Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Формирование правовой культуры учащихся при изучении истории Отечества XX — нач. 
XXI вв. и обществознания: 11 класс

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В процессе совершенствования школьного исторического образования встал целый ряд важных проблем, связанных не только с разработкой новых подходов к содержанию предмета, но и, что особенно важно, с кардинальным изменением самого процесса обучения. Укрепление демократических основ российского общества, создание правового государства немыслимо без развития правосознания, формирования правовой… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • Глава 1. Теоретические основы формирования правовой культуры 11−84 учащихся
    • 1. Проблема правовой культуры в научной литературе
    • 2. Проблема формирования правовой культуры в психолого- 39−84 педагогической и методической литературе
  • Глава 2. Анализ требований к правовым знаниям учащихся при 85−157 изучении истории Отечества XX — нач. XXI в. и обществознания (11 класс)
    • 1. Отражение содержания проблемы в государственных доку- 85−135 ментах, учебно-методической литературе
    • 2. Состояние правовых знаний и правовой культуры учащихся
  • Глава 3. Методика формирования правовых знаний, умений, юно- 158−270 чевых компетенций и правовой культуры учащихся
    • 1. Формирование правовой культуры учащихся при изучении 158−184 правовых вопросов на уроках истории Отечества XX- нач. XXI вв. в 11 классе
    • 2. Формирование правовой культуры учащихся при изучении 185−270 правовых вопросов на уроках обществознания в 11 классе

Формирование правовой культуры учащихся при изучении истории Отечества XX — нач. XXI вв. и обществознания: 11 класс (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В системе современного российского образования происходят серьезные изменения, смысл и назначение которых обусловлены поиском новых образовательных парадигм, соответствующих новым тенденциям развития общества. В основу реформирования школы положен принцип приоритета личности, а средством достижения этой цели стали гуманизация, гуманитаризация и дифференциация образования. Новые направления совершенствования образования базируются на статьях Конституции Российской Федерации, Законе «Об образовании», «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года», Национальном проекте «Образование», Федеральной целевой программе развития образования на 2006;2010 гг., Посланиях Президента России Федеральному Собранию, письме Министерства образования Российской Федерации «О повышении правовой культуры и образования учащихся в сфере избирательного права и избирательного процесса», Концепции гражданского образования в общеобразовательных учреждениях.

В процессе совершенствования школьного исторического образования встал целый ряд важных проблем, связанных не только с разработкой новых подходов к содержанию предмета, но и, что особенно важно, с кардинальным изменением самого процесса обучения. Укрепление демократических основ российского общества, создание правового государства немыслимо без развития правосознания, формирования правовой культуры молодежи. Школе предстоит подготовить молодых людей, обладающих не только сформированными знаниями, убеждениями, творческой активностью, способностями к самостоятельному поиску, но и обладающих определенными социальными компетенциями, ориентирующихся в перипетиях современной жизни, умеющих применять свои знания на практике. Все это выдвигает, в том числе, и задачу формирования правовой культуры учащихся в ряд наиболее важных направлений учебного процесса. Знание основ права в современных условиях становится первейшей необходимостью каждого члена общества, так как от этого в значительной мере зависят успехи людей в любой сфере жизнедеятельности. Известно, что неотъемлемым условием правового государства и гражданского общества является наличие нравственной и правовой культуры его граждан. Для решения этих задач большими возможностями располагают школьные предметы история Отечества и обществознание.

Актуальность проблемы, ее нерешенность в свете новых образовательных парадигм потребовали проведения специального исследования. В его процессе были сформулированы объект, предмет, цели, рабочая гипотеза и задачи исследования.

Объект исследования: процесс обучения истории Отечества и обществоз-нанию в 11 классе общеобразовательной школы.

Предмет исследования: формирование правовых знаний учащихся на уроках истории Отечества и обществознания в 11 классе.

Цели исследования: на основе анализа научной, психолого-педагогической и методической литературы, обобщения передового опыта учителей истории и обществознания выявить и экспериментально проверить методические условия, способствующие формированию системы правовых знаний и правовой культуры учащихсявыделить наиболее рациональные методические приемы и средства обучения, на этой основе разработать содержание уроков по истории Отечества и обществознанию для 11 классовпоказать применение современных методических приемов и средств обучения, воспитания и развития, элементов педагогических технологий, способствующих повышению эффективности правовой подготовки старшеклассников.

Рабочая гипотеза исследования: эффективное формирование правовой культуры учащихся при изучении истории Отечества XX — нач. XXI вв. и обществознания может быть достигнуто, если:

— проводится структурно-функциональный анализ для отбора фактического и теоретического правового материала к урокам в соответствии с его образовательными, воспитательными и развивающими целями;

— выявляются наиболее эффективные методические приемы и средства правового обучения и воспитания, учитываются познавательные и возрастные возможности учащихся;

— обеспечивается взаимосвязь и взаимовлияние правовых знаний учащихся по истории Отечества и обществознанию;

— применяется система заданий на различных уровнях познавательной самостоятельности, направленная на формирование учебной и умственной деятельности учащихся: восприятия информации (работа с различными источниками информации) — мыслительной деятельности (анализ, синтез, сравнение, формулирование выводов, умозаключений) — использования приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни;

— учитывается практическая направленность обучения с целью формирования исследовательских, социально-личностных и коммуникативных компетенций;

— используются разнообразные формы учебных занятий, предполагающие активную познавательную деятельность учащихся, развитие интереса к праву.

Задачи исследования:

— изучить научную, психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме правовой культуры, определить основные подходы к ее изучениювыявить уровень разработанности исследуемой проблемы, определить основные позиции исследования;

— проанализировать Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, действующие программы, учебники и учебные пособия по истории Отечества и обществознанию, выявить их потенциальные возможности для формирования правовой культуры учащихся;

— с учетом положений стандарта определить требования к знаниям и умениям учащихся при изучении правовых вопросов в курсах истории Отечества и обществознания;

— установить с учетом возрастных и познавательных возможностей учащихся систему базовых правовых знаний на основе анализа научной и психолого-педагогической литературы по данной проблеме;

— выявить круг фактов, понятий, теоретических положений, ценностных ориентиров необходимых для формирования правовой культуры;

— отобрать наиболее эффективные методические приемы и средства, обеспечивающие формирование прочных правовых знаний, правосознания и правовой культуры учащихся в процессе активной познавательной деятельности;

— определить и экспериментально проверить эффективность методических условий, способствующих формированию системы правовых знаний и убеждений учащихся;

— подготовить систему заданий в целях эффективного изучения правовых вопросов для самостоятельной работы учащихся с учетом трех уровней познавательной самостоятельности;

— обобщить результаты педагогического эксперимента и подготовить методические рекомендации по формированию правовых знаний, правовой культуры учащихся при изучении истории Отечества XX — нач. XXI в. и обществозна-ния.

Методологическая основа исследования включала основополагающие идеи философов и правоведов, связанные с формированием правовой культуры личности, научные положения о духовных ценностях и их роли в развитии общества и становлении личности, о праве как одном из основных регуляторов общественной жизни, теорию поэтапного формирования умственных действий (П.Я. Гальперин, А. Н. Леонтьев, Н. Ф. Талызина и др.), концепцию проблемно-развивающего обучения (Т.В. Кудрявцев, И. Я. Лернер, М. И. Махмутов, В. Оконь и др.), концепцию личностно деятельностного подхода к обучению, концепцию творческого развития личности в процессе обучения и воспитания (Л.В. Занков, З. И. Калмыкова, М. И. Скаткин и др.), современные педагогические технологии на основе активизации деятельности учащихся.

Основные методы исследования. Теоретические: сравнительно-исторический анализ (изучение и анализ научной, психолого-педагогической и методической литературы, связанной с темой исследования). Эмпирические: педагогическое наблюдение (изучение практики преподавания правовых вопросов на уроках истории Отечества и обществознания в современной школепосещение и анализ уроков без вмешательства в их течениесобеседование и анкетирование учителей и учащихсяизучение конспектов и протоколов открытых уроков учителейзнакомство с передовым опытом по материалам школьных методических объединений и публикациям в журналах «Преподавание истории в школе», «Преподавание истории и обществознания в школе», «Право в школе»), педагогический эксперимент, включающий констатирующий эксперимент (разработка тестов, заданий и проведение тестирования и письменного опроса учащихся с целью выявления их правовых знаний и умений решать проблемно-познавательные задачи по правовым проблемам) и формирующий эксперимент (подготовка методических рекомендаций и их применение в обучении с целью создания рациональных условий для изучения правовых вопросов на уроках истории и обществознания и проверка их эффективности).

