Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Современные педагогические технологии внутрифирменной профессиональной подготовки специалистов отрасли книжного дела

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Теоретико-методологической основой исследования являются принципы и методы диалектики, деятельностный подход, группа системных подходов — системно-структурный, системно-функциональный и др., основы логического анализа и обобщения, источниковедческий подход, то есть комплекс общенаучных методов, дополняемый теоретико-методологическими основаниями отдельных научных дисциплин — педагогики… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретико-методологические основания внутрифирменной профессиональной подготовки в книготорговой сфере
    • 1. 1. Внутрифирменное образование как научно-педагогическая программа совершенствования персонала современной организации
    • 1. 2. Развитие системы профессионального образования специалистов книжной торговли
    • 1. 3. Педагогические технологии в процессе внутрифирменной профессиональной подготовки специалистов
  • Глава 2. Педагогические технологии как основа развития кадровых ресурсов книготорговой организации
    • 2. 1. Модель внутрифирменной образовательной программы для специалистов книготорговой сферы
    • 2. 2. Внутрифирменные образовательные проекты как инструмент повышения профессионального уровня книготорговых специалистов

Современные педагогические технологии внутрифирменной профессиональной подготовки специалистов отрасли книжного дела (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования.

Современные направления развития педагогической науки обусловлены экономическими и социокультурными трасформациями, оказавшими серьезное влияние на все сферы деятельности современного человека, прежде всего, на его профессиональную активность, на процессы профессиональной реализации и адаптации. Исследовательские приоритеты современной педагогики должны концентрироваться вокруг актуальных проблем совершенствования конкретных отраслевых систем профессионального образования, решение которых требует внедрения актуальных и эффективных педагогических технологий, направленных как на студентов учреждений высшего профессионального образования, так и на работающих специалистов. Особую актуальность подобные исследования приобретают для отраслей с повышенной динамичностью и изменчивостью в условиях информатизации и рыночных реформ. В книжном деле к таким отраслям можно отнести книготорговую сферу.

Насущные задачи оптимизации книготоргового профессионального образования связаны с совершенствованием системы непрерывного образования специалистов книготорговой сферы, постоянной актуализацией их профессиональных знаний и умений, адаптацией профессионального знания и опыта к современным реалиям книготорговой деятельности. Актуальность исследования данной проблематики обусловлена отмечаемыми современными социологами трудностями профессиональной и социальной реализации книготорговых специалистов в условиях трансформации содержания инструментария их профессиональной деятельности.

В настоящих условиях наиболее приемлемым, быстрым и эффективным решением этого вопроса является обучение и переобучение сотрудников внутри самой книготорговой организации, названная современной педагогикой «внутрифирменной профессиональной подготовкой специалистов». В крупных книготорговых компаниях наметилась тенденция к оптимизации кадрового менеджмента путем внедрения развивающих и обучающих технологий, что актуализировало концепцию интеллектуальной или развивающейся) организации, приоритетной задачей которой является развитие знаний и умений собственных сотрудников.

В то же время современная теория и практика внутрифирменной профессиональной подготовки специалистов книготорговой сферы не в полной мере отвечает содержанию как задач, стоящих перед системой отраслевого профессионального образования, так и задач развития профессиональных ресурсов книготорговой отрасли в целом. Содержательно-функциональная специфика внутрифирменной профессиональной подготовки в книготорговой сфере требует научно обоснованного, отражающего новейшие достижения педагогической мысли определенного комплекса педагогических технологий в формировании познавательной активности и в выработке профессионально значимых качеств (коммуникабельность, адаптация в условиях неопределенности и к психологическому климату организации, немедленное использование полученных знаний и навыков, личностное и профессиональное развитие, социальная мобильность, инициативность, мотивация достижения, творческий потенциал, лидерство и т. д.) индивидуальных и групповых субъектов процессов внутрифирменного обучения.

Степень разработанности темы диссертационного исследования. Проблемам развития системы профессиональной книготорговой подготовки в контексте истории становления и современного состояния книготорговой сферы посвящены работы А. А. Беловицкой, И. С. Васиной, JI.A. Виноградова, А. А. Говорова, Б. С. Есенькина, Е. С. Смирновой, О. В. Тишлера и иных исследователей, рассматривавших профильную подготовку специалистов книготорговой сферы в единстве с образованием в смежных областях. Анализ современных форм и перспектив развития отечественного профессионального образования, теоретическое осмысление современных педагогических концепций осуществляется в исследованиях Б.С. Гершун-ского, Г. Л. Ильина, В. Г. Кинелева, A.M. Новикова, В. В. Шадрикова и др., в том числе в контексте проблемы непрерывного профессионального образования она рассматривается в работах В. И. Байденко, А. Голуба, Г. Клю-чарева, В. Леднева, A.M. Новикова, Ю. Н. Петрова.

В связи с тем, что профессиональная подготовка специалистов книготорговой сферы и их профессиональное совершенствование непосредственно касаются системы дополнительного профессионального образования, целесообразным было включение в источниковую базу настоящей диссертации работ Н. В. Борисовой, С. Г. Вершловского, В. Иванова, Г. Л. Ильина, JI.B. Кинелева, А. Г. Казаковой, Н. А. Морозовой, A.M. Новикова, JI.B. Тарасенко и др., многоаспектно анализировавших последипломное образование.

Внутрифирменная профессиональная подготовка демонстрирует специфику обучения взрослых новым знаниям и навыкам, и именно поэтому теоретические и методологические разработки андрагогики составили следующий источниковый пласт. Работы А. А. Вербицкого, С. Г. Вершловского, И. А. Зимней, С. И. Змеева, Ю. Н. Кулюткина, Е. И. Подобеда, Е. И. Степановой и иных ученых, анализировавших андрагогические процессы, явились необходимой основой изучения внутрифирменных образовательных программ.

Профессиональная компетентность педагога в образовании взрослых рассматривалась на материалах исследований Н. В. Борисовой, А. А. Вербицкого, С. Г. Вершловского, Г. Л. Ильина, А. Г. Казаковой, Н. В. Кузьминой, М. С. Кларина, М. Новик и др.

Выявление роли внутрифирменного образования в развитии личностного и профессионального потенциала сотрудников книготорговой организации, их адаптации к конкретным условиям отрасли и организации, а также определение роли педагогических технологий в инструментарии управления персоналом книготорговой организации в данном диссертационном исследовании было основано на материалах трудов А. Ансоффа, Т. М. Баязитова, Т. Ю. Базарова, В. Р. Веснина, М. Г. Громковой, Д. Иванце-вич, Л. В. Карташова, М. С. Кларина, Ю. Д. Красовского, Н. В. Кротовой, А. А. Лобанова, Б. З. Мильнера, Е. Г. Молла, В. П. Пугачева, Дж. Стоунхауза и иных отечественных и зарубежных ученых.

Анализ педагогических технологий в реализации программ внутрифирменного профессионального обучения в данном исследовании осуществлялся на основе теоретико-методологических разработок С. И. Архангельского, Ю. К. Бабанского, С. Я. Батышева, В. П. Беспалько, В. Н. Боголюбова, Н. В. Борисовой, А. А. Вербицкого, JI.C. Выготского, Т. В. Габая, П. Я. Гальперина, Б. С. Гершунского, В. В. Давыдова, И. А. Зимней, М.С. Клари-на, Ю. Д. Красовского, Н. В. Кузьминой, И. Я. Лернера, Б. Г. Лихачева, М. И. Махмутова, А. В. Пидкасистого, Е. С. Полата, С. Смирновой, Н. Ф. Талызиной, А. В. Хуторского, Д. В. Чернилевского, В. И. Черниченко, П.Г. Щедро-вицкого, В. А. Якунина и др.

