Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Психологическая защита личности в системе детско-родительского взаимодействия

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

У матерей же ни минимальный, ни даже высокий уровень функционирования психологической защиты не оказывает такого влияния на организацию отношений с ребенком, как уровень социально-нормативный. Причем характер этого влияния нельзя рассматривать как благоприятный, поскольку предполагает повышение основных факторов гиперопекающего стиля, а именно, тревожности за ребенка и контроля, и ослаблению… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. Теоретический анализ проблемы
    • 1. 1. Психологическая защита как предмет исследования психологии личности
      • 1. 1. 1. Понятие психологической защиты
      • 1. 1. 2. Представление о защитных механизмах в психотерапевтических концепциях личности
      • 1. 1. 3. Изучение психологической защиты как отдельного психического феномена
    • 1. 2. Актуальные проблемы исследования психологической защиты личности
      • 1. 2. 1. Проблема осознанности психологической защиты
      • 1. 2. 2. Проблема адаптивного потенциала психологической защиты
    • 1. 3. Формирование психологической защиты ребенка в детско-родительском взаимодействии
      • 1. 3. 1. Проблема генезиса психологической защиты личности
      • 1. 3. 2. Влияние специфики детско-родительского взаимодействия и эмоциональных отношений в семье на становление п дологической защиты ребенка
  • ГЛАВА II. Методы и организация исследования
    • 2. 1. Методы исследования психологической защиты личности
      • 2. 1. 1. Методика исследования психологической защиты взрослых
      • 2. 1. 2. Методика исследования психологической защиты детей
    • 2. 2. Методики исследования детско-родительского взаимодействия и эмоциональных отношений в семье
    • 2. 3. Методы статистической обработки результатов
    • 2. 4. Организация и проведение исследования
  • ГЛАВА III. Результаты исследования и их обсуждение
    • 3. 1. Особенности механизмов психологической защиты у детей и взрослых
    • 3. 2. Влияние особенностей психологической защиты родителей на организацию ими взаимодействия с ребенком
    • 3. 3. Исследование внутрисемейных факторов формирования психологической защиты детей
      • 3. 3. 1. Механизмы психологической защиты родителей как фактор формирования психологической защиты ребенка
      • 3. 3. 2. Специфика детско-родительского взаимодействия ка/ фактор формирования психологической защиты ребенка

Психологическая защита личности в системе детско-родительского взаимодействия (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Интерес к проблеме человека является доминирующим в системе гуманитарного мышления на протяжении многих тысячелетий. И в течение всего этого времени философы и ученые стремятся расширить свои представления о сущности человеческой личности. Тем не менее, отдельные ее феномены так и остаются непознанными. К таковым относится и область бессознательных проявлений личности, в частности система психологической защиты.

Механизмы психологической защиты функционируют в ежедневном опыте любого человека и остаются при этом мотивом поведения, скрытым от него самого и от неопытного наблюдателя. Психологическая защита является одним из самых противоречивых свойств в структуре личности, поскольку одновременно способствует как стабилизации личности, так и ее дезорганизации.

Наш интерес к проблеме психологической защиты личности продиктован рядом причин.

Во-первых, нельзя считать удовлетворительной ситуацию теоретического и эмпирического исследования данного феномена. Весьма ограниченное число существующих в этой области работ переполнено неопределенностями и противоречиями. Даже те психологи, которые делают попытку создать устойчивую теоретическую базу для исследования психологической защиты, сталкиваются с проблемой экспериментальной проверки выдвинутых положений, поскольку до сих пор не существует полновесных методов изучения указанного свойства личности. И это вторая причина обращения к исследуемой проблеме.

Третья причина заключается в следующем. Существенной стороной понимания любого личностного феномена является представление о законах его формирования в онтогенезе. Большинство встречающихся в литературе упоминаний об этом процессе являются следствием гипотетических рассуждений авторов, а не результатом экспериментальной проверки. Следует добавить, что психологическая защита в детском возрасте, т. е. на этапе становления личности, практически не подвергалась систематизированным исследованиям со времен Анны Фрейд.

Однако, невзирая на все пробелы в теории и исследованиях, действительная психологическая практика постоянно ссылается то на неэффективную психологическую защиту, как причину нарушений психического здоровья и дезадаптации личности в социуме, то, наоборот, на недостаточную психологическую защищенность как фактор того же. О необходимости соответствующих психокоррекционных мер речь идет в индивидуальной и групповой психотерапии [114, 115, 48], тренинговой работе [79], практике семейного консультирования и семейной психотерапии [1 ЗУ]. Очевидно при этом, что неоднозначность и путаность теоретических трактовок не способствует решению соответствующих проблем на практике. Таким образом, несоответствие между предложением теоретиков и спросом практиков стало еще одной причиной исследовательского интереса к заявленной проблеме.

Опираясь на высказанные выше замечания, проблему психологической защиты без преувеличения можно считать одной из неразработанных в психологии личности тем, несмотря на реальный практический запрос.

Предлагаемая работа не претендует на глобальное решение проблемы психологической защиты и ставит своей основной целью исследование системы психологической защиты у детей и родителей в семьях с различной организацией эмоциональных отношений и детско-родительского взаимодействия.

Данная цель определила постановку следующих задач: 1. Анализ особенностей детских и родительских (материнских и отцовских) защитных механизмов.

2. Изучение влияния особенностей психологической защиты родителей на организацию ими системы детско-родительского взаимодействия.

3. Изучение внутрисемейных факторов формирования детской психологической защиты.

Предметом исследования стали механизмы психологической защиты детей и взрослых и система внутрисемейного взаимодействия. Ключевое понятие работы — психологическая защита личности, под которым мы понимаем выработанную в онтогенезе стратегию бессознательного искажения аффективных и когнитивных аспектов тех ситуаций, которые несут угрозу сложившейся картине мира.

Объектом исследования стали 66 детей в возрасте от 5 до 9 лет и взрослые члены их семей, из которых матери составили 66 человек, отцы -41 человек, другие взрослые члены семьи — 10 человек. Всего в исследовании принимали участие 183 человека из 60 семей.

Методы исследования. С целью диагностики психологической защиты взрослых использовался «Тест-опросник механизмов психологической защиты (Life Style Index)», разработанный Р. Плутчиком совместно с Г. Келлерманом и Х. Р. Контом. Данная методика базируется на структурной теории защитных механизмов Р. Плутчика и позволяет оценить выраженность в защитной стратегии индивида восьми механизмов защиты.

