Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Трансформация институциональной структуры регулирования финансового рынка России

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Анализ научной литературы показал отсутствие единства взглядов по таким концептуальным вопросам, как сущность и структура финансового рынка. Существующие определения понятия «финансовый рынок» отражают либо его структуру, либо его функции, определяя его то как совокупность отношений и/или институтов, то как отдельный рыночный институт, то как некий механизм аккумуляции и распределения денежных… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Концептуальные основы регулирования финансового рынка
    • 1. 1. Финансовый рынок как объект регулирования: сущность, структура и особенности регулирования
    • 1. 2. Институциональная структура регулирования финансового рынка и ее типы
    • 1. 3. Финансовая глобализация как фактор развития институциональной структуры регулирования финансового рынка
  • Глава 2. Влияние развития финансового рынка на трансформацию институциональной структуры его регулирования
    • 2. 1. Специфика становления и развития финансового рынка России и системы его регулирования
    • 2. 2. Индикаторы развития российского финансового рынка как показатели оценки интеграции системы его регулирования
    • 2. 3. Интегрированный тип институциональной структуры как приоритетное направление трансформации системы регулирования финансового рынка России
  • Глава 3. Гармонизация институциональной структуры регулирования национального финансового рынка в условиях финансовой глобализации
    • 3. 1. Формы и методы гармонизации институциональной структуры регулирования национальных финансовых рынков
    • 3. 2. Влияние гармонизации институциональной структуры регулирования на направления развития финансового рынка России

Трансформация институциональной структуры регулирования финансового рынка России (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Процессы распределения и перераспределения денежных потоков занимают ключевое место в финансовой системе, концентрируясь в таких ее звеньях, как государственные финансы и финансовый рынок. Однако по значимости в процессах распределения и перераспределения денежных потоков финансовый рынок не уступает бюджетной системе, а в некоторых случаях превосходит ее по гибкости, маневренности и количеству используемых инструментов. Как и бюджетная система, финансовый рынок нуждается в контроле со стороны государства. Исторический опыт показывает, что предоставление полной самостоятельности финансовому рынку приводит к кризисам, коллапсу экономики и другим негативным явлениям. Государственное регулирование финансового рынка существует более ста лет, однако всегда остается актуальной проблемой.

Внимание к проблемам регулирования финансового рынка особенно остро сейчас, когда происходящие процессы глобализации финансовых рынков изменяют роль государства в регулировании экономики, порождая следующую проблему: как государство, полномочия которого локализованы, может контролировать финансовый рынок, масштабы и деятельность которого приобретает все более глобальный характер. Поиск решений этой проблемы отражается в попытках найти новые методы, принципы, институты регулирования финансового рынка, в попытках осмыслить происходящую трансформацию системы регулирования и найти адекватные решения.

В этих условиях особенно актуальным становится выделение такого элемента системы регулирования финансового рынка, который наиболее подвержен трансформации под воздействием глобализационных процессов, исследование его особенностей и разработка практических рекомендаций, нацеленных на успешную адаптацию национальных систем регулирования финансового рынка к меняющимся реалиям глобализирующегося мира.

Степень разработанности проблемы. Сущность финансового рынка, его состав и структура, а также роль в экономике исследуются в работах многих современных отечественных ученых, занимающихся проблематикой финансов, денежного обращения и кредита. Среди них наиболее известны Белоглазова Г. Н., Быкова Н. И., Красавина JI.H., Ковалев В. В., Родионова.

B.М., Романовский М. В., Рудый К. В., Семенюта О. Г., Суэтин А. А. и другие ученые. Изучение теоретических и практических основ функционирования финансового рынка и рынка ссудного капитала проводилось и в советское время: Солюсом Г. П., Трахтенбергом И. А. и другими экономистами.

Теоретические обоснования необходимости регулирования финансового рынка были сделаны зарубежными экономистами: Пигу А., Самуэльсоном П. (теория общественного блага) и Дженсен М., Коузом Р. (теория агентских издержек). Вопросы, касающиеся • понятия «институциональная структура регулирования», разрабатываются преимущественно зарубежными экономистами из международных финансовых организаций, в их числе необходимо отметить Ллевелина Д. и Петшнигга Р. Исследованию такого специфического типа институциональной структуры регулирования, как Twin Peaks, посвящены работы ученых Тейлора М., Гудхарта С., Кармичаэля Дж., Томпсона Дж., Праста Г. и Леливелда В. Мегарегулятор как новый тип институциональной структуры регулирования финансового рынка впервые был рассмотрен в работах главы Управления по финансовым услугам Великобритании Бриалта.

C. Проблемы функционирования мегарегулятора, сравнительный анализ его эффективности активно исследуются экономистами: Майером С., Джорджио ди Дж., Ноиа ди К., Пиатти JI. В целом, причины интеграции органов регулирования и надзора на национальных финансовых рынках обобщены Маскиандро Д., Подриера Р., Фрейтагом А., Чилак М.

Проблемы развития мирового финансового рынка и сравнительный анализ динамики национальных финансовых рынков нашли отражение в исследованиях Матросова С. В., Михайлова Д. М., Рубцова Б. Б. Финансовой глобализации как мейнстриму современной экономической жизни, активно влияющему прежде всего на финансовые рынки, посвящены работы Архипова А. И., Данилевского Ю. А., Делягина М. Г., Золотарева B.C., Кочмолы К. В., Моисеева С. Р., Сенчагова В. К. Значительный вклад в исследование влияния финансовой глобализации на систему регулирования финансового рынка внесли зарубежные экономисты: Витолс С., Джордан С., Джиованоли М., Маджнони Дж. и другие ученые.

Становлению и развитию российского финансового рынка и системы его регулирования посвящены работы Алифановой Е. Н., Воеводской Н. П., Галкина И. В., Иванченко И. С., Комова А. В., Сизова Ю. С., Чижова С. Д. Современные проблемы российского финансового рынка, предложения по реформированию существующей системы его регулирования находят отражение в публикациях Вьюгина О. В., Костикова И. В., Марданова Р. Х., Миркина Я.М.

Вместе с тем, вопросы трансформации институциональной структуры системы регулирования финансового рынка, проблемы гармонизации регулирования на международном и национальном уровнях рассмотрены в научной литературе фрагментарно. Недостаток научных разработок, касающихся исследования готовности национальных финансовых рынков к интеграции системы их регулирования под воздействием глобализационных процессов, приводит к дискуссионное&tradeмногих вопросов, рассматриваемых в диссертации, и обусловливает выбор темы диссертационного исследования, его цель и задачи, логику и структуру.

Цель диссертационного исследования заключается в обосновании приоритетного направления трансформации институциональной структуры регулирования финансового рынка России под влиянием финансовой глобализации и специфики развития российского финансового рынка.

Поставленная цель определила следующие задачи исследования:

1. Исследовать современные тенденции в развитии систем регулирования национальных финансовых рынков, определить причины их реформирования и обосновать доминирующее направление их развития;

2. Изучить институциональную структуру регулирования финансового рынкана основе анализа зарубежной практики классифицировать институциональные структуры регулирования;

3. Оценить степень готовности российского финансового рынка к интеграции системы регулирования и сближению регулятивных норм, действующих на различных сегментах финансового рынка;

4. Оценить возможные для российского финансового рынка варианты типов институциональных структур на основе выводов о степени готовности финансового рынка России к интеграции системы регулирования и сближению регулятивных норм, действующих на различных сегментах финансового рынка, и обосновать приоритетный, объективно обусловленный для российского финансового рынка тип институциональной структуры регулирования;

5. Доказать, что влияние финансовой глобализации на институциональные структуры регулирования национальных финансовых рынков проявляется в их гармонизации — упорядочении и согласовании норм и правил регулирования, координации систем регулирования и политики регулирования финансового рынка различными странамиопределить формы гармонизации регулирования финансовых рынков на основе ее методов.

Объект и предмет исследования. Объектом исследования выступает система регулирования и надзора финансового рынка России и зарубежных стран.

Предметом исследования является совокупность экономических и организационно-управленческих отношений, связанных с организацией и осуществлением государственного регулирования и надзора финансового рынка.

Теоретико-методологическая основа рассмотренных в диссертации проблем опирается на результаты исследований отечественных и зарубежных ученых, посвященных регулированию национальных и мирового финансовых рынков, вопросам развития институциональной структуры регулирования финансового рынка, а также на законодательные акты, программные документы, методический материал государственных органов власти и международных финансовых организаций по вопросам регулирования финансового рынка.

Достоверность выводов и рекомендаций, полученных в ходе диссертационного исследования, обеспечивается применением системного подхода в сочетании с использованием широкого спектра научных методов. Для исследования поставленных проблем применялись следующие методы научного познания: эмпирические (сравнение, измерение) и экспериментально-теоретические (анализ и синтез, индукция и дедукция, обобщение, логический метод).

Диссертационное исследование выполнено в соответствии с Паспортом специальности ВАК 08.00.10 — финансы, денежное обращение и кредит, части 1 Финансы, раздела 1 Теория и методология финансов, п. 1.2. Теоретико-методологические основы финансовых концепций регулирования воспроизводственных отношенийп. 1.5. Институциональные аспекты финансовой системып. 1.8. Особенности и экономические последствия финансовой глобализации.

Информационно-эмпирической базой исследования являются акты российского законодательства, программные и нормативные документы Правительства РФ, Банка России, Федеральной службы по финансовым рынкам, материалы Всемирного банка, Международного валютного фонда, Банка международных расчетов, Европейского центрального банка, других международных финансовых организаций и национальных органов регулирования и надзора финансового рынка, статистические материалы.

Федеральной службы государственной статистики РФ, Федеральной резервной системы США, Европейской банковской ассоциации, данные, опубликованные в экономической периодической литературе, материалы монографических исследований отечественных и зарубежных ученых, Интернет-ресурсы.

Рабочая гипотеза исследования состоит в том, что интенсификация глобализационных процессов обусловливает появление качественно новых явлений на финансовых рынках: конгломерации финансового бизнеса, универсализации финансовых продуктов и услуг, которые вызывают трансформацию такого элемента системы регулирования финансового рынка, как институциональная структура регулирования, в направлении интеграции органов регулирования и сближения регулятивных норм, действующих на различных сегментах финансового рынка.

Положения диссертации, выносимые на защиту:

1. Трансформация институциональных структур регулирования национальных финансовых рынков происходит во взаимосвязи со сближением моделей национальных финансовых рынков под влиянием финансовой глобализации. Основным направлением трансформации институциональных структур является интеграция органов регулирования и надзора и сближение регулятивных норм, действующих на различных сегментах национальных и мирового финансовых рынков. Логика процесса интеграции заключается в переходе к более интегрированным институциональным структурам регулирования, что отражено в выделенной автором типологии институциональных структур регулирования.

2. Степень интеграции органов регулирования и надзора и, соответственно, конкретный тип институциональной структуры регулирования зависят от модели национального финансового рынка и его современного состояния. К показателям финансового рынка, отражающим степень его готовности к переходу на более интегрированные типы институциональных структур, относятся распространенность финансовых конгломератов и уровень развития нетрадиционного банковского посредничества.

3. Оценка степени разрыва по показателям развития между финансовым рынком России и финансовыми рынками развитых стран, оценка индикаторов степени готовности российского финансового рынка к интеграции органов регулирования и надзора выявляют предпосылки к переходу на более интегрированные типы институциональной структуры регулирования российского финансового рынка.

4. Выявленные предпосылки определяют, что приоритетным типом институциональной структуры регулирования финансового рынка России является интегрированный тип, который предполагает разделение надзора за банками и небанковскими финансовыми организациями и сближение регулятивных норм, действующих на различных сегментах финансового рынка России.

5. Под влиянием финансовой глобализации институциональные структуры регулирования национальных финансовых рынков подвергаются процессу гармонизации, означающей упорядочение и согласование правил и норм регулирования, координацию систем регулирования и политики регулирования финансового рынка различными странами. Гармонизация происходит в различных направлениях: между сегментами национального финансового рынка, между национальным и мировым финансовыми рынками, а также в различных формах.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в разработке теоретических и методических положений, которые позволили обосновать приоритетный вариант трансформации институциональной структуры регулирования финансового рынка России под влиянием финансовой глобализации и специфики развития российского финансового рынка. Элементы научной новизны содержат следующие положения:

1. Разработана классификация институциональных структур регулирования финансового рынка (интегрированный тип, тип Twin Peaks, тип мегарегулятор) на основе комплекса двух критериев «количество органов регулирования» — «объем полномочий в области пруденциального регулирования и защиты инвесторов», которая, в отличие от известной классификации по критерию «количество органов регулирования», позволяет более полно отразить степень интеграции существующих на практике институциональных структур регулирования.

2. Определены индикаторы развития национального финансового рынка, которые отражают степень его готовности к интеграции органов регулирования и сближению регулятивных норм, действующих на различных сегментах национального финансового рынка, а именно: индикатор финансовой конгломератизации и индикатор нетрадиционного банковского посредничества. Это позволяет расширить методический инструментарий исследования процесса трансформации институциональной структуры регулирования национального финансового рынка.

3. Проведена оценка степени готовности финансового рынка России к интеграции органов регулирования и надзора и сближению регулятивных норм, действующих на различных сегментах финансового рынка, которая, в отличие от существующих, включает в себя два новых компонента: оценку степени разрыва по показателям развития между финансовым рынком России и финансовыми рынками развитых стран, оценку индикаторов степени готовности финансового рынка России. Полученные результаты позволили сделать вывод о готовности финансового рынка России к переходу на более интегрированные типы институциональной структуры регулирования.

4. Определен и обоснован приоритетный тип институциональной t структуры регулирования финансового рынка России, который заключается в разделении регулирования и надзора за банками и небанковскими финансовыми организациями и сближении регулятивных норм, действующих на различных сегментах финансового рынка.

5. Определены формы гармонизации регулирования финансовых рынков, а именно: вертикальная (инкорпорация международных стандартов и кодексов, регулирующих отдельные сегменты финансового рынка и деятельность финансовых институтов, в национальные системы регулирования) и горизонтальная (сближение регулятивных норм, действующих на различных сегментах финансового рынка).

Теоретическая значимость исследования. Теоретические результаты, полученные в ходе исследования, могут быть использованы в дальнейших исследованиях вопросов развития российской системы регулирования финансового рынка, а также проблем гармонизации финансового регулирования на международном и национальном уровнях, в работах прикладного характера, направленных на оценку готовности национальных финансовых рынков к интеграции органов регулирования и надзора.

