Логистика хозяйственных связей в строительной сфере
Очень важная проблема для российских предприятий и организаций — избыточность и несогласованность бизнес-процессов, что вызывает высокие затраты при недостаточном уровне сервиса. Ключевой задачей сегодня должны стать консолидация и сокращение количества этих процессов, так как устранение их избыточной части позволяет добиться существенного снижения издержек. С этих методологических позиций… Читать ещё >
Содержание
- Глава I. Социально-экономическая значимость и специфика логистизации капитального строительства
- 1. 1. Характеристика субъектов капитального строительства и условий их деятельности
- 1. 2. Особенности развития рыночных отношений и товародвижения в строительном комплексе
- 1. 3. Логистика в системе хозяйствования строительных организаций
- Глава II. Исследование организационно-экономических условий эффективного хозяйствования в строительстве
- 2. 1. Общая оценка факторов и тенденций развития строительного комплекса России
- 2. 2. Макроэкономические предпосылки повышения эффективности строительства
- 2. 3. Выявление логистических резервов управления строительством и бизнес-партнерства на примере ООО «Проектно-производственная фирма «МАСТЕР»
- Глава III. Пути логистизации бизнес-партнерства в строительной сфере
- 3. 1. Макрологистическая оптимизация хозяйственных процессов в строительстве
- 3. 2. Развитие микрологистических подходов в управлении системой внутрихозяйственных и межфирменных связей строительной фирмы
- 3. 3. Совершенствование информационного обеспечения как фактор логистизации строительных процессов
Логистика хозяйственных связей в строительной сфере (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
В ходе формирования рыночных отношений строительный комплекс объективно становится более восприимчивым к логистике, чем при централизованной системе хозяйствования. Это связано с рядом причин и прежде всего с увеличением горизонтальных хозяйственных связей между строительными организациями и предприятиями сопряженных отраслей национальной экономики, включая звенья инфраструктуры. Переход к рынку кардинально изменил характер взаимоотношений в строительном комплексе и систему его материально-технического обеспечения. Главной проблемой для поставщиков стало повышение уровня организации сбыта, а для потребителей — логистическая минимизация затрат по приобретению и доставке продукции. На основе расширения хозяйственной свободы и инициативы сегодня формируются крупные предпосылки для оптимизации взаимодействия строительных фирм с заказчиками, инвесторами, предприятиями стройиндустрии, снабженческими организациями и транспортными структурами.
Логистическая восприимчивость рыночно ориентированного капитального строительства обусловлена переориентацией его субъектов с узкофункциональных строительных работ на решение дополнительных проблем заказчиков, а также унификацией работ и расширением использования в строительной сфере высокоэффективных информационных технологий.
Потенциальные возможности логистизации капитального строительства, превращенные в реальные логистические системы, способны обеспечить существенный экономический эффект и укрепить хозяйственные связи строительных организаций, что, в свою очередь, усилит их рыночные позиции. Это подтверждается, например, результатами логистических усилий ООО «Проектно-производственная фирма «МАСТЕР».
В последние годы конкуренция на рынке капитального строительства возрастает. Появляются все новые участники, в том числе зарубежные. Данные обстоятельства делают задачу совершенствования логистического механизма хозяйствования в сфере капитального строительства все более актуальной.
Значимость и масштабность проблем логистизации строительства определила большое внимание к ним отечественных и зарубежных ученых и практиков. Различные аспекты этих проблем исследовали в своих работах А. М. Гаджинский, ЕАГоликов, М. П. Гордон, Е.П.Жаво-ронков, М. Е. Залманова, Е. К. Ивакин, С. Б. Карнаухов, Ю. М. Неруш, Д. Т. Новиков, О. А. Новиков, О. Д. Проценко, А. И. Семененко, В. Н. Стаханов, В. И. Степанов, И. С. Степанов, ААЧеботаев и другие специалисты.
Однако целый ряд вопросов совершенствования логистического инструментария в капитальном строительстве остается еще недостаточно изученным и не нашел должного освещения в экономической литературе. Необходимость скорейшего развития механизма управления капитальным строительством, адекватного изменяющимся условиям хозяйствования, обусловили выбор темы данного исследования и определили его цель.
