Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Инструменты стратегий в модернизации управления малыми предприятиями кондитерской промышленности

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

России, как и любому государству присущи различные уровни развития регионов. Объектом нашего исследования являются малые кондитерские предприятия Краснодарского края. Интенсивность развития малого предпринимательства в регионе зависит от определенных условий, таких как объективные экономические факторы (емкость регионального рынка, транспортно-географическое положение территории, степень развития… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретические основы стратегий и модернизации управления малым бизнесом на основе стратегий
    • 1. 1. Закономерности развития малого бизнеса в промышленности
    • 1. 2. Модель малого предприятия в пищевой промышленности
    • 1. 3. Стратегии как основа модернизации управления малым предприятием
  • Глава 2. Диагностика проблем управления малыми предприятиями кондитерской подотрасли пищевой промышленности
    • 2. 1. Анализ состояния отрасли в современных российских условиях
    • 2. 2. Оценки и перспективы развития стратегий малых предприятий кондитерской подотрасли
  • Глава 3. Основные- направления развития стратегий и модернизации управления малыми предприятиями кондитерской подотрасли
    • 3. 1. Направления модернизации управления малыми предприятиями кондитерской подотрасли на основе стратегий
    • 3. 2. Использование маркетинговых инструментов реализации стратегий малых кондитерских предприятий
    • 3. 3. Оценка эффективности использования стратегий модернизации малыми предприятиями
  • Заключение
  • Список литературы

Инструменты стратегий в модернизации управления малыми предприятиями кондитерской промышленности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследовании обусловлена укреплением позиций малого бизнеса во второй половине XX в. поскольку именно он обеспечивает функционирование современного общества, системы обслуживания населения, насыщения потребительского рынка товарами, соответствующими потребительским предпочтениям. С другой стороны, структуру современной экономики, уровень ее развития определяют отнюдь не масштабы малого бизнеса. Основу любой высокоразвитой экономики образуют крупнейшие концерны, финансово-промышленные группы, транснациональные корпорации. Поэтому существуют две тенденции, но не противостоящие, а дополняющие друг друга: укрепление позиций крупного бизнеса опирается на разветвленную сеть малого, среднего бизнеса и предпринимательства в силу выполнения ими функций содействия занятости, разнообразия и насыщения рынка товарами и услугами, развития конкурентной среды и т. д.

Малый бизнес имеет ряд специфических сильных сторон, общих достоинств, которыми он обладает, независимо от отраслей и форм ведения хозяйства.

Во-первых, предприятия малого бизнеса не связаны напрямую с тем или иным типом собственности и формой ведения хозяйства. Они в состоянии приспособиться и подключиться к любой из этих форм. Малые предприятия могут существовать в государственной форме, в форме кооперативного предприятия, семейного хозяйства, в виде смешанного общества и т. д. Это позволяет им использовать большую гибкость в управлении и регулировании развития.

Во-вторых, создание и функционирование малых предприятий, как правило, не связано с потребностью в сколь-нибудь значительном первоначальном капитале и не требует крупных инвестиций, что также упрощает задачи регулирования.

В-третьих, малый бизнес отличается повышенной восприимчивостью к нововведениям, которые обусловливаются и ходом научно-технического прогресса, изменениями в общественном спросе. Посредством технологических и социальных инноваций малый бизнес получает возможность оказывать влияние на производителей товаров, торговцев, спрос потребителей, уровень цен на товары.

Большой интерес представляет реализация указанных функций и преимуществ малого бизнеса в социально значимых отраслях производства, в частности, в пищевой промышленности, в производстве продуктов питания для населения.

На потребительском рынке, отвечающем за продовольственное обеспечение населения, важно поддерживать все хозяйственные формы, уже действующие и вновь возникающие. Создание и развитие функционирования малого и среднего бизнеса в пищевой промышленности представляется актуальным и имеет теоретическую и практическую значимость.

К настоящему времени многоаспектная проблема развития малого предпринимательства стала объектом подробного анализа и теоретического обоснования как в отечественной, так и в зарубежной литературе. Вместе с тем вопросы развития предпринимательства в промышленности в увязке с общесистемной его ролыо в рыночной трансформации российского общества остаются недостаточно исследованными. Проблемы организации устойчивого взаимодействия малых промышленных предприятий между собой, опыт успешного функционирования малых многопрофильных предпринимательских структур — все эти вопросы остаются актуальными как в теоретическом, так и в прикладном аспектах.

Степень разработанности проблемы. Авторская концепция развития предприятий пищевой промышленности и рынка кондитерских изделий основывается на фундаментальных исследованиях в области экономики промышленных предприятий, которые проводились и проводятся такими учеными, как Абалкин JI., Львов Д., Клейнер Г., Качалов Р., Грузинов В., Виханский О., Наумов А. и многие другие.

В процессе разработки концепции диссертационного исследования использовались классические и современные труды по формированию, организации и развитию малого бизнеса Шулуса А., Круглова А., Томилова В., Баумгертнера В., Виленского А., Тарасова Е., Колесникова А., Колесниковой Л.

Проблемы формирования и развития регионального продовольственного рынка представлены в работах Демидова В., Иншакова О., Ломовцевой О., Харебавы Р., Фетисовой О., Голубевой Л., Зозули Е. Ю., Голикова В. В., Новикова A.B. и др.

Методологические подходы автора по применению стратегий для развития малых предприятия основаны на обобщении результатов научных исследований таких зарубежных авторов, как Ансофф И., Акофф Р., Портер М., Боумен К., Друкер П., Котлер Ф., Стрикленд А., Томпсон А. и др.

Традиционным аспектом для исследований являются различные формы и методы государственной поддержки малого бизнеса, а потенциал рыночных инструментов управления предприятиями недостаточно разработан, что и обусловило необходимость научного обоснования использования стратегий для повышения эффективности и конкурентоспособности. Актуальность и практическая значимость данной проблемы обусловили выбор цели, задач, объекта и предмета исследования.

Цель исследования заключается в теоретическом обосновании целесообразности использования инструментов и методов стратегического управления предприятиями малого бизнеса и их конкретизации для кондитерской подотрасли пищевой промышленности.

Поставленная цель исследования достигается решением следующих задач:

1. Рассмотреть сущность малого бизнеса и основные закономерности его развития в промышленности;

2. Описать модель малого предприятия в пищевой промышленности;

3. Раскрыть возможности стратегий в модернизации управления малым предприятием;

4. Провести диагностику состояния малых предприятий кондитерской подотрасли пищевой промышленности;

5. Раскрыть преимущества различных инструментов управления для реализации стратегий;

6. Определить основные направления модернизации управления малыми предприятиями кондитерской подотрасли промышленности.

Объектом исследования являются инструменты и методы разработки и реализации стратегии управления малыми предприятиями кондитерской подотрасли пищевой промышленности.

Предметом исследования являются система организационно-экономических возникающих в процессе разработки и реализации стратегий повышения эффективности предприятий малого бизнеса.

Теоретическую н методологическую основу исследования составляют труды отечественных и зарубежных исследователей по проблемам малого и среднего предпринимательства в сфере производства продовольствия.

При разработке проблемы использовались различные методологические подходы, развиваемые в рамках теории предпринимательства, теории управления, развития отраслей, предприятий, формирования рыночных структур. Базовыми инструментами исследования выступают методы системного, структурно-функционального, историко-логического, статистического анализа, приемов группировки и обобщений.

Информационно-эмпирическая и нормативная база исследования формировалась на основе официальных данных федеральных и региональных органов Госкомстата РФ, статистических сборников, ежегодников, материалов монографических исследований отечественных и зарубежных ученых. При подготовке диссертации были использованы законодательные и нормативные документы, материалы периодических изданий, ресурсы Internet, собственные разработки и расчеты автора.

Основные положения диссертационного исследования, выносимые на защиту.

1. Малый бизнес имманентно содержит признаки, позволяющие использовать в системе управления инструменты стратегий. Во-первых, это особенности распределения прав собственности и полномочий по управлению в интересах ограниченной группы стейкхолдеров, состоящей из самих хозяев предприятия и/или членов их родственниковво-вторых, ассортимент и производственные усилия направлены на относительно небольшое число производимых продуктовв-третьих, ограниченные ресурсы и мощности, но среди них, как правило, уникальные, особенные технологии и ноу-хаув-четвертых, простые системы управления, адмшшетрированные процедуры, инструменты мотивации и контроляи, наконец, несистематичность менеджмента, допустимость неформальных методов воздействий и устных управленческих коммуникаций.

2. Мотивационные аспекты малого бизнеса определяются, с одной стороны, интересами физических лиц, создающих малые предприятия, с другой — интересами юридических лиц (фирм, предприятий), участвующих в создании и деятельности МП. Все они выступают одновременно в трех ипостасях: собственник ©, предприниматель (П), менеджер (М): а) (С+П+М) = Возможность высокой эффективности за счет высокой компетентности предпринимательских способностей, наличия ресурсов, государственной поддержки, развитого законодательства и пр. б) (