Социальные интернет-практики россиян в условиях формирования информационного общества
Интернет как средство распространения, хранения и обмена информацией представляет собой стержневой элемент инфраструктуры информационного общества. Его распространение сопряжено с появлением новых видов социальных практик, которые меняют привычные формы работы, образования, развлечения, общения и организации быта. Освоение этих новых практик повышает эффективность деятельности в различных сферах… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Теоретико-методологические основы исследования 17 социальных практик в условиях формирования информационного общества
- 1. 1. Интернет как феномен информационного общества
- 1. 2. Сущность и содержание социальных интернет-практик
- Глава 2. Социальная дифференциация интернет-практик россиян
- 2. 1. Состояние, структура и динамика российской интернетаудитории
- 2. 2. Социальные факторы дифференциации интернет-практик
Социальные интернет-практики россиян в условиях формирования информационного общества (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность темы
исследования. Современное общество характеризуется переходом к качественно новому состояниюинформационному обществу, в котором происходит активное проникновение и возрастающее влияние новых информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) на все сферы общественной жизни. Становление информационного общества с различной степенью интенсивности и результативности происходит во всем мире, в том числе и в России. С одной стороны, новые технологии играют решающую роль в промышленном производстве, определяют экономическую и политическую динамику, с другой — компьютеры, Интернет и мобильные телефоны стали неотъемлемой частью повседневной жизни значительного числа людей. Техно-культурная среда повседневности стремительно изменяется под воздействием снижения цен на различные ИКТ, рекламы современного образа жизни в СМИ, компьютеризации образования, распространения электронных устройств, обеспечивающих комфорт и удобство в доме и офисе, изобилия электронных игр для детей, которые, взрослея, становятся проводниками идеи информационного общества и т. п. В этой связи важным становится понять, какие изменения привносят новые ИКТ в повседневную жизнь их пользователей, поскольку повседневность лежит в основании социальной реальности (А.Шюц).
Интернет как средство распространения, хранения и обмена информацией представляет собой стержневой элемент инфраструктуры информационного общества. Его распространение сопряжено с появлением новых видов социальных практик, которые меняют привычные формы работы, образования, развлечения, общения и организации быта. Освоение этих новых практик повышает эффективность деятельности в различных сферах производственной и повседневной жизни и создает социальные преимущества для овладевших ими людей. Наибольшие перспективы на рынке труда имеет 3 молодежь со знанием компьютера и Интернета. Овладение этими новыми практиками становится реальным фактором социальной мобильности в условиях формирующегося информационного общества. Значительная часть россиян уже включила новые, базирующиеся на Интернете, социальные практики в свою повседневность. Изучение этой группы представляется важной социологической задачей, поскольку она репрезентирует «будущее» российского общества, позволяет оценить скорость и степень освоения новых технологий и, в конечном счете, перспективы развития информационного общества в России.
Однако распространение Интернета и его освоение населением сталкивается с рядом экономических, технологических, культурных барьеров. Социальная проблема состоит в том, что только часть россиян имеет доступ к этой современной технологии, умеет ее использовать и получать от этого преимущества. Возникает «цифровой разрыв», который становится новым и влиятельным фактором социального неравенства. Поиск путей преодоления этого «разрыва» — важная социальная проблема, на решение которой направлены усилия государства и деятельность многих социальных институтов. Эффективность ее решения во многом определяется точностью и глубиной анализа процессов' распространения Интернета и освоения новых интернет-практик населением. Этим определяется актуальность выбранной темы исследования.
Степень научной разработанности проблемы. Исследование социальных практик имеет глубокие корни и научную традицию в зарубежной и отечественной социологии. На концепции практик основаны многие теории социального действия и повседневности. Особый вклад в развитие социологической теории практик, исследование повседневных взаимодействий и феноменов «жизненного мира» внесли П. Бурдье,.
Л.Витгенштейн, Г. Гарфинкель, Э. Гидденс, И. Гофман, Х. Дрейфус,.
Э.Дюркгейм, С. Крипке, Дж. Остин, А. Реквиц, Дж. Сёрль, М. де Серто, М. Фуко,.
