Индивидуальные и групповые маркеры православного дискурса: Экспериментальное исследование
Концептуальную базу исследования составили культурно-психологический и христианско-психологический подходы к религии, гипотеза интериоризации-экстериоризации сознания (J1.C. Выготский, А. Н. Леонтьев, В.П. Зинченко), теория языковой личности (Ю. Н. Караулов), теория речевой деятельности (А.Н. Леонтьев, A.A. Леонтьев, И. А. Зимняя, Е. Ф. Тарасов, Ю.А. Сорокин), теория дискурса (М.М. Бахтин, Т. ван… Читать ещё >
Содержание
- ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ
- ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РЕАЛЬНОСТИ СУЩЕСТВОВАНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ И ГРУППОВЫХ МАРКЕРОВ ПРАВОСЛАВНОГО ДИСКУРСА В. ЯЗЫКОВОМ СОЗНАНИИ РУССКОЯЗЫЧНОГО НАСЕЛЕНИЯ
- 2. 1. МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 21 2.2. РЕЛИГИОЗНЫЕ ПОНЯТИЯ — СТИМУЛЫ И ИХ ПОНИМАНИЕ В
- НЕЦЕРКОВНОЙ И ЦЕРКОВНОЙ СРЕДЕ
- 2. 2. 1. ГРЕХ
- 2. 2. 2. ДУХ
- 2. 2. 3. ДУХОВНОСТ
- 2. 2. 4. ДУША
- 2. 2. 5. ПОКАЯНИЕ
Индивидуальные и групповые маркеры православного дискурса: Экспериментальное исследование (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность. Проблема православного дискурса является особенно актуальной по той причине, что продолжительный период времени к изучению феномена религиозного сознания в официальной науке подходили с точки зрения «воинствующего атеизма», что породило субъективную оценку религиозного сознания как «пережитка прошлого» и сделало его изучение интересным только для узкого круга специалистов.
В последние годы состояние и описание религиозного сознания находится в центре внимания и церковных, и нецерковных исследователей, ибо структура религиозного сознания и степень реальности веры нуждается в детальном осмыслении на фоне той профанно-сакральной атмосферы, в которой живут люди.
Сложившаяся религиозная ситуация 90-х годов, характеризуемая в средствах массовой информации как «православный ренессанс», «второе крещение постсоветской России», «религиозно духовное возрождение», «религиозный бум», «религиозное поветрие» и реальное состояние религиозного сознания вызывает оживленные дискуссии среди социологов (Филатов, Фурман, 1992; 1996; Мчедлов, 1993; 1996; Руткевич, 1994; Дубин, 1997; Мчедлов, Филимонов, 1999), психологов, акцентирующих свое внимание на личностных предпосылках религиозного опыта (Мусхелишвили, 1994), индивидуальных особенностях религиозности реципиентов (Мягков и соавт., 1996), религиозном понимании духовных способностей (Шадриков, 1996), феномене безразличия как состояния духовной личности (Воркачев, 1997), духовности человека в зеркале религиозной веры (Знаков, 1998), двойного бытия души и возможности христианской психологии (Братусь, 1998), а также лингвистов и психолингвистов, затрагивающих религиозно-моральные ценности русского населения в контексте языкового осмысления текущего политического дискурса (Фрумкина, 1995), в процессе изучения этноязыкового сознания русскоязычного населения (Уфимцева, 1996; 1998), с точки зрения сохранности элементов язычества в российской ментальности (Лисицына, 1997; 1998). Несмотря на многочисленные попытки осмысления языкового религиозного сознания и духовных ценностей православия в работах исследователей смежных специальностей, языковой аспект данной проблемы продолжает оставаться малоизученным. В силу этого необходима тщательная разработка основ методики изучения православного дискурса для адекватного описания фрагментов языкового компонента религиозного сознания с целью осуществления дальнейших лонгитюдных исследований.
Целью работы является исследование характера функционирования языкового (речевого) религиозного сознания в структуре православного дискурса и выявление в нем доминантных концептов смысла (индивидуальных / групповых маркеров), а также описание знаковых ориентиров, полученных в ответ на предъявленные речевые стимулы.
Поставленная цель конкретизируется в виде следующих основных задач:
— рассмотреть сущность феномена языкового (речевого) религиозного сознания и определить способы его выражения в православном дискурсе;
— выделить и охарактеризовать основные типы и особенности речевых реакций (актов) среди групп нецерковного (мужчин, женщин со средне специальном, высшим образованием) и церковного населения;
— выявить доминантные концепты смысла (индивидуальные и групповые маркеры) и описать способы их хранения в языковом (речевом) религиозном сознании индивидуальной языковой личности;
— выявить и описать знаковые ориентиры смысловых полей отдельных религиозных понятий — стимулов;
— описать реальную значимость религиозных понятий для нецерковного и церковного населения и прогностическое значение индивидуальных и групповых маркеров, а также знаковых ориентиров в структуре православного дискурса.
Специфика предмета исследования и ряд перечисленных задач обуславливает необходимость обращения к работам в области религиоведения, философии и психологии религии, социологии и психологии, социолингвистики и психолингвистики, психосемантики и лингвистики текста.
Концептуальную базу исследования составили культурно-психологический и христианско-психологический подходы к религии, гипотеза интериоризации-экстериоризации сознания (J1.C. Выготский, А. Н. Леонтьев, В.П. Зинченко), теория языковой личности (Ю. Н. Караулов), теория речевой деятельности (А.Н. Леонтьев, A.A. Леонтьев, И. А. Зимняя, Е. Ф. Тарасов, Ю.А. Сорокин), теория дискурса (М.М. Бахтин, Т. ван Дейк, М. Фуко, Р. Барт).
Научная новизна. В ходе исследования выявлены новые сведения о понимании русскоязычным населением (в частности группами мужчин и женщин разного образовательного уровня) религиозных понятий и уточнена реальность существования сакральных смыслов в структуре православного дискурса.
Теоретическая значимость работы заключается в разработке механизма описания языкового (речевого) религиозного сознания в структуре православного дискурса. Анализ полученного языкового фрагмента православного дискурса позволил получить некоторые дополнительные выводы об особенностях функционирования языкового (речевого) религиозного сознания, аспекты которого ранее не подвергались детальному исследованию в силу ряда социальных причин.
Практическая значимость. Полученные в ходе исследования результаты анализа речевых реакций и некоторые теоретические положения работы могут быть использованы в курсах социолингвистики и психолингвистики, социологии и психологии, религиоведения, в диссертационных и дипломных работах, а также могут стать основой самостоятельного спецкурса по проблемам языка и религии. Апробированная классификация речевых актов в структуре православного дискурса может быть использована в дальнейших лонгитюдных исследованиях для анализа динамики изменений языкового (речевого) религиозного сознания русскоязычного населения в рамках предъявленных и новых понятий-стимулов, а также в ходе сопоставительных психолингвистических исследований этнокультурного характера.
Реализация и апробация работы. По теме диссертации опубликовано шесть работ, из них две в международной печати, две в центральной и две в местной печати. Материалы исследования обсуждались на заседаниях кафедры иностранных языков СаГА, доложены на XI Всероссийском симпозиуме по психолингвистике и теории коммуникации (Москва, 1994), на I конференции по исторической психологии российского сознания (Самара, 1994), на Международной научной конференции ученых, аспирантов, студентов, посвященной 25-летию Самарского государственного института искусств и культуры (Самара, 1996), на Поволжской научно-практической конференции (Самара, 1999), на 2-ой Международной научно-практической конференции «Педагогический процесс как культурная деятельность» (Самара, 1999), на Всероссийской научно-практической конференции «Христианство — 2000» (Самара, 2000).
Положения, выносимые на защиту.
1. Феномен языкового (речевого) религиозного сознания в структуре православного дискурса не гомогенен.
2. Нецерковная и церковная группа реципиентов характеризуется разной степенью интериоризации религиозного тезауруса.
3. Для каждой из этих групп в православном дискурсе могут быть выявлены специальные маркеры, которые позволяют описать религиозную картину мира реципиентов и установить глубину понимания религиозного тезауруса 7.
4. Формирование языкового (речевого) религиозного сознания в православном дискурсе происходит в зависимости от фактора пола и образования реципиентов.
1. Аверенцев С. Некоторые языковые особенности в Евангелиях // Православная Община. -М&bdquo- 1997. -№ 40. — С.29 — 60.
2. Агафонов А. Ю. Человек как смысловая модель мира. Самара: Бахрах, 2000. — 335 с.
3. Александров Г. Особенности религиозной ситуации в России 95 // Российский обозреватель. — М., 1996. — № 2. — С.108 — ИЗ.
4. Алексеев А. А. Христианская терминология русского языка // Язык, история и современность. СПб., 1996. — С.81 — 87.
5. Алиференко Н. Ф. Фразеологическая репрезентация христианского мировосприятия:(На мат. восточно-слав. языков) //Мир православия. Волгоград, 1998. — Вып. 2. — С.126 — 131.
6. Арутюнова Н. Д. Новое и старое в библейских контекстах // Слово и культура. М., 1998. -Т.1.-С.11 -28.
7. Асмолов А. Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров. МоскваВоронеж: Институт практической психологии, 1996. — 768 с.
8. Балабушевич В. Ю. Религиозный текст: диалектика содержания и интерпретации: Автореф. дис.канд. философ, наук, — Новосибирск, 1997. 19 с.
9. Барт Р. Избранные работы: Семиотика, Поэтика. М.: Прогресс, 1989. — 615 с.
10. Бартминьский Е., Небжеговская Ст. Языковая картина польского рая и ада // Славянские этюды. М., 1999. — С.58 — 69.
11. Бахтин М. М. Литературно-критические статьи.- М.: Худож.
литература
1979. 541 с.
12. Беленко И. А. Некоторые аспекты прагматической структуры религиозного монологического дискурса // Язык и культура = Мова i культура. Киев, 1997. — Т.2. -С.16 — 21.
13. Беликова Г. В. Библеизмы как способ актуализации русскоязычного культурного дискурса: Автореф. дис.кан. фил. наук. Ярославль, 1999. — 22 с.
14. Белл Р. Т. Социолингвистика:Цели, Методы, Проблемы, — М.:Междунар. Отношения, 1980.-320с.
15. Белла Р. Н. Социология религии / Американская социология: Перспективы, проблемы, методы. М.: Прогресс, 1972. — С.265 — 281.
16. Блинова О. В. Язык как средство формирования духовности // Православие и Россия: прошлое, настоящее, будущее. Томск, 1998. — С. 184 — 188.
17. Борев Ю. О грядущей переоценке ценностей // Академические тетради. М., 1996. — № 2. -С.118- 125.
18. Борисова С. А. Смысловое восприятие: темпоральная вариативность читательских проекций художественного текста. Ульяновск: УлГУ, 1997. — 136 с.
19. Борунков Ю. Ф. Структура религиозного сознания. М.: Мысль, 1989. — 240 с.
20. Боус Г. Н. Формирование символического значения обрядового термина // Духовная сфера деятельности человека. Саратов, 1998. Вып. 3. — С.73 — 82.
21. Брагина Н. Г. «Во власти чувств», мифологические мотивы в языке // Славянские этюды. -М., 1999.-С.86−102.
22. Братанов И. Три решения в перевод на Новия завет И Библия, фольклор, литература. -Велико Търново, 1996. С. 104 -110.
23. Братусь Б. С. Двойное бытие души и возможность христианской психологии // Вопросы психологии. 1998. — № 4. — С.71 — 85.
24. Будагов P.A. Человек и его язык.-М.:Наука, 1974.-230с.
25. Букин В. Р. Психология верующих и атеистическое воспитание.-М.:Наука, 1969.-91 с.
26. Булгаков С. Н. Православие: Очерки учения православной церкви. М.: Терра, 1991. -416 с.
27. Варнава (Беляев) Основы искусства святости. Нижний Новгород, 1995. — Т.1. — 473 с.
28. Войтак М. Проявление стандартизации в высказываниях религиозного стиля (на мат. литургич. молитвы) // Текст: стереотип и творчество. Пермь, 1998. — С.214 — 230.
29. Воркачев С. Г. Безразличие как этносемантическая характеристика личности: опыт сопоставительной паремиологии// Вопросы языкознания.-1997.-№ 4.-С.115−123.
30. Воркачев С. Г., Жук Е. А. Ядерные предикаты желания в евангельских, текстах (на матер, рус. и англ. переводов Нового Завета) // Язык и антропологические сущности. -Краснодар, 1997. С. 186 192.
31. Выготский JI.C. Избранные психологические произведения. М., 1956. — 520 с.
32. Выготский JI.C. Развитие высших психических функций. М., i960, — 500 с.
33. Выготский Л.С."Лурия А. Р. Этюды по истории поведения. М.- Л., 1930. — 232 с.
34. Гаджиев А. Х. К вопросу о гносеологических и психологических корнях ранних религиозных представлений. Душанбе: Ирфон, 1970. -163 с.
35. Гараджа В. И. Религиоведение. М.: Аспект-Пресс, 1995. — 350 с.
36. Гиджеу С. П. Образ Христа у Блока // Библия в культуре и искусстве. М., 1996. -С.316 — 325.
37. Грачев A.A. Жизненные ориентации человека в психологии и религии // Религиозная культура и образование. Курган, 1996. — С. 121 -127.
