Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Модернизация социально-экономической политики региона в условиях рыночных преобразований: На материалах Ставропольского края

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Модернизация социально-экономической политики в условиях рыночного механизма в России создает объективную необходимость дополнения его инструментами государственного регулирования, в их числе можем мы выделить следующие: переход от одного экономического строя с доминированием госсобственности к другому, основанному на развитии многоукладного хозяйства и рыночных отношенийакцентуация внимания… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • Глава 1. Научные основы формирования и развития модернизированной социально-экономической политики региона в условиях рыночных преобразований.
    • 1. 1. Определение и сущность социально-экономической политики.
    • 1. 2. Приоритетные стратегии модернизации социально-экономической политики
    • 1. 3. Особенности модернизации региональной социально-экономической политики
  • Глава 2. Социальные последствия современных социально-экономических реформ в Ставропольском крае
    • 2. 1. Характеристика и направления современных реформ в крае и их последствия
    • 2. 2. Тенденции развития регионального рынка труда в контексте социально-экономической политики
    • 2. 3. Динамика уровня жизни населения региона и его влияние на модернизацию социально-экономической политики
  • Глава 3. Приоритетные направления модернизации социально-экономической политики в Ставропольском крае
    • 3. 1. Основные приоритетные направления модернизации региональной социально-экономической политики в условиях рыночных преобразований в Ставропольском крае
    • 3. 2. Рекомендации по модернизации социально-экономической политики на региональном рынке труда в условиях рыночных преобразований
    • 3. 3. Главные направления региональной социально-экономической политики в области повышения уровня жизни населения

Модернизация социально-экономической политики региона в условиях рыночных преобразований: На материалах Ставропольского края (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Современное социально-экономическое развитие России и сейчас характеризуется интенсивной борьбой старого и нового, нахождением оптимальных путей реформирования как социальной, так и экономической сферы государства для осуществления более эффективного перехода к рыночным связям и отношениям. Такое единство социального и экономического развития способствует сосредоточению внимания на совершенствовании данной взаимосвязи в экономическом пространстве, которое в наибольшей степени позволит модернизировать социально-экономическое единство в условиях рыночных преобразований современной России.

Проводившиеся в последнее время различные экономические преобразования и те последствия, к которым они привели, обнаружили недооценку влияния социальных факторов на макроэкономическое развитие. Концентрация внимания на решение основных экономических проблем и создание эффективного рыночного механизма отвлекают от решения социальных задач общества. Утрата приоритета социальной политики привела к нарушению принципа сохранения социального равновесия и взаимодействия экономической и социальной сфер.

Необходимость осуществления социальных реформ и существенная корректировка социальной политики как на федеральном, так и на региональном уровне вызывается, с одной стороны, целевыми установками на улучшение жизнеобеспечения населения, а с другой — возрастающим влиянием социальных факторов на макроэкономическое развитие.

В настоящее время приоритетное положение социальной политики и ее все большее влияние на экономическое развитие признают не только ученые, но и практики.

Неоспорим тот факт, что основные макрои микроэкономические показатели являются совместными характеристиками уровней социального и экономического развития общества. Поэтому модернизация социальноэкономической политики в условиях рыночных преобразований как на федеральном, так и региональном уровнях должна быть направлена на ускорение общественного прогресса, формирование новых принципов, призванных не только обеспечить население минимальными социальными гарантиями, но и способствовать повышению его социально-экономического благополучия. Особое внимание при модернизации социально-экономической политики, таким образом, должно уделяться улучшению качества человеческих ресурсов.

Разработка концептуальных основ модернизации социально-экономической политики предполагает тщательное исследование всех аспектов взаимосвязи и взаимодействия экономики и социальной сферы, ориентируемых на достижение позитивного результата, отвечающего реалиям времени.

Теоретическая разработка концептуальных основ модернизации социально-экономической политики в условиях рыночных преобразований в региональном аспекте в современных условиях является особо актуальной, поскольку востребована научной теорией и хозяйственной практикой.

Сложившаяся ситуация, императивы ее эффективного разрешения инициировали настоящее исследование, определили его актуальность.

Степень разработанности проблемы. Анализ монографической и периодической литературы по проблематике диссертационного исследования свидетельствует о том, что особое внимание к взаимосвязи социального и экономического уделялось в развитии экономической мысли России. Так, известный экономист и государственный деятель Ордын-Нащокин рассматривал развитие российской экономики в централизованном государстве. В последующем экономические воззрения таких ученых, как И. Т. Посошков, М. В. Ломоносов, М. М. Сперанский, а также труды А. Н. Радищева, А. И. Герцена, С. Ю. Витте, П. А. Столыпина, Г. В. Плеханова и др. обосновывали необходимость рыночных связей между сферами и регионами России.

Также вопросы социальных функций государства и их регулирующее воздействие на экономику отражены в научных взглядах зарубежных представителей экономической науки, таких как Дж. М. Кейнс, М. Фридмен, Ф. Хайек, Дж. Стиглиц, Дж. Соррос, Д. Сакс, JI. Эрхард, Й. Шумпетер, X. Ламперт, К. МюллерАрмак, В. Ойкен, М. Блауг, Дж. Крегель, Херрман-Пиллат и др.

Аспекты единства и взаимосвязи социального и экономического являются центральными в работах М. Вебера, Р. Коуза, Ф. Броделя, К. Кларка, Г. Беккера, Т. Щульца, Я. Корнай, И. Бантама и др.

Проблемы изучения таких задач социальной политики государства, как достижение в обществе социальной справедливости, являющейся одной из основных потребностей личности, отражены в работах Н. Римашевской Р. Дорнбуша, Ю. Иванова, Р. Нуреева, В. Радаева, А. Саградова, С. Фишера, Ф. Шмалензи, Т. Шульца и др.

В развитии отечественной экономической науки вопросы воздействия социальной политики на экономическое развитие активно обсуждаются в научных трудах JI. Балкина, А. Бузгалина, С. Глазьева, В. Кушлина, Ю. Ольсевича, И. Осадчей, А. Юданова, С. Калашникова, Г. Ахинова, Г. Клинанова, А. Шаронова, В. Люблинского, А. Мартынова, Т. Кондрашовой, В. Куликова, Н. Симония и др.

Проведенный анализ научной литературы показывает, что в большей части работ основными вопросами рассмотрения являются организационные, технические и правовые аспекты обеспечения оптимального экономического развития и социальной политики государства. По здесь необходимо отметить, что проблемы взаимодействия и взаимовлияния концептуально важны для становления устойчивого развития социально-экономической политики в условиях рыночных преобразований на разных уровнях государственного устройства. Данные проблемы недостаточно рассмотрены и изучены в научно-теоретическом и практическом планах, что и определило цель и задачи данного диссертационного исследования.

Соответствие темы диссертации требованиям паспорта специальностей ВАК МО РФ (по экономическим наукам). Тема диссертационного исследования соответствует специальности 08.00.05 -Экономика и управление народным хозяйством: региональная экономика, п. 5.15 «Региональная социально-экономическая политикаанализ особенностей и эффективности экономической политики в различных территориальных организациях (национальных, крупных экономических районах, субъектах Федерации, муниципальных).

Цель и задачи исследования

Целью диссертационного исследования является изучение и развитие теоретических и методических аспектов модернизации социально-экономической политики региона в условиях современных рыночных преобразований, и разработка практических рекомендаций по совершенствованию данной сферы.

Достижение поставленной цели потребовало постановки и решения следующих теоретических и практических задач, отражающих структуру и последовательность предпринятого исследования:

— на основе изучения рыночного реформирования отечественной экономики и функционирования развитых зарубежных государств определить сущность экономической политики, взаимосвязь социальных и экономических процессов и наметить векторы приоритетных стратегий модернизации данной сферы для современной России и ее регионов;

— выявить особенности региональной социально-экономической политики в условиях развития бюджетного федерализма и многообразия исторических, политических, экономических, природно-климатических, геополитических и других факторовпроанализировать ход современных реформ в Ставропольском крае и их социальные последствия;

— определить тенденции наиболее значимых социально-экономических процессов в регионе: занятости населения и его уровня жизни;

— разработать практические рекомендации по оптимизации социально-экономической политики региона на основе теоретических разработок и анализа состояния и тенденций развития Ставропольского края.

Предметом исследования является процесс достижения организационного взаимодействия экономической и социальной политики на основе ее активизации и расширения функций.

Объектом исследования является социальная и экономическая сфера и социально-экономическая политика в ходе трансформационного процесса.

Теоретической базой исследования послужили труды российских и зарубежных представителей классической, неоклассической и марксистской экономической наук по проблемам социально-экономической политики, обеспечения устойчивого развития государства и их взаимовлиянию, а также монографические и диссертационные работы, материалы научных конференций, законы Российской Федерации и нормативно-правовые акты органов исполнительной власти и другие источники по вопросам, имеющим непосредственное отношение к теме диссертации.

Методология исследования базируется на принципах диалектической объективности, единства и различия, содержания и формы, позитивного и нормативного подходов, принципе маргинального расчета, позволяющего сопоставить различные альтернативы действий экономических агентов и другие инструменты современного арсенала методологии экономической науки. В работе использованы концептуальные положения, обеспечивающие возможность применения системного подхода к разработке проблемы в единстве его субъективно-объективного и функционально-структурного аспектов, а также элементы моделирования и прогнозирования.

Информационно-эмпирическую базу исследования составляют сборники Госкомитета статистики РФ и Ставропольского краевого комитета государственной статистики, официальные данные Министерства труда и социального развития РФ, министерств экономического развития и торговли, труда и социальной защиты населения Ставропольского края, материалы, опубликованные в монографиях, периодической печати, а также фактические материалы и результаты экономических и социологических исследований, содержащиеся в трудах отечественных и зарубежных ученых.

Рабочая гипотеза диссертационной работы базируется на системе теоретических положений и научной позиции автора, согласно которой определяющим моментом в современном региональном реформировании является оптимальное соотношение социальных и экономических процессов и формирование на этой основе сбалансированных программ социально-экономического развития региона и его муниципальных образований.

Основные положения диссертации, выносимые на защиту:

1. В зависимости от объема, масштабов, целевых функций и характера воздействия на общественное развитие социально-экономическую политику целесообразно рассматривать в широком и узком смысле. В первом из них социально-экономическая политика имеет всеобщий характер и пронизывает все сферы жизнедеятельности общества, во втором — она связана с защитой и поддержкой слоев общества, которые не в состоянии играть активную роль в системе рыночного хозяйства и нуждаются в социальных гарантиях. Оба эти аспекта социально-экономической политики воздействуют прямо или опосредованно в зависимости от функционального содержания на экономическую систему.

2. Соотношение экономического и социального в политике в условиях трансформационного процесса в России и ее регионах отчетливо показывает приоритет экономического, воплощенный в радикальной рыночной реформе. Недооценка социальных факторов приводит к нарушению принципа социального равновесия и оборачивается существенными потерями в человеческом потенциале общества по всем экономическим и социальным параметрам. Этот факт приводит к социальным противоречиям и напряженности, близящимся к критической чертерасслоению общества, обуславливающему крайнюю социально-экономическую неустойчивостьсоциальной конфронтацииэкономической контрпродуктивности.

3. Модернизация социально-экономической политики в условиях рыночного механизма в России создает объективную необходимость дополнения его инструментами государственного регулирования, в их числе можем мы выделить следующие: переход от одного экономического строя с доминированием госсобственности к другому, основанному на развитии многоукладного хозяйства и рыночных отношенийакцентуация внимания на внедрение оптимальной, мобильной модели социально-экономической политики, реагирующей на изменения, происходящие в постоянно меняющемся обществевнедрение либеральной модели рынка, сводящего госрегулирование к минимумуразработка эффективных форм и методов государственного регулирования во многих звеньях социально-экономической сферы.

4. Модернизация социально-экономической политики в регионе в условиях рыночных преобразований, ключевым моментом которой является оптимальное соотношение и единство социального и экономического, должна осуществляться совместными усилиями и возможностями региональных и местных структур с помощью федеральных органов на основе концепции, выработанной их совместными усилиямибыть ориентирована на приоритетные направления развития региона, но в целом соответствовать стратегии социально-экономической политики государствареализовывать в первую очередь интересы социально ущемленных объектов обществауделять особое внимание стабилизации уровня жизни и здоровья всех слоев населения, образовательному потенциалу, профессиональной структуре, социальной мобильности населения, семье, культурной сфере, социальной защите и помощибыть научно обоснованной и реализовываться во взаимосвязи федерального, регионального и местного уровней, учета финансовых возможностей и состояния дел в социальной и экономической сферах регионовобеспечиваться правовой и нормативной базой для проведения социальных, экономических реформ, что в свою очередь позволит решить отмеченные острые социальные проблемы.

5. За годы социально-экономических преобразований в крае рост затрат на социальную сферу ежегодно опережал темпы роста ВРП, то есть ежегодно создаваемая экономикой края новая стоимость была не в состоянии обеспечивать те объемы финансовых средств, которые были бы необходимы для финансирования увеличивающихся социальных затрат. Причинами, мотивирующими данное негативное явление в нашем регионе, являются следующие: ухудшающаяся демографическая ситуация, ежегодное снижение рождаемости, увеличивающийся рост смертности, что ведет к значительному снижению человеческого потенциаламиграционные потоки, создающие крайнюю социально-экономическую напряженность, способствующие росту цен на недвижимость, обострению конкуренции на рынке труда, снижению уровня жизни населения в крае, усилению националистических настроений, криминализации обстановки в крае. Несомненно, что на увеличение социальных затрат в крае влияют и проблемы, которые на протяжении последних лет имеют место и в системе здравоохранения, образования, социальной защиты.

6. Основными приоритетными направлениями, влияющими на стабилизацию уровня жизни населения, в соответствии с результатами экспертных оценок и социологических исследований явились следующие: снижение цениндексация зарплат, пенсий, вкладов в соответствии с ростом ценвыплата задолженностей по зарплате, пенсиям, стипендиямгосударственный контроль над ценамифинансовая поддержка государственных предприятийусловия для развития частного бизнесаукрепление порядка, борьба с преступностью, укрепление и поддержание структур социальной сферыфинансовая поддержка социально слабозащищенных категорий населения, поддержка банковской системы, гарантия сохранения вкладов.

Научная новизна диссертационной работы заключается в комплексном подходе к разработке концепции модернизации и формирования социально-экономической политики региона. Конкретное приращение научного знания характеризуется следующими положениями:

— на основе обобщения литературных источников уточнено понятие модернизации социально-экономической политики региона с учетом типизации (в социально-экономически устойчивых общественных формациях, находящихся в системных кризисах, в состоянии деформаций и переходном периоде), обоснования адекватных особенностей и функций, этапов формирования;

— для стратегического управления социально-экономическими процессами в регионе аргументирована система индикаторов и показателей уровня жизни населения, включающая характеристики уровня благосостояния, оценки потребностей, образа жизни, социальных показателей;

— обоснована система и технология мониторинга управления социально-экономическими процессами в регионе, включающая авторские методики опроса населения, наблюдения и учета результатов социально-экономической политики, позволяющая выявить закономерности и проблемные звенья социально-экономического развития, разработать мероприятия по их устранению с соответствующим контролем;

— реализована методика ситуационного анализа процесса и итогов региональной социально-экономической политики с учетом развития рынка труда, динамики уровня жизни населения, позволяющая выработать приоритетные направления и рекомендации по модернизации социально-экономической политики в условиях рыночных преобразований;

— разработана и внедрена методика типологии районов Ставропольского края по уровню социальной неравномерности с учетом состояния рынка труда и доходов населения, позволяющая оценить уровень напряженности, выявить приоритеты, разработать план действий, систему проектов и программ.

Научная новизна диссертационной работы заключается в комплексном подходе к разработке концепции модернизации и формирования социально-экономической политики региона. Конкретное приращение научного знания характеризуется следующими положениями:

— на основе обобщения литературных источников уточнено понятие модернизации социально-экономической политики региона с учетом типизации (в социально-экономически устойчивых общественных формациях, находящихся в системных кризисах, в состоянии деформаций и переходном периоде), обоснования адекватных особенностей и функций, этапов формирования;

— для стратегического управления социально-экономическими процессами в регионе аргументирована система индикаторов и показателей уровня жизни населения, включающая характеристики уровня благосостояния, оценки потребностей, образа жизни, социальных показателей;

— обоснована система и технология мониторинга управления социально-экономическими процессами в регионе, включающая авторские методики опроса населения, наблюдения и учета результатов социально-экономической политики, позволяющая выявить закономерности и проблемные звенья социально-экономического развития, разработать мероприятия по их устранению с соответствующим контролем;

— реализована методика ситуационного анализа процесса и итогов региональной социально-экономической политики с учетом развития рынка труда, динамики уровня жизни населения, позволяющая выработать приоритетные направления и рекомендации по модернизации социально-экономической политики в условиях рыночных преобразований;

— разработана и внедрена методика типологии районов Ставропольского края по уровню социальной неравномерности с учетом состояния рынка труда и доходов населения, позволяющая оценить уровень напряженности, выявить приоритеты, разработать план действий, систему проектов и программ.

Теоретическая и практическая значимость исследования определяется актуальностью рассмотренных в диссертационном исследовании проблем и степенью обоснования содержащихся в ней положений, выводов и рекомендаций. Результаты, полученные в ходе исследования, могут быть использованы в процессе разработки принципов активизации социально-экономической политики как на федеральном, так и региональном уровнях. Они могут найти применение в процессе последующего изучения вопросов совершенствования и регулирования российской социально-экономической политики, обоснования ее дальнейшего совершенствования. Материалы диссертации могут быть использованы при чтении ряда спецкурсов при подготовке и повышении квалификации специалистов, занятых в социально-экономической сфере, по соответствующей проблематике, при подготовке методических пособий и рекомендаций.

Апробация результатов исследования. Результаты и выводы исследования докладывались автором на научно-практических конференциях разного уровня: 48-я научно-методическая конференция «Университетская наука региону», г. Ставрополь- «Человек и общество на рубеже тысячелетий», г. ВоронежСтавропольская региональная конференция «Социальная политика: реалии XXI века — региональный аспект», г. Кисловодск, а также на заседаниях Государственной думы Ставропольского края и администрации города Ставрополя.

Структура работы диссертации определена целью, задачами и общей логикой исследования, включает введение, три главы, заключение и список используемой литературы.

Заключение

.

Демократизация российского общества и стремление к общему экономическому благосостоянию усиливает тенденцию преобладания значения социальных факторов в стране с рыночной экономикой. В свою очередь, социальные потребности связаны с закономерностями развития экономической системы. Острота социальных проблем сдерживает экономический рост, что приводит к необходимости модернизации социально-экономической политики, изменению ее приоритетов, так и способов выработки стратегии ее реализации.

Данное неудовлетворенное развитие социальной системы в России во многом проистекает из острых социальных потрясений, которые происходили последние десятилетия, в свою очередь влияющие и обостряющие экономические проблемы государства.

Совершенствование социально-экономической политики в условиях рыночных отношений в России диктует необходимость использования таких инструментов государственного регулирования, как:

— переход от одного экономического строя с доминированием госсобственности к другому, основанному на развитии многоукладного хозяйства и рыночных отношений;

— акцентуация внимания на внедрение оптимальной, мобильной модели социально-экономической политики, реагирующей на изменения, происходящие в постоянно меняющемся обществевнедрение либеральной модели рынка, сводящего госрегулирование к минимуму;

— разработка эффективных форм и методов государственного регулирования во многих звеньях социально-экономической сферы.

Проведенное исследование позволило определить систему приоритетов социально-экономической политики в регионе, под которой нами понимается не что иное, как ее содержательная структура (каркас).

К числу наиболее актуальных приоритетов социально-экономической политики в Ставропольском крае мы относим следующие:

1. Приоритеты социально-экономической политики в сфере занятости и регулирования доходов населения:

— обеспечение населению возможности трудиться на условиях эффективной, продуктивной, полной занятости подавляющего большинства трудоспособного населения региона;

— эффективное развитие «малой» экономики, обеспечиваемое определенными поступлениями в региональный бюджет;

— использование средств, предназначенных на поддержание занятости населения, преимущественно на целевую профессиональную подготовку с ориентацией работников на конкретные рабочие места как действующие, так и перспективные;

— создание ориентируемой на рынке труда системы профессиональной ориентации школьников.

2. Приоритеты социально-экономической политики в сфере социальной защиты населения:

— пенсионирование;

— социальные выплаты отдельным категориям населения;

— социальная помощь;

— недопущение снижения круга исторически сложившихся в стране социальных гарантий.

3. Приоритеты социально-экономической политики в сфере охраны здоровья населения:

— подъем материального благосостояния людей;

— улучшение структуры питания различных возрастных групп населения;

— коренное изменение в сфере охраны труда;

— выведение из жилых зон вредных предприятий, минимизация негативного воздействия этих предприятий на окружающую среду;

— снижение безработицы (устранение скрытой безработицы);

— смягчение политических и экономических катаклизмов, ставших чуть ли не обыденным, а потому столь устрашающим явлением.

4. Приоритеты социально-экономической политики в сфере формирования социокультурной среды:

— повышение уровня образованности населения во всех сферах жизнедеятельности;

— снижение уровня социальной напряженности;

— развитие системы учреждений образования, здравоохранения, культуры и др.

5. Приоритеты социально-экономической политики в иных сферах жизнедеятельности государства и общества:

— воспроизводство населения и его отдельных групп;

— социальная напряженность;

— уровень жизни населения и его отдельных групп;

— затраты на социальные отрасли и их отдельные институты;

— гражданское самочувствие.

Таким образом, проведенное исследование позволило сделать ряд общих выводов:

1. Социально-экономическую политику целесообразно рассматривать в широком и узком смысле. В первом из них социально-экономическая политика имеет всеобщий характер и пронизывает все сферы жизнедеятельности общества, во втором — она связана с защитой и поддержкой слоев общества, которые не в состоянии играть активную роль в системе рыночного хозяйства и нуждаются в социальных гарантиях. Оба эти аспекта социально-экономической политики воздействуют прямо или опосредованно в зависимости от функционального содержания на экономическую систему.

2. Приоритетными стратегиями социально-экономической политики являются: наиболее важные, значимые, настоятельные проблемы, осознанные как первоочередные задачи социально-экономической политикиосновополагающие направления целевых действий государства и общества, ориентированных на решение наиболее значимых социальных, экономических проблем в конкретном пространственно-временном измеренииприоритетные стратегии социально-экономической политики государства должны опираться на основные принципы жизнедеятельности и развития государства и реализоваться, по нашему мнению, через реализации социально-экономических функций, которые охватывают практически весь спектр социально-экономических взаимоотношений в любом обществе.

Социально-экономическая политика на региональном уровне будет эффективной, если ее формирование осуществляется на основе системного подхода (включающего: формулировка целейразработка понятийного аппаратаанализ причин и следствийвыработка путей и средств достижения целейопределение критериев оценки и механизмов принятия решенийразработка механизма (индикаторов) определения и процедур анализа состояния социальных процессовсоставление перечня социальных услуг, социальных стандартов и норм, определяющих степень обеспечения социальных гарантийразработка показателей социальной структуры и социальной инфраструктуры, норм обеспечения социальными услугамиразработка функциональных обязанностей субъектов социальной и экономической политики, определение механизма разграничения полномочий и ответственности в развитии социальной сферы каждого региона), а также решение следующих задач: определение приоритетов в социально-экономическом развитии края на основе исследований имеющегося потенциала и тенденций развитиявыработка первоочередной стратегии (концепции) социально-экономического развития региона, а затем и комплексной программы ее реализацииразработка и внедрение политики поддержания основных направлений социального и экономического развития края, в том числе создание благоприятного инвестиционного климата (Ставропольский край можно считать интересным для привлечения инвестиций) — формирование устойчивой системы социальных гарантийстимулирование регионального рынка трудаповышение качества жизни населения, широко используя при этом региональные ресурсы.

В конечном итоге работа по модернизации социально-экономической политики в крае в условиях рыночных преобразований может создать условия для улучшения всех параметров жизнедеятельности общества и отдельной личности, гарантировать социальную стабильность и защищенность, что является необходимым пластом для дальнейшего развития.

Исследование не охватывает всего круга вопросов, связанных с проблемой модернизации социально-экономической политики региона, и не претендует на полноту характеристик рассматриваемых аспектов, а является лишь одним из возможных подходов в разработке важнейших и актуальных проблем социально-экономической политики в Ставропольском крае.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Л.И. Роль государства в становлении и регулировании рыночной экономики //Вопросы экономики. 1997. № 6. С. 4−12.
  2. Р.Г. Федерализация России и взаимосвязь региональной инациональной политики // Этнопологический вестник. 1995.№ 1.,-с.5−22.
  3. Г. Л. Концепция социальной экономики в интерпретации Й.
  4. Шумпетера и И. Кондратьева. Транзитная экономика на постсоветском пространстве: опыт, проблемы, перспективы: Сб. науч. тр. — Краснодар: Кубанский гос. ун-т, 2002. 440 с. С. 184.
  5. П.В., Гаевский В. В., Рязанцев С.В. Экономика
  6. Ставропольского края/ Учебное пособие для студентов высших учебных заведений экономических специальностей. — Ставрополь: Кн. изд-во, 2000. 392 с.
  7. П.В., Мандрица И. В. Теория и практика разрешения современного геополитического кризиса на Северном Кавказе// Проблемы населения и рынок труда в России и Кавказского региона. Москва Ставрополь: Изд-во СГУ, 1998.
  8. И.Н. Семья как объект социально-философских исследований: Учебное пособие /Ставропольский гос. ун-т. -Ставрополь: Изд-во СГУ, 2000.-78 с.
  9. Анализ и прогноз развития социально-трудовой сферы Ставропольского края на ближайшие годы. Ставрополь, 1999.
  10. Аналитический обзор вариантов стратегии социально-экономического развития РФ до 2001 г. Комитет Совета Федерации по вопросам экономической политики. — июнь, 2000 г.
  11. А.И. Микросоциология семьи: методология исследования структур и процессов: Учебное пособие для вузов. -М.: Изд-во «NOTA BENE», 1998.-359 с.
  12. Я.У. Традиция социального знания в России //Магистр. — 1995. № 4.- С.58−64.
  13. Безработица: цифры и факты. Информационный бюллетень за 1997 г. -Ставрополь: Департамент ФГСЗ населения. 1998.
  14. Безработица: цифры и факты. Информационный бюллетень за 2001 год -Ставрополь: Департамент ФГСЗ населения.2002.
  15. Г. Овладение политикой планирования: Пер. с англ. / Под ред. М. Калантаровой. М., 1994. 456 с. С. 76−103.
  16. У. Почему лидеры не могут управлять. Молчаливый заговор продолжается. Сан-Франциско, 1989. Цит. по: Как добиться успеха: Практические соверы деловым людям// Под общ. ред. В. Е. Хрупкого. М.: Политиздат, 1991. 510 с.
  17. Бестужев-Лада И. В. Нормативное социальное прогнозирование. М., 1987.
  18. Бестужев-Лада И. В. Поисковое социальное прогнозирование. М., 1984.
  19. Бестужев-Лада И. В. Прогнозное обоснование социальных нововведений. — М., 1993.
  20. Л.Ф. Асимметричная федерация: реальность для России// Регионология. 1997. № 1. С. 13−23.
  21. Л.Ф., Гавриленко И. Г. К вопросу о разграничении предметов ведения полномочий между органами государственной власти в Российской Федерации и ее субъектов // Регионология. 1996. № 2. С. 31−40.
  22. А.О. Социологическое мышление: пути и трудности формирования // Социологические исследования. 1999. — № I. — С. 11.
  23. Е., Былов Г. и др. Развитие инвестиционной ситуации в регионах России. М.: Экспертный институт.
  24. Е.В. Программа социальной работы с безработными и их семьями.- М., 1994.-75 с.
  25. М. Глубокие кризисы и реформа// Вопросы экономики. 1997, № 2. С. 4.
  26. М.К. Национальная экономика. Учебное пособие. М.: Дело, 1997.
  27. С.К. Современные аспекты государственного регулирования экономической инфраструктуры России. Транзитная экономика на постсоветском пространстве: опыт, проблемы, перспективы: Сб. науч. тр. Краснодар: Кубанский гос. ун-т, 2002. 440 с.
  28. Е. Регулирование отношений собственности между Российской Федерацией и ее субъектами // Вопросы экономики. 1997. № 7. С. 97−111.
  29. М.О., Кондратьева З. А., Кобзева С. И. Право социального обеспечения: Учебное пособие. М.: Нолидж, 1997.
  30. Ю.В. Теоретико-методологические вопросы развития рыночной экономики (региональный аспект). Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора экономических наук. М.: Московский государственный социальный университет. 1995. 46 с.
  31. Ю.В., Степанов А. А., Ушвицкий Л. И. Регион и рынок./ Ставрополь. Кавказская здравница. 1996. 214 с.
  32. Е.Ю. Социальная политика в странах СНГ: приоритеты тенденции. Транзитная экономика на постсоветском пространстве: опыт, проблемы, перспективы: Сб. науч. тр. Краснодар: Кубанский гос. ун-т, 2002. 440 с. С. 186−187.
  33. Ю.В. Деревня на распутье. К возрождению села: формирование условий жизнедеятельности и культуры быта. М.:
  34. Молодая гвардия, 1992.- 146 с.
  35. Вилли Брандт. Демократический социализм. Статьи и речи. — М: Изд. «Республика». 1992. с. 345.
  36. Г. С., Зайончковская Ж. А. Новая столыпинская политика на Дальнем Востоке России: надежды и реалии/ Перспективы Дальневосточного региона: межстрановые взаимодействия/Под ред.
  37. Г. Витковской и Д. Гренина- Моск. Центр Карнеги. — М.: Гендальф, 1999. С. 111.
  38. А., Школьников В. Смертность в России снижается//Население и общество: Информационный бюллетень Центра демографии и экологии человека ИНХП РАН. М., 1993. № 23.
  39. Выбор стратегии регионального экономического развития.// Экономист. 2000 г. № 3.
  40. К. С. Введение в политическую науку: Учебник для высших учебных заведений. 2-е изд. — М.: «Логос», 1997.
  41. Е. И. Социально-демографическая ситуация на Ставрополье//Проблемы населения и рынков труда России и Кавказского региона. — Москва — Ставрополь: Изд-во СГУ, 1998.
  42. Гарсия-Исер М., Голодец О., Смирнов С. Критические ситуации на региональном рынке труда// Вопросы экономики. 1997. № 2. С. 114 124.
  43. .Я. Регион и его интересы// Вестник пятигорского государственного лингвистического университета. 1996. № 1. С. 3−15.
  44. В. Политическая экономика российского рынка труда//
  45. Зарплата и расплата: проблемы задолжности по оплате труда/ Под ред. Т. Малевой- Центр Карнеги. М., 2001. С. 18.
  46. А.Г. Региональный разрез экономической реформы// Экономика и жизнь. 1992. № 39. С. 3−14- № 40. С. 14−25.
  47. Государство в меняющемся мире. Всемирный банк. Отчет о мировом развитии. 1997. Краткое содержание// Вопросы педагогики. 1997. № 7. С. 4−35.
  48. И.И. Социальная служба России и актуальные проблемы подготовки кадров социальных работников //Социальная работа.-1992.-№ 1.- С. 160 -166.
  49. С.Ю. Теория долгосрочного технико-экономического развития. М.: ВлаДар, 1993. 342 с.
  50. Ю.А. Асимметрия экономического развития регионов. Современные проблемы. Стратегия регулирования. Ставрополь: Кн. изд-во, 2001.-211 с.
  51. Государственная и корпоративная политика занятости/ Под ред. Т. Малевой. М.: Моск. центр Карнеги. — М., 1998.
  52. Дж. К.мл. и О' Делл К. Американский менеджмент на пороге XXI века: Пер. с англ. М.: Экономика, 1991, 312 с.
  53. С.И. Социология социальной работы как содействие осуществлению и реабилитации жизненных сил человека //Российский журнал социальной работы. 1996. — № 2/4. — С. 10 — 14.
  54. А.А. Вопросы формирования конкурентных начал в экономике Росси. Транзитная экономика на постсоветском пространстве: опыт, проблемы, перспективы: Сб. науч. тр. —
  55. Краснодар: Кубанский гос. ун-т, 2002. 440 с. С. 7−8.
  56. . Есть ли будущее у макроэкономического планирования в Восточной Европе// Российский экономический журнал. 1992. № 3. С.106−108.
  57. Десять заповедей Петра Марченко. Ставрополь, 1996. 98 с.
  58. Диагностика социальной напряженности в обществе: региональный аспект / Под ред. П. В. Акинина, С. В. Рязанцева. Ставрополь: Сервисшкола. 2002. — 240 с.
  59. А.Х. Организационные основы управления государственной собственностью в регионах. Транзитная экономика на постсоветском пространстве: опыт, проблемы, перспективы: Сб. науч. тр. — Краснодар: Кубанский гос. ун-т, 2002. 440 с. С. 9−10.
  60. Д.В. Федеративное устройство России: проблемы и альтернативы//Регионология. 1993. № 1. С. 49−56.
  61. П. Рынок: как выйти в лидеры: практика и принципы. М.: СП «Бук Чембэр Интернэшнл», 1992. С. 284.
  62. А. Основы геополитики. Геополитическое будущее России. — М.: «Арктогея», 1997.
  63. О.М. Развитие рынка труда и рынка рекрутивных услуг.
  64. Транзитная экономика на постсоветском пространстве: опыт, проблемы, перспективы: Сб. науч. тр. — Краснодар: Кубанский гос. унт, 2002. 440 с. С.188−189.
  65. В.М., Романов А. Н. Уровень жизни населения. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. — 592 с.
  66. В.М., Римашевская Н. М. Проблема борьбы с бедностью в разработках зарубежных правительственных и международных организаций. // Бедность: взгляд ученых на проблему. -М.: ИСЭПН РАН, 1994. С. 24−47.
  67. Е., Казаков В. Перспективы выживания социальной сферы предприятий//Российский экономический журнал. 1994. № 3. С. 50−51.
  68. Е.П. Социальная организация труда: переход к социальному сотрудничеству и партнерству. Ульяновск: «Симмбирская книга», 1996.-246 с.
  69. Занятость и поведение домохозяйств: адаптация к условиям переходной экономики России / Под ред. В. Кабал иной и С. Кларка. -М.: Российская политическая энциклопедия, 1999. 426 с.
  70. Здоровье населения и здравоохранение Ставропольского края. -Ставрополь: Информационно-аналитический центр Министерства здравоохранения, 2002. 64 с.
  71. В.П., Свиридов С. М. Теоретический аспект реформирования национальной экономики в России. Транзитная экономика на постсоветском пространстве: опыт, проблемы, перспективы: Сб. науч. тр. Краснодар: Кубанский гос. ун-т, 2002. 440 с. С. 12−13.
  72. В. А. География Ставропольского края: Учебное пособие. Ставрополь: Изд-во СГУ, 1997.
  73. В. Г., Бутов В. И. Регионоведение (методология, политика, экономика, право). — Ростов н/Д.: издательский центр «Март», 1998.
  74. Из опыта работы органов государственной статистики края поэкономическому анализу: Ставропольский краевой комитет государственной статистики. — Ставрополь, 1996.
  75. История России с древности до наших дней: Пособие для поступающих в вузы/ М. М. Горинов, А. А. Горский, В. О. Дайнес и др.- Под ред. М. Н. Зуева. М.: Высш. Шк., 1994. 431 с.
  76. Итоги работы хозяйственного комплекса Ставропольского края за1998 году/Ставропольская правда. 1999. 3 марта.
  77. Кавказские Минеральные Воды: Путеводитель/Сост. Савельева В. В. — М.: Профиздат, 1987. 118 с.
  78. З.И., Бессонова О. Э., Тапилина B.C. Основные направления региональной социальной политики // Регион: экономика и социология. 1997. № 2. С. 3−17.
  79. Г. Региональная политика в местном и региональном измерении // Регион: экономика и социология. 1995. № 4. С. 181−190.
  80. А.П. Педагогические аспекты социальной работы в системе социальной защиты населения. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Ставрополь, 2003. 18с.
  81. Дж. М. Общая теория занятости, процента и денег. М., 1978. 348 с. С. 157.
  82. Н.Г. Социальная защита населения как социальный институт и пути повышения эффективности его функционирования. — Диссертация на соискание ученой степени кандидата социологических наук. Ставрополь, 2000. 202 с.
  83. В.Н. Социальная активность и пассивность личности. Владимир: ВГПИ, 1990.-113 с.
  84. Концепция социально-экономического развития Ставропольского края до 2006 г. Распоряжение Правительства Ставропольского Края 29 декабря 2001 г. № 26-рп. 47 с.
  85. В.И. Предпосылки и условия устойчивого развития экономики: региональный аспект (на материалах Ставропольского края). Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук. Ставрополь, 2002. 25с.
  86. JI. Между хаосом и социальным порядком//Рго et Contra. Том 4. -№.1 — 1999.-С. 44.
  87. В.Ф. Концепция межбюджетных отношений в условиях бюджетного федерализма // Вестник академии. Ростовскаягосударственная экономическая академия. 1996. № 3−4. С 39−42.
  88. И.В. Теоретические основы социального проектирования. — Минск, 1989.
  89. Н.Д. Проблемы оценки уровня жизни населения // Вопросы статистики. 2000, № 8. С. 18−23.
  90. Н.Г. Рыночная экономика региона: проблемы становления // Вестник академии. Ростовская государственная экономическая академия. 1996. № 3−4. С 33−38."
  91. Е.В., Суринов А. Е. Неравенство в распределении доходов и проблемы оценки эффективности мероприятий по его снижению // Вопросы статистики, 1999, № 11. С. 4−13.
  92. А.В. Экономические проблемы развития региона. Автореферат на соискание ученой степени кандидата экономических наук / Ростов-на-Дону. 1996.26 с.
  93. В.Л., Соколов В. М., Суспицын С. А., Ягольницер М. А. Методологические основы выделения депрессивных и отсталых регионов// Регион: экономика и социология. 1996. № 2. С. 3−33.
  94. Л.П., Краснов А. Г., Назаров А. В. Экономика: инновационные подходы: Учебное пособие. М.: Гелиос, 1998. — 600 с.
  95. Л.П., Краснов А. Г. Рынок труда (вопросы теории). Чебоксары, 1995. 112 с.
  96. Л.П., Ильдеменов В. И., Владимирова М. П., Назаров А. В. Рынок и антимонопольные экономические отношения. Чебоксары: Волго-Вятский региональный центр «Ассоциация содействия вузам», 1996. 243 с.
  97. Jl.П., Толстое Л. П. Программа социально-экономического развития Чувашской Республики. Чебыксары: Изд-во Чуваш, ун-та, 1996. 148с.
  98. А.И. Прикладная социология и менеджмент: Учебное пособие. М.: Изд-во МГУ, 1995.- 208 с.
  99. Краткий словарь по социологии. Москва, 1988. — С. 144.
  100. Куда идет Россия? Трансформация социальной сферы и социальная политика /Под общ. ред. Т. И. Заславской.- М.: Дело, 1998.- 384 с.
  101. A.M. Методологические проблемы региональной политики: опыт сравнительного анализа // Регион: экономика и социология. 1995. № 2. С. 3−24.
  102. М.М. Трансформация экономических интересов в механизме мотивации труда под влияние реформ. Транзитная экономика на постсоветском пространстве: опыт, проблемы, перспективы: Сб. науч. тр. Краснодар: Кубанский гос. ун-т, 2002. 440 с. С. 18.
  103. ИЗ. Ларина Н. И., Кисельников А. А. Региональная политика в странах рыночной экономики.// М.: «Экономика». 1998. 211 с.
  104. Н.И. Долгосрочное прогнозирование в региональной политике субъектов Федерации / Новосибирск, ИЭ и ОППСО РАН, 1995. СибАГС. 1995.201 с.
  105. Н.И. Мировой опыт региональной политики / Новосибирск. СибАГС, 1996. НГУ. 199 с.
  106. В. До и после 17 августа/Ставропольская правда. 1999. 11 августа. № 167. С. 1.
  107. В. Н., Швецов А. Н. Государство и регионы. Теория и практика государственного регулирования территориального развития. — М.: УРСС, 1997. 372 с.
  108. В. Экономическое эссе. Теории, исследования, факторы и политика: Пер. с англ. М.: Политиздат, 1990.310 с. С. 111.
  109. У. Социальная защита человека: региональные модели.1. М., 1995.
  110. А .Я., Новиков А. В., Смирнягин Л. В. Региональная стратегия России // Регион: экономика и социология. 1994. № 3. С. 27−56.
  111. А.Ю. Трудовая миграция и ее регулирование в Ставропольском крае. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук. Ставрополь, 2003. 27 с.
  112. Д. Курс социально-экономического возрождения России // Рос. экон. журн. 1994. № 31. С. 48−62.
  113. Ю.И., Орлов А. К., Павлова Л. Н., Сильвестров С. Н. Финансовые проблемы стабилизации российской экономики. М.: Информполиграфф, 1996.223 с.
  114. Т. Российский рынок труда и политика занятости: парадигмы и парадоксы//Государственная и кооперативная политика занятости/Под ред. Т. Малевой- Моск. Центр Карнеги. М., 1998. С. 11.
  115. Т. Политика на рынке труда в контексте макроэкономических императи вов//Мир России. 1996. — № 2.
  116. И.Н. Социально-ориентированное управление изменениями в городском хозяйстве. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук. Ставрополь, 2003. 24 с.
  117. А.С., Новоселов А. С. Основы теории регионального воспроизводства//Москва: Экономика. 1998.192 с.
  118. Е.Е. Право социального обеспечения: Учебное пособие. 2-е изд.-М., 1998.
  119. А. Принципы экономической науки: Пер. с англ. М.: Издательская группа «Прогресс». 1993. Т.1.240 с. С. 45.
  120. МГСУ Министерства труда и социального развития РФ. Ученые записки: Научно-теоретический сб. № 1.- М.:Изд-во МГСУ «Союз», 1999.-140с.
  121. С.В. Социально-педагогическая работа школы с семьями вынужденных мигрантов (на материалах Ставропольского края). Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Ставрополь, 2002. 223 с.
  122. С.В. Социально-педагогическая работа школы с семьями вынужденных мигрантов (на материалах Ставропольского края). Автореферат диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Ставрополь, 2002. 24 с.
  123. С.В. К вопросу о миграционных процессах на Ставрополье. Социальная работа как профессия: современный опыт и тенденции развития: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Ставрополь: Изд-во СГУ, 1999. — 254 с. С. 244−251.
  124. С.В., Смирнова Е. В. Социальная помощь, защита и поддержка семей вынужденных мигрантов. Современная семья: проблемы и перспективы развития/ Материалы Всероссийской научной заочной конференции. Вып. 1. Тверь: ТГГУ, 2001.- 139 с. С. 77−78.
  125. В. С. О современном социальном и экономическом положении в Ставропольском крае. Пути выхода из кризисах/Федеративные отношения и региональная социально-экономическая политика. № 3. 1999.
  126. Надо заняться делом и жить достойно. Предвыборная программа кандидата на должность губернатора края А. Г. Черногорова, «Родина», 1996, 9 ноября.
  127. А., Геллаб Ю. Влияние экономического кризиса на рынок труда в Российской Федерации. М.: 2000. СЛ.
  128. Е. Экономическая политика государства в странах Восточной Европы // Вопросы экономики. 1997. № 1. С. 104−115.
  129. Общая теория национальной безопасности: Учебник/ Под. общ. ред. профессора А. А. Прохожева. М.: Изд-во РАГС, 2002. — 320 с.
  130. JI.B. Социальная политика государства как фактор обеспечения устойчивого экономического развития. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических
  131. Ф наук. Ростов-на-Дону, 2002. 22 с.
  132. В.Н., Ершова Т. В. Модели социально-ориентированной рыночной экономики. Транзитная экономика на постсоветском пространстве: опыт, проблемы, перспективы: Сб. науч. тр. — Краснодар: Кубанский гос. ун-т, 2002. 440 с. С. 23−24.
  133. О концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию. Указ Президента Российской Федерации от 1 апреля 1996 года № 440, г. Москва // Регионология. 1996. № 2. С. 161−170.
  134. О концепции региональной политики: Материалы о заседании Государственной Думы // Экономист. 1995. № 4. С 19−22.
  135. О концепции социально-экономического развития Ставропольского края до 2006 года. Распоряжение Правительства Ставропольского края от 29 декабря 2001 г. № 26-рп. 51 с.
  136. О совершенствовании механизма государственной поддержки развития регионов Российской Федерации. Постановление Правительства РФ от 7 декабря 1996 года № 1450, г. Москва // Регионология. 1997. № 1. С. 10−12.
  137. О основных положениях региональной политики в Российской Федерации. Указ Президента Российской Федерации от 3 июня 1996 года № 803, г. Москва // Регионология. 1996. № 2. С. 11−26.
  138. Основные положения региональной политики в Российской Федерации1. Рос. газ. 1996. 9 апреля.
  139. Основные направления и приоритеты государственной социальной политики по повышению доходов и уровня жизни населения. Отчетная продукция за 2 и 3 этапы по государственному контракту № 2 010. М., 2000. 44 с.
  140. Основы экономической безопасности. Под. ред. акад. Олейникова Е. А. //Москва: ЗАО «Бизнес-школа», «Интел-Синтез». 1997. 279 с.
  141. С.И. И Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка / Российская академия наук. Институт русского языка им. В. В. Виноградова. 4-е изд., дополненное. — М.: Азбуковник. 1999. — 994 с.
  142. В. Основные принципы экономической политики// Российский экономический журнал. 1993. № 4. с. 80−81.
  143. Основы американской экономики.: Пер. с англ. М.: ПИИ, 1993. 144 с.
  144. И. В., Смирнягин JI. В., Трейвиш А. И. Региональное развитие России и задачи региональной политики//География в школе. № 1, 1994.
  145. А.В. Единство экономической и социальной политики в системе регулирующих функций государства. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук. Ростов-на-Дону, 2002. 22 с.
  146. А.А. Измерение бедности (зарубежный опыт) // Проблемы прогнозирования. 1996, № 4. С. 100−108.
  147. А.Н., Дулыциков Ю. С., Гузнер С. С. Государственная региональная политика: Концепция и принципы разработки // Регион: экономика и социология. 1995. № 2. С. 53−68.
  148. Политическая экономика: Словарь/ Под ред. О. И. Ожерельева и др. — М.: Политиздат, 1990. 456 с.
  149. B.C. Региональная политика как фактор становления эффективной системы социальной защиты населения. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук. Ставрополь, 2002. 27 с.
  150. План первоочередных действий Губернатора Ставропольского края на 2002 гд. Постановление Губернатора Ставропольского края от 16 мая 2002 г. № 223. 61 с.
  151. В.В. Бюджетное послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ «О бюджетной политике на 2001 год и среднесрочную перспективу», сентябрь 2000 г.
  152. В.В. Выступление на совещании глав субъектов РФ Центрального федерального округа 28 декабря 2000 г.
  153. Путь в XXI век: стратегические проблемы и перспективы российской экономики/ Рук. авт. колл. Д.С. Львов- Отв. эконэ РАН- науч.-ред. совет из-ва «Экономика». — М.: ОАО Издательство «Экономика», 1999.-793 с.
  154. С.Р. Формирование и развитие субъектов рынка труда в экономике современной России. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук. Краснодар, 2003. 25 с.
  155. В. В. Экономическая социология. М.: Аспект-Пресс, 1998. — 117с.
  156. Т.М. Российское государство — вынужденным переселенцам.1. М.: ИСЭПН, 1998.-198 с.
  157. Региональный рынок труда в условиях социально-экономической трансформации российской экономики (на материалах Южного Федерального округа)/ Под ред. П. В. Акинина, С. В. Степановой. -Ставрополь: Сервисшкола, 2002. 368 с.
  158. Регион, рынок, кадры // Под ред. Алексеева П. Ю., Шило С. И. -Москва: Российская академия управления, 1994. 123 с.
  159. Региональная экономика: учебное пособие для ВУЗов (Т.Г. Морозова, М. П. Победина, Г. Б. Поляк и др.). Под ред. проф. Т. Г. Морозовой / М.: Банки и биржи ЮНИТИ. 1995. -304 с.
  160. Региона России. Статистический сборник. / М.: Госкомстат России. 1999. Т. 1.-532 с. Т.2.-861 с.
  161. Н.М. Население России и социальная трансформация: Взгляд в XXI век.// Власть. 1997, № 12. С. 24−31.
  162. М.В. Управление экологической составляющей системы экономической безопасности региона. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук. Ростов-на-Дону, 2001. 24 с.
  163. Российский статистический ежегодник / Москва: Госкомстат России. 1999.- 1200 с. 182. «Российская газета», 1999, 10 марта.
  164. Россия: Центр и регионы. Выпуск 1 // М.: Академия социальных наук, институт социально-политических исследований РАН. 1997. 150 с.
  165. Рыночная экономика: Региональный аспект// Под ред. Золоторева B.C. (Отв. ред.). — Ростов-на-Дону, Ростовская государственная экономическая академия, 1994. 160 с.
  166. Реформа образования в Российской Федерации: концепция и основные задачи очередного этапа. М., 1997. 52 с.
  167. Россия 1997: Социально-демографическая ситуация: VII ежегодный доклад/Отв. ред. Н. М. Римашевская, Е. Н. Яковлева. М.: ИСЭПН1. РАН.
  168. Россия 1999: Социально-демографическая ситуация: IX ежегодный доклад/Под ред. Н. М. Римашевской. М.: Изд-во ИСЭПН, 2000. — 133 с.
  169. Рыбаковский J1. J1. Миграция населения. Вып. 5% Стадии миграционного процесса. Приложение к журналу «Миграция в России». М., 2001. 160 с.
  170. С. Экономика города Лермонтова на краю финансовой пропасти//Ставропольский бизнес. № 24. 1996.
  171. С. В. Иммиграция в Ставропольский край из стран дальнего зарубежьяЮтнические процессы накануне XXI века-Материалы научной конференции. Ставрополь: Изд-во СГУ, 1998.
  172. С. В. Миграционная ситуация в Ставропольском крае в новых геополитических условиях. Ставрополь: РИЦ «Ключ-плюс». 1999.
  173. Рынок труда Российской федерации/ Науч. рук. Л. П. Кураков. Чебоксары, 1995.220 с.
  174. Рыночная экономика: Словарь / Под. общ. ред. Г. Я. Кипермана. 2-е изд., доп. -М.: Республика, 1995. — 343 с.
  175. Рыночная экономика: Словарь-справочник. М.: Луч, 1993. — 323 с.
  176. В. В., Магомедов К. А. География Ставропольского края. Ставрополь: Кн. изд-во, 1987.
  177. В.А. Экономические условия поддержки развития региональной фармацевтической промышленности (на материалах Ставропольского края). Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук. Ставрополь, 2003. 27 с.
  178. С.В. Категория «качества жизни» и ее место в региональных исследованиях // Регионология, 1996. № 3−4. С. 225−230.
  179. Л.И. Индикаторы социально-экономического развития регионов: Методические подходы к разработке // Регион: экономика и социология. 1996. № 1. С. 44−58.
  180. В.Е. Современные тенденции региональной политики в России // Регион: экономика и социология. 1995. № 3. С. 21−38.
  181. В.Е., Бандман М. К., Гузнер С. С. Методологические основы разработки Федеральной программы помощи депрессивным и отсталым регионам // Регион: экономика и социология. 1996. № 1. С. 345.
  182. Е., Степанова В. Муниципальная собственность как экономическая основа местного самоуправления // Экономист, 1997. № 5. С. 45−48.
  183. В.О. О сущности и основах стратегии экономической безопасности России // Вопросы экономики. 1995. № 1. С. 17−23.
  184. Э.И. Политическая оппозиция в период модернизации в России. Социологические исследования, 1999, № 8. С. 14.
  185. Словарь-справочник по социальной работе/Под ред. Е. И. Холостовой. М.: ЮРИСТ, 2000. — 424 с.
  186. С. Оценка эффективности региональных программ содействия занятости населения// Экономист. 1997. № 6. С. 68−74.
  187. Социально-экономическое положение Ставропольского края/ Ставрополь: Ставропольский краевой комитет государственнойстатистики. 2000. 137 с.
  188. Дж. Ю. Экономика государственного сектора / М.: Изд-во Московского университета, 1997. ИНФРА-М, 1997. 718 с.
  189. Стратегия развития Российской Федерации до 2001 года. -Постановления Правительства РФ.
  190. Структурная перестройка и экономический рост. Концепция среднесрочной программы Правительства РФ на 1997 2000 гг. // Вопросы экономики. 1997. № 1. С. 4−68.
  191. С.А. Стратегия регионального развития и приоритеты социально-экономической политики // Регион: экономика и социология. 1995. № 4. С. 24−53.
  192. Социальное положение и уровень жизни населения Ставропольского края: статистический сборник. Ставрополь: краевой комитет государственной статистики, 1999.
  193. Социально-экономическое положение Ставропольского края: 1998 г. Ставрополь: Ставропольский краевой комитет государственной статистики, 1999. 157 с.
  194. Социально-экономическое развитие города Ставрополя в 2001 году (материалы к совещанию). Администрация города Ставрополя. Департамент экономики. Ставрополь, 2002. 16 с.
  195. Социальная политика в постсоциалистическом обществе: Задачи, противоречия, механизмы. М.: Наука, 2001. — 648 с.
  196. Социальная политика: реалии XXI века. Выпуск 1: GP1/2003/04 Независимый институт социальной политики. М.: «СИГНАЛЬ», 2003. — 166 с.
  197. Социальная политика: Учебник/Под общей ред. доктора экономических наук, профессора Н. А. Волгина. М.: Изд-во РАГС, 2002. 503 с.
  198. Социальная политика: Учебник. / Под общ. ред. Н. А. Волгина. — М.: Издательство «Экзамен», 2002. С. 629.
  199. Социальная политика: реалии XXI века региональный аспект // Материалы региональной конференции. Кисловодск, 2003. 98 с.
  200. Социальная политика: Толковый словарь. Издание второе, доработанное / Общ. ред. д.э.н., проф. Н. А. Волгин. Отв. ред. д.э.н., проф. Б. В. Ракитский. М.: Изд-во РАГС, 2002 456 с.
  201. Ставрополь в цифрах: Краткий статистический сборник. Ставропольский краевой комитет госстатистики. С. 76, 2002 г. — 40 с.
  202. Дж. Алхимия финансов. М.: Инфра-М, 1996. С. 52.
  203. Ставропольские губернские ведомости. 1993. № 42−43.
  204. Территориальное управление экономикой // Под ред. Сысоева А. П., Черника Д. Г., Шупыро B.C. М.: Финансы, 1998. 224 с.
  205. А. И. География российского кризиса и занятость населения// Проблемы населения и рынков труда России и Кавказского региона. -Москва — Ставрополь: Изд-во СГУ, 1998. 182 с.
  206. В.Ю., Глазырин М., Постышев JL Образование производственно-социальных комплексов регионов // Экономист. 1997. №З.С. 67−72.
  207. A.M. Путь к реформам лежит через регионы // Регионология. 1993. № 1. С. 41−48.
  208. А. Государственные финансы и региональное развитие // Вопросы экономики. 1998. № 3. С. 4−17.
  209. Г. А. Неравномерность и поиск внутренних резервов развития регионов: методологический аспект // Регион: экономика и социология. 1995. № 4. С. 21.
  210. Уточненный прогноз социально-экономического развития Ставропольского края на 1999 год / Ставрополь. Правительство Ставропольского края. Управление экономики. 1998. 66 с.
  211. Э.Л. Измерение в отраслевой структуре промышленности регионов России // Регионология. 1996. № 3−4. С. 231−240.
  212. Федеральный центр и субъекты Российской Федерации // Под ред. акад. Осипова Г. В. // М.: Академия социальных наук РФ. Институт социально-политических исследований РАН. 1997. 104 с.
  213. Н.В., Кураков Л. П. Прогнозирование социально-экономического развития регионов Российской Федерации. — М.: Пресс-сервис, 1998. -688с.
  214. Физическая география Ставропольского края: Учебник для 8 класса общеобразовательной школы/Савельева В. В., Серебряков А. К. и др. -Ставрополь: СКИПКРО, 1995. 122 с.
  215. Финансовая Россия. № 30, 31, 33. 1998.
  216. Финансы Учебник для вузов/Под ред. проф. Л. А. Дробозиной. -М:Финансы, ЮНИТИ, 1999. 336 с.
  217. С., Сахан Р., Веч К. А. Стабилизация и рост в переходных экономиках первые уроки//Вопросы экономики. 1997. № 8.
  218. А.Р. Система социальной защиты населения в региональной политике государства. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук. Ростов-на-Дону, 2002. 24 с.
  219. Н.П. Современные подходы и модели управления реструктуризацией предприятий муниципальной собственности. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук. Ставрополь, 2003. 24 с.
  220. И.П. Региональные оценки уровня жизни населения // Регион: экономика и социология. 1997. № 2. С 102−107.
  221. Л.Г. Основы государственной экономической политики / М.: Изд-во «БЕК». 1997. 315 с.
  222. В. Регулирование развитие хозяйства области // Экономист. 1998. № 1. С. 47−51.
  223. Человек и общество: Краткий энциклопедический словарь-справочник (политология) —Изд-во «Феникс», 1997. 212 с.
  224. Т.В. Региональный аспект изучения доходов неравенства. Транзитная экономика на постсоветском пространстве: опыт, проблемы, перспективы: Сб. науч. тр. Краснодар: Кубанский гос. ун-т, 2002. 440 с. С. 64−65.
  225. А. Развитие переработки главный резерв АПК // Экономист. 1998. № 5. С. 49−60.
  226. Ф.И., Котилко В. В. Предпринимательство в России: регионально-отраслевой аспект / М.: ОАО «Издательство экономика». 1997.-352 с.
  227. С.М. Региональная политика России: состояние и перспективы // Регион: экономика и социология. 1994. № 2. С. 31−45.
  228. А., Юркова С. Возможности и условия финансирования муниципальных организаций // Экономист. 1997. № 7. С. 46−51.
  229. Р.И. Конкурентные позиции регионов и их оценка // Регион: экономика и социология. 1995. № 1. С. 3−23.
  230. Экономическая теория / Под ред. А. И. Добрынина, JI.C. Тарасевича: Учебник для вузов. СПб- Изд. «Питер Паблишинг», 1997. — 480 с.
  231. Е. Функции государства в рыночной экономике // Вопросы экономики. 1997. № 6. С. 13−22.
  232. The Russian Federation// OECD Economic Surveys. Paris. 1997/ 102 s.
  233. Barton Benedict. Mauritius: the Problems of a Plural Society. — London Pall Mall Press, 1965. P. 19 20.
  234. Horowitz D. Ethnic Groups in Conflict. — Univ. of California Press, 1985. P. 108.
Заполнить форму текущей работой