А. Шюц, Н. Элиас и др. В российской социологии эта проблематика 4 представлена в работах В. С. Вахштайна, В. В. Волкова, И. Ф. Девятко, Т. И. Заславской, Л. Г. Ионина, Н. Н. Козловой, Вал.А. и Вл.А.Луковых, О. В. Хахордина, Н. А. Шматко и др. Исследования повседневности осуществлялись в рамках изучения бюджета времени населения (Т.М. Караханова, В. Д. Патрушев и др.), культурно-антропологического подхода и качественной методологии (О.Н.Бредникова, В. М. Воронков, М. М. Соколов, О. В. Паченков и др.). Влияние практик использования мобильных телефонов на структуры и условия повседневных взаимодействий исследовал Б. С. Гладарев. Отметим также два крупных эмпирических исследования, проведенных недавно Институтом социологии РАН: «Воздействие западных социокультурных образцов на социальные практики в России» (рук. В. А. Ядов, 2008 г.) и «Российская повседневность в условиях кризиса» (рук. М. К. Горшков, 2009 г.).
Теоретико-методологическую основу социологического изучения Интернета составляют концепции информационного общества (Д.Белл, З. Бжезински, Дж. Гэлбрейт, П. Дракер, И. Масуда, Дж. Нейсбит, М. Постер, Т. Стоуньер, Д. Тапскотт, Э. Тоффлер, А. Турен и др.) и теория массовой коммуникации (Ф.Балль, Дж. Гербнер, Б. А. Грушин, Т. М. Дридзе, Г. Лассуэлл, Н. Лумана, Д. МакКуэйл, Дж. Томпсон, Б. М. Фирсов, Ю. А. Шерковин и др.). Критический анализ западных концепций информационного общества провел Ф. Уэбстер, Влияние информационных технологий и средств массовой коммуникации на общество находится также в центре внимания теоретиков современного общества (З.Бауман, У. Бек, Э. Гидденс, П. Штомпка и др.) и постмодернизма (Р.Барт, Ж. Бодрийяр, Ф. Гваттари, Г. Дебор, Ж. Делез, Ж. Ф. Лиотар и др.).
Среди отечественных авторов к проблематике информационного общества обращались Р. Ф. Абдеев, Р. Н. Абрамов, И. Ю. Алексеева, Е. В. Бутенко,.
Е.Л.Вартанова, Д. В. Иванов, В. Л. Иноземцев, И. С. Мелюхин, А. И. Ракитов,.
А.Е.Шадрин и др. Состояние и проблемы развития информационного общества в России стали предметом исследований, представленных трудами 5.
Т.А.Аймалетдинова, Ю. А. Нисневич, В. В. Печенкина, Ю. Е. Хохлова, Р. И. Цвылева, С. Б. Шапошника, а также получили отражение в фундаментальной работе «Готовность России к информационному обществу. Оценка возможностей и потребностей широкомасштабного использования информационно-коммуникационных технологий». Мониторинг распространения информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в России и их влияния на повседневную жизнь осуществляется с конца 80-х годов Институтом социально-экономических проблем народонаселения РАН, что нашло отражение в серии эмпирических исследований и научных публикаций (О.Н.Вершинская, Т. В. Ершова и др.).
Социальные последствия распространения ИКТ в современном российской обществе, их включенность в различные общественные процессы и влияние на культуру повседневности рассматривались в работах Т. З. Адамьянц, А. И. Ковалевой, А. В. Костиной, Т. Ф. Кузнецовой, Э. Ф. Макаревича, Ф. И. Минюшева, Ж. Т. Тощенко и др.
Теоретические и эмпирические исследования Интернета, посвященные социальным, культурным и политическим аспектам его функционирования, ведутся в западной социологии с начала 90-х годов и лавинообразно нарастают по мере распространения и роста влияния Интернета.
Интернет как ключевая технология и социальный феномен информационного общества всесторонне проанализирован в фундаментальном труде Мануэля Кастельса «Информационная эпоха» (19 961 998), а также в его более поздней работе «Галактика Интернет» (2000). Исследованиями отдельных аспектов этой проблематики занимались многие зарубежные и российские ученые. Роль Интернета в трансформации экономических и политических институтов современного общества освещена в работах К. Беннера, У. Дьютона, С. Коулмэна, Д. Сичела, Дж. Тэйлора и др., а также российских исследователей Е. Н. Ахметшина С.И. Паринова, С. В. Фролова и др.).
Интернет как социальное явление и феномен информационного общества стал предметом социально-философского и социологического анализа в диссертационных исследованиях ряда российских ученых: Т. Ж. Бальжировой, Е. Ю. Журавлевой, Д. И. Кутюгина, С. В. Михайлова, И. Г. Опариной, Е. А. Путиловой, О. В. Романова, О. Б. Скородумовой и др.
Интернет как новое средство массовой коммуникации (new media), а также и его влияние на функции СМИ исследовали А. С. Биккулов, Я. Н. Засурский, М. М. Лукина, Д. Маккуэйл, М. Моррис, Т. Л. Тихонова, А. Н. Шеремет, И. Д. Фомичева и др.
Обширный пласт исследований и публикаций посвящен вопросам виртуальных сообществ и общения посредством Интернета. Одной из первых серьезных работ, задавшей тон научному дискурсу по данной проблематике, стала книга Говарда Рейнгольда «Виртуальное сообщество» (1993). Теоретическое развитие тема получила также в работах С. Джонса «Виртуальная культура» (1997) и «Киберобщество 2.0» (1998). Ценный вклад в разработку данной проблематики внесли работы Б. Уэллмана и его коллег «Сети в глобальной деревне» (1999) и «Интернет в повседневной жизни» (2002).
Изучением влияния Интернета на повседневные практики, социальные взаимодействия и гражданскую активность занимались Б. Андерсен, Ф. Аспден, М. Бакарджиева, Дж. Гершуни, Ф. Говард, К. Трейси, Дж. Кац, и др.
Исследованию принципов самопрезентации личности в сетевом общении и конструирования идентичности посредством Интернета посвящена классическая работа Ш. Теркл «Жизнь на экране: идентичность в эпоху Интернет», а также исследования ряда зарубежных и российских социологов (Дж.Донат, И. А. Остапенко, И: С. Шевченко и др.) и психологов Дж. Сулер, К. С. Янг, А. Е. Войскунский, Дж. Шорт, И. Уильямс и др.). Виртуальные сообщества и социальные сети исследовали А. В. Бахмин, Н. Бейм, Е. П. Белинская, Г. В. Градосельская, А. Е. Жичкина, П. Коллок, В-И.Тищенко и ДР.
Теоретическое осмысление шло бок о бок с эмпирическими исследованиями: изучались демографический и психологический профиль пользователей (Г.Ассаэл, Дж. Коул и др.), их мотивация и вовлеченность (Ш.Сан, А. М. Рубин, П. М. Харидакис и др.), особенности социальных взаимодействия и коммуникативные практики пользователей (П.Йелсма, Дж. Кайани, З. Папачарисси, Е. М. Персе, Д. Фергюсон и др.). Блестящий анализ результатов эмпирических исследований Интернета, проведенных в США, Канаде и странах Западной Европы, осуществили Ди Маджио, Харгиттаи, Ньюман и Робинсон.
Проблемам и социальным последствиям развития Интернета в России посвящены исследования Ю. Перфильева, Г. Л. Смоляна, А. Е. Шадрина и др. Проблематика изучения аудитории российского Интернета как специфической группы населения с 1998 года привлекают внимание социологов. Первые работы в этом направлении связаны с именами Б. З. Докторова, П. К. Залесского, Р. С. Могилевского, А. С. Создателева, Т. В. Филипповой. С этого времени ведутся эмпирические исследования интернет-аудитории в рамках различных исследовательских и маркетинговых проектов.
С 2002 года Фонд «Общественное мнение» (ФОМ) проводит мониторинговое эмпирическое исследование «Интернет в России» (репрезентативные опросы населения в возрасте от 18 лет и старше) — одно из самых известных и авторитетных исследований, данные которого признаются и используются государством, бизнесом, наукой. Анализ основных результатов опросов публикуется на сайте ФОМ, а также представлен в публикациях сотрудников ФОМа А. А. Ослона, Е. Б. Галицкого, П. А. Лебедева и др.
Мониторинг российской интернет-аудитории осуществляется также в рамках ряда прикладных маркетинговых исследований («Российский индекс целевых групп» компании КОМКОН, «Marketing Index» компании TNS).
Существуют специальные проекты по измерению аудитории интернет-сайтов:
TNS «Web Index», КОМКОН «Web Rating», РОМИР МОНИТОРИНГ «Gemius 8.
