Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Конституционно-правовой механизм осуществления внешней политики Российской Федерации

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Из работ, посвященных проблематике конституционно-иравового механизма осуществления внешней политики зарубежных государств, представляется необходимым особо упомянуть монографию Ю.И. Лей-бо «Внешнеполитический механизм буржуазных стран Центральной Европы: Австрия, ФРГ, Швейцария» (1984 г.), монографию Л. М. Энтина «Разделение властей. Опыт современных государств» (1995 г.), монографию A.C. Деева… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Конституционно-правовой механизм осуществления внешней политики России: понятие, исторические этапы становления и развития
    • 1. 1. Понятие конституционно-правового механизма осуществления внешней политики РФ
    • 1. 2. Становление и развитие конституционно-правового механизма осуществления внешней политики РСФСР и СССР: ретроспективный анализ (1917—1992 гг.)
  • Глава II. Место и роль высших органов власти РФ в конституционно-правовом механизме осуществления внешней политики РФ
    • 2. 1. Президент РФ в конституционно-правовом механизме осуществления внешней политики РФ
    • 2. 2. Место и роль Правительства РФ в осуществлении внешней политики России
    • 2. 3. Место и роль Совета Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания РФ в конституционно-правовом механизме осуществления внешней политики РФ
  • Глава III. Конституционно-правовые основы организации и деятельности центральных органов исполнительной власти РФ в области осуществления внешней политики России
    • 3. 1. Министерство иностранных дел РФ в конституционно-правовом механизме осуществления внешней политики РФ
    • 3. 2. Место и роль дипломатических представительств, консульских учреждений РФ и представительств МИД РФ в субъектах РФ в системе МИД РФ
    • 3. 3. Место и роль министерств и ведомств РФ, наделенных полномочиями в области осуществления внешней политики России

Конституционно-правовой механизм осуществления внешней политики Российской Федерации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования обусловлена возрастающими требованиями к реализации внешних функций государства. Необходимость глубокой и всесторонней разработки данной темы стала особенно очевидной после принятия в 1993 году Конституции Российской Федерации, которая, в отличие от предшествующих советских конституций, является в полном смысле основным законом демократического правового государства.

Актуальность предлагаемого исследования заключается в том, что в современном мире все большую роль в жизни человечества приобретает фактор международного общения, следствием чего является совершенствование и расширение объема уже существующих и возникновение новых видов международных отношений.

В историческом плане еще сравнительно недавно в международных отношениях доминировали три их вида: политические, экономические и военно-политические.

Международные научные и культурные связи имели нерегулярный, случайный характер и не имели прочной международно-правовой базы. Но с развитием научно-технической революции, следствием которой явилось возрастание роли средств массовой информации не только в национальном, но и в международном масштабе, началось интенсивное расширение обмена научными и культурными ценностями между народами. Это оказало большое влияние на развитие конституционно-правового механизма осуществления внешней политики в большинстве стран мира, в том числе и в Российской Федерации. При помощи конституционно-правового механизма осуществления внешней политики в РФ создаются условия для дальнейшего развития всего спектра отношений между Россией и другими странами.

Изменение концептуальных подходов в области осуществления и развития отношений России с другими странами и народами, произошедшее в течение двух последних десятилетий, а также расширяющийся объем экономических, научно-технических, культурных и иных отношений РФ с иностранными государствами вызвали необходимость в реорганизации государственных органов, участвующих в осуществлении внешней политики РФ, и создании новой правовой основы их деятельности.

Правовую основу внешней политики Российской Федерации и ее государственных органов, наделенных внешнеполитическими полномочиями, образуют принципы и нормы международного права.

Основные направления внешней политики РФ подчинены главной цели — созданию благоприятного международного климата для улучшения жизни каждого конкретного члена российского общества и для успешного развития всей страны в целом. Осуществляя внешние связи в самых различных областях общественной жизни, Российское государство в лице наделенных внешнеполитическими полномочиями государственных органов реализует скорректированную и дополненную Концепцию внешней политики РФ, принятую в 2000 году. В Концепции говорится, что высшим приоритетом внешнеполитического курса России является защита интересов личности, общества и государства.

Актуальность темы

определяют также основные приоритеты внешней политики России в решении глобальных проблем, обозначенных в Концепции.

К таким приоритетам относятся: формирование нового мироустройстваукрепление международной безопасностиобеспечение благоприятных внешнеполитических условий для России в сфере международных экономических отношенийсоблюдение и защита прав человека на международном уровнеинформационное сопровождение внешнеполитической деятельности.

Решение всех вышеперечисленных приоритетных задач российской внешней политики выдвигает на первый план задачу совершенствования конституционно-правового механизма осуществления внешней политики РФ.

Актуальность темы

обусловлена также комплексом задач российской внешней политики по оздоровлению современной международной обстановки и созданию благоприятных внешних условий для формирования стабильного, справедливого и демократического миропорядка, строящегося на общепризнанных нормах международного права, включая, прежде всего, цели и принципы Устава ООН, а также на равноправных и партнерских отношениях между государствами.

В современных условиях приобретает особое значение совершенствование организационной, правовой и функциональной основ международной деятельности РФ, обобщение и изучение опыта строительства и функционирования конституционно-правового механизма осуществления внешней политики РФ в процессе исторического развития Российского государства.

Особая значимость исследований в данной области заключается в том, что от четкости и слаженности работы этого механизма во многом зависят конкретные результаты внешнеполитических, внешнеэкономических и других действий РФ на международной арене.

С каждым годом расширяется сфера и возрастает объем международного сотрудничества РФ с зарубежными странами в самых различных областях жизни.

В последнее время в практику международных отношений прочно вошла координация действий между ведущими государствами планеты на международной арене. Приобретают систематический характер встречи глав государств и правительств, министров иностранных дел, которые помогают найти оптимальное решение проблемы в той или иной международной ситуации. Такие контакты регулярно осуществляются в рамках международных организаций, многосторонних и двусторонних встреч на международных форумах, на специальных совещаниях глав государств и глав правительств.

Комплексное изучение организации и процесса функционирования конституционно-правового механизма осуществления внешней политики РФ может в значительной мере способствовать дальнейшему развитию правового регулирования организации и деятельности государственных органов — звеньев государственного аппарата при осуществлении внешнеполитических функций Российского государства.

Намечающаяся тенденция распространения сферы конституционно-правового регулирования на более широкий круг вопросов организации и функционирования конституционно-правового механизма осуществления внешней политики Российского государства обусловлена целым рядом причин внешнеполитического характера. Такими причинами являются: укрепление международных позиций России, рост ее авторитета и влияния в мировой политике, расширение внешнеполитического, экономического, научно-технического и культурного сотрудничества РФ с зарубежными странами, а также тесная взаимосвязь внутренних и внешних факторов развития российского общества.

Возрастающая интенсивность внешнеполитической составляющей в жизни Российского государства вызывает необходимость развития и укрепления правовых основ деятельности России на международной арене. Это, в свою очередь, повышает актуальность комплексного исследования структуры и деятельности конституционно-правового механизма осуществления внешней политики РФ в целом и взаимодействия входящих в него государственно-правовых институтов, обеспечивающих осуществление внешней политики государства на современном этапе.

Целостная картина организации и функционирования конституционно-правового механизма осуществления внешней политики РФ раскрывает перспективу дальнейшего совершенствования работы его отдельных звеньев в соответствии с достигнутым уровнем развития политических, экономических, научно-технических, культурных и иных связей России с иностранными государствами и международными организациями.

Объектом исследования диссертации является конституционно-правовой механизм осуществления внешней политики России, его правовые основы, главные направления, формы и методы деятельности, входящих в него государственных органов, а также их взаимоотношения при осуществлении внешних функций Российского государства.

Как объект исследования «конституционно-правовой механизм осуществления внешней политики РФ» относится, прежде всего, к области российского конституционного права.

Однако эту тему нельзя причислить исключительно к этой отрасли права, ибо в сферу осуществления внешней политики Российского государства вовлекаются не только высшие органы государственной власти, но и центральные государственные органы исполнительной власти, в компетенцию которых входят полномочия в области осуществления внешней политики РФ. В этой связи необходимо иметь в виду, что конституционно-правовой механизм осуществления внешней политики РФ функционирует на основе не только государственно-правовых, но и международно-правовых норм.

Следовательно, рассматриваемая тема находится на стыке трех отраслей права: конституционного (государственного), административного и международного, хотя определяющее значение здесь имеют конституционно-правовые нормы.

По этой причине автор привлекает в ходе исследования труды не только специалистов в области конституционного права, но и труды юристов-международников, специалистов в области административного права.

Предметом исследования являются правовой статус государственных органов, составляющих конституционно-правовой механизм осуществления внешней политики России, взаимоотношения между государственными органами входящими в данный механизм, практика их деятельности и функциональные связи между этими органами, накопленный опыт развития конституционно-правового хмеханизма осуществления внешней политики на различных исторических этапах, пройденных Российским государством, а также пути дальнейшего совершенствования организационных форм, правовых основ и порядка функционирования исследуемого механизма.

Степень научной разработанности темы. Анализ отечественной и зарубежной литературы показывает, что проблема исследования конституционно-правового механизма осуществления внешней политики находит свое отражение в ряде работ, посвященных изучению конституционно-правового механизма отдельных стран в целом, либо исследованию отдельных аспектов его организации и функционирования.

Однако в настоящее время в отечественной литературе нет работ, посвященных комплексному исследованию конституционно-правового механизма осуществления внешней политики РФ.

Проблеме исследования конституционно-правового механизма осуществления внешней политики посвятили свои работы отечественные и зарубежные ученые-государствоведы.

Часть исследований и публикаций относится к так называемому «советскому» периоду развития нашего государства и сравнительно небольшое количество работ на данную тему — современности. В разное время целый ряд отечественных ученых-государствоведов занимались исследованием некоторых аспектов организации и функционирования конституционно-правового механизма осуществления внешней политики, а также роли отдельных государственных органов в осуществлении внешней политики государства.

К их числу относится одно из наиболее ранних исследований в этой области — монография В. К. Вадимова «Верховный Совет СССР и международные отношения» (1958 г.). В этой работе автор впервые в отечественной государственно-правовой литературе подверг анализу внешнеполитическую деятельность верховного представительного органа СССР. Другим крупным исследованием в этой области является монография Н. В. Миронова «Правовое регулирование внешних сношений СССР» (1971 г.), в которой дан комплексный анализ становления и развития правового регулирования внешних сношений СССР за более чем полувековой период существования Советского государства. Анализ основ дипломатической деятельности СССР на международной арене дается в монографии В. А. Зорина «Основы дипломатической службы» (1977 г.).

Государственно-правовой механизм внешних сношений СССР на основе Конституции СССР 1977 г. рассматривается в коллективной монографии «Конституционные основы внешней политики Советского государства» под редакцией И. П. Ильинского (1978 г.), где отдельная глава специально посвящена этой проблеме. Комплексным исследованием, рассматривающим проблему конституционно-правового механизма осуществления внешней политики в нашей стране, является коллективная монография под редакцией И. П. Ильинского, Ю.И. Лей-бо, JI.M. Энтина «Конституционно-правовой механизм осуществления внешней политики государств» (1986 г.). В данной работе коллектив авторов проанализировал конституционные основы организации и функционирования конституционно-правового механизма осуществления внешней политики в отдельных странах. Значительное место в данной монографии уделено конституционно-правовому механизму осуществления внешней политики СССР.

Из работ, посвященных проблематике конституционно-иравового механизма осуществления внешней политики зарубежных государств, представляется необходимым особо упомянуть монографию Ю.И. Лей-бо «Внешнеполитический механизм буржуазных стран Центральной Европы: Австрия, ФРГ, Швейцария» (1984 г.), монографию Л. М. Энтина «Разделение властей. Опыт современных государств» (1995 г.), монографию A.C. Деева «Современная Франция: механизм формирования внешней политики» (1985 г.). В свете исследуемой проблемы особый интерес представляет монография М. А. Могуновой «Скандинавский парламентаризм. Теория и практика» (2001 г.), в которой специальный параграф посвящен компетенции парламентов в области обороны и внешней политики. Были также использованы материалы учебного пособия «Дипломатическая служба» под редакцией A.B. Торкунова, подготовленное коллективом авторов кафедры государственного управления МИУ и дипломатической службы факультета МО МГИМО (У) (2002 г.), а также учебное пособие под редакцией В. П. Воробьева, Ю. И. Лейбо, А. Г. Орлова, подготовленное коллективом авторов кафедры конституционного права МГИМО (У) «Конституционно-правовой механизм внешней политики» (2004 г.).

Наряду с вышеуказанными работами ряд вопросов, относящихся к осуществлению внешних функций нашего государства, освещены в международно-правовых исследованиях.

Заслуживает внимания монография И. П. Блищенко «Внешние функции социалистического государства» (1970 г.), в которой проанализирован коллективный опыт деятельности социалистических государств в области внешних сношений.

Отдельные вопросы, имеющие непосредственное отношение к теме, рассмотрены в монографиях И. И. Лукашука «Международно-правовое регулирование международных отношений (1975 г.), в которой анализируется взаимодействие международного права и международных отношенийН.А.Ушакова «Суверенитет в современном международном праве» (1963 г.), где автор уделяет особое внимание государственному суверенитету и его осуществлению в международных отношениях.

В ходе исследования были использованы научные публикации зарубежных авторов, посвященные полностью или частично вопросам конституционно-правового регулирования осуществления внешней политики.

Научная новизна исследования. Новый этан в развитии отечественной государственности выдвигает неотложную проблему всестороннего совершенствования государственного механизма, и в том числе, его составной части— конституционно-правового механизма осуществления внешней политики РФ.

Новизна представленного исследования заключается в том, что до настоящего времени в отечественной государствоведческой литературе не было специального комплексного исследования конституционно-правового механизма осуществления внешней политики РФ.

