Отношение ко времени у лиц с сохранной и нарушенной трудоспособностью: Сравнительный анализ
В наше время значительно возросла численность нервно — психических заболеваний. По данным статистических исследований, количество людей с теми или иными нервно-психическими отклонениями составляет до одной трети населения. Огромная социальная значимость психических расстройств признается международными сообществами, ВОЗ, правительственными структурами ряда стран. Отмечается, что проблема… Читать ещё >
Содержание
- 1. Введение
- 2. Глава IIервая. Теоретический анализ понятия «Время» и отношения ко времени при сохранной и нарушенной трудоспособности
- 3. Глава вторая. Экспериментальное семантическое исследование отношения ко времени у лиц с сохранной и нарушенной трудоспособностью
- 4. Глава третья. Экспериментальное исследование отношения ко времени у трудоспособных и нетрудоспособных лиц с использованием графической методики «Нарисуй время»
- 5. Выводы
Отношение ко времени у лиц с сохранной и нарушенной трудоспособностью: Сравнительный анализ (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ
.
Время является одной из важнейших составляющих нашей жизни, оно связывает все структуры нашей реальности, пронизывает все сферы жизнедеятельности человека. Все процессы — и внешние по отношению к человеку — природные, социальные, экономические, и внутренниепсихические, происходят и разворачиваются во времени. К проблеме времени обращались многие философы. Но время является и понятием психологии. Оно неотделимо от субъекта. Время является связующим звеном в образе мира субъекта и, одновременно, входит как составляющая в этот образ. Поэтому осмысление и исследование времени как психологического понятия важно для лучшего понимания того, как формируется и функционирует образ мира конкретного субъекта. Исследованиям проблемы времени посвящены работы многих психологов, но большей частью акцент делался на времени физическом, объективном (восприятие времени), а не на психологическом (субъективном), хотя именно психологическое время субъекта определяет во многом его способы жизнедеятельности и социально-трудовой адаптации.
Разработка проблематики времени по отношению к труду и изменения этого отношения при потере трудоспособности является чрезвычайно актуальной задачей в наше время технического прогресса. Одной из задач психологии труда является адаптация человека к труду, выявление факторов, способствующих и препятствующих этому. Временные характеристики трудовой деятельности, отношение к ним субъекта труда — задачи, которые нуждаются в разрешении. Ведь время, вернее, умение человека его рационально использовать является необходимым условием успешной трудовой деятельности. Выяснение особенностей использования времени, отношения к нему у трудоспособных людей представляется важным для понимания возможностей улучшения результатов трудовой деятельности, т. е., в конечном счете, производительности труда. Значимость временных аспектов для субъекта труда подчеркивается и рядом авторов, указывающих на то, что события профессиональной жизни являются в ряду других событий наиболее целеобразующими и перспективообразующими, а свои оптимистические установки будущего респонденты связывают преимущественно с профессиональной уверенностью.
Психология труда — наука, тесно связанная с очень многими дисциплинами, в т. ч. медициной и медицинской психологией. Проблема трудоспособности, её восстановления, реабилитации человека после болезниэто сфера интересов и приложения сил не только для медицинской психологии, но и для психологии труда. Практически не изучено отношение ко времени при болезни, влияние нарушения трудоспособности на образ мира и на его составляющую — время.
В наше время значительно возросла численность нервно — психических заболеваний. По данным статистических исследований, количество людей с теми или иными нервно-психическими отклонениями составляет до одной трети населения. Огромная социальная значимость психических расстройств признается международными сообществами, ВОЗ, правительственными структурами ряда стран. Отмечается, что проблема психического здоровья сейчас ставится в особое положение по сравнению с физическим здоровьем, так как трудоспособность населения в относительно меньшей, чем в прошлом, степени зависит от физических возможностей человека, а во все большей — от психологических предпосылок деятельности. Психическое здоровье относится, таким образом, к наиболее значимым социальным ценностям. Именно нервно-психические заболевания «привлекают в первую очередь внимание тех, кто разрабатывает и проводит в жизнь идеи реабилитации» (Кабанов М.М., 1985; стр. 6). С каждым годом количество нетрудоспособных лиц с нервно-психическими расстройствами увеличивается всё больше, из чего следует актуальность задачи исследования временных характеристик трудовой деятельности и их изменений при нетрудоспособности. Анализ этой проблемы важен для решения вопросов о последующем трудоустройстве людей с ограниченной трудоспособностью вследствие психического заболевания, реадаптации их к труду.
Еще одно практическое направление, нуждающееся в научно-методическом обеспечении и совершенствовании — социально-трудовая реабилитация и трудовая терапия пациентов во время их пребывания в стационаре.
Таким образом, выявление и расширение временных возможностей субъекта труда представляется нам одной из важнейших задач современной психологии труда.
В нашей работе мы стремились к разработке поставленных проблем в рамках комплексного подхода (с привлечением данных психологии труда и связанных с ней дисциплин — общей и медицинской психологии).
ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ.
Психологические условия обеспечения трудоспособности.
ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ.
Отношение ко времени у лиц с сохранной и нарушенной трудоспособностью (на примере лиц с нервно-психическими расстройствами).
ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ.
На основе результатов психологического исследования осуществить сравнительный анализ отношения ко времени у лиц с сохранной и нарушенной трудоспособностью (вследствие нервнопсихического расстройства).
ГИПОТЕЗА ИССЛЕДОВАНИЯ:
У лиц с нарушенной трудоспособностью происходит спецификация отношения ко времени, а именно: нарушение понимания причинно-следственных связей (логики перетекания прошлого в настоящее, настоящего в будущее), снижение уровня концепции времени, выпадение отдельных составляющих времени (временные разрывы, пустоты).
ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ:
1. Провести теоретический анализ современного состояния представленности проблемы времени в психологической науке, выделить определения психологического (субъективного) времени, выявить основные направления его изучения.
2. Провести временной анализ трудовой деятельности, выявить психологические временные условия обеспечения трудоспособности путем систематизации временных характеристик трудового процесса и соответствующих им временных возможностей человека.
3. Выявить механизмы отношения ко времени у лиц с сохранной и нарушенной трудоспособностью, для чего:
— провести экспериментальное исследование отношения ко времени у трудоспособных и нетрудоспособных лиц путем семантического оценивания понятия «время» и его составляющих и графической методики «Нарисуй время»;
— выявить инвариантные и динамичные характеристики времени;
— осуществить анализ субъективной представленности взаимоотношений прошлого, настоящего и будущего.
4. Проанализировать результаты экспериментальной проверки гипотезы, статистически проверить достоверность полученных результатов, сделать вывод о подтверждении (опровержении) выдвинутой гипотезы.
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ И ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ.
Мы опираемся на принципы общенаучной методологии, общепсихологическую теорию деятельности, понятие «образ мира» (А.Н. Леонтьев, С. Д. Смирнов, Е.Ю. Артемьева), временной анализ трудовой деятельности (Ю.К. Стрелков). В работе мы используем некоторые принципы философских концепций феноменологической школы, понятие временных синтезов (Э.Гуссерль, Ж. Делез, А. Бергсон, М. Мерло-Понти) и модель трехмерного времени П. Д. Успенского.
МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ.
В исследовании применялись следующие методы: беседа, наблюдение, опрос, анализ документов (истории болезни), методика 25-шкального семантического дифференциала, экспертная оценка, анализ графической продукции, качественный и количественный анализ эмпирических результатов. Статистическая обработка полученных данных производилась с использованием коэффициента корреляции Спирмена и критерия Фишера (угловое преобразование Фишера).
ДОСТОВЕРНОСТЬ РЕЗУЛЬТАТОВ исследования обеспечивается I сочетанием статистической и качественной обработки полученных данных.
НАУЧНАЯ НОВИЗНА И ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ работы:
1. Исследуется триада «время-труд-болезнь» в целях выявления их взаимосвязей и взаимозависимостей.
2. Исследуется семантика времени, выделяются его семантические универсалии, базовые и динамичные характеристики.
3. Предлагается трехуровневая концепция времени, позволяющая связать воедино понятия «время», «труд» и «болезнь».
4. Предлагаются пути социально-трудовой реабилитации человека с помощью перевода его на более высокий уровень концепции времени.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ РАБОТЫ заключается в возможности использования обоснованных и апробированных экспериментальных выводов при выявлении нарушений трудоспособности и для создания методики обучения решению временных задач с целью повышения трудоспособности как здоровых лиц, так и лиц с хроническим психическим расстройством.
ПОЛОЖЕНИЯ, ВЫНОСИМЫЕ НА ЗАЩИТУ:
1. Отношение ко времени закреплено в виде оценок, значений, смыслов ^ в образе мира субъекта, оно может быть описано на языке семантического оценивания и представлено в виде семантических универсалий.
2. Успешность в трудовом процессе зависит от способности субъекта решать временные задачи. Нарушение трудоспособности связано с сужением временных возможностей субъекта, снижением способности к решению трудовых временных задач.
3. Отношение ко времени у нетрудоспособных лиц с нервно-психической патологией отличается от такового у здоровых трудоспособных лиц уменьшением количества устойчивых (инвариантных) характеристик времени, эмоционально-пристрастным отношением ко времени, нарушениями причинно-следственных связей между прошлым, настоящим и будущим.
4. Предложенная нами трехуровневая концепция времени, в которой различаются уровни точечного, циклического и глобального времени, может являться средством как для диагностики степени снижения трудоспособности человека, так и для реабилитации и психокоррекции с целью восстановления трудоспособности. Трудоспособность субъекта связана с его концепцией времени. Чем ниже уровень концепции времени, тем существеннее снижена трудоспособность.
АПРОБАЦИЯ РАБОТЫ происходила в ходе её обсуждения на заседаниях кафедры психологии труда и инженерной психологии факультета психологии МГУ, на заседаниях Вологодского филиала Российского психологического общества. Материалы диссертации включены в «Практикум по методам психологии труда, инженерной психологии и эргономики» для студентов факультета психологии МГУ и в лекционный курс «Психопрофилактика» для студентов факультета социальной педагогики и психологии Вологодского государственного педагогического университета. По результатам исследования создается методика «Расширение временных возможностей» психокоррекционной работы с нетрудоспособными нервно-психического профиля. Первые этапы апробации методики осуществлены на базе ГУЗ «Вологодская областная психиатрическая больница» в течение 2001 года.
Экспериментально — психологическое исследование нетрудоспособных испытуемых производилось на базе Вологодской областной психиатрической больницы (г. Вологда) в течение 2001 года.
СТРУКТУРА РАБОТЫ:
Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы (120 источников) и приложений 1,2,3.
ВЫВОДЫ:
1. Время является составляющей образа мира субъекта, характеризуется устойчивыми (инвариантными) свойствами. Устойчивыми характеристиками времени в представлении всех наших испытуемых являются качества, отражающие его силу и активность. Это следующие свойства: быстрое, дорогое, сложное, сильное, активное, напряженное.
Семантический код времени является устойчивым по всем группам испытуемых, независимо от степени и глубины дефекта. Это подтверждается значимыми коэффициентами корреляции между семантическими кодами времени (на 95% уровне надежности) и его составляющих. Указанные свойства времени являются, по-видимому, базовыми его свойствами в образе мира человека и разрушаются в последнюю очередь. Динамичными характеристиками времени являются эмоционально-оценочные. Выявлена тенденция к уменьшению количества семантических универсалий времени (либо к опоре на эмоционально — оценочные характеристики) у нетрудоспособных лиц с нервнопсихической патологией. Это может отражать ослабление их способности к синхронизации с ритмами и темпами окружающих их людей, и, соответственно, снижение способности к совместной трудовой деятельности.
2. Способность субъекта к решению временных задач является одним из необходимых психологических условий его трудоспособности. Сужение временных возможностей (увеличивающееся в зависимости от тяжести заболевания), затруднения в осуществлении временных задач синхронизации и упорядочения, в осуществлении временных синтезов ограничивает способность субъекта к эффективной трудовой деятельности.
2.1. Для трудоспособных лиц, как правило, характерно понимание времени как перетекающей последовательности, без разрывов и пустот, прошлого в настоящее, настоящего в будущее. Это подтверждается статистически значимыми высокими коэффициентами корреляции (0,9 и выше) между временем и его составляющими (попарно), высоким процентом испытуемых (84%), изобразивших в рисунке составляющие времени в последовательности от прошлого через настоящее в будущее.
Согласно предложенной нами трехуровневой модели времени, описываются уровни точечного (низший уровень), циклического (средний) и глобального (высший) времени. Предложенная модель времени позволила проинтерпретировать рисуночную продукцию испытуемых.
Трудоспособным здоровым испытуемым в основном присущ уровень понимания времени как циклического или глобального (88%), что подтверждается анализом рисунков.
Таким образом, способность к труду и понимание времени как циклического или глобального высоко коррелируют.
2.2. Нетрудоспособным испытуемым свойственен большей частью уровень точечного времени. Наличие «временных пустот», разрывов, нелогичности временных переходов коррелирует с нарушением трудоспособности. Нарушение причинно-следственных связей между прошлым, настоящим и будущим, представление о времени как о дискретном, хаотичном отражает ослабление способности к осуществлению временных синтезов, анализу прошлого опыта и планированию, т. е. существенно сужает временные возможности.
3.Степень снижения временных возможностей, по данным нашего исследования, коррелирует со степенью снижения трудоспособности и с тяжестью заболевания: больные неврозами по уровню изменения отношения ко времени занимают промежуточную позицию между здоровыми трудоспособными испытуемыми и больными наркоманией и шизофренией. Это соответствует реальной ситуации: больные неврозами являются наиболее трудоспособными из всех исследованных нами трех категорий больных с нервно-психическими расстройствами.
4.Предложенная нами трехуровневая концепция времени позволяет: а) строить прогноз успешности трудовой деятельностиб) планировать пути психокоррекционной работыв) оценивать динамику в расширении временных возможностей человека.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
Объектом нашего исследования явились психологические условия обеспечения трудоспособности. Без труда невозможно существование человечества, поскольку труд «есть условие существования и развития общества» (Климов Е.А. 1998, стр.13). Поэтому столь важно для нас выявить все возможные причины, по которым человек не может быть способен к успешной трудовой деятельности. Для решения наших задач нам потребовалось найти точки соприкосновения таких понятий и реальностей, как время, труд, болезньнам понадобилось привлечение знаний из философии, общей и возрастной психологии, психологии труда и инженерной психологии, медицинской психологии, психогигиены, психотерапии и психокоррекции. Наверное, это вполне соответствует «духу времени». Решение такой глобальной задачи невозможно в узкоспециализированных рамках.
Успешная трудовая деятельность возможна при умении субъекта решать временные задачи. Своевременная диагностика этой способности, степени ее нарушения представляется важной задачей в целях психокоррекции, реабилитации и повышения трудоспособности человека.
Нам представляется, что ориентация на трехуровневую концепцию времени, предложенную нами, может являться перспективной не только для выявления групп риска и коррекции больных с нервно-психическими расстройствами (перевод с уровня точечного времени на уровень выше), но и для профессионального и личностного роста здоровых людей (перевод с уровня циклического времени на уровень глобального времени). На этом пути предстоит продумать конкретные методики и техники работы.
Направления развития темы: Перспективы диссертационной работы связаны с расширением области исследования и практического применения:
1. Исследование отношения ко времени у больных соматического профиля, являющихся нетрудоспособными (в том числе внестационарных) и у дипансерных больных нервно-психического профиля.
2. Исследование отношения ко времени у школьников с целью выявления периодов формирования уровней концепции времени.
3. Создание конкретных методик (опросников) на базе результатов настоящего исследования — для профотбора и профориентации.
4. Создание и разработка практических техник и методик, основанных на представлении субъектом времени (уровне концепции времени), с целью расширения его временных возможностей, повышения профессиональной и личностной компетентности, увеличения трудоспособности.
Список литературы
- Абдуллаева М.М. Психосемантика профессий. В сб. «Психология субъективной семантики». М., 2000, стр. 104−108.
- Абульханова К.А., Березина Т. Н. Время личности и время жизни. С.-Пб: «Алетейя», 2001.
- А.Адлер. Практика и теория индивидуальной психологии. М.: Фонд «За экономическую грамотность», 1995.
- Алякринский Б.С. Биологические ритмы и организация жизни человека в космосе. М., 1983.
- Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды (в двух томах). Том первый. М.: «Педагогика», 1980.
- Андреас К., Андреас С. Измените свое мышление и воспользуйтесь результатами. С.-Пб.: «Ювента», 1994.
- Андреева Г. М, Социальная психология. М.: Изд-во МГУ, 1980.
- Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. М.: «Прогресс», 1974.
- Артемьева Е.Ю., Назарова Л. С. Об изучении перцептивных универсалий. В кн. «Психологические исследования», вып.7. М., 1977.
- Ю.Артемьева Е. Ю. Основы психологии субъективной семантики. М.: «Смысл», 1999.
- П.Артемьева Е. Ю., Стрелков Ю. К., Серкин В. П. Описание структур субъективного опыта: контекст и задачи. В сб. «Мышление. Общение. Опыт». Ярославль, 1983.
- Балашова Е.Ю. Пространственно- временная организация психической деятельности при старении: клинико-психологический подход. В сб. «Материалы первой международной конференции памяти Б.В. Зейгарник». М., 2001.
- Бедный Г. З. Временная структура деятельности и психологические проблемы обучения высокопроизводительным методам труда в ПТУ. «Вопросы психологии», № 4, 1988.
- Бердяев H.A. Смысл истории. М.: «Мысль», 1990.
- Брагина H.H., Доброхотова Т. А. Функциональные асимметрии человека. М.: «Медицина», 1981.
- Бодалев A.A. Восприятие и понимание человека человеком. М.: МГУ, 1982.
- Вачнадзе Э.А. Некоторые особенности рисунка душевнобольных. Тбилиси, 1972.
- Гагарин Ю.А., Лебедев В. И. Психология и космос. М.: «Молодая гвардия», 1971.
- Головаха Е. И, Кроник A.A. Психологическое время личности. Киев, 1984.
- Голдберг Д., Хаксли П. Распространенные психические расстройства. Киев, 1999, стр. 255.
- Горянина В.А., Масалков И. К. Преображение жизненных ситуаций. М.: «Совершенство», 1999.
- Григоровская Н. Ю. Особенности осознаваемого и неосознаваемого компонентов личностной организации времени. Автореф. дисс. канд. психол. наук. М., 1999.
- Гумеров Ш. А. Системно- семиотические инварианты культуры. В сб. «Системные исследования. Ежегодник», 1982
- Гурович И.Я. Психическое здоровье населения и психиатрическая помощь в России. В сб. «Социальная и клиническая психиатрия», том 11, вып. 1, М., 2001, стр. 9−15.
- Гуссерль Э. Феноменология внутреннего сознания времени. М.: «Гнозис», 1994.
- Гуссерль Э. Картезианские размышления. С.- Пб.: «Наука», 1998.
- Денисов В.А. Устойчивость регуляции операторской деятельности (на примере деятельности, связанной с управлением динамическим объектом). Автореф. дисс. доктора психол. наук, Л., 1991.
- Денисова Т.Н. Отношение ко времени при сохранной и нарушенной трудоспособности. В сб. «Материалы Всероссийской конференции «Психология и ее приложения», т. 2. М., 2002.
- Джеймс У. Психология. М.: «Педагогика», 1991, стр. 368.
- Дилтс Р. Изменение убеждений. М.: «Класс», 1997.
- Елшанский С.П., Максимов В. В. Особенности психосемантического связывания при параноидной шизофрении. В сб. «Материалы первой международной конференции памяти Б.В. Зейгарник». М., 2001, стр. 98−99.
- Енькова Л. П. Представления о времени жизни у моряков- судоводителей. Автореф. дисс. канд. психол. наук. М., 2002.
- Зейгарник Б.В. Патопсихология. М.:МГУ, 1976
- Зб.Зейгарник Б. В., Братусь Б. С. Очерки по психологии аномального развития личности. Изд-во МГУ, 1980.
- Зейгарник Б.В. Теория личности К. Левина. Изд-во МГУ, 1981.
- История советской психологии труда. Тексты. М.: МГУ, 1983.
- Кабанов М.М. Реабилитация психически больных. М.: «Медицина», 1985.
- Кабанов М.М. Проблема реабилитации психически больных и качество их жизни. В сб. «Социальная и клиническая психиатрия», том 11, вып. 1, стр. 22−26.
- Каган М. С. Время как философская проблема. «Вопросы философии», № 10, 1982, стр. 117−124.
- Ковалев В.И. Особенности личностной организации времени жизни. В сб. «Гуманистические проблемы психологической теории». М., 1995.
- Карвасарский Б.Д. Психотерапия. М.: «Медицина», 1985.
- Климов Е.А. Образ мира в разнотипных профессиях. М., МГУ, 1995.
- Климов Е.А. Введение в психологию труда. М., 1998.
- Клинико- психологические исследования личности (сборник). Ленинград, 1971.
- Ковалев В.И. Особенности личностной организации времени жизни. В сб. «Гуманистические проблемы психологической теории». М., 1995, стр. 179 185.
- Коломинский Я.Л. Социальные эталоны как стабилизирующие факторы «социальной психики». «Вопросы психологии», 1972, № 1.
- Корнилов Ю.К. Особенности приемов описания в зависимости от описываемого объекта. В кн. «Психологические проблемы рационализации деятельности». Ярославль, 1979.
- Краснов В.Н. Охрана психического здоровья. Общая ответственность. В сб. «Социальная и клиническая психиатрия», том 11, вып. 2, стр. 5−6.
- Кроник A.A., Хомик B.C. Отношение ко времени: психологические проблемы ранней алкоголизации и отклоняющегося поведения. «Вопросы психологии», № 1, 1988.
- Лекции по наркологии (под ред. H.H. Иванца). М.: «Нолидж», 2000.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: «Политиздат», 1975.
- Леонтьев А.Н. Образ мира. В кн. Избранные психологические произведения, т.2. М.: «Педагогика», 1983.
- Логинова H.A. Развитие личности и ее жизненный путь. В сб. «Принцип развития в психологии» М.: «Наука», 1978, стр. 156−172.
- Лой А.Н., Шинкарук Е. В. Время как категория социально исторического бытия. «Вопросы философии», № 12, 1979, стр. 73 — 86.
- Ломов Б.Ф., Сурков E.H. Антиципация в структуре деятельности. М.: «Наука», 1980.
- Лоос В.Г. Промышленная психология. Киев: «Техника», 1974.
- Лукова Л.А. Описание трудновербализируемых объектов и особенности их понимания. В кн. «Мышление и общение в производственной деятельности». Ярославль, 1981.
- Лурия P.A. Внутренняя картина болезней и иатрогенные заболевания. М.: «Медицина», 1977.
- Люц Ю. А. Социокультурный аспект психологического времени личности у больных с психосоматическими расстройствами. Интернет- журнал, 2001.
- Мазур Е.С. Эффект Зейгарник и концепция незавершенных действий в психотерапии. В сб. «Материалы первой международной конференции памяти Б.В. Зейгарник». М., 2001, 158−159.
- Маслоу А.Г. Мотивация и личность. С.-Пб.: «Евразия», 1999.
- Молчанов Ю. Б. Четыре концепции времени в философии и физике. М., 1982.
- Москвин В. А., Попович В. В. Философо- психологические аспекты исследования категории времени. «Credo" — Интернет-журнал, 2001.
- Мясищев В.Н. Личность и неврозы. Л., 1960.
- Мясищев В.Н. Психология отношений (Избранные психологические труды под ред. A.A. Бодалева). Москва- Воронеж, 1998.
- Назарова Л.С. Экспериментальное исследование внегеометрических признаков восприятия контура в норме и патологии. Автореф. дисс. канд. психол.наук. М., 1979.
- Наркомания. Сб. под ред. В. И. Петрова. Минск: «Современный литератор», 1999.
- Николаева В.В. Влияние хронической болезни на психику. Изд-во МГУ, 1987.
- Новиков A.A., Савельев И. А. Учебное пособие по врачебно- трудовой экспертизе. М.: «Медицина», 1975.73.0лпортГ.В. Личность в психологии. М.: КСП, 1998.
- Осгуд Ч., Суси Д., Танненбаум П. Приложение методики семантического дифференциала к исследованиям по эстетике и смежным проблемам. В кн. «Семиотика и искусствометрия». М.:1972.
- Остер Дж., Гоулд П. Рисунок в психотерапии. М., 2000.
- Петренко В.Ф. Введение в экспериментальную психосемантику: исследование форм репрезентации в обыденном сознании. Изд-во МГУ, 1983.
- Полевая О. В., Сафонова И. В. Исследование некоторых регуляторов процесса общения в норме и у больных шизофренией. Вест. МГУ. Сер. 14. «Психология», 1983.
- Поляков Ю.Ф. Патология познавательной деятельности при шизофрении. М.- Медицина, 1974.
- Пряжников Н.С., Пряжникова Е. Ю. Психология труда и человеческого достоинства. М.: «Академия», 2001.
- Пчелинов А.Ф. Временные факторы дестабилизации деятельности членов экипажей воздушных судов гражданской авиации. Автореф. дисс. канд. психол. наук. М., 1993.
- Пчелинов А.Ф. Правила организации и расчетов времени труда и отдыха членов экипажей, выполняющих транспортные полеты на воздушных судах. М., 1994.
- Рихтерман Т. Д. Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста. М.: «Просвещение», 1991.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. Том первый. М.: «Педагогика», 1989.
- Рубинштейн С.Я. О трудоустройстве и трудовых рекомендациях психически больным. В сб. «Экспериментальные исследования в патопсихологии». М., 1976, стр. 97−107
- Рубинштейн С.Я. Использование времени (фактическое и желательное) как показатель направленности личности. В сб. «Экспериментальные исследования в патопсихологии». М., 1976, стр. 245−253.
- Руководство по психотерапии (под ред. В.Е.Рожнова). Ташкент: «Медицина», 1979.
- Русина H.A. Изучение оценочных эталонов и социальных стереотипов с помощью семантических измерений. «Вопросы психологии», 1981, № 5.
- Русина H.A. Семантические представления о свойствах разномодальных объектов. Вестник МГУ, сер14. «Психология», 1982, № 3.
- Сергеев С.Н. Аппаратурная методика исследования параметров восприятия времени и формирования чувства времени. «Вопросы психологии», № 6,1990.
- Середа Г. К. Что такое память? «Психологический журнал» т.6, № 6, 1985.
- Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. С.-Пб.: «Речь», 2000.
- Смирнов С.Д. Психология образа: проблема активности психического отражения. Изд-во МГУ, 1985.
- Справочник документов по ВТЭ и трудоустройству инвалидов. М.: «Медицина», 1981.
- Справочник по психиатрии (под ред. Снежневского А.Ф.). М.: «Медицина»
- Стрелков Ю.К. Психологическое содержание операторского труда. М., 1999.
- Стрелков Ю.К. Временная связность образа мира. В сб. «Психология субъективной семантики». М, 2000, стр. 20−23.
- Стрелков Ю.К. Субъект, действие, перцептивный мир. В сб. Мышление и субъективный мир, ЯрГУ, 1991.
- Стрелков Ю.К. Инженерная и профессиональная психология. М.: «Академия», 2001.
- Сурнина O.E., Лупандин В. И., Пустуева Н. В., Иежица И. Н. Изучение оценки времени дошкольниками методом кросс-модального подбора . «Вопросы психологии», № 3, 1995.
- Теплов Б.М. Избранные труды (в двух томах). Том первый. М.: «Педагогика», 1985.
- Трубников H.H. Время человеческого бытия. М., 1987.
- Тхостов А.Ш. Психологический анализ изменений личности при некоторых онкологических заболеваниях. Автореф. дисс. канд психол.наук. М., 1980.
- Успенский П.Д. Новая модель вселенной. С.-Пб, 1993.
- Цуканов Б.И. Фактор времени и проблема сердечно-сосудистых заболеваний. «Психологический журнал», том 10, № 1, 1989 г.
- Человек и профессия (под ред. Климова Е.А.). JL: «Лениздат», 1975.
- Шабанов П.Д., Штакельберг О. Ю. Наркомании. С.-Пб., 2000.
- Шмелев А.Г. Введение в экспериментальную психосемантику. Изд-во МГУ, 1983.
- Шмелев А.Г. Многослойность субъективной семантики и трудности ее «расслоения». В сб. «Психология субъективной семантики», М., 2000, стр. 35−40.
- Философский энциклопедический словарь. М.: «Советская энциклопедия», 1989.
- Философия (под ред. Н.И. Жукова). Минск: НТЦ «АПИ», 2000.
- Франкл В. Человек в поисках смысла. М.: «Прогресс», 1990, стр. 231 244.
- Фрейд 3. По ту сторону принципа удовольствия. В «Зигмунд Фрейд. Избранное», книга 1. М.: «Московский рабочий», 1990.
- Фресс П., Пиаже Ж. Экспериментальная психология. Вып VI. М.: «Прогресс», 1978, стр. 88−135.
- Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. С.-Пб.: «Питер», 1999.
- Элькин Д.Г. Восприятие времени и эмоциональные состояния личности. В сб. «Вопросы психологии личности», М. 1960.
- Эткинд А. М. Опыт теоретической интерпретации семантического дифференциала. «Вопросы психологии», 1979, № 1.
- Яковлев В. П. Социальное время Ростов- н/Д.: Изд-во РГУ, 1980.
- Ezekiel R.S. The personal future and Peace Corps competence// Journal of Personality and Soc. Psychol., Monogr. Suppl. Vol.8. 1968.P. 1−26.
- Mental Health: A Report of the Surgeon General Rockville, MD: U.S. Department of Health and Human Services Administration Center for Mental Health Services, National Institute of Mental Health, 1999, p.487.