Цель и задачи исследования
Целью диссертации является разработка предложений и методических подходов по развитию системы управления хозяйственными связями в строительстве на основе логистических принципов.
Поставленная цель определила необходимость решения следующих взаимосвязанных задач:
— изучение теоретико-методологических основ, принципов и специфики использования логистических подходов в управлении хозяйственными связями субъектов строительного комплекса ;
— анализ эффективности действующих форм и методов управления строительными процессами, включая управление строительством по государственным заказам. Сопоставление ранее принятых и логистических подходов в организации строительно-монтажных работ (СМР);
— оценка возможностей использования мировой практики логи-стизации хозяйственных связей в деятельности отечественных строительных организаций;
— разработка предложений по развитию логистического инструментария управления строительными процессами, включая совершенствование элементов закупочной и производственной логистики, а также инновационного менеджмента;
— обоснование путей повышения эффективности бизнес-партнерства и логистического сервиса в строительной сфере с учетом совершенствования системы информационного обеспечения CMP, а также развития конкурентных отношений и преодоления монополизма;
— подготовка рекомендаций по развитию макрологистических подходов, усилению инструментов государственной поддержки отечественных строительных структур и логистически сопряженных с ними хозяйствующих субъектов.
Предметом исследования является система управления хозяйственными связями в сфере строительства.
В качестве объекта исследования выступают строительные организации московского региона и их хозяйственные партнеры.
Научная новизна диссертационной работы состоит в многофакторной оценке эффективности системы управления хозяйственными связями строительных фирм и обосновании комплекса научно-методических рекомендаций по развитию бизнес-партнерства с использованием микрои макрологистических подходов. К числу основных результатов, определяющих степень научной новизны проведенного исследования, относятся следующие:
— определены принципы и специфика применения логистического аппарата в управлении строительными процессами;
— выявлены характерные тенденции развития форм и методов бизнес-связей в капитальном строительстве и уточнены организаци-онно-экономиче-ские условия повышения результативности СМР;
— подготовлены предложения по оптимизации хозяйственных связей в сфере капитального строительства с учетом совершенствования методики оценки и выбора бизнес-партнеров, развития состава и порядка оказания логистических услуг, связанных со строительной сферой, формирования механизма согласования интересов взаимодействующих субъектов и обеспечения рационального движения взаимосвязанных и взаимообусловленных материальных, информационных и финансовых потоков;
— обоснованы пути повышения эффективности закупок на основе логистизации снабжения строительно-монтажных организаций (СМО) и подготовлены рекомендации по развитию отвечающих СНиП микрологистических инструментов управления строительным производством, раскрыты возможности инновационного менеджмента как фактора логистизации и повышения конкурентоспособности СМР;
— предложены методические подходы к совершенствованию макроэкономических инструментов развития конкуренции и антимонопольного регулирования, нацеленных на формирование благоприятной хозяйственной среды и логистизацию бизнес-связей в строительстве на основе улучшения аналитического обеспечения бизнеса и оптимизации условий входа хозяйствующих субъектов на строительный рынок;
— разработаны предложения по развитию механизма макроэкономической поддержки отечественной сферы капитального строительства и логистически сопряженных с нею хозяйствующих субъектов, включая производителей стройматериалов и звенья инфраструктуры.
Практическая значимость проведенного исследования состоит в том, что реализация разработанных в нем рекомендаций и предложений позволяет повысить эффективность взаимодействия строительных фирм с заказчиками, поставщиками, транспортными организациями, другими участниками строительного процесса, поднять качество, оперативность и рентабельность строительства на основе использования действенных микрои макрологистических инструментов.
Основные положения и выводы диссертации могут быть востребованы органами государственного регулирования при подготовке нормативных актов и принятии управленческих решений в сфере макрологистики капитального строительства, а также существующими и вновь создаваемыми строительными организациями при разработке стратегии своего развития и решении текущих задач, формировании внутрифирменных и внешних логистических связей, анализе своих рыночных позиций.
Предложенные в диссертации разработки отражены в опубликованных статьях и используются в хозяйственной практике ООО «Про-ектно-производственная фирма «МАСТЕР».
Теоретической и методологической основой исследования послужили труды отечественных и зарубежных ученых в области экономики и организации капитального строительства, развития рыночных отношений, логистизации хозяйственных процессов, текущего и стратегического менеджмента.
В процессе исследования изучалась специальная справочная, инструктивная, методическая и научно-техническая литература. Применялись методы экспертных оценок, факторного анализа и группировок.
Информационной базой явились данные Госстроя России, Госкомстата России, Минэкономразвития России, органов управления и статистики Москвыматериалы, отражающие хозяйственную деятельность ряда строительных организаций, включая ООО «Проектно — производственная фирма «МАСТЕР».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы и предложения.
1. Эффективность функционирования строительных организаций определяет многие социально-экономические показатели. Строительное производство обеспечивает огромный мультипликативный эффект и создает предпосылки для развития многих сопряженных звеньев реального сектора экономики. Кроме предприятий стройиндустрии — это металлургические и машиностроительные заводы, предприятия химической промышленности и деревообработки, транспортные организации и другие структуры. В этой связи повышение экономической устойчивости и развитие хозяйственных связей строительных организаций имеет огромное значение для целого ряда отечественных товаропроизводителей, а совершенствование методов управления строительством, его логистизация приобретает первостепенное значение.
2. В настоящее время российские строительные организации находятся в очень непростом положении. Управление этими структурами в условиях перехода к рынку во многом сложнее, чем в условиях прежней централизованной экономики. Перед субъектами строительного комплекса сейчас возникает множество не существовавших прежде проблем. Это и недостаток оборотных средств, проблемы платежеспособности и обязательности хозяйственных партнеров, формирующиеся конкурентные отношения, различные аспекты межфирменного сотрудничества и взаимодействия с органами государственного регулирования, а также многие другие вопросы.
3. Сегодня в России действует около 120 тысяч строительных организаций различных масштабов. Социально-экономические преобразования последних лет существенно повлияли на состав отечественных строительных структур. В строительных процессах сейчас принимают участие хозяйствующие субъекты самых разных форм собственности. Строительный комплекс России становится все более многоукладным. При этом все большее развитие получает частная форма собственности.
Тенденция роста доли строительных организаций частной формы собственности в общем объеме строительных работ в России является достаточно стабильной на протяжении долгого периода. В 2002 г. доля частных структур выросла до 72%. Возрастает и абсолютная величина объема работ, выполненных частными структурами по договорам строительного подряда. В 2002 г. она достигла 663,262 млрд. рублей. Темп роста к 2001 г. составил 124%.
Анализ показывает, что в количественном отношении доля частных строительных фирм в общем составе субъектов строительного комплекса еще выше — около 89%. Причем подавляющее количество частных строительных структур — это организации с численностью работников до 100 чел.
Рост числа частных (предпринимательских) структур, достаточно компактных, а следовательно мобильных и гибких в своем хозяйственном поведении, создает крупные предпосылки для логистизации строительных процессов, которая в свою очередь может выступить важным фактором развития всего строительного комплекса.
4. Укрепление организаций строительного комплекса и повышение результативности их деятельности зависит от целого ряда макро-и микроэкономических факторов. Они могут быть сгруппированы в два крупных блока, первый из которых включает проблемы совершенствования налоговой, тарифной, финансово-кредитной и внешнеэкономической политики, а также других государственных регуляторов, т. е. проблемы макроэкономического обеспечения, макрологистики, решение которых выходит за пределы возможностей менеджмента строительных структур.
Ко второму блоку условий повышения эффективности строительных процессов относятся микрологистические проблемы, решение которых должно осуществляться непосредственно менеджментом строительных организаций. При этом в составе данного блока, в свою очередь, можно выделить две основные группы проблем: повышение эффективности внутрифирменного механизма хозяйствования: сокращение издержек строительного производстваоптимизация внутренних структурно-функциональных связейразвитие информационно-аналитического обеспечения и внутреннего контроллингаповышение эффективности финансового менеджмента и инновационных работукрепление материально-технической базы и кадрового потенциаласовершенствование механизма взаимодействия с внешней средой хозяйствования: развитие методов межфирменного взаимодействия с поставщиками стройматериалов, звеньями инфраструктуры и другими бизнес-партнерамиоптимизация ценовой политикипоиск перспективных сегментов рынка строительных работ и закрепление на них.
Решению обеих групп проблем может существенно способствовать использование логистических подходов, в т. ч. логистика закупок и логистизация строительного производства.
5. Принципиальное отличие функционирующих сегодня строительных организаций заключается в том, что они действуют в постоянно меняющихся социально-экономических условиях. Особенности современной системы управления строительными организациями определяются изменением стратегических ориентиров их развития. Основными их целями в экономике переходного периода становятся: обеспечение хозяйственной устойчивости, конкурентоспособности, максимизация прибыли, клиентоориентированность, проникновение на новые рынки строительных работ и закрепление в рыночных нишах. Рыночные принципы работы постоянно инициируют потребность в рационализации строительного производства, обеспечивающего, с одной стороны, сокращение сроков и издержек строительства, а, с другой, -увеличение жизненного цикла и качества объектов строительства. Соответственно меняется и инструментарий управления хозяйствованием строительных структур. Все большую роль в нем играют логистические методы управления строительными процессами и бизнес-связями.
6. Капитальное строительство весьма многокомпонентно. Его результативность во многом определяется эффективностью интеграции с производством стройматериалов и их комплектацией, снабжением строек, транспортными операциями и другими бизнес-процессами. Логистические подходы обеспечивают пространственно-временную координацию этих процессов, что способствует оптимизации строительства, минимизируя промежуточное складирование, сокращая сроки и стоимость строительных работ.
Для развития логистически скоординированного управления капитальным строительством необходимо сопряжение интересов взаимодействующих хозяйствующих субъектов. Только при этом условии они могут быть реально объединены в надежные логистические цепи. Практика показывает, что изначально интересы потенциальных участников логистического взаимодействия могут существенно различаться. В этой связи проблема согласования их целей и интересов — это проблема создания системы жизнеобеспечения и надежности логистических цепей. Поэтапный механизм согласования интересов включает ряд последовательных ступеней.
Прежде всего необходимо сконструировать систему экономических интересов участников взаимодействия. Для этого надо четко определить преследуемые цели (как общие, так и специфические для конкретного строительного проекта). Затем необходимо выявить сферы, в которых может происходить столкновение интересов, и исследовать конкретные конфликтные ситуации. Ущемление интересов потенциальных участников логистического взаимодействия — может стать решающим фактором в отказе одной из сторон от идеи логистической интеграции. Очень важным является определение степени ущемлен-ности интересов. Для этого необходимо выстроить субординированную систему целей и задач для каздого из партнеров. Поскольку логистически скоординированное взаимодействие неизбежно требует от сторон определенных уступок и взаимных компромиссов, то выделение приоритетов позволит определить, какие уступки считать возможными, экономически оправданными, а какие — нет.
На основе обстоятельного изучения конфликтности интересов (сферы их возникновения, содержания, степени ущемленности) следует выбрать такие инструменты экономического, организационного и правового характера, которые бы в наибольшей степени смягчали или снимали возникшие противоречия. Эти методические подходы по рекомендациям автора используются рядом строительных и сопряженных с ними структур для логистизации своих хозяйственных связей.
7. Достаточно долгий опыт функционирования на отечественном строительном рынке в сложной остроконкурентной среде такой структуры, как ООО «Проектно-производственная фирма «МАСТЕР», специалистом которой является автор, свидетельствует о необходимости постоянного логистического совершенствования форм и методов внутрихозяйственного механизма строительной организации, а также ее системы межфирменного бизнес-партнерства. В качестве одного из важнейших среди эффективных организационно-экономических инструментов можно выделить логистический подход к управлению закупками (снабжением строительства), предполагающий скоординированное регулирование материальных, финансовых и информационных потоков в целях минимизации затрат на продвижение материальнотехнических ресурсов от изготовителя до строительного объекта и обеспечения максимально возможной синхронизации поставок с процессом строительного производства.
В целях совершенствования механизма закупочной логистики строительства и оптимизации состава партнеров-поставщиков, кроме оценки их продукции по соотношению цена/качество целесообразен предварительный анализ следующих характеристик потенциальных партнеров:
— сегмент рынка строительных материалов, изделий и оборудования, занимаемый возможным партнером и длительность его работы на данном сегменте;
— состояние и логистические возможности его материально-технической базы, складского и транспортного хозяйства;
— пространственная удаленность и месторасположение;
— уровень специализации фирмы и квалификации ее персонала;
— оперативность и точность выполнения интересующих хозяйственных процессов;
— степень подключенности потенциального партнера к реализации конкурентных проектов и масштабы взаимодействия с конкурентами;
— финансовое положение (размер уставного фонда, платежеспособность, источники финансовых поступлений и зависимость от кредитных ресурсов);
— принципы рыночного поведения и деловой этики (характеристика собственника);
— отношение к качеству своей продукции и услуг, своевременности выполнения договорных обязательств и собственному имиджу.
Для более точной диагностики возможностей и ответственности потенциальных партнеров по логистическим цепям целесообразно детальное изучение экспертных оценок и отзывов об их деятельности, а также предварительное тестирование методом заключения краткосрочных малообъемных соглашений. Предложенная методология аналитического обеспечения закупок применяется ООО «ППФ «МАСТЕР» при выборе своих поставщиков и оптимизации хозяйственных связей.
8. Очень важная проблема для российских предприятий и организаций — избыточность и несогласованность бизнес-процессов, что вызывает высокие затраты при недостаточном уровне сервиса. Ключевой задачей сегодня должны стать консолидация и сокращение количества этих процессов, так как устранение их избыточной части позволяет добиться существенного снижения издержек. С этих методологических позиций в целях логистизации закупок и максимально возможной синхронизации поставок материальных ресурсов с процессом строительства отдел материально-технического снабжения ООО «ППФ «МАСТЕР» совместно с другими структурными подразделениями (отделом подготовки производства, проектным отделом, производственным отделом, техническим отделом, сметным отделом), обеспечивает целенаправленное движение экономических потоков, систематически совершенствует договорную работу, занимается оптимизацией состава поставщиков с учетом надежности и гибкости их подходов к партнерству. Реализация этих логистических усилий способствует повышению оперативности, рентабельности и качества работы.
Для скоординированного регулирования материальных, финансовых и информационных потоков, обеспечивающего минимизацию затрат при продвижении ресурсов от изготовителя (поставщика) до строительного объекта целесообразно осуществлять закупочную деятельность с использованием системы календарного планирования и оперативного регулирования на основе детализированных (посуточных и почасовых) планов-графиков поступления на объекты материалов, строительных изделий, конструкций и оборудования. Методы логистического взаимодействия с товаропроизводителями предполагают максимально точное указание в договорах времени и места доставки (разгрузки) материальных ресурсов. Подобный подход позволяет значительно сокращать сроки строительства и предотвращать потери времени на промежуточных складских погрузо-разгрузочных операциях. Поставка материально-технических ресурсов непосредственно на строительную площадку снимает необходимость наличия специальных обширных складских территорий и создает условия для проведения строительства непосредственно «с колес». Именно эта логистическая схема деятельности позволила ООО «ППФ «МАСТЕР» в 2002 г. оперативно вести строительно-монтажные работы по реконструкции здания Конституционного Суда Российской Федерации (общая площадь реконструируемого здания около 24 тыс. кв. м), находящегося в самом центре Москвы и практически не имеющего прилегающей территории. В условиях крайне ограниченных размеров стройплощадки поставка материалов на этот объект была расписана по часам.
В реализации строительных программ участвует множество различных предприятий и организаций, что требует эффективного контроля хода выполнения всех позиций плана работ, начиная от подготовки проектно-сметной документации, согласования ее в различных инстанциях и кончая непосредственным участием организаций-партнеров в ходе реконструкции или строительства. Использование логистических подходов в управлении хозяйственными связями значительно повышает качество решения всех этих задач.