Изучение психологической защиты детей потребовало создания самостоятельной методики, отвечающей требованиям данного исследования. Такой методикой стала «Карта оценки детских защитных механизмов», которая предполагает оценку экспертами защитных проявлений, наблюдаемых во внешнем поведении, и дает информацию о тех же восьми механизмах психологической защиты, которые оцениваются опросником Р. Плутчика.

Диагностика системы детско-родительского взаимодействия проводилась с использованием методики «Взаимодействие родительребенок» (ВРР), предполагающей количественную оценку десяти параметров данного взаимодействия.

С целью исследования эмоциональных отношений в семье и диагностики субъективной значимости для ребенка каждого взрослого члена семьи был использован «Тест семейных отношений» Д. Антони и Е. Бене.

Статистическая обработка данных включала: вычисление первичных статистических показателей, расчет коэффициентов линейной корреляции Пирсона, использование статистического критерия Стьюдента.

Научная новизна исследования. В настоящем диссертационном исследовании:

— выделены критерии перехода психологической защиты личности с адаптивного на дезадаптивный уровень;

— рассмотрены особенности психологической защиты детей в сравнении с защитой взрослых;

— построена ранговая шкала «популярности» различных механизмов психологической защиты у детей дошкольного и младшего школьного возраста;

— вскрыты некоторые закономерности формирования детской психологической защиты;

— конкретизирована роль различных категорий взрослых (матерей, отцов, позитивно и негативно значимых для ребенка членов семьи) в онтогенезе психологической защиты ребенка;

— предложен метод экспертной оценки детских защитных механизмов, позволяющий получить информацию об их количественной выраженности.

Практическая значимость.

Установленные взаимосвязи между характерными особенностями психологической защиты родителей и их воспитательным стилем дают возможность раннего прогнозирования вероятных проблем в системе детско-родительских отношений в конкретной семье.

Выявленный характер влияния родительской защитной стратегии и стиля отношений с ребенком на формирование его психологической защиты позволяет прогнозировать возможные проблемы, связанные с социальной адаптацией и психическим здоровьем ребенка.

Результаты проведенного исследования могут быть использованы в практике семейного консультирования, в семейной и индивидуальной психотерапии, тренинговой работе с родителями. Материалы могут оказаться также полезными при подготовке лекционных курсов и практических семинаров для психологов, воспитателей, учителей и других специалистов, непосредственно связанных с проблемами семьи и развития детской личности.

Положения, выносимые на защиту: !. Психологическая защита личности изначально развивается как средство интрапсихической адаптации и может приводить к внешней социально-психологической адаптации или дезадаптации в зависимости от гибкости и интенсивности используемых механизмов.

2. Психологическая защита является онтогенетически ранним продуктом развития личности и присуща детской личности в равной мере, как и взрослой. Принципиальным отличием психологической защиты в детском и зрелом возрасте является не наличие или о. сутствие в защитной стратегии отдельных механизмов, а интенсивность их использования.

3. Психологическая защита личности родителей сказывается на организации ими отношений с ребенком.

4. Формирование защитной стратегии ребенка подвержено влиянию таких внутрисемейных факторов, как специфика воспитательного стиля и характер собственного защитного поведения родителей.

5. Формирование психологической защиты личности в детском возрасте опосредовано не только поло-ролевыми особенностями непосредственных воспитателей ребенка, но и характером их эмоциональной значимости для него.

Апробация результатов исследования, представленных в форме докладов и сообщений, проводилась на заседаниях кафедры общей и возрастной психологии Южно-Уральского государственного университета (Челябинск, 1997), научно-практической конференции «Теория и практика психологического обеспечения образования» (Челябинск, 1997), научной конференции ЮУрГУ (Челябинск, 1998). Основные положения работы использовались в лекционно-практических курсах по психологии личности и семейной психологии на факультете психологии ЮУрГУ, в практике семейного консультирования, а также при подготовке и проведении обучающего семинара для педагогов и психологов «Психология и психокоррекция отношений: взрослый — ребенок».

Объем и структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, выводов, библиографии (всего 188 источников, в том числе 46 на иностранных языках) и приложения. В тексте диссертации имеются 4 рисунка и 12 таблиц. Общий объем работы 174 страницы.

ВЫВОДЫ.

1. Психологическая защита личности может быть описана как выработанная в онтогенезе и присущая любому человеку стратегия бессознательного искажения аффективных и когнитивных аспектов тех ситуаций, которые несут угрозу сложившейся картине мира. При условии гибкости и умеренной эксплуатации психологическая защита имеет исключительно адаптивное значение.

2. Дети старшего дошкольного и младшего школьного возраста имеют богатый арсенал психологической защиты. Данный период в развитии детской личности можно считать сензитивным для становления защитных механизмов интеллектуализации, компенсации и формирования реакции.

3. У родителей отмечается явное преобладание защитного поведения по сравнению с детьми. Детская психологическая защита отличается большей интенсивностью. Таким образом, дети реже, чем взрослые, обращаются к психологической защите, но если используют ее, то есть большая вероятность сверхинтенсивной ее эксплуатации, что представляет угрозу психическому здоровью ребенка.

4. Под наибольшим влиянием психологической защиты родителей находятся их требовательность к ребенку и эмоциональная близость с ним. В малой степени зависят от нее строгость, сотрудничество с ребенком и воспитательная конфронтация. Наиболее благоприятно на воспитательном стиле у матерей сказывается защита по типу отрицания, у отцов — отрицание и защитная регрессия. Самым неблагоприятным в структуре отношений с детьми у матерей оказывается регрессия, у отцов — замещение. В целом, защитных механизмов, оказывающих негативное влияние на воспитательный стиль родителей, больше, чем влияющих положительно или не влияющих вообще.

5. Формирование психологической защиты ребенка не сводится к копированию доступного наблюдению защитного поведения родителей, а имеет более сложную природу. Психологическая защита родителей оказывает двойное влияние на генезис, детской защитной стратегии: во-первых, защитные реакции взрослых могут формировать у ребенка ощущение угрозы его самоотношению и усиливать чувство тревоги, провоцируя тем самым включение психологической защиты. Во-вторых, защитные особенности взрослых первоначально могут способствовать специфической организации детско-родительского взаимодействия, которое в итоге стимулирует или тормозит развитие отдельных защитных механизмов.

6. Фактор родительской строгости в отношении к ребенку оказался единственным фактором, который значимо отличает родителей детей с высокой интенсивностью защитных механизмов от родителей детей с низкой интенсивностью. Таким образом, слишком строгие родители 'заведомо обрекают своих детей на неэффективное использование психологической защиты.

7. Самую большую роль в формировании психологической защиты ребенка среди всех категорий взрослых членов семьи играют негативно значимые для ребенка взрослые. Этот факт подтверждает теоретическое положение о том, что тревога и страх лежат в основе психологической защиты личности и являются ее непосредственным источником.

8. Условием адаптивного функционирования психологической защиты ребенка является невыход родителей за рамки приемлемого уровня интенсивности психологической защиты и их воспитательная мягкость.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Полученные в ходе экспериментального исследования данные позволили провести сравнение психологической защиты матерей и отцов, взрослых, и детей, в результате чего было выяснено: матерей и отцов статистически достоверно отличает выраженность четырех из восьми механизмов защиты. Наибольшие отличия отмечены в использовании регрессии и интеллектуализации: матери несоизмеримо чаще используют защиту по типу регрессии, в то время как отцы больше склонны обращаться к механизму интеллектуализации (оба отличия достоверны при р = 0,001). При достоверности различий р = 0,05 матерям в большей мере свойственно преобразование неприемлемых чувств в протш оположные (формирование реакции). Отцы с той же степенью достоверности чаще обращаются к механизму вытеснения. По интенсивности использования психологической защитыразличий между отцами и матерями не наблюдается.

В исследовании не обнаружено достоверных различий между показателями защитных механизмов детей разного возраста в диапазоне от 5 до 9 лет. Уже к пяти годам дети имеют богатый арсенал механизмов психологической защиты: в исследовании не зафиксировано таких механизмов защиты, которые вообще не используются детьми. Наиболее характерными для детей, согласно полученным данным, являются механизмы защиты интеллектуализация, компенсация и формирование реакции. Эти данные не согласуются с некоторыми известными хронологиями развития механизмов психологической защиты, которые рассматривают в качестве наиболее свойственных детям механизмы проекции, вытеснения и регрессии. Одним из ведущих факторов, лежащих в основе лидерства в защитной стратегии детей интеллектуализации, компенсации и формирования реакции является чувствительность детей дошкольного и младшего школьного возрастов к требованиям взрослых и потребность соответствовать их стандартам. Указанные способы защиты в большей мере, чем все другие, предполагают формы поведения, удовлетворяющие эту потребность. Таким образом, рассматриваемый период развития (старший дошкольный и младший школьный возраст) можно считать сензитивным периодом для развития указанных механизмов психологической защиты.

В целом детская система психологической защиты является гибкой и носит приспособительный характер, предполагая подстройку ребенка не только к своим переживаниям, но и к требованиям социума, в первую очередь, непосредственных воспитателей.

Сравнение особенностей психологической защиты взрослых и детей обнаруживает явное преобладание защитного поведения у взрослых по сравнению с детьми (большинство различий значимы при р = 0,001 и р = 0,01).' Дети значительно реже, чем матери, используют такие защитные механизмы, как отрицание, вытеснение, регрессия, проекция, замещение и формирование реакции, и реже, чем отцы, — такие механизмы, как отрицание, вытеснение, замещение, проекция и интеллектуализация. Компенсация — единственный защитный механизм, который в равной степени используется взрослыми и детьми.

В интенсивности использования психологической защиты дети отличаются лишь от матерей, но отличие это имеет уже противоположный знак: интенсивность детских защит значимо выше. Матери, таким образом, используют МПЗ чаще, чем дети, но и оказываются более способными располагать их в диапазоне приемлемого функционирования. Дети же реже, чем взрослые в целом, обращаются к психологической защите, но если используют ее, то есть большая вероятность сверхинтенсивной ее эксплуатации, что представляет угрозу психическому здоровью ребенка. Таким образом, можно говорить как о большей развитости психологической защиты у зрелой личности, так и о большей уязвимости детской личности в отношении собственного неадекватного защитного поведения.

В соответствии с одной из задач работы был исследован характер влияния особенностей психологической защиты родителей на построение ими отношений со своим ребенком. Обнаружено, что все десять исследованных критериев детско-родительского взаимодействия подвержены этому влиянию хотя бы в некоторой степени. При этом требовательность и эмоциональная близость с ребенком находятся под наибольшим воздействием психологической защиты (имеют соответственно 9 и 8 корреляционных связей с показателями защитных механизмов). В то же время строгость, сотрудничество с ребенком и воспитательная конфронтация зависят от нее в меньшей степени (1−2 корреляционные связи). Выявлено также, что защитные особенности матерей оказывают ¦ более равномерное влияние на параметры родительского стиля, чем защитные механизмы отцов, где отмечается избирательность этого влияния (больше всего корреляционных связей обнаружено со шкалой требовательности).

Чувствительность к психологической защите таких характеристик детско-родительских отношений, как требовательность, контроль над ребенком, эмоциональная близость с ним и удовлетворенность складывающимися отношениями, универсальна, т. е. обнаруживается во всех родительских группах. Другие же характеристики подвержены влиянию защитных механизмов у одних родителей и нечувствительны к особенностям психологической защиты — у других.

Матери и отцы в силу своих поло-ролевых особенностей могут актуализировать в общении с детьми различные аспекты одних и тех же механизмов психологической защиты. Благодаря этому один и тот же защитный механизм может играть разную роль при организации детско-родительского взаимодействия у матерей и отцов. К примеру, защита по типу регрессии играет у них в определенной мере противоположную роль: смягчающую — у отцов (усиливает принятие ребенка и снижает требовательность) и ужесточающую — у матерей (усиливает строгость и снижает эмоциональную близость с ребенком).

Все механизмы защиты можно условно разделить в зависимости от модальности их влияния на стиль взаимодействия с ребенком. Так, часть механизмов оказывает преимущественно благоприятное воздействие на отношения с ребенком, часть — пагубное, влияние других механизмов неоднозначно. В результате исследования установлено, что и у матерей, и у отцов наиболее благоприятно на воспитательном стиле сказывается защита по типу отрицания, так как способствует принятию ребенка, установлению с ним доверительных отношений, общей удовлетворенности. Детско-отцовским отношениям благоприятствует, кроме того, защитная регрессия, которая положительно связана с принятием ребенка. Зато у матерей данный способ защитного поведения является, напротив, самым неблагоприятным в структуре их отношений с детьми: он положительно коррелирует с фактором строгости и отрицательно — с факторами эмоциональной близости с ребенком и удовлетворенности отношениями. У отцов самым дезорганизующим механизмом защиты является замещение: способствует воспитательной непоследовательности и конфронтации, препятствует установлению доверительных отношений с ребенком. Проведенный анализ показывает, что защитных механизмов, оказывающих негативное влияние на воспитательный стиль родителей, больше, чем влияющих положительно или не влияющих вообще.

Анализ корреляций между показателями интенсивности родительских защитных механизмов и их воспитательным стилем обнаруживает принципиально разный характер этих связей у матерей и отцов. У отцов, как и предполагалось, сверхинтенсивная эксплуатация психологической защиты отрицательно сказывается на характере отношений с ребенком снижает требовательность к нему, что в дальнейшем способствует развитию у ребенка защитной агрессии), а защита низкой интенсивности играет в большей мере позитивную роль (положительно связана с требовательностью и воспитательной последовательностью).

У матерей же ни минимальный, ни даже высокий уровень функционирования психологической защиты не оказывает такого влияния на организацию отношений с ребенком, как уровень социально-нормативный. Причем характер этого влияния нельзя рассматривать как благоприятный, поскольку предполагает повышение основных факторов гиперопекающего стиля, а именно, тревожности за ребенка и контроля, и ослаблению одной из самых важных для гармоничных детско-родительских отношений характеристик — принятия ребенка. Если учесть, что социально-нормативный уровень интенсивности защитных механизмов, по определению, свойственен большинству матерей и обусловлен социо-культурными особенностями общества, то полученные результаты дают основание утверждать, что сами по себе социальные условия нашего общества не способствуют установлению гармоничных отношений в семьях между матерями и детьми.

Сочетание у взрослых в одной и той же семье определенных механизмов психологической защиты может давать эффекты взаимного усиления или взаимной компенсации. При эффекте усиления некоторые сочетания защитных механизмов могут повышать вероятность создания гармоничных отношений взрослых с детьми (например, защитное отрицание матери в сочетании с отрицанием отца) или, наоборот, неконструктивных отношений (например, механизм регрессии матери в сочетании с вытеснением отца). Компенсирующий эффект может проявляться в случае, когда негативные последствие защитной активности одного родителя нейтрализуются позитивными последствиями психологической защиты другого (так, недостаток воспитательной последовательности в результате частого обращения отца к замещению может быть компенсирован, если для матери характерно отрицание). Скорее всего, усиливающий эффект будет наблюдаться и при определенных наложениях защитных механизмов у одного из родителей. Эффект компенсации в данном случае не столь вероятен, так как личность родителя становится носителем противоположных тенденций и предсказывать результат соответствующей внутренней борьбы без дополнительных исследований было бы поспешным.

Учет подобных сочетаний важен в прогнозировании и диагностике воспитательных проблем конкретной семьи и особенностей личностного развития ребенка. При этом следует учитывать защитные стратегии не только родителей, но и других взрослых членов семьи, имеющих реальное влияние на ребенка.

Исследование проблемы формирования психологической защиты ребенка позволило установить, что усвоение и переживание детьми доступного наблюдению защитного поведения родителей не приводит к непосредственному копированию соответствующих механизмов психологической защиты, а находит свое отражение в генезисе защитных механизмов другого качества, что говорит о сложном характере интериоризации детьми родительского влияния.

Полученные результаты позволяют предположить, что психологическая защита родителей оказывает влияние на детскую психологическую защиту в двух направлениях. Во-первых, непосредственно: защитные реакции взрослых могут формировать у ребенка ощущение угрозы его самоотношению и способствовать развитию тревоги, провоцирую тем самым включение психологической защиты. Во-вторых, опосредованно: первоначально они участвуют в специфической организации детско-родительского взаимодействия, которое в итоге стимулирует или тормозит развитие отдельных защитных механизмов.

На становлении системы психологической защиты ребенка отражаются защитные особенности всех категорий взрослых членов семьи, но наибольшую роль играет защитное поведение отцов и негативно значимых взрослых. Этот факт наглядно демонстрирует неправомерность игнорирования роли отцов в становлении личности ребенка.

Исследование роли системы взаимоотношений родителей с ребенком в построении его психологической защиты показывает большее влияние воспитательного стиля мам (восемь корреляционных связей по сравнению с четырьмя у отцов).

При этом из десяти параметров детско-материнских отношений для построения системы психологической защиты ребенка важными оказываются пять: требовательность, строгость, контроль, тревожность за ребенка, удовлетворенность отношениями с ним. Интересен тот факт, что значимыми со стороны матери являются не факторы эмоциональной кооперации с ребенком, каковыми являются эмоциональная близость, сотрудничество, принятие, а факторы управления им, т. е. требовательность, строгость, контроль. Со стороны же отца большую роль играют как раз эмоциональные факторы: принятие ребенка и сотрудничество с ним.

Строгость родителей, проявляющаяся обычно в разных формах наказания (от простого повышения голоса до побоев), по результатам нашего исследования, занимает особое положение в процессе формирования детской психологической защиты. Во-первых, излишняя строгость матерей и негативно значимых взрослых развивает у ребенка неосознанное стремление искать более слабые объекты для того, чтобы выместить свой гнев и обиду на воспитателя (связь с защитным замещением ребенка обнаружена у строгих мам и негативно значимых взрослых). Во-вторых, фактор строгости оказался единственным фактором, который значимо (при р = 0,05) отличает родителей детей с высокой интенсивностью защитных механизмов от родителей детей с низкой интенсивностью. Это подтверждается и соответствующими корреляционными связями: у матерей — положительной — с высокой интенсивностью детских защит, у негативно значимых взрослыхотрицательной — с низкой интенсивностью.

Таким образом, слишком строгие родители заведомо обрекают своих детей на неэффективное использование психологической защиты. Данный факт подтверждает идею ряда исследователей о том, что страх наказания со стороны воспитателей становится одной из ведущих причин зарождения психологической защиты в детском возрасте.

В целом, анализ влияния поло-ролевых особенностей родителей на организацию детской психологической защиты показал, что защитные проявления отцов больше сказываются на этом процессе, чем защитные проявления матерей. В то же время защитные механизмы ребенка более чувствительны к специфике детско-материнских отношений, чем детско-отцовских.