Эксперимент проводился в школах № 257, 863, 1104, 1273, Бизнес-колледже и коллеже Нового юридического института г. Москвы. В экспериментальном исследовании участвовали 1242 учащихся (52 класса), из них 6 классов с углубленным изучением обществознания (4 — экспериментальных, 2 -контрольных), 46 общеобразовательных классов (18 — экспериментальных, 28 -контрольных). Были проанализированы 2436 тестовых заданий, проводились многократные устные беседы с учащимися и учителями.

Организация и ход исследования. Исследование проводилось в несколько этапов. На первом этапе (2003;2004 гг.) изучалась научная, психолого-педагогическая и методическая литература по теме исследования, анализировались государственный стандарт, учебные программы, учебники, учебные пособия по истории Отечества XX — нач. XXI вв. и обществознанию, опыт преподавания учителей г. Москвы. Были проведены контрольные «срезы» знаний учащихся в ходе констатирующего эксперимента, позволившие выявить уровень и качество правовых знаний старшеклассников. На основе анализа данных констатирующего эксперимента и личного опыта преподавания была сформулирована рабочая гипотеза и определены исходные позиции исследования.

На втором этапе (2004;2005 гг.) был повторен констатирующий эксперимент, подтвердивший и дополнивший результаты ранее проведенных «срезов» знаний, продолжался анализ учебных программ, учебников, передового педагогического опыта учителей по формированию правовых знаний в рамках уроков различной формы, определялись научно-методические подходы к исследованию избранной проблемы, изучались диссертационные исследования, осуществлялся подбор материала для разработки и апробации экспериментальных уроков по истории Отечества и обществознания в 11 классе. Был подготовлен и проведен формирующий эксперимент, в процессе которого уточнялось содержание учебного материала, необходимого для формирования правовых знаний, убеждений и правовой культуры, отбирались наиболее рациональные методические приемы и средства обучения, формы урока.

На третьем этапе (2006;2007 гг.) осуществлялась повторная проверка формирующего эксперимента и корректировка исходных положений исследования, проводился повторный «срез» знаний, анализ письменных работ и устных ответов учащихсярезультаты исследования обобщались, оформлялись и обосновывалась их правомерность.

На всех этапах выявлялись и экспериментально проверялись методические условия формирования правовых знаний и убеждений учащихся, позитивного отношения к праву, развития их компетенций в области права. Изучались соответствующие научные публикации, содержание и выводы диссертационных исследований, анализировались полученные результаты и с их учетом корректировались требования к знаниям и умениям учащихся.

Научная новизна и теоретическая значимость диссертации заключаются в том, что:

— проведено комплексное исследование проблемы формирования правовой культуры учащихся при изучении истории Отечества XX — нач. XXI в. и обществознания в 11 классе;

— осуществлен отбор фактического и теоретического материала на основе структурно-функционального анализа, определены методические приемы и средства обучения;

— выявлены методические условия формирования правовых знаний и убеждений учащихся;

— предложена система познавательных заданий, активизирующих самостоятельную познавательную деятельность учащихся;

— доказана ее эффективность, разработана система работы и рекомендации по формированию правовой культуры учащихся.

Практическая значимость диссертационного исследования заключается в том, что разработанные методические рекомендации, дидактические материалы могут найти применение в практике преподавания курсов истории Отечества XX — нач. XXI вв. и обществознания в 11 классе. Результаты исследования могут быть учтены при совершенствовании как содержания программ, учебных и методических пособий, так и при разработке педагогических технологий, а также для повышения квалификации работников народного образования при проведении практических занятий, спецкурсов на исторических факультетах педагогических институтах.

Достоверность и обоснованность научных положений, выводов и рекомендаций, изложенных в исследовании, обусловлена ранее разработанной научно-методической базой, единством теоретических и эмпирических методов, адекватных предмету исследования, количественным и качественным анализом полученных в экспериментальной работе результатов.

Апробация результатов исследования. По материалам исследования опубликована статья в сборнике научных трудов МПГУ (2006), статья в журнале «Преподавание истории и обществознания в школе» (2007) — положения исследования докладывались диссертантом на научно-педагогических чтениях МПГУ (2007).

Основные положения исследования освещались диссертантом в публикациях: 1. Калуцкая Е. К. Формирование правовой культуры старшеклассников// Научные труды МПГУ. Серия: социально-исторические науки. — М. 2006. — С. 327−334- 2. Калуцкая Е. К. Организация познавательной деятельности учащихся при изучении семейного и трудового права (на уроках обществознания в 11 классе)// Преподавание истории и обществознания в школе, 2007, № 4. — С. 2633- 3. Калуцкая Е. К. Правовое воспитание в России в XIX — нач. XX вв. (Особенности национально-государственной правовой культурой и правовой ментальное&tradeроссийского общества)// Ключевские чтения. — 2007 г. Русский исторический процесс глазами современных исследователей: материалы межвузовской научной конференции. Сборник научных трудов. — М. Mill У, 2007. — С. 276−282- 4. Калуцкая Е. К. Формирование правовой культуры учащихся при изучении истории Отечества и обществознания (11 класс) // Преподаватель XXI век, 2007, № 3.-С. 24−26.

Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, приложений.

Выводы констатирующего эксперимента будут учтены при подготовке формирующего эксперимента. Исходя из того, что изучение правового материала на уроках предполагает активную умственную деятельность учащихся, предстоит в содержание уроков, в соответствии с характером материала и задачами его изучения, включать вопросы и задания на выявление в изучаемом материале межкурсовых и внутрикурсовых связей с содержанием данного урока для формирования у учащихся системы правовых знаний, познавательные задания (в том числе и проблемные), направленные на развитие познавательной самостоятельности школьников и формирование личностного отношения к правовым явлениям и процессам, самостоятельную работу учащихся с текстами различных источников (учебником, законами, кодексами, статьями СМИ), а также работу учащихся по сопоставлению фактов, составлению схем, таблиц.

1. Анализ стандарта по истории показал, что в нем представлены основные содержательные линии школьного исторического образования. Было выявлено, что документ включает в себя ряд базовых политико-правовых вопросов, связанных с современным этапом российской истории. Стандарт по обществознанию содержит основополагающие положения, в рамках которых возможно формирование правовых знаний и убеждений учащихся, правовой культуры. Особое внимание в стандарте уделяется развитию личности, ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка.

2. В ходе анализа программ по истории Отечества XX — нач. XXI вв. было выявлено, что наиболее приемлемой для 11 класса с точки зрения реализации задач исследования является программа С. И. Козленко «История Отечества XX — начало XXI века». Она позволяет уделить больше внимания политико-правовым вопросам, изучение которых способствует формированию правовых знаний учащихся и правовой культуры, предполагает проблемность в формулировке заданий для учащихся. В то же время нельзя не отметить значительные достоинства других программ, уделяющих внимание правовой проблематике, в частности, программы авторского коллектива Е. А. Гевурковой, В. И. Егоровой, А. Г. Колоскова, Л. И. Лариной. Однако все программы по истории Отечества для 11 класса указывают незначительное количество часов, предусмотренного для изучения правовых проблем современной российской действительности.

3. Анализ программ по обществознанию для 11 класса позволил в качестве наиболее приемлемых для реализации задач данного исследования выделить программу А. Ю. Лазебниковой. Характер отбора знаний учащихся в программе ориентирует учителя на большее внимание к самостоятельной, творческой деятельности школьников, рекомендуется использование разнообразных методических приемов и средств, решение проблемных заданий, примеры которых представлены в программе в качестве рекомендаций. Отмечается необходимость использования личностно ориентированных заданий, обращение к личному опыту выпускников, его использование в качестве аргумента в ходе дискуссии по правовым проблемам.

4. При анализе учебников по истории Отечества XX — начала XXI вв., была проведена классификация изданий, и на ее основе выделено несколько групп учебников, описаны основные их характеристики. Установлено, что наиболее продуктивным для реализации задач исследования могут стать учебники ОБ. Волобуева «История Отечества. XX — начало XXI века», Б.Г. Якемен-ко «История Отечества. XX век» и «История России. XX — начало XXI вв.» под редакцией Н. В. Загладина. Из проанализированных учебников по обществознанию наиболее полно правовой материал представлен в учебниках А. Ю. Лазебниковой «Обществознание. 10−11 классы» и А. Ф. Никитина «Обществознание. 10−11 класс».

5. Среди методических рекомендаций и поурочных методических разработок существуют пособия, отражающие новый подход в методике преподавания обществознания, согласно которому на первый план урока выходит развитие учащихся, творческая активность учащихся, поиск, исследование. Интерес представляет, например, рекомендации по обществознанию автора Л. Н. Боголюбова. В них представлены различные варианты проведения уроков в соответствии с уровнем класса и количеством часов, отведенных для изучения правового материала.

6. Для решения ряда задач исследования актуальным является пособие «Отечественная история XX — начала XXI вв.: документы и справочные материалы» под редакцией А. О. Чубарьяна, в нем представлен значительный документальный материал по правовым вопросам, ориентирующий учащихся на более глубокое, личностно-значимое изучение права, способствующее развитию исследовательских компетенций.

7. Изучение передового педагогического опыта показало, что несмотря на значительный интерес учителей к темам, связанным с изучением правовых проблем на уроках, количество публикаций по курсу истории Отечества XXначала XXI веков невелико, это относится и к разработкам уроков. Больше публикаций выявлено по изучению права на уроках обществознания. Но все же при современной актуальности изучения правовых вопросов в школе, формирования правовой культуры школьников, существующий передовой опыт нельзя назвать исчерпывающим, полностью решающим задачи правового воспитания и формирования правовой культуры.

8. Недостаточное изучение правовых вопросов в школьных курсах было подтверждено в результате констатирующего эксперимента. Такие явления как правовой нигилизм и правовой инфантилизм, к сожалению, являются весьма распространенными в среде старшеклассников.

9. Анализ требований к правовым знаниям учащихся при изучении истории Отечества XX — нач. XXI вв. и обществознания и констатация имеющихся правовых знаний одиннадцатиклассников показали, что в ходе исследования необходимо дополнить содержание изучаемого материала (особенно по курсу истории Отечества) извлечениями из специальной юридической литературы, документов, законов, Конституции РФ, рассмотреть вопросы о взаимосвязи содержания учебного материала, на всех этапах обучения разработать логику его поэтапного усвоения и корректировку. При отборе содержания учебного материала уделить внимание неразрывной связи права и нравственности, постараться в большей мере отражать позитивные правовые моменты, на основе которых возможно формирование ценностных установок личности.

Исходя из вышеназванных положений был проведен педагогический эксперимент.

Заключение

.

В заключении диссертации представлены общие выводы и итоги проведенного эксперимента. Исследование проблемы формирования правовой культуры учащихся как в теоретическом, так и в практическом плане показало правомерность ее постановки. При решении проблемы учитывалась научная, психолого-педагогическая и методическая концепция формирования правовых знаний как содержательной основы правовой культуры. Установлено, что процесс формирования знаний учащихся носит комплексный характер.

В соответствии с целями и задачами исследования был проведен анализ научной, психолого-педагогической и методической литературы, обобщен передовой педагогический опыт, установлены требования к уровню правовых знаний учащихся в соответствии с государственными документами и учебно-методической литературой. С учетом возрастных и познавательных возможностей учащихся были выделены наиболее эффективные методические приемы и средства обучения, формы уроков, изучение правовых вопросов на которых способствует не только формированию правовых знаний учащихся, но и развитию их ключевых компетенций и правовой культуры.

Результаты экспериментального исследования подтвердили положения рабочей гипотезы. Они свидетельствуют о том, что формирование правовой культуры учащихся может быть достигнуто, если при этом соблюдаются методические условия:

— отбирается фактический и теоретический учебный материал, важный для формирования системы правовых знаний, образующих содержательную основу правовой культуры: понятие права, его роль в жизни общества, взаимосвязь права, политики, морали, культуры, права, свободы и ответственность человека, отрасли права, правовое государство;

— целенаправленно систематизируются и углубляются правовые знания по правам, свободам и обязанностям человека и гражданина, взаимной ответственности государства и личности, основным отраслям праваобеспечивается взаимосвязи и взаимовлияния правовых знаний учащихся по истории Отечества и обществознанию;

— выделяются методические приемы и средства, не только повышающие конкретность, системность, убедительность знаний, но и способствующие формированию правовой культуры учащихся;

— применяется система заданий на различных уровнях познавательной самостоятельности, позволяющих развивать активность учащихся, умения самостоятельно применять обобщенные знания к анализу роли права во всех сферах жизнедеятельности человека, ориентироваться в правовом пространстве, комментировать и аргументировать свои сужденияиспользуются сравнительные и обобщающие таблицы и схемы;

— учитывается практическая направленность обучения, возможность применения учащимися приобретенных правовых знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни с целью формирования их исследовательских, социально-личностных и коммуникативных компетенций;

— включаются элементы инновационных технологий, проблемного и развивающего обучения, ролевые и деловые игры.

Анализ результатов экспериментального обучения позволяет заключить, что целенаправленная работа по формированию правовых знаний, представлений старшеклассников благоприятно сказывается на самом характере обучения, развитии познавательной деятельности, мотивации в изучении правовых вопросов, способствует формированию ключевых компетенций и правовой культуры.

