Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Структурно-семантические особенности психологической терминологии в современном русском языке

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Таким образом, исследование психологических терминов тревожной личности, обозначающих названия психосоматических состояний человека, показало, что данная лексико-семантическая группа представлена в языке множеством наименований и образует упорядоченную систему, которая постоянно развивается, совершенствуется и дает богатый материал для наблюдений над ней специалистам различных областей знаний… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Термин как объект лингвистического исследования
    • 1. 1. Теоретические предпосылки, методологическая основа и аналитическая база современного терминоведения
    • 1. 2. История возникновения научной терминологии
    • 1. 3. История возникновения терминологии тревожной личности
      • 1. 3. 1. Понятие «тревожная личность» как феномен социальнопсихологической дезадаптации личности
  • Выводы по 1 главе
  • Глава 2. Структурно-семантический аспект изучения терминологии тревожной личности
    • 2. 1. Понятийный и терминологический аппарат психологии тревожной личности
    • 2. 2. Логический и лексико-семантический аспекты исследования терминологии тревожной личности
    • 2. 3. Методы упорядочения психологической терминологии
    • 2. 4. Процессы терминообразования в терминологии тревожной личности 106 2.4.1.Способы образования терминов тревожной личности
    • 2. 5. Особенности заимствований в психологической терминологии
      • 2. 6. 0. собенности функционирования терминов в профессиональной речи
    • 2. 7. Особенности развития психологической терминологии
  • Выводы по 2 главе

Структурно-семантические особенности психологической терминологии в современном русском языке (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Стремительное развитие науки и техники диктует необходимость всестороннего описания, изучения и анализа новых пластов терминологической лексики. В современном мире терминология играет ведущую роль в общении людей, являясь источником получения информации, инструментом освоения специальности и своего рода движущей силой научно-технического прогресса.

Изменения, происходящие в общественной жизни, наиболее наглядно отражает лексика языка. Лексические единицы очень быстро реагируют на все изменения, которые происходят в социальной, общественной, научной сферах жизни общества.

Нестабильные социально — экономические условия жизнедеятельности человека привели к резкому увеличению нарушений нервно — психического характера. Одним из таких нарушений является повышенный уровень тревожности, который представляет собой наиболее значимый риск-фактор, ведущий к нервно-психическим заболеваниям человека. По данным Всемирной организации здравоохранения, число тревожных людей в 80-е годы составляло 15% от общей выборки, в настоящее время их количество возросло в 5 раз. При этом изменяется и уровень тревожности. Депрессивные, соматоморфные и тревожные расстройства отражают основные эпидемиологические тенденции психических нарушений.

Тревожность представляет собой ответную реакцию человека на фрустрирующие воздействия внешней среды, которые он воспринимает как угрожающие. Эта реакция детерминируется сложной системой внутренних и внешних факторов, к которым относятся рефлексия и мотив, они же выступают в качестве базовых механизмов коррекции состояния тревожности. Психология тревожной личности является наукой новой и она проникает во все области человеческой деятельности, ее значение трудно переоценить, поэтому изучение ее терминосистемы является острой необходимостью, тем более что данная область специальной лексики до сих пор не привлекала внимание лингвистов.

Настоящее диссертационное исследование посвящено комплексному изучению терминологии психологии тревожной личности — научной дисциплины, изучающей объективные закономерности процессов взаимодействия человека и окружающей среды.

С течением времени стали складываться специальные терминологические системы, объединяющие слова той или иной области знаний. В начале 80-х годов XX века многими учеными было отмечено появление новой самостоятельной области знания — терминоведениякомплексной научной дисциплины, изучающей специальную лексику.

В настоящее время в языкознании достигнуты значительные результаты в рассмотрении лингвистической, физической, сельскохозяйственной, спортивной, медицинской, дипломатической, текстильной, педагогической, военной терминологий и др. отраслевых терминологий (Н.В. Виноградова, A.C. Герд, С. Г. Казарина, J1.A. Костюк, JI.JI. Кутина, Н. М. Милюк, Г. И. Миськевич и др.).

Несмотря на систематическую и целенаправленную работу в области исследования терминологических систем, отдельные терминологии все еще недостаточно изучены лексикологами. В частности, это касается психологической терминологии, которая относится к числу обширных и сложных терминосистем. В то же время обращение общественного сознания к личностному началу привело к скачку в развитии всех наук, отраслей знания, их разделов и направлений, имеющих отношение к человеческой психике. Вследствие этого возникла потребность в изучении закономерностей возникновения, развития, взаимодействия наук и их разделов, изучающих психику, в стандартизации их терминологии и необходимость выделения указанных наук и их терминологий в отдельный объект изучения.

Психологические термины (наряду с психологическими текстами) являются формой репрезентации языка описания психики, используемого как научным сообществом, так и познающим субъектом.

Актуальность темы

диссертации обусловлена рядом факторов. Это возросший в последние годы научный интерес к исследованиям в области терминоведения в целом и отраслевых терминологий в частности, выявление подвижности границ терминологии в результате усовершенствования научного знания и необходимость унификации и упорядочения терминологии определённой области знания, важность выявления основных тенденций её развития, определение закономерностей семантической и структурной организации терминологии.

Психологическая терминология, составляющая основу языка науки, играющая ведущую роль в процессе общего познания, ещё не получила системного лингвистического описания, которое раскрыло бы особенности лексико-понятийной структуры, развития, образования, функционирования терминов данных наук. Малоизученными остаются приёмы упорядочения терминов, виды терминографической работы, типология специфических единиц психологической терминологиине изучены трудности орфографического плана.

Дальнейшее решение малоизученных проблем в области психологии будет способствовать появлению терминов для обозначения новых понятий. А это в свою очередь требует от лингвистов унифицированной научной терминосистемы.

Общение в профессиональной сфере как специалистов-психологов, так и обычных носителей языка, предполагает знание и умение адекватного использования специальной лексики. Этот слой лексики характеризуется постоянным появлением новых единиц, непосредственно отражающих социально — экономические условия жизнедеятельности человека, в рамках которого происходит формирование новых понятий и получение нового знания.

Научная новизна исследования обусловлена тем, что впервые исследуется терминология тревожной личности в лексико-семантическом, структурном и динамическом аспектахпредставлено системное описание психологической терминологии, которой присущи системные отношения, характерные для лексики русского языка. Научная новизна содержится и в подходе к описанию термина как к наиболее информативной единице специальной лексики, играющей важную роль в процессе познания. В итоге дана общая лингвистическая характеристика психологической терминосистемы на современном этапе её развития.

Объектом настоящего исследования явились слова и словосочетания, используемые в качестве обозначений понятий тревожной личности.

Предметом исследования являются лингвистические и экстралингвистические особенности формирования и современное состояние психологической терминологии современного русского языка.

Материалом исследования послужили лексические единицы (термины), извлеченные из современной психологической литературы, лексикографических изданий, учебников, учебных пособий, а также психологические наименования, функционирующие в художественных и публицистических текстах и в разговорной речи. Объем терминологической лексики — более 1200 наименований.

Цель диссертационной работы — рассмотрение и многоплановый анализ психологической терминологии в лексико-семантическом, словообразовательном и функциональном аспектах в системе русского языка.

В качестве первоочередных задач, определившихся в соответствии с поставленной целью, можно выделить следующие:

— описать историю возникновения терминов тревожной личности, указав их русские и иноязычные истоки, способы терминообразования и употребление в языке.

— выявить сущность понятия «термин» и место термина в лексической системе русского языка;

— представить обзор основных направлений в изучении терминологии в отечественной и зарубежной лингвистике;

— описать основные способы упорядочения научной (психологической) терминологии;

— проанализировать логико-понятийные аспекты термина;

— охарактеризовать тенденции в развитии психологической терминологии.

Методологической и теоретической базой исследования послужили труды в области изучения термина как знака и единицы языка, его функций и места в лексической системе (В.В. Виноградова, Г. О. Винокура, М. Н. Володиной, Д. С. Лотте, A.A. Реформатского, О. С. Ахмановой, В. М. Лейчика, В. П. Даниленко, Л. А. Капанадзе, C.B. Гринева-Гриневича, А. К. Сулеймановой, В. Д. Табанаковой и др.) — работы по психологии тревожной личности и кризисным состояниям человека (А.Г. Асмолова, Т. Ю. Артюховой, К. Изард, В. В. Козлова, Р. Мэй, A.M. Прихожана, A.A. Реана, Ч. Спилбергера, Л. Ханина, Г. С. Салливана, К. Хорни и др.). Основными методами настоящего исследования являются: общелингвистический метод научного описания (ключевыми приёмами которого выступают следующие: сбор, наблюдение, обработка и интерпретация исследуемого материала), метод компонентного анализа значения терминов, аналитический метод (анализ дефиниций терминов в энциклопедиях), а также описательно-сопоставительный метод и систематизация научной литературы по терминоведению, метод эксперимента и апробации результатов исследования в среде специалистовпсихологов.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Психологическая лексика, обозначающая наименования психосоматических состояний человека, представлена в языке множеством наименований и образует упорядоченную систему, которой присущи системные отношения, характерные для лексики русского языка.

2. Терминология тревожной личности разнородна по своему составудля нее характерны термины, функционирующие в терминологии как готовые единицы, заимствованные из других подсистем языкав нее входят слова общеупотребительного языка, общенаучная лексика и общепсихологические термины. Специфика данной терминологии проявляется в процессах терминологизации общеупотребительных слов и детерминологизации номинативных единиц, обозначающих понятия других наук.

3. Для терминологии тревожной личности наиболее характерными и частотными являются морфологический, лексико-семантический и синтаксический способы словообразования, поскольку они позволяют наиболее точно передать сложное содержание терминологии тревожной личности.

4. В составе многих терминов по психологии имеются национальные и интернациональные терминоэлементы, из которых складывается семантика большинства психологических терминов.

Теоретическая новизна данного исследования заключается в многоаспектном анализе психологической терминологии, в определении её семантических, деривационных и функциональных особенностей, источников её формирования, в описании проблем унифицирования, в обоснованной фиксации особенностей развития психологической терминологии на современном этапе.

Практическая значимость диссертации в том, что результаты исследования могут быть использованы для подготовки и чтения лекционных курсов «Современный русский язык», «Лексикология», «Актуальные вопросы современного терминоведения и терминографии», «Теория номинации», «Культура речи», «Функциональная дериватология» и др.

Основные положения исследования могут быть полезны в подготовке специалистов психологов особенно при овладении ими специальностью. Частично результаты исследования могут быть использованы в лексикографической практике при составлении терминологических словарей и разработке учебных пособий по терминологии.

Апробация работы. Результаты работы обсуждались на заседаниях кафедры русской филологии БашГУ (2010, 2011, 2012 г. г.). Отдельные положения исследования отражены в публикациях в периодических изданиях из списка ВАК РФ (в «Вестнике Башкирского университета», 2012 г.) — в статьях к международной конференции в г. Уфа февраль 2011 г.- в статьях в сборниках научных публикаций аспирантов и преподавателей БашГУ (2009 г.) — по результатам исследования подготовлен словарь-справочник «Психология тревожной личности: психолого-филологический словарь-справочник» (2012 г.).

Результаты исследования апробированы в процессе преподавания дисциплин «Русский язык и культура речи», «психология», при составлении АПИМ (аттестационных педагогических измерительных материалов) для проверки знаний студентов Учалинского факультета по дисциплине «Психология» БашГУ (2010 г.).

Объём и структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложения.

7. Результаты исследования могут оказаться полезными в терминологической работе: в инвентаризации, нормализации, унификации и оптимизации терминовтакже в случае межъязыкового упорядочения терминологий — гармонизации.

8. Функциональные задачи (особенно гносеологические и когнитивные) психологической терминологии не ограничиваются рамками проблем этих областей знания, а распространяются на общие процессы познания.

9. Трудно переоценить роль языка психологии в век высоких технологий. Передача, сохранение и развитие знаний во многом зависят от уровня развития терминологии различных наук. Следовательно, дальнейшее совершенствование психологической терминологии отразится на новых достижениях науки. Малоизученные проблемы терминологии по психологии: особенности терминов речи и терминов языка, проблемы перевода иноязычных терминов, разработка положений по типологии аббревиатур, изучение явлений перцепции, апперцепции в процессе передачи и приёма информации и другие — ждут глубоких лингвистических исследований.

11. Такие области знаний, как медицина, психология, культурология имеют в связи с недостаточной изученностью этих отраслей знаний неразвитую терминологию. Разработка новых терминосистем для новых наук — одна из важных перспективных задач, поставленных временем перед отечественными лингвистами.

Таким образом, исследование психологических терминов тревожной личности, обозначающих названия психосоматических состояний человека, показало, что данная лексико-семантическая группа представлена в языке множеством наименований и образует упорядоченную систему, которая постоянно развивается, совершенствуется и дает богатый материал для наблюдений над ней специалистам различных областей знаний. Перспективу настоящего исследования мы видим в возможностях изучения различных терминологий в сопоставительном плане, что позволит на более глубоком уровне понять сущность терминологии в целом и отдельных ее разновидностей в частности.

Заключение

.

Данное диссертационное исследование посвящено описанию одного из ведущих звеньев лексической системы русского языка — психологической терминосистемы, представляющей собой наиболее употребительную и распространённую, но малоизученную терминологию. Выбор данных лексем обусловлен развитием гуманитарных областей познания, появлением новых, связанных с психологией отраслей наук, также потребностью в дальнейшем изучении терминосистемы, связанных с психологией прикладных наук.

В конце XX — начале XXI века, в эпоху научно-технического прогресса и информационных технологий, ученые-филологи все большее внимание уделяют терминологии различных отраслей знаний. Нельзя не обратить внимание и на психологическую терминологию. История ее формирования, процесс становления и развития психологической лексики осуществлялся на протяжении многих веков.

Признавая системный характер лексики, мы избрали предметом изучения лексико-семантическую группу «номинация психосоматических состояний человека» (терминологию тревожной личности), в работе проанализировано более 1200 лексических единиц, входящих в состав терминологического поля психологической лексики. Термины рассматриваются с точки зрения различных аспектов: лексико-семантического, семантико-парадигматического, словообразовательного.

Установление способов присвоения названий в исследуемой лексико-семантической группе диктуется общественной и научной необходимостью решения ряда актуальных проблем терминологии.

В связи с тем, что общепринятых определений термина и терминосистемы в науке пока нет, для целей нашего исследования наиболее приемлемыми представляются следующие определения терминологии (терминосистемы) и термина.

Терминология (терминосистема) — система знаков какой-либо специальной области знания и деятельности человека, относительно изоморфная системе ее понятий, обслуживающая ее коммуникативные потребности.

Термин — элемент терминосистемы, в основном представляющий собой слово или словосочетание, именующий профессионально-научное понятие, относящееся к какой-либо специальной области знания или деятельности человека.

Нами рассмотрены морфологические и неморфологические способы образования терминов тревожной личности: лексико-семантический (метафоризация и метонимизация) и синтаксический (составные наименования). Обращается внимание на термины-эпонимы, названные по имени или фамилии человека, открывшего или впервые описавшего то или иное психическое состояние индивида.

Анализ материала показал, что психологическая терминология является системной организацией, которая представляет собой результат системности понятий, обозначающих термины подъязыка психологии. Психологическая лексика подвержена тем же лексико-семантическим процессам, что и литературный язык. Нами зафиксированы примеры полисемии, синонимии, антонимии, омонимии. Но надо отметить, что эти лексико-семантические процессы протекают в тех границах, в которых сохраняется семантическая определенность термина.

Теория термина и сегодня остается во многом дискуссионной. Таковы и неоднократно ставившиеся, и относительно новые вопросы, образующие систему так называемых бинарных оппозиций: а) общая литературная лексика/ автономная специальная лексикаб) лингвистическое/ энциклопедическое (и специальное) при определении термина в словарях разных типовв) литературный язык/язык для специальных целей (ЯСЦ) — г) ЯСЦ как функциональная разновидность литературного/ подсистема общенационального языкад) терминоведение как самостоятельная область лингвистики/ «стыковая», междисциплинарная наука. Названные оппозиции являются «конструкционными принципами» (термин H.A. Ильиной) современной теории термина, а их содержание может быть представлено в виде комплекса вопросов более частного порядка.

Мнение A.A. Реформатского о том, что термин является одновременно единицей двух разных систем: логоса (от греч. logos — слово, речь, знание, наука) — системы научных знаний, и лексиса (от греч. lexis — слово) -лексической системы языка (Реформатский 1959) привело к выводу о том, что термин не может быть «идеальным примером идеального члена лексической системы» (Реформатский 1968: 122), и в таком случае терминэто «идеальный пример идеального члена» терминологической системы. (Попов 2003).

И логос, и лексис одинаково важны для понимания сущности термина независимо от путей его возникновения: как слово — это элемент общего литературного языка, ставшее термином в результате «семантического преобразования» [Даниленко 1977: 24], или специально созданный термин.

Несмотря на то, что необходимость исследования термина одновременно как понятийной и лексической системы (логоса и лексиса) кажется очевидной, практика показывает, что большинство современных ученых по существу говорят о разных аспектах термина, каждый из которых составляет автономную область исследования [Лейчик 1986: 88]. Так, с позиции логоса термины исследуются терминоведами — специалистами конкретных отраслей знания и видов профессиональной деятельности (психологии, экономики, медицины, искусства, техники, спорта и т. д.), с позиции лексиса — языковедами.

Терминосистема — фрагмент преимущественно «научной картины мира», она обладает такими чертами, как упорядоченность, сравнительная полнота и относительная точность в обозначении понятий, актуальность (на момент создания).

Диссертационное исследование представляет собой многоаспектный анализ психологической терминологии. В исследовании анализируются сущность понятия «термин», лексико-семантический аспект термина, традиционные и специфические способы словообразования терминов, функциональные особенности терминологии психологииописываются наиболее приемлемые методы и приёмы упорядочения психологической терминологии. Также представлен обзор основных направлений в изучении терминологии в отечественной и зарубежной лингвистике, охарактеризованы динамические аспекты психологической терминологии: история, современность и тенденции в развитии.

Психологическая терминология активно пополняется за счет новых открытий и, конечно же, заимствований. Классическими языками, давшими наименования многим психическим состояниям, стали греческий и латинский.

На основе предпринятого исследования можно сделать следующие основные выводы:

1. Термин — это основная единица специальной лексики, имеющая строгую лексико-понятийную структуру, несущая информативную нагрузку (среди множества определений термина мы констатируем именно это определение, отражающее главные особенности психологического термина).

2. Термины психологии соответствуют требованиям, предъявляемым к термину вообще, и составляют основу языка данных наук.

3. Терминология психологии представляет собой сложившуюся строгую терминосистему с точными базовыми терминами, обозначающими основные понятия. Она соответствует нормам русского языка, но имеет специфические черты, продиктованные потребностями точных наук, в частности, в употреблении и образовании терминов.

4. Психологическая терминология может быть представлена в виде организованной иерархической структуры, внутри которой фиксированы родовидовые, причинно-следственные и другие отношения. Термины внутри такой структуры, объединённые в лексические и понятийные (иерархические, ассоциативные) поля, несут в себе целостную информацию о понятиях. Несмотря на наличие в психологической терминологии явлений синонимии, варьирования, дублетности, субституции (замены), основные базовые термины со строгой системой ядерных понятий остаются постоянными.

5. В пополнении психологической терминологии активно участвовали (и участвуют) заимствования из других языков. В основном это слова греческого и латинского происхождения. В последнее десятилетие в связи с компьютеризацией процессов познания в язык психологии активно внедряются слова из английского языка, что указывает на необходимость активизации мер по упорядочению новых заимствований.

6. Система терминообразования психологии имеет традиционные и свои, специфические, способы образования слов, принципы заимствования, свои словообразовательные модели. Она полностью обеспечивает терминологические потребности данных наук и, имея потенциальные возможности, способствует дальнейшему развитию языка этих наук. Терминообразование в области психологии представляет собой не стихийный, а целенаправленный, конвенциональный, процесс, что положительно отразится и на тенденциях его развития.

Показать весь текст

Список литературы

  1. К.Я. Общая теория термина. — Иваново, 2004. — 252 с.
  2. Н.Ф. Поэтическая энергия слова. Синергетика языка, сознания, культуры. М.: Academia, 2002. — 394 с.
  3. С. Н. Некоторые вопросы построения словарей специальной терминологии. Тетради переводчика. Вып.2. / С. Н. Андрианов. М.: Международные отношения, 2004. — 241 с.
  4. П.К. Эмоции / Психология эмоций. М.: Педагогика, 1984, с.214−276.
  5. П.К. Очерки по физиологии функциональных систем. М.: Наука, 1993.-236 с.
  6. Ю.Д. Наивная картина мира. Интегральное описание языка и системная лексикография // Вопросы языкознания. 1955. — № 1. — С.6−18.
  7. Ю.Д. Образ человека по данным языка: попытка системного описания // Вопросы языкознания. 1995. — № 1. — С.37−67.
  8. Н.Д. Аномалии и язык (К проблеме языковой «картины мира») // Вопросы языкознания. 1987. -№ 3. — С.3−19.
  9. Т.Ю. Изучение состояния тревожности студентов пединститута // Молодежь и наука — третье тысячелетие: Сборник тезисов. -Красноярск, 1998.-С.76−78.
  10. В. М. Тревожность у детей. М, 2001 — 160 с.
  11. П.Бенвенист Э. Общая лингвистика / Пер. с фр. Ю.Н.Караулова- подобщ.ред., вступит, ст. и коммент. Ю. С. Степанова. М.: Едиториал УРСС, 2002.-447 с.
  12. Е.Э., Войнова Л. А., Кутина Л. Л. Очерки по исторической лексикологии русского языка 18 в. Языковые контакты и заимствования. -Л.: Наука, 1972.-431 с.
  13. Бодуэн де Куртене И. А. Избранные труды по общему языкознанию. Т.1. -М.: изд. АН СССР, 1963. 384 с. Т.2. — М.: изд. АН СССР, 1963. — 391 с.
  14. JI. И. Этапы формирования личности в онтогенезе.//Вопросы психологии, 1979. № 2.-21−26
  15. Бороздина J1.B., Залученова Е. А. Увеличение индекса тревожности при расхождении уровней самооценки и притязаний //Вопросы психологии, 1993, № 1, с. 104−113.
  16. Ф., Лайзерсон А., Хорстедтер Л. Мозг, разум и поведение. М.: Мир, 1988.
  17. Л.М. Методы современной лингвистики. Уфа: БГУ, 1997. -182 с.
  18. А. Понимание культур через посредство ключевых слов. -М.: Языки славянской культуры, 2001. 288с.
  19. Е.М. У истоков славянской философской терминологии: ментализация как прием терминотворчества // Вопросы языкознания. -1982.-№ 6.-С. 105−114.
  20. В.К. Основные проблемы психологической теории эмоций.- М. Педагогика, 1988.
  21. В.В. Основные типы лексических значений слова. // Вопросы языкознания. 1953. — № 5. — С.3−29
  22. И.Н. Терминологические стандарты как особый вид словарей нормативного типа // Словарные категории. М.: Наука, 1988. — С.202−208.
  23. М.Н. Термин как средство специальной информации. М.: МГУ, 1996.-65 с.
  24. М.Н. Когнитивно-информационная природа термина (на материале терминологии средств массовой информации). М.: изд-во МГУ, 2000. — 128 с.
  25. В.В. К понятию поля в лингвокультурологии (Общие принципы) // Русский язык за рубежом. 1991. -№ 5. — С. 101−106.
  26. В.В. Лингвокультурология (теория и методы). М.: изд. РУДН, 1997.-331 с.
  27. Н.В. Школьная дезадаптация: ключевые проблемы диагностики и реабилитации// Школьная дезадаптация. Эмоциональные и стрессовые расстройства у детей и подростков. М.: Педагогика, 1995. С. 8−11.
  28. Л.С. Мышление и речь // Выготский Л. С. Собр.соч. в 6 т. М.: Педагогика, 1982. — С.5−361.
  29. Р.Х. Основы самоуправления психическим состоянием. / Проблемы самоуправления в системе психологической службы ВУЗов.-Казань, 1983, с. 68−85.
  30. Л.П. Резервы человеческой психики. Введение в психологию активности. М.: Политиздат, 1989.
  31. Гак В. Г. Асимметрия лингвистического знака и некоторые общие проблемы терминологии // Семиотические проблемы языков науки, терминологии, и информатики: Матер, научн. симпозиума. М.: МГУ, 1971. — С.68−71.
  32. Гак В. Г. Лингвистические словари и экстралингвистическая информация (в связи с выходом в свет 2-го издания словаря «Большой Робер») // Вопросы языкознания. 1987. — № 2. — С.3−16.
  33. Гак В. Г. Русская динамическая языковая картина мира // Русский язык в его функционировании: Тезисы докладов межд. конф. М.: РАН, Инст.рус.яз. им. В. В. Виноградова, Русский словари, 1998. — С. 18−20 с.
  34. Н.Б. К вопросу о метаязыке языкознания // Вопросы языкознания. 1983. — № 2. — С.64−72.
  35. Г. 3 картины мира // Новые идеи в философии. СПб.: изд. Образоваше, 1914. — № 11. — С.65−123.
  36. .Н. О некоторых проблемах изучения терминов // Семиотические проблемы языка науки, терминологии и информатики. -М.: МГУ, 1971. С.64−67.
  37. И.Н., Седов К. Ф. Основы психолингвистики. М.: Лабиринт, 1997.-352 с.
  38. .Ю., Раскин В. В. Термины с лингвистической точки зрения // Место терминологии в системе современных наук: тез. докл. и сообщ. научн. симпозиума. -М.: МГУ, 1970. С. 134−141.
  39. C.B. Введение в терминологическую лексикографию (учебное пособие). М.: Моск. унив-т, 1986. — 102 с.
  40. C.B. Принципы теории лексикографии // Теория и практика научно-технической лексикографии: Сб.ст. М.: Русский язык, 1988. -С.5−11.
  41. C.B. Основы лексикографического описания терминосистем: дисс.. докт. филол.наук. М., 1990. — 436 с.
  42. C.B. Введение в терминоведение. М.: Московский Лицей, 1993. -309 с.
  43. В. фон. Избранные труды по языкознанию. М.: Прогресс, 1984.-397 с.
  44. В. фон. Язык и философия культуры. М.: Прогресс, 1985. -452 с.
  45. В.П. Лексико-семантические и грамматические особенности слов-терминов // Исследования по русской терминологии. М.: Наука, 1971.-С.7−67.
  46. В.П. О терминологическом словообразовании // Вопросы языкознания. 1973. — № 4. — С.76−85.
  47. В.П. О месте научной терминологии в лексической системе языка // Вопросы языкознания. 1976. — № 4. — С.64−71.
