многообразии без идеологических пристрастий.
Принцип историзма позволил достичь скрупулезного анализа каждого исследуемого источникового факта в его развитии, взаимосвязи и взаимообусловленности.
Автор исходил из признания активной роли человеческого сознания в истории, что, на наш взгляд, имеет важное значение при разработке концепции развития и её реализации в практической государственной политике. Важным для нас являлось понимание общества как целостности во взаимодействии всех трёх его составных элементов: экономической структуры, социальной организации, культуры.
Исследование роли традиционных институтов (таких как, самодержавная государственность, церковь) в проведении в жизнь политической линии опирается на применение институционного метода, ориентирующего на изучение нормативных актов, циркуляров, посланий и других документов.
Автор использовал такие методы исторических исследований, как конкретно-исторический и историко-сравнительный, логический, проблемно-хронологический, метод исторического описания. Последовательное применение этих методов к изучению исторического прошлого предусматривает анализ происходивших процессов в их взаимосвязи и развитии в соответствующем конкретно-историческом контексте.
Новизна исследования. Подготовленная работа является первым комплексным исследованием, в котором анализируются проблемы, связанные с
10 использованием традиционных ценностей в государственной политике России 1881−1894 годов в области ее политических и духовных аспектов.
По существу, впервые анализируется формирование, используя современную терминологию, имиджа Александра Ш в условиях, когда легитимность самодержавной формы правления уже не представлялась столь уж бесспорной.
В диссертации выявлены основные направления деятельности светской и церковной власти по формированию общественного сознания, определённых нравственных и политических представлений посредством церемониала и придворной культуры, церковной проповеди и изменения просветительской деятельности православной церкви. В работе прослеживается влияние официальной идеологии на развитие русской художественной культуры иполитика правительства в области печати и просвещения как единой концепции приспособления России к меняющимся условиям в условиях модернизации страны. Проблемы рассматриваются на основе широкого круга источников, в том. числе и до сих пор, не введенных в научный оборот.
Практическая значимость диссертационного исследования определяется актуальностью и новизной исследования. Фактический материал, основные положения работы могут быть использованы в процессе дальнейших теоретических разработок проблем общественного сознания и идеологии, при написании трудов по истории России, истории общественных движений и политических партий. Изложенный в диссертации материал и её основные
выводы могут быть использованы в специальных курсах по истории России конца XIX века, а методы и формы создания имиджа верховной власти могут быть учтены на современном этапе развития государственности.
Официальная доктрина внутриполитического курса России конца XIX века: Политические и духовные аспекты внутренней политики (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
1. Грушин Б. А. Мнения о мире и мир мнений: Проблемы методологии исследования общественного мнения. М., 1967. С. 62 63.
2. Устав о цензуре, данный Правительствующему Сенату 22 апреля 1828 года. Спб., 1828.3 Устав о цензуре. СЛ.
3. Лемке М. К. Очерки по истории русской цензуры и журналистики. Спб., 1904. С. 223.
4. Львов-Рогачевский В. Л. Печать и цензура. М., 1906. С. 70. 6РГИА. Ф. 776. 0п.20. Д. 1441. Л.2, 3.
5. Победоносцев К. П. и его корреспонденты. Т.1. 4.1. С. 49.
6. Письма К. П. Победоносцева Александру III. Т. 1. С. 45, 60, 147, 197 и др.
7. Богданович A.B. Три последних самодержца. С. 150.
8. Б. Б. Глинский. К. П. Победоносцев //Исторический вестник. 1907. апрель. С. 247.
9. Письма К. П. Победоносцева к Александру III. Т.1. С. 324.
10. Победоносцев К. П. Великая ложь нашего времени. М., 1993. С. 123 124.
11. Письма К. П. Победоносцева Александру Ш. Т. 1. С. 302.
12. Б. Б. Глинский. К. П. Победоносцев //Исторический вестник. 1907. №.4. С. 273.
13. Литературное Наследие. № 22 24. М., 1935. С. 498, 514, 520.
14. ОР РГБ. Ф. 126. Ед. хр. 11. Л. 98 и об.
15. Либрович С. Ф. На книжном посту. Воспоминания, записки, документы. Пг. М., 1916. С. 287 — 288.
16. РГИА. Ф.776. Оп. 1. Д. 18. 1882. Л. 30 и об.
17. Розенберг В. А. Против течения. На чужой стороне. Берлин. 1923. № 3. С. 196−197.
18. РГИА. Ф. 776. Оп. 8. Д. 2, 3, 5 14, 16 и др.
19. ОРРГБ. Ф. 126. Ед. хр. 11. Л. 324.
20. Источником сведений послужила «Мартирология русской периодической печати // Самодержавие и печать в России». Спб., 1906. С. 66 80.
21. Львов Рогачевский В. Л. Печать и цензура. М., 1906. С. 123.272.
22. Мартирология русской периодической печати. С. 25.
23. РГИА. Ф. 776. Оп. 20. Д. 1441. Отчет Главного управления по делам печати за 1881 1893 годы. JI. 13 и об.
24. Письма К. П. Победоносцева Александру 1П. Т. 1. С. 393.
25. Цит. по: Львов Рогачевский В. Л. Цензура и печать. С. 88.
26. Отчёт обер прокурора Священного Синода по ведомству православного вероисповедания за 1892 -1893 годы. Спб., 1895. С. 578.
27. Устав о цензуре. Ст. 93, 94,97,98.
28. Сведения получены из: Розенберг В. А., Якушкин В. Е. Русская печать и цензура в прошлом и настоящем. М., 1905. Приложение. Список периодических изданий, подвергшихся административным взысканиям в 1885 1904 годах. С. 227 — 250.
29. РГИА. Ф. 776. Оп. 20. Д. 1441. Л. 14об, 15.
30. Добровольский Л. М. Запрещенная книга в России. 1825 1904. Архивно-библиографические разыскания, М., 1962.
31. РГИА. Ф. 776. Оп. 20. 1892 г. Д. 48.33 Там же. 1889 г. Д. 31.
32. РГИА. Ф. 776. Оп. 20. 1884 г. Д. 22. Л. 15об.
33. РГИА. Ф.776. Оп. 20. 1887. Д. 36.
34. Победоносцев К. П. и его корреспонденты. Т.1. Ч. 2. С. 643, 648 649.
35. РГИА. Ф. 776. Оп. 20. 1890 г. Д. 64.
36. РГИА. Ф. 777. 1890 г. Оп.4. Д. 136. Л. 9 об.
37. РГИА. Ф. 777. Оп.4. 1896 г. Д. 149. Л. 2об. 3.
38. РГИА. Ф.776. Оп. 20. Д. 309. Л. 60 64.
39. РГИА. Ф. 776. Оп 33. Д. 18. Л. 5об, 6.
40. Сельский вестник". 1 сентября 1881 года.
41. РГИА. Ф. 776. Оп 33. Д. 18. Л. 11.
42. РГИА. Ф. 776. Оп. 33. Д. 18. Л. 16об. -21об.
43. Сельский вестник. 1881. №№ 1, 3. 1882. №№ 37, 38 и др.
44. РГИА. Ф. 1574. Оп. 2. Д. 64. Л. 11.
45. РГИА. Ф. 776.0п.ЗЗ. Д. 22. Л. 7. 48ОРРГБ. Ф. 58/1. К. 39, Ед. хр. 8. Л. 9.
46. РГИА. Ф. 919. Оп.2. Д. 221. Л. 7.50 Там же. Л. 8.
47. РГИА. Ф. 776. Оп. 20. 1893 г. Д. 63.
48. Там же. Оп. 33. Д. 18. Л. 146.53 Там же. Л. 147об, 148.
49. РГИА. Ф. 776. Оп. 20. Д. 1489. Л. 2.
50. РГИА. Ф. 776. Оп. 20. Д. 1441. Л. 32об.
51. ГА РФ. Ф. 677. On. 1. Д. 551. Л. 1, Зоб.
52. РГИА. Ф. 1574. Оп. 2. Д. 64. Л. 79.
53. Вестник Европы. 1882. № 10, С. 792.
54. Цит. по: Львов-Рогачевский В. Л. Печать и цензура. С. 93.
55. Самодержавие и печать в России. Спб., 1906. С. 53 54.
56. ГА РФ. Ф. 677. On. 1. Д. 822. Л. 12.
57. Щебальский П. К. Наш умственный пролетариат // Русский вестник. 1871. №.8. С. 646.
58. Вождь реакции 60 -80 -х годов: Письма М. Н. Каткова Александру II и Александру Ш // Былое. 1917. № 4. С. 4.
59. Победоносцев К. П. и его корреспонденты. Т.2. С. 652. 65ГАРФ. Ф. 677. Оп.1. Д. 823. Л. 10.
60. Победоносцев К. П. и его корреспонденты. Т. 1. С. 240.
61. Письма Победоносцева К. П. к Александру III. С. 376.
62. Дневник государственного секретаря А. А. Половцова. Т.1. С. 112,115, 117, 122. 69ГАРФ. Ф. 677. Оп.1. Д. 564. Л. 2 об.-Зоб.
63. См.: Щетинина Г. И. Подготовка университетского Устава 1884 года // Научные доклады высшей школы. Исторические науки. 1961. № 1. С. 44 56.
64. Дневник государственного секретаря, А А Половцева. T. 1. С. 191.273.
65. Московские ведомости. 17 апреля 1884 года.
66. Победоносцев К. П. и его корреспонденты. Т. 1.4. 2. С. 460 461. 74ОРРГБ. Ф. 126. Ед.хр. 10. Л. 42.
67. Исторический обзор деятельности Министерства народного просвещения. 1802 1902. Спб., 1902. С. 619.
68. Московские ведомости. 29 августа 1884 года.
69. Московские ведомости. 5 августа 1864 года, 18 июня 1871 года и др.
70. Письма К. П. Победоносцева к Александру Ш. Т. 1С. 365.
71. Цит. по: Каменев С. А. Церковь и просвещение в России. М., 1930. С. 91.
72. Письма К. П. Победоносцева к Александру Ш. Т. 2. Приложение. С. 335.
73. РГИА Ф. 803, Оп.1. Д. 420. Л. 32.82 Там же.
74. Письма К. П Победоносцева к Александру Ш. Т. 2. С. 335.
75. РГИА. Ф. 802. Оп. 9. Д. 29. Л. 9.
76. Правила о церковно-приходских школах. Спб, 1884.
77. Шемякин В. И. Церковная школа и духовная бюрократия. Спб, 1908. С. 37.
78. РГИА. Ф. 803. Оп.1. Д. 2517, Л. 1.
79. Победоносцев К. П. Учение и учитель. Спб., 1901. С. 29.
80. См.: Фармаковскй Вл. Начальная школа Министерства народного просвещения / по официальным источникам/. Спб,. 1900.
81. Обзор деятельности ведомства православного исповедания за время царствования императора Александра III. Спб., 1901. С. 710.
82. Всеподданнейший отчёт обер-прокурора Св. Синода по ведомству православного вероисповедания за 1898 год. Спб., 1901. С. 182.
83. ОР РГБ. Ф. 230. П. 10 802. Ед. хр. 2. Л. 13.
84. ОР РГБ. Ф. 230. П. 10 800. Ед. хр. 9.Л. 24.
85. Вестник Европы. 1901. №.9. С. 21.
86. Всеподданнейший отчёт обер-прокурора Св. Синода. за 1888/ 1889 годы.
87. Соловьёв B.C. Сочинения: В 2-х т.т. М., 1988. Т. 2. С. 307.
88. Бенуа Л. Н. Зодчество в царствование Александра III//Неделя строителя. 1894. 24 сентября. № 48.-С. 245.
89. Обзор деятельности ведомства православного вероисповедания за время царствования императора Александра П1. С. 399. Всеподданнейший отчёт обер-прокурора Св. Синода по ведомству православного исповедания за 1894 -1895 годы. Спб, 1898. С. 10.
90. Победоносцев К. П. и его корреспонденты. Т. 2. С. 312.
91. Отчёт обер-прокурора Св. Синода. за 1884 г. С. 63. За 1887 г. С. 98 и др.
92. Н. В. Султанов. Русское зодчество в западной оценке // «Зодчий». 1880. № 1. С. 8.
93. Султанов Н. В. Памятник императору Александру П в Московском Кремле // Строитель. 1898. № 15−18. Столб. 562 572.
94. Шервуд В. О. Опыт исследования законов искусства. М., 1895. С. 2, 139−140.
95. Мостовский М. История храма Христа Спасителя в Москве. М., 1884. С. 71.
96. Правительственный Вестник. 12 / 24/ июля 1881 года.
97. Письма К. П. Победоносцева к Александру Ш. Т. 2. С. 185 186. ios 0РРГБ ф 230. П. 10 802. Ед. хр. 4. Л. 1.
98. Васнецов В. М. Письма. Дневники. Воспоминания, Документы. Суждения современников. М., 1987. С. 80−81.110 Там же. С. 72 73.111 Там же. С. 361−362.
99. Русская художественная культура П-ой половины XIX века. Картина мира. М., 1991. С. 29.
100. Дедлов В. Л. Киевский Владимирский собор и его художественные творцы. М., 1901. С. 49 50.
101. Цит. по: Плотникова И В. О религиозной живописи В. М Васнецова во Владимирском соборе в Киеве//В.М.Васнецов. Сб. материалов. М., 1994. С. 60−61.
102. Заметки // Мир искусства. 1900. № 11 12. С. 245.
103. Толстой Л. Н. и Ге H.H. Переписка. М. Л., 1930. С. 200.
104. Победоносцев К. П. и его корреспонденты. T. 1. Ч. 2. С. 934.274шОРРГБ. Ф. 126. Ед. хр. 11. Л. 376 об. -377.
105. Письма К. П. Победоносцева к Александру Ш. Т. 2. С. 499.
106. Богданович А. В. Три последних самодержца. С. 149 150.
107. РГИА. Ф. 776. Оп. 20. Д. 785. Л. 24 и об.
108. РГИА. Ф. 472. Оп 44. Д. 39.
109. РГИА. Ф. 472. Оп. 44. Д. 33.124 Там же. Д. 32. Л. 125.
110. ОР РГБ. Ф. 230. П. 4395. Ед. хр. 1. Л. 5 об. 6. Победоносцев К. П. и его корреспонденты. Т. 2. Ч. 2. С. 558.
111. Победоносцев К. П. и его корреспонденты. Т. 1. Ч. 1. С. 235 236. ОР РГБ. Ф. 58/2. К. 140. Ед. хр. 25. Л. 1−5.
112. Цит. по: Тальберг. История русской церкви. Т. 2. С. 976 877.
113. РГИА. Ф. 1754. Оп. 2. Д. 67. Л. 1 об. 2 об.
114. Правительственный Вестник. 9 / 21/ марта 1881 года.
115. РГИА. Ф. 776. Оп. 25. Д. 357.
116. РГИА. Ф. 776. Оп. 25. Д. 358. Л. 31, 47.
117. Народный театр. М., 1896. С. 133 134.
118. СБОРНИКИ ДОКУМЕНТОВ И МАТЕРИАЛОВ.
119. Публицистические материалы. Справочные издания.
120. Аксаков И. С. Сочинения. Т.5. Государственный и земский вопрос. Статьи о некоторых исторических событиях. 1860 1886 годы. М.: Тип. Волчанинова, 1887. 676с.
121. Александров М. Государство, бюрократия и абсолютизм в истории России. Спб., 1910. 176с.
122. Амвросий (Ключарёв). Слово преосвященного Амвросия, архиепископа Харьковского, в день восшествия на престол благочестивейшего государя императора Александра Александровича. Харьков, 1887.
123. Арсеньев К. К. За четверть века. Сб. статей. Пг., 1915. YIII, 315с.
124. Арсеньев К. К. Свобода совести и веротерпимость. Спб.: Тип. Т ва «Общественная польза», 1904. 292 с.
125. Барсов Н. И. Вопрос о религиозности русского народа в нашей современной печати. Спб., 1881. 45с.
126. Берви Флеровский В. В. Три политические системы: Николай I, Александр II и Александр Ш. Б/м, 1897.
127. Бердников И. Что нужно для обновления православного русского прихода? Спб.: Синодальная типография, 1907. 156с.
128. Бердяев H.A. Нигилизм на религиозной почве // Бердяев H.A. Духовный кризис интеллигенции. Спб.: Тип. Т-ва «Общественная польза», 1910. 304 с.282Ю.Бердяев H.A. Истоки и смысл русского коммунизма. М.: Наука, 1990.224с.
129. Биншток В. Материалы по истории русской цензуры // Русская старина. 1897. № 3−5.
130. Благовидов Ф. В. Деятельность русского духовенства по отношению к народному образованию в царствование императора Александра III. Казань: |Тип. Императорского ун-та|, 1891.
131. З. Булгаков С. Н. Православие: Очерки учения православной церкви. М.: Терра, 1991.413с.
132. Вальденберг В. Древнерусское учение о пределах царской власти. Пг., 1916.413 с.
133. Витте С. Ю. Самодержавие и земство. Конфиденциальная записка Министра финансов Статс-секретаря С. Ю. Витте (1899г.). Штутгарт, 1903. 224с.
134. Глинский Б. Б. К. П. Победоносцев. Материалы для биографии // Исторический вестник. 1907. № 4.
135. Дивное событие 17 октября 1888 года. Одесса, 1900.18.3андер A.A. Исторический очерк развития самодержавной верховной власти в России. Вильно, 1908. 85с.
136. История Русской православной церкви в документах федеральных архивов России, архивов Москвы и Санкт-Петербурга. Аннотированный справочный указатель. М., 1995.
137. Карамзин Н. М. Записка о древней и новой России в её политическом и гражданском отношениях. Предисловие, подготовка текста и примечания Ю. С. Пивоварова. М.: Наука, 1991. 127с.
138. Катков М. Н. Собрание передовых статей Московских Ведомостей. 1881 год. М.: С. П. Каткова, 1898. 632с.
139. Катков М. Н. Собрание передовых статей Московских ведомостей. 1882 год. М., 1898 688с.
140. Катков М. Н. Собрание передовых статей Московских ведомостей. 1883 год. М., 1898. 627с.283.
141. Катков М. Н. Собрание передовых статей Московских ведомостей. 1884 год. М., 1898. 671с.
142. Катков М. Н. Собрание передовых статей Московских ведомостей. 1885 год. М., 1898. 654с.
143. Катков М. Н. О самодержавии и конституции. М.: Печатня А. И. Снегиревой, 1905. 56с.
144. Ключевский В. О. Памяти в бозе-почившего государя императора Александра III. Речь, произнесённая в заседании Императорского Общества истории и древностей российских при Московском университете 28 октября 1894 года. |М., 1894|. 7 с.
145. Князьков С. Самодержавие в его исконном смысле. Спб., 1906. 37с.
146. Короленко В. Г. Падение царской власти (Речь простым людям о событиях в России). М.: Задруга, 1917. 32с.
147. Леонтьев К. Н. Национальная политика как орудие всемирной революции //Наш современник. 1990. № 7. С. 155 170.
148. Мещерский В. П. Речи консерватора. Спб., 1876.32,Орлов А. На память крестьянам. / Вольск, 1895/.
149. Петров Г. С. Евангелие как основа жизни. Спб.: Тип. П. Ф. Вощинской, 1903. 126с.
150. Петров Г. С. Церковь и общество. Сб. статей. Спб.: Тип. В. Мильштейна, 1906. 87с.
151. Петрушевский П. П. Значение царствования благочестивейшего государя императора Александра III для нашей церкви и пастырства. Киев, 1895.
152. Плеханов Г. В. Сочинения. М.-Л.: Госиздат, 1927.
153. Победоносцев К. П. Сочинения. Спб.: Наука, 1966. 512с.
154. Победоносцев К. П. Великая ложь нашего времени. М.: Русская книга, 1993. 640с.
155. Победоносцев К. П. Pro et contra. Спб.: РХГИ, 1996. 576с.40./Победоносцев К.П./ Московский сборник. М.: Синодальная тип., 1896.304 с. 284.
156. Победоносцев К. П. Ученье и учитель. Педагогические заметки. М.: Синодальная тип., 1901 1905. Кн. 1. 1901. 61 с. Кн.2. 1905. 53с.
157. Розанов В. В. Сочинения. М.: Советская Россия, 1990. 592с.
158. Розанов В. В. Около церковных стен. М.: Республика, 1995.560 с.
159. Розанов В. В. О подразумеваемом смысле нашей монархии. Спб., 1912.90с.
160. Розанов В. В. В темных религиозных лучах. М.: Республика, 1994. 476 с.
161. Розенберг В. А. Против течения // На чужой стороне. Берлин, 1923. № 3.
162. Розенберг В. А., Якушкин В. Е. Русская печать и цензура в прошлом и настоящем. М.: М. и С. Сабашниковы, 1905. 251 с.
163. Рубакин H.A. Этюды о русской читающей публике. Факты, цифры и наблюдения. Спб.: /О.Н. Попова/, 1895. 246с.
164. Русское православие: Справочно-библиографическое издание. Аннотированный указатель. М., 1993.
165. Рункевич Н. Г. Великий царь-миротворец и его заветы. Спб., 1909.
166. Савва В. И. Московские цари и византийские василевсы. К вопросу о влиянии Византии на образование идеи царской власти московских государей. Харьков: Типография и литография М. Зильбергеров и сыновья, 1901. 400с.
167. Самарин Ю. М., Дмитриев Ф. М. Революционный консерватизм. Книга Р. А. Фадеева «Русское общество в настоящем и будущем» и предположения петербургских дворян об организации всесословной волости. Berlin, 1875. 146 с.
168. Самодержавие и печать в России. Спб.: Типолитография А. Э. Венеке, 1906.80 с.
169. Сементковский Р. И. Россия накануне XX века // XX век. Иллюстрированный обзор минувшего столетия. Приложение к журналу «Нива». 1901. С. 5−12.
170. Сементковский Р. И. М. Н. Катков, его жизнь и литературная деятельность. Биографический очерк. Спб.: Типография О. Н. Эрлих, 1892. 80с.
171. Соловьев B.C. Собр. соч. в 2-х томах. М.: Правда, 1989. Т. 1.285.
172. Соловьев B.C. Публичная лекция, читанная профессором Соловьевым в Кредитном обществе // Соловьев B.C. Сочинения в 2-х томах. М.: Правда, 1989. Т. 1.С. 41−42.
173. Соловьев B.C. Государственная философия в программе министерства народного просвещения // Там же. Т. 2. С. 175 184.
174. Соловьев B.C. Значение государства // Там же. С. 548 561.
175. Слонимский JI.3. О великой лжи нашего времени. К. П. Победоносцев и князь В. П. Мещерский. Критический этюд. Спб.: Политическая энциклопедия, 1908. 113с.
176. Слонимский JI.3. О монархии. Спб.: Политическая энциклопедия, 1907.89 с.
177. Титов Ф. И. Император Александр III и русская православная церковь в его время. (По поводу книги под заглавием: «Обзор деятельности ведомства православного исповедания за время царствования Александра 1П». Спб., 1901). Б/м, б/г.
178. Чичерин Б. Н. О народном представительстве. М.: Тип. Грачева и К, 1866. 553 с.
179. Чичерин Б. Н. Речь Чичерина Б. Н., московского городского головы, 16 мая 1883 года. Эпизод из истории коронации в Москве. В. Behr (E.Bock), 1883. 23с.
180. Что сказал царь Александр П1 своему народу? (Манифест 29 апреля 1881 года). Спб., 1881.
181. Шереметев С. Д. Памяти императора Александра III. / СПб./, 1894.286.
182. Опубликованные документы и материалы.
183. Александр Ш. Собственноручные резолюции и словесные высочайшие повеления императора Александра Ш по всеподданнейшим докладамходатайствам об оказании монаршей милости. Спб., 1901. 16с.
184. Алфавитный каталог книгам на русском языке, запрещенным к обращению и перепечатыванию в России по 1 января 1884 года. Спб., 1884. 76 с.
185. Воронцов-Дашков И. И. Замечания министра императорского двора и уделов по проекту положения о земских начальниках, съездах сих начальников и губернских по сельским делам присутствиям. Б/м, б/г. 42 с.
186. Всеподданнейший отчет Обер-прокурора Святейшего Синода по ведомству православного исповедания за 1884 1894 годы. СП б.: Синодальная типография, 1886−1898.
187. Извлечение из всеподданнейшего отчета Обер-прокурора Святейшего Синода по ведомству православного исповедания за 1881 1883 годы. Спб.: Синодальная типография, 1883 — 1885.
188. Из писем К. П. Победоносцева к Николаю П (1898 1905) // Религии мира. История и современность. М.: Политиздат, 1983. С. 163 — 194.
189. Исторический обзор деятельности Комитета Министров. Спб.: Составитель И. И. Тхоржевский, 1902.
190. К биографии Александра III: Записка к генерал-адъютанту П. А. Черевину //Былое. 1909. № 9−10. С. 70−73.
191. Кильчевский В. Богатство и доходы духовенства. Спб., 1908. 46 с.
192. Кронштадский Иоанн. Слова и поучения, произнесенные с 1896 по 1901 год. М., 1994. 635 с.
193. Кронштадский Иоанн. Солнце правды. Избранные проповеди о жизни и учении Иисуса Христа. Сергиев Посад, 1991. 330с.287.
194. Кронштадский Иоанн. Полное собрание сочинений протоирея Иоанна Ильича Сергиева. Спб.: Издательство Яковлевой, 1994. Т.1. 524с. Т.З. 503с. Т.4−5. 429с.
195. Краткий обзор деятельности министерства народного просвещения во время управления министра Н. П. Боголюбова (12 февраля 1898 14 февраля 1901). Спб., 1901.
196. Материалы для характеристики положения русской печати: В 2-х томах. Женева, 1898.
197. Настольная книга по народному образованию: законы, распоряжения, правила, инструкции, уставы, справочные сведения по школьному и внешкольному образованию. Т. 1 4. Спб.: Составители Г. А. Фальборк и В. И. Чарнолусский. 1899−1911.
198. Никон, игумен Троице-Сергиевой лавры. Письма духовным детям. Троице-Сергиева лавра, 1991.
199. Нравственное богословие для мирян. / Печоры/, 1994.87,Обзор деятельности ведомства православного исповедания за время царствования Александра 1П. Спб., 1901.
200. Обзор деятельности ведомства народного просвещения за время царствования Александра Ш. Спб., 1901.
201. Пазухин А. Д. Современное состояние России и сословный вопрос. М.: Университетская тип. (М.Катков), 1886. 63с.
202. Письма императора Александра Ш к А. П. Боголюбову. Спб.: Тип. М. Стасюлевича, 1900. 13с.
203. Письма К. П. Победоносцева к графу Н.П.Игнатьеву//Былое. 1924. № 27−28. С. 50−89.
204. Письма К. П. Победоносцева к Е. М. Феоктистову // Литературное наследство. 1935. Т. 22−24.
205. Письма К. П. Победоносцева к Александру Ш. Т. 1, 2. М.: Новая Москва, 1925;1926. Т.1.1865−1882. 1925.448с. Т.2.1883- 1894. 1926.384с.288.
206. Письма К. П. Победоносцева Достоевскому Ф. М. // Литературное наследство. 1934. Т. 15.
207. Письма К. П. Победоносцева С.Д.Шереметеву // Источник. 1996. № 6(25).
208. Победоносцев К. П. в письмах к друзьям (1880 1881) // Вопросы литературы. 1989. № 4.
209. Победоносцев К. П. и его корреспонденты. Письма и записки. Т. 1. Полутом 1. М. -Пг.: Госиздат, 1923. 439 с.
210. Преображенский И. В. Всероссийская православная церковь по статистическим данным с 1840/41 по 1890/91 годы. Спб.: Тип. Э. Арнольда, 1897,236с.
211. Преображенский И. В. Церковная реформа: Сб. статей духовной и светской периодической печати по вопросу о реформе. Спб., 1905. 547 с.
212. Преображенский И. В. К. П. Победоносцев: его личность и деятельность в представлении современников его кончины. Спб., 1910.
213. Рождественский C.B. Исторический обзор деятельности Министерства народного просвещения. 1802 1902. Спб.: Министерство народного просвещения, 1902. Гл. 2. С. 601 — 698.
214. Сборник материалов по истории просвещения в России. Т. 1, 2. Спб., 1893- 1897.
215. Феофан (Говоров Г. В.). Советы православному христианину и комментарии (Святитель Феофан Затворник). М.: МП «Галактика», 1994. 191с.
216. Шевелёв A.A. Некоторые материалы к истории жизни и царствования великого царя миротворца Александра III Александровича. Т. 1−3. М., 1897 -1903.3. Дневники и воспоминания.
217. Августин (Никитин). Православный Петербург в записках иностранцев. Спб., 1995. 222с.
218. В. Бъ. Воспоминания петербуржца о второй половине 80-х годов // Минувшие годы. 1908. № 10,11.
219. Великий князь Александр Михайлович. Воспоминания. М.: Захаров-АСТ, 1999. 528 с.
220. Александровский В. Полвека среди духовенства // Голос минувшего. 1917. № 11−12.
221. Бенуа А. Мои воспоминания: В 5 -ти книгах. Т. 1, 2. М.: Наука. 1993.711 с.
222. Белый А. На рубеже двух столетий. М.: Художественная литература, 1989. 543 с.
223. Богданович A.B. Три последних самодержца. М.: Новости, 1990. 604с.
224. Боголюбов А. П. Воспоминания о в бозе-почившем императоре Александре 1П профессора живописи А. П. Боголюбова. Спб.: Тип. Бенке, 1895. 42с.
225. Валуев П. А. Дневник. 1881 1884 // О минувшем. Спб., 1907.
226. Васнецов В. М. Письма. Дневники. Воспоминания. Документы. Суждения современников. М., 1987.
227. Витте С. Ю. Воспоминания. М.: Соцэкгиз, 1960. Т. 1. 556 с. Т. 2. 640 с. Т. 3. 724 с290.
228. Волков A.A. Около Царской Семьи: Воспоминания. М.: Анкор, 1993.221с.
229. Волошин М. А. Лики творчества. JL: Наука, 1989. 848с.
230. Воспоминания очевидца о посещении императором Александром III города Ярославля в 1881 году. Спб., 1902.
231. Великий князь Гавриил Константинович. В Мраморном дворце: Из хроники нашей семьи. Спб.: Logos, Дюссельдорф: Голубой всадник, 1993. 280 с.
232. Голубковский Н. За 30 лет. У Троицы в академии. М., 1914.
233. Дневник государственного секретаря A.A. Половцова (1883 1892): В 2-х томах. М.: Наука, 1966.
234. Дневник П. А. Перетца, государственного секретаря (1880 -1883). М. -Л.: Госиздат, 1927. 171 с.
235. Евлогий (Георгиевский). Путь моей жизни. М.: Московский рабочий, 1994. 621 с.
236. Ельчанинов А. Записи. М.: Советская Россия, 1992. 202 с.
237. Епанчин H.A. На службе трёх императоров. Воспоминания. М.: издание журнала «Наше Наследие», 1996. 576 с.
238. Жевахов Н. Д. Воспоминания Товарища Обер-прокурора Святейшего Синода князя Н. Д. Жевахова. Мюнхен: Типография Р. Ольденбурга, 1923. Т. 1. 452 с.
239. Засосов Д. А., Пызин В. И. Из жизни Петербурга. 1890 1910. Записки очевидцев. Л.: Лениздат, 1991. 269 с.
240. Иванов С. К характеристике общественных отношений в начале 80-х годов // Былое. 1907. № 9. С. 193 207.1331 марта 1881 года. Воспоминания участников и современников. М.: Издательство политкаторжан, 1931. С. 31 31,194 — 198.
241. Катанский А. Л. Воспоминания старого профессора // Христианское чтение. 1914. № 1, 3 11- 1916. №. 1 -6- 1917. № 1 -2.
242. Кизеветтер A.A. На рубеже двух столетий (Воспоминания 1881 1914). Прага: Орбис, 1929. 536 с. 291.
243. Кони А. Ф. Правление Александра III // Кони А. Ф. Собрание сочинений в 8-ми томах. М.: «Юридическая литература», 1966. Т. 1. 567 е.- Т. 2. 346 е.- Т. 4. 543 с.
244. Короленко В. Г. Земли! Земли! Мысли, воспоминания, картины // Новый мир. 1990. № 1. С. 168−200.
245. Кронштадский Иоанн. Путь к Богу: Дневниковые записи. Спб: Царское Дело, 1998. 638с.
246. Либрович С. Ф. На книжном посту. Документы. Воспоминания. Записки. Пг. М.: Издание М. О. Вольфа, 1916.
247. Львов А. Н. Князья церкви // Красный архив. 1930. № 39.
248. Маклаков В. А. Власть и общественность на закате старой России: Воспоминания. / Париж/: Издание журнала «Иллюстрированная Россия», 1936. Ч. 1.246 с.-Ч. 2. 402 с.
249. Мамонтов B.C. Воспоминания о русских художниках. М.: Издательство АХ СССР, 1950. 75с.
250. Мещерский В. П. Мои воспоминания. Спб., 1898. Ч. 2 (1865 1881). 518 с. 4.3(1881−1894). 414 с.
251. Милюков П. Н. Воспоминания. М.: Политиздат, 1991. 528 с.
252. Милютин Д. А. Дневник. М.: ГБЛ, 1950. Т. 4. 204 с. 146.0боленский В. А. Моя жизнь. Мои современники. Париж: Imca press, 1988. 754 с.
253. Прахов H.A. Страницы прошлого. Очерки воспоминаний о художниках. Киев: Изомузгиз, 1958. 308с.
254. Прахов H.A. Александр Ш как деятель русской художественной культуры. Спб., 1903.
255. Пичета И. Х. Факты и воспоминания из жизни герцоговинца на службе по духовно учебному ведомству // Вера и Разум. 1911. № 18 — 20,22,24.
256. Розанов В. В. Из припоминаний и мыслей об А. С. Суворине. Письма А. С. Суворина к В. В. Розанову. М.: Патриот, 1992. 117с.292.
257. Российский императорский дом: Дневники. Письма. Фотографии. М., Независимое исследовательское информационное агентство «Перспектива», 1992. 220с.
258. Русский быт по воспоминаниям современников. М., 1914 1923.
259. Сабашников М. В. Воспоминания. М.:Книга. 1988. 510с.
260. Суворин A.C. Дневник (1887 1907). М.: Новости. 1992. 496 с.
261. Тютчева А. Ф. При дворе двух императоров. Воспоминания. Дневник. М.: Издательство СП «Интербук», 1990. 220 с.
262. Феоктистов Е. М. За кулисами политики и литературы (1848 1896). Воспоминания. М.: Новости, 1991. 464 с.
263. Чичерин Б. Н. Воспоминания. М.: Кооперативное издательство «Север», 1934. 372 с.
264. Шалапин Ф. И. Маска и душа. М.: Московский рабочий, 1989. 384 с.
265. Шереметев С. Д. Воспоминания. Т. 1 3. Спб.: Тип.М.М Стасюлевича, 1899.
266. Шипов Д. Н. Воспоминания и думы о пережитом. М.: Сабашников, 1918. 592с.161 .Энгельгардт А. Н. Из деревни. 12 писем. 1872- 1887. М.: Мысль, 1987.638 с.
267. Энгельгардт Б. А. Последняя коронация. Таллинн: СП «Интербук», 1990. 16 с. 1. Периодическая печать,.
268. Рукописный отдел Российской Национальной библиотеки имени М.Е. Салтыкова-Щедрина.Ф. 631. С. А. Рачинский.Письма К. П. Победоносцева к С. А. Рачинскому. 1883 год, январь-апрель. Сентябрь-декабрь. 1884 год, сентябрь-декабрь.2981. ИСТОРИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ.
269. Абрамов А. И. Консервативно-социальная утопия в России во П-ой половине XIX века // Русская философская мысль в 80 -х годах XIX века о будущем России. М.: ИФАН, 1990. 117с.
270. Авдеева Л. Р. Проблема государства в русской религиозной общественной мысли последней трети XIX начала XX веков // Вестник МГУ. Сер. 12. 1982. № 5.
271. Аврех А. Я. Распад третьеиюньской системы. М.: Наука, 1985. 262 с.
272. Аврех А. Я. Царизм накануне свержения. М.: Наука, 1989. 256 с.
273. Айвазов И. Г. Церковные вопросы в царствование императора Александра III. М., 1914.
274. Александр III: Его личность, интимная жизнь и правление. М.: МП «Галактика», 1991. 31с. (Репринт издания: Лондон, 1902).
275. Ананьич Б. В., Ганелин Р. Ш. Было ли «Вольное слово» провокационным органом «Святой дружины?» // Вопросы истории. 1967. № 5. С. 208 209.
276. Ананьич Б. В., Ганелин Р. Ш. И. А. Вышнеградский и С. Ю. Виттекорреспонденты «Московских ведомостей» // Проблемы общественной мысли и экономической политики России XIX XX веков. Л.: Наука, 1972.
277. Ахиезер А. Россия: критика исторического опыта. М.: Издательство ФО СССР. 1991. Т. 1. 318 с.
278. Бахтурина А. Бремя, а не привилегии // Родина. 1996. № 10. С. 14 17.
279. Белов Г. А. Особенности развития политической мысли России (конец XIX века) //Кентавр. 1994. № 1. С. 119- 138.
280. Бенуа А. Н. История русской живописи в XIX веке. М.: Республика, 1995.446с.
281. Бенуа А. Н. и русская художественная культура конца XIX начала XX века. М., 1989.
282. Бенуа А. Н. Зодчество в царствование императора Александра III // Неделя строителя. 1894. № 48 51.
283. Бессонов Б. Н. Судьба России: взгляд русских мыслителей. М.: Гуманитарный центр Российской Академии Управления «Луч», 1992. 252 с.
284. Богучарский В. Я. Очерки из истории русской журналистики XIX века // Богучарский В. Я. Из прошлого русского общества. Спб.: Кн-во М. В. Пирожкова, 1904. С. 281−406.
285. Борисова Е. А. Русская архитектура П-ой половины XIX века. М.: Наука, 1979. 320с.
286. Боханов А. Н. Сумерки монархии. М.: Воскресенье, 1993. 394 с.
287. Боханов А. Н. Император Александр 1П. М.: Русское слово. 1998. 512 с.
288. Буховец О. Г. Ментальность и социальное поведение крестьян // Менталитет и аграрное развитие России (XIX XX века). Материалы международной конференции. М.: РОССПЭН, 1996. С. 183 — 193.300.
289. Вагнер Г. К. В поисках Истины: Религиозно-философские искания русских художников, середина XIX начало XX века. М.: Искусство. 1993. 175с.
290. Валк С. Н. Внутренняя политики царизма в 80 начале 90-х годов XIX века // История СССР. Россия в период победы и утверждения капитализма. 1856 — 1894. Ч. 1. Материалы для обсуждения. М.: Наука, 1951. С. 910 — 994.
291. Васнецов В. М. Сборник материалов. М.: Государственная Третьяковская галерея, 1994. 146с.
292. Ведерников В. В. Кризис консервативной идеологии и его отражение в печати (1895 1902 годы) // Вестник ЛГУ. 1981. № 8.
293. Верещагина А. Г. Художник. Время. История. Очерки истории русской исторической живописи XVIII начала XX века. М., 1973. 130 с.
294. Вздорнов Г. И. История открытия и изучения русской средневековой живописи. XIX век. М.: Искусство, 1986. 382с.
295. Виленский Б. В. Судебная реформа и контрреформа в России. Саратов: Приволжское книжное издательство, 1969. 400с.
296. Владимиров Л. Требуется государь? // Родина. 1996. № 1. С. 24 25.
297. Власть и реформы: От самодержавной к советской России. Спб.: «Дмитрий Буланин», 1996. 801 с.
298. Власть и реформы. Материалы «круглого стола», посвященного обсуждению коллективной монографии петербургских историков // Отечественная история. 1998. № 2. С. 3 36.
299. Ворошилова C.B. Государственная политика России в сфере общего образования (конец XIXXX века). Диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук. Саратов. 1995.301.
300. В раздумьях о России (XIX век). М.: Археографический центр, 1996. 444 с.
301. Высокопреосвященнейший Иоанн, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский. Самодержавие духа. Очерки русского самосознания. Спб.: Издательство Л. С. Яковлевой, 1994. 352 с.
302. Глинский Б. Б. К. П. Победоносцев // Исторический вестник. 1907. № СУШ. С. 263−274.
303. ГневушевМ. К. П. Победоносцев. Киев, 1907.
304. Горбунов В. В. Идея соборности в русской религиозной философии. М.: Феникс, 1994. 179 с.
305. Гордиенко Н. С. Чему учат с амвона. Л., 1975.
306. Гордиенко Н. С. Православные святые: кто они? Л.: Лениздат, 1979. 270с.
307. Гордиенко Н. С. Кто такой Иоанн Кронштадский. Спб., 1991.
308. Готье Ю. В. Победоносцев К.П. и наследник Александр Александрович // Государственная библиотека имени В. И. Ленина. Сборник № 2. М., 1928. С. 107 -134.
309. Готье Ю. В. Борьба правительственных группировок и манифест 29 апреля 1881 года //Исторические записки. 1939. № 2.
310. Грекулов Е. Ф. Церковь, самодержавие, народ. (IIая половина XIXначало XX века). М.: Издательство АН СССР, 1969. 192 с.
311. Грушин Б. А. Мнения о мире и мир мнений: Проблемы методологии исследования общественного мнения. М.: Политиздат, 1967. 400с.
312. Гуревич А. Я. Социальная психология: источниковедческий аспект // Источниковедение. Теоретические и методологические проблемы. М.: Наука, 1969. С. 384−426.
313. Данилова Л. В., Данилов В. П. Крестьянский менталитет и община // Менталитет и аграрное развитие России (XIX XX века). М.: РОССПЭН, 1996. С. 22−39.
314. Дедлов В. Л. Собор Святого Владимира в Киеве и его деятели // Книжки недели. 1896. Сентябрь, 302.
315. Дедлов В.JI. Киевский Владимирский собор и его художественные творцы. М., 1901.
316. Демьянов А. И. Истинно православное христианство. Критика идеологии и деятельности. Воронеж: Издательство Воронежского университета, 1977. 151с.
317. Дмитрев А. Д. Церковь и идея самодержавия в России. /Рязань/: Атеист, 1930. 231с.
318. Дмитриев С. С. Православная церковь и государство в предреформенной России // История СССР. 1966. № 4.
319. Добровольский Л. М. Запрещённая книга в России. 1825 1904: Архивно-библиографические разыскания. М.: Издательство Всесоюзной книжной палаты, 1962. 255 с.
320. Добровольский Л. М. К истории цензурной политики русского правительства во Пой половине XIX века // Ученые записки Ленинградского педагогического института. 1948. Т. 67. С. 260 264.
321. Дудзинская Е. А. Славянофилы в пореформенной России. М.: Институт российской истории РАН, 1994. 278 с.
322. Дьяконов М. А. Власть московских государей. Спб.: Тип. И. Н. Скороходова, 1889. 224с.
323. Есин Б. И. Запрещение розничной продажи газет как средство ограничения свободы печати: На материалах русских газет II ой половины XIX века // Вестник МГУ. 1967. № 6.
324. Есин Б. И. История русской журналистики. XIX век. 1866 1896. М.: Высшая школа, 1963. 300 с.
325. Ефимов Н. И. Русь новый Израиль. Теократическая идеология своеземного православия в допетровской письменности. Казань, 1912.
326. Живов В. М., Успенский В. А. Царь и Бог. Симеотические аспекты сакрализации монарха в России // Языки культуры и проблемы переводимости. М.: Наука, 1987. С. 47−53.303.
327. Захарова Л. Г. Земская контрреформа 1890 года. М.: Издательство МГУ, 1968. 484 с. 72.3ахарова Л. Г. Кризис самодержавия накануне революции 1905 года // Вопросы истории. 1972. № 8. С. 119 140.
328. Зорин А. Л. Идеология «православие самодержавие — народность» и её немецкие источники // В раздумьях о России (XIX век). М.: Археографический центр, 1996. С. 127−144.
329. Зорин А. Л. Идеология «православие самодержавие — народность»: опыт реконструкции //Новое литературное обозрение. 1997. № 26. С. 71 — 104.
330. Иконников B.C. Опыт исследования о культурном значении Византии в русской истории. Киев, 1869.
331. Илюшин С. Жизнь за царя // Родина. 1996. № 6. С. 10−14.304.
332. Исмаил Заде Д. И. И.И.Воронцов-Дашков // Исторические силуэты. М.: Наука, 1991. С. 20−62.
333. Кабытов П. С., Козлов Ю. А., Литвак Б. Г. Русское крестьянство. Этапы духовного освобождения. М. Мысль, 1988. 237с.
334. Карамзин Н. М. Записка о древней и новой России в её политическом и гражданском отношениях. М.: Наука, 1991. 127 с.
335. Карлетти Томасо. Современная Россия. Ч. 1, 2. Спб.: Тип. М. М. Стасюлевича, 1895 1896. 4.1. 1895. 208 с. 4.2. 1896. 259с.
336. Каменев С. А. Церковь и просвещение в России. М.: Безбожник, 1930.202с.
337. Кантор В. К. «.Есть европейская держава». Россия: трудный путь к цивилизации. Историософские очерки. М.: РОССПЭН, 1997. 479 с.
338. Кириченко Е. И. Архитектурные теории XIX века в России. М.: Искусство, 1986. 344 с.
339. Кириченко Е. И. Русская архитектура. 1830 1910. М.: Искусство, 1978.399с.
340. Книга в России. Из истории духовного просвещения. Спб: БАН, 1993.187с.
341. Ковалевский М. М. История монархии и монархической доктрины. Курс лекций, читанных на Экономическом отделении Санкт-Петербургского Политехнического института Императора Петра Великого в 1911; 1912 учебном году. Спб., 1912. 146 с.
342. Консерватизм в России («круглый стол») // Социс. 1993. № 1. С. 43 61.
343. Корелин А. П. Дворянство в пореформенной России. 1861 1904. Состав, численность, корпоративная организация. М.: Наука, 1979. 304 с.
344. Корнилов A.A. Курс русской истории. XIX век. М.: Высшая школа, 1993. 446 с.
345. Корольков A.A. Пророчества К. Леонтьева. Спб.: Издательство Спб. Университета, 1991. 200 с. 305.
346. Корольков К. Н. Жизнь и царствование императора Александра III. 1881 — 1894. Киев, 1901.
347. Корольков К. Н. Личность императора Александра III и воссоздание им церковной школы. 1909.
348. Корольков К. Н. Царь-миротворец император Александр Ш. Краткий очерк царствования. Киев, 1904.
349. Котович А. Духовная цензура в России. Спб.: Тип. «Родник», 1909. 608 с.
350. Кошелев В. А. Славянофилы и официальная народность // Славянофильство и современность. Сборник статей. Спб.: Наука, 1994. 259с.
351. Курбатов К. Л., Фролов Э. Ю., Фроянов И. Л. Христианство: Античность, Византия, Древняя Русь. Л.: Издательство Ленинградского университета, 1988.
352. Лаверычев В Я. Конституционализм или мистификация. (Полемика о «Вольном слове» в 1912;1914 годах) // Отечественная история. 1992. № 2. С. 184−194.ЮО.Лакер У. Черная сотня. Происхождение русского фашизма. М.: Текст, 1994. 431 с.
353. Львов Рогачевский В. Л. Печать и цензура. М., 1906. 136 с.
354. Ляшенко Л. М. Царь освободитель: жизнь и деяния Александра П. М.: Владос, 1994. 239 с.
355. Миронов Г. Е. Государи и государевы люди: Портреты в контексте истории. М.: Издательство «Март», 1999. 256 с.
356. Миропольский С. И. Очерк истории церковно-приходской школы. Спб.: Синодальная типография, 1910. 222 с.
357. Назаревский В. В. Император Александр Ш. М., 1907.
358. Назаревский В. В. Царствование императора Александра 1П. 1881 1894. М., 1910. 92 с.Пб.Национальная правая прежде и теперь. Историко-социологические очерки. Спб.: Институт социологии РАН. Спб. филиал. 1992. Ч. 1. 172 с.
359. Неведенский С. Катков и его время. Спб, 1888. 569 с.
360. Пайпс Р. Русский консерватизм во П-ой половине XIX века. М.: Наука, 1970. Юс.
361. Пайпс Р. Россия при старом режиме. М.: Независимая газета, 1993.421с.
362. Парланд A.A. Храм Воскресения Христова // Зодчий. 1907. № 35.
363. Патрушева Н. Г. Цензурная реформа в России. 1865 год. Диссертация на соискание ученой степени кандидата наук. JL, 1990.
364. Пашкина Н. К. Роль церковно-приходской школы в утверждении православной идеологии в России (конец XIX начало XX века). Диссертация. кандидата философских наук. Спб., 1991. 193 с.
365. Пешков А. И. Победоносцев К.П. как идеолог русского православия. Диссертация. кандидата философских наук. Спб, 1993.
366. Пивоваров Ю. С. Две политические субкультуры пореформенной России: проблема взаимодействия // Ретроспективная и сравнительная политология. Публикации и исследования. Вып. 1. М.: Наука, 1991. С. 255 288.
367. Пивоваров Ю. С. Политическая культура пореформенной России. М.: ИНИОНРАН, 1994.217 с.
368. Политическая история: Россия СССР — Российская Федерация. М.: РОССПЭН, 1996. 717с.
369. Полунов А. Ю. К. П. Победоносцев в начале 1880-х годов: Программа нравственного перевоспитания общества // Россия и реформы: 1861 1881. М.: Медведь. 1991. С. 58−68.308.
370. Полунов А. Ю. Под властью обер прокурора (Государство и церковь в эпоху Александра Ш). М.:АИРО-ХХ. 1996. 141с.
371. Полунов А. Ю. Церковь, власть и общество в России (1880-е первая половина 1890-хгодов) //Вопросы истории. 1997. № 11. С. 125- 136.
372. Полунов А. Ю. Константин Петрович Победоносцев человек и политик // Отечественная история. 1998. № 1. С. 42 — 55.
373. Поляков A.C. Царь Миротворец // Голос Минувшего. 1918. № 1−3. С. 219−229.
374. Рагозин Н. П. Понятие власти в русском либерализме П-ой половины XIX начале XX века. Автореферат. кандидата философских наук. М., 1987.
375. Рашин М. А. Грамотность и народное образование в России в XIX и начале XX века // Исторические записки. 1951. Т. 37.НО.Рейснер М. А. Духовная полиция в России. Спб. М.: Издание М. Вольф. 1909. 108 с.
376. Репников A.B. Проблемы государственной власти в концепции русских консервативных мыслителей конца XIX начала XX века (исторический аспект). Диссертация. Кандидата исторических наук. М., 1997.
377. Реформы или революция? Россия: 1861 1919: Материалы международного коллоквиума историков. Спб.: Наука, 1992. 394с.
378. Реформы и реформаторы в истории России. М.: Издательский центр Института российской истории РАН, 1996. 191с.
379. Римско-константинопольское наследие на Руси: идея власти и политическая практика. IX Международный семинар истории «От Рима к Третьему Риму. М.: РАН, 1995. 354с.
380. Российские консерваторы. М.: Русский мир, 1997. 384 с.
381. Российские самодержцы (XIX начало XX века). М.: Международные отношения, 1995. 320 с.
382. Россия: опыт национально-государственной идеологии. М.: МГУ. 1994. 229 с. 309.
383. Российский менталитет: история и современность. Сборник научных трудов. Вып. 2. Спб.: Издательство Санкт-Петербургской государственной инженерноэкономической академии, 1993. 111с.
384. Русская цивилизация и соборность. Сборник статей. М., 1994. 250 с.
385. Русская художественная культура П-ой половины XIX века: Социально-эстетические проблемы. Духовная среда. М.: Наука, 1988. 364с.
386. Русская художественная культура П-ой половины ХЖ века: Картина Мира. М.: Наука, 1991. 392с.
387. Русская художественная культура второй половины XIX века: Диалог с эпохой. М.: Наука, 1996. 334с.
388. Русский консерватизм ХГХ столетия. Идеология и практика. М.: Прогресс-Традиция, 2000. 439 с.
389. Рункевич С. Г. Русская церковь в XIX веке. Спб, 1901.
390. Рожков Н. Происхождение самодержавия в России. Пг., 1913. 154 с.
391. Русское православие: вехи истории. М.: Политиздат. 1989. 719 с.
392. Семёнов П. Н. Самодержавие как государственный строй. Спб., 1905.60 с.
393. Сенчакова Л. Т. «Священная дружина» и её состав // Вестник МГУ. 1967. Сер. IX. История. С. 62−83.
394. Серафим (Соболев), архиепископ. Русская идеология. Спб.: Издательство имени A.C. Суворина, 1992. 104 с.
395. Серафим (Соболев), архиепископ. Об истинном монархическом миросозерцании. Спб.: Газета «Литературный вестник», 1994. 327 с.
396. Смолярчук В. И. А. Ф. Кони. М.: Наука. 1981. 214 с.
397. Соболев А. Живопись В. М. Васнецова в Киевском соборе. М., 1898. 54 с.
398. Соловьев Ю. Б. Самодержавие и дворянство в конце XIX века. Л.: Наука, 1973. 383 с.
399. Соловьев Ю. Б. Начало царствования Николая II и роль К. П. Победоносцева в определении политического курса самодержавия // Археографический ежегодник. 1972 год. М., 1974. С. 311 318.310.
400. Солоневич И.JI. Народная монархия. М.: Феникс, 1991. 512 с.
401. Стернин Г. Ю. Художественная жизнь России П-ой половины XIX века, 70−80-е годы. М.: Наука, 1997. 221с.
402. Стернин Г. Ю. Русская художественная культура П-ой половины XIXначала XX века. Исследования. Очерки. М.: Советский художник, 1984. 296с.
403. Султанов Н. В. Русское искусство в западной оценке // Зодчий. 1880.1.
404. Сытина Т. М. Россия. Архитектура. // История европейского искусствознания. П ая половина XIX века. М., 1996.
405. Твардовская В. А. Идеология пореформенного самодержавия (М.Н.Катков и его издания). М.: Наука, 1978. 279 с.
406. Твардовская В. А. Александр П1 //Российские самодержцы. 1801 1917. М.: Международные отношения, 1994. С. 215 — 306.
407. Твардовская В. А. Достоевский в общественной жизни России (1861 -1881). М.: Наука, 1990. 340 с.
408. Уортман Р. Николай II и образ самодержавия // История СССР. 1991. № 2. С. 119−128.
409. Уортман Р. Ритуал, империя и эволюция монархии. // Казань, Москва, Петербург: Российская империя взглядом из разных углов. М.: О.Г.И., 1997. С. 23−39.
410. Филиппова Т. А. Мудрость без рефлексии: консерватизм в политической жизни России // Кентавр. 1993. № 6. С. 49 60.
411. Филиппова Т. А. Предчувствие ностальгии // Свободная мысль. 1993.9.
412. Филиппова Т. А. По пути контролируемой модернизации // Политическая история: Россия СССР — Российская Федерация: В 2-х томах. М.: РОССПЭН, 1996. Т. 1. С. 175−227.
413. Философия русского религиозного искусства. XVI XX века. Антология. Вып. 1. М.: Прогресс — культура, 1993.399с.311.
414. Филюшкин А. И. Термины «царь» и «царство» на Руси // Вопросы истории. 1997. № 8. С. 144 148.
415. Фирсов H.H. Александр Ш. Личная характеристика, частью по его неизданным дневникам //Былое. 1925. № 1 (29). С. 85- 108.
416. Фирсов H.H. К. П. Победоносцев: Опыт характеристики по письмам // Фирсов H.H. Исторические характеристики и эскизы. Т. 3. Казань. 1926. С. 5 45.
417. Флоровский Г. Пути русского богословия. Вильнюс, 1991 (Фотоиздание: Париж, 1937). 602 с.
418. Художественные процессы в русской культуре II-ой половины XIX века. М.: Наука, 1984. 190с.
419. Церковь в истории России (IX 1917). Критические очерки. М., 1967.
420. Чернуха В. Г. Правительственная политика в отношении печати 60 -70-х годов XIX века. Л.: Наука, 1989. 205 с.
421. Чернуха В. Г. Александр III// Вопросы истории. 1992. № 11−12. С. 46−64.
422. Чудновцев М. И. Церковь и театр (конец XIX начало XX века). М.: Наука, 1970. 129 с.
423. Чулков Г. Императоры: Психологические портреты. М.: Московский рабочий, 1991.286 с.
424. Щетинина Г. И. Университеты в России и устав 1884 года. М.: Наука, 1976. 231с.
425. Щетинина Г. И. Идейная жизнь русской интеллигенции: конец XIXначало XX века. М.: Наука, 1995. 236 с.
426. Эвенчик С. Л. Победоносцев К.П. и дворянско-крепостническая линия самодержавия в пореформенной России // Ученые записки МГПИ имени В. И. Ленина. 1969. № 309. С. 52 338.
427. Энгельгардт Б. А. Очерк истории русской цензуры в связи с развитием печати (1703 1903). Спб, 1904. 389 с.
428. Энгельгардт Б. А. Последняя коронация. Казань: Татарское кн. Издательство, 1992. 15с.
429. Ярошевская Е. М. Состав Государственного совета в период политической реакции 80 начала 90-х годов XIX века: характеристика государственных деятелей // Вестник Московского университета. Сер. 8. История. 1982. №. 5. С. 46 — 56.
430. Adams Arthur. Pobedonostev and the Rule of Firmness // The Slavonic and East European Review. 1953.December. Vol. XXXII. № 78.
431. Byrns Robert F. Pobedonostev. His life and Thought. BloomingtonLondon.1968.
432. Kats Martin. Mikhail N. Katcov. A Political Biography. 1818 1887. The Hague. Paris. 1966.
433. Thaden Edward C. Conservative Nationalism in Nineteenth Century Russia. Seattle University of Washington Press. 1964.
434. Schapiro Leonard. Rationalism and Nationalism in Russian Century/ Political Thought. New Haven and London. 1964.
435. Wjrtman R. Rule by Sentiment Alexander IF s journeys thought the Russian Empire // American Historical Review. 1990. Vol. 95. № 3.
436. Naimark N. Terrorists and Social Democrats: The Russian Revolutionary Movement under Alexander Ш. Camb. (Mass.): Harvard Univ. Press. 1983. 308 p.