Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Организационно-экономические основы эффективного функционирования АПК муниципального образования

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Степень разработанности проблемы. В последнее время различным теоретическим и практическим аспектам проблемы формирования организационно-экономических основ эффективного функционирования районного АПК посвящено немало исследований ученых экономистов-аграрников. В разработке проблем создания смешанной, многоукладной аграрной экономики, развития разнообразных типов хозяйства, агробизнеса, сельского… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РАЙОННОГО АПК
  • В УСЛОВИЯХ РЫНКА
    • 1. 1. Концептуальные основы регулирования развития районного АПК
    • 1. 2. Развитие агропромышленной интеграции и кооперации в АПК сельского района
    • 1. 3. Особенности формирования и функционирования АПК пригородного района
  • ГЛАВА II. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ АПК МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
    • 2. 1. Анализ состояния и тенденции развития АПК муниципального образования «Карабудахкентский район»
    • 2. 2. Методические основы формирования экономических отношений в структурах АПК районного уровня
    • 2. 3. Формирование организационно-управленческих структур с маркетинговой ориентацией в АПК муниципального образования
  • ГЛАВА III. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ АПК МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
    • 3. 1. Организационно-экономический механизм управления предприятиями АПК муниципального образования
    • 3. 2. Направления совершенствования системы управления
  • АПК района
    • 3. 3. Формирование, организация и моделирование интегрированных структур районного АПК пригородного типа

Организационно-экономические основы эффективного функционирования АПК муниципального образования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Развитие рыночных отношений требует адекватной переориентации работы органов управления АПК на всех уровнях. Особое значение приобретает совершенствование системы управления агропромышленным комплексом на уровне района, так как от этого зависит структура и эффективность всей системы управления АПК. В настоящее время районное управление сельского хозяйства — в значительной степени административно-передаточное звено, а не действенный орган эффективного территориального управления муниципального уровня, поскольку не располагает достаточными финансовыми ресурсами, не имеет соответствующих прав и экономической заинтересованности, практически не несет ни административной, ни материальной ответственности.

Коренная модернизация административно-командной системы управления отраслями агропромышленного комплекса, осуществление процесса разгосударствления и приватизации государственных предприятий во всех сферах и на всех уровнях АПК, переход к рыночным отношениям привели к созданию многочисленных групп свободных товаропроизводителей различных форм собственности и хозяйствования, которые получили право самостоятельно решать вопросы, связанные с их производственно-коммерческой деятельностью. В результате этого различные структуры, сложившейся системы хозяйственных органов управления АПК на районном уровне, либо полностью ликвидировались, либо трансформировались в другие формы, функционирующие преимущественно на коммерческой основе.

Основная часть сельских товаропроизводителей оказалась предоставленной самой себе и стала нести неоправданно высокие потери из-за фактического отсутствия в сельских районах действенной рыночной инфраструктуры, включающей в себя финансово-кредитные учреждения, снабженческие, маркетинговые и другие организации.

В этой связи исследование и разработка с позиций системного подхода организационно-экономических основ эффективного функционирования.

АПК муниципального образования в рыночных условиях хозяйствования представляются значимыми как с научной, так и с практической точек зрения, что собственно и предопределяет актуальность и выбор темы диссертационной работы.

Степень разработанности проблемы. В последнее время различным теоретическим и практическим аспектам проблемы формирования организационно-экономических основ эффективного функционирования районного АПК посвящено немало исследований ученых экономистов-аграрников. В разработке проблем создания смешанной, многоукладной аграрной экономики, развития разнообразных типов хозяйства, агробизнеса, сельского малого предпринимательства, различных типов предприятий, крупных вертикально интегрированных агропромышленных образований, агрохолдингов в структурах АПК весомый вклад внесли научные труды Абалкина Л. И., Жихаре-вича Б.С., Ушачева И. Г., Петрикова В. Р., Кузнецова Т, Шутькова А. А., Наза-ренко В.И., Ольсевича Ю. Я., Крылатых Э. Н., Беспахотного Т. В., Макина Г. И., Нуреева Р., Буздалова И. Н. и др.

Отдельные стороны этих проблем рассматриваются и в работах дагестанских ученых Агаларханова М. Д., Айгумова А. Д., Ахмедуева А. Ш., Бу-чаева А.Г., Бучаева Г. А., Ибрагимова М.-Т.А, Казаватовой Н. Ю., Петросянца В. З., Пулатова З. Ф., Ханмагомедова С. Г., Шарипова Ш. И., Шейхова М. А. и ряда других авторов.

Однако, несмотря на большое количество работ, в них в основном рассматриваются теоретические и практические аспекты проблем эффективного функционирования и развития АПК либо в целом, либо на региональном уровне. Вопросы же, связанные с созданием организационно-экономических основ эффективного управления хозяйственной деятельностью районного (муниципального) АПК все еще остаются недостаточно проработанными и исследованными.

Актуальность и необходимость дальнейшей разработки данной проблемы обусловили выбор цели и задач диссертационного исследования.

Цель исследования. Целью диссертационной работы является уточнение теоретических положений и разработка методических рекомендаций формирования организационно-экономического механизма эффективного функционирования АПК муниципального образования (сельского района) в условиях рынка. Для достижения поставленной цели в работе предпринято решение следующих задач:

— раскрыть сущность и основные направления совершенствования государственного управления и регулирования АПК муниципального образования;

— изучить особенности и направления развития агропромышленной интеграции и кооперации в сельском районе;

— исследовать теоретико-методологические основы формирования и функционирования АПК муниципального образования в рыночных условиях хозяйствования, применительно к особенностям пригородного сельского района;

— осуществить комплексный анализ современного состояния и тенденций развития сельскохозяйственного и промышленного производства в АПК «Карабудахкентский район» Республики Дагестан;

— разработать концептуальные основы регулирования экономических отношений в АПК районного уровня;

— обосновать последовательность формирования организационно-управленческих структур с маркетинговой ориентацией в АПК муниципального образования;

— определить структуру и функции информационно-консультационных служб регионального и районного АПК;

— обосновать предложения по формированию и совершенствованию организационно-экономического механизма управления предприятиями районного АПК;

— предложить организационно-экономические модели интегрированных специализированных агропромышленных формирований в структурах АПК района;

— разработать модель оптимизации системы обеспечения населения крупного города овощной продукции в свежем виде.

Объектом исследования выступают АПК муниципальных образований и их хозяйственные структуры различных типов и видов специализации.

Предметом исследования являются принципы, методы, формы и организационно-экономические механизмы регулирования и управления процессами развития и функционирования АПК муниципального образования, а также инструментальные средства их реализации.

Теоретической и методологической основой исследования послужили труды отечественных и зарубежных ученых по проблемам развития и размещения хозяйственных структур и подсистем АПК различных территориальных уровней в условиях рынка. При решении поставленных задач использовался широкий арсенал различных методов исследования, включающий в себя методы системного анализа и экономико-математического моделирования, а также абстрактно-логический, сравнительный, экономико-статистический и другие методы.

Информационную базу исследования составляют нормативно-законодательные акты Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, нормативно-правовые акты Республики Дагестан по вопросам регулирования деятельности в отраслях и структурах регионального АПК, официальные статистические материалы РФ и РД, нормативные материалы и отчетные данные Министерства сельского хозяйства РД, управления сельского хозяйства МО «Карабудахкентский район», паспорта районов, а также результаты исследований, проводимых в ИСЭИ ДНЦ РАН, ДГСХА, ДагНИИСХ и других организаций.

Научная новизна исследования состоит в обосновании с позиций системной методологии теоретических основ и методических положений регулирования развития и функционирования АПК муниципального образования, а также в разработке организационно-экономических форм и инструментальных средств управления такими комплексами в условиях рыночных отношений.

В рамках проведенных исследований получены следующие результаты, обладающие научной новизной:

— уточнено содержание основных понятий, раскрывающих сущность и специфику различных видов АПК муниципальных образований, включая АПК пригородного типа;

— разработаны предложения по активизации государственного регулирования развития и функционирования АПК муниципального образования посредством создания региональной и районных информационно-консультационных служб;

— определены концептуальные основы регулирования экономических отношений, выявлены возможности согласования интересов между сельскохозяйственными товаропроизводителями, перерабатывающими и обслуживающими предприятиями путем развития их интеграции и кооперации в рамках АПК муниципального образования;

— обоснована последовательность формирования организационно-управленческих структур с маркетинговой ориентацией в АПК муниципального образования;

— предложены организационные схемы адаптированных к рынку моделей формирования и функционирования на ассоциативных началах специализированных продуктовых подкомплексов «Зерно» и «Виноград» применительно к условиям АПК Карабудахкентского района Республики Дагестан;

— разработана экономико-математическая модель оптимизации обеспечения населения крупного города овощной продукцией в свежем виде с ориентацией на оптимальное распределение посевных площадей закрытого и открытого грунта под различные виды овощей, а также на создание системы хранения овощей в городской и сельской зонах АПК пригородного типа.

