Организация менеджмента в дошкольном образовательном учреждении в условиях рыночной экономики
![Диссертация: Организация менеджмента в дошкольном образовательном учреждении в условиях рыночной экономики](https://niscu.ru/work/2487941/cover.png)
Актуальность исследования. В последние десятилетия в системе дошкольного образования произошли коренные изменения, серьезно повлиявшие на проблемы обучения, воспитания и управления на данном этапе развития образовательного учреждения. Буквально 5−6 лет назад дошкольные учреждения стояли на грани выживания, однако, за последние годы произошли большие изменения нормативно-правовых… Читать ещё >
Содержание
- Глава I. Научно-теоретические основы организации менеджмента
- 1. 1. Объективные предпосылки формирования менеджмента как науки и практики управления
- 1. 2. Менеджмент в дошкольном образовательном учреждении
- 1. 3. Модель управления системой дошкольного образования в условиях перехода на местное самоуправление
- Глава II. Опытно-экспериментальная работа по организации менеджмента в дошкольном образовательном учреждении
- 2. 1. Общая характеристика опытно-экспериментальной работы
- 2. 2. Опытно-экспериментальная апробация организации менеджмента в Центре развития ребенка «Аленушка»
Организация менеджмента в дошкольном образовательном учреждении в условиях рыночной экономики (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность исследования. В последние десятилетия в системе дошкольного образования произошли коренные изменения, серьезно повлиявшие на проблемы обучения, воспитания и управления на данном этапе развития образовательного учреждения. Буквально 5−6 лет назад дошкольные учреждения стояли на грани выживания, однако, за последние годы произошли большие изменения нормативно-правовых, административных, экономических условий, которые позволили проводить модернизацию всех звеньев дошкольного образования. Прослеживается очевидная тенденция к поиску осмысленных ориентиров и конкретных образовательных форм, позволяющих дошкольным учреждениям обрести своё собственное лицо, найти изюминку в своей работе.
Система образования мобильно реагировала на задачи, поставленные новым этапом исторического развития России. Привычная до недавнего времени унификация дошкольных образовательных учреждений сменилась разнообразием их видов, вариативностью учебных планов и программ, внедрением новых технологий. Нынешние ориентиры модернизации системы российского образования — доступность, качество, эффективностьпредъявляют повышенные требования к дошкольным учреждениям. Организация развития системы дошкольного образования возможна лишь при освоении инноваций, способствующих качественным изменениям деятельности дошкольных образовательных учреждений и выражающиеся в их переходе на качественно новый этап — режим развития.
Системообразующий фактор педагогической системы — управление, а искусство управления процессом обучения — это педагогический менеджмент, т. е. совокупность принципов, методов, организационных форм, технологических приемов управления образовательным процессом, способствующих повышению его эффективности и качества. Управление в условиях рынка получило название менеджмента. Отличительные особенности менеджмента заключаются в том, что он ориентирует руководителя на удовлетворение потребностей рынка, постоянное повышение эффективности производства, свободу принятия решений, разработку стратегических целей и программ и их корректировку в зависимости от запросов потребителя. Новые социально-экономические условия ставят образовательное учреждение перед множеством проблем, к решению которых многие руководители не достаточно подготовлены. В современных условиях в сфере образования стало нормой получать второе образование именно по специальности «Менеджер организации». Дошкольные образовательные учреждения включились в этот процесс, сегодня уже есть заведующие нового поколения, для которых является нормой управлять по-новому, используя приобретенные знания. И закономерно, что образовательные учреждения, которыми они руководят, получают статус высшей квалификации. Крайне необходимо обеспечить сферу образования подготовленными кадрами в области инновационного менеджмента, т. е. менеджерами, способными отвечать запросам рынка, эффективно и быстро проходить путь от выдвижения научной идеи до ее практической реализации.
Проблема управления образовательным учреждением является одной из самых давних и сложных в теории и практике образования. С утверждением «Национальной доктрины образования Российской Федерации» и нового поколения государственных образовательных стандартов возникла актуальная потребность в создании эффективного инструментария управления инновационным образовательным учреждением как развивающей средой на всех уровнях.
Закрепление в педагогической науке понятия «управление», а на данном этапе развития образования и понятия «педагогический менеджмент», связано, прежде всего, со становлением управления как самостоятельной области знания. Потребность изучения теории менеджмента в педагогике и практике продиктована жизнью, ростом запросов общества к качеству образовательных услуг, коммерциализацией образования, становлением системы платных услуг.
Проблематике управления посвящены работы отечественных и зарубежных ученых В. Г. Афанасьева, Д. М. Гвиашиани, И. Н. Гречниковой, В. С. Лазарева, М. М. Погашника, П. Друкера, А. Маслоу, Д. Карнеги, К. Роджерса и др. Технологии управления разработаны в трудах В. Комарова, Г. И. Кузнецова, М. В. Кларина и др. Значительный вклад в разработку проблемы управления качеством обучения внесли работы Б. С. Гершунского, В. Н. Тарасюк, А. В. Беляева, В. П. Беспалько, М. М. Поташника и др. На региональном уровне вопросы управления педагогическими процессами рассматриваются в трудах Д. А. Данилова, Ф. В. Габышевой, Е. И. Михайловой, П. П. Борисова, Е. Н. Колосовой и др.
Большое количество научных трудов, в которых получили раскрытие отдельные стороны проблемы управления дошкольным образовательным учреждением на современном этапе, не обеспечивают руководителя четким, целостным представлением о сущности и путях реализации управленческой деятельности в условиях перехода к самофинансированию. Решение данной проблемы сдерживается рядом объективных и субъективных причин и противоречий: недостаточной разработанностью проблемы менеджмента в дошкольном образовательном учреждении, как в теории, так и на практикенедостатком управленческой культуры в новых условиях самофинансированиямежду теоретическими подходами, сложившимися в гуманистической модели управления и недостаточной разработанностью современных технологий и их реализациимежду сложившейся традиционной субъектно-объектной системой управления и необходимостью изменений взаимоотношений между участниками педагогического менеджмента на уровне субъект-субъектных отношений, обеспечивающих новый характер управления: сотрудничества, партнерствамежду растущими требованиями к профессиональной деятельности педагогов, работающих в режиме развития в условиях рыночной экономики и недостаточным уровнем их квалификации, соответствующей развивающему обучению личности ребенка.
Преодоление вышесказанных трудностей и противоречий позволяет руководителю дошкольного образовательного учреждения перейти от эпизодического, недостаточно пока управляемого образовательного учреждения в условиях перехода к самостоятельной финансовой деятельности к эффективному осуществлению управляемого учреждения в каждом конкретном дошкольном образовательном учреждении.
Недостаточная разработанность теоретических основ поставленной проблемы, а также практические потребности в организации деятельности дошкольных образовательных учреждений в условиях самостоятельной финансовой деятельности определили выбор темы исследования «Организация менеджмента в дошкольном образовательном учреждении в условиях рыночной экономики».
Объект исследования — процесс управления образовательным учреждением.
Предмет исследования — организация менеджмента в дошкольном образовательном учреждении.
Цель исследования — определение рациональных путей организации менеджмента в деятельности дошкольных образовательных учреждений с учетом региональных условий Республики Саха (Якутия).
Гипотеза исследования основана на предположении о том, что эффективность организации менеджмента в дошкольном образовательном учреждении будет максимально успешной, если:
— разработать структурно-функциональную модель организации менеджмента и научно обосновать интеграцию всех направлений управленческой деятельности в дошкольном образовательном учреждении;
— организационио-педагогические условия организации менеджмента ориентировать на осуществление инновационной деятельности, способствующей оптимизации качества образованиямодернизировать стратегию инновационных форм хозяйственного механизма в условиях рыночной экономики, обеспечивающего оптимальное функционирование и развитие дошкольного учреждения.
В соответствии с объектом и предметом исследования и необходимостью определения эффективных путей внедрения менеджмента в практику дошкольных образовательных учреждений решались следующие задачи исследования:
1. Разработать и обосновать структурно-функциональную модель организации менеджмента в дошкольном образовательном учреждении с учетом региональных особенностей Республики Саха/ Якутия.
2. Опытно-экспериментальным путем определить рациональные пути и организационно-недагогические условия организации менеджмента в дошкольном образовательном учреждении как средства оптимизации управленческой деятельности.
3. Определить стратегию финансового оздоровления дошкольного образовательного учреждения в связи с переходом на местное самоуправление.
4. Разработать методические рекомендации по организации менеджмента для руководителей образовательных учреждений.
Теоретической и методологической основой исследования явились: фундаментальные разработки отечественных и зарубежных ученых, посвященные теории управления (К.Я.Вазина, В. П. Беспалько, М. Мескон, Ф. Хелоури) — об основах внутришкольного управления (Ю.А.Конаржевский, М. М. Поташник, Т. И. Шамова и др.) — о применении социальной теории управления в образовании (В.С.Лазарев, М. М. Поташник, А. М. Моисеев и др.) — об управлении современным дошкольным образовательным учреждением (Т.П.Колодяжная, А. А. Майер, А. Д. Шатова, С. А. Езопова и др.).
Исследование опиралось на концепцию личностно-ориентированного образования (Н.А.Алексеев, Е. В. Бондаревская, И. С. Якиманская и др.), в которой учитывались педагогические основы учения о коллективе.
А.С.Макаренко, А. В. Петровский, В. А. Сухомлинский и др.).
В диссертации использованы следующие исследовательские методы: теоретический анализ философской и психолого-педагогической литературы по проблеме исследованияопросно-диагностические (анкетирование, беседы) — обсервационные (наблюдения: прямые и косвенные) — изучение документации образовательных учреждений и улусного управления образованиемопытно-экспериментальная работа.
Базой исследования явились: Центр развития ребенка «Алёнушка» п. Мохсоголлох Хангаласского улуса Республики Саха (республиканская экспериментальная площадка) — муниципальные дошкольные образовательные учреждения г. Покровск Хангаласского. Исследование проводилось в три этапа.
Первый этап — аналитико-диагностический (1995;1998 гг.). В ходе данного этапа осуществлялось изучение состояния дошкольного образования в Республике Саха (Якутия) в свете Закона «Об образовании» (1996 г., дополнения, изменения), согласно которому образовательные учреждения должны переходить на самостоятельную финансово-экономическую деятельность. Это позволило определить проблему исследования, сформулировать цель, задачу, гипотезу, методологическую базу. Этот этап включал научно-теоретическое и практическое обоснование проблемы, анализ уровня её научной разработанности, возможностей совершенствования менеджмента в условиях перехода к самофинансированию.
Второй этан — конструктивно-реализующий (1999;2004 гг.). На данном этапе проводилась опытно-экспериментальная работа на базе Центра развития ребенка «Алёнушка» Хангаласского улуса Республики Саха (Якутия), а также муниципальных дошкольных образовательных учреждений г. Покровск. На этом этапе апробировались технологии организации менеджмента и модули управления в дошкольном образовательном учреждении, определялись критерии и оценки их эффективности в дошкольных учреждениях, работающих в условиях самофинансирования.
Третий этан — аналитико-обобщающий (2004;2005 гг.). На этом этапе осуществлялись анализ, обобщение, подведение результатов опытно-экспериментальной работы, разрабатывались методические рекомендации для внедрения их в практику дошкольных образовательных учреждений Республики Саха (Якутия). Результаты исследовательской работы оформлялись в виде рукописи диссертации.
Научная новизна исследования заключается в том, что: разработана структурно-функциональная модель организации менеджмента в дошкольном образовательном учреждении, раскрывающая инновационные подходы к управленческой деятельности в новых социально-экономических условияхобоснованы организационно-педагогические условия эффективного управления развитием дошкольного образовательного учреждения: инновации в образовательном процессе, повышение профессионального уровня педагогов и ориентация в ценностях управленческой деятельности, социальное партнерство, новые формы финансово-экономической деятельностивыявлены эффективные технологии управления дошкольным образовательным учреждением, основанные на модульной системе в режиме развития и на принципах самоуправления и соуправления, в условиях самостоятельной финансовой деятельностиопределена стратегия финансового оздоровления дошкольного образовательного учреждения в современных условиях в связи с переходом на муниципальное самоуправление.
Теоретическая значимость исследования состоит в разработке концепции организации менеджмента в дошкольном образовательном учреждении в новых социально-экономических условиях, раскрывающей принципы, пути, технологии менеджмента в дошкольном образовательном учреждении, взаимодействие всех направлений которого обеспечивает эффективность управленческой деятельности в условиях рыночной экономики.
Практическая значимость исследования состоит в разработке методических пособий по менеджменту и маркетингу, где раскрывается система многофункционального управления дошкольным образовательным учреждением (компоненты, функции управления педагогическим коллективом, финансово-экономическая деятельность), определены пути развития самостоятельной финансовой деятельности в условиях перехода на самоуправление. Разработанная и апробированная структурно-функциональная модель менеджмента может применяться как основа для управленческой деятельности дошкольным образовательным учреждением.
Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечена всесторонним анализом проблемы при определении исходных теоретико-методологических позиций, рациональным сочетанием теоретического и экспериментального материала, использованием методов и методик, адекватных предмету и задачам исследования, многолетним личным опытом автора в управлении дошкольным образовательным учреждением в условиях рыночной экономики, практическим подтверждением основных положений исследования в ходе опытно-экспериментальной работы, соответствием критериев эффективности управленческой деятельности поставленным целям и задачам, успешным внедрением результатов исследования в практику дошкольных образовательных учреждений Республики Саха (Якутия).
Апробация исследования. Идеи, основные положения и выводы излагались на научно-практических конференциях (2002;2005 гг.), на творческом семинаре педагогов в Адлере (2002 г.), на коллегии Министерства образования Республики Саха (Якутия) (1997 г.), на августовских совещаниях работников образования (1997;2004 гг.), на республиканской выставке-ярмарке (2002 г.), а также в публикациях автора.
На защиту выносятся:
— структурно-функциональная модель менеджмента в дошкольном образовательном учреждении, в которой определены концептуальные основы и рациональные пути его организации в новых социально-экономических условиях;
— оптимальные организационно-педагогические условия организации менеджмента в дошкольном образовательном учреждении;
— стратегия финансового оздоровления дошкольного образовательного учреждения в условиях рыночной экономики, предусматривающего создание «Бизнес центра» в дошкольном образовательном учреждении по оказанию дополнительных психолого-педагогических, здоровьесберегающих услуг детям детского социума.
Структура и содержание диссертации определялись логикой исследования и поставленными задачами. Она состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложений.
— результаты исследования подтверждают нашу гипотезу о том, что качество воспитательно-образовательного процесса зависит от эффективности педагогического менеджмента как средства оптимизации образовательного процесса.
— практическая значимость опыта, выявленная в ходе исследования, может быть рекомендована к использованию образовательными учреждениями Республики Саха (Якутия) и за ее пределами.
— новый механизм хозяйствования в дошкольном образовательном учреждении в условиях рыночной экономики напрямую зависит от руководителя дошкольного учреждения, который должен находить новые пути и средства, чтобы повысить экономическую эффективность учреждения за счет собственных средств.
— бизнес, эффективно организованный в дошкольном образовательном учреждении, может научить образование выживать в трудных социально-экономических условиях, должен стимулировать модернизацию системы образования.
Заключение
.
Проведенное исследование в теории и практике менеджмента в образовании и осмысление новой философии социального управления обусловлено происходящими изменениями в стране в условиях рыночной экономики, государственно-политическом устройстве, направлениях государственной политики в системе модернизации образования на современном этапе.
Поиск новых форм повышения качества обучения привел нас к рассмотрению и обоснованию проблемы педагогического менеджмента в управленческой деятельности.
Только грамотный современный руководитель целенаправленно осуществляет свои управленческие функции, принимает эффективные решения в реальной жизни, оказывает непосредственную поддержку педагогическому коллективу в повышении педагогического мастерства и профессиональной подготовки.
Такой руководитель создает оптимальные условия для каждого участника образовательного процесса в системе: педагог — ребенок — родители.
Особенности переходной экономики, заключающиеся в усилении нестабильности выбора старой, и зарождающейся экономической системы, усиливают необходимость разработки стратегии развития дошкольного образования, как эффективного инструмента для принятия управленческих решений.
При системной реорганизации муниципального управления нужно исходить из прогноза социокультурных и экономических интересов и возможностей улуса, дошкольных учреждений всех типов, родителей, учитывая при этом тенденции изменения ситуации в Республике Саха (Якутия). Считаем, что для Республики Саха (Якутия) наиболее эффективна с экономической точки зрения модель, которая учитывает социально-экономические условия развития региона.
Успех работы дошкольного учреждения в немалой степени зависит от внедрения в практику идей педагогического, кадрового, финансового менеджмента, которая включает совокупность принципов, средств, форм и методов управления педагогическим процессом в целях удовлетворения запросов детей и их родителей. Успешному решению задач дошкольного образовательного учреждения способствует решение основных принципов управления дошкольным образовательным учреждением:
— оптимальное соотношение централизации и децентрализации в управлении;
— единство единоначалия и коллегиальности в управлении;
— рациональное сочетание прав и обязанностей, ответственности в управлении и самоконтроля;
— осуществление научного подхода в управлении, преодоление формализма;
— сочетание государственных и общественных начал, расширение самоуправления.
Новая социально-экономическая ситуация в России, расширение хозяйственной самостоятельности муниципальных образований ставят задачу выработки нового подхода к формированию организационно-финансового механизма функционирования системы дошкольных учреждений. Новый механизм финансово-хозяйственной деятельности предполагает:
— сочетание бюджетного финансирования с развитием разного рода хозяйственной деятельности дошкольного образовательного учреждения, оказание платных услуг населению;
— реформирование экономической деятельности дошкольного образовательного учреждения;
— развитие самостоятельности трудовых коллективов в решении вопросов социального развития.
Исходя из вышеизложенного, сделаны следующие выводы:
— успех работы дошкольного учреждения в немалой степени зависит от внедрения в практику идей организации менеджмента (педагогического, кадрового, финансового и др.), который включает совокупность принципов, средств, форм и методов управления дошкольным образовательным учреждением в целях удовлетворения запросов детей и их родителей;
— переход па новые модели управления дошкольным образовательным учреждением;
— создание условий для формирования организационно-финансового механизма функционирования системы дошкольного образования;
— модернизация системы управления дошкольным образовательным учреждением — это не только педагогическая и управленческая задача, но и социальная, так как от её решения зависит качество образовательной системы в целом.
Список литературы
- Акофф Р. Искусство решения проблем. — М., 1982. — 80 с.
- Алехина И.В., Матяш Н. В., Симоненко В. Д. Самоменеджмент в деятельности учителя. //Учебное методическое пособие. 1995. — 100 с.
- Андреева В., Стсркина Р. В. Проблемы обновления системы дошкольного образования на современном этапе //Дошкольное воспитание//. 1991. — № 4. -33 с.
- Ангеловски К. Учителя и инновация: книга для учителя/ Пер. с макед. М., 1991.- 159с.
- Асмолов А.О. О программно-методическом обеспечении дошкольного образования. //Дошкольное воспитание. 1995. — № 7. — 32 с.
- Афанасьев В.Г. Социальная информация и управление обществом. -М., 1975. 157 с.
- Ахмеджанов Э.Р. Психологические тесты. М., 1996. — 56 с.
- Бабанский Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. М., 1982. -192 с.
- Бабанский Ю.К., Поташник М. М. Оптимизация педагогического процесса. -Киев., 1984.- 185 с.
- Ю.Барнард Ч. Организация и управление. М., 1960. — С 15−18.
- Белая К.Ю. 2000 ответов на вопросы заведующей детским садом. М., 1997. -85 с.
- Беспалько В.П. Мониторинг качества обучения средство управления образованием. //Мир образования//. 1996.- № 2. — С 31 -31.
- Богославец Л.Г. Управление педагогическим процессом инновационного типа.-М., 1999.-С 12−20.
- М.Богославец Л. Г. Особенности управления педагогическим процессом в дошкольном образовательном учреждении. М., 1999. — С 20 -25.
- Богославец Л.Г. Мотивационное программно-целевое управление дошкольного учреждения в режиме развития. -М., 2001. С. 10−18.
- Бондаревская Е.В. Гуманистическая парадигма личностно-ориентированпого образования. //Педагогика//. 1997. № 4. — С 11−17.
- Васильева С.П., Габышева Ф. В., Борисов П. П. и др. Методические рекомендации, но реализации содержания образования в образовательных учреждениях PC (Я): г. Якутск 2000. — 25 с.
- Вазина К.Я., Петров Ю. Н. Педагогический менеджмент. М., 1991. — 268 с.
- Виханский О.С., Наумова А. И. Менеджмент. М., 1998. — Глава VII. — С 285 -377.
- Волобуев В.П. О соблюдении законодательства в деятельности дошкольного образовательного учреждения, //журнал Управление// 2004. № 6. — 56 с.
- Волобуева JI.M. Структура управления дошкольным образовательным учреждением //журнал Управление//2004 .- № 1. 8 с.
- Выготский JI.C. Педагогическая психология (Под ред. В.В. Давыдова). М., 1991 г.-С 15−27.
- Габышева Ф.В. Профильное обучение: стратегия и тактика. г. Якутск, 2002.-С 10−15.
- Габышева Ф.В. Межкультурный диалог в образовании многонациональной РС(Я) — г. Якутск, — 2005.- С 3 -8.
- Гвишнани Д.М. Организация управления М., 1999.-160 с.
- Герчикова И.Н. Менеджмент. Учебник -М., 1997. 495 с.
- Греева Л.Д. Отечественные педагогические инновации 60−80 г.г. //Педагогика 1995. № 5.- С 15 -20.
- Данилов Д.А. Основы управления педагогическими системами. -Якутск: Мин.образов., 2000. 80с.
- Данилов Д.А. актуальные проблемы управления образованием. Якутск: Бичик, 2003.-82с.
- Денякина Л.М. Новые подходы к управленческой деятельности в ДОУ. М., 1997.-С. 5−20.
- Денякина Л.М. технология управления образовательным учреждением. Мн., Бизнесо ., 2004.-204с.
- Друкер Питер Ф. Задачи менеджмента в XXI веке: Учебное пособие. М., 2000.-С 67−90.
- Езопова С.А. Менеджмент в дошкольном образовании. М., 2003. — С 21 181.34.3агвязинский В. И. Проектирование региональных образовательных систем //Педагогика 1998.- № 5. -С. 3−8.35.3агвязинский В. И. Педагогическое предвидение. М., 1987. С 5−8.
- Зб.Занков JI.B. Дидактика и жизнь. -М., 1968. 176 с. 37.3верева В.И. Организационно-педагогическая деятельность руководителя школы.-М., 1997.-319 с.
- Кальней В.А., Шишов С. Е. Технология мониторинга качества обучения в системе «учитель-ученик». //Методическое пособие для учителя. -.М 1999. -86 с.
- Князева O.JI. и др. Перспективная модель организации деятельности ДОУ-М., 1998, — С 20−35.
- Колодяжная Т.П. Управление современным дошкольным образовательным учреждением.- ч. 1,2004. С 6−81.
- Колосова Е.Н. Организация деятельности дошкольных образовательных учреждений PC (Я). Якутск, 2003. — С 5−10.
- Конаржевский Ю.А. Совершенствование функций управления. М., 1989 г. -С 10−35.
- Крутецский В.А. Основы педагогической психологии. М., 1972.- 255с.
- Крыжко В.В., Павлюгенков Е. М. Психология в практике менеджера образования. СПб., 2001.-304 с.
- Кричевский P.JI. Если вы руководитель. (элементы менеджмента в повседневной работе). М., 1994. — С 5−28.
- Ксендзова Г. Ф. Менеджмент и маркетинг в ДОУ. Теория. Практика г. Якутск, 2003.- С 5−30.
- Ксендзова Г. Ф. Центр развития ребенка «Алёнушка» г. Якутск, 2003. С 1025.
- Лазарев B.C., Поташник М. М. Как разработать программу развития школы. -М. 1993.-С 19−23.
- Лазарев B.C. Управление образованием на пороге новой эпохи. //Педагогика//. 1995.- № 5. — С 12 — 15.
- Майер Р. Программа развития ДОУ. ТЦ Сфера, 2004. — С 10−25.
- Мейо Элтон. Социальные проблемы индустриального общества. М., 1945. -С 3−5.
- Маркова В.Д. Программа развития ДОУ., М. 2002. — С 15−35.
- Марченко И.П. Какой руководитель нам нужен. М., 1995. — С 10−18.
- Маркова В.Д. Маркетинг услуг М., — 1996. С 28−40
- Матрос Д.Ш., Мельникова Н. Н., Полев Д. М. Управление качеством образования на основе новых информационных технологий и образовательного мониторинга. -М., 2003. 128 с.
- Маслоу А., Макгрегор Д. Мотивация и личность. М., 1954. — С 37−40.
- Мескон М., Альберт М., Хелоури Ф. Основы менеджмента. М., 1997. 808 с.
- Моисеев А.И., Моисеева О. М. Заместитель директора школы по научной работе: Методическое пособие. -М., 1996. С 21−25.
- Назаров Ю.А. Основы менеджмента: Курс лекций. Волгоград, 1997. -128 с. бО. Оконешников А. П. «Концепция дошкольного образования PC (Я). — г.
- Якутск, 2000.-С 5−10. 61. Основы внутришкольного управления (Под ред. П.В. Худоминского). М., -1987. 168 с.
- Основы менеджмента (Под ред. Лебедева О. Т., Коньковский А.Р.). Спб., 1998.-192 с.
- Основы педагогического мастерства (Под ред. И.А. Зязюна). М., — 1989. -302 с.
- Песоцкая Е.В. Маркетинг услуг. Спб 2000. — С 17−20.
- Петровский B.C. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении. М., 1993.-С 10−31.
- Пидкасистый П.И., Теоретико-экспериментальное исследование. М. 1980.240 с.
- Подласый И.П. Педагогика: В 2 кн. М., 1999. — С 75−80.
- Поздняк J1.B., Ляшенко Н. Н. Управление дошкольным образованием. М., 1999.- 15 с.
- Попов Г. Х. Проблемы теории управления. М., 1970. — 129 с.
- Попов Г. Х. Организация процесса управления. М., 1975. — с 18−27.
- Попов Г. Х Проблемы теории управления. М., 1970. — 129 с.
- Поташник М.М. Управление развитием образовательного учреждения.// Педагогика//.- 1995. № 2. С 20 — 25.
- Поташник М.М. Программа развития образования.// Народное образование//.- 2000. № 1.-С 19−23.
- Поташник М.М. Управление качеством образования в школе.//Мир образования. 1996.- № 7. — С 61−66.
- Потеев М.И. Основы менеджмента в сфере образования: Учебное пособие. -Спб., 1994. 134 с.