Анализ проблемы с учетом фактора эмоциональной значимости для ребенка его непосредственных семейных воспитателей выявил, что самую большую роль в формировании психологической защиты ребенка среди всех категорий взрослых членов семьи играют негативно значимые взрослые. Речь идет о воспитателях, которые, независимо от наличия или отсутствия у ребенка положительных чувств к ним, вызывают у него сильные негативные переживания (тревогу, страх, нежелание общаться). Такая закономерность согласуется с теоретическими положениями психоаналитиков о том, что тревога и страх лежат в основе психологической защиты личности и являются ее непосредственным источником.

Таким образом, воспитательная мягкость родителей и невыход их за рамки приемлемого уровня интенсивности психологической защиты могут быть расценены как залог адаптивного функционирования психологической защиты ребенка.

Исследование показало, что одним из самых сложных для понимания генезиса механизмов психологической защиты является детская проекция. На ее развитие влияют самые неожиданные факторы, например, социально-нормативный уровень интенсивности защитных реакций негативно-значимых взрослых или наличие отношений сотрудничества между отцом и ребенком. Данный факт наводит на мысль о необходимости поиска социально-психологических закономерностей генезиса и функционирования психологической защиты, а следовательно, организации изучения данного феномена не только в рамках психологии личности и клинической психологии, но и в других отраслях психологической науки.

Показать весь текст

Список литературы

  1. B.C. Механизмы социального восприятия // Психол. ж. 1989. Т.10. № 2, с.63−70.
  2. М., Бэйкер П. Работа с проблемным ребенком: интегрированный психологический подход // Материалы семинара. М., 1995. — 28 с.
  3. Л.И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысление, преобразование ситуаций и психологическая защита // Психол. журнал, 1994, т. 15, № 1, с. 3−18.
  4. Р.Т., Байярд Дж. Ваш беспокойный подросток. М.: Просвещение, 1991.-224 с.
  5. А., Уолтере Р. Принципы социального научения. В кн.: Современная зарубежная социальная психология. Тексты / Под ред. Г. М. Андреевой, Н. Н. Богомоловой, Л. А. Петровской. М.: Изд-во Московского ун-та, 1984, с. 55−60.
  6. М.К. Компенсаторные формы поведения у детей 3−6 лет, воспитывающихся в условиях детского дома: Дисс. на соиск. учен. степ. Канд. психол. наук: 19.00.04. -М., 1995.-291 с.
  7. М.Я. Методика психологического наблюдения за детьми. М.: Педагогика, 1975.
  8. Ф.В. О силе «Я» и психологической защите // Вопросы философии, 1969, № 2, с.118−125.
  9. Ф.В. О статье В.В. Налимова и Ж. А. Дрогалиной // Психол. ж., 1985, т.6, № 1, с.137−139.
  10. Ф.В., Бурлакова М. К., Волков В. Н. Проблема психологической защиты // Психол. ж., 1988, т.9, № 3, с. 79−86.
  11. П.Батурин Н. А. Проблема «защитных механизмов» и переживание неудачи // Тезисы докладов конференции Уральского отделения общества психологов. / Научные редакторы: B.C. Мерлин, В. В. Белоус. Пермь, 1978, с. 72−74.
  12. Л., Беллак С. С. Руководство по тесту детской апперцепции (фигуры животных): Пер. с англ. Киев: ПАН Лтд, 1995. — 26 с.
  13. П.Березин Ф. В. Психическая и психофизиологическая интеграции (некоторые методические подходы к изучению бессознательного). В кн.: Бессознательное Сборник статей. Новочеркасск: Агентство «Сагуна», 1994. Т.1, с. 187−200.
  14. Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. Пер. с англ. М.: Прогресс, 1988. — 400 с.
  15. Э. Трасакционный анализ и психотерапия. Пер. с англ. Спб., изд-во «Братство», 1992.-224 с.
  16. А. Справочник статистических решений. М.: Статистика, 1968. — 162 с.
  17. .С. Аномалии личности. М.: Мысль, 1988. — 304 с.
  18. Г. М. Эмоциональные особенности онтогенеза личности: Дисс. на соиск. учен. степ, доктора психол. наук: 19.00.07. -М., 1990. -239 с.
  19. Л.Ф., Морозов С. М. Словарь-справочник по психологической диагностике. Киев: Наукова думка, 1989. — 197 с.
  20. Г. В., Карабанова О. А., Лидере А. Г. Возрастно-психологическое консультирование. Проблемы психического развития детей. М.: Изд-во МГУ, 1990.- 136 с.
  21. М.И. Ребенок из неблагополучной семьи: Записки детского психиатра. М.: Просвещение, 1988. — 207 с.
  22. М.И. Беседы о детской психиатрии. М.: Просвещение, 1986. — 208
  23. Р., Ричардсон Д. Агрессия. СПб.: Питер, 1997. — 336 с. (Серия «Мастера психологии»),
  24. А.Я., Столин В. В. Тест-опросник родительского отношения. // Практикум по психодиагностике. МГУ, 1988, с. 107−113.
  25. Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М.: Просвещение, 1991.
  26. Дж., Стэнли Дж. Статистические методы в педагогике и психологии: Пер. с англ. М.: Прогресс, 1976. — 494 с.
  27. P.M. Элементы практической психологии. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та., 1988. — 650 с.
  28. Л.Р. Механизмы психологической защиты: генезис, функционирование, диагностика: Дисс. на соиск. учен. степ. Канд. психол.• наук: 19.00.07. М., 1994. — 202 с.
  29. Групповая психотерапия / Под ред. Б. Д. Карвасарского, С.Ледера. М.: Медицина, 1990.-384 с.
  30. Е.Е. Детский тест «Рисуночной фрустрации» С.Розенцвейга: (Практическое руководство). В 2-х частях. М., 1992.
  31. И.Б. Типы социально-психологической адаптации и комплекс неполноценности // Вестник СПбГУ. Сер. 6, 1996, вып.1, с.59−68.
  32. Детский тест «Диагностика эмоциональных отношений в семье» (Методическое руководство) / Под общ. ред. А. Г. Лидерса и И. В. Анисимовой. М., 1993. — 31 с.
  33. Э. Жизнь и творения Зугмунда Фрейда: Пер. с англ. М.: «Гуманитарий» АГИ, 1997. — 448 с.
  34. Хр. Психоанализ и философия // Бессознательное: в 4-х т. Т. 1.
  35. E.JI. Механизмы психологической защиты от манипулятивного воздействия: Дисс. на соиск учен. степ. канд. психол. наук: 19.00.01. М., 1993.- 162 с.
  36. В.И. Понятие психологической защиты в концепциях З.Фрейда и К. Роджерса // Вопр. психологии, 1990, № 4, с. 14−21.
  37. А.И. Психотерапия неврозов у детей и подростков. Л., 1982. — 214 с.
  38. А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. М.: Просвещение, 1986. — 128 с.
  39. Д.Н., Каган В. Е. Половое воспитание детей: Медико-психологические аспекты. Л.: Медицина, 1988. — 160 с.
  40. В.Л. Теоретические проблемы глубинной психологии. Тбилиси, 1982.- 184 с.
  41. БД. Неврозы. М.: Медицина, 1980. — 447 с.
  42. .Д. Психотерапия. М.: Медицина, 1985. — 304 с.
  43. .Д. (общая редакция) Психотерапевтическая энциклопедия. -СПб.: Питер Ком, 1998. 752 е.: (Серия «Мастера психологии»).
  44. Кон И. С. Ребенок и общество. М.: Наука, 1988. — 270 с.
  45. Э.А. О физиологических механизмах «психологической защиты» и безотчетных эмоциях. В кн.: Бессознательное. Т. 1. Тбилиси, 1978, с. 635 -651.
  46. Э.А. Функциональная ассимметрия полушарий мозга и неосознаваемое восприятие. М.: Наука, 1983. — 171 с.
  47. М. Некоторые интеркорреляции между сознанием, интеграцией поведения и защитными механизмами. В кн.: Бессознательное. Т. 3. -Тбилиси, 1978, с. 402 -413.
  48. Э. Я горжусь: Пер. с англ. СПб.: АО «Комплект», 1995. — 32 с. (Сер.: Учимся владеть чувствами).
  49. Э. Я волнуюсь: Пер. с англ. СПб.: АО «Комплект», 1995. — 32 с. (Сер.: Учимся владеть чувствами).
  50. Э. Я сержусь: Пер. с англ. СПб.: АО «Комплект», 1995. — 32 с. (Сер.: Учимся владеть чувствами).
  51. Э. Я расстраиваюсь: Пер. с англ. СПб.: АО «Комплект», 1995. — 32 с. (Сер.: Учимся владеть чувствами).
  52. К.П. Исследование симптомообразования у больных психовегетативным синдромом / Дипломная работа. М.: МГУ, 1993. — 58 с.
  53. А.А., Кроник Е. А. В главных ролях: вы, мы, он, ты, я: Психология значимых отношений. М.: Мысль, 1989. — 204 с.
  54. А.А., Хорошилова Е. А. Диагностика взаимопонимания в значимых отношениях // Вопросы психологии, 1987, № 1.
  55. П. Современный психоанализ. -М., 1997.
  56. Р. Как на самом деле любить детей. М. Максимов. Не только любовь. М.: Знание, 1992. — 190 с.
  57. И., Матейчек 3. Психологическая депривация в детском возрасте: Пер. с чеш. Прага, 1984.
  58. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975. -304 с.
