Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Аграрная политика в условиях присоединения России к Всемирной Торговой Организации: региональный аспект

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Установлена сущность государственной аграрной политики, включая выделение в ней: а) базисной подсистемы, как совокупности мер по регулированию отношений собственности на землю и средства производства в сельском хозяйстве, а также экономических отношений, возникающих в процессе производства, распределения и потребления сельскохозяйственной продукции, в том числе по степени вмешательства… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретико-методологические основы государственной аграрной политики
    • 1. 1. Сущность аграрной политики: базисная и надстроечная подсистемы
    • 1. 2. Парадигма как теоретический базис аграрной политики
    • 1. 3. Сущность региональной аграрной политики: роль федерального центра и регионов
  • Глава 2. Базисная подсистема аграрной политики в контексте смены парадигм
    • 2. 1. ял
    • 2. 2. Парадигма тотальной национализации, огосударствления и планового хозяйствования
    • 2. 3. Переход к либеральной модели в экономике
    • 2. 4. Сдвиги в сторону аграрного протекционизма
  • Глава 3. Институциональная глобализация мирохозяйственных агро-продовольственных связей
    • 3. 1. Либерализация мировой торговли продовольствием: последствия для аграрной экономики регионов России
    • 3. 2. Опыт стран Восточной Европы и СНГ: уроки для аграрной экономики России и ее регионов
    • 3. 3. Возможности вмешательства и поддержки государства. Поиск решений для аграрной экономики регионов
  • Глава 4. Надстроечная подсистема аграрной политики регионов в условиях регламента ВТО
    • 4. 1. Структурная политика
    • 4. 2. Инвестиционная политика
    • 4. 3. Социально-трудовая политика
  • Глава 5. Организационно-экономические механизмы реализации региональной аграрной политики в новых условиях
    • 5. 1. Бюджетная политика и субсидирование
    • 5. 2. Финансово-кредитная политика и кредитование
    • 5. 3. Организационно-экономические механизмы реализации региональной земельной политики

Аграрная политика в условиях присоединения России к Всемирной Торговой Организации: региональный аспект (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Развитие сельского хозяйства во многом зависит от эффективности государственного регулирования, которое вытекает из основных принципов и направлений аграрной политики, применяемой в отношении аграрного сектора экономики властными структурами федерального, регионального и муниципального уровней.

Государственная аграрная политика, официально узаконенная на федеральном уровне, должна являться основой для всех органов власти, независимо от ведомственной подчиненности, при принятии любых решений (включая разработку стратегий, программ, проектов и т. п.) в отношении сельского хозяйства страны.

Несмотря на то, что в ФЗ РФ от 29 декабря 2006 г. № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» были определены сущность, цели и принципы государственной аграрной политики в Российской Федерации, до сих пор официально принятого документа на данный счет в стране не существует. Это вызывает значительные трудности при разработке и реализации различных программных документов в отношении сельского хозяйства России в целом и ее отдельных регионов в частности. Нерешенность рассматриваемой проблемы во многом связана с отсутствием достаточно четких теоретических и методологических положений, наличие которых является необходимым условием разработки эффективной аграрной политики государства.

Наиболее слабым звеном в теории и практике государственной аграрной политики является ее региональная составляющая. Стратегическое развитие сельского хозяйства такой огромной и разноплановой в природном и социально-экономическом отношении страны как Российская Федерация, не может быть обеспеченно без эффективной региональной аграрной политики.

В связи с этим тема диссертационного исследования, посвященного региональному аспекту аграрной политики государства, является весьма актуальной.

Кроме того, государственная аграрная политика, несмотря на ее долгосрочный характер, в периоды существенной трансформации внешних условий, прежде всего, связанных с глобальными процессами в мировой экономике, нуждается в корректировке. В настоящее время Россия и ее аграрный сектор находятся на новом этапе глобализации мирохозяйственных связей, в связи с присоединением страны к Всемирной Торговой Организации. Функционирование сельского хозяйства в условиях ВТО обусловлено многочисленными требованиями и правилами этой международной организации, что вызывает необходимость реализации согласованной с ними аграрной политики. Это, в свою очередь, усиливает актуальность выбранной темы настоящего диссертационного исследования.

Степень разработанности проблемы. В дореволюционной научной литературе публикации по вопросам аграрной политики представлены в фундаментальных работах А. И. Скворцова и П. П. Маслова. Детальное исследование теоретических и практических вопросов аграрной политики было впервые после революции в России осуществлено Б. Д. Бруцкусом, причем речь шла об аграрной политике вне условий социалистической плановой экономики.

В последующем в СССР, вслед за В. И. Лениным, аграрная политика напрямую связывалась с деятельностью КПСС, отражая не столько экономические, сколько идеологические аспекты.

С переходом к рыночным отношениям в экономике страны интерес к теоретическим, методологическим и прикладным вопросам построения государственной аграрной политики возрос. С 1992 г. по настоящее время различным аспектам данной проблеме посвятили свои публикации Р. Х. Адуков,.

A.И.Алтухов, Г. В. Беспахотный, В. Р. Боев, И. Н. Буздалов, А. И. Костяев, Э. Н. Крылатых, В. В. Кузнецов, В. В. Милосердое, А. С. Миндрин,.

B.И.Назаренко, Г. Н. Никонова, Г. А. Папцов, П. М. Першукевич, А. В. Петриков, С. Я. Полянский, Б. И. Пошкус, А. Ф. Серков, И. Г. Ушачёв,.

