Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Совершенствование форм реализации сельскохозяйственной продукции в аграрном секторе экономики: на материалах Ставропольского края

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Состояние изученности проблемы. В научной литературе теоретическим и практическим аспектам совершенствования сферы реализации продукции на отечественном рынке сельскохозяйственной продукции посвящены научные труды многих российских ученых-аграрников: А. И. Алтухова, А. Г. Белозерцева, А. В. Белявцева, В. Р. Боева, Г. И. Бондаренко, Д. Е. Ванина, К. И. Виноградова, А. А. Воропаева, В. В. Гусева… Читать ещё >

Содержание

  • 1. Теоретические основы совершенствования форм реализации сельскохозяйственной продукции предприятий АПК
    • 1. 1. Рынок сельскохозяйственной продукции и его особенности
    • 1. 2. Формы реализации сельскохозяйственной продукции и факторы, их формирующие
    • 1. 3. Проблемы совершенствования форм реализации сельскохозяйственной продукции
  • 2. Современное состояние и тенденции развития форм реализации сельскохозяйственной продукции в АПК 55 Ставропольского края
    • 2. 1. Экономическая оценка производственно-сырьевой базы регионального рынка сельскохозяйственной продукции
    • 2. 2. Анализ эффективности функционирования форм реализации сельскохозяйственной продукции в крае
  • 3. Механизм совершенствования форм реализации сельскохозяйственной продукции предприятий АПК
    • 3. 1. Концептуальные подходы к совершенствованию форм реализации сельскохозяйственной продукции
    • 3. 2. Развитие механизмов государственных закупок и закупочных интервенций на продовольственном рынке
    • 3. 3. Формирование эффективной системы экспорта в регионе
    • 3. 4. Прогнозирование развития перспективных форм реализации сельскохозяйственной продукции

Совершенствование форм реализации сельскохозяйственной продукции в аграрном секторе экономики: на материалах Ставропольского края (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Происходящие изменения в механизме функционирования сельскохозяйственного рынка России и их инвариантность на региональном и локальном уровнях выявили ряд взаимосвязанных проблем, которые привели к несбалансированности экономического механизма воспроизводственного цикла АПК, что, в свою очередь, нашло отражение, с одной стороны, в снижении эффективности отрасли, а с другой — в существенном падении объемов производства и реализации сельскохозяйственной продукции.

На фоне сложившейся ситуации, одним из направлений I предотвращения дальнейшего развития дестабилизирующих тенденций является комплекс мероприятий по нормализации сферы обращения, оптимизации каналов продаж произведенной продукции. Это необходимо в силу выполнения главной цели функционирования АПК — снабжении населения страны продовольственными товарами, в котором именно реализационный блок приводит к окончательному достижению важных, стоящих перед аграрным сектором, задач. Исходя из этого, особую значимость приобретает обоснование направлений устойчивого функционирования сферы реализации сельскохозяйственной продукции с учетом возможностей трансформации ее форм и выработки мер по обеспечению этого процесса в условиях рыночных отношений. В этой связи, представляется весьма актуальной разработка предложений по совершенствованию форм продаж сельскохозяйственной продукции и сферы реализации в целом с учетом возрастания регулирующей роли государства, от внедрения которых зависит эффективность развития отрасли, обеспечение продовольственной безопасности и улучшение качества жизни населения страны. Значимость решения этой проблемы, а также недостаточная степень изученности её отдельных теоретических и практических аспектов определили выбор темы диссертационной работы и рассматриваемый в ней круг вопросов.

Состояние изученности проблемы. В научной литературе теоретическим и практическим аспектам совершенствования сферы реализации продукции на отечественном рынке сельскохозяйственной продукции посвящены научные труды многих российских ученых-аграрников: А. И. Алтухова, А. Г. Белозерцева, А. В. Белявцева, В. Р. Боева, Г. И. Бондаренко, Д. Е. Ванина, К. И. Виноградова, А. А. Воропаева, В. В. Гусева, A.M. Емельянова, А. Н. Жигалова, С. В. Киселева, В. А. Клюкача, Г. Г. Котова, Л. И. Кочеткова, А. Д. Куделя, Е. С. Оглоблина, А. В. Петрикова, В. А. Свободина, А. Ф. Серкова, И. Г. Ушачева и др. В их исследованиях рассмотрены многие аспекты становления и развития аграрного рынка в России, эволюция механизма реализации сельскохозяйственной продукции, государственное регулирование и инфраструктурное обустройство данной сферы.

Вместе с тем, многие вопросы совершенствования форм сбыта, касающиеся особенностей их развития в современных рыночных условиях с учетом разницы цен и затрат на реализацию основных видов сельскохозяйственной продукции по различным каналам при наличии большого числа посредников и множества действующих факторов, требуют дальнейшего изучения и доработки.

Поскольку Ставропольский край является преимущественно аграрным регионом, то он представляет собой огромную базу для развития рыночных отношений в области реализации сельскохозяйственной продукции. Однако недостаток теоретических разработок и практических рекомендаций, учитывающих особенности различных форм продаж, затрудняет создание эффективной системы в данной сфере, что и обусловило выбор направления, цели и задач исследования.

Соответствие темы диссертации требованиям паспорта специальностей ВАК. Исследование выполнено в рамках специальности I.

08.00.05 — Экономика и управление народным хозяйством: экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами — АПК и сельское хозяйство, п. 15.36 — «Исследование особенностей воспроизводственного процесса в сельском хозяйстве» Паспорта специальностей ВАК Министерства образования и науки РФ (экономические науки).

Цель и задачи исследования

Цель работы заключается в обосновании научно-методических подходов повышения эффективности реализации продукции агропромышленного комплекса и разработке практических рекомендаций по их обеспечению. Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:

— исследовать теоретические и методологические основы, тенденции развития и функционирования системы сбыта в условиях рыночной экономики;

— оценить влияние трансформационных преобразование в экономике на сферу реализации сельскохозяйственной продукции и на ее основные структурные элементы — формы продаж;

— дать оценку современному состоянию системы реализации продукции агропромышленного комплекса и выявить особенности её построения в регионе;

— обосновать мероприятия по совершенствованию механизма реализации сельскохозяйственной продукции с целью их дальнейшего применения в условиях реальной экономической ситуации;

— определить экономическую эффективность от реализации концепции совершенствования форм реализации сельскохозяйственной продукции при использовании регулирующей роли государства как для предприятий системы АПК, так и для региона в целом;

— разработать прогноз развития перспективных форм реализации сельскохозяйственной продукции в современных условиях.

Предметом исследования являются экономические процессы, предпосылки и условия, связанные с обеспечением устойчивого и эффективного развития сферы реализации сельскохозяйственной продукции на региональном уровне.

Объектом исследования выступают организации сельского хозяйства I и промышленности, а также региональная система сбыта продукции агропромышленного комплекса.

Теоретической и методологической основой исследования явились труды отечественных и зарубежных учёных, научные и практические разработки ведущих экономистов по вопросам реализации' продукции в аграрном секторе, материалы статистической отчётности, а также соответствующие законодательные акты и нормативные документы Правительства Российской Федерации и Ставропольского края.

На разных этапах исследования применялись графический, абстрактноI логический, монографический, сравнительный, аналитический, экономикостатистический, методы экономико-математического моделирования.

Информационно-эмпирическая база исследования представлена нормативными материалами, официальной информацией статистических органов Российской Федерации, Ставропольского краевого комитета государственной статистики, Министерства сельского хозяйства.

Ставропольского края, Министерства финансов Ставропольского края,.

Администрации Ставропольского края, фактическими материалами, содержащимися в справочниках, ежегодниках, аналитических обзорах, тематических докладах, сведениями, представленными в монографиях, статьях в научных журналах и сборниках, разработками коллективами научно-исследовательских институтов и ВУЗов, преимущественно аграрного профиля, а также годовыми отчетами, документами первичного учета сельскохозяйственных предприятий и авторскими расчетами. '.

Научная новизна исследования заключается в разработке системы экономических мер, направленных на повышения эффективности процесса реализации сельскохозяйственной продукции с учетом возрастания регулирующей роли государства. Элементами научного вклада и предметом защиты являются следующие результаты:

— в теоретическом аспекте раскрыто экономическое содержание категории «форма реализации сельскохозяйственной продукции», как сложной интегрированной системы, характеризующейся разнообразием уровней и многоаспектностью проблем, достижением заданных пропорций и характером отношений между ее элементами с учетом современных условий;

— определены факторы и степень их влияния на эффективность реализации сельскохозяйственной продукции по различным каналам исходя из изменений происходящих на аграрном рынке;

— обоснована необходимость расширения форм продаж 'в направлении увеличения доли присутствия государства на рынке сельскохозяйственной продукции и определена их экономическая эффективность;

— предложены мероприятия, направленные на совершенствование проведения государственных закупок и закупочных интервенций на рынке сельскохозяйственной продукции региона;

— разработан комплекс мер по эффективному развития процессов реализации сельскохозяйственной продукции за пределы региона на примере зерна — главного товарного. продукта аграрного сектора Ставропольского края;

— сформулированы предложения по дальнейшему развитию сферы реализации сельскохозяйственной продукции за счет создания краевой службы рыночной информации и сотрудничества (КСРИС), предложен проект ее организационной и управленческой структуры, проведена оценка эффективности ее создания;

— обоснованы методические подходы к разработке экономико-математической модели развития эффективных каналов реализации сельскохозяйственной продукции в краткосрочной перспективе.

Практическая значимость проведенного исследования определяется актуальностью поставленных задач и достигнутым уровнем разработанности проблемы, применением аналитического подхода к обоснованию направлений совершенствования форм реализации сельскохозяйственной продукции, адекватных рыночным условиям хозяйствования. Непосредственное практическое значение имеют предложения, способствующие дальнейшему развитию сферы реализации продукции аграрного сектора, посредством увеличения объемов государственных закупок или реализации на рынке за счет адекватного снижения их поставок населению в счет оплаты трудасозданию краевой службы рыночной информации и сотрудничества (КСРИС) — развитию механизма реализации сельскохозяйственной продукции на экспорт с целью выявления возможностей и повышения эффективности сбыта аграрной продукции за пределы краясовершенствованию механизма государственных закупок и закупочных интервенций на региональном рынке.

Содержащиеся в работе методические положения, предложения и рекомендации могут быть использованы органами управления агропромышленного комплекса при подготовке нормативно-правовых актов и в практической деятельности по регулированию и поддержке сбыта продукции аграрного производства. '.

Изложенные в работе положения, выводы и рекомендации носят научно-практический характер и могут служить основой последующих теоретических и прикладных исследований проблем реализации сельскохозяйственной продукции и развития аграрного производства.

Апробация результатов исследования. Основные положения диссертационной работы докладывались и получили положительную оценку на VIII, IX и X региональной научно-технической конференции «Вузовская наука — Северо-Кавказскому региону» (г. Ставрополь, 2004 — 2006 гг.), XXXIV и XXXV научно-технической конференции по результатам работы профессорско-преподавательского состава, аспирантов и студентов СевероКавказского государственного технического университета за 2004 г. и 2005 г. (г. Ставрополь, 2005 — 2006 гг.), Международной научно-практической конференции «Современные формы и методы управления аграрной экономикой» (г. Ставрополь, 2005 г.), XIV Международной конференции.

Циклы природы и общества" (г. Ставрополь, 2006 г.), а также на научно-методических семинарах факультета экономики и финансов СевероКавказского государственного технического университета.

Публикации. По материалам диссертации опубликовано 9 научных работ общим объемом 3,3 пл., в том числе 1 — в изданиях, рекомендованных ВАК Министерства образования и науки РФ.

Структура работы обусловлена целью и задачами, поставленными в данном исследовании. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка (143 наименования) и 12 приложений, включает 44 таблицы и 28 рисунков.

ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ.

1. Последствия экономических преобразований, несовершенство существующих рыночных отношений, нестабильная ситуация в аграрном секторе экономики, необходимость обеспечения населения качественной сельскохозяйственной продукцией по доступным ценам и создания условий для эффективной реализации произведенной продукции товаропроизводителями выдвигают ряд наиболее актуальных проблем в сфере реализации. Важным направлением в их решении' может стать разработка и внедрение на региональном уровне комплекса мер по повышению эффективности системы сбыта, обеспечивающих устойчивое развитие сельского хозяйства в рыночных условиях.

2. Обоснована возможность реализации при соответствующей государственной поддержке организационно-экономических мер, способствующих повышению эффективности системы сбыта. Они включают: создание краевой службы рыночной информации и сотрудничествасовершенствование механизмов государственных закупок с использованием аукционных торгов и закупочных интервенций, а также систе’мы экспорта в регионеопределение перспектив развития наиболее эффективных форм сбыта продукции АПК.

3. Повышению эффективности реализации сельскохозяйственной продукции в Ставропольском крае может способствовать стратегия увеличения объемов сбыта государственным заготовительным организациям. Увеличение объемов государственных закупок за счет соответствующего уменьшения реализации населению в счет оплаты труда, осуществляемое в 2005 г., в абсолютном выражении могло бы привести к увеличению дохода от продаж зерна на 665,8 млн руб. или на 6,5%, а прирост рен+абельности в относительном выражении мог бы составить 7,9%. Для семян подсолнечника характерен небольшой абсолютный прирост выручки — 8,1 млн. рублей, что составляет 0,6% в относительном выражении, а прирост рентабельности -0,8%. При реализации мяса скота и птицы в живом весе и шерсти государству, на фоне низкой рентабельности производства и реализации данной продукции ее прирост составит 4,4 и 0,1%, соответственно.

4. Увеличение объемов реализации отдельных видов сельскохозяйственной продукции перерабатывающим предприятиям на рынке, за счет сокращения поставок населению в счет оплаты труда является также эффективным. Применении данной стратегии в 2005 г. позволило бы увеличить объем выручки при реализации з^рна на 582,6 млн. рублей, семян подсолнечника — на 7,1, мяса скота и птицы — на 36,5, шерсти — на 0,7 млн. рублей. Прирост рентабельности продаж при этом по зерну составит 6,8%, семенам подсолнечника — 0,7%), мясу — 1,2%, шерсти — 0,3%. Исходя из этого наибольшую рентабельность зерна, мяса, -семян подсолнечника обеспечит реализация государству, а шерсти — форма реализации перерабатывающим предприятиям на рынке.

5. Перспективным способом реализации сельскохозяйственной продукции государству представляется продажа на товарных биржах с использованием аукционных торгов. (Так, изменение показателя рентабельности продаж по этому направлению в сравнении с другими каналами, происходит в сторону его увеличения и колеблется в пределах от 88,5% до 110,9% - по мясу, от 102,4% до 132,3% - по молоку, от 84,0% до 109,3%) — по столовому яйцу, от 40% до 88,4%) — по картофелю, что позволяет его рассматривать как наиболее эффективное.