Практическая значимость проведенного исследования состоит в том, что разработанные в ходе работы над диссертацией теоретико-методологические положения и методические рекомендации по формированию организационно-экономических основ эффективного функционирования АПК муниципального образования (сельского пригородного района) могут быть использованы в практической деятельности муниципальных органов власти административно-территориальных образований Республики Дагестан и других регионов, а также в управлении предприятиями и структурами АПК различных уровней и форм собственности.

Материалы диссертации могут быть использованы в учебном процессе при изучении соответствующих курсов по экономике, организации и управлению производства АПК в высших учебных заведениях и системе повышения квалификации кадров для АПК.

Апробация работы. Основные положения диссертации обсуждались и получили одобрение в Институте социально-экономических исследований Дагестанского научного центра РАН, Дагестанской государственной сельскохозяйственной академии, а также на научно-практических конференциях, семинарах и других научных форумах регионального и межрегионального уровней.

По результатам исследования опубликовано 11 статей, общим объемом 4,8 п.л., отражающих основное содержание диссертации.

Объем и структура диссертации обусловлена целью исследования, определена логикой рассмотрения взаимосвязанных вопросов и совокупностью решаемых задач. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы. Материал изложен на 150 страницах, содержит 8 таблиц, 11 рисунков.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Главными итогами проведенного диссертационного исследования является обоснование и уточнение теоретических положений, разработка методических рекомендаций, практических предложений по управлению и регулированию развития и функционирования АПК сельского района в современных рыночных условиях хозяйствования, которые позволяют сделать следующие основные выводы и предложения:

1. Проведенные исследования показали, что необоснованные реорганизации государственных управленческих органов привели к рассогласованию функций управления на федеральном и региональном уровнях, что еще большее несоответствие этого имеет место на районном уровне. Юридически районные управления сельского хозяйства согласно законодательству, являясь органами местного самоуправления, фактически выполняют функции, отнесенные к компетенции государства. В итоге на районном уровне сложился симбиоз функций государственного управления, хозяйственного и местного самоуправления, определяющего необходимость формирования новых, базирующихся на рыночных отношениях, организационных структур управления АПК муниципального образования.

2. С учетом передового зарубежного и современного отечественного опыта обосновываются варианты организационных структур управления АПК районного уровня:

— сохранение районного управления сельского хозяйства в качестве государственного органа, являющегося низовым звеном единой системы государственного управления АПК в сочетании с различными структурами хозяйственного управления;

— упразднение районного управления сельского хозяйства и делегирование его функций хозяйственным организациям (различного вида агропромышленных союзов, кооперативным организациям и др.) при сохранении сложившихся государственных контрольно-инспекционных служб;

— создание единой системы управления АПК сельского района, его производственной и социальной инфраструктурой на базе соответствующего органа местного самоуправления.

3. Доказано, что в сложившихся экономических условиях необходимо кардинально решить проблему паритетности взаимоотношений в АПК на основе интеграции сельскохозяйственных товаропроизводителей, перерабатывающих предприятий и организаций торговли. Интегрированные формирования, в силу присущих им внутренних организационных особенностей и резервов, обладают достаточной способностью адаптации к рыночной экономике. Предложено в основу деятельности интегрированных формирований всех уровней рекомендуется положить следующие принципы: целесообразность, эволюционность, сбалансированность интересов хозяйствующих субъектов, оперативную управляемость, комплексность, социальность и ориентацию на рыночную ситуацию.

4. Исследовано, что АПК пригородного района как специализированная подсистема социально-экономического комплекса является элементом целостности, в которой органично могут и должны сочетаться подразделения городской и сельской сфер. Определено, что пригородный АПК в отличие от АПК традиционного типа имеет, по меньшей мере, три особенности: во-первых, это прямая ориентация на удовлетворение потребностей населения города и пригородной зоны в определенных видах продовольственных товаровво-вторых, это включение в его состав, кроме предприятий сельскохозяйственных и пищевых промышленных отраслей, других подразделений города и пригородной зоны, прямо или косвенно способствующих решению продовольственной проблемы на конкретной территориив-третьих, повышение ответственности города за организацию и результаты деятельности АПК пригородной зоны.

5. Анализ современного состояния и особенностей функционирования АПК муниципального образования Республики Дагестан «Карабудахкент-ский район» показывает, что его хозяйства располагают достаточным производственным потенциалом, реализация которого должна базироваться на развитии традиционных отраслей — зерноводство, овощеводство, виноградарство и виноделие, промышленное птицеводство.

6. В целях обеспечения дальнейшего развития и повышения эффективности деятельности специализированных интегрированных и кооперативных формирований предложено создать на районном уровне различные объединения, союзы, ассоциации интегрированных формирований по производству, переработке, хранению и реализации конкретных видов сельскохозяйственного сырья и продовольствия. То есть, ускоренное развитие кооперации и интеграции в агропромышленном комплексе на современном этапе должно стать основным направлением стабилизации экономики сельскохозяйственного производства, дополнительным фактором повышения производительности труда, гарантом социальной стабильности на селе.

7. В диссертационном исследовании предлагается принципиально важный подход к организации управления предприятиями АПК муниципального образования на основе маркетинговой ориентации. В качестве модели организационной структуры управления АПК муниципального образования (сельского района) с маркетинговой ориентацией обосновывается создание районного агропромышленного акционерного общества (на первом этапе своего функционирования — закрытого типа), рассматривается схема одного из вариантов такой организации управления.

8. В рыночных условиях хозяйствования в рамках районных управлений АПК особую значимость приобретает информационно-консультационное обслуживание сельских товаропроизводителей по вопросам технологии и организации производства, технического сервиса, хранения, переработки и реализации сельхозпродукции, финансово-кредитного механизма, планирования, управления и маркетинга, учета и отчетности, рационального использования земельных ресурсов, охраны окружающей среды. Это обуславливает необходимость создания и развития информационно-консультационной службы АПК на региональном и районном уровнях. Предложена концепция развития такой службы, применительно к условиям.

Республики Дагестан, представляющая собой трехуровневую систему, включающую региональный, межрайонный и муниципальный уровни, посредством которой становится возможным регулировать и корректировать развитие сельского хозяйства на местах и в целом по республике.

9. В работе обоснована и предложена для практического использования концепция реформирования (создания) аппарата управления агропромышленным предприятием кооперативного типа, рассматриваемого как производственно-экономическая система, как субъект коммерческой деятельности и как юридическое лицо. Выявлено, что вся совокупность мероприятий, связанных с реорганизацией хозяйства в кооперативное, может быть систематизирована по следующим приоритетным направлениям: а) формирование экономически относительно самостоятельных трудовых подразделений, способных вести эффективное производство продукции и услуг на основе самоокупаемости, т. е. с превышением доходов над расходами, что объективно требует организации достоверного оперативного учета и анализа результатов производства и производственных затрат каждого предприятияб) создание (укрепление) коммерческих служб предприятий и обеспечение их эффективного функционированияв) утверждение новых организационно-правовых форм, статуса предприятий и вытекающих отсюда конкретных условий и возможностей хозяйствования.

10. Показано, что ключевым моментом взаимоотношений в интегрированных структурах является определение индивидуального вклада партнеров в общий конечный результат. Для этого рекомендованы два методических подхода:

— учет нормативной совокупной ресурсоемкости готовой продукции, в которой рассчитывается удельный вес сельскохозяйственных товаропроизводителей, перерабатывающих предприятий и организаций по торговле в готовой продукции;

— учет объемов поставок сельскохозяйственной продукции в ассоциацию и размерах паевых взносов, внесенных в уставной капитал объединения.

11. Применительно к условиям Карабудахкентского района выделены в качестве возможных структур интегрированных формирований районного АПК — ассоциации «Зерно» и «Виноград». Предложены с учетом организационно-технологической специфики их функционирования схемы взаимодействия между партнерами таких ассоциаций.

12. В рамках реализации важнейшей функции деятельности АПК пригородного сельского района — обеспечение городского населения разнообразными продуктами питания в свежем виде и с учетом особенностей производства, хранения и реализации овощной продукции в ходе исследования была разработана экономико-математическая модель оптимизации системы снабжения населения крупного города свежими овощами. Решение соответствующей задачи, составленной по этой модели, позволяет оптимально сбалансировать, производство, систему хранения и реализации овощной продукции в свежем виде в объемах, обеспечивающих полное удовлетворение потребностей населения города.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Л. Роль государства в становлении и регулировании рыночной экономики // Вопросы экономики. 1997. № 6. С. 4.
  2. Агропродовольственный сектор России: на пути крынку: Пер. с англ./ Под ред. П. Верхайма, Е. Серовой, К. Фроберга, Й. фон Брауна. М.: ИЭПП, 2001.-560 с.
  3. С.А. Прогноз сбалансированного развития регионального АПК /программный аспект/. М.: Наука, 1990. С. 28.
  4. А.А. и др. Социально-экономическое регулирование воздействия региональных продовольственных рынков / Институт социально-экономических проблем развития аграрно-промышленного комплекса. Саратов, 1995.
  5. АПК России: новый хозяйственный механизм / Сост. А. Н. Шутьков. М.: Росагропромиздат, 1990. — 494 с.
  6. М. Фермерское производство: организация, управление, анализ / Пер. с англ. А. С. Каменского. Предисл. В. Ф. Башмачникова. М.: Агро-промиздат, 1989. — 464 с.
  7. Г. В., Баталов В. А., Павлов К. В. Экономика пригородных районов. Ижевск: Изд-во Удмуртского университета, 1997. — 169 с.
  8. Бим А. С. Реформа хозяйственного управления: задачи, опыт, проблемы. М.: Наука, 1989. — 192 с.
  9. М.А. Организационно-экономический механизм функционирования государственных сельхозпредприятий // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 1999. № 4.
  10. И.Н. Аграрные преобразования в России и других странах СНГ (стратегия и тактика) // Общественные науки и современность. Наука. Москва. 1998. № 6.
  11. И.Н. Содержание и основные направления развития аграрных отношений в переходный период // Аграрные доктрины двадцатого столетия: уроки на будущее. М: Энциклопедия российских деревень, 1998. С. 19−23.
  12. Варианты реорганизации сельскохозяйственных предприятий. Энциклопедия российских деревень. М., 1997.
  13. М. X. Территориальные аспекты взаимодействия городов и сельской местности // Сельская местность: территориальные аспекты социально-экономического развития. Уфа, 1986.
  14. Е.Н. Сельскохозяйственные кооперативы в США // США: экономика, политика, идеология. 1988. № 9. -С. 44−49.
  15. И.Г. Компании будущего: организационный аспект. // Менеджмент в России и за рубежом. 1999. № 2. С. 58−72.
  16. A.M. Принцип системности в методологии экономических исследований // Аграрная экономика и политика: история и современность. М.: Энциклопедия русских деревень, 1996. С. 223−227.
  17. И.Н. Менеджмент. М.: Банки и биржи, 1994.
  18. И.П. Кооперация в отраслях АПК: теория, опыт, проблемы // СГАУ им. Вавилова. Саратов, 1999.
  19. И.П. Модель интеграции сельскохозяйственных товаропроизводителей и перерабатывающего предприятия на уровне района: Реком. МСХиП РФ, РАСХН. Саратов, 1994.
  20. И.П. Модель межфермерского кооператива по хранению, переработке и реализации зерна (рекомендации) / РАСХН. Саратов, 1994.
  21. И.П. Организационно-методические подходы к созданию сельскохозяйственных производственных кооперативов: Реком. / МСХиП РФ, СГАУ им. Н. И. Вавилова. Саратов, 1999.
  22. Ф.Ф. О конкуренции на товарном и потребительском рынках // Вопросы статистики. 1999. № 3.
  23. П.Д. Научное обеспечение стабилизации АПК / Под ред.
  24. В.М.Чистякова. Новосибирск. Институт информатики и регионального управления, 1993.
  25. С.И. Организационно-экономический механизм развития интегрированных формирований в АПК (на примере Саратовской области) // Автореф. дис. канд. наук Саратов, 1999.
  26. А. Экономические механизмы регулирования агропромышленного производства // Экономист. 1998. № 6.
  27. В.В. Методологические аспекты формирования организационно-экономического механизма в сельхозпредприятиях // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2000. № 10.
  28. С. Аграрная сфера США: состояние и перспектива развития // АПК: экономика и управление. 1999. № 9.
  29. Р. Создание рынка сельхозземель и повышение рентабельности агропредприятий: как расставить акценты? // Российский экономический журнал. 1999. № 1.
  30. Дж. Экономические теории и цели общества / Пер. с англ. М., 1976.
  31. Данные Управления Госкомстата РФ по Республике Дагестан (отчеты за 2002−2004 гг.).
  32. В. Саморегулирование и регулирование рыночной экономики // Экономист. 1998. № 5.
  33. Я. Кооперация и интеграция в агропромышленном производстве // АПК: экономика и управление. 2000. № 5.
  34. А. Проблемы интеграции АПК стран СНГ // Экономист. 1999. № 6.
  35. .С. Агропромышленный комплекс крупного города. Особенности территориальной организации и управления. Наука. 1989. 198 с.
  36. . С. Агрорекреационный подкомплекс АПК крупного города (проблемы коллективного садоводства). JL, 1986. ИСЭП АН СССР.
  37. И. Захаров В. Рынок АПК и производственные коммерческие центры / АПК: экономика управление, 1993.
  38. А. Государственное регулирование агропромышленного сектора экономики // Вопросы экономики. 1997. № 6.
  39. А.П. Использование производственного потенциала в личном секторе сельского хозяйства России // Вопросы статистики. 1999. № 4.
  40. A.JI. Использование производственного потенциала сельского хозяйства России в условиях формирования многоукладной экономики и рыночных отношений. М. МСХА, 1995
  41. В. Экономическое прогнозирование в России: реальность и перспективы // Общество и экономика. 1999. № 5.
  42. У. Методы регионального анализа: введение в науку о регионах. Сокр. пер. с англ. М.: Прогресс, 1968. — 659 с.
  43. И. А. Экономика городов: региональный аспект развития. -М.: Наука, 1982. 208 с.
  44. Г. В. Изучение географии сельского хозяйства в зоне влияние крупнейшего города//Изв. АН СССР. 1984. № 1. С. 63−72.
  45. Г. В., Неудахина Е. А. Сельское хозяйство Подмосковья: факторный анализ межрайонных различий // Московский столичный район: взаимодействие структурных элементов. М., 1983. С. 82−103.
  46. Е.А. Развитие кооперационных связей между хозяйствующими субъектами зернового продкомплекса в региональном АПК. // Ав-тореф. дис. канд. наук. Саратов, 1999.
  47. С. Отношения собственности в аграрном секторе: прошлое, настоящее, будущее. Экономист, 1996. 6.
  48. В. Система территориального регулирования // Экономист. Москва. 1999. № 2. С. 52−57.
  49. Д., Кинг В. Системный анализ и целевое управление / Пер. с англ. М.: Сов. радио, 1977. — 280 с.
  50. В. А. Развитие маркетинга в агропромышленном производстве. Учебное пособие. М., 1994.
  51. М.П. Развитие предпринимательской деятельности в аграрной сфере // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 1999. № 9. С. 21−22.
  52. Н.Д. Проблемы экономической динамики / Редкол. Л. И. Абалкина (отв. ред.) и др. М.: Экономика, 1989. — 526 с.
  53. Концепция продовольственной безопасности Российской Федерации. М.: ВНИЭСХ, 1999. 31с.
  54. А.А. Фермерское хозяйство США / Под ред. В.Ф. Баш-мачникова. М.: Агропромиздат, 1989. — 207 с.
  55. М. Государственное регулирование и поддержка аграрного сектора // АПК: экономика и управление. 2000. № 6.
  56. Н. И. Пригородный агропромышленный комплекс и основные направления его совершенствования // Территориальная структура производственных комплексов. Киев, 1981.
  57. А.В. Статистическая методология в маркетинговых исследованиях товарных рынков // Вопросы статистики. 1999. № 3.
  58. В. Г. Сельское хозяйство в промышленном узле // ЭКО. 1984. № 3. С. 11−12.
  59. Ф. Основы маркетинга. М., 1995. С. 47.
  60. А.В. Использование организационных рыночных структур сельскохозяйственным товаропроизводителем. Саратов, 1998. С. 7−45.
  61. Э. Экономические риски в агропромышленном комплексе // АПК: экономика и управление. 1999. № 7.
  62. Э.Н., Кресникова Н. И. Становление и развитие системы экономического регулирования земельных отношений в аграрном секторе //
  63. Земельные отношения в России (опыт регионов, направления развития). М. 1996. С. 69−75.
  64. О.Д., Масленникова О. А. Бизнес-менеджмент как эффективный инструмент управления АПК // Пищевая промышленность. 1999. № 7. С. 14−16.
  65. В., Андреева Е., Ситников А., Шевцов А. Региональная политика России: концепции, проблемы, решения // Российский экономический журнал. 1994.-№ 1.
  66. В. Н., Реймер Л. А., Назарова О. М. Пригородно-территориальный агропромышленный комплекс. М., 1984.
  67. О.Б. Вопросы формирования экономико-правового механизма регулирования земельных отношений // Аграрные доктрины двадцатого столетия: уроки на будущее. М.: Энциклопедия российских деревень, 1998. С. 62−68.
  68. Т. Комплексная оценка финансово-экономического состояния аграрных формирований // АПК: экономика и управление. 1999. № 2.
  69. .В., Пошатаев А. В. Рак Н.Г. Новые информационные технологии в управлении сельскохозяйственным производством. М., МСХА. 1995.