И.Ф.Хицков, А. А. Черняев, Б. А. Черняков, А. С. Шелепа, Г. И. Шмелев, А. А. Шутьков, Д. Б. Эпштейн и др. ученые.

За рубежом интересные схемы государственной экономической политики, реализованные на практике в Германии в 50-х годах XX столетия, встречаются в работах А. Мюллера-Армака, В. Ойкена, Л. Эрхарда и др., а для современного периода — в материалах Евросоюза.

Различным аспектам аграрных вопросов присоединения к ВТО посвящены публикации А. Г. Зельднера, Э. Н. Крылатых, С. В. Киселева, В. А. Матусевич, Е. В. Серовой, О. Г. Строковой, В. И. Тарасова и ряда др. ученых.

Вместе с тем, до сих пор слабо разработанными остаются региональные аспекты аграрной политики государства и практически не исследованы вопросы построения аграрной политики в условиях присоединения России к ВТО.

Цели и задачи исследования. Целью диссертационного исследования выступала разработка теоретических и методологических положений построения аграрной политики государства с позиций ее региональных аспектов и практической реализации в условиях присоединения России к ВТО.

В соответствии с поставленной целью были сформулированы следующие задачи исследования:

— установить сущность государственной аграрной политики на основе ее структуризации и системного представления применительно к современному этапу усиления процессов глобализации экономики;

— обосновать теоретический базис аграрной политики и диалектику его трансформации в связи со сменой парадигм в экономике;

— обосновать содержание региональной аграрной политики с позиций изменения экономической роли федерального центра и регионов;

— выявить особенности и закономерности трансформации аграрной политики в России в зависимости от смены парадигм в экономике;

— определить для аграрной экономики регионов России последствия, связанные с присоединением России к Всемирной Торговой Организации и установить возможность использования зарубежного опыта для построения аграрной политики России и ее регионов в новых условиях;

— установить предел возможностей вмешательства и поддержки государства при реализации региональной аграрной политики при вступлении России в ВТО;

— определить основные направления формирования аграрной политики регионов в условиях регламента ВТО;

— обосновать организационно-экономические механизмы реализации региональной аграрной политики в новых условиях.

Область исследования. Диссертационное исследование проведено в соответствии с Паспортом специальностей ВАК (экономические науки) в рамках научной специальности «Экономика и управление народным хозяйством» области исследования 1.2. «Экономика, организация и управление предприятиями, отраслями: АПК и сельское хозяйство» п. 1.2.32. Государственное регулирование сельского хозяйства и других отраслей АПК и п. 1.2.51. в части аграрных аспектов присоединения России к Всемирной Торговой Организации.

Объектом исследования выступает аграрная политика государства на федеральном и региональном уровнях.

Предметом исследования являются организационно-экономические факторы и механизмы трансформации аграрной политики в изменяющихся социально-экономических условиях при присоединении России к ВТО с учетом региональной специфики сельского хозяйства.

Методологической основой исследования явились диалектико-материалистическая гносеология (теория познания), системно-структурный подход, теория парадигм, концепция социального рыночного хозяйства, труды классиков экономической теории, работы отечественных ученых по проблеме государственного регулирования, построения государственной аграрной политики и ее региональной составляющей, а также экономические работы общетеоретического и общеметодологического характера.

В процессе работы над диссертацией использовались методы исследования: общенаучные (сравнение, обобщение, анализ, синтез) — экономико-статистического и конкретно-исторического анализарасчетноконструктивныйрейтинговой оценкиграфического моделированиямонографический.

В ходе исследования использовались законодательные акты и другие нормативно-правовые и программные документы, решения органов государственной власти.

Эмпирическую базу исследования составили официальные данные Федеральной службы государственной статистики, Министерства сельского хозяйства Российской Федерации и субъектов Федерации, публикации в периодической печати.

Научная новизна полученных результатов заключается в том, что на основе системно-структурного подхода установлено внутреннее содержание аграрной политики государства с выделением ее базисной и надстроечной подсистем, что позволило раскрыть особенности их трансформации с позиций смены экономических парадигм и предложить пути дальнейшего развития отрасли сельского хозяйства в условиях присоединения России к ВТО.

Обобщенное определение новизны результатов исследования конкретизируется следующими основными положениями:

1. Установлена сущность государственной аграрной политики, включая выделение в ней: а) базисной подсистемы, как совокупности мер по регулированию отношений собственности на землю и средства производства в сельском хозяйстве, а также экономических отношений, возникающих в процессе производства, распределения и потребления сельскохозяйственной продукции, в том числе по степени вмешательства государства в действие рыночных механизмовб) надстроечной подсистемы, решающей проблемы содействия развитию аграрной экономики и социальной сферы села посредством ценовой, структурной, налоговой, финансовой, кредитной, внешнеэкономической и иной политики.

2. Обоснованы теоретические подходы к трансформации аграрной политики в связи со сменой парадигм в экономике и установлено, что наиболее благоприятной основой аграрной политики является парадигма рыночной экономики, координируемой государством, построенная на концепции социального рыночного хозяйства. Это позволяет сделать акцент в аграрной политике на выравнивание возможностей конкуренции сельского хозяйства с другими отраслями народного хозяйства и обеспечить дифференцированный подход к субсидированию, кредитованию и налогообложению хозяйствующих субъектов в зависимости от условий их экономической деятельности.

3. Даны предложения по изменению содержания региональной аграрной политики с позиций экономической роли федерального центра и регионов и установлено: а) федеральному центру следует осуществлять координацию размещения и территориальной специализации сельскохозяйственного производства, межрегионального обмена сельскохозяйственной продукцией, сырьем и продовольствиемпроцесса преодоления дифференциации регионов России в уровне развития сельского хозяйства и жизни сельского населенияб) на региональном уровне необходимо сконцентрировать действия органов управления на создании относительно равных условий ведения агробизнеса субъектами предпринимательства и формировании предпосылок преодоления состояния депрессивности кризисных территорий внутри соответствующего субъекта Федерации.

4. Выявлено, что осуществление мер по бюджетному субсидированию сельского хозяйства на практике обеспечивает, преимущественно, поддержку развития крупных, экономически сильных, кредитоспособных хозяйств и сельского хозяйства субъектов Федерации с хорошей наполняемостью региональных бюджетов, что усиливает дифференциацию конкурентных возможностей субъектов рынка, а также доходов и уровня жизни сельского населения в межрегиональном и межхозяйственном отношении. Данная ситуация и факторы ее формирующие не отвечают принципам социального рыночного хозяйства, наиболее предпочтительным при построении аграрной политики государства в условиях присоединения России к ВТО.

5. Для аграрной экономики страны и регионов определены последствия, связанные с присоединением России к ВТО, в том числе в отношении приграничных районов (включая прибрежные северо-западные и восточные территории Российской Федерации), через которые на территорию страны поступает импорт продовольственных товаров, а также для группы регионов, с высокой долей ввоза мясных и молочных продуктов и слабым собственным сельским хозяйством.

6. Установлены возможности использования при построении аграрной политики России и ее регионов опыта зарубежных стран в адаптации сельского хозяйства к условиям ВТО, прежде всего, опыта Китая в перестройке территориальной структуры аграрного сектора экономики, формировании товарных зон по производству продуктов, ориентированных на экспорт, реализации программ финансовой помощи сельскому населению, находящемуся за чертой бедности.

7. Определены в соответствии с требованиями ВТО пределы возможностей государственного вмешательства в аграрную экономику и даны предложения по приоритетным направлением регулирования развития сельского хозяйства посредством программ государственного содействия структурным изменениям в сельском хозяйстве в направлении диверсификации и реструктуризации аграрного производства, в том числе путем стимулирования инвестиций, а также программ помощи регионам с неблагоприятными условиями сельскохозяйственного производства.

8. Обоснованы пути формирования аграрной политики регионов в условиях регламента Всемирной Торговой Организации, в том числе структурной политики, инвестиционной политики и социально-трудовой политикисделан вывод о необходимости использования рентного подхода при разработке и реализации структурной политики, позволяющего дифференцировано адаптировать регионы к требованиям ВТО на основе парадигмы социально-ориентируемой рыночной экономики.

9. Установлено, что региональный аспект инвестиционной политики государства проявляется, прежде всего, в выборе направлений вложения инвестиций с учетом совокупности внутренних предпосылок (факторов и условий) той или иной территории, на основе чего и предложено региональную инвестиционную политику центральных органов исполнительной власти дифференцировать по семи типам субъектов Российской Федерации.

10. Предложено разработку и реализацию социально-трудовой политики в условиях присоединения России к ВТО строить на основе долгосрочного прогноза демографической ситуации в регионах страны с учетом уровня занятости сельского населения, наличия региональных центров притяжения и регионов устойчивого миграционного оттока постоянного населения.

11. Предложен механизм построения бюджетной политики и субсидирования сельского хозяйства в районах с неблагоприятными условиями производства, в том числе определены критерии выделения таких районов, их состав и ареалы распространения, основные направления бюджетной политики с учетом требований ВТО. Механизм субсидирования сельского хозяйства в остальных регионах страны предлагается строить на основе расчетного дифференциального рентного дохода, а сельскохозяйственное кредитование — исходя из типизации регионов по роли отдельных категорий хозяйств в региональной аграрной экономике.

Практическая значимость работы. Результаты диссертационного исследования позволяют формировать и реализовывать на научной основе государственную региональную политику, как на уровне федерального центра, так и субъектов Российской Федерации, в целях получения максимального экономического эффекта от территориального разделения труда в агро-продовольственной сфере при функционировании АПК в условиях ВТО. Выводы и рекомендации направлены на повышение устойчивости аграрного сектора регионов страны в условиях глобализации мирохозяйственных связей, что будет содействовать сохранению высоких темпов выхода на перспективные параметры обеспечения продуктами питания населения страны, определенные Доктриной продовольственной безопасности Российской Федерации.

Результаты исследования в практическом плане могут быть применены при разработке региональных концепций, стратегий и программ развития агропромышленного комплекса субъектов Российской Федерации.

Основные разделы диссертации могут использоваться при проведении занятий со студентами высших учебных заведений и слушателями курсов повышения квалификации специалистов органов государственного управления различных уровней иерархии.

Апробация результатов исследования. Предложения по совершенствованию мер государственного регулирования регионального агропромышленного комплекса с учетом соглашений, принятых Россией при присоединении к Всемирной Торговой Организации, используются в работе Комитета по сельскому хозяйству и продовольствию Новгородской области.

Предложения по построению региональной аграрной политики с учетом условий присоединения России к ВТО применяются в работе Главного государственного управления сельского хозяйства, ветеринарии и государственного технического надзора Псковской области.

В ряде муниципальных районов Новгородской области находят применение рекомендации по разработке программ содействия структурным изменениям в аграрном секторе в направлении адаптации сельского хозяйства к требованиям ВТО, в том числе диверсификации и реструктуризации сельскохозяйственного производства, а также методические подходы по финансовой поддержке сельского хозяйства района с учетом рентного потенциала сельскохозяйственных товаропроизводителей.

Результаты диссертационного исследования доложены на 11 научных и научно-практических конференциях, в том числе 4-х международных, 6-ти всероссийских и одной региональной конференции.

Основные положения диссертации использованы в преподавании курсов по дисциплинам «Финансы», «Финансы и кредит», «Бюджетная система РФ». По теме диссертации опубликовано 60 работ, в том числе 34 статьи в журналах, рекомендованных ВАК России, а также 4 монографии.

Структура диссертационной работы. Работа состоит из введения, пяти глав, заключения и списка использованной литературы.

1. Абалкин Л. И. Доминирующий фактор: экономический кризис и пути его преодоления. М: Институт экономики РАН, 1993. — 120 с.

2. Аграрный строй в России: прошлое, настоящее, будущее / Под редакцией засл. деят. науки РФ, д.э.н., проф. В. Е. Есипова. СПБ.:Изд. СПбГУЭФ, 1999. -С.216−218.

3. Адуков P.X., Адукова A.H. Налоговая политика в аграрном секторе: состояние и пути совершенствования // Сборник материалов межрегиональной научнопрактической конференции «Наследие А. В. Чаянова и будущее АПК России». М., 2008.

4. Азизова М. М. Современные проблемы ценообразования в сельском хозяйстве // Региональные проблемы преобразования экономики. 2008. -№ 4.-С. 91−102.

5. Актуальные проблемы современной аграрной теории и политики: Научн. труды ВИАПИ им. A.A. Никонова. Вып. 15. М.: Энциклопедия российских деревень, 2005. — 455 с.

6. Алаев Э. Б. Концепция «полюсов роста» в зарубежных региональных исследованиях // Теоретические проблемы региональной экономики. М., 1973.-С. 267−270.

7. Ален Бейтон, Антуан Казорла, Кристин Долло, анн Мари Дре. 25 ключевых книг по экономике. Челябинск: Урал LTD, 1999.

8. Алтухов А. И. Формирование региональной аграрной политики // АПК: экономика, управление. 2005. — № 11. — С. 28−35.

9. Ананьин О., Хаиткулов Р., Шестаков Д. Вашингтонский консенсус: пейзаж после битв // Мировая экономика и международные отношения. -2010. -№ 12.-С.15−27.

10. Арашуков В. П. Собственность и формы хозяйствования в АПК / Всерос. науч.-иссл. ин-т. экон. с.-х.-ва. -М., 1999. -291 с.

11. Балацкий Н. Р., Тоглалаев В. Д. КПСС организатор колхозного строя. — М.: Политиздат, 1980. — 96 с.

12. Баранов С., Скуфьина Т. Анализ межрегиональной дифференциации и построение рейтингов субъектов Российской Федерации // Вопросы экономики. 2005. — № 8. — С. 54−75.

13. Бастиа Фредерик. Экономические софизмы. Экономические гармонии //Сэй Ж.Б., Бастиа Ф Трактат по политической экономии / Ж.-Б. СейЭкономические софизмы. Экономические гармонии / Ф. Бастиа. М.: Дело, 2000.-232 с.

14. Беспахотный Г. В. Государственное регулирование агропромышленного производства // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 1997. — № 12. — с. 8−10.

15. Блауг Марк. Методология экономической науки, или Как экономисты объясняют. Пер. с англ. / Науч. ред. и вступ. стат. B.C. Автономова. М.: НП «Журнал Вопросы экономики», 2004. — 416 с.

16. Бобков В. Дифференциация благосостояния // Экономист. 2005. -№ 6. — С. 54−67.

17. Боев В. Р., Зельднер А. Г. Экономические рычаги ускорения научно-технического прогресса. М.: Агропромиздат, 1988. — 63 с.

18. Бондаренко JT.B. Бедность в сельской России. М.: ВНИЭСХ, 2005. — 142 с.

19. Борнякова Е. В. Международный опыт государственной помощи сельскому хозяйству // Вестник Удмуртского университета. Экономика и право.-2011.-Вып. 2.-С. 10−15.

20. Борхунов Н. Региональные особенности государственной поддержки сельского хозяйства // АПК: Экономика, управление. 2005. — № 5. — С. 4754.

21. Бронштейн М. Дифференциальная рента и механизм хозяйствования // Вопросы экономики. 1987. — № 7. — С.59−69.

22. Бруцкус Б. Д. Аграрный вопрос и аграрная политика. Петербург: Изд-во «Право», 1922.-235 с.

23. Бруцкус Б. Д. Социалистическое хозяйство. Теоретические мысли по поводу русского опыта. М.: Стрелец, 1999. — 96 с.

24. Брянчанинов А. Н. Роспуск Государственной Думы. Причины последствия. С приложением официальных документов. — Псков, 1906. — 144 с.

25. Буздалов И. Н. Аграрная теория: концептуальные основы, исторические тенденции, современные представления. М.: Academia, 2005. — 344 с.

26. Буздалов И. Н. Социальное рыночное хозяйство: границы свободы и ограничения коммерческой и некоммерческой деятельности // Международный сельскохозяйственный журнал. 2007. — № 1. — С.27−32.

27. Буздалов И. Н. Стратегия аграрной политики в переходный период: концепция и основные направления // Социально-экономические проблемы аграрной политики и развитие агропродовольственных рынков. М.: Энциклопедия российских деревень, 2002. — С. 8−36.

28. Бурых Е. С. Зарубежный опыт организации сельскохозяйственного кредитования // Вестник Алтайского государственного аграрного университета. 2012. — № 1 (87). — С. 106−110.

29. Васильев Н. В. Специализация и размещение сельскохозяйственного производства в СССР. М.: Мысль, 1965. — 454 с.

30. Ватрин X. Социальная рыночная экономика основные идеи и их влияние на экономическую политику Германии // Социальное рыночное хозяйство. Теория и этика экономического порядка в России и Германии. -СПб.: Экономическая школа, 1999. — С. 18−32.

31. Ведомости. 2012. — 12 марта.

32. Взгляд. 2011. — 28 сентября Электронный ресурс. — Режим доступа: http://vz.ru/economy/2011 /9/28/525 778 .html, свободный. — Загл. с экрана.

33. Витте С. Ю. По поводу национализма: Национальная экономия и Фридрих Лист. 2-е изд. — СПб.: Тип. акц. о-ва Брокгауз-Ефрон, 1912. — 75 с.

34. Волков С. Н., Варламов A.A., Лойко П. Ф. Новые земельные отношения в Российской Федерации // Земельный вестник России 2005 — № 1−2 -С.1−7.

35. Волконский В. А., Кузовкин А. И. Диспаритет цен в России и мире // Проблемы прогнозирования. 2002. — № 6. — С. 11−28.

36. Вопросы размещения и специализации сельского хозяйства СССР / Под ред. Л. М. Зальцмана, К. П. Оболенского, С. Г. Колеснева, Г. С. Гапоненко. М.: Экономиздат, 1962. — 638 с.

37. Всероссийское экономическое совещание. 27−28 июля 1993 года. Пленарное заседание 27 июля. Москва. Издание Верховного Совета Российской Федерации.

38. Вюнше Х.-Ф. Представления о хозяйственном порядке Людвига Эрхарда // Социальное рыночное хо-зяйство: концепция, практический опыт и перспективы применения в России. Под общ. ред. М. Н. Нуреева. М.: Издательский дом ГУ-ВШЭ, 2007. — С. 134−145.

39. Генерального соглашения по торговле услугами (ГАТС) Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.wto.ru/documents.asp?f=sogl&t=13, свободный. — Загл. с экрана.

40. Годовой отчет о деятельности ОАО «Россельхозбанк» за 2005 г. Электронный ресурс. М., 2006. — 41 с. — Режим доступа: http://www.rshb.ru/about/invest/yearreport/, свободный. — Загл. с экрана.

41. Годовой отчет о деятельности ОАО «Россельхозбанк» за 2006 г. Электронный ресурс. М., 2007. — 33 с. — Режим доступа: http://www.rshb.ru/about/invest/yearreport/, свободный. Загл. с экрана.

42. Годовой отчет о деятельности ОАО «Россельхозбанк» за 2008 г. Электронный ресурс. М., 2009. — 46 с. — Режим доступа: http://www.rshb.ru/upload/docs/report/vearreport2008.pdf, свободный. — Загл. с экрана.

43. Годовой отчет о деятельности ОАО «Россельхозбанк» за 2009 г. Электронный ресурс. М., 2010. — 69 с. — Режим доступа: http://www.rshb.ru/upload/docs/report/yearreport2009.pdf, свободный. — Загл. с экрана.

44. Годовой отчет о деятельности ОАО «Россельхозбанк» за 2010 г. Электронный ресурс. М., 2011. — 72 с. — Режим доступа: http://www.rshb.ru/upload/docs/repoi1/year report 2010. pdf, свободный. — Загл. с экрана.

45. Годовой отчет о деятельности ОАО «Россельхозбанк» за 2011 г. Электронный ресурс. М., 2012. — 136 с. — Режим доступа: http://www.rshb.ru/upload/docs/repoit/yearreport2011 .pdf, свободный. — Загл. с экрана.

46. Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008;2012 годы Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.mcx.ru, свободный. — Загл. с экрана.

47. Деловой журнал про Китай Электронный ресурс. 2012. — № 12 (171). — Режим доступа: http://www.chinapro.ru/rubrics/l/8475/, свободный. -Загл. с экрана.

48. Дементьев В. В. Проблема экономической власти и социальное рыночное хозяйство // Социальное рыночное хозяйство: концепция, практический опыт и перспективы применения в России. Под общ. ред. М. Н. Нуреева. М.: Издательский дом ГУ-ВШЭ, 2007. — С. 116−126.

49. Демографический ежегодник России. 2010: Стат. сб./ Росстат. -М., 2010.-525 с.

50. Добрынин В. А. Актуальные проблемы экономики агропромышленного комплекса. М.: Изд-во ТСХА, 2001. — 402 с.

51. Долгошей Г. А., Г. А. Макеенко Г. А. Экономика сельского хозяйства: Словарь-справочник. М.: Колос, 1981. — 396 с.

