Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Развитие у руководителей сельских школ управленческих знаний и умений по проектированию адаптивной образовательной среды

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Теоретической базой решения этих противоречий служат научные исследования отечественных и зарубежных ученых. Первую группу составляют исследования, в которых рассматриваются теоретико-методологические основы социального управления (В.Г. Афанасьев, И. В. Блауберг, М. К. Бочаров, A.M. Омаров, В. И. Садовский, В. А. Штофф, Э.Г. Юдин). К второй группе относятся исследования по проблемам управления… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Состояние проблемы развития управленческих знаний и умений у руководителей сельских школ по проектированию адаптивной образовательной среды и методологические подходы её разрешения
    • 1. 1. Анализ состояния проблемы развития управленческих знаний и умений у руководителей сельских школ по проектированию адаптивной образовательной среды в педагогической теории и практике
    • 1. 2. Теоретические и методологические подходы разрешения проблемы развития управленческих знаний и умений у руководителей сельских школ по проектированию адаптивной образовательной среды
  • Выводы по первой главе

Глава II. Система развития управленческих знаний и умений у руководителей сельских школ по проектированию адаптивной образовательной среды. 75 2.1. Концептуальные положения развития управленческих знаний и умений у руководителей сельских школ по проектированию адаптивной образовательной среды.

2.2. Технология развития управленческих знаний и умений у руководителей сельских школ по проектированию адаптивной образовательной среды в процессе курсовой и межкурсовой подготовки и переподготовки.

2.3. Оценка эффективности разработанной системы.

Выводы по второй главе.

Развитие у руководителей сельских школ управленческих знаний и умений по проектированию адаптивной образовательной среды (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В современной социокультурной ситуации кадровый, человеческий потенциал России остается едва ли не единственным фактором, позволяющим по-прежнему относить нашу страну к числу развитых государств, способных оказывать влияние на общемировые процессы. Образованность общества является той основой для решения социальных и экономических проблем, которая способна сохранить, развить культуру, национальные традиции, укрепить государство и обеспечить его безопасность. В системе образования эти задачи решают руководитель, учитель, преподаватель. Новому уровню развития системы образования, в том числе региональной, должен соответствовать качественный уровень управления. Дифференциация учебных заведений, становление и развитие адаптивной образовательной среды требуют профессиональной компетентности руководителей школ в создании условий для удовлетворения разнообразных потребностей субъектов социально-педагогической системы. В этой связи объективно возрастает роль непрерывного педагогического образования как системообразующей отрасли отечественного образования. Развитие системы непрерывного педагогического образования обусловлено качественными изменениями содержания профессиональной деятельности руководителя и педагога, которые диктуют необходимость уточнения подходов и принципов формирования и организации содержания постдипломного образования.

В условиях модернизации образования, информатизации общества, внедрения новых технологий, демократизации, гуманизации межличностных отношений особую остроту приобретают подготовка и повышение квалификации управленческих кадров. Многоуровневая система повышения квалификации, профессиональной подготовки и переподготовки работников образования позволяет учитывать специфику управленческой деятельности в современном образовании, потребность руководителя в базовых и инновационных управленческих знаниях и умениях. Требования к содержанию дополнительного профессионального образования усилены Положениями Закона РФ «Об образовании».

1996 г.), типовым Положением об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (Постановление Правительства РФ от 10.03.2000 № 1213), Программой развития системы непрерывного образования России на 2001;2010 годы (решение коллегии Мин. обр. РФ от 23.01.2001), Национальной доктриной образования, федеральной программой развития образования до 2005 года, федеральными программами «Развитие образования на селе», «Воспитание», Концепцией модернизации российского образования до 2010 года, региональными программами развития.

Изучение практического опыта повышения квалификации и эффективности управленческой деятельности организаторов образования, анализ материалов российских, межрегиональных конференций, проведенных в последние годы по проблеме повышения квалификации управленческих кадров, имеющаяся научно-теоретическая база позволяют констатировать обострившиеся противоречия между уровнем личной и профессиональной готовности организаторов школьного образования к быстро меняющейся социально-педагогической реальности и недостаточной степенью подготовленности системы повышения квалификации к реагированию на происходящие изменениямежду необходимостью проектирования вариативной системы повышения квалификации и профессиональной переподготовки управленческих кадров и отсутствием разработанных дополнительных профессиональных программ и технологий обучения в соответствии с образовательными потребностями руководителей сельских школмежду потребностью руководителя образовательного учреждения в создании адаптивной образовательной среды сельской школы и отсутствием знаний и умений ее проектирования.

В системе непрерывного дополнительного профессионального образования эти противоречия особенно проявляются в обучении руководителей сельских школ. Своеобразие сельской школы, ее развитие с учетом региональных, национальных особенностей и традиций, ориентация на поддержание социокультурной среды села, функционирование, социализация системы под воздействием внешних изменений, с одной стороны, и создание равных стартовых возможностей выпускнику школы, с другой, требуют от руководителя специальных управленческих знаний и умений в создании адаптивной образовательной среды (далее по тексту АОС).

Изучение образовательных потребностей руководителей сельской школы, в том числе и малокомплектной, позволяет сделать вывод о том, что существующий уровень профессиональных знаний и умений проектирования АОС недостаточный, о чем свидетельствуют данные табл. 1 (приложение.

Актуальность разработки данной проблемы и ее научно-методическое обеспечение объясняются и тем, что глобальной целью системы школьного управления является создание ученику условий в удовлетворении развивающихся потребностей личности и предоставления каждому возможностей для получения образования. На сегодняшний день сельская школа остается по-прежнему единственным образовательным и культурным учреждением в сельском социуме. Изолированность школы приводит к информационной замкнутости субъектов педагогической системы. Низкий уровень конкурентоспособности выпускника не позволяет его самореализации в системе непрерывного образования.

Чтобы создать образовательные системы, удовлетворяющие развивающимся потребностям и способствующим самореализации личности, необходим комплекс управленческих знаний и умений руководителя школы по проектированию личностно и социально-ориентированной образовательной сред, которые дает система повышения квалификации.

