Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Теоретические основы развития интеллектуально-когнитивного потенциала студентов в условиях кредитной системы обучения в вузах Республики Таджикистан

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Изменение национальной политики Таджикистана в области высшего образования отражено в двух важнейших государственных нормативно-правовых документах в области образования, принятых в Таджикистане: Программе развития образования в Таджикистане и Национальной доктрины образования в РТ. В данных документах сформулирована парадигма высшего образования, которая в настоящее время заключается в том, что… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретические основы формирования интеллектуально-когнитивного потенциала студентов в условиях кредитного обучения в вузе
    • 1. 1. Методология формирования интеллектуально-когнитивного потенциала в контексте исследуемой проблематики
    • 1. 2. Содержание работы по формированию интеллектуально-когнитивного потенциала студентов в условиях кредитного обучения
    • 1. 3. Критерии эффективности развития интеллектуально-когнитивного потенциала студентов в условиях кредитного обучения
  • Выводы по первой главе
  • Глава 2. Технология формирования интеллектуально-когнитивного потенциала студентов в процессе кредитного обучения в вузе
    • 2. 1. Организация процесса формирования интеллектуально-когнитивного потенциала студентов в условиях кредитного обучения
    • 2. 2. Основные формы, приёмы и средства развития интеллектуально-когнитивного потенциала студентов в условиях кредитного обучения
    • 2. 3. Опытно-экспериментальная оценка уровня развития интеллектуально-когнитивного потенциала студентов в условиях кредитного обучения в вузе
  • Выводы по второй главе

Теоретические основы развития интеллектуально-когнитивного потенциала студентов в условиях кредитной системы обучения в вузах Республики Таджикистан (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность для науки и практики.

В современном многополярном мире, когда усиливаются глобализационные процессы во всех сферах социальной и гуманитарной действительности, возникают естественные перемены и потребности в становлении, формировании и развитии личности с полифоническим мышлением. Учёные отмечают, что современный развивающийся мир не может быть освоен людьми с однообразным типом мышления, что возрастающее число проблем в силу их полимодального характера требует междисциплинарного анализа и синтеза. При их решении необходим поиск консенсуса между различными альтернативными позициями и образами мышления.

Интеллектуально-когнитивное развитие будущих специалистов становится в настоящее время одной из наиболее актуальных задач высшей школы. Это связано с тем, что, во-первых, одним из решающих факторов экономического развития оказывается интеллектуальный продукт, а ключевой формой собственности — интеллектуально-когнитивная составляющая. Именно интеллект и когниция личности, её квалификация во многом определяют развитие производства и науки, место государства в международном сообществе. Во-вторых, интеллектуальное творчество и когнитивная продуктивность выступают в качестве социального механизма, который противостоит регрессивным линиям в развитии общества: чем меньше интеллектуально и творчески развитых людей, тем в большей мере будут выражены деструктивные тенденции в обществе. В-третьих, работа интеллекта — это гарантия личной свободы человека и самодостаточности его индивидуальной судьбы. Чем в большей степени человек использует свой интеллект в анализе и оценке происходящего, тем в меньшей степени он подвергается тем или иным попыткам манипулирования им извне.

С целью обеспечения реализации принципов Болонского процесса в системе высшего образования Таджикистана в 2004 году при Министерстве образования Республики Таджикистан была создана специальная комиссия и рабочая группа, в которую вошли представители вузов республики. Работа проводилась в целях реализации следующих направлений: трёхуровневая система высшего образования, система накопления и переноса кредитов высшего образования, система обеспечения качества высшего образования, система финансового управления.

В соответствии с Указом Президента Республики Таджикистан Эмомали Рахмона и приказом министра образования РТ от 22.03.2004, № 698 Таджикский государственный университет коммерции (ТГУК) и Технологический университет Таджикистана (ТУТ) были определены как базовые экспериментальные вузы для подготовки и внедрения кредитной системы обучения. Правительством республики было утверждено положение о бакалавриате и магистратуре, в рамках которого предусматривалось осуществление фундаментального изменения высшего образования, активное вхождение страны в единое европейское образовательное пространство.

На сегодня уже имеются определённые результаты по внедрению кредитной системы обучения в вузах республики, по поэтапному и полному переходу на новую систему подготовки кадров в формате «бакалавр» -«магистр». Однако научные основы разработки проблем, связанных с внедрением кредитной системы обучения в вузах страны, всё ещё не отвечают требованиям современной педагогической науки и практики. Иначе говоря, структура, функции и механизмы подготовки кадров в условиях кредитной системы обучения ещё не стали предметом всестороннего специального исследования. В этой связи развитие интеллекта студентовбудущих учителей в условиях кредитного обучения в вузах Республики Таджикистан выдвигается в ряд наиболее актуальных задач современной педагогической теории и практики.

Степень разработанности проблемы. Научные представления об интеллекте и когнитивных возможностях человека складывались, формировались и развивались на протяжении длительного исторического времени (Сократ, Аристотель, Платон, Авиценна, Аль Фараби, Т. Гоббс, Б. Спиноза, П. Гольбах, И. Кант, Г. Гегель, Ж. Пиаже, Р. Стернберг, Ч. Спирмен, Л. Терстоун, Дж. Гилфорд, X. Гарднер, Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн и др.). Однако, несмотря на большое количество работ, посвященных изучению интеллекта, данный вопрос остаётся по сей день ареной ожесточённых споров и дебатов, где выясняются основные понятия, теории и способы их практического приложения. В этих спорах выявляется теоретическая и практическая актуальность данной проблемы.

В современной педагогике накоплен достаточно богатый опыт исследования проблем интеллекта. Имеются многочисленные исследования, включая докторские диссертации (М.Н. Берулава, В. Д. Семёнов, Л.Д.Федотова). Ключевое место занимают проблемы интеллекта в диссертациях, не имеющих своим непосредственным предметом анализ интеллекционных процессов (Г.И. Ибрагимов, И. Я. Курамшин, Ю. А. Кустов, Ю.С.Тюнников). За последнее десятилетие были изданы монографии (B.C. Безрукова, М. Н. Берулава, В. Д. Семёнов, Г. Ф. Федорец, Н.К.Чапаев), вышло множество статей, посвящённых проблемам развития интеллекта. Большое внимание проявляется к данным проблемам со стороны зарубежных исследователей — американских (Б.Блум, Джером Брунер, Г. Винтроп, Р. Гагне, Джеймс Резерфорд, Р. Славин, Р. Стивенсон и др.) — немецких — (В.Брецинка, Р. Винкель, Х. Деппе Вольфингер, Л. Клинберг, Г. Нойнер, К.-Г.Тамашевски и др.) — французских — (Ф.Бест и др.) — болгарских (М. Андреев, Д. Лазарев, И. Сантулов и др.) — чешских (Ч. Мазяж, В. Рогличек и др.) — венгерских (О. Михай, А. Хорват и др.) и т. д.

Подробный анализ источников, проведённый в диссертации, позволяет утверждать, во-первых, что интеллектуальность исследуется на всех трёх основных уровнях её функционирования — методологическом, теоретическом 5 и практическомво-вторых, в настоящее время мы имеем подходы к: а) определению объективных оснований, факторов и сущностно-категориальных характеристик развития интеллекта (Г.И. Батурина, А. П. Беляева, М. Н. Безрукова, М. Н. Берулава, В. И. Загвязинский, Х.-И. Лийметс, В. Н. Максимова, В. Д. Семёнов, Ю. С. Тюнников и др.) — б) выявлению её структурно-морфологических и инструментально-методологических составляющих (A.C. Белкин, И. Г. Ерёменко, Ю. Н. Ракчеева и др.) — в) разработке средств технологического обеспечения развития интеллекта (B.C. Безрукова, М. Н. Берулава, Б. Блум, Ю. С. Тюнников, Н. К. Чапаев и др.) — в создании интеллектуально-педагогической концепции (М.Н. Берулава, В. И. Загвязинский, В. Д. Семёнов, Л. Д. Федотова и др.) и т. д.

Интеллект традиционно исследовался в рамках двух основных научных направлений: тесто логического и экспериментально-психологического. В тестологии (Г. Айзенк, А. Бине, Т. Симон, Ф. Дальтон и др.) интеллект рассматривался как достигнутый уровень ментального развития, проявляющийся в показателях степени сформированности определённых познавательных функций (как вербальных, так и невербальных), а также степени усвоения определённых знаний и навыков. Предметом тестологических исследований оказались уровневые проявления интеллектуальной деятельности, причём именно те уровневые свойства интеллекта, которые соотносились с академической успеваемостью обучаемого.

Экспериментально-психологическое направление ориентировано на выявление механизмов интеллектуальной активности. В первую очередь следует выделить процессуально-деятельностный подход (СЛ. Рубинштейн, Б. М. Теплов и др.), образовательный подход (А. Стаатс, Р. Фейерштейн и др.), а также функционально-уровневый подход (Б.Г. Ананьев, Е. И. Степанова и др.).

Исследователи-психологи рассматривают интеллект как «некую частную способность, имеющую весьма слабое отношение к реальным б проблемам человеческой жизни» [179, с. 10]. В западной психологии огромное количество работ, посвящённых интеллекту, принадлежит таким учёным, как Ж. Пиаже, А. Бине, В. Штерн, Г. Айзенк, Ф. Гальтон, JI. Полани, Р. Л. Солсо, Р. Стернберг, Э. Хант, Ч. Спирмен, JI. Терстоун, Дж. Гилфорд, X. Гарднер, Ф. Верной, Р. Кеттелл и др. Взгляд на интеллект как на способность решать задачи привёл к тому, что он оказался противопоставленным естественным проявлениям личностной активности, творческим интеллектуальным возможностям (креативности) и т. д.

Широкое распространение в последние годы получили неотестологические теории интеллекта X. Айзенка, Э. Ханта и Р. Стернберга. Для теорий этого типа характерно признание IQ-концепции интеллекта, однако экспериментально-психологическому анализу подвергаются внутренние когнитивные процессы, которые стоят за IQ и позволяют объяснить индивидуальные различия в тестовом исполнении.

Отметим, что вслед за Россией вопрос о кредитной системе образования и её внедрении в учебный процесс возник и в других республиках постсоветского пространства. Внедрению кредитной системы образования в систему повышения квалификации и переквалификации кадров в Республике Казахстан посвящены многочисленные научные работы. Состоянию и перспективам кредитной системы образования в Кыргызской Республике посвящены работы таких исследователей, как Айдаралиев A.A., Сорокин A.A., Абдурахманов Д. А. и др.

Что касается Республики Таджикистан, то здесь также наблюдаются позитивные изменения в системе высшего образования. Началось широкое рассмотрение проблем, связанных с реализацией кредитной системы обучения. Разным аспектам внедрения кредитной технологии обучения посвящены работы ведущих учёных и педагогов республики — М. Лутфуллоева, Ф. Шарифзода, И. Х. Каримовой, С. Шербоева, H.H. Шоева, Б. Маджидовой, Ф. К. Рахимова, С. Х. Хабибова, Н. С. Салимова, Р. Мирзоева, Т. К. Хусановой, Б. Х. Умаровой и др.

В диссертационной работе Р. Мирзоева «Педагогические условия формирования готовности будущих учителей к применению кредитной системы обучения» рассмотрена проблема организации системы кредитного обучения, его принципы, особенности, а также состояние и перспективы развития кредитного образования в Республике Таджикистан в подготовке высококвалифицированных педагогических кадров [109].

Диссертационная работа Т. К. Хусановой — «Особенности организации поисково-творческой деятельности студентов в условиях реализации кредитной технологии обучения в вузе» — посвящена разработке системы критериев, показателей и уровней организации поисково-творческой деятельности студентов в условиях реализации кредитной технологии обучения в вузе за счёт привлечения обширного эмпирического материала [157].

Основная цель диссертационной работы Б. Х. Умаровой — выявление и обоснование педагогической эффективности стимулирования мотивации студентов в условиях кредитной технологии обучения. Автором разработаны эффективные модули стимулирования мотивации учебной деятельности студентов в условиях кредитной технологии обучения [150].

Следует отметить, что большая часть исследований выполнена на материале начальной и средней школы. При этом, данные исследования ограничены поисками реализации отдельных составляющих данного процесса, что не позволяет определить методику организации целостного процесса развития интеллектуального потенциала и когнитивной активности студентов в условиях кредитного обучения.

Несмотря на имеющиеся работы, посвящённые исследованию формирования интеллектуального потенциала обучаемых, настоящая проблема всё ещё остаётся недостаточно изученной в отечественной педагогической науке и практике. Результаты проведённых исследований показывают, что в студенческом возрасте наблюдается очевидное психологическое развитие человека, сложное реструктурирование психических функций интеллекта, меняется вся структура личности в связи с 8 вхождением её в новые, более широкие и разнообразные социальные общности (Б.Г. Ананьев, М. Д. Дворяшина, Л. С Грановская, В. Т. Лисовский, И. А. Зимняя, Ж. Пиаже, Э. Эриксон и др.). Описание возрастных особенностей интеллекта в студенческом возрасте и подчинение организации вузовского обучения внутренней логике процесса развития личности в контексте системообразующей цели образования представляет собой актуальную педагогическую задачу в решении общей проблемы качественной подготовки специалистов в высшем учебном заведении.

Таким образом, остаются открытыми и нерешёнными вопросы, позволяющие выявить целый комплекс требующих своего разрешения противоречий:

— между высоким уровнем требований к качеству подготовки специалистов, в частности, уровню развития их интеллекта, и существующей традиционной системой подготовки учителей с доминирующей установкой на овладение профессиональными знаниями, умениями и навыками;

— между большими возможностями научно-исследовательской и учебно-исследовательской работы студентов (НИРС и УИРС), призванной по своей внутренней природе способствовать развитию интеллекта и творчества будущих учителей, и существующей формальной системой её организации в условиях кредитного обучения;

— между возможностями использования активных и интерактивных методов обучения в развитии интеллекта и когнитивного подхода студентов к учебному процессу и недостаточным использованием этих возможностей в условиях кредитного обучения в вузах Республики Таджикистан;

— между требованиями к учёту уровня развития интеллекта каждого студента и необходимостью развития всех видов интеллекта и когнитивной активности будущих педагогов в условиях кредитного обучения.

Для решения указанных противоречий необходима была разработка оптимальной педагогической модели развития интеллекта и когнитивного подхода студентов в условиях кредитного обучения в вузах Республики 9.

Таджикистан и выявление педагогических условий, обеспечивающих воплощение данной модели.

Выявленные противоречия позволили сформулировать проблему исследования, суть которой заключается в ответе на вопрос: каковы теоретические основы, при которых становится возможным эффективное развитие интеллекта и когнитивной активности студентов в условиях кредитного обучения в вузах Республики Таджикистан?

Поиски способов решения противоречий между требованиями общества к формированию интеллектуального потенциала и когнитивной активности студентов в условиях кредитного обучения в вузах Республики Таджикистан и недостаточной разработанностью научных основ исследуемой проблемы определили тему: «Теоретические основы формирования интеллектуального потенциала и когнитивной компетенции студентов в условиях кредитного обучения в вузах Республики Таджикистан».

Цель исследования: выработать целостную концептуальную модель развития интеллектуального потенциала и когнитивной активности студентов в условиях кредитного обучения в вузах Республики Таджикистан.

Объект исследования: интеллектуально-когнитивная педагогическая деятельность студентов в условиях кредитного обучения в вузах Республики Таджикистан.

Предмет исследования: структура и содержание теоретико-методологического обеспечения педагогического интеллекта и когнитивной активности студентов в условиях кредитного обучения в вузах Республики Таджикистан.

Гипотеза исследования. Процесс развития интеллекта и когнитивной активности студентов в условиях кредитного обучения в вузах Республики Таджикистан будет эффективным, если:

— будет представлена структура интеллекта и когнитивного подхода студентов к учению в условиях кредитного обучения, определены периоды его развития;

— будет раскрыта сущность развития интеллектуально-когнитивных возможностей студентов и соотнесена с реальным учебным процессом в условиях кредитного обучения;

— будет осуществлён системный подход к планированию и управлению процессом развития интеллектуальных возможностей студентов в условиях кредитного обучения;

— процесс развития интеллектуально-когнитивных возможностей студентов будет построен с учётом расширения поля педагогического взаимодействия «студент — педагог — учитель общеобразовательной школы»;

— будет разработана и реализована моду ль развития интеллекта студентов в процессе кредитного обучения, включающая специальные формы, методы обучения, направленные на развитие интеллекта и когнитивной компетенции студентовбудет обеспечена преемственность в формировании интеллектуального потенциала студентов в процессе кредитного обученияразработана целостную систему интеллектуального воспитания студентов в формате кредитного обучения;

— будет определена цель каждого урока, независимо от учебного предмета, характера студенческой группы, обеспечено развитие интеллектуального потенциала студентов в условиях кредитного обучения посредством продуктивного усвоения программного материала, сохранения и повышения уровня когнитивной активности студентовбудут выявлены и обоснованы педагогические условия, способствующие развитию интеллекта студентов в условиях кредитного обучения в вузах Республики Таджикистан.

Задачи исследования:

1. Провести анализ философской, социологической, психологической, педагогической, а также лингвистической литературы с целью выявления концептуальных положений по решению данной проблемы.

2.Определить особенности развития интеллектуального потенциала студентов в условиях кредитного обучения в вузах Республики Таджикистан.

3.Рассмотреть методологические и теоретические аспекты формирования интеллектуально-когнитивного потенциала студентов в условиях кредитного обучения в вузах Республики Таджикистан.

4. Охарактеризовать состояние развития интеллектуального потенциала студентов в условиях кредитного обучения в вузах Республики Таджикистан.

5. Осуществить сравнительный анализ традиционной и кредитной форм обучения в контексте исследуемой проблемы.

6.Разработать методику организации эффективной модели формирования интеллектуального и когнитивного потенциала студентов в условиях кредитного обучения, включающего возможности реализации их творческой компетенции, умений и навыков.

Методологическую основу исследования составляют: положения общенаучной и педагогической методологии — различные подходы к понятию интеллект" (К.А. Абульханова-Славская, Б. Г. Ананьев, A.B. Брушлинский,.

JI.C. Выготский, X. Гарднер, Дж. Гилфорд, В. Н. Дружинин, H.A.

Менчинская, Ж. Пиаже, C.JI. Рубинштейн, Ч. Спирмен, А. Стаатс, Р.

Стернберг, JI. Терстоун, К. Фишер, М. А. Холодная и др.) — основные положения личностно-ориентированного и развивающего обучения (Е.В.

Бондаревская, В. В. Давыдов, В. П. Зинченко, З. И. Калмыкова, C.B.

Кульневич, Г. К. Селевко, В. В. Сериков, Д. Б. Эльконин, И. С. Якиманская и др.) — психолого-педагогические положения об интегративной сущности личности в аспектах психического, социального, биологического и.

12 деятельностного развития (Б.Г. Ананьев, В. П. Беспалько, JI.C. Выготский, П. Я. Гальперин, Б. С. Гершунский, А. Н. Леонтьев, A.B. Петровский, C.JI. Рубинштейн, Н. Ф. Талызина и др.) — положения об оптимизации учебного процесса (С.И. Архангельский, Ю. К. Бабанский, В. П. Беспалько, С. Д. Смирнов, В. А. Якунин и др.) — теоретические положения о современных технологиях обучения в вузе (В.И. Загвязинский, В. В. Краевский, О. П. Околелов, П. И. Пидкасистый, Ф. Янушкевич и др.) — идеи субъектной педагогики (И.Ф. Бережная, Н. И. Вьюнова, С. М. Годник, И. А. Зимняя, П. И. Пидкасистый, В. А. Сластенин, И. С. Якиманская и др.) — теоретические положения о моделировании в обучении (В.В. Афанасьев, JIM. Фридман, М. А. Холодная и др.).

В процессе работы использованы следующие методы:

— теоретические: анализ литературных источников по проблеме исследованияанализ образовательных стандартов и программ, учебных и методических пособий по гуманитарным дисциплинамизучение передового педагогического опыта в процессе преподавания учебных дисциплинизучение планов занятий преподавателей вузовобобщениесистематизациямоделирование;

— эмпирические: наблюдениебеседаанкетированиетестированиепедагогический экспериментстатистические: математическая обработка полученных результатов.

Экспериментальной базой исследования является Таджикский государственный институт языков (ТГИЯ) имени Сотима Улугзода и Таджикский государственный педагогический университет (ТГПУ) имени Садриддина Айни. Исследованием были охвачены 956 студентов дневной формы обучения факультета русской филологии.

Исследование включает следующие этапы:

1-й этап — поисковый (2008;2009 гг.) — изучение официальных документов по теме исследования, литературных источников, сбор и.

13 накопление эмпирического материала и определение концепции исследования. Были определены цель, задачи, предмет и объект исследования.

2-й этап — теоретический (2009;2010 гг.) — разработка теоретических основ исследования, выявление архивных материалов, диссертационных исследований, анализ собранного материала и его оценка.

3-й этап — завершающий (2011;2012 гг.) — систематизация материалов, их анализ и обобщение, подготовка и оформление диссертации.

Научная новизна исследования:

— обоснована структура формирования интеллектуального потенциала и когнитивной активности студентов в условиях кредитного обучения в вузах Республики Таджикистан, представленная как совокупность форм и видов интеллекта;

— выделены этапы актуализации интеллектуального потенциала студентов в условиях кредитного обучения в вузах Республики Таджикистан;

— разработана и реализована модель развития интеллекта и когнитивного подхода студентов в условиях кредитного обучения в вузах Республики Таджикистан;

— определены и экспериментально проверены педагогические условия, обеспечивающие процесс развития творческой компетенции студентов в условиях кредитного обучения в вузах Республики Таджикистан;

— определены педагогические и когнитивные подходы формирования интеллектуального потенциала студентов в условиях кредитного обучения в вузах Республики Таджикистан;

— разработана методика эффективного формирования и развития интеллектуально-когнитивных возможностей студентов в условиях кредитного обучения;

— обобщены методологические и теоретические аспекты развития интеллектуального и когнитивного потенциала студентов в условиях кредитного обучения в вузах Республики Таджикистан.

Теоретическая значимость работы состоит в том, что она вносит определённый вклад в теоретическое обоснование исследуемой проблематики. В работе представлена структура формирования интеллектуального потенциала и когнитивной активности студентов в условиях кредитного обучения в вузах Республики Таджикистан, разработана модель развития творческой компетенции студентов в условиях кредитного обучения в вузах Республики Таджикистан, обоснованы теоретические основы, способствующие процессу развития общего интеллекта студентов в инновационных условиях обучения.

Практическая ценность исследования обусловлена тем, что разработанный модуль формирования когнитивного потенциала студентов широко используется при организации практической работы по развитию творческой активности студентов в инновационных условиях обучения в Таджикском государственном институте языков имени Сотима Улугзода и Таджикском государственном педагогическом университете имени С.Айни. Результаты исследования могут быть использованы также в образовательном процессе в других вузах при организации различных видов творческой деятельности в целях развития и повышения интеллектуального уровня студентов.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Современная методика разработки стратегии формирования интеллектуального потенциала студентов в условиях кредитного обучения служит основанием для выявления системы детерминанта интеллектуального потенциала, к числу которых относятся: макросоциальные факторы, представленные глобальными и региональными социальными связями и отношениями молодых людеймезосоциальные.

15 факторы, к которым может быть отнесена специфическим образом организованная среда конкретного высшего учебного заведениямакросоциальные факторы — социальные связи и отношения людей в рамках первичного окруженияиндивидуально-социальные, личностные факторыличностные качества, характеризующие социальную направленность интеллекта на определённую профессию, на выбор норм поведения и жизненной позиции в обществе. Структурная модель представляет собой совокупность параметров многоуровневого порядка врождённых и приобретённых — физических, психических, духовных и социальных — в их целостности, многообразии и взаимозависимости. Динамическая модель развития интеллектуального потенциала студентов в условиях кредитного обучения даёт возможность выделить в процессе его становления три этапа, которые представляют собой звенья единой траектории развития данного процесса: этап адаптации студента, этап интеллектуального саморазвития и этап профессиональной идентификации.

2. В основе управления развитием интеллектуального потенциала и когнитивной активности студентов в условиях кредитного обучения лежит диагностика её состояния и эволюции. Апробация комплексной опытноэкспериментальной программы подтверждает, что к числу наиболее значимых факторов развития интеллектуально-когнитивного потенциала в условиях кредитного обучения следует отнести внутренние факторы, представляющие собой систему сознательных побуждений (социальных мотивов, потребностей, интересов, взглядов, идеалов, устремлений и др.).

Именно они определяют интеллектуально-когнитивную направленность, представляющую собой специфическую систему побуждений и жизненных целей личности студента в условиях кредитного обучения, определяющих характер и приоритеты его интеллектуального развития. Интеллектуальная направленность личности реализуется в виде траекторий интеллектуального развития студентов в условиях кредитного обучения, которые определяются как последовательная эволюция интеллектуального потенциала, процесс реализации интеллектуальной направленности личности, в основе которой лежат индивидуальные ценности и установки. В настоящее время в студенческой среде реализуются три варианта траекторий: траектория благополучия, траектория образования, траектория самореализации и саморазвития. При этом доминирующей является траектория благополучия.

3. Социально-технологический механизм управления развитием интеллектуального потенциала студентов в условиях кредитного обучения представляет собой упорядоченную систему управленческих действий, направленных на формирование интеллектуальной развивающей среды вуза, показателями которой являются: отчётливо выраженный во всех элементах учебно-научный и воспитательный процесс, социальный запрос на интеллектуально развитую личностьпостановка административными структурами перспективных задач по долгосрочному развитию интеллектуального потенциала преподавателей и студентовсуществование научных школ и научных традицийкультивирование субъективного чувства свободы и самовыраженияматериальное стимулирование интеллектуальной деятельности студентов и преподавателей.

4. Оптимизация формирования интеллектуального потенциала студентов в инновационных условиях обучения требует внесения коррекций в концептуально-целевую установку подготовки студентов, повышения мобильности системы управления, совершенствования программно-методического обеспечения учебного и познавательного процесса, повышения уровня квалификации и педагогического мастерства профессорско-преподавательского состава, применения технологии управления мотивацией студентов к приобретению навыков умственного труда, обеспечения неразрывности процесса обучения с воспитательной и научно-исследовательской работой и, кроме того, создания необходимых материальных и технических ресурсов.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивается исходными методологическими данными, широтой и.

17 совокупностью проблем исследования, адекватных объёму, целям, задачам и логике работы. Она подтверждается также достаточной продолжительностью и возможностью повторения эксперимента, применением комплекса методов, соответствующих предмету исследования, всесторонним изучением проблемы, репрезентативностью выборки количества испытуемыхвнедрением в практику разработанных рекомендаций и их положительной оценки студентами, преподавателями и эдвайзерамистатистической значимостью экспериментальных данных, сочетанием количественного и качественного их анализа.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в Таджикском государственном институте языков имени Сотима Улугзода, Таджикском государственном педагогическом университете имени Садриддина Айни и в Таджикском технологическом университете.

Материалы диссертационной работы неоднократно обсуждались в виде доклада на международных, республиканских конференциях, проводимых ежегодно на базе Таджикского государственного института языков, Таджикского государственного педагогического университета, Таджикского государственного университета коммерции (ТГУК), Технологического университета Таджикистана, а также на межвузовских и вузовских конференциях в период 2008;2012 годов.

Структура диссертации отражает логику, содержание и результаты исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, включающего 178 наименований научно-теоретических, академических и учебно-методических работ, лексикографической и справочной литературы. Общий объём диссертации 190 страниц, работа содержит 5 диаграмм.

Выводы по второй главе профессиональной подготовки специалиста-бакалавра. В настоящее время общество вступает в рыночную экономику, что резко повышает статус и роль образованного и высококультурного человека, творческой личности. Дальнейшее развитие демократии и рыночных отношений требуют такого уровня образованности, который способен реализовать потребность человека в смене сфер деятельности на протяжении всей его жизни. Реально защищенным в социальном отношении в настоящее время может быть лишь широко образованный человек, способный гибко перестраивать направление и содержание своей деятельности в связи со сменой технологий и требований рынка. В связи с этим должно быть преодолено противоречие между узкой специализацией выпускника профессиональной школы и реальными потребностями общества.

Сужение границ знаний по специальности негативно влияет как на процесс формирования личности, так и на его деятельность как профессионала. Кроме того, узкая специализация также приводит к увеличению и углублению пропасти между областями знаний и людьми разных профессий. Ещё одним из основных требований к современному специалисту, работающему в обществе, в котором создаются и развиваются информационные технологии, является умение эффективно и оперативно решать задачи (принимать решения) в условиях большого объёма противоречий, неполной информации, дефицита времени, чужеродных информационных воздействий. Из всего вышесказанного следует, что преобразования должны быть проведены во всех структурах высшего образования.

Они в первую очередь должны быть направлены на изменение приоритетов системы высшей школы. Следует отметить, что основными признаками современного уровня образования являются фундаментальность, целостность, направленность на удовлетворение потребностей личности. Полноценное высшее образование должно удовлетворять некоторым общим требованиям, не зависящим от профиля.

163 подготовки специалистов. Высшая школа должна, прежде всего, давать целостное представление о современной естественнонаучной картине мира, заложить научный фундамент для оценки последствий профессиональной деятельности, способствовать творческому развитию личности и верному выбору индивидуальной программы жизни на базе познания особенностей, потребностей и возможностей человека.

Изменение национальной политики Таджикистана в области высшего образования отражено в двух важнейших государственных нормативно-правовых документах в области образования, принятых в Таджикистане: Программе развития образования в Таджикистане и Национальной доктрины образования в РТ. В данных документах сформулирована парадигма высшего образования, которая в настоящее время заключается в том, что у человека в процессе его жизнедеятельности должно происходить непрерывное обновление научного знания. В связи с этим одним из результатов высшего образования должна быть сформированная способность выпускника к приобретению новых знаний как в области профессиональной деятельности, так и в междисциплинарных областях. Анализ данных документов говорит о происходящем процессе фундаментализации содержания высшего образования, который предполагает наличие в учебных программах любого профиля цикла дисциплин, описывающих целостную картину мира и живых систем, а также информационную среду, которые согласно государственному стандарту высшего образования третьего поколения образуют естественнонаучный компонент.

Изменения, происходящие в системе подготовки специалиста с высшим образованием, не могли не затронуть профессиональное образование, в котором в последние годы произошли существенные изменения.

Реформирование системы подготовки профессиональных кадров непосредственно связано с инновациями в сфере вузовского образования, которые влияют на уровень подготовки современного специалиста.

Переход Таджикистана к новым рыночным отношениям требует теоретического осмысления результатов и уроков проведённых реформ, изучения возникающих при этом проблем, выявления путей, способствующих менее болезненному реформированию всех сфер функционирования государства.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Основная цель трёхступенчатой модели подготовки педагогических кадров вытекает из основополагающих задач образования XXI века, которая гласит: уметь житьуметь работатьуметь жить вместеуметь учиться, — и является гарантом обеспечения условий для удовлетворения потребностей граждан, общества и рынка труда в получении качественного образования. Эта цель может быть достигнута путём создания новых институциональных механизмов регулирования сферы образования, обновления его структуры и содержания, развития практической направленности образовательных программ, совершенствования кредитной системы обучения.

Для достижения поставленной цели должны быть решены следующие стратегические задачи:

— повышение эффективности системы управления в образовании;

— совершенствование методического и кадрового обеспечения системы образования;

— улучшение материально-технической базы системы образованиясовершенствование экономических механизмов в системе образования.

Каждая из перечисленных задач носит комплексный характер и направлена на реализацию приоритетных направлений развития образовательной системы Республики Таджикистан. В том числе:

— совершенствование нормативно-правовой базы функционирования национальной системы образования на основе дальнейшей демократизации управления образованием;

— реструктуризация системы высшего профессионального образования и подготовка кадров в соответствии с рекомендациями Международной стандартной классификации образования;

— создание целостной трёхступенчатой модели подготовки кадров (бакалавриат — магистратура — докторантура), основанной на аккумулирующей кредитной системе обучения;

— подготовку высококвалифицированных специалистов, способных решать профессиональные задачи в условиях информатизации общества и внедрения в образовательный процесс новых научных технологийсоздание системы оценки качества образования;

— совершенствование учебно-методического и научного обеспечения образовательного процесса;

— укрепление материально-технической базы системы образования;

— создание механизмов по привлечению экономических ресурсов для повышения качества образования;

— повышение социального статуса педагогических работников, совершенствование финансового и кадрового обеспечения системы образования, подготовки менеджеров образования.

Взамен традиционной системы организации учебного процесса постепенно приживается, приобретая реальный облик, кредитная система обучения, которая стимулирует активную самостоятельную работу обучающихся, обеспечивает выборность индивидуальной образовательной траектории, мобильность, большую степень академической свободы бакалавров, магистрантов и докторантов, способствует признанию документов об образовании в мировом образовательном пространстве.

Актуальность проблемы развития интеллектуального потенциала и когнитивной активности студентов в условиях кредитного обучения в вузе обусловлена закономерностями кредитного обучения.

Введение

этой системы предполагает:

— придание обучению вариабельности (изменчивости) в структуре и сроках, где может существовать индивидуальный «вектор» обучения;

— расширение академической мобильности и увеличение возможностей привлечения иностранных учащихся в отечественные вузы;

— обучение доступно (экономический аспект);

— обучение многоступенчато;

— кадры (выпускники) могут свободно перемещаться;

— формат документов об образовании унифицирован;

— повышение оперативности и обоснованности контроля обученности студентов и их промежуточной аттестации;

— расширение возможностей получения междисциплинарного образования;

— упрощение организационного сопровождения процесса перехода на индивидуальные формы обучения;

— сокращение числа параллельно читаемых курсов для малых студенческих аудиторий и оптимизацию численности учебных потоков;

— высвобождение средств, которые могут быть использованы для повышения оплаты труда преподавателей;

— создание благоприятных условий для более широкого применения в учебном процессе современных образовательных технологий и зарубежного опыта организации учебного процесса.

Развитие интеллектуального потенциала и когнитивной активности студентов в условиях кредитного обучения имеет свой специфический оттенок, обусловленный особенностями кредитного обучения в вузе. Он развивается и реализуется в условиях кредитного обучения в вузе, изменяющейся социокультурной обстановки и условий интеллектуальной деятельности студента.

Проектирование модели развития интеллектуального потенциала студентов в условиях кредитного обучения в вузе строится на:

— интеграции содержания гуманитарных, социально-экономических и специальных дисциплин;

— изменении подходов к организации и проведению воспитательных мероприятий, обеспечивающих расширение и модернизацию форм социокультурного взаимодействия с интеллектуальным потенциалом социума;

— создании условий для успешного интеллектуально-когнитивного развития студентов в социальном окружении и • образовательно-воспитательном пространстве вуза в условиях кредитного обучения, учебной и внеучебной деятельности на этапе профессионального становления будущего специалиста;

— конструировании в процессе гуманитарной и специальной подготовки социально-профессионального фона будущего специалиста.

Формирование интеллектуального потенциала и когнитивной активности студентов в условиях кредитного обучения в вузе будет более эффективным при осуществлении интегрированного процесса преподавания гуманитарных и специальных дисциплин, построенного на блочно-модульной основе. Сущность данного процесса заключается в его динамичном характере и направленности на актуализацию и практическую реализацию творческой компетенции студентов. Интеллектуально-когнитивный потенциал реализуется в разнообразных формах проектирования и осуществления общегуманитарных и профессиональных функций в деятельности студента.

Теоретической основой формирования интеллектуально-когнитивного потенциала студентов в условиях кредитной системы обучения следует считать общее проблемное поле гуманитарных, социально-экономических и специальных дисциплин. Это может быть и расширение сферы взаимодействия с интеллектуальным потенциалом общества и форм внеучебной деятельностимониторинг индивидуальных и групповых достижений студентовреализация информационной, социально-перцептивной, презентативной, интерактивной и аффективной функций образовательного процесса. Выделенные условия реализуются через б л очно-модульную структуру содержания и процесса профессионального образования.

Цель развития интеллектуального потенциала и когнитивной активности студентов в условиях кредитного обучения в вузе — это, по сути, развитие творческого потенциала, инновационность и самостоятельная предпринимательская деятельность субъектов образования, что предполагает:

— развитие персональных качеств и навыков, лежащих в основе когнитивного мышления и творческого поведения (творческий потенциал, чувство инициативы, способность к риску, самостоятельность, уверенность в себе, качества лидера и т. д.);

— формирование у студентов представлений об интеллектуальном потенциале как о возможной стратегии профессионального роста;

— разработка конкретных научно-исследовательских и грантовых проектов;

— обеспечение языковых навыков и знаний, связанных с общим развитием интеллектуально-когнитивных качеств у студентов — будущих профессионалов.

Развитие интеллектуального потенциала и когнитивной активности студентов в условиях кредитного обучения состоит из следующих факторов:

1. Разработка требований и квалификационных характеристик специалистов: изучение существующих требований и квалификационных характеристик педагогических специалистов;

— разработка новых требований и квалификационных характеристик специалистов-бакалавров.

2. Разработка комплексных и индивидуальных учебных планов и рабочих программ, их согласование, которое включает:

— изучение и анализ существующих примерных учебных плановразработка комплексных учебных планов;

— утверждение комплексных плановизучение и анализ рабочих программ;

— разработка рабочих программ;

— рецензирование на выпускающей кафедре рабочих программ,.

170 согласование рабочих программ с выпускающей кафедрой;

— утверждение рабочих программ.

Для реального развития интеллектуального потенциала и когнитивной активности студентов в условиях кредитного обучения необходимо разработать комплексные учебные планы многоступенчатой подготовки специалистов-филологов, имеющих хорошую успеваемость, и соответствующие образовательным стандартам. Необходимо узаконить положение о конкурсном переходе с одной ступени обучения на другую.

Рабочие программы всех специальных филологических дисциплин должны проходить рецензирование на выпускающей кафедре на предмет степени их соответствия квалификационным характеристикам, учебным планам по объёму выделяемых часов и требованиям стандарта. Рабочие программы и методические разработки должны своевременно разрабатываться и. рассматриваться на заседаниях соответствующих кафедр. Содержание рабочей программы по каждой дисциплине доводится до студентов на первой лекции. Методическую увязку дисциплин, их место в общей подготовке специалиста необходимо рассматривать на методических семинарах.

Обязательным является согласование всех рабочих программ спецдисциплин с выпускающими кафедрами. Эта объясняется тем, что выпускающие кафедры не всегда в полной мере ознакомлены с происшедшими изменениями стандартов различных специальностей, появлением новых дисциплин. Совместная работа выпускающих кафедр с общеобразовательными и гуманитарными кафедрами позволяет более эффективно реализовывать систему качества обучения.

Одним из важных факторов развития интеллектуального потенциала и когнитивной активности студентов в условиях кредитного обучения является качество образовательных программ. При условии высокой насыщенности учебного плана и учебных программ важно обеспечить наибольшее соответствие объёма передаваемых студентам знаний возможностям их усвоения за отведённое учебное время.

Разработанная технология развития интеллектуального потенциала и когнитивной активности студентов в условиях кредитного обучения является формой её системной организации и включает следующий состав:

— цели государства, системы высшего профессионального образования, вуза, преподавателей, студентов, получаемой профессии, работодателей;

— технологические модули (формирование общепрофессиональных знаний, положительного отношения к процессу общей подготовки, профессионального мышления, профессиональной мобильности) — этапы формирования когнитивных основ профессиональной деятельности, содержания предметов общего и профессионального циклов;

— формирование интереса и мотивации, личностно значимого смысла общей и профессиональной готовности;

— формирование аналитических умений, качества прогнозировать коммуникативную ситуацию, оценивать, идентифицировать продукт педагогической деятельности, моделировать ситуации и перспективы профессиональной деятельности;

— умение самостоятельно принимать решения;

— умение переносить полученные знания на реальную педагогическую деятельность;

— традиционные и инновационные формы организации учебного процесса: игры, семинары, практикумы, контрольные задания, самостоятельная работа, конкурсы мастерства, творческие профессиональные конкурсы, разработка проектов, студенческие олимпиады с творческим профессиональным содержанием, тренинги, практические задания общепрофессионального содержания, выполнение новаторских приёмов;

— методы организации учебного процесса (организации учебной деятельности);

— активизация самостоятельной творческой деятельности по формированию интеллектуально-когнитивных качеств, мозгового штурма, проектов, анализа, case-study, моделирования и программирования коммуникативных ситуаций,.

172 ролевых имитационных игрсформированность элементов творческого и филологического мышления, педагогическая мобильность.

По результатам исследования сформулированы следующие выводы:

1 .Проведённый анализ философской, психолого-педагогической, лингвистической и методической литературы показывает, что условиями формирования интеллектуального потенциала и когнитивной активности студентов в условиях кредитного обучения является не только изменение содержания учебных предметов, но и совершенствование процесса преподавания основных и сопутствующих дисциплин.

2. Формирование интеллектуального потенциала и когнитивной активности студентов — важная линия общего развития будущего педагога в системе кредитного обучения с учётом факторов лингво-социокультурных, личностных, психологических, дидактических, нейрофизиологических. Важное место отводится условиям, обеспечивающим реализацию целостной системы формирования интеллектуального потенциала и когнитивной активности студентов, через усиление взаимосвязи с преподавателеммеханизмам, ориентирующим на включение студентов в различные ситуации творческой деятельности.

3. Теоретическое обоснование целостного процесса формирования интеллектуального потенциала и когнитивной активности студентов в условиях кредитного обучения позволило выстроить концепцию на основе совокупности методологических подходов (социокультурного, компетентностного, системного, развивающего, когнитивного, личностно-ориентированного), принципов (культуросообразности, проблемности, региональной направленности, интегративности), определяющих стратегию и тактику развития творческих возможностей будущих учителей в условиях кредитного обучения.

4. Формирование интеллектуального потенциала и когнитивной активности студентов в условиях кредитной системы обучения предполагает специально разработанную методику образовательного процесса. Она включает.

173 разработку учебно-методических комплексов, совершенствование содержания лекционных, самостоятельных и практических занятий с учётом требований педагогической специальности («Русский язык в национальной школе»), что, в конечном итоге, обеспечивает включение студентов в творческое образовательное пространство как эффективное условие формирования интеллектуально-когнитивных возможностей будущего педагога.

5. В ходе педагогического эксперимента и внедрения разработанной методической системы проверена эффективность организации процесса формирования интеллектуального потенциала и когнитивной активности студентов в условиях кредитного обучения. Увеличилось количество студентов, выполняющих задания творческо-когнитивного характера, повысились показатели в образовательной и научно-исследовательской деятельности студентов, что говорит о развитии интеллектуальных возможностей студентов.

Выявленные в ходе исследования фактические данные позволяют дать ряд рекомендаций для развития интеллектуального потенциала и когнитивной активности студентов в условиях кредитного обучения:

— ориентированность высшего образования на развитие личности будущего специалиста;

— соответствие содержания вузовского образования современным и прогнозируемым тенденциям развития филологической науки, лингвокультурологии, психолингвистики, когнитивной лингвистики и пр.;

— оптимальное сочетание общих, групповых и индивидуальных форм организации учебного процесса в вузе;

— рациональное применение современных методов и средств обучения будущих учителей-словесников на различных этапах их подготовки;

— соответствие содержания образования и обучения целям подготовки специалиста-филолога;

— деятельностный подход к определению содержания обучения;

— учёт закономерностей профессионального становления и развития личности в сфере обучения и воспитания подрастающего поколения.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Ю. Студент: возможности личного роста. М.: Высшее образование в России. 2002. — № 1. — С. 50−57.
  2. Г. Ю. Интеллект: новый взгляд // Вопросы психологии. М., 1995.-№ 1.-С. 111−131.
  3. Г. Ю. Природа интеллекта. Битва за разум: как формируются умственные способности: пер. с англ./ Г. Ю. Айзенк, JI. Кэмин. М.: Эксмо Пресс, 2002. — С.352
  4. Актуальные проблемы педагогики и психологии высшей военной школы / Под ред. A.B. Барабанщикова М.: ВПА, 1980. С. 277.
  5. И.Б. Интеллектуальный потенциал коллектива в условиях рыночной экономики: Дис. канд. филос. наук. М., 1992. -С.186.
  6. Т.К. Формирование межпредметных познавательных умений учащихся в учебной деятельности (На материале естественно-математических предметов в УП-УП классах): Дис. канд. пед. наук: -Л., 1982.-С.246.
  7. А. Основные тенденции интеграционных процессов в мировом образовании: дис. д-ра пед. наук. -М., 1997. С. 534.
  8. .Г. О проблемах современного человекознания. 2-е изд. -СПб.: Питер, 2001.- С. 272.
  9. Н.С. Интегративная функция обучения . М.: Просвещение. 1989.-С.304.
  10. В.Ф. Социология интеллекта (проблемы формирования и изучения): Дис. доктора социологич. наук. Н.Новгород. 1998. — С. 370.
  11. В.И. Ещё раз о проблемах высшей военной школы / В. И. Аржаев, Е. М. Дугин, Ю. Д. Подгорных // М.: Военная мысль. 2000. — № 6. — С. 445.
  12. А.Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа. М.: Смысл. 2001. — С.416 с.
  13. В.И. Болонский процесс: поиск общности Европейских систем образования (проект TUNING). М., 2006.
  14. В.И. Компетенции в профессиональном образовании // Высшее образование в России. 2004. № 11.— С. 3−13
  15. Т.Н. Развитие творческой активности личности в системе высшего образования: Дис.. канд. социол. наук. Курск. 1999.
  16. Н.В. Повышение эффективности блочно-модульного обучения в развитии интеллектуальных качеств специалиста в вузе: Дис.. канд. пед. наук. Калининград. 2006. — С. 184.
  17. B.C. Теория педагогической интеграции как методическое знание // Интеграционные процессы в педагогической теории и практике: Сб.науч. тр. Вып. 2 Свердловск: СИПИ. 1991. С. 5−13.
  18. А.П. Интегративно-модульная педагогическая система профессионального образования. СПб.: Радом. 1997. — С.226.
  19. А. Измерение умственных способностей: пер. с фр. СПб.: Союз. 1998.- С. 432.
  20. П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения в 2-х т. Т. 1. М.: Педагогика, 1979. — С.304.
  21. П.П. Учитель трудовой школы. М: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 2000. — С.234.
  22. Большая советская энциклопедия / Под ред. A.M. Прохорова и др.
  23. М.: Сов. энцикл., 1972. -Т. 10.- С. 592.176
  24. Большой толковый психологический словарь. В 2-х томах. М.: Вече ACT, 2003. -Т.1. С.362
  25. Большой энциклопедический словарь / Под ред. A.M. Прохорова. М.: Сов. энциклопедия. -1991. С. 827.
  26. Е.В. Теория и практика личностно-ориентированного образования. Ростов н/Д.: Изд-во РГПУ. 2000. С. 352.
  27. A.B. Субъект: мышление, учение, воображение. М.: Институт практической психологии. Воронеж НПО и МОДЭК. 1996.-С.392.
  28. Е.Г. Сравнительное развитие интеллектуального развития подростков в условиях разных моделей обучения / Е. Г. Будрина, М. А. Холодная // Вестник ТГПУ. Томск, 2006. — Вып. 3 (54). — С. 53−57.
  29. .М., Капица М. С. Интеллектуальные системы и их моделирование. М.: Наука. 2006. — С. 120−141.
  30. .М. Психологические проблемы изучения интеллекта /
  31. Венгер J1.A. Восприятие и обучение (дошкольного возраста). М.: Просвещение. 1969. — С.365.
  32. A.A. Игровые формы контекстного обучения. М.: Знание Куб. ГТУ. 1983.-С.96.
  33. A.A. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход: методическое пособие. М.: Высшая школа. 1991. — С.204.
  34. A.A. Самостоятельная работа студентов: проблемы и опыт. // Высшее образование в России. М., 1995. — № 2. — С. 137−145.
  35. М. Искусственный интеллект и продуктивное мышление / М. Вергеймер, М. А. Губерман // Вопросы психологии. М., 1990. — № 1. — С. 100−106.
  36. Н.В. Природа интеллектуальных способностей человека. -М.: Мысль, 1989.-С. 172.
  37. С.М. Профессиональное образование: Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. М.: НМЦ СПО, 1999.-538 с.177
  38. Л.С. Избранные психологические исследования. М.: Просвещение, 1970.-С.493.
  39. Л.С. Собрание сочинений: в 6-ти т. / Л. С. Выготский. М.: Педагогика, 1982. — Т. 2. — С.504.
  40. П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребёнка. М., 1985, — С. 338.
  41. П.Я. Психология как объективная наука/ Под ред. А. И. Подольского. М.: Изд-во Ин-т практ. Психологии. Воронеж: НПО МОДЭК. 1998.-С.480.
  42. П.Я. Умственное действие как основа формирования мысли и образа // Вопросы психологии. М., 1957. -№ 6. — С. 58−69.
  43. Гегель, Г. В. Ф. Энциклопедия философских наук. М.: Мысль. 1974. -Т. 1. — С.452.
  44. М.Р. Неинтеллектуальные факторы интеллектуальной активности // Психологические исследования интеллектуальной деятельности: сб. статей / М.: Изд-во МГУ. 1979. С. 161−167.
  45. П.А. Избранные произведения: в 2-х т.: пер. с фр. М.: Мысль, 1963. — Т. 2. — С.563.
  46. Н.П. Интеллектуализация профессионального образования в техническом вузе: Дис. д-ра пед. наук. Казань. 2004. — С.377.
  47. П.Н. Актуальные вопросы перестройки воспитания в высшей военной школе. М.: ВПА. 1990.- С. 197.
  48. М.И. Применение математической статистики в педагогических исследованиях. Непараметрические методы./ М. И. Грабарь, К. А. Краснянская. М.: Педагогика, 1977. — 136 с.
  49. О.С. Основы педагогики индивидуальности/ О. С. Гребенюк, Т. Б. Гребенюк: Калинингр. ун-т Калининград, 2000. С. 572.
  50. Н.Г. Применение методов математической статистики при проведении педагогического эксперимента /Гуртовая Н. Г., Червова А.
  51. А.: Волж. гос. инженер.-пед. акад. -Н. Новгород: ВГИПА, 2004.- С. 152.178
  52. В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования.- М.: Педагогика, 1986.- С. 240.
  53. М.Д. Особенности интеллектуального развития студентов в процессе обучения // Человек и общество. Л.: Изд-во Ленингр, ун-та, 1973.-Вып. XIII.-С. 97−105.
  54. В.Н. Психология общих способностей. -СПб.: Питер. 2000.-С.368.
  55. В.Н. Экспериментальное исследование формирующего влияния микросреды на креативность / В. Н. Дружинин, Н. В. Хазратова // Психологический журнал. М.: 1994. — Т. 14. — № 4. — С. 83−93.
  56. Закон Республики Таджикистан «О государственном языке». -Душанбе, 1993.
  57. Закон Республики Таджикистан «О науке и государственной научно-технической политике». Душанбе, 1998.
  58. Закон Республики Таджикистан «Об образовании». Вестник МО РТ. -Душанбе: Шарки Озод, 2004. С. 66.62.3анков Л. В. Избранные педагогические труды. М.: Педагогика. 1996. -С.304.
  59. И.Д. Формирование системы знаний в процессе обучения и воспитания. Межпредметные и внутрипредметные связи важный фактор осуществления воспитания и обучения // Советская педагогика.- 1983.-№ 2.-С. 71−83.
  60. И. Диалектический материализм и гегелевская концепция рассудка и разума // Вопросы философии. М.: 1982. — № 8. — С. 116−123.179
  61. И.А. О сопротивлении злу силою // Отечественная философская мысль о войне, армии, воинском долге: Хрестоматийный сборник. М., 1995.-С. 465.
  62. З.И. Продуктивное мышление как основа обучаемости / З. И. Калмыкова. М.: Педагогика. 1981.- С. 200.
  63. З.И. Продуктивное мышление как основа обучаемости. -М., 1981.-С.179.
  64. Кант И Сочинения: в 6 т. М.: Мысль. 1964. — Т. 3.- С. 744.
  65. Ю.А. Развитие интеллектуального ресурса в процессе инновационной деятельности: Дис. доктора филос. наук. М., 1998. -С.320.
  66. А.Х., Шоев H.H. Методологические и этические аспекты разработки и внедрения новых образовательных технологий в системе высшего образования. Душанбе: «Ирфон». 2002. — С. 184.
  67. А.Х., Шоев H.H. Организационные аспекты внедрения новых этических образовательных технологий в системе высшей школы // Сборник трудов ТУТ. 2003. С. 268.
  68. А.Х., Шоев H.H., Джононов С. Д. и др. Характерные особенности получения высшего образования в условиях инновационной деятельности вуза. Душанбе: Ирфон. 2007. — С.224.
  69. Е.М. Психолого-педагогические основы воспитания интеллектуально зрелой личности студента высшей школы в учебно-воспитательном процессе. М.: Компания Спутник, 2005.- 139 с.
  70. Кондаков Н. И Логический словарь-справочник. М.: Наука, 1975.-С.720.
  71. Концепция реформирования государственной службы Таджикистана, утвержденная постановлением Правительства Республики Таджикистан от 1 июня 2007 года № 289.
  72. В.Ю. Интеллект человека / В. Ю. Крамаренко, В.Е.
  73. , Г. Г. Андреев. Воронеж: Изд-во ВГУ. 1990. — С. 184.180
  74. Краткий справочник по педагогической технологии / Под ред. Н. Е. Щурковой. М.: МГУ. 1997. С. 215.
  75. Н.В. Методы исследования педагогической деятельности. -Л.: Изд-во ЛГУ. 1970 С. 424.
  76. Г. Ф. Интеллектуальный потенциал как объект социального регулирования: Дис.. канд. социол. наук. Уфа. 2000.
  77. H.H. Основы интеллектуального тренинга. Минута на размышление. СПб.: Питер. 2005.- С. 304.
  78. Н.С. Умственные способности и возраст. М.: Педагогика. 1971. — С.280.
  79. М. Гуманистическая педагогика. Душанбе: 1994 — С. 286.
  80. М. Независимость Таджикистана и новое образование. -Душанбе.: Сахбо. 2006. С. 50.
  81. М. Современная дидактика. Душанбе.: Ирфон. 1997. -С.150.
  82. Маджидов X, Мирзоее Р. Самостоятельная работа студентов в кредитной системе образования // Вопросы психологии и педагогики, Кургантюбинского государственного университета. 2009. № 3. С. 5254
  83. Маджидов X, Мирзоее Р., Табарова М. А. Кредитная технология обучения и основные факторы, влияющие на повышение качеств подготовки бакалавров. // Таджикское отделение международной академии наук высшей школы, 2009. № 2. С. 24−29.
  84. X., Мирзоее P.P. и др. Самостоятельная работа студентов (методическое пособие на тадж. яз.). Душанбе.: 2009."Эр-граф". -С.70.
  85. X., Мирзоее P.P. Автоматизация учебного процесса -гарантия повышения качества подготовки специалистов // Вестник Педагогического университета. Душанбе: 2009. № 3 (35). С. 129−131.
  86. X., Хабибов С. Х., Мирзоее, Р. Р. Кредитная технология181обучения и повышение качества подготовки бакалавров // Вопросы психологии и педагогики Кургантюбинского государственного университета. 2009. № 4. С.56−64.
  87. О.О. Внедрение кредитной системы в российском вузе: первые результаты эксперимента по переходу на кредитную систему Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. Владивосток: Изд-во ВГУЭС. 2005.
  88. М. И. Принцип проблемности в обучении // Вопросы психологии. М.: 1984. — № 5. — С. 30−36.
  89. М. И. Проблемное обучение // Основные вопросы теории -М.: Педагогика. 1975.- С. 368.
  90. Е.И. Компьютеризация обучения: проблемы и перспективы-М.: Педагогика. 1986. С. 80.
  91. Р. Педагогические условия формирования готовности будущих учителей к применению кредитной системы обучения/ Дисс.. канд пед.наук. Душанбе.: 2009. -С. 168.
  92. P.P., Каримзода О., Рахмонкулов М. Роль и места теста и тестовых зачетов в кредитной системе образования // Вестник Таджикского национального университета № 4. 2009. С. 292−295.
  93. P.P., Рахмонкулов М. Пути и методы повышения качества экзаменационных тестов // Вопросы психологии и педагогики-Кургантюбинского государственного университета. 2009. № 3. С. 7782
  94. P.P., Каримзода О., Рахмонкулов М. Принципы подготовкиэкзаменационных тестов // Республиканская научно-теоретическая182конференция. Сборник научных трудов. Душанбе: ТГУК. 2008. С. 44−50.
  95. , В.К. Болонский процесс в свете концепции национальной безопасности Российской Федерации // Международное публичное и частное право. 2005. № 2.
  96. Национальная концепция воспитания в Республике Таджикистан. /Маорифи Точикистон. 2006. С. 4−19.
  97. Национальная концепция образования в Республике Таджикистан. Душанбе: // Омузгор. 2001, № 3.
  98. Национальная программа «Молодежь Таджикистана» на 20 042 006 годы, утверждённая Постановлением Правительства Республики Таджикистан от 3 июля 2003 года. № 294.
  99. Национальная стратегия развития Республики Таджикистан на период до 2015 года, утвержденная Постановлением Маджлиси намояндагон Маджлиси Оли Республики Таджикистан от 28 июня 2007 года, № 704
  100. С. И. Словарь русского языка: около 60 000 слов и фразеологических выражений / 25-е изд., испр. и доп. — М.: Оникс- Мир и Образование. 2006. — С. 1328.
  101. С.И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка / М.: АЗЪ. 1995.-С.928.
  102. В. Основы проблемного обучения / М.: Просвещение. 1968.-С.208.
  103. Основа развития современной высшей школы // Высшее образование в России. 1998. № 2. С. 12−17
  104. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: учебник для студ. высш. и сред. учеб. заведений / СА. Смирнов и др. 3-е изд., испр. и доп. — М.: Академия. 1999. — С.512.
  105. Педагогика и психология высшей школы: учеб. пос. / М.В.
  106. Буланова-Топоркова и др. Ростов н/Д: Феникс, 2002. — С.544.183
  107. Педагогическая энциклопедия в 4-х т. / Под ред. Каирова И. А., Петрова Ф. Н. Т. 2. М.: Советская энциклопедия. 1968. — С.876.
  108. В.А. Психология неадаптивной активности. М.: ТОО Горбунок. 1992. — С. 224.
  109. . Избранные психологические труды: пер. с англ. и фр. / Ж. Пиаже — вступ. ст. В. А. Лекторского, В. Н. Садовского, Э. Г. Юдина. -М.: Международная педагогическая академия. 1994. С. 680.
  110. . Психология интеллекта. СПб.: Питер, 2003. -192 с.
  111. Пидкасистый П. И Психолого-дидактический справочник преподавателя высшей школы / М.: Педагогическое общество России, 1999.-С.354.
  112. Платон. Апология Сократа, Критон, Ион, Протагор: пер. с древнегреч. / Платон- под ред. А. Ф. Лосева. Брянск: Мысль. 1999. -С.864.
  113. Практическое мышление: специфика обобщения, природа вербализации и реализуемости знаний: сб. статей / под ред. проф. Ю. К. Корнилова. Ярославль: Изд-во Ярославского гос. ун-та. 1997. — С.143.
  114. Программа экономического развития Республики Таджикистан на период до 2015 года, утверждённая постановлением Правительства Республики Таджикистан от 1 марта 2004 года, № 86.
  115. Психологический словарь /Под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. 2-е изд. М.: Педагогика-пресс. 1996. — С.440.
  116. С.А. Развитие интеллектуальных умений будущих учителей в структуре общепрофессиональной подготовки: Дис.. канд. пед. наук/ С. А. Рассада Омск. 2005.- С. 228.
  117. Э.Ш. Вопросам демографии государственное внимание. Речь президента Республики Таджикистан на общереспубликанском совещании по проблемам демографического развития и планирования семьи. «Народная газета» от 6 марта 2002 г.
  118. Э.Ш. Ответственность за будущее нации. Послание184
  119. Маджлиси Оли Таджикистан. «Народная газета» от 9.04.2003года.
  120. C.JI. Основы общей психологии/ М.: Педагогика. 1989. С. 160.
  121. C.JI. Проблемы способностей и вопросы психологической теории // Вопросы психологии. М., 1960. — № 3. -С. 1422.
  122. C.JI. Психология индивидуальных различий / М.- ЧеРо. 2000. — С.776.
  123. Т. А. Интеллект как объект социального нормирования: Дисс. канд. социол. наук/ Саратов. 2001.
  124. Г. К. Современные образовательные технологии / //Школьные технологии. М: 1998.-№ 2.- С. 186−190.
  125. Г. От мечты к открытию: как стать ученым: пер. с англ. / -М.: Прогресс, 1987. 368 с. Сластенин В. А. Педагогика: уч. пос. для студ. пед. уч. заведений / - М.: Школа-Пресс. 2002. — С.512.
  126. Сластенин В. А Педагогика профессионального образования/ В. А. Сластенин М.: Academia. 2004. С. 368.
  127. В.А. Педагогика: инновационная деятельность / В. А. Сластенин, JI.C. Подымова. М.: ИЧП Магистр. 1997. — С.224.
  128. Е.Э. Пути формирования модели специалиста с высшим образованием Д.: Изд-во ЛГУ. 1977. — С. 136.
  129. Социальная энциклопедия / Под ред. А. П. Горнина, Г. Н. Кареловой, Е. Д. Катульского и др. М: Большая Российская энциклопедия. 2000. С. 972.
  130. Е.И. Возрастная изменчивость интеллектуальных функций в юношеском возрасте // Вопросы психологии. М., 1970. -№ 1.-С. 79−89.
  131. Р. Интеллект, приносящий успех. Пер с англ. / -Минск: Попурри. 2000. С. 368.
  132. Р. Практический интеллект: пер. с англ. / -Минск: Попурри. 2001.- С. 350.
  133. Структура интеллекта взрослых: сборник научных трудов / под ред. Е. И. Степановой Я.И. Петрова. М.: НИИООВ. 1979. — С. 118.
  134. В.А. Избранные педагогические сочинения: в 3-т./Сост. О. С. Богданова и др. М.: Педагогика. 1979−1981. T.l. — С.558. с Т.2. — С.383. Т.З. — С.639.
  135. Н.Ф. Деятельностный подход к построению модели специалиста // Вестник высшей школы. 1986. № 3. — С. 10−14.
  136. .М. Проблемы индивидуальных различий / М.: АПН РСФСР, 1961, — С. 536.
  137. O.K. Структура мыслительной деятельности человека. М.: Изд-во МГУ. 1979. — С.304.
  138. П.И. Технология модульного обучения в школе. М., 1997.-С.274.
  139. .Х. Деловая переписка (в помощь студентам для самостоятельной работы с применением кредитной технологии). Душанбе: Деваштич. 2010. С. 120.
  140. .Х. Некоторые пути инновационной методики в преподавании русского языка.//Материалы апрельской конференции в ТУТ. Научно-теоретический журнал Вестник, № 1. 2009.- С. 56−59.
  141. .Х. Некоторые пути обучения русскому языку при кредитной системе обучения.//Материалы республиканской научно-практической конференции «Статус русского языка в РТ». ТГНУ. 2008.- С. 118−124.
  142. .Х. Сборник тестов для контроля знаний студентов с кредитной системой обучения. Душанбе: Эр-Граф. 2010.- С. 90.
  143. .Х., Раджабоеа H.H. Занимательная грамматика по русскому языку (при кредитной системе обучения). Душанбе: Эр-Граф. 2010,-С. 50.
  144. .Х., Раджабоеа //.i/.Методические разработки для самостоятельной работы по русскому языку для студентов при кредитной технологии обучения. Душанбе .: Эр-Граф. 2010.- С. 75.
  145. .Х., Хусанова Т. К. Методическое пособие по русскому языку (для самостоятельной работы студентов при кредитной системе обучения). -Душанбе: Эр-Граф. 2010.- С. 127.
  146. .Х. Педагогическая эффективность стимулирования мотивации учебной деятельности студентов в условиях кредитной технологии обучения. Дисс. канд. пед.наук. Душанбе: 2009.- С. 168 .
  147. Д.В. Системность в психологии интеллекта теория, подход, методология . — {http://www.ipras.ruX 19.04.2007).
  148. Д. В. Толковый словарь современного русского языка. -М.: Альта-Пресс. 2005. С. 1216.
  149. К.Д. Собрание соч. M-JL: Изд-во АПН., 1950. Т.9. С. 327.
  150. В.И. Организация самостоятельной работы студентов при блочно-модульном обучении. М.: «Наука». 2002. С. 315.
  151. Философский энциклопедический словарь / Под ред. И. Т. Фролова. -4-е изд. М.: Изд-во полит, лит-ры. 1981.- С. 445.
  152. Философский энциклопедический словарь / Ред.-сост. И. Н. Шкуратов, — М.: Изд-во полит, лит-ры. 1982.- С. 560.
  153. Ю.Г. Преподавание и воспитание в высшей школе : методология, цели и содержание, творчество: уч. пос. для студ. высш. учеб. заведений. М., 1984.
  154. И.Д. Образовательное пространство как пространство развития («школа взросления») / И. Д. Фрумин, Б. Д. Эльконин // Вопросы психологии .- М., 1993.- № 1.-С.24−32.
  155. С.Х., Сангинов Н. С., Салимое Н. С., Исаев P.C. Путеводитель студента Таджикского государственного университета коммерции (в условиях внедрения кредитной технологии обучения).-Душанбе: «Хумо», 2006. С. 71.
  156. М.А. Когнитивные стили и интеллектуальные способности // Психологический журнал. М., 1992. — № 6. — С. 84−93.
  157. , М.А. Психология интеллекта. Парадоксы исследования / СПб.: Питер. 2002. — С.272.
  158. Т.К. Особенности организации поисково-творческой деятельности студентов в условиях реализации кредитной технологии обучения в вузе. Дисс. канд. пед.наук. Душанбе. 2010, — С. 165.
  159. Д. Дидактические основы формирования навыков самостоятельной работы студентов в процессе обучения. Автореф. .докт.пед.наук.-Душанбе, 1997. С. 50.
  160. Шарифзода Файзулло (Шарифов), Каримова И. Х. Педагогика: Учебное пособие. Душанбе. 2008. — С.284.
  161. П.В. Формирование интеллектуального потенциала личности в учебно-восптательном процессе: Дис. канд. филос. наук / П. В. Шатило. СПб., 1998, — С. 150.
  162. H.H. Составляющие компоненты и исходные предпосылки разработки внедрения воспитательно-образовательных технологий всистеме высшего образоваиия//Труды Технологического университета Таджикистана. Выпуск Ю.-Душанбе: Ирфон. 2004. С. 174−179.
  163. H.H. Приёмы и средства повышения качество обучения и воспитания в учреждениях высшего профессионального образования. -Душанбе: Ирфон. 2003. С. 211.
  164. H.H. Базисные принципы разработки и внедрения воспитательно-образовательных технологий в системе высшего образования//Труды Технологического университета Таджикистана. Выпуск 10. Душанбе: Ирфон. 2004, — С. 257−260.
  165. H.H. Вариативные воспитательно-образовательные технологии и инновационные модели обучения в высшей школе. -Душанбе: Ирфон. 2005. С. 309.
  166. H.H. Педагогические доминанты воспитательно-образовательных технологий в системе высшего профессионального образования. Душанбе: Ирфон. 2004 — С. 340.
  167. H.H., Катаев А. Х. Организационные аспекты внедрения новых этических образовательных технологий в системе высшей школы. Сборник трудов ТУТ. 2003. С. 234.
  168. Н.Е. Новые технологии воспитательного процесса/ Н. Е. Щуркова, В. Ю. Питюков, А. П. Савченко М.: МПИ. 1993. С. 365.
  169. , Б.Д. Введение в психологию развития: (В свете культурно-исторической теории JI.C. Выготского). / М.: Тривола. 1994.- С. 371.
  170. Эмомали Рахмон. Таджики в зеркале истории. — Душанбе. 1999. -С.132.
  171. Эмомали Рахмон. Таджикистан: десять лет независимости, национальное единство и созидание. В 3-х томах. Душанбе. 2001.-С.126.
  172. Эмомали Рахмон. Таджикистан на пороге 21 века. Душанбе. 2001. — С.62.
  173. П. А. Основы модульного обучения. // Теория и практика модульного обучения. Вильнюс. 1989. С. 267
  174. КС. Дифференцированное обучение: «внешние» и «внутренние» формы. // Директор школы. М., 1995. — № 3.- С.45−49.
Заполнить форму текущей работой