  48. В.П. Русская терминология. Опыт лингвистического описания. М.: Наука, АН СССР, 1977. — 246 с.
  49. В.П. Язык для специальных целей // Культура русской речи и эффективность общения. М.: Наука, 1996. — С.234−270.
  50. Дейк ван Т. А. Ван. Язык. Познание. Коммуникация. М.: Прогресс, 1989. -312с.
  51. П.Н. Терминология и различные аспекты языка науки // Проблемы разработки и упорядочения терминологии в АН Союзных Республик. -М.: Наука, 1983. С.66−81.
  52. П.Н. Лексика русского языка и принципы ее описания. М.: Русский язык, 1993. — 248с.
  53. Л.А. Специфика составного термина в частноотраслевой терминосистеме (на материале кардиологической терминологии русского и английского языков): автореф.дис.. канд.филол.н. Л., 1986. — 19 с.
  54. .И. В мире эмоций. Киев, 1995.
  55. М. Словообразование в чешском языке. Теория словопроизводства. Прага, 1962.бО.Заваденко H.H., Петрухин A.C. Школьная дезадаптация: нейропсихологическое исследование //Вопросы психологии, 1999, № 4. -С 21−28
  56. A.B. Психология формирования самооценки Минск, 1993 -99с.
  57. Е.А. Современный русский язык: словообразование. М.: Просвещение, 1973. — 304 с.
  58. К. Эмоции человека: Пер. с анг. /Под ред. Л. Я. Гозмана, М.С.Егоровой- Вступительная статья А. Е. Ольшанниковой.- М.:Изд-во МГУ, 1980 г.
  59. Е. П. Эмоции и чувства. Спб, 2002 -598 с.
  60. Я. Л. Коломинский Психология взаимоотношения в малых группах-Минск, 2000. 432с
  61. Т.Х. Словообразовательный потенциал русского языка // Синтактика. Семантика. Прагматика. Патры-Краснодар: изд-во Кубан.гос.ун-та, 1996.
  62. С.Г. Типологические характеристики отраслевых терминологий. Краснодар: КГУ, 1998. — 276 с.
  63. Т.Л. Основные группировки терминологических единиц упорядоченных терминологий // Вопросы языкознания. 1987. — № 6. -С.84−89.
  64. Л.А. О понятиях «термин» и «терминология» // Развитие лексики современного русского языка. М.: Наука, 1965. — С.75−85.
  65. В.И. Язык социального статуса / Ин-т языка РАН- Волгоград.гос.пед.ин-т. М., 1992. — 330 с.
  66. Ю.Н. Общая и русская идеография. М.: Наука, 1976 а. — 356 с.
  67. Ю.Н. Словарь как компонент описания языков // Принципы описания языков мира. М.: Наука, 1976 б. — С.313−341.
  68. Ю.Н. Русский язык и языковая личность. М.: Наука, 2002. -264 с.
  69. В.Б. Языковые и текстовые знания // Вопросы языкознания. -1990.- № 6. С.98−101.
  70. Т.С. Проблемы формирования научной терминологии: (на материале названий медицины и экологии): дисс.. д-ра филол.наук. -Астрахань, 1999. 330 с.
  71. Н.С., Смык Л. А. Психология стресса. М.: Наука, 1983.
  72. Е.А. Образ мира в разнотипных профессиях: Учебное пособие. -М.: МГУ, 1995.-224 с.
  73. С.П., Горнаев A.A., Каткова Е. А. Каким может быть человек. -М.: «София», 2003.- 160
  74. В.В. Работа с кризисной личностью -М.: Издательство Института Психотерапии, 2003.- 300 с.
  75. Г. В. Объективная картина мира в познании и языке / Отв. Ред.А. М. Шахнарович. Изд. 2. -М.: Едиториал УРСС, 2005. 128 с.
  76. З.И. О сущности термина // Термин и слово: Предметная соотнесенность и функционирование терминов: Сб.ст. Горький: Горьковский гос. ун-т им. Лобачевского, 1979. — С.3−13.
  77. З.И. Семантическая структура специального слова и её лексикографическое описание. Свердловск: Уральский ун-т, 1991 (а). -156 с.
  78. З.И. Факторы, определяющие семантику терминологических единиц // Язык, система, личность: Матер, докладов и сообщений. -Екатеринбург: Уральский гос. пед. ун-т, 1998. С.87−88.
  79. О.Л. Языковые картины мира как производные национальных менталитетов. М.: МГУ, 2004. — 341 с.
  80. Н.З. К вопросу о специфике термина // Лингвистические проблемы научно-технической терминологии. М.: Наука, 1970. — С.122−126.
  81. Н.З. Семантическая характеристика терминов в словарях // Проблематика определений терминов в словарях разных типов. Л.: Наука, 1976. — С.30−45.
  82. Е.В. Опыт описания языковой личности. А. А. Реформатский // Язык и личность. -М.: Наука, 1989. С. 187−215.
  83. Л.П. Иноязычные слова в современном русском языке. М.: Наука, 1968.-208 с.
  84. Л.П. Лексическое заимствование и калькирование в русском языке последних десятилетий // Вопросы языкознания. 2002. — № 6. -С.27−38.
  85. Е.С. Эволюция лингвистических идей во второй половине XX века (опыт парадигматического анализа) // Язык и наука конца 20 века: Сб.ст. М.: Российский государственный гуманитарный университет, 1995. — С.144−238.
  86. И., Салмина Д. Введение в металингвистику (системный, лексикографический и коммуникативно-прагматический аспекты лингвистической терминологии). СПб: «Сага», 2002. — 352 с.
  87. Л.Л. Термин в филологических словарях // Проблематика определений терминов в словарях разных типов. Л.: Наука, 1976. — С.19−30.
  88. Д., Джонсон М. Метафоры, которыми мы живем: Пер. с англ. / Под ред. и с предисл. А. Н. Баранова. М.: Едиториал УРСС, 2004. — 256 с.
  89. В.М. Номенклатура промежуточное звено между терминами и собственными именами // Вопросы терминологии и лингвистической статистики: Сб.ст. — Воронеж: Воронежский ун-т, 1974. — С. 13−24.
  90. Лейчик. Лингвистические методы анализа формирования, строения и функционирования терминов и терминосистем // Терминология библиотечного дела: сб. научных трудов. М., 1976. — С. 18−33.
  91. В.М. Лексическая вариативность и ее разрешение в системе, норме и речи // Вариативность как свойство языковой системы. М.: МГУ, 1982.-С. 140−142.
  92. В.М. Предмет, методы и структура терминоведения: дисс.. д-ра филол. наук.-М., 1989.- Т.1. 396 с. — Т.2. — 160 с.
  93. В.М. Особенности функционирования терминов в тексте // Научные доклады высшей школы. Филологические науки. 1990. — № 3. -С.80−87.