Audience". Обширную и регулярно обновляемую статистическую информацию об аудитории российского Интернета предоставляют компания «SpyLOG» на основании показаний одноименного сетевого счетчика и программного технологического комплекса и компания RAMBLER, осуществляющая проект «Ruметрика».
Социологический портрет российских интернет-пользователей, основанный на обобщении результатов различных эмпирических исследований, представлен в книге А. В. Чугунова «Российская интернет-аудитория в зеркале социологии» (2006). Возможности согласования данных различных исследований интернет-аудитории стали предметом анализа в статьях Л. Л. Делицына.
В целом исследование Интернета получило разностороннее освещение в научной литературе, однако почти не представлен праксеологический подход, проблематизирующий особенности повседневных практик пользования Интернетом различными группами. Эта проблематика достаточно полно и всесторонне исследовалась в зарубежной социологии, однако в России такие исследования редки и фрагментарны. Достаточно хорошо изучены отдельные виды сетевых коммуникативных практик (онлайн-сообщества, социальные сети), однако практически отсутствуют специальные исследования, посвященные другим практикам, реализуемым посредством Интернета (медиапотребление, покупки и пр.).
Актуальность темы
и ее недостаточная научная разработанность определили выбор проблемы, объекта, предмета исследования и обусловили постановку его цели и задач.
Объектом исследования являются российские пользователи Интернета.
Предмет исследования — социальные интернет-практики российских пользователей в условиях формирования информационного общества.
Цель исследования — выявить содержание, распространенность и дифференциацию социальных интернет-практик российских пользователей в условиях формирования информационного общества.
Для достижения данной цели были поставлены следующие исследовательские задачи: дать теоретическое обоснование исследованию социальных интернет-практикохарактеризовать Интернет как феномен информационного обществавыявить сущность и содержание социальных практик, реализуемых посредством Интернета (социальных интернет-практик) — рассмотреть пользование Интернетом как новый вид социальной практики, выявить масштабы и динамику ее распространения в России, а также проблемы и препятствия в освоении этой практики россиянамиохарактеризовать состояние, структуру и динамику российской интернет-аудиторииохарактеризовать особенности основных видов интернет-практиквыявить социальные факторы, определяющие дифференциацию социальных интернет-практик;
В качестве рабочей гипотезы выдвинуто следующее предположение: факторами, определяющимиразличия социальных интернет-практик россиян, являются пол, возраст пользователей, активность (частота) использования Интернета, а также технологические характеристики сетей доступа.
Теоретико-методологическую базу исследования составили теории информационного общества и классические труды по социологии повседневности, дающие представление о сущности и структуре повседневных практик и условиях их реализации. Определяющее значение для формирования авторской позиции имели: концепция сетевого общества М. Кастельса, теория структурации Э. Гидденса, концепция габитуса П. Бурдье, а также теоретические подходы к исследованию социальныхпрактик В. Волкова и* О. Хахордина, концепциявиртуализации общества Д. В. Иванова. Методологически важными для исследования являютсяидеи теоретиков-массовой коммуникации Ф. Балля, Д. МакКуэйла и др., а также теоретические положения о влиянии Интернета на повседневные практики и социальные взаимодействия, содержащиеся в работах С. Джонса, Г. Рейнгольда, Б. Уэллмана, К.Хэмптона.
В диссертации применены методы структурно-функционального анализа, системный и тезаурусный подходы, сравнительный метод. Для обработки и анализа данных эмпирических исследований использовался комплекс математических методов, стандартные процедуры статистического анализа.
Эмпирическую базу диссертации составили результаты следующих исследований, проведенных с участием автора:
1. Социологическое исследование «Телевидение глазами телезрителей» (2008 г.), включающее специальный модуль по изучению интернет-аудитории и социальных практик пользователей (отв. — автор). Исследуемая совокупностьгородское население России в возрасте от 15 лет и старшерепрезентативная выборка 3 219 респондентов. Метод — стандартизированное интервью на дому у респондента. Заказчик — Аналитический центр «Видео Интернешнл» (рук. -Полуэхтова И.А.), исполнитель — исследовательская компания ГФК-Русь.
2. Он-лайн опрос «Медиапотребление Интернет-аудитории» (2008 г.). Генеральная совокупность: активные пользователи Интернета (не менее одного раза в месяц), проживающие в городах России. Объем выборки — 1 500 чел. Заказчик — Аналитический центр «Видео Интернешнл», исполнительисследовательская компания ГФК-Русь. Разработка программы, инструментария и анализ результатов осуществлены автором.
Кроме того, эмпирическая база была дополнена вторичным анализом данных следующих исследований:
1. Мониторинговое социологическое исследование «Интернет в России» (2002;2008 гг.). Проводится Фондом «Общественное, мнение». Исследуемая совокупность — население в возрасте от 18 лет и старше, объем, выборки — 34 тыс. респондентов в год.
2. «World Internet Project» — международное сравнительное исследование (в 2008 г. — 25 стран). Проводится USC Annenberg Center for the Digital Future (Анненбергская школа цифрового будущего при Южнокалифонийском университете, США) с 1999 г. Метод: лонгитюдное исследование, включающее одно телефонное интервью в год на панельной выборке респондентов (2000 чел. в каждой стране) с использованием стандартизированной анкеты. На базе опросов формируется единая база данных и выпускается ежегодный отчет. Рук. проекта — проф. Дж. Коул (J.Cole).
3. Исследование «Web Index» — прикладное исследование, представляющее собой мониторинг аудитории сайтов и их разделов на панельной выборке интернет-пользователей. Исследуемая совокупность — пользователи Интернета в городах с численностью населения свыше 100 тыс. жителей. Проводится исследовательской компанией «TNS Россия» с середины 2006 года.
4. Исследование «Marketing Index» — прикладное маркетинговое исследование, представляющее собой мониторинг потребления и стиля жизни. Исследуемая совокупность — городское население России, проживающее в городах с численностью свыше 100 тыс. жителей, в возрасте от 16 лет и старшеобщий объем выборки — 45 тыс. респондентов (четыре волны в год). Метод — стандартизированное интервью. Проводится исследовательской компанией «TNS Россия».
5. Качественное социологическое исследование «Новые практики медиапотребления», 2009 г. Метод — фокус-группыцелевая группа — взрослые жители Москвы (от 20 лет и старше), использующие новые формы потребления медиаконтента. Рук. — К. А. Богословская (по заказу Аналитического центра «Видео Интернешнл»).
Научная новизна исследования заключается в следующем:
1. Дана авторская трактовка понятия «социальные интернет-практики», выявлены их сущность и содержание. Осуществлена классификация интернетпрактик по их содержанию, базирующаяся на двух основаниях: по сферам.
12 применения (трудовые, образовательные, общественно-политические, экономические, досуговые, повседневно-бытовые, личные) и по функциональной направленности (коммуникативные, информационные, информационно-коммуникативные).
2. Охарактеризованы состояние и динамика российской интернет-аудитории по количественным и качественным показателям: объем (численность аудитории, уровень проникновения) — активность, которую отражают количественные показатели включенности в процесс интернет-использования (частота, регулярность обращения, затраты времени и т. п.) — характеристики способов использования Сети (место и устройство выхода в Сеть, технология доступа и пр.) — социально-групповая структура аудитории.
3. Проанализировано содержание социальных интернет-практик российских пользователей, выявлены факторы, определяющие их социальную дифференциацию.
4. Охарактеризованы особенности основных видов интернет-практик различной содержательной направленности: их распространенность среди пользователей-россиян, зависимость репертуара интернет-практик от пола, возраста, активности использования Сети и технологии доступа.
На защиту выносятся следующие основные положения:
1. В информационном обществе ведущие позиции занимает практическая деятельность, связанная с производством и обменом информацией. Интернет представляет собой ключевую технологию информационного общества благодаря многократному увеличению возможности и скорости осуществления коммуникаций, увеличению доступности информационных ресурсов, расширению границ общения и сотрудничества во всех сферах человеческой деятельности. Важнейшей составляющей этих процессов являются люди, участвующие в интернет-коммуникациях. Пользование Интернетом становится необходимым условием успешной социальной адаптации.
2. Интернет имеет множество сфер и направлений практического использования, что делает его важным агентом изменения социальных практик. Развитие Интернета способствовало генерированию новых социальных практик как виртуальных аналогов традиционных социальных практик, связанных с трудовой, образовательной и досуговой деятельностью, потребительским, политическим, коммуникативным поведением. Эти новые, базирующиеся на Интернете социальные практики выступают как «социальные интернет-практики».