Научные результаты исследования могут найти применение в учебных заведениях при подготовке учебно-методических материалов и чтении курсов «Финансовая глобализация», «Рынки ценных бумаг зарубежных стран», «Финансовые системы зарубежных стран».

Практическая значимость работы состоит в возможности использования предложенных индикаторов степени готовности национального финансового рынка к интеграции органов регулирования и надзора при формировании интегрированного органа регулирования и надзора российского финансового рынка. Основные идеи диссертации, ее выводы и рекомендации ориентированы на специфику развития российского финансового рынка, что обусловливает возможность их практического применения государственными органами власти для совершенствования системы регулирования финансового рынка России.

Апробация работы. Результаты и выводы данного диссертационного исследования были представлены и получили одобрение на методологических семинарах аспирантов и соискателей, на международных, межрегиональных и внутривузовских научно-практических конференциях. Научные результаты исследования были использованы при разработке учебно-методических материалов для подготовки специалистов в области финансов и кредита и внедрены в учебный процесс при чтении курсов «Финансовая глобализация», «Финансовые системы зарубежных стран». Основные положения диссертационной работы нашли отражение в 15 публикациях общим объемом 5,83 пл., авт. 5,21 п.л.

Логическая структура и объем диссертации соответствуют теме, цели и задачам исследования. Диссертация изложена на 180 страницах машинописного текста, содержит введение, три главы, заключение, библиографический список, 6 приложений. В тексте работы содержится 13 рисунков и 26 таблиц, библиографический список включает 175 наименований источников.

Результаты исследования степени готовности российского финансового рынка к переходу на более интегрированные типы институциональных структур регулирования позволили сделать вывод о существовании предпосылок для интеграции органов регулирования финансового рынка России и сближения норм и правил его регулирования.

Этот вывод совпадает с линией государственной политики в области регулирования финансового рынка России, отраженной в Стратегии развитии банковского сектора РФ до 2008 г. и в Стратегии развития финансового рынка на 2006 — 2008 гг.

В работе указано, что, несмотря на закрепление в программных документах решения об интеграции органов регулирования и надзора на финансовом рынке России, остается неясным тип институциональной структуры регулирования — интегрированный тип или мегарегулятор. Результаты анализа степени готовности финансового рынка России к переходу на более интегрированные типы институциональных структур, а также анализа сравнительной эффективности деятельности мегарегулятора позволили сделать вывод о том, что для финансового рынка России более приемлем интегрированный тип институциональной структуры регулирования. Такая институциональная структура предполагает существование двух органов регулирования и надзора — Центрального банка, осуществляющего банковский надзор и регулирование, и Федеральной службы по финансовым рынкам, осуществляющей регулирование небанковских финансовых институтов. Необходимыми элементами в этой структуре являются общий совещательный орган, который вырабатывает общую политику для всех сегментов финансового рынка (эта роль согласно Стратегии развития финансового рынка на 2006 — 2008 гг. отведена Национальному совету по финансовому рынку), а также механизмы координации и кооперации между регуляторами.

В третьей главе «Гармонизация институциональной структуры регулирования национального финансового рынка в условиях финансовой глобализации» нами рассмотрены траектории будущего развития системы регулирования финансового рынка в контексте глобализации и формирования наднационального уровня регулирования. Под гармонизацией финансового регулирования мы понимаем упорядочение и согласование правил и норм регулирования, координацию систем регулирования и политики регулирования финансового рынка различными странами. Она осуществляется рядом специфических методов, которые представляют собой реакцию систем регулирования финансового рынка на глобализационные процессы и их последствия.

Метод стандартов и кодексов представляет собой регулирование, которое основано на добровольно принятых нормах и правилах, основными механизмами принуждения к выполнению которых служат общественное порицание, угроза потери репутации, в отличие от юридических норм и 2 правил, установленных законом и утвержденных органами власти.

В работе установлены различия между международными и.

2 Jordan С., Majnoni G. Financial Regulatory Harmonization and the Globalization of Finance. Policy Research Working Paper 2919. the World Bank, 2002 //www.worldbank.org национальными стандартами и кодексами, а именно: 1) причина принятия стандартов и кодексов — принятие национальных кодексов лучшей практики происходит при осознании всеми участниками финансового рынка их необходимости и пользы, а принятие международных кодексов лучшей практики рассматривается как часть мер по повышению международного имиджа страны- 2) возможность трансформации стандартов и кодексов в законы — национальные стандарты и кодексы с течением времени могут принимать форму обязательных, официально закрепленных законов, а международные стандарты и кодексы — нет, поскольку являются субститутами и не дополняются условиями «обязательных» законов, в силу отсутствия таковых на международном уровне- 3) разработчик стандартов и кодексов — национальные стандарты и кодексы разрабатываются национальными органами власти и участниками национального финансового рынка, а международные стандарты и кодексы — международными финансовыми организациями.

В работе доказано, что в условиях финансовой глобализации приоритет отдается международным стандартам и кодексам. Определены условия, необходимые для успешной реализации международных стандартов и кодексов, а именно: взаимоувязка различных стандартов и кодексов с целью устранения возможных несогласованностей или проблем из-за различного масштаба сфер их применения, а также импортирование стандартов и кодексов в той мере, в которой они соответствуют условиям принимающей страны.

На основе изучения метода стандартов и кодексов нами сделан вывод о существовании «вертикальной» формы гармонизации регулирования, которая выражается в инкорпорации международных стандартов и кодексов, регулирующих функционирование финансового. рынка и деятельность финансовых институтов, в национальные системы регулирования.

В работе рассмотрены другие методы гармонизации регулирования финансовых рынков: конвергенция норм и правил регулирования различных сегментов финансового рынка, а также кооперация (сотрудничество) между органами регулирования финансового рынка. Также определены причины использования метода конвергенции норм и правил регулирования. Во-первых, это процессы консолидации и конгломерации, происходящие на финансовом рынке. Консолидация и конгломерация финансовых институтов приводят к приобретению ими новых рисков, управление и измерение которыми в силу невзаимосвязанности с присущими ранее рисками затруднено. Усиление диверсификации рисков финансовых институтов ставит перед органами регулирования задачи, которые не могут быть решены каждым из них по отдельности, что выдвигает на первый план обмен информацией между органами регулирования финансового рынка и их кооперацию. Во-вторых, это трансфер рисков между сегментами финансового рынка, межсекторный перелив капитала (cross-sectoral investments), кросс-секторная продажа финансовых продуктов и услуг (cross-selling), предложение посреднических услуг для всех секторов финансового рынка.

Исследование данных методов позволило сделать вывод о существовании «горизонтальной» формы гармонизации регулирования финансовых рынков, которая происходит путем упорядочения и согласования существующих норм и правил регулирования различных сегментов финансового рынка на одном уровне.

На российском финансовом рынке также существуют процессы гармонизации, хотя отмечается разная степень выраженности ее форм. Наиболее активно протекает «вертикальная» гармонизация, о чем свидетельствуют, например, адаптация российскими коммерческими банками Нового базельского соглашения по капиталу, использование в практике деятельности регулятора рынка ценных бумаг основополагающих документов Международной организации комиссий по ценным бумагам, участие ряда саморегулируемых организаций в области страхования (например, Всероссийский союз страховщиков) в работе Международной ассоциации органов страхового надзора и наконец, использование российскими компаниями в практике корпоративного управления Кодекса корпоративного управления ОЭСР и другие примеры. Процессы горизонтальной гармонизации регулирования на финансовом рынке России выражены слабо.

В работе раскрыты причины, по которым «вертикальная» гармонизация развита в России лучше, чем «горизонтальная». В случае «вертикальной» гармонизации существуют международные образцы — стандарты и кодексы, которые распространяются международными финансовыми организациями. Соответственно, интеграция России в мировой финансовый рынок стимулирует российские финансовые институты изучать эти стандарты и кодексы и адаптировать к ним свою деятельность. «Горизонтальная» гармонизация тесно связана с состоянием внутреннего финансового рынка и уровнем его развития и происходит только в случае соответствующих качественных изменений на финансовом рынке страны.

Поскольку обе формы гармонизации регулирования финансовых рынков взаимосвязаны, то мы считаем необходимым для развития процессов гармонизации на финансовом рынке России создать условия для продвижения «горизонтальной» гармонизации, то есть нацелить государственную политику в области регулирования финансового рынка на упорядочение и согласование регулятивных норм и правил, а также на кооперацию органов регулирования.

Подводя итог диссертационной работы, можно констатировать, что цель ее — обоснование приоритетного варианта трансформации системы регулирования российского финансового рынка в условиях финансовой глобализации — достигнута. Изучение теоретических основ государственного регулирования финансового рынка, зарубежной практики и мировых тенденций развития, а также количественный анализ позволили определить, что российский финансовый рынок готов к интеграции органов регулирования и сближению регулятивных норм и правил, однако интеграция должна носить частичный характер. Приоритетным вариантом развития системы регулирования российского финансового рынка является существование двух регуляторов и развитие механизмов координации и взаимодействия между ними.

Заключение

.

Степень, формы, институты и методы государственного регулирования экономики являются одной из наиболее дискуссионных проблем экономической теории и практики. Нельзя отрицать правоту представлений А. Смита о государстве как о «ночном стороже», невозможно подвергать сомнениям труды Дж. М. Кейнса, стремившегося к централизации в руках государства большинства экономических процессов. Практика показывает, что в определенных исторических условиях роль государства в регулировании экономики может быть разной. И в настоящее время государственное регулирование экономики подвергается значительным трансформациям, прежде всего под влиянием финансовой глобализации.

В данной работе рассмотрена та часть комплекса проблем государственного регулирования экономики, которая касается наиболее динамичного и доминирующего ее сегмента — финансового рынка.

В современных экономических условиях финансовый рынок занимает доминирующее положение в экономике, определяя динамику развития реального сектора. Финансовый рынок может становиться как источником национального благосостояния, привлекая и абсорбируя инвестиционные капиталы, так и нести угрозу безопасности и стабильности не только национальной, но и мировой финансовой системы. И наконец, факторы экономической глобализации, наиболее ярко проявившиеся в глобализации финансовых рынков, диктуют необходимость внимательного отношения к становлению глобального регулятивного пространства, а значит, и к вопросам гармонизации финансового регулирования и на национальном, и на мировом уровнях.

Рассмотренные аспекты доказывают необходимость изучения причин и направлений трансформации системы государственного регулирования финансового рынка и подтверждают актуальность исследования, имеющего следующую логическую структуру.

В первой главе «Концептуальные основы регулирования финансового рынка» рассмотрены сущность и структура финансового рынка, обоснована необходимость его регулирования, показано содержание системы регулирования, определены типы институциональных структур регулирования финансового рынка, выделены и обоснованы индикаторы, оценивающие степень готовности национального финансового рынка к интеграции органов регулирования и сближению норм и правил регулирования.

Анализ научной литературы показал отсутствие единства взглядов по таким концептуальным вопросам, как сущность и структура финансового рынка. Существующие определения понятия «финансовый рынок» отражают либо его структуру, либо его функции, определяя его то как совокупность отношений и/или институтов, то как отдельный рыночный институт, то как некий механизм аккумуляции и распределения денежных средств. Учитывая объективную сложность формулирования понятия «финансовый рынок», связанную с многозначностью самого понятия «рынок», и не претендуя на совершенство, мы определяем финансовый рынок как систему экономических отношений, в которой осуществляются аккумуляция и распределение денежных средств между участниками воспроизводственных отношений в соответствии с объективными рыночными законами и под воздействием методов и инструментов регулирования со стороны органов государственной власти и саморегулируемых организаций.

Структура финансового рынка многообразна и зависит от выбранных критериев классификации. В соответствии с формой финансовых инструментов, обращающихся на рынке, выделяется множество сегментов финансового рынка. С учетом приведенного выше определения понятия «финансовый рынок» считаем, что рынки различных финансовых инструментов являются именно сегментами одного финансового рынка (а не отдельными самостоятельными рынками, как указывается иногда в литературе), поскольку все они реализуют одну важную функциюаккумуляция и распределение денежных средств, но разными способами. Таким образом, можно говорить о функциональном единстве финансового рынка.

Происходящие процессы финансовой глобализации, выдвинувшие на роль лидеров транснациональные компании и транснациональные банки и изменившие роль государства в регулировании экономики, обусловили потребность в разработке новых подходов к регулированию экономических процессов и в том числе, процессов, протекающих на финансовом рынке.

Приведенные в диссертационной работе теоретические подходы, объясняющие необходимость государственного регулирования финансового рынка, позволили говорить о важном значении государственного регулирования, целями которого являются: системная стабильность, безопасность и устойчивость финансовых институтов, защита инвесторов, поддержание доверия к финансовой системе и обеспечение единства финансового рынка.

Особым элементом системы государственного регулирования финансового рынка, наиболее подверженным глобализационным воздействиям, является институциональная структура регулирования финансового рынка. Опираясь на распространенное в отечественных и зарубежных кругах понимание института не только как совокупности формальных и неформальных рамок (норм, правил), структурирующих взаимодействие индивидов в различных сферах1, но и как совокупности организаций, которые генерируют, модернизируют, распространяют эти нормы и правила, а также выполняют функции по принуждению к их выполнению определим институциональную структуру регулирования финансового рынка как состав и структуру регуляторов (норм, правил и организаций), осуществляющих регулирование и надзор за финансовыми.

1 Norton D. Institutions//Journal of Economic Perspectives. 1991. Vol.5. № 1. институтами и рынками.

В зарубежной литературе классификация институциональных структур регулирования национального финансового рынка происходит по критерию «количество органов государственной власти, осуществляющих регулирование на различных сегментах финансового рынка». В соответствии с этим критерием выделяют:

1) модель MFA (multiple financial agencies), или фрагментированная модель, — институциональная структура регулирования, в которой присутствует множество органов регулирования, отвечающих за разные сегменты финансового рынка: рынок ценных бумаг, страховой, кредитный рынок и др.;

2) модель SFA (single financial agency), или интегрированная модель, -так называемые интегрированные финансовые агентства, то есть те институциональные структуры, в которых орган регулирования отвечает как за весь финансовый рынок, так и за два или более его сегмента.

Анализ институциональных структур финансового регулирования в зарубежных странах показывает условность такой классификации и необходимость типологизации институциональных структур регулирования по степени их интеграции. В работе проведена классификация по комплексу двух критериев: 1) количество органов регулирования- 2) полномочия органов регулирования, прежде всего в области пруденциального регулирования и защиты инвесторов. Нами были выделены следующие типы институциональных структур в рамках модели SFA: 1) интегрированный тип (органы регулирования наблюдают за двумя и более сегментами финансового рынка, осуществление пруденциального регулирования и защиты инвесторов может быть совмещено или разделено на разных сегментах рынка) — 2) Twin Peaks (пруденциальное регулирование и защита инвесторов осуществляются двумя разными органами, в сферу действия каждого попадает весь финансовый рынок) — 3) мегарегулятор (один орган осуществляет деятельность во всех областях регулирования на всем финансовом рынке).

Исследование развития институциональных структур регулирования в странах мира показывает коренные изменения, главным направлением которых выступает переход к более интегрированным типам институциональной структуры, эволюционным завершением которых выступает мегарегулятор.

Несмотря на значительное увеличение числа стран, осуществивших интеграцию органов регулирования финансового рынка, необходимость подобной интеграции вызывает множество споров и дискуссий. Исходя из того, что система регулирования должна отражать потребности финансового рынка, в работе определены характеристики финансового рынка, свидетельствующие о необходимости создания интегрированных органов регулирования и надзора, а именно: распространенность финансовых конгломератов и уровень развития нетрадиционного банковского посредничества. В соответствии с этими характеристиками мы выделяем такие индикаторы степени готовности к интеграции, как индикатор нетрадиционного банковского посредничества и индикатор финансовой конгломератизации.

Вторая глава диссертационной работы «Влияние развития финансового рынка России на трансформацию институциональной структуры его регулирования» посвящена анализу развития российской системы регулирования финансового рынка.

Становление российского финансового рынка проходило в несколько этапов, каждому из которых соответствовало определенное состояние системы регулирования финансового рынка. Анализ развития российского финансового рынка и системы его регулирования позволяет сделать вывод о том, что в настоящее время становление системы регулирования финансового рынка в России завершено. Следующим этапом развития системы государственного регулирования становится трансформация институциональной структуры регулирования, направленная на создание интегрированного органа регулирования и надзора, на сближение регулятивных норм и правил, действующих в различных сегментах финансового рынка, на выработку единого, комплексного подхода к регулированию финансового рынка в целом.

В работе определена степень готовности финансового рынка России к интеграции органов регулирования и сближению норм и правил регулирования по двум аспектам.

Первое. Оценена степень разрыва по показателям развития между финансовым рынком России и финансовыми рынками США и Великобритании за период 2000 — 2004 гг. Принимая финансовые рынки США и Великобритании как некоторые эталоны, в полной мере выражающие крайние типы институциональных структур регулирования (соответственно, модель MFA и тип «мегарегулятор), определено, какой системе регулирования адекватен российский финансовый рынок. По двум из четырех показателей (величина банковских активов на 1 млрд среднедушевых денежных доходов населения, уровень банковской конкуренции) меньше разрыв между финансовыми рынками России и США, а по двум показателям (доля кредитных операций в банковских активах, р/е ratio) близки показатели финансовых рынков России и Великобритании. Фактически это отражает готовность России отойти от системы регулирования со множеством специализированных органов регулирования, но ее неготовность перейти к полному мегарегулированию.

Второе. Оценены выделенные автором индикаторы развития финансового рынка, а именно индикатор нетрадиционного банковского посредничества и индикатор финансовой конгломератизации.

Значение российского индекса нетрадиционного банковского посредничества сопоставимо с аналогичными во Франции и Германии. За исключением 2004 г., в 2003 — 2006 гг. значение индекса находится на уровне 0,26. Это свидетельствует о существующем продвижении российских банков в новые области финансового посредничества путем перехода к видам деятельности, обеспечивающим комиссионный доход, и установления финансовых связей с другими финансовыми учреждениями, т. е. показывает существование интеграционных процессов на российском финансовом рынке, инициатором которых выступает банковский сектор.

Проведенный анализ индикатора финансовой конгломератизации свидетельствует о существовании на российском финансовом рынке финансовых конгломератов, хотя степень их распространенности ниже мировой, что можно считать естественным в силу протекающих на мировом финансовом рынке процессов транснационализации.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Федеральный закон от 5 марта 1999 г. № 46-ФЗ (в ред. от 27.07.2006 № 138-Ф3, с изм. от 19.12.2006 № 238-Ф3). О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг//Российская газета. 22.12.2006
  2. Федеральный закон от 26 июля 2006 г. № 135-Ф3. О защите конкуренции //Российская газета. 27.07.2006
  3. Указ Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 (в ред. от 23.12.2005 № 1522, с изм. от 27.03.2006 № 261). О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти//Российская газета. 12.03.2004
  4. Указ Президента РФ от 16 июля 1997 г. № 730 (в ред. от 25.11.2003 № 1389). О Государственной комиссии по защите прав инвесторов на финансовом и фондовом рынках России//Российская газета. 26.07.1997
  5. Указ Президента РФ от 21 марта 1996 г. № 408 (в ред. от 16.10.2000 № 1756). Комплексная программа мер по обеспечению прав вкладчиков и акционеров//Российская газета. 18.10.2000
  6. Постановление Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 317 (в ред. от 14.12.2006 № 767). Положение о Федеральной службе по финансовым рынкам//Собрание законодательства РФ. 25.12.2006. № 52 (3 ч.)
  7. Постановление Правительства РФ от 7 апреля 2004 г. № 185 (в ред. от 30.11.2005 № 704). Вопросы Министерства финансов РФ//Российская газета. 13.04.2004
  8. Постановление Правительства РФ от 7 апреля 2004 г. № 189 (в ред. от 29.05.2006 № 335). Вопросы Федеральной антимонопольной службы//Российская газета. 13.04.2004.
  9. Постановление Правительства РФ от 9 апреля 2004 г. № 206 (в ред. от 29.05.2006 № 335). Вопросы Федеральной службы по финансовым рынкам//Российская газета. 13.04.2004.
  10. Постановление Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 330. Положение о Федеральной службе страхового надзора//Российская газета. 13.07.2004. № 148.
  11. Инструкция ЦБ РФ от 16 января 2004 г. № 110-И (в ред. от 20.03.2006 № 1672-У). Об обязательных нормативах банков// Вестник Банка России. № 11. 11.02.2004
  12. Приказ ФСФР от 16 марта 2005 г. № 05−3/пз-н (в ред. от 27.06.2006 № 06−70/пз-н). Об утверждении порядка лицензирования видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг//Российская газета. 12.08.2006
  13. Стратегия развития финансового рынка Российской Федерации на 2006−2008 годы (утв.распоряжением Правительства РФ от 1 июня 2006 г. № 793-p)//www.fcsm.ru
  14. Стратегия развития банковского сектора Российской Федерации до 2008 rofla//www.cbr.ru
  15. Аналитическая записка по результатам исследования «Перспективы возрождения и развития российского рынка капитала"//Сас!о§ ап Financial. 1999.
  16. .И. Защита инвесторов в США и Kaнaдe//www.iskran.ru/russ/works99/alexin.html
  17. Е.Н. Институциональное развитие российского фондового рынка в условиях финансовой глобализации: Монография. -Ростов-н/Д., РГЭУ «РИНХ», 2006.
  18. С. Финансовое развитие обеспечивает рост ВВП // Экономика России: XXI век. 2004. № 14//www.ruseconomy.ru/nomer 14 200 401 /ec04.html
  19. С.В. Финансовые инструменты как важнейшее условие регулирования хозяйственной деятельности в рыночной экономике//Финансы и кредит. 2005. № 5.
  20. Большой экономический словарь/Под ред. А. Н. Азрилияна. М.: Институт новой экономики, 2002.
  21. А.Г. Центральный банк в банковской системе России. М.: Спарк, 2001.
  22. Д. Теория государственных финансов. Под общей ред. A.JI. Кудрина, В. Д. Дзгоева. Пер с нем. Владикавказ: «Пионер-Пресс», 2002.
  23. С.В. Методологические подходы к процессу регулирования финансового рынка//Проблемы федеральной и региональной экономики. Ученые записки. Выпуск 7. РГЭУ «РИНХ», Ростов-н/Д., 2004.
  24. С.А. Статистика финансов.- М.: Финансы и статистика, 2004.
  25. Дж. Конституция экономической • политики- Расчет согласия- Границы свободы / Дж. Бьюкенен- Редкол.: P.M. Нуреев (гл. ред.) и др.- М.: Таурус Альфа, 1997.
  26. Н.И. Формирование финансового рынка в Российской Федерации и роль банков в его развитии // Дисс. на соиск. уч. степ. д. э. н. 08.00.10 СПб.: Санкт-Петербургский университет экономики и финансов, 1999.
  27. Д.А. Мировой опыт создания мегарегуляторов финансовых рынков и возможность его применения в России//Дайджест-Финансы.2005. № 4.
  28. Г. С., Вечканова Г. Р. Современная экономическая энциклопедия. СПб.: Изд-во «Лань», 2002.
  29. Н.Г. Влияние финансовой глобализации на трансформацию финансовой системы России // Дисс. на соиск. уч. степ, д.э.н. 08.00.10 Ростов-н/Д., 2006.
  30. Н. Проблемы эволюции финансового рынка//Экономист. 2003. № 8.
  31. И.В., Комов А. В., Сизов Ю. С., Чижов С. Д. Фондовые рынки США и России: становление и регулирование. М.: ОАО «Издательство «Экономика», 1998.
  32. И.Г. Финансовый рынок как превращенная форма экономических отношений // www.library.omsu.ru/FT/vestn.eco/2003/3/068−074.pdf
  33. Е.Т. Факторы развития российской финансовой системы // www.eeg.ru/Downloads/Publications/Scientific/factors.pdf
  34. И.Г. Новые явления и тенденции в экономике и на финансовом рынке западных стран//Деньги и кредит. 2003. № 9.
  35. П. Саморегулирование: простое и сложное//Рынок ценных бумаг. 2004. № 7.
  36. А.В. Пруденциальное регулирование и контроль//Банковское дело. 2001. № 2.
  37. Зарубежный опыт программы защиты HHBecTopoB//www.nlu.ru/library/bookshelf/whatisci/64/index.php
  38. Н.А. Регулирование рынка ценных бумаг в Российской Федерации // Дисс. на соиск. уч.степ. к.э.н.08.00.10. Иркутск, 2004.
  39. Л. Глобальная финансовая система в поисках регулирующих механизмов // Российский экономический журнал. 2001. № 5−6.
  40. Л. Проблемы регулирования глобальных экономических процессов/Мировая экономика и международные отношения. 2002. № 7.
  41. Е. Контроль и надзор на финансовом рынке//Рынок ценных бумаг. 2005. № 10.
  42. Е. Вопросы регулирования рынка ценных бумаг//Рынок ценных бумаг. 2004. № 13.
  43. .И. Регулирование финансовых рынков в системе актуальных реформ в сфере государственного управления//Финансы. 2003. № 12.
  44. B.C., Кочмола К. В., Вовченко Н. Г. Глобализация и административная реформа в России: перспективы создания интегрированной системы надзора и регулирования финансовых институтов//Финансы и кредит. 2005. № 16.
  45. B.C., Седенко В. И., Димитриади Н. А. Путеводитель по российскому фондовому рынку: Уч. пособие/РГЭУ «РИНХ».- Ростов-н/Д., 2005.
  46. И.А. Финансовый рынок в воспроизводственной структуре экономики России//Автореферат дисс. на соиск. уч. степ, к.э.н. 08.00.10 -Саратов, 2005.
  47. А. Кто соберет паззл?//Эксперт. 2005. № 33.
  48. Интервью с руководителем ФСФР России О. В. Вьюгиным. К созданию мегарегулятора в России надо идти последовательно // Вестник НАУФОР. 2005. № 10.
  49. Е.И. Глобализация и мегарегиональная интеграция как объективные тенденции хозяйственной эволюции//Финансы и кредит. 2005. № 11.
  50. Информационно-аналитический бюллетень Банка России «Россия: экономическое и финансовое положение». Июль 2005 //www.cbr.ru
  51. Д., Петерсон P.JL, Блэкуэлл Д. У. Финансовые институты, рынки и деньги.- СПб.: Питер, 2000.
  52. В.В. Введение в финансовый менеджмент. М.: Финансы и статистика, 2004.
  53. Концептуальные основы развития рынка ценных бумаг в PoccHn//www.nfa.ru
  54. В.М. Ссудный рынок России. М.: Экзамен, 2001.
  55. И. О направлениях развития российского финансового рынка//Мировая экономика и международные отношения. 2004. № 3.
  56. М.А. Проблемы совершенствования пруденциального банковского надзора в России//Банковское дело. 2004. № 3.
  57. К.В., Вовченко Н. Г., Толстик В. Д. Влияние глобализации на развитие системы надзора за страховыми и банковскими организациями // Страховое дело. 2003. — № 3.
  58. JI.P. Вопросы развития рынка банковских услуг // Финансы и кредит. 2004. — № 12.
  59. П.М. Совершенствование механизма регулирования финансового рынка // Финансы и кредит. 2005. — № 36.
  60. Л.И. Перспективы создания единого регулятора финансового рынка // Деньги и кредит. 2005. — № 10.
  61. Н.Н. Совершенствование институционального механизма России в условиях глобализации мировой экономики // Финансы и кредит. -2005.-№ 11.
  62. Н., Петрова О. Три приоритета новой службы. Интервью с руководителем ФСФР О. В. Вьюгиным // Национальный банковский журнал. 2005. — № 2 (15).
  63. Лысихин И. Who is мегарегулятор? // Рынок ценных бумаг. 2007. -№ 5.
  64. Ю.И. Банки и финансовый рынок. СПб., 1995.
  65. Р., Шеховцев М. Финансовые конгломераты: причины возникновения, достоинства и недостатки // www.investorov.net/theory/11 .html
  66. Р.Х. Государственное регулирование в финансовой сфере: каким ему быть? // Деньги и кредит. 2004. — № 5.
  67. С.В. Европейский фондовый рынок. М.: Экзамен, 2002.
  68. Международные стандарты финансовой отчетности. М.: Аскери, 1998.
  69. Международные валютно-кредитные и финансовые отношения / Под ред. Л. Н. Красавиной. -М.: Финансы и статистика, 2001.
  70. Я. Мегарегулятор // Рынок ценных бумаг. 2000. — № 14.
  71. Мировая экономика: глобальные тенденции за 100 лет / Под ред. И. С. Королева. -М.: Юристъ, 2003.
  72. Д.М. Мировой финансовый рынок: тенденции и инструменты. -М.: Экзамен, 2000.
  73. А. Банковский надзор и финансовая стабильность. Россия в контексте общемировых стандартов // Банковское дело в Москве. 2005. -№ 9.
  74. Обзор банковского сектора РФ. № 51 январь 2007 г. // www.cbr.ru
  75. И. Глобализация и государство: новое в регулировании экономики развитых стран // Мировая экономика и международные отношения. 2002. -№ 11.
  76. Основы государственного регулирования финансового рынка. Зарубежный опыт / А. Рот, А. Захаров, Я. Миркин, Р. Бернард, П. Баренбойм, Б. Борн. М.: Юридический дом «Юстицинформ», 2002.
  77. Отечественные власти вплотную подошли к реализации идеи мегарегулятора финансового рынка // www.nfa.ru
  78. Отчет о развитии банковского сектора и банковского надзора в 2005 г. // www.cbr.ru
  79. М.И. Правовое регулирование рынка ценных бумаг. СПб.: Питер, 2005.
  80. В. Российский финансовый рынок: оценки и прогнозы // Общество и экономика. 2004. — № 10.
  81. Н.А. Государственное регулирование фондового рынка: Дисс. .к.э.н. 08.00.10. -Казань, 2004.
  82. Г. Н. Государственное регулирование фондового рынка и пути его совершенствования: Дисс. к.э.н. 08.00.10. -М., 2005.
  83. Правительственный доклад «О мерах по развитию финансовых рынков в Российской Федерации». 11 ноября 2003 г.// www.government.ru
  84. С.А. Реформирование системы банковского регулирования и надзора в России: Автореф. дисс. к.э.н. 08.00.10. М., 2005.
  85. Пять вариантов, как обезопасить банковскую систему // Национальный банковский журнал. 2004. — № 22 // www.nbj.ru
  86. .А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б. Современный экономический словарь. М.: ИНФРА-М, 1996.
  87. Реформа банковского сектора в Российской Федерации. Аналитическая записка Всемирного банка 28.02.2005 // www.worldbank.org.ru/ECA/Russia.nsf
  88. О.А. Роль государственного регулирования на финансовом рынке России // Дисс. к.э.н. 08.00.10. -М., 2000.
  89. А.В. Государственное регулирование страховой деятельности в США // Финансы. 2005. — № 6.
  90. А.В. Мегарегулятор и страховой рынок России // Финансы. 2005. -№ 11.
  91. Россия в цифрах 2005 // www.gks.ru
  92. .Б. Мировые рынки ценных бумаг. М.: Экзамен, 2002.
  93. .Б. Тенденции развития мировых фондовых рынков/ Мировой фондовый рынок и интересы России: монография / Отв.ред. Смыслов Д. В. М.: ИМЭМО РАН, 2003.
  94. К.В. Финансы внешнеэкономической деятельности. Минск: Выш.шк., 2004.
  95. Рынок ценных бумаг/Под ред. Золотарева B.C.-Ростов н/Д: РГЭА, 1999.
  96. Т.П. Проблемы регулирования финансовых рынков // Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. 2002. — № 18(174).
  97. Совершенствование надзора на финансовом рынке России: европейский опыт и российские реалии // Финансы и кредит. 2007. -№ 11.
  98. Современный рынок капиталов / Под ред. Г. П. Солюса. М.: Финансы, 1977.
  99. Современный словарь иностранных слов. М.: Рус.яз., 2000.
  100. Д. Новое в законодательстве США. Закон о реформировании компаний // Рынок ценных бумаг. 2003. -№ 1.
  101. Дж. О глобализации. М.: ЗАО «Издательство Рудомино», 2002.
  102. Статистика финансов / Под ред. М. Г. Назарова. М.: Изд-во Омега-Л, 2005.
  103. Статистика финансов / Под ред. Салина В. Н. М.: Финансы и статистика, 2000.
  104. А.И. Российский финансовый рынок // Финансы. 2004. -№ 2.
  105. А.В. Банковская система и рынок ценных бумаг проблемы развития и взаимодействия // Финансы и кредит. — 2004. -№ 19.
  106. А.В. О мегарегулировании финансовых рынков// Государственная служба. 2005. — № 2.
  107. А.А. Международный финансовый рынок: Уч. пособие. М.: КНОРУС, 2004.
  108. A.M., Акимов О. М. Нужен ли независимый орган для надзора за банковским сектором? // Банковское дело. 2004. — № 8.
  109. Е.Е. Социально-экономическая сущность рынка, механизм его функционирования и развития // Финансы и кредит. 2004. — № 9.
  110. И.А. Денежное обращение и кредит при капитализме. -М.: Изд-во АН СССР, 1962.
  111. Н.Г. Влияние глобализации мировой экономики на взаимодействие финансовых рынков: Автореф. дисс.. к.э.н. 08.00.14. -Саратов, 2005.
  112. А. Независимость центрального банка как немонетарный фактор инфляции // Банковский вестник. 2002. — № 10.
  113. Ю.С. Стратегия развития государственного финансового регулирования банковского сектора РФ и пути ее реализации: Автореф. дисс. к.э.н. 08.00.10. М., 2004.
  114. Финансово-кредитный энциклопедический словарь / Под общ. ред. д.э.н., проф. А. Г. Грязновой. -М.: Финансы и статистика, 2002.
  115. Финансовый рынок и промышленное развитие: Монография / Под ред. проф. В. Ю. Наливайского. Ростов н/Д: РГЭУ «РИНХ», 2004.
  116. Финансовый надзор за банками в ФРГ // Банковское дело. 2005. -№ 5
  117. Финансы / Под ред. Ковалева В. В. М., 2001.
  118. Финансы / Под ред. В. М. Родионовой. М.: Финансы и статистика, 1995.
  119. Финансы и кредит / Под ред. проф. М. В. Романовского, проф. Г. Н. Белоглазовой. М.: Высшее образование, 2005.
  120. .В. Финансовый рынок России как механизм привлечения инвестиций // Финансы. 2005. — № 1.
  121. Что ждет рынок при мегарегуляторе? Интервью с членом правления ГИФА В. Петровым // Рынок ценных бумаг. 2004. № 7.
  122. Чтобы сохраниться в глобализации. Интервью с первым зампредом ЦБ РФ Т. Парамоновой // Эксперт. 2005. — № 9.
  123. В. Всевидящее око // Банковское обозрение. 2004. — № 3.
  124. В.Н. Международный рынок ссудных капиталов. М.: Финансы и статистика, 1985.
  125. Экономика / Под ред. А. С. Булатова. -М.: БЕК, 1994.
  126. С.А. Банкассюран и секьюритизация как проявление финансовой глобализации // Банковское дело. 2006. — № 9.
  127. Эксперт-200 крупнейших банков России по величине активов // Эксперт. 2005. — № 36 (482).
  128. Эксперт-200 крупнейших банков России по величине активов // Эксперт. 2006. — № 34 (528).
  129. М.Г. Проблемы регулирования регионального рынка ценных бумаг в России // Финансы и кредит. 2005. — № 10.
  130. About FS, А // www.fsa.gov.uk
  131. Anglosphere: Regulatory Arbitrage. By James С. Bennett. Washington, 2002 // www.upi.com/view.cfm
  132. Annual Abstract of Statistics. 2005 Edition. #141 // www.statistics.gov.uk/downloads/theme compendia/Aa2005/AnnualAbstract 2 005.pdf
  133. Assets and Liabilities of commercial banks in the USA. Federal Reserve Board // www.fedreserve.gov/releases/h8/data.htm
  134. Briault C. A single regulator for the UK financial service industry. Financial stability review. November 1998 // www.fsa.gov.uk
  135. Briault C. The Rationale for a single national financial services regulator. FSA Occasional Paper. May 1999 // www.fsa.gov.uk
  136. Carmichael J. Australia’s Approach to Regulatory Reform. Paper given at World bank Regulation Conference, December, 2003.
  137. Cihak M. and Podriera R. International Experience with Integrated financial Sector Supervision. IMF Working Paper WP/06/57, March 2006 // www.imf.org
  138. Ethiopis Tafara. Remarks before the World Economic Forum Industry Agenda Meeting Regarding Finance. New York, 21.09.2004 // www.sec.gov/news/speech/spch092104et.htm
  139. Fabozzi F.J., Modigliani F., Ferri M.G. Foundations of Financial Markets and Institutions. Engl. Cliffs: Prentice-Hall, 1994.
  140. Financial Sector Regulation: Issues and Gaps Background paper. Prepared by Staff of the Monetary and Financial System Department. Approved by Stefan Ingves. 2004. August // www.imf.org
  141. Financial Services and Markets Act 2000 // www.opsi.gov.uk
  142. Freytag A. and D. Masciandro. Financial Supervision Unification and Central Bank Fragmentation Effect. Oudemi del Dipatimento di Scienze Economiche deH’Universitadi Lecce- Colanna di Economia, 74/35,2005
  143. General Statistics on the European Financial Sector as at 31.12.2004, 31.12.2003, 31.12.2002, 31.12.2001, 31.12.2000 European Banking Federation //www.fbe.be/DocShareNoFrame/Common/Getfile.asp
  144. Gianni di Nicolo, Philip Bartholomew, Jahanara Zaman and Mary Zephirin. Bank consolidation, Internalization and conglomeration: Trends and Implications for financial risk. IMF Working Paper 03/158, 2003.
  145. Giorgio Di Giorgio, Carmine Di Noia and Laura Piatti. Financial market Regulation: The case of Italy and a Proposal for the Euro Area. The Working Paper. The Wharton School. University of Pennsylvania. June 2000
  146. Heremans D. Regulation of Banking and Financial Markets // http://www.kuleuven.ac.be
  147. Insurance Information Institute «World life and non-life insurance in 2000» // www.iii.org
  148. International Insurance Factbook 2006−07 // www.internationalinsurance.org
  149. Jordan C., Majnoni G. Financial Regulatory Harmonization and the Globalization of Finance. Policy Research Working Paper 2919. The World bank, 2002 // www.worldbank.org
  150. Kane E.J. Ethical foundations of financial regulation. NBER Working Paper № 6020. April 1997 // www.nber.org
  151. Kenneth Kaoma Mwenda. Legal Aspects of Financial Services Regulation and the Concept of a Unified Regulator. The World Bank.2006 // www.worldbank.org
  152. Levine Ross «Foreign Banks, Financial Development and Economic Growth» in Claude Barfield ed., International Financial Markets, Washington D.C., AEI Press, 1996.
  153. Liberalizing capital movements. IMF Paper. December 1999 // www.imf.org
  154. Llewellyn D.T. Institutional structure of financial regulation: the basic issues. Paper presented al World Bank seminar 4−5 December 2003 «Aligning supervisory structure with country needs"// www.worldbank.org
  155. Martinez Jose de Luna, Thomas A. Rose. International Survey of Integrated Financial Sector Supervision. Policy Research Working Paper 3096 // www.worldbank.org
  156. Masciandaro D. and A. Porta. Single authority in Financial Markets Supervision: Lessons for EU Enlargement. Paolo Baffi Center for Monetary and Financial Economics. 2003 // www.imf.org
  157. Mayer C. Regulatory Principles and the Financial Services and Markets Act. Said Business School, University of Oxford, 2001 // www. ideas.org/p/sbs/wpsefe/2001 fe09. html
  158. New Architectures in the Regulation and Supervision of Financial markets and Institutions: The Netherlands. DNB Working Paper. December 2004 // www.dnb.nl/dnb/bin/doc/Working paper 2021−2004
  159. News Release: Personal Income and Outlays. Bureau of Economic Analysis (USA). May 2006, may 2004, november 2002 // www.bea.gov
  160. Norton D. Institutions // Journal of Economic Perspectives. 1991. Vol.5. #1.
  161. Regulation in an Era of Change. Remarks of Brooksley Born, Chairperson Commodity Futures Trading Commission. 4-th International Derivatives Conference. London, 1997.
  162. Regulatory and Supervisory Independence and Financial Stability. Working paper IMF WP/02/46, march 2002 // www.imf.org
  163. Risk Management practices and Regulatory Capital. Cross-sectoral Comparison. The Joint forum. November 2001 // www.bis.org
  164. Russian Federation: Statistical Appendix. IMF country report. 2005. #05/378 // www.imf.org/external/pubs/ft/scr/2005/rus/cr05378.pdf
  165. Schooner H.M. Functional Regulation: The Securitization of Banking Law, Newark M.J., 2002.
  166. Statistics on payment and settlement systems in selected countries. Figures for 2004. March 2006 #74 // www.bis.org
  167. Taylor M. Twin Peaks: A regulatory Structure for the New Century. London, Center for Study of financial innovation, 1995.
  168. The end of Market Failure. By Richard O. Zerbe Jr. and Howard McCurdy//Regulation. Volume 23, #2 // www.cato.org/pubs/regulation
  169. The future of Financial Regulation: Structural Reform or Status Quo? Submitted by: Camden R.Fine. Midwest Bankers Bancorporation. Jefferson Sity, 2003 // www.fdic.gov
  170. The institutional framework for financial market policy in the USA seen from an EU perspective. By Reinhard Petschnigg. Occasional paper series #35/September 2005. European central bank // www.ecb.int
  171. Turkington S. Financial Service Regulation the Reform of the English System. Libera Universita Internazionale degli Studi Sociali, 2004 // www.archivioceradi.luiss.it/documenti/archiviocersdi/impresa^anca/sarah regu lation UK. pdf
  172. Vickers J. The Hedgehog and the Fox in Economic Policy Oxford Business Alumni Lecture. June 2000 // www.oft.gov.uk
  173. Vitols S. Financial Regulation in the United States and Germany: from national Autarky to International Coordination? AIGS Policy Report 19. The Johns Hopkins University, 2005.
  174. World Exchanges Federation. Statistics 2000−2005 // www. world-exchanges.org
Заполнить форму текущей работой