Учитывая положительные результаты, полученные в ходе проведения экспериментальной работы в рамках данного исследования, следует отметить, что предложенная методика формирования правовой культуры учащихся в курсе истории России и обществознания не является единственно возможной. Это свидетельствует о перспективности проблемы, рассмотренной в данном исследовании, и необходимости ее дальнейшей разработки в рамках компе-тентностного подхода или модульного обучения.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Т.В. Интегрированный урок «Разнообразие государственно-политических форм в современном мире».// Преподавание истории и обществознания в школе, 2002, № 7.
  2. Е.В. Правовая культура и обеспечение прав личности. М., 1988.
  3. Е.В. Личность и правовая культура.//Советское государство и право, 1981, № 12.
  4. Актуальные вопросы методики обучения истории в средней школе: Пособие для учителя. / Под ред. А. Г. Колоскова. М., 1984.
  5. Л.Н., Данилов А. А., Косулина Л. Г. Россия и мир в XX в. Учебник для 11 класса. М., 2003.
  6. Н.Н. Русский народ и государство, — М., 1998.
  7. С.С. Общая теория права. 2 т.-М., 1981.
  8. С.С. Право. Азбука. Теория. Философия. Опыт комплексного исследования. М., 1999.
  9. С.С. Государство и право. Начальный курс.- М., 1996.
  10. A.M. Проектная деятельность в гражданско-правовом образовании учащихся // Преподавание истории и обществознания в школе, 2005, Ю № 2.
  11. A.M. Образовательная игра «Конкурс знатоков права»// Преподавание истории и обществознания в школе, 2005, № 6.
  12. Н.П. Воспитание игрой. -М., 1994.
  13. Г. М. Личностно адаптированная система обучения// Педагогика, 2003, № 7.
  14. М.Ж., Пидкасистый П. И., Хайдаров Ж. С. Проблемно-модульное обучение: вопросы теории и технологии. Алма-Ата, 1980.
  15. Г. О. Особенности модульного обучения на уроках истории// Преподавание истории в школе, 2003, № 6.
  16. Н.К., Хайдаров Ж. С. Игра как процесс обучения. Алма-Ата, 1985
  17. А.Н. Правовая культура личности: (Филос.-социол. аспект) / Акад. М-ва внутр. дел Российской Федерации. М., 1996.
  18. А.Н. Проблемы обоснования ценностных критериев в пра-ве.//Государство и право, 2002,№ 12.-С. 93−97.
  19. Р.С. Правосознание и правовой менталитет в России: Введение в общ. теорию / Сарат. юрид. ин-т МВД России. Саратов, 2001.
  20. Р.С. Правосознание и российский правовой менталитет // Изв. вузов, правоведение. СПб., 2000. — N 2. — С. 31−40
  21. В. Правовое воспитание учащихся. Новосибирск, 1986.
  22. А.В. Содержание общего образования. -М., 2002.
  23. Н.Ю. Из опыта работы с источниками в курсах «Введение в обществознание» и «Человек и общество»// Обществознание в школе, 1998, № 4
  24. Н.Ю. Педагогические возможности работы с документами в школьном курсе обществознания// Обществознание в школе, 1999, № 4
  25. З.Я. Политическая культура как социальный феномен.//Вестник Московского университета. Сер. 12. Социально-политические исследования, 1991, № 5.-С. 68−73.
  26. Батова С. А Об изучении процесса формирования правосознания молодежи // Проблемы совершенствования сов. законодательства. М., 1985. — N 31. -С.205- 214.
  27. Л.С. Методика преподавания обществознания в школе. 11 класс. -М., 2003.
  28. Л.С. Проверка знаний и умений учащихся по курсу «Человек и общество» 11 класс// Преподавание истории и обществознания в школе, 2003, № 8.
  29. Л.С. Самостоятельная работа учащихся при изучении политической системы советского общества.//Преподавание истории в школе, 1991, № 2.
  30. К. Правовое просвещение граждан с использованием СМИ // Рос. юстиция. М., 1996. — N 9. — С- 24.
  31. Е.А. Структура и функции правосознания: Автореф. дис.. канд. юрид. наук / Урал. гос. юрид. акад. Екатеринбург, 1996.
  32. Н.В. Использование метода проектов в правовой подготовке старшеклассников.// Право в школе, 2007, № 1. С. 58−60.
  33. К.Т. Формирование и развитие социалистического правосознания. -М, 1982.
  34. В.В. Развитие умений на уроках основ Советского государства и права.// Преподавание истории в школе, 1981, № 5.
  35. В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. М., 1995.
  36. JI.H. Работа с документами в процессе обществоведческого образования// Обществознание в школе, 1999, № 4.
  37. JI.H., Иванова Л. Ф., Лазебникова А. Ю. Программа курса обществознания. 10−11 классы. Профильный уровень. // Преподавание истории и обществознания в школе, 2005, № 4.
  38. Л.Н., Жильцова Е. Н., Городецкая К. И. и др. Программа «Человек и общество». 10—11 класс.- М., 2003.
  39. Л.Н. и др. Обществознание. 10−11 класс. Методические рекомендации по изучению курса в соответствии с различными вариантами учебного плана.-М., 2001
  40. Д.М., Менчинская Н. А. Психология усвоения знаний в школе.-М., 1959.
  41. Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Вопросы психологии, 1979, № 4.
  42. А.Д. Некоторые вопросы теории правового воспитания. //Правовая культура и вопросы правового воспитания. -М., 1974.
  43. М.Г. Правовая культура: Лекция / Моск. юрид. ин-т. М., 1998.
  44. С.В. Правосознание молодежи: проблемы в условиях системного кризиса// Юрист. М., 1999. — N 10. — С. 66−70.
  45. Т.В. Гражданское образование в год гражданственности// Преподавание истории и обществознания в школе, 2005, № 4.
  46. В.А., Сериков В. В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе//Педагогика, 2003, № 10.
  47. Бондарев А. С Правовое воспитание: понятие и цели // Актуальные проблемы теории и истории государства и права. Пермь, 1994. — С. 64−89.
  48. Бренчев З. А Правовое воспитание молодежи в современных условиях: Автореф. дис. .канд. юрид. наук / Акад. обществ, наук при ЦК КПСС. М., 1987.
  49. С.А. Деловые игры со старшеклассниками.// Преподавание истории и обществознания в школе, 2002, № 1.
  50. В.В. О свободе и ответственности личности (в помощь учителю обществознания. 8−11 классы).//Преподавание истории в школе, 2005, № 8.
  51. О.М. Методика преподавания истории в средней школе. М.: Просвещение, 1968.
  52. М.Н. Нетрадиционные формы уроков. // Преподавание истории в школе, 2001, № 6.
  53. Ю.Ю., Ширинов А. С., Трифонов А. С. Правовая культура в России на рубеже столетий. //Государство и право, 2001, № 10. С. 106−109.
  54. В.В. Понятие установки, отношения и ценностной ориентации в социологическом исследовании.// Философские науки, 1968, № 2.
  55. А.В., Димитрова JI.B. и др. Педагогика. Ростов-на-Дону, 2005.
  56. Ю.Г. Убеждение личности социалистического типа. // Научное мировоззрение и коммунистическое воспитание. М., 1985.
  57. О.В., Клоков В. Г. Программа для общеобразовательных учреждений «Россия и мир с древнейших времен до конца XX века"-10−11 класс. М., 2004.
  58. О.В. История России XX начало XXI вв. Учебник для общеобразовательных учреждений 11 класс. — М., 2004.
  59. Н.Н. Социалистическая законность и применение права.- Саратов, 1983.
  60. Н.Н. Правосознание и правовая культура: Учеб. пособие / Вол-гогр. гос. ун-т. Каф. теории государства и права. Волгоград, 2000.
  61. Л.С. Педагогическая психология. / Под ред. В. В. Давыдова. М., 1991.
  62. Выготский J1.C. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка// Вопросы психологии, 1996, № 6.
  63. Е.Е., Стрелова О. Ю. Теория и методика преподавания истории.-М., 2003.
  64. Е.Е. Методика преподавания истории в школе. М., 2001.
  65. Е. Как преподавать право в школе? // Соц. законность. М., 1988. № 11.-С. 30−31.
  66. К.С. Политическая культура концептуальный: аспекта/Полис, 1991 ,№ 6.-С. 69−83.
  67. К.С. Политическое сознание или политическая культу-ра?//Кентавр, 1991,№ 4/5/6, С. 14−25.
  68. Гайнер М. Л Старшеклассники о праве / Ин-т «Открытое о-во». М., 1997.
  69. Л.К. Самостоятельная работа на уроках истории.// Преподавание истории в школе, 2000, № 9.
  70. Р.Н. Формирование нравственно-правовой культуры участников учебно-воспитательного процесса в системе непрерывного образования средствами эвристики. СПб., 2004.
  71. М.Н., Мураметс О. Ф. Уважение к закону. Казань, 1983.
  72. В.А., Головей Л. А. Отношение между потенциями и тенденциями в структуре индивидуальности // Личность и деятельность. Л.: ЛГУ, 1982.