3. Социальные интернет-практики представляют собой совокупность рутинных действий и привычных способов поведения, связанных с использованием Сети для решения проблем иили повышения эффективности деятельности в различных сферах жизни, а также для удовлетворения различных потребностей. Перенося многие виды деятельности в виртуальное пространство Интернета, социальные интернет-практики существенно расширяют границы социального мира. При этом интернет-практики, представляя собой альтернативные способы осуществления многих реальных повседневных практик, чаще всего не замещают, а дополняют их. Классификация интернет-практик по их содержанию возможна по двум основаниям: 1) по сферам применения (трудовые, образовательные, общественно-политические, экономические, досуговые, повседневно-бытовые, личные) — 2) пофункциональной направленности (коммуникативные, информационные, информационно-коммуникационные). Наиболее распространенными среди российских пользователей интернет-практиками являются использование электронной почты, поиск информации, социально-сетевое общение.
4. Акторами новых социальных практик является группа интернетпользователей (интернет-аудитория). Эта, группа имеет определенные характеристики, которые отражают количественные и качественные показатели: объем (численность аудитории, уровень проникновения) — активность, которую отражают количественные показатели включенности в.
14 процесс интернет-использования (частота, регулярность обращения, затраты времени и т. п.) — характеристики способов использования Сети (тип доступа, место и устройство выхода в Сеть и пр.) — социально-групповая структура. Пользователи более адаптированы к высокотехнологичной и динамичной среде информационного общества, ведут более активный, современный образ жизни, склонны к инновационному поведению и потреблению. Пользование Интернетом позволяет им легче ориентироваться в социальной среде, находить нужную информацию и принимать решения.
5. Российская интернет-аудитория является одной из крупнейших в мире, хотя только треть населения пользуется Интернетом. Уровень проникновения и освоения населением пока низкий. Основными барьерами распространения Интернета в России является как экономические и технологические, так и социокультурные факторы, связанные с недостаточной компетентностью населения в области новых технологий, недоверием к ним. Неравномерность распространения и освоения Интернета в России порождает новое измерение социального неравенства («цифровой разрыв»).
6. Социальные факторы дифференциации интернет-практик составляют прежде всего возрастные и тендерные различия пользователей, а также их активность и технологические характеристики сетей доступа, ограничивающие возможности реализации некоторых интернет-практик с учетом территориальных и поселенческих различий.
Практическая значимость работы. Результаты исследования могут учитываться при разработке государственных программ по информатизации, использоваться в практической деятельности телекоммуникационных компаний, предприятий рекламной индустрии и средств массовой информации. Предложенные диссертантом подходы к анализу интернет-практик применимы для дальнейших социологических исследований. Содержание диссертации может использоваться в учебном процессе при подготовке и чтении курсов по общей социологии, социологии культуры, социологии повседневности, социологии массовой коммуникации, социологии молодежи.
Апробация результатов исследования. Основные идеи и результаты диссертационного исследования опубликованы в 7 статьях (общим объемом 4,2 п.л.), а также были представлены в выступлениях автора на научных конференциях: IV-ой и V-ой международных научных конференциях «Высшее образование для XXI века» (Москва, 2007 и 2008 гг.) — межвузовском «круглом столе» «Актуальные проблемы социологии телевидения» (Москва, МосГУ, 2007 г.) — «круглом столе» «Современные проблемы социологии молодежи» (Москва, МосГУ, 2008 г.).
Отдельные результаты исследования обсуждались на рабочих совещаниях и научно-практических семинарах в Аналитическом центре «Видео Интернешнл», а также использовались в его практической деятельности.
Диссертация обсуждена и рекомендована к защите на заседании кафедры социологии Московского гуманитарного университета.
Структура работы. Диссертация состоит из Введения, двух глав, Заключения, списка использованной литературы, приложений.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
Бурное развитие новых информационно-коммуникационных технологий во второй половине XX века, их возрастающее влияние на все сферы общественной жизни приводят к становлению общества нового типа, в котором информация и знание становятся главным ресурсом дальнейшего развития, что нашло отражение в теориях информационного общества. Формирование информационного общества происходит с разной степенью интенсивности и результативности практически во всех странах мира, в том числе и в России. В последнее десятилетие XX — начале XXI столетия этот процесс определяется в основном развитием глобальной компьютерной сети Интернет, которая становится ключевой технологией и стержневым элементом инфраструктуры информационного общества. Все сферы жизни, начиная с геополитики национальных государств и заканчивая повседневностью людей, перемещаются в информационное пространство глобальных компьютерных сетей и претерпевают существенные изменения. Трансформируются «основы и категории, в рамках которых мы до сих пор мыслили и действовали, — пространство и время, труд и досуг, предприятие и национальное государство» (У .Бек). Изменяется привычный порядок взаимодействий — как на уровне институтов, так и на уровне индивидов, участвующих в интеракциях. Как любая революция, революция в сфере коммуникаций, порождаемая распространением Интернета, вызывает «культурную травму» (П.Штомпка), стремительно вытесняя1 привычные формы работы, общения, образования, развлечений, властных диспозиций и замещая их новыми. Пользование Интернетом становится необходимым условием успешной социальной адаптации к условиям информационного общества и новой повседневной практикой.
Пользование Интернетом как социальная практика представляет собой конкретную деятельность, состоящую из привычных, повторяющихся действий, связанных с работой с информацией и коммуникативным.
147 поведением, реализуемых посредством компьютера, подключенного к глобальной компьютерной Сети. Эта практика требует определенных знаний и навыков, а также предполагает следования правилам и стандартам этой деятельности, приятым в сообществе интернет-пользователей.
Интернет имеет множество сфер и направлений практического использования, что делает его важным агентом изменения повседневной жизни. Он трансформирует привычные практики коммуникации, образования, работы, развлечения, гражданской активности и пр. Формируются новые, базирующиеся на Интернете, социальные практики — «социальные интернет-практики».
Социальные интернет-практики представляют собой совокупность рутинных, повторяющихся действий и привычных способов поведения, связанных с использованием Сети для решения проблем иили повышения эффективности деятельности в различных сферах жизни, а также для удовлетворения различных потребностей. Этим определяется многообразие видов социальных интернет-практик, которые могут быть-классифицированы по двум основаниям: по сферам применения и функциональной направленности. Любая социальная практика, реализуемая посредством.
Интернета, будь то личная переписка, поиск работы или покупка товаров суть информационно-коммуникационая деятельность. Конкретная деятельность по поиску, получению и обмену информацией составляет сущность социальных интернет-практик. Социальные интернет-практики реализуются в виртуальном пространстве Сети, которое конструируется пользователями по образу и подобию реального социального мира.
Социальные взаимодействия и другие социальные практики в Сети представляют собой «симуляции», или виртуальные аналоги, реальных социальных практик. Перенося многие виды деятельности в виртуальное пространство Интернета, социальные интернет-практики существенно расширяют границы социального мира. Традиционные (прежние, характерные для индустриального общества) социальные практики дополняются новыми,.
148 осуществляющимися в Сети, но не вытесняют их, а дополняют, выступая как альтернативные.
Акторами новых социальных практик являются люди, имеющие доступ к Интернету и умеющие его использовать. В России Инернетом пользуется свыше 40 млн. чел. По численности российская интернет-аудитория — одна из крупнейших в мире (9-ое место в мире). Однако по уровню проникновения и освоения Интернета населением Россия отстает от большого числа стран. В то время как в передовых в экономическом и технологическом отношении странах Интернетом уже пользуется более 70% населения, в России — только треть. Основными барьерами распространения Интернета в России являются экономические и технологические, ограничивающие доступность новой технологии для многих социальных групп. Однако освоение новой технологии и инновационных практик требует не только определенных материальных и технических возможностей (владеть техникой — еще не значит ее использовать), но и интеллектуальных, волевых усилий, определенного уровня личностного развития, готовности к переменам и пр. Барьерами на пути освоения новой технологии становятся социокультурные факторы — недостаточная компетентность населения в области новых технологий, недоверие к ним, непонимание возможностей и преимуществ, открывающихся в связи с их использованием, низкий уровень компьютерной грамотности населения и пр.
Процесс распространения Интернета и его освоение населением России как и в других странах) происходит неравномерно в разных социальных стратах, порождая «цифровой разрыв» — новое измерение социального неравенства, поскольку неравенство в доступе к Интернету в условиях информационного общества равноценно по своему значению маргинальное&tradeвсех тех, кто не имеет доступа к Интернету или не способен его использовать.
Цифровой разрыв" в России имеет множество проявлений — возрастной, тендерный, территориальный, поселенческий. В целом Интернет более распространен и более активно осваивается и используется в городах,.
149 особенно крупных, прежде всего молодыми, социально активными группами населения. Как показало исследование, пользователи Интернета в целом более адаптированы к высокотехнологичной и динамичной среде информационного общества, ведут более активный, современный образ жизни, склонны к инновационному поведению и потреблению. Пользование Интернетом позволяет им легче ориентироваться в социальной среде, находить нужную информацию и принимать решения. Это позволяет рассматривать интернет-пользователей как основной человеческий капитал и ключевую группу информационного общества.
Эта группа характеризуется численностью, активностью (частота обращения, затраты времени и т. п.), способами выхода в Сеть (место, устройство, технология доступа и пр.), что отражает ее структуру и дифференциацию. Дифференциация «характерна и для интернет-практик, что является отражением «цифрового разрыва» внутри интернет-аудитории. Как показало исследование, самыми популярными видами интернет-практик среди россиян являются использование электронной почты, поиск информации и социально-сетевое общение. Наименьшее распространение получили интернет-практики общения по телефону, прослушивания/просмотра радиои телепередач, заказа/оплаты товаров и услуг, а также ведение персональной страницы (сайта) в Интернете. Гипотеза исследования о том, что основными факторами дифференциации социальных интернет-практик россиян являются пол, возраст пользователей, а также их активность (частота обращения к Сети) и технологические характеристики используемых сетей доступа, получила эмпирическое подтверждение. Установлено, что основным фактором, определяющим различия в интернет-практиках пользователей, является возраст и частота использования Сети (активность). Эти факторы определяют как количество интернет-практик в репертуаре пользователя, так и присутствие в этом репертуаре определенных видов интернет-практик.
Тендерные различия в меньшей степени влияют на выбор конкретных видов интернет-практик. Влияние технологического фактора проявляется в том, что.
150 технология используемых сетей доступа может ограничивать возможность реализации некоторых видов интернет-практик.
Список литературы
- Абрамов Р.Н. Сетевые структуры и формирование информационного общества // Социологические исследования. 2002. № 3. С. 133−140.
- Аймалетдинов Т.А. «Высокие технологии» и проблемы информационного неравенства в современной России // Социологические исследования, № 8, 2003 г.
- Алексеева И.Ю. Возникновение идеологии информационного общества / Ин-т философии РАН // Информационное общество. 1999. Вып. 1. С. 30−35
- Бавин П.С. В ожидании среднего класса // Социальная реальность. 2006. № 1.
- Бальжирова Т.Ж. Интернет как средство социальной коммуникации в условиях формирующегося в России информационного общества : Дис.. канд. социол. наук: 22.00.04. Улан-Удэ, 2003.
- Бауман 3. Индивидуализированное общество. М.: Логос, 2002.
- Бахмин А.В. Сотрудничество и конфликт в виртуальном сообществе // Социологический журнал. 1997. № ½. С. 65−92.
- Бек У. Общество риска. На пути к другому модерну: Пер. с нем. В. Седельникова и Н.Федоровой. М.: Прогресс-Традиция, 2000.
- Белинская Е.П. К обоснованию социокультурного подхода в исследованиях виртуальной реальности. 1999, 24 июня, online. URL: .
- Белинская Е.П., Жичкина A.E. Современные исследования виртуальной коммуникации: проблемы, гипотезы, результаты // Образование и информационная культура. М., 2000.
- Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования / Пер. с англ. М.: Academia, 1999.
- Беспредельная социология. Сборник эссе к 60-летию Виктора Воронкова / Под ред. О. Паченкова, М. Соколова, Е. Чикадзе. СПб.: ЦНСИ, 2005.
- Биккулов А.С. Интернет как средство массовой коммуникации : Дис.. канд. социол. наук: 22.00.06: Санкт-Петербург, 2003.
- Бондаренко С.В. По обе стороны цифрового барьера // Мир Internet. 2001. № 8. С. 14−18.
- Бурдье П. Практический смысл /Пер. с фр.: А. Т. Бибков, Е. Д. Вознесенская, С. Н. Зенкин, Н.А. Шматко- Отв. ред. пер. и послесл. Н. А. Шматко. СПб.: Алетейя, 2001.16.17,18.19,20