В диссертации впервые дается структурный анализ данного механизма в целом и входящих в него отдельных государственных институтов, а также показано его становление, развитие и функционирование в современных условиях с учетом практики реализации Конституции РФ и принятых на ее основе законодательных актов.

В данном исследовании впервые сформулированы такие понятия, как «конституционно-правовой механизм осуществления внешней политики РФ», «внешнеполитический механизм Российского государства», «государственно-правовой механизм осуществления внешних сношений РФ», а также анализируется соотношение этих и других родственных им понятий. Исходя из их содержания, в диссертации разграничиваются эти понятия, что представляет не только научно-теоретический, но и практический интерес.

В диссертации впервые исследуются системно-функциональные связи в конституционно-правовом механизме осуществления внешней политики РФ, что необходимо для более глубокого и всестороннего познания процессов взаимодействия составляющих его государственных органов и расширения возможности дальнейшего повышения эффективности их внешнеполитической деятельности.

Проведенное впервые сравнительное исследование этих понятий и уточнение их содержания представляет не только большой научный интерес, но и позволяет оптимально выстраивать отношения между государственными органами в рамках практического функционирования конституционно-правового механизма осуществления внешней политики РФ и более эффективно осуществлять внешнюю политику Российского государства.

В работе впервые рассмотрен конституционно-правовой механизм осуществления внешней политики РФ не только как институциональная совокупность организационных элементов, но и как процесс осуществления внешней политики России, то есть функциональное проявление данного механизма во внешнеполитическом процессе.

Новизна исследования заключается также и в том, что в диссертации впервые в российской государственно-правовой литературе дается комплексный анализ структуры конституционно-правового механизма осуществления внешней политики РФ в целом и анализ внешнеполитических задач, функций и полномочий входящих в него отдельных государственных органов, а также показаны его становление, развитие и функционирование в современных условиях.

Исследование функциональных связей в структуре конституционно-правового механизма осуществления внешней политики РФ ведет к более глубокому и всестороннему познанию процессов взаимодействия составляющих его государственных органов, а также открывает перспективу дальнейшего повышения эффективности его деятельности.

В работе основное внимание сфокусировано только на конституционно-правовом механизме осуществления внешней политики РФ.

За рамки исследования выведены другие сферы внешних сношений РФ (внешнеэкономические, научно-технические, культурные и другие отношения с иностранными государствами), так как объем данной диссертации не позволяет в достаточной мере полно осветить эти важные, самостоятельные направления государственной деятельности. Изучение данных направлений внешних сношений РФ, несомненно, заслуживает специального научного исследования.

В диссертации не затрагивается роль субъектов РФ в лице их компетентных государственных органов в области внешних сношений, так как внешнеполитические отношения с иностранными государствами, согласно ст. 71 Конституции РФ, входят в компетенцию федеральных государственных органов.

Методология и теоретические основы диссертационного исследования. С позиций диалектического метода познания анализируются государственно-правовые явления, социально-политические процессы и отношения.

Многоплановый характер рассматриваемой темы предопределил использование методологии системного и функционального анализа, так как в данном случае предметом исследования является система взаимодействующих государственных органов, объединенных единством целей в осуществлении внешней политики Российского государства.

Используемый в ходе исследования метод сравнительного анализа нашел применение, главным образом, при рассмотрении соотношения научных понятий, употребляемых в конституционно-правовой литературе и в данной работе, а также при сопоставлении и характеристике основных этапов исторического развития конституционно-правового механизма осуществления внешней политики в Российском государстве.

В диссертации нашли применение системно-структурный, истори-ко-правовой и другие методы научного исследования.

Теоретические основы диссертационного исследования разработаны на основе изучения трудов крупнейших советских, российских юристов. В исследовании использованы труды отечественных ученых-юристов по различным вопросам отечественного конституционного, административного и международного права: С. А. Авакьяна, И.А. Азов-кина, И. П. Блищенко, И. И. Веремеенко, H.H. Воинова, М. В. Баглая, Р. В. Енгибаряна, И. П. Ильинского, Ф. И. Кожевникова, Ю. М. Колосова, С. А. Комарова, O.E. Кутафина, Б. М. Лазарева, Ю. И. Лейбо,.

A.B. Малько, Н. В. Мишина, Б. Н. Топорнина, В. А. Туманова, B.C. Шевцова, Т. Я. Хабриевой, Н. В. Черноголовкина, В. Е. Чиркина, Б.С. Эбзе-ева, Л. М. Энтина и других отечественных ученых-юристов.

Значительную помощь при подготовке диссертационной работы оказали труды российских исследователей М. А. Могуновой, Б.А. Стра-шуна, A.A. Миронова, М. А. Крутоголова, A.C. Деева, В. К. Вадимова,.

B.В. Копейчикова. В процессе работы над диссертацией автор использовал работы ряда зарубежных авторов: Ф. Ардана, А. Бирча, Э. Бёр-да, Дж. Келви, С. Колемана, Г. Доусона, Р. Элдера, Д. Фарнсворта, Л. Фишера, Ч. Джонса, Д. Коммерса, Р. Реннока, П. Ричардса, М. Уоллеса и др.

Положения диссертации, выносимые на защиту.

1. В работе сформулирована концепция конституционно-правового механизма осуществления внешней политики, правовая основа которого закреплена в Конституции РФ и реализуется на практике в процессе функционирования государственного механизма РФ.

В диссертации раскрываются, анализируются и аргументируются концептуальные основы, основополагающие понятия и категории необходимые для решения проблемы совершенствования внешнеполитической деятельности государственных органов, составляющих конституционно-правовой механизм осуществления внешней политики России. Применительно к целям и задачам исследования в диссертации дается определение таких базовых понятий, как: «внешнеполитический механизм», «механизм осуществления внешних сношений», «механизм осуществления внешней политики», «механизм осуществления внешних функций государства». Выявление общего и особенного в содержании данных понятий служит основанием для дифференцированного анализа и уяснения правовых основ внешней политики Российского государства.

2. Обоснована относительная обособленность конституционно-правового механизма осуществления внешней политики РФ в государственном механизме РФ, объективно обусловленная содержанием норм конституционного права, регулирующих деятельность государственных органов в области внешней политики. В работе раскрывается соотношение конституционно-правового механизма осуществления внешней политики РФ с другими составными частями механизма государства, обеспечивающими реализацию его внешних функций, в частности, в области внешнеэкономических отношений, культурных связей, научно-технического сотрудничества с иностранными государствами и т. п.

Раскрывается содержание принципиальных установлений в области внешней политики, которые закреплены в Конституции России либо непосредственно, либо латентно присутствуют в ней и выводятся из ряда положений.

3. Автором сформулировано системное видение конституционно-правового механизма осуществления внешней политики РФ, включая его организационную, регулятивную и функциональную составляющие. На основе проведенного анализа раскрыт комплексный и многоаспектный характер построения и функционирования «конституционно-правового механизма осуществления внешней политики РФ», проведено исследование обусловленных объективным единством составных частей данного механизма, а именно:

В работе доказано, что под организационной составляющей конституционно-правового механизма осуществления внешней политики РФ понимается совокупность государственных органов, наделенных компетенцией в области осуществления собственно внешнеполитических отношений. Среди такого рода государственных органов особое место занимают высшие государственные органы законодательной и исполнительной власти: Президент РФ, Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ, а также специализированный государственный орган исполнительной власти в области внешней политики — Министерство иностранных дел РФ. Соответственно возникает необходимость анализа их места и роли в осуществлении внешнеполитических полномочий РФ, который проводится в диссертации.

В диссертации обосновано, что в структуру данного механизма входят также другие государственные органы, наделенные отдельными полномочиями в осуществлении внешней политики РФ.

К ним относятся, в частности, Министерство обороны РФ, Федеральная служба безопасности РФ, Совет Безопасности РФ, Служба внешней разведки РФ и др. Эти государственные органы не являются специализированными в области осуществления внешней политики, но наделены отдельными внешнеполитическими полномочиями, что дает основания включить их в конституционно-правовой механизм осуществления внешней политики РФ.

Определены пути решения проблемы совершенствования правового регулирования внешнеполитической деятельности государственных органов в области внешней политики. Подвергнут анализу нормативный и эмпирический материал для квалификации регулятивной составляющей механизма, которая представляет собой совокупность нормативно-правовых актов, регулирующих отношения в области осуществления внешней политики государства. В диссертации предлагается собственная классификация совокупности данных нормативных актов, и определяются соответствующие критерии этой классификации. Вскрываются противоречия и недостатки в действующем регулятивном механизме. Предлагаются пути решение насущной проблемы совершенствования взаимодействия государственных органов в процессе осуществления внешней политики РФ. Подвергнута углубленному исследованию функциональная составляющая конституционно-правового механизма осуществления внешней политики и проанализирована практика его функционирования как системы. Под функциональной составляющей понимается совокупность процессов, приемов и методов, посредством которых осуществляется внешнеполитический курс государства.

4. В диссертации подвергнута исследованию внешнеполитическая составляющая конституционно-правового статуса Президента РФ. В этой связи в работе анализируется доктрина «скрытых» или «подразумеваемых» полномочий главы государства в контексте уяснения путей совершенствования конституционно-правового механизма осуществления внешней политики РФ. В диссертации проведен углубленный анализ внешнеполитических полномочий главы государства и характеризуется практика их осуществления Президентом РФ.

В работе обосновано и раскрыто своеобразие статуса главы государства в области внешней политики РФ на современном этапе, которое объективируется в разнообразной и многосторонней деятельности главы государства в процессе реализации внешней политики России.

5. В диссертации решается проблема поиска путей совершенствования внешнеполитической деятельности палат Федерального Собрания РФ, их места и роли в конституционно-правовом механизме осуществления внешней политики РФ рамках разделения властей.

В диссертации предлагаются пути решения проблемы четкой правовой регламентации внешнеполитической деятельности депутатов и должностных лиц палат Федерального Собрания РФ на основе принципа разделения властей, предполагающего недопустимость незаконного вмешательства государственных органов и их должностных лиц в компетенцию государственных органов другой ветви власти.

В этой связи в диссертации высказывается ряд практических замечаний в связи с деятельностью парламента и парламентских органов, а также вносятся предложения по совершенствованию нормативно-правовой базы внешнеполитической активности высшего представительного органа РФ.

6. Формулируется концепция проекта Федерального Закона «О внешней политике Российской Федерации» и вносятся предложения по его содержанию, что обусловлено необходимостью совершенствования правового регулирования в области осуществления внешней политики РФ. Обосновывается точка зрения, что такой закон должен детализировать и развивать конституционные положения о внешнеполитических полномочиях государственных органов, закрепить принципиальные основы механизма принятия внешнеполитических решений, более четко определить место и роль каждого государственного органа, принимающего участие в осуществлении внешней политики Российской Федерации.

7. Выдвигаются и обосновываются предложения относительно совершенствования правового регулирования внешнеполитической деятельности Правительства РФ, а также более четкого правового закрепления в Федеральном Конституционном Законе «О Правительстве Российской Федерации» места и роли высшего органа исполнительной власти России в конституционно-правовом механизме осуществления внешней политики РФ.

В работе анализируется место и роль Министерства иностранных дел РФ в системе федеральных органов исполнительной власти в процессе осуществления внешней политики России и положение данного органа по отношению к Президенту РФ и Правительству РФ, исходя из особенностей его правового статуса как специализированного государственного органа исполнительной власти.

Цели и задачи диссертационного исследования состоит в следующем: определить теоретические и правовые основы конституционно-правового механизма осуществления внешней политики РФвыявить исторические предпосылки становления и развития конституционно-правового механизма осуществления внешней политики РФроанализировать современное состояние конституционно-правового механизма осуществления внешней политики РФ и его составных частейвыявить причины недостатков в деятельности данного механизмапредложить пути совершенствования конституционно-правового механизма осуществления внешней политики РФ.

Практическая значимость диссертации заключается в том, что сделанные в ней выводы могут быть использованы в работе различных государственных органов, наделенных полномочиями в области осуществления внешней политики России. В диссертации сформулирован ряд практических рекомендаций по совершенствованию функциональных связей и правового регулирования деятельности отдельных государственных органов в области осуществления внешней политики РФ.

Так, например, внесены конкретные предложения по выработке проекта федерального закона «О внешней политике РФ», а также по усовершенствованию правовой основы организации и деятельности некоторых государственных органов в сфере осуществления внешней политики РФ.

Диссертация может найти практическое применение при преподавании курсов конституционного и международного права, особенно в специализированных учебных заведениях, готовящих специалистов-международников (Московский государственный институт международных отношений /университет/ МИД России, Дипломатическая академия МИД России), и других высших и средних учебных заведениях.

Апробация результатов исследования. Работа выполнена, обсуждена и получила рекомендацию на кафедре конституционного права Московского государственного института международных отношений (университета) МИД РФ. Основные теоретические положения и практические выводы настоящей диссертации нашли свое отражение в опубликованных автором двух монографических исследованиях, в коллективных монографиях, соавтором которых является диссертант, в научных статьях, а также апробированы на научно-практических конференциях.

Практическое применение результатов исследования. Результаты исследования длительное время используются в учебном процессе в МГИ-МО (У) МИД России. Автор неоднократно рецензировал законопроекты и материалы к законопроектам по вопросам правового регулирования в области внешней политики РФ, а также принимал участие в подготовке проекта Закона СССР «О внешней политике СССР» в конце 80-х годов.

Основные результаты диссертационного исследования используются в практической деятельности отдельных структурных подразделений МИД России.

Структура диссертации обусловлена задачами и логикой исследования, характером комплексного анализа организации функционирования и развития конституционно-правового механизма осуществления внешней политики РФ, форм и методов деятельности государственных органов, действующих в области внешней политики РФ.

Задачи, поставленные в ходе исследования, предопределили структуру диссертации, которая состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Исследование конституционно-правового механизма осуществления внешней политики РФ позволяет подвести некоторые итоги.

