Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Психологические условия активизации музыкального восприятия взрослых

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

За пределами данного исследования лежит построение общепсихологической теории онтогенеза музыкального восприятия. Но выстраивание теоретических позиций для решения всех вышеуказанных проблем без общепсихологического подхода не представляется возможным. Именно вследствие этого общетеоретической основой, общеметодологической позицией для работы может служить культурноисторическая теория JI. C… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Музыкальное восприятие как частныйучай перцептивной функции человека
    • 1. 1. Общетеоретичие подходы к проблеме вриятия
    • 1. 2. Общетеоретические подходы к пониманиюецифики музыкального восприятия как частногоучая перцептивной высшей психической функции
    • 1. 3. Общепсихологические подходы к проблеме развития перцептивной функции в онтогенезе на материале музыкального восприятия
  • Глава 2. Психологическое обоснование методов и приёмов активизации музыкального восприятия
    • 2. 1. Теоретичий анализ различныхстем мового музыкального витания в контее активизации музыкального вриятия
    • 2. 2. хологичий анализ методов и приёмов активизации музыкального вриятия, ованных нанезии
      • 2. 2. 1. хологичий анализ приёма опорногогнала в екте активизации музыкального вриятия
      • 2. 2. 2. хологичий анализ метода пличого интонирования в екте активизации музыкального вриятия
      • 2. 2. 3. хологичий анализ приёма ульптурного моделирования" в екте активизации музыкального вриятия
      • 2. 2. 4. хологичий анализ приёма кругового пма С. Френе в екте активизации музыкального вриятия
      • 2. 2. 5. хологичий анализ приёма «образной вербализации» в екте активизации музыкального вриятия
    • 2. 3. Фактор индивидуально — психологических свойств юношеского периода при организации музыкально — педагогического процесса
  • Глава 3. Изучение хологичих овий активизации музыкального вриятия (анализ и интерпретация результатов эериментального ледования)
    • 3. 1. Цели и организация ледования
    • 3. 2. Опние формирующего эеримента
    • 3. 3. Уровень мотивации на вриятиеожных музыкальных теов академичих жанров композиторов 20 века взрымиеднатичимиушателями
    • 3. 4. Динамика ценнного отношения квременной музыке академичих жанров взрогоеднатичогоушателя
    • 3. 5. ледование уровня эмоциональной избирательни взрогоеднатичогоушателя как параметра изменений веребъектни в проце музыкального вриятия
    • 3. 6. ледование динамики уровня притязаний взрогоеднатичогоушателя в проце музыкального вриятия
    • 3. 7. ледование динамики уровня конформизма в проце музыкального вриятия взрогоеднатичогоушателя
    • 3. 8. Исследование динамики продуктивности процесса музыкального восприятия взрослогоеднестатистическогоушателя

Психологические условия активизации музыкального восприятия взрослых (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Феномен музыкального восприятия является одним из центральных вопросов не только собственно музыкознания, но и музыкальной психологии, музыкальной педагогики. Тем не менее, проблемы, возникающие на практике в связи с данным явлением, проявляют себя чрезвычайно остро уже не одно десятилетие. Говоря о восприятии музыки академических жанров среднестатистическим слушателем-любителем (без профессиональной музыкальной подготовки) юношеского возраста (а именно к этому контингенту обращено данное исследование), музыкальная педагогика зачастую сталкивается с отсутствием понимания этого пласта культуры, его неприятием. Огромная разница между механизмами акта музыкальной перцепции профессионала и слушателя-любителя, «знатока» и «дилетанта» отмечалась неоднократно: «Знаток оказывается больше всего заинтересованным тем, чтобы сравнить услышанное с правилами и законами, ему хорошо известными. Простым любителем тотчас овладевает желание наполнить эти звуковые явления, которые кажутся ему пустыми, найти внутренние точки опоры для развития, вообще найти более частные представления» [48, с. 85].

Еще более проблематичным для реципиента оказывается тот огромный блок музыки, который принято называть «современной классической», т. е. произведения, написанные во второй половине XX века. У среднестатистического слушателя-любителя практически отсутствует опыт восприятия последних. Единичное, спонтанное знакомство с такого рода искусством зачастую вызывает у слушателя устойчивый когнитивный диссонанс, т.к. его «ухо» не находит для себя никаких слуховых зацепок, клише, привычных нормативов, облегчающих процесс понимания и приятия данного пласта культуры.

Несмотря на многочисленные исследования, посвященные данной проблеме, ситуация, складывающаяся в области массового музыкального образования, на протяжении нескольких десятилетий не изменяется к лучшему. На наш взгляд, имеется несколько причин подобного «затяжного кризиса», которые скрываются в различных областях знаний. Мэри Серафайн, автор многочисленных работ о восприятии и понимании музыки, отмечая несомненное влияние рефлексивных практик на музыкальную педагогику, задаётся вопросом о том, почему же психологические исследования оказали исчезающе малое влияние. Причина этого, по её мнению, в том, что психологи изучают, и очень подробно, «результаты рефлексии» — восприятие аккордов и отдельных звуков, но не восприятие музыки как таковой [131] .

Рассматривая музыкальное восприятие как акт художественного творчества, считаем необходимым отметить недостаточную разработанность проблемы художественного восприятия в целом и его генезиса на фоне признания значительной роли воспринимающего субъекта в данном процессе.

Конечно, указанные проблемы не могут не волновать исследователей различных областей знаний. Более подробно пути и способы решения первых будут проанализированы в дальнейшем. Тем не менее, на сегодняшний день не существует убедительной концепции развития музыкального восприятия у среднестатистического слушателя. Для большей ясности приведем конкретный пример, остановившись на двух наиболее распространенных источниках, предлагающих свою логику выстраивания механизма музыкального восприятия, — концепциях JI.M. Кадцина [51] и В. И. Петрушина [83]. Первый автор разграничивает два типа музыкальных произведений — программные и непрограммные. Но и в первом, и во втором случаях начальным этапом в формировании слушательских представлений является опора на когнитивный, интеллектуальный опыт реципиента. Логические цепочки, которые предлагаются автором при формировании механизма восприятия, следующие:

1) для непрограммной музыкиинтеллектуальные представления I эмоциональные представления I ассоциативные представления.