Теоретической базой решения этих противоречий служат научные исследования отечественных и зарубежных ученых. Первую группу составляют исследования, в которых рассматриваются теоретико-методологические основы социального управления (В.Г. Афанасьев, И. В. Блауберг, М. К. Бочаров, A.M. Омаров, В. И. Садовский, В. А. Штофф, Э.Г. Юдин). К второй группе относятся исследования по проблемам управления образованием. Среди них работы по теоретическим и методологическим вопросам управления образовательными системами (Ю.В. Васильев, Т. М. Давыденко, Ю. А. Конаржевский,. Н. П. Капустин, М. И. Кондаков, B.JI. Лазарев, Э. В. Литвиненко, А. М Моисеев, М.М.По-ташник, В. П. Симонов, П. И. Третьяков, П. В. Худоминский, Т. К. Чекмарева, Т. И. Шамова и др.). К третьей группе относятся исследования системы непрерывного образования педагогических и управленческих кадров (Б.Г. Ананьев, О. М. Атласова, А. Б. Бакурадзе, В. Н. Басов, В. И. Безруков, С. К. Бережная, М. М. Берулава, О. Г. Бугрова, А. П. Владиславлев, С. Г. Вершловский, Н. А. Воронова, Б. С. Гершунский, M. fc Громкова, Н. Ю. Ерофеева, Т. Ф. Есенкова И.В.Жуковский, В. И. Зверева, И. С. Зимняя, Т. А. Каплунович Г. М. Коджаспи-рова, С. В. Кульневич, Ю. Н. Кулюткин, Н. Е. Мажар, А. К. Маркова, С. Н. Митин, Н. В. Немова, Э. М. Никитин, П. К. Одинцов, В. Г. Онушкин, Н. Е. Орлихина, И. А. Петрещенко, И. И. Проданов, В. А. Сластенин, А. В. Соложнина, Г. С. Су-хобская, Р. Ф. Тагинцева, Е. П. Тонконогая, П. И. Третьяков, Т. И. Шамова, Н. М. Чегодаев, К. М. Ушаков, Н. А. Тоскина, Т. К. Родионова, В. М. Шепель, Н. Н. Шанина, М. Н. Ермоленко, Е. И. Фадеева, Н. М. Чегодаев, Р. Х. Шакуров и др.). Четвертая группа исследований представлена работами по организации учебно-воспитательного процесса и социально-педагогических функций школы (Ю.А. Бабанский, А. Е. Капто, Ю. А. Конаржевский, И. Я. Лернер, Т.В. Ма-шарова, П. И. Пидкасистый, Г. А. Русских, В. А. Сластенин, В. А. Ситаров, М. Н. Скаткин, П. И. Третьяков, Т. И. Шамова, Г. Н. Щукина, И. С. Якиманская и др.). Пятая группа исследований посвящена деятельностной теории обучения (С.Л. Братченко, Л. С. Выготский, П. Я. Гальперин, В. В. Давыдов, А. Н. Леонтьев, К. Р. Роджерс, С. А. Рубинштейн, Н. Ф. Талызина, Г. И. Щукина, Д.В. Элько-нин, и др.). Шестая группа научных исследований относится к проблемам управления сельской школы (Л.В. Байбородова, В. Г. Бочкарёва, О. Г. Гилязова, М. П. Гурьянова, B.C. Данюшенков, М. И. Зайкин, В. А. Кишеев., Г. Ф. Суворова, В. З. Юсупов, Н. М. Чередов, A.M. Цирульников, М. М. Ишбаев и др.). Седьмая группа исследований ориентирована на решение проблем социального проектирования (А.А. Галицких, В. И. Загвязинский, Е. Б. Куркин, A.M. Моисеев, М. М. Поташник, В. И. Слободчиков, П. И. Третьяков, А. П. Тряпицина, В.З.Юсупов). Восьмую группу образуют исследования, направленные на решение проблем социализации, адаптации, создания образовательных сред (В.Н.Аверин, Г. Ю. Беляев, М. Р. Битянова, Н. Н. Бояринцева, О. С. Газман, Ю. В. Громыко, М. П. Гурьянова, Т. М. Давыденко, В. А. Караковский, Н. А. Катаева, Я. О. Коменский, С. В. Красиков, Н. Б. Крылова, А. С. Макаренко, Н.Д. Ни-кандров, Л. И. Новикова, Р. Оуэн, В. И. Панов, Н. В. Рогачева, Н. Б. Русских, И. Б. Сенновский, Т. И. Тамбовский, П. И. Третьяков, В. Н. Шамардин, Т. И. Шамова, С. Т. Шацкий, Н. И. Шевандрин, Е. А. Ямбург, В. А. Левин и др.).

Решение усложняющихся задач образовательных систем связано с необходимостью проектирования более результативной образовательной среды сельской школы, которая может стать средством качественной подготовки учащихся к жизни, труду, продолжению образования, освоению мировой культуры. С учетом вышесказанного был осуществлен выбор темы исследования. Проблема исследования состоит в разрешении противоречия между постоянно возрастающими требованиями к управленческой деятельности руководителя сельской школы по социально-прогрессивному преобразованию образовательной среды, усиливающей адаптационные механизмы саморегуляции ученика, и отсутствием специальной теоретической и практической подготовки руководителей сельских школ в системе повышения квалификации по развитию знаний и умений проектирования АОС. Цель исследования заключается в разработке научно-обоснованной системы обучения руководителей сельских школ по развитию управленческих знаний и умений проектирования АОС. Объект исследования: система повышения квалификации руководителей сельских школ. Предмет исследования: процесс развития управленческих знаний и умений у руководителей сельских школ по проектированию АОС. Гипотеза основана на предположении о том, что система обучения руководителей сельских школ по развитию профессиональных знаний и умений по проектированию АОС будет результативной, если:

— обучение будет адекватно концептуальным целям, принципам системы непрерывного образования и системы повышения квалификации управленческих педагогических кадров;

— будет проведена диагностика образовательных потребностей руководителей сельских школ в овладении профессиональными знаниями и умениями по проектированию АОС;

— определены теоретико-методологические подходы разрешения проблемы в условиях системы повышения квалификации руководителей сельских школ;

— разработаны концептуальные положения системы обучения руководителей сельских школ по проектированию АОС;

— осуществлен отбор содержания обучения с учетом профессиональных затруднений руководителей школ в проектировании модели сельской школы с АОС;

— образовательная программа повышения квалификации руководителей сельских школ по развитию проектных умений рассматривается как комплекс условий целевой, содержательной и технологической скоординированности процесса обучения.

В соответствии с проблемой, целью, объектом, предметом и гипотезой исследования нами были поставлены следующие задачи:

— изучить состояние проблемы развития управленческих знаний и умений у руководителей сельских школ по проектированию адаптивной образовательной среды в педагогической теории и практике;

— определить теоретико-методологические подходы разрешения проблемы в условиях системы повышения квалификации;

— разработать концептуальные положения системы управленческих знаний и умений у руководителей сельских школ по проектированию АОС;

— создать и апробировать технологию развития управленческих знаний и умений руководителей сельских школ по проектированию АОС в процессе курсовой и межкурсовой подготовки и оценить эффективность разработанной системы.

Общую методологию исследования составляют важнейшие философские положения о всеобщей связи, об общих законах развития. Философский метод познания является основным источником в развитии профессиональных управленческих знаний и умений у руководителей школы по преобразованию образовательной среды сельского социума. Теоретическую основу исследования составили: теория управления современной школой (Ю.А. Конаржевский, В. Ю. Кричевский, B.C. Лазарев, М. М. Поташник, П. И. Третьяков, Т. Н. Шамова и др.) — теория образования взрослых (В.И. Подобед, А. А. Вербицкий, С.И.Зме-ев, Э. М. Никитин, В. Г. Воронцова, Н. В. Немова, К. М. Ушаков и др.) — теория деятельности человека (JI.C. Выготский, А. Н. Леонтьев, Н. А. Менчинская, СЛРубинштейн), деятельностный подход в повышении квалификации педагогических и управленческих кадров (А.И. Жилина, А. Е. Марон, В.А. Сла-стенин, Е. П. Тонконогая, Г. С. Сухобская и др.) — организационно-педагогические основы образовательного процесса в сельской школе (М.П. Гурьянова, М. И. Зайкин, В. А. Кишеев, Г. Ф. Суворова, А. И. Цирульников и др.) — основы социально-педагогического проектирования (Е.Б. Куркин, В. И. Слободчиков, П. И. Третьяков, В. З. Юсупов и др.) — теоретические основы социализации педагогики (О.С. Газман, А. В. Мудрик, Н. Д. Никандров и др.). Конкретная методология исследования основывается на системном, деятельностном, рефлексивном, региональном, андрагогическом, ресурсном подходах.

Методы исследования: теоретический анализ и синтез изучения философской, управленческой, социально-педагогической, психологической, медицинской, коррекционно-педагогической и учебно-методической литературы, документовмоделирование системы обучения руководителей школобсервационные методы (прямое, косвенное, включенное наблюдение) — анкетированиеметод экспертных оценокэкспериментальные методы (констатирующий и формирующий эксперименты) — метод статистической обработки полученной информацииизучение и обобщение передового управленческого опытаква-лиметрические методы оценки эффективности разрабатываемой системы.

Опытно-экспериментальная база: Кировский областной институт усовершенствования учителей, муниципальные методические службы, районные отделы управления образованием, образовательные учреждения области. В различных видах исследований принимали участие 591 руководитель школ, 19 специалистов органов управления, 32 работника муниципальных методических служб, 32 начальника РУО.

Исследование проводилось в четыре этапа.

Первый этап (1996 — 1998 гг.) — подготовительный: изучение состояния проблемы в практике, осмысление методологических и теоретических основ исследованияанализ литературных источникованализ деятельности учреждений повышения квалификации по удовлетворению образовательных услуг руководителей школвыявление противоречий, требующих разрешенияпостановка проблемы, цели, задач рабочей гипотезы.