  94. В.М. Проблемы отечественного терминоведения в конце XX века // Вопросы филологии. 2000. — № 2. — С.23.
  95. В.М., Бесекирска Л. Терминоведение: предмет, методы, структура. -Bialystok, 1998. 184 с.
  96. A.A. Система, структура и функционирование научного термина: (на материале русской лингвистической терминологии): дисс.. д-ра филол. наук, 2000. 359 с.
  97. A.B. Десинонимизация лингвистических терминов // Языки профессиональной коммуникации: Материалы междун. науч. конф. -Челябинск: Челябинский гос. университет, 2003. С. 23 8−243.
  98. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность // Леонтьев А. Н. Избранные психологические произведения в 2-х томах. М.: Педагогика, 1983. Т.2. — С.94−232.
  99. В.В., Улуханов С. С. Словообразовательный тип и способы словообразования // Русский язык в национальной школе. 1969. — № 6.
  100. Д.С. Вопросы заимствования и упорядочения иноязычных терминов и терминоэлементов. М: Наука, 1982. — 149 с.
  101. В.А. Введение в лингвокультурологию: Учебное пособие. -М.: Наследие, 1997. 207 с.
  102. B.C. Очерк теории те5мперамента Пермь, 1973.
  103. О.Д. Научный стиль речи: проблемы обучения. М.: Русский язык, 1985. — 128 с.
  104. С.Л. Метафора в медицинском дискурсе. Пермь: ПГУ, 2002.- 160 с.
  105. А.И. О языковой природе термина // Лингвистические проблемы научно-технической терминологии. М.: Наука, 1970. — С. 127 — 138.
  106. А.И. К определению термина // Семиотические проблемы языков науки, терминологии и информатики. М.: МГУ, 1971. — С.336−338.
  107. А.И. К определению терминов в словарях // Проблематика определений в словарях разных типов. Л.: Наука, 1976. — С.243−250.
  108. В.В. Термины и возможный способ их описания в словаре активного типа // Проблемы разработки и упорядочения терминологии в АН Союзных Республик. -М.: Наука, 1983. С.150−158.
  109. С.Е. К проблеме описания термина в системном толковом словаре // Теория и практика научно-технической лексикографии: Сб.ст. -М.: Русский язык, 1988. С.72−77.
  110. В. Д. Психофизиологические исследования индивидуальных различий. М.: Педагогика, 1986.
  111. Л.А. Основные принципы описания языка в учебных целях // Русский язык в национальной школе. 1970. — № 5. — С. 16−24.
  112. Л.А. Семантическое поле // Русский язык. Энциклопедия. -М.: Большая Российская энциклопедия: Дрофа, 1997. С.458−459.
  113. Н.Ф. Современные направления терминологических исследований // Медицинская терминология и гуманитарные аспекты образования в медицинском вузе. Самара: Самарский гос. ун-т, 1998. -С.17−18
  114. О.В., Пунг Э. Ю. Экспериментальное исследование эмоциональной напряжённости в ситуации экзамена. // Психологические исследования. М., 1985, № 4.- С. 112−119.
  115. А.Е. К психологической диагностике эмоциональности. / Проблемы общей, возрастной, педагогической психологии. М.: Педагогика, 1988. -С. 246−262.
  116. A.B., Ярошевский М. Г., Теоретическая психологи- М., «Академия», 2003 г.-С. 104−105.
  117. Р.Г. К вопросу об изучении термина // Ученые записки ЛГУ. Л., 1952. № 161. Сер.филол.н. — Вып. 18. — № 2: Вопросы грамматического строя и словесного состава языка. — С.21−36.
  118. М. Смысл и границы точной науки // Вопросы философии. -1958. № 5. — С.102−112.
  119. О.Г. Языковая ментальность: способы представления мира // Вопросы языкознания. 1990. — № 6. — С. 110−122
  120. Психология личности в трудах отечественных психологов/Сост. и общ. ред. Л. В. Куликова. СПб., 2001. — 480 с.
  121. А. М Тревожность у детей и подростков М.: 2000 — 348с.
  122. А.О. Психические состояния и их проявления. -Казань, 1991.
  123. В.Н. Русская терминология (лексико-семантическое образование). М.: Филологический факультет, 1996. — 125 с.
  124. В.Н. Языковая личность и терминология // Научно-техническая терминология. Научно-технический реферативный сборник. Материалы 9-ой международной научной конференции по терминологии. М.: ВНИИКИ, 2003. — С.62−65.
  125. Психологические теории и концепции личности / Краткий справочник. Под ред. Горностай П., Титаренко Т. Киев: «Рута», 2001
  126. Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. СПб., 2000.- 624с.
  127. А. А. Психология человека от рождения до смерти Спб, 2000 -856 с.
  128. A.A. Что такое термин и терминология // Вопросы терминологии. М.: АН СССР, 1961 а. — С.46−54.
  129. A.A. Термин как член лексической системы языка // Проблемы структурной лингвистики. 1967 б. М.: Наука, 1968. — С. 103 125.
  130. М. Проблема тревоги М.: APT, 2001 — 567с
  131. В.П. Словарь культуры XX века. Ключевые понятия и тексты. -М.: Аграф, 1999.-384 с21.
  132. C.JI. Основы общей психологии. СПб., 2000. — 712 с. Русская грамматика / Белоусов В. Н., Ковтунова И. И., Кручинина И. И. и др.- под ред. Шведовой Н. Ю. и Лопатина B.B. — М.: Русский язык, 1990. -639 с.
  133. Э.М. Надо ли убегать от стресса? М.: Физкультура и спорт, 1990.-128 с, ил.
  134. Е. Е. Психология развития человека Минск, 2001 — 460 с.
  135. Г. Селье. Стресс без дистресса. М.: Прогресс, 1982.
  136. Н. Ю. Психолого-педагогическая коррекция детско-родительских отношений. —М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.
  137. А. С. Психотерапия: игра, детство, семья. Т. 1. — ООО «Апрель Пресс" — ЗАО «ЭКСМО — Пресс», 1999.
  138. Ч. Д. Концептуальные и методологические проблемы исследования тревоги // Стресс и тревога в спорте М., 1983.-230 с.
  139. H.A. Терминология лингвистики и метаязыковая функция языка // Вопросы языкознания. 1979. — № 4. — С.69−76.
  140. H.A. О типах терминов (на примере грамматики) // Вопросы языкознания. 1983. — № 3. — С.21−29.
  141. И.П. Инвентаризационные терминологические сборники // Теория и практика научно-технической лексикографии: Сб.ст. М.: Русский язык, 1988. — С.122−124.
  142. Л.Н. Методы психологической диагностики.- М., 1990.-318 с.
  143. Ф.П. Лексико-семантическая система и словарь национального языка // Современность и словари. Л.: Наука, 1978. — С.4−19.
  144. Ф. де. Заметки по общей лингвистике. М.: Прогресс, 1990. -280 с.
  145. Ю.С. Методы и принципы современной лингвистики. М: Наука, 1975.-311 с.
  146. Ю.С. В трехмерном пространстве языка. Семиотические проблемы лингвистики, философии, искусства. М.: Наука, 1985. — 335 с.
  147. Ю.С. Изменчивый «образ языка» в науке XX века // Язык и наука конца 20 века: сб.статей. М.: Рос. гос. гуманит. ун-т, 1995 б. — С.7−34.
  148. Стресс / Популярный энциклопедический словарь. М.: БСЭ, 1999, с. 1273.
  149. Я. Роль темперамента в психическом развитии. М.: Прогресс, 1982.
  150. A.B. Терминология и номенклатура // Проблематика определений терминов в словарях разных типов. Д.: Наука, 1976. — С.75−83.
  151. A.B., Подольская Н. В., Васильева Н. В. Общая терминология: Вопросы теории. М.: Едиториал УРСС, 2003. — 248 с.
  152. A.B. Термины как часть специальной лексики // Научно-техническая терминология: научно-технический реферативный сборник. Материалы 9-ой международной научной конференции по терминологии. Вып.2. -М.: ВНИИКИ, 2003. С.70−71.
  153. И.П. К предмету прагмалингвистики // Содержательные аспекты предложения и текста. Калинин: Калин, гос. ун-т, 1983. — С.3−15.
  154. В.Д. Понятие научно-технического термина и требования к его определению // Слово и термин: Сб.ст. Горький: ГГУ, 1982. — С.24−28.
  155. В.Д. Идеографическое описание научной терминологии в специальных словарях: дисс.. д-ра филол.наук. Тюмень, 2001. — 288 с.
  156. В.А. Лексико-семантическое варьирование терминологических единиц и проблемы терминографии: автореф. дис.. канд.филол.наук. М., 1988. — 24 с.
  157. Н.Д. Тревожность Психология. Лекции для студентов медицинских вузов.- М.: ВУНМЦ, 1998, с.271−275.
  158. Л.Б. От происхождения термина к прогнозированию дальнейшего развития терминологии // Научно-техническая терминология: Матер. X Межд. науч. конф. по терминологии, — М., 2004.-с. 81 84.
  159. E.H. Некоторые лингвистические проблемы изучения термина // Лингвистические проблемы научно-технической терминологии. -М.: Наука, 1970. С.53−67.
  160. E.H. Синонимы или дублеты? // Исследования по русской терминологии. М.: Наука, 1971 а. — С.78−89.
  161. E.H. Термин в терминосистеме // Актуальные проблемы лексикологии. Новосибирск, 1971 (б). -С.9−12.
  162. Тревога и тревожность / Сост. и общ. ред. В. М. Астапова. СПб., 2001.-256 с.
  163. Тревога. Тревожность. Явления тревожного ряда/Психологический словарь (Под ред. В. П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова).-М.: Педагогика-Пресс, 1999.-С. 385−386.
  164. P.A. Стресс и его значение для организма (отв. ред. предисл. О. Г. Газенко. М.: Наука, 1988.-176 с.
  165. И.С. Словообразовательная семантика в русском языке и принцип ее описания. М.: Наука, 1977. — 256 с.
  166. Е.В. Языковая картина мира vs обиходные представления (модель восприятия в русском языке) // Вопросы языкознания. 1998. -№ 2. — С.3−21.
  167. Е.В. Языковая картина мира и лексические заимствования (лексемы округа и район) // Вопросы языкознания. 1999. — № 6. — С.79−82.
  168. A.A. Типы словесных знаков. М.: Наука, 1974. — 206 с.
  169. Учителям и родителям о психологии подростка //Сборник трудов М.: Высшая школа, 1990.
  170. Ф.П. Некоторые вопросы функционирования и развития русского языка // Вопросы языкознания. 1975. — № 3. -С.40−49.
  171. П.А. Термин // Вопросы языкознания. 1989. — № 1. -С.121−133. -№ 3. — С. 104−117.
  172. Фрейд 3. Введение в психоанализ- СПб. Апетейя, 1999 http://www.gumer.info/bibliotek Buks/Psihol/freyd/12.php
  173. Фрейд З. Массовая психология и анализ человеческого «Я» //http://www.gumer.info/bibliotek Buks/Psihol/freyd/12.php
  174. Ю. JI. Психология общения в спорте. — М.: Физкультура и спорт, 1980, —208 с.
  175. К. Невротическая личность нашего времени/ Хорни К. — М.: «Прогресс-Универс», 1993
  176. Хорни К. Наши внутренние конфликты-СПб, 1997
  177. Хрестоматия по возрастной психологии / Сост. Л. М. Семенюк. М., 1998.-347с.
  178. Л., Зиглер Д. Теории личности Спб, 2000 — 608с.
  179. У. Память и вербализация прошлого опыта // Новое в зарубежной лингвистике. Вып. 12. Прикладная лингвистика. М., 1983. — С.35−73.
  180. У.JI. Значение и структура языка / Пер. с англ. Г. С.Щура- послеслов. С. Д. Кацнельсона. М.: Прогресс, 1975. — 432 с.
  181. В.А. Метадискурсивность научного текста: (на материале лингвистических произведений): дис.. д-ра филол.н. СПб, 1999. — 494 с.
  182. С.Д. Терминология, профессиональная лексика и профессионализмы (к проблеме классификации специальной лексики) // Вопросы языкознания. 1984. — № 5. — С.76−87.
  183. С.Д. Определение терминов и понятийная структура терминологии. СПб.: СПГУ, 1998. — 234 с.
  184. С.Д. Терминоведение: семь вопросов и семь ответов по семантике термина // НТИ. Сер. 2. 2001. — № 2.
  185. Л.А. Терминологические наименования лиц в русском языке: автореф. дисс.. д-ра филол.н. Свердловск, 1987. — 32 с.
  186. Д.Н. Проблемы семантического анализа лексики (на материале русского языка). М.: Наука, 1973.-280с.
  187. Д.Н. Современный русский язык. Лексика. М.: Просвещение, 1977.-335 с.
  188. А.Д. Русская языковая модель мира: Материалы к словарю. -М.: Языки славянской культуры, 2002. 224 с.
  189. H.A. Филологические термины межсистемного функционирования // Филологические науки. 1998. — № 5−6. — С.47−56.
  190. Л.В. Языковая система и речевая деятельность. Л.: Наука, 1974.-428 с
  191. Ю. В., Ивлева Е. И. Психофизиологические и клинические аспекты страха, тревоги и фобий/ Щербатых Ю. В., Ивлева Е. И. — Воронеж: Истоки, 1998.
  192. Щур Г. С. Теории поля в лингвистике. М.: Наука, 1974. — 255 с.
  193. Э. Г., Юстицкис В. В. Семейная психотерапия/ Эйдемиллер Э. Г., Юстицкис В. В. — Л.: Медицина, 1989.
  194. Н.В. Грамматика иностранных слов // Словарь иностранных слов. -М.: Наука, 1942. С.812−826.
  195. Язык и наука конца XX века. М.: Рос. гуман. ун-т, 1995.
  196. Г. М. Эмоциональный стресс и психосоматические заболевания// Психология. Учебник, под ред. А. А. Крылова.- М.: Проспект, 1999.- С. 442−453.
  197. Е.С. Фрагменты русской языковой картины мира (модели пространства, времени и восприятия). М.: Гнозис, 1994. — 344 с.
  198. Е.С. К описанию русской языковой картины мира // Русский язык за рубежом. 1996. — № 1−2-3. — С.47−56.
  199. Е.С. О понятии «культурная память» в применении к семантике слова // Вопросы языкознания. 1998. — № 3. — С.43−73.
  200. Е.С. Отражение в семантике слова личностных знаний говорящего // Русский язык за рубежом. 1998. — № 5. — С.68−72.
  201. В.Н. Проблема вариантности на морфологическом уровне языка. В кн.: Семантическое и формальное варьирование. М.: Наука, 1979.-С.7−26.
  202. Benveniste Е. Problemes de linguistique general. Paris: Gallimard, 1966. -356 p.
  203. Chafe W. Byond beads on string and branches in tree // Conceptual structure, discourse and language. Stanford, 1996.
  204. Croft W. Syntactic categories and grammatical relations: The Cognitive organization of information. Chicago, London, 1991. — 273 p.
  205. Cook G. Discourse. Oxford: OUP, 1990.
  206. Dijk v. T.A. Studies in the pragmatics of discourse. The Hague etc.: Mouton, 1981.
  207. Felber H. Terminology Manual. P., 1984.
  208. Foley W. Review of Coldberg, Adele E. (ed), Conceptual structure, discourse and lanquaqe // Anthropoloqical Linguistics 1998. — Vol 40. -P.353−355.
  209. Lakoff G., Johnson M. Philosophy in the flesh. The embodied mind and its challenge to Western thought. New York: Basic Books, 1998. — 624 p.
  210. Langacker R. Conceptualization, Symbolization and Grammar // New Prychology of language. Cognitive and Functional Approaches to language structure. Mahwah, Lawrence Erlbraum, 1998. — P. 1−39.
  211. СЛОВАРИ СПЕЦИАЛЬНОЙ ЛЕКСИКИ
  212. О.С. Словарь лингвистических терминов. М.: КомКнига, 2005.-576 с.
  213. Большой психологический словарь. Сост. Изард К. Э. // Эмоции человека. — М.: Издательство Московского ун-та, 1996.
  214. Глоссарий. Психологические механизмы коррекции девиантного поведения школьников / В. Г. Баженов, В. П. Баженова М.: Феникс, 2007.
  215. Клиническая психология. Словарь / под ред. Н. Д. Твороговой. — Москва: ПЕР СЭ, 2007.
  216. И. Психологический словарь / Кондаков И. -, М., 2000 г.
  217. Краткий словарь терминов по психологии и педагогике // Авторы-составители В. Т. Юсов, С. И. Янаев. — М.: АЭБ МВД России, 2005
  218. Краткий словарь-справочник по психологии. М., РУДН, 2004 г.
  219. Е.С., Демьянков В. З., Панкрац Ю. Г., Лузина Л. Г. Краткий словарь когнитивных терминов. М.: МГУ, 1996. — 245 с.
  220. Малкина-Пых И. Г. Возрастные кризисы. Справочник практического психолога. -М.: Эксмо, 2004- 895 с.
  221. Психология. Словарь/ Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. -М., 1990. 535с.
  222. Психологический словарь/ под ред В. П. Зинченко М.: 1999 — 440с
  223. Словарь психолога-практика / Сост. С. Ю. Головин. Мн., 2003. — 976 с.
  224. Частотный словарь общенаучной лексики / Под ред. Степановой Е. М. -М.: МГУ, 1970.-87 с.
  225. Н. Элементы международной терминологии. Словарь-справочник. Москва: Наука, 1968. — 72 с.
  226. Языкознание. Большой энциклопедический словарь / Гл. ред. В. Н. Ярцева. М.: Большая Российская энциклопедия, 1998. — 685 с.
  227. К. Общая психопатология.- М.: «Практика», 1997.- 1053 с.
  228. В.А. Краткий лингвистический словарь-справочник в цитатах. Уфа: РИО БашГУ, 2002. — 164 с.
  229. Большой словарь иностранных слов. М.: ЮНВЕС, 1998. — 784 с.
  230. А.И., Ефремова Т. Ф. Словарь морфем русского языка. М.: Русский язык, 1986.- 1136с.
  231. Л.М. Системный семантический словарь русского языка. Предикатная лексика. Уфа: Гилем, 2005. — 466.
  232. В.В., Луцкая Н. М., Богачева Г. Ф. Словарь структурных слов русского языка. М.: Лазурь, 1997. — 420 с.
  233. С.И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений: 2-е изд. испр. и доп. М.: Российская АН- Российский фонд культуры. АЗЪ, 1994. — 928.
  234. Русский язык. Энциклопедия / Гл. ред. Ф. П. Филин. М.: Сов. Энциклопедия, 1979. — 432 с.
  235. Словарь русского языка. М.: Русский язык, 1981. — Т. 1. — 702 с. — Т.2. — 736 с. — Т.З. — 750 с. — Т.4. — 796 с.
  236. Современный словарь иностранных слов. М.: Русский язык, 1993. -740 с.
  237. М. Этимологический словарь русского языка. СПб: Азбука, 1996. -Т. 1−4.
  238. Частотный словарь русского языка (около 40.000 слов) / Под ред. А. Н. Засориной. М.: Русский язык, 1977. — 936 с.
  239. Benveniste Е. Problemes de linguistique general. Paris: Gallimard, 1966. -356 p.
  240. Lakoff G., Johnson M. Philosophy in the flesh. The embodied mind and its challenge to Western thought. New York: Basic Books, 1998. — 624 p.
  241. Langacker R. Conceptualization, Symbolization and Grammar // New Prychology of language. Cognitive and Functional Approaches to language structure. Mahwah, Lawrence Erlbraum, 1998. — P. 1−39.
Заполнить форму текущей работой