2) для программной музыкиинтеллектуальные представления 4 ассоциативные представления i эмоциональные представления [51, с. 9].

Обратимся ко второму чрезвычайно распространенному изданию, вышедшему в 90-е годы XX века — «Музыкальной психологии» В. И. Петрушина. Автор, выстраивая порядок постижения музыкального произведения в процессе его восприятия, предлагает следующий алгоритм:

1) выявление главного настроения,.

2) определение средств музыкальной выразительности,.

3) рассмотрение особенностей развития художественного образа,.

4) выявление главной идеи произведения,.

5) понимание позиции автора,.

6) нахождение в произведении собственного личностного смысла [83, с. 29] .

Нетрудно заметить, что данный алгоритм также предполагает наличие в сознании реципиента некоего когнитивного багажа, ведь для вычленения из музыкальной ткани средств выразительности (вторая позиция) требуется опыт их узнавания и прочитывания. У среднестатистического слушателя гарантировать наличие такого опыта мы не можем. Средства музыкальной выразительности, предлагаемые современными авторами, характеризуются высочайшей степенью индивидуализации, разнообразием и разнохарактерностью.

Таким образом, выход из данной тупиковой ситуации представляется возможным только путём решения вышеуказанных проблем как общепсихологических, музыковедческих и педагогических. Лишь рассмотрение музыкального восприятия с точки зрения психологии развития, с точки зрения общепсихологических закономерностей феномена восприятия позволит, на наш взгляд, найти убедительные пути решения вышеуказанных вопросов.

За пределами данного исследования лежит построение общепсихологической теории онтогенеза музыкального восприятия. Но выстраивание теоретических позиций для решения всех вышеуказанных проблем без общепсихологического подхода не представляется возможным. Именно вследствие этого общетеоретической основой, общеметодологической позицией для работы может служить культурноисторическая теория JI.C. Выготского, в частности, идея становления высших психических функций. Гипотетическим предположением, являющимся стержневым, будет следующая декларация. Поскольку музыкальное восприятие есть высшая психическая функция, заключающаяся в способности реципиента воспринимать, прочитывать музыкальный текст, считывать его смысл, то и развитие музыкального восприятия осуществляется по законам интериоризации в культурно-историческом контексте. Исходя из общей методологии развития, предположительно считаем возможным рассмотрение музыкального восприятия через призму теории развития высших психических функций JI.C. Выготского.

Итак, основной проблемой данного исследования является онтогенез музыкального восприятия среднестатистического слушателя юношеского возраста. Основными вопросами, вокруг которых концентрируются исследования автора, являются следующие: что есть показатели развития музыкального восприятия, каковы источники онтогенеза музыкального восприятия, какова движущая сила активизации последнего, какие условия затрудняют и какие благоприятствуют его развитию? С поисками ответов на вышеуказанные вопросы и связана перспектива работы.

Актуальность исследования обусловлена:

— недостаточностью разработки психологических знаний о природе восприятия музыкальных текстов, что вызывает необходимость анализа различных направлений по изучению процесса восприятия в целом и художественного — в частности;

— терминологической неопределённостью в области художественного перцептогенеза;

— неразработанностью самих параметров продуктивности музыкального восприятия среднестатистического взрослого слушателя;

— необходимостью совершенствования практической музыкальной педагогики и повышения качества подготовки учителей музыки.

Цель данного исследования — описать психологические условия развития музыкального восприятия среднестатистического слушателя юношеского возраста, не имеющего профессиональной музыкальной подготовки.

Основные задачи рассматриваются в общепсихологическом контексте и связаны с двумя направлениями исследования:

1 — теоретическим, результатом которого является обобщение уже имеющихся данных по истории изучения специфики музыкального восприятия, его природы, анализом теоретических позиций различных научных школ;

2 — эмпирическим, целью которого является:

2.1.Выделение параметров активизации музыкального восприятия в юношеском возрасте, подбором и апробацией исследовательских методик, позволяющих фиксировать изменения качества музыкально-перцептивного акта.

2.2.Психологическим анализом существующих методик развития восприятия с целью выявления психологических условий, которые обеспечивают их эффективность.

2.3.Экспериментальная апробация системы методических приёмов по отношению к новой возрастной группе, авторской методики активизации музыкального восприятия среднестатистического слушателя юношеского возраста, основанной на синестезии, направленной на обогащение системы сенсорных и перцептивных эталонов и на формирование специфических перцептивных действий.

Объектом данного исследования является процесс музыкального восприятия.

Предметом — изменения в данном процессе, которые могут восприниматься как факт активизации.

Для реализации сформулированной цели нами были выдвинуты и проверены следующие гипотезы:

1 .Активизация музыкального восприятия взрослого слушателя, не обладающего профессиональной музыкальной подготовкой, возможно при соблюдении ряда психологических условий:

1.1.Усиления потребности в получении новых музыкальных впечатлений.

1.2.Повышения интереса к музыкальным текстам, представляющим творчество композиторов второй половины 20 века.

1.3.Инициации субъектной позиции путём признания правомерности субъектных переживаний и понимания музыкальных текстов и индивидуальности процесса апперцепции.

2.Музыкальные тексты композиторов второй половины 20 века позволяют обеспечить сукцессивность музыкального восприятия и блокировать симультанные процессы, что создаёт благоприятные условия для развития перцептивных действий.

3.Использование синестезии позволяет значительно повысить уровень развития перцептивных действий, обеспечить глубину понимания сложных в музыкальном отношении текстов.