6. В качестве одного из направлений повышения эффективности реализации сельскохозяйственной продукции за счет разработки и освоения новых перспективных форм реализации, оказания информационных, консультационных и посреднических услуг предлагается создание краевой службы рыночной информации и сотрудничества (КСРИС). Проект ее создания предполагает первоначальные затраты в размере 1,9 млн руб., однако показатели эффективности свидетельствуют об его экономической целесообразности. Так, порог рентабельности за первый год деятельности службы может составить 1,6 млн руб., запас финансовой прочности — 24,9%, срок окупаемости проекта — 2,3 года, доход на вложенный капитал — 160%, чистая приведенная стоимость — 367 тыс.< руб., что больше единицы, а рентабельность инвестиций — 119%.

7. Развитию эффективной реализации сельскохозяйственной продукции может способствовать комплекс мер, направленный на динамичное развитие системы экспорта в регионе. В этой связи, в работе предложены экономические и организационно-правовые меры, разработана модель управления хозяйственными связями, рассмотрены возможности увеличения объема экспорта продукции аграрного сектора на примере зерна с целью эффективной реализации на внешний рынок сельскохозяйственными товаропроизводителями края своей продукции. Это позволит контролировать внешнеторговый рынок зерна без посредников и, с учетом конъюнктуры цен, не упускать дополнительную прибыль за счет межрегиональных и межгосударственных операций. Результаты исследований и выполненных расчетов позволили выявить основные резёрвы повышения вывоза зерна и определить основных партнеров с точки зрения эффективности реализации по внешнеэкономическому сотрудничеству. Основными могут стать Белоруссия, Грузия, Армения, Молдова, где сформировался низкий уровень самообеспеченности зерном.

8. Важным средством определения наиболее эффективных форм при реализации сельскохозяйственной продукции является оценка перспектив их развития. Результаты прогнозирования на 2007;2008 гг. показали, что при сохранении существующих тенденций в системе сбыта наиболее эффективной формой при реализации подсолнечника, мяса скота и птицы i будут являться заготовительные организации. Так, к 2008 г. рентабельность продаж подсолнечника по этому каналу составит 64,5%, а на рынке лишь 21,3%- мяса скота и птицы — 10,8%, при этом на рынке будет иметь отрицательную величину (-52,1%). Согласно прогнозным расчетам, молоко сельхозтоваропроизводителям будет выгоднее продавать на рынке, так как рентабельность на 2% превысит аналогичный показатель при реализации заготовительным организациям.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Федеральный закон от 14.07.1997 N 100-ФЗ (ред. от 10.01.2003, с изм. от 23.12.2003) «О государственном регулировании агропромышленного производства» (принят ГДФС РФ 19.07.1996).
  2. О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд: ФЗ РФ от 2 декабря 1994 г. ФЗ//Собр. закон. РФ. 1994. -№ 32. -Ст. 3303.
  3. Российская Федерация. Правительство. О проведении в 2002—2003 годах государственных: закупочных интервенций для регулирования рынка, зерна: Постан, Правит. РФ от 11 октября 2002 г. № 75 611 Собрание законодательства РФ. 2002. — № 4−2. — Ст. 4154.
  4. Ставропольский край. Губернатор (1996 А.А. Черногоров) О внесении изменений в постановление губернатора Ставропольского края от 24.02.98 № 101 «О порядке использования (зерна регионального фонда»:
  5. Постановление губернатора Ставропольскою края от 16 октября 2000 г. № 689 // Сб. законов и др. правовых актов Ставропольского края. -.2002.-№ 6 (II) -С. 175.
  6. А. Межгосударственная торговля зерном в СНГ / А. Алтухов //Агро XXI. 2002, -.№ 4.- С. 20−22.
  7. А., Пролыгина Н. Зерновое (хозяйство России в 90-е годы. -М.:ВНИЭСХ, 1998.
  8. А.И. Зерно России / А. И. Алтухов, А. С. Васютин. М., №ЭКОНДС-К", 2002.-432 с.
  9. А.И. Зерновой рынок страны должен регулироватьсяIгосударством / А. И. Алтухов, Н. А. Пролыгина. М.: Интерфакс 1997. — 186 с.
  10. А.И., Васютин А. С., Пролыгина Н. А. Государственное регулирование зернового рынка России // Аграрная Россия. 2000. — № 1. — С. 35−38.
  11. А.И., Макин Г.И.,< Бабков М. А. Развитие продовольственного рынка России. 4−1, М.: Агри Пресс., 1999.
  12. В. Совершенствовать рыночные взаимоотношения //АПК: экономика, управление. 2000. — № 7. С. 39−41.
  13. В.А. Рыночные отношения и проблемы их формированияIна современном этапе. С-Пб.: Знание, — 1992. — 24 с.
  14. JI.B. Оптовая торговля: Маркетинг и коммерция / J1.B. Балабанов-М.: Экономика, 1998.-207 с.
  15. В. Система показателей экономической эффективности //АПК: экономика, управление. 2000. — № 7. С. 19−22.
  16. Л.А., Груздева Н. А. Основы рыночной экономики: Учебно- методическое пособие, Кострома: Знание, 1993. — 140 с.
  17. Г. ДЖ. Практическое руководство по управлению сбытом / Г. Дж. Болт, пер. англ.- науч.ред. Ф. А. Крутикбв. М.: Экономика, 1991.-271 с. I
  18. Н.А., Зарук Н. Аграрная экономика и рынок// АПК: экономика, управление, 2004. № 8. — С.36−43.150 1
  19. Н. Закупочные интервенции на рынке зерна / Н. Борхунов // АПК: экономика, управление. 2002. — № 2. — С. 40−45.
  20. И.Н., Шулейкин П. А. Экономическая эффективность сельскохозяйственного производства. М.: Знание, 1973. — 86 с.
  21. Д.С. Государственное регулирование внешней торговли зерном / Д. С. Булатов // Аграрная Россия. 2000. — № 1. — с. 38−40.
  22. В.В. О контроле сбытовой деятельности предприятий агропромышленного комплекса / В. В. Бурцев // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих’предприятий. 2001. — № 8. -С.17−19.
  23. JT.C. Совершенствование системы ценообразования на продукцию АПК региона: автореф. дис. канд. экон. наук/ JI.C. Валибутаева Ставрополь, 2006. 26 с.
  24. Ю. Уровень устойчивости производства и рынка зерна в период реформирования АПК в РФ / Ю. Ванин // Международный сельскохозяйственный журнал, -2001.- № 6. -С. 46−48.
  25. А.С. Развитие рынка зерна в России. М.: ГП УСЗ «Эфес», 2000. <
  26. А.С. Формирование и развитие межрегионального рынка зерна.-М., 1997.-97 с.
  27. Веселков Ф. С Азбука создания рыночной экономики. С-Пб.- Издательство СПбУЭФ, 1995.- 101 с.
  28. К.И. О мерах государственной и общественной защиты отечественных сельхозпроизводителей при присоединении России к ВТО// Пищевая промышленность 2002. — № 3. — С. 6 — 7.
  29. В. Законодательство в сфере закупок сельскохозяйственной продукции для государственных и муниципальных нужд: проблемы совершенствования// Хозяйство и право, 2004. № 3. — С. 60−65.
  30. В.И., Тюрякова Э. К., Шепитько Р. С. Обоснование размера квот на закупку зерна в регионе// Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 1998. -J^ib 12.-С. 38−39.
  31. А. Ускорять научно-технический прогресс, активно внедрять его достижения в агропроизводство// АПК: Экономика, управление. -2002.-№ 4.-С. 9−1.
  32. Госкомстат России. Ставропольский краевой комитет государственной статистики. Затраты на производство в отраслях экономики Ставропольского края Статистический сборник. Ставрополь, 2006.
  33. Госкомстат России. Ставропольский краевой комитет государственной статистики. Ставропольский край в цифрах: Статистический сборник. Ставрополь, 2005,'209 с.
  34. Госкомстат России. Ставропольский краевой комитет государственной статистики. Промышленность Ставропольского края: Статистический сборник. Ставрополь, 2005.
  35. Госкомстат России. Ставропольский краевой комитет государственной статистики. Основные фонды Ставропольского края, 20 012 005 г. г. Официальное издание. Ставрополь, 2006.
  36. Госкомстат России. Ставропольский краевой комитетгосударственной статистики. Посевные площади, валовые сборы иурожайность сельскохозяйственных культур со всех посевов: Статистический сборник. Ставрополь, 2006.
  37. Госкомстат России. Ставропольский краевой комитет государственной статистики. Сельскохозяйственная деятельность крестьянских (фермерских) хозяйств в Ставропольском крае ¦ за 2000−2005 г. г., Ставрополь, 2006.
  38. Госкомстат России. Ставропольский краевой комитет государственной статистики. Применение минеральных и органических удобрений в крае: Статистический бюллетень. Ставрополь, 2006.
  39. Госкомстат России. Ставропольский краевой комитет государственной статистики. Об итогах учета скота и производства продукции животноводства в хозяйствах всех категорий: Статистический сборник. Ставрополь, 2006.
  40. Госкомстат России. Ставропольский краевой комитетгосударственной статистики. Агропромышленный комплекс Ставропольского края: Официальное издание. Ставрополь, 2004.
  41. Р. К разработке методолого-теоретических проблем исследования продовольственной безопасности России // Российский экономический журнал, 2003. № 7. — С. 3−26.
  42. Джевонс, Уильям Стенли Деньги и механизм обмена / Уильям С. Джевонс — пер. с англ. Челябинск: Социум, 2006. -179 с.
  43. Э.Дж., Линдсей Д. Рынок: микроэкономическая модель /Пер.
  44. Б.Лисовика и В. Лукашевича. СПб., 1992. 496 с.
  45. П. Управление, нацеленное на результаты / П. Друккер -М.: Технолог. Школа бизнеса, 2000. 192 с.
  46. Е.М. Регулирование развития производства и сбыта продукции животноводства в регионе: авторрф. дис. канд. экон. наук/ Е. М. Душевина Саратов, 2006. 24 с.
  47. А. Продовольственная безопасность страны: угроза и факторы нейтрализации// Российский экономический журнал, 2003. № 7. -С. 27−42.
  48. А.А. Тенденции развитая конъюнктуры рынка зерна: Мировой опыт. /Л. А. Ермолов // Всерос- науч.-практ. конф. «Соврем, состояние и перспективы развития рынков товарок и услуг субъектов РФ» — Сб. материалов. Киров, 2002, — С. 5 1 -55.
  49. П.С., Демидов В. Е. Формула успеха: маркетинг (сто вопросов сто ответов о том, как эффективно действовать на внешнем рынке). -2-е изд., перераб. и доп. М.: Международные отношения, 1991. -416с.
  50. Закупочные цены на зерновые культуры по регионам России (информация Минсельхоза России)// Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий, 2003. № 2. — С.56−58.
  51. А.Н. Анализ каналов распределения сельскохозяйственной продукции в Белгородской области / А.Н. Захаров/ Маркетинг в России и за рубежом. 2002. № 6. — С. 69−79.
  52. Е. Организационно-правовые формы сбытасельскохозяйственной продукции// Экономист 2001. — № 9. — С. 93−96.t
  53. Итоги финансово-хозяйственной деятельности крупных и средних сельскохозяйственных предприятий за 2000−2005 годы. г. Ставрополь: Территориальный орган федеральной службы государственной статистики по Ставропольскому краю. — 2006. — 38с. t
  54. С.С. Экономические условия развития регионального зернового рынка: автореф. дис. канд. экон. наук/ С. С. Караманов Ставрополь, 2005. 22 с.
  55. В.А. Маркетинг сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия. М., 1998. — 208 с. <
  56. В.А., Клочко JI.H. и др. Концепция организации маркетинга агропромышленного производства. М.: ВНИЭСХ, 1999. — 66 с.
  57. В. А. Состояние и развитие аграрной экономической наукив России //Экономика с.-х. и перераб. предприятий. 2000. — № 6. С.6−9.t
  58. К.Я. Экономика сельского хозяйства с основами аграрных рынков. Курс лекций. М.: Ассоциация авторов и издателей. ТАНДЕМ: Издательство ЭКМОС, 1999. 448 с.
  59. Д.Д. Распределительная логистика / Д. Д. Костоглодов, J1.M. Харисова. -Ростов н/Д.: Экспертное бюро, 1997. 128с.
  60. Ф. Основы маркетинга Пер. с англ. — 9-е изд. М.: Вильяме, 2003.-1200 с.
  61. Ф. Основы маркетинга: Пер, с англ. В.Б. Боброва- Под ред. Е. М. Пеньковой. М.: Прогресс, 2000. 736 с.
  62. А.Д., Рябова Т. Ф. Мировой рынок зерна . М.: Гуманитарный центр «Монолит», 1997. — 156 с.
  63. О. Конкурентоспособность агропродукции Ставропольского края// АПК: экономика, управление, 2004. № 4. — С. 48−50.
  64. Г. А. Сбытовая политика маркетинга: учебно-методическое пособие для слушателей системы повышения квалификации / Г. А. Лаврова. -СПб:СПб ГИЭА, 1995.
  65. Н. Совершенствование экономического механизмахозяйствования предприятий аграрного сёктора // АПК: экономика иуправление, 2002, № 7, с.41−45.
  66. К. Искать каналы реализации / К. Лисицына, О. Сяптурова // Экономика сельского хозяйства России. 1999. — № 1. — С.36
  67. Р.А. Основы анализа хозяйственной деятельности сельскохозяйственных предприятий. М.: финансы и статистика, 1989. -158 с.
  68. Т. М. Васютин А.С. Проблемы формирования и использования ресурсов зерна в Российской Федерации // Аграрная Россия. -2000.-№ 1-С.21−26.
  69. .Р., Кубанов A.M., Ляпунова И. М. Формирование эффективной системы продовольственной обеспеченности (вопросы теории, методологии и практики) / СевКавГТУ. Ставрополь. — 328 с.
  70. В.А. Организация маркетинга в АПК как экономического инструмента управления. // Экономика сельского хозяйства России. -1998. -№ 7. С. 26−28.
  71. Макконелл Кэмпбелл Р. Экономикс: пер. с англ. / Макконел Кэмпбелл Р., Брю Стэнли JI. 14-е изд. — М.: ИНФРА — М, 2002. — 971 с.
  72. К., Брю С. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. Т. 2. М.: Республика, 1993. 432 с.
  73. Е.А. Способы усовершенствования рынков сельскохозяйственной продукции// Гуманитарные и социально-экономические науки. -2000. № 1. — С. 91−92.
  74. В. О закономерностях становления рынка. // Вопросы экономики. 1993. -№ 10 — с. 104.
  75. А.И. Соотношение цен на материальные ресурсы и продукцию сельского хозяйства// Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2001. — № 11. — С. 49−50.
  76. H.JI. Управление обеспечением качества и конкурентоспособности продукции: учебник." — М.: «Феникс», 2004. 512 с.
  77. Маркетинг в АПК: Учебное пособие. /Под рея, Г. П. Абрамовой. М.: Колос, 1997. — 240 с.
  78. Маркетинг во внешнеэкономической деятельности:
  79. Терминологический словарь / Под ред. П. С. Завьялова. М.: Международныеtотношения, 2000. 248с.
  80. Маркетинг: Учебник / А. Н. Романов, Ю. Ю. Корлюгов С.А. Красильников и др.: Под ред. АН. Романова. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2002.-558 с.
  81. К. Капитал, т. 1. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т. 23. -М.: Политиздат, 1975. — 907 с.
  82. И.В. Совершенствование организации сбыта товаров вертикального интегрированными предпринимательскими структурами: автореф. дис. канд.экон.наук/И.В. Марчук’Спб., 2002. 16 с.
  83. Маршал А. Принципы политической экономики. М. В.З. Т.2., 1984., с. 28.
  84. Е.С. Государственное регулирование аграрного сектораэкономики региона: автореф. дис. канд. экон. наук/ Е. С. Мезенцева Ставрополь, 2006. 24 с.
  85. Методические указания по анализу и прогнозу развитияIпродовольственного рынка / Г. И. Макин, А. И. Алтухов, Д. Ф. Вермель и др. (Минсельхозпрод РФ, Федеральное агенство по развитию продовольственного рынка, ВНИЭСХ). М. — 1998. — 80 с.
  86. И.А., Воронова Н. И. Управление качеством сельскохозяйственной продукции // Аграрная «аука, 2005, № 6, С. 9 11.
  87. А. Повышение технологического и технического уровня сельскохозяйственного производства основа обеспечения его конкурентоспособности // АПК: экономика, управление, 2004. — № 7. -С. 30−36.
  88. А. О развитии зерного рынка России до 2010 года // Экономика и финансы. 2005. — № 3. — С. 17.
  89. З.И. Договоры о закупках сельскохозяйственной продукции / З. И. Носова М.: Статус, 2004. — 219 с.
  90. С.У. Организация и 1 развитие системы оптовых продовольственных рынков в России. -М.: Росинформагротех, 2002 128 с.
  91. С.У. Формирование системы оптовой торговли продовольствием и перспективы её развития// Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих’предприятий. 2003. — № 10. -С. 46−49.
  92. Организация предпринимательской деятельности / С. И. Грядов и др.- под ред. С. И. Грядова М.: Колос С, 2003. — 416 с.
  93. П.Г. Управление сбытом сельскохозяйственной продукции в системе маркетинга. Практический маркетинг / П. Г. Перерва М.: НПО «Рим», 1998.-Вып. 6.
  94. И.Я. Основы маркетинга в сельском хозяйстве: Учебное пособие. Кустанай, 1992. — 186 с.
  95. Ю. Присоединение России к ВТО: к оценке последствий и обоснованию стратегии (макроэкономические, структурные и геополитические вопросы) // Российский экономический журнал. 2002. — № 11−12.-С. 23−24.
  96. К.А. Экономика сельскохозяйственного производства с основами рыночной экономики и сельскохозяйственного предпринимательства: Учебник. М, Ассоциация авторов и издателей ТАНДЕМ: Издательство ЭКМОС, 1999,-352 с.
  97. Н.А. Организация сельскохозяйственного производства: Учебник для вузов. М.: Колос, 2003. — 416 с.
  98. ЮЗ.Приемко В. В. Государственная йоддержка сбыта продукции сельскохозяйственных организаций: автореф. дис. канд. экон. наук/ В. В. Приемко Москва, 2005. 24 с.
  99. В. Сельское хозяйство должно быть правильно и эффективно организованно / В. Путин // Экономика сельского хозяйстваI1. России,-2003.-№ 7.-С.З.
  100. В. Сельское хозяйство у нас пользуется и будет пользоваться поддержкой государств// Экономика сельского хозяйства России, 2004.-№ 1. С. 3.
  101. Рекомендации по разработке и реализации целевых программ в агропромышленном производстве / Алтухов А. И., Жогелева Е. Е., Прлыгина
  102. Н.А., Суслов А. И. М.: МСХиП РФ. — 1996. — 28 с.
  103. А.Е. Теория и практика управления АПК. М.: Маркетинг, менеджмент, 1998. — 216с.
  104. Ю8.Рузавин Г. И. Основы рыночной экономики: Учебное пособие для вузов, М.: Банки и биржа, ЮНИТИ, 1996 — 4Z3 с.
  105. Руцкой А. В, Степанов А. А., Ушвицкий Л. И., Ляпунов Б. Р. Организационные и экономические проблемы развития регионального рынка зерна. Курск, 1998, — 224 с.
  106. Т.Ф., Куделя А. Д. Организация и управление рынком зерна и хлебопродуктов. Учебное пособие для ВУЗов. / Под общей редакцией Т. Ф. Рябовой М.: Хлебпродинформ, 1998, — 848 с.
  107. П.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятий АПК: Учебник. М.: Экономическая перспектива. 1998. — 494 с.
  108. В. Проблема диспаритет^ цен и направления его её конструктивного решения// АПК: экономика, управление. 2003. — № 8. — С. 49−53.
  109. В.Саетгалиев З. И. Региональный продовольственный рынок М.: НИВА России, 1997.-С. 104.
  110. М.А., Чибриков Г. Г. Экономическая теория. Учебник для вузов, М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА, 1998. — 456 с.
  111. Сельское хозяйство в России: Статистический сборник/ Госкомстат России. М., 2004. — 448с.
  112. Сельскохозяйственные рынки: /Учебное пособие. В. В. Лайкин, Р. Г. Ахметов, Н. Л Коваленко и др. М.: Колос, 2001 — 264 с.
  113. Состояние и перспективы развития крупных предприятий и организаций агропромышленного комплекса: Сб. материалов Всероссийской конференции/ Отв. За выпуск В. М. Баутин. М.: Росинформагротех, 2001. -221 с.
  114. Социально-экономическое положение Ставропольского края в 2005 году. Госкомстат России. Ставропольский краевой комитет государственной статистики. Ставрополь, 2006.
  115. Ставропольский край в сравнении с регионами Российской Федерации за первое полугодие 2005 года. Статистический сборник, Ставрополь, 2005.
  116. Ставропольский край и его региону. Ставрополь. — 2006.
  117. Е.В. Теоретические и практические основы функционирования зернового рынка в России (состояние, проблемы и тенденции развития). Автореферат диссертации в виде научного доклада насоискание ученой степени доктора экономических наук. М., 1998.
  118. У. Сельское хозяйство и продовольствие в экономике развитых стран: введение в теорию, практику и политику. С-Пб.: Экономическая школа, 1995.-340с.
  119. В. И. Модель рациональной структуры организации производства зерна. // Экономика АПК: совершенствование специализации и хозяйственного механизма. Сборник научных трудов. Ставрополь. -1991, с. 74−85.
  120. JI. Российскому продовольственному рынку надёжную защиту// Экономика сельского хозяйства России, 2004. — № 1. — С. 16. I
  121. И. Основные направления социально-экономического развития АПК / И. Ушачев // Экономист. 2003. -№ 6. — С.80−90.
  122. Л.И. Агропромышленный комплекс региона (вопросы теории и методологии). Ставрополь: Книжное издательство, 1991. — 124с.
  123. Е.М., Красюк И. П. Маркетинг: теория и практика: Дифференцированные свойства кривых спроса и предложения. Учеб. пособие, М.: Высшая школа, 2002. — 80 с.
  124. . Дж. Теория экономической истории / Дж. Хикс. Пер. с англ. Под общ. ред. Р. М. Нуреева. М.- Вопросы экономики, 2003. — 224 с.
  125. Ю.А. Агромаркетинг и консалтинг: Учеб. Пособие тдля вузов Ю. А, Цыпкин, А. Н. Люкшинов, Н.Д. Эриашвили- под ред. Проф. Ю. А. Цыпкина. М.: ЮНИТИ — ДАНА, 2000. — 637 с.
  126. Ш. Чешинский Л. С. Организация рынка зерна и продуктов его переработки. М.: Хлебпродинформ, 1999. — 367 с.
  127. А. Продовольственные потоки и каналы реалдизациисельскохозяйственной продукции / А. Чуприна, А. Шибайкин // Сельское строительство. 2001. — № 2.- С.39−40
  128. .А. Управление конкурентоспособностью агропромышленного производства // АПК: экономика, управление, 2005, № 6, С.23−27.
  129. Экономика: Учебник / Под ред. А. С. Булатова. 2 изд., перераб, и доп, — М-: Издательство БЕК, 1997. — 816 с.
  130. Экономика сельского хозяйства / Под общей ред. Добрынина В. А. -М.: Агропромиздат, 1990, 475 с.
  131. Экономика сельского хозяйства: Учебное пособие для студентов ВУЗов по агроэкономической специальности/ Под ред. И. А. Минакова. М.: Колос, 2000.-217 с.
  132. Экономическая теория (политэконоия) — Учебник / Под общ. ред. В. И. Видянина, ГЛ. Журавлевой. М.: ИНФРА — М.: 1999. — 560 с.
  133. Экономическая теория: Учебник для студентов высших учебных заведений/ под ред. В. Д. Камаева. М.: Гуманитарный издательский центр «Владос», 2000. — 640с.
  134. Halkrow Y., Spitze Н., Allen-Smith J. Food and agricultural police. Economics and politics/ McGraw- Hill. Inc/ - 1994. — 349 s.
  135. Henrriechsmeyer W., Witzke H. Agrarpolitik/ Band I. Stuttgart,
  136. Verlag Eugen Ulmer. 1991. 464 s.
  137. Toffler Al. Power shift: Knowledge, Wealth and Violence at the Edge of the 21-st Century. N.-Y., L., 1990, h. 458.142. http: // www.agroru. com143. http: // www.rndex.ru
Заполнить форму текущей работой