52. Жданов С. Государственная политика развития сельских территорий // АПК: экономика, управление. 2005. — № 12. — С.4−10.

53. Животноводство // БСЭ. 3-е изд. Т. 8. М.: Изд-во «Советская энциклопедия», 1972.

54. Земельные отношения и землеустройство в России: Сборник нормативных актов. М.: Изд-во «Русслит», 1995. — 512 с.

55. Земельный фонд Российской Федерации на 1 января 2007, 2008, 2009, 2010, 2011 годов Электронный ресурс. Режим доступа: https://rosreestr.ru, свободный. — Загл. с экрана.

56. Информация об исполнении бюджетов Электронный ресурс. -Режим доступа: http://www.roskazna.ru/reports/ib.html, свободный. Загл. с экрана.

57. История экономических учений / Под ред. В. Автономова, О. Ананьина, Н.Макашовой. М.: ИНФРА-М, 2001. — 784 с.

58. Калныньш A.A. Выравнивание объективных условий хозяйствования в колхозах и совхозах. М.: Колос, 1976. — 160 с.

59. Карнаи Я. Социалистическая система. Политическая экономия коммунизма / Пер. с англ. М.: НП «Журнал «Вопросы экономики», 2000. -672с.

60. Климин И. И. Аграрная политика КПСС (1917;1937 гг.): действительность и буржуазные вымыслы. Д.: Изд. ЛГУ, 1982. — 137 с.

61. Комов Н. В. Земельный вопрос в России в начале XXI века // Земельный вестник России. 2001. — № 3 — С.6−8.

62. Конституция Российской Федерации Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.constitution.ru/10 003 000/10003000−3.htm, свободный.- Загл. с экрана.

63. Концепции совершенствования региональной политики в Российской Федерации Электронный ресурс. Режим доступа: http://archive.minregion.ru/Workltems/ListNews.aspx?PageID=536, свободный.- Загл. с экрана.

64. Концепция развития многоукладной экономики аграрного сектора России.-М., 1993.-47 с.

65. Концепция региональной стратегии России. Программа помощи депрессивным районам / Администрация Президента Российской Федерации. Аналитическое управления Президента РФ. Отдел региональных проблем. -М., 1995.-37 с.

66. Концепция стратегии социально-экономического развития регионов Российской Федерации / Министерство регионального развития Российской Федерации Электронный ресурс. Режим доступа: http://archive.minregion.ru, свободный. — Загл. с экрана.

67. Коробейников М. Зарубежная практика кредитования зарубежного сельского хозяйства и ее позитивное использование в условиях современной России // Международный сельскохозяйственный журнал, № 4, 2001.

68. Костусенко И. И. Пространственное распределение продовольственных ресурсов: вопросы дифференциации и пути сглаживания неравномерности. Автореф. дисс. на соиск. уч. ст. докт. экон. наук. СПб.-Пушкин: ГНУ СЗНИЭСХ, 2009. — 55 с.

69. Костяев А. И. Механизмы трансформации экономического пространства сельских территорий в условиях становления рыночных отношений 11 Географическое пространство России: образ и модернизация. СПб.: Изд-во «ВВМ», 2011. — С. 231−246.

70. Костяев А. И. Региональные агроэкономические исследования и разработки: Методология и методы. Екатеринбург: Изд-во Урал. ГСХА, 2003.-290 с.

71. Костяев А. И. Территориальная дифференциация сельскохозяйственного производства: Вопросы методологии и теории. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2006, — 240 с.

72. Кочнев В. А. Объективная необходимость коллективизации // Диалог. 2001. № 7.-С. 18−29.

73. КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. 8-е изд. Т.1. М.: Политиздат, 1970. — 574 с.

74. КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. 8-е изд. Т.2. М.: Политиздат, 1970. — 543 с.

75. КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. 8-е изд. Т.З. М.: Политиздат, 1970. — 552 с.

76. КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. 8-е изд. Т.4. М.: Политиздат, 1970. — 582 с.

77. Крылатых Э. Н., Строкова О. Г. Аграрные аспекты вступления стран СНГ в ВТО. М.: Энциклопедия российских деревень, 2002. — 165 с.

78. Кузнецов В. В. Гарькавый В.В., Маркин С. Ю. Программно-целевое планирование: методология и практика / ВНИИ экономики и нормативов. -Ростов н/Д, 1997.-90 с.

79. Кузнецова O.B. Экономическое развитие регионов: теоретические и практические аспекты государственного регулирования. Изд. 3-е стереот.-М.: URSS: Комкнига, 2005. 302 с.

80. Кузьмин И. Финансово-кредитное обеспечение сельского хозяйства в развитых странах // Международный сельскохозяйственный журнал.- 2001. № 1. — С. 31−34.

81. Кун Т. Структура научных революций / Пер. с англ. И. З. Налетова. Общая ред. и послесловие С. Р. Микулинского и Л. А. Марковой. М.: Прогресс, 1977.-300 с.

82. Лавровский Б., Постникова Е. Трансфертный механизм: преодолен ли кризис? // Вопросы экономики. 2005. — № 8. — С. 84−96.

83. Ларина Н. И., Кисельников A.A. Региональная политика в странах с рыночной экономикой. -М.: ОАО «Изд-во «Экономика», 1998. 172 с.

84. Лексин В. Н. Швецов А.Н. Государство и регионы: теория и практика государственного регулирования территориального развития. М.: Эди-ториал УРСС, 1997. — 168 с.

85. Ленин В. И. Материалы к ненаписанной статье «К вопросу о роли государства» // Ленин В. И. Полн. собр. соч. Изд. 5. — Т. 33. — С. 329−340.

86. Ленин В. И. О продовольственном налоге. М.: Политиздат, 1983.46с.

87. Ленин В. И. Удержат ли большевики государственную власть? // Ленин В. И. Полн. собр. соч. Изд. 5. — Т. 34. — С. 287−339.

88. Ленин В. И. Успехи и трудности советской власти // Ленин В. И. Полн.собр. соч. Изд. 5. — Т.37 — С.39−73.

89. Майбургд Е. М.

Введение

в историю экономической мысли. От пророков до профессоров. М.: Дело, 2000. — 560 с.

90. Максимов Г. Ш. Движение и состав населения СССР. История СССР. 1961. — № 1. — С. 28−48.

91. Малкина М. Ю. Институты денежно-кредитного регулирования: противоречия функционирования и развития // Финансы и кредит. — 2010. — № 18, — С. 2−11.

92. Манифест 19 февраля 1861 года О всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей Электронный ресурс. Режим доступа: http://ru.wikisource.org/wiki/, свободный. -Загл. с экрана.

93. Маркс К. Капитал. Критика политической экономии. Т. 1. М.: Политиздат, 1969. — 907 с.

94. Маркс К. О книге Фридриха Листа «Национальная система политической экономии» // Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. 2-е изд. — Т. 42. -М.: Изд-во политической литературы, 1974. — С. 228−258.

95. Маслов П. Аграрный вопрос в России. Изд. 6-е дополненное. М.-Л.: Госиздат, 1926. — 436 с.

96. Методология исследования проблем депрессивности территорий муниципальных районов. СПб. — Пушкин: Изд-во ГНУ СЗНИЭСХ Рос-сельхозакадемии, 2011. — 75 с.

97. Мизес Л. Человеческая деятельность: Трактат по экономической теории / Пер. с 3-го испр. англ. изд. A.B. Куряева. М.: ОАО «НПО «Экономика», 2000. — 878 с.

98. Милль Дж. С. Основы политической экономии и некоторые аспекты их приложения к социальной философии. Т. 1. М.: Прогресс, 1980. -496 с.

99. Милосердов В. В. Аграрная политика и проблемы развития АПК. -М.: Агропромиздат, 1990. 296 с.

100. Милосердов B.B. Аграрная реформа: необходимость перемен // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2000. -№ 1.-С. 9−10.

101. Милосердов В. В., Беспахотный Г. В. Региональное планирование развития сельского хозяйства. М.: Экономика, 1982. -216 с.

102. Милосердов В. В. Будет ли в России цивилизованная аграрная политика? // Российская Федерация сегодня. 2007. — № 7.

103. Милосердов В. В., Милосердов К. В. Аграрная политика РоссииXX век. М., 2002. — 544 с.

104. Милосердов В. В. Необходима смена курса // Экономика сельского хозяйства России. 1999. — № 10. — С 23.

105. Милосердов В. В. Политика обеспечения продовольственной независимости России // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2000. — № 3. — С. 13−16.

106. Милосердов В. В. Экономические интересы и отношения. Екатеринбург: Изд-во УралГСХА, 2006. — 92 с.

107. Миндрин A.C. Экономический риск в сельском хозяйстве / ВНИИ экономики, труда и управления в сельском хозяйстве. М.: ВНИЭТУСХ, 2001. — 192 с.

108. Можин В. П. Оптимизация плановых решений в сельском хозяйстве.-М.: Экономика, 1974. 151 с.

109. Назаренко В. И. Аграрная политика России в период реформ. М.: Институт Европы РАН, 2005. — 623 с.

110. Назаренко В. И. Государство и сельское хозяйство на Западе: монография / Российская акад. наук, Ин-т Европы. М.: Изд-во «Огни ТД», 2006. — 324 с.

111. Назаренко В. И., Папцов А. Г. Сельское хозяйство, продовольственная безопасность, внешняя торговля России и ВТО / ВНИИИТЭИагро-пром.-М., 2002, — 190 с.

112. Назаренко В. И. Теоретические основы аграрной политики на Западе и России: монография. М.: Институт Европы РАН: Русский сувенир, 2009. — 390 с.

113. Наличие техники, энергетических мощностей в сельскохозяйственных организациях Российской Федерации в 2010 году / Росстат. М., 2011.-66 с.

114. Направления, основные мероприятия и параметры приоритетного национального проекта «Развитие агропромышленного комплекса». Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.rost.ru/projects/agriculture/agr5/docs.shtml, свободный. Загл. с экрана.

115. Народное хозяйство СССР 1922;1972 гг. Юбилейный статистический сборник. М.: Статистика, 1972. — 848 с.

116. Национальные счета России в 2003;2010 годах. Стат. сборник / Росстат. М., 2011. — 333 с.

117. Национальные счета России в 2004;2011 годах: Стат. сб./ Росстат. -М., 2012.-344 с.

118. Национальный доклад «О ходе и результатах реализации в 2010 году Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008;2012 годы». -М., 2011. 217 с.

119. Национальный доклад «О ходе и результатах реализации в 2011 году Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008;2012 годы». М., 2012. — 204 с.