- Потеев М.И. Основы менеджмента в сфере образования. //Учебное пособие//. Спб., 1994. — 134 с.
- Розенцвич С. Рисуночный тест «Деловые ситуации». М., 1996. -153 с.
- Рубинштейн СЛ. Основы общей психологии. М., 1946. — 604 с.
- Руководство педагогическим коллективом: Модели и методы (Под ред. B.C. Лазарева. М., 1995. — 158 с.
- Симонов В.П. Педагогический менеджмент. М., 1995, — 206с.
- Сластенин В.А., Исаев И. Ф., Шиянов Е. Н. Педагогика: Учебник. М., 2002.- 572 с.
- Современные образовательные программы для дошкольных учреждений. М., — 1999.-С. 10.-45.
- Стеркина Р.Б. Качество дошкольного образования и основные тенденции его изменения. //Дошкольное образование. 1996. № 6. -2 с.
- Стеркина Р.Б. Основные направления нормативно-правовой базы системы дошкольного образования //Дошкольное образование. 1991.- № 8.-2 с.
- Стеркина Р.Б. Стратегия разработки госстандарта дошкольного образования в РФ// Дошкольное образование. 1994. — № 11. — 2 с.
- Сухомлинский В.А. Разговор с молодым директором школы-М., 1982. 206 с.
- Степанов С.Ю. Рефлекторная практика творческого развития человека и организаций. М., 2000. — С 12−18.
- Третьяков П.И. Практика управления современной школой (опыт педагогического менеджмента). М., 1995.-204 с.
- Третьяков П.И., Белая К. Ю. Дошкольное образовательное учреждение: управление по результатам. М., 2001. — 85 с.
- Третьяков П.И., Шамова Т. И. Управление развитием инновационного процесса. М., — 1995. — с 204−206.
- Третьяков П.И. Управление по резултатам. М., 1997. — С. 18−32.
- Управление развитием школы: Пособие для руководителей 04 (Под ред. М. М. Поташника., B.C. Лазарева. -М., 1995. 464 с.
- Управление качеством образования (Под ред. М. М. Паташника. М., 2000. -441 с.
- А. Файоль., Тейлор Ф. Управление это наука и искусство. — М., — 1992. — С. 22−80.
- Фалюшина Л.И. Организация менеджмента и маркетинга в ДОУ- М., 2005. -с 20−25.
- Фалюшина Л.И. Управление качеством образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении. М., — 2001. — С 60−65- с 96−98.
- Шакуров Р.Х. Социально-психологические основы управления: руководитель и педагогический коллектив. М., 1990.-208 с.
- Шамова Т.И., Третьяков П. И., Хамуетин Н. П. Управление образовательными системами. М., 2001. — 320 с.
- Шамова Т.И., Давыденко Т. М. Исследовательский подход в управлении школой. //Педагогика 1984.- № 9. — С 42−45 .
- Шамова Т.И. Менеджмент в управлении школой. М., 1995. -223 с.
- Шамова А.Д. Экономика для взрослых и детей. М., 1999. — С. 4854.
- Шекшня С.В. Управление персоналом современной организации. -М., — 1996.-273с.
- Шенель В.М. Человековедческая компетентность менеджера: Управленческая антропология. М., 2000. — С 75−81.
- Шишов С.Е., Кальней В. А. Мониторинг качества образования в школе. М., 2000. -320 с.
- Шишов С.Е., Кальней В. А. Школа: мониторинг качества образования. М., 2000. -320 с.
- Эксперимент в школе: Организация и управление / Под ред. М. М. Поташника. М., 1991.-213 с.
- Энджел Дж., Блэкуэлл Р. Д., Минлард П. У. Поведение потребителей. СПб., 1999. — С. 34−39.
- Якокка Ли. Карьера менеджера М., 1996. -С 22−30.
- Янбург Е.А. Это «скучная» наука управления. М., Новая школа, 1992.-243с.
- Янг С. Системное управление организаций. М., 1972. -С 21−27.