4.Диалоговое общение преподавателя музыки со студентами, учёт психологических потребностей последних позволяют повысить продуктивность процесса активизации музыкального восприятия.

Исходя из поставленной цели и сформулированных гипотез, решались следующие задачи:

1 .Исследование теоретических проблем перцептогенеза, выявление и описание психологических условий, обеспечивающих развитие музыкального восприятия как высшей психической функции. 2. Психологический анализ наиболее эффективных практик музыкального воспитания с целью выявления их возможностей для решения поставленных задач.

3.Экспериментальная апробация и проверка эффективности методики активизации и развития музыкального восприятия, основанной на синестезии, учёте сензитивных аспектов психики обучающихся, обогащении системы их сенсорных и перцептивных эталонов при использовании специфических музыкальных текстов.

Методологической базой исследования послужили общепсихологические концепции (культурно-историческая теория JI. С. Выготского, в частности, идея становления высших психических функций [22], положение о субъективной реальности В. И. Слободчикова [96], теория деятельности А. Н. Леонтьева и С. Л. Рубинштейна [58], теория развития восприятия А. В. Запорожца [41], музыкально-психологическая теория Б. М. Теплова [103], интонационная теория Б. Асафьева [7], музыкально-педагогические концепции J1. В. Горю-новой [32], Л. П. Масловой [69]. Теоретической основой для рассуждений автора являются работы в области музыкознания (Ю. Тюлина [105], А. Сохора [100], Е. Назайкинского [77, 78], Л. Мазеля [65], М. Арановского [4, 5], В. Медушевского [70], художественного восприятия (А. Потебни [86], П. Якобсона [123], Б. Мейлаха [72], Н. Берхи-на [12], Н. Хренова [110], О. Лановенко [56]), музыкальной психологии и музыкальной педагогики (Л. Кадцына [51], А. Готсдинера [33], В. Петрушина [83], Г. Цыпина [113]).

На различных этапах работы и при решении отдельных задач, поставленных в исследовании, использовался широкий спектр конкретных методов сбора фактического материала и его обработки. Качественными методами исследования выступили: теоретический анализ психологических, психолого-педагогических проблем активизации и развития перцептивных функций в онтогенезе, наблюдение, формирующий эксперимент.

Использовались методы статистической обработки экспериментальных данных. Обработка научных результатов была осуществлена с помощью методов статистической математики: парного критерия Вилкоксона, критерия Стьюдента, точного метода Фишера, критерия знаков.

Системный структурно-функциональный анализ различных психологических концепций по проблеме восприятия в целом и художественного — в частности, а также экспериментальное исследование позволили сформулировать основные концептуальные положения исследования. Предположительно, в качестве основных условий активизаг{ии музыкального восприятия среднестатистического слушателя юношеского возраста могут выступать следующие:

1. Инициация субъектной позиции взрослого слушателя путём признания правомерности субъектных переживаний музыкальных текстов и индивидуальности процесса апперцепции.

2. Развитие перцептивных действий и построение музыкальных образов посредством синестезии.

3. Обогащение системы сенсорных и перцептивных музыкальных эталонов в сознании слушателей как знаково-символических средств, обеспечивающих музыкальное восприятие.

4. Установление баланса рационально-аналитических и эмоционально-чувственных способов восприятия музыкальных текстов.

5. Использование музыкальных текстов, провоцирующих сукцес-сивные акты музыкального восприятия и блокирующих симультанные процессы.

6. Обеспечение продуктивных коммуникаций диалогового характера среднестатистического слушателя с различным уровнем музыкального восприятия и носителя музыкальной культуры, т. е. преподавателя музыки, путём использования интерактивных методов в музыкальном обучении.

7. Инициация психологических процессов, характеризующихся сензитивностью в данном возрастном периоде: стремление к самопознанию, самовыражению.

Промежуточный, двуплановый характер самой проблемы, двойственность теоретических позиций, на которых базируется исследование (музыковедческих и общепсихологических) определяют междисциплинарный характер работы и особую сложность при её написании. Исследование организовано в два этапа — теоретический, где применялись различные теоретические методы (обобщение, анализ, классификация) и экспериментальный, состоящий из трёх этапов (констатирующий эксперимент, формирующий эксперимент, контрольный эксперимент). В связи с уже отмеченным ранее междисциплинарным характером исследования первый этап включает в себя ряд подэтапов, связанных с.

1) определяющимся общепсихологическим контекстом (общепсихологические знания теории восприятия, психологии развития);

2) введением музыковедческого контекста (в области специфики музыкальных текстов, параметров уровня развития музыкального восприятия, семиотики);

3) музыкально-педагогическим контекстом (в области практических методик).

Второй этап диссертационного исследования связан со сбором эмпирических данных в рамках проведения контрольного, формирующего и констатирующего экспериментов. Эмпирическое исследование осуществлялось в течение 4 лет на базе музыкального отделения Новосибирского педагогического колледжа № 2. В эксперименте приняло участие 96 студентов музыкального отделения в возрасте от 16 до 21 года. Из них на всех этапах экспериментальная группа включала 71 человек, и 25 человек составили контрольную группу. Данный контингент нами был выбран в связи с тем, что у 80% абитуриентов, поступающих в настоящее время на музыкальное отделение колледжа, отсутствует специальная музыкальная подготовка (имеются в виду школы искусств, музыкальные школы). 19% обучавшихся в специальных учебных заведениях в основном получили лишь элементарную теоретическую подготовку с минимальным слушательским опытом. Следовательно, данный выбор контингента в качестве испытуемых, т. е. среднестатистического слушателя считаем оправданным. Кроме того, данный контингент можно рассматривать как взрослого слушателя, т. к.

1) с юридической точки зрения и по медицинским показателям данный возрастной период интерпретируется как взрослость;

2) в профессиональном образовании данный контингент испытуемых решает взрослые проблемы, связанные с получением своей будущей профессии;

3) именно в условиях профессионального образования возможно осуществить системное воздействие на музыкальное восприятие и отследить динамику произошедших изменений.

Научная новизна исследования состоит в том, что в работе впервые рассмотрены процессы музыкального восприятия в контексте формирования высших психических функций на основе культурно-исторической теории JI. С. Выготского.

Теоретическая значимость работы заключается в том, что 1) впервые описан комплекс психологических условий (социально-психологических, возрастно-психологических, когнитивно-психологических), способствующих активизации музыкального восприятия взрослых и вызывающих позитивные изменения в музыкальном восприятии слушателя в аспекте его личностной позиции и собственных перцептивных характеристик;

2) тем самым обоснована возможность активизации сложного вида художественного восприятия (музыкального) у взрослых людей через активизацию субъектной позиции слушателя и через изменения в процессе самого музыкального восприятия;

3)описаны механизмы формирования сенсорных и перцептивных эталонов в процессе онтогенеза;

4) классифицированы два различно организованных типа музыкального восприятия на основе концепции В. П. Зинченко (1988);

5) доказана и объяснена возможность развития перцептивных действий, направленных на построение музыкальных образов, посредством синестезии;

6) процесс активизации музыкального восприятия взрослого слушателя рассмотрен в контексте развития субъектной позиции слушателя через такие социально-общественные параметры, как уровень притязаний при анализе музыкальных текстов, уровень конформизма при попытке соотнесения с тем или иным критическим суждением прослушанного музыкального текста, мотивацию на восприятие сложных музыкальных текстов, эмоциональную избирательность при выборе композиций для прослушивания;

7) обоснована возможность разработки новых методик музыкального образования, ориентирующихся на выделенные нами психологические условия.

Практическая значимость исследования определяется следующим:

1. Предложен и апробирован комплекс психодиагностических методик для отслеживания и описания динамики активизации музыкального восприятия взрослого слушателя по двум параметрам: изменению субъектной позиции, активизации процесса музыкального восприятия;

2. Впервые получены статистически достоверные данные о позитивной динамике музыкального перцептогенеза в условиях последовательного и целенаправленного использования системы интерактивных методов и приёмов активизации музыкального восприятия взрослого среднестатистического слушателя в рамках профессиональной музыкально-педагогической подготовки;

3. Материалы исследования могут использоваться в музыкальной психотерапии, психоконсультировании, но очевидно их предназначение в области музыкальной педагогики, музыкального просвещения.

Практический результат автору видится в перспективе возможных решений в области современной музыкальной педагогики, направленных на развитие музыкального восприятия среднестатистического слушателя юношеского возраста.

Апробация и внедрение результатов исследования.

Апробация результатов исследования осуществлялась путём обсуждения его основных положений на заседаниях кафедры психологии и педагогики ЕГФ НГПУ, на заседаниях методического совета педагогического колледжа № 2, заседаниях экспериментальной кафедры по проблемам интеграции музыкально-теоретических и исполнительских дисциплин педагогического колледжа № 2, проведением творческих мастерских для преподавателей музыки Новосибирской области (Новосибирский колледж искусств, 2002 г.), участием во Всероссийском конкурсе студенческих научных работ, проводимом Российской Академией Музыки им. Гнесиных (диплом лауреата, 1994 г.).

Материалы диссертации неоднократно обсуждались на аспирантских семинарах кафедры психологии и педагогики ЕГФ НГПУ, конференции в рамках юбилея НГПУ «Психолого-педагогические проблемы современного образования» (2001г.), а также докладывались на областных, региональных конференциях по психологическим и педагогическим проблемам в 2000 — 2003 годах.

Разработанные в диссертационном исследовании материалы прошли апробацию на музыкальном отделении педагогического колледжа № 2 и утверждены решением методическим советом колледжа в целях совершенствования учебного процесса по курсу дисциплин «Музыкальная психология», «История музыкальной педагогики».

Достоверность и обоснованность результатов исследования определяется его научно-теоретической базой, психологической, методической комплексностью использования методов, адекватных предмету, целям и задачам исследования, использованием основных параметров отбора психодиагностических методик, положительными результатами опытно-экспериментальной работы, выполненной автором в качестве преподавателя музыкально-теоретических дисциплин.

Основные результаты исследования представлены в Сборниках научных работ студентов и молодых учёных факультета Новосибирского государственного педагогического университета в 2000 — 2002 годах, Аспирантском сборнике НГПУ в 2002 году (По материалам научных исследований аспирантов, соискателей, докторантов), совместном издании Новосибирского института повышения квалификации и переподготовки работников образования и Новосибирского педагогического колледжа № 2 «Пути формирования профессиональной компетентности будущих учителей» (2002г.), периодическом издании Научно-исследовательского института философии образования при НГПУ «Философия образования» (2004г.).

Положения, выносимые на защиту:

1. Активизация музыкального восприя взрослого слушателя, не имеющего профессиональной музыкальной подготовки, ведёт к ряду позитивных изменений в области субъектной позиции слушателя, что проявляется в изменениях по ряду социально-общественных параметров (уровня притязаний при анализе сложных музыкальных текстов, уровня конформизма при попытке соотнесения с тем или иным критическим суждением прослушанного музыкального текста, мотивации на восприятие сложных музыкальных текстов, эмоциональной избирательности при выборе композиций для прослушивания).

2. Показателями активизации музыкального восприятия взрослого слушателя, не обладающего профессиональной музыкальной подготовкой, могут являться:

— усиление потребности в новых музыкальных впечатлениях;

— интерес к музыкальным текстам, представляющим творчество композиторов второй половины 20 века, где отсутствуют сенсорные эталоны;

— снижение уровня конформизма при оценке прослушанных музыкальных текстов, обретение адекватного уровня притязаний при анализе воспринимаемых музыкальных текстов, изменения в области продуктивности самого процесса музыкального восприятия;

3. Музыкальные тексты академических жанров композиторов 20 столетия позволяют обеспечить сукцессивность музыкального восприятия и блокировать симультанные процессы, что создаёт благоприятные побочные условия для активизации процесса перцепции.

4. Использование синестезии в процессе организации музыкального восприятия позволяет значительно активизировать перцептивные действия, обеспечить глубину понимания сложных в музыкальном отношении текстов, инициировать возникновение собственных смыслов и слуховых представлений.

5. Использование интерактивных методов обучения создаёт благоприятные условия для возможности активизации музыкального восприятия взрослого слушателя.

Логика построения текста работы:

1.

Введение

где обосновывается актуальность исследования, методологические подходы, теоретическая база;

2. I глава, где определяются психолого-теоретические подходы к онтогенезу музыкального восприятия;

3. II глава, посвященная психологическому обоснованию различных методов и приёмов активизации музыкального восприятия;

4. III глава — экспериментальная, выполненная в методологии формирующего эксперимента;

5.

Заключение

где изложены выводы исследования.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проведённое теоретико-экспериментальное исследование посвящено одному из актуальных вопросов современного массового музыкального образования — восприятию современной музыки академических жанров среднестатистическим слушателем юношеского возраста, не имеющим профессиональной музыкальной подготовки. Решение данного вопроса осуществлялось с точки зрения общепсихологических закономерностей феномена восприятия.

Основной проблемой исследования являлись психологические условия активизации музыкального восприятия взрослого среднестатистического слушателя, с чем было связано.

1) изучение специфики музыкальной перцепции в контексте психологических основ музыкального восприятия,.

2) рассмотрение музыкального восприятия как разновидности художественного восприятия с точки зрения психологии развития и на общетеоретической и методологической основе культурно-исторической концепции Л. С. Выготского,.

3) изучение специфики музыкальной перцепции в контексте психологических основ музыкального восприятия,.

4) выявление разницы между актом музыкальной перцепции музыканта-профессионала и слушателя-любителя,.

5) психологический анализ различных методов активизации музыкального восприятия, основанных на синестезии (в практике Жак-Далькроза, М. Монтессори, Маурисио Кагеляприёма опорного сигнала, метода пластического интонирования, приёма «скульптурного моделирования», приёма кругового письма С. Френе, приёма «образной вербализации»),.

6) поиск и апробация диагностических методик, позволяющих отслеживать динамику изменений процесса музыкальной перцепции у среднестатистического слушателя,.

7) психологическое обоснование использования музыкальных текстов академических жанров композиторов второй половины 20 века с целью активизации музыкального восприятия.

Основной целью диссертационного исследования было выявление психологических условий активизации музыкального восприятия среднестатистического слушателя юношеского возраста, не имеющего профессиональной музыкальной подготовки.

В ходе изучения вышеуказанной проблемы мы пришли к выводу о том, что в качестве основных психологических условий активизации музыкального восприятия среднестатистического слушателя выступают следующие:

1. Инициация субъектной позиции взрослого слушателя путём признания правомерности субъектных переживаний музыкального текста и индивидуальности процесса апперцепции.

2. Развитие перцептивных действий у взрослого слушателя и построение музыкальных образов восприятия посредством синестезии.

3. Обогащение системы сенсорных и перцептивных музыкальных эталонов в сознании слушателя как знаково-символических средств, обеспечивающих музыкальное восприятие.

4. Установление баланса рационально-аналитического и эмоционально-чувственного способов восприятия музыкальных текстов.

5. Использование музыкальных текстов, провоцирующих сукцес-сивные акты музыкального восприятия и блокирующих симультанные процессы восприятия взрослых.

6. Обеспечение продуктивных коммуникаций диалогового характера среднестатистического слушателя с различным уровнем музыкального восприятия и носителем музыкальной культуры (преподавателем музыки) путём использования интерактивных методов в музыкальном обучении.

7. Инициация психологических процессов, характеризующихся сен-зитивностью в данном возрастном периоде: стремление к самопознанию, самовыражению.

Нами было экспериментально установлено, что создание определённых психологических условий способствует активизации музыкального восприятия взрослого среднестатистического слушателя, не имеющего профессиональной музыкальной подготовки, что выражается в снижении уровня конформизма и повышении уровня притязаний. Все сделанные выводы подтверждены статистически значимыми показателями.

Экспериментальное изучение, проведённое в контексте диссертационного исследования, подтвердило следующий ряд выдвинутых гипотез:

1) Развитие музыкального восприятия взрослого слушателя, не имеющего профессиональной музыкальной подготовки, возможно при соблюдении ряда психологических условий;

2) Музыкальные тексты академических жанров композиторов второй половины 20 века позволяют обеспечить сукцессивность музыкального восприятия и блокировать симультанные процессы (в силу отсутствия клишированных и нормативных моментов музыкальной формы), что создаёт благоприятные условия для развития перцептивных действий;

3) Использование синестезии позволяет значительно повысить уровень развития перцептивных действий, обеспечить глубину понимания сложных в музыкальном отношении текстов взрослым слушателем без профессиональной музыкальной подготовки- 4) Интерактивный характер педагогической технологии, учёт потребностей и психологических ресурсов студентов позволяют повысить продуктивность процесса активизации музыкального восприятия.

Все полученные в результате проведения экспериментов данные были обработаны с помощью методов математической статистики, что позволяет рассматривать их как достоверные, а выводы, сделанные на их основе, как доказательные.

Экспериментальное исследование, проводимое в рамках данной диссертационной работы, имело три основных этапа. Первый, в течение которого проводился сбор информации по характеристикам развития музыкальной перцепции взрослого слушателя, не имеющего профессиональной музыкальной подготовки, тестирование данной группы слушателей, мы обозначили как констатирующий эксперимент (1999;2000 годы).

