Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Управление изобретательской деятельностью в металлургической промышленности (на примере ВПО «Союзметаллургпром»)

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Положение о порядке образования и использования фондов экономического стимулирования определяет необходимость обязательной оценки уровня выполняемых научно-исследовательских работ и в соответствии с этим применения дифференцированного отчисления в ФЭС. Крайне важным является здесь введение критерия научно-технического уровня разработки в оценку выполненного объема работ по созданию и освоению… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Изобретательская деятельность в управлении научно-техническим развитием производственно-хозяйственного комплекса
    • 1. 1. Изобретательская деятельность как объект управления в экономической системе
    • 1. 2. Особенности организации управления изобретательской деятельностью в металлургической промышленности
    • 1. 3. Изобретательская деятельность в производственно-хозяйственном комплексе (на примере ВПО «Союзметаллургпром»)
  • Глава 2. а Методологические принципы построения функциональной подсистемы управления изобретательской деятельностью в производственно-хозяйственном комплексе
    • 2. 1. Организационная структура и функции подсистемы управления изобретательской деятельностью. 2.2. Нормативно-правовые принципы построения подсистемы управления изобретательской деятельностью
    • 2. 3. Целевая комплексная подсистема «Управление научно-техническим развитием промышленного объединения»
  • Глава 3. Экономические методы управления изобретательской деятельностью
    • 3. 1. Изобретательская деятельность и эффективность производства
    • 3. 2. Методические основы оценки уровня научно-технических разработок и экономическое стимулирование
    • 3. 3. Особенности финансирования и материально- го стимулирования изобретательской деятельности в условиях хозрасчета
  • Выводы

Управление изобретательской деятельностью в металлургической промышленности (на примере ВПО «Союзметаллургпром») (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Как отмечалось в Отчетном докладе ЦК КПСС ХХУ1 съезду партии, характерной чертой современного этапа развития советского общества в 80-х годах является последовательное осуществление своей экономической стратегии, высшая цель которой — неуклонный подъем материального и культурного уровня жизни народа, на основе устойчивого, поступательного развития народного хозяйства, ускорения научно-технического прогресса и перевода экономики на интенсивный путь развития /9, с. 38, 136/.

Успешное решение поставленных ХХУ1 съездом КПСС задач по повышению эффективности общественного производства и переводу экономики на преимущественно интенсивный путь развития неразрывно связано с ускорением научно-технического прогресса, осуществлением единой государственной научно-технической политики. Только за счет применения в производстве новейших научно-технических достижений обеспечивается более 50% прироста национального дохода, 75% роста производительности труда и 50% снижения себестоимости промышленной продукции.

Экономическая стратегия Коммунистической партии Советского Союза, — как определил ХХУ съезд КПСС, — начинается с постановки задач, с выдвижением фундаментальных, долговременных целей" /8, с.39/.

Объективная необходимость такой политики определена всем предшествующим развитием экономики страны. Эти задачи конкретизированы в последующих документах партии и правительства: ноябрьского (1982 г.), июньского (1983 г.), внеочередного февральского (1984 г.) Пленумов ЦК КПСС, в постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О мерах по ускорению научно-технического прогресса в народном хозяйств8п. Именно об этом говорил на февральском (1984 г.) Пленуме Щ КПСС Генеральный секретарь Щ КПСС товарищ К. У. Черненко: «Интенсификация, ускоренное внедрение в производство достижений науки и техники, осуществление крупных комплексных программ — все это в конечном счете должно поднять на качественно новый уровень производительные силы нашего общества» /10/.

На современном этапе развития социалистического общества изобретательская и патентно-лицензионная деятельность представляет собой комплекс, направленный на решение политических, социальных, экономических и технических вопросов ускорения научно-технического прогресса и повышения эффективности общественного производства.

Проблемам совершенствования организации управления изобретательской деятельностью на всех уровнях управления в последнее время уделяется большое внимание и посвящены многие работы. Вместе с тем необходимо отметить, что выполняемые в различных организациях работы, исследования направлены в основном на совершенствование методов и критериев технико-экономической значимости изобретений, оценки эффективности изобретательской деятельности в целом и отдельных направлений этой деятельности (рационализаторской или патентно-лицензионной работы), системы патентной информации и т. д. Практически отсутствуют исследования, посвященные совершенствованию в целом организационно-экономического механизма управления изобретательской деятельностью на отраслевом и подотраслевом уровнях управления.

Высокий уровень изобретательской деятельности достигается только в том случае, когда она неразрывно связана с научно-исследовательской и производственной деятельностью, когда в осуществлешш комплексного подхода к планированию и управлению техническим уровнем, качеством и эффективностью новой техники участвуют все звенья производства.

Для металлургической промышленности характерна высокая концентрация научно-технического потенциала во всесоюзных промышленных объединениях, в составе которых наряду с исследовательскими подразделениями предприятий имеются подотраслевые (головные) научно-исследовательские институты. Уровень развития научно-технического потенциала подотрасли оказывает существенное влияние на техническое развитие отрасли, на эффективность производства в целом.

Планомерное развитие в масштабах государства отраслевой науки влечет за собой объективную необходимость планомерного управления изобретательской деятельностью особенно на уровне среднего звена управления, что определяет актуальность настоящего исследования.

Особая актуальность проблемы совершенствования управления изобретательской деятельностью и научно-техническим развитием в целом во Всесоюзном промышленном объединении металлургических предприятий черной металлургии состоит в том, что ведущая роль в техническом перевооружении отрасли, повышении эффективности производства принадлежит предприятиям объединения, на долго которых в общем объеме производства металлопродукции приходится более 50%,.

Целью исследования является разработка научно-методических основ, а также практических рекомендаций по совершенствованию организационно-экономического механизма управления изобретательской деятельностью на уровне среднего звена управления отраслью — ЕЛО «Союзметаллургпром», с целью повышения эффективности создания и е использования изобретений, рационализаторских предложений, повышения научно-технического уровня разработок,.

В соответствии с поставленной целью в работе решаются следующие задачи: исследование и определение понятия изобретательской деятельности как объекта управления в экономической системеисследование организационно-экономического механизма управления изобретательской деятельностью в производственно-хозяйственном комплексеисследование взаимосвязей организационно-экономического механизма управления изобретательской деятельностью с хозяйственным механизмом управления научно-техническим развитием в отраслиобоснование направлений совершенствования организационных и экономических методов управления изобретательской деятельностью в условиях развития хозрасчетных отношений в управлении научно-техническим развитием подотраслиобоснование направлений совершенствования организационной структуры управления изобретательской деятельностью в подотраслиобоснование методологических основ взаимосвязи экономических показателей эффективности изобретательской деятельности, показателей хозяйственной деятельности промышленного объединения и материального стимулирования организаций и предприятий, участников технического творчества.

Объектом исследования является система и организационная структура управления изобретательской деятельностью в ВПО «Союзметаллург-пром» с учетом факторов, определяющих уровень научно-технического развития производства.

Теоретической и методологической основой исследования явились произведения классиков марксизма-ленинизма, решения съездов КПСС и Пленумов ЦЕС КПСС, постановления КПСС и Советского правительства по вопросам экономической политики. В работе использованы нормативные документы Госкомизобретений, организационно-распорядительные и другие нормативные документы Минчермета СССР, данные первичного учета, государственной статистической отчетности. В процессе исследования использовались методы системного анализа. Научная новизна работы состоит в следующем: исследованы и разработаны основные методологические положения организационно-экономического механизма управления изобретательской деятельностью в производственно-хозяйственном комплексеисследованы взаимосвязи организационных: и экономических методов управления изобретательской деятельностью и научно-техническим развитием в промышленном объединенииопределены направления совершенствования организационной структуры управления изобретательской деятельностью в промышленном объединении с целью более четкого определения функциональных обязанностей, прав и ответственности структурных подразделенийобоснованы рекомендации по составу, структуре и содержанию комплекса нормативных документов по основным организационным формам управления изобретательской деятельностьюразработаны методологические основы взаимосвязи экономических показателей эффективности изобретательской деятельности и показателей хозяйственной деятельности предприятий промышленного объединенияразработана функциональная зависимость образования фондов экономического стимулирования предприятий и организаций от научнотехнического уровня создаваемых объектов новой техники и технологии на основе изобретений.

Практическая ценность работы в том, что полученные результаты позволили разработать практические рекомендации по совершенствованию организационно-экономического механизма управления изобретательской деятельностью во взаимосвязи с управлением научно-техническим развитием во Всесоюзном промышленном объединении металлургических предприятий Минчермета СССР.

Результаты исследования могут представить интерес для различных отраслей народного хозяйства при совершенствовании систем управления научно-техническим развитием.

Апробация полученных материалов и практической ценности работы.

Разработанные практические рекомендации рассмотрены на технико-экономическом совете ВПО «Союзметаллургпром» Минчермета СССР и приняты к внедрению (протокол № I от 28 ноября 1984 года).

Разработана рабочая программа и подготовлен заказ-наряд на выполнение в 1985;1990 годах темы «Совершенствование системы управления научно-техническим развитием и изобретательской деятельностью ВПО «Союзме таллургпром» .

Методологические основы программно-целевого планирования изобретательской деятельности, методика расчета показателей экономической эффективности изобретений и рационализаторских предложений использованы при разработке «Комплексной программы повышения эффективности изобретательской и патентно-лицензионной работы на предприятиях и в организациях ВПО „Союзметаллургпром“ на 1981;1985 годы» (1981 г.). Основные результаты работы доложены на Всесоюзной научной конференции «Повышение роли внутрихозяйственного расчета и бригадной организации труда в интенсификации производства» (1983 г.).

Структура и объем диссертации

Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, приложений. Объем работы 175 с, 15 таблиц, II рисунков, 15 с. приложений, библиография — 113 источников.

ВЫВОДЫ.

1. В условиях развивающихся социалистических отношений изобретательская деятельность представляет собой творческий процесс членов общества, направленный на воплощение полученных научных знаний в новые технические решения и материализацию их в новые или усовершенствованные средства и предметы труда.

Изобретательская деятельность не сама цель, не самостоятельная область творческих поисков людей, а средство реализации высокой и благородной конечной цели, определяемой основным экономическим законом социализма — количественного и качественного роста массы материальных и культурных благ, идущих на удовлетворение потребностей общества.

2. Изобретательская деятельность — это обязательная и неотъем' лемая стадия в планомерном развитии научно-технического прогресса, в обеспечении единства и неразрывности цикла «наука — техника — производство — потребление» .

Организационно-экономический механизм управления изобретательской деятельностью характеризуется теми же функциями, что и механизм управления научно-техническим прогрессом, и на основе системного подхода предполагает осуществление следующих стадий: разработку конкретных целей, критериев эффективности, связанных с внедрением в производство научно-технических мероприятий с использованием изобретений и рационализаторских предложенийсоздание и совершенствование системы управления изобретательской деятельностьюорганизацию комплексного планирования, финансирования, внедрения и стимулирования.

Исходя из стоящих в настоящее время задач по совершенствованию организационно-экономического механизма управления изобретательской деятельностью на всех уровнях управления, учитывая также многоаспектность ее форм и методов и тот факт, что общегосударственная система управления изобретательской деятельностью в стране построена по функционально-отраслевому принципу, необходимо и организацию изобретательской и патентно-лицензионной работы в отраслях промышленности рассматривать как один из элементов управления народным хозяйством.

3. Анализ системы управления научно-техническим развитием Всесоюзного промышленного объединения металлургических предприятий и ее составляющей — подсистемы управления изобретательской деятельностью, при общем единстве функций и организационных форм управления указывает на относительную самостоятельность в управлении изобретательской деятельностью, что приводит к несогласованности ряда организационно-экономических мероприятий. В частности:

3.1. Отсутствие плановой основы в организации работ по внедрению изобретений. Разобщенность в организации работ по внедрению научно-технических мероприятий (новой техники) и изобретений приводит к тому, что внедрение изобретений не обеспечивается в полной мере как финансовыми, так и материальными ресурсами. До сих пор структурами государственного плана экономического и социального развития народного хозяйства и техпромфинплана предприятий не предусмотрены разделы по освоению и внедрению изобретений и высокоэффективных рационализаторских предложений.

Ежегодно в планы внедрения новой техники предприятий черной металлургии включается около 3% изобретений, впервые используемых в отрасли. Вместе с тем темпы роста экономического эффекта от использования изобретений в отрасли более чем в 2 раза превышают темпы роста эффективности новой техники.

3.2. Отсутствие плановости в организации работ по внедрению изобретений и большинства высокоэффективных рационализаторских предложений не позволяет в полной мере обеспечить правильность расчета контрольных показателей экономической эффективности изобретательской деятельности. Отсутствие единого порядка в расчете плановых показателей эффективности новой техники и изобретательства не позволяет в должной мере увязать их результаты со стоимостными хозрасчетными показателями эффективности производства, такими как: прибыль, себестоимость и рентабельность.

3.3. Экономический механизм управления изобретательской деятельностью характеризуется и самостоятельными источниками финансирования. В среднем около 90% всех производимых затрат на выплату вознаграждения авторам изобретений и рационализаторских предложений, премий за содействие изобретательству и рационализации и других работ относятся на себестоимость продукции (производства)., что приводит к ее удорожанию и соответствующим образом влияет на размер отчислений в фонды поощрения. Ежегодно указанная сумма составляет по предприятиям объединения около 4−5 млн.рублей.

3.4. Не в полной мере реализуются права предприятий по применению поощрительных надбавок к ценам на продукцию, превышающей по своим технико-экономическим показателям лучшие отечественные и зарубежные аналоги и основанной на изобретениях. Недостатки в обеспечении высокого научно-технического уровня выпускаемой продукции связаны прежде всего с незначительным использованием в качестве их основы изобретений.

В среднем только по 30% производимой предприятиями объединения продукции, аттестованной на государственный Знак качества, устанавливаются поощрительные надбавки к цене за счет использования изобретений, что не позволяет в должной мере использовать дополнительные отчисления в фонды поощрения предприятий и организаций.

3.5. Вследствие указанных причин, а также отсутствия связности или организационно-технического единства элементов, составляющих объект управления — изобретательскую и патентно-лицензионную работу, аппарат управления ВПО не стал еще в полной мере штабным органом управления предприятиями и организациями в области изобретательства.

Недостаточно эффективны связи подсистем управления изобретательской деятельностью и научно-техническим развитием в общей системе управления производством. В большинстве случаев их организационные методы (управленческие действия) регламентируются различными организационно-распорядительными документами.

4. Проведенные исследования позволили разработать следующие предложения по совершенствованию организационно-экономического механизма управления изобретательской деятельностью в производственно-хозяйственном комплексе.

4.1. Установлено, что на современном этапе развития отраслевой системы управления производством Всесоюзное промышленное объединение как единый производственно-хозяйственный комплекс при соответствующем объединении научного потенциала (головные научно-исследовательские и проектно-конструкторские институты, заводские научно-исследовательские подразделения) и производственного потенциала и научно обоснованном распределении функций органов управленж органически соединит науку и производство на более высоком уровне развития их форм интеграции.

Исходя из указанных предпосылок и необходимости комплексного решения задач научно-технического развития ВПО в процессе управления циклом «наука — производство» разработана организационно-структурная модель целевой комплексной подсистемы «Управление научно-техническим развитием Всесоюзного промышленного объединения металлургических предприятий» и функциональной подсистемы «Управление изобретательской деятельностью» .

Понятие «целевая комплексная подсистема» применительно к научно-техническому развитию на основе принципов системного подхода рассматривается нами как определенная «система», как взаимосвязь и взаимозависимость элементов единого целого. При этом каждый элемент указанной подсистемы обладает присущими только ему функциональными свойствами и является подсистемой или определенной изолированной системой третьего порядка.

4.2. На всех уровнях управления организация изобретательской деятельности подчиняется основам организации управленческих процессов, определенной регламентации совокупности управленческих операций. Для условий организации управления в промышленном объединении это особенно отчетливо проявляется в обеспечении возможности разделения и специализации управленческого труда мевду аппаратом управления ВПО и подведомственными предприятиями и организациями, координации решения взаимосвязанных задач управления.

Учитывая то, что организация изобретательской деятельностью как и любой управленческий процесс характеризуется повторяющимися приемами и методами решения однотипных управленческих задач и информационной взаимосвязи между функциональными подразделениями и линейными руководителями, основные виды работ по изобретательству как в целом и по научно-техническому развитию стандартизированы.

4.3. Принимая во внимание, что наиболее трудоемкими процессами в управленческом цикле являются обоснование и организация выполнения решения, характеризуемые большим объемом работ информационно-технического характера, и в целях повышения эффективности процесса принятия управленческих решений и усиления координирующих функций промышленного объединения как руководящего звена рекомендовано для реализации рабочего (повседневного) руководства предприятиями и организациями создать в подотраслевом научно-исследовательском институте на базе существующих функциональных служб головные подразделения соответственно направлениям функциональных подсистем управления научно-техническим развитием ВПО. При этом головное подразделение осуществляет первичную обработку исходящей от организаций и предприятий информации, оценку ее с позиций содержания и ценности для получателя — научно-технического отдела ВПО, подготовку материалов, необходимых для принятия руководством ВПО управленческих решений, контроль за их выполнением.

В целом организационная структура управления изобретательской деятельностью и научно-техническим развитием ВПО строится на основе действующего состава структурных подразделений аппарата управления объединения с новым определением состава функций и объема работ по их выполнению.

Вместе с тем, принимая во внимание, что технический отдел как основное координирующее подразделение по эффективному научно-техническому развитию предприятий и организаций ВПО не выполняет своих основных функций (только 20,4 $ общего годового объема затрат рабочего времени специалистов приходится на работы по научнотехническому развитию), представляется целесообразным на базе технического отдела создать два самостоятельных структурных подразделения: научно-технический отдел — координирующий орган, ответственный за руководство научно-техническим развитиемтехнологический отдел — орган, ответственный за технологическую подготовку производства.

Статус научно-технического отдела позволяет повысить ответственность аппарата управления ВПО за научно-техническое развитие предприятий и организаций, за состояние технического уровня производства и выпускаемой продукцииусилить руководящую роль аппарата управления в области планирования и контроля за ходом научщгх исследований, руководства внедрением научно-технических мероприятий, обеспечением этих работ необходимыми ресурсами, согласованию планов внедрения с планами производства, капитального строительства и т. д.

5. Разработка комплексной целевой подсистемы управления научно-техническим развитием производственно-хозяйственного комплекса ставит вполне определенные задачи и по совершенствованию экономических методов управления изобретательской деятельностью.

При разработке методологических основ совершенствования экономических методов управления изобретательской деятельностью необходимо обеспечить в первую очередь обоснованность и стабильность плановых заданий — расчетных показателей экономического эффекта от использования изобретений и рационализаторских предложений и более тесно увязать его со стоимостными хозрасчетными показателями: прибыль, себестоимость и рентабельность.

С этой целью разработана методика расчета тенденции изменения экономической эффективности изобретений и рационализаторских предложений на пятилетний период, показана возможность применения в планировании и оценке изобретательской деятельности долгосрочного норматива эффективности.

5.1. Сущность планирования изобретательской деятельностью должна заключаться в синтезе методов планирования «снизу» и «сверху». На верхнем иерархическом уровне системы управления изобретательской деятельностью — аппарат управления ВПО, головные подразделения подотрасли по функциональным направлениям в управлении научно-техническим развитием, разрабатывается структура планового документа. Впоследствии такой документ подвергается исследовательской детализации по всей цепочке: аппарат ВПОголовное патентное подразделение — предприятия, и передается в обратной последовательности «вверх» с увязкой вносимых изменений, уточнений и согласований между уровнями.

С учетом такого подхода и на основе принципов программно-целевого метода планирования в ВПО была разработана «Комплексная программа повышения эффективности изобретательской и патентно-лицензионной работы на предприятиях и в организациях объединения на период до 1985 года», состоящая из 6 разделов-подпрограмм.

Исходя из структуры задач развития изобретательского дела в производственно-хозяйственном комплексе сформулированы цель и подцели программы. Конечной целью программы является достижение определенного уровня экономической эффективности изобретательской и патентно-лицензионной работы.

5.2. Развитие хозрасчетных отношений, усиление в научно-технической и производственной деятельности предприятий и организаций стоимостных показателей (прибыли и себестоимости) определяют задачу в обеспечении соответствия между фактически достигнутыми предприятиями результатами — гарантированного экономического эффекта от внедрения научно-технических разработок, и ресурсами поощрения его коллективов.

Положение о порядке образования и использования фондов экономического стимулирования определяет необходимость обязательной оценки уровня выполняемых научно-исследовательских работ и в соответствии с этим применения дифференцированного отчисления в ФЭС. Крайне важным является здесь введение критерия научно-технического уровня разработки в оценку выполненного объема работ по созданию и освоению новой техники. В совокупности с другими критериями и при правильном их определении у заказчика (ВПО) появляется реальная возможность экономически увязать заинтересованность промышленных предприятий и научно-исследовательских организаций в повышении технического уровня внедряемой в производство новой техники за счет увеличения значимости дифференцированного отчисления в фонды поощрения. При этом основополагающим критерием оценки значимости разработки должно стать изобретение.

С этой целью исследована функциональная зависимость нормативов отчислений в фонды экономического стимулирования (ФЭС) от коэффициента научно-технического уровня разработки. Определено, что коэффициент научно-технического уровня (К^) является произведением коэффициента прогрессивности разработки (Кп) и коэффициента значимости (Кд), характеризующего в том числе и степень новизны разработки за счет использования в ней изобретений.

Введение

функциональной зависимости обобщенного норматива отчислений в ФЭС от научно-технического уровня позволяет в значительной степени дифференцировать размер отчислений с увеличением его максимального значения при высоком техническом уровне выполненной работы на 25% сверх утверлщенного норматива и соответствующим снижением норматива отчислений на 50% при низком уровне разработки.

5.3. Единство конечного результата — достижение не расчетного, а фактического экономического эффекта, как для новой техники, так и для изобретений и рационализаторских предложений, позволяет объединить в единую систему премирование за новую технику, премирование за содействие изобретательству и рационализации и выплату вознаграждения за изобретения и рационализаторские предложения. Единство этой системы заключается в том, что источником поощрения становится фонд экономического стимулирования (ФЭС), образующийся от величины экономического эффекта, получаемого за счет фактического снижения себестоимости продукции (выполнения работ) в результате использования предложенных организациями решений по внедрению новой техники и дополнительных отчислений от экономического эффекта, полученного от использования изобретений и рационализаторских предложений.

Величину дополнительного норматива отчислений рекомендуется устанавливать из расчета среднегодовой доли расходов на выплату вознаграждения авторам изобретений и рационализаторских предложений и премий за содействие изобретательству и рационализации, отнесенной к полученному предприятиями объединения экономическому эффекту. В среднем по предприятиям черной металлургии эта величина может составить около 5% от полученного в году фактического экономического эффекта.

5.4. Анализ системы материального поощрения работников органов управления ВПО показывает, что в настоящее время у них отсутствует прямая заинтересованность в повышении эффективности изобретательской деятельности ввиду отсутствия премирования из специальных систем премирования. Выплата премий в промышленных объединениях осуществляется только за продажу лицензий за границу, других специальных премий работникам органов управления не предусмотрено.

Хозрасчетные методы работы становятся неотъемлемой частью деятельности министерств и промышленных объединений, что соответствующим образом усиливает заинтересованность работников органов управления в новой оценке результатов их работы — премировании как за основные результаты производственной деятельности, так и из специальных систем премирования.

Учитывая специфику деятельности органов управления промышленных объединений, премирование за новую технику и содействие изобретательству и рационализации, необходимо производить только за выполнение всех показателей научно-технического развития объединения: а) по новой технике — выполнение заданий плана внедрения новой техники при достижении планируемых научно-технического уровня, объемов и экономического эффектаб) по изобретательству и рационализации — выполнение заданий плана ВПО по внедрению научно-технических мероприятий с использованием изобретений (высокоэффективных рационализаторских предложений) «достижению планируемых показателей по снижению себестоимости продукции, полученной от внедрения изобретений и рационализаторских предложений, и выполнению плановых показателей по валютным поступлениям от продажи лицензий.

В этом случае сам факт вознаграждения и его величина определяются зависимостью от величины поощрительных средств, полученных подведомственными предприятиями и организациями за счет снижения себестоимости продукции (производства) в результате внедрения новой техники, изобретений и рационализаторских предложений и от надбавок к цене на новую продукцию.

Показать весь текст

Список литературы

  1. К. К критике политической экономики. Маркс К., Энгельс Ф Поли.собр.соч., 2-е изд., т.46, ч. П, с. 213.
  2. К. Экономическая рукопись 1861−1863 годы. Маркс К.', Энгельс Ф. Полн.собр.соч., 2-е изд., т.47, с. 553.
  3. К. Капитал. Маркс К., Энгельс Ф. Полн.собр.соч., 2-е изд., т.25, 5.1, с. 116.
  4. В.И. Великий почин. Полн.собр.соч., т.39, с. 21.
  5. В.И. К четырехлетней годовщине Октябрьской революции. -Полн.собр.соч., т.44, с. 152.
  6. В.И. Как нам реорганизовать рабкрин. Полн.собр.соч., т.45, с. 385.
  7. В.И. По поводу так называемого вопроса о рынках. Полн. собр.соч., т.1, с. 100.
  8. Материалы ХХУ съезда КПСС. М., Политиздат, 1976, с. 39.
  9. Материалы ХХУ1 съезда КПСС. М., Политиздат, 1981, 223 с.
  10. Е.И., Кравец Л. Г. Изобретения. Новая техника. Управление. М., Экономика, 1974, 191 с.
  11. Е.И., Кравец Л. Г. Изобретения. Уровень техники. Управление. М., Экономика, 1977, 239 с.
  12. В.Г. Оценка научно-технического уровня разработокв ЦНИИТтяжмаше. Вопросы изобретательства, 1981, № 3, с.45−49.
  13. В.И. Изобретательство и рационализация на предприятии. (Вопросы управления). М., Экономика, 1981, с.26−28.
  14. Э.А. Взаимодействие патентного отдела с техническими службами предприятия (организации). Вопросы изобретательства, 1978, № 2, с.42−46.
  15. П.Г. Хозяйственный механизм развитого социализма. Сущность, структура, проблемы и перспективы. М., Наука, 1980, с. 9.
  16. Л.С. Экономика научно-технического прогресса. М., Высшая школа, 1979, с. 53.
  17. В.Д. Патентные службы и разработка технической политики отрасли. В сб. «Практика изобретательской и патентно-лицензионной работы». Ленинград, ЛДНТП, 1974, с.3−6.
  18. Л.М. Научно-технический прогресс и экономика развитого социализма. М., Наука, 1974, 431 с.
  19. Л.М. Экономические стимулы научно-технического прогресса. Вопросы экономики, 1981, № 2, с. 73.
  20. A.B., Круглов М. И. О разработке и внедрении комплекса государственных стандартов «Управление производственным объединением и промышленным предприятием». Стандарты и качество, 1981, № 12, с.3−8.
  21. ГОСТ 2. II6−7I. «Единая система конструкторской документации. Карта технического уровня и качества продукции». М., Изд-во стандартов, 1971.
  22. ГОСТ 22 732–77. «Методы оценки уровня и качества промышленной продукции». М., Изд-во стандартов, 1977.
  23. ГОСТ 22 851–77. «Выбор номенклатуры показателей качества промышленной продукции». М., Изд-во стандартов, 1977.
  24. ГОСТ 15.001−82 «Порядок проведения патентных исследований». -М., Изд-во стандартов, 1983.
  25. ГОСТ 24 525.3−80 «Управление развитием-производства. Основные положения». М., Изд-во стандартов, 1981.
  26. .В. Планомерное развитие системы объединений в промышленности. Плановое хозяйство, 1981, № 4, с.59−67.
  27. .В., Каширина М. С. Промышленное объединение производственно-хозяйственный комплекс. — М., Мысль, 1981, с. 89.
  28. .В., Калинин Н. Г. Организация управления промышленностью в условиях двух-трехзвенной системы. М., Экономика, 1977,180 с.
  29. Ю.А. Управление изобретательской деятельностью в подотрасли. В сб. «Экономические проблемы ускорения внедрения научно-технических достижений». М., Институт экономики АН СССР, 1984, с.155−168.
  30. Ю.А. Проблемы долгосрочного планирования изобретательской деятельности в подотрасли. Вопросы изобретательства, 1982, № 6, с.9−12.
  31. Г. В. Изобретательство и рационализация в системе управления качеством продукции. М., Вопросы изобретательства, 1977, № 6, с.44−47.
  32. Г. Совершенствование хозяйственного механизма в промышленности. Вопросы экономики, 1983, № 5, с. 52.
  33. А.И., Ткачев H.A. Изобретательство в комплексной системе управления качеством НИР и ОКР. Стандарты и качество, 1981, Л 10, с.27−28.
  34. A.A. Изобретательство стандартизация — патентование. -М., Изд-во стандартов, 1980, 223 с.
  35. Законодательство СССР по изобретательству. Сб. нормативных актов, т.1. М., ВНИИПИ, 1981, о.5-И.
  36. В. Научно-технический прогресс основа развития черной металлургии. — Плановое хозяйство, 1981, № 5, с. 26.
  37. И.А. Структура, функции и условия эффективности гражданского законодательства в области научно-технического прогресса. Автореферат диссертации на соискание научной степени доктора юридических наук. М., 1980, с. 12.
  38. Н. Примерка на завтра. (Управление: наука и практика). -Правда, 1982 г., 17 апреля.
  39. Н.В. Повышение эффективности производства в отрасли. -М., Экономика, 1975, с. 201.
  40. Инструкция о порядке составления отчета о поступлении и использовании изобретений и рационализаторских предложений по форме
  41. НТ. Вопросы изобретательства, 1981, № 5, с. 55.
  42. Л.С. Темпы роста и структурные сдвиги в экономике. -М., Экономика, 1980, 184 с.
  43. H.A. Ориентация на высокий научно-технический уровень и конкурентоспособность разработок. Вопросы изобретательства, 1980, № 6, с.5−13.
  44. Ю.М., Матвеев В. Б. Заводской сектор науки и технический прогресс. (Наука: Организация и управление). Новосибирск, Наука, 1979, с.163−178.
  45. П. За комплексен подход в планирането на ИРД. «ИР» (болг.), 1983, В I, с.5−9.
  46. К.П. Эффективность финансовых методов управления научно-техническим прогрессом. М., Наука, 1982, с. 139.
  47. К.П. О преемственности экономических методов управления научно-техническим прогрессом. В сб. «Экономические и организационно правовые проблемы совершенствования механизма управления научно-техническим прогрессом». — М., ВНЙИПИ, 1983, C.III.
  48. B.W. Рainnti ittvt (Ki a Uniyit ^^zmaiicn"WPZ", р. /ЗГ-/36.
  49. Ю.П., Мазнев С. Ф. Критерии оценки использования высокоэффективных изобретений. Вопросы изобретательства, 1983, № 2, с.30−34.
  50. В.П., Кошкин В. И., Любинецкий Я. Г. Комплексная система стимулирования технического прогресса. М., Мысль, 1980, с. 15.
  51. Ю.И. Совершенствование организации и управления научными исследованиями в черной металлургии. М., Металлургия, 1979, 175 с.
  52. В.М., Баланаева Т. Н. Патентно-правовые показатели в системе управления качеством продукции. Вопросы изобретательства, 1976, & 5, с.42−44.
  53. Л.А. Организация изобретательской работы на предприятии. -Ленинград, Лениздат, 1982, с.39−41.
  54. Ланге 0. Введение в эконометрику. Пер. с польского. М., 1964, с.47−50.
  55. .Г. Планирование изобретательства и техпромфинплан. -Вопросы изобретательства, 1978, № 4, с.10−17.
  56. A.M., Пивень Е. Г. Научно-техническая значимость изобретений как критерий технического уровня объектов техники. -Вопросы изобретательства, 1981, to I, с.45−49.
  57. Г. Научно-технический прогресс и эффективность производства. Правда, 1983 г., 9 декабря.
  58. Ф. Производство и распределение знаний в США. М., Прогресс, 1966, с. 184.
  59. Методические указания к разработке государственных планов экономического и социального развития СССР. М., Экономика, 1980, с.16−19.
  60. Методические рекомендации по выявлению и учету охраноспособных тем НИР и ОКР и планированию использования изобретений. М., Информэлектро, 1979, 47 с.
  61. Методические указания по оценке технического уровня и качества промышленной продукции (РД-50−149−79). М., Госстандарт, 1979.
  62. Me-Hinj Н. ЯЫпАьг^с-и^шп^ unci Meu. Z'u'LWtun. —1Ъ (/Н?О, Н. 1, Tut i, i. 14-/6.
  63. MuWze U. Aufy&im с/ег /Zeutuz?Lwe,(jun^ iu olet ^Wdi-R^u/ij с/ег. Pt (nolazdii
  64. .З., Евенко Л. И., Рапопорт B.C. Системный подход к организации управления. М., Экономика, 1983, 224 с.
  65. А. Функции управления Всесоюзных промышленных объединений. Вопросы экономики, 1981, № 7, с.42−52.
  66. А.Г. О понятии технического уровня изделий и критериях его оценки. Вопросы изобретательства, 1975, № II, с.38−41.
  67. Общее положение о министерствах СССР. Утверждено постановлением Совета Министров СССР от 10 июля 1967 г. № 640. Собрание постановлений правительства СССР, 1967, № 17, ст. 116.
  68. Общее положения о Всесоюзных и республиканских промышленных объединениях. Утвервдено постановлением Совета Министров СССР от 2 марта 1973 г. Собрание постановлений правительства СССР, 1973, № 7, с. 32.
  69. Организация управления промышленным производством. Под ред. О. В. Козловой и С. Е. Каменицера. М., «Высшая школа», 1980, с. 147.
  70. В сб. «Совершенствование хозяйственного механизма». М., Изд-во «Правда», 1982, с.260−267.
  71. В.А. Ускорение научно-технического прогресса (организация и методы). М., Экономика, 1983, 215 с.
  72. Д.И. Повышение эффективности металлургического производства. М., Металлургия, 1972, с.312−323.
  73. .А., Кузнецов А. С., Зельман И. М. Методы и организация оценки качества научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Стандарты и качество, 1979, № 8, с.34−38.
  74. В.Д. Совершенствование организации премирования в промышленности. М., Экономика, 1983, с. 10.
  75. B.C. Развитие организационных форм управления научно-техническим прогрессом в промышленности. М., Экономика, 1979, 231 с.
  76. В.П. О единой системе внедрения технических достижений.-Вопросы изобретательства, 1971, № 3, с.48−51.
  77. КоД ^^ oecle. uturtjj jjweti&eJien RzAtMQlutvu puLi dit Wiz-t-ttftbtttdz Sniwi^lurta: 95ce.Mni-te-ken iz^fitunç-in.-«ШК' aW/"*, viO, S.5W-5K.
  78. P^o-Vt^eT G. Tkt ftио| cLvwicVaiifrH. •
  79. Cmw^ fbiitain, llli (p. 8.
  80. Ф.М. Эффективность управления: наука и практика. -Изд-во «Московский рабочий», 1984, с. 50.
  81. В.А., Графов М. Ф. Изобретение как объект стандартизации. Вопросы изобретательства, 1978, № 3, с.39−43.
  82. Г. Н. Изобретательское право и проблемы стандартизации. Вопросы изобретательства, 1975, № 5, с. 14.
  83. Система выявления и учета охраноспособных тем НИР и ОКР, их правовой защиты и планирование изобретений. (Положение, инструкции, рекомендации). М., Минэлектротехпром, 1978.
  84. Система управления процессом создания изделий на уровне изобретений. М., ЦНИИПИ, 1979, 47 с.
  85. Система управления экономикой развитого социализма. Тенденции и проблемы. Под ред. Бунича П. Г. М., Экономика, 1982, с. 230.
  86. Совершенствование хозяйственного механизма: опыт и проблемы. -М., Изд-во «Наука», 1983, с. 86.
  87. Н.С. Концентрация производства новых знаний в промышленности США. «Известия АН СССР. Серия экономическая», 1983, № 5, с.103−114.101. ап4 РглЖсс. Ни1пг*о (^лычЛссп ¿-и Нип^а'г-у. «а (мо1, Р^^ р.29/-235
  88. Типовая методика разработки техпромфинплана производственного объединения (комбината), предприятия. М., 1979.
  89. Теоретические проблемы управления социалистической экономикой. -М., Мысль, 1980, 333 с.
  90. Указания по планированию изобретательской и рационализаторской деятельности в организациях, учреждениях, объединениях, министерствах и ведомствах. Вопросы изобретательства, 1979, № 5, с. 55.
  91. .А. Диалектика стандартизации. М., Изд-во стандартов, 1982, с. 10.
  92. Управление социалистическим производством. Вопросы теории и практики. М., Экономика, 1975, с.267−269.
  93. Управление научно-техническим прогрессом. М., Экономика, 1979, с. 32.
  94. К.Г. Совершенствование планирования и стимулирования научно-технического прогресса. Плановое хозяйство, 1979, № 7, с.112−113.
  95. К.Г., Шапиро Б. М. Вопросы стимулирования создателей новой техники. Вопросы изобретательства, 1980, № 3, с.50−52.
  96. Н.Э. Оценка творческого изобретательского уровня научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Стандарты и качество, 1979, № 8, с.38−41.
  97. Г. Методы прогнозирования в социалистической экономике. Пер. с нем. М.,'Прогресс, 1971, с. 130.
  98. В.Е. Хозрасчетный механизм управления техническим прогрессом на предприятии. М., Экономика, 1981, с. 52.
  99. We.cz. Н. ^ PfiiclUnL^ ЛгЦиц^ИлЖъимен!: in FoU^huntj unol Uzknivk > «faz. Ме. ишъ /ПЗ, rsk?>— s. //0 р 03 кз ьзд о сс К >а схк р р>а"Н в срн иа> р м ьз «езн а> ^§-ЯЙФ • • О «и1 1
Заполнить форму текущей работой