Важной составной частью источниковой базы диссертации явилось изучение правовой компоненты системы образования. Осмысление этого вопроса осуществлялось с учетом законов Российской Федерации «Об образовании», «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», федерального закона «О дополнительном образовании», государственных образовательных стандартов высшего и среднего профессионального образования, типовых положений об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов.

Таким образом, можно утверждать, что существующий массив источников достаточен для построения на его основе системных представлений о современных педагогических технологиях, о профессиональной подготовке специалистов книготорговой сферы, однако целостного исследования специфики педагогико-технологического обеспечения внутрифирменной профессиональной подготовки в книготорговой сфере до настоящего времени не предпринималось.

Объект исследования: внутрифирменная профессиональная подготовка специалистов книготорговой сферы.

Предмет исследования: педагогико-технологическое обеспечение внутрифирменной профессиональной подготовки специалистов книготорговой сферы.

Целью диссертационного исследования является разработка наиболее эффективных педагогических технологий внутрифирменной подготовки специалистов в книготорговой сфере.

Для реализации поставленной цели в исследовании ставятся следующие задачи:

• анализ развития и современного состояния системы профессиональной подготовки в книготорговой сфере в контексте актуализации профессиональных знаний и умений специалиста книготорговой сферы в меняющихся условиях;

• выявление особенностей педагогического процесса, ориентированного на взрослую аудиторию обучающихся — работающих специалистов;

• определение функций (адаптацииактуализацииразвитияформирования профессионально значимых качествсоциальной реализации) и задач (подготовка специалистов в соответствии с потребностями конкретных организаций) внутрифирменной профессиональной подготовки в системе отраслевого профессионального образования,.

• анализ современных педагогических технологий в контексте их внедрения во внутрифирменные образовательные программы,.

• разработка модели внутрифирменной образовательной программы (многокомпонентной программы тренингового типа, объединяющей традиционные и инновационные педагогические методы) совершенствования профессионально значимых качеств сотрудников книготорговой организации и ее апробация на предприятии книготоргового профиля.

Гипотеза исследования основывается на предположении о том, что оптимальной формой обеспечения профессионального совершенствования специалистов книготорговой отрасли будет специально разработанная многокомпонентная внутрифирменная образовательная программа тренингового типа, объединяющая современные технологии активного обучения с традиционными педагогическими технологиями.

Теоретико-методологической основой исследования являются принципы и методы диалектики, деятельностный подход, группа системных подходов — системно-структурный, системно-функциональный и др., основы логического анализа и обобщения, источниковедческий подход, то есть комплекс общенаучных методов, дополняемый теоретико-методологическими основаниями отдельных научных дисциплин — педагогики, психологии, теории управления и социологиифундаментальные труды философов, психологов, раскрывающие закономерности, содержание и процесс адаптации личности к условиям внешней среды, деятельности (JT.C. Выготский, В. П. Зинченко, А. Н. Леонтьев и др.) — работы философов (Б.С. Гершунский, В. В. Шадриков, Валицкая, В. Г. Кинелев и др.), а так же психологов (Б.Г. Ананьев, А. Г. Асмолов, В. Я. Якунин, А.Г. Б. Ф. Ломов, А. В. Петровский, В. И. Слободчиков и др.), в которых рассматриваются проблемы становления человека как субъекта собственной жизнедеятельности и профессиональной деятельностипедагогические исследования, раскрывающие сущность и функции прогнозирования развития и моделирования образовательных систем и процессов, проектирования, конструирования образовательных процессов (В.П. Беспалько, А. А. Вербицкий, Е. И. Машбиц, В. И. Боголюбов, В. К. Загвоздкин, И. Я. Лернер, В. Я. Якунин и др.) — исследования в области формирования личностных качеств в процессе различных видов учебной деятельности (П.Я. Гальперин, В. В. Давыдов, А. В. Занков, Д. В. Эльконин и др.) — контекстного обучения (А.А. Вербицкий, B.C. Лазарев, Ю.С. Тюников) — результаты исследований развития образования в целом, совершенствования профессиональной подготовки и повышения квалификации кадров в новых социально-экономических условиях (Г.А. Балыхина, В. И. Байденко, В. В. Безлепкин, И.В. Бестужев-Лада, Б. С. Гершунский и др.) — работы по проблемам образования взрослых (А.А. Бодалев, С. Г. Вершловский, М. Т. Громкова, С. И. Змеев, Н. В. Кузьмина и др.) — исследования специфики дополнительного профессионального образования с точки зрения контингента слушателей, образовательных программ, методов, сроков и форм обучения (В.В. Абраухова, Б. Г. Ананьев, Н. В. Кузьмина, Ю. Н. Кулюткин и др.) — концепция моделирования, проектирования и конструирования педагогических процессов (С.И. Архангельский, В. П. Беспалько, Н. Ф. Талызина и др.) — теория системно-комплексного подхода к анализу педагогических явлений и процессов (В.Г. Афанасьев, Ф. Ф. Королев, Н. В. Кузьмина, Ю. А. Кустов и др.) — дея-тельностного подхода (Л.С. Выготский, П. Я. Гальперин, Н. Ф. Талызина, А. Н. Леонтьев и др.) — теория построения систем общего и профессионального образования, развития личности современного специалиста (А.С. Анисимов, В. П. Беспалько, С. Я. Батышев, А. П. Беляева, И. А. Ивлиева и др.) — труды в области дидактики развивающего обучения, творческого саморазвития, личностно-деятельностного подхода, личностно ориентированного профессионального образования (К.А. Абульханова-Славская,.

B.И. Андреев, В. В. Давыдов, М. А. Данилов, Б. П. Есипов, JI.B. Занков, Э. Ф. Зеер, М. И. Махмутов, М. Н. Скаткин и др.) — теоретические основы непрерывного профессионального образования, многоуровневости, интеграции, интенсификации профессионального образования (С.Я. Батышев, Н.П. Ба-тышев, А. П. Беляева, В. М. Вайн, Б. С. Гершунский, В. А. Гусев, Ю. А. Кустов, A.M. Новиков, Ю. Н. Петров, Е. В. Ткаченко, В. А. Федоров, П.С. Хей-фец и др.), основы проектирования и развития инновационных образовательных систем (К.Я. Вазина, А. А. Макареня, В. Н. Максимова, Н.Н. Сур-таева, В. П. Топоровский, В. В. Шапкин и др.) — технологический подход к организации образовательного процесса (В.П. Беспалько, М. В. Кларин и др.) — педагогическое моделирование образовательных систем (А.А. Андреев, В. П. Беспалько и др.) — исследованиям в области проблем профессиональной подготовки большую помощь оказали выводы и результаты научных исследований, изложенные в работах А. А. Аронова, В. П. Бездухова,.

C.Г. Вершловского, A.M. Зобова, М. В. Кларина, JI.E. Курнешевой, Д. Г. Левитеса, A.M. Новикова, Т. Н. Рудневой, И. Ф. Харламоватруды в области профессиональной подготовки специалистов в вузах культуры и искусств (А.Я. Айзенберг, Т. И. Бакланова, В. А. Волобуев, J1.C. Жаркова, JI.C. Зарилова, О. П. Коршунов, Н. В. Кротова, Н. Н. Лапшин Ю.С., Савельев, Н. А. Сляднева, B.C. Садовская, Ю. А. Стрельцов, В. М. Чижиков, В.И. Чер-ниченко и др.).

Методы исследования.

В процессе проведения исследования использовался комплекс различных методов теоретического анализа: анализ понятийно-теоретической системы исследования, построение гипотез, историографический, сравнительно-сопоставительный, моделирование и классификация, эмпирический и теоретический анализы. Методы исследования включают в себя индуктивные, дедуктивные методы, сравнительный анализ, приемы формальной и диалектической логики, необходимые для построения непротиворечивой системы представлений о развитии и применении педагогических технологий во внутрифирменном образованииличностно ориентированный подход — обязательную составляющую педагогических изысканий. Включение в систему исследования педагогического эксперимента потребовало пополнить методологическую базу работы группой методов и подходов, применяющихся в эмпирических изысканиях: социологических методов, включающих в себя опрос, анкетирование и пр., контент-аналитических методов, методов первичной обработки эмпирических данных, что позволило обеспечить экспериментальную компоненту исследования обоснованными сведениями.

Этапы исследования. Исследование проводилось с 2001 по 2005 гг.

На первом этапе (2001 г.) изучались разработанность проблемы в научной литературе, история и концептуальная специфика проблемы. Определялись теоретико-методологические основы исследования, формулировались его цель, задачи и гипотеза.

На втором этапе (2002 — 2003 гг.) была разработана теоретическая концепция исследования, выстроена структура теоретической и опытно-экспериментальной частей работы, осуществлялась подготовка теоретической обосновывающей составляющей исследования. Проводилась эмпирическая диагностика потребностей во внутрифирменных образовательных программах специалистов книготорговой сферы. В апреле 2003 года был проведен опрос, в котором приняли участие 120 человек в возрасте от 25 до 45 лет, занятых в сфере книгораспространения и относящихся к числу работников Торгового Дома «Библио-Глобус», а также иных книготорговых организаций г. Москвы. Опрос был призван конкретизировать технологии обучения, востребованные внутрифирменными образовательными программами книготорговых организаций. Также на данном этапе осуществлялась методическая подготовка к проведению экспериментальных занятий: выбор темы, отвечающей насущным потребностям выработки профессионально значимых качеств специалистовразработка технологической формы тренинговых занятий, содержательного наполнения, программы экспериментальных занятий.

На третьем этапе исследования (2004 г.) проводились опытно экспериментальная работа со специалистами по книжной торговле Торгового Дома «Библио — Глобус», педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный этапы), включающий экспериментальные тренинговые занятия по совершенствованию коммуникативных навыков у специалистов книжной торговли. В нем участвовали 84 сотрудника Торгового Дома «Библио-Глобус» (44 менеджера — экспериментальная группа и 40 менеджеров — контрольная группа). Время проведения — 2004 — 2005 гг. Экспериментальные занятия сопровождались проверочными и констатирующими опросами, анкетированием, мониторинговыми мероприятиями. Численность участников эксперимента и объем программы экспериментальных занятий обусловлены спецификой формы внутрифирменной подготовки работающих специалистов и гипотезой исследования.

На четвертом этапе (2004 — 2005 гг.) проводилось обобщение эмпирического и теоретического материала, формирование текста диссертационного исследования. На протяжении всех этапов осуществлялась публикация материалов по теме исследования в профильной периодике и сборниках научных трудов.

Научная новизна работы заключается в том, что: • определены направления модернизации (на основе современных достижений педагогики и андрагогики) и совершенствования профессионального образования в книготорговой сфере (переобучение сотрудников внутри самой организации — «внутрифирменная профессиональная подготовка специалистов»);

• выявлены функции (адаптацииактуализацииразвитияформирования профессионально значимых качествсоциальной реализации) и специфика внутрифирменной профессиональной подготовки специалистов книготоргового профиля;

• обоснована компонентная структура современных внутрифирменных образовательных программ, направленных на профессиональное совершенствование работающих специалистов книжной торговли и объединяющих инновационные и традиционные педагогические технологии;

• предложена новая форма многокомпонентной внутрифирменной образовательной программы тренингового типа, объединяющая традиционные и инновационные педагогические методы.

Теоретическая значимость данного диссертационного исследования состоит в развитии существующих подходов к профессиональному совершенствованию работающих специалистов в книготорговой сфере, в определении принципов применения теоретических положений андрагогики в практике внутрифирменной подготовки в книготорговой сферы. В частности в выработке принципа мобильности социально-педагогического конструирования применительно к современным педагогическим технологиям внутрифирменного обучения. В работе осуществляется обобщение эмпирического материала педагогического эксперимента, на основе чего формируется целостное теоретическое представление о функциональной специфике, структуре и содержательном наполнении внутрифирменных образовательных программ в книготорговой сфере, что открывает перспективы для прикладных работ в этой области.

Практическая значимость состоит в возможности использования выводов из настоящего диссертационного исследования, экспериментальных и теоретических материалов в преподавании ряда педагогических дисциплин, в развитии теории и методики внутрифирменного образования. Предлагаемая в работе модель комплексного тренинга может служить основой построения конкретных образовательных проектов внутрифирменного обучения и готова к внедрению во всех организациях книготоргового профиля. Подобная программа имеет опыт внедрения в ООО Торговый Дом «Библио-Глобус». Теоретические и методологические материалы настоящего исследования могут служить основой построения учебных курсов вузовского профиля и программ дополнительного профессионального образования.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечиваются опорой на педагогические и психологические исследования, доказывающие возможность развития личностного и профессионального потенциала специалистов книготорговой сферы в процессе внутрифирменной профессиональной подготовки, целостным подходом к решению проблем актуализации их знаний и умений в современных условиях развития отрасли и профессиональной адаптации в соответствии с потребностями конкретной книготорговой организации, использованием проверяемых теоретических сведений и эмпирических материалов, применением методологической системы, способной верифицировать выводы и результаты работы.

Положения, выносимые на защиту:

1. Преодоление противоречий между потребностями отрасли в целом и отдельных книготорговых организаций в адекватном и актуальном кадровом обеспечении и современным состоянием профессиональных ресурсов книготорговой деятельности требует совершенствования отраслевой системы профессионального образования в направлении модернизации разнообразия форм профессиональной подготовки, в том числе усиления роли внутрифирменных инструментов профессиональной подготовки специалистов книготорговой сферы.

2. Внутрифирменные образовательные программы должны быть направлены на развитие личностного и профессионального потенциала специалистов книготорговой сферы, актуализацию их знаний и умений в современных условиях развития отрасли и профессиональную адаптацию в соответствии с потребностями конкретной книготорговой организации.

3. Основу педагогико-технологического обеспечения внутрифирменного образования в книготорговой сфере должна составлять система традиционных (лекции, семинары, дискуссии) и инновационных (деловые и ролевые игры, синектические и мозговые штурмы, метод конкретных ситуаций, коучинг) методов обучения.

4. Инструментом адаптивности, многоаспектности и системности подготовки специалистов книжной торговли должна стать многокомпонентная внутрифирменная образовательная программа тренингового типа, объединяющая традиционные и инновационные педагогические технологии.

Апробация результатов исследования. Основные положения и выводы по данному диссертационному исследованию были представлены на следующих конференциях:

Информационная свобода и информационная безопасность. Международная научная конференция, г. Краснодар, 30 — 31октября 2001 г.

Актуальные проблемы современного менеджмента и социально-информационных технологий. Конференция молодых ученых МГУКИ, г. Москва, 2002 г.

Социально-информационные технологии — феномен XXI века. Научная конференция, г. Москва, 2002 г.

Парадигмы XXI века: информационное общество, информационное общество, информационное мировоззрение, информационная культура. Международная научная конференция, г. Краснодар, 16−18 сентября 2002 г.

Также выводы и теоретические положения работы были апробированы посредством экспериментального проведения тренинга «Телефонные коммуникации в организационном развитии». Тренинг был проведен для специалистов — менеджеров по продажам книжной продукции Торгового Дома «Библио-Глобус» в 2004 г. и позволил эмпирическим путем обосновать практические выводы настоящей работы.

Структура диссертационного исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

Результаты исследования групповой динамики позволили сделать следующие выводы:

— на первом этапе (1 день) отмечалось, что разные участники выражают разные установки и ожидания по отношению к целям и задачам тренинга. Замечалось наличие как нейтральных, так и оптимистических и пессимистических ожиданий, основанных на собственных переживаниях участников, имеющих определенный прежний опыт обучения, в том числе непонимание значения активной роли в группе, ожидание от тренера директивного поведения, нежелание активно работать при выполнении упражнений на «разогрев». Не смотря на наличие таких показателей, в целом, отмечается высокий уровень активности в освоении заданий.

— на втором этапе (2 день) отмечается формирование группы, осмысление норм и целей работы, усиление мотивации самосовершенствования. Совместная деятельность по разрешению проблемных ситуаций, в которых большинство членов испытывали сходные чувства (блиц-опрос, дискуссия, мозговой штурм), совместная выработка групповых норм, позволили более естественным путем овладевать групповой культурой. При проведении мозгового штурма «Ключи к трудному клиенту» и последующем обсуждении сгенерированных идей, отмечалось групповое напряжение, проявление антипатии некоторых участников друг к другу, которые расценивались нами как позитивное явление. Изображая клиентов в самых негативных примерах, участники тренинга оставляют в игре часть своего раздражения. Дискуссия позволила выявить, что среди множества названных вариантов трудных клиентов, специалистам приходится работать с двумя — тремя основными типами, что облегчило нахождение психологических подходов к ним в процессе мозгового штурма. Данный метод позволил расширить диапазон возможностей участников, ознакомиться с новыми и интересными вариантами, обменяться опытом. Ведущий придерживался принципа равноправия участников группы, т. е. в роли лидера периодически выступал каждый участник, иногда показывая при этом неожиданную активность. Такое решение позволило каждому участнику занятий ощутить свою значимость, веру в свои силы.

— третий этап (3 день) работы по нашей оценке уже представлял собой период активной работы группы. Достигнутые ранее сплоченность, заинтересованность участников друг в друге, эмоциональная поддержка, ответственность, дали возможность для собственно работы по овладению знаниями и навыками, для изменения неадекватных реакций и форм поведения. Особенностью проводимых занятий на данном этапе (тема «инициатива как инструмент воздействия на клиента») являлось использование активного обучения — метода конкретной ситуации, который является одним из наиболее эффективных. Однако именно на этом этапе обучения нами отмечалось снижение познавательной активности участников тренинга, что объясняется усталостью, а также сложностью темы. В целях исправления создавшегося положения, в отчете о тренинге «Телефонные коммуникации в организационном развитии» (представленном руководству торгового дома «Библио — глобус») нами было рекомендовано проведение краткосрочного дополнительного блиц — тренинга, посвященного теме «Вербальные техники убеждения и инициативы при работе с клиентами».

Материалы итогового обсуждения образовательного процесса тренинга «Телефонные коммуникации в организационном развитии».

Итоговое обсуждение (3 день) выявило следующие особенности мнений участников относительно содержания программы:

— «.Хорошая речь» для большинства участников тренинга ценности не представляла как таковая, для участников было важно ее воздействие на клиента." (участник Честных А.Д.). «.Для группы не составляло трудности любое игровое упражнение, но больший интерес представлял его анализ и выводы, т. е. „смысл“ проводимого занятия.» (участник Харькова М.). «.Я понял не просто то, что нужно изменить свою речь по телефону, а как ее реально нужно и можно поменять.» (участник Коршунов А.В.). «.Мне надо звучать спокойнее, дружелюбней и мягче, а не звенеть и зудеть! (участник Антонова И.А.). «.Сделать телефонный разговор по типуменьше информации, но больше контакта. Информация должна идти порциями, а не потоком. для эффективного применения методов убеждения и инициативы следует довести их до автоматизма, а не анализировать психологические факторы методов.» (участник Соколов Н.). «.Разбор трудных клиентов помог преодолеть мне чувство страха и неуверенности.» (участник Ларина О. М).

• Приведенные данные анализа тренинга «Телефонные коммуникации в организационном развитии» на базе Торгового Дома «Библио — Глобус» позволили сделать следующие выводы:

1. Результаты, представленные в таблицах № 1, а также №№ 2−7 настоящей главы, подтверждают адекватность содержания и методики проведения комплексного тренинга образовательным потребностям специалистов книготорговой организации. Данные исследований результатов тренинга свидетельствуют о потенциальной возможности применения разработанного дидактического материала не только для обеспечения профессионального развития, но и для совершенствования творческой инициативы специалистов и их личностных качеств.

2. Образовательная программа показала эффективность использования сочетания активных методов обучения, таких как ролевая игра, мозговой штурм, проигрывание ситуаций, диалогических проекций деловой коммуникации — диалога и дискуссии в сочетании с традиционными методами обучения, например, лекцией — дискуссией, упражнениями, тестированием и анкетированием. Использование активных форм обучения позволило реализовать следующие задачи — приобретение навыков анализа и синтеза, выработка концептуального мышления (слушатель активно мыслит сам, а не только следит за ходом мысли преподавателя) — обеспечение обратной связи, способствующей выявлению непонимания и недостаточности информации. Активные формы обучения в сочетании с традиционными методами способствовали активизации усвоения теоретического материала — от усвоения — к пониманию и к практическому применению. Это позволило построить целостную модель тренинга.

3. Данные оценки результатов тренинга показывают, что в процессе обучения решены задачи не только повышения профессиональных качеств, но и развития мировоззрения, эрудиции, психологических знаний.

4. Тренинг способствовал позитивной динамике таких личностных качеств, как познавательная мотивация и мировоззрение. Творческие качества участников тренинга возросли на 20%- коммуникативные — на 21%- инициативность — на 30%- лидерство — на 20- мотивация достижения — на 30%.

5. Эксперимент показал, что тренинг способствовал развитию у обучающихся навыков деловой коммуникации, адекватных требованиям корпоративного этикета. Тренинг помог в освоении психологических методов нахождения «общего языка» с клиентом в любых ситуациях, позволил получить новые и отработать имеющиеся навыки ведения телефонных переговорововладеть некоторыми методами влияния на клиента (убеждение, передача инициативы и т. п.), более грамотно оценивать потребности в обучении организации-заказчика и работающего в ней персонала, расставлять необходимые акценты.

Таким образом, проведение экспериментальных занятий тренингово-го типа показало, что эта многокомпонентная системная педагогическая технология является эффективным инструментом внутрифирменного образования, соответствующим целям и задачам обучения, профилю книготорговой сферы и современным требованиям к внутрифирменным образовательным проектам.

Заключение

.

Произведенный анализ профессиональной подготовки в книготорговой сфере показал, что дальнейшее развитие книготорговой отрасли немыслимо без внедрения современных технологий внутрифирменного образования, методов развития персонала, связанных с постоянным обучением, ориентированным на профессиональную адаптацию, повышение квалификации, профессионально значимых свойств и компетенций, и развитие личностных качеств, способствующих эффективной реализации требований организационного развития. Сегодня очевидно, что инвестиции, вложенные в повышение образовательного уровня сотрудников, становятся залогом эффективного экономического развития, как отдельной организации, так и отрасли в целом. В крупных книготорговых организациях программы внутрифирменного обучения становятся приоритетными направлениями развития бизнеса.

Изменения социально-экономического и технологического характера требует основательного пересмотра содержания профессиональной подготовки и повышения квалификации специалистов книготорговой сферы с целью обеспечения их профессиональной адекватности в условиях современных требований отрасли. Реализация задачи модернизации системы профессионального книготоргового образования, удовлетворение изменяющихся потребностей корпоративного развития, приобретает приоритетное значение для обеспечения эффективного функционирования книжной торговли. Произведенный анализ форм организации внутрифирменных образовательных программ показывает, что вне зависимости от наличия или отсутствия у книготорговой организации собственного учебного центра, обеспечение современных требований профессиональной деятельности не может не задействовать адаптивные комплексные педагогические технологии, конструируемые соответственно реальным условиям функционирования конкретных организаций.

Изучение потенциала и опыта использования современных педагогических технологий дает возможность говорить о том, что основу педаго-гико — технологического обеспечения внутрифирменного образования в книготорговой сфере должна составлять совокупность традиционных и инновационных методов обучения: лекций, семинаров, информационно-компьютерных практикумов, дистанционного обучения, проблемного, контекстного и модульного образования и других педагогических технологий, стимулирующих раскрытие внутренних резервов личности и одновременно способствующих формированию профессиональных и социальных качеств личности. Особые возможности для реализации целей корпоративного развития книготорговой организации приобретают активные методы обучения, такие как тренинги, диалог, дискуссии, деловые и ролевые игры, анализы конкретных ситуаций, мозговой штурм и синектика, коучинг и другие, в том числе связанные с обучением на рабочем месте. Как показало настоящее исследование, синтез перечисленных методов позволяет осуществлять реализацию таких важных для организационного развития и профессионального совершенствования специалиста принципов, как:

— принудительная активизация мышления (обучаемый вынужден быть активным независимо от его желания);

— устойчивый характер вовлечения обучаемых в учебный процесс в течение всего занятия;

— самостоятельная творческая выработка решений, повышение степени мотивации и эмоциональной включенности обучаемых;

— возможность развития рефлексивного типа мышления, способности проектировать новые формы действия, умения выстраивать коммуникацию при групповом решении проблемы в ситуации организационных изменений;

— постоянная обратная связь.

Синтез традиционных и инновационных активных методов обучения лег в основу модели многокомпонентной внутрифирменной образовательной программы тренингового типа, разработанной в контексте настоящего исследования применительно к нуждам книготорговой сферы — необходимости выработки коммуникационной компетенции менеджеров по продажам книжной продукции. В состав программы, реализованной в качестве педагогического эксперимента на базе Торгового Дома «Библио — глобус» вошли как лекционные, семинарские, дискуссионные составляющие, так и мозговой штурм, анализ конкретных ситуаций, деловые и ролевые игры, коммуникативные и психологические блиц — тренинги, призванные сформировать целостное технологическое решение задач тренинга.

Проведение в 2004 году комплексного тренинга «Телефонные коммуникации в организационном развитии» для 44 специалистов — менеджеров по продажам книжной продукции Торгового Дома «Библио — глобус» наглядно продемонстрировало потенциал комплексных педагогических технологий корпоративного образования, и подтвердило гипотезу настоящего диссертационного исследования об эффективности использования в образовательном процессе специалиста книготорговой отрасли интегральных педагогических технологий, соединяющих традиционные и инновационные методы с целями обеспечения требований организационного развития.

Итогами эксперимента, связанного с проведением многокомпонентной внутрифирменной образовательной программы тренингового типа «Телефонные коммуникации в организационном развитии» для специалистов книготорговой сферы, стали данные, подтвердившие, что обучавшиеся получили и смогли творчески использовать на практике новые знания, отработали новые профессиональные навыки, повысили познавательную и профессиональную мотивацию. Проведенное обучение позволило значительно повысить общепрофессиональную эрудицию и мировоззренческий аспект профессиональной подготовки, осуществить стимулирование таких важных для организационного развития способностей специалистов, как активизация мышлениясамостоятельная творческая выработка решенийповышение степени мотивации, усиление рефлексивного типа мышления, способности проектировать новые формы действия, умение рационально организовывать сложные коммуникационные ситуации и разрешать встающие в связи с ними проблемы.

Таким образом, проведенное исследование современных технологий внутрифирменного образования в книготорговой сфере показало, что оптимальным способом организации внутрифирменных образовательных программ является конструирование специализированных комплексных форм обучения, создаваемых применительно к конкретным нуждам книготорговых организаций. Специфика современного книготоргового бизнеса, интеграции России в мирохозяйственные и культурные связи, накладывают свой отпечаток и на содержание и формы образовательных технологий, ориентирующихся не только на теоретические знания отраслевой проблематики и непосредственные профессиональные навыки, но и на личностное и коммуникационное совершенствование специалистов, повышение их степени адаптивности, умения работать группой, способствовать позитивным организационным изменениям. Таким образом, базовой педагогической технологией, ложащейся в основу интегральных внутрифирменных программ, становится многокомпонентная образовательная программа тренингового типа, вбирающая в себя элементы иных образовательных методов и обладающая выраженным психолого-коммуникативным акцентом. Именно комплексные тренинговые технологии в результате произведенного исследования можно счесть оптимальной формой для внутрифирменного образования в книготорговой сфере.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Активные методы обучения в системе подготовки специалистов и руководителей: Сб. научных трудов / Под ред. Р. Ф. Жукова и др. JL: МИ-ЭИ, 1989.- 127с.
  2. И. Новая корпоративная стратегия .- СПб.: Питер, 1999 .- 416с.
  3. С.А. Методологические разработки по курсу педагогической психологии высшей школы для слушателей ФПК .- М., 1990 .-324с.
  4. А.Г. Психология личности. М.: МГУ, 1990. — 367с.
  5. Е.Н. Книга в информационном обществе // Парадигмы XXI века: информационное общество, информационное мировоззрение, информационная культура. Сб. науч. трудов. Материалы международной научной конференции. — Краснодар, 2002. — С.229−234.
  6. Ю. В. Интенсификация процесса обучения М., 1987. -184с.
  7. З.Я. Приоритеты современного образования и стратегия его развития // Педагогика. 2003. — № 9. — С. 4 — 12.
  8. В.И. Модернизация профессионального образования: современный эталон .- М., 2002 .- 673с.
  9. Р., Кэйпл Дж. Теория и практика тренинга .- Спб.: Питер, 2002. -352с.
  10. Ю.Бардиер Г., Никольский А. Семинар тренинг как активная форма групповой работы // Новые знания. — 2001. — № 4. — С. 14−19.
  11. С.Я. Блочно модульное обучение. — М.: 1997. — 258 с.
  12. Т.М., Вадуев К. Е. Организационное обучение и обучающаяся организационная система // Корпоративный менеджмент. 2003.- № 2. -С.15−22.
  13. В.П. Система дополнительного профессионального образования: состояние и перспективы // Новые знания. 1998. — № 2. — С. 16 — 24.
  14. А.С., Жукова Н. К. Витагенное образование.- Екатеринбург, 2001 .-268 с.
  15. А. А. Книговедение.: Учеб. пособие. -М., 1987. 286 с.
  16. В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения .- М., 1995.- 196 с.
  17. В.П. Слагаемые педагогических технологий .- М., 1989.-190с.
  18. В.П. О критериях качества подготовки специалистов // Вестник высшей школы. 1988. — № 1. — С. 3−8.
  19. Бизнес образование: специфика, программы, технологии организации / Под ред. С. Р. Филонового. — М.: ГУ ВШЭ. — 2004. — 690 с.
  20. А.О. Управленческий консалтинг корпоративных организаций. Учебник. М.: Инфра. — 2002. — 192 с.
  21. В.И. Педагогические технологии -Пятигорск, 1997.- 396с.
  22. С.А., Долгоруков A.M., Щенников С. А. Дистанционное образование в бизнес — образовании // Бизнес-образование .- 1997. — № 2 .-С. 17−22.
  23. В.Ю. Психотренинг. Социодинамика. Упражнения. Игры .Спб.: Служба доверия., 1996. 380 с.
  24. Большой энциклопедический словарь: В 2-х тт./ Гл. ред. A.M. Прохоров. М.: Сов. Энциклопедия, 1991. — 863с.
  25. Н.В. Образовательные технологии как объект педагогического выбора: Учеб. пособие.- М., 2000. 162с.
  26. Н.В. От традиционного через модульное к дистанционному образованию.: Учеб. пособие М.: Домодедово, 2000. — 174 с.
  27. Н.В., Соловьева А. А. Новые технологии обучения: блиц игры и нетрадиционные лекции: Учеб. пособие. — М., 1992.- 246 с.
  28. И.С. Менеджмент и маркетинг в издательско-книготорговом деле: Учеб. пособие .- М.: Мир книги, 1998. 20с.
  29. И.В. Основы технологии группового тренинга: Психотехники: Учеб. пособие. М.: Ось — 89, 1999. — 176 с.
  30. Н.О. Образование взрослых на основе их жизненного (вита-генного) опыта. // Педагогика. 2002. — № 6. — С. 14−19.
  31. А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход.-М., 1991.-204 с.
  32. А.А. Деловая игра как метод активного обучения // Современная высшая школа. 1982. — № 3. — С. 130- 136.
  33. А.А., Сахарова Н. Психологические особенности включения взрослых в образовательную деятельность // Новые знания. 1999. — № 3 .-С.23−28.
  34. С.Г. Андрагогика: Этапы становления // Новые знания. -1998. -№ 1.-С.8−12.
  35. С.Г. Взрослый как субъект образования // Педагогика. -2003.-№ 8.-С. 3−8.
  36. С.Г. Мастерство андрагога. Круглый стол // Новые знания. 2001.-№ 4. — С. 12−14.
  37. В.Р. Практический менеджмент персонала: Пособие по кадровой работе. М.: Юристъ, 2001. — 496 с.
  38. В.Т. Дистанционное образование: истоки, проблемы, перспективы. Самара: СНЦ РАН. — 2000. — 100 с.
  39. В.Т. Прикладные задачи в экономике, менеджменте и образовании. Казань: КГУ, 1999. — 277 с.
  40. Л.Д. Педагогическая психология / Под ред. В. В. Давыдова. -М., 1991.-479с.
  41. Т.В. Педагогическая психология: Учеб. пособие. М.: МГУ, 1995.- 160с.
  42. С., Зорин Г. От деловой игры к профессиональному творчеству. — Минск, 1989. — 186 с.
  43. В. Современное экономическое образование // Новые знания. -2002. № 2. — С.25 — 27.
  44. П.Я. Введение в психологию: Учеб. пособие -М.: Университет, 2002. 327с.
  45. И.Н. Менеджмент: Учебник .- М.: ЮНИТИ, 1995. 478 с.
  46. .С. Философия образования для XXI века. (В поисках практически ориентированных образовательных концепций) .- М.: Совершенство .- 1998. — 605 с.
  47. А.А. Из истории книгоиздательств и книжной торговли за рубежом в ХУ1 -XIX вв. М., 1970.-210с.
  48. О.Я., Надеина Т. М. Речевая коммуникация: Учебник / Под ред. О. Я. Гойхмана. М.: Инфра, 2001. — 269с.
  49. А.Р. Формирование региональной системы непрерывного профессионального образования // Педагогика. 2001. — № 3. — С.48−54.
  50. В.В. Теория развивающего обучения. М., 1986.- 240 с.
  51. Д.В. Коучинг школа управления проектами. Доклад на 1-й Международной конференции по коучингу в России. — Москва, 24 ноября 2002 г. // Элитный персонал. — 2002. — № 45. — С. 8 — 14.
  52. Д.В. Ретро мода — коучинг // Элитный персонал. — 2002. -№ 45.-С. 16−20.
  53. Е.И. И.Д. Сытин: Монография. М. -1983. — 260 с.
  54. Дистанционное обучение: Учеб. пособие / Под ред. Е. С. Полат. М., 2001.- 328с.
  55. B.C. Основы инновационной методологии. М., 1996.-С. 24.
  56. С.В., Бурков В. И. Метод деловой игры. Обзор. М.: Просвещение, 1976.- 128с.
  57. .С. Книжный рынок России: 1990 2000: динамика, экономика, организация.- М., 2001 .- 188 с.
  58. И.А. Педагогическая психология. М.: Логос, 1999.- 477с.
  59. С.И. Андрагогика: становление и пути развития // Педагогика. -1995.-№ 2.-С. 28−36.
  60. С.И. Андрагогика: теоретические основы обучения взрослых. -М., 1999.-215с.
  61. Ю.С. Вопросы информационной безопасности в современной российской рекламной индустрии // Информационная свобода и информационная безопасность. Сб. науч. трудов. Материалы международной научной конференции.- Краснодар, 2001.(0,25 п.л.)
  62. Ю.С. Информатизация как ведущая тенденция развития современного книготоргового бизнеса // Информационные технологии в XXI веке.: Сб. тезисов докладов научно-теоретической конференции молодых ученых .- М.: МГУКИ, 2001.(0,25 п.л.)
  63. Ю.С. Торговый Дом «Библио-Глобус» // Аудитория .- 2001 .№ 20. (0,25 п.л.)
  64. Ю.С., Лопатина Н. В. Корпоративное обучение как инструмент образования взрослых // Вестник МГУКИ .- 2004 .-№ 4.-(0,3 п.л.)
  65. Д.О. Корпоративные университеты // Обучение в России. -2003. -№ 10. -С. 34- 38.
  66. Дж. М., Лобанов А. А. Человеческие ресурсы управления. -М.: Аспект Пресс, 1995. 446с.
  67. .Т. Личностно ориентированные технологии в профессиональном образовании менеджера: Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук — Волгоград, 2002. — 182 с.
  68. Г. Л. Философия образования (Идеи непрерывности).- М.: Вузовская книга, 2002. 223с.
  69. П.Л. Качество дополнительного профессионального образования // Новые знания. 2001.- № 1.- С. 13 — 17.
  70. Инновационное обучение: стратегия и практика / Под ред. В. Ляудис. -М., 1994.-216с.
  71. История книги /О.В. Андреева, Л. Л. Волков, А. А. Говоров и др. /Под ред. А. А. Говорова. М.: Светотон, 2002. — 399 с.
  72. История книжной торговли: Учеб. пособие / JT.A. Виноградова, А. А. Говоров, С. Б. Люблинский. 2-е изд. — М.: Книга, 1982. — 287 с.
  73. В. П. Инновационная модель интенсивных технологий обучения при многоступенчатой подготовке в вузе. М.-СПб., 1992 .- 364с.
  74. Л.В. Организационное поведение. М.: Инфра, 2000 .-219 с.
  75. В.Г. Дополнительное образование Образование XXI века // Альма Матер. — 1999.- № 5. — С.4 — 9.
  76. В.Г. Образование, воспитание, культура в истории цивилизации / В. Г. Кинелев, В. Б. Миронов. М.: Владос, 1998. — 519с.
  77. М.С. Консультативный тренинг: Новая технология // Элитный персонал.-2003. -№ 15.-С.З-10.
  78. М.С. Обучение в контексте организационных изменений // Педагогика. 1999. — № 2. — С. 11 — 17.
  79. М.С. Педагогические технологии в учебном процессе. М., 1989.-324 с.
  80. М.С. Корпоративный тренинг: от, А до Я: (Научно практическое пособие). — М.: Дело, 2000. — 220 с.
  81. Ключарев Г, Огарев Г. Непрерывное образование в условиях трансформации. М.: Франта, 2002. — 108с.
  82. Книговедение. Энциклопедический словарь / Под ред. Н.М. Сикорско-го. М.: Сов. Энциклопедия, 1982. — 664с.
  83. В.Ф. Управленческие имитационные игры. Новосибирск, 1989.-218 с.
  84. Ю.Д. Организационное поведение: Учеб. пособие. М.: ЮНИТИ, 1999.-471с.
  85. Ю.Д. Мир деловой игры. М., 1989. — 224 с.
  86. Н.В. Человеческий капитал в сфере культуры: Монография. -М.: Финансы и статистика, 2003. 382с.
  87. Н.В. Методы системного педагогического исследования .- Д., 1980.-284с.
  88. Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. М., 1990. — 184с.
  89. Ю.Н. Диалог в образовании взрослых // Новые знания. -1999. № 4. — С.28 — 32.
  90. Ю.Н. Психология обучения взрослых. М., 1985, — 124с.
  91. В. Непрерывное образование: структура и содержание. М., 1990.- 166 с.
  92. А.А. Психология общения: Учеб. пособие. М.: Смысл, 1999.-365 с.
  93. И.Я. Дидактические основы методов обучения. М., 1981.- 185 с.
  94. .Т. Педагогика. Курс лекций. М.: Прометей, 1996. — 624 с.
  95. Н.В. Изучение развития профессиональной среды в информационной сфере как социологическая проблема //Созидательная миссия культуры. Сб. статей Вып. 2. 4.2. — М.: МГУКИ.- 2002. — С.86−97.
  96. Н.В. Стратегические новации в информационном образовании // XXI век: проблемы культуры и культурологического образования.: Сб. науч. статей. М.: МГУКИ, 2001. — С.234−244.
  97. Н.В. Информационная подготовка специалистов в высшей школе как стратегия образовательной политики России в XXI веке.// Библиотека в эпоху перемен: Сб. науч. трудов. М., 2003.- С.43−58.
  98. Н.В. Развитие высшей школы в условиях рыночной экономики. // Вестник МГУКИ 2003 .- № 2.- С. 128−141.
  99. О.Н. Методы обучения и развития персонала предприятия // Кадровый менеджмент .- 2003. № 4. — С. 28−48.
  100. Л.С. Непрерывное профессиональное библиотечное образование: точки роста. // Библиотечный вестник. 2004. — № 4. — С. 3440.
  101. И. Перспективы развития дидактических средств компьютерной технологии обучения. М.: Педагогика. -1991. — 116 с.
  102. Материалы Пятой Всемирной конференции по образованию взрослых / Ин-т образования ЮНЕСКО Гамбург, 1997.
  103. М.И. Педагогика наставничества / М. И. Махмутов, Н. М. Таланчук. М.: Сов. Россия. -1981.-191 с.
  104. М.И. Проблемное обучение: Основные вопросы теории. -М.: Педагогика, 1975. 186с.
  105. Е.И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения. М.: Педагогика, 1988.- 191 с.
  106. .З. Теория организации: Учебник. М.: Инфра. — М., 2003. -558 с.
  107. И.К. Внутрифирменное обучение кадров специалистов // Экономист .- 1993. № 2. — С. 82−88.
  108. Е.Г. Менеджмент: Организационное поведение. М.: Класс, 1998.-318 с.
  109. М.В. Роль и статус топ менеджера в компании. Российская практика // Кадровый менеджмент. -2004. — № 2. — С. 23−38.
  110. Национальная доктрина образования в Российской Федерации: Проект Министерства Образования РФ // Учительская газета .- 1999 .- 19 октября.-С. 12−1 4.
  111. Непрерывное профессиональное образование: Сб. научных трудов / под ред. П. С. Хейфеца. СПб.: Пресс, 2001.- 154 с.
  112. Ю. Синергетический аспект андрагогики // Новые знания.-1999.- № 2.- С.10−14.
  113. А.И., Кабанов О. С. Комплексный подход к тренингу и консалтингу менеджмента в инновационной сфере // Коммерциализация технологии: российский и мировой опыт. М., 1997, С. 290.
  114. М. Педагогическая модель дистанционного обучения. Преподаватель тьютор // Новые знания.- 2000.- № 2.- С.21−25.
  115. М. Современные технологии в образовании // Новые знания. -1999.- № 3.- С. 17 23- № 4, — С. 39 — 42.
  116. A.M. Принципы построения системы непрерывного профессионального образования // Педагогика. 1998.- № 3, — С. 11−16.
  117. A.M. Профессиональное образование в России: перспективы развития. М., 1997. — 264с.
  118. A.M. Российское образование в новой эпохе: Парадоксы наследия. Векторы развития. М.: ЭГВЕС, 2000. — 268 с.
  119. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Е. С. Полат. М.: Академия, 2000.- 272с.
  120. О высшем и послевузовском профессиональном образовании: Федеральный закон. М.: ИНФРА. — М., 2001. — 43с.
  121. О Дополнительном образовании. Проект Федерального закона. -1999 // Новые знания. 1999. — № 4. — С. 1−6.
  122. Об образовании учреждений дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов. Постановление правительства Российской Федерации от 26 июня 1995 года. Типовое положение.- М., 1995.
  123. Об образовании: Закон РФ от 10 июля 1992. М.: Новая волна, 1999.
  124. Образование взрослых на рубеже веков: вопросы методологии, теории и практики: В 4 т. / Под ред. Подобед В. И. и др. СПб.: 2000.- Т.1−151с., Т.2- 128 е., Т. 3 — 111 е., Т. 4 .- 100 с.
  125. Образование взрослых: опыт и проблемы- СПб.: Знание, 2000 .-165с.
  126. П.И. Психолого-педагогические аспекты разработки и применения в вузе информационно-технологического обучения: Монография. Орел, 2000 .- 426 с.
  127. В.И. Вопросы организации обучения без отрыва от основной деятельности .- М.: МГОПУ, 1998. 168 с.
  128. С.И. Словарь русского языка: /Под. ред. Н. Ю. Шведовой .23-е изд. .-М: Русский язык.-1990.-917с.
  129. О.Б. Дистанционное обучение: Монография .- Липецк, ЛГТУ, 1999. 82 с.
  130. А.П. Деловые игры в последипломном обучении. // Новые знания. 2001.- № 3.- С. 35−40.
  131. А.П. Определение образовательной результативности игровых технологий профессионального обучения // Новые знания. -2003.-№ 1.- С. 35−40.
  132. А.П. Технологии генерирования идей: Мозговой штурм и методы синектики // Новые знания. 2002.- № 1.- С. 18−26.
  133. Н. Обучение должно мотивировать сотрудника // Персонал Микс .- 2003. — № 4. — С.38−44.
  134. Педагогика: Учеб. пособие / Под ред. П. И. Пидкасистого. 3-е изд., доп. и перераб.- М.: Педагогическое общество России, 2001. — 638 с.
  135. Т.Н. Межкультурная коммуникация и корпоративная культура: Учеб. пособие. М.: Логос. — 2002. — 223 с.
  136. Ю.Н. Организационно-педагогические основы управления непрерывным многоуровневым профессиональным образованием. Н. Новгород: ВГИПИ, 1999. — 172с.
  137. А.В. Введение в психологию. М.: Академия, 1995.-496с.
  138. В.Я. Деловые игры: разработка, организация и проведение. Учеб. пособие .- М.: Профиздат, 1991. 191 с.
  139. В.И., Горшкова В. В. Образование взрослых: методологический аспект // Педагогика. 2003.- № 7.- С. 30 -36.
  140. А.П. Основы консалтинга. М.: ГУ ВШЭ, 1999. — 226 с.
  141. Прогностическая концепция целей и содержания образования / Под ред. И .Я. Лернера. М., 1994. — 130 с.
  142. Психолого-педагогические технологии развития профессионального мастерства кадров управления / Отв. ред.: Дергач А. А., Манушкин Э. А. -М.: РАГС, 19 997.-237 с.
  143. Н.Ф., Троицкая Е. В. Практикум по кадровому менеджменту. Деловые игры М., 1999. — 238с.
  144. Российская педагогическая энциклопедия: в 2 тт. /Гл. ред. В. В. Давыдов .- Т. 1 .- М., 1993. 608 с.
  145. И.В. Целевые формы подготовки специалистов с высшим образованием: Диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук.- М., 1991 .- 209 с.
  146. Руководство персоналом организации. Учебник для вузов. /Под ред. В. П. Пугачева. М.: Аспект пресс, 2002. — 279 с.
  147. И.А., Ефремов О. Ю., Система педагогической диагностики в вузе // Педагогика. 2001.- № 7.- С. 58.
  148. В.И. Психология человека: введение в психологию субъективности. М., 1995.- 268 с.
  149. С. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности .- М., 1995. 271с.
  150. О.Н. Российская национальная доктрина образования: размышление над концепцией // Педагогика .- 1999 .- № 7 .- С. 3 15.
  151. Современная дидактика: теория и практика / Под ред. И. Я. Лернера, И. Журавлева. М., 1994. — 314 с.
  152. Современные технологии в книжной торговле // Год планеты: политика. Экономика. Бизнес. Банк. Образование .-М., 1997. С. 228.
  153. Н. Инновационные методы обучения: проблемы внедрения //Высшее образование в России.-2001.-№ 1.-С. 14−18.
  154. Социальная педагогика: Учеб. пособие / Под ред. В. А. Никитина. -М.: Владос, 2000. 269 с.
  155. Социология на пороге XXI века: основные направления исследований .- М.: РУСАКИ, 1999. 357 с.
  156. В.А. Корпоративная культура. Ключевые вопросы. СПб.: Питер, 2001.-352с.
  157. В.А. Организационное поведение и управление персоналом. СПб.: Питер, 2003. — 346с.
  158. Статистика науки и инноваций. Краткий терминологический словарь / Под ред. Л. М. Гохберга. М.: Центр исследований и статистики науки, 1996.-268с.
  159. Е.И. Умственное развитие и обучаемость взрослых. Л., 1981.- 124 с.
  160. Дж. Управление организационным знанием // Менеджмент в России и за рубежом. 1999. — № 11. — С. 14 -20.
  161. Дж. Тренинг организационных изменений. Спб.: Питер, 2002.-256 с.
  162. Н.Ф. Психологические основы программированного обучения.-М., 1984.- 186с.
  163. Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний: (психологические основы).- 2-е изд. М.: МГУ, 1984. — 344с.
  164. Л.В. Дополнительное профессиональное образование (становление нового социального института): Диссертация на соискание ученой степени доктора социологических наук.- Ростов-на-Дону, 2001.- 326 с.
  165. Е. Тенденции рынка краткосрочных образовательных программ России // Кадровый менеджмент.- 2004.- № 4.- С. 29−34
  166. О.В. Книготорговое образование в дореволюционной России // Современные проблемы книговедения, книжной торговли и пропаганды книги: Сб. науч. тр. Вып.З. — М., 1985. — С.115 -121.
  167. Тренинг и консалтинг / Под ред. Л. Кроля М.: Класс, 2000.- 410 с.
  168. Тысяча пятьсот советов тренеру и менеджеру по персоналу / Под ред. Фила Рейса СПб.: Питер, 2003.- 320 с.
  169. А.Ю. Кооперация в обучении: групповая работа. М., 2001. -124 с.
  170. Управление персоналом организации. Практикум: Учеб. пособие / Под ред. А. Я. Кибанова. М.: ИНФРА, 2001. — 296с.
  171. Управление персоналом: исследования, оценка, обучение / Под ред. Е. Б. Моргунова. М., 2000. — 246 с.
  172. Управление персоналом: Учебник для студентов вузов / Под ред. Т. Ю. Базарова, Б. Л. Еремина .- 3-е изд.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.-550с.
  173. Управление персоналом: Учебное пособие.- М.: Аспект Пресс, 2000 .- 246 с.
  174. Управление персоналом: Энциклопедический словарь / Под ред. А. Я. Кибанова. М.: Инфра, 1998. — 452 с.
  175. А.П. Игровое имитационное моделирование: Методическое пособие. М., 1989. — 214 с.
  176. Е.А. Организация и проведение деловой игры. М.: Просвещение, 1991.- 186 с.
  177. А.В. Современная дидактика. Учебник- СПб.: Питер, 2001.-536 с.
  178. И.В. Педагоги дополнительного образования как социально професииональная группа: Диссертация на соискание ученой степени кандидата социологических наук, — Екатеринбург, 2001 .- 171 с.
  179. Д.В. Дидактические технологии в высшей школе: Учеб. пособие. М.: ЮНИТИ — ДАНА, 2002.- 437.
  180. В.И. Дидактика высшей школы: История и современные проблемы. М.: Вузовская книга, 2000. — 136 с.
  181. М.А. Гибкая технология проблемно-модульного обучения: Методическое пособие. М.: Народное образование, 1996.- 156 с.
  182. В.В. Философия образования и образовательные политики.-М., 1993.-524 с.
  183. Д.А. Внутрифирменное обучение персонала и пути повышения его эффективности: Диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук .- М., 2001 .- 175 с.
  184. О. Кто нас выводит в мастера. Коучинг. // Элитный персонал.- 2003. № 7. — С.16 -24.
  185. П.Г. Очерки по философии образования.- М., 1993.
  186. В.А. Педагогическая психология: Учеб. пособие. Спб.: Михайлов, 2000. — 348 с.
  187. В.А. Современные методы обучения в высшей школе. Л.: ЛГУ, 1991.-324 с.
  188. В.А., Наследов А. О. Методическое сопровождение интенсивных технологий обучения. Л.: ЛГУ, 1990. — 326с.
Заполнить форму текущей работой