  70. К.Н. Планирование и прогнозирование развития сельскохозяйственной сферы АПК (опыт и проблемы). М., МСХА, 1994.
  71. В.З., Аджиева А. Ю. Формирование хозяйственного механизма АПК в переходный период // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятии. 1999. № 3,4.
  72. Г. И. Организационный механизм управления в АПК на федеральном и региональном уровнях // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятии. 2000. № 9.
  73. К.Р., Брю C.JI. Экономикс: принципы, проблемы и политика. В 2 т.: Пер. с англ. М.: Республика, 1993.
  74. Ю.М., Попова JI.A. Организация и управление аграрной кооперацией в развитых капиталистических странах: Учебное пособие. М.: Изд-во МСХА, 1990.- 114 с.
  75. А.И. Статистические методы анализа развития сельскохозяйственного производства // Вопросы статистики. 1999. № 4.
  76. Маркетинг в АПК. Учебник / Под ред. Г. П. Абрамовой. М.: Колос, 1997.
  77. И. Структура основных источников инвестиций АПК // АПК: экономика и управление. 2000. № 6.
  78. Е. Государственное регулирование агропромышленного производства в странах ЕС // Экономист. 1998. № 8.
  79. Материалы Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республике Дагестан (отчеты за 2002−2005 гг.).
  80. В.В. Аграрная политика и проблемы развития АПК. М.: Агропромиздат, 1990. 296 с.
  81. Многоукладная аграрная экономика и российская деревня / Е. С. Строев, С. А. Никольский и др.- Под ред. Е. С. Строева. М.: Колос, 2001.622 с.
  82. Е. Продовольственная база крупного города // Коммунист. 1981. № 18. С. 43.
  83. В. Задачи восстановления агропромышленного комплекса и продовольственной безопасности России // Российский экономический журнал. 1999. № 5.
  84. Н.Т., Горланов С. А., Попов Ю. Ю. Экономическое регулирование земельных отношений // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 1998. № 8. С. 13−17.
  85. Н.В. Формирование и регулирование конкурентных отношений в аграрном секторе / Под ред. проф. В. И. Новичкова. Саратов: изд-во Саратовского ун-та, 2000. С. 104.
  86. Н. Н. Региональная экономика: теория, проблемы, методы. 2-е изд. М.: Экономика, 1978. — 344 с.
  87. JI. В. Социально-экономическая интеграция города и села (содержание, цели, пути, условия). М., 1988.
  88. В.Ф., Машавис А. Ю. Территориальное управление: проблемы и пути перестройки. М.: Экономика, 1989. — 287 с.
  89. В.В. Система формирования экономической устойчивости сельскохозяйственного производства (на примере Саратовской области). Ав-тореф. дис. канд. наук Саратов. 2000. С. 12.
  90. Оценка эффективности производства отраслей АПК в условиях радикализации экономической реформы. Киев: Об-во «Знание» УССР, 1990. -25 с.
  91. К. В., Шишкин М. И. Теория экономического ядра. -Ижевск: Удмуртия, 1996. 92 с.
  92. М. М., Королева Н. И. Агропромышленный комплекс и проблемы развития Киевского столичного региона // Экономико-географические проблемы развития столичных регионов. Новосибирск, 1985.
  93. В. и др. Управление в региональном АПК // АПК: экономика, управление. 1995. № 1. С. 40−43.
  94. Н. Тенденции развития районного АПК // Экономика и управление АПК. 2000. № 3.
  95. А.И., Пешехонов В. А. Экономика аграрного сектора: учебное пособие. СПб.: ОЦиЭМ, 2003.- 176 с.
  96. Ю.Н. Формирование рыночных отношений в аграрном секторе экономики // Вопросы теории и методологии. Изд-во СГУ, 1996.
  97. И.Л. Экономика крестьянского (фермерского) хозяйства.1. Алматы, Кайнар, 1993.
  98. А. Экономическая политика в АПК // Экономист. 1998. № 7, С. 31.
  99. В.З. Социально-экономическое развитие республики в условиях федерации (опыт моделирования). М.: Наука. — 1993. 112 с.
  100. В.З., Тагиев М. Х. Государственное регулирование экономического развития депрессивного региона. Махачкала: ИСЭИ ДНЦ РАН, 2004.
  101. Н. Д., Гуцал В. А. Особенности функционально-территориальной организации пригородного сельского хозяйства // Экономическая география. Киев, 1986. Вып. 38. С. 75.
  102. А.А., Яхъяев М. А. Агропромышленный комлпекс России: проблемы и решения. М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2003. — 409 с.
  103. Н.А. Экономика сельскохозяйственного производства. С основами рыночной агроэкономики и сельского предпринимательства: Учебник. М.: Ассоциация авторов и издателей. ТАНДЕМ- Изд-во ЭКМОС, 1999.
  104. Н.С. Новые формы хозяйствования в АПК // Международный и агропромышленный журнал. 1989. — № 5. — С.50−55.
  105. А.В., Беспалов С. Управление сельскохозяйственным производством. Учебник. М.: Колос, 1995.
  106. .И. Особенности перехода агропромышленного комплекса к рыночным отношениям // АПК: экономика, управление. 1991, № 8. — С. 30−34.
  107. .И. Совершенствование экономических отношений в сельскохозяйственных предприятиях // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 1999. № 3.
  108. Проблемы становления и развития нового хозяйственного механизма АПК. Сб. науч. трудов. М., МСХА, 1992.
  109. И., Любимов В. Государственное регулирование агропро-довольственного комплекса // АПК: экономика и управление. 1999. № 7.
  110. Развитие пригородных сельскохозяйственных зон: Методические рекомендации. Новосибирск, 1983. С. 71.
  111. М. Т. Локальные промышленно-аграрные системы юга Дальнего Востока. Владивосток, 1987.
  112. В. Н. Продовольственный комплекс города (теория, практика, проблемы управления). Киев, 1986. С. 39−41.
  113. С. Пути повышения эффективности сельскохозяйственного производства// АПК: экономика и управление. 1999. № 8.
  114. П. Экономика. М., 1964.
  115. Е.О. Направления развития кооперативных отношений в аграрном секторе транзитивной экономики на региональном уровне // Авто-реф. дис. канд. наук. Саратов, 2000.
  116. С.Н. и др. Проблемы формирования межотраслевых аг-ропродуктовых ассоциаций и сертификации новых интегрированных систем управления в регионе // Соц.-эконом. проблемы развития региона на рубеже XXI века. Саратов, 2000.
  117. В., Попов И. Стратегия аграрных преобразований: государственное регулирование рыночных отношений // АПК: экономика и управление. 1999. № 3.
  118. В. Организационно-правовой механизм районных агропромышленных формирований // Экономика и управление АПК. 1998. № 9.
  119. Статистический словарь. М.: Финансы и статистика, 1989. — 621с.
  120. . Организационно-экономические основы формирования и развития многоукладной экономики на селе. Алматы, 1995.
  121. Территориальное управление общественным производством. Словарь-справочник / Под ред. А. П. Сысоева и Д. Г. Черника. М.: Закон и право, ЮНИТИ, 1993.- 176 с.
  122. А.В. Сельскохозяйственная кооперация: учебное пособие. -2-е изд. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2003. — 304с.
  123. В.М. Организационно-экономический механизм интегрированных формирований в мясомолочном подкомплексе (на примере Саратовской области) // Автореф. дисс. канд. наук Саратов, 2000.
  124. В.Я. Пути концентрации земли и капитала в аграрном секторе // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 1999. № 7.
  125. И.Г. Вопросы экономического управления АПК в условиях кризиса // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 1999. № 1.
  126. А.А. Развитие организационных форм управления сельским хозяйством в АПК района: Дис. канд. экон. наук. М., 1990. -203 с.
  127. А. Опыт проведения экономической реформы на селе в пригородном районе // Экономика и управление АПК. 1997. № 9.
  128. Формирование рыночных отношений в агропромышленном комплексе на региональном уровне // Учебное пособие. М. 1995.
  129. Д. Современная микроэкономика: анализ и применение. М., 1992.
  130. Дж. Управление качеством в американских корпорациях. Сокр. пер. с англ. М.: Экономика. 1990.
  131. М. О. Пригородная зона большого города. М., 1960. С. 1114.
  132. А.И., Минаков И. А., Сабетова JI.A. Эффективность агропромышленной интеграции в условиях формирования рыночных отношений. // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий.1999. № 9. С. 38−42.
  133. И.С. Совершенствование экономической работы предприятий в условиях реформы // Налоговый вестник. 1998. № 8.
  134. А.В. Крестьянское хозяйство. М., Экономика, 1989.
  135. А.В. Крестьянское хозяйство: избранные труда / Ред. сер.: Л. И. Абалкин (пред.) и др. М.: Экономика, 1989. — 492 с.
  136. Ф.А. Реформа в АПК итоги, проблемы, решения. /Под ред. В. М. Чистякова. — Новосибирск, Институт информатики и регионального управления, 1995.
  137. А. Восстановление продовольственной независимости // Экономист. 1999. № 5.
  138. Экономика сельского хозяйства / И. А. Минаков, Л. А. Сабетова и др.- Под ред. И. А. Минакова. М.: КолосС, 2002. — 328 с.
  139. А.А., Седова Е. И., Задирако И. Н. Задачи и методы исследования товарных рынков в условиях современной российской экономики // Вопросы статистики. 1999. № 3.
  140. А.В. Государственное экономическое регулирование агропромышленного комплекса на региональном уровне: Автореф. дис. канд. экон. наук. Саратов: СГСХА им. Н. И. Вавилова, 1996. С. 20.
  141. Н.М. Экономическое воздействие государства на агропромышленное производство // АПК: экономика и управление. 2000. № 2.
  142. Н.М. Экономическое регулирование аграрного сектора и развитие села // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2000. № 4.
Заполнить форму текущей работой