Второй этап (1998 — 2000 гг.) — поисково-экспериментальный: разработка моделей будущей технологии развития знаний и умений у руководителей сельской школы по проектированию АОС на целевом, содержательном, профессиональном уровнях. Поиск оптимальной технологии, методик профессионального обучения. '.

Третий этап (2000 — 2002 гг.) — формирующий: апробация образовательных программ и технологий обученияопределение условий эффективности системы обучениясистематизация экспериментальных данныхпроверка гипотезы.

Четвертый этап (2002 — 2004 гг.) — обобщающий: уточнение и корректировка основных теоретических положенийобработка результатов формирующего эксперимента. Оформление материалов диссертационного исследования.

Основные научные результаты, полученные в ходе исследования, следующие:

— осуществлен теоретический анализ развития управленческих знаний и умений руководителей сельских школ по проектированию АОС, выявлены социально-педагогические и научно-методические предпосылки для обучения руководителей сельских школ в соответствии с их образовательными потребностями;

— определены теоретико-методологические подходы разрешения проблемы в условиях системы повышения квалификации;

— разработаны концептуальные положения системы развития управленческих знаний и умений у руководителей сельских школ по проектированию АОС;

— осуществлено осмысление идей педагогики поддержки и практическое применение их в разработке теоретической модели сельской школы с АОС;

— разработано содержание образовательной программы, спецкурсов для руководителей сельских школ по проектированию АОС;

— создана и апробирована технология обучения, инициирующая целенаправленные изменения в целеполагании, содержании, формах, методах на основе идей андрагогики и рефлексивных методик;

— определены направления в интеграции содержания образовательных программ с кафедрами социального воспитания, педагогики и психологии, лабораторией дидактики сельской школы, научно-методическими центрами «Здоровье», «Практической психологии», предметно-методическими структурами областного института усовершенствования учителей.

Научная новизна и теоретическое значение исследования: решена на научно-педагогическом уровне проблема обучения руководителей сельских школ в СПК по развитию управленческих знаний и умений проектирования АОСопределены теоретико-методологические подходы, источники, терминологический аппарат к проблеме исследованияопределены требования к управленческим знаниям и умениям руководителя школы по проектированию АОСпрофессиоаграмма деятельности руководителя школы дополнена модулем проектной культуры, отражающим взаимосвязь профессиональной задачи, предмета труда, знаний и умений, результата (профессиональной компетентности) — установлена взаимосвязь составляющих управленческой деятельности в проектировании компонентов АОС (знания функции <-> умения) — разработана теоретическая модель сельской школы с АОС и объектов её проектирования с позицией педагогики поддержки (сопровождения возникающих проблем ученика) — скоординированы цели управления современной школой с целями проектирования адаптивных условий ученика в сельском образовательном социуме и целями системы повышения квалификации руководителей сельской школы и по развитию знаний и умений по проектированию АОС. Предложенная дополнительная профессиональная программа развивает идеи вариативности в системе непрерывного образования управленческих педагогических кадров.

Практическая значимость исследования состоит в том, что на базе проведенного эксперимента разработаны образовательные программы, учебно-тематические планы для руководителей сельской школы по развитию управленческих знаний и умений по проектированию АОС и конкретных видов поддержки ученику сельской школы с учетом предложенных структурных компонентов АОС сельской школы.

Разработанные образовательные программы и учебно-тематические планы могут быть использованы в системе повышения квалификации руководителей образовательных учреждений муниципальной системы образования. Полученные в исследовании результаты используются при разработке научно-методических рекомендаций в курсовой и межкурсовой периоды, в процессе самообразования руководителей школ, управленческого консультирования (консалтинга), осуществляемого муниципальными методическими службами.

Концептуальные положения могут быть адаптированы и использованы для координации и интеграции в СПК работников дополнительного образования, социальных педагогов, педагогов-дефектологов, медицинских работников, школьных валеологов, классных руководителей.

Достоверность и надежность полученных результатов обеспечены конкретностью методологических позиций, последовательностью изучения предмета исследования, применения совокупности методов исследования, адекватных проблеме, объекту, предмету, цели и задачам, полнотой объема выборки, экспериментальными подтверждениями выводов исследованиявнедрением результатов исследования в практику управления сельской школой по созданию АОС.

Основные положения, выносимые на защиту.

Образовательные потребности руководителей школ по проектированию АОС возникают в связи с необходимостью конструктивного разрешения противоречий, связанных с развитием сельской школы.

Проектирование АОС рассматривается как полифункциональная деятельность руководителя школы, способная усиливать адаптационные механизмы в решении проблем ученика сельской школы.

Для овладения руководителем школы проектной культурой знания и умения выступают профессиональным ресурсом. Исходные знания становятся базой, на которой выстраиваются профессиональные умения. Сформированные управленческие умения обеспечивают управленческую деятельность по реализации мотивов руководителя школы, направленных на достижение целей по социально-прогрессивному преобразованию образовательной среды сельской школы. Развитие управленческих знаний и умений актуализирует потребности руководителей школ в профессиональном самоопределении при решении приоритетных задач изменения образовательной среды сельской школы.

Слагаемые профессиональной компетентности дают возможность моделировать содержание обучения руководителей школ по развитию управленческих знаний и умений проектировать адаптивную образовательную среду, обеспечивать принцип личностно ориентированного обучения в системе повышения квалификации. Блочно-модульное построение образовательных программ разрабатывается на основе управленческого стандарта квалификации «Менеджер образования», учитывает специфику управления образовательным процессом сельской школы, позволяет обеспечить фундаментальность, вариативность и преемственность в усвоении содержательных целей, форм, методов, технологий обучения. В основе разработанной системы обучения находятся требования к развитию управленческих знаний и умений проектирования компонентов образовательной среды в логике управленческих функций, что обеспечивает значение каждой функции в проектировании здоровьесберегающей всеми видами поддержки среды, устанавливает, корректирует затруднения руководителя школы в практической реализации.

Разработанное содержание и технология обучения обеспечивают профессиональную готовность руководителей сельской школы к созданию АОС.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись: посредством различных форм повышения квалификации (курсы, творческие лаборатории, методическая школа, областные семинары организаторов образования в Кировском областном институте усовершенствования учителей (КОИ-УУ) — посредством отчетов на заседаниях Совета КОИУУ, коллегии Департамента образования Кировской областина областных научно-практических конференциях (1996;2003 гг.) — на межрегиональной научно-практической конференции «Реализация педагогических и управленческих технологий как средство развития учреждений образования региона» (г. Киров, 1999 г.) — на Всероссийских научно-практических конференциях «Реализация новых управленческих и педагогических технологий как средство развития учреждений образования» (г. Москва, 1998 г.), «Управление качеством образования: город, село» (г. Брянск, 1999 г.) — на V Международной научно-практической конференции «Образование, культура, христианство, их взаимодействие и миссия в XXI веке» (г. Смоленск, 2000 г.) — на VI Международной научно-практической конференции «Управление качеством образования в интересах устойчивого развития общества» (г. Минск, 2002 г.) — на VII Международной конференции «Региональное сообщество: управление качеством образования» (г. Новосибирск, 2003 г.), участие автора в проектировании региональной программы развития образования до 2005 года.

В процессе работы соискателя в качестве заведующей кабинетом руководящих кадров ОИУУ основные положения исследования отражены в 12 печатных изданиях, опубликованы в материалах перечисленных научно-практических конференций.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, приложений.

Выводы по главе II.

Теоретическое и экспериментальное исследование развития профессиональных знаний и умений у руководителей сельской школы по проектированию АОС позволило сделать следующие выводы:

— развитие проектировочных знаний и умений у руководителя сельских школ обусловлено социально-экономическими, социально-педагогическими и научно-методическими проблемами и является одним из ведущих факторов повышения уровня качества образования сельской школы;

— установлено, что достижение определенного уровня готовности руководителей сельской школы к проектированию АОС предполагает определенный комплекс мотивационных, организационно-педагогических, теоретических и технологических условий;

— обосновано, что региональная система повышения квалификации руководителей сельских школ направлена на поддержание и обеспечение исследовательских и проектировочных потребностей слушателей. Обучение руководителей школ становится направленным на освоение профессиональных знаний и умений и постоянное развитие управленческих способностей изменять образовательную среду с учетом современных ориентиров учащихся;

— слагаемые профессиональной компетентности обеспечили моделирование содержания обучения руководителей сельских школ, разработку необходимых требований к проектировочным знаниям и умениям, включение модуля проектной культуры в профессиограмму труда руководителя школы;

— охарактеризована и скорректирована психологическая составляющая, создающая профессиональные установки руководителя школы для получения специальных знаний и умений по проектированию АОС;

— доказано, что практические умения руководителя школы по проектированию АОС сельской школы и составляющие их операции могут быть сформированы и развиты только в управленческой деятельности, которые прежде всего соотносятся с функциями управления. Управленческий цикл формирует концептуальную модель системы развития управленческих знаний и умений;

— проектная деятельность руководителя сельской школы направлена на проектирование целостной личностно-ориентированной образовательной среды сельской школы. В связи с этим в системе профессиональной готовности руководителя сельской школы по проектированию АОС выстроена иерархия целей: стратегические цели школьного образования —* цели развития сельской школы с АОС —* цели управления проектированием объектов (компонентов АОС) —" цели функций управления инновационными объектами с учетом прогнозируемой модели сельской школы с АОС —" цели СПК по развитию у руководителей школы проектировочных знаний и умений;

— разработана структурно-функциональная модель сельской школы, включающая условия, обеспечивающие решение проблем ученика. Этими условиями выступают условия (виды поддержки): собственно-педагогическая, валеологическая, психолого-педагогическая, коррекционная, социальная, правовая и соответствующие им объекты проектирования;

— обосновано, что комплексный характер построения содержания образовательных программ предусматривает междисциплинарный синтез научных знаний управления современной школой, педагогики поддержки, социальной педагогики сельской школы, коррекционной педагогики, основ права, педагогической психологии управленияориентацию на развитие творческого потенциала слушателей, самообразования альтернативных форм повышения квалификации;

— разработанная система обучения, основанная на принципах андрагогики и личностно-ориентированного обучения, способствует развитию управленческих знаний и умений у руководителей сельской школы. Апробация экспериментальных программ подтверждает её результативность, выражающуюся в развитии профессиональных умений, способностей и готовности руководителя сельской школы к применению полученных знаний в решении конкретных задач по проектированию АОС;

— доказано, что развитие управленческих знаний и умений у руководителей сельских школ по проектированию АОС становится профессиональным ресурсом прогрессивных изменений, усиливающих адаптационные механизмы образовательной среды.

Заключение

.

Выполненное исследование, а также изучение специальной литературы дают основание сделать вывод о том, что потребность перехода к качественно иным отношениям в сфере образования ориентирует систему повышения квалификации (ПК) на создание условий для наиболее полного удовлетворения образовательных потребностей руководителей школы. Исходя из основных положений концепции непрерывного образования, основным критерием качества СПК становятся образовательные потребности педагогических и управленческих кадров, они в свою очередь вызывают необходимость создания дифференцированных образовательных услуг, их анализ с учетом сложившихся тенденций культурного развития общества, специфики образовательных учреждений региона. В связи с этим исследование было направлено на разрешение главного противоречия, выражающегося в недостаточной подготовленности СПК к реализации образовательных программ, удовлетворяющих профессиональные потребности руководителей сельских школ. Существующие образовательные программы управленческого стандарта «Менеджер в образовании» не в полной мере отражают специфику социокультурной ситуации села, особенности управления образовательным процессом сельской школы, в том числе малокомплектной. Актуальность исследования была и в том, что глобальной целью управления школой является создание условий для удовлетворения развивающихся потребностей личности и предоставление каждому ученику возможностей для получения полноценного образования. Проектирование адаптивных образовательных моделей сельской школы является важным условием качественной подготовки учащихся к жизни, труду, продолжению образования, включению в решение социальных и образовательных проблем. Обосновано, что трансформация социальных требований развития образования на селе в организационно-педагогические цели СПК руководителей школ отражается в главных составляющих профессиональной компетентности руководителя, в его способности к управленческой деятельности по проектированию АОС сельской школы. Исследование показало, что качество образования на селе остается низким, определяется статистическими показателями успеваемости, выпускник сельской школы испытывает трудности в продолжении образования. Анализ состояния здоровья выявляет тенденцию более низкого уровня здоровья сельского школьника. В образовательной системе сельского социума нет возможностей создания новых объектов, структур, радикальных изменений и преобразований. Только с помощью проектирования как инновационной деятельности можно развивать образовательную среду сельской школы за счет новых форм организации УВР, связей между имеющимися компонентами образовательной среды, создания новых условий поддержки ученика в его интеллектуальном, физическом, психологическом состояниях. Такие условия могут быть созданы при осуществлении всех видов поддержки ученика. Реализация принципов педагогики поддержки определила структурную модель сельской школы с адаптивной образовательной средой. В основу характеристики АОС вошли следующие компоненты АОС: собственно-педагогическая, медико-валеологическая, психологическая, коррекционная, социальная, правовая виды поддержки ученика.

Исходя из региональных социально-экономических, социально-педагогических проблем, исследование предполагало разработку определенного комплекса мотивационных, теоретических и технологических условий в развитии профессиональных знаний и умений у руководителей сельской школы проектирования АОС как системы, так и её отдельных компонентов. Обучение руководителей сельских школ было направлено на овладение профессиональными знаниями и умениями, на развитие творческих способностей изменять образовательную среду.

В ходе исследования выявлена концептуальная модель содержания, форм, методов обучения руководителей школ в развитии специальных знаний и умений проектирования АОС. Методологической базой разработки модели явились системный, деятельностный, ресурсный, андрагогический, рефлексивный подходы. Модель ПК выстраивалась по модульному принципу. Совокупность модулей, составляющих модель ПК в контексте целостного содержания деятельности руководителей СШ, представляет единство фило-софско-методологического, психолого-педагогического и управленческого блоков.

Реализация содержания образовательной программы осуществлялась в аналитико-диагностическом, проектировочном и контрольно-оценочном этапах опытно-экспериментальной деятельности.

В ходе исследования определен компонентный состав профессиональной компетентности проектирования АОС, цели обучения руководителей школ в проектировании инновационных объектов управления в создании АОС. Разработанные требования к профессиональным знаниям и умениям по управленческим видам деятельности проектирования компонентов АОС обеспечили разработку конкретного содержания образовательных программ ПК руководителей школ в соответствии с их профессиональными потребностями. Исследование подтвердило, что профессиональные умения проектирования АОС сельской школы являются интегральной деятельностью, включающей организационные, рефлексивные, технологические умения. Обосновано, что развитие этих умений руководителем школы через реализацию функций управления развивает профессиональные способности в управлении инновационными объектами адаптивной образовательной среды сельской школы.

В ходе исследования установлено, что важным направлением в СПК является переход на развитие профессионально значимых качеств и творческого потенциала личности. Овладение руководителем школы проектировочными умениями требует целенаправленности обучения руководителей с помощью проблемно-поисковых, рефлексивных методов обучения.

Разработанная технология на принципах андрагогики и личностно-ориентированного подхода способствовала развитию профессиональных умений и творческих способностей и готовности руководителя сельской школы к применению полученных знаний в решении конкретных задач по проектированию структурных компонентов в АОС. Экспертиза продуктов моделирования и проектирования АОС подтверждает эффективность предложенной технологии обучения.

В ходе исследования путем решения его задач удалось подтвердить основные положения гипотезы и получить научные результаты. Доказано, что показателями развития профессиональных знаний и умений являются готовность руководителя к осуществлению управленческой деятельности по проектированию АОС, стремление слушателей к разработке конструктивных проектов преобразования образовательной среды своей школы.

Анализ и обработка полученных в исследовании результатов с помощью параметрических методов, а также изменений в профессиональном поведении руководителей школ в послекурсовой период свидетельствуют о достоверности сделанных выводов.

