Деятельность потребительской кооперации в годы Великой Отечественной войны
Война, дыхание которой ощутил каждый дом, каждая семья, тяжким бременем обрушилась на финансовую систему страны. Гигантские материальные потери, понесенные Советским Союзом уже в первые недели и месяцы войны, не имеющие прецедентов масштабы прямых военных расходов — все это обусловило появление новых задач, которые были поставлены перед всей сберегательной системой. Прежде всего, речь шла о том… Читать ещё >
Деятельность потребительской кооперации в годы Великой Отечественной войны (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Содержание Введение Глава 1. Понятие кооперации и историческая сущность потребительской кооперации
1.1Понятие потребительской кооперации и ее виды
1.2 Историческая сущность потребительской кооперации в России Глава 2. Деятельность потребительской кооперации в годы Великой Отечественной Войны
2.1 Состояние потребительской кооперации в годы Великой Отечественной Войны
2.2 Деятельность кредитной кооперации в годы Великой Отечественной Войны
2.3 Деятельность сельскохозяйственной кооперации в годы Великой Отечественной Войны
2.4 Вклад потребительской кооперации в победу в Великой Отечественной Войне Заключение Список литературы Введение Актуальность избранной темы обусловлена, прежде всего, потребностями жизни, необходимостью использования потребительской кооперации в современных условиях и отсутствием комплексных работ по изучаемой проблеме.
Цель и задачи исследования
— изучить особенности функционирования потребительской кооперации в годы Великой Отечественной Войны для использования имеющегося опыта при разработке концепции развития кооперации в будущем. Достичь поставленной цели предполагается решением следующих задач: исследовать деятельность потребительской кооперации в изучаемый период; осмысление и обобщение имеющегося исторического опыта преодоления кризисных состояний, которое может быть использовано для реформирования народнохозяйственного комплекса России на современном этапе; проанализировать направления перестройки потребительской кооперации применительно к задачам военного времени; выявить особенности в хозяйственной и социальной деятельности потребительской кооперации военных лет; определить виды деятельности и методы работы кооперативного хозяйства, обусловленные военными условиями, которые получили развитие в послевоенные годы. Сделать попытку обосновать полезность использования опыта преодоления кризисных состояний при разработке концепции развития потребительской кооперации в будущем.
Объект исследования — деятельность потребительской кооперации в годы Великой Отечественной Войны (1941;1945 гг.).
Теоретическую и методологическую основу исследования составили труды классиков экономической теории, произведения отечественных и зарубежных ученых по вопросам развития кооперативного сектора экономики, а также экономического развития России в годы Великой Отечественной войны, законодательные, методические и нормативно-правовые документы федерального и регионального уровней. В процессе исследования проведено осмысление имеющихся исследований, относящихся к рассматриваемым проблемам, привлечение комплекса неопубликованных источников — материалы планово-отчетной, организационно-распорядительной, информационно-справочной систем документации, в соответствии с целью и задачами исследования.
Глава 1. Понятие кооперации и историческая сущность потребительской кооперации
1.1 Понятие потребительской кооперации и ее виды Слово «кооперация» — многозначное, происходящее от латинского соорeratio, состоящее из двух частей: со — совместно, заодно и opens — труд, работа. Рассмотрим некоторые особенности, присущие этой форме организации труда.
М. Туган-Барановский и С. Прокопович ставили задачей разграничения кооперации и других форм организации труда. «Под кооперацией следует понимать такое хозяйственное предприятие нескольких добровольно соединившихся лиц, которые имеют своей целью не получение наибольшей прибыли на затраченный капитал, а доставление его сочленам и благодаря общему ведению хозяйства каких-либо выгод иного рода» (М. Туган-Барановский). 7] «С чисто экономической точки зрения кооперативные товарищества совершенно аналогичны частным капиталистическим предприятиям; как и последние, производят, покупают и продают хозяйственные ценности. Различные цели: капиталистические предприятия служат интересам их собственников — капиталистов; кооперативные товарищества — интересам трудящихся классов общества (С. Прокопович)». [7]
Исследователь истории кооперации К. И. Вахитов дает определение термину кооперация как в широком, так и в узком смыслах. В широком под кооперацией наука подразумевает: в одном случае — всеобщее свойство окружающего нас мира с его связями и отношениями, в другом — синоним самого человеческого общества, в третьем — основной социальный механизм, созданный для поддержания общественной жизни, либо общественное взаимодействие, взаимопомощь, трудовую ассоциацию. В узком значении под кооперацией понимается совокупность особых общественно-хозяйственных объединений. [3]
А. П. Макаренко определяет кооперацию как совокупность кооперативов, действующих в разных сферах экономики (например, потребительская, кредитная, производственная, сбыто-снабженческая или сельскохозяйственная) в отдельных странах (английская, немецкая, российская кооперация) в разных регионах. 7] Т. о. кооперация в рассматриваемом нами аспекте — совокупность кооперативов. Кооперативы подразделяются па множество видов и имеют классификацию по различным признакам, что обусловлено многообразием потребностей людей, объединяющих их в группы. Международный Кооперативный Альянс (МКА) различает кооперативы по трем секторам, выделяя в каждом из них подсекторы по видам их деятельности: сельскохозяйственный сектор — сельское хозяйство, рыболовство, лесоводство; индустриальный сектор — ремесленники, рабочие; сфера услуг — потребительские кооперативы, кредитные союзы, жилищные и др. кооперативы.
Потребительская кооперация — добровольное объединение граждан путем объединения его членами имущественных паевых взносов для торговой, заготовительной, производственной и иной деятельности в целях удовлетворения материальных и иных потребностей его членов. В РФ потребительская кооперация как добровольные общества пайщиков или их объединений, действует на основе устава.
