Социальное самочувствие молодежи в условиях изменяющегося общества: региональный аспект
Среди факторов, детерминирующих социальное самочувствие тюменской молодежи, следует отметить достаточно актуальную нужду в расширении рынка рабочих мест (это касается как городов, так и муниципальных районов Тюменской области). Несмотря на то, что областной рынок труда может предложить достаточное число вакансий для молодых людей, многие из них не могут устроиться на работу по специальности… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ИЗУЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНОГО САМОЧУВСТВИЯ МОЛОДЕЖИ
- 1. 1. Генезис понятия «социальное самочувствие» как научной категории
- 1. 2. Современная социологическая интерпретация и структура социального самочувствия
- 1. 3. Факторная модель социального самочувствия молодежи в условиях изменяющегося общества
- ГЛАВА 2. СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ СОЦИАЛЬНОГО САМОЧУВСТВИЯ МОЛОДЕЖИ
- 2. 1. Методология и методика эмпирического исследования социального самочувствия
- 2. 2. Особенности социального самочувствия молодежи Тюменской области в реалиях изменяющегося общества
- 2. 3. Ценностные ориентации молодежи в современных институциональных условиях
Социальное самочувствие молодежи в условиях изменяющегося общества: региональный аспект (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность темы
исследования.
Проблема молодежи в России уже в течение нескольких десятилетий остается одной из сложнейших в отечественной социальной политике и практике. Молодежь как специфическая социальная общность занимает двойственное положение: с одной стороны, это одна из наиболее социально уязвимых групп населения, с другой — лидирующая, поскольку молодой человек по природе своей открыт новому, способен к нетрадиционным, инновационным решениям.
За последние десятилетия основные характеристики молодежи как социальной группы значительно менялись: дело здесь не столько в ослаблении культурно-исторических традиций, утрате межпоколенческой преемственности и в нежелании самой молодежи ее обретать, сколько в кризисе систем образования и воспитания. В первом случае проблема связана с тем, о чем пишет, например, И. М. Ильинский: «Сегодня в мире абсолютно доминирует наукоцентристская парадигма образования, одной из очевидных особенностей которой является гиперспециализация» [48- 33]. Итог — с каждым годом стремительно растет число «формально образованных» людей, владеющих узкоспециальными знаниями, но не способных «рассуждать вообще», осознавать себя как неотъемлемую часть окружающего мира и нести ответственность за принимаемые решения.
Вторая проблема связана с кризисом воспитания (социализации) как системы целенаправленных воздействий различных общественных и государственных институтов, посредством которых у индивида формируются определенные умения и установки, необходимые для реализации своих социальных ролей и практической деятельности, в рамках существующей действительности.
В то же время социологи нередко диагностируют улучшение социального самочувствия молодежи различных регионов России, которое интерпретируется как итог грамотно выстроенной социальной политики.
Такая тенденция прослеживалась с 2000 до начала 2009 года. Последние исследования тюменских социологов также свидетельствуют о достаточно высоком уровне социального самочувствия молодежи в условиях финансово-экономического кризиса по сравнению с другими социально-демографическими группами. Тем не менее, наряду с улучшением общего фона социального самочувствия исследователи отмечают, что «у большинства молодежи выявляется отсутствие какой-либо более или менее четкой картины мира, системы ценностей, норм, установок, явные противоречия в сознании» [106- 40]. Подобные социальные явления фиксируют, например, томские социологи, которые пишут о том, что «оценка молодежью своего материального благополучия оптимистична до неправдоподобия. целый ряд показателей заставляет усомниться. не в искренности ответов, а, скорее, в их адекватности наличным и потенциальным поведенческим рисункам» [102- 2].
Не видя привлекательных образцов жизни и деятельности, организованных иначе, чем модель «символического потребления», молодые люди становятся жертвами и приверженцами «фетишизации рынка». Это приводит к низкому уровню ответственности молодого человека за принимаемые решения, к перекладывапию ее на внешние обстоятельства. В сознании современного человека зачастую закрепляются совершенно противоречивые установки и ценности. Ж. Т. Тощенко описывает это как «рождение уникального явления — парадоксального человека. В общественном сознании зреют и продолжают существовать взаимоисключающие ориентации, которые противостоят друг другу, исключают друг друга, несовместимы между собой» [127- 4].
Сама молодежь не способна, в большинстве случаев, разрешить это противоречие, поскольку находится в плену иллюзий относительно своих жизненных перспектив. В сознании молодежи реальные причины существующих проблем заменяются симулякрами и стереотипами, не требующими раздумий, минимизирующими когнитивные усилия.
В области исследования современных социальных структур, изменения общественного положения и социального самочувствия населения складывается симбиоз органов власти и социологов. Учет социального самочувствия и социального положения создает предпосылки для упреждающего социального управления. Социологические исследования «портретного характера» становятся основаниями для принятия законодательных инициатив и управленческих решений. Однако в свете изложенных выше проблем не следует расценивать рост уровня эмпирически измеряемого социального самочувствия молодежи и населения в целом в качестве фактора улучшения и стабилизации функционирования всего современного общества.
Степень разработанности проблемы. Высокая степень научного интереса к проблемам социального положения и самочувствия населения (в том числе, молодежи), их воздействие на поведение социальных субъектов обусловило значительную степень интереса и научной рсработанности по ряду направлений.
Философские, антропологические, психологические и, конечно, социологические аспекты осмысления социального самочувствия, трактуемого с различных точек зрения, берут свое начало с концепций ученых XIX — начала XX веков.
Обширна социологическая литература по проблемам социального самочувствия различных страт общества и связанных с ним аспектов. Феномен социального настроения, комфортности, образа жизни отдельных слоев населения изучался отечественными социологами М. М. Акулич, Г. М. Андреевой, Л. П. Буевой, А. В. Брушлинским, А. А. Давыдовым, Е. В. Давыдовой, И. А. Джидарьяном, Л. Г. Зубовой, Ю. А. Левадой, Н. С. Мансуровым, И. М. Мерзляковой, А. В. Петровским, В. Д. Поповым, О. А. Раковской, В. В. Сидоренко, Ж. Т. Тощенко, С. В. Харченко, В. М. Шепелем, В. В. Шороховой, М. Г. Ярошевским и др.
Социологические аспекты исследования социального самочувствия также находят свое отражение в трудах К.А. Абульхановой-Славской, Г. С. Алексеевича, Е. А. Ануфриева, Е. В. Антоновой, J1.A. Беляевой, И.В. Бестужева-Лады, В. А. Бурко, А. П. Бутенко, Г. Л. Воронина, О. А. Губаревой, М. А. Гуревича, А. Л. Журавлева, В. А. Ивановой, Н. В. Касьяненко, Я. Н. Крупец, В. Г. Крысько, Н. И. Лапина, В. К. Левашова, Н. Я. Лепешкина, А. Н. Лутошкина, О. В. Лясковской, Л. А. Орловой, Г. М. Орлова, И. В. Охременко, Б. Д. Парыгина, Б. Ф. Поршнева, В. З. Роговина, В. А. Соснина, В. И. Толстых, Ж. Т. Тощенко, С. В. Харченко, В. А. Хащенко, В. Г. Шуметова, Л. И. Щербаковой Т.И. Юдиной и др.- за рубежом опубликованы в работах Б. Уильямса, А. Маслоу, Д. Мида, Э. Толмана, С. Халла, Г. Хофстеда и др.
Жизненный путь молодежи, жизненные силы, ценностные ориентации и потенциал молодого человека исследуется в работах В. П. Бабинцева, И. В. Бояриновой, Ю. Р. Вишневского, Ю. Г. Волкова, Е. И. Головаха, А. И. Грибакина, С. И. Григорьева, В. И. Добренькова, А. С. Запесоцкого, Г. Е. Зборовского, С. Н. Иконниковой, И. М. Ильинского, М. С. Кагана, А. И. Ковалевой, Г. Б. Кораблева, В. В. Котляровой, В. Т. Лисовского, В. А. Лукова, Э. А. Саар, В. Е. Семенова, А. И. Субетто, М. Х. Титма, В. Т. Шапко, В. И. Чупрова, В. А. Ядова и многих других.
Проблемы социального самочувствия освещены в аналитических работах, посвященных социологическим исследованиям населения в целом (Л.А. Беляева, Л. Е. Душацкий, Л. С. Егорова, Н. Г. Ковалева, Н. И. Лапин, Г. Е. Маклакова, В. В. Мельник, Л. А. Орлова, С. Г. Панов, Д. Рогозин, Л. Я. Рубина, А. А. Русалинова, И. С. Тришкина, О. А. Хасбулатова, Г. Ф. Шафранов-Куцев) и молодежи, в частности (В.А. Авксентьев, Г. Д. Гриценко, Е. В. Давыдова, Т. Ф. Маслова, Л. Е. Петрова, Е. В. Панченко, Т. Н. Юдина и др.).
Приведенный в работе анализ литературы, посвященной социальному самочувствию и смежным с ним категориям, позволяет сделать вывод о том, что наряду с несомненными достижениями в их разработке сохраняется немало сложных и нерешенных вопросов. Так, в недостаточной мере изучена собственно структура социального самочувствия, его категориальное поле применительно к исследованию трансформационных процессов общества, факторы, влияющие на его изменение, существуют пробелы в методиках расчета индексов социального самочувствия и т. д. Перечисленные факторы обуславливают необходимость дальнейшей научной разработки предмета исследования.
Методологической основой диссертационного исследования являются общие принципы научного познания: объективизм, историзм, системность, всесторонностьобщенаучные принципы системного, комплексного анализа общественных явлений, многопланового подхода ко всей совокупности объективных и субъективных факторов развития общества. Немалую ценность в этом отношении представляют труды классиков философской и культурологической мысли, исследования социологов, специалистов в области психологии.
В центре нашего внимания находятся идеи, развиваемые в теоретической социологии М. Вебером, Э, Дюркгеймом, О. Контом, Т. Парсонсом, Г. Спенсером, П. Сорокиным, И.В. Бестужевым-Ладой, Н. И. Лапиным, Б. Д. Парыгиным, Ж. Т. Тощенко, С. В. Харченко, социологии молодежи (Ю.Р. Вишневского, С. И. Григорьева, С. Н. Иконниковой, И. М. Ильинского, А. И. Ковалевой, В. А. Лукова, В.Т. Лисовского), культурологии (М.С. Когана, А.С. Кармина).
Кроме того, в диссертации применены методы конкретных социологических исследований: анализ документованкетный опроскорреляционный и факторный анализ первичных социологических данныхвторичный анализ результатов социологических исследований, опубликованных в научных работах и периодической печати.
Проблема исследования вытекает из следующих противоречий:
— между вызовами современностью российскому социуму, частью которого является молодежь, и ее способностью ответить на эти вызовы;
— между трансформацией иерархии ценностных ориентаций молодых людей и ослаблением влияния социальных институтов, регулирующих социальное поведение современного молодого человека, его адаптацию в условиях рыночной экономики;
— между наличием разнообразных научных основ проработки социального самочувствия и отсутствием обобщающих концепций, интегрирующих накопленные знания.
В силу данных обстоятельств, проблема исследования заключается в углублении научных оснований путей разрешения этих противоречий.
Объект исследования — социальное самочувствие как социальное явление.
Предмет исследования — особенности социального самочувствия молодежи на современном этапе развития российского общества.
Гипотеза исследования.
В современном российском обществе, претерпевающем значительные изменения, с течением социального времени происходит движение основных параметров социального пространства: социальной структуры общества и социальных институтов, что находит выражение в специфике формирования социального самочувствия населения в целом и молодежи, в частности.
Цель и задачи исследования
.
Целью исследования является раскрытие специфики социального самочувствия молодежи и ее места в социальной структуре социума во взаимосвязи с характером современных общественных процессов. В соответствии с формулировкой цели поставлены следующие задачи:
— исследовать генезис понятия «социальное самочувствие» как социологической категории;
— теоретически интерпретировать и провести анализ основных аспектов современной социологической концептуализации понятия «социальное самочувствие», рассмотреть его структуру;
— определить характер и способы изменения социального самочувствия в контексте трансформационных процессов, протекающих в современном российском обществе;
— выявить методологические и методические основы эмпирического исследования социального самочувствия;
— изучить особенности социального самочувствия молодежи Тюменской области на современном этапе изменения социума;
— рассмотреть специфику формирования иерархии ценностных ориентаций молодежи в современных условиях развития российского общества.
Научная новизна исследования заключается в том, что предпринята попытка концептуального рассмотрения социального самочувствия молодежи в условиях изменяющегося российского общества на региональном уровне.
1. Проанализированы основные теоретико-методологические подходы в изучении социального самочувствия. Установлено, что, несмотря на присутствие тематики социального самочувствия в проблемном поле социологии, социальной философии и социальной психологии, сама категория слабо копцептуализована. Выделены стадии развития социального самочувствия как когнитивной категории. Предложена методика анализа основных подходов к изучению социального самочувствия, основанная на выделении парадигм, где социальное самочувствие является отображением уровня включенности индивида в современные трансформационные процессы и степени их практического освоения. Проведен сравнительный анализ близких по смыслу понятий, на основании которого уточнено категориальное поле социального самочувствия и проведена его теоретическая интерпретация и операциопализация.
2. В традиционную структуру социального самочувствия введены новые компоненты — энергетический и аксиологический. Энергетический компонент выражает уровень реализации жизненных сил личности, социальной группы как способность воспроизводить и совершенствовать свою жизнь в разных сферах, проявляя социальную субъектность. Аксиологический компонент социального самочувствия отражает отношение субъекта к условиям своего бытия как результат сознательного выбора жизненно значимых предметов и объектов.
3. Обоснована конструктивность исследования социального самочувствия в контексте изучения трансформации общества. Предложена авторская концепция факторной модели социального самочувствия в условиях изменения социума. В ее основу легло положение о том, что социальное самочувствие выступает показателем социальной идентичности субъекта в тех или иных «координатах» социального пространства (социальной структуры, социальных институтов) и времени. Основным фактором, оказывающим влияние на состояние социального самочувствия, является изменение социальной реальности. Оно, в свою очередь детерминирует характер социализационных, идентификационных и адаптационных процессов, в которые вовлечен социальный субъект.
4. Предпринят анализ методик измерения социального самочувствия, представленных в отечественной социологической литературе. Его результаты изложены в сравнительной таблице. В инструментарий Н. И. Лапина и J1.A. Беляевой введен дополнительный индекс: коэффициент социально-энергетического потенциала, который отражает уровень актуальной и потенциальной социальной активности молодого человека. Данный показатель строится на учете самооценки респондентом своего здоровья, а также на степени его социальной активности.
5. На основании выделенных индикаторов социального самочувствия и полученных в ходе эмпирического исследования данных разработана социальная типология молодежи, включающая солютивный, кандидативный, мелиоративный, протективный, вивативный и гармоничный социальные типы.
6. Выявлены различия самооценок материального положения молодых людей и населения Тюменской области в целом, результаты которого представлены в таблице.
Эмпирическую базу составили результаты социологического исследования, проведенного лично диссертантом в начале 2008 г. на основе сконструированного авторского инструментария с использованием элементов Типовой методики «Социологический портрет региона» Н. И. Лапина и Л. А. Беляевой.
Теоретическая значимость исследования определяется ее актуальностью и новизной и заключается в разработке концептуальной модели социального самочувствия в условиях изменяющегося общества.
Практическая значимость исследования. Материалы и выводы диссертации могут быть использованы при формировании образовательных программ по курсам социологических и управленческих дисциплин. Ее результаты будут полезны для выработки рекомендаций по совершенствованию молодежной политики, в частности, и социальной политики в локальном, региональном и федеральном масштабепри разработке законодательных актов, связанных с основными аспектами молодежной политики, которые должны включать в себя механизмы решения актуальных социально-экономических проблем.
Положения, выносимые на защиту:
1. Социальное самочувствие — комплексная оценка индивидом (совокупностью индивидов, выраженной в социальной группе, общности) своего местоположения в структуре социума, основанная на степени успешности социальной адаптации, адекватности поведенческих паттернов и системы ценностей, формирующихся в процессе интеграции социального субъекта в изменяющуюся социальную реальность в условиях конкретного социального времени. Социальное самочувствие включает в себя когнитивный, поведенческий, эмоциональный, энергетический и аксиологический компоненты.
2. Социальное самочувствие субъекта социально детерминировано. Каждое общество имеет характерные признаки, затрагивающие основные аспекты его существования: когнитивные, регулятивные, аксиологические нормы, социальную структуру, социальный состав населения, особенности социальной стратификации, движение которых влечет за собой изменение социального самочувствия членов социума.
3. Степень реализации ценностных ориентаций молодых людей, выступающих в качестве смысложизненных установок,.оказывает влияние на уровень социального самочувствия субъекта. Одним из важнейших аспектов изменения современного российского общества в целом стала трансформация института семьи, что объясняется утратой прежней нормативной роли современной семьи как социального института, а также расширением спектра ее функций и повышением значимости для россиянина узкогрупповых семейных интересов. Ценность собственной (нуклеарной) семьи для россиян (особенно для молодежи) прочно утвердилась на лидирующей позиции, оттеснив на второй план заботу о материально обеспеченной жизни, что может свидетельствовать об атомизации членов общества.
4. На современном этапе развития российского общества социальное самочувствие молодежи в целом характеризуется: а) высокими показателями удовлетворенности жизнью, социального оптимизма, уверенности в себе и своих силах, наряду с такими факторами, как:
— низкая включенность молодежи в общественно-политические процессы;
— низкие показатели самостоятельности и социально-энергетического потенциалаб) превалированием семейных ценностных ориентаций, стремлением дифференциации себя и своей семьи от других, наряду с низким показателем защищенности от основных социальных проблем-опасностейв) завышенной самооценкой молодежью материального положения своей семьи, что может свидетельствовать об иных приоритетах потребностей в самореализации и самоактуализации молодежи.
Апробация и внедрение результатов исследования. Основные теоретические и практические положения диссертации, результаты опытно-экспериментальной работы докладывались на региональных, Всероссийских и международных научных и научно-практических конференциях: «Глобализация и социальные изменения в современной России» (Москва, 2006 г.), «Социально-экономические проблемы трансформационной экономики» (Тюмень, 2006 г.), «Образ российской молодежи в современном мире: ее самосознание и социокультурные ориентиры» (Москва, 2007 г.), «Кризис: гуманитарные стратегии преодоления» (Тюмень, 2009 г.), отражены в публикациях автора. Материалы диссертации использовались в разработке курса «Социология управления», преподаваемого автором в течение 3-х лет в Тюменском государственном университете.
Структура диссертации.
Диссертационное исследование состоит из введения, двух глав, включающих 6 параграфов, заключения, списка изученной литературы, включающего 148 наименований, и приложений.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
Как показали результаты нашей диссертационной работы, в избранной предметной отрасли проблемы социального самочувствия населения сохраняют свою актуальность и относятся к категории тех сфер исследования, где все еще возможны научные открытия.
Скоротечность социального времени, непрерывное движение социального пространства обуславливают динамику уровня социального самочувствия, поэтому полноценному раскрытию изучения проблемы жизнеощущения субъекта в социуме способствует планомерный целенаправленный мониторинг социального самочувствия различных категорий населения в разрезе общественных изменений. Вместе с тем, актуальной потребностью для изучения социального самочувствия является упорядочение того, что было уже накоплено за десятилетия исследований.
Основными достижениями данной работы, по мнению диссертанта, следует считать выполнение ряда задач, поставленных в исследовании.
В работе произведен анализ основных теоретико-методологических подходов к изучению социального самочувствия, в том числе, особенностей социологической интерпретации категории.
Категория «социальное самочувствие», введенная в научный оборот интуитивным путем в связи с потребностью диагностики положения личности в социуме, прошла три основных стадии концептуализации, характерных для большинства терминов (имплицитную, эксплицитную и операциональную). Понятие претерпело эволюционные изменения от явления, воспринимаемого и исследуемого как «чувство» и массовидное явление психики до барометра социальных изменений в обществе. Представителями современной социологии оно исследуется в рамках четырех основных подходов, акцентирующих внимание на различных аспектах включения социального субъекта в общественные процессы, и позволяющих проследить динамику изменения социального самочувствия на субъективном и социально-групповом уровнях.
Произведен семантический анализ понятия социальное самочувствие, что позволило отделить его от смежных категорий. Такой метод, несмотря на то, что он не является вполне социологическим, способен привнести существенный вклад в определение содержания научных категорий, выделенных интуитивно. Категория «социальное самочувствие» имеет множество смежных понятий, которые находятся с ней в различных отношениях зависимости: пересечения категориальных полейвключенности в категориальное полевзаимной детерминированности. Данные аспекты необходимо учитывать при формировании методик эмпирического исследования социального самочувствия, операционализации базовых понятий. Структура социального самочувствия представляется нам сложенной из пяти основных компонентов: когнитивного, эмоционального, поведенческого, энергетического (жизненные силы человека) и аксиологического (ценностные ориентации).
В работе изменение социального самочувствия рассмотрено в «координатах» движения социального пространства и времени. Предложенная авторская концепция, представляющая факторную модель социального самочувствия в условиях изменения социума, фиксирует наиболее значимые для социологического анализа стороны явления, детерминирующие его состояние: изменение социальной реальности, социальную адаптацию субъекта к этим изменениям, формирование поведенческих паттернов, социализацию, социальную самоидентификацию. Гипотеза о том, что в современном российском обществе, претерпевающем значительные изменения, с течением социального времени происходит движение основных параметров социального пространства: социальной структуры общества и социальных институтов, что находит выражение в специфике формирования социального самочувствия населения в целом и молодежи, в частности, в ходе исследования подтвердилась.
Рассчитаны основные показатели социального самочувствия молодежи Тюменской области, которые даются в сравнении с данными некоторых других регионов России и населения Тюменской области в целом. Предприняты действия по усовершенствованию методики расчета индекса социального самочувствия, в состав которого был включен коэффициент социально-энергетического потенциала. Сформулирована типология групп молодежи в зависимости от преобладающих значений основных параметров измерения социального самочувствия.
Поскольку большинство (92,3%) молодых людей Тюменской области, согласно представленной в работе типологии групп молодежи, отнесено к кандидативному («социально удовлетворенному») типу, можно сделать вывод о том, что системные изменения современного социума, несмотря на то, что они затрагивают фундаментальные аспекты общественных отношений и влияют на социальное самочувствие молодых людей, еще не способны существенно определять стратификационные признаки молодежи. Главными среди них являются отсутствие личной самостоятельности в принятии молодыми людьми решений, касающихся их жизни, и завышенная степень оптимизма в оценках своего настоящего и будущего.
Среди факторов, детерминирующих социальное самочувствие тюменской молодежи, следует отметить достаточно актуальную нужду в расширении рынка рабочих мест (это касается как городов, так и муниципальных районов Тюменской области). Несмотря на то, что областной рынок труда может предложить достаточное число вакансий для молодых людей, многие из них не могут устроиться на работу по специальности, поскольку и в городе, и на селе число предприятий, нуждающихся в большом количестве специалистов с высшим гуманитарным образованием, невелико. Популярность юридических, экономических и финансовых специальностей среди абитуриентов Тюменской области падает. Однако, по данным нашего исследования, появляются новые специальности-лидеры, связанные со строительством, архитектурой и дизайном, что вновь может выразиться в перекосе рынка труда. Основным мотивом для молодого человека к получению той или иной специальности является ее престиж, а также высокий уровень оплаты труда, именно с этим, на наш взгляд, связано неудовлетворение молодежью тем спектром вакансий, который ей предлагается. Если учесть тот фактор, что в настоящее время, в период финансово-экономического кризиса, разразившегося в большинстве стран мира, положение молодежи относительно возможностей профессиональной самореализации весьма незавидное, то вполне можно прогнозировать тенденцию к спаду уровня социального самочувствия и в нашей стране. С одной стороны, такие процессы способны «отрезвить» российскую молодежь, научить ее более адекватно оценивать свое положение в обществе, с другой стороны, нестабильное положение молодого человека в социуме способно привести к очередной аномии, выходом из которой едва ли смогут послужить даже самые совершенные политические технологии. Кризис смысла деятельности в условиях финансовой нестабильности общества способен постичь тех, кто еще недавно отличался позитивным социальным самочувствием. Государству следует своевременно и адекватно оценивать те риски и опасности, которые влечет за собой финансово-экономический, а впоследствии духовно-нравственный и социальный кризис российского общества. Провозглашение 2009 года Годом молодежи в Россиинеобходимая, но не самодостаточная мера для того, чтобы в гонке за финансовой стабильностью в обществе не потерять современное молодое поколение, замкнувшееся в мирах собственных интересов и потребительских возможностей.
Молодые люди оказываются «оторванными» от социальных реалий и не способны адекватно оценивать свое положение в обществе, в частности свое материальное положение. Различие самооценок материального положения молодежи и населения области в целом позволяет сделать вывод о том, что такие оценки молодых людей завышены. Молодежь некритично воспринимает собственное материальное положение, не осознавая своего места в социально-стратификационной системе общества, имеет слабое представление о рыночных процессах, протекающих в современном российском социуме. При этом молодые люди характеризуются низкими показателями самостоятельности и социально-энергетического потенциала, слабо вовлечены не только в экономические, но и общественно-политические процессы.
Рассмотрена трансформация иерархии ценностных ориентаций молодежи в условиях институциональных изменений общества. О процессах изменения российского общества может, например, свидетельствовать тот факт, что за последнее десятилетие взамен прежней превалирующей ценности материально обеспеченной жизни на первое место для молодежи и других возрастных категорий населения вышла ценность семьи, ранее отодвигавшаяся на вторую или третью позицию. В контексте изменений современного российского общества, трансформации социальных институтов молодежь активно вовлекается в новые социальные практики, изменяя структуру социальных отношений.
Основываясь на результатах проведенных исследований социального самочувствия молодежи, мы считаем возможным высказать ряд рекомендаций региональным органам власти.
Во-первых, по нашему мнению, следует ввести ежегодный мониторинг социального самочувствия молодежи области, в который должны быть включены не только индексы материального благополучия молодых людей, но и показатели, характеризующие социальный потенциал молодежи, степень ее социальной активности, отношение к занимаемому месту в социуме.
Во-вторых, данные исследований показывают, что меры, реализуемые государством в области поддержки молодых семей недостаточны: а), молодежь слабо информирована о-возможностях участия в государственных программахб) многие молодые люди не вписываются в системы критериев, которые предложены для потенциальных участников этих программ. С нашей точки зрения, необходимо расширение спектра информационных каналов, по которым молодые люди смогут своевременно и в полном объеме узнавать о мероприятиях, реализуемых органами государственной власти.
В-третьих, атомизация современного общества вовлекает и молодых людей, которые стремятся уединиться в узком семейном кругу. Ориентация мероприятий, проводимых в рамках реализации социальной политики, на интегрирующие молодежь ценности поможет восстановлению утраченных социальных связей. Так, по нашему мнению, следует увеличить число организаций, работающих с молодыми семьями, в том числе, учреждений, оказывающих информационную, психологическую, досуговую помощь молодежи.
В-четвертых, мы полагаем, что образовательные программы как в школах, так и в ССУЗах и вузах должны включать в себя «семейный компонент», то есть спецкурсы или дисциплины, направленные на формирование у молодежи представления об особенностях семейных отношений.
В-пятых, создание фильмов, роликов, спектаклей, посвященных современной молодежной проблематике, способно консолидировать молодежь вокруг ярких, значимых и социально конструктивных образов, символов, героев.
Реализация предложенных мер, на наш взгляд, поможет государственной поддержке молодежи стать более эффективной.
Исследования социального самочувствия молодежи должны проводиться как ежегодные сравнения в показателях по различным регионам России, с целью создания обширной базы аналитических данных, позволяющих проследить влияние трансформационных процессов на уровень социального самочувствия его членов.
Список литературы
- Ануфриев Е.А. Социалистический образ жизни. Методологические и методические вопросы. М.: Высшая школа, 1980. — 183с.
- Ануфриев Е.А. Социальный статус и активность личности // Личность как объект и субъект социальных отношений. М.: Изд-во МГУ, 1984. — 287 с.
- Бабинцев В.П. Лидерство и аутсайдерство в молодежной среде региона/ В. П. Бабинцев, И. В. Бояринова, Е. В. Реутов // Социологические исследования. 2008, № 2. — С. 76−83.
- Барская О.Л. Социальное самочувствие: методологические и методические проблемы исследования: Автореферат дисс. канд. филос. наук.-М., 1989.-23 с.
- Белова Н. И. Парадоксы здорового образа жизни учащейся молодежи // Социологические исследования. 2008, № 4. — С. 84−86.
- Беляева Л.А. Тюменский регион в современной фазе социокультурной эволюции России/ Л. А. Беляева, Г. С. Корепанов, Г. Ф. Куцев, Н. И. Лапин // Мир России. 2008, № 1. — С.50−88.
- Беляева Л.А. Уровень и качество жизни. Проблемы измерения и интерпретации // Социологические исследования. 2009, № 1. — С. 33−42.
- Бехтерев В.М. Объективная психология. М., 1991. — 480 с.
- Бодрийяр Ж. В тени молчаливого большинства или Конец социального. -Екатеринбург, 2000. 46 с.
- Бойков В.Э. Бумеранг социального самочувствия // Социологические исследования. 1998, № 1. — С. 87−90.
- Бурдье П. Социология социального пространства: пер. с фр. / П. Бурдье- ред. Н. А. Шматко. СПб: Алетейя, 2005. — 288 с.
- Бурко В.А. Социальное самочувствие в условиях трансформации российского общества (региональный аспект): Автореф. дис. канд. социол. наук. Пермь: ПГТУ, 2000. — 27 с.
- Вызов Л.Г. Социальный фундамент новой России // Человек. 2008, № 2.- С.28−36.
- Вебер М. Основные социологические понятия / М. Вебер. Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990. — С. 628−635.
- Викторов П.П. Учение о личности и настроениях. М., 1904. — Вып. 2. -210 с.
- Виноградский В.Г. Социальная организация пространства. М.: Наука, 1988.- 187 с.
- Вишневский Ю.Р. Парадоксальный молодой человек/ Ю. Р. Вишневский, В. Т. Шапко // Социологические исследования. 2006, № 6. — С.26−36.
- Вишневский Ю. Р. Социальное самочувствие как индикатор социального развития молодежи / Социология молодежи: учебник /10. Р. Вишневский, В. Т. Шапко. Екатеринбург: ГОУ ВПО УГТУ-УПИ, 2006. — С. 192−215.
- Вольский А.С. Управление социальным климатом предприятия в современной российской социально-экономической ситуации: Автореф. дисс. канд. социол. наук. Тюмень, 2003. — 30 с.
- Воронин Г. Л. Социальное самочувствие россиян (1994−1996) // Социологические исследования. -2001, № 6. С. 59−60.
- В России стало меньше счастливых людей (результаты опроса ВЦИОМ, публикация от 01.04.2009) Электронный ресурс. Режим доступа: http// wciom.ru/arkhiv/tematicheskii-arkhiv/item/single/l 1660.html.
- Гидденс Э. Устроение общества: очерк теории структурации / Э. Гидценс.- 2-е изд. М.: Академический Проект, 2005. — 528 с.
- Голенкова З.Т. Основные тенденции трансформации социальной структуры современного российского общества // Вестник РУДН. Серия «Социология». 2001, № 1. — С. 28−43.
- Головаха Е.И. Интегральный индекс социального самочувствия (ИИСС)/ Е. И. Головаха, Н. В. Панина, А. П. Горбачик // Социология: 4 М. 1998, № 10.-С. 45−71.
- Головаха Е.И. Интегральный индекс социального самочувствия: конструирование и применение социологического теста в массовых опросах / Е. И. Головаха, Н. В. Панина. Киев, 1997. — 64 с.
- Голод С.И. Социолого-демографический анализ состояния и эволюции семьи // Социологические исследования. 2008, № 1. — С. 40−49.
- Григорьев С.И. Основы неклассической социологии: новые тенденции развития культуры социологического мышления на рубеже XX—XXI вв.еков / С. И. Григорьев, А. И. Субетго. 2-е изд., доп. и переработ. — М.: РУСАКИ, 2000. — 208 с.
- Давыдова Е.В. Измерение социального самочувствия молодежи. М.: Институт социологии РАН. — 1992. — С. 6−7.
- Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4-х томах. -М.: Русский язык, 1991. Т. 1. — 701 с.
- Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4-х томах. -М.: Русский язык, 1991. Т.2. — 780 с.
- Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4-х томах. -М.: Русский язык, 1991. Т.4. — 684 с.
- Дементьева И.Ф. Социальное самочувствие семьи // Социологические исследования. 2008, № 9. — С. 102−109.
- Демин А.Н. Адаптация молодежи к социальным изменениям // Социальные изменения в России и молодежь: сб. работ конкурса победителей науч. проектов «Российские общественные науки: новая перспектива». М., 1997. — Вып. 9. — С. 5−22.
- Джидарьян И.А. Счастье и удовлетворенность жизнью в русском обществе // Российский менталитет: вопросы психологической теории и практики. М.: ИП РАН, 1997. — С. 187−223.
- Дивисенко К.С. Динамика ценностей школьников (по материалам автобиографий и сочинений) // Социологические исследования. 2008, № 8.-С. 118−122.
- Дубин Б.В. Социальное самочувствие // Экономические и социальные перемены: мониторинг общественного мнения: информационный бюллетень. 1993, № 5. — С. 18−20.
- Дубин Б.В. Утраченные иллюзии // Знание-сила. 2004, № 4. — С. 16−23.
- Душацкий JI.E. Материально-властные ресурсы россиян в самооценке и социальном самочувствии// Социологические исследования. 2004. — С. 64−71.
- Ешпанова Д.Д. Молодежь Казахстана проблемы ее социального развития/ Д. Д. Ешпанова, К. О. Айтбай, З. С. Айдарбеков // Социологические исследования. — 2008, № 5. — С. 58−66.
- Ешпанова Д.Д. Социальный портрет молодежи в современном Казахстане/ Д. Д. Ешпанова, А. Н. Нысанбаев // Социологические исследования. 2004, № 12. — С. 94.
- Заславская Т.И. Социетальная трансформация российского общества: деятельностно-структурная концепция. 2-е изд. — М.: Дело, 2003. — 568 с.
- Зборовский Г. Е. Пространство и время как формы социального бытия. -Свердловск, 1974. 223 с.
- Зборовский Г. Е. Социальная ностальгия: к исследованию феномена/ Г. Е. Зборовский, Е. А. Широкова // Социологические исследования. 2001, № 8.-С. 31−34.
- Зубок Ю.А. Отечественная социология молодежи: становление и развитие/ Ю. А. Зубок, В. И. Чупров // Социально-гуманитарные знания. -2009, № 1.-С. 56−77.
- Ильинский И.М. Асимметричный человек. М.: Изд-во МосГУ, 2007. -72 с.
- Ильинский И.М. Молодежь и молодежная политика. Философия. История. Теория. М.: Голос, 2001. — 696 с.
- Ильинский И.М. Образовательная революция. М.: Изд-во Московской гуманит.-соц. академии, 2002. — 592 с.
- Кармин А.С. Культурология. СПб.: Издательство «Лань», 2001. — 832 с.
- Климова С.Г. Стратегия успеха в меняющемся мире // Социальная идентификация личности. Т.2: Книга 1. — Отв. ред. В. А. Ядов. — М: Институт социологии РАН, 1994. — С. 50−78.
- Ковалева Н.Г. Пожилые люди: социальное самочувствие // Социологические исследования. 2001 № 7. — С. 73−79.
- Корель JI. В. Социология адаптаций: вопросы теории, методологии и методики. Новосибирск: Наука. Сибирское отделение, 2005. — 424 с.
- Корель JI.B. Социальная адаптация населения Сибири к рынку/ JT.B. Корель, М. А. Шабанова, О. В, Шарнина, Ю. Б. Чистякова // Социологические исследования. 1993, № 11. — С. 22−27.
- Коротеева О.В. Социальное самочувствие как критерий психического и духовного здоровья населения: Автореф. дис. канд. психол. наук. М.: РАГС, 1998.-С. 17−18.
- Косова Л.Б. Удовлетворенность жизнью и интенсивность реформ // Социологические исследования. 1994, № 10. — С. 161−164.
- Кравченко А.И. Социология управления: фундаментальный курс: учебное пособие для студентов высших учебных заведений/ А. И. Кравченко, И. О. Тюрина. М.: Академический Проект- Трикста, 2004. -1136 с.
- Кризисный замер (результаты опроса ВЦИОМ, публикация: апрель 2009 г.) Электронный ресурс. Режим доступа: http://wciom.rU/arldiiv/tematicheskii-arldiiv/item/single/l 1688.html.
- Крупец Я.Н. Социальное самочувствие как интегральный показатель адаптированное&trade- // Социологические исследования. 2003, № 4. — С. 143 144.
- Крысько В.Г. Психологические основы изучения социального самочувствия людей в современном российском обществе/ В. Г. Крысько, Н. Е. Симонович // Вестник университета (ГУУ). 2001, № 1 (3). — С. 163 176.
- Лапин Н.И. Как чувствуют себя, к чему стремятся граждане России // Мир России. 2003, № 1. — С. 121−145.
- Лапин Н.И. Социальные ценности и реформы в кризисной России // Социологические исследования. 1993, № 3. — С. 17−28.
- Лапин Н.И. Тревожная стабилизация // Общественные науки и современность. 2007, № 6. — С. 39−53.
- Лапин Н.И. Ценности, группы интересов и трансформация российского общества // Социологические исследования. 1997, № 3. — С. 15−23.
- Лебон Г. Психология народов и масс. СПб, 1995. — 311 с.
- Левыкин И.Т. Проблема нового концептуального подхода к изучению образа жизни // Актуальные проблемы нового подхода к изучению социалистического образа жизни. Вып. 1. — М.: ИСАИ, 1988. -244 с.
- Лепешкин Н.Я. Социальное самочувствие населения на современном этапе трансформации российского общества- региональный аспект: Дис. канд. социол. паук / Н. Я. Лепешкин. Хабаровск, 2004. — 168 с.
- Лисовский В.Т. Духовный мир и ценностные ориентации молодежи в России: учебное пособие. СПб.: СПБГУП, 2000. — 519 с.
- Лисовский В.Т. Эскиз к портрету. М.: Изд-во: ЦК ВЛКСМ «Молодая гвардия», 1969.-208 с.
- Мансуров Н.С. Образ жизни: опыт построения системы социальных индикаторов. М.: ИСИ, 1974. — 192 с.
- Маркелов А.С. Проблемы трудоустройства молодых специалистов в условиях российского рынка // Социальная политика и социология. -2008, № 4.-С. 332−341.
- Маркс К. Противоположность материалистического и идеалистического воззрений/ К. Маркс, Ф. Энгельс, JI. Фейербах // Маркс К., Энгельс Ф. Избр. произведения: в 3-х т. М.: Политиздат, 1966 — Т. 1- С. 4−76.
- Маслоу А. Самоактуализация // Психология личности: тексты- под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, А. А. Пузырея. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982. -288с.
- Мельник В. В. Философия бифуркационного менеджмента: Монография. Тюмень: Изд-во ТюмГУ, 2001. — 220 с.
- Мерзлякова И.М. Социальная структура и социальное настроение среднего города в современном российском обществе (на примере города Чайковский): Автореферат дис. канд. социол. наук. Пермь, 2006. — 24 с.
- Мертон Р.К. Социальная структура и аномия // Социологические исследования. 1992, № 2. — С. 118−124.
- Мотрич E.JI. Студенчество Хабаровского края. Социально-профессиональные и миграционные ориентиры и мотивация поведения/ ЕЛ. Мотрич, E.JI. Ли, Е. О. Скрипник // Социологические исследования. -2008, № 5.-С. 47−57.
- Наумова Н.Ф. Жизненная стратегия человека в переходном обществе // Социологический журнал. 1995, № 2. — С. 35−42.
- Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений/ С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова / Российскаяакадемия наук. Институт русского языка им. В. В. Виноградова. 4-е изд.- дополненное. — М.: Азбуковник, 1999. — 944 с.
- Орлова JI.A. О социальном самочувствии учителей Московской области // Социологические исследования. 1998, № 8 — С. 89−94.
- Охременко И.В. Формирование мотивов электорального поведения российских граждан в условиях трансформации политической системы общества: Автореф. дис. канд. социол. наук. Волгоград: ВГУ, 2000. -С.12.
- Панченко Е.В. Мониторинг социального самочувствия тверской молодежи // Современная Россия в социальном измерении. Материалы выступлений (X социологические чтения МГСУ). М., 2003. — С. 118−122.
- Парыгин Б.Д. Общественное настроение. М.: 1966. — 327 с.
- Петров А.В. Социальные практики молодежи: механизмы структурирования и идентификации // Вестник Московского университета. Сер. 18: Социология и политология. — 2006, № 3. — С. 123 134.
- Петров А.В. Ценностные предпочтения молодежи: диагностика тенденций и изменений // Социологические исследования. 2008, № 2. -С.83−90.
- Петрова JI.E. Социальное самочувствие молодежи: опыт изучения возрастной когорты: Дис.. канд. социол. наук. Екатеринбург, 1997. -С.12.
- Петрова JI.E. Социальное самочувствие молодежи // Социологические исследования. 2000, № 12. — С. 51−55.
- Подвойская Н.В. Жизненные силы молодежи как потенциал инновационного развития России начала XXI века // Социальная политика и социология. 2008, № 4. — С. 150−158.
- Посохова С.Т. Психология адаптирующейся личности: субъективный подход: Дис.. д-ра псих. н. СПб., 2001 Электронный ресурс. — Режим доступа: http://www.diss.rsl.ru.
- Психология. Словарь/ Под общей ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. 2-е изд., исправленное и дополненное. — М., 1990. — 494 с.
- Рагимова О. А. Социальное здоровье молодого поколения // Социально-гуманитарные знания. -2008, № 1. С. 118−126.
- Рубина JI. Я. Профессиональное и социальное самочувствие учителей // Социологические исследования. 1996, № 6. — С. 63−75.
- Рубинштейн C.JI. Бытие и сознание. М.: Наука, 1956. — 308 с.
- Русалинова А.А. Социальное самочувствие человека в современном мире как социальная проблема // Вестник СПбГУ: 1994. Сер. 6. — Вып. 1. -С. 49−61.
- Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности/ Под ред. В. А. Ядова. Л.: Наука, 1979. — 264 с.
- Свиридов П.А. Адаптационные процессы в среде молодежи (дальневосточная ситуация) // Социологические исследования. 2002, № 1. -С. 90−95.
- Семенов В.Е. Ценностные ориентации современной молодежи // Социологические исследования. 2007, № 4. — С. 37−43.
- Семейные ценности приоритет для россиян (результаты опроса ВЦИОМ, публикация от 25.01.2008) Электронный ресурс. — Режим доступа: http://wciom.ru/arkhiv/tematicheskii-arkhiv/item/single/9515.html.
- Сивуха С. Социальные детерминанты самооценки успеха // Социальное расслоение возрастной когорты/ С. Сивуха, М. Титма- под общей ред. М. X. Титмы. М.: Ин-т социологии РАН — М., 1997. — С. 250−274.
- Сидоренко В.В. Комфортность жизни населения как объект государственного управления: автореферат дис.. канд. социол. наук / В. В. Сидоренко. Тюмень, 2001. — 26 с.
- Симонович Н.Е. Социальное самочувствие людей и технологии его исследования в современной России: дис.. д-ра психол. наук Электронный ресурс. М., 2003. — Режим доступа: http://www.diss.rsl.ru.
- Скутнева С.В. Тендерные аспекты жизненного самоопределения молодежи // Социологические исследования. 2003, № 11. — С. 73−78.
- Сорокин П. А. Система социологии. Т.2.: Социальная аналитика. -Ч.2.:Учение о строении сложных агрегатов. — Сыктывкар: Коминвест, 1992.- 189 с.
- Сорокин П.А. Социокультурная динамика // Сорокин П. А. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992. -С. 429.
- Социально-экономический мониторинг регионов Уральского федерального округа в январе марте 2008 года: стат. доклад / Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Тюменской области. — Тюмень, 2008. — 39 с.
- Социально-экономическое положение городов и районов Тюменской области в январе сентябре 2007 года: стат. доклад / Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Тюменской области. — Тюмень, 2007. -124 с.
- Социальные трансформации в России: теории, практики и сравнительный анализ: учебно-методическое пособие /РАО, Московский психолого-социологический институт- ред. В. А. Ядов. М.: Флинта: Изд-во МСПИ, 2005. — 584 с.
- Социологический энциклопедический словарь. М.: 1998. — 488 с.
- Социология молодежи. Энциклопедический словарь / отв. ред. Ю. А. Зубок, В. И. Чупров. М.: Academia, 2008. — 608 с.
- Статистический ежегодник: стат. сб. в 4-х частях. Часть IV (I) / Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Тюменской области. Тюмень, 2008. — 231 с.
- Стратегические приоритеты социально-экономического развития УрФО на период до 201 Ог: концептуальные основы стабилизации и динамического обновления/научный руководитель Н. И. Татаркин- рец. Е. В. Попов Екатеринбург: УрО РАН, 2001.- 152 с.
- Тард Г. Социальная логика. СПб, 1996. — 548 с.
- Титма М.Х. Молодое поколение / М. X. Титма, Э. А. Саар М., 1986. -255 с.
- Толстых В.И. Образ жизни: понятие, реальность, проблемы. М., 1975. — 184 с.
- Тощенко Ж.Т. Новые грани теоретической социологии: социальное настроение как объект социологического анализа // Проблемы теоретической социологии: сб. статей / Под ред. А. О. Воронова. СПб, 1996. — Вып.2.
- Тощенко Ж.Т. Фантомы общественного сознания и поведения // Социологические исследования. 2004, № 12. — С. 3−16.
- Тощенко Ж.Т. Социальное настроение / Ж. Т. Тощенко, С. В. Харченко. М.: Academia. — 1996. — 195 с.
- Уледов А.К., Анищенко А. И. Исследование общественного настроения как социально-психологического явления // Философские науки. 1968, № 1.-С. 48−54.
- Уледов А.К. Структура общественного сознания. М., 1968. — 324 с.
- Фрейд 3. Массовая психология и анализ человеческого «Я» // 3. Фрейд. Избранное. Т 1. L.: Academic Press, 1969. — 447 с.
- Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. М., 1994. — 447 с.
- Фромм Э. Бегство от свободы. М., 1990. — 271 с.
- Харченко С.В. Социальное настроение: сущность, тенденции и особенности функционирования: Автореф. дис.. д-ра социол. н. М., 1995.-52 с.
- Хасбулатова О.А. Социальное самочувствие женщин и мужчин в средних городах России/ О. А. Хасбулатова, JI.C. Егорова // Социологические исследования. 2002, № 11. — С. 48−54.
- Хекхаузен X. Мотивация и деятельность: в 2-х т.- пер. с нем. / X. Хекхаузен- под. ред. Б. М. Величковского- предисловие JL И. Анцыферовой, Б. М. Величковского. М., 1986. — 408 с.
- Шабанова М.А. Социальная адаптация в контексте свободы // Социологические исследования. 1995, № 9. — С.81−88.
- Шаламова Л.Ф. Социальное самочувствие и социальная активность молодежи // Социально-гуманитарные знания. 2008, № 2. — с. 172−184.
- Шанский Н.М. Краткий этимологический словарь русского языка / Н. М. Шанский, В. В. Иванов, Т. В. Шанская. М.: 1971. — 542 с.
- Шафранов-Куцев Г. Ф. Социокультурная специфика Тюменского региона. // Опыт апробации типовой методики «Социологический портрет региона»: сборник материалов Всероссийской научно-методической конференции. Ч. II. Тюмень: Изд-во ТюмГУ, 2006. — С. 30−33.
- Штомпка П. Социология социальных изменений- пер. с англ. А. С. Дмитриева / П. Штомпка- под ред. В. А. Ядова. М.: Аспект-пресс, 1996. -415с.
- Юдина Т.Н. Социальное самочувствие молодых рабочих на промышленных предприятиях // Социальные проблемы формирования молодежи: сб. науч. тр. Сверд. инж-пед. ин-т- Свердловск, 1989. С. 74.
- Юнг К. Г. Архетип и символ. М., 1991. — 304 с.
- Ядов В.А. Социальная идентификация в кризисном обществе // Социологический журнал. 1994, № 1. — С. 35−52.
- Ядов В.А. Социальные идентификации личности в условиях быстрых социальных перемен // Социальная идентификация личности. М., 1994. -Кн. 2. — С. 267−290.
- Maslow А. Способы поведения, ведущие к самоактуализации /А. Maslow // Self-actualizing and Beyond. In: Challenges of Humanistic Psychology. Электронный ресурс. — N. Y., 1967. — Режим доступа: http ://www .psycho logy.ru/library/37.html.