Второй — формирующий эксперимент — состоял в организации процесса обучения, способствующего активизации музыкального восприятия среднестатистического слушателя юношеского возраста (2001 -2003 годы). Всего в данном этапе эксперимента приняло участие 96 студентов, 71 — в экспериментальной группе и 25 — в контрольной. Обучение в двух группах проводилось параллельно, совпадало по объёму, длительности и содержанию образовательных программ. Возрастной и образовательный статус студентов контрольной и экспериментальной групп был одинаков. Обучение в экспериментальной группе проходило по авторской методике, основанной на опыте наиболее авторитетных педагогов массового музыкального образования, положения которой изложены в авторской образовательной программе по музыкальной психологии (см. приложение № 3).

Анализ результатов формирующего эксперимента по активизации музыкальной перцепции на этапе контрольного эксперимента, характеризующий третий этап исследования, показал, что в процессе формирующего эксперимента у студентов экспериментальной группы наблюдались позитивные изменения в данной сфере, которые проявлялись по двум линиям развития:

— изменение субъектной позиции;

— изменения в степени продуктивности самого процесса музыкального восприятия.

Анализ результатов формирующего эксперимента выявил также качественные личностные изменения испытуемых в экспериментальной группе, также свидетельствующие о результативности организованного нами процесса обучения.

В контрольной группе ни по параметру субъектности музыкального восприятия, ни по параметру активности процесса музыкального восприятия изменений не наблюдалось.

Таким образом, основные задачи диссертационного исследования, связанные с выявлением психологических условий активизации музыкального восприятия среднестатистического слушателя юношеского возраста, не имеющего профессиональной музыкальной подготовки, решены.

Тем самым обоснована возможность.

1) использования методики, описанной в диссертационном исследовании, в процессе подготовки и обучения музыкальных педагогов, профессиональная деятельность которых связана с массовым музыкальным образованием,.

2) разработки других методик, учитывающих или ориентирующихся на выделенные психологические условия.

Материалы диссертационного исследования опубликованы в следующих работах:

1. Мисникова JI. И. Общепсихологические подходы к проблеме развития перцептивной функции человека в онтогенезе на материале музыкального восприятия.// Аспирантский сборник НГПУ — 2002 (По материалам научных исследований аспирантов, соискателей, докторантов). — Часть 2. — Новосибирск: Изд. НГПУ, 2002.

2. Мисникова JI. И. К проблеме музыкального восприятия в контексте диалога композитора и аудитории.//Сборник научных работ студентов и молодых учёных. — Новосибирск: Изд-во ГЦРО, 2000. — Вып. 2.

3. Мисникова Л. И. Общепсихологические подходы к проблеме развития перцептивной функции человека в онтогенезе на материале музыкального восприятия.//Сборник научных работ студентов и молодых учёных. — Новосибирск: Изд-во ГЦРО, 2002. — Вып. 4.

4. Мисникова Л. И., Герт Г. А. Экспериментальная кафедра по проблемам интеграции методико-теоретических и исполнительских дисциплин .//Пути формирования профессиональной компетентности будущих учителей. — Новосибирск: Изд-во НИПКиПРО, 2002.