  73. Е.А., Егорова В. И., Колосков А. Г., Ларина Л. И. Россия и мир. Базовая программа по истории.// Преподавание истории и обществознания в школе, 2005, № 5.
  74. .С. Концепция самореализации личности в системе обоснования ценностей и целей образования// Педагогика, 2003, № 10.
  75. А.А. Методологический анализ игры. М., 1984.
  76. В.П. Дополнительное образование и правовая культура школьников.// Преподавание истории в школе, 200, № 5.
  77. А.И. Диспут на уроке истории.//Преподавание истории в школе, 1998, № 5.
  78. В.В. Педагогика диалога. Инновационные образовательные технологии. -М., 1997.
  79. B.C. Правовая культура в правовой системе // Правовое государство и деятельность органов внутренних дел по борьбе с преступностью. СПб., 1993.-Вып. 2.-С. 196−200.
  80. Г. Я. Гражданское воспитание школьников в процессе изучения сецкурса «Основы избирательного права»// Преподавание истории и обществознания в школе, 2005, № 3.
  81. В.В. Проблемы формирования правосознания молодежи: опыт прошлого, реалии настоящего.// Юрист, № 5, 1998. С. 38−40.
  82. В., Косякова Н. Правовое воспитание учащейся молодежи // Сов. юстиция. М., 1989. — N 5. — С. 21−22.
  83. В.В. Образовательная технология: от приема до философии. М., 1996.
  84. Р. Основные правовые системы современности. М., 1967.
  85. Г. П. Правовое воспитание учащихся. -М., 1979.
  86. Г. П. Проблемы правового воспитания и обучения в советской школе. // Организация и эффективность правового воспитания. М., 1983.
  87. Г. П. Основы правового воспитания учащихся общеобразовательной школы: Автореф. дис. д-ра пед. наук. М., 1984.
  88. А.Н. Педагогическое моделирование: сущность, эффективность и. неопределенность// Педагогика, № 4, 2003
  89. В.П. и др. История Отечества XX в. Учебное пособие для 11 классов.-М., 1999.
  90. А.И. и др. Правовое воспитание несовершеннолетних. М., 1977.
  91. И.Г. К вопросу о педтехнологии (на примере формирования политической культуры)// Преподавание истории и обществознания в школе, 2004, № 10.
  92. Н.Г. Основное усвоить на уроке. М., 1987.
  93. Дидактика средней школы. М., 1982.
  94. Г. М. Соотношение единичного, особенного и общего в учебниках истории. // Проблемы школьного учебника. М., 1981, вып. 9.
  95. Г. М. «Целый мир уложить на странице.» Учебник истории от замысла до издания и дальше.: Кн. Для учителя: Из опыта работы. — М., 1992.
  96. Р.Н. Командная игра «Турнир знатоков права»// Преподавание истории и обществознания в школе, 2004, № 8.
  97. Н.Ю. Правосознание молодежи: теоретический и социологический аспекты: Автореф. дис.. канд. наук- Юридические науки: 12.00.01 /Волгогр. юрид. ин-т МВД России. Волгоград, 2000.
  98. A.M. Правовая культура и правосознание (проблемы, трудности, противоречия) в условиях становления тоталитарного общества. Кострома, 2001.
  99. М.С. Доступ граждан к правовой информации как условие развития правосознания и формирования правовой культуры. \ Государство и право, 2001, № 9.-С. 108−109.
  100. Егорова O. JL Модульная технология обучения.//Преподавание истории в школе, 2003, № 7.
  101. Е.В. Формирование правовой культуры молодежи // Духовный мир молодого человека и будущее России. Арзамас, 2003. — С. 114−119.
  102. А.В. Некоторые вопросы методики истории. // Известия АПН РСФСР.- 1958.-№ 99.
  103. А.Э. Правовая культура и ее значение в сфере борьбы с пре-ступностью.//Правовая культура молодежи и формирование правосознания. -М., 1985.
  104. С.А. Правовая культура личности: социально-философский анализ: Автореф. дис.. канд. филос. наук / Сарат. гос. ун-т им. Н. Г. Чернышевского. Саратов, 1995.
  105. С.А. Правовая культура в условиях становления правового государства // Вестн. Саратов, гос. акад. права. Саратов, 1995. — N 2.
  106. И.Г. Политико-правовые знания российских школьников в зеркале международного исследования CIVIC// Преподавание истории и обществознания в школе, 2002, № 8.
  107. JI.H. Использование газетных публикаций в преподавании истории // Преподавание истории в школе, 2005, № 9.
  108. Жиронкина J1.H. Формирование ценностного отношения к выборам средствами игровых технологий.// Право в школе, 2007, № 1. С. 53−58.
  109. С.В. Избирательные технологии в России: от древности до конца XX века// Преподавание истории в школе, 2005, № 5.
  110. Н.В. Всемирная история. История России и мира с древнейших времен до начала XXI в. Программа курса и тематическое планирование -М., 2002.
  111. Н.В., Козленко С. И. История России и мира с древнейших времен до начала XXI века. Тематическое планирование. 10—11 кл.- М., 2002 .
  112. Н.В. История Отечества XX начало XXI вв. Учебник для 11 классов.-М., 2003.
  113. Н.В. История России и мира. XX в. Учебник для 11 классов. М., 2002.
  114. А.С. Воспитание правовой культуры наша принципиальная позиция // Учен. зап. Юрид. фак. / С-п. гуманит. ун-т профсоюзов. — СПб., 1996. — Вып. 1.-С.5.
  115. А.В. Конституционность основа основ государственно-правовой культуры.//Правовая культура как фактор возрождения державности России.- СПб., 1997.-С. 9−17.
  116. Л.Д., Юсупова Г. Я. Воспитание гражданственности учащихся в процессе изучения избирательного права. // Преподавание истории и обществознания в школе, 2003, № 10.
  117. В.И. Роль правовой культуры в обеспечении прав и свобод личности // Актуальные вопросы судебно-правовой реформы. Оренбург, 1996. — С. 45−56.
  118. И.Г. Международное гуманитарное право на уроках истории и обществознания// Преподавание истории и обществознания в школе, 2004, № 7.
  119. Л.Ф. Личностно ориентированное обучение обществознанию.// Преподавание истории и обществознания в школе, 2001, № 3.
  120. А.К. Правосознание и правовое воспитание молодежи. М., 1982.
  121. А.И. Интерактивные методы в гражданско-правовом образовании.// Право в школе, 2006, № 4. С. 8−10.
  122. История формирования правовой культуры России // Право как явление культуры: Сб. науч. тр. Краснодар, 2002. — С. 183−205.
  123. В.И. Правоведческая подготовка в системе среднего профессионального образования// Преподавание истории и обществознания в школе, 2004, № 9.
  124. В.И. Правоведческая подготовка учащихся с учетом особенностей различных типов средних общеобразовательных учреждений. Автореферат Дис.. .канд.пед. наук. — М., 2006.
  125. В.Н. Правомерное поведение и правопорядок: Автореф. дис.. кандидата наук- Юридические науки: 12.00.01 / Моск. юрид. ин-т МВД России.-М., 1999.
  126. В. Организация и эффективность правового воспитания. М., 1983.
  127. А.В. Правовая культура студентов // Образование и культура молодежи: профессиональный аспект. Новосибирск, 1997.-С. 165−167
  128. Е.Н. Правоохранительные органы и правозащитные организации// Преподавание истории и обществознания в школе, 2004, «№ 5.
  129. В.Н. Изучаем Конвенцию о правах ребенка// Преподавание истории и обществознания в школе, 2004, № 5.
  130. Е. Г. Дебаты на уроках истории. М., 2002.
  131. В.И., Ратинов А. Р. Правосознание как элемент правовой культуры.// Правовая культура и вопросы правового воспитания. -М., 1974.
  132. З.Я. Воспитание гражданственности в условиях обновляющейся России.//Педагогика, 2003,№ 9-С. 35−40.
  133. С.И. Формирование гражданской и правовой культуры российской молодежи / Н-и. центр. М., 2001.
  134. С.И. Формирование гражданской и правовой культуры молодежи: Автореф. дис.. кандидата наук- Философские науки: 09.00.10 / Ин-т молодежи. М., 1999.
  135. A.M., Кацва Jl.А. Курс отечественной истории (вторая половина XIX века и XX век). Программа для 10−11 классов. // Преподавание истории в школе, 1995, № 5.
  136. Н.М. Политическая и правовая культура: методологические проблемы.-М., 1983.
  137. Д.А. Основы философии права. -М., 1992.
  138. . А. Реальность объективного права. Критико-методологический этюд. //Логос. Международный ежегодник по философии культуры, кн. 2. М., 1910.
  139. .А. Социальные науки и право. М., 1916.
  140. М.В. Инновации в обучении: модели и метафоры. М., 1997.
  141. , Е.В.- Моралева, К.А. Правовая культура и ее стандарты в конституциях Российской Федерации// Изв. вузов. Правоведение. СПб., 2003. -N1.-C. 50−56.
  142. А.В., Подкозлина О. А. Проектная деятельность учащихся// Преподавание истории и обществознания в школе, 2002, № 9.
  143. В.Г. и др. Методические рекомендации к учебнику «Россия и мир. XX век». 11 кл. Авт. Волобуев О. В. и др.- М. 2002.
  144. Г. М., Коджаспиров А.Ю, Педагогический словарь. М., 2000.
  145. С.Н. Социально-правовая активность личности и условия ее действенности. Дис. д-ра юрид. наук. -М., 1991.
  146. С.И. Программа и тематическое планирование по курсу «История Отечества. XX начало XXI века» — М., 2003.
  147. С.И., Загладина Х. Т. Программа и тематическое планирование по курсу «История Отечества. ХХ-начало XXI века» М., 2003.
  148. А.А. Использование игровых форм на уроках права// Преподавание истории и обществознания в школе, 2004, «№ 5.
  149. М.М. Историко-сравнительный метод в юриспруденции и приемы изучения истории права. -М., 1880.
  150. С. А. Общая теория государства и права. М., 1996.
  151. B.C. Некоторые проблемы измерения социальных установок. // Вопросы философии, 1970, № 7, — С. 24.
  152. Кон И. С. Социология личности. М., 1974.
  153. Кон И. С. Личность и ее самосознание. -М., 1984.
  154. Кон И. С. Психология ранней юности. М., 1989.
  155. Кон И. С. Психология старшеклассника. М., 1980.
  156. Конференция «Политическая и правовая культура молодежи: вопросы истории, теории и практики» // Правовед. Вел. Новгород, 2004. — Вып. 5. — С. 384
  157. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года// Первое сентября, № 31.
  158. Концепция гражданского образования в общеобразовательных учреждениях./ И. В. Следзевский, Е. Е. Вяземский, А. Д. Саватеев.// Преподавание истории и обществознания в школе, 2002, № 4.
  159. И. Урок обществознания по теме «Отрасли права» // Преподавание истории и обществознания в школе, 2005, № 7.
  160. М.В., Студеникин М. Т. Методика обучения истории в схемах, таблицах, описаниях. М., 1999.
  161. М.В. методика проведения игр и дискуссий на уроках истории. -М., 2001.
  162. Л.Л. Урок деловая игра «Избирательная кампания»// Преподавание истории и обществознания в школе, 2005, № 5.
  163. Ю.- Залманов В. Правовое воспитание в условиях реализации школьной реформы // Сов. юстиция. М., 1988. — N 8. — С. 12−13.
  164. Н.С. Обществознание. 11 класс. Поурочные планы (по учебнику А.И.Кравченко) — Волгоград, 2002.
  165. А.И. Программа курса «Обществознание». 10−11 кл.-М., 2001.
  166. А.И., Певцова Е. А. Обществознание. 11 класс. М., 2002.
  167. В.А. Психология обучения и воспитания школьников. М., 1976.
  168. И.А. Правовая культура, правовое воспитание и управление правовоспитательным процессом в современном российском обществе: Дис.канд.юрид.наук, Ростов-на-Дону, 1999.
  169. В.Н. Право и поведение.- М., 1978.
  170. Ю.В. Знание правовой нормы.//Советское государство и право, 1983, № 9.
  171. Г. А. Нравственно-правовое воспитание подростков. Саратов, 1989.
  172. О.В. Компьютерные технологии на интегрированном уроке по семейному праву//Преподавание истории и обществознания в школе, 2004, № 6.
  173. Н.Г. Правосознание и его роль в регулировании поведения человека в социалистическом обществе. Автореф. канд. юрид. наук, Львов, 1969.
  174. И.Г. Самостоятельная работа школьников по изучению общественных дисциплин (история и современность).// Преподавание истории в школе, 2001, № 7.
  175. Культура. Нравственность. Право. Книга о нравственном и правовом воспитании молодежи./Под ред. В. Р. Кильбачук М., 1993.
  176. Культура демократии и право: материалы международной конференции и круглого стола. Новосибирск, 1996.
  177. Культура. Политика. Молодежь: сборник научных работ. Вып. 1−4-М., 1996.
  178. Курс советской криминологии. Под ред. В. Н. Кудрявцева, И. И. Карпеца, Б. В. Коробейникова.- М., 1985. Т. 1.
  179. М.В. Формирование правовой культуры старшеклассников. Дис.. канд.пед. наук.-М., 1999
  180. В.В. Социально-психологические аспекты применения права.- Казань, 1982.
  181. А.Ю. Программа курса обществознания для старших классово// Преподавание истории и обществознания в школе, 2004, № 4, 5, 6.
  182. Л.Е. Политико-правовые ценности: история и современность (симпозиуму/Государство к право, 1997.№ 7,-С. 84−86.
  183. А.А., Щетинов А. Ю., Морозов B.C. Программа курса «История России. XX начало XXI вв.» // Обществознание. 5−11 классы. Сборник программ. — М., 2006.
  184. А.А., Щетинов Ю. А. История России. XX начало XXI вв. Учебник для 11 класса.- М., 2003.
  185. Н.С. Умственные способности и возраст. М., 1971.
  186. И .Я. Развитие мышления учащихся в процессе обучения истории. -М., 1982.
  187. Личность и уважение к закону ./Под ред. В. Н. Кудрявцева и др. -М., 1979.
  188. Е.А. Правосознание, правовое воспитание и правовая культу-ра.//Советское государство и право, 1976,№ 1.
  189. Е.А. Общая теория права и многоаспектный анализ правовых явлений. // Советское государство и право, 1975, № 4.- С. 29−36.
  190. В.Я., Мордовцев А. Ю., Тимошенко И. В. Теория государства и права. Учебный курс. Ростов-на-Дону, 2002.
  191. З.Д. Проблемы формирования и повышения правосознания молодежи: Автореф. дис. .канд. юрид. наук / АН УзССР. Ин-т философии и права им. И. М. Муминова. Ташкент, 1991.
  192. А.В. Учение о правосознании в юридической мысли России: Анализ основных теорет. концепций. Чебоксары, 2004.
  193. Манов А. Г Правопонимание и правовая культура- проблемы теории и практики.//Правовая культура, законность и правопорядок в условиях развитого социализма. М.: Всесоюзный юридический заочный университет, 1989.
  194. О.В. О некоторых особенностях российской правовой и политической культуры.//Государство и право, 2003,№ 10.
  195. Н.А. Изучение роли СМИ в курсе обществознания // Преподавание истории в школе, 2007, № 2.
  196. О.Н. Организация проектной деятельности старшеклассников при изучении обществознания// Преподавание истории и обществознания в школе, 2002, № 9.
  197. О.Н. Оценочная дискуссия на уроках обществознания. // Преподавание истории и обществознания в школе, 2001, № 1.
  198. О.Н. Ролево-игровое проектирование в свете компетентностного подхода в образовании .//Преподавание истории в школе, 2007, № 5.
  199. О.Н. Формирование социальной компетентности старшеклассников на основе проектно-контексного подхода в современном образовательном процессе.// Преподавание истории в школе, 2007, № 5 (специальный выпуск).
  200. Ю.К. О гражданском образовании// Обществознание в школе, 1998, № 6.
  201. М.И. Проблемное обучение. М., 1977.
  202. М.И. Организация проблемного обучения в школе. М., 1977.
  203. Методика правового воспитания учащихся: Учебное пособие для студентов пед. ин-тов /Под ред. А. В. Мицкевича, В.М.Обухова-М., 1982.
  204. Методика преподавания общественных наук в военно-учебных заведениях. -М., 1975.
  205. И.Г. Аксиологический подход к рассмотрению правовой культуры старшеклассников. // Конференция «Политическая и правовая культура молодежи: вопросы истории, теории и практики» // Правовед. Вел. Новгород, 2004.-Вып. 5.
  206. С.А. Моделирование правовых аспектов обществоведческого знания. Правовое образование как модель// Обществознание в школе, 1999, № 4.
  207. С.А. Права человека. Методические аспекты преподавания в школьных курсах. // Обществознание в школе, 1997, № 2−3.
  208. , Л.Д. Правосознание в системе регуляторов социального поведения: Автореф. дис. канд. филос. наук / Омск. гос. ун-т. Омск, 1995.
  209. JI.B. Технология организации деятельности учащихся в группах на уроках истории, обществознания и права. Методические рекомендации.// Право в школе, 2007, № 1. С. 17−22.
  210. М.В. Правовое воспитание молодежи: понятие, структура, место в общественной жизни // Право: история, теория, практика. Брянск, 2001.. -С. 168−175.
  211. В.О. Обществознание. Учебник для средней школы. Часть 2. 11 класс.-М., 2002.
  212. В.О. Обществознание: Учебник для средней школы. Часть 1. 10 класс.-М., 2002.
  213. Г. В. Общая теория права и государства. Учебный курс. М., 2003.
  214. , Т.Н. К вопросу о понятии «правовая культура» // Правовед: Межвуз. науч -метод, сб. Велик. Новгород, 2003. — Вып. 4. — С. 13−18.
  215. Ш. А. Понятие установки в общей и социальной психологии. -М., 1979.
  216. B.C. Право и закон. М., 1983.
  217. А.Ф. О гражданском образовании.// Преподавание истории в школе, 1995, № 1.-С.23.
  218. А.Ф., Галицкая И. А., Королькова Е. С. Программа курса обществознание. //Обществознание. 5−11 классы. Сборник программ. М., 2006.
  219. А.Ф. Обществознание. Рабочая тетрадь. 11 класс. -М., 2005.
  220. А.Ф. Основы права. 10−11 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. М., 2006.
  221. А.Ф. Обществознание. 10−11 класс: методические разработки, дидактические материалы и тематическое планирование. М., 2005.
  222. Новая Россия: становление правовой и политической культуры: Сб. работ участников проекта «Рос. полит, культура и междунар. право» / Отв.ред. Богатуров А.Д.-М., 1998
  223. П.И. Введение в философию права. Кризис современного правосознания.- М., 1986.
  224. И.Ю. К вопросу о становлении правовой культуры граждан современной России // Актуальные проблемы политической социологии. Саратов, 1995.- Вып.ЫЗ. — С. 67−69.
  225. Новичкова 3. Проблемы совершенствования правового воспитания студентов // Сов. юстиция. М., 1987. — N 7. — С. 20−21
  226. Новичкова 3. Формирование правосознания студентов технических вузов //Сов. юстиция.-М., 1986.-N 12.-С. 14−15.
  227. Обществознание. 10−11 класс: практикум, пособие для учащихся. / И. А. Галицкая, Е. С. Королькова и др. / Под ред. А. Ф. Никитина. М., 2005.
  228. Обществознание. Учебник для 10−11 классов. Под ред. А. Ф. Никитина. -М., 2005.
  229. Обществознание. 10−11 класс. Под ред. А. Ю. Лазебниковой. Учебник для общеобразовательных учреждений. М., 2004.
  230. О гражданском образовании учащихся образовательных учреждений Российской Федерации: инструктивно-методическое письмо Министерства образования № 13−51−08 /13 от 15.01.2003.
  231. С.И. Словарь русского языка. М., 1986.
  232. В. Основы проблемного обучения. М., 1968.
  233. О развитии гражданского образования в России.//Преподавание истории и обществознания в школе, 2003.,№ 8.
  234. Организация и эффективность правового воспитания. М.: Мысль, 1983.
  235. М.Ф. Право и личность.- Киев, 1978.
  236. Особенности обучения и психологического развития школьников 13−17 лет./ Под ред. И. В. Дубровиной, Б. С. Круглова.- М., 1989.
  237. Г. С. Правовое осознание действительности. М., 1969.
  238. В.П., Уткин А. И. История России. XX век. Учебник для общеобразовательных учреждений. М., 2002.
  239. Отечественная история XX начало XXI вв.: документы и справочные материалы. Пособие для учащихся 11 класса./ Под ред. А. О. Чубарьяна — М., 2005.
  240. Отечественная история XX начало XXI вв. Учебник для 11 класса./Под ред. А. О. Чубарьяна, А. А. Данилова. — М., 2005.
  241. , В.П. К вопросу взаимосвязи российского менталитета и современного законодательства // Актуальные проблемы современного права. М., 1995.-С. 58−60
  242. Е.А. Формирование правовой активности субъектов образовательного права (о новых подходах в правовом обучении)// Преподавание истории и обществознания в школе, 2003, № 8.
  243. Е.А. Мир права вокруг нас. Методические рекомендации учителям, преподающим основы права.// Обществознание в школе, 1999, № 7.
  244. Е.А. Правовое воспитание и формирование правосознания в России//Журн. рос. права.-М, 2003.-N 10.-С. 122−133.
  245. Е.А. Право. Основы правовой культуры: учебник для 11 класса. В 2 ч. -М., 2005.
  246. Е.А. Правовое воспитание как средство формирования правовой культуры // Соврем, право. М., 2003. — N 8. — С. 44−48
  247. Л.И. Теория права и государства в связи с теорией нравственности. С-Пб., 2000.
  248. , В.Р. Деформация правосознания граждан России. Проблемы теории и практики: Автореф. дис. канд. наук- Юридические науки: 12.00.01 / М-во внутр. дел Рос. Федерации. Нижегор. акад. Н. Новгород, 2000.
  249. В.Д. Социальные нормы. Философские основания общей теории. -М., 1985.
  250. А.А. Роль правовой культуры в системе устойчивого социального развития// Право и правовое регулирование в системе устойчивого социального развития: Материалы конф., 5−6 апр. 1994 г., г. Новосибирск.- Новосибирск, 1995.-С. 135−137.
  251. В.Г. Теория и практика формирования правового сознания студентов. Тула, 1999.
  252. Д.И. и др. Методика использования средств обучения в преподавании истории. М., 1987.
  253. А. Очерк социологии права.- М., 1974.
  254. Политико-правовые ценности: история и современность./ Под ред. В. С. Нерсесянц. М., 2000.
  255. Правовая культура современной России: проблемы и перспективы // Право как явление культуры: Сб. науч. тр. Краснодар, 2002. — С. 206−279.
  256. Правовые культуры: история, эволюция, тенденции развития: Материалы межвуз. науч. конф., 26 марта 2003 г. / Рос. ун-т дружбы народов. Каф. теории и истории гос-ва и права- Отв. ред.: Муромцев Г. И. М., 2003.
  257. Правовая и политическая культура молодежи в условиях радикальной демократической реформы: Материалы Всесоюз. науч.-практ. конф. / Редкол.:. Костенко В.И.(отв. ред.) и др.-. Ом. гос. ун-т. Омск, 1990.
  258. Правовое воспитание молодежи./Отв.ред. Н. И. Козюбра, — Киев, 1985.
  259. Правовое воспитание, правовая культура и правосознание. М.:/ИНИ0Н, 1985.
  260. Правосознание и правовое воспитание молодежи. М.- Всесоюзный институт по изучению причин предупреждения преступности, 1978.
  261. Правоведение. Учебник для ВУЗов. / Под ред. И. Н. Баруина, А. В. Васильева. М., 2003.
  262. Правовое обучение: деятельностный подход.// Преподавание истории в школе, 1996, № 4.-С. 75.
  263. Проблемы правового обучения и воспитания: Сб. науч. тр. / Брян. Гос.пед. ин-т им. И. Г. Петровского Брянск, 1993.
  264. Программа курса истории для 10−11 классов. \ Оценка качества подготовки выпускников средней школы по истории. Сост. Л.Н. Алексашкина- Под ред. А. Ф. Киселева.- М., 2000.
  265. Прудников М. Н Правосознание в условиях рыночных реформ в странах постсоветского пространства: историко-правовой аспект // Россия и мир: вчера, сегодня, завтра. М., 2003. — С. 6−9270. иккерт Г. Науки о природе и науки о культуре. М., 1998.
  266. Р.А. Правовая культура и правовой нигилизм. // Правовая культура современного российского общества: Материалы научно-практической конференции 31 января 2002 г. СПб., 2002.
  267. М.М. Принципы дидактической логики. М., 1960.
  268. Российская менталыюсть: Материалы «круглого стола». // Вопросы философии, 1994, № 1.
  269. Р.К. Сознание и правомерное поведение личности. // Советское государство и право, 1983, № 5.
  270. В.Н. Таблицы и схемы на уроках обществознания.// Обществознание в школе, 1998, № 2.
  271. E.JI. Система гражданско-правового образования в средней школе.// Преподавание истории в школе, 1999, № 7.
  272. Н.И., Кейзеров К. М., Смолина И. Г. Правовая культура избирательной кампании: в помощь избирателям и организаторам выбо-ров.//Государство и право, 1997,№ 11.
  273. С.Ю. О понятии гражданственности. // Преподавание истории и обществознания в школе, 2002,№ 4.
  274. Е.Н., Салыгина Ю. Г. Обществознание. Учебник для 11 класса. -М., 2002.
  275. В.П. Правовая культура личности.//ХХУ1 съезд КПСС и проблемы теории государства и права.-М., 1982.-С. 179−182.
  276. В.П. Правовая культура. // Теория государства и права/ Под ред. Н. И. Матузова, А. В. Малько. -М., 1997.
  277. , В.П. Формирование правовой культуры в условиях становления гражданского общества: структура и функции // Учен. зап. Юрид. фак. / С-петерб. гуманит. ун-т профсоюзов. СПб., 1997. — Вып. 2. — С. 10−15
  278. Н.В. Организационно-обучающие игры в образовании. М., 1996.
  279. Сборник нормативных и методических материалов в помощь учителю истории. /Под ред. JI.E. Курнешовой. М: Издательский дом «Новый учебник», 2004.
  280. В.Е. Правовое воспитание молодежи: историко-теоретический аспект: Автореф. дис.. канд. наук- Юридические науки: 12.00.01 / Ставроп. Гос. ун-т. Ставрополь, 2001.
  281. Г. К. Современные педагогические технологии. М., 1998.