9. Экономическая устойчивость и конкурентоспособность строительных организаций, в особенности частных, сегодня определяются не только снижением издержек и развитием межфирменных связей. Очень большую роль играет обеспечение гибкости и адаптивности к постоянным изменениям внешней среды. В условиях высокой степени неопределенности и хозяйственного риска необходимым является использование ситуационного подхода к управлению строительством.
Повышению результативности и гибкости хозяйствования в различных ситуациях реально может способствовать оптимизация организационной структуры строительной фирмы.
Реализация логистической стратегии хозяйствования предполагает декомпозицию стратегических целей и задач строительной фирмы по уровням оргструктуры, подразделениям и исполнителям. Эта декомпозиция предусматривает: четкое определение функциональных и производственных подразделений, которые должны быть ориентированы на организационное обеспечение достижения целей определенного уровня, при этом вся структура должна быть логистически сбалансирована с точки зрения главной цели фирмы. Должно быть обеспечено рациональное распределение прав и ответственности на разных уровнях управления, исходя из иерархии целей, а также установлена рациональная последовательность работ по достижению конечных целей.
Структура управления конкретной строительной фирмы должна отвечать целому ряду критериев. Оптимальной, видимо, можно считать ту, которая будет закреплять наиболее целесообразные связи и взаимосвязи ступеней и звеньев управления, реализуемые в процессе логистического воздействия на объект управления, и обеспечивать эффективность его функционирования. Исходя из этого, могут быть определены следующие критерии оптимума: наикратчайший путь от звена управляющей системы до управляемого и минимально необходимое число ступеней и звеньев. Данные методические подходы, обеспечивают логистическую консолидацию и оправданное сокращение бизнес-процессов.
В связи с необходимостью оперативного решения многих проектных вопросов, а также возможностью самостоятельной корректировки отдельных разделов проекта или его согласования в федеральных (муниципальных) проектных организациях, Госэкспертизе и инспекции ГосАрхСтройнадзора в структуре ООО «ППФ «МАСТЕР» по инициативе автора был создан проектный отдел. Развитие функций этого отдела дало возможность фирме сократить до минимума время, отведенное на проектирование и согласования с различными инстанциями и, как следствие, логистически сократить общее время строительства (реконструкции). Проектный отдел работает в тесном контакте с отделом подготовки производства и отделом материально-технического снабжения. Совместная скоординированная работа этих подразделений позволяет органично связать логистическую цепочку от выпуска проектной документации до выбора и согласования технологических схем, уточнения материалов с заказчиком, закупки и поставки материалов на объект. Другое структурное звено — отдел подготовки производства помимо своего основного вида деятельности принимает активное участие в анализе результатов работы фирмы, изучает причины тех или иных встречающихся проблем, занимается маркетинговой и логистической деятельностью при размещении заказов на строительные материалы и оборудование, в т. ч. за рубежом.
10. Учитывая значимость и сложность многих строительных объектов ряд наименований строительных изделий и оборудования поступает сегодня из-за рубежа. С зарубежными фирмами заключаются прямые контракты, логистически регулирующие не только условия изготовления, но и четкие сроки поставки, растаможивания, шеф-монтажа и при необходимости обучения специалистов. Вместе с тем, приобретение отдельных видов материально-технических ресурсов за рубежом сегодня является вынуеденной мерой. К сожалению, не по всем позициям отечественные товаропроизводители пока могут обеспечить требуемое качество продукции. И в этой связи необходима их скорейшая и масштабная государственная поддержка. Значимость этой проблемы определяется среди прочих факторов еще и тем обстоятельством, что повышение уровня логистизации строительных процессов напрямую зависит от степени приближения к строительным объектам поставщиков стройматериалов, которая у зарубежных предприятий ограничивается объективными рамками.
Некоторое оборудование, необходимое для обеспечения конкурентоспособности российских производителей строительных материалов, изделий и конструкций, в России не выпускается или не соответствует лучшим зарубежным аналогам. В результате пока приходится изыскивать возможности для приобретения подобного оборудования и запасных частей к нему за рубежом, что удается далеко не всем отечественным предприятиям. С учетом этого представляется целесообразным снижение таможенных пошлин на импортное оборудование, эффективные аналоги которого не производятся в России. Одновременно должен быть выделен и поддержан экономически ряд НИИ, КБ и производственных (в т.ч. машиностроительных) предприятий, сориентированных на создание новой техники для производства качественных строительных материалов и изделий, что позволит постепенно освоить ее выпуск и отказаться в перспективе от закупок многих наименований дорогостоящего импортного оборудования. В свою очередь, в дальнейшем это позволит отказаться и от приобретения за рубежом строительных материалов, выпускаемых на этом оборудовании. Таким образом, здесь существует целая система хозяйственных взаимосвязей, которые государству с помощью прямых и косвенных макроэкономических регуляторов необходимо логистически оптимизировать в целях поддержки отечественных товаропроизводителей в сопряженных со строительством секторах национальной экономики.
11. Анализируя развитие конкуренции непосредственно в сфере строительства, можно сделать вывод, что в последние годы она значительно усилилась. Понимая необходимость и целесообразность развития конкурентных отношений, автор одновременно отмечает, что чрезмерная активность на отечественном строительном рынке зарубежных фирм, в частности турецких, германских и других также требует контроля и рационального регулирования со стороны государственных органов. Макроэкономические регуляторы обеспечения конкурентоспособности строительных фирм, должны активнее использоваться государством для защиты интересов собственных строительных структур, многие из которых обладают пока недостаточным экономическим потенциалом.
12. Задача, которая в последние годы возникла перед каодой строительной организацией, состоит в том, чтобы наиболее точно определить свой профиль деятельности, свое место в деловом мире, свой стиль поведения и бизнес-партнерства, позволяющие заложить основы долгосрочного предпринимательского успеха и надежного финансового состояния для устойчивого развития. В отличие от прошлого опыта сегодняшние организационно-экономические изменения не могут быть полностью регламентированы центральными органами управления. Речь должна идти о реформации не только принципов и методов ведения хозяйства, но и о формировании нового «логистического» мышления на всех уровнях управления строительной фирмой. Эта реформация должна охватывать абсолютно все аспекты деятельности, включая производственно-кадровый потенциал, организационно-управленческие структуры и хозяйственный механизм. Несмотря на многочисленные макрои микроэкономические сложности сегодняшнего дня отечественные строительные фирмы имеют реальные возможности для повышения эффективности своей деятельности и очень важную роль в этом может сыграть развитие логистических методов работы.
Список литературы
- Абалкин Л.И. Логика экономического роста. М., 2002.
- Адрианова Т. Формирование стандартов логистического управления деятельностью предприятий. // Логинфо, № 11, 2002, с. 29−33.
- Азоев Г. Л. Конкуренция: анализ, стратегия и практика. М., Изд-во «Центр экономики и маркетинга», 1996.
- Айкс Б., Ритерман Р. От предприятия к фирме: заметки по теории предприятия переходного периода. / Вопросы экономики, № 8, 1994, с. 31−39.
- Альбеков А.У., Костоглодов Д. Д. Введение в коммерческую логистику: Учебное пособие Ростов-на-Дону: Изд-во РГЭА, 1996.
- Афанасьева Н.В. Логистические системы и российские реформы. СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 1995.
- Барашков H.H. Похолодало, можно строить! // Строительный эксперт, № 12, 2002, с. 16−17.
- Бернар И., Колли Ж. К. Толковый экономический и финансовый словарь. В 2-х т. М.: Межд. отн., 1994.
- Вершигора Е.Е. Менеджмент. М.: ИНФРА-М., 1998.
- Виссена X. Менеджмент в подразделениях фирмы. М.: ИНФРА-М, 1996.
- Гаджинский A.M. Основы логистики: Учебное пособие. -М.: Маркетинг, 1995.
- Глазьев С.Ю. Очередной установочный документ прежнего реформационного курса (о президентском послании 2002 Федеральному Собранию РФ). // Российский экономический журнал, 2002, № 4, с. 3−12.
- Голиков Е.А. Основы логистики: Учебно-практическое пособие. М.: «Издательско-торговая корпорация «Дашков и К0», 2003.
- Голиков Е.А., Пурлик В. М. Основы логистики и бизнес-логистики. М.: Изд-во РЭА, 1993.15.