  59. Д. Работать с маленькими детьми, поощрять их развитие и решать проблемы: Пер с англ. М.: Просвещение, 1991. — 223 с.
  60. Н.В. Механизмы психологической защиты у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития. В кн.: Психология XXI века: (Материалы научно-практической студенческой конференции). -СПб., 1998.-с. 35−37.
  61. С.Е., Суворов А. В. Тест рисуночной ассоциации С.Розенцвейга (руководство по использованию). СПб.: ГП «Иматон», 1993. — 64 с.
  62. И.М. Диагностика и тренинг взаимодействия родителей с детьми: Дисс. на соиск. учен. степ. канд. психол. наук: 19.00.05. СПб., 1996.- 198 с.
  63. B.C. Проблемы генезиса личности. -М., 1985.
  64. В.Н. Личность и неврозы. Л.: Изд. Ленингр. ун-та, 1960. — 426 с.
  65. В.В., Дрогалина Ж. А. Вероятностная модель бессознательного. Бессознательное как проявление семантической вселенной // Психол. журнал, 1984, т.5, № 6, с. 111−122.
  66. А.А. Социально-психическая адаптация личности: (Формы, механизмы и стратегии). Ереван: Изд-во АН Арм. ССР, 1988. — 262 с.
  67. Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. М.: Тривола, 1995.-360 с.
  68. Общая психодиагностика / Под ред. Бодалева А. А., Столина В. В. М.: Изд-во Московского ун-та, 1987. — 304 с.
  69. Е.В. Зависимость уровня тревожности детей от особенностей взаимоотношений в семье / Дипломная работа. Челябинск, 1994. — 54 с.
  70. Ф., Хефферлин Р, Гудмэн Опыты психологии самопознания (практикум по гештальттерапии). М.: Гиль-Эстель, 1993. — 240 с.
  71. Л.А. Теоретические и методологические проблемы социально-психологического тренинга. М., 1982.
  72. А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. М.: Политиздат, 1982.- 255 с.
  73. Р., Келлерман Г., Конт Х. Р. Тест-опросник механизмов психологической защиты (Life Style Index) / Адаптация Л. Р. Гребенникова (Руководство по использованию). М., 1996. — 18 с.
  74. Н.Н. Современное состояние и перспективы исследований в области дошкольного воспитания // Вопр. психологии. 1982, № 6.
  75. Помощь родителям в воспитании детей.: Пер. с англ. / Общ. ред. Пилиповского В. Я. М.: Прогресс, 1992. — 256 с.
  76. Психология. Словарь / Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. -2-е изд. М.: Политиздат, 1990. — 494 с.
  77. Психология развивающейся личности / Под ред. А. В. Петровского. М.: Педагогика. 1987. — 240 с.
  78. Т.И. Развитие представлений о семейных отношениях у детей // Вопр. психологии, 1996, № 2, с 14−23.
  79. Развитие личности ребенка (Массен, Конджер, Каган и др.): Пер. с англ. / Общ. ред. A.M. Фонарева. М.: Прогресс, 1987. — 272 с.
  80. А.А. К проблеме социальной адаптации личности. // Вестник СПбГУ. Сер. 6, 1995, вып. 3 (№ 20), с. 74−79.
  81. А.А. Агрессия и агрессивность личности // Психол. журнал, 1996, т. 17, I5, с. 3−18.
  82. А.А. Психология познания педагогом личности учащихся. М.: Высш. шк., 1990.-80 с.
  83. А.А. Психология педагогической деятельности (Проблемный анализ): Учеб. пособ. Ижевск: Изд-во Удм. ун-та, 1994. — 83 с.
  84. Л.А. Наблюдение в практической психологии (характеристики, методики, упражнения). СПб.: Образование, 1996. — 148 с.
  85. Н.И. Психология личности. М.: Изд. Ун-та дружбы народов, 1987.-200 с.
  86. К. О групповой психотерапии. Пер. с англ. М.: Гиль-Эстель, 1993.- 224 с.
  87. B.C. Психологические проблемы психотерапии // Психол. журнал, 1986, т.7, № 3, с. 111−118.
  88. B.C., Аршавский В. В. Поисковая активность и адаггация. М.: Наука, 1984. — 193 с.
  89. Е.С., Гребенников Л. Р. Механизмы психологической защиты.
  90. Генезис. Функционирование. Диагностика. Мытищи: Изд. «Талант», 1996.- 144 с.
  91. Е.С., Потемкина О. Ф. Графические методы в психологической диагностике. М.: Дидакт, 1992. — 256 с.
  92. А.А. Психологический конфликт и особенности индивидуального развития личности ребенка. М.: Педагогика, 1988. — 120 с.
  93. К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика. Пер. с англ./ Общ. ред. и вступ. ст. Л.А.Н'лровской. -М.: Прогресс, 1993.-368 с.
  94. Е.Ф. Возрастная и дифференциальная психология: Учеб. пособие. Л.: Изд-во Ленинградского ун-та, 1990. — 256 с.
  95. Дж., Дэр К., Холдер А. Пациент и психоаналитик: основы психоаналитического процесса. М.: Смысл, 1995. — 194 с.
  96. В. Как строить себя и свою семью: Пер. с англ. М.: Педагогика-Пресс, 1992.- 192 с.
  97. Г. Стресс без дистресса. М.: Прогресс, 1979. 126 с.
  98. Е.В. Комплекс «неполноценности» и анализ ранних воспоминаний в концепции Альфреда Адлера. СПб.: СпбГУ, 1993. — 152 с.
  99. Е.В. Методы математической обработки в психологии. СПб.: Социально-психологический центр, 1996. — 350 с.
  100. П.В. О природе неосознаваемого психического. // Психол. журнал, 1986, т. 7, № 2, с. 145−148.
  101. . Оперантное поведение // История зарубежной психологии. 3060-е годы XX века. М.: Изд-во Московского ун-та, 1986, с. 60−95.
  102. Р., Клииз Д. Семья и как в ней уцелеть.: Пер. с англ. М.: Независимая фирма «Класс», 1995. — 272 с.
  103. В.М. Современное состояние детского психоанализа // Вопр. психологии, 1988, № 5, с.161−168.
  104. М.В. Имитационное поведение в раннем онтогенезе: опыт исследования. Вопр. психологии, 1995 № 4, с. 108−115.
  105. Е.Т. Проективные методы исследования личности. М.: Изд-во Московского ун-та, 1980. — 174 с.
  106. Е.Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности. М.: Изд-воМГУ, 1989.-215 с.
  107. Е.Т. Особенности самосознания при невротическом развитии личности. Автореферат докт. дисс. М., 1991
  108. Е.Т., Николаева В. В. Особенности личности при пограничных расстройствах и соматических заболеваниях. М.: SvR-Аргус, 1995. — 360 с.
  109. А.С. Профилактика детских неврозов. М., 1988. — 199 с.
  110. И.Д. Анализ защитных проявлений личности: Дисс. на соиск. учен. степ. канд. психол. наук: 19.00.01. М., 1986. — 160 с.
  111. В.В. Самосознание личности. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1983. — 284 с.
  112. Е.В. Генезис личностного поведения у дошкольников и стиль общения // Вопр. Психологии, 1981, № 2.
  113. В.А. Психология лечебного процесса. Л.: Медицина, 1984. -182 с.
  114. И.М. Введение в клиническую нейропсихологию. Л.: Медицина, 1973. — 225 с.
  115. Д.А. Ошибки родителей. Пер. с итал. М.: Прогресс, 1993. — 136 с.
  116. В.А. Биологически обусловленные бессознательные мотивации в структуре личности. В кн.: Бессознательное. Сборник статей. -Новочеркасск: Агентство «Сагуна», 1994. Т.1, с. 127−147.
  117. Р., Юри У. Путь к согласию, или Переговоры без поражения: Пер. с англ. М.: Наука, 1990. — 155 с.
  118. А. Норма и патология детского развития. Пер. с нем. М., 1990.
  119. А. Психология «Я» и защитные механизмы: Пер. с англ. М.: Педагогика, 1993. — 144с.
  120. Фрейд 3. Введение в психоанализ: Лекции / Авторы очерка о Фрейде Ф. В. Бассин и М. Г. Ярошевский. М.: Наука. 1989. — 456 с. — (Серия «Классики науки»).
  121. Фрейд 3. По ту сторону принципа удовольствия // Психология бессознательного. Сборник произведений. М.: Просвещение, 1990. — с. 382 -424.
  122. И.К. О контакте родителей с детьми // Вопр. психологии, 1990, № 1,с. 93−99.
  123. Э. Иметь или быть. М.: Прогресс, 1990. — 330 с.
  124. Э. Анатомия человеческой деструктивности. М.: Республика, 1994.-446 с.
  125. А.У. Личность в общении / Общение и оптимизация совместной деятельности / Под ред. Г. М. Андреевой, Я. Яноушека. М.: И^д-во МГУ, 1987.-301 с.
  126. Г. Т. Семья глазами ребенка. М.: Педагогика, 1989. — 160 с.
  127. К. Невротическая личность нашего времени- Самоанализ: Пер. с англ. / Общ. ред. Г. В. Бурменской. М.: Издательская группа «Прогресс» -«Универс», 1993.-480 с.
  128. Л., Зиглер Д. Теории личности (основные положения, исследования и применение). Спб.: Питер Пресс, 1997. — 608 с. — (Серия «Мастера психологии»).
  129. Э.Г., Юстицкий В. В. Семейная психотерапия. Л.: Медицина, 1989.- 192 с.
  130. П. Почему дети лгут?: Пер. с англ. М.: Педагогика-Пресс, 1993. -272 с.
  131. Э.Г. Детство и общество: Пер. с англ. СПб.: Ленато, ACT, Фонд «Университетская книга», 1996. — 592 с.
  132. Э.Г. Идентичность: юность и кризис: Пер. с англ. / Общ. ред. и предисл. Толстых А. В. М.: Издательская группа «Прогресс», 1996. — 344 с.
  133. М.Г. История психологии. 3-е изд. — М.: Мысль, 1985. -575с.
  134. Adler A. The practice and theory of individual psychology. N.Y.: Humanities, 1929.
  135. Baldwin J. Child psychology // Annual Review of Psychology. V.J. 1956.
  136. Bandura A. Social learning theory. Englewood cliffs. N.Y.: Prentice Hall, 1977.
  137. Bellak L. The TAT, CAT and SAT in clinical use. N.Y., 1975.
  138. Berne E. Sex in Human Loving. Pengium Books, 1973, 267 p.
  139. Bowlby J. Childhood mourning and its implications to for psychiatry. American Journal of Psychiatry, 1961, 118, p. 481−498.
  140. Bowlby J. The making and breaking of affectional bonds. London: Tavistock Publications, 1979.
  141. Brazelton T.B. Toddlers and parents. N.Y.: a Delta Book, 1974,250 p.
  142. Buettner R. Coping Mechanisms Used by Rural Principals. SSTA Research Centre Report #95−13: 32 pages, $ 11, 1995.
  143. Frese F. J. Coping With Schizophrenia. Innovations & Research. 1993. Vol 2. No. 3. 30 p.
  144. Freud A. Defense Mechnisms: Encyclopedia Britanika, V.7, London, p. 172 173.
  145. Freud A. Normality and Pathology in Childhood: Assessments of Development. N.Y., 1965.
  146. Freud A. The Ego and the mechanisms of defense // The writing of Anna Freud, Vol. 2. London, 1977.
  147. Freud S. Das Sexual Leben, Studienausgabe, B. 5. Fischer Verlag, Frankfurt am Main, 1975, S. 465.
  148. Freud S. Histerie und Angst, Studienausgabe, B. 6. Fischer Verlag, Frankfurt am Main, 1971, S. 359.
  149. Gewirtz J.L. Mechanisms of social learning: Some roles of stimulation and behavior in early human development // D.A. Goslin (ed.) Handbook of Socialization theory and research. Chicago. 1968.
  150. , D. B. (Ed.) Webster’s New World Dictionary of the American Language. New York: Simon and Schuster. 1984.
  151. Handbuch der Dynamischen Psychiatry. B. 2 / Hrsg. Ammon G. Munchen, 1982.
  152. Hock K. Gruppenpsychothrapie. VEB Deutscher Verlag der Wissenschaften, Berlin, 1978.
  153. Horney K. Der Neurotische Mensch unserer Zeit. Stuttgart: Kilper, 1951.
  154. Jensen D. S., M.A. Pseudosexuality in Adolescents. Phillips Graduate Institute. 1995.31 р.
  155. Kellerman H., Plutchik R. The meaning of tension in group psychotherapy. In L.R.Wolberg, M.L.Aronson, & A.R.Wolberg (eds.), Group psychotherapy 1977: An overview. N.Y.: Stratton Intercontinental Medical Book Corp., 1977.
  156. Laign R.D. Mistifications confusion and conflict.- In: J. Boszormeny-Nagy, J.L. Framo (eds.). Intensive Family therapy. N.Y., 1965
  157. Lazarus R.S. Positive denial: the case for not facing reality // Psychology Today. 1987. November. P. 47−60.
  158. , R. S. & FoLkman, S. Stress, appraisal, and coping. N.Y.: Springer Publishing. 1984.
  159. Lewin K. A dynamic theory of personality. N.Y. London, 1935.
  160. Lissner K. Die Entspannung von Bedurfnissen durch Erzatzhandlungen. «Psych. Forsch», 1933, Bd 18.
  161. Lowen, A. Bioenergetiks. New York: Coward, McCann & Geoghegan, 1975.
  162. Maslow A.H. Motivation and personality (3nd ed.). N.Y.: Harper and Row, 1987.
  163. Miller N.E., Dollard J. Social learning and imitation: New Haven. 1941.
  164. Morgan C., Murray H. A method for investigating fantasies: The thematic apperception test// Arch, neurol. psychiatr. 1935. Vol. 34.
  165. Murray H. Thematic apperception test. Manual. Cambridge, 1943.
  166. Perry J. Chr. The qualification and the quantification of defence mechanisms, M.P.D., M.D., N.Y., 1990.
  167. Plutchik R. A general psychoevolutionary theory of emotions. In Plutchik R., Kellerman H. (Eds.) Emotions: Theory, research and experience: Vol.1. N.Y.: Academic Press, 1980. P. 3−33.
  168. R., & Conte H.R. Measuring emotions and their derivatives: Personality traits, ego defenses and coping styles. In S. Wetzler, & M. Katz (Eds.),
  169. Contemporary approaches to psychological assessment. N.Y.: Brunner/Mazel, 1989, p. 239−269.
  170. R., Kellerman H., & Conte H.R. A structural theory of ego defenses and emotions. In C.E.Izard, Emotions in personality and psychopathology. N.Y. Plenum, 1979, p. 229−257.
  171. R., & Platman S.R. Personality connotations of psychiatrik diagnoses. Journal of Nervous and Mental Disease, 1977, 165, P. 418−422.
  172. Reich W. Characteranalyse: Technik und Grundlagen fur studierende und praktiriende Analytiker. Wien, 1935.
  173. E.S., & Plutchik R. Interrelationships of emotions, traits and diagnostic constructs. Psychological Reports, 1966,18, P. 399−410.
  174. Sliosberg S. Zur Dynamik des Ersatzes in Spiel und Ernstsituationen. «Psych. Forsch», 1934, Bd 19.
  175. , C. A., & Wallston, K. A. Adaptation in patients with chronic rheumatoid arthritis: Application of a general model. Health Psychology, 1992,11,151−162.
  176. Worterbuch der Psychologies VEB Bibliographisches Institut Leipzig, 1978.596 S.
Заполнить форму текущей работой