38. Гребнева М. П. Элементы религиозно-мифологических архетипов в жанровой структуре поэмы М. Ю. Лермонтова «Демон» И Поэтика жанра. Барнаул, 1996.С.35 45.
39. Гриненко Г. В. Смысл и значение в сакральных текстах // Логические исследования. М., 1999. — Вып.6. — С.287 — 298.
40. Грязнова В. М. Антропоцентрические аспекты в значении слова // Вестник Ставропол. гос. пед. ун-та. Социально-гуман. науки. Ставрополь, 1996. — Вып.5. — С.82 — 88.
41. Гумбольдт В. О различии строения человеческих языков и его влияние на духовное развитие человечества {1830 1835} // В кн.: Гумбольдт В. Избранные труды по языкознанию. — М.: Прогресс, 1984. — С.37 — 298.
42. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. М.:Прогресс, 199 443. (репринтное издание).- в 4 томах.
43. Девятова C.B. Современное христианство и наука: Учеб. пособ. для вузов. М.: Наука, 1994. 288 с.
44. Дейк ван Т. А. Язык. Познание. Коммуникация. М.: Прогресс, 1989. -132 с.
45. Демьянков В. З. Понимание как интерпретационная деятельность // Вопросы языкознания. № 6. -1983. -С.57−67.
46. Демьянов А. И. Религиозность: тенденции и особенности проявления. Воронеж, 1984.130 с.
47. Дубин Б. В. Религия, Церковь, Общественное мнение // Общество. М., 1997. — № 4.С.94 -103.
48. Дюбье П. Христианская герменевтика: теория четырех смыслов Библии // Религиозная культура и образование. Курган, 1996. — С.22 — 29.
49. Ефремова М. Ю. Библейская образность в английской драме елизаветинского периода: Автореф. дис. канд. фил. наук. Иркутск, 1999. — 22 с.
50. Жинкин Н. И. Речь как проводник информации. М.: Наука, 1982. -159 с.
51. Забияко А. П. Категория святости: Сравнительное исследование линговорелигиозных традиций. М.: Моск. учебник. — 2000, 1998. — 207 с.
52. Залевская A.A. Информационный тезаурус человека как база речемыслительной деятельности // Исследование речевого мышления в психолингвистике. М., 1985.-С.150- 171.
53. Зеньковский В. В. История русской философии. Л.: Эго, 1991. Т.2.Ч.2. 270 с.
54. Зимняя И. А. Смысловое восприятие речевого сообщения // Смысловое восприятие речевого сообщения (в условиях массовой коммуникации). М.: Наука, 1976. — С.5 -33.
55. Зинченко В. П. Миры сознания и структура сознания И Вопросы психологии. 1991. — № 2, — С. 45 — 53.
56. Зинченко В. П. Проблема внешнего и внутреннего и становление образа себя и мира как реализация сознания // Мир психологии. 1999. — № 1. — С. 97 -104.
57. Зинченко В. П., Моргунов Е. Б. Человек развивающийся: Очерки российской психологии. -М.: Тривола, 1994.-304 с.
58. Знаков В. В. Духовность человека в зеркале психологического знания и религиозной веры //Вопросы психологии. 1998. -№ 3. — С.104 -113.
59. Иванов В. В. Древнеиндийский миф об установлении имен и его параллель в греческой традиции // Индия в древности, — М.: Наука, 1964. С. 340 — 364.
60. Иванов В. В. О лингвистических исследованиях П. А. Флоренского // Вопросы языкознания. 1986. -№ 6. — С.69 — 87.
61. Ильин И. А. Аксиомы религиозного опыта. М.: Рарогъ, 1993. — 448 с.
62. Ильин И. А. Основы христианской культуры // В кн.: И. А. Ильин. Одинокий художник: Статьи, речи, лекции. М.: Искусство, 1993. — С.291 — 337.
63. Караулов Ю. Н. Русский язык и языковая личность.- М.: Наука, 1987. 180 с.
64. Караулов Ю. Н. Словарь Пушкина и эволюция русской языковой способности. -М.: Наука, 1992. 167 с.
65. Квадратура смысла: Французская школа анализа дискурса. М.: Прогресс, 1999 — 416 с.
66. Кедайтене Е. И. От покаяния к благотворительности // Русская речь. — М., 1999. — № 1.68. С.65−71.
67. Кимелев Ю. А. Философия религии: систематический очерк. M.: «Nota bene», 1998. -424 с.
68. Кожанова A.A. Идея креста в древнеславянских текстах // Понимание менталитета и текста. Тверь, 1995. — С. 15 — 26.
69. Колшанский Г. В. Объективная картина мира в познании и языке. М.: Наука, 1990. — 108 с.
70. Кремнева A.B. Функционирование библейского мифа как прецедентного текста (на материале произведений Джона Стейнбека): Автореф. дис. кан. филол. наук. Барнаул, 1999.-24 с.
71. Крысин Л. Т. Религиозно-проповеднический стиль и его место в функционально-стилистической парадигме современного русского литературного языка // Поэтика. Стилистика: Язык и культура. Памяти Т. Г. Винокур. М., 1996. — С. 135 — 138.
72. Лабов У. Исследование языка в его социальном контексте// В кн.: Швейцер А. Д., Никольский Л. Б.
Введение
в социолингвистику.-М.:Высшая школа, 1978.-С.50−84.
73. Леонтьев А. А. Основы психолингвистики. М.: Смысл, 1997. — 288 с.
74. Леонтьев А. А. Слово в речевой деятельности. М., 1965. — 230 с.
75. Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. М.: МГУ, 1972. 575 с.
76. Леонтьев А. Н. Философия психологии. М.: Из.-во МГУ, 1994. — 287 с.
77. Лисицына Т. А. Сакральное и сокровенное в русской ментальности // Россия и Восток: филология и философия: Мат. IV Междунар. науч. конференции «Россия и Восток: проблемы взаимодействия». Омск, 1997. — С.225 — 228.
78. Лисицына Т. А. Современная духовная ситуация в портрете языковой личности // Православие и Россия: прошлое, настоящее и будущее. Томск, 1998. — С. 193 — 195.
79. Лупарев Г. П. Правосознание верующих и его особенности.- Алма-Ата: Казахстан, 1989,208 с.
80. Лосев А. Ф. Анализ религиозного сознания // Начала. 1995. № 1 — 4. — С.262 — 269.
81. Лях Н. Ю. Особенности восприятия слов и функциональная асимметрия мозга: роль лингвистических факторов: Автореф. дис.канд. психол. наук. СПб., 1996. — 22 с.
82. Максимович К. А. Терминология церковно-канонического и гражданского права в древнейшем славянском переводе «Пандектов» Никона Черногорца: Автореф. дис. канд. фил. наук. М., 1996. — 22 с.
83. Маслов И. (Схиархимандрит) Симфония по творениям святителя Тихона Задонского. -М.: Самшит, 1996. 2000 с.
84. Мечковская Н. Б. Социальная лингвистика.- М.: Аспект Пресс, 1994. 206 с.
85. Мечковская Н. Б. Язык и религия: Учебное пособие. М.: Фаир, 1998. — 352 с.
86. Мирошников Ю. И. Вера как феномен культуры // Эпистемы: альманах. Екатеринбург, 1998.-С.45−51.
87. Митрохин Л. О религиозном возрождении России // Российский обозреватель. 1996, — № 2, — С.102−107.
88. Михайлов Г. А. Особенности религиозной ситуации в России // Религия и право. 1999.1.-С. 3−5.
89. Муравьев А. Сакральный язык в историко-церковной перспективе // Журнал Моск. патриархии. -1996. № 7. С. 63 — 65.
90. Мусхелишвили H.JI. Психология отношения к нуменальному: Личностные предпосылки религиозного опыта: Автореф. канд. дис. кан. псих. наук. М., 1994. — 22 с.
91. Мчедлов М. П. О состоянии религиозности в современной России / Национальность и религия. М., 1996. — С.22 — 31.
92. Мчедлов М. П. Религиозная ситуация в России: Реалии, противоречия, прогнозы // Свободная мысль. № 5.-1993. — С.52 — 62.
93. Мчедлов М. П. Современный верующий: Социальные характеристики, ценностные ориентации // Свободная мысль. -1996. № 8. С. 113 -123.
94. Мчедлов М. П., Филимонов Э. Г. Социально-политические позиции верующих в России // СоцИс: Социологические исследования .- 1999. № 3. — С. 103 — 107.
95. Мягков Е. Ф., Щербатых A.M., Кравцова М. Б. Индивидуальный портрет верующего // Вопросы психологии .- № 4. 1996. С. 12 -15.
96. Набиева В. И. Модель контекста дискурса проповеди // Дискурс. Новосибирск, 1997. — № 3.-4,-С. 32−41.
97. Недкова Е. Фразеологични варианта с общ компонент съществителните «Бог» и «дьявол» в «Бай Ганью» и в сърбохърватския перевод // Библия, фолклор, литература. -Велико Търново, 1996. С. 152 — 155.
98. Николаюк Н. Г. Библейское слово в нашей речи: Словарь-справочник. СПб., 1998. — 447 с.ЮЗ.Никонов К. И. Современная христианская антропология. М.: Наука, 1983 — 130 с.
99. Ничипоров Б. В.
Введение
в христианскую психологию. М.: Школа-Пресс, 1994. — 192 с.
100. Петренко В. Ф., Митина О. В. Анализ динамики общественного сознания. -Смоленск: Изд.-во СГУ, 1997. -214 с.Юб.Петров М. К. Язык, Знак, Культура.-М.:Наука, 1991.-328с.
101. Пивоваров В. Р. Религиозность: опыт и проблемы изучения.-Йошкар-Ола, 1976.-218с.
102. Писманник М. Г. Индивидуальная религиозность и ее преодоление.-М.: Мысль, 1984.-230 с.
103. Полный православный богословский энциклопедический словарь. М., 1992. T. I-II. -2464 стлб. {репринтное издание}.
104. Полозков Ю. П. Жизнь исповедального слова: (К проблеме самосознания русской культуры) // Культура и текст: Литературоведение. Спб., 1998. — 4.2. — С. 19 — 25Ш. Попова М. А. Фрейдизм и религия. М.: Наука, 1987. — 200 с.
105. Потебня A.A. Мысль и язык. М.: Лабиринт, 1999. — 270 с.
106. Потебня A.A. Эстетика и поэтика. М.: Искусство, 1976. 614 с.
107. Пропп В. Я. Исторические корни волшебной сказки. Л.: Из.-во ЛГУ, 1986. 366 с.
108. Пропп. В. Я. Фольклор и действительность. Избр. статьи. М.: Наука, 1976. — 325 с.Пб.Прохватилова O.A. Интонационно-звуковое своеобразие духовной проповеди // Вестн.Волгогр. гос. ун-та. Сер. 2. Филология. Волгоград, 1996, — Вып. 1. С. 19 — 23.
109. Прохватилова O.A. Стилеобразующая функция ритмических единиц молитвы // Вестник Волгоград, гос. ун-та. Сер. 2,.Филология. Волгоград, 1997. — Вып. 2, — С.36−40.
110. Психология. Словарь.-М.:Наука, 1990.-400с.
111. Пучинский В. М. О слоях психического отражения: Сознание, речевое понимание, логика // Фил. исслед. 1999, — № 2, — С. 117 -131.
112. Рангочев К. Библия и эпос (Лексемата «черква/ църква» и нсиният епически контекст)// Библия, фолклор, литература. Велико Търново, 1996.-С.40 — 42.
113. Ревзина О. Г. Язык и дискурс. // Вестн. Моск. Ун-та. Сер. 9.Филология. 1999. — № 1. -С.25 — 34.
114. Религия и общество: Хрестоматия по социологии религии / сост. В. И. Гараджа, Е. Д. Руткевич. М.: Наука, 1994. -Ч. 1.-300 с.
115. Риндж Ш. Как женщины интерпретируют Библию // Современные исследования Библии. Екатеренбург, 1998. — С. 225 — 233.
116. Рождественский Н. П. Христианская апологетика. М., 1895. — Т.1. -385 с.
117. Руткевич Е. Д. Религиозность русского населения: сдвиги и тенденции // Массовое сознание и массовые действия .- М., 1994. С. 49 — 68.
118. Саитова И. Ф. Функционирование ориентализмов религиозной тематики на страницах газеты «Вечерняя Уфа» (1991;1995 гг.)// Актуальные проблемы филологии. Уфа, 1997. -С.53−56.
119. Сарапас М. В. Язык-выразитель духовности нации//Православие и Россия: прошлое, будущее и настоящее. Томск, 1998. — С. 196 — 197.
120. Сергеева Е. В. Особенности семантики лексемы Свет в религиозно-философском тексте конца 19-начале 20 в. // Текст как объект многоаспектного исследования. СПб, 1998.-Вып. 3. -Ч.2. С. 179 -186.
121. Скворцов З. К. Религиозное сознание: проблемы и суждения // Проблема сознания в свете междисциплинарных исследований. Казань, 1997.-С. 165−167.
122. Слобин Д., Грин Дж. Психолингвистика. М.: Прогресс, 1976. 350 с.
123. Слободчиков В. И., Исаев Е. И. Психология человека: Введение в психологию субъективности. Учебное пособие. М.: Школа-Пресс, 1995. — 384 с.