Исследование выявило проблемы для дальнейшей исследовательской деятельности. Первоочередными проблемами применительно к повышению квалификации руководителей ОУ могут быть проектирование адаптивной среды всех образовательных учреждений в муниципальной образовательной среде, применение информационных технологий в обучении руководителей сельских школ в освоении инноваций образования, проектирование социокультурных технологий сохранения и развития сельской школы.

Показать весь текст

Список литературы

  1. О.М. Развитие профессиональной компетентности руководителя школы в процессе повышения квалификации. Дисс. канд. пед. наук. М.: 1995.- 187 с.
  2. Н.В. Квалиметрический инструментарий педагогических исследований. Педагогика № 4, 1998, С. 34.
  3. .Г. Человек как предмет познания.-JI., 1968, С. 221.
  4. Е.Ю. Методологический аспект проблемы способностей. М., 1977.
  5. В.Г. Научное управление обществом. М.: Политиздат, 1973. -390 с.
  6. Ю.К. Избранные педагогические труды. / Сост. М. Ю. Бабанский. М.: Педагогика, 1989. — 560 с.
  7. В.Н. Подготовка директора сельской малокомплектной школы к организационно-педагогической деятельности. /Дисс. канд. пед. наук. Белгород. С. 196.
  8. Г. Ю. Педагогическая характеристика образовательной среды в различных типах образовательных учреждений. / Автореферат дис. на соискание ученой степени канд. пед. наук. М.: 2000. — 24 с.
  9. В.П. Основы теории педагогических систем. Воронеж, 1977. -304 с.
  10. В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989.- 192 с.
  11. ЬБитянова М. Р. Организация психологической работы в школе. М.: Генезис, 2000.-298 с.
  12. И.В., Юдин Э. Г. Становление и сущность системного подхода. -М.: Наука, 1973.-270 с.
  13. И.В. Проблема целостности и системный подход. М.: Эдиториал УРСС.- 1997.-448 с.
  14. Н.Богоявленская Д. Б. Психология творческих способностей: Учеб. пособие для студ. высш. учебн. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2002. -320 с.
  15. Е.В. Гуманистическая парадигма личностно-ориентированного образования. / Педагогика, 1997, № 4, С. 11−17.
  16. Л.Г. Сельская школа. Проблемы и перспективы. М.: «Знание», 1978.-48 с.
  17. М.К. Наука управления: новый подход. М.: Знание, 1990. — 64 с.
  18. В.Г. Социальная микросреда как фактор формирования личности школьника. Дисс. д-ра пед. наук. М., 1992. — С. 401.
  19. Н.Н. Психолого-терапевтическая функция учителя в формировании адаптивной образовательной среды ученика: Дис. канд. пед. наук. — М.: 2001. 228 с.
  20. C.JI. Введение в гуманитарную экспертизу образования (психологические аспекты). М.: Смысл, 1999. — 137 с.
  21. С.Г. Профильная дифференциация в сельской школе. Пособие для руководителей и учителей сельских школ. М.: АРКТИ. 2000. — 136 с.
  22. Ю.В. Педагогическое управление в школе: методология, теория и практика. М.: Педагогика, 1990.- 144 с.
  23. А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. -М.: Высшая школа. 1991.-207 с.
  24. А.П. Непрерывное образование: Проблемы и перспективы. — М.: Молодая гвардия, 1978. 175 с.
  25. Внутришкольное управление: вопросы теории и практики / Под ред. Т. И. Шамовой. -М.: Педагогика, 1991.-192 с.
  26. Вопросы образования. Научно-методический журнал Комитета по образованию администрации Смоленской обл. // под ред. В. М. Петруленкова № 2. — 2000.-с. 64.
  27. Н.А. Содержание функций консалтинговой методической службы. / Регион: управление по результатам. / Под ред. П. И. Третьякова. — М.: Новая школа, 2001. С. 601−669.
  28. В.Г. Гуманитарно-аксиологические основы постдипломного образования педагога: Монография. Псков: Изд-во ПОИПКРО, 1997. — 421 с.
  29. Выбор методов обучения в средней школе / Под ред. Ю. К. Бабанского. М.: Педагогика, 1981.- 176 с.
  30. JI.C. Педагогическая психология. // Под ред. В. В. Давыдова. -М.: Педагогика, 1991.-480 с.
  31. О.С. Педагогика свободы: путь в гуманистическую цивилизацию XXI века. / Новые ценности образования: забота поддержка — консультирование. Вып. — 6. — М.: Инноватор. — 1996. С. 6−38.
  32. О.С. Воспитание и педагогическая поддержка в школе, НО № 6 — 1998. С. 108−111.
  33. А.А. Педагогические основы проектирования образовательной программы современной гимназии: научное издание. — Киров, КОГУП, 2001- 224 с.
  34. .С. Философия образования для XXI века. М.: Совершенство, 1998.-608 с.
  35. А.С. Научить думать и действовать: Адаптивная система обучения в школе: Кн. для учителя. -М.: Просвещение, 1991. 175 с.
  36. М.Г. Педагогика образования взрослых (учебное пособие). М.: ТОО «ИНТЕЛТЕХ», ЦИНО общества «Знание» РФ, 1995. 96 с.
  37. Ю.В. Проектное сознание. Программирование и проектирование развития образования. М. 1996.
  38. А.В. Формирование знаний по культурологической основе управления школой у организаторов образования. / Дис.канд. пед. наук. — МШ' У.- 1999.-170 с.
  39. Н.П. Сельская школа и социальная педагогика. Пособие для педагогов. Мн.: Амальфея, 2000. — 448 с.
  40. Э.Н. Построение теории образования на основе междисциплинарного системного подхода. М.: Школа, 1994. 184 с.
  41. Т.М. Рефлексивное управление школой: теория и практика. Москва Белгород, 1995. — 250 с.
  42. В.В. Виды обобщения в обучении (логико-психологические проблемы построения учебных предметов). М.: Педагогика, 1972. 424 с.
  43. B.C., Гилязова О. Г., Зайкин М. И. Технологические подходы к обучению учащихся в сельской школе. Киров: Изд-во ВГПУ, 2000. — 144 с.
  44. Джон Дьюи. Мое педагогическое кредо. Газета «Сельская школа» № 22. -2001. С 1−3.
  45. Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей: пособие для учителей и специалистов коррекционно-развивающего обучения. // под ред. С. Г. Шевченко. М.: АРКТИ, 2001. — 224 с.
  46. Дидактика средней школы. / Под ред. М. Н. Скаткина. М.: Просвещение, 1982.-319 с.
  47. А.Ф. Руководство к образованию немецким учителям. Н.О. 2 -2001.-с. 217.
  48. И.В. Школьная психологическая служба. Вопросы теории и практики. М.: Педагогика, 1991. 232 с.
  49. А.И. Организационно-педагогические условия создания системы подготовки профессиональных кадров управления образованием в регионе: Дисс. канд. пед. наук СПБ., 1995. 248 с.
  50. В.Р. Особенности моделирования в педагогическом проектировании. Дис. канд. пед. наук / ИЛИ РАО М., 1997. — 154 с.
  51. Инновации в российском образовании. Общее образование. 2000. — М.: Изд-во МПГУ, 2000. 80 с.
  52. М.М. Формирование системы управления развитием малочисленной сельской национальной школой. / Дис. канд. пед. наук. М.: 2000. С. 170.
  53. Кабанова-Меллер Е. Н. Психология формирования знаний и навыков у школьников. Изд-во АПН РСФСР. М.: 1962. 375 с.
  54. Н.П. Педагогические технологии адаптивной школы: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 1999.-216 с.
  55. Ю.И. Валеологии быть в силу её объективной потребности / Валеология. № 2.2001. С. 75−77.
  56. В.Н., Чечельницкая С. М., Рачевский E.JI. Создание проекта «Школа, содействующая здоровью»: рекомендации администратору. // ж. Школа здоровья. 2001. № 2. С.34−44.
  57. Н.В. Социальная работа в микрорайоне с подростками, склонными к правонарушениям. Учебно-методическое пособие. Киров: Изд-во «Вятское слово». 1997. — 165 с.
