Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Деятельность органов образования г. Москвы по правовому воспитанию учащихся средних общеобразовательных школ в 1993-2003 гг

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Министерству Культуры и Госкомитету РФ по делам семьи и молодежи было бы своевременно: сформировать электронный банк данных инновационных проектов правовых программ, с этой целью продолжить практику конкурсов вариативных программ в сфере отдыха, оздоровления, предупреждения правонарушений, занятости детей, подростков и молодежи (в том числе по проведению профильных лагерей, лагерей с дневным… Читать ещё >

Содержание

  • Раздел 1. Сущность, содержание и задачи правового воспитания учащихся школ
  • Раздел 2. Формирование правовых знаний молодых людей в ходе учебного процесса
  • Раздел 3. Правовое воспитание во внеучебное время

Деятельность органов образования г. Москвы по правовому воспитанию учащихся средних общеобразовательных школ в 1993-2003 гг (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

История Российской Федерации неразрывно связана с проведением мероприятий по реализации правовой реформы. Одно из направлений данной реформы — юридическое образование и правовое воспитание населения1. Это связано прежде всего с тем, что непростая общественно-политическая ситуация в стране порождает элементы новой «правовой идеологии».

Недостаточное развитие духовности у части молодежи и наличие определенных ошибок в руководстве страной, нестабильность в образовательной сфере, правовой нигилизм, слабая эффективность работы правоохранительных органов и некоторые другие проблемы потребовали переосмысления правовой культуры молодых людей, в том числе учащихся средних общеобразовательных школ.

По сложившейся традиции правового обучения первые основательные юридические знания граждане получают в школе. Однако приходится констатировать, что данная работа требует заметного улучшения. Несмотря на довольно большой поток юридической литературы, выпускники подчас имеют приблизительное представление о российском государстве и праве. Исследования в данной области показали, что одним из главных недостатков является отсутствие учителей, которые могли бы на высоком методическом и содержательном уровне преподавать правовые дисциплины, заниматься правовым воспитанием. Кроме этого, сам предмет изучения и процесс воспитания представляется достаточно сложным для учащихся.

1 См.: Указ Президента РФ от 6.07.1995 г. № 653 «О разработке концепции правовой реформы в Российской Федерации». Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1995. № 23. Ст. 3174.

В рассматриваемый период работа по правовому обучению и воспитанию молодежи получила твердую основу, поскольку были приняты законодательные акты, составляющие фундамент правовой системы России: Конституция РФ, Гражданский кодекс РФ, Семейный кодекс РФ, Уголовный кодекс РФ и др. Внесены крупные изменения в административное и трудовое законодательства, что значительно приблизило их уровень к современным требованиям к такого рода законам.

Важность данного исследования определяется необходимостью всесторонней и критической оценки деятельности органов образования г. Москвы по правовому воспитанию учащихся, использование данного опыта для решения новых задач, извлечения уроков, необходимых для осмысления прошлого и видения будущего.

Анализ ситуации в сфере правовой культуры молодежи позволил автору придти к выводу, что актуальность исследования обусловлена рядом обстоятельств: во-первых, исследование направлено на изучение истории деятельности органов образования г. Москвы, которые способны оказать значительное влияние на эффективность правового воспитания учащихся средних общеобразовательных школ.

Усиливает актуальность отсутствие по проблеме специальных крупных работ, раскрывающих функционирование системы воспитания, уважения к законам в рассматриваемый период, связанное со становлением нового Российского государства.

Необходимость объективного и правдивого научного исследования вытекает из современных требований исторической науки, анализирующей процессы и события, происходившие в обществе без политической ангажированностиво-вторых, исследование правового воспитания в российском обществе обуславливается сложностью и масштабностью его реформирования, необходимостью получения высокого уровня правовой культуры и правовой подготовки молодежи.

Прежде всего, меняется тип общественного устройства и ценностные ориентации личности, социальных групп — особенно молодежи. В этих условиях важно, чтобы среди демократических ценностей и ставших в нашей стране приоритетными таких понятий, как правовое государство, свобода слова, права и свободы человека, политический, идейный и социальный плюрализм, не затерялись обязанности каждого гражданина России перед государством по выполнению Конституции и законов.

Сегодня в общественном сознании во многом искаженно осмысливаются многие законодательные акты и нормы поведения. Подобное положение усугубляется тем, что остается сложной социально-экономическая и политическая обстановка в стране, набирает силу опасная тенденция реализации отдельными слоями общества противоправных интересов, не соблюдаются нормы и правила законности, ухудшается социальная и правовая защищенность молодежи. Правовой нигилизм и юридическая безответственность перед обществом приобретают статус социального явления.

Автор считает, что решению задач правового воспитания в современных условиях будут способствовать критическое осмысление и творческое использование исторического опыта по правовому воспитанию учащихсяв-третьих, в современных условиях изучение и совершенствование правового воспитания является объективной потребностью как неотъемлемая составная часть общей системы воспитания молодежи.

В исследуемый период остро стоял вопрос о смысле и целях преобразований в РФ и их последствиях, о судьбах народа, его национального самосознания. Поэтому непростая обстановка в стране в решающей степени вызывала повышенный интерес к проблеме законопослушания в сознании общества. Это объясняется прежде всего той ролью, которую способно сыграть правовое сознание в деле возрождения России, сплочения всех общественных и политических сил народа в оздоровлении и гармонизации социального микроклимата.

К сожалению, до настоящего времени не создана эффективная государственная система правового воспитания, соответствующая реалиям сегодняшнего дня. Поэтому, на наш взгляд, назрела настоятельная необходимость использования всего наилучшего, что накоплено в данной области за прошедший период.

Сама жизнь настоятельно диктует необходимость объективно и всесторонне изучить опыт деятельности органов образования для создания системы правового воспитания молодежи, основанной на привитии ей чувства ответственности за будущее Россиив-четвертых, актуальность исследования определяется наличием большого количества не решенных проблем с дисциплиной и правопорядком в молодежной среде.

Например, в 1999 г. каждый десятый опрошенный молодой человек считал, что переход к рыночной экономике поставил его перед необходимостью «встраивания» в криминальные отношения, нарушения законов1. Усугубляет положение наркомания и алкоголизм.

1 Текущий архив Государственного Комитета РФ по делам семьи и молодежи, д. 14/3, 1999 г. Л. 12.

По оценкам экспертов МВД, наркотики регулярно употребляют до 2-х млн. молодых россиян, а четверть миллиона уже приобрели хроническую зависимость.

Среди состоящих на учете наркоманов 82% составляют лица моложе 24 лет. Однако действительный масштаб распространения наркомании в России значительно превышает число зарегистрированных случаев. По подсчетам некоторых независимых экспертов, в стране около 12 млн. наркоманов, при этом средний возраст приобщения к наркотикам сегодня 15 — 17 лет1.

Проблемой остается и широкое потребление в молодежной среде алкогольных напитков. Согласно данным исследования Института молодежи среди учащихся школ, ПТУ, студентов алкоголь не употребляют — 14% опрошенных, а около 10% выпивают чаще, чем раз в неделю или почти каждый день2- в-пятых, при усилении правового нигилизма и роста преступности в молодежной среде требуется единое понимание и согласование усилий всех государственных органов, в первую очередь органов образования и должностных лиц в осуществлении правового воспитания молодежи. Одновременно требуется качественное совершенствование работы всех педагогов и воспитателей по реализации прав и законных интересов учащихся.

Таким образом, актуальность темы вытекает из необходимости решения задач, связанных с организацией правового воспитания среди учащихся средних общеобразовательных школ, а именно накопления опыта в процессе: нормативно-правового обеспечения, воспитания и.

1 Текущий архив Государственного Комитета РФ по делам семьи и молодежи, д. 12/1,2003 г. Л. 8.

2 Там же. JI. 9. обучения в ходе учебного процесса и внеучебное время, деятельности органов образования по правовому воспитанию молодежи г. Москвы.

Обоснование хронологических рамок исследования. Исследуемый автором исторический период связан с радикальными изменениями во всех сферах общественной жизни. Автор считает необходимым дать пояснения по выбору следующих границ исследования 1993 — 2003 гг.

12 декабря 1993 г. в результате всенародного голосования была принята новая Конституция РФ, послужившая основой для формирования качественно нового правового пространства. С принятием Конституции изменилось правовое поле, так как существовавший до этого Основной закон государства был связан с иной исторической эпохой, не отвечал реалиям новой демократической России и только давал почву для размежевания общества. Новая Конституция потребовала перестройки всей системы правового воспитания молодежи, так как изменилась вся структура государственной власти, ее ценностные ориентиры.

Период с 1993 по 2003 г. был первой пробой новых подходов к воспитанию молодого поколения, основанных на иных принципах, приближенных к общепринятым в классических демократических государствах Западной цивилизации. В это время были приняты новые законодательные акты, апробированы новые воспитательные технологии.

Одновременно в эти годы происходили сложные процессы в самой системе правового воспитания молодых людей, в том числе учащихся средних общеобразовательных школ. Это наглядно прослеживалось в росте правонарушений и преступлений среди юношей и девушек.

Всестороннее изучение накопленного опыта деятельности органов образования в эти годы по правовому воспитанию молодежи представляет большой интерес для исторической науки, для решения практических задач по укреплению законности и правопорядка в стране.

Степень научной разработанности проблемы.

Изучение автором научной и публицистической литературы, содержащей анализ правового воспитания среди молодежи, показало, что за рассматриваемый период, многие исследователи в той или иной степени занимались изучением вопросов, связанных с деятельностью органов образования и ряда других организаций. Это дает возможность охарактеризовать историографию по данной проблеме.

Комплексный анализ деятельности органов образования по правовому воспитанию учащихся средних школ показал, что большая часть источников и литературы относится к советскому периоду и затрагивает философские, юридические, психологические и педагогические аспекты. Историческая составляющая, как правило, дается в контексте с другими вопросами, в том числе военно-патриотического, патриотического, интернационального воспитания молодежи1. При этом основополагающей была идея воспитания на социалистических принципах, что вполне соответствовало требованиям идеологических догм советского периода.

1 См.: Бирковский В. Г. Военно-патриотическое воспитание студенческой молодежи. М., 1973; Калинина С. В. О состоянии и задачах научных исследований по военно-патриотическому воспитанию учащихся // Военно-патриотическое воспитание учащихся. М., 1974; Бублик JI.A. Военно-патриотическое воспитание советской молодежи: теория, система, опыт. М., 1976; Трущенко Н. В. О коммунистическом воспитании молодежи и ее подготовке к труду и защите социалистического Отечества. М., 1977; Мишуровский Г. Ф. Актуальные вопросы военно-патриотического воспитания в современных условиях // Научный коммунизм. 1985. № 2. С. 121 — 125- Волков А. П. Деятельность компартии по военно-патриотическому воспитанию допризывной молодежи в 1961 — 1988 гг. М., 1989 и др.

Философы-этики рассматривали взаимодействие нравственного и правового воспитания как две развивающиеся системы социальной регуляции, внутриструктурные элементы которых взаимосвязаны, постоянно и одновременно влияют на поведение личности1.

В исследованиях юристов раскрывалась относительная самостоятельность права, специфика правового воспитания личности. Так, значительное внимание уделялось взаимодействию права и нравственности, развитию правовой культуры социалистического л общества.

Психологи анализировали механизмы нравственной устойчивости личности, опосредующее воздействие права на его поведение. В частности, рассматривались особенности усвоения ценностного значения права молодежи, а также формирования на основе этого усвоения соответствующего к нему отношения3.

В педагогическом плане в программу воспитания советской гражданственности значительный вклад внесли Н. К. Крупская,.

A.С. Макаренко и В. А. Сухомлинский. Принципиально важными для дальнейшего совершенствования данного процесса являлись идеи О. С. Богдановой, Н. И. Болдырева, Д.И., Водзинского, Л. И. Рувинского,.

B.Э. Чудновского об основных закономерностях нравственного воспитания, об определении его эффективных путей и условийГ.П. Давыдова, обосновавшего компоненты, воспитательно.

1 См.: Голубева Г. А. Взаимодействие нравственного и правового воспитания в социалистическом обществе (социально-философский анализ). М., 1981; Хайкин Я. З. Структура и взаимодействие моральной и правовой систем. М., 1972.

2 См.: Карпец И. И. Уголовное право и этика. М., 1985; Татаринцева Е. В. Правовое воспитание (методология и методика). М., 1990.

3 См.: Братусь Б. С. Нравственное сознание личности: психологическое исследование. М., 1985; Новик Ю. И. Психологические проблемы правового регулирования. Минск, 1989. профилактический потенциал, структуру и место правового воспитания в общей системе воспитания1.

Интересна по содержанию и фактически завершает историографию советского периода диссертация В.В. Гринкевич2.

Для исследований до 1991 г. характерна относительная узость источниковедческой базы. Ученые не имели возможности объективно и критически оценить происходившие процессы, опирались только на источники положительной направленности.

Отдельным этапом историографии выделяется период с 1992 г. Основная масса литературы представлена учебниками и учебными Л пособиями в области права, а также работами по гражданско-правовому образованию учащихся и студентов.

1 См.: Богданова О. С. Проблема формирования у школьника нравственного отношения к действительности // Советская педагогика, 1981. № 8. С. 19—24. Болдырев Н. И. Нравственное воспитание: вопросы теории. М., 1978; Водзинский Д. И. Нравственное поведение: сущность, структура, воспитание // Идейно-нравственное воспитание учащихся. Минск, 1985. С. 3—10. Руеинский А. И. Нравственное воспитание личности. М., 1981; Давыдов Г. П. Основы правового воспитания учащихся общеобразовательной школы: Автореф. дис. докт. пед. наук. М., 1984.

2 См.: Гринкевич В. В. Педагогические основы нравственно-правового воспитания старших подростков: Дис. канд. пед. наук. Минск, 1991.

3 Козлова Е. И, Кутафин О. Е. Конституционное право России. М., Юрист, 1995; Алехин A.JI., Козлов Ю. М. Административное право РФ. М., 1994—1995; Гражданское право России. Кол. авторов. М., 1996; Писарев А. Н. Муниципальное право РФ: Учебное пособие. М., 1997; Российское трудовое право: Учебник / Под ред. проф. А. Д. Заикина. М., 1997; Петров В. В. Экологическое право России Учебник. М., 1995; Уголовное право. Общая часть Учебник. М., 1997; Уголовное право. Основная часть Учебник. М., 1997; Яковлев А. И. Основы правоведения Учебник. М., 1997; Яковлев А. И. Юридический практикум по основам правоведения. М., 1997; Яковлев А. И. Основы законодательства о защите прав потребителей. М., 1997; Яковлев А. И. Основы правоведения: Альбом наглядных пособий. М., 1995.

Среди последних можно выделить труды В. В. Антонова, Е. С. Шабельника, П. С. Гуревича, А. Ф. Никитина, Я. В. Соколова, К. С. Гаджиева, В. О. Мушинского, Е. Г. Барихновской и др

Оценивая состояние историографии по проблеме в целом, необходимо отметить, что в российской исторической науке накоплен позитивный опыт в изучении вопросов формирования правового сознания молодежи. В настоящее время, на наш взгляд, интерес к данной проблеме усилился, т.к. возникла необходимость в создании эффективной системы правового воспитания российских граждан.

Однако реальные достижения в комплексном исследовании деятельности государства, в том числе органов образования по правовому воспитанию учащихся средних школ еще, по мнению автора, недостаточны.

Историографический анализ позволил определить те аспекты деятельности органов образования в области правового воспитания, которые не рассматривались в должной степени исторической наукой. До сих пор не было исследования на уровне кандидатской диссертации, в которой было бы проведено комплексное историческое исследование правового воспитания учащихся средних общеобразовательных школ г. Москвы в рассматриваемый период.

1 Антонов В. В. Младшим школьникам о Всеобщей декларации прав человека. М., 1995; Шабельник Е. С., Каширцева Е. Г. Ваши права. М., 1995; Шабельник Е. С., Каширцева Е. Г. Права на всякий случай. М., 1995; Гуревич П. С. Человек. М., 1995; Никитин А. Ф., Суворова Н. Г. Политика и право. М., 1995; Никитин А. Ф. Право и политика. М., 1997; Никитин, А Ф. Право и политика: Рабочая тетрадь. М., 1997; Гаджиев КС. и др.

Введение

в политологию. М., 1996; Никитин А. Ф. Правоведение: Избирательное право: Рабочая тетрадь. НПО «Школа», 1995; Мушинский В. О. Основы правоведения. М., 1995; Барихновская Е. Г. и др. Система правового образования в школе. Концепция: Учебники. Программы. СПб., 1995.

Указанные выше авторы, как правило, рассматривали эти вопросы с точки зрения старых подходов или в комплексе с другими мероприятиями. При этом основная доля диссертационных исследований была проведена до 1991 года и не отражает современных реалий. у Таким образом, недостаточная изученность этой проблемы, ее актуальность явились основанием для проведения настоящего исследования.

Исходя из актуальности и степени научной разработанности проблемы, диссертант определил объектом своего исследования процесс правового воспитания школьников на примере г. Москвы.

Предметом исследования является деятельность органов образования г. Москвы по правовому воспитанию учащихся общеобразовательных школ в 1993;2003 гг.

Необходимо отметить, что практика правового воспитания в г.

4 Москве имеет много общего с ее постановкой в целом по стране. Но в.

Москве, в деятельности органов образования, имелись и свои специфические особенности, на которые автор обращает внимание в своем исследовании.

Методологические основы исследования. При написании диссертации автор руководствовался диалектическим методом. Использование диалектического метода позволило рассматривать правовое воспитание учащихся средних общеобразовательных школ г. Москвы как единый процесс, протекавший во всем многообразии взаимоотношений государственных органов и личности, которые и определяли ее направленность на конкретных исторических этапах. В * методологическую основу данной научной работы входят методологические положения видных представителей мировой, отечественной исторической и другой общественной мысли.

Проблема исследуется при помощи таких общенаучных принципов, как объективность и историзм в изучении явлений, процессов, связей и отношений. Под объективностью соискатель подразумевает рассмотрение как источникового, так и реального исторического материала по теме диссертации. Под историзмом диссертант понимает анализ каждого исследуемого факта в его развитии, взаимосвязи, взаимообусловленности, единстве прошлого настоящего и будущего. Поэтому автор анализирует все источники и литературу по проблеме как с точки зрения накопления и систематизации, так и с точки зрения их оценки и интеграции.

Используя методологию не только в качестве учения о методах научного познания, но и как систему методов и определенных подходов к изучению данной научной проблемы, исследователь выделил приоритетные среди них. Общенаучные методы: исторический и логический, классификационный, контент-анализ, обобщения, сравнения, аналогии.

Специально-исторические методы: системный и сопоставительный, проблемно-хронологический, личностно-деятельностный, актуализации и периодизации, метод экстраполяции, компаративный метод и некоторые другие, изложенные и обоснованные в трудах отечественных и зарубежных ученых по теории методологии, историографии и библиографии.

Применяя разнообразные методы исследования, автор сумел выявить и изучить отдельные структурные элементы системы правового воспитания, установить существовавшие между ними связи.

Источниковая база исследования включает несколько групп.

Первую группу источников составляют законы Российской Федерации и подзаконные нормативно-правовые акты, законы г. Москвы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ и Правительства г. Москвы.

В первую очередь, к ним относится Конституция РФ, принятая в 1993 году и представляющая собой Основной Закон1.

Важными источниками для проведенного исторического исследования являлись Законы РФ «Об образовании» (1992), «Об общественных объединениях» (1995), «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» (1995), «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (1996), «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (1998), «Об основах государственной молодежной политики в Российской л.

Федерации" (1999). На основании данных законов организовывалось и проводилось правовое воспитание молодежи в рассматриваемый период.

К этой группе следует отнести и справочные издания, в которых публиковались законодательные акты.

См.: Конституция (Основной Закон) Российской Федерации. М.: Юридическая литература, 1993.

2 См.: Федеральный закон РФ от 23.04.1992 г. № 42-ФЗ «Об образовании» // Собрание законодательства РФ. 1992 № 31. Ст. 3421- Федеральный закон РФ от 19.05.1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» // Собрание законодательства РФ. 1995 № 21. Ст. 1930; Федеральный закон РФ от 26.05.1995 г. № 86-ФЗ «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» // Собрание законодательства РФ. 1995 № 25. Ст. 1979; Федеральный закон РФ от 21.05.1996 г. № 67-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» // Собрание законодательства РФ. 1996 № 54. Ст. 1127- Федеральный закон РФ от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 1998 № 97. Ст. 2662- Федеральный закон РФ от 9.02.1999 г. № 18-ФЗ «Об основах государственной молодежной политики в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 1999 № 26. Ст. 3421.

За рассматриваемый период вышел Указ Президента РФ непосредственно касающийся деятельности органов образования в области правового воспитания — «О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации"1.

Среди множества постановлений Правительства РФ можем выделить: Федеральную целевую программу «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 1999;2001 гг.», Государственную программу «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001 -2005 годы», Постановление № 551 от 24.07.00 г. «О военно-патриотических молодежных и детских объединениях"2.

Кроме этого, важное значение имеют законы3 и постановления Правительства г. Москвы4.

1 См.: Указ Президента РФ от 21.09.1993 г. № 1400 «О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации» // Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1993. № 32. Ст. 2149.

2 См.: Федеральная целевая программа «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 1999—2001 гг.». Утверждена постановлением Правительства РФ от 9.09.1999 г. № 1030- Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001;2005 годы». Утверждена постановлением Правительства РФ от 16.02.2001 г. № 122- Постановление от 5.06.2000 г. № 436 «О проведении конкурса на лучшую подготовку граждан Российской Федерации к военной службе, организацию и проведение призыва на военную службу» // Собрание актов Президента и Правительства РФ. 2000. № 27. Ст. 2531- Постановление от 24.07.2000 г. № 551 «О военно-патриотических молодежных и детских объединениях» // Собрание актов Президента и Правительства РФ. 2000. № 31. Ст. 3242.

3 См.: Закон г. Москвы от 7.04.1999 г. № 16 «О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в г. Москве" — распоряжения мэра г. Москвы: от 28.12.1998 г. № 130-РМ «Об утверждении программы борьбы с преступностью в Москве на 1999 г. (принималось ежегодно) — от 1.09.1998 г. № 887-РМ «Об утверждении Положения о межведомственном совете по борьбе с незаконным оборотом наркотиков в г. Москве и плана первоочередных мероприятий на 1998 год».

4 См.: Постановления Правительства г. Москвы: «О мерах по предупреждению распространения наркомании среди несовершеннолетних» от.

Второй группой источников являются документы различных государственных органов и организаций.

К таковым следует отнести:

— совместные постановления заинтересованных ведомств по отдельным проблемам правового воспитания населения страны;

— решения коллегий министерств и ведомств РФ, приказы министров и председателей Госкомитетов;

— материалы съездов, пленумов, конференций государственных и общественных организаций.

Третью группу источников составили документальные материалы, хранящиеся в центральных государственных и ведомственных архивах, а также текущие материалы государственных органов РФ и органов образования г. Москвы.

Автором изучены материалы Государственного архива Российской Федерации (ГА РФ), Центра хранения документов молодежных организаций (ЦХДМО).

В силу особенностей рассматриваемого периода не менее важными источниками были текущие архивные материалы: Государственного комитета РФ по делам молодежи, администрации Правительства г. Москвы, Министерства образования РФ, Комитета образования г. Москвы, учебного кабинета среднего профессионального образования г. Москвы.

11.08.98 г.- «О мерах по социальной поддержке и защите прав детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выпускников детских домов и школ-интернатов" — О воспитательной и досуговой работе с подростками и молодежью по месту жительства и занятости несовершеннолетних от 26.03.96 № 275- О порядке организации исполнения образовательных проектов (с изменениями на 15 января 2002 г.) от 27.02.01 № 211-ППО программе «Молодежь Москвы на 2001 — 2003 гг.» от 24.04.01 № 403-ПП.

— раскрыть процесс формирования правовых знаний молодых людей в ходе учебных занятий;

— исследовать организацию правового воспитания учащихся во внеучебное время;

— на основе результатов исследования сделать научно-обоснованные выводы, сформулировать практические рекомендации, направленные на повышение эффективности деятельности образовательных органов г. Москвы по правовому воспитанию учащихся средних общеобразовательных школ.

Структура исследования. Цель, задачи и предмет исследования определили соответствующую структуру диссертации. Она состоит из введения, трех разделов, заключения, списка источников и литературы, ряда приложений.

Выводы по третьему разделу.

Исследование деятельности органов образования по правовому воспитанию учащихся средних общеобразовательных школ во внеучебное время в рассматриваемый период показало, что основным его содержанием являлось воспитание осмысленной необходимости рационально использовать свое внеучебное времяпотребности постоянно совершенствовать свою правовую культурустремление к использованию эффективных способов критической самооценки качества своего отношения к законам российского государства.

Организация этого процесса требовала учета разнообразных факторов, в том числе отношения школьников к свободному времени, научных разработок в области воспитания личности, соотношения организованного и неорганизованного внеучебного времени и т. д.

При организации процесса формирования правовой культуры молодежи во внеучебное время органы образования исходили из того, что они уже имеют определенный опыт организации своего внеучебного времени, полученный в школе. Поэтому здесь необходимо было соблюдать преемственность, что особенно важно в условиях становления новой системы образования России и имевшихся социальных проблем в 1993—2003 гг.

Исследование показало, что не может быть одной, раз и навсегда сложившейся, устоявшейся формы правового воспитания во внеучебное время, универсальной для любой социальной группы (имеется в виду реальное соотношение видов деятельности), т.к. каждая из них имела свои отличительные признаки и особенности, свойственную ей структуру внеучебного времени, отличавшуюся характерным соотношением видов деятельности и соответствующих им конкретных занятий.

Проведенное исследование показало, что существовали как обязательные, так и неформальные формы правового воспитания учащихся во внеучебное время.

Из них наиболее распространенными были: циклы специально разработанных бесед со школьниками по правовым вопросамсочинения анкетного типа, дискуссии по проблемам Конституции РФ, закону о выборах, ходе избирательных кампанийтематические программы вовлечения юношей и девушек в работу молодежных объединений патриотической направленноститематические вечера- «интернет-кафе» и др.

Определенное воспитательное воздействие на внеучебное время оказывала работа с родителями, психологическая служба, библиотеки, педагогический коллектив.

Заключение

.

Исторический опыт учит, что важнейшее значение для воспитания необходимых обществу и государству качеств личности учащихся средних общеобразовательных школ имела специальная система правовоспитательных мероприятий со стороны органов образования.

Происходившие процессы в стране требовали делать упор, прежде всего на качественные показатели ее эффективности, на максимальную сопряженность с жизнью, на индивидуальную работу, неформальный и честный диалог с личностью, устранение пустой надзирательности, словесных трафаретов и штампов.

На основе проведенного исследования деятельности органов образования г. Москвы по правовому воспитанию учащихся средних общеобразовательных школ в 1993;2003 гг. можно сделать следующие выводы:

1. Изучение архивных документов и материалов показало, что исходя из объективных потребностей общественного развития Российской Федерации в исследуемые годы выделялся ряд факторов определивших необходимость правовой работы с молодежью, как составной части воспитательного воздействия на ее сознание.

Среди них выделяются в первую очередь происшедшие после сентября 1993 г. изменения в государственном устройстве России и принятие 12 декабря 1993 г. новой Конституции страны, в результате чего Российская Федерация стала президентской республикой. Такие кардинальные изменения требовали активизации правового воспитания в рамках нового конституционного поля.

Анализ проблемы деятельности органов образования по правовому воспитанию школьников в рассматриваемый период позволяет говорить о том, что новые подходы в этой работе вытекали также из массированного изменения всей законодательной базы российского государства. Разобраться в многообразии принятых законодательных актов без соответствующего правового воспитания было крайне сложно, тем более, что очень часто местные законы входили в противоречие с федеральными и Конституцией РФ.

Серьезным фактором, указывавшим на необходимость правового воспитания молодежи со стороны органов образования, была сложная криминогенная обстановка в Российской Федерации. При этом по всем показателям молодежная преступность опережала взрослую.

Кроме того, исследование дало возможность вычленить и другие факторы, определявшие правовоспитательную деятельность средних общеобразовательных учебных заведений: наличие перекосов (с точки зрения общества) в ценностях и предпочтениях молодежисочетание понимания прав человека с наличием чувства беззащитности у молодых людейпестрота политических партий и движений Россиимногонациональный состав страныпроблемы во взаимоотношениях федерального центра и субъектов федерации.

2. Большое влияние на проводившуюся организаторскую и практическую деятельность органов образования оказала сложившаяся система правового воспитания учащихся средних общеобразовательных школ, которая неразрывно была связана с явлениями и процессами, происходившими в обществе.

Одна из основных ее особенностей заключалась в том, что она функционировала в условиях нового правового поля, обострения криминогенной ситуации, социальных и политических проблем, переросших в октябре 1993 г. в острую политическую борьбу, завершившуюся принятием качественно иной Конституции России.

Исследование показало, что центральными элементами системы правового воспитания школьников являлись ее субъекты и объекты. К субъектам правового воспитания относились: общество, государственные институты и учрежденияобразовательные органы г. Москвысредства массовой информацииобщественные организации и объединенияруководители учебных заведенийподразделения юридической службыучебные коллективы.

Объектом правового воспитания выступали учащиеся средних общеобразовательных школ г. Москвы. Ведущее место в правовой работе с молодыми людьми занимали: Московский Комитет (департамент) образования, учебные заведения со своими педагогическими коллективами.

3. Анализ документов и архивных источников показал, что основными задачами правового воспитания юношей и девушек в исследуемые годы были: обучение молодых людей правовым знаниям, превращение полученных правовых знаний в личные убеждения, привитие школьникам чувства нетерпимости к любым отступлениям от требований правовых норм, формирование готовности и умения учащихся активно отстаивать и защищать свои права.

При этом вся система правового воспитания функционировала основываясь на следующих принципах: гуманизации, научной обоснованности, индивидуального подхода, воспитания в коллективе и через коллектив, воспитания в процессе учебной и внеучебной работы, комплексности, целеустремленности и конкретности, систематичности и непрерывности.

Реализация задач происходила в обозначенный период по следующим направлениям правового воспитания:

— выработка четких мировоззренческих установок в условиях сложной и противоречивой общественно-политической ситуации в стране и реформирования образования;

— формирование глубоких и устойчивых правовых представлений и убеждений, навыков активного правомерного поведения;

— анализ ситуации в стране с решением проблем укрепления законности и правопорядка и определении на этой основе системы приоритетов на ближайшую и долговременную перспективу;

— обеспечение взаимодействия с органами государственной власти и местного самоуправления, правоохранительными органами, общественными и религиозными объединениями при осуществлении правового воспитания учащихся;

— использование исторического и современного отечественного и зарубежного опыта правового воспитания;

— обучение членов педагогических коллективов современным формам и методам правового воспитания;

— повышение уровня эффективности и полноты оперативного информирования школьников о требованиях нормативно-правовых актов;

— организация противодействия противоправному общественному мнению в учебных коллективах;

— улучшение морально-психологического климата в учебных заведениях.

4. Опыт проведения правовой воспитательной работы органами образования с учащимися средних общеобразовательных школ в рассмотренный период показал, что ее организация включала: во-первых, систематическое планомерное воздействие на личность в целях доведения до ее сознания требований прававо-вторых, обеспечение благоприятного влияния социальной среды, создание надлежащих условий для интенсивного усвоения личностью общественного правосознания и правовых нормв-третьих, включение учащихся в практическую деятельность, направленную на формирование у них потребности в правовых знаниях и воспитанию привычки соблюдать требования законов, иных нормативных актов.

5. Исследование деятельности органов образования по правовому воспитанию молодежи в общеобразовательных учреждениях г. Москвы показало, что его организация осуществлялась как в учебное, так и внеучебное время.

В учебное время формирование у молодых людей правовых знаний происходило через осознание своего отношения к нравственному содержанию исторических знаний в двух взаимосвязанных аспектах: посредством показа исторических фактов, явлений, противоречивости исторического процесса, ситуации на основе воссоздания гражданской деятельности человека и за счет соответствующих опережающих заданий.

Такой путь обогащал нравственно-правовое сознание школьников видением новизны и общественно значимого смысла деятельности людей, позволял сопереживать утверждение ими моральной и правовой справедливости, постигать начала гражданственности.

Одновременное изучение предметов «Основы государства и права», «История России» создавало возможность выработки у молодых людей нравственно-правовых ориентиров в окружающей жизни. Педагогический смысл такой одновременности заключался в том, что с помощью конкретного материала уроков, учитывая нравственно-правовой опыт воспитанников аргументированно взаимодополнялись неполные, либо опровергались ложные представления учащихся о сущности ценностных ориентаций в отношениях между людьми.

Такое обогащение осуществлялось посредством не простого отрицания аморального и противоправного в поступках человека, а утверждением и изложением собственной доказательной точки зрения о социально ответственном поведении.

Реализуя воспитательные возможности данных предметов в формировании у молодежи осознанного отношения к нравственной сущности правовых знаний, был выделен следующий вариант использования данного процесса на практике. Вначале изучались представления школьников о нравственных ориентациях, чтобы обеспечить неразрывность связи с вводимым нравственным содержанием актуальных для них вопросов.

Затем воссоздавался гражданский смысл деятельности исторических личностей, наших современников и на этой основе осмысливалась взаимосвязь непреходящих моральных ценностей прошлого и настоящего. В последующем — молодые люди вовлекались в разрешение моделируемых и естественных жизненных ситуаций с нравственно-правовым содержанием, которые упражняли их в закреплении уже приобретенного опыта постижения гражданской ценности человека.

6. По мере развития интереса к правовой деятельности, осознания ее значимости для учебного класса, отдельных учащихся осуществлялся переход к более сложным формам подростковых объединенийправовым клубам. Их задача состояла в том, чтобы, совершенствуя самоуправление учащихся, одновременно вовлекать их в пропаганду знаний о морали и праве и практическое разрешение разнообразных ситуаций с правовым содержанием, возникающих в повседневной жизни.

7. Необходимым условием формирования правовых знаний в ходе учебного процесса у молодых людей являлось взаимодействие учебного заведения и семьи. Ведущая функция школы в ее организации состояла в одновременном повышении нравственно-правовой культуры родителей и их включении в нравственно-правовую деятельность совместно со школьниками. Это позволяло семье формировать гражданскую позицию своих детей, а молодежи — глубже осваивать накопленный взрослыми опыт гражданского поведения.

Результативность совместной работы учебного заведения и семьи обеспечивалась целенаправленной деятельностью всех педагогов, работающих в данных коллективах. Родители охотно принимали рекомендации школ по нравственно-правовому воспитанию своих детей в том случае, когда педагоги хорошо знали и учитывали их реальные возможности и затруднения в воспитании своих детей, способствовали освоению ими конкретных и реально выполнимых советов, которые вели к успехам в воспитании учащихся.

В этой связи в практику работы школьных коллективов выдвигалась следующая последовательность работы в организации такого взаимодействия:

— диагностика уровней нравственно-правовой культуры родителей и организация педагогической помощи, которую бы хотела получить семья в каждой из выделенных групп по нравственно-правовому воспитанию детей;

— включение родителей в обсуждение вопросов нравственно-правового воспитания совместно с педагогическим коллективом, и с учетом их возможностей в разнообразную деятельность учащихся;

— сочетание лекций и практикумов с акцентом на практическое освоение многообразных способов решения нравственно-правовых ситуаций в реальных условиях семейного воспитания.

8. Исследование проблем правового воспитания учащихся средних общеобразовательных школ показало, что в рассматриваемый период большое внимание при его организации органами образования уделялось внеучебному времени. Стержнем этой работы было привлечение юношей и девушек к мероприятиям коллективного характера с правовой направленностью и привитие у них привычки к правовому самообразованию, в целях недопущения правонарушений и преступлений.

Правовое воспитание школьников во внеучебное время строилось с учетом следующих обстоятельств: наличия проблем отдыха и проведения свободного временистремление молодых людей принадлежать к обществу сверстниковнеудовлетворенность деятельностью социальных институтов в данной сферепсихолого-педагогических качеств личности молодых людейособенностей учебного заведения, его профиля, учебного планасостояния дисциплины и организованности среди учащихся и др.

Существовали как обязательные, так и неформальные формы воспитания молодежи. Обязательные определялись руководством Комитета образования, исходя из ситуации, и приурочивались к конкретным мероприятиям Всероссийского (общемосковского) масштаба.

В соответствии с этим использовались следующие формы: цикл специально разработанных бесед с юношами и девушками по различным правовым вопросам — «Россия — наша Родина», «Сущность конституционных основ РФ», «Права и обязанности граждан России» и др.- сочинения анкетного типа — «Мои интересы», «Мои права и обязанности», «Я и Россия» — в целях выяснения круга интересов молодых людей и их отношения к происходившим конституционным преобразованиямдискуссии по проблемам новой Конституции, Закону о выборах, ходе избирательных кампаний.

Интересной и перспективной формой воспитания правового самосознания школьников в 1993;2003 гг. было их вовлечение в молодежные объединения патриотической направленности, которые занимали своеобразное «промежуточное» положение между обязательными и неформальными формами работы с юношами и девушками.

Изучение текущих архивов показало, что характерной чертой этих объединений была альтернативность воспитательному процессу в учебных заведениях.

Анализируя неформальные формы работы, автор пришел к выводу, что во главе большинства начинаний в этом деле выступали сами учебные заведения, беря на себя всю ответственность и организацию. Структуры образования в этом случае или поддерживали авторитетом и своими решениями, или принимали участие в виде выделения материальных средств.

Историческое исследование деятельности органов образования по правовому воспитанию школьников подтвердило, что его эффективность повышалась во внеучебное время там, где активно использовались возможности работы с родителями, психолого-педагогической службы, библиотек, классных руководителей. При этом правовые вопросы входили, как правило, составной частью в общие проблемы воспитания молодежи.

Новой и перспективной здесь была деятельность психологической службы, которая решала задачи тестирования, анализа динамики отдельных черт личности, профилактики алкоголизма и наркомании, находившихся в тесной связи с нарушением законов России и уголовными преступлениями.

Проведенный исторический анализ деятельности органов образования г. Москвы позволил определить и сформулировать некоторые уроки, а также рекомендации, носящие практический характер. Их учет, по мнению автора, будет иметь положительное значение для дальнейшего развития исторической науки, а также для улучшения правового воспитания школьников в Российской Федерации.

Урок первый. Изучение опыта правового воспитания учащихся средних общеобразовательных школ показало, что воспитание правового самосознания — это государственная задача, которая не должна зависеть от политической конъюнктуры или от воли отдельных руководителей различных рангов. Это подтверждает, что никакие закрепленные даже в основном законе страны — Конституции Российской Федерации высокие требования, останутся всегда невыполненными, если социальная значимость правового воспитания и образования не будет понята всеми слоями населения. Именно это дает возможность сделать его общим делом, независимо от политических, религиозных и других взглядов.

Урок второй. Исследование деятельности органов образования г. Москвы по правовому воспитанию учащихся в 1993—2003 гг. привело к выводу о том, что успеха добивались те учебные заведения, которые проявляли самостоятельность и инициативу, высокую принципиальность в решении поставленных задач, постоянно опирались на массы молодежи, жили ее интересами и заботами. Высоким авторитетом пользовались те структуры образования, в работе которых повсеместно утверждались демократические принципы, создавались условия свободного выражения мнений и широкого обсуждения всех актуальных вопросов состояния дисциплины и правопорядка, учитывалось общественное мнение в решении кадровых вопросов.

Важным уроком для функционирования создаваемой системы правового воспитания школьников является то, что она в условиях новой России должна строиться на демократических методах и формах работы, не допуская диктата, голого администрирования, бюрократизма и формализма.

Практическая значимость работы определяется интересом современной исторической науки России к вопросам формирования правосознания молодого поколения и его воспитания в целом. Материалы исследования могут быть применены в учебно-воспитательном процессе средних общеобразовательных школ и учебных заведений среднего профессионального образования Российской Федерации.

На основе анализа проблемы были сформулированы практические рекомендации. По ходу исследования уже высказывался ряд предложений и рекомендаций, касающихся деятельности органов образования. Не повторяя их, автор хотел бы остановиться еще на следующих:

1. Было бы правильным Государственной Думе Федерального собрания Российской Федерации продолжить работу над федеральными законами, направленными на борьбу с преступностью, наркоманией, алкоголизмом, а также повышающими социальную защищенность молодых людей в современных условиях.

2. Правительству России, органам местного самоуправления было бы целесообразно в полном объеме осуществлять финансирование расходов связанных с реализацией на практике принятых федеральных законов «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» (1998) и «Об основах государственной молодежной политики в РФ» (1999).

3. Министерству Культуры и Госкомитету РФ по делам семьи и молодежи было бы своевременно: сформировать электронный банк данных инновационных проектов правовых программ, с этой целью продолжить практику конкурсов вариативных программ в сфере отдыха, оздоровления, предупреждения правонарушений, занятости детей, подростков и молодежи (в том числе по проведению профильных лагерей, лагерей с дневным пребыванием, палаточных, семейного типа) — продолжить работу по поддержке научно-социальных, образовательных и исследовательских программ и мероприятий молодежных общественных объединений, направленных на развитие научного и технического творчества, создание условий для реализации творческого потенциала молодежиинициировать принятие субъектами РФ региональных концепций, региональных программ по правовому воспитанию молодежи, борьбе с молодежной преступностью, наркоманией и алкоголизмом.

4. Было бы правильно Правительству г. Москвы осуществлять координацию совместной деятельности общеобразовательных и среднеспециальных учебных заведений по правовому воспитанию молодежи.

5. Московскому Комитету образования было бы желательно предусмотреть: увеличение годового и текущего финансирования деятельности различного рода патриотических объединений и клубов молодежиувеличение количества мероприятий правовой направленностиувеличение количества семинаров (конференций) с руководителями учебных заведений и учителями по методике организации правового воспитания молодежипроведение конкурса на лучшее среднее общеобразовательное учебное заведение по организации правовой работы с учащимисясистематическое обобщение опыта лучших педагогов средних школ по организации правовой работы с молодежью. С этой целью организовать выпуск бюллетеня «Правовая воспитательная работа в средних общеобразовательных учреждениях».

6. Издательствам московских газет и журналов, а также книжным издательствам было бы хорошо предусмотреть в своих планах выпуска подготовку и издание справочно-информационной литературы для молодежи по доступным ценам, методической литературы по вопросам права — для педагогов.

7. Руководителям средних общеобразовательных учебных заведений г. Москвы было бы правильно: создать информационно-консультативные центры по проблемам правовой защищенности школьниковорганизовывать клубы по интересам, в том числе гуманитарной, специальной и технической направленностивнедрять и применять возможности компьютерной техники для сбора и обработки информации о состоянии криминогенной ситуацииразработать систему обмена информацией о поведении студентов вне учебного заведения с органами внутренних дел и родителямипериодически организовывать встречи с работниками милиции, прокуратуры, судовсосредоточить внимание на качественном планировании, согласовании совместных мероприятий с государственными органами, общественными организациями, культурно-досуговыми учреждениями по формированию правовой культуры учащихсяактивнее использовать воспитательный потенциал исторического прошлого страны, в том числе празднования юбилейных датпропагандировать положительный опыт правомерного поведения школьников, через организацию радиогазет, фотогазет, «круглых столов», моральное и материальное стимулирование активистов правового воспитания.

8. Для улучшения процесса правового воспитания молодого поколения продолжить дальнейшую разработку теоретических проблем по следующим направлениям: ментальность молодежи России и правовая культураправовое воспитание молодежи, как объект педагогического воздействия государственных и общественных организацийправовое воспитание молодежи с учетом специфики социального положения и региона проживанияроль культурно-просветительных учреждений России в правовом воспитании молодежи в условиях рыночной экономикироль органов местного самоуправления в правовом воспитании современной молодежи во внеучебное времяформирование правовой культуры молодых людей в других странах мира.

Проведенное исследование и сделанные выводы в определенной степени могут способствовать совершенствованию и дальнейшему развитию отечественной исторической науки, так как расширяют знания по истории деятельности органов образования г. Москвы в интересах воспитания молодого поколения.

Именно молодежь является той частью населения, которая через некоторое время станет у руля государственных органов, и от того кого мы воспитаем сегодня будет зависеть будущее нашего государства.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Труды по теории и методике проблемы
  2. А.Я. Права человека. Новое знание: Учебно-методическое пособие. М., 1995.
  3. М.А. Категории и методы исторической науки. М.: Наука, 1984. 237с.
  4. М.А. Эпохи и идеи. Становление историзма. М., 1987. 162с.
  5. Е.Г. и др. Система правового образования в школе. Концепция. Учебники. Программы. СПб., 1995.
  6. М. Апология истории или ремесло историка. Пер с франц. Изд. 2-е доп. М.: Наука, 1986. 138 с.
  7. Историческая наука: вопросы методологии. М.: Мысль, 1986.227 с.
  8. И.Д. Методы исторического исследования. М.: Наука, 1987. 287с.
  9. .Г. Введение в методологию истории. М.: Высшая школа, 1989. 183 с.
  10. А.Ф. Права человека: Учебное пособие для средних школ. М., 1993.
  11. Проблемы теории исторического процесса. М., 1981. 219 с.
  12. Документы государственных органов
  13. Декларация о государственном суверенитете РСФСР. Принята1206.90 г. Ведомости РФ. 1990. № 2.
  14. Закон РФ «О прокуратуре Российской Федерации» (в ред. от 18.10.95 г.). СЗ РФ, 1995. № 45.
  15. Закон РФ «О милиции». Принят 18.04.91 г. Ведомости РФ, 1991. № 16.
  16. Закон РФ «06 обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан». Ведомости РФ. 1993. № 39- СЗ РФ. 1995. № 42.
  17. Закон РФ «О защите прав потребителей» (в ред. от 5.12.96 г.). СЗ РФ. № 2.
  18. Закон РФ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности». Принят 8.12.95 г. СЗ РФ. 1996. № 2.
  19. Закон РФ «О коллективных договорах и соглашениях». Принят 11.03.92 г. Ведомости РФ. 1992.№ 17-СЗРФ, 1995.№ 41.
  20. Закон РФ «О порядке разрешения коллективных трудовых споров» Принят 20.10.95 г. СЗ РФ. 1995. № 42.
  21. Основы законодательства Российской Федерации об охране труда. Приняты 6.08.93 г. Ведомости РФ. 1993, № 35.
  22. Патентный закон Российской Федерации. Принят 28.09.92 г. Ведомости РФ. 1992. № 42.
  23. Закон РФ «Об охране окружающей природной среды». Принят1912.91 г. Ведомости РФ. 1992. № 10.
  24. Закон «Об экологической экспертизе». Принят 19.07.95 г. СЗРФ, 1995. № 45.
  25. Закон РФ «О занятости населения в Российской Федерации». В ред. от 22.03.96 г. СЗ РФ, 1996. № 38.
  26. Закон РФ «Об арбитражных судах в Российской Федерации». Принят 30.04.95 г. СЗ РФ. 1995, № 18.
  27. Закон РФ «О несостоятельности (банкротстве) предприятий». Принят 19.11.92 г. Ведомости РФ. 1992,№ 1.
  28. Закон РФ «О государственных пособиях гражданам имеющим детей». Принят 19.05.95 г. СЗ РФ, 1995, № 21- № 45.
  29. Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан. Приняты 22.07.93 г. САПП РФ. 1993, № 30
  30. Закон РФ «О судебной системе Российской Федерации». Принят2310.96 г. СЗРФ, 1996. № 42.
  31. Закон РФ «Об образовании». В ред. от 12.07.95 г. СЗ РФ. 1995,28.
  32. Закон РФ «Об акционерных обществах». Принят 24.11.95 г. СЗРФ, 1995, № 45.
  33. Закон РФ «О некоммерческих организациях». Придет 8.12.95 г. СЗРФ, 1995, № 46.
  34. Закон РФ «О государственной пошлине». В ред. от 24.11.95 г. СЗ РФ. № 45.
  35. Закон РФ «0 государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов». Принят 22.03.95 г. СЗ РФ, 1995, № 13.
  36. Закон РФ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию». Принят 18.07.96 г. СЗ РФ, 1996. № 31.
  37. Закон РФ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». Принят 19.07.96 г. СЗ РФ, 1996, № 31.
  38. Закон РФ «О науке и государственной научно-технической политике». Принят 12.07.96 г. СЗ РФ, 1996. № 31.
  39. Закон РФ «Об обеспечении конституционных прав граждан РФ избирать и быть избранными в органы местного самоуправления» Принят 23.10.96 г. СЗРФ, 1996. № 45.
  40. Указ Президента РФ от 4.05.94 г. № 850 «О государственном надзоре и контроле за соблюдением законодательства о труде и охране труда». СЗ РФ. 1994. № 2.
  41. Указ Президента РФ от 19.02.96 г. № 209 «О проверках соблюдения законодательства об оплате труда». СЗ РФ. 1995, № 7.
  42. Указ Президента РФ от 21.02.96 г. № 218 «О привлечении к дисциплинарной ответственности должностных лиц, виновных в несвоевременности выплаты заработной платы, пенсий и иных социальных выплат». СЗ РФ. 1996, № 7.
  43. Постановление Правительства РФ от 6.03.96 г. № 230 «О мерах по реализации Указов Президента РФ, направленных на обеспечение своевременной выплаты заработной платы работникам бюджетной сферы». СЗ РФ. 1996, № 9.
  44. Положение о Федеральной инспекции труда при Министерстве труда РФ. СЗ РФ. 1994. № 13.
  45. Постановление Правительства РФ от 30.07.93 г. № 730 «О Службе разрешения коллективных трудовых конфликтов при Министерстве труда РФ». СА РФ .1993 .№ 31.
  46. Постановление Правительства РФ от 4.11.93 г. № 1138 «О порядке деятельности Службы разрешения коллективных трудовых конфликтов при Министерстве труда РФ». СА РФ, 1993, № 28.
  47. Положение о Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношении. С, А РФ.1993.№ 28.
  48. Положение о Федеральной службе занятости России. САРФ. 1993.
  49. Постановление Министерства труда РФ от 14.07.93 г. № 135 «Об утверждении рекомендаций по заключению трудового договора в письменной форме и примерной формы трудового договора». Российская юстиция, 1994. № 2.
  50. Разъяснение Министерства труда РФ от 25.11.93 г. «Об отпусках работающим по совместительству». Утв. пост. Минтруда РФ от 25.11 .93 г. № 173. Домашний адвокат. 1994, № 3.
  51. Правила возмещения работодателями вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо повреждением здоровья, связанными с исполнением ими трудовых обязанностей. Утв. Верховным Советом РСФСР 24.12.92 г. Ведомости РФ. 1993. № 2.
  52. Положение о порядке расследования и учета несчастных случаев на производстве. Утв. пост. Правительства РФ от 3,06.95 г. № 559. СЗ РФ. 1995, № 24.
  53. Положение о порядке обеспечения пособиями по государственному социальному страхованию. Утв. пост. Президиумом ВЦСПС от 12.11.84 т. с изменениями и дополнениями. Библиотечка Российской газеты. 1995. выпуск 4.
  54. Положение о порядке назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей. Утв. пост. Правительства РФ от 4. 09. 95 г. № 883. СЗ РФ. 1995. № 37.
  55. Приказ Минздравмедпрома РФ от 13.01.95 г. № 5 «О мерах по совершенствованию экспертизы временной нетрудоспособности». Библиотечка Российской газеты. 1995, вып.4.
  56. Гражданский кодекс РФ. Часть 1 и П. М.: Юрист. 1996.
  57. Кодекс РФ об административных правонарушениях. М.: Юрист.1996.
  58. Уголовно-исполнительный кодекс РФ. М.: Юрист, 1996.
  59. Гражданско-процессуальный кодекс РФ. М.: Юрист, 1996.
  60. Уголовно-процессуальный кодекс РФ. М.: Юрист, 1996.
  61. Арбитражный процессуальный кодекс РФ. М.: Юрист., 1996.
  62. Семейный кодекс РФ. М.: Юрист, 1997.
  63. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 22.12.92 г. № 16 «О некоторых вопросах применения судами РФ законодательства при разрешении трудовых споров». Бюллетень Верховного Суда РФ, 1993, № 3.
  64. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 21.12.93 г. № 10 «О рассмотрении судами жалоб на неправомерные действия, нарушающие права и свободы граждан». Бюллетень Верховного Суда РФ, 1994, № 3.
  65. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28.04. 94 г. № 3 «О судебной практике по делам о возмещении вреда, причиненного повреждением здоровья». Бюллетень Верховного Суда РФ, 1994, № 7.
  66. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29.09.94 г. № 7 «О практике рассмотрения судами дел о защите прав потребителей». Бюллетень Верховного Суда РФ, 1995, № 1.
  67. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.941. № 10 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда». Бюллетень Верховного Суда РФ, 1995, № 3.
  68. Документы Правительства Москвы
  69. О Межведомственной комиссии по противодействию злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту Постановление Правительства Москвы от 29.11.94 № 1089
  70. О программе «Столичное образование» Постановление Правительства Москвы от 05.07.94 № 557
  71. О предоставлении льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг инвалидам и участникам Великой Отечественной войны Постановление Правительства Москвы от 11.04.95 № 314
  72. О дополнительных мерах по социальной защите участников войны, лиц приравненных к ним, и членов их семей в г. Москве Постановление Правительства Москвы от 15.11.94 № 1036
  73. О финансировании первого этапа работ по восстановлению мемориального Братского военного кладбища в г. Москве Постановление Правительства Москвы от 22.11.94 № 1066
  74. Об утверждении в статусе памятников истории воинских захоронений на кладбищах г. Москвы Постановление Правительства Москвы от 17.01.95 № 49
  75. Об утверждении Комплексной программы реставрации историко-архитектурного наследия города к 850-летию основания Москвы Постановление Правительства Москвы от 15.08.95 № 707
  76. О ходе подготовки к 850-летию основания Москвы Постановление Правительства Москвы от 29.08.95 № 721
  77. О проекте Закона города Москвы «О территориальном делении города Москвы» Постановление Правительства Москвы от 03.05.95 № 390
  78. О мерах социальной поддержки Московского Дома ветеранов войн и Вооруженных Сил (с изменениями на 21 апреля 1998 года) Постановление Правительства Москвы от 21.11.95 № 950
  79. Об утверждении Программы содействия занятости населения г. Москвы на 1996 год Постановление Правительства Москвы от 30.01.96 № 93
  80. О молодежно-туристической программе «Москва столица государства Российского» Постановление Правительства Москвы от 22.07.97 № 554
  81. Об утверждении Программы основных юбилейных мероприятий, посвященных 850-летию основания Москвы Постановление Правительства Москвы от 18.03.97 № 192
  82. О Программе содействия занятости населения г. Москвы на 1997 год Постановление Правительства Москвы от 18.03.97 № 194
  83. О готовности системы образования г. Москвы к новому 1997/98 учебному году Постановление Правительства Москвы от 19.08.97 № 653
  84. О ходе выполнения Плана основных мероприятий по подготовке и проведению празднования 55-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне 1941−1945 гг. Постановление Правительства Москвы от 15.02.00 № 126
  85. О предварительных итогах исполнения бюджета города Москвы за 1999 год и мерах по реализации Закона города Москвы от 24 декабря 1999 года № 40 «О бюджете города Москвы на 2000 год» Постановление Правительства Москвы от 04.04.00 № 238
  86. Об организации работы с детьми и подростками в Северном административном округе Постановление Правительства Москвы от 16.05.00 № 336
  87. О строительстве в г. Москве универсального ледового Дворца спорта Постановление Правительства Москвы от 13.06.00 № 454
  88. О ходе подготовки образовательной отрасли города Москвы к новому 2000−2001 учебному году (с изменениями на 9 января 2001 года) Постановление Правительства Москвы от 27.06.00 № 478
  89. О воспитательной и досуговой работе с подростками и молодежью по месту жительства и занятости несовершеннолетних Постановление Правительства Москвы от 26.03.96 № 275
  90. Об основных положениях Программы развития туризма в г. Москве на период до 2010 года Постановление Правительства Москвы от 08.08.00 № 602
  91. О присвоении имени Героя Российской Федерации А. В. Соломатина средней общеобразовательной школе № 1103 Постановление Правительства Москвы от 19.12.00 № 981
  92. О подготовке к празднованию 60-й годовщины разгрома немецко-фашистских войск под Москвой Постановление Правительства Москвы от 19.12.00 № 993
  93. О Плане мероприятий по улучшению положения детей в Москве на 2001−2002 годы Постановление Правительства Москвы от 06.02.01 № 126-ПП
  94. О Городской целевой программе создания отечественных телефильмов на 2001 год Постановление Правительства Москвы от 20.02.01 № 173-ПП
  95. О порядке организации исполнения образовательных проектов (с изменениями на 15 января 2002 года) Постановление Правительства Москвы от 27.02.01 № 211-ПП
  96. О целевой программе по развитию физкультуры и спорта на 2001 год Постановление Правительства Москвы от 13.03.01 № 247−1111
  97. О программе «Молодежь Москвы» на 2001−2003 годы Постановление Правительства Москвы от 24.04.01 № 403-ПП
  98. Об итогах проведения целевой диспансеризации населения г. Москвы в 1998—2001 годах и программе Комитета здравоохранения Москвы «Целевая диспансеризация населения г. Москвы на 2002−2004 годы» Постановление Правительства Москвы от 24.07.01 № 682−1111
  99. Об организации деятельности социально-педагогического центра «Факел» Постановление Правительства Москвы от 05.05.92 N 253
  100. О ходе выполнения постановления правительства Москвы от 22.11.91 г. № 197 «О мероприятиях по обеспечению издания Книги Памяти Москвы» Постановление Правительства Москвы от 26.05.92 № 318
  101. О задачах на 1992−1995 гг. по увековечению памяти защитников Родины Постановление Правительства Москвы от 03.11.92 № 924
  102. О мерах по реализации Закона Российской Федерации «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества» Постановление Правительства Москвы от 31.03.98 № 239
  103. О проведении московского этапа Эстафеты Олимпийского огня Всемирных юношеских игр 1998 года Постановление Правительства Москвы от 09.06.98 № 460
  104. О проведении праздничных мероприятий, посвященных 300-летию основания историко-культурного комплекса «Лефортово» Постановление Правительства Москвы от 29.12.98 № 1031
  105. О проведении Дня Государственного флага Российской Федерации 22 августа 1999 года Постановление Правительства Москвы от 10.08.99 № 728
  106. О программе «Столичное образование» (с изменениями от 14 января 1997 года) Постановление Правительства Москвы от 05.07.94 № 557
  107. Архивные документы и материалы
  108. Государственный архив Российской Федерации (ГА РФ) Фонд 9570
  109. Опись 3, д. 21, 39, 57, 58, 74, 77, 97, 110,114, 116, 117,130,137, 150, 152, 169, 170, 184, 186, 187.1. Фонд 9552
  110. Центр хранения документов молодежных организаций ЩХДМО)
  111. Фонд 1 (Документы Государственного комитета РФ по делам молодежи)
  112. Текущий архив учебно-методического кабинета среднего профессионального образования г. Москвы.
  113. Текущий архив Государственного комитета Российской Федерации по делам молодежи.
  114. Текущий архив Московского Комитета образования.
  115. Материалы социологических исследований различных категорий молодежи за 1990−1999 гг.
  116. Текущий архив военно-патриотических клубов десантного профиля.
  117. Монографии, научные работы
  118. Р. Человек. Нация. Общество. М&bdquo- 1991.
  119. С. С. Государство и право. Начальный курс. 2-е изд. М.: «ЮЛ.», 1994.
  120. Асмолов, А Г. Психология личности. Принципы общепсихологического анализа. М., 1990.
  121. Г. М. Социальная психология: Учебник. М., 1988.
  122. М. А. О категории «цивилизация» // Новая и новейшая история. 1990. № 3.
  123. Н.А. Судьба России. М., 1990.
  124. Н. А. О назначении человека. М., 1991.
  125. А. О. и др. Определение социологии как общей науки об, обществе//Социологические исследования. 1991. № 5.
  126. Р., Бондарев JI. Природа и цивилизация. М., 1988.
  127. М. Я. и др. Я, или Правила поведения для всех. М., 1991.
  128. Библия. Книга Священного Писания. Ветхий и Новый Завет (все издания).
  129. Всемирное писание: сравнительная антология священных текстов. М.: Республика, 1995.
  130. Введение в обществознание / Под ред. JI. Н. Боголюбова. М., Просвещение, 1996.
  131. Всеобщая декларация прав человека (все издания).
  132. Введение в философию: Учебник для высших учебных заведений. М., 1990.
  133. Волков, А И. Человеческое измерение прогресса. М., 1990.
  134. Гуманизация образования // Общественные науки и современность. 1992. № 2.
  135. П. С. Человек: Учебное пособие для общеобразовательных учебных заведений. 9 класс. М.: Дрофа, 1995.
  136. А.А. Благоговение перед жизнью: Евангелие от Швейцера / А. Швейцер. Благоговение перед жизнью. М., 1992.
  137. А.А. Великие моралисты. М.: Республика, 1995.
  138. А.А. Золотое правило нравственности. 2-е изд. М., 1982.
  139. А.А., Иррлитц Г. Краткая история этики. М&bdquo- 1987.
  140. П. С. Человек: Учебное пособие для общеобразоват. учебн. завед. М.: Дрофа, 1995.
  141. Р. Основные правовые системы современности. — М., 1988.
  142. Н. В., Кимлика Б. Б. и др. Демократия: государство и общество: Учебное пособие для средних общеобразовательных школ, лицеев и гимназий. М., 1995.
  143. Деятельность: теория, методология, проблемы. М., 1990.
  144. Дороги культуры // Вопросы философии. 1992. № 3.
  145. П. М. Потребности человека. М&bdquo- 1990.
  146. И. А Путь к очевидности. М., 1993.
  147. Р. И. и др. Основы Российского государства и права. Омск, 1995.
  148. Е., Крушельницкий Е. Для тебя и о тебе. М., 1991.
  149. Н. В. Психологические уроки обыденной жизни: Беседы психолога: Кн. для учителей и родителей. М., 1990.
  150. Знаете ли вы себя? 55 популярных тестов. М., 1989.
  151. М. В. 5 шагов к себе: Кн. для учащихся. М., 1992.
  152. Коран / Пер. акад. И. Ю. Крачковского (издания 1963, 1986, 1990гг.).
  153. П. А Этика: Избр. труды. М., 1991.
  154. И. С. Беседы о смысле жизни: Кн. для учащихся старших классов средней школы. М., 1989.
  155. М. JI. Ключ к самосознанию. М., 1990.
  156. JI. Человек: психология. М., 1986.
  157. Кон И. С. Дружба: Этико-психологический очерк. М., 1987.
  158. Е. И. Кутафин О. Е Конституционное право России. М.: Юрист. 1995.
  159. М. С. Человеческая деятельность. М., 1974.
  160. . Г. Введение в методологию истории. М., 1989.
  161. В. О. Основы правоведения. М., 1995.
  162. Мы живем среди людей: Кодекс поведения. Авт.сост. И. В. Дубровина. М., 1989.
  163. К. Время выбора: молодежь и общество в поисках альтернативы. М., 1991.
  164. Национальное самосознание. Национальное сознание. Политология // Энциклопедический словарь. М., 1993.
  165. А. Ф., Суворова Н. Г. Политика и право. М., Просвещение, 1995.
  166. А. Ф. Конституционное право. Конституция Российской Федерации. М., Новая школа, 1995.
  167. Никитин, А Ф. Правоведение: Избирательное право. Рабочая тетрадь. НПО «Школа», 1995.
  168. Ю. М. Восхождение к индивидуальности: Кн. Для учителя. М., 1991.
  169. О человеческом в человеке. М., 1991.
  170. В. Ф. Человек, его природа, смысл бытия. JL, 1990. Поликарпов B.C. История нравов в России. Ростов-на-Дону, 1995.
  171. В. Как найти себя: Энциклопедия в трех книгах, которая поможет тебе стать сильнее, умнее, лучше. М&bdquo- 1985.
  172. В. Твои возможности, человек! М&bdquo- 1984.
  173. И. Психология в семье. М&bdquo- 1991.
  174. В. В. Экологическое право России. Учебник. М.: БЕК, 1995.
  175. А. Н. Муниципальное право РФ. Учебное пособие. М.:1997.
  176. Рэнд Айн. Мораль индивидуализма. М&bdquo- 1993.
  177. Российское трудовое право. Учебник под ред. проф. А. Д. Заикина. М.: Инфра-М, 1997.
  178. А. Д. Тревога и надежда. 2-е изд. М., 1991.
  179. АП. Моральное зло. М., 1992.
  180. Я. В. и др. Граждановедение. УМК. М., НВЦ «Гражданин», 1992−1995 гг.
  181. Э. Ю. Прошлое толкует нас: Очерки по истории философии культуры. М., 1991.
  182. JI. Н. Красота, добро, истина: Очерк истории эстетической аксеологии. М&bdquo- 1994.
  183. JI. В. Культура самопознания: человек в поисках истины своего бытия. М., 1989.
  184. Г. В. Основы психологической теории деятельности. Л., 1988.
  185. В. О природе этнического конфликта // Свободная мысль. 1993. № 4.
  186. А. Дж. Постижение истории. М., 1991. Формации или цивилизации (материалы «круглого стола») //Вопросы философии. 1989. № 10.
  187. М.Г. Социальные резервы труда. М., 1989.
  188. Умеете ли вы общаться?: Кн. для учащихся / Авт. И. Н. Горелов, В. Ф. Житников, М. В. Зюзько, JL, А Шкатова. М&bdquo- 1991.
  189. С. JI. Духовные основы общества. М&bdquo- 1992.
  190. Э. Душа человека. М., 1992.
  191. Э. Психоанализ и этика. М., 1993.
  192. Эд. Иллюстрированная история нравов. М., 1993.
  193. JI. М., Кулагина И. Ю. Психологический справочник учителя. М., 1991.
  194. В. П. Научное знание и мир человека. М., 1989.
  195. Человек: мыслители прошлого и настоящего в его жизни, смерти и бессмертии. Древний мир эпоха Просвещения / Сост. П. С. Гуревич. М., 1991.
  196. Человек и восприятие мира: Сб. статей / Под. ред. Н. Филип-повской. М., 1990.
  197. Человек и общество / Под ред. JI. Н. Боголюбова. Ч. 1−2. М., Новая школа, 1996.
  198. Человек и природопользование: Сб. статей / Под ред. Н. Фи-липповской. М., 1990.
  199. Человек и экология: Сб. статей / Под ред. Н. Филипповской. М., 1990.
  200. Н., Былова А. Экология: Учебное пособие для пединститутов. М., 1989.
  201. М. Понимание целостности мира- в поисках неформационной парадигмы // Мировая экономика и международные отношения. 1990. № 5.
  202. Швейцер, А Благоговение перед жизнью. М., 1992.
  203. В.М. Настольная игра бизнесмена и менеджера. М., 1992.
  204. Ю. А Лекции по этике: Учебное пособие. М., 1994.
  205. А. Свобода воли и нравственность. М., 1992.
  206. А. Библия: читаем вместе. Минск, 1991.
  207. JI. М. Разделение властей: опыт современных государств. М&bdquo- 1995.
  208. Этическая мысль: Научно-публицистические чтения. М., 1988,1990,1992.
  209. Яковлев А, И. Основы правоведения. Учебник. М.: ИРМО, 1997.
  210. А. И. Юридический практикум по основам правоведения. М.:ИР110,1997.
  211. А. И. Основы законодательства о защите прав потребителей. М.: ИРПО, 1997.
  212. А. И. Основы правоведения. Альбом наглядных пособий. М.: ИРПО. 1995.
  213. А., Мелуа А. Уроки экологических просчетов. М., 1991.1. Статьи
  214. С.С. Механизмы правового регулирования. М., 1968.
  215. .Г. Человек как предмет познания. Л., 1969.
  216. К.Л., Родионов Н. В. Использование данных психодиагностики при управляющих воздействиях в работе с несовершеннолетними правонарушителями. Тарту, 1986. С.26−27.
  217. В.Т., Королев В. Д. Социально-психиатрические аспекты девиантного поведения у подростков //Проблемы социально-бытовой защиты несовершеннолетних //Тезисы сообщений на научно-практическом семинаре /Под ред. Мельниченко О. П. М., 1989. С.58−62.
  218. Н.И. Повышение ответственности семьи за воспитание детей //Проблемы предупреждения правонарушений учащихся общеобразовательных школ. М., 1990. С. 14−22.
  219. B.C. Предварительные замечания о праве вообще. //Власть и право. Из истории русской правовой мысли. Л., 1990. С.90−99.
  220. B.C. Нравственность и право //Власть и право. Из истории русской правовой мысли. Л., 1990. С. 114−117.
  221. Социальная профилактика правонарушений среди несовершеннолетних //Тезисы сообщений на научно-практическом семинаре, ноябрь 1990 г., № 11. М., 1990. С. 41.
  222. И.А. Совершенствование воспитательно-профилактической деятельности классных руководителей общеобразовательных школ //Проблемы предупреждения правонарушений учащихся общеобразовательных школ. М., 1990. С.22−30.
  223. Н.Г. Проблемы профилактики правонарушений учащихся общеобразовательных школ. М., 1990. С.4−13.
  224. Диссертационные исследования
  225. С.Д. Предупреждение и преодоление криминогенных установок у несовершеннолетних // Автореферат дис.. канд. юрид. наук. М., 1988. 36 с.
  226. М.Е. Структура потребностей и интересов школьников и трудящихся в занятиях физическими упражнениями и спортом //Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1980. 25 с.
  227. В.И. Проблемы социальной эффективности спорта в предупреждении правонарушений среди подростков // Автореф. дис.. канд. юрид. наук. Свердловск, 1973. 24 с.
  228. А.И. Формирование интереса к спорту у педагогически запущенных подростков. //Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1971. 23 с.
  229. Лучшие страницы педагогической прессы.1. Народная педагогика.1. Педсовет. Патриот.
  230. Социологические исследования. гб) газеты
  231. Аргументы и факты Известия
  232. Большая Советская Энциклопедия: В 30 т. М., 1969−1978.
  233. Словарь иностранных слов. М., 1987. 608 с.
  234. Словарь русского языка: В 4 т. М., 1981−1984.
  235. Советский энциклопедический словарь. М., 1989.1632 с.
  236. Словарь по этике / Под ред. А, А Гусейнова и И. С. Кона. 6-е изд. М., 1989.
  237. Словарь-справочник «Человек и общество» (философия) /Авторы-сост. И. Д. Коротец, JI. А. Штемпель, О. М. Штемпель. Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 1996.
  238. Школьный философский словарь / Под общей редакцией, А Ф. Малышевского. М&bdquo- 1995.
Заполнить форму текущей работой