5. Мисникова Л. И. Приёмы активизации музыкального восприятия. -// Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Качество образования: методология, теория, практика»: В 2 ч. Ч 2. — Новосибирск: Изд-во НИПКиПРО, 2004.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Д.И. Общепсихологические основы художественного творчества (теоретико-методологические аспекты проблемы). — М., 1994.-с. 111−129.
  2. .Г. Психология чувственного познания. М.: Изд-во АПИ РСФСР, 1960.
  3. А. Психологическое тестирование. М., 1982.
  4. М.Г. Мышление, язык, семантика // Проблемы музыкального мышления. М., 1974. — с. 48 — 64.
  5. М.Г. Синтаксическая структура мелодии. М.: Музыка, 1991.
  6. Р. Искусство и визуальное восприятие. М., 1974. — с. 235 — 236.
  7. . Музыкальная форма как процесс. Кн.2: Интонация. Л.: Музыка, 1971.
  8. . О себе // Воспоминания о Б. В. Асафьеве. М., 1974.
  9. В.А. Основные направления и тенденции развития психологии восприятия // Психология восприятия. Материалы советско-норвежского симпозиума. М.: Наука, 1989. — с. 5 — 9.
  10. М. Ошибки ученика нужно не оценивать, а . ценить! // Первое сентября. 2000, — № 21. — с .3.
  11. Л. Проблемы категоризации в музыкальном опыте (психологический подход к проблеме музыкального языка) // Музыкальная коммуникация. Проблемы коммуникации. Санкт — Петербург, 1996.
  12. Н.Б. Общие проблемы психологии искусства. М.: Знание, 1981.
  13. JI. И. Личность и её формирование в детском возрасте. -М., 1968.
  14. Большая советская энциклопедия. М., 1976. — с. 576 — 578.
  15. Р. Вопросы эстодидактики. Челябинск, 1983.
  16. Л.Ф., Морозов С. М. Словарь-справочник по психодиагностике. Киев: Наукова думка, 1989. — с. 59 — 60.
  17. .М., Зинченко В. П., Лурия А. В. Психология восприятия. М., 1973.
  18. Л. М. Психические процессы: В 3 т. Т. 1. Изд-во ЛГУ им. А. А. Жданова, 1974. — с. 274 — 277.
  19. Е.В. Произведение искусства в мире художественной культуры. -М.: Искусство, 1988.
  20. С.В. Основы фоносемантики. М., 1982.
  21. Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. -М.: Просвещение, 1991.
  22. Л.С. Орудие и знак в развитии ребенка // Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6 т. Т.6. Научное наследство. М.: Педагогика, 1984.
  23. Л.С. Психология искусства. Ростов на Дону, 1998.
  24. Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. Т. 3. Проблемы развития психики. М.: Педагогика, 1983.
  25. Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. Т. 4. Педология подростка М.: Педагогика, 1983.
  26. .М. Проблемы синестезии в искусстве. Автореф. дис.. канд. филолог, наук. Киев, 1985. — с. 22 — 31.
  27. .М. Человек, искусство, техника. Казань, 1987. — с. 44 -51.
  28. Гегель Г. В. Ф. Лекции по эстетике. Кн. 3 // Сочинения: В 14 т. Т. 14. -М.: Госполитиздат, 1958.
  29. М.О. Видение поэта. М., 1919.
  30. В.Д. и Цуккерман И.И. Информация и зрение. М. — Л.: Изд-во АН СССР, 1961.
  31. С. Ю. Словарь психолога практика. — Мн.: Харвест, 2001.-с. 46.
  32. Л.В. На пути к педагогике искусства // Музыка в школе. -1988. № 2.-с. 19−25.
  33. А.Л. Музыкальная психология. М., 1993.
  34. В. В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. М., 1986.
  35. Ф. Мозг как вычислительная машина. М.: Изд-во ИЛ., 1963.
  36. Н.В. Исторический путь физиологии ощущений. Саратов: Изд-во Саратовского университета, 1959.
  37. Жак-Далькроз Э. Ритм, его воспитательное значение для жизни и для искусства: 6 лекций / Пер. Пясиной Н. М., 1922.
  38. В.В. Комплекс интеллектуальных игр для развития мышления учащихся // Вопросы психологии. 1990. — № 6. — с. 17 — 24.
  39. А.В. Избранные психологические труды. В 2 т. Т. 1 Психическое развитие ребенка. М.: Педагогика, 1986.
  40. А.В. Развитие восприятия и деятельность // Вопросы психологии. 1967. — № 1.
  41. А.В. Развитие ощущений и восприятий в раннем и дошкольном детстве // Избранные психологические труды: В 2 т. Т. 1 Психическое развитие ребенка. М.: Педагогика, 1986.
  42. А.В., Венгер Л. А., Зинченко В. П., Рудская А. Г. Восприятие и действие. М., 1967.
  43. И. Теория восприятия и этномузыковедческая практика // Советская музыка. 1986. — № 3. — с. 28 — 34.
  44. В.П., Мещерякова Б. Г. Психологический словарь. М.: Педагогика — Пресс, 1997.
  45. В.П. Образ и деятельность // Психологи отечества. Избранные психологические труды в 70-ти томах. Москва-Воронеж, 1997.
  46. В.П. Развитие зрения в контексте перспектив общего духовного развития человека// Вопросы психологии. 1988. — № 6. — с. 15 -30.
  47. В.П. Человеческая деятельность, познание, искусство. Киев: Наукова думка, 1974.
  48. Г. В. Психология восприятия музыки: подходы, проблемы, перспективы. М.: Смысл, 2001.
  49. А. Музыка как большая сцена. Встречи с М. Кагелем // Советская музыка. 1988. — № 8. — с. 37−41.
  50. Я. Теория интонации Асафьева в свете современного марксистского подхода к семантическому анализу музыки // Методологические проблемы музыкознания. М.: Музыка, 1987.
  51. JI.M. Творчество слушателей (механизм слухового восприятия инструментальных произведений): Автореф. дисс. доктора искусствоведения. -Киев, 1989.
  52. О.В. Инновационное обучение русскому языку. JL, 1989.
  53. В.О. О духовном в искусстве. М., 1992.
  54. Кущ В., Фролкин В. Предмет «Ритмика» в музыкальном воспитании (к истории и теории) // Художественное воспитание подрастающего поколения: проблемы и перспективы. Новосибирск, 1989. — с. 197 -206.
  55. В. Творчество Чюрлениса. Л., 1975.
  56. О.П. Художественное восприятие: опыт построения общетеоретической модели. Киев, 1987.
  57. Г. В. Новые опыты о человеческом разуме. М., 1936.
  58. А.Н. Образ мира // Избранные психологические произведения. -М., 1983.
  59. А.Н. Психология образа // Вестник МГУ. Серия 14, Психология, 1979.
  60. О.Т. Воспитание музыкой и концепция личности (из истории дискуссий 1970-х годов) // Современное западное искусство. XX век. -М., 1988.
  61. Г., Норман Д. Переработка информации у человека. Введение в психологию. М., 1974.
  62. Г. Молено ли увидеть звук? // Калейдоскоп НЛО. 2001. -Апрель. — с. 11−12.
  63. . Ф. Вопросы общей, педагогической и инлеенерной психологии.-М., 1991.-е. 114−119.
  64. А.Р. Ощущение и восприятие. М., 1975. — с. 15−21.
  65. Л.А. О природе и средствах музыки. М., 1983.