  58. В.П. Педагогическая коррекция. Исправление недостатков характера у детей и подростков. Кн. для учителя. 2-е изд. — М: Просвещение, 1994.-223 с.
  59. В.А. Дополнительное образование в условиях малокомплектной школы: Пособие для организаторов образования. КАЛУГА: Издательский педагогический центр «Гриф», 1999. — 64 с.
  60. В.А. Управление малокомплектной школой: опыт, проблемы, поиск, рекомендации. Брянск: БИПККРО, 1996.- 108 с.
  61. М.В. Педагогическая технология в учебном процессе. Анализ зарубежного опыта. М.: Знание, 1989. — 80 с.
  62. С.А., Волков А. С. Обработка результатов педагогического эксперимента. методические рекомендации. НИПКиПРО. Новосибирск, 1997. 34 с.
  63. Г. М. Культура профессионального самообразования педагога. М.: 1994.-344 с.
  64. И.А. Основы андрагогики. М.: Издательский центр «Академия», 2003.-240 с.
  65. Ю.А. Менеджмент и внутришкольное управление. М.: Центр «Педагогический поиск», 2000. 224 с.
  66. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года / ж-л Директор школы. № 1 2002 г. М.: Сентябрь, 2002.
  67. Концепция непрерывного образования // Народное образование. 1989. — № 10. С. 3−12.
  68. Концепция повышения квалификации педагогических кадров. // Под общей ред. В. Г. Онушкина, Ю. Н. Кулюткина, В. Г. Воронцовой. СПб.: ИОВ РАО. -1996.- 122 с.
  69. С.В. Психолого-педагогические и организационные условия создания адаптивной образовательной среды в школе. / Дисс. на соискание ученой степени к.п.н. М.: 2000. С. 150.
  70. В.Ю. Профессиональная деятельность директора общеобразовательной школы как объект междисциплинарного исследования: Дис. докт. пед. наук СПб., 1993 — 486 с.
  71. Ю.Н. Психология обучения взрослых. М.: Просвещение, 1985. -128 с.
  72. Г. Ф. Школьная дезадаптация: признаки и способы предупреждения. ж. Н.О. № 1 2002. С. 111−120.
  73. Е.Б. Управление инновационными проектами в образовании. М.: «Педагогика — Пресс». 2001. — 328 с.
  74. B.C. Системное развитие школы. М.: Педагогическое общество России, 2002.-304 с.
  75. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. 2-е изд. — М.: Политиздат- 1977.-304 с.
  76. А.Н. Философия психологии. Из научного наследия / Под ред. А. А. Леонтьева, Д. А. Леонтьева. М., 1994. — 285 с.
  77. И.Я. Проблемное обучение // Педагогика и психология. 1974. № 7. С 10.
  78. Е.В. Развитие рефлексии в общении средствами социально-психологического тренинга: Автореферат дис. Канд. псих. Наук. М.: 1989.
  79. Ю.С. Средовый подход в воспитании. Педагогика № 7 2000. — с 36.
  80. А.К. Психология профессионализма. М.: Международный гуманитарный фонд «Знание». 1996. 308 с.
  81. Т.В. Педагогические теории, системы и технологии обучения: Учебное пособие. Киров: Изд-во ВШУ, 1997. — 120 с.
  82. М.И. Организация проблемного обучения в школе. — М.: Просвещение, 1977.
  83. Менеджмент в управлении школой. Учеб. пособие для слушателей СП И ПК организаторов образования. / Под ред. Т. И. Шамовой. — М.: МИП/NB/МАГИСТР, 1992.-231 с.
  84. Н.А. Проблемы учения и умственного развития школьника: Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1989. — 224 с.
  85. С.Н. Формирование культурологических знаний и умений у руководителей школ в системе повышения квалификации: Дис. канд. пед. наук. М., 1995.- 183 с.
  86. Н.Н., Юсфин С. М. Педагогика поддержки. Учебно-методическое пособие. М.: Мирос, 2001. — 208 с.
  87. Моделирование воспитательных систем: / Теория практике: Сб. научн. Ст. / Под ред. JI.H. Новиковой, Н. А. Селивановой. М.: Изд. РОУ, 1995. — 144 с.
  88. Модель отраслевой системы обучения управленческих кадров образования: Примерные учебные планы. (Специальность 06.12.00 Менеджмент в социальной сфере) — Москва — Барнаул. 1996. — 39 с.
  89. Модельный закон «О постдипломном образовании» / Образование взрослых на рубеже веков: законодательство в области образования. / Под ред. Е. И. Огарёва, т. 3. СПб: ИОВ РАО, 2000. С. 108−126.
  90. Модульный внутришкольный контроль на рефлексивной основе по географии: Методическое пособие. / Под ред. Т. К. Чекмаревой, Е.Ф. Авруши-ной. Калуга: Издательство «Адэль», 1997 г. — 190 с.
  91. A.M., Капто А. Е., Лоренсов А. В., Хомерики О. Г. Новвоведения во внутришкольном управлении. М.: Педагогическое общество России, 1998.-272 с.
  92. А.В. Социализация и воспитание. М.: Сентябрь, 1997.-96 с.
  93. А.В. Социальная педагогика: / под ред. В. А. Сластенина. — 3-е изд. М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 200 с.
  94. Н.В. Дидактические условия развития у руководителей школ умений готовить управленческие решения: Дис. канд. пед. наук М., 1992. -225 с.
  95. Н.Д. Россия: Социализация и воспитание на рубеже тысячелетий. М.: Педагогическое общество России, 2000. — 304 с.
  96. Э.М. Теоретические и организационно-педагогические основы развития федеральной системы дополнительного педагогического образования. М., 1999.-314 с.
  97. Э.М. Федеральная система повышения квалификации работников образования (История становления, сравнительный опыт, современное состояние, прогнозирование развития): Учебное пособие / Минобразование России. РиП КРО. — М., 1995. — 194 с.
  98. Н.Н., Железнякова О. М., Петухов М. А. Основы профессионально-педагогической деятельности. М.: МАСТЕРСТВО, 2002. 288 с.
  99. Новые ценности образования: забота поддержка — консультирование. Вып. № 6. М.: Инноватор, 1996. С 196.
  100. Образование взрослых: реальности, проблемы, прогноз / Под ред. С. Г. Вершловского СПб. 1998.- 161 с.
  101. Обучение в коррекционных классах. Работа со слабоуспевающими школьниками. Пособие для учителей // Под ред. Г. ф. Кумариной. М. 1991.-192 с.
  102. Общая психология: Учеб. пособие для студентов пед. институтов / Под ред. В. В. Богословского и др. 3-е изд. М.: Просвещение, 1981.-383 с.
  103. В.Г. Теоретические основы непрерывного образования. М., 1987.-203 с.
  104. В.Г., Огарев Е. И. Образование взрослых. Междисциплинарный научный словарь терминологии. СПб- Воронеж: ИОВРАО, 1995. 231 с.
  105. Описание модели поэтапной подготовки, переподготовки и повышения квалификации управленческих кадров системы образования. Письмо МО Российской Федерации № 304/17 от 03.05.09. Информационный бюллетень «Образование в документах» июль, 1995. С. 58−62.
  106. Н.Е. Обучение директора школы в системе повышения квалификации моделированию развития школы. / Дис. канд. пед. наук, М.: 1998. С. 180.
  107. А.А. Научные основы управления общеобразовательной школой. — М.: Педагогика. 1982.- 103 с.
  108. Основы андрагогики: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / И. А. Колесникова, А. Е. Марон, Е. П. Тонконогая и др.- Под ред. И. А. Колесниковой. М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 240 с.
  109. Основы внутришкольного управления. // Под ред. П. В. Худоминского, 1987.- 168 с.
  110. Основы управления специальным образованием. / Под ред. Шилова Д. С. -М.: Издательский центр «Академия», 2001. 336 с.
  111. Особенности педагогического процесса в малокомплектной школе. / Под ред. П. Т. Фролова. М.: Просвещение, 1991. — 160 с.
  112. Г. Н. Индивидуально-ориентированный подход к реализации образовательных маршрутов повышения квалификации учителей в процессе курсовой подготовки. / Дис. канд. пед. наук. СП/б. 1999. С. 143
  113. Педагогика. Учебное пособие. / Под ред. П. И. Пидкасистого. М.: Педагогическое общество России, 1998. — 640 с.
  114. Педагогика: учебное пособие для студентов пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Е. Н. Шиянов. М.: Школа -Пресс, 1997.-512 с.
  115. Педагогические мастерские Франция Россия // Под ред. Э. С. Соколовой. -М.: Новая школа, 1997.- 124 с.
  116. Педагогические технологии: что это такое и как их использовать в школе. Практико-ориентированная монография. / Под ред. Т. И. Шамовой, П. И. Третьякова. Москва Тюмень: — 1994. — 277 с.
  117. Перспективы развития системы непрерывного образования / Под ред. Б. С. Гершунского. М.: Педагогика, 1990. — 224 с.
  118. И.А. Повышение профессиональной квалификации педагогов как фактор регионального образования. / Автореферат на соискание ученой степени кан. пед. наук. М.: 1995. С. 23.
  119. А.В., Ярошевский М. Г. Теоретическая психология: Учеб. пособие. М.: Издательский центр «Академия», 2001. 496 с.
  120. Подготовка педагогических кадров и оценка качества в системе непрерывного образования: материалы международного семинара. — Киров: Изд-во ВГПУ, 2001. С. 75.
  121. В.Г. Профессиональное развитие будущего учителя в условиях региональной системы непрерывного образования. / Автореферат дис. на соискание ученой степени доктора пед. наук. М.: 1999. С. 43.
  122. Г. Н. Совершенствование содержания методики практических занятий в процессе подготовки директоров на ФППК: Автореф. дис. канд. пед. наук. JL, 1986. — 17 с.
  123. Т.А. Национально-региональные аспекты управления системой школьного образования// Дис. канд. пед. наук, Тюмень, 1996. С 23−24.
  124. Проблемы повышения профессиональной квалификации руководителей школ / Под ред. Е. П. Тонконогой. М.: Педагогика, 1987. — 168 с.
  125. И.И. Развитие региональной образовательной системы. Дис. канд. пед. наук. СПб/РГПУ им. А. И. Герцена, 1992. — 184 с.
  126. Проектирование систем внутришкольного управления // Под ред. A.M. Моисеева. М.: Педагогическое общество России, 2001. — 384 с.
  127. Профессиональные объединения педагогов: Методические рекомендации для руководителей образовательных учреждений и учителей. / Под ред. М. М. Поташника. М.: Центр социальных и экономических исследований, 1997.- 118 с.
  128. В.Е. Теоретические основы педагогического проектирования. / Дис. докт. пед. наук. / СПб., 1996. 557 с.
  129. Развитие дополнительного педагогического образования в России: Проблемы и перспективы. Материалы юбилейной научно-практической конференции. Том III. М.: АПКПРО, 1998. 159 с.
  130. Регион: Управление образованием по результатам. Теория и практика // Под ред. П. И. Третьякова. М.: Новая школа, 2001. — 880 с.
  131. П.Е. Нетрадиционная система подготовки учителей: рождение мастера. М.: ВЛАДОС, 2000. 304 с.
  132. К.Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека: Пер. с англ. / Общ. ред. и предисл. Исениной Е. И. М.: Издательская группа «Прогресс», «Универс», 1994.-480 с.
  133. Т.К. Регулятивно-коррекционная деятельность руководителя школы в управлении инновационными процессами. Дис. канд. пед. наук., М., 1988.-224 с.
  134. СЛ. Основы общей психологии. В двух томах. Том I. М.: 1989.-485 с.
  135. В.В. Проектирование образовательных систем как вид социальной практики // Образование: традиция и инновации в условиях социальных перемен / Под ред. Г. Глейзера, М. Волотиевича. М.: РАО, 1997. — 327 с.
  136. Г. А. Подготовка учителя к проектированию адаптивной образовательной среды ученика: Пособие для учителя. Москва. Ладога — 100, 2002.-298 с.
  137. Н.В. Психология и педагогика профессиональной деятельности. Изд. 2-е, дополнен. М.: Ассоциация авторов и издателей «Тандем». Изд-во ЭКМОС. 2000. — 384 с.
  138. Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. М.: Народное образование, 1998. — 256 с.
  139. Т.В. Педагогические условия повышения эффективности обучения на ФППК работников отделов народного образования: Дис. канд. пед. наук. Челябинск, 1989. — 176 с.
  140. В.П. Педагогический менеджмент: 50 НОУ-ХАУ в управлении педагогическими системами: Учебное пособие. 3-е изд. испр. и доп. — М.: Педагогическое общество России, 1999. — 430 с.
  141. М.Н. Методология и методика педагогических исследований. -М.: Педагогика, 1986. 152 с.
  142. В.Н. Основания общей теории систем. М., 1974. — С. 95−99.
  143. В.А., Чижакова Г. М. Введение в педагогическую аксиологию: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2003. 192 с.
  144. В.Д. Дидактика: Учеб. пособ. для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр Академия, 2002. 368 с.
  145. В.И. Образовательная среда: реализация целей образования в пространстве культуры. / Новые ценности образования: Культурные модели школ. Вып. 7. -М.: Инноватор. 1997. С. 177−184.
  146. В.И. Основы проектирования развивающего образования. // Модель гимназии как инновационно-образовательного учреждения: м-лы науч. практ. конф. Петрозаводск: Ин-т пед инноваций, 1996. С. 16−24.
  147. В.И., Исаев Е. И. Психология человека: Введение в психологию субъективности: Учеб. пособие для вузов. М.: Школа-Пресс, 1995. -384 с.
  148. Словарь по социальной педагогике: Учеб. пособие. / Авт.-сост. JI.B. Мар-дахаев. М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 368 с.
  149. Советский энциклопедический словарь. — М.: «Советская Энциклопедия», 1980.- 1600 с. силл.
  150. Социальная защита детства. Психолого-педагогические аспекты образования детей с отклонениями в развитии. М.: ГОМЦ «Школьная книга», 2001, 232 с.
  151. Е.Н. Моделирование воспитательной системы образовательного учреждения: теория, технология, практика. Псков.- ПОИПКРО, 1998. -263 С.
  152. Специальная педагогика. / Под ред. Н. М. Назаровой. 2-е изд. — М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 400 с.
  153. П.Ф. Профессиограмма общепедагогическая. М.: Российское педагогическое общество, 1997. — 34 с.
  154. Г. Ф. Совершенствование учебного процесса в малокомплектной школе. М.: Педагогика, 1980. 88 с.
  155. В.А. Избранные педагогические сочинения: В 3-х т. Т. З /Сост. О. С. Богданова, В. З. Смаль, А. И. Сухомлинская, М.: Педагогика, 1981.-640 е., сил.
  156. Р.Ф. Формирование системы уровневого обучения руководителей образовательных учреждений: Дис. канд. пед. наук. М.: 2000. — 186 с.
  157. Н.Ф. Формирование познавательной деятельности учащихся. — М.: Знание, 1983.-96 с.
  158. Типовое положение об общеобразовательном учреждении, утвержденное постановлением Правительства РФ от 31.08.94 № 1008, в редакции постановлений Правительства РФ от 09.09.96 № 1058 и от 15.01.97 № 38 // Вестник образования. 1998. № 1. — С. 63−69.
  159. Е.П. Дидактические основы обучения руководителей школ в системе повышения квалификации: Научный доклад дисс. на соискание уч. степени докт. пед. наук. СПб, 1997. С. 118.
  160. В.П. Управленческая компетентность директора развивающейся школы СПб.: ЛОИРО, 2001.- 198 с.
  161. Н.А. Формирование умений педагогического анализа в процессе подготовки резерва руководителей общеобразовательных учреждений: Дис. канд. пед. наук. Л., 1988. — 265 с.
  162. П.И. Практика управления современной школой. М., 1995. -204 с.
  163. П.И. Управление школой по результатам: практика педагогического менеджмента. — М.: Новая школа, 1997. — 288 с.
  164. П.И. Управление: школа район — город. — М.: Прометей, 1991. — 143 с.
  165. П.И. Формирование и развитие системы управления общеобразовательной школой в крупном городе: Дис. докт. пед. наук. М., 1992. -424 с.
  166. П.И., Митин С. Н., Бояринцева Н. Н. Адаптивное управление педагогическими системами / Под ред. П. И. Третьякова. М., 2003. — 367 с.
  167. П.И., Сенновский И. Б. Технология модульного обучения в школе: Практико-ориентированная монография / Под ред. П. И. Третьякова. -М.: Новая школа, 1997. 352 с.
  168. А.П. Педагогические основы проектирования образовательных систем нового вида. СПб, 1995. 171 с.
  169. А.Н. Правовое пространство школы: Учебно-методическое пособие. М.: Мирос, 2002. — 112 с.
  170. Ю.И., Гусинский Э. Н. Переподготовка педагогических кадров и проблема инноваций в образовании // Инновационное движение в российском школьном образовании / Под ред. Э. Днепрова, А. Каспржака, А. Пинского. М.: Парсифиль. 1997. С 325.
  171. Управление качеством образования. Сборник материалов научной сессии ФПК и ППРО МПГУ. Москва, 2001. 246 с.
  172. Управление школой: теоретические основы и методы: Учебное пособие / Под ред. B.C. Лазарева. М.: Центр социальных и экономических исследований, 1997.-336 с.
  173. Управление ресурсами в условиях рынка. Управление человеческими ресурсами. кн.З. Подготовлена С. Браун, М. Моррисом. М.: — МИМ ЛИНК.1999. С. 149
  174. Управление развитием школы. Пособие для руков. образ, учрежд. / Под ред. М. М. Поташника и B.C. Лазарева. М.: Новая школа, 1995. — 464 с.
  175. Учебно-методическое обеспечение системы повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования: Учебное пособие / Научные редакторы Т. И. Шамова, П. К. Одинцов. Москва — Барнаул: БГПУ, 1997.-90 с.
  176. Учреждения образования как социально-педагогические модели: Сборник научных работ. Киров, Изд-во ИУУ, 2001. — 126 с.
  177. К.М. Подготовка управленческих кадров образования. М.: Сентябрь, 1997.-176 с.
  178. К.М. Ресурсы управления школьной организацией. М.: Сентябрь, 2000.- 144 с.
  179. К.Д. Соб. соч. М.: Педагогика, 1974 — т. 8. с. 11−28.
  180. Е.И., Ясюкевич М. В. Социология и психология в управлении школой, научно-методическое пособие. М.: Прометей, 2000. — 98 с.
  181. Федерально-региональная программа. Развитие системы образования на селе. М.: Министерство образования РФ. — 1999. — 45 с.
  182. Философский энциклопедический словарь. / Гл. редакция: Л. Ф. Ильичев, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалев, В. Г. Панов М.: Сов. Энциклопедия, 1983. — 840 с.
  183. О.Г., Поташник М. М., Лоренсов А. В. Развитие школы как инновационный процесс: Методическое пособие для руководителей образовательных учреждений. // Под ред. М. М. Поташника. М.: Новая школа, 1994.-64 с.
  184. A.M. Педагогические основы вариативной организации сельской школы. М.: Новая школа. — 1992. — 90 с.
  185. Н.М., Каплунович Т. А. Моделирование инновационной деятельности в системе повышения квалификации. Новгород. 1996. — 311 с.
  186. Р.Г. Моделирование педагогических ситуаций в ролевых играх: Сборник ролевых игр. М., 1991. — 101 с.
  187. В.Д. Деятельность и способности. М.: Логос, 1984. — 320 с.
  188. Т.И. Активизация учения школьников. — М.: Педагогика, 1989. -209 с.
  189. Т.И. Исследовательский подход в управлении школой. — М.: A111I ЦИТП, 1992.-64 с.
  190. Т.И. Подготовка директоров школ: опыт и перспективы / Советская педагогика. 1990. — № 23 — С 76−80.
  191. Т.Н., Ахлестин К. Н. Профессиограмма директора общеобразовательной школы. — М.: МГПИ, 1988. 66 с.
  192. Т.И., Давыденко Т. М. Управление образовательным процессом в адаптивной школе. М.: Центр «Педагогический поиск», 2001. 384 с.
  193. Т.И., Давыденко Т. М., Шибанова Г. Н. Управление образовательными системами. / Под ред. Т. И. Шамовой. М.: Академия. — 2002. — 384 с.
  194. Т.И., Третьяков П. И., Капустина Н. П. Управление образовательными системами: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. Т. И. Шамовой. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. — 320 с.
  195. Т.И., Тюлю Г. М., Литвиненко Э. В. Оценка управленческой деятельности руководителя школы. Изд-во Вологодского ИПКПГПС, 1995. 74 с.
  196. Н.Н. Подготовка руководителей образовательных учреждений к управлению инновационными процессами в сфере воспитания. / Автореферат дисс. на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Киров. 1998. С. 22
  197. Н.И. Социальная психология в образовании. Учебное пособие и.с. М.: Владос, 1995. — 544 с.
  198. В.М. Настольная книга бизнесмена и менеджера. (Управленческая гуманиторология). М.: Финансы и статистика, 1992. — 240 с.
  199. С.Е., Кальней В. А. Мониторинг качества образования в школе. -М.: Педагогическое общество России, 1999.-320 с.
  200. В.А. Введение в методологию научного познания. Издание Ленинградского университета. 1972. — 191 с.
  201. Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. М.: Просвещение, 1979. 160 с.
  202. Н.Е. Педагогическая технология как учебная дисциплина // Педагогика. 1993. — № 2 — С.66−70.
  203. Эксперимент в школе: Организация и управление. Рекомендации для руководителей школ и учителей. / Под ред. М. М. Поташника. М.: 1992. -214 с.
  204. Э.Г. Системный подход и принцип деятельности. М.: 1978.
  205. В.З. Педагогические инновации в сельских школах: Учебное пособие. Киров: Вятский педуниверситет, 1996. — 80 с.
  206. В.З. Социально-педагогическое проектирование в региональных системах образования. Монография. Киров: Изд-во ВГПУ. 1998. — 120 с.
  207. И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе / М.: Сентябрь, 1996. 96 с.
  208. Е.А. Педагогика, психология, дефектология и медицина в модели адаптивной школы. / Народное образование. 2002. — №№ 1,2. с. 79−85, с. 91−99.
  209. В.А. Экспертиза школьной образовательной среды. / Библ. ж. Директор школы. 2000. — № 2. — М.: Сентябрь. — 110 с.
  210. Mike Woodcocr Dave Francis The Undlocked MANAGER/ A practical quide to self development/ M.: Delo, 1991,-320 p.
  211. Personaliti and pesonal growth Robert Frager, James Fadiman Long Man. СПб: прайм Evroznak, 2000. — 864 p.
  212. Tomas Lickona. EDUCATING for character. How our schools can teach respect and responsibility. Bantan books. New York — Toronto — London — Sydney/ -1991,478 p.1. АНКЕТА
  213. Динамика современной жизни побуждает нас многое переоценивать, переосмысливать в организации образовательного процесса.
  214. В последние годы проблема формирования адаптивной образовательной среды оказалась в центре внимания ученых, практических работников.
  215. Нам очень важно познакомиться с вашим пониманием, видением этой проблемы. Благодарим за участие!
  216. Перечислите, пожалуйста, виды адаптации, которые Вам известны.
  217. На каком уровне ^ Вы (администрация школы) можете оказать (обеспечить) поддержку учителей в процессе реализации ими функций управления формированием адаптивной обра зовательной среды сельской школы1. Функции управления
  218. Информа- Мотиваци- Планово- Органнза- Контроль- Регулятив-
  219. Структура методической службы должна быть адаптирована к образовательным потребностям педагогов, руководителей школ
Заполнить форму текущей работой