Конституционно-правовой механизм осуществления внешней политики РФ является основным инструментом реализации суверенитета Российского государства вовне. В условиях реформирования государственного механизма Российской Федерации и повышения его эффективности в осуществлении внутренней и внешней политики важнейшее значение приобретает совершенствование организационной, регулятивной и функциональной составляющих упомянутого механизма. Развитие всех его составляющих является важным условием успешного осуществления внешних функций Российского государства в целом и собственно внешнеполитических отношений РФ. Совершенствование данного механизма способствует развитию и совершенствованию не только сугубо внешнеполитических отношений России с иностранными государствами, но и успешному развитию внешнеэкономических, научно-технических, культурных и других связей РФ с зарубежными странами.

На основании анализа результатов проведенного исследования диссертант пришел к следующим выводам:

1. Дальнейшее развитие составляющих конституционно-правового механизма осуществления внешней политики РФ невозможно без уточнения понятийного аппарата, используемого как при научном исследовании данного механизма, так и в процессе правового регулирования и практического функционирования. Применительно к задачам исследования в работе конкретизируется содержание понятий, используемых в области внешней политики.

Прежде всего, в диссертации исследовано содержание понятия «внешняя политика». Результаты проведенного анализа показали, что понятие «внешняя политика» в широком смысле охватывает всю совокупность международных отношений государства: политических экономических, научно-технических и т. д. В узком смысле внешняя политика означает собственно политические отношения государства с другими субъектами международных отношений.

На основе акцентируется внимание на необходимости точного и адекватного использования терминологии при характеристике содержания внешней политики государства.

В результате изучения терминологии в диссертации дано собственное определение таких основных понятий в области внешней политики как: «внешнеполитический механизм», «механизм осуществления внешних сношений», «механизм осуществления внешней политики», «механизм осуществления внешних функций государства» .

На основе выявления общего и особенного в данных понятиях в диссертации проведен дифференцированный анализ правовых основ внешней политики государства.

В работе сформулировано понятие «конституционно-правовой механизм осуществления внешней политики государства» и дано его содержание. В исследовании доказывается, что «внешнеполитический механизм» представляет собой совокупность приемов и методов, используемых при осуществлении внешней политики государства, а также совокупность сложившихся функциональных связей между государственными органами в области осуществления внешней политики. В диссертации показано, что «внешнеполитический механизм государства» является, по сути дела, функциональным проявлением «конституционно-правового механизма осуществления внешней политики» и его составной частью.

2. В диссертационном исследовании обосновывается относительная обособленность конституционно-правового механизма осуществления внешней политики в государственном механизме и раскрывается его корреляция с другими механизмами государства, обеспечивающими реализацию его внешних функций, в частности в области внешнеэкономических отношений, в области культурных связей, научно-технического сотрудничества с иностранными государствами и т. п.

Конституционно-правовой механизм осуществления внешней политики РФ" включает в себя организационную, регулятивную и функциональную составляющие которые задействованы в процессе осуществления внешней политики РФ. Диссертация содержит анализ их особенностей и порядок взаимодействия во внешнеполитическом процессе.

На основе проведенного анализа сформулирована общая концепция построения и функционирования конституционно-правового механизма осуществления внешней политики современных государств. В работе показано, как расширение и усложнение всего комплекса внешних сношений РФ вызывает настоятельную необходимость совершенствования государственных органов, составляющих организационную структуру конституционно-правового механизма осуществления внешней политики РФ, функциональных связей между ними. В диссертации вносятся предложения по оптимизации правового регулирования деятельности государственных органов в свете новых задач, возникающих при реализации внешнеполитического курса России.

В процессе работы автор вносит конкретные предложения по совершенствованию конституционно-правового механизма осуществления внешней политики РФ.

3. В диссертации проведен анализ организационной составляющей конституционно-правового механизма осуществления внешней политики РФ, под которой понимается совокупность государственных органов, наделенных компетенцией в области осуществления собственно внешнеполитических отношений. Особое место среди них занимают высшие государственные органы законодательной и исполнительной власти: Президент РФ, Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ, а также специализированный государственный орган исполнительной власти в области внешней политики — Министерство иностранных дел РФ. В диссертации проанализированы их место и роль в осуществлении внешней политики РФ.

Значительную роль в структуре данного механизма играют другие государственные органы, наделенные отдельными полномочиями в области осуществления внешней политики РФ. К ним относятся, в частности, Министерство обороны РФ, Федеральная служба безопасности РФ, Совет Безопасности РФ, Служба внешней разведки РФ и др. Эти государственные органы не являются специализированными государственными органами в области осуществления внешней политики, но наделены отдельными внешнеполитическими полномочиями, что дает основания включить их в конституционно-правовой механизм осуществления внешней политики РФ.

4. В результате проведенного в диссертации исследования нормативного и эмпирического материала квалифицируется регулятивная составляющая конституционно-правового механизма осуществления внешней политики РФ. Она представляет собой совокупность нормативно-правовых актов, регулирующих отношения в области осуществления внешней политики государства. Автор предлагает собственную классификацию совокупности данных нормативных актов и устанавливает соответствующие критерии этой классификации. В работе предлагаются конкретные меры по совершенствованию регулятивной основы данного механизма.

5. Функциональная составляющая конституционно-правового механизма внешней политики проявляется в процессе его функционирования как системы. Исследование данной составляющей позволило раскрыть особенности этого механизма не только в статике, но и в динамике. Функциональная составляющая конституционно-правового механизма осуществления внешней политики РФ выступает как совокупность взаимосвязей процессов, из которых складывается внешняя политика государства.

6. В диссертационном исследовании автором обосновывается оценка места и роли Президента РФ в системе органов конституционно-правового механизма осуществления внешней политики РФ. В работе установлено, что в условиях укрепления вертикали власти в РФ выстраивается прямая взаимосвязь между главой государства — Президентом РФ и органом осуществления оперативного управления в сфере внешней политики, которым является МИД РФ. В диссертации проанализированы внешнеполитические полномочия главы государства и характеризуется практика их осуществления Президентом РФ.

Анализ взаимодействия главы государства и МИД РФ, проведенный в работе, показывает, что оно базируется на конституционных принципах и сложившихся обыкновениях, которые коррелируют практику осуществления внешнеполитических полномочий. Автор анализирует место и роль Министерства иностранных дел РФ в системе федеральных органов исполнительной власти в процессе осуществления внешней политики России с учетом особенностей построения этой властной вертикали.

7. В ходе работы над диссертацией исследованы место и роль Федерального Собрания РФ в конституционно-правовом механизме осуществления внешней политики РФ. Несмотря на то, что основные внешнеполитические полномочия Парламента РФ закреплены в Конституции, нормативно-правовая база осуществления этих полномочий в значительной степени неразвита и не обеспечивает возможности активного вмешательства высшего представительного органа в осуществление внешней политики государства. Эта проблема приобретает особую актуальность в настоящее время в связи с необходимостью принятия особо эффективных мер в сфере обеспечения безопасности РФ и ее граждан. Для чего необходимо, в частности, создание прочной законодательной базы. В свете этой задачи в диссертации высказывается ряд практических замечаний, связанных с деятельностью парламента и парламентских органов, а также вносятся предложения по совершенствованию нормативно-правовой базы внешнеполитической активности высшего представительного органа РФ.

9. В диссертации сформулированы предложения по дальнейшему развитию правового регулирования в области осуществления внешней политики РФ. Для совершенствования правовой основы конституционно-правового механизма осуществления внешней политики РФ предлагается принятие специального закона «О внешней политике РФ» и вносятся предложения по его содержанию. В работе обосновывается точка зрения о том, что такой закон детализировал бы и развивал конституционные положения о внешнеполитических полномочиях государственных органов, закреплял механизм принятия внешнеполитических решений, более четко определял место и роль каждого государственного органа, принимающего участие в осуществлении внешней политики Российской Федерации.

10. В результате диссертационного исследования высказываются предложения относительно совершенствования правового регулирования внешнеполитической деятельности Правительства РФ, а также более четкого правового закрепления его места и роли в конституционно-правовом механизме осуществления внешней политики РФ.

В работе также подчеркивается и обосновывается необходимость координации внешнеполитической деятельности всех институтов, образующих в своей совокупности конституционно-правовой механизм осуществления внешней политики РФ. Этому должно способствовать организационное совершенствование и укрепление правовых основ утверждения демократических начал и принципов конституционно-правовой законности в сфере внешней политики.

Перемены, произошедшие в современном мире в начале третьего тысячелетия, и укрепление позиций РФ в международных отношениях по многим направлениям международной жизни вызывали необходимость совершенствования организационной, правовой и функциональной основ конституционно-правового механизма осуществления внешней политики России. Исследования в данном направлении приобретают особую актуальность в свете изменения расстановки сил на мировой арене и возникновением новых задач в процессе реализации внешних функций Российского государства.

Так, возрастание угрозы международного терроризма для цивилизованного мира вызывает настоятельную необходимость тесного международного сотрудничества государств в борьбе с этим злом. Новые задачи и новые приоритеты, возникшие перед Россией на международной арене, требуют совершенствования ее конституционно-правового механизма осуществления внешней политики. В диссертации акцентируется внимание на необходимости совершенствования правовой основы деятельности государственных органов, составляющих упомянутый механизм и внесения изменений в их организационную структуру.

В заключение представляется необходимым отметить, что для современной России, глубоко интегрированной в решение важнейших международных проблем, особое значение приобретают задачи, связанные с повышением эффективности российской внешней политики в области защиты российских интересов на международной арене не только в собственно внешнеполитической сфере, но и в области экономического сотрудничества, защиты интересов граждан Росси и соотечественников за рубежом и т. д. От четкой и эффективной работы государственных органов, задействованных в процессе осуществления внешней политики, во многом зависят успехи в достижении целей, намеченных российским обществом, на пути построения сильного демократического, правового, социального, процветающего Российского государства.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Декреты Советской власти. Т. 1. М., Госполитиздат, 1957. 626 с.
  2. Декреты Советской власти. Т. И. М., Госполитиздат, 1957. 687 с.
  3. Декреты Советской власти. Т. III. М., Госполитиздат, 1964. 664 с.
  4. Декреты Советской власти. Т. IV. М. Госполитиздат, 1968. 732 с.
  5. Декреты Советской власти, Т. V. М., Госполитиздат, 1971. 702 с.
  6. Декреты Советской власти, Т. VIII. М., Госполитиздат. 1976.444 с.
  7. Декреты Советской власти, Т. IX. М., Госполитиздат, 1978.460 с.
  8. Съезды Советов в документах (1917—1936). Т. I. М., 1959. 836 с.
  9. Съезды Советов в документах (1917—1960). Т. III. М., 1960. 400 с.
  10. Первая сессия Верховного Совета СССР первого созыва. (Стенографический отчет). М.: ф-ка книги «Красный пролетарий», 1938.208 с.
  11. Третья сессия Верховного Совета СССР. (Стенографический отчет). М.: Верховный Совет СССР. 1939. 502 с.
  12. Заседание Верховного Совета СССР. Первый созыв. 18 июня 1942. (Стенографический отчет). Верховный Совет СССР. 1942. 56 с.
  13. Десятая сессия Верховного Совета СССР. Первый созыв. (Стенографический отчет). М.: Верховный Совет и Известия Советов депутатов трудящихся, 1944. 336 с.
  14. Заседания Верховного Совета СССР. Третья сессия. (Стенографический отчет). М.: Верховный Совет СССР. 1947. 406 с.
  15. Заседания Верховного Совета СССР. Первая сессия. Третий созыв. (Стенографический отчет). М.: Верховный Совет СССР, 1950.428 с.
  16. Заседания Верховного Совета СССР шестого созыва. Седьмая сессия. (Стенографический отчет). М.: Верховный Совет СССР, 1966.479 с.
  17. Заседание Верховного Совета СССР восьмого созыва. Первая сессия. (Стенографический отчет). М.: 1970. 326 с.
  18. Заседания Верховного Совета СССР девятого созыва. Девятая сессия. (Стенографический отчет). М.: Верховный Совет СССР. 1978. 254 с.
  19. Первая сессия Верховного Совета СССР. Десятый созыв. (Стенографический отчет). М.: Верховный Совет СССР. 1979. 328 с.
  20. Сборник важнейших постановлений и распоряжений ВЦИК VIII созыва. М.: ВЦИК СССР, 1921. М.: 35 с.
  21. Сборник постановлений и распоряжений Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета IX созыва и его Президиума. т
  22. Вып. 1. М.: 7-ая тип., 1922. 72 с.
  23. Отчет о деятельности ВЦИК РСФСР X созыва за 1923 год. М.: ВЦИК, 1924. 35 с.
  24. СССР ЦИК 2-я сессия 2-го созыва. Постановления. М.: ЦИК СССР, 1924. 154 с.
  25. Отчет о деятельности ЦИК СССР. М.: ЦИК Союза ССР, 1924.32 с.
  26. Отчет о деятельности ЦИК СССР и его Президиума. М.: Кремль, 1925. 223 с.
  27. Итоги 4-ой сессии ЦИК СССР 4-го созыва. М.: Мосполиграф, 1928. 37 с.
  28. Вторая сессия ЦИК СССР 5-го созыва. Постановления. М.: 1929.42 с.
  29. Постановления третьей сессии ЦИК 5-го созыва. Партиздат, 1933.36 с.
  30. Законы о защите мира. М.: Госюриздат, 1953. 32 с.
  31. Сборник основных актов и документов Верховного Совета СССР по внешнеполитическим вопросам. (1956—1962). М.: Известия Советов депутатов трудящихся, 1962. 224 с.
  32. СЗ 1924. № 7 Ст. 71- 1925. № 34. Ст. 233- № 35. № 78. Ст. 590- 1927. № 21- 1930. № 56. Ст. 592.
  33. СП 1962. № 16. Ст. 129- 1967. № 17. Ст. 116- 1978. № 19. Ст. 95, № 13. Ст. 91- 1979. № 6. Ст. 148.
  34. СУ РСФСР 1918. №№ 15, 31, 32, 39, 41, 51, 78- 1919. № 21- 1921. №№ 49, 62, 72- 1922. № 11- 1923. № 107.
  35. СУ 1917. № 4- 1920. № 53. Ст. 235.
  36. Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР. 1990. № 12.
  37. Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР. 1991. № 15.
  38. Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1990. № 26.
  39. Ведомости Верховного Совета РСФСР. 1990. № 2.
  40. Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1991. № 17.
  41. Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1992. №№ 6, 15, 17.
  42. Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1993. № 1.
  43. Собрание законодательства РФ. 1995. №№ 10, 12, 29, 32, 49.
  44. Собрание законодательства РФ. 1996. №№ 3, 7, 12, 23, 29, 45.
  45. Собрание законодательства РФ. 1997. №№ 12, 24, 30, 51.
  46. Собрание законодательства РФ. 1998. №№ 1, 7, 14, 28, 46.
  47. Собрание законодательства РФ. 1999. №№ 2, 17, 40.
  48. Собрание законодательства РФ. 2000. №№ 17, 19, 36, 37.
  49. Собрание законодательства РФ. 2002. № 22, 30.
  50. Собрание законодательства РФ. 2003. № 13, 33.
  51. Собрание законодательства РФ. 2004. № 11, 24, 28, 34.
  52. Российская газета. 2004. 9 июня- 2004.11 июня- 2004.17 августа.
  53. Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. М., 2002. № 19.
  54. Действующее международное право. В 3-х т. Т 1. Составители Колосов Ю. М. иКривчикова Э.С. М., 1996.1. Книги и периодические издания
  55. С. А. Правовое регулирование деятельности Советов (Конституционные основы, теория и практика). М.: МГУ, 1980. 176 с.
  56. А.П., Козлов Ю. М., Кармолицкий A.A. Административное право Российской Федерации. Ч. 2. М., 1995.
  57. H.A. Очерки федерального управления СССР (Народные комиссариаты Союза ССР). JI.-M., 1929.
  58. Ф. Франция: государственная система. М., 1994.
  59. М.В. Конституционное право Российской Федерации. М., 1998.
  60. Г. В. Верховный Совет СССР. М.: Знание, 1980. 64 с.
  61. А.М. Теория разделения властей: становление, развитие, применение. Томск, 1988.
  62. A.A. Суверенитет советского народа. М.: Знание, 1970.64 с.
  63. И.П. Дипломатическое право. М. Высшая школа, 1972. 240 с.
  64. И.П. Дипломатическое право. М., 1990.
  65. Большой энциклопедический словарь. М., 2000. 1434 с.
  66. Большой юридический словарь. М., 1997. 790 с.
  67. Ф.М., Галкин A.A. Социология. Политика. Международные отношения. М.: Международные отношения, 1974. 328 с.
  68. В. Верховный Совет СССР и международные отношения. М.: изд. ИМО, 1958. 96 с.
  69. В. Международное значение Конституции СССР. М.: Международные отношения, 1977. 88 с.
  70. Верховный Совет СССР / Ред. кол. Георгадзе М. П., Васильев В. В. Гуляев B.B. М.: Известия Советов депутатов трудящихся СССР, 1975.414 с.
  71. С.Ю. У истоков советской дипломатии. М., 1965.
  72. В.Д. Парламент Российской Федерации. М., 1998.219 с.
  73. E.H. Рождение Советского государства. М., 1965.
  74. ГранкинИ.В. Парламент России. М.: Консалтбанкир, 1999. 391 с.
  75. А. С. Современная Франция: механизм формирования внешней политики. М., 1985.
  76. Ю.Г. Статус дипломатических представительств и их персонала. Учебное пособие. М., 1995.
  77. Дипломатический вестник. 1998. № 12.
  78. Дипломатический вестник. 2000. № 8.
  79. Дипломатический словарь. М., 1985. 207 с.
  80. В. А. Основы дипломатической службы. Изд. 2-е. М.: Международные отношения, 1977. 368 с.
  81. В.И. Мировая система социализма: экономические и политические аспекты единства. М.: Международные отношения, 1975. 304 с.
  82. В.В. Учебник государственного права. Изд. 2. Казань, 1909.
  83. И.П. Политическая организация социалистического общества. М.: Международные отношения. 255 с.
  84. И.П. и др. Политические системы зарубежных стран социализма. М.: Международные отношения, 1981. 334 с.
  85. М.П. Создание советского центрального государственного аппарата. М., 1966.
  86. П.Е. Власть Всероссийского Императора. Одесса, 1913.
  87. Ф.И. Президиум Верховного Совета СССР. М.: Знание, 1969. 62 с.
  88. В.П. Развитой социализм и его Конституция. Минск: Наука и техника, 1978. 102 с.
  89. Конституции зарубежных государств. М., 1996.
  90. Конституции государств Европейского Союза. М., 1997.
  91. Конституции государств Европы. М., 2001.
  92. Конституция общенародного государства. М.: Политиздат 1978. 247 с.
  93. Конституция развитого социализма / В. Н. Кудрявцев, И.А.Азов-кин, С. Г. Келина и др. М.: Политиздат, 1979. с .272 с.
  94. Конституционные основы внешней политики Советского государства / Под ред. И. П. Ильинского. М.: Международные отношения, 1978.256 с.
  95. Конституционно-правовой механизм осуществления внешней политики государств / Под. ред. И. П. Ильинского, Ю. И. Лейбо, Л.М.Эн-тина. М., 1986. С 303 с.
  96. Н.М. Русское государственное право. Т. 1. СПб., 1909.
  97. С.А., Малъко A.B. Теория государства и права. М., 1999. 440 с.
  98. Краткий политический словарь. М., 1987. 509 с.
  99. М.А. Президент Французской Республики. Правовое положение. М., 1980.
  100. Ю. Проблемы теории международных отношений. М.: Прогресс, 1980. 320 с.
  101. Курс международного права в 6-ти т. Основные принципы современного международного права / Под ред. Ф. И. Кожевников и др. T.II. М.: Наука, 1967.332с.
  102. Курс международного права в шести томах. Основные институты и отрасли современного международного права / Под ред. Ф. И. Кожевников и др. Т. IV. М.: Наука, 1968.436 с.
  103. Ю.И. Внешнеполитический механизм буржуазных стран центральной Европы. М., 1984. 130 с.
  104. И. И. Международно-правовое регулирование международных отношений. М.: Международные отношения, 1975. 176 с.
  105. В. М. Британская дипломатическая служба. М., 1990.222 с.
  106. Межпарламентский вестник. 2003. № 1(20).
  107. Международное право. Учебник / Под. ред. Ю. М. Колосова и Э. С. Кривчиковой. М., 2000.
  108. Н.В. Правовое регулирование внешних сношений СССР. М.: Международные отношения, 1971. 296 с.
  109. Н.В. Конституционные основы внешней политики СССР. М.: Знание, 1978. 64 с.
  110. A.A. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. М., 1996.
  111. М.А. Скандинавский парламентаризм. Теория и практика. М., 2001.
  112. И. В. Проблемы теории российского конституционного права. М.: Манускрипт, 1988. 120 с.
  113. P.A. Конституция СССР и вопросы соотношения международного и национального права. М.: МГУ, 1980. 77 с.
  114. Общая теория права и государства / Под. ред. В. В. Лазарева. М., 1994.
  115. Л.А. Президент Российской Федерации: Конституция и политическая практика. М.: ИНФРАМ Норма, 1996. 234 с.
  116. Органы Советского общенародного государства. М.: Наука, 1979. 344 с.
  117. Правовое государство: реальность, мечты, будущее / Боер В. М., Городинец Ф. М., Григонис Э. П. и др. С.-Петербург, 1999. 245 с.
  118. Политические системы современности (очерки) / Отв. ред. Ф. М. Бурлацкий, В. Е. Чиркин. М.: Наука, 1978. 256 с.
  119. Политология. Учебник для вузов. М., 1999. 599 с.
  120. Правовой статус Президента Российской Федерации / Под. ред. Ю. А. Дмитриева. М., 1997.
  121. Представительная система социалистического государства. М.: Мысль, 1981.256 с.
  122. М. Союз Советских Социалистических Республик. Очерк конституционных взаимоотношений советских республик. Ч. 1. Юрид. изд-во НКЮ УССР, 1925.
  123. А.И. ВЦИК Советов в первые месяцы диктатуры пролетариата. М.: Наука, 1977. с. 335 с.
  124. H.A. Институт президентства в современном мире. М.: 1994. 176 с.
  125. Я.М. Избранные статьи и речи. 1917—1918 гг., М.: 1944. 103 с.
  126. П.Г. Съездовская система: уроки и перспективы // Сб. «Разделение властей и парламентаризм». М., 1992
  127. Словарь иностранных слов. М., 1988. 607 с.
  128. Словарь международного права. М., 1982. 243 с.
  129. Социалистическое государство. Сущность, функции и формы / Ред. коллегия: И. П. Ильинский, Д. А. Керимов, Н. В. Черноголовкин. М.: Мысль, 1976. 168 с.
  130. Совет Безопасности РФ: функции, структура, нормативные документы // Сб. справочных материалов. М., 1997. 74 с.
  131. Советское государство в условиях развитого социализма. М., 1978. 327 с.
  132. Сравнительное конституционное право / Под ред. А.И.Ковле-ра, В. Е. Чиркина, Ю. А. Юдина. М., 1996.
  133. И.В. Вопросы ленинизма. М., 1939.
  134. США: внешнеполитический механизм (организация функции, управление). М.: 1972.
  135. .Н. Конституционные основы политической системы советского общества. М.: Московский рабочий, 1978. 136 с.
  136. .Н. Разделение властей и государственная организация // Сб. «Разделение властей и парламентаризм». М., 1992. 70 с.
  137. .Н. Конституция в социалистическом правовом государстве// Сб. «Социалистическое правовое государство». М., 1989.
  138. Н.А. Суверенитет в современном международном праве. М.: ИМО, 1963.272 с.
  139. Центральный аппарат государственного управления капиталистических стран / Под. ред. М. А Крутоголова. М., 1984.
  140. В.А. Демократическое конституционное государство: введение в теорию. М., 1993.
  141. В.Е. Конституционное право: Россия и зарубежный опыт. Ин-т Государства и права РАН. М.: Зерцало, 1998. 441 с.
  142. B.C. Государственный суверенитет и политическая организация советского общества. М.: Знание, 1971. 64 с.
  143. B.C. Общественно-политическое устройство СССР. М.: Знание, 1978. 96 с.
  144. К.Ф. Органы государственной власти и управления. М.: Знание, 1977. с. 48 с.
  145. Н. Т. Функции и структура государства. М., 1992. 257 с.
  146. Birch A. The British system of government. Tenth edition. London and New York, 1998.
  147. Byrd E. Treaties and executive agreements in The United States. The Hague, Netherlands, 1960. 268 p.
  148. CalviJ., Coleman S. American Law and Legal Systems. New Jersey, 1992. 340 p.
  149. Constitutional Law. Second Edition. Cases and Materials Series. New York, 1989.
  150. Dawson G. The Government of Canada. Toronto, 1973. 569 p.
  151. Dodd L., Schott R. Congress and Administrative State. New York, 1979. 359 p.
  152. Elder R. The Policy Machine. Syracuse University Press. 1960.210 p.
  153. Farnsworth D. The Senate Committee on Foreign Relations. Urbana, 1961. 173 p.
  154. Fisher L. The Constitution Between Friends. Congress, the President, and the Law. New York, 1978. 312 p.
  155. Goodpaster G. Constitutional law. Santa Monica, 2000. 340 p.
  156. Hargrove E. The Power of the modern presidency. Philadelfia, 1974. 267 p.
  157. Jones Ch. Separate but equal branches. Congress and the Presidency. New Jersey, 1995. 258 p.
  158. Kommers D. The Constitutional jurisprudence of The Federal Republic of Germany. Durban and London, 1997. 253 p.
  159. Pennock R. Political Science. Toronto, 1969. 707 p.
  160. Richards p. Parliament and foreign affairs. London, 1967. 179 p.
  161. Walles M. British and American systems of government. Oxford, 1988. 117 p.1. Периодические издания
  162. Архипов К Основные моменты эволюции понятия советского закона // Советское право. 1925. № 5. 7 с.
  163. А.Д. и др. Внешняя политика России // США: экономика, политика. 1992. № 10.
  164. Дурденевский. Международные договоры в конституционном праве Союза ССР // Советское право. 1925. № 7.
  165. И.П. Конституция обновленной России // Советское государство и право. 1991. № 3.
  166. Н. Внешняя политика России: проблемы становления и политико-формирующие факторы // Международная жизнь. 1993. № 2.
  167. .М. Об изменениях в правовом статусе Президента СССР // Советское государство и право. 1991. № 8.
  168. В. Парламентаризм и дипломатия // Россия. Российская газета. 2004. 20 января.
  169. И.И. Внешняя политика: президент и парламент // Государство и право. 1996. № 7.
  170. Н.А. Конституция, политика и социальный прогноз // Советское государство и право. 1991. № 3.
  171. Л.А. Правительство и Президент (грани взаимодействия) // Журнал российского права. 1998. № 9.
  172. .И. О некоторых аспектах концепции конституционной реформы в СССР // Советское государство и право. 1991 № 8.
  173. Обсуждение проектов новой Конституции РСФСР в ИГП АН СССР, во ВНИИСЗ, на юридическом факультете МГУ // Советское государство и право. 1991. № 3.
  174. Е.В. Концептуальное видение консульского института в науке международного права // Государство и право. 2003. № 9.
  175. Г. Дипломатическая служба. От посольского приказа до МИД РФ // Международная жизнь. 1993. № 2.
  176. В.Е. Президентская власть // Государство и право. 1997.5.
  177. Г. Н. Президентская власть в системе государственной власти Российской Федерации // Российский юридический журнал. 1977. № 4.
  178. V. Электронные источники информации196.www.council.gov.ru197. www.duma.ru198. www.fsb.ru199. www. kremlin200.www.mid.ru201. www.mil.ru202. .ruwww.scrf.ru
Заполнить форму текущей работой