  66. Майерс Дэвид. Социальная психология. СПб, 2001. — с. 288 — 303.
  67. Н. Е., Александров И. О. Основы теории психологического исследования. М.: ИП РАН, 1998.
  68. М.Е. Искусство как процесс. М.: Искусство, 1970.
  69. Л.П. Педагогика искусства. Новосибирск, 2000.
  70. В. Интонационная форма музыки: Исследование. -М.: Композитор, 1993.
  71. .С. Процесс творчества и художественное восприятие. -Л., 1971.
  72. А. Теория информации и эстетическое восприятие. М.: Мир, 1966.
  73. М. Разум ребёнка. Главы из книги. М., Грааль, 1997.
  74. Музыкальная эстетика западноевропейского средневековья и Возрождения. М., 1966.
  75. Музыкальная эстетика Западной Европы 17−18 веков. М., 1971.
  76. Е. О психологии музыкального восприятия. М., «Музыка», 1972.
  77. Е. Оценочная деятельность при восприятии музыки // Восприятие музыки. М., 1980. — с. 49 — 67.
  78. Л.Ф. Возрастная психология. Учебное пособие. М.: Педагогическое общество России, 1999.
  79. Общая психология (Под ред. Богословского В. В., Ковалёва А.Г.). -М., 1981.-231 -233.
  80. Общая психология (Под ред. Петровского А.В.). М., 1970. — с. 266 -190.
  81. И. П. Общие типы высшей нервной деятельности животных и человека // Психология индивидуальных различий. Тексты. М., 1982.
  82. В.И. Музыкальная психология. М.: Пассим, 1994.
  83. В. М., Суслова Н. В. Психологическая коррекция музыкально-педагогической деятельности: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М., Владос, 2001. — 159 — 164.
  84. Познавательные процессы: ощущения, восприятия. М., 1982.
  85. А.А. К понятию психологической поэтики // Вопросы теории и психологии творчества: В 7 т. Харьков, 1914.
  86. Практикум по общей психологии (Под ред. Щербакова A.M.). М., 1990.
  87. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии /Под ред. А. А. Крылова, С. А. Маничева. СПб.: Питер, 2000. — с. 303 — 309.
  88. Психологический словарь (ред. Зинченко В. П., Мещеряков Б.Г.). -М.: Педагогика-Пресс, 1997.
  89. Психология. Словарь (Сост. Кариенко П.Н.). М.: Политиздат, 1990.
  90. Психология. Словарь (Сост. Петровский Я. В., Ярошевский М.Г.). -М.: Политиздат, 1990.
  91. Психология восприятия (Под ред. Лурия А. Р., Зинченко В.П.). -М&bdquo- 1990.
  92. Н.В. Психология художественного творчества. В 5 т. Т. 5 (Ред. Лозин Л.). Харьков, 1974.
  93. В.В. Александр Николаевич Скрябин. М.: Музыка, 1989.
  94. Е.А. Взаимосвязь энергии, информации и энтропии в процессах управления и самоорганизации // Информация и управление. Философско-методологические аспекты (Отв. ред. Антипенко Л. Г., Кремянский В.И.). М.: Наука, 1985.
  95. В.И., Исаев Е. И. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе: Учебное пособие для вузов. М.: Школьная пресса, 2000.
  96. Е.Н. Вероятностная модель восприятия // Вопросы психологии. 1960. -№ 4.
  97. Е.Н. Восприятие и условный рефлекс. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1959.
  98. .А. Лабораторный практикум по общей психологии. -М.: Просвещение, 1979.
  99. А. Музыка как вид искусства. М., 1970.
  100. М. О коммуникативной направленности произведений в музыке XX века // Вопросы музыкознания. Минск, 1981.
  101. .М. Об изучении типологических свойств нервной системы и их психологических проявлениях // Вопросы психологии. 1975. № 5.
  102. .М. Психология музыкальных способностей // Избранные труды: В 2 т.: Т. 1. М.: Педагогика, 1985.
  103. .М. Психология музыкальных способностей // Проблемы индивидуальных различий. М., Л.: Изд-во АПН РСФСР, 1947.
  104. Ю.Н. Строение музыкальной речи. М., 1962.
  105. Д.И. Проблемы возрастной и педагогической психологии. М.: Международная педагогическая академия, 1995. — с. 164 -169.
  106. JI. Загадки синестезии // Сов. Россия. 1977, 10 декабря.
  107. В. Традиционные и новаторские черты современных зарубежных систем массового музыкального воспитания // Художественное воспитание подрастающего поколения: проблемы и перспективы. Новосибирск, 1989. — с. 59 — 75.
  108. М.Б. Сила искусства // Художественное восприятие. -Л., 1971.
  109. Н.А. Социально психологические аспекты взаимодействия искусства и публики. — М.: Наука, 1981.
  110. В. А. Музыкальные жанры и основы музыкальных форм. -М., 1964.
  111. Ю.Н. Загадки синестезии // Аспирантский сборник НГПУ- 2000. Новосибирск, 2000. с. 73 — 82.
  112. Г. М. Психология музыкальной деятельности. М., 1994.
  113. Т. JI. Психологические механизмы интенсивного педагогического образования. // Педагог. Наука, технология, практика. -2002, № 1 2. — с. 93 — 99.
  114. Т. JI. Психологические основы интенсификации педагогического образования. // Философия образования. 2002, № 5. — 142 -147.
  115. В.Ф. Куда и как исчезли тройки. М., 1979.
  116. В.Ф. Педагогическая проза. М., 1980.
  117. Шиллер Фридрих. Каллий, или о красоте // Собрание сочинений в 6 т. Т.6.-М., 1957.
  118. А. Г. Основы психодиагностики. М. — Ростов-на-Дону, 1996.-с. 157- 165.
  119. С.М. Избранные произведения. В 6 т.: Т.2. М., 1987.
  120. .Д. Введение в психологию развития (в традиции культурно-исторической теории Выготского Л.С.). М.: Тривала, 1994. -с. 9−27.
  121. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция (Под ред. Лебединского В.В.). М., 1990.
  122. П.М. Психология художественного восприятия. М., 1964.
  123. М.Г. Проблема детерминизма в психофизиологии XIX в. Душанбе, 1961.
  124. Bruner J. The Course of Cognitive Growth // American Psychologist, 1964. V. 19 № 2. (January).
  125. Davidson J.-W. Visual perception of performance manner in the movements of solo musicians // Psychology of Music. 1993. Vol. 21 (2).
  126. Dibben N. The cognitive reality of hierarchic structure in tonal and atonal music // Music Perception, Fall. 1994. Vol. 12 (1).
  127. Held R/ Plasticiti in Sensory Motor Systems. — San-Francisko, 1961.
  128. Janecek К. Zaklady moderni harmonie. Praha, 1966.
  129. D.J., Кипа H.M., Biers D.W., DaPolito F. Hemispheric asymmetry in musically induced color imagery // Psyshomusicology, Fall. 1982. Vol. 2 (2).
  130. Serafme M.L., Glassman N., Overbeeke C. The cognitive reality of hierarchic structure in music // Music Perception. Sum. 1989. Vol. 6 (4).
  131. Shoen M. The Psychology of Music. New York: Free Press, 1940.
Заполнить форму текущей работой