124. Смирнова Н. И. Академический язык как разновидность научного дискурса: Автореф. канд. дис. кан. фил. наук. Ульяновск, 1999. — 22 с.
125. Сорокин Ю. А. Психолингвистические аспекты изучения текста.-М.:Наука, 1985.-163 с.
126. Сорокин Ю. А. Этническая конфликтология. Самара: Русский лицей, 1994.-94с.
127. Сорокин Ю. А. Сознание и модусы его существования: китайская лингвокультурная общность в 1966 1976 гг. // Проблемы этносемантики. — M.: РАН ин.-т научной информации по общественным наукам, 1998. — С. 122−143.
128. Сосло Р. Л. Когнитивная психология. М., 1996.-198 с.
129. Соссюр Ф. Де. Курс общей лингвистики.-М.:Наука, 1977.-230с.
130. Степанов Ю. С., Проскурин С. Г. Константы мировой культуры. Алфавиты и алфавитные тексты в период двоеверия. М.: Наука, 1993. -158 с.
131. Супрун А. Е. Кожинова A.A. Лексическая структура воскресных молитв св. Кирилла Туровского // Acta Univ. Szegeoliensis de Affila Sozsef norminatae. Sect. Ling. Diss. Slavicae. Szegeol, 1996, — № 24, — C. l — 26.
132. Супрун В. И. Этапы христианизации русского именника // Ономастика Поволжья: Мат. Седьм. конф. по ономастике Поволжья. М., 1997. С. 16 — 24.
133. Сухотин А. К. Религия как элемент культуры // Православие и Россия: прошлое, настоящее, будущее. Томск, 1998. — С. 38 — 42.
134. Тарасов Е. Ф. Тенденции развития психолингвистики. М., 1987.-167 с.
135. Телия В. Н. Рефлексы архетипов сознания в культурном концепте «Родина» // Славянские этюды. М, 1999. С. 466 — 476.
136. Тимофеев К. А. Из наблюдений над религиозной лексикой русского языка // Дискурс. -Новосибирск, 1997.-№ 3 4,-С. 42 — 45.
137. Толстой Н. И, Толстая С. М. Народная этимология и структура славянского ритуального текста//Славянское языкознание. X Междун. Съезд славистов.-М.: Наука, 1988. С. 5 — 29.
138. Топоров В. Н. О ритуале: Введение в проблематику // Архаический ритуал в фольклорных и раннелитературных памятниках. М., 1988 а. — С.7 — 60.
139. Топоров В. Н. Об одном латинском заговоре (Tabella de nxionis in Plotium): К реконструкции архаичного ритуального «анатомического» прототекста // Этнолингвистика, М., 1988б. — С.26 -31.
140. Топоров В. Н. Об одном образце «говорения языками» в русской мистической традиции // Этнолингвистика. M., 1988 В. — С. 160 -164.
141. Тюпа В. И. Пролегомены к теории эстетического дискурса. // Проблема художественного языка. Самара: Из.-во СаГА, 1996. — С. 3 -11.
142. Уваров М. С. Архитектоника исповедального слова.-СПб.: Алетейя, 1998.-245 с.
143. Уваров М. С. Бинарный архетип. СПб., 1996 — 123 с.
144. Уваров М. С. Текст как исповедь. // Язык и текст: Онтология и рефлексия. -СПб., 1992.С.43 56.
145. Угринович Д. Н. Психология религии. М.: Наука, 1986, -250 с.
146. Угринович Д. М.
Введение
в теоретическое религиоведение.-М.: Мысль, 1984. 500с.
147. Уфимцева Н. В. Русские: опыт еще одного самопознания//Этнокультурная специфика языкового сознания. М. Д996.-С. 144−162.
148. Уфимцева Н. В. Этнический характер, образ себя и языковое сознание русских// Языковое сознание: формирование и функционирование. М., 1998.-С.135−170.
149. Федотова C.B. Библейский миф как конвенциональный стереотип: экспериментальное исследование. Автореф. дис.кан.филол.наук. Барнаул, 2000.-22 с.
150. Федотова C.B. Опыт интерпретации библейского текста // Культура и текст. Литературоведение. Барнаул, 1998. -Ч. 1. -С. 16−25.
151. Фрумкина P.M. Семантика текста и семантика сознания: (Как мы понимаем то, о чем говорим) // НТИ/ВИНИТИ. Сер. 2., Информ. процессы и системы. 1995, — № 12. -С.1 — 7.
152. Фуко М. Логика смысла. Екатеринбург: Раритет: Деловая книга, 1998. -473 с.
153. Чудинов В. А. Имя Бога и гласные буквы алфавита как сакральные символы // Третьи культурологические чтения. М., 1998. -С. 108 -110 165Шадриков В. Д. Духовные способности. М.: Магистр, 1996. — 104 с.
154. Шаховский В. И. Эмотивность как компонент межкультурной коммуникации// Язьпс, Сознание, Этнос, Культура.- М.: Ин.-т языкознания РАН, 1994.-С.55−57.
155. Швейцер А. Д., Никольский Л. Б.
Введение
в социолингвистику.-М.: Высшая школа, 1978.-216с.
156. Эко У. Во что верят неверующие// Новое время.-1997.-№ 42.-С.40−42.
157. Этнопсихолингвистика/под ред. Ю.А.Сорокина/ М.:Наука, 1998. 192с.
158. Яблоков И. Н. Социология религии. М.: Высш. школа, 1994. — 368 с.
159. Яблоков И. Н. Религиоведение. М.: Гардарика, 1998.-536 с.
160. Язык церкви / Свято-Филар. Моск. высш. прав, христ. шк. М., 1997. — Вып. 2. -117 с.
161. Языковая личность: социолингвистические и эмотивные аспекты: Сб. науч. тр. / Волгогр. гос. пед. ун-т. Н.-и. лаб. «Язык и личность», Сарат. гос. ун-т НИИ рус. яз. и лит. -Волгоград, Саратов: Перемена, 1998. -234 с.
162. Языковое сознание: формирование и функционирование. Сборник статей / Отв. ред. Н. В. Уфимцева, — М., 1998. 256 с.
163. Якобсон Р. Язык и бессознательное М.: Гнозис, 1996. — 248 с.
164. Яковенко Е. Б. Обозначение элементов духовной жизни человека языковыми средствами // Вопросы лингвистики и методики преподавания ин. яз. Курск, 1996. С. 164−168.
165. Яковлева Е. С. Фрагменты русской языковой картины мира.-М., 1994.-Гл. 1 .-С. 16−72.
166. Belzen J. Cultural psychology and religion // Theory and psychology. N. J.: Sage Publications, 1998. — P. 230 — 251.
167. Bienkowska D. Frazeologia w przektadzie Psalterza J. Wujka (1954) // Kozprawy Komis. jes / Lodzkie t-wo nauk. Lodz, 1997. — T.42. — S. 5 — 42.
168. Cole M. Cultural psychology: A once and future discipline. Cambridge: Belknap Press, 1996.115 p.
169. Corbert L. The religious function of the psyche. London / N. J.: Routledge, 1996. — 300 p.
170. Ferry P.T. Confessionalization and popular preaching: sermons against synergism in Reformation Saxony // Sixteeenth cent. j. Kirksville, 1997. — Vol. 28. — № 4. — P. 11−43 — 1166.
171. Geertz C. Learning with Bruner. // The New Jork Review. 1997. № 5 — P. 22 — 24.
172. Geertz C. The interpretations of cultures.- N. J.: Basic books, 1973. 243 p.
173. Gren-Eklund G. Kast och religion in indiska namnskickstraditioner // Personnamn och social identitet: Handlingar fran ett Nattur och Kultur symp. i Sigtuna 19−22 sept. 1996. -Stockholm, 1998. — S.37 — 51.
174. Jablonski P., Lans J. Van der, Hermans C. Metaphor theories and religious language undersanding // Metaphor and symbol. Mahwah (N. J.) — L., 1998 — Vol. 13. — № 4, — P. 287 -292.
175. Kemp P. Another language for the other: from Kierkegaard to Levinas // Philosophy and social criticism. Cheshut Hill (Ha), 1997. Vol. 23. — № 6, — P. 5 — 28.
176. KuBe H. Kommunikationsziele inder Predigt // Slavische Sprachwissenschaht und Interdisziplinaritat Mtnchen, 1996. — № 2, — S.153 — 186.
177. Lambert W.G. Devotion: The languages of religion and love // Figurative language in the Ancient Near East, L., 1987. — P. 25 — 39.
178. Shore B. Culture in mind: Cognition, culture and the problem of meaning.- Oxford: OUP, 1996. 250 p.
179. Stanszewska Z. Nazywanie Istory Najwyzszej w Modlitwach Waclawa // Rozprawy Komis. jezKydz, 1997. T.42. — S. 185 — 195.
180. Vergote A. Religion, belief and unbelief: Psychological study. Amsterdam: Leuven Press, 1996. 450 p.