  282. А.П. Развитие правовой культуры как правовой прогресс: (Пробл. теории и методологии): Автореф. дис.. д-ра юрид. наук / Урал. гос. Юрид. акад. Екатеринбург, 1996.
  283. И.С. Как реализовать компетентностный подход в обучении // Преподавание истории и обществознания в школе, 2004, № 3.
  284. Г. П. Основы правовой культуры гражданина России. М., 1996.
  285. А.С. Воспитание уважения к праву в формировании политического сознания.//Научное мировоззрение и коммунистическое воспитание. -М., 1985.
  286. , А.С. Средства воспитания уважения к закону // Фемис. М., 2000. — Вып. 1. -С. 195−207
  287. , А.С. Уважение к закону: Пробл. теории и практики его формирования в России / Моск. гос. индустр. ун-т. М., 1999.
  288. , А. Правовая подготовка школьников // Сов. юстиция. М., 1987.-N 19. — С. 23−25.
  289. М.И. Совершенствование процесса обучения. М., 1971.
  290. И.В. Гражданское образование в школах Моск-вы.//Преподавание истории и обществознания в школе. 2003, № 10.
  291. Словарь-справочник по праву./Сост. А. Ф. Никитин. М., 1995.
  292. Н.Е. Правовая культура как предмет социально-философского анализа: Автореф. дис.. канд. наук- Философские науки: 09.00.11 / Алтай, гос. ун-т. Барнаул, 2000.
  293. , М.Б. Правовая культура, личность и гражданское общество в России: формула взаимообусловленности // Изв. вузов. Правоведение. СПб., 2003.-N1. -С. 197−204
  294. М.Б.- Дунаева Н.Н. Правовая культура и личность в контексте российской государственности / Рост. гос. экон. ун-т «РИНХ». Гуков. ин-т экономики и права. Ростов н/Д, 2002.
  295. М.Б. Юридическое образование как основная составляющая правосознания и правовой культуры в условиях построения гражданского общества в России//Юрид. вестн. Ростов, гос.экон. ун-та. Ростов н/Д, 2004. -№ 2.
  296. , М.Б. Правовая культура и формирование гражданского общества в современной России // Юрид. вестн. Ростов н/Д, 2002. — N 3. — С. 9−16
  297. Советский энциклопедический словарь. -М., 1986.
  298. Состояние и перспективы развития правового образования в общеобразовательных учреждениях // Проблемы правового образования в контексте модернизации общего образования. М., 2002. — С. 11−30.
  299. Д.В. Правосознание современной российской молодежи, его структура и функции // История государства и права: Федеральный журнал: научно-правовое издание. М., 2003. — N 3. — С. 41−43.
  300. Л.И. Теория государства и права.- С-Пб., 1995.
  301. Стандарт среднего (полного) общего образования по истории. Базовый уровень. Профильный уровень. \ Преподавание истории и обществознания в школе, 2004, № 7, 8.-С. 8−13.
  302. Стандарт среднего (полного) общего образования по праву. Базовый уровень.// Преподавание истории и обществознания в школе, 2004, № 9.
  303. Стандарт среднего (полного) общего образования по праву. Профильный уровень.// Преподавание истории и обществознания в школе, 2004, № 9.
  304. Стандарт полного (общего) образования по обществознанию (включая экономику и право). Базовый уровень. Профильный уровень. \ Преподавание истории и обществознания в школе, 2004, № 8, 9.-С. 11−14.
  305. В.Е. Формирование правовой культуры в школе // Актуальные проблемы юриспруденции. Тюмень, 1998. — Вып. 2. — С. 198−204
  306. А.Т. Методика преподавания и изучения истории: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений: в двух частях. Ч. 2. — М., 2002.
  307. О.Ю. Воспитание историей как формирование ценностей личности// Преподавание истории и обществознания в школе, 2003, № 7.
  308. О.Ю. Тематическое планирование и методические рекомендации к учебнику А.А.Левандовского, Ю. А. Щетинова «История России. XX- начало XXI века». -М., 2003.
  309. М.Т. Методика преподавания истории в школе. М., 2000.
  310. JI.К. Социалистическая правовая культура: некоторые вопросы теории и практики .//Правовая культура, законность и правопорядок в условиях развитого социализма.— М., 1989.
  311. Н.Г., Никитин А. Ф. Правовое образование в школе: поиски новых решений.// Обществознание в школе, 1999, № 7.
  312. Е.В. Правовое воспитание: методика и методология. М., 1990.
  313. Теория государства и права. Курс лекций./ под ред. М. Н. Марченко. М., 1998.
  314. .- Байкова Л. О правовой культуре студентов неюридических специальностей // Сов. юстиция. М., 1990. — N 1. — С. 23−24.
  315. П.И., Сенновский И. Б. Технология модульного обучения в школе. -М., 1997.
  316. А.В. Правовая культура как общечеловеческая ценность //Правоохранительная деятельность и правовое государство. СПб., 1994. -Вып.З. — С. 252−256
  317. Д.Н. Экспериментальные основы психологии установки. Тбилиси, 1961.
  318. Федеральная целевая программа повышения правовой культуры избирателей и организаторов выборов в Российской Федерации / Центр, избират. ко-мис. Рос.Федерации. М., 1995.
  319. Философский энциклопедический словарь. М., 1983.
  320. Л.Н. О правомерном поведении личности // Тезисы докладов на теоретической конференции аспирантов Института государства и права Российской академии наук и Московской государственной юридической академии.-М., 1994.-С. 6−9.
  321. P.O. Что есть право: понятие и определение.// Советское государство и право, 1984,№ 11.- С. 21−28.
  322. В.В. Из опыта преподавания правового курса. // Преподавание истории в школе, 2000, № 3.
  323. Е.В., Ильина Т. И. Работа с источниками на уроках истории // Преподавание истории и обществознания в школе, 2003, № 1
  324. JI.M. Использование нетрадиционных форм рабо-ты.//Преподавание истории в школе, 2001, № 6.
  325. В.Н. Теория государства и права. М., 1993.
  326. И.В.- Лагунова А.И. Правосознание, правовая культура и правовое воспитание: Учеб. пособие / С.-Петерб. гуманит. ун-т профсоюзов. -Красноярск, 2002.
  327. А.В. Дидактическая эвристика: теория и технология креативного обучения. М., 2003.
  328. Т.Г. Формирование умений написания эссе на уроках обществознания. // Преподавание истории и обществознания в школе, 2003, № 7.
  329. С.М. Общее и особенное в развитии политической и правовой культуры обществ Запада, Востока и России. М., 1998.
  330. Человек и общество. Под ред. Л. Н. Боголюбова, А. Ю. Лазебниковой. Учебное пособие по обществознанию. 11 класс. М., 2002.
  331. В.А., В.С.Нерсесянц Право математика свободы. Опыт прошлого и перспективы.// Государство и право, 1997,№ 8.
  332. Е.М. Общественное сознание, правовая культура специалиста -средство укрепления государственности.// Правовая культура как фактор возрождения державности России. СПб .-1997.-С. 89−91.
  333. Г. П. Тематические кроссворды по правоведению. // Преподавание истории и обществознания, 2000, № 4.
  334. В.М. Правовая активность советских граждан.- М., 1981.
  335. С.Е., Кальней В. А. Школа: мониторинг качеств образования. М., 2000.
  336. И.Е. Проблемно-генетический анализ как метод историко-педагогического исследования// Педагогика, 2003, № 7.
  337. В.А. Социология правосознания. М.: Мысль, 1981.
  338. Н.В. Правовая установка и социальная активность личности. -М., 1986.
  339. Н.В. Правовая культура студентов. // Общественно-политическое воспитание студентов. -Казань, 1981.
  340. В.В. Повышение правовой культуры личности и участие граждан в правоохранительной деятельности.// Правовая культура в юридической практике. -М, 1977.
  341. Н.И. Воспитание юного гражданина острая проблема современного школьного образования// Преподавание истории и обществознания в школе, 2005, № 4.
  342. Н.И. Содержание правового образования в средней школе.// Преподавание истории в школе, 1996, № 4. С. 66.
  343. .Д. Понятие компетентности с позиции развивающего обучения. // Современные подходы к компетентностно ориентированному образованию. Красноярск, 2002.
  344. А.Я. Школьный урок и защита прав ребенка// Преподавание истории и обществознания в школе, 2004, № 4.
  345. Юридический энциклопедический словарь. М., 1987.
  346. JI.C. Сущность права. JL, 1985.
  347. .Г. История Отечества. XX в. Учебник для 11 классов. Ч. 2. -М., 2003.
  348. А. Вопросы формирования правовой культуры, повышения активности молодых избирателей (молодежного электората) // Право и жизнь. М., 1997.-N 12.-С. 8−12.
Заполнить форму текущей работой