Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Развитие творческих способностей подростков средствами изобразительного искусства на занятиях мультипликацией в системе дополнительного образования

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Имеются исследования, близкие по тематике, которые посвящены разработке психолого-педагогической технологии формирования и развития творческих способностей, например, средствами декоративно-прикладного искусства (И.В.Марченко, Л. С. Мазикина, И.В.Козлов), средствами фотографии (А.В.Рузаев), на занятиях по изготовлению мягкой игрушки (А.В.Игнатьева), средствами телефильма (Л.Л.Сикорук). Во всех… Читать ещё >

Содержание

  • 1. Введение
  • 2. Глава
  • Психолого-педагогические основы развития творческих способностей подростков в процессе работы над мультипликационными фильмами в системе дополнительного образования
    • 1. 1. Творчество и критерии его развития
    • 1. 2. Создание мультипликационного фильма как средство развития творческих способностей подростков
    • 1. 3. Дополнительное образование как развивающая и воспитательная система и его роль в развитии творческих способностей детей
  • 3. Глава
  • Экспериментальное исследование развития творческих способностей подростков средствами изобразительного искусства в процессе создания мультипликационного фильма
    • 2. 1. Выявление уровня развития изобразительных и творческих способностей школьников
    • 2. 2. Развитие творческих способностей подростков в процессе создания мультипликационного фильма в рамках учреждения дополнительного образования
    • 2. 3. Методика развития творческих способностей подростков, средствами изобразительного искусства в процессе работы над мультипликационным фильмом в системе дополнительного образования

Развитие творческих способностей подростков средствами изобразительного искусства на занятиях мультипликацией в системе дополнительного образования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Проблема исследования и ее актуальность. Социальные процессы, происходящие в обществе на каждом этапе исторического развития, не могут происходить без участия людей, умеющих образнр мыслить и творчески относиться к делу. Необходимость проявления творчества, поиск нестандартных путей решения задач в любой сфере деятельности — требованиё не только сегодняшнего дня, но и будущего.

Развитие творчески активной личности во все времена было непростым делом, поэтому вопросы творчества и его места в системе формирования личности, проблемы его активизации всегда интересовали философов, психологов, педагогов.

Однако, новую личность невозможно развивать и воспитывать только старыми способами, а потому так важны сегодня поиски новых резервов, методов и способов развития личности и раскрытия ее творческого потенциала.

Вопросы творчества, проблемы развития творческих способностей в процессе деятельности освещаются в исследованияхЛ.С.Выготского, Е. И. Игнатьева, А. Н. Леонтьева, Н. С. Лейтеса, С. Л. Рубинштейна, Б. М. Теплова,.

Л.Б.Ермолаевой-Томиной и др.

Особое место в формировании и развитии творческих способностей, нестандартного подхода к любому делу всегда занимала художественная деятельность.

Теоретические вопросы активизации творческой деятельности освещаются в психолого-педагогических научных работах В. С. Кузина, Н. Н. Ростовцева, Е. В. Шорохова, Н. С. Боголюбова и др.

Эти ученые отмечают, что изобразительная деятельность и художественный труд являются благоприятными для развития основных компонентов творческих способностейинтеллектуальной инициативы, поисковой активности и направленности на самосовершенствование и совершенствование окружающего мира.

Современное изобразительное искусство значительно расширило свои границы: кино, телевидение, фотография, компьютерный дизайн и анимация, видео и многое другое активно вошли в нашу жизнь. Понятие синтеза культуры означает сегодня' такую работу воображения, которая объединяет в себе творческое мышление и знания на качественно новом уровне.

Развитие творческих способностей требует сочетания множества соответствующих условий и факторов, главным из которых является присутствие творческой доминантной цели, которая реализуется при наличии необходимых качеств: познания, владения интеллектуальными, творческими и физическими двигательными навыками. Еще одним необходимым условием для развития творческих способностей является разнообразие форм и видов деятельности, в которых человек участвует.

Вопросами полихудожественного развития на основе взаимодействия искусств занимались Б. П. Юсов, Ю. А. Тамм, Е. А. Ермолинская.

Под полихудожественным воспитанием школьников подразумевается такая форма приобщения к искусству, которая позволяет детям понять истоки разных видов художественной деятельности и приобрести базовые представления и навыки из области каждого искусства.

Имеются исследования, близкие по тематике, которые посвящены разработке психолого-педагогической технологии формирования и развития творческих способностей, например, средствами декоративно-прикладного искусства (И.В.Марченко, Л. С. Мазикина, И.В.Козлов), средствами фотографии (А.В.Рузаев), на занятиях по изготовлению мягкой игрушки (А.В.Игнатьева), средствами телефильма (Л.Л.Сикорук). Во всех этих исследованиях показана необходимость комплексного подхода к формированию творческих способностей.

Рассмотрев объекты развития, мы выбрали ту деятельность, которая наиболее соответствует вышеперечисленным условиям, и способствует эффективному развитию творческих способностей. К числу таких форм деятельности относится комплексное синтетическое искусство мультипликации, близкое и понятное и детям, и взрослым.

Мультипликация предоставляет большие возможности для развития творческих способностей, сочетая теоретические и практические занятия, результатом которых является реальный продукт самостоятельного творческого труда детей. В процессе создания мультипликационного фильма у детей развиваются сенсомоторные качества, связанные ~с действиями руки ребенка, обеспечивающие быстрое и точное усвоение технических приемов в различных видах деятельности, восприятие пропорций, особенностей объемной и плоской формы, характера линий, пространственных отношенийцвета, ритма, движения. Творческие способности, направленные на создание нового, формируются только на нестандартном материале, который делает невозможным работу по существующему шаблону, анимация — искусство, разрушающее все стереотипы изображения, движения, создания образов, чьи «границы совпадают только с границами воображения».

Интеграция разных видов изобразительного искусства: рисунок, живопись, лепка, дизайн и декоративно-прикладное творчество сосуществуют в мультипликации на равных. А сам процесс создания мультфильма включает занятия литературные, музыкальные, актерские, режиссерские, операторские, которые помогают создавать изобразительные образы и вносят в них новый смысл.

Кроме того, занимаясь различными видами деятельности, осваивая новые материалы и техники, дети нацелены на конкретный результат, достаточно четко представляя ДЛЯ ЧЕГО они рисуют, лепят, мастерят. И то, и другое является наиболее благоприятными условиями для развития творчества.

Важнейшие факты истории развития искусства мультипликации отмечены в трудах С. С. Асенина, Н. И. Венгер, А. А. Волкова, И.П.Иванова-Вано и др. В большинстве работ дается практическое руководство по технике съемки мультипликационных фильмов, но недостаточно внимания уделяется изучению возможности использования занятий по созданию мультипликационных фильмов как средства формирования и развития творческих способностей школьников.

Определившись с видом деятельности, мы рассмотрели условия, в которых эта деятельность будет протекать наиболее эффективно. Заложенный в детях интеллектуальный и творческий потенциал реализуется наиболее полно, если образовательный процесс выносится за рамки традиционного школьного обучения. Возможности развития творческого потенциала ребенка в полной мере предоставляет дополнительное образование, которое в последнее время наряду с общеобразовательной школой, активно включается в процесс воспитания и развития детей.

Дополнительное образование, предоставляя детям возможность попробовать себя в различных видах деятельности, ориентирует на выбор профессии и способствует появлению индивидуальной, профессиональной, целевой направленности.

Но в дополнительном образовании на занятиях с подростками в учебно-воспитательном процессе, интегрирующем множество навыков и творческих задач, существует проблема развития творческих способностей средствами изобразительного искусства.

Рассматривая данную проблему, следует отметить, что немаловажную роль в ее решении играет изобразительная деятельность, направленная на освоение специфики и особенностей искусства мультипликации, обоснованное и активное использование возможностей мультипликации, разнообразных технических средств обучения.

Следует подчеркнуть то обстоятельство, что освоение специфики мультипликации, изучение ее выразительных возможностей и художественных функций в процессе изобразительной деятельности тесно связано с художественным образованием и эстетическим воспитанием подростков в системе дополнительного образования. Занятия мультипликацией помогают увидеть привычное по-новому, понять красоту окружающего мира и человеческих отношений, что способствует формированию эстетического вкуса, приобрести технические знания, воспитать трудовые навыки и умения, развить специальные и творческие способности.

Находясь в постоянном движении, мультипликация развивается и совершенствуется в работах современных мастеров этого вида творчества. Мы считаем, что изучение искусства мультипликации в условиях дополнительного образования, исторических. фактов его. развития, .сюжетов / образных современных трактовок, поможет наиболее эффективному развитию творческих способностей детей подросткового возраста.

Занятие комплексным искусством мультипликации, находящемся на стыке обучения, воспитания и художественного развития ребенкапрекрасный вид деятельности для развития изобразительных навыков и художественно-творческих способностей. Развитые на этих занятиях воображение, чувство цвета, ритма, восприятие и умение передавать пропорции, объем, движение, помогут человеку любой профессии, в любом виде деятельности, которым он будет заниматься в жизни. Вышесказанное определяет актуальность данной проблемы.

На основании этих теоретических положений была выдвинута гипотеза, которая стала основой наших экспериментальных исследований.

Мы исходили из предположения о том, что развитие творческих способностей подростков средствами изобразительного искусства в процессе создания мультипликационного фильма в условиях дополнительного образования будет более эффективным, если в процессе занятий применяется: методическая система целенаправленного развития художественно-творческих способностей, позволяющая развивать специальные и творческие навыки подростков, и в которой ведущая роль отводится:

• взаимодействию различных видов искусства (графика, живопись, декоративно-прикладное искусство, литература, музыка, театр), объединенных общей целью и результатом — созданием мультипликационного фильма;

• включению, разнообразных видов изобразительной (рисование, лепка, конструирование, роспись по ткани, изготовление кукол из различных материалов и т. д.) и технической (освоение различных техник съемки, работа с кино, — видео, — аудио аппаратурой) деятельности;

• использованию системы заданий и упражнений, раскрывающих изобразительно-выразительные возможности искусства мультипликации и направленных на освоение детьми различных материалов и технических приемов художественной выразительности;

• теоретической подаче материала с обязательной демонстрацией мультипликационных кино, — теле, — слайд — фильмов, а также практической деятельности с использованием технических средств.

Эта система основана на глубоком изучении законов творчества, фаз творческого процесса, условий развития креативности. Она учитывает индивидуально-психологические особенности подростков, ее введению предшествует диагностика изобразительных умений и творческих способностей подростков, в каждом задании ставятся учебные и творческие задачи. Подросткам даются знания основ изобразительной грамоты и мультипликации, осваиваются приемы и методы работы над мультипликационным фильмом.

Анализ состояния поставленной проблемы позволил сформулировать цель исследования: разработать, обосновать и экспериментально проверить эффективные методы развития творческих способностей подростков средствами изобразительного искусства при работе над мультипликационным фильмом в системе дополнительного образования.

Объектом исследования является процесс художественно-творческой деятельности подростков в системе дополнительного образования.

Предмет исследования составляет процесс целенаправленного развития творческих способностей подростков средствами изобразительного искусства в процессе создания мультипликационных фильмов на занятиях в учреждении дополнительного образования.

В соответствии с проблемой, целью и гипотезой определены задачи исследования:

• определить психолого-педагогические основы развития творческих способностей подростков в процессе создания мультипликационного фильма;

• рассмотреть систему дополнительного образования как наиболее соответствующую для развития творческих способностей детей;

• рассмотреть и обосновать связь мультипликации с изобразительным искусством и ее возможности в развитии творческих способностей детей;

• разработать принципы и методы организации занятий по мультипликации в условиях дополнительного образования;

• апробировать разработанные методы в учреждении дополнительного образования в процессе экспериментального обучения школьников основам мультипликации;

• разработать и экспериментально проверить эффективную программу.

Для реализации поставленной цели и решения задач по проверке гипотезы нами использовались следующие методы:

• теоретический анализ и изучение литературы по педагогике, методике, психологии, философии, эстетике, теории изобразительного искусства, истории мультипликации.

• наблюдение за познавательной, репродуктивной и творческой деятельностью подростков в процессе работы по созданию мультипликационного фильма- ¦

• анализ результатов детского творчества в общеобразовательной школе и учреждении дополнительного образования;

• педагогический эксперимент — поисковый, констатирующий, формирующий, контрольный;

• обработка результатов, полученных в ходе экспериментов.

Методологическую основу исследования составляют:

• методы педагогических исследований.

• психолого-педагогические труды и результаты исследований отечественных и зарубежных ученых по проблеме развития творческих способностей.

• основные положения дидактики обучения, используемые в отечественной художественной школе.

Теоретической основой являются труды отечественных и зарубежных ученых, методистов и художников-педагогов в области педагогики, психологии, методики преподавания изобразительного искусства и искусства мультипликации.

Этапы исследования :

На первом этапе (2000;2001г.г.) подбиралась, изучалась • и анализировалась психологическая, философская, методическая и специальная литература по теме исследования. Определялись исходные позиции исследования: цель, гипотеза, задачи, методология и методика экспериментальной работы.

На втором этапе (2001;2003г.г.) осуществлялась экспериментальная проверка гипотезы, проводились констатирующий, формирующий и контролирующий эксперименты.

На третьем этапе (2003;2004г.г.) подводились итоги, делались выводы, осуществлялась систематизация и обобщение результатов исследования, оформлялась диссертация.

Научная новизна исследования:

• разработана, обоснована и экспериментально проверена методика развития творческих способностей подростков в процессе занятий мультипликацией в условиях учреждения дополнительного образования, основанная на изучении ' структуры творчества и учитывающая индивидуально-психологические особенности подростков. Ведущая роль в этой методике отводится взаимодействию различных видов искусства, объединенных общей целью и результатом — созданием мультипликационного фильма, включению разнообразных видов изобразительной и технической деятельности, использованию специальной системы заданий и упражнений, развивающих творческий потенциал подростка;

• изучены и выявлены психолого-педагогические основы развития творческих способностей подростков в процессе занятий мультипликацией в системе дополнительного образования;

• теоретически обоснованы методы организации и проведения занятий, направленных на развитие творческих способностей подростков.

• разработана экспериментальная учебная программа для учреждений дополнительного образования по мультипликации на основе взаимодействия искусств.

Теоретическая значимость исследования: внесен вклад в теорию и методику преподавания изобразительного искусства, решена важная научно-педагогическая задача развития творческих способностей подростков средствами изобразительного искусства в процессе создания мультипликационного фильма в условиях дополнительного образования.

Практическая значимость исследования состоит в том, что разработанные автором программа и методические рекомендации по проведению занятий, направленные на развитие творческих способностей подростков, позволяют с большей эффективностью организовать учебно-воспитательный процесс на занятиях по изобразительному искусству и мультипликации в системе дополнительного образования.

Полученные результаты исследования и выводы могут быть использованы педагогами дополнительного образования для организации занятий по изобразительной деятельности, учителями общеобразовательных школ для организации занятий с детьми во внеурочное время: в кружках, группах продленного дня, лагерной работе, а также при разработке учебных программ и пособий, могут служить материалом для дальнейшей научно-практической работы.

Экспериментальное исследование проводилось в средних школах № 19, 33 и 34, Центре дополнительного образования № 1 и Центре развития творчества детей и юношества города Астрахани.

1. Алпатов М. В. Постижение искусства. Немеркнущее наследие. — М., 1990. с.7−12.

2. Амонашвили Ш. А. Педагогическая симфония. М., 2002.665 с.

3. Аршавский В. В., Ротенберг B.C. Право на «правополушарный» образ мыслей. М,.1991.-235с.

4. Арнольди Э. Жизнь и сказки Уолта Диснея. Л., 1974.-315с.

5. Асмолов А. Г. Дополнительное образование как зона ближайшего развития образования в России: от традиционной педагогики к логике развития. // Внешкольник. 1997. — № 9. с.10−15.

6. Асенин С. Волшебники экрана. М., 1974.-28с.

7. Асенин С. Мир мультфильма. М., 1986.-196с.

8. Андреев В. И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности: основы педагогики. Казань, 1961.-341с.

9. Ананьев Б. Г., Рыбалко Е. Ф. Особенности восприятия пространства у детей. М., 1964.-98с.

10. Алексеева Н. В., Артюшин Л. Ф. Цветной фильм. М., 1981. -175 е., 20л. Ил.

11. Аринина Н. А. Уроки прекрасного. М., 1983.-301с.

12. Алексахин Н. Н. Волшебная глина. Методика преподавания лепки в детском кружке. М., 1998. -48 с.

13. Абрамова М. А. Беседы и дидактические игры на уроках по изобразительному искусству. М., 2002. -128 с.

14. Бабанский Ю. К. Оптимизация процесса обучения. Общедидактический аспект. М., 1977.-192с.

15. Бакушинский А. В. Художественное творчество и воспитание. М., 1925. -240 с.

16. Бакушинский А. В. Исследования и статьи. М., 1981.-351с., ил.

17. Блонский П. П. Избранные педагогические и психологические сочинения. М., 1979.-174с.

18. Блонский П. П. Мышление и память. СПб., 2001. -286с.

19. Брушлинский А. В. Культурно-историческая теория мышления. М., 1968.-57с.

20. Бруднов А. К. От внешкольной работы к дополнительному образованию. // Внешкольник. 1996.-№ 31.

21. Боголюбов Н. С. Формирование творческих способностей учащихся средней школы средствами изобразительного искусства. Краснодар, 1992. — 28 с.

22. Боголюбов Н. С. Формирование творческих способностей учащихся средней школы средствами изобразительного искусства с учетом индивидуального подхода: Дис. д-ра пед. наук. М., 1993.

23. Боголюбов Н. С. Скульптура на занятиях в школьном кружке. М., 1986. — 128 е., ил.

24. Божович Л. И. Изучение личности и ее формирования в онтогенезе. Проблемы управления процессом формирования личности. М., 1972.-80с.

25. Беда Г. В. Основы изобразительной грамоты: рисунок, живопись, композиция. М., 1981.-239с.

26. Бычков В. В. Эстетика. М., 2002.-421с.

27. Баженова Л. М. Формирование основ экранной грамотности как средство художественного воспитания. // Начальная школа 1991, № 8.

28. Борев Ю. Б. Эстетика. М., 1981.-496с.

29. Бартон К. Как снимают мультфильмы. М., 1971.-85с.

30. Будза А. Арт-терапия. Йога внутреннего художника.- М., 2002.-274с.

31. Буйлова Л. Н., Кочнева С. В. Организация методической службы учреждений дополнительного образования детей: учебно-методическое пособие. М., 2001. -160 с.

32. Взаимодействие и интеграция искусств в полихудожественном развитии школьников./ Под ред. Б. П. Юсова, Г. Г. Шевченко.- Луганск. 1990.-309с.

33. Выготский Л. С. Педагогическая психология. М,. 1981.-344с.

34. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психологический очерк: книга для учителя. М., 1990. -93 е., ил.

35. Выготский Л. С. Собрание сочинений в 2-х томах. -М., 1982.

36. Волков А. А. Мультипликационный фильм. М., 1974.40 с.

37. Воскресенская И. Н. Звуковое решение фильма. М., 1984. -118 е., ил.

38. Вайнштейн М. П. Искусство быть зрителем. М. 1977. -61 с.

39. Венжер Н. Сотворение фильма. М., 1980. -97 с.

40. Выгонов В. В. Оригами. М., 2003. — 126 с.

41. Василюк Ф. Е. Психология переживания. М., 1980.-128с.

42. Вайнцвайг Поль. Десять заповедей творческой личности. М., 1990. — 213 с.

43. Возрастные и индивидуальные особенности образного мышления учащихся./ Под ред. И. С. Якиманской. М., 1989. — 224 с.

44. Волков И. П. Приобщение школьников к творчеству. -М., 1982. -144 с.

45. Вечерский В. Т. Школьная игротека. М., 1972. -176 е., ил.

46. Волков Н. Н. Цвет в живописи. — М.# 1995.-572с.

47. Волков Н. Н. Восприятие картины. М., 1996.-32с.

48. Волков Н. Н. Композиция в живописи. М., 1977. -263 с.

49. Власенков П. Развивающее обучение русскому языку. М., 1983. — 278 с.

50. Вопросы изобразительного творчества. / Под ред. В. С. Кузина. М., 1971.-200с.

51. Вопросы психологии способностей.//Сборник статей под ред. В. А. Крутецкого. М., 1973.

52. Волкова М. Г. Развитие способностей у детейоснова жизненного успеха. М., 1984.-79с.

53. Гнедич П. П. История искусств. Живопись. Скульптура. Архитектура. М., 2002. — 841 с.

54. Гамбург Е. Тайны рисованного мира. М., 1966.-213с.

55. Гальперин П. Я. Физиологические особенности детей. -М. 1965. -243 с.

56. Голицын Г. А., Петров В. М. Информация. Поведение. Творчество. М., 1991.-354с.

57. Гончаренко Н. В. Гений в искусстве и науке. М., 1991.-95с.

58. Гелб М. Д. Научитесь мыслить и рисовать как Леонардо да Винчи. Минск. 2000.-472с.

59. Гилфорд Д. Три стороны интеллекта. //Сб. Психология мышления. М., 1965.-443с.

60. Голуб Б. А. Основы общей дидактики: учебное пособие для студентов педвузов. М., 1999. -96 с.

61. Гульпа А. В. Принципы эстетики. М., 1987.-65с.

62. Горичева B.C. Куклы. Ярославль. 1999. 192с.

63. Григорьева Н. Я. Роспись по ткани.- СПб., 2001.-112с.

64. Герчук Ю. А. Основы художественной грамоты: язык и смысл изобразительного искусства. Учебное пособие. М., 1998. -208с.

65. Гатанов Ю. Б. Курс развития творческого мышления для детей 7−10 лет. СПб. 1997.-72с.

66. Гильбух Ю. З. Внимание: одаренные дети. М., 1991.-73с.

67. Геронимус Т. М. 150 уроков труда в 1−4 классах. М., 1994. — 192с.

68. Городкова Т. В., Нагибина М. И. Мягкие игрушкимультяшки и зверушки. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль, 1998. -240с., ил.

69. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения. Опыт теоретических и экспериментальных психологических исследований. М., 1986.-132с.

70. Ермолаева М. В. Практическая психология детского творчества. М., 2001.-194с.

71. Ермолаева-Томина Л. Б. Роль диагностики в развитии творческих способностей.// Творчество и педагогика. М. 1998. C65−69.

72. Ермолаева-Томина Л. Б. Развитие креативности на занятиях изобразительным искусством. // Сб. научно-методических трудов. Совершенствование методики преподавания художественно-творческих дисциплин.- М., 2002.

73. Ермолаева-Томина Л. Б. Креативность как реализация потенциальных способностей человека. // Сб. научных трудов. Современные технологии обучения художественно-графическим дисциплинам.- М., 2001.

74. Ермолаева-Томина Л. Б. Формирование психической культуры у воспитанников детских домов и школ-интернатов. // Материалы Российско-Американской научно-практической конференции «Развитие личности ребенка: проблемы, решения, поиск. М., 1995. с.23−33.

75. Ермолаева-Томина Л. Б. Психология художественного творчества: учебное пособие для вузов. М., 2003.-303с.

76. Евладова Е. Б., Логинова Л. Г., Михайлова Н. Н. Дополнительное образование детей. Учебное пособие для студентов учреждений сред. Проф. Образования. М., 2002.-192с.

77. Евладова Е. Б., Логинова Л. Г. Организация дополнительного образования детей. Практикум. М., 2003.-352с.

78. Еременко Т. И. Иголка-волшебница. М., 1988. -142с., ил.

79. Ермолинская Е. А. Программа по изобразительному искусству 1−9 классы (на основе взаимодействия искусств). // Изобразительное искусство в школе. № 5,6. 2003.

80. Живая Этика. Антология гуманной педагогики. М., 1999.-220с.

81. Жегалова С., Жижина С. Пряник, прялка, птица Сирин. М., 1983.-196с.

82. Запорожец А. В. Избранные труды в 2-х томах. М., 1986.-307с.

83. Зиньковский В. В. Психология детства. М., 1996.-437с.

84. Захарова Е. А. Попробуй рисовать мышкой.- М., 2000.-54с.

85. Зельцерман Б., Рогалева Н. Учись! Твори! Развивайся! Рига, 1998.-106с.

86. Закревский Ю. Звуковой образ в фильме. М., 1970.-127с.

87. Игнатьев Е. И. Психология изобразительной деятельности детей. М., 1961.-223с.

88. Игнатьев Е. И. Возрастные особенности формирования зрительного образа у детей.// Ученые записки: восприятие и воображение. МПГИ, 1963. с.5−36.

89. Игнатьев С. Е. Процессы создания художественного образа в изобразительной деятельности детей. // Сб. научно-методических трудов. Совершенствование методики преподавания художественно-творческих дисциплин. М., 2001.

90. Ительсон Л. Б. Лекции по общей психологии. М., 2000.-896с.

91. Ильина М. В. Воображение и творческое мышление. Психодиагностические методики. М., 2004.-56с.

92. Иванов-Вано И. П. Кадр за кадром. М., 1980.-324с., ил.

93. История искусства зарубежных стран. / Под ред. М. В. Доброклонского.-М., 1981.-407с.

94. Ильин B.C. Формирование личности школьника. -М., 1984.-79с.

95. Караковский В. Н. Общечеловеческие ценностиоснова целостного учебно-воспитательного процесса. М., 1992. -44с.

96. Кузин B.C. Основы обучения изобразительному искусству в общеобразовательной школе: пособие для учителя. М., 1972.-207с., ил.

97. Кузин B.C. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальных классах. М., 1984.-319с., ил.

98. Кузин B.C. Психология. Учебник 3-е изд. М., 1997.

99. Канн-Калик В. А. Учителю о педагогическом общении: книга для учителя. М., 1987.-190с.

100. Кондахчан Е. С. Методика преподавания рисунка в средней школе. М., 1951.-17бс.

101. Кабалевский Д. Б. Прекрасное пробуждает доброе. -М., 1973.-206с.

102. Коршунова А. С. Воображение и его роль в познании. М., 1979.-214с.

103. Краних Э. М. Свободные вальдорфские школы. М., 1992.-32с.

104. Кудина Г. Н., Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З. Н. Как развивать художественное восприятие у школьников. -М., 1988.-79с.

105. Кузмина Н. В. Педагогическое мастерство учителя как фактор развития способностей учащихся.// Вопросы психологии. № 1, 1984.

106. Кулюткин Ю. Н., Сухобская Т. С. Развитие творческого мышления школьников. Л., 1968.-98с.

107. Коваль М. Б. Педагогика внешкольного учреждения. -Оренбург, 1993.-104с.

108. Костерин Н. П. Учебное рисование. М., 1984.-240с., ил.

109. Кравцова Е. Е. Разбуди в ребенке волшебника. М., 1996.-160с.

110. Конышева Н. М. Лепка в начальных классах. М., 1985.-80с.

111. Кудрявцев В. Т. Смысл человеческого детства и психическое развитие ребенка. Учебное пособие. М., 1997.-175с.

112. Красный Ю. Е., Курдюкова Л. И. Мультфильм руками детей. М., 1990.-175с.

113. Крэйн У. Теории развития. Секреты формирования личности. СПб., 2002.-512с.

114. Кузнецова Н. А., Яковлева Д. Е. Управление методической работой в учреждениях дополнительного образования детей. Пособие для руководителей и педагогов. М., 2003.-96с.

115. Королев М. М. Искусство театра кукол. Л., 1973.-98с.

116. Кожохина С. К. Батик. Ярославль, 2000.-144с.

117. Карандашев Ю. В. Как дети понимают взрослых. — Минск, 1981.-52с.

118. Крутоус В. П. Путь к прекрасному. М., 1989.-192с.

119. Катханова Ю. Ф., Васильев А. И. Изобразительное искусство 2 класс. 2 часть. Рабочая тетрадь. М., 2000.-56с.

120. Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. М., 1981.-204с.

121. Леонтьев А. А. Деятельность. Сознание. Личность. -М., 1977.-304с.

122. Леонтьев А. А. Педагогическое общение. М., 1979.-187с.

123. Лернер Я. Я. Дидактическая основа формирования познавательной самостоятельности учащихся при изучении гуманитарных дисциплин. М., 1977.-64с.

124. Лернер Я. Я. Дидактические основы методов обучения. М., 1981.-186с.

125. Лихачев Д. С. Земля родная: книга для учащихся. -М., 1983.-265с.

126. Лихачев Д. С. Письма о добром и прекрасном. М., 1989.-238с.

127. Лотман Ю. Избранные статьи в 3-х томах. Таллин, 1992.-683с.

128. Лук А. Н. Мышление творчество. М., 1976.-144с.

129. Лоусон Д. Фильм творческий процесс. — М., 1965.-119с.

130. Леонтьева Г. К. Питомцы муз. Л., 1967.-65с.

131. Лейтес Н. С. Способности и одаренность в детские годы. М., 1984.-286с.

132. Лейтес Н. С. Умственные способности и возраст. М., 1971.-279с.

133. Луиз Харт. Из гусеницы в бабочку. СПб., 1997.-97с.

134. Лурия А. Р. Основы нейропсихологии. М., 1973.-315с.

135. Леонова Е. В. Возможности дополнительного образования по развитию интеллектуального и творческого потенциала детей.// Дополнительное образование. № 5, 2001.

136. Люблинская А. А. Детская психология. М., 1971.-224с.

137. Марков М. Искусство как процесс. М., 1970.-192с.

138. Матюхин И., Рыбникова И. Методы развития памяти, образного мышления, воображения. Волгоград, 2000.-79с.

139. Мелик-Пашаев А., Новлянская 3. Ступеньки к творчеству. М., 1987.-236с.

140. Мелик-Пашаев А. А. Психологические проблемы эстетического воспитания и художественно-творческого развития школьников.// Вопросы психологии. 1989. № 1.

141. Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З. Н. Трансформация детской игры в художественное творчество.// Искусство в школе. 1994. № 2.

142. Мигунов А. С. Искусство и процесс познания. М., 1986. -154с.

143. Мухина B.C. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта. М., 1981.238с.

144. Макарова Е. Г. В начале было детство: записки педагога. М., 1990.-256с.

145. Масеев И. Что такое эстетика. М., 1965.-175с.

146. Методика воспитательной работы. / Под ред. В. А. Сластенина. М., 2002.-144с.

147. Маленкова Л. И. Теория и методика воспитания. М., 2002.-569с.

148. Микалко М. Тренинг интуиции. СПб., 2001.-192с.

149. Мудрость вымысла. Мастера мультипликации о себе и своем искусстве./ Сост. С. В. Асенин. М., 1983.-207с., ил.

150. Меерович М. И., Шрагина Л. И. Технология творческого мышления. М., 2000.-428с.

151. Межиева М. В. Развитие творческих способностей у детей 5−9 лет. Ярославль, 2002.-125с.

152. Никитин Б. П. Интеллектуальные игры. М., 2001.-184с.

153. Неменский Б. М. Мудрость красоты. М., 1981.-255с., ил.

154. Новикова И. В., Базулина Л. В. Сто поделок из кожи. -Ярославль, 1999.-160с.

155. Общая психодиагностика. /Под ред. А. А. Бодалева., В. В. Столина. М., 1987.-531с.

156. Оконь В. Основы проблемного обучения. М., 1968.-208с.

157. Орловский Г. И. Учитесь смотреть и видеть. М., 1968.-79с.

158. Организация методической службы учреждений дополнительного образования детей. М., 2001.-198с.

159. Основы психодиагностики. /Под ред. А. Г. Шмелева. -Ростов-на-Дону, 1996.-375с.

160. Ошо. Творчество. Высвобождение внутренних сил. -СПб., 2000.-192с.

161. Повышение эффективности уроков изобразительного искусства. / Под ред. B.C. Кузина. М., 1975.

162. Пономарев Я. А. Знание, мышление и умственное развитие. М., 1967.-98с.

163. Пономарев Я. А. Психология творчества. М., 1976.-280с.

164. Построение модели личностно-ориентированной школы./ Под ред. И. С. Якиманской. М., 2000.-513с.

165. Программа «Изобразительное искусство и художественный труд». М., 1988.-142с.

166. Программа «Изобразительное искусство 1−9 классы». М., 1996.-160с.

167. Программа «Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно-прикладного искусства». М., 1994.-142с.

168. Программа «Интегрированная программа полихудожественного развития на основе взаимодействия искусств 1−11 классы». М., 1991.-204с.

169. Психология развивающейся личности. / Под ред. А. В. Петровского. М., 1987.-245с.

170. Пути повышения эффективности преподавания изобразительного искусства: сборник статей./ Сост. Е. В. Шорохов, А. Е. Терентьев, А. И. Васильев. М., 1995.

171. Претте М., Капальдо А. Творчество и выражение. -М., ч.1 1981., ч.2. 1985.

172. Полунина В. Н. Искусство и дети. М., 1982.-234с.

173. Пидкасистый П. И., Портнов М. Л. Искусство преподавания. М., 1999.-212с.

174. Подласый И. П. Педагогика в 2-х книгах. Учебник для студентов высших учебных заведений. М., 2003.-537с., ил.

175. Передвижники. Сборник статей. / Под ред. И. М. Гофман. М., 1977.-359с., ил.

176. Программа педагога дополнительного образования от разработки до реализации./ Сост. Н. К. Беспалова. М., 2003.-176с.

177. Петрова Н. П. Компьютерная анимация как средство визуального мышления.// Школьные технологии. 1993., № 4. с.11−18.

178. Раппопорт С. Х. От художника к зрителю. М., 1977.-163с.

179. Ростовцев Н. Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе: учебное пособие для студентов художественно-графических факультетов педагогических институтов. М., 1980.-239с.

180. Ротенберг B.C., Бондаренко С. М. Мозг. Обучение. Здоровье. М., 1989.-342с.

181. Рылова Л. Б. Изобразительное искусство в школе. -Ижевск, 1982.-76с.

182. Рубинштейн С. Л. О мышлении и путях его исследования. М., 1966.-147с.

183. Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии в 2-х т. М., 1989.-415с.

184. Родари Д. Грамматика фантазии. М., 1978.

185. Ротенберг B.C., Аршавский В. В. Поисковая активность и адаптация. М., 1984.-105с.

186. Ротенберг В. Сновидения, гипноз и деятельность мозга. М., 2001.-256с.

187. Рандели Л. Д. Народное и декоративно-прикладное искусство. М., 1984.-144с.

188. Рождественская Н. В. Психология художественного творчества. СПб., 1995.-371с.

189. Речицкая Е. Г., Сошина Е. А. Развитие творческого воображения младших школьников в условиях нормального и нарушенного слуха. Учебно-методическое пособие. М., 2000.-128с.

190. Развитие творческой активности школьников. / Под ред. А. М. Матюшкина. М., 1991.-88с.

191. Сафонов Б. П. Методические вопросы формирования духовного мира личности. М., 1999.-68с.

192. Сиротюк А. Л. Обучение детей с разным типом мышления. М., 1999.-66с.

193. Субботский Е. В. Ребенок объясняет мир. М., 1985.-231с.

194. Скаткин М. Н., Краевский В. В. Содержание общего среднего образования. Проблемы и перспективы. М., 1981.-144с.

195. Словарь практического психолога. Минск, 1997.-593с.

196. Смолянинов И. Ф. Природа в системе эстетического воспитания. М., 1984.-306с.

197. Снегирева Т. В. Смысл и символ в проективном рисунке.// Вопросы психологии. 1995, № 6.

198. Степанов С. С. Диагностика интеллекта методом рисуночного теста. М., 1994.-96с.

199. Столович А. И. Жизнь-творчество-человек: функции художественной деятельности. М., 1985.-251с.

200. Страунинг A.M. Развитие творческого воображения дошкольников на занятиях изобразительной деятельностью. Ростов-на-Дону, 1991.-263с.

201. Субботина Л. Ю. Развитие воображения детей. -Ярославль, 1996.-240с.

202. Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. М., 1981.-213с.

203. Сухомлинский В. Об умственном воспитании. Киев, 1983.-241с.

204. Смирнова Н. Искусство играющих кукол. М., 1983.-108с.

205. Сиверцева Л. А. Школьный театр кукол. Минск, 1988.-210с.

206. Сазонов Е. Ю. Театр наших детей. М., 1988.-114с.

207. Сивоконь Е. Если вы любите мультипликацию. Киев, 1985.-87с.

208. Соломонин И. Н. Куклы выходят на сцену. М., 1993.-99с.

209. Синеглазова М. О. Батик. М., 2002.-92с.

210. Соколовская М.м. Знакомьтесь с макраме. М., 1988.-111с.

211. Сафонова Н. С., Молотобарова О. С. Кружки художественной вышивки. М., 1983.-143с., ил.

212. Страдомский В. Снимаем любительский кинофильм. -М., 1975.87с.

213. Страдомский В. Учебно-воспитательная работа в детской самодеятельной киностудии. СПб., 1987.-156с.

214. Сосунов Н. Н. Изготовление бутафории. М., 1959.-461с.

215. Сысоева м.Е. Организация летнего отдыха детей. -М., 1999.-287с.

216. Сокольникова Н. М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальных классах. М., 2002.-368с., ил.

217. Смирнова Н. И. И. оживают куклы. Книга о кукольных театрах. М., 1982.-191с.

218. Сатарова Л. А. Основы теории изобразительной грамоты. Методические рекомендации. Астрахань, 1999.-55с.

219. Симановский А. Э. Развитие творческого мышления. -Ярославль, 1996.-98с.

220. Степанова Г. В. Педагогические мастерские. Поиск. Практика. Творчество. СПб., 2000.-110с.

221. Способности и интересы. / Сборник статей. Под ред. Н. В. Левитова и В. А. Крутецкого. М., 1962.

222. Торшилова Е. М., Морозова Т. В. Развитие эстетических способностей детей 3−7 лет: теория и диагностика. М., 1994.-62с.

223. Томсон К. М. Цветной фильм. М., 1972.-103с.

224. Технология организации художественно-творческой деятельности школьников: учебное пособие./ Сост. Л. А. Сатарова. Астрахань, 2000.-70с.

225. Талызина Н. Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников. М., 1988.-128с., ил.

226. Унковский А. А. Живопись. Вопросы колорита. -М., 1980. -128с., ил.

227. Философско-эстетические проблемы киноискусства./ Сборник научных трудов. Под ред. Г. К. Пондопуло. М., 1983.-85с.

228. Формирование творческих способностей: сущность, условия, эффективность./ Сборник научных трудов. -Свердловск, 1990.-193с.

229. Филипчук Г. Знаете ли вы своего ребенка. М., 1989.-221с.

230. Федотов А. Техника театра кукол. М., 1953.-116с.

231. Федотов А. Секреты театра кукол. М., 1963.-102с.

232. Фриман Д. Как развивать таланты ребенка от рождения до 5 лет. М., 1995.-94с.

233. Халатов Н. Мы снимаем мультфильмы. М., 1986.-164с.

234. Хогарт У. Анализ красоты. Л., 1987.-250с.

235. Хуторский А. В. Как обучать творчеству? // Дополнительное образование. 2001, № 1. с.23−32.

236. Цирульников A.M. Педагогика, рожденная жизнью. -М., 1988.-127с.

237. Цукарь А. Я. Развитие пространственного воображения. Задания для учащихся. СПб., 2000.-144с.

238. Шорохов Е. В. Методика преподавания композиции на уроках изобразительного искусства в школе. М., 1974.-109с., ил.

239. Шорохов Е. В. Композиция: Учебное пособие для студентов художественно-графических факультетов пед. Институтов. 2-е изд. Перераб. — М., 1986.-207с., ил.

240. Шпикалова Т. Я. Изобразительное искусство в 1 кл. Пособие для учит. М., 1981.-191с., ил.

241. Шпикалова Т. Я. Изобразительное искусство во 2 кл. -М., 1984.-207с., ил.

242. Шпикалова Т. М. Изобразительное искусство в 3 кл. -М., 1985.-191с., ил.

243. Ширман Н. Т. Силуэт на экране. Киев, 1989.-76с.

244. Шадриков В. Д. Способности человека. М., 1997.-345с.

245. Шевандрин Н. И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. М., 1998.-471с.

246. Щипаное А. С. Юным любителям кисти и резца. М., 1981.-349с.

247. Эльконин Д. Б. Психология игры. М., 1978.-512с.

248. Этюды об изобразительном искусстве./ Сост. Н. И. Платонова. М., 1993.-65с.

249. Экран./ Сост. С.Черток. М., 1974.

250. Эдварде Бетти. Художник внутри вас. Минск, 2000.-256с.

251. Эдварде Бетти. Откройте в себе художника. Минск, 2000.-240с.

252. Юсов Б. П. Актуальные проблемы совершенствования методической подготовки учителей изобразительного искусства./ Вопросы теории, истории и методики преподавания изобразительного искусства. М., 1980. с.126−136.

253. Якубович О. В. Вахтанг Бахтадзе. М., 1985.-60с.

254. Якиманская И. С. Развитие пространственного мышления школьников. М., 1980.-71с.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой