Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Отношение ко времени у лиц с сохранной и нарушенной трудоспособностью: Сравнительный анализ

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В наше время значительно возросла численность нервно — психических заболеваний. По данным статистических исследований, количество людей с теми или иными нервно-психическими отклонениями составляет до одной трети населения. Огромная социальная значимость психических расстройств признается международными сообществами, ВОЗ, правительственными структурами ряда стран. Отмечается, что проблема… Читать ещё >

Содержание

  • 1. Введение
  • 2. Глава IIервая. Теоретический анализ понятия «Время» и отношения ко времени при сохранной и нарушенной трудоспособности
  • 3. Глава вторая. Экспериментальное семантическое исследование отношения ко времени у лиц с сохранной и нарушенной трудоспособностью
  • 4. Глава третья. Экспериментальное исследование отношения ко времени у трудоспособных и нетрудоспособных лиц с использованием графической методики «Нарисуй время»
  • 5. Выводы

Отношение ко времени у лиц с сохранной и нарушенной трудоспособностью: Сравнительный анализ (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ

.

Время является одной из важнейших составляющих нашей жизни, оно связывает все структуры нашей реальности, пронизывает все сферы жизнедеятельности человека. Все процессы — и внешние по отношению к человеку — природные, социальные, экономические, и внутренниепсихические, происходят и разворачиваются во времени. К проблеме времени обращались многие философы. Но время является и понятием психологии. Оно неотделимо от субъекта. Время является связующим звеном в образе мира субъекта и, одновременно, входит как составляющая в этот образ. Поэтому осмысление и исследование времени как психологического понятия важно для лучшего понимания того, как формируется и функционирует образ мира конкретного субъекта. Исследованиям проблемы времени посвящены работы многих психологов, но большей частью акцент делался на времени физическом, объективном (восприятие времени), а не на психологическом (субъективном), хотя именно психологическое время субъекта определяет во многом его способы жизнедеятельности и социально-трудовой адаптации.

Разработка проблематики времени по отношению к труду и изменения этого отношения при потере трудоспособности является чрезвычайно актуальной задачей в наше время технического прогресса. Одной из задач психологии труда является адаптация человека к труду, выявление факторов, способствующих и препятствующих этому. Временные характеристики трудовой деятельности, отношение к ним субъекта труда — задачи, которые нуждаются в разрешении. Ведь время, вернее, умение человека его рационально использовать является необходимым условием успешной трудовой деятельности. Выяснение особенностей использования времени, отношения к нему у трудоспособных людей представляется важным для понимания возможностей улучшения результатов трудовой деятельности, т. е., в конечном счете, производительности труда. Значимость временных аспектов для субъекта труда подчеркивается и рядом авторов, указывающих на то, что события профессиональной жизни являются в ряду других событий наиболее целеобразующими и перспективообразующими, а свои оптимистические установки будущего респонденты связывают преимущественно с профессиональной уверенностью.

Психология труда — наука, тесно связанная с очень многими дисциплинами, в т. ч. медициной и медицинской психологией. Проблема трудоспособности, её восстановления, реабилитации человека после болезниэто сфера интересов и приложения сил не только для медицинской психологии, но и для психологии труда. Практически не изучено отношение ко времени при болезни, влияние нарушения трудоспособности на образ мира и на его составляющую — время.

В наше время значительно возросла численность нервно — психических заболеваний. По данным статистических исследований, количество людей с теми или иными нервно-психическими отклонениями составляет до одной трети населения. Огромная социальная значимость психических расстройств признается международными сообществами, ВОЗ, правительственными структурами ряда стран. Отмечается, что проблема психического здоровья сейчас ставится в особое положение по сравнению с физическим здоровьем, так как трудоспособность населения в относительно меньшей, чем в прошлом, степени зависит от физических возможностей человека, а во все большей — от психологических предпосылок деятельности. Психическое здоровье относится, таким образом, к наиболее значимым социальным ценностям. Именно нервно-психические заболевания «привлекают в первую очередь внимание тех, кто разрабатывает и проводит в жизнь идеи реабилитации» (Кабанов М.М., 1985; стр. 6). С каждым годом количество нетрудоспособных лиц с нервно-психическими расстройствами увеличивается всё больше, из чего следует актуальность задачи исследования временных характеристик трудовой деятельности и их изменений при нетрудоспособности. Анализ этой проблемы важен для решения вопросов о последующем трудоустройстве людей с ограниченной трудоспособностью вследствие психического заболевания, реадаптации их к труду.

Еще одно практическое направление, нуждающееся в научно-методическом обеспечении и совершенствовании — социально-трудовая реабилитация и трудовая терапия пациентов во время их пребывания в стационаре.

Таким образом, выявление и расширение временных возможностей субъекта труда представляется нам одной из важнейших задач современной психологии труда.

В нашей работе мы стремились к разработке поставленных проблем в рамках комплексного подхода (с привлечением данных психологии труда и связанных с ней дисциплин — общей и медицинской психологии).

ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ.

Психологические условия обеспечения трудоспособности.

ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ.

Отношение ко времени у лиц с сохранной и нарушенной трудоспособностью (на примере лиц с нервно-психическими расстройствами).

ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ.

На основе результатов психологического исследования осуществить сравнительный анализ отношения ко времени у лиц с сохранной и нарушенной трудоспособностью (вследствие нервнопсихического расстройства).

ГИПОТЕЗА ИССЛЕДОВАНИЯ:

У лиц с нарушенной трудоспособностью происходит спецификация отношения ко времени, а именно: нарушение понимания причинно-следственных связей (логики перетекания прошлого в настоящее, настоящего в будущее), снижение уровня концепции времени, выпадение отдельных составляющих времени (временные разрывы, пустоты).

ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ:

1. Провести теоретический анализ современного состояния представленности проблемы времени в психологической науке, выделить определения психологического (субъективного) времени, выявить основные направления его изучения.

2. Провести временной анализ трудовой деятельности, выявить психологические временные условия обеспечения трудоспособности путем систематизации временных характеристик трудового процесса и соответствующих им временных возможностей человека.

3. Выявить механизмы отношения ко времени у лиц с сохранной и нарушенной трудоспособностью, для чего:

— провести экспериментальное исследование отношения ко времени у трудоспособных и нетрудоспособных лиц путем семантического оценивания понятия «время» и его составляющих и графической методики «Нарисуй время»;

— выявить инвариантные и динамичные характеристики времени;

— осуществить анализ субъективной представленности взаимоотношений прошлого, настоящего и будущего.

4. Проанализировать результаты экспериментальной проверки гипотезы, статистически проверить достоверность полученных результатов, сделать вывод о подтверждении (опровержении) выдвинутой гипотезы.

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ И ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ.

Мы опираемся на принципы общенаучной методологии, общепсихологическую теорию деятельности, понятие «образ мира» (А.Н. Леонтьев, С. Д. Смирнов, Е.Ю. Артемьева), временной анализ трудовой деятельности (Ю.К. Стрелков). В работе мы используем некоторые принципы философских концепций феноменологической школы, понятие временных синтезов (Э.Гуссерль, Ж. Делез, А. Бергсон, М. Мерло-Понти) и модель трехмерного времени П. Д. Успенского.

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ.

В исследовании применялись следующие методы: беседа, наблюдение, опрос, анализ документов (истории болезни), методика 25-шкального семантического дифференциала, экспертная оценка, анализ графической продукции, качественный и количественный анализ эмпирических результатов. Статистическая обработка полученных данных производилась с использованием коэффициента корреляции Спирмена и критерия Фишера (угловое преобразование Фишера).

ДОСТОВЕРНОСТЬ РЕЗУЛЬТАТОВ исследования обеспечивается I сочетанием статистической и качественной обработки полученных данных.

НАУЧНАЯ НОВИЗНА И ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ работы:

1. Исследуется триада «время-труд-болезнь» в целях выявления их взаимосвязей и взаимозависимостей.

2. Исследуется семантика времени, выделяются его семантические универсалии, базовые и динамичные характеристики.

3. Предлагается трехуровневая концепция времени, позволяющая связать воедино понятия «время», «труд» и «болезнь».

4. Предлагаются пути социально-трудовой реабилитации человека с помощью перевода его на более высокий уровень концепции времени.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ РАБОТЫ заключается в возможности использования обоснованных и апробированных экспериментальных выводов при выявлении нарушений трудоспособности и для создания методики обучения решению временных задач с целью повышения трудоспособности как здоровых лиц, так и лиц с хроническим психическим расстройством.

ПОЛОЖЕНИЯ, ВЫНОСИМЫЕ НА ЗАЩИТУ:

1. Отношение ко времени закреплено в виде оценок, значений, смыслов ^ в образе мира субъекта, оно может быть описано на языке семантического оценивания и представлено в виде семантических универсалий.

2. Успешность в трудовом процессе зависит от способности субъекта решать временные задачи. Нарушение трудоспособности связано с сужением временных возможностей субъекта, снижением способности к решению трудовых временных задач.

3. Отношение ко времени у нетрудоспособных лиц с нервно-психической патологией отличается от такового у здоровых трудоспособных лиц уменьшением количества устойчивых (инвариантных) характеристик времени, эмоционально-пристрастным отношением ко времени, нарушениями причинно-следственных связей между прошлым, настоящим и будущим.

4. Предложенная нами трехуровневая концепция времени, в которой различаются уровни точечного, циклического и глобального времени, может являться средством как для диагностики степени снижения трудоспособности человека, так и для реабилитации и психокоррекции с целью восстановления трудоспособности. Трудоспособность субъекта связана с его концепцией времени. Чем ниже уровень концепции времени, тем существеннее снижена трудоспособность.

АПРОБАЦИЯ РАБОТЫ происходила в ходе её обсуждения на заседаниях кафедры психологии труда и инженерной психологии факультета психологии МГУ, на заседаниях Вологодского филиала Российского психологического общества. Материалы диссертации включены в «Практикум по методам психологии труда, инженерной психологии и эргономики» для студентов факультета психологии МГУ и в лекционный курс «Психопрофилактика» для студентов факультета социальной педагогики и психологии Вологодского государственного педагогического университета. По результатам исследования создается методика «Расширение временных возможностей» психокоррекционной работы с нетрудоспособными нервно-психического профиля. Первые этапы апробации методики осуществлены на базе ГУЗ «Вологодская областная психиатрическая больница» в течение 2001 года.

Экспериментально — психологическое исследование нетрудоспособных испытуемых производилось на базе Вологодской областной психиатрической больницы (г. Вологда) в течение 2001 года.

СТРУКТУРА РАБОТЫ:

Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы (120 источников) и приложений 1,2,3.

ВЫВОДЫ:

1. Время является составляющей образа мира субъекта, характеризуется устойчивыми (инвариантными) свойствами. Устойчивыми характеристиками времени в представлении всех наших испытуемых являются качества, отражающие его силу и активность. Это следующие свойства: быстрое, дорогое, сложное, сильное, активное, напряженное.

Семантический код времени является устойчивым по всем группам испытуемых, независимо от степени и глубины дефекта. Это подтверждается значимыми коэффициентами корреляции между семантическими кодами времени (на 95% уровне надежности) и его составляющих. Указанные свойства времени являются, по-видимому, базовыми его свойствами в образе мира человека и разрушаются в последнюю очередь. Динамичными характеристиками времени являются эмоционально-оценочные. Выявлена тенденция к уменьшению количества семантических универсалий времени (либо к опоре на эмоционально — оценочные характеристики) у нетрудоспособных лиц с нервнопсихической патологией. Это может отражать ослабление их способности к синхронизации с ритмами и темпами окружающих их людей, и, соответственно, снижение способности к совместной трудовой деятельности.

2. Способность субъекта к решению временных задач является одним из необходимых психологических условий его трудоспособности. Сужение временных возможностей (увеличивающееся в зависимости от тяжести заболевания), затруднения в осуществлении временных задач синхронизации и упорядочения, в осуществлении временных синтезов ограничивает способность субъекта к эффективной трудовой деятельности.

2.1. Для трудоспособных лиц, как правило, характерно понимание времени как перетекающей последовательности, без разрывов и пустот, прошлого в настоящее, настоящего в будущее. Это подтверждается статистически значимыми высокими коэффициентами корреляции (0,9 и выше) между временем и его составляющими (попарно), высоким процентом испытуемых (84%), изобразивших в рисунке составляющие времени в последовательности от прошлого через настоящее в будущее.

Согласно предложенной нами трехуровневой модели времени, описываются уровни точечного (низший уровень), циклического (средний) и глобального (высший) времени. Предложенная модель времени позволила проинтерпретировать рисуночную продукцию испытуемых.

Трудоспособным здоровым испытуемым в основном присущ уровень понимания времени как циклического или глобального (88%), что подтверждается анализом рисунков.

Таким образом, способность к труду и понимание времени как циклического или глобального высоко коррелируют.

2.2. Нетрудоспособным испытуемым свойственен большей частью уровень точечного времени. Наличие «временных пустот», разрывов, нелогичности временных переходов коррелирует с нарушением трудоспособности. Нарушение причинно-следственных связей между прошлым, настоящим и будущим, представление о времени как о дискретном, хаотичном отражает ослабление способности к осуществлению временных синтезов, анализу прошлого опыта и планированию, т. е. существенно сужает временные возможности.

3.Степень снижения временных возможностей, по данным нашего исследования, коррелирует со степенью снижения трудоспособности и с тяжестью заболевания: больные неврозами по уровню изменения отношения ко времени занимают промежуточную позицию между здоровыми трудоспособными испытуемыми и больными наркоманией и шизофренией. Это соответствует реальной ситуации: больные неврозами являются наиболее трудоспособными из всех исследованных нами трех категорий больных с нервно-психическими расстройствами.

4.Предложенная нами трехуровневая концепция времени позволяет: а) строить прогноз успешности трудовой деятельностиб) планировать пути психокоррекционной работыв) оценивать динамику в расширении временных возможностей человека.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Объектом нашего исследования явились психологические условия обеспечения трудоспособности. Без труда невозможно существование человечества, поскольку труд «есть условие существования и развития общества» (Климов Е.А. 1998, стр.13). Поэтому столь важно для нас выявить все возможные причины, по которым человек не может быть способен к успешной трудовой деятельности. Для решения наших задач нам потребовалось найти точки соприкосновения таких понятий и реальностей, как время, труд, болезньнам понадобилось привлечение знаний из философии, общей и возрастной психологии, психологии труда и инженерной психологии, медицинской психологии, психогигиены, психотерапии и психокоррекции. Наверное, это вполне соответствует «духу времени». Решение такой глобальной задачи невозможно в узкоспециализированных рамках.

Успешная трудовая деятельность возможна при умении субъекта решать временные задачи. Своевременная диагностика этой способности, степени ее нарушения представляется важной задачей в целях психокоррекции, реабилитации и повышения трудоспособности человека.

Нам представляется, что ориентация на трехуровневую концепцию времени, предложенную нами, может являться перспективной не только для выявления групп риска и коррекции больных с нервно-психическими расстройствами (перевод с уровня точечного времени на уровень выше), но и для профессионального и личностного роста здоровых людей (перевод с уровня циклического времени на уровень глобального времени). На этом пути предстоит продумать конкретные методики и техники работы.

Направления развития темы: Перспективы диссертационной работы связаны с расширением области исследования и практического применения:

1. Исследование отношения ко времени у больных соматического профиля, являющихся нетрудоспособными (в том числе внестационарных) и у дипансерных больных нервно-психического профиля.

2. Исследование отношения ко времени у школьников с целью выявления периодов формирования уровней концепции времени.

3. Создание конкретных методик (опросников) на базе результатов настоящего исследования — для профотбора и профориентации.

4. Создание и разработка практических техник и методик, основанных на представлении субъектом времени (уровне концепции времени), с целью расширения его временных возможностей, повышения профессиональной и личностной компетентности, увеличения трудоспособности.

Показать весь текст

Список литературы

  1. М.М. Психосемантика профессий. В сб. «Психология субъективной семантики». М., 2000, стр. 104−108.
  2. К.А., Березина Т. Н. Время личности и время жизни. С.-Пб: «Алетейя», 2001.
  3. А.Адлер. Практика и теория индивидуальной психологии. М.: Фонд «За экономическую грамотность», 1995.
  4. .С. Биологические ритмы и организация жизни человека в космосе. М., 1983.
  5. .Г. Избранные психологические труды (в двух томах). Том первый. М.: «Педагогика», 1980.
  6. К., Андреас С. Измените свое мышление и воспользуйтесь результатами. С.-Пб.: «Ювента», 1994.
  7. Андреева Г. М, Социальная психология. М.: Изд-во МГУ, 1980.
  8. Р. Искусство и визуальное восприятие. М.: «Прогресс», 1974.
  9. Е.Ю., Назарова Л. С. Об изучении перцептивных универсалий. В кн. «Психологические исследования», вып.7. М., 1977.
  10. Ю.Артемьева Е. Ю. Основы психологии субъективной семантики. М.: «Смысл», 1999.
  11. П.Артемьева Е. Ю., Стрелков Ю. К., Серкин В. П. Описание структур субъективного опыта: контекст и задачи. В сб. «Мышление. Общение. Опыт». Ярославль, 1983.
  12. Е.Ю. Пространственно- временная организация психической деятельности при старении: клинико-психологический подход. В сб. «Материалы первой международной конференции памяти Б.В. Зейгарник». М., 2001.
  13. Г. З. Временная структура деятельности и психологические проблемы обучения высокопроизводительным методам труда в ПТУ. «Вопросы психологии», № 4, 1988.
  14. H.A. Смысл истории. М.: «Мысль», 1990.
  15. H.H., Доброхотова Т. А. Функциональные асимметрии человека. М.: «Медицина», 1981.
  16. A.A. Восприятие и понимание человека человеком. М.: МГУ, 1982.
  17. Э.А. Некоторые особенности рисунка душевнобольных. Тбилиси, 1972.
  18. Ю.А., Лебедев В. И. Психология и космос. М.: «Молодая гвардия», 1971.
  19. Головаха Е. И, Кроник A.A. Психологическое время личности. Киев, 1984.
  20. Д., Хаксли П. Распространенные психические расстройства. Киев, 1999, стр. 255.
  21. В.А., Масалков И. К. Преображение жизненных ситуаций. М.: «Совершенство», 1999.
  22. Н. Ю. Особенности осознаваемого и неосознаваемого компонентов личностной организации времени. Автореф. дисс. канд. психол. наук. М., 1999.
  23. Ш. А. Системно- семиотические инварианты культуры. В сб. «Системные исследования. Ежегодник», 1982
  24. И.Я. Психическое здоровье населения и психиатрическая помощь в России. В сб. «Социальная и клиническая психиатрия», том 11, вып. 1, М., 2001, стр. 9−15.
  25. Э. Феноменология внутреннего сознания времени. М.: «Гнозис», 1994.
  26. Э. Картезианские размышления. С.- Пб.: «Наука», 1998.
  27. В.А. Устойчивость регуляции операторской деятельности (на примере деятельности, связанной с управлением динамическим объектом). Автореф. дисс. доктора психол. наук, Л., 1991.
  28. Т.Н. Отношение ко времени при сохранной и нарушенной трудоспособности. В сб. «Материалы Всероссийской конференции «Психология и ее приложения», т. 2. М., 2002.
  29. У. Психология. М.: «Педагогика», 1991, стр. 368.
  30. Р. Изменение убеждений. М.: «Класс», 1997.
  31. С.П., Максимов В. В. Особенности психосемантического связывания при параноидной шизофрении. В сб. «Материалы первой международной конференции памяти Б.В. Зейгарник». М., 2001, стр. 98−99.
  32. Л. П. Представления о времени жизни у моряков- судоводителей. Автореф. дисс. канд. психол. наук. М., 2002.
  33. .В. Патопсихология. М.:МГУ, 1976
  34. Зб.Зейгарник Б. В., Братусь Б. С. Очерки по психологии аномального развития личности. Изд-во МГУ, 1980.
  35. .В. Теория личности К. Левина. Изд-во МГУ, 1981.
  36. История советской психологии труда. Тексты. М.: МГУ, 1983.
  37. М.М. Реабилитация психически больных. М.: «Медицина», 1985.
  38. М.М. Проблема реабилитации психически больных и качество их жизни. В сб. «Социальная и клиническая психиатрия», том 11, вып. 1, стр. 22−26.
  39. М. С. Время как философская проблема. «Вопросы философии», № 10, 1982, стр. 117−124.
  40. В.И. Особенности личностной организации времени жизни. В сб. «Гуманистические проблемы психологической теории». М., 1995.
  41. .Д. Психотерапия. М.: «Медицина», 1985.
  42. Е.А. Образ мира в разнотипных профессиях. М., МГУ, 1995.
  43. Е.А. Введение в психологию труда. М., 1998.
  44. Клинико- психологические исследования личности (сборник). Ленинград, 1971.
  45. В.И. Особенности личностной организации времени жизни. В сб. «Гуманистические проблемы психологической теории». М., 1995, стр. 179 185.
  46. Я.Л. Социальные эталоны как стабилизирующие факторы «социальной психики». «Вопросы психологии», 1972, № 1.
  47. Ю.К. Особенности приемов описания в зависимости от описываемого объекта. В кн. «Психологические проблемы рационализации деятельности». Ярославль, 1979.
  48. В.Н. Охрана психического здоровья. Общая ответственность. В сб. «Социальная и клиническая психиатрия», том 11, вып. 2, стр. 5−6.
  49. A.A., Хомик B.C. Отношение ко времени: психологические проблемы ранней алкоголизации и отклоняющегося поведения. «Вопросы психологии», № 1, 1988.
  50. Лекции по наркологии (под ред. H.H. Иванца). М.: «Нолидж», 2000.
  51. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: «Политиздат», 1975.
  52. А.Н. Образ мира. В кн. Избранные психологические произведения, т.2. М.: «Педагогика», 1983.
  53. H.A. Развитие личности и ее жизненный путь. В сб. «Принцип развития в психологии» М.: «Наука», 1978, стр. 156−172.
  54. Лой А.Н., Шинкарук Е. В. Время как категория социально исторического бытия. «Вопросы философии», № 12, 1979, стр. 73 — 86.
  55. .Ф., Сурков E.H. Антиципация в структуре деятельности. М.: «Наука», 1980.
  56. В.Г. Промышленная психология. Киев: «Техника», 1974.
  57. Л.А. Описание трудновербализируемых объектов и особенности их понимания. В кн. «Мышление и общение в производственной деятельности». Ярославль, 1981.
  58. P.A. Внутренняя картина болезней и иатрогенные заболевания. М.: «Медицина», 1977.
  59. Люц Ю. А. Социокультурный аспект психологического времени личности у больных с психосоматическими расстройствами. Интернет- журнал, 2001.
  60. Е.С. Эффект Зейгарник и концепция незавершенных действий в психотерапии. В сб. «Материалы первой международной конференции памяти Б.В. Зейгарник». М., 2001, 158−159.
  61. А.Г. Мотивация и личность. С.-Пб.: «Евразия», 1999.
  62. Ю. Б. Четыре концепции времени в философии и физике. М., 1982.
  63. В. А., Попович В. В. Философо- психологические аспекты исследования категории времени. «Credo" — Интернет-журнал, 2001.
  64. В.Н. Личность и неврозы. Л., 1960.
  65. В.Н. Психология отношений (Избранные психологические труды под ред. A.A. Бодалева). Москва- Воронеж, 1998.
  66. Л.С. Экспериментальное исследование внегеометрических признаков восприятия контура в норме и патологии. Автореф. дисс. канд. психол.наук. М., 1979.
  67. . Сб. под ред. В. И. Петрова. Минск: «Современный литератор», 1999.
  68. В.В. Влияние хронической болезни на психику. Изд-во МГУ, 1987.
  69. A.A., Савельев И. А. Учебное пособие по врачебно- трудовой экспертизе. М.: «Медицина», 1975.73.0лпортГ.В. Личность в психологии. М.: КСП, 1998.
  70. Ч., Суси Д., Танненбаум П. Приложение методики семантического дифференциала к исследованиям по эстетике и смежным проблемам. В кн. «Семиотика и искусствометрия». М.:1972.
  71. Дж., Гоулд П. Рисунок в психотерапии. М., 2000.
  72. В.Ф. Введение в экспериментальную психосемантику: исследование форм репрезентации в обыденном сознании. Изд-во МГУ, 1983.
  73. О. В., Сафонова И. В. Исследование некоторых регуляторов процесса общения в норме и у больных шизофренией. Вест. МГУ. Сер. 14. «Психология», 1983.
  74. Ю.Ф. Патология познавательной деятельности при шизофрении. М.- Медицина, 1974.
  75. Н.С., Пряжникова Е. Ю. Психология труда и человеческого достоинства. М.: «Академия», 2001.
  76. А.Ф. Временные факторы дестабилизации деятельности членов экипажей воздушных судов гражданской авиации. Автореф. дисс. канд. психол. наук. М., 1993.
  77. А.Ф. Правила организации и расчетов времени труда и отдыха членов экипажей, выполняющих транспортные полеты на воздушных судах. М., 1994.
  78. Т. Д. Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста. М.: «Просвещение», 1991.
  79. С.Л. Основы общей психологии. Том первый. М.: «Педагогика», 1989.
  80. С.Я. О трудоустройстве и трудовых рекомендациях психически больным. В сб. «Экспериментальные исследования в патопсихологии». М., 1976, стр. 97−107
  81. С.Я. Использование времени (фактическое и желательное) как показатель направленности личности. В сб. «Экспериментальные исследования в патопсихологии». М., 1976, стр. 245−253.
  82. Руководство по психотерапии (под ред. В.Е.Рожнова). Ташкент: «Медицина», 1979.
  83. H.A. Изучение оценочных эталонов и социальных стереотипов с помощью семантических измерений. «Вопросы психологии», 1981, № 5.
  84. H.A. Семантические представления о свойствах разномодальных объектов. Вестник МГУ, сер14. «Психология», 1982, № 3.
  85. С.Н. Аппаратурная методика исследования параметров восприятия времени и формирования чувства времени. «Вопросы психологии», № 6,1990.
  86. Г. К. Что такое память? «Психологический журнал» т.6, № 6, 1985.
  87. Е.В. Методы математической обработки в психологии. С.-Пб.: «Речь», 2000.
  88. С.Д. Психология образа: проблема активности психического отражения. Изд-во МГУ, 1985.
  89. Справочник документов по ВТЭ и трудоустройству инвалидов. М.: «Медицина», 1981.
  90. Справочник по психиатрии (под ред. Снежневского А.Ф.). М.: «Медицина»
  91. Ю.К. Психологическое содержание операторского труда. М., 1999.
  92. Ю.К. Временная связность образа мира. В сб. «Психология субъективной семантики». М, 2000, стр. 20−23.
  93. Ю.К. Субъект, действие, перцептивный мир. В сб. Мышление и субъективный мир, ЯрГУ, 1991.
  94. Ю.К. Инженерная и профессиональная психология. М.: «Академия», 2001.
  95. O.E., Лупандин В. И., Пустуева Н. В., Иежица И. Н. Изучение оценки времени дошкольниками методом кросс-модального подбора . «Вопросы психологии», № 3, 1995.
  96. .М. Избранные труды (в двух томах). Том первый. М.: «Педагогика», 1985.
  97. H.H. Время человеческого бытия. М., 1987.
  98. А.Ш. Психологический анализ изменений личности при некоторых онкологических заболеваниях. Автореф. дисс. канд психол.наук. М., 1980.
  99. П.Д. Новая модель вселенной. С.-Пб, 1993.
  100. .И. Фактор времени и проблема сердечно-сосудистых заболеваний. «Психологический журнал», том 10, № 1, 1989 г.
  101. Человек и профессия (под ред. Климова Е.А.). JL: «Лениздат», 1975.
  102. П.Д., Штакельберг О. Ю. Наркомании. С.-Пб., 2000.
  103. А.Г. Введение в экспериментальную психосемантику. Изд-во МГУ, 1983.
  104. А.Г. Многослойность субъективной семантики и трудности ее «расслоения». В сб. «Психология субъективной семантики», М., 2000, стр. 35−40.
  105. Философский энциклопедический словарь. М.: «Советская энциклопедия», 1989.
  106. Философия (под ред. Н.И. Жукова). Минск: НТЦ «АПИ», 2000.
  107. В. Человек в поисках смысла. М.: «Прогресс», 1990, стр. 231 244.
  108. Фрейд 3. По ту сторону принципа удовольствия. В «Зигмунд Фрейд. Избранное», книга 1. М.: «Московский рабочий», 1990.
  109. П., Пиаже Ж. Экспериментальная психология. Вып VI. М.: «Прогресс», 1978, стр. 88−135.
  110. Л., Зиглер Д. Теории личности. С.-Пб.: «Питер», 1999.
  111. Д.Г. Восприятие времени и эмоциональные состояния личности. В сб. «Вопросы психологии личности», М. 1960.
  112. А. М. Опыт теоретической интерпретации семантического дифференциала. «Вопросы психологии», 1979, № 1.
  113. В. П. Социальное время Ростов- н/Д.: Изд-во РГУ, 1980.
  114. Ezekiel R.S. The personal future and Peace Corps competence// Journal of Personality and Soc. Psychol., Monogr. Suppl. Vol.8. 1968.P. 1−26.
  115. Mental Health: A Report of the Surgeon General Rockville, MD: U.S. Department of Health and Human Services Administration Center for Mental Health Services, National Institute of Mental Health, 1999, p.487.
Заполнить форму текущей работой