Различают следующие виды потребительской кооперации:
1) жилищно-строительный кооператив. Представляет собой объединение граждан, целью которых является строительство конкретного многоквартирного дома и его последующее обслуживание по окончании строительства выполняет функцию Товарищество собственников жилья (ТСЖ). В ЖСК могут объединяться граждане не только для строительства нового дома, но и для приобретения у предприятий, объединений, организаций новых или капитально отремонтированных домов, либо подлежащих капитальному ремонту и реконструкции для осуществления ремонта с последующей эксплуатацией на собственные средства. В ЖСК принимаются граждане, достигшие 18 лет, постоянно проживающие в данной местности, нуждающиеся в улучшении жилищных условий.
б) дачно-строительный кооператив. Организация, создаваемая для строительства и эксплуатации дач на началах самоокупаемости, без государственных дотаций (т. е. члены ДСК несут все расходы по управлению и эксплуатации дач в сумме, определяемой общим собранием членов ДСК). Организуется по решению исполкома местного Совета депутатов трудящихся по ходатайству предприятий (организаций, учреждений), если в этом предприятии имеется не менее 10 рабочих и служащих, желающих создать ДСК.
в) кредитный потребительский кооператив граждан. Объединения граждан — пайщиков с целью удовлетворения потребностей его участников в получении займов за счет денежных средств, аккумулированных членами кредитного кооператива, то есть некоммерческой организацией. Средства своим членам — пайщикам названные кооперативы предоставляют по договору займа. За пользование займами с пайщиков взимается плата (проценты за пользование займами). Создается только физическими лицами. Сохранение сбережений и предоставление займов на потребительские цели только пайщикам. Главная задача — соблюдение финансовых интересов пайщиков и обеспечение финансовой стабильности. Численность пайщиков не должна быть меньше 15 человек и превышать 2000 человек. В КПКГ пайщики платят умеренно-низкую ставку %, одна часть которой расход. На текущие нужды кооператива, а другая — для начисления % на паевой капитал пайщика.
г) жилищно-накопительный кооператив. Потребительский кооператив, созданный как добровольное объединение граждан на основе членства в целях удовлетворения потребностей членов кооператива в жилых помещениях путем объединения членами кооператива паевых взносов.
д) сельскохозяйственный кооператив — созданный сельскохозяйственными товаропроизводителями и (или) ведущими личное подсобное хозяйство гражданами при условии их обязательного участия в хозяйственной деятельности потребительского кооператива. В зависимости от вида их деятельности подразделяются на перерабатывающие, сбытовые (торговые), обслуживающие, снабженческие, садоводческие, огороднические, животноводческие и иные. Обслуживающие кооперативы осуществляют механизированные, агрохимические, мелиоративные, транспортные, ремонтные, строительные работы, а также услуги по страхованию (страховые кооперативы), научно-производственному, правовому и финансовому консультированию, электрификации, телефонизации, санаторно-курортному и медицинскому обслуживанию, выдаче займов и сбережению денежных средств (кредитные кооперативы) и другие работы и услуги (Федеральный закон № 193-ФЗ О сельскохозяйственной кооперации). [1]
е) кредитный кооператив. Создается с целью удовлетворения потребностей членов в финансовой взаимопомощи. Кооператив проводит следующие финансовые операции для своих членов: предоставляет займы, привлекает сбережения с начислением процентов. [2]
1.2 Историческая сущность потребительской кооперации в России На протяжении всей истории развития человечества существовали определенные виды деятельности, которыми чаще занимались группы людей, чем отдельные лица в связи с, тем, что объединение давало более высокие экономические результаты деятельности. В середине XIX века объединения людей для совместного ведения определенных видов деятельности получили название потребительских (потребительных) обществ или кооперативов. К концу столетия идеи кооперации распространились по всей Европе. Они развивались, основываясь на общеевропейском опыте.
Российские кооперативы получили широкое распространение в сельской местности не сразу. Лишь после начала первой мировой войны кооперативное движение пошло нарастающими темпами, стало массовым. Если в 1914 году по России зарегистрировано около 1000 уставов потребительских обществ, к 1916 году их уже 9000, в 1917 г. — 11 500. Столь быстрое развитие потребительских обществ в экстремальных условиях военного времени было обусловлено двумя причинами — с одной стороны — нарушением хозяйственных связей, сокращением производства, дефицитом продуктов питания и товаров широкого потребления, ростом цен, инфляцией, обнищанием народа, вызванным военными действиями, что способствовало усилению тяги народа к сплоченности; с другой — царское правительство с начала войны поручило кооперации распределение продовольственных и промышленных товаров.
Революционный переворот 1917 года послужил изменению роли кооперации. В годы «военного коммунизма», с мая 1918 года, когда началась гражданская война, произошло обесценивание денег, торговля почти прекратила свое существование, финансовая и кредитная системы не работали, кооперация была привлечена к распределению и обеспечению трудящихся продовольственными товарами. Деятельность кооперации «на местах» регламентировалась исходящими «из центра» директивами Совнаркома «О потребительских обществах» от 10 апреля 1918 г. и «О потребительских коммунах» от 16 марта 1919 г. В соответствии с документами потребительские кооперативы стали объединяться в единые распределительные органы.
Введение
новой экономической политики (1921;1927 гг.) благоприятствовало развитию потребительской кооперации, что было обусловлено созданием законодательной базы и формированием кредитной системы: учреждением Московского банка потребительской кооперации 8 февраля 1922 г. и решением о переходе к добровольному членству, принятым на собрании уполномоченных Центросоюза 11 ноября 1923 г., а также утверждение данного решения декретом ЦИК и Совнаркома 20 мая 1924 г.
С 1925 года Совнарком начал проводить политику поощрения работы потребительской кооперации, которая включала в себя льготные кредиты, частичное освобождение от налогов и другие меры. Одновременно правительство начало ликвидацию частного сектора экономики законодательными, налоговыми и административными мерами. В то же время замена продразверстки продналогом позволила крестьянам торговать излишками сельскохозяйственных продуктов, а потребительским обществам было предоставлено право их обмена и скупки, а также кустарных и ремесленных изделий. Все это создавало возможности для относительно бесконкурентного развития системы потребительской кооперации в конце 20-х гт.
К 1930 году доля потребительской кооперации в товарообороте страны достигла своего наивысшего уровня за всю историю кооперативного движения — почти 70%, удельный вес в оптовой торговле — 62%. Столь высокие показатели говорят о том, что система переживала период огосударствления. Кооперация постепенно утрачивала часть кооперативных принципов, одновременно становясь самой массовой хозяйствующей организацией. Потребительская кооперация, имея развитую инфраструктуру, большую численность пайщиков, была необходима государственным органам, которые сделали на нее ставку при реализации задач управления на переходном этапе к «полному коммунистическому хозяйствованию». [6]
Теоретически в процессе построения коммунистического общества, кооперативная собственность должна объединиться с государственной, «однако государство предпочитало, чтобы крестьяне за свой счет снабжали себя товарами первой необходимости, которые им выделялись централизованно и всегда в недостаточном количестве». [8]
Общим направлением в развитии экономики страны являлась централизация управленческих структур, в связи с чем на общегосударственном уровне было решено объединить Центросоюз СССР и Центросоюз РСФСР с общим управлением и контролем. В 30-е годы XX века систему потребительской кооперации СССР образовывали создаваемые по территориально-производственному признаку потребительские общества: районные, окружные, областные, краевые, республиканские союзы и Центральный союз потребительских обществ СССР (Центросоюз СССР). Основу системы потребительской кооперации составляли потребительские общества (кооперативы), которые вели свою работу в соответствии с утвержденными планами экономического и социального развития.
Глава 2. Деятельность потребительской кооперации в годы Великой Отечественной Войны.
2.1 Состояние потребительской кооперации в годы Великой Отечественной Войны Историей кооперации России в Великой Отечественной войне интересуются не только отечественные, но и зарубежные специалисты. Как, в силу каких причин советскому народу удалось в невероятно тяжелых условиях четырех лет войны, непрерывно снабжать Красную Армию новейшей боевой техникой, всем необходимым и превзойти врага, обладавшего в начале войны более мощным экономическим потенциалом, имевшего превосходство в количестве и качестве вооружения. Это то, что зарубежные историки называют «русской загадкой», «экономическим чудом».
В июле 1941 г. появились карточки на хлеб и сахар, позднее, в конце 1941 — начале 1942 года — на мясо, рыбу и жиры. Снова, как в 1928;1935 годах, устанавливались разные нормы. Рабочие оборонных предприятий получали снабжение по первой категории, (от 800 граммов до 1−1,2 кг хлеба в сутки), других предприятий — по второй категории — 500 гр. хлеба, иждивенцы и дети до 12 лет — по 300−400 гр. хлеба в сутки. Привилегированная часть советского общества (руководящие партийные и советские работники, партийный аппарат) имели особую систему снабжения, которая значительно отличалась в количественном и качественном отношении от общегражданской.
Хотя товарооборот потребительской кооперации во время войны увеличился (с 18,4 млрд. рублей в 1942 г. до 34,2 млрд. рублей в 1945 г.) в сопоставимых ценах он составлял только 30% от довоенного оборота. Иначе говоря, общая товарная масса продовольственных и промышленных товаров сократилась почти на 2/3. Одежда, обувь стали предметами роскоши. Время от времени на предприятиях выдавались ордера на их покупку, которые скоро стали предметом спекуляции на черном рынке.
Военные действия на огромной территории страны нанесли колоссальный урон народному хозяйству, в том числе и потребительской кооперации. На временно оккупированной территории находилось более половины предприятий потребительской кооперации. Их оборот составлял около 48% общего розничного кооперативного товарооборота.
В ходе боевых действий в оккупированных районах было полностью разрушено 44,4% торговой сети — 345тыс. кооперативных магазинов, складов, оптовых баз, частично разрушены — 24,6 тыс. торговых предприятий, разграблены и уничтожены лучшие районные универмаги, оптовые базы, построенные перед войной и оснащенные передовым в ту пору оборудованием. Общая сумма ущерба потребительской кооперации превысила 6 млрд руб. Кооператоры приступили к восстановлению разрушенного сразу после освобождения Красной Армией оккупированных районов. Первым делом они налаживали работу пекарен, столовых и магазинов. Особенно большие трудности возникали из-за острой нехватки складского хозяйства и транспорта. Уцелевших складов катастрофически не хватало для хранения товаров, которые поступали из специальных фондов Центросоюза. Автомашин и грузового транспорта не хватало не только для доставки грузов, но и особенно для вывоза заготовленного сырья из глубинных районов. Лишь 13% грузовых машин от довоенного уровня осталось у кооператоров.
Кооператоры вносили свои личные средства в фонд обороны, на строительство танков и самолетов Люди отдавали деньги, драгоценности теплые вещи. Так, например, более 4 млн руб. внесли весной 1942 г. на создание танковой колонны «Потребительская кооперация» работники потребительских союзов Омской и соседних областей. Более 2,3 млн руб. собрал на эскадрилью самолетов коллектив Якутского потребительского союза, 170 тыс. руб. отдали на строительство танков кооператоры Бурятии.
Много сип приложила кооперация, чтобы организовать снабжение и питание эвакуированного населения из западных районов и жителей городов и сел, освобожденных от противника, военных госпиталей (в том числе и в прифронтовых районах), больниц, детских садов, школ, интернатов. Громадную работу несли на своих плечах в основном женщины. На фронт ушли наиболее квалифицированные и опытные кадры потребительской кооперации. Мужей, отцов, сыновей и братьев заменили их жены, дочери, матери и сестры. К 1944 г. почти две трети кооперативных работников составляли женщины, тогда как накануне войны их насчитывалось немногим более 20%. Трудиться приходилось от зари до зари, причем, закончив основную работу, идти в подсобные хозяйства, собирать дикорастущие плоды и ягоды, лекарственные растения. Кроме того, кооператоры участвовали в строительстве оборонных сооружений, дорог, дежурили в отрядах противовоздушной обороны. Миллионы полушубков, валенок, шерстяных носков, ватных штанов и курток, заготовленных и изготовленных потребительской кооперацией, собранное лекарственное сырье, спасли жизнь сотням тысяч солдат и офицеров и вернули их в строй. [3]
Восстановление частично разрушенных и строительство новых магазинов шло медленно. Не хватало денежных средств, стройматериалов, рабочих рук. Поэтому к 1 июня 1945 г. торговая сеть потребительской кооперации составляла чуть больше половины (53%) от довоенного уровня.
Поскольку фонды промышленных товаров потребительской кооперации составили в 1945 году лишь 15,6% от довоенного объема, нехватка торговых площадей ощущалась не так остро. Но потребности росли. И кооператоры прилагали все усилия, чтобы быстрее восстановить разрушенное. Им помогали всем, чем могли, кооперативные организации Сибири, Казахской, Грузинской, Азербайджанской, Узбекской и других союзных республик направляли в останавливающиеся районы опытных руководителей и специалистов, материалы, продовольствие и товары, деньги. Центросоюз выделял потребительским союзам освобожденных районов безвозмездные ссуды на восстановление торговой сети и другого кооперативного хозяйства. Особенно крупные денежные средства, а так и материалы Центросоюз безвозмездно направил белорусским кооператорам, которые в годы войны понесли тяжелейшие людские и материальные потери. [6]
Хотя позади уже был славный день Победы, о хорошей жизни приходилось лишь мечтать. Практически, но улучшалось положение с продовольствием, а осенью 1946 г. оно из-за обширной засухи в Поволжье даже ухудшилось. Именно тогда, 9 ноября 1946 г. Совет министров СССР издал постановление «О развертывании кооперативной торговли в городах и поселках продовольственными и промышленными товарами и об увеличении производства продовольствия и товаров широкого потребления кооперативными предприятиями».
Только через 2 года и 8 месяцев после окончания войны, когда почти полностью была восстановлена промышленность и получен некоторый рост сельскохозяйственного производства, Совет Министров СССР и ЦК ВКП (б) совместным Постановлением «О проведении денежной реформы и отмене карточек на продовольственные и промышленные товары» ликвидировали карточную систему. Однако для перехода к открытой торговле нужно было создать необходимые резервы товаров, сблизить высокие коммерческие цены с низкими пайковыми и восстановить торговую сеть. К решению этих задач потребительская кооперация приступила еще в конце войны, развертывая сеть коммерческих магазинов. В 1946 г. организации потребительской кооперации стали активно открывать коммерческие чайные. Важно отметить, что кооперативные чайные готовили обеды из продуктов, закупаемых у колхозников и колхозов по ценам, складывающимся на рынке. Уже в IV квартале 1946 г. доля оборота коммерческих чайных в общем обороте сети кооперативного общественного питания составила 80%. Была также развернута сеть коммерческих магазинов по торговле строительными материалами, хозяйственными товарами, керосином и бензином.
Главной задачей государственной и кооперативной коммерческой торговли, и общественного питания было изъять у населения как можно больше денег (цены в коммерческих магазинах и чайных в 2−3 раза превышали так называемые пайковые цены) и уравновесить товарную и денежную массу в стране. Эта задача была выполнена лишь частично. Спрос на продовольственные и промышленные товары возрастал. Набирала темпы инфляция. И тогда советское руководство провело конфискационную денежную реформу, отобрав у народа огромную массу денег, что позволило сократить товарный дефицит и установить твердые, близкие к пайковым цены на продовольственные и промышленные товары.
Вместе со всем народным хозяйством деятельность потребительских кооперативов снова пошла на подъем: рос товарооборот, полнее удовлетворялся спрос населения на товары, расширялась торговая сеть. Объем сельского розничного товарооборота потребительской кооперации в 1946 году по сравнению с 1945 г. возрос на 23,9%, в 1947 г. — на 84,7, в 1948 — на 99,4%.
2.2 Деятельность кредитной кооперации в годы Великой Отечественной Войны Первоочередной задачей в сфере кредитования было оказание необходимого содействия эвакуированным предприятиям. В феврале 1942 г. были даны указания учреждениям Госбанка об основных условиях кредитных отношений с эвакуированными предприятиями. Допускалось кредитование предприятий при недостатке собственных оборотных средств, то есть было сделано отступление от основных принципов прямого банковского кредитования. Далее необеспеченная задолженность по банковским ссудам, возникшая в результате военных действий, переносится на отдельный ссудный счет, и впредь до получения особых указаний она не взыскивается. Никаких списаний денежных средств с расчетных счетов эвакуированных предприятий на погашение задолженности поставщикам, бюджету и банкам не производится. Исключения из этого правила допускаются только по специальным распоряжениям Правления Госбанка. [5]
Война, дыхание которой ощутил каждый дом, каждая семья, тяжким бременем обрушилась на финансовую систему страны. Гигантские материальные потери, понесенные Советским Союзом уже в первые недели и месяцы войны, не имеющие прецедентов масштабы прямых военных расходов — все это обусловило появление новых задач, которые были поставлены перед всей сберегательной системой. Прежде всего, речь шла о том, чтобы средства, аккумулированные на сберкнижках вкладчиков, не были изъяты из оборота, поскольку эти средства, наряду с основными источниками доходов госбюджета должны были выполнять важную роль в финансировании военных программ. С другой стороны, массовое востребование населением вкладов могло повлечь за собой дестабилизацию всей финансовой системы страны, и без того испытывавшей чудовищную нагрузку. Ситуация осложнялась еще и тем, что уже с первых дней войны началось перемещение гигантских масс населения из районов, оказавшихся в прифронтовой полосе. Эвакуация миллионов людей, свертывание работы и экстренный вывоз в тыл средств, документации, оборудования сберегательных учреждений заметно усугубили проблемы, возникшие в сфере деятельности сберегательных касс.
Уже на второй день войны правительством были введены ограничения на выдачу вкладов индивидуальным клиентам, которые получили право снимать с каждой отдельно взятой книжки не более 200 рублей в месяц. Эти ограничения были сняты только в январе 1944 года, когда в войне уже произошел коренной перелом, а Красная Армия вот-вот должна была выйти к государственной границе СССР. Примечательно, что за время войны объем вкладов населения не только не уменьшился, но, наоборот, существенно возрос. Это было следствием действия целого ряда факторов, таких, в частности, как возросший патриотизм граждан, устойчивость финансовой системы страны, стремление сохранить «до лучших времен» имеющиеся денежные средства. [5]
23 июня 1941 г — 1944 г. — в сберегательных кассах установлены временные ограничения для выдачи вкладов (200 рублей в месяц).
В 1941;1945 гг. в работе сберегательных учреждений выраженный акцент был сделан на размещении государственных займов, а также на приеме добровольных взносов в Фонд обороны и другие патриотические фонды. С лета 1942 года сберкассы стали принимать так называемые выигрышные вклады, которые давали право их владельцам участвовать в тиражах выигрышей. Впрочем, доля этих вкладов в общем объеме хранящихся на книжках средств населения была невелика — клиенты сберегательных касс в массе своей предпочитали оформлять традиционные процентные вклады.
В годы войны диапазон операций, осуществлявшихся сберегательными кассами, несколько расширился и за счет функций, не характерных для финансовых учреждений страны применительно к мирному времени. Так, к примеру, сберкассы аккумулировалировали суммы денежной компенсации за неиспользованные гражданами плановые отпуска, естественно, отмененные в военных условиях. Эти деньги можно было получить только после окончания войны. Кроме того, через некоторые сберкассы производились выплаты сумм, причитавшихся семьям офицеров по денежным аттестатам.
Наитруднейшей задачей, необходимость решения которой стала очевидной еще в ходе продолжавшейся войны, была задача восстановления разрушенной экономики, возвращение к реалиям мирной жизни. Если исходить из того, что Советский Союз потерял приблизительно 1/3 своего национального достояния, то решение названной выше проблемы представлялось делом чрезвычайно трудным.
2.3 Деятельность сельскохозяйственной кооперации в годы Великой Отечественной Войны При потере важнейших аграрных районов роль сельского хозяйства на востоке страны существенно возросла. Это вызвало ряд изменений в организации и структуре колхозно-совхозного производства Урала. При сохранении ведущего положения колхозов поднялся удельный вес совхозов, подсобных хозяйств предприятий и учреждений, выросла доля личных хозяйств рабочих, служащих и колхозников. Ведущей отраслью в колхозах и совхозах было производство хлеба, а основной доход давало животноводство, широкое распространение получило выращивание картофеля и овощей. Для колхозников их личное хозяйство, называемое подсобным, превратилось в основное, — давало средства для существования и все продукты питания, кроме хлеба, и средства для уплаты налогов государству.
Рабочая сила из деревни переводилась в военную промышленность, на транспорт и строительство. Уменьшение сельчан коснулось не только взрослых трудоспособных мужчин, но и женщин, подростков. На селе сократилось количество техники и орудий труда. Объем работ, производимых тракторами и комбайнами, сосредоточенными в машинно-тракторных станциях, в колхозах уменьшился в 2—3 раза. Это привело к резкому ухудшению обработки земли. Усилилось влияние неблагоприятных погодных условий. В 1942 г. была затяжная холодная весна, дождливое лето и раннее наступление зимы. В следующем 1943 г. посевы на Южном Урале повсеместно выгорели от засухи, а в других районах пострадали от летних заморозков (температура опускалась до — 8 градусов) и от ливней с градом. В итоге в 1942 г. урожайность зернобобовых сократилась в 2−3 раза и упала до 3,5 ц с га, а в 1943 г.- до 3,4 ц с га (для сравнения: норма высева составляла 2,2 ц на га).
Материально-денежных средств, выделяемых аграрному сектору, было недостаточно для покрытия расходов, которые он нес в связи с мобилизационными и военно-оборонными работами. Основным источником развития сельского хозяйства региона были его внутренние ресурсы как материально-технические, так и людские.
Сокращение рабочей силы частично восполнялось небывалым подъемом производственной активности всех групп сельского населения. Подъему трудовой активности способствовали различные материальные и моральные стимулы, широко применялись властями и репрессивные меры воздействия. Однако сохранить сельскохозяйственное производство в тыловом Урале в довоенных размерах не удалось. Посевные площади сократились на 33%, уменьшилось поголовье скота. [6]
В годы войны увеличился контингент населения, нуждавшегося в государственном снабжении продовольствием, вырос объем поставок сырья для военной промышленности, но объективных условий соответствующего роста сельского хозяйства не было. В этой обстановке происходит резкое ужесточение управления колхозами, совхозами и МТС со стороны центральных военно-хозяйственных и планирующих органов. Крестьянство принуждено было отдавать государству более половины получаемой продукции — 51% от валового сбора зерна, 58% полученного молока, 74% масла, 75% шерсти, 82% яиц. У производителя изымалась продукция практически бесплатно, поскольку заготовительные цены были крайне низкими, значительно меньше себестоимости. Заготовки сельхозпродукции носили характер натурального налога.
Из-за резкого повышения цен на товары в условиях их дефицита, рынок (называемый в то время колхозным) стал существенным источником доходов крестьян. В наиболее трудный 1943 г. был отмечен самый высокий взлет цен на базарах Свердловска. По сравнению с июнем 1941 г. они выросли в июне 1943 г. на ржаную муку в 125 раз, пшеничную — в 29, картофель — в 71, говядину — в 18, сливочное масло — в 29, молоко — в 40, яйца — в 25 раз. Однако подавляющая часть полученных денежных доходов колхозников шла на выплату различных налогов, которые выросли в 5— 6 раз, добровольно-принудительных отчислений и взносов в фонды обороны, на приобретение облигаций военных займов и билетов денежно-вещевых лотерей, сдачу денежных средств на вооружение Красной Армии. [8]
В Ставропольском крае в 1943 году кооперация заготовила 3700 тонн овощей, 437 тонн фруктов, 1843 тонны картофеля, более 4 млн. штук яиц, 3 тыс. центнеров шерсти, 5.6 тонн металла. Подсобными хозяйствами потребкооперации было приобретено 562 головы рабочего скота, 152 молодняка, 178 овец, 114 голов свиней. Было засеяно по краю 1372 га земли, где валовой сбор зерна, картофеля, овощей и подсолнечника составил 5100 тонн. В этом же году с помощью государства на восстановление кооперативного хозяйства Ставрополья было выделено 1.5 млн. рублей. К концу 1943 года была восстановлена деятельность 265 сельпо, 52 областных, окружных и районных союзов, 6 кооперативных хозяйств. Были открыты 601 магазин, 102 предприятия общественного питания, восстановлено 52 хлебопекарни и 92 предприятия по выработке товаров широкого потребления, которые изготовили в 1943 году продукции 13.5 млн. рублей. В крае, несмотря на разруху и трудности, действовали 67 столовых, 26 чайных и буфетов. Потребкооперация стала работать с прибылью, которая составила около 7 млн. рублей. Из этой суммы 540 тыс. рублей она передала на строительство самолетов, танков, артиллерийских установок. [4]
В 1945 году кооперация края продала населению товаров на 283.2 млн. рублей, что было больше на 60.7 млн. по сравнению с 1944 годом, или на 27%. Товарооборот общественного питания составил 1.4 млн. рублей. Собственные оборотные средства достигли 11 150 тыс. рублей, паевой капитал- 4440 тыс. Резко увеличилась к концу войны продажа стройматериалов, которые были необходимы для постройки новых домов, ремонта и восстановления частично разрушенных строений. Для этого в районах были организованы специальные коопстройги, которые только за один квартал было продано населению товаров на сумму 1574 тыс. рублей. На предприятиях потребкооперации было произведено товаров на сумму в 42 791 тыс. рублей. [4]
Вместе с тем, в работе потребительской кооперации в 1943 и в последующие годы восстановления имелись и определенные недостатки, и сложности. Порою не выполнялись планы по закупке хлеба, на местах не хватало подготовленных оперативных заготовительных работников. Для проведения посевных мероприятий не хватало семян, сельхозинвентаря, транспорта. Слабо развивалась во многих местах торговля, о чем говорилась на совещаниях активов работников потребкооперации Дона и Северного Кавказа в 1945 году. На этих же совещаниях были намечены меры по преодолению трудностей в работе кооперативных организаций. В работе совещаний непосредственное участие принимали партийные и советские работники, которые указывали не только на недостатки в работе кооперативных организаций, но и предлагали конкретные меры по оказанию государственной поддержки и восстановления разрушенного кооперативного хозяйства.
Тесное взаимодействие с органами власти позволило кооперации в кратчайшие сроки восстановить и пустить в эксплуатацию многие магазины, заготпункты, предприятия по переработке сельхозпродукции. [5]
2.4 Вклад потребительской кооперации в победу в Великой Отечественной Войне К началу войны потребительская кооперация имела определенные товарные запасы и денежные средства, что давало возможность пережить трудности переходного периода перестройки работы на военный лад.
В условиях обострения продовольственной проблемы руководство потребительских союзов приняло решение о мероприятиях по экономии расходов хлеба. Была проведена сплошная проверка правильности выдачи хлебных карточек по категориям и группам населения в сельских местностях. Продажа хлеба должна была производиться только по хлебным карточкам или по спискам снабжения в соответствии с установленной нормой (рабочим — 600 г. хлеба в день, служащим, иждивенцам и детям -400). Категорически был запрещен отпуск хлеба по запискам, от кого бы они ни исходили. Была прекращена продажа хлеба в столовых, чайных и буфетах без карточек к обедам или к отдельным блюдам. Большую роль в обеспечении населения питанием в военное время играли столовые, которые создавались в системе общественных потребительских союзов. Конечно, и предприятиям общепита приходилось преодолевать серьезные трудности, вызванные недостатком продуктов, транспорта, квалифицированных кадров и т. д. Тем не менее, оборот предприятий кооперативного общепита шел на уровне довоенных лет, а иногда и превышал его. В системе предприятий общественного питания потребительских союзов существовали и столовые, обслуживающие спецконтингент — остро нуждающиеся семьи военнослужащих, сирот и инвалидов Отечественной войны.
Одной из самых значительных проблем, с которыми столкнулась потребительская кооперация в военный период, было получение фондовых промышленных товаров от предприятий. Как правило, промышленные предприятия не выполняли условия отгрузки товаров в адрес потребительской кооперации, но требовали, чтобы кооперативы вывозили свои фонды собственными средствами. Однако в условиях военного времени эти средства были крайне ограничены. Значительная часть автопарка была изъята на военные нужды, оставлены были только те машины, которые исчерпали свой ресурс или нуждались в ремонте. Большую проблему представляло и горючее для машин, которое было строго лимитировано. Поэтому основным видом транспорта в военное время стали лошади. Посылать грузовой транспорт за товарами приходилось на значительные расстояния, на десятки и сотни километров. Нередкими были случаи, когда промышленные базы не выполняли своих обязательств. Такие базы как Главсахар, Главпарфюмерия, Росглавкондитер не только не занимались отгрузкой товаров в районы, но и не упаковывали товары и не выделяли свою тару. В результате транспорт много простаивал в ожидании товаров и даже возвращался пустым. война потребительская кооперация Непросто было получить фондовые товары даже в том случае, когда наряды давались непосредственно на промышленные предприятия. Руководство предприятий ставило условием отпуска товаров использование кооперативного транспорта для своих нужд.
Учитывая подобную ситуацию, потребительские союзы разрабатывали планы развития собственных предприятий по выработке товаров широкого потребления и продовольствия из местного сырья. На таких предприятиях производились: мебель, щепные товары (деревянные грабли, лапти, дуги, корыта и др.), кузнечно-ковочная продукция, жестяно-крашеная и гончарная посуда, швейная галантерея, обувь, одежда, стройматериалы.
Продолжали свою работу и хлебопекарни даже, несмотря на тот факт, что они не выполняли нормы выпечки хлеба и были убыточны. Тем не менее, потребность в хлебе была настолько велика, что им выделялись дополнительные денежные ресурсы.
Безусловно, одной из важнейших функций потребительской кооперации является заготовительная деятельность. Ее значение особенно повысилось в военные годы. Первостепенное внимание уделялось закупке у колхозов и сельского населения зерновых культур и картофеля (сверх обязательных поставок). Большая часть заготовленных сельхозпродуктов направлялась в Красную Армию и на нужды оборонных заводов.
Кроме того, производилась заготовка продукции села впрок. Была организована сушка картофеля, овощей, сухарей. Следует отметить, что заготовительная деятельность не ограничивалась только основными сельхозпродуктами. Шла заготовка яиц, мяса, птицы, меда, воска, дикорастущих ягод, плодов, грибов. Заготавливали шиповник и рябину для витаминных заводов, дикорастущие лекарственные растения. Помимо этого, потребительская кооперация скупала пух, перо, рога и копыта, конские волосы и щетину, кленовый и березовый соки, меха и кожу. Особый контроль шел за заготовкой лома черных и цветных металлов, который рассматривался как оборонное сырье. Трудно переоценить всю эту широкую заготовительную деятельность, особенно если учесть трудности военного времени.
В 1945 году с целью организационного укрепления системы кооперации повсеместно прошли отчетно-выборные кампании, в ходе которых избирались руководящие органы потребительских обществ и их союзов — правления райпотребсоюзов, сельпо и ревизионных комиссий. Проводимая кооператорами работа, поддержанная партийными и государственными органами как в центре, так и на местах, позволила кооперации занять достойное место в экономической жизни страны.
За годы войны в рядах Красной Армии сражались десятки тысяч кооператоров страны, более ста из них были удостоены звания Героя Советского Союза, аза самоотверженный труд в тылу более 600 работников были награждены орденами и медалями. [8]
Опыт деятельности кооперации в условиях войны показывает, что кооперативные организации, основанные на принципах самодеятельности и творческой инициативы масс, могут выполнить любую задачу ради облегчения жизни людей, особенно в экстремальных условиях. И гарантом успешной ее деятельности может быть государственная поддержка, выражающаяся прежде всего в предоставлении свободы действий и независимости, включении кооперации в выполнение государственных задач по удовлетворению нужд населения страны.
Исходя из накопленного в годы войны опыта деятельности кооперации, можно сделать вывод о том, что она всегда стояла на страже интересов человека, вырабатывая в нем мотивацию к труду во благо всех, и таким образом внося конкретный вклад в развитие экономики страны. И в современных условиях реализации приоритетных национальных проектов, особенно в области развитии агропромышленного комплекса, и программы развития, в целом, сельского хозяйства, было бы желательным и полезным включить, наравне с сельскохозяйственными и кредитными кооперативами, организации потребительской кооперации в решение государственных задач по сбережению сельского населения и созданию необходимой инфраструктуры для полноценного жизнеобеспечения сельских территорий.
В годы Великой Отечественной войны по отраслям народного хозяйства проводилось Всесоюзное социалистическое соревнование. В частности, с июля 1942 г. были разработаны условия соревнования для работников торговли и общественного питания. К этой категории относились и работники потребительской кооперации. Участники соревнования боролись за звание «Лучший райпотребсоюз», «лучшее сельпо», «лучший сельмаг». Результаты соревнований подводились ежеквартально.
Подводя итоги работы потребительской кооперации в военное время, следует отметить, что ее деятельность была многообразной и результативной. Потребкооперация сумела справиться с трудностями военного времени и успешно решить стоящие перед ней задачи.
Заключение
Сложные процессы формирования рыночных отношений в России обострили взаимоотношения между государством и мелким производителем. В связи с этим весьма актуальным является опыт потребительской кооперации 20-х годов, когда она стала опорой Советскому государству в деле снабжения и распределения продуктов и предметов первой необходимости среди населения. Развитие товарно-денежных отношений, частного предпринимательства в условиях НЭПа позволили ей возродиться и сделать новый шаг в своем развитии. Имея большой опыт работы и квалифицированные кадры, кооперация стала единственно возможной формой защиты населения от спекуляции.
22 июня 1941 г. началась Великая отечественная война. Из-за тяжелых материальных потерь резко ухудшилось экономическое положение е стране. Поэтому вновь, как и во время первой мировой и гражданской войны, было введено нормированное снабжение городского населения продуктами и товарами первой необходимости.
В отличие от периода 1928;35гг. по распределению продовольствия и товаров первой необходимости во время Отечественной оказались для потребительской кооперации намного сложнее. Во-первых, надо было снабжать огромную армию и семьи военнослужащих. Во-вторых, рабочих оборонной промышленности, других предприятий, совхозов, сельскую интеллигенцию, школы, больницы, детские сады и т. д. Сюда еще добавлялось большая масса эвакуированных. Общее число граждан, получавших во время войны продукты питания по карточкам, доходило до 77 млн. человек.
Одновременно потребительской кооперации поручалось проводить встречную продажу колхозам промышленных товаров под сдаваемые сельхозпродукты. Наряду с продажей товаров через свои магазины, потребительская кооперация стала широко практиковать развозную торговлю, открывала небольшие магазины на полевых станах, в бригадах, особенно в Сибири, где посевная площадь в годы войны увеличилась на миллионы гектаров.
В условиях нормированного снабжения возросло значение общественного питания. Кооператоры помогали организовать питание рабочих и служащих, населения, эвакуированного из оккупированных территорий, раненых, больных, школьников, детей.
В военных условиях резко ухудшилось обеспечение населения продовольствием. Необходимо заметить, что любая война сопровождается абсолютным уменьшением пищевых ресурсов, вовлеченных в нее стран, вызванным нарушением пропорций в развитии экономики, сокращением рабочей силы, задействованной в сельском хозяйстве, появлением огромных армий, потребляющих продукты питания. Война изменила и условия производства продовольствия. Сократилось внесение минеральных удобрений в почву, минимума достигли поставки селу орудий и предметов труда промышленного изготовления. Все это не могло не сказаться на продуктивности колхозного производства. В тыловых районах страны средняя урожайность упала до 4,4 центнера с 1 гектара в 1942 году и до 4,2 центнера в 19 431. Резко сократились возможности заготовок сельхозпродуктов, а в результате перевода значительной части промышленности на выпуск военной продукции сократились и фонды на промышленные товары народного потребления. Тем не менее потребительская кооперация напряженно и продуктивно работала, изыскивая любые возможности для решения стоящих перед нею задач.
Великая Отечественная война отразилась негативным образом на всех сферах жизни Советского Союза, в том числе и на потребительской кооперации. Были урезаны бюджетные ассигнования на ее развитие, что самыми отрицательными последствиями сказалось на расширении сети потребкооперации, обеспечении ее материальной базы, подготовке кадров.
Одной из важнейших задач потребительской кооперации стало оказание помощи колхозам в период сельскохозяйственных работ. С этой целью организовывалась торговая сеть на местах полевых работ с необходимым ассортиментом товаров. Райпотребсоюзы развертывали передвижные буфеты, развозную торговлю, оказывали помощь в налаживании полевого питания. Был предусмотрен завоз соли, керосина, комбинезонов, а также товаров производственного значения (вилы, грабли, лопаты, серпы, телеги, колеса и др.). Помимо этого, сельские потребительские общества изыскивали возможность приобретения необходимых для села товаров — древесного угля, дегтя, деревянных кадок, лаптей. Подобная практика существовала в период всех военных лет.
В годы войны уделялось внимание и развитию подсобных хозяйств, хотя продуктивность их была невысока. Обычной практикой было, когда приблизительно две трети земли засевалось зерновыми, а остальная часть — картофелем, овощами и кормовыми культурами. Урожайность таких полей была очень низкой, что объяснялось плохой обработкой почвы и неудовлетворительным уходом за посевами. Также велся откорм скота, хотя из-за дефицита кормов, его количество было незначительно. Но от подсобных хозяйств не отказывались. Даже небольшое пополнение продовольственного фонда имело значение.
Помимо своей многоплановой хозяйственной деятельности, потребкооперация не осталась в стороне и от многих патриотических кампаний тех лет. Уже осенью 1941 г. в стране начался сбор теплых вещей для Красной армии. Приняла участие потребительская кооперация и в сборе средств на строительство танков и самолетов. Работники потребкооперации активно приобретали облигации Государственного займа.
Подводя итоги работы потребительской кооперации в военное время, следует отметить, что ее деятельность была многообразной и результативной. Потребкооперация сумела справиться с трудностями военного времени и успешно решить стоящие перед ней задачи.
Список литературы
Федеральный закон «О потребительской кооперации (потребительских обществах и их союзах) в Российской Федерации» (в ред. федеральных законов от 11.07.1997 № 97 -ФЗ от 28.04.2000 № 54-ФЗ).
Бланк Г. Я. «Основы теории и истории потребительской кооперации СССР», 1963.
Вахитов К. И. История потребительской кооперации России. М., 1998.
Глаз В. Н. Кущетеров Р.М., Кочкарова З. Р. Потребительская кооперация Ставрополья: история развития и социальноэкономическая деятельность 1869−2000гг. Ставрополь, 2004.
Геращенко В.С. «Госбанк в годы Великой Отечественной войны», М. 2007.
Давыдова Ю. А. Потребительская кооперация в годы Великой Отечественной войны: 1941;1945 гг. /М.В. Захаров// Фундаментальные и прикладные исследования. — 2005. — № 1−2. С. 57−61.
Макаренко А.П., Крашенинников А. И., Кизилевич А. В., Паламарчук В. Е., Хвостов Б. Н., «Теория кооперации», Москва, Экономика, 1982.
Файн Л. Е. Отечественная кооперация: исторический опыт. Иваново, 1994.