Выработка стратегий управления на промышленных предприятиях швейной отрасли
Теоретическая и методологическая основа исследования. Работа базируется на комплексном подходе к решению поставленных задач, объединяющем методы теоретических и экспериментальных исследований. Основой являются мировая и отечественная теория и практика, фундаментальные положения современной теории стратегического управления, управления организациями, теории экономического анализа, теории принятия… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА 1. Анализ концепций стратегий предприятия
- 1. 1. Понятие стратегии и её сущность
- 1. 2. Возможная классификация видов стратегии
- 1. 3. Ретроспективный анализ этапов формирования стратегического менеджмента в России
- 1. 4. Современное состояние промышленных предприятий лёгкой промышленности России
- 1. 4. 1. Характеристика лёгкой промышленности, оценка состояния и тенденции её развития
- 1. 4. 2. Характеристика системных проблем отрасли и причины их возникновения
- 2. 1. Особенности регионального рынка предприятий швейной отрасли
- 2. 2. Миссия, постановка целей предприятия в современных условиях
- 2. 3. Анализ внешней и внутренней среды организации
- 2. 4. Существующие методы выбора стратегий промышленных предприятий швейной отрасли
- 2. 5. Оценка и выбор альтернативных вариантов стратегий
- 3. 1. Организационно — экономический механизм выработки и реализации стратегии
- 3. 2. Экономическая эффективность реализуемой стратегии
Выработка стратегий управления на промышленных предприятиях швейной отрасли (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность темы
исследования. В условиях рыночной экономики повышение эффективности деятельности промышленных предприятий, возможно на основе выработки и реализации концепции долгосрочного развития, разработок новых и совершенствования ранее применявшихся стратегий.
Потребительский рынок насыщен швейными предприятиями, деятельность которых осуществляется в условиях жёсткой конкуренции. В связи с этим, особо остро стоит проблема глубокой перестройки механизма их функционирования на основе выработки и осуществления стратегии в основных ключевых сферах. Задача направления всей деятельности швейного производства на удовлетворение потребностей населения, обеспечение успешной работы предприятий, получение ими высоких прибылей и высокого уровня конкурентоспособности, повышает необходимость применения рыночной ориентации производства в гибком сочетании с совершенствованием, как процесса проектирования одежды, так и деятельности высшего руководства по стратегическому управлению в долгосрочной перспективе.
Развитие российской экономики в постперестроечный период выдвинуло перед руководством фирм, предприятий проблему коренной перестройки их деятельности на основе разработки системы стратегического управления, требующей радикальных перемен во всех аспектах хозяйственного механизма, в рамках расширения хозяйственной самостоятельности, усиления ответственности за результаты деятельности и обеспечения реагирования производства на спрос.
Очевидно, что в новых условиях хозяйствования особая роль отводится повышению манёвренности производства, для чего необходима новая методика формирования и реализации планов, основанных на прогнозировании, выработке долгосрочных и среднесрочных стратегических установок, информации о структуре потребностей рынка, обеспечивающих рентабельность предприятию, повышение качества удовлетворения потребительского спроса и адаптацию предприятия к конкурентной среде.
Применение традиционных методов планирования не позволяет в полном объёме реализовать требования современного стратегического управления и принятия управленческих решений.
В этой связи требует особого внимания накопленный отечественный и зарубежный опыт по выработке и реализации стратегий. Отсутствие разработок по указанным вопросам применительно к швейному производству, а также их практическая значимость требуют специальных исследований в этой области знаний, что определяет актуальность данного исследования.
Степень изученности проблемы. Теоретические основы стратегического управления и их разработка изложены в трудах О. С. Виханского (1998 г., 2008 г.), В. И. Кнорринга (2001 г.), В. К. Ващенко (2010 г.), A. J1. Гапоненко и А. П. Панкрухина (2006 г.), В. Р. Веснина и В. В. Кафидова (2009 г.), H.H. Тренёва (2000 г.).
Проблемам стратегического менеджмента посвящены работы О. С. Виханского и А. Н. Наумова (2006 г.), В. К. Ващенко (2010 г.), С. Э. Пивоварова, JI.C. Тарасевича и А. И. Майзеля (2001 г.), P.A. Фатхутдинова (2004 г.), Ю. Н. Лапыгина (2007 г.), А. Т. Зуба (2007 г.), О. М. Ольшанской, В. Н. Парахиной, Л. С. Максименко и С. В. Панасенко (2007 г.), А. И. Долгова и Е. А. Прокопенко (2008 г.), ЮА. Маленкова (2008 г., 2010 г.), В. В. Живетина, О. Е. Рощиной, Л. Г. Зайцева и М. И. Соколовой (2008 г.), Г. Б. Клейнера (2008 г.), А. П. Градова (2003 г.).
Большой научный и практический опыт зарубежных учёных по вопросам изучаемой проблемы: И. Ансоффа, Р. Акоффа, М. Мескона, Н. Макрэ, А.Дж. Стрикленда, A.A. Томсона, М. Хаммера, М. Портера, и др., представляют большой интерес для решения вопросов разработки и реализации стратегии для предприятий лёгкой промышленности России.
Цели и задачи исследования. Целью диссертационной работы является разработка научно-методической базы для выработки стратегий промышленных предприятий швейной отрасли.
Для реализации поставленной цели в диссертационной работе необходимо решить следующие задачи:
— провести содержательный концептуальный анализ понятия и сущности стратегий предприятия, изучить теоретическую базу возможных классификаций видов стратегии;
— выполнить анализ современного состояния промышленных предприятий швейной отрасли России, дать оценку и динамику их развития;
— выполнить исследование условий функционирования регионального рынка промышленных предприятий швейной отрасли;
— разработать алгоритм выработки стратегий управления с учётом специфических особенностей анализируемых промышленных предприятий швейной отрасли;
— выбрать вариант эффективной стратегии из числа разработанных;
— разработать организационно — экономический механизм реализации стратегии управления, обеспечивающей повышение эффективности деятельности предприятия.
Объектом исследования выступают региональные предприятия швейной отрасли, в рамках деятельности которых осуществляется выработка и реализация стратегии.
Предметом исследования является организационно — экономический механизм подхода к разработке стратегии для предприятий швейной отрасли.
Теоретическая и методологическая основа исследования. Работа базируется на комплексном подходе к решению поставленных задач, объединяющем методы теоретических и экспериментальных исследований. Основой являются мировая и отечественная теория и практика, фундаментальные положения современной теории стратегического управления, управления организациями, теории экономического анализа, теории принятия управленческих решений, а также труды ведущих отечественных и зарубежных специалистов и научные исследования в рассматриваемой области.
Для решения поставленных в диссертационной работе задач, необходимо использовать принцип системного подхода, методы математического анализа, эконометрического анализа, математической статистики, статистических таблиц, логического, графического и экономического анализа, методы наблюдения, сравнительного анализа, экспертных оценок, группировки и другие методы научного познания.
Научная новизна диссертационного исследования заключается в совершенствовании подхода к концепции долгосрочного развития организации. Сформулирована дефиниция выработки и реализации стратегии деятельности региональных промышленных предприятий как основы эффективного функционирования в современной рыночной среде.
Результаты, полученные лично автором и их научная новизна:
— дополнено понятие «стратегия» специфическими условиями деятельности предприятий швейной промышленности, для определения целевых ориентиров их развития;
— выявлено влияние специфических особенностей анализируемых промышленных предприятий, а именно определением объёма выпуска продукции, её реализации на алгоритм выработки стратегий, что позволит увеличить прибыль и рентабельность промышленного предприятия;
— предложена модель проведения анализа бизнеси конкурентных данных промышленных предприятий швейной отрасли, отличительная особенность которой состоит в применении системы РАЯОиТ для оценки и выбора существующих аналитических методов;
— разработан алгоритм выработки стратегий с учётом специфических особенностей анализируемых промышленных предприятий, что позволит осуществить выбор эффективной стратегии развития предприятия;
— разработан организационно — экономический механизм реализации стратегии управления, обеспечивающий повышение эффективности деятельности предприятия в рамках Стратегии развития лёгкой промышленности на период до 2020 г.
Отличительные особенности результатов диссертационного исследования от научных результатов других авторов конкретизируются тем, что в ходе исследования:
1. Анализ теоретических аспектов механизмов разработки стратегии позволил обосновать формирование основных этапов выработки стратегии, что может применяться для практических разработок стратегического характера промышленных предприятий различных отраслей.
2. С учётом системы РАЯОиТ, использованы методы анализа внешней и внутренней среды организации, адаптированные к швейной отрасли, позволили получить информационную базу для формирования целесообразной стратегии промышленного предприятия.
3. По результатам проведенного социологического опроса с использованием метода априорного ранжирования, определены наиболее значимые цели для региональных предприятий швейной отрасли.
4. В качестве оценки и выбора вариантов стратегий, применён программный (нормативный) метод на графах. Оценка подцелей каждого уровня графа осуществляется экспертами — специалистами в данной области.
5. Разработан организационно-экономический механизм реализации стратегии, обеспечивающий возможность оценки результатов, выявления недостатков, корректировки целей.
6. Предложен способ расчёта годового прироста прибыли, в результате применения выработанной стратегии.
Теоретическая значимость полученных результатов состоит в том, что расширены теоретические представления о развитии системы стратегического управления предприятиями, стратегии и стратегическом менеджменте.
Практическая значимость результатов работы заключается в разработке алгоритма выработки стратегий с учётом специфических особенностей анализируемых промышленных предприятий.
Применение организационно — экономического механизма реализации стратегии управления способствует эффективному развитию предприятия в из7 меняющихся условиях хозяйствования. Проведён социологический опрос с использованием метода априорного ранжирования на предмет выбора целей предприятия. Математико-статистическая обработка результатов ранжирования проводилась с использованием программы «Expert». Разработаны и теоретически обоснованы модификации базовых стратегий, рекомендуемых в качестве альтернативных, оказывающих влияние на долгосрочное развитие предприятий и обеспечивающих их эффективное развитие.
Обоснованные в работе положения могут быть использованы для совершенствования концепции долгосрочного развития промышленных предприятий, в учебном процессе.
Апробация результатов исследования. Основные положения настоящего диссертационного исследования докладывались, обсуждались и получили положительную оценку на Межвузовской научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых исследователей «Теоретические знания в практические дела», Омск, филиал ГОУ ВПО «РосЗИТЛП», 2007 г., Международных научно-практических конференциях студентов, аспирантов и молодых исследователей «Теоретические знания в практические дела», Омск, филиал ГОУ ВПО «РосЗИТЛП», 2008 г., 2009 г., Международной научно-технической конференции «Инновационность научных исследований в текстильной и лёгкой промышленности», Москва, ГОУ ВПО «РосЗИТЛП», 2010 г., двенадцатом всероссийском симпозиуме «Стратегическое планирование и развитие предприятий», Москва, Центральный экономико-математический институт российской академии наук, 2011 г., на Всероссийской научной конференции молодых ученых «Инновации молодежной науки», Санкт-Петербург, Государственный университет технологии и дизайна, на кафедре менеджмента и предпринимательства ГОУ ВПО «РосЗИТЛП», использовались в учебном процессе студентов по дисциплине «Стратегическое управление на предприятии». Методики, предложенные в диссертации, прошли апробацию и внедрены на ООО «Швейная фирма «Лидер» (г. Омск).
Публикации. Опубликовано 13 печатных работ, в которых раскрываются её положения и разработки общим объёмом 3,0 пл., в том числе 3 — в изданиях, рекомендованных ВАК.
Структура диссертационного исследования. Диссертация состоит из введения, трёх глав, выводов, списка использованных источников, включающего 96 наименований, и 2 приложений. Работа изложена на 140 страницах печатного текста, включая 26 таблиц и 19 рисунков.
Выводы.
1. В условиях свободного рынка для промышленных предприятий, в том числе и швейных, особо остро стоит проблема глубокой перестройки механизма их функционирования на основе выработки и осуществления стратегии в основных ключевых сферах.
2. Выявлено, что для обеспечения успешной работы предприятий, получения ими высоких прибылей и высокого уровня конкурентоспособности, необходимо применение рыночной ориентации производства в гибком сочетании с совершенствованием, как процесса проектирования одежды, так и деятельности высшего руководства по стратегическому управлению в долгосрочной перспективе.
3. Анализ существующих эталонных стратегий развития бизнеса позволил выделить стратегии первой группы — стратегии концентрированного роста, второй — стратегии интегрированного роста, третьей — стратегии диверсифицированного роста и четвертой — стратегии сокращения.
4. Выявлено, стратегическая работа на предприятии должна осуществляться постоянно, так как важно не только сформировать программу или стратегию развития предприятия, но и обеспечить механизм её реализации.
5. Сформирован алгоритм основных этапов выработки стратегии для промышленного предприятия на основе анализа научных подходов к стратегическому управлению.
6. Выявлены наиболее значимые цели для промышленных предприятий швейной отрасли с использованием метода априорного ранжирования.
7. Предложена модель выбора аналитических методов для получения исходной информации для целей разработки стратегии.
8. Определена модель выбора приоритетного варианта стратегии развития промышленного предприятия с использованием программного (нормативного) метода на графах.
9. Предложен организационно-экономический механизм реализации выбранной стратегии с учётом классификации условий функционирования промышленных предприятий швейной отрасли, который включает контроль, оценку и корректировку намеченных мероприятий.
Ю.Эффективность предложенной методики разработки стратегии обеспечивается прогнозируемым годовым приростом прибыли и повышением уровня конкурентоспособности базового предприятия.
11 .Разработанная стратегия носит рецептурный характер в качестве научно-методической базы для стратегических проектов региональных промышленных предприятий.
Список литературы
- Кнорринг, В.И. Теория, практика и искусство управления : учебник для вузов по специальности «Менеджмент» / В. И. Кнорринг. 2-е изд., изм. и доп. — М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА-ИНФРА — М), 2001.-528 с.
- Ансофф, И. Стратегическое управление / И. Ансофф. М.: пер. с англ., Экономика, 1989. — 345 с.
- Ансофф, И. Корпоративная стратегия / И. Ансофф. Санкт-Петербург.: Питер, 2000. — 416 с.
- Ансофф, И. Стратегический менеджмент. Классическое издание / -Санкт-Петербург.: Питер, 2009.
- Веснин, В.Р., Кафидов, В.В. Стратегическое управление: учеб. пособие / В. Р. Веснин, В. В. Кафидов. СПб.: Питер, 2009. — 256с.: ил. — (Серия, Учебное пособие).
- Дунаев, О. Стратегия это искусство, без которого не удержать бизнес / О. Дунаев // Логинфо — Москва: 2007. — № 7, 8.
- ГОСТ Р 52 104 -2003. РЕСУРСОСБЕРЕЖЕНИЕ. ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ. Утв. Постановлением Госстандарта РФ от 03.07.2003 N 235 ст.
- Междисциплинарный словарь по менеджменту / С. П. Мясоедов и др.- под общ. ред. С. П. Мясоедова, д.с.н., проф. М.: Дело, 2005. — 256 с.
- Виханский, О.С., Наумов, А.И. Менеджмент: учебник / О.С. Ви-ханский, А. И. Наумов. 4-е изд., перераб. и доп. — М. :Экономистъ, 2006. — 670 с. :ил.
- Антонов, П.Ю., Пушкарёв, H.H., Фомичёв, Ю. Н. Стратегия руководства фирмой: монография / П. Ю. Антонов, H.H. Пушкарёв, Ю.Н. Фомичёв- под науч. ред. д.э.н., проф. H.H. Пушкарёва. М.: АП «Наука», 2006. — 108 с.
- Пушкарёв, Н.Ф., Поляков, П.И., Пушкарёв, H.H. Стратегия руководства фирмой: монография / Н. Ф. Пушкарёв, П. И. Поляков, H.H. Пушкарёв- под науч. ред. д.э.н., проф. H.H. Пушкарёва. М.: АП «Наука», 2007. — 108 с.
- Евенко, Л. Стратегия в акционерном обществе / Л. Евенко // Журнал для акционеровъ Москва: 1996. — № 7.
- Томпсон, A.A., Стрикленд, А.Дж. Стратегический менеджмент. Искусство разработки и реализации стратегии / А. А. Томпсон, А.Дж. Стрикленд. -М.: ЮНИТИ, 1998.
- Тренёв, H.H. Стратегическое управление / H.H. Тренёв. М.: ПРИОР, 2000.
- Лапыгин, Ю.Н. Стратегический менеджмент : учеб. пособие / Ю. Н. Лапыгин. М.: ИНФРА — М, 2007. — 236 с.
- Фатхутдинов, P.A. Стратегический менеджмент : учебник / P.A. Фатхудинов. 6-е изд., исправленное и дополненное. М.: Издательство «ДЕЛО», 2004. — 448 с.
- Фатхутдинов, P.A. Инновационный менеджмент : учебник для вузов / P.A. Фатхудинов. 5-е изд. СПб.: Питер, 2007. — 448 с.
- Парахина, В.Н., Максименко, Л.С., Панасенко, C.B. Стратегический менеджмент: учебник / В. Н. Парахина, Л. С. Максименко, C.B. Панасенко. 3-е изд., — М.: КНОРУС, 2007. — 496 с.
- Зуб, А. Т. Стратегический менеджмент: учебник / А. Т. Зуб. 2-е изд., перераб. и доп. — M.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. — 432 с.
- Долгов, А.И., Прокопенко, Е.А. Стратегический менеджмент: учеб. пособие / А. И. Долгов, Е. А. Прокопенко. М.: Флинта: МПСИ, 2008. — 280с.
- Маленков, Ю.А. Современный менеджмент : учебник- СПбГУ, экон. факультет / Ю. А. Маленков. М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2010. — 439 с. — (Учебники экономического факультета СПбГУ).
- Маленков, Ю.А. Стратегический менеджмент : учебник / Ю. А. Маленков. М.: Проспект, 2008. — 224 с.
- Управление организацией: учебник / А. Г. Поршнева, З. П. Румянцева, H.A. Саломатина — под общ.ред. Поршнева А. Г. 2-е изд., перераб. и доп. -М.: ИНФРА — М, 2001. — 669 с.
- Фокина, О.М., Соломка, A.B. Экономика организации (предприятия): учеб. пособие / О. М. Фокина, A.B. Соломка. М.: КНОРУС, 2009. — 240 с.
- Виханский, О.С. Стратегическое планирование : учебник / О.С. Ви-ханский. М.: Гардарика, 2000. — 296 с.
- Райзберг, Б.А., Лозовский, Л.Ш., Стародубцева, Е. Б. Современный экономический словарь / Б. А. Райзберг, Л. Ш. Лозовский, Е. Б. Стародубцева. -М.: ИНФРА-М, 2006.
- Клейнер, Г. Б. Стратегия предприятия / Г. Б. Клейнер. М.: Издательство «Дело» АНХ, 2008. — 568 с.
- Мильнер, Б.З. Теория организации : учебник / Б. З. Мильнер. 6-е изд., перераб. и доп. — М.: ИНФРА — М, 2007. — 797 с.
- Кеничи, Омае. Мышление стратега. Искусство бизнеса по-японски / Омае. Кеничи. Издательство Альпина Бизнес Букс, 2007. 215 с.
- Портер, М. Конкурентное преимущество. Как достичь высокого результата и обеспечить его устойчивость / М. Портер. Издательство Альпина Бизнес Букс, 2008. 720 с.
- Маркова, В.Д., Кузнецова, С.А. Стратегический менеджмент: курс лекций / В. Д. Маркова, С. А. Кузнецова. М .: ИНФРА-М, 2011. — 288 с. -(Высшее образование).
- Зайцев, Л.Г., Соколова, М.И. Стратегический менеджмент: учебник / Л. Г. Зайцев, М. И. Соколова. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Магистр, 2008. -526 с.
- Приказ Минпромторга РФ от 24.09.2009 № 853 «Об утверждении Стратегии развития лёгкой тпромышленности России на период до 2020 года и плана мероприятий по её реализации».
- Жуков, Ю.В. Итоги работы лёгкой промышленности в 2010 г. Швейная промышленность: научно-технич. и производственный журн. / учредитель ООО «Арина®-». 2011, март — апрель. М.: «Арина®-», 2011 — ISSN 1 320 955. 2011, № 2.
- Стратегическое управление на предприятии: учеб. пособие /Ващенко В.К., Рощина O.E., Шестов A.B./ Российский заочный институт текстильной и легкой промышленности. М .: 2007. 142 с.
- Современные формы и методы проектирования швейного производства САПР: учеб. пособие для вузов и сузов / Т. М. Серова, А. И. Афанасьева, Т. И. Илларионова, P.A. Дель. М.: Московский государственный университет дизайна и технологии, 2004. — 288 с.: ил.
- Стельмашенко, В.И., Воронцова, Н.В., Шушунова, Т. Н. Методы и средства исследований в процессах оказания услуг: Практикум: учеб. пособие / В. И. Стельмашенко, Н. В. Воронцова, Т. Н. Шушунова. М.: ИД «Форум»: ИНФРА-М, 2007. — 384 с.: ил.
- Лебедева, Г. Н. Планирование на предприятиях лёгкой промышленности: учеб. пособие /.Г. Н. Лебедева. М.: РосЗИТЛП, 2003. 120 с.: ил.
- Управление качеством продукции. Системы управления предприятием и качеством продукции: учеб. пособие /Ващенко В.К., Рощина O.E., Ленская О.Л./ Российский заочный институт текстильной и легкой промышленности. М .: 2004. 152 с.
- Шершнева, Л.П., Новосельцева, Т.В. Конструкторская и технологическая подготовка производства: учеб. пособие / Л. П. Шершнёва, Т. В. Новосельцева. Омск: Филиал ФГБОУ ВПО «МГУТУ им. К.Г. Разумовского» в г. Омске, 2011. — 257 с.: ил.
- Теория статистики: учебник / P.A. Шмойлова и др. — под. ред. проф. P.A. Шмойловой. М.: Финансы и статистика, 1996. — 464 с.: ил.
- Елисеева, И.И., Юзбашев, М.М. Общая теория статистики: учебник / И. И. Елисеева, М. М. Юзбашев. Под ред. чл.-корр. РАН И. И. Елисеевой. 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Финансы и статистика, 1998. — 480 с.: ил.
- Франселла, Ф., Баннистен Д. Новый метод исследования личности: Руководство по репертуарным личностным методикам / Ф. Франселла, Д. Баннистен. Пер. с англ./. Общ. ред. и предисл. Ю. М. Забродина и В. И. Похильно. -М.: Прогресс, 1987. 236 с.: ил.
- Бабаджанов, С.Г. Экономика предприятий швейной промышленности: учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений / С. Г. Бабаджанов, Ю.А. До-можиров. М: Издательский центр «Академия», 2003. — 320 с.
- Игман, Н.И. Организация стратегического управления текстильными предприятиями Текст.: дис.. канд. техн. наук / Игман Наталья И. М., 2000.
- Фляйшер, К. Стратегический и конкурентный анализ. Методы и средства конкурентного анализа в бизнесе / К. Фляйшер, Б. Бенсуссан. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005. — 541 с.: ил.
- Лифиц, И.М. Теория оценки конкурентоспособности товаров и услуг / И. М. Лифиц. М.: Юрайт-М, 2001.
- Алексеева, М.М. Планирование деятельности фирмы: учебник / М. М. Алексеева. М.: Финансы и статистика, 2000.
- Менеджемент процессов: учебник / Под ред. И. Бейкера, Л. Вилко-ва, В. Таратухина, М. Кугелера, М. Роземана. М.: ЭКСИМО — М, 2008.
- Каплан, P.C., Нортон, Д.П. Сбалансированная система показателей от стратегии к действию / P.C. Каплан, Д. П. Нортон. М.: ЗАО «Олимп -Бизнес», 2008.
- Котлер, Ф. Маркетинг. Менеджемент: / Ф. Котлер. СПб.: Питер, 2006.
- Божко, В.П., Булаева, И.В., Мингалиев К. Н. Стратегия развития российских предприятий в современный период: теория и методология / В. П. Божко, И. В. Булаева, К.Н., Мингалиев. М .: МЭСИ, 2009.
- Азоев, Г. Л., Челенков, А.П. Конкурентное преимущество фирмы: / Г. Л. Азоев, А. П. Челенков. М .: ОАО «Типография «Новости», 2000.
- Аристов, О.В. Конкуренцияи конкурентоспособность : / О. В. Аристов. М .: ФИНПРЕСС, 2000.
- Фатхутдинов, P.A. Конкурентоспособность организации в условиях кризиса: экономика, маркетинг, менеджемент: / P.A. Фатхутдинов. М .: ИТД, «Маркетинг"2002.
- Ричард, И. Драфт. МВА классика. Менеджемент / И. Драфт.Ричард. Пер. с англ.- 6-е изд. СПб.: Питер, 2006.
- Аакер, Д. Стратегическое рыночное управление / Д. Аакер- 7-е изд. СПб.: Питер, 2007.
- Роббинз, С.П. Менеджемент / С. П. Роббинз. ИД. «Вильяме», 2007.
- Афонин, И.В. Инновационный менеджемент: учеб. пособие / И. В. Афонин. М.: Гардарики, 2007. — 224 с.
- Медынский, В.Г. Инновационный менеджемент: учебник / В. Г. Медынский. М.: ИНФРА-М, 2007. — 295 с.
- Сурин, A.B., Молчанова, О.П. Инновационный менеджемент: учебник / A.B. Сурин, О. П. Молчанова. М.: ИНФРА-М, 2008. — 368 с.
- Фатхутдинов, P.A. Инновационный менеджемент : учебник для вузов. .- 5-е изд. / P.A. Фатхутдинов. — СПб.: Питер, 2007. — 448 с.
- Международный менеджмент / Под ред. Пивоварова С. Э., Тарасе-вича Л. С., Майзеля А. И. СПб: Питер, 2001. —576 е.: ил. — (Серия «Учебники для вузов»).
- Анынин, В.М., Филин, С.А. Менеджмент инвестиции и инноваций в малом и венчурном бизнесе: / В. М. Акиншин, С. А. Филин. М.: АНКИЛ, 2003.
- Дебелак, Д. Бизнес-модели. Принципы создания процветающей организации / Д. Дебелак. М.: 2009.
- Джексон, Л. Т. Хосин Канри. Как заставить стратегию работать / Л. Т. Джексон. М.: 2008.
- Дюков, И. Стратегия развития бизнеса. Практический подход / И. Дюков. СПб.: Питер, 2008.
- Управление организацией. Под ред. А. Г. Поршнева и др. М.: ИНФРА-М, 2006
- Кэмпбелл, К.А. Управление проектом на одной странице / К. А. Кэмпбелл. М.: 2009.
- Люкшинов, А. Н. Стратегический менеджмент: Учебное пособие для вузов / А. Н. Люкшинов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000.
- Хасси Д. Стратегия и планирование. Пер. с англ. Под ред. Л. А. Трофимовой. СПб.: ПИТЕР, 2001, с.
- Захаров А.Н. Конкурентоспособность предприятия: сущность, методы оценки и механизмы увеличения // www.logistics.ru
- Зулькарнаев, И.У., Ильясова, Л.Р. Метод расчета интегральной конкурентоспособности промышленных, торговых и финансовых предприятий // Маркетинг в России и за рубежом. 2004. — № 4 (24).
- Царёв, В.В. Внутрифирменное планирование: учебник для вузов / В. В. Царёв. СПб.: ПИТЕР, 2003.
- Ансофф, И. Стратегический менеджмент. Классическое издание / И. Ансофф. — СПб.: ПИТЕР, 2009.
- Центральная База Статистических Данных, Федеральная Служба Государственной Статистики, 2011 г.: www.gks.ru.
- Центральная База Статистических Данных, Федеральная Служба Государственной Статистики, 2011 г.: www.gks.ru.
- Самоучкин, В.Н. Гибкое развитие предприятия. Анализ и планирование, Акад. нар. хоз-ва при Правительстве Рос. Федерации, Дело, Москва, 2000.
- Agricultural Productivity Patterns Natural Resource Management and Policy, 2010, Volume 34, Part 2.
- ANTONIO-RAFAEL RAMOS-RODRIGUEZ, JOSE RUIZ-NAVARRO Changes in the intellectual structure of strategic management research, Strategic Management Journal, vol. 25m pp.981−1004, John Wiley & Sons, 2004.
- ANTONIOU PETER H. & H. IGOR ANSOFF Strategic Management of Technology, Technology Analysis & Strategic Management, Vol. 16, No. 2, 275 291, June 2004.
- Burkhard Schwenker, Klaus Spremann Think Strategically: Management between Strategy and Finance, Springer, 2009.
- Daghfous, A. (2004). Absorptive capacity and the implementation of knowledge-intensive best practices. S.A.M. Advanced Management Journal, 69(2).
- Danneis E. The dynamics of product innovation and firm competences, Strategic Management Journal, vol. 23, p. 1095−1121, John Wiley & Sons, 2002.