Конституционно-правовой механизм осуществления внешней политики Российской Федерации
Из работ, посвященных проблематике конституционно-иравового механизма осуществления внешней политики зарубежных государств, представляется необходимым особо упомянуть монографию Ю.И. Лей-бо «Внешнеполитический механизм буржуазных стран Центральной Европы: Австрия, ФРГ, Швейцария» (1984 г.), монографию Л. М. Энтина «Разделение властей. Опыт современных государств» (1995 г.), монографию A.C. Деева… Читать ещё >
Содержание
- Глава I. Конституционно-правовой механизм осуществления внешней политики России: понятие, исторические этапы становления и развития
- 1. 1. Понятие конституционно-правового механизма осуществления внешней политики РФ
- 1. 2. Становление и развитие конституционно-правового механизма осуществления внешней политики РСФСР и СССР: ретроспективный анализ (1917—1992 гг.)
- Глава II. Место и роль высших органов власти РФ в конституционно-правовом механизме осуществления внешней политики РФ
- 2. 1. Президент РФ в конституционно-правовом механизме осуществления внешней политики РФ
- 2. 2. Место и роль Правительства РФ в осуществлении внешней политики России
- 2. 3. Место и роль Совета Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания РФ в конституционно-правовом механизме осуществления внешней политики РФ
- Глава III. Конституционно-правовые основы организации и деятельности центральных органов исполнительной власти РФ в области осуществления внешней политики России
- 3. 1. Министерство иностранных дел РФ в конституционно-правовом механизме осуществления внешней политики РФ
- 3. 2. Место и роль дипломатических представительств, консульских учреждений РФ и представительств МИД РФ в субъектах РФ в системе МИД РФ
- 3. 3. Место и роль министерств и ведомств РФ, наделенных полномочиями в области осуществления внешней политики России
Конституционно-правовой механизм осуществления внешней политики Российской Федерации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность темы
исследования обусловлена возрастающими требованиями к реализации внешних функций государства. Необходимость глубокой и всесторонней разработки данной темы стала особенно очевидной после принятия в 1993 году Конституции Российской Федерации, которая, в отличие от предшествующих советских конституций, является в полном смысле основным законом демократического правового государства.
Актуальность предлагаемого исследования заключается в том, что в современном мире все большую роль в жизни человечества приобретает фактор международного общения, следствием чего является совершенствование и расширение объема уже существующих и возникновение новых видов международных отношений.
В историческом плане еще сравнительно недавно в международных отношениях доминировали три их вида: политические, экономические и военно-политические.
Международные научные и культурные связи имели нерегулярный, случайный характер и не имели прочной международно-правовой базы. Но с развитием научно-технической революции, следствием которой явилось возрастание роли средств массовой информации не только в национальном, но и в международном масштабе, началось интенсивное расширение обмена научными и культурными ценностями между народами. Это оказало большое влияние на развитие конституционно-правового механизма осуществления внешней политики в большинстве стран мира, в том числе и в Российской Федерации. При помощи конституционно-правового механизма осуществления внешней политики в РФ создаются условия для дальнейшего развития всего спектра отношений между Россией и другими странами.
Изменение концептуальных подходов в области осуществления и развития отношений России с другими странами и народами, произошедшее в течение двух последних десятилетий, а также расширяющийся объем экономических, научно-технических, культурных и иных отношений РФ с иностранными государствами вызвали необходимость в реорганизации государственных органов, участвующих в осуществлении внешней политики РФ, и создании новой правовой основы их деятельности.
Правовую основу внешней политики Российской Федерации и ее государственных органов, наделенных внешнеполитическими полномочиями, образуют принципы и нормы международного права.
Основные направления внешней политики РФ подчинены главной цели — созданию благоприятного международного климата для улучшения жизни каждого конкретного члена российского общества и для успешного развития всей страны в целом. Осуществляя внешние связи в самых различных областях общественной жизни, Российское государство в лице наделенных внешнеполитическими полномочиями государственных органов реализует скорректированную и дополненную Концепцию внешней политики РФ, принятую в 2000 году. В Концепции говорится, что высшим приоритетом внешнеполитического курса России является защита интересов личности, общества и государства.
Актуальность темы
определяют также основные приоритеты внешней политики России в решении глобальных проблем, обозначенных в Концепции.
К таким приоритетам относятся: формирование нового мироустройстваукрепление международной безопасностиобеспечение благоприятных внешнеполитических условий для России в сфере международных экономических отношенийсоблюдение и защита прав человека на международном уровнеинформационное сопровождение внешнеполитической деятельности.
Решение всех вышеперечисленных приоритетных задач российской внешней политики выдвигает на первый план задачу совершенствования конституционно-правового механизма осуществления внешней политики РФ.
Актуальность темы
обусловлена также комплексом задач российской внешней политики по оздоровлению современной международной обстановки и созданию благоприятных внешних условий для формирования стабильного, справедливого и демократического миропорядка, строящегося на общепризнанных нормах международного права, включая, прежде всего, цели и принципы Устава ООН, а также на равноправных и партнерских отношениях между государствами.
В современных условиях приобретает особое значение совершенствование организационной, правовой и функциональной основ международной деятельности РФ, обобщение и изучение опыта строительства и функционирования конституционно-правового механизма осуществления внешней политики РФ в процессе исторического развития Российского государства.
Особая значимость исследований в данной области заключается в том, что от четкости и слаженности работы этого механизма во многом зависят конкретные результаты внешнеполитических, внешнеэкономических и других действий РФ на международной арене.
С каждым годом расширяется сфера и возрастает объем международного сотрудничества РФ с зарубежными странами в самых различных областях жизни.
В последнее время в практику международных отношений прочно вошла координация действий между ведущими государствами планеты на международной арене. Приобретают систематический характер встречи глав государств и правительств, министров иностранных дел, которые помогают найти оптимальное решение проблемы в той или иной международной ситуации. Такие контакты регулярно осуществляются в рамках международных организаций, многосторонних и двусторонних встреч на международных форумах, на специальных совещаниях глав государств и глав правительств.
Комплексное изучение организации и процесса функционирования конституционно-правового механизма осуществления внешней политики РФ может в значительной мере способствовать дальнейшему развитию правового регулирования организации и деятельности государственных органов — звеньев государственного аппарата при осуществлении внешнеполитических функций Российского государства.
Намечающаяся тенденция распространения сферы конституционно-правового регулирования на более широкий круг вопросов организации и функционирования конституционно-правового механизма осуществления внешней политики Российского государства обусловлена целым рядом причин внешнеполитического характера. Такими причинами являются: укрепление международных позиций России, рост ее авторитета и влияния в мировой политике, расширение внешнеполитического, экономического, научно-технического и культурного сотрудничества РФ с зарубежными странами, а также тесная взаимосвязь внутренних и внешних факторов развития российского общества.
Возрастающая интенсивность внешнеполитической составляющей в жизни Российского государства вызывает необходимость развития и укрепления правовых основ деятельности России на международной арене. Это, в свою очередь, повышает актуальность комплексного исследования структуры и деятельности конституционно-правового механизма осуществления внешней политики РФ в целом и взаимодействия входящих в него государственно-правовых институтов, обеспечивающих осуществление внешней политики государства на современном этапе.
Целостная картина организации и функционирования конституционно-правового механизма осуществления внешней политики РФ раскрывает перспективу дальнейшего совершенствования работы его отдельных звеньев в соответствии с достигнутым уровнем развития политических, экономических, научно-технических, культурных и иных связей России с иностранными государствами и международными организациями.
Объектом исследования диссертации является конституционно-правовой механизм осуществления внешней политики России, его правовые основы, главные направления, формы и методы деятельности, входящих в него государственных органов, а также их взаимоотношения при осуществлении внешних функций Российского государства.
Как объект исследования «конституционно-правовой механизм осуществления внешней политики РФ» относится, прежде всего, к области российского конституционного права.
Однако эту тему нельзя причислить исключительно к этой отрасли права, ибо в сферу осуществления внешней политики Российского государства вовлекаются не только высшие органы государственной власти, но и центральные государственные органы исполнительной власти, в компетенцию которых входят полномочия в области осуществления внешней политики РФ. В этой связи необходимо иметь в виду, что конституционно-правовой механизм осуществления внешней политики РФ функционирует на основе не только государственно-правовых, но и международно-правовых норм.
Следовательно, рассматриваемая тема находится на стыке трех отраслей права: конституционного (государственного), административного и международного, хотя определяющее значение здесь имеют конституционно-правовые нормы.
По этой причине автор привлекает в ходе исследования труды не только специалистов в области конституционного права, но и труды юристов-международников, специалистов в области административного права.
Предметом исследования являются правовой статус государственных органов, составляющих конституционно-правовой механизм осуществления внешней политики России, взаимоотношения между государственными органами входящими в данный механизм, практика их деятельности и функциональные связи между этими органами, накопленный опыт развития конституционно-правового хмеханизма осуществления внешней политики на различных исторических этапах, пройденных Российским государством, а также пути дальнейшего совершенствования организационных форм, правовых основ и порядка функционирования исследуемого механизма.
Степень научной разработанности темы. Анализ отечественной и зарубежной литературы показывает, что проблема исследования конституционно-правового механизма осуществления внешней политики находит свое отражение в ряде работ, посвященных изучению конституционно-правового механизма отдельных стран в целом, либо исследованию отдельных аспектов его организации и функционирования.
Однако в настоящее время в отечественной литературе нет работ, посвященных комплексному исследованию конституционно-правового механизма осуществления внешней политики РФ.
Проблеме исследования конституционно-правового механизма осуществления внешней политики посвятили свои работы отечественные и зарубежные ученые-государствоведы.
Часть исследований и публикаций относится к так называемому «советскому» периоду развития нашего государства и сравнительно небольшое количество работ на данную тему — современности. В разное время целый ряд отечественных ученых-государствоведов занимались исследованием некоторых аспектов организации и функционирования конституционно-правового механизма осуществления внешней политики, а также роли отдельных государственных органов в осуществлении внешней политики государства.
К их числу относится одно из наиболее ранних исследований в этой области — монография В. К. Вадимова «Верховный Совет СССР и международные отношения» (1958 г.). В этой работе автор впервые в отечественной государственно-правовой литературе подверг анализу внешнеполитическую деятельность верховного представительного органа СССР. Другим крупным исследованием в этой области является монография Н. В. Миронова «Правовое регулирование внешних сношений СССР» (1971 г.), в которой дан комплексный анализ становления и развития правового регулирования внешних сношений СССР за более чем полувековой период существования Советского государства. Анализ основ дипломатической деятельности СССР на международной арене дается в монографии В. А. Зорина «Основы дипломатической службы» (1977 г.).
Государственно-правовой механизм внешних сношений СССР на основе Конституции СССР 1977 г. рассматривается в коллективной монографии «Конституционные основы внешней политики Советского государства» под редакцией И. П. Ильинского (1978 г.), где отдельная глава специально посвящена этой проблеме. Комплексным исследованием, рассматривающим проблему конституционно-правового механизма осуществления внешней политики в нашей стране, является коллективная монография под редакцией И. П. Ильинского, Ю.И. Лей-бо, JI.M. Энтина «Конституционно-правовой механизм осуществления внешней политики государств» (1986 г.). В данной работе коллектив авторов проанализировал конституционные основы организации и функционирования конституционно-правового механизма осуществления внешней политики в отдельных странах. Значительное место в данной монографии уделено конституционно-правовому механизму осуществления внешней политики СССР.
Из работ, посвященных проблематике конституционно-иравового механизма осуществления внешней политики зарубежных государств, представляется необходимым особо упомянуть монографию Ю.И. Лей-бо «Внешнеполитический механизм буржуазных стран Центральной Европы: Австрия, ФРГ, Швейцария» (1984 г.), монографию Л. М. Энтина «Разделение властей. Опыт современных государств» (1995 г.), монографию A.C. Деева «Современная Франция: механизм формирования внешней политики» (1985 г.). В свете исследуемой проблемы особый интерес представляет монография М. А. Могуновой «Скандинавский парламентаризм. Теория и практика» (2001 г.), в которой специальный параграф посвящен компетенции парламентов в области обороны и внешней политики. Были также использованы материалы учебного пособия «Дипломатическая служба» под редакцией A.B. Торкунова, подготовленное коллективом авторов кафедры государственного управления МИУ и дипломатической службы факультета МО МГИМО (У) (2002 г.), а также учебное пособие под редакцией В. П. Воробьева, Ю. И. Лейбо, А. Г. Орлова, подготовленное коллективом авторов кафедры конституционного права МГИМО (У) «Конституционно-правовой механизм внешней политики» (2004 г.).
Наряду с вышеуказанными работами ряд вопросов, относящихся к осуществлению внешних функций нашего государства, освещены в международно-правовых исследованиях.
Заслуживает внимания монография И. П. Блищенко «Внешние функции социалистического государства» (1970 г.), в которой проанализирован коллективный опыт деятельности социалистических государств в области внешних сношений.
Отдельные вопросы, имеющие непосредственное отношение к теме, рассмотрены в монографиях И. И. Лукашука «Международно-правовое регулирование международных отношений (1975 г.), в которой анализируется взаимодействие международного права и международных отношенийН.А.Ушакова «Суверенитет в современном международном праве» (1963 г.), где автор уделяет особое внимание государственному суверенитету и его осуществлению в международных отношениях.
В ходе исследования были использованы научные публикации зарубежных авторов, посвященные полностью или частично вопросам конституционно-правового регулирования осуществления внешней политики.
Научная новизна исследования. Новый этан в развитии отечественной государственности выдвигает неотложную проблему всестороннего совершенствования государственного механизма, и в том числе, его составной части— конституционно-правового механизма осуществления внешней политики РФ.
Новизна представленного исследования заключается в том, что до настоящего времени в отечественной государствоведческой литературе не было специального комплексного исследования конституционно-правового механизма осуществления внешней политики РФ.
В диссертации впервые дается структурный анализ данного механизма в целом и входящих в него отдельных государственных институтов, а также показано его становление, развитие и функционирование в современных условиях с учетом практики реализации Конституции РФ и принятых на ее основе законодательных актов.
В данном исследовании впервые сформулированы такие понятия, как «конституционно-правовой механизм осуществления внешней политики РФ», «внешнеполитический механизм Российского государства», «государственно-правовой механизм осуществления внешних сношений РФ», а также анализируется соотношение этих и других родственных им понятий. Исходя из их содержания, в диссертации разграничиваются эти понятия, что представляет не только научно-теоретический, но и практический интерес.
В диссертации впервые исследуются системно-функциональные связи в конституционно-правовом механизме осуществления внешней политики РФ, что необходимо для более глубокого и всестороннего познания процессов взаимодействия составляющих его государственных органов и расширения возможности дальнейшего повышения эффективности их внешнеполитической деятельности.
Проведенное впервые сравнительное исследование этих понятий и уточнение их содержания представляет не только большой научный интерес, но и позволяет оптимально выстраивать отношения между государственными органами в рамках практического функционирования конституционно-правового механизма осуществления внешней политики РФ и более эффективно осуществлять внешнюю политику Российского государства.
В работе впервые рассмотрен конституционно-правовой механизм осуществления внешней политики РФ не только как институциональная совокупность организационных элементов, но и как процесс осуществления внешней политики России, то есть функциональное проявление данного механизма во внешнеполитическом процессе.
Новизна исследования заключается также и в том, что в диссертации впервые в российской государственно-правовой литературе дается комплексный анализ структуры конституционно-правового механизма осуществления внешней политики РФ в целом и анализ внешнеполитических задач, функций и полномочий входящих в него отдельных государственных органов, а также показаны его становление, развитие и функционирование в современных условиях.
Исследование функциональных связей в структуре конституционно-правового механизма осуществления внешней политики РФ ведет к более глубокому и всестороннему познанию процессов взаимодействия составляющих его государственных органов, а также открывает перспективу дальнейшего повышения эффективности его деятельности.
В работе основное внимание сфокусировано только на конституционно-правовом механизме осуществления внешней политики РФ.
За рамки исследования выведены другие сферы внешних сношений РФ (внешнеэкономические, научно-технические, культурные и другие отношения с иностранными государствами), так как объем данной диссертации не позволяет в достаточной мере полно осветить эти важные, самостоятельные направления государственной деятельности. Изучение данных направлений внешних сношений РФ, несомненно, заслуживает специального научного исследования.
В диссертации не затрагивается роль субъектов РФ в лице их компетентных государственных органов в области внешних сношений, так как внешнеполитические отношения с иностранными государствами, согласно ст. 71 Конституции РФ, входят в компетенцию федеральных государственных органов.
Методология и теоретические основы диссертационного исследования. С позиций диалектического метода познания анализируются государственно-правовые явления, социально-политические процессы и отношения.
Многоплановый характер рассматриваемой темы предопределил использование методологии системного и функционального анализа, так как в данном случае предметом исследования является система взаимодействующих государственных органов, объединенных единством целей в осуществлении внешней политики Российского государства.
Используемый в ходе исследования метод сравнительного анализа нашел применение, главным образом, при рассмотрении соотношения научных понятий, употребляемых в конституционно-правовой литературе и в данной работе, а также при сопоставлении и характеристике основных этапов исторического развития конституционно-правового механизма осуществления внешней политики в Российском государстве.
В диссертации нашли применение системно-структурный, истори-ко-правовой и другие методы научного исследования.
Теоретические основы диссертационного исследования разработаны на основе изучения трудов крупнейших советских, российских юристов. В исследовании использованы труды отечественных ученых-юристов по различным вопросам отечественного конституционного, административного и международного права: С. А. Авакьяна, И.А. Азов-кина, И. П. Блищенко, И. И. Веремеенко, H.H. Воинова, М. В. Баглая, Р. В. Енгибаряна, И. П. Ильинского, Ф. И. Кожевникова, Ю. М. Колосова, С. А. Комарова, O.E. Кутафина, Б. М. Лазарева, Ю. И. Лейбо,.
A.B. Малько, Н. В. Мишина, Б. Н. Топорнина, В. А. Туманова, B.C. Шевцова, Т. Я. Хабриевой, Н. В. Черноголовкина, В. Е. Чиркина, Б.С. Эбзе-ева, Л. М. Энтина и других отечественных ученых-юристов.
Значительную помощь при подготовке диссертационной работы оказали труды российских исследователей М. А. Могуновой, Б.А. Стра-шуна, A.A. Миронова, М. А. Крутоголова, A.C. Деева, В. К. Вадимова,.
B.В. Копейчикова. В процессе работы над диссертацией автор использовал работы ряда зарубежных авторов: Ф. Ардана, А. Бирча, Э. Бёр-да, Дж. Келви, С. Колемана, Г. Доусона, Р. Элдера, Д. Фарнсворта, Л. Фишера, Ч. Джонса, Д. Коммерса, Р. Реннока, П. Ричардса, М. Уоллеса и др.
Положения диссертации, выносимые на защиту.
1. В работе сформулирована концепция конституционно-правового механизма осуществления внешней политики, правовая основа которого закреплена в Конституции РФ и реализуется на практике в процессе функционирования государственного механизма РФ.
В диссертации раскрываются, анализируются и аргументируются концептуальные основы, основополагающие понятия и категории необходимые для решения проблемы совершенствования внешнеполитической деятельности государственных органов, составляющих конституционно-правовой механизм осуществления внешней политики России. Применительно к целям и задачам исследования в диссертации дается определение таких базовых понятий, как: «внешнеполитический механизм», «механизм осуществления внешних сношений», «механизм осуществления внешней политики», «механизм осуществления внешних функций государства». Выявление общего и особенного в содержании данных понятий служит основанием для дифференцированного анализа и уяснения правовых основ внешней политики Российского государства.
2. Обоснована относительная обособленность конституционно-правового механизма осуществления внешней политики РФ в государственном механизме РФ, объективно обусловленная содержанием норм конституционного права, регулирующих деятельность государственных органов в области внешней политики. В работе раскрывается соотношение конституционно-правового механизма осуществления внешней политики РФ с другими составными частями механизма государства, обеспечивающими реализацию его внешних функций, в частности, в области внешнеэкономических отношений, культурных связей, научно-технического сотрудничества с иностранными государствами и т. п.
Раскрывается содержание принципиальных установлений в области внешней политики, которые закреплены в Конституции России либо непосредственно, либо латентно присутствуют в ней и выводятся из ряда положений.
3. Автором сформулировано системное видение конституционно-правового механизма осуществления внешней политики РФ, включая его организационную, регулятивную и функциональную составляющие. На основе проведенного анализа раскрыт комплексный и многоаспектный характер построения и функционирования «конституционно-правового механизма осуществления внешней политики РФ», проведено исследование обусловленных объективным единством составных частей данного механизма, а именно:
В работе доказано, что под организационной составляющей конституционно-правового механизма осуществления внешней политики РФ понимается совокупность государственных органов, наделенных компетенцией в области осуществления собственно внешнеполитических отношений. Среди такого рода государственных органов особое место занимают высшие государственные органы законодательной и исполнительной власти: Президент РФ, Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ, а также специализированный государственный орган исполнительной власти в области внешней политики — Министерство иностранных дел РФ. Соответственно возникает необходимость анализа их места и роли в осуществлении внешнеполитических полномочий РФ, который проводится в диссертации.
В диссертации обосновано, что в структуру данного механизма входят также другие государственные органы, наделенные отдельными полномочиями в осуществлении внешней политики РФ.
К ним относятся, в частности, Министерство обороны РФ, Федеральная служба безопасности РФ, Совет Безопасности РФ, Служба внешней разведки РФ и др. Эти государственные органы не являются специализированными в области осуществления внешней политики, но наделены отдельными внешнеполитическими полномочиями, что дает основания включить их в конституционно-правовой механизм осуществления внешней политики РФ.
Определены пути решения проблемы совершенствования правового регулирования внешнеполитической деятельности государственных органов в области внешней политики. Подвергнут анализу нормативный и эмпирический материал для квалификации регулятивной составляющей механизма, которая представляет собой совокупность нормативно-правовых актов, регулирующих отношения в области осуществления внешней политики государства. В диссертации предлагается собственная классификация совокупности данных нормативных актов, и определяются соответствующие критерии этой классификации. Вскрываются противоречия и недостатки в действующем регулятивном механизме. Предлагаются пути решение насущной проблемы совершенствования взаимодействия государственных органов в процессе осуществления внешней политики РФ. Подвергнута углубленному исследованию функциональная составляющая конституционно-правового механизма осуществления внешней политики и проанализирована практика его функционирования как системы. Под функциональной составляющей понимается совокупность процессов, приемов и методов, посредством которых осуществляется внешнеполитический курс государства.
4. В диссертации подвергнута исследованию внешнеполитическая составляющая конституционно-правового статуса Президента РФ. В этой связи в работе анализируется доктрина «скрытых» или «подразумеваемых» полномочий главы государства в контексте уяснения путей совершенствования конституционно-правового механизма осуществления внешней политики РФ. В диссертации проведен углубленный анализ внешнеполитических полномочий главы государства и характеризуется практика их осуществления Президентом РФ.
В работе обосновано и раскрыто своеобразие статуса главы государства в области внешней политики РФ на современном этапе, которое объективируется в разнообразной и многосторонней деятельности главы государства в процессе реализации внешней политики России.
5. В диссертации решается проблема поиска путей совершенствования внешнеполитической деятельности палат Федерального Собрания РФ, их места и роли в конституционно-правовом механизме осуществления внешней политики РФ рамках разделения властей.
В диссертации предлагаются пути решения проблемы четкой правовой регламентации внешнеполитической деятельности депутатов и должностных лиц палат Федерального Собрания РФ на основе принципа разделения властей, предполагающего недопустимость незаконного вмешательства государственных органов и их должностных лиц в компетенцию государственных органов другой ветви власти.
В этой связи в диссертации высказывается ряд практических замечаний в связи с деятельностью парламента и парламентских органов, а также вносятся предложения по совершенствованию нормативно-правовой базы внешнеполитической активности высшего представительного органа РФ.
6. Формулируется концепция проекта Федерального Закона «О внешней политике Российской Федерации» и вносятся предложения по его содержанию, что обусловлено необходимостью совершенствования правового регулирования в области осуществления внешней политики РФ. Обосновывается точка зрения, что такой закон должен детализировать и развивать конституционные положения о внешнеполитических полномочиях государственных органов, закрепить принципиальные основы механизма принятия внешнеполитических решений, более четко определить место и роль каждого государственного органа, принимающего участие в осуществлении внешней политики Российской Федерации.
7. Выдвигаются и обосновываются предложения относительно совершенствования правового регулирования внешнеполитической деятельности Правительства РФ, а также более четкого правового закрепления в Федеральном Конституционном Законе «О Правительстве Российской Федерации» места и роли высшего органа исполнительной власти России в конституционно-правовом механизме осуществления внешней политики РФ.
В работе анализируется место и роль Министерства иностранных дел РФ в системе федеральных органов исполнительной власти в процессе осуществления внешней политики России и положение данного органа по отношению к Президенту РФ и Правительству РФ, исходя из особенностей его правового статуса как специализированного государственного органа исполнительной власти.
Цели и задачи диссертационного исследования состоит в следующем: определить теоретические и правовые основы конституционно-правового механизма осуществления внешней политики РФвыявить исторические предпосылки становления и развития конституционно-правового механизма осуществления внешней политики РФроанализировать современное состояние конституционно-правового механизма осуществления внешней политики РФ и его составных частейвыявить причины недостатков в деятельности данного механизмапредложить пути совершенствования конституционно-правового механизма осуществления внешней политики РФ.
Практическая значимость диссертации заключается в том, что сделанные в ней выводы могут быть использованы в работе различных государственных органов, наделенных полномочиями в области осуществления внешней политики России. В диссертации сформулирован ряд практических рекомендаций по совершенствованию функциональных связей и правового регулирования деятельности отдельных государственных органов в области осуществления внешней политики РФ.
Так, например, внесены конкретные предложения по выработке проекта федерального закона «О внешней политике РФ», а также по усовершенствованию правовой основы организации и деятельности некоторых государственных органов в сфере осуществления внешней политики РФ.
Диссертация может найти практическое применение при преподавании курсов конституционного и международного права, особенно в специализированных учебных заведениях, готовящих специалистов-международников (Московский государственный институт международных отношений /университет/ МИД России, Дипломатическая академия МИД России), и других высших и средних учебных заведениях.
Апробация результатов исследования. Работа выполнена, обсуждена и получила рекомендацию на кафедре конституционного права Московского государственного института международных отношений (университета) МИД РФ. Основные теоретические положения и практические выводы настоящей диссертации нашли свое отражение в опубликованных автором двух монографических исследованиях, в коллективных монографиях, соавтором которых является диссертант, в научных статьях, а также апробированы на научно-практических конференциях.
Практическое применение результатов исследования. Результаты исследования длительное время используются в учебном процессе в МГИ-МО (У) МИД России. Автор неоднократно рецензировал законопроекты и материалы к законопроектам по вопросам правового регулирования в области внешней политики РФ, а также принимал участие в подготовке проекта Закона СССР «О внешней политике СССР» в конце 80-х годов.
Основные результаты диссертационного исследования используются в практической деятельности отдельных структурных подразделений МИД России.
Структура диссертации обусловлена задачами и логикой исследования, характером комплексного анализа организации функционирования и развития конституционно-правового механизма осуществления внешней политики РФ, форм и методов деятельности государственных органов, действующих в области внешней политики РФ.
Задачи, поставленные в ходе исследования, предопределили структуру диссертации, которая состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
Исследование конституционно-правового механизма осуществления внешней политики РФ позволяет подвести некоторые итоги.
Конституционно-правовой механизм осуществления внешней политики РФ является основным инструментом реализации суверенитета Российского государства вовне. В условиях реформирования государственного механизма Российской Федерации и повышения его эффективности в осуществлении внутренней и внешней политики важнейшее значение приобретает совершенствование организационной, регулятивной и функциональной составляющих упомянутого механизма. Развитие всех его составляющих является важным условием успешного осуществления внешних функций Российского государства в целом и собственно внешнеполитических отношений РФ. Совершенствование данного механизма способствует развитию и совершенствованию не только сугубо внешнеполитических отношений России с иностранными государствами, но и успешному развитию внешнеэкономических, научно-технических, культурных и других связей РФ с зарубежными странами.
На основании анализа результатов проведенного исследования диссертант пришел к следующим выводам:
1. Дальнейшее развитие составляющих конституционно-правового механизма осуществления внешней политики РФ невозможно без уточнения понятийного аппарата, используемого как при научном исследовании данного механизма, так и в процессе правового регулирования и практического функционирования. Применительно к задачам исследования в работе конкретизируется содержание понятий, используемых в области внешней политики.
Прежде всего, в диссертации исследовано содержание понятия «внешняя политика». Результаты проведенного анализа показали, что понятие «внешняя политика» в широком смысле охватывает всю совокупность международных отношений государства: политических экономических, научно-технических и т. д. В узком смысле внешняя политика означает собственно политические отношения государства с другими субъектами международных отношений.
На основе акцентируется внимание на необходимости точного и адекватного использования терминологии при характеристике содержания внешней политики государства.
В результате изучения терминологии в диссертации дано собственное определение таких основных понятий в области внешней политики как: «внешнеполитический механизм», «механизм осуществления внешних сношений», «механизм осуществления внешней политики», «механизм осуществления внешних функций государства» .
На основе выявления общего и особенного в данных понятиях в диссертации проведен дифференцированный анализ правовых основ внешней политики государства.
В работе сформулировано понятие «конституционно-правовой механизм осуществления внешней политики государства» и дано его содержание. В исследовании доказывается, что «внешнеполитический механизм» представляет собой совокупность приемов и методов, используемых при осуществлении внешней политики государства, а также совокупность сложившихся функциональных связей между государственными органами в области осуществления внешней политики. В диссертации показано, что «внешнеполитический механизм государства» является, по сути дела, функциональным проявлением «конституционно-правового механизма осуществления внешней политики» и его составной частью.
2. В диссертационном исследовании обосновывается относительная обособленность конституционно-правового механизма осуществления внешней политики в государственном механизме и раскрывается его корреляция с другими механизмами государства, обеспечивающими реализацию его внешних функций, в частности в области внешнеэкономических отношений, в области культурных связей, научно-технического сотрудничества с иностранными государствами и т. п.
Конституционно-правовой механизм осуществления внешней политики РФ" включает в себя организационную, регулятивную и функциональную составляющие которые задействованы в процессе осуществления внешней политики РФ. Диссертация содержит анализ их особенностей и порядок взаимодействия во внешнеполитическом процессе.
На основе проведенного анализа сформулирована общая концепция построения и функционирования конституционно-правового механизма осуществления внешней политики современных государств. В работе показано, как расширение и усложнение всего комплекса внешних сношений РФ вызывает настоятельную необходимость совершенствования государственных органов, составляющих организационную структуру конституционно-правового механизма осуществления внешней политики РФ, функциональных связей между ними. В диссертации вносятся предложения по оптимизации правового регулирования деятельности государственных органов в свете новых задач, возникающих при реализации внешнеполитического курса России.
В процессе работы автор вносит конкретные предложения по совершенствованию конституционно-правового механизма осуществления внешней политики РФ.
3. В диссертации проведен анализ организационной составляющей конституционно-правового механизма осуществления внешней политики РФ, под которой понимается совокупность государственных органов, наделенных компетенцией в области осуществления собственно внешнеполитических отношений. Особое место среди них занимают высшие государственные органы законодательной и исполнительной власти: Президент РФ, Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ, а также специализированный государственный орган исполнительной власти в области внешней политики — Министерство иностранных дел РФ. В диссертации проанализированы их место и роль в осуществлении внешней политики РФ.
Значительную роль в структуре данного механизма играют другие государственные органы, наделенные отдельными полномочиями в области осуществления внешней политики РФ. К ним относятся, в частности, Министерство обороны РФ, Федеральная служба безопасности РФ, Совет Безопасности РФ, Служба внешней разведки РФ и др. Эти государственные органы не являются специализированными государственными органами в области осуществления внешней политики, но наделены отдельными внешнеполитическими полномочиями, что дает основания включить их в конституционно-правовой механизм осуществления внешней политики РФ.
4. В результате проведенного в диссертации исследования нормативного и эмпирического материала квалифицируется регулятивная составляющая конституционно-правового механизма осуществления внешней политики РФ. Она представляет собой совокупность нормативно-правовых актов, регулирующих отношения в области осуществления внешней политики государства. Автор предлагает собственную классификацию совокупности данных нормативных актов и устанавливает соответствующие критерии этой классификации. В работе предлагаются конкретные меры по совершенствованию регулятивной основы данного механизма.
5. Функциональная составляющая конституционно-правового механизма внешней политики проявляется в процессе его функционирования как системы. Исследование данной составляющей позволило раскрыть особенности этого механизма не только в статике, но и в динамике. Функциональная составляющая конституционно-правового механизма осуществления внешней политики РФ выступает как совокупность взаимосвязей процессов, из которых складывается внешняя политика государства.
6. В диссертационном исследовании автором обосновывается оценка места и роли Президента РФ в системе органов конституционно-правового механизма осуществления внешней политики РФ. В работе установлено, что в условиях укрепления вертикали власти в РФ выстраивается прямая взаимосвязь между главой государства — Президентом РФ и органом осуществления оперативного управления в сфере внешней политики, которым является МИД РФ. В диссертации проанализированы внешнеполитические полномочия главы государства и характеризуется практика их осуществления Президентом РФ.
Анализ взаимодействия главы государства и МИД РФ, проведенный в работе, показывает, что оно базируется на конституционных принципах и сложившихся обыкновениях, которые коррелируют практику осуществления внешнеполитических полномочий. Автор анализирует место и роль Министерства иностранных дел РФ в системе федеральных органов исполнительной власти в процессе осуществления внешней политики России с учетом особенностей построения этой властной вертикали.
7. В ходе работы над диссертацией исследованы место и роль Федерального Собрания РФ в конституционно-правовом механизме осуществления внешней политики РФ. Несмотря на то, что основные внешнеполитические полномочия Парламента РФ закреплены в Конституции, нормативно-правовая база осуществления этих полномочий в значительной степени неразвита и не обеспечивает возможности активного вмешательства высшего представительного органа в осуществление внешней политики государства. Эта проблема приобретает особую актуальность в настоящее время в связи с необходимостью принятия особо эффективных мер в сфере обеспечения безопасности РФ и ее граждан. Для чего необходимо, в частности, создание прочной законодательной базы. В свете этой задачи в диссертации высказывается ряд практических замечаний, связанных с деятельностью парламента и парламентских органов, а также вносятся предложения по совершенствованию нормативно-правовой базы внешнеполитической активности высшего представительного органа РФ.
9. В диссертации сформулированы предложения по дальнейшему развитию правового регулирования в области осуществления внешней политики РФ. Для совершенствования правовой основы конституционно-правового механизма осуществления внешней политики РФ предлагается принятие специального закона «О внешней политике РФ» и вносятся предложения по его содержанию. В работе обосновывается точка зрения о том, что такой закон детализировал бы и развивал конституционные положения о внешнеполитических полномочиях государственных органов, закреплял механизм принятия внешнеполитических решений, более четко определял место и роль каждого государственного органа, принимающего участие в осуществлении внешней политики Российской Федерации.
10. В результате диссертационного исследования высказываются предложения относительно совершенствования правового регулирования внешнеполитической деятельности Правительства РФ, а также более четкого правового закрепления его места и роли в конституционно-правовом механизме осуществления внешней политики РФ.
В работе также подчеркивается и обосновывается необходимость координации внешнеполитической деятельности всех институтов, образующих в своей совокупности конституционно-правовой механизм осуществления внешней политики РФ. Этому должно способствовать организационное совершенствование и укрепление правовых основ утверждения демократических начал и принципов конституционно-правовой законности в сфере внешней политики.
Перемены, произошедшие в современном мире в начале третьего тысячелетия, и укрепление позиций РФ в международных отношениях по многим направлениям международной жизни вызывали необходимость совершенствования организационной, правовой и функциональной основ конституционно-правового механизма осуществления внешней политики России. Исследования в данном направлении приобретают особую актуальность в свете изменения расстановки сил на мировой арене и возникновением новых задач в процессе реализации внешних функций Российского государства.
Так, возрастание угрозы международного терроризма для цивилизованного мира вызывает настоятельную необходимость тесного международного сотрудничества государств в борьбе с этим злом. Новые задачи и новые приоритеты, возникшие перед Россией на международной арене, требуют совершенствования ее конституционно-правового механизма осуществления внешней политики. В диссертации акцентируется внимание на необходимости совершенствования правовой основы деятельности государственных органов, составляющих упомянутый механизм и внесения изменений в их организационную структуру.
В заключение представляется необходимым отметить, что для современной России, глубоко интегрированной в решение важнейших международных проблем, особое значение приобретают задачи, связанные с повышением эффективности российской внешней политики в области защиты российских интересов на международной арене не только в собственно внешнеполитической сфере, но и в области экономического сотрудничества, защиты интересов граждан Росси и соотечественников за рубежом и т. д. От четкой и эффективной работы государственных органов, задействованных в процессе осуществления внешней политики, во многом зависят успехи в достижении целей, намеченных российским обществом, на пути построения сильного демократического, правового, социального, процветающего Российского государства.
Список литературы
- Декреты Советской власти. Т. 1. М., Госполитиздат, 1957. 626 с.
- Декреты Советской власти. Т. И. М., Госполитиздат, 1957. 687 с.
- Декреты Советской власти. Т. III. М., Госполитиздат, 1964. 664 с.
- Декреты Советской власти. Т. IV. М. Госполитиздат, 1968. 732 с.
- Декреты Советской власти, Т. V. М., Госполитиздат, 1971. 702 с.
- Декреты Советской власти, Т. VIII. М., Госполитиздат. 1976.444 с.
- Декреты Советской власти, Т. IX. М., Госполитиздат, 1978.460 с.
- Съезды Советов в документах (1917—1936). Т. I. М., 1959. 836 с.
- Съезды Советов в документах (1917—1960). Т. III. М., 1960. 400 с.
- Первая сессия Верховного Совета СССР первого созыва. (Стенографический отчет). М.: ф-ка книги «Красный пролетарий», 1938.208 с.
- Третья сессия Верховного Совета СССР. (Стенографический отчет). М.: Верховный Совет СССР. 1939. 502 с.
- Заседание Верховного Совета СССР. Первый созыв. 18 июня 1942. (Стенографический отчет). Верховный Совет СССР. 1942. 56 с.
- Десятая сессия Верховного Совета СССР. Первый созыв. (Стенографический отчет). М.: Верховный Совет и Известия Советов депутатов трудящихся, 1944. 336 с.
- Заседания Верховного Совета СССР. Третья сессия. (Стенографический отчет). М.: Верховный Совет СССР. 1947. 406 с.
- Заседания Верховного Совета СССР. Первая сессия. Третий созыв. (Стенографический отчет). М.: Верховный Совет СССР, 1950.428 с.
- Заседания Верховного Совета СССР шестого созыва. Седьмая сессия. (Стенографический отчет). М.: Верховный Совет СССР, 1966.479 с.
- Заседание Верховного Совета СССР восьмого созыва. Первая сессия. (Стенографический отчет). М.: 1970. 326 с.
- Заседания Верховного Совета СССР девятого созыва. Девятая сессия. (Стенографический отчет). М.: Верховный Совет СССР. 1978. 254 с.
- Первая сессия Верховного Совета СССР. Десятый созыв. (Стенографический отчет). М.: Верховный Совет СССР. 1979. 328 с.
- Сборник важнейших постановлений и распоряжений ВЦИК VIII созыва. М.: ВЦИК СССР, 1921. М.: 35 с.
- Сборник постановлений и распоряжений Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета IX созыва и его Президиума. т
- Вып. 1. М.: 7-ая тип., 1922. 72 с.
- Отчет о деятельности ВЦИК РСФСР X созыва за 1923 год. М.: ВЦИК, 1924. 35 с.
- СССР ЦИК 2-я сессия 2-го созыва. Постановления. М.: ЦИК СССР, 1924. 154 с.
- Отчет о деятельности ЦИК СССР. М.: ЦИК Союза ССР, 1924.32 с.
- Отчет о деятельности ЦИК СССР и его Президиума. М.: Кремль, 1925. 223 с.
- Итоги 4-ой сессии ЦИК СССР 4-го созыва. М.: Мосполиграф, 1928. 37 с.
- Вторая сессия ЦИК СССР 5-го созыва. Постановления. М.: 1929.42 с.
- Постановления третьей сессии ЦИК 5-го созыва. Партиздат, 1933.36 с.
- Законы о защите мира. М.: Госюриздат, 1953. 32 с.
- Сборник основных актов и документов Верховного Совета СССР по внешнеполитическим вопросам. (1956—1962). М.: Известия Советов депутатов трудящихся, 1962. 224 с.
- СЗ 1924. № 7 Ст. 71- 1925. № 34. Ст. 233- № 35. № 78. Ст. 590- 1927. № 21- 1930. № 56. Ст. 592.
- СП 1962. № 16. Ст. 129- 1967. № 17. Ст. 116- 1978. № 19. Ст. 95, № 13. Ст. 91- 1979. № 6. Ст. 148.
- СУ РСФСР 1918. №№ 15, 31, 32, 39, 41, 51, 78- 1919. № 21- 1921. №№ 49, 62, 72- 1922. № 11- 1923. № 107.
- СУ 1917. № 4- 1920. № 53. Ст. 235.
- Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР. 1990. № 12.
- Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР. 1991. № 15.
- Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1990. № 26.
- Ведомости Верховного Совета РСФСР. 1990. № 2.
- Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1991. № 17.
- Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1992. №№ 6, 15, 17.
- Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1993. № 1.
- Собрание законодательства РФ. 1995. №№ 10, 12, 29, 32, 49.
- Собрание законодательства РФ. 1996. №№ 3, 7, 12, 23, 29, 45.
- Собрание законодательства РФ. 1997. №№ 12, 24, 30, 51.
- Собрание законодательства РФ. 1998. №№ 1, 7, 14, 28, 46.
- Собрание законодательства РФ. 1999. №№ 2, 17, 40.
- Собрание законодательства РФ. 2000. №№ 17, 19, 36, 37.
- Собрание законодательства РФ. 2002. № 22, 30.
- Собрание законодательства РФ. 2003. № 13, 33.
- Собрание законодательства РФ. 2004. № 11, 24, 28, 34.
- Российская газета. 2004. 9 июня- 2004.11 июня- 2004.17 августа.
- Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. М., 2002. № 19.
- Действующее международное право. В 3-х т. Т 1. Составители Колосов Ю. М. иКривчикова Э.С. М., 1996.1. Книги и периодические издания
- Авакъян С. А. Правовое регулирование деятельности Советов (Конституционные основы, теория и практика). М.: МГУ, 1980. 176 с.
- Алехин А.П., Козлов Ю. М., Кармолицкий A.A. Административное право Российской Федерации. Ч. 2. М., 1995.
- Ананов H.A. Очерки федерального управления СССР (Народные комиссариаты Союза ССР). JI.-M., 1929.
- Ардан Ф. Франция: государственная система. М., 1994.
- Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. М., 1998.
- Барабашев Г. В. Верховный Совет СССР. М.: Знание, 1980. 64 с.
- Барнашов А.М. Теория разделения властей: становление, развитие, применение. Томск, 1988.
- Безуглов A.A. Суверенитет советского народа. М.: Знание, 1970.64 с.
- Блищенко И.П. Дипломатическое право. М. Высшая школа, 1972. 240 с.
- Блищенко И.П. Дипломатическое право. М., 1990.
- Большой энциклопедический словарь. М., 2000. 1434 с.
- Большой юридический словарь. М., 1997. 790 с.
- Бурлацкий Ф.М., Галкин A.A. Социология. Политика. Международные отношения. М.: Международные отношения, 1974. 328 с.
- Вадимов В. Верховный Совет СССР и международные отношения. М.: изд. ИМО, 1958. 96 с.
- Вадимов В. Международное значение Конституции СССР. М.: Международные отношения, 1977. 88 с.
- Верховный Совет СССР / Ред. кол. Георгадзе М. П., Васильев В. В. Гуляев B.B. М.: Известия Советов депутатов трудящихся СССР, 1975.414 с.
- Выгодский С.Ю. У истоков советской дипломатии. М., 1965.
- Горобец В.Д. Парламент Российской Федерации. М., 1998.219 с.
- Городецкий E.H. Рождение Советского государства. М., 1965.
- ГранкинИ.В. Парламент России. М.: Консалтбанкир, 1999. 391 с.
- Деев А. С. Современная Франция: механизм формирования внешней политики. М., 1985.
- Демин Ю.Г. Статус дипломатических представительств и их персонала. Учебное пособие. М., 1995.
- Дипломатический вестник. 1998. № 12.
- Дипломатический вестник. 2000. № 8.
- Дипломатический словарь. М., 1985. 207 с.
- Зорин В. А. Основы дипломатической службы. Изд. 2-е. М.: Международные отношения, 1977. 368 с.
- Зуев В.И. Мировая система социализма: экономические и политические аспекты единства. М.: Международные отношения, 1975. 304 с.
- Ивановский В.В. Учебник государственного права. Изд. 2. Казань, 1909.
- Ильинский И.П. Политическая организация социалистического общества. М.: Международные отношения. 255 с.
- Ильинский И.П. и др. Политические системы зарубежных стран социализма. М.: Международные отношения, 1981. 334 с.
- Ирошников М.П. Создание советского центрального государственного аппарата. М., 1966.
- Казанский П.Е. Власть Всероссийского Императора. Одесса, 1913.
- Калинычев Ф.И. Президиум Верховного Совета СССР. М.: Знание, 1969. 62 с.
- Киселев В.П. Развитой социализм и его Конституция. Минск: Наука и техника, 1978. 102 с.
- Конституции зарубежных государств. М., 1996.
- Конституции государств Европейского Союза. М., 1997.
- Конституции государств Европы. М., 2001.
- Конституция общенародного государства. М.: Политиздат 1978. 247 с.
- Конституция развитого социализма / В. Н. Кудрявцев, И.А.Азов-кин, С. Г. Келина и др. М.: Политиздат, 1979. с .272 с.
- Конституционные основы внешней политики Советского государства / Под ред. И. П. Ильинского. М.: Международные отношения, 1978.256 с.
- Конституционно-правовой механизм осуществления внешней политики государств / Под. ред. И. П. Ильинского, Ю. И. Лейбо, Л.М.Эн-тина. М., 1986. С 303 с.
- Коркунов Н.М. Русское государственное право. Т. 1. СПб., 1909.
- Комаров С.А., Малъко A.B. Теория государства и права. М., 1999. 440 с.
- Краткий политический словарь. М., 1987. 509 с.
- Крутоголов М.А. Президент Французской Республики. Правовое положение. М., 1980.
- Кукулка Ю. Проблемы теории международных отношений. М.: Прогресс, 1980. 320 с.
- Курс международного права в 6-ти т. Основные принципы современного международного права / Под ред. Ф. И. Кожевников и др. T.II. М.: Наука, 1967.332с.
- Курс международного права в шести томах. Основные институты и отрасли современного международного права / Под ред. Ф. И. Кожевников и др. Т. IV. М.: Наука, 1968.436 с.
- Лейбо Ю.И. Внешнеполитический механизм буржуазных стран центральной Европы. М., 1984. 130 с.
- Лукашук И. И. Международно-правовое регулирование международных отношений. М.: Международные отношения, 1975. 176 с.
- Матвеев В. М. Британская дипломатическая служба. М., 1990.222 с.
- Межпарламентский вестник. 2003. № 1(20).
- Международное право. Учебник / Под. ред. Ю. М. Колосова и Э. С. Кривчиковой. М., 2000.
- Миронов Н.В. Правовое регулирование внешних сношений СССР. М.: Международные отношения, 1971. 296 с.
- Миронов Н.В. Конституционные основы внешней политики СССР. М.: Знание, 1978. 64 с.
- Мишин A.A. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. М., 1996.
- Могунова М.А. Скандинавский парламентаризм. Теория и практика. М., 2001.
- Мухачев И. В. Проблемы теории российского конституционного права. М.: Манускрипт, 1988. 120 с.
- Мюллерсон P.A. Конституция СССР и вопросы соотношения международного и национального права. М.: МГУ, 1980. 77 с.
- Общая теория права и государства / Под. ред. В. В. Лазарева. М., 1994.
- Окуньков Л.А. Президент Российской Федерации: Конституция и политическая практика. М.: ИНФРАМ Норма, 1996. 234 с.
- Органы Советского общенародного государства. М.: Наука, 1979. 344 с.
- Правовое государство: реальность, мечты, будущее / Боер В. М., Городинец Ф. М., Григонис Э. П. и др. С.-Петербург, 1999. 245 с.
- Политические системы современности (очерки) / Отв. ред. Ф. М. Бурлацкий, В. Е. Чиркин. М.: Наука, 1978. 256 с.
- Политология. Учебник для вузов. М., 1999. 599 с.
- Правовой статус Президента Российской Федерации / Под. ред. Ю. А. Дмитриева. М., 1997.
- Представительная система социалистического государства. М.: Мысль, 1981.256 с.
- Рейхель М. Союз Советских Социалистических Республик. Очерк конституционных взаимоотношений советских республик. Ч. 1. Юрид. изд-во НКЮ УССР, 1925.
- Разгон А.И. ВЦИК Советов в первые месяцы диктатуры пролетариата. М.: Наука, 1977. с. 335 с.
- Сахаров H.A. Институт президентства в современном мире. М.: 1994. 176 с.
- Свердлов Я.М. Избранные статьи и речи. 1917—1918 гг., М.: 1944. 103 с.
- Семенов П.Г. Съездовская система: уроки и перспективы // Сб. «Разделение властей и парламентаризм». М., 1992
- Словарь иностранных слов. М., 1988. 607 с.
- Словарь международного права. М., 1982. 243 с.
- Социалистическое государство. Сущность, функции и формы / Ред. коллегия: И. П. Ильинский, Д. А. Керимов, Н. В. Черноголовкин. М.: Мысль, 1976. 168 с.
- Совет Безопасности РФ: функции, структура, нормативные документы // Сб. справочных материалов. М., 1997. 74 с.
- Советское государство в условиях развитого социализма. М., 1978. 327 с.
- Сравнительное конституционное право / Под ред. А.И.Ковле-ра, В. Е. Чиркина, Ю. А. Юдина. М., 1996.
- Сталин И.В. Вопросы ленинизма. М., 1939.
- США: внешнеполитический механизм (организация функции, управление). М.: 1972.
- Топорнин Б.Н. Конституционные основы политической системы советского общества. М.: Московский рабочий, 1978. 136 с.
- Топорнин Б.Н. Разделение властей и государственная организация // Сб. «Разделение властей и парламентаризм». М., 1992. 70 с.
- Топорнин Б.Н. Конституция в социалистическом правовом государстве// Сб. «Социалистическое правовое государство». М., 1989.
- Ушаков Н.А. Суверенитет в современном международном праве. М.: ИМО, 1963.272 с.
- Центральный аппарат государственного управления капиталистических стран / Под. ред. М. А Крутоголова. М., 1984.
- Четвернин В.А. Демократическое конституционное государство: введение в теорию. М., 1993.
- Чиркин В.Е. Конституционное право: Россия и зарубежный опыт. Ин-т Государства и права РАН. М.: Зерцало, 1998. 441 с.
- Шевцов B.C. Государственный суверенитет и политическая организация советского общества. М.: Знание, 1971. 64 с.
- Шевцов B.C. Общественно-политическое устройство СССР. М.: Знание, 1978. 96 с.
- Шеремет К.Ф. Органы государственной власти и управления. М.: Знание, 1977. с. 48 с.
- Шестаев Н. Т. Функции и структура государства. М., 1992. 257 с.
- Birch A. The British system of government. Tenth edition. London and New York, 1998.
- Byrd E. Treaties and executive agreements in The United States. The Hague, Netherlands, 1960. 268 p.
- CalviJ., Coleman S. American Law and Legal Systems. New Jersey, 1992. 340 p.
- Constitutional Law. Second Edition. Cases and Materials Series. New York, 1989.
- Dawson G. The Government of Canada. Toronto, 1973. 569 p.
- Dodd L., Schott R. Congress and Administrative State. New York, 1979. 359 p.
- Elder R. The Policy Machine. Syracuse University Press. 1960.210 p.
- Farnsworth D. The Senate Committee on Foreign Relations. Urbana, 1961. 173 p.
- Fisher L. The Constitution Between Friends. Congress, the President, and the Law. New York, 1978. 312 p.
- Goodpaster G. Constitutional law. Santa Monica, 2000. 340 p.
- Hargrove E. The Power of the modern presidency. Philadelfia, 1974. 267 p.
- Jones Ch. Separate but equal branches. Congress and the Presidency. New Jersey, 1995. 258 p.
- Kommers D. The Constitutional jurisprudence of The Federal Republic of Germany. Durban and London, 1997. 253 p.
- Pennock R. Political Science. Toronto, 1969. 707 p.
- Richards p. Parliament and foreign affairs. London, 1967. 179 p.
- Walles M. British and American systems of government. Oxford, 1988. 117 p.1. Периодические издания
- Архипов К Основные моменты эволюции понятия советского закона // Советское право. 1925. № 5. 7 с.
- Богатуров А.Д. и др. Внешняя политика России // США: экономика, политика. 1992. № 10.
- Дурденевский. Международные договоры в конституционном праве Союза ССР // Советское право. 1925. № 7.
- Ильинский И.П. Конституция обновленной России // Советское государство и право. 1991. № 3.
- Косолапое Н. Внешняя политика России: проблемы становления и политико-формирующие факторы // Международная жизнь. 1993. № 2.
- Лазарев Б.М. Об изменениях в правовом статусе Президента СССР // Советское государство и право. 1991. № 8.
- Лихачев В. Парламентаризм и дипломатия // Россия. Российская газета. 2004. 20 января.
- Лукашук И.И. Внешняя политика: президент и парламент // Государство и право. 1996. № 7.
- Михалева Н.А. Конституция, политика и социальный прогноз // Советское государство и право. 1991. № 3.
- Окуньков Л.А. Правительство и Президент (грани взаимодействия) // Журнал российского права. 1998. № 9.
- Овсепян Ж.И. О некоторых аспектах концепции конституционной реформы в СССР // Советское государство и право. 1991 № 8.
- Обсуждение проектов новой Конституции РСФСР в ИГП АН СССР, во ВНИИСЗ, на юридическом факультете МГУ // Советское государство и право. 1991. № 3.
- Сафонова Е.В. Концептуальное видение консульского института в науке международного права // Государство и право. 2003. № 9.
- Тахненко Г. Дипломатическая служба. От посольского приказа до МИД РФ // Международная жизнь. 1993. № 2.
- Чиркин В.Е. Президентская власть // Государство и право. 1997.5.
- Чеботарев Г. Н. Президентская власть в системе государственной власти Российской Федерации // Российский юридический журнал. 1977. № 4.
- V. Электронные источники информации196.www.council.gov.ru197. www.duma.ru198. www.fsb.ru199. www. kremlin200.www.mid.ru201. www.mil.ru202. .ruwww.scrf.ru