120. Нещадин А. Опыт государственного регулирования и поддержки сельского хозяйства за рубежом // Аграрное обозрение Электронный ресурс. Режим доступа: http://agroobzor.ru/info/anons.html, свободный. — Загл. с экрана.

121. Никонов А. А. Спираль многовековой драмы: аграрная наука и политика России (XVIII-XX вв.). М.: Энциклопедия российских деревень, 1995.-574 с.

122. Никонова Г. Н. Трансформация аграрного сектора экономики (вопросы теории и практики). Екатеринбург: Изд-во Урал. ГСХА, 2000. — 238с.

123. Никонова Г. Н. Эволюция и реформирование земельных отношений в России. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2000. — 100 с.

124. Нуреев Р. Теории развития: новые модели экономического роста (вклад человеческого капитала) // Вопросы экономики, 2000. № 9. -С.126−145.

125. Нуреев P.M. Теория и практика социального рыночного порядка в Германии // Социальное рыночное хозяйство: концепция, практический опыт и перспективы применения в России. Под общ. ред. М. Н. Нуреева. М.: Издательский дом ГУ-ВШЭ, 2007. — С. 9−21.

126. Оболенский В. П., Поспелов В. А. Глобализация мировой экономики: проблемы и риски российского предпринимательства. М.: Наука, 2001. -216с.

127. О доведении базовых показателей кадастровой стоимости оценки сельскохозяйственных угодий // Письмо Федерального Агентства кадастра объектов недвижимости. 19 сентября 2006 г. — №AO/O781.

128. Общее Положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости от 19 февраля 1861 года Электронный ресурс. Режим доступа: http://ru.wikisource.org/wiki/, свободный. — Загл. с экрана.

129. Ойкен В. Основные принципы экономической политики / Вальтер Ойкенпер. с нем. JI.A. Козлова, Ю. И. Куколеваобщ. редакция Л.И. Цеди-лина, К. Херрманн-Пиллатавступ. ст. O.P. Лациса. М.: Прогресс, 1995. -493 с.

130. Ойкен В. Основы национальной экономики / Предисл. В. Автоно-мова, В. ГутникаПослесл. В. Освальта. М.: Экономика, 1996. 349 с.

131. Основные направления агропродовольственной политики Правительства Российской Федерации на 2001;2010 годы Электронный ресурс. -Режим доступа: http://www.mcx.ru/documents/document/show/6455.191 .htm, свободный. Загл. с экрана.

132. Основные направления стабилизации народного хозяйства и перехода к рыночной экономике // Библиотека правовых актов Союза Советских Социалистических Республик. URL Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.libussr.ru/docussr/usrl 7418.htm.

133. Особое совещание о нуждах сельскохозяйственной промышленности // Энциклопедический словарь Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона Электронный ресурс. Режим доступа: http://dic.academic.ru/dic.nsf7brokgauz efron, свободный. — Загл. с экрана.

134. Павлов К., Шишкина Е., Шишкин М. Специфика развития отдаленных регионов // Экономист. 2005. — № 5. — С. 67−71.

135. Папцов А. Г. Государственное регулирование экономики за рубежом: аграрный аспект. М.: МиД, 2006. — 350 с.

136. Папцов А. Г. Уровень и структура государственных расходов на сельское хозяйство в развитых странах / ВНИЭСХ, Центр информации и технико-экономических исследований агропромышленного комплекса. М., 2004. — 54 с.

137. Петти В., Смит А., Риккардо Д., Кейнс Дж., Фридмен М. Классика экономической мысли. Сочинения. -М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. 896с.

138. Переход к рынку. Часть 1. Концепция и программа. М.: ЭПИцентр, 1990.-430 с.

139. Першукевич П. М., Першукевич И. П. Инновационное развитие и государственная поддержка сельского хозяйства // Сибирский вестник сельскохозяйственной науки. 2009. — № 10. — С. 112−120.

140. Петриков A.B. Современная аграрная политика России: от крайнего либерализма к структурному регулированию // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2007. -№ 1.-С.10−13.

141. Печегина Е. Политический кризис в России в начале XX века в дневниках Николая II: Электронная библиотека Грамотей Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.gramotey.com/?openfile=1 269 013 360, свободный. — Загл. с экрана.

142. Письмо Г. А. Явлинского депутатам Верховного Совета РСФСР. 16 октября 1990 года Грамотей Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.yabloko.ru/Publ/500/500-yavl-l.html, свободный. — Загл. с экрана.

143. Поздняков А., Лавровский Б., Масаков В. Политика регионального выравнивания в России (основные подходы и принципы) // Вопросы экономики. 2000. — № 10. — С. 74−91.

144. Потребление продуктов питания населением Российской Федерации / Росстат. М., 2011. — 45 с.

145. Пошкус Б. Бюджетная поддержка сельского хозяйства // АПК: экономика, управление. 2006. — № 2. — С. 3−8.

146. Пошкус Б. Выравнивание экономических условий хозяйствования. -Вильнюс: «Мокслас», 1979. -202 с.

147. Предложение по реформе землевладения и перестройки хозяйства. Рукопись миссии Всемирного Банка в составе Д. Модуля, Ч. Чаки, К. Грея, Ц. Лермана и В.Тизенхьюзена. М., 1991. — 9 с.

148. Предположительная численность населения Российской Федерации до 2030 года (Статистический бюллетень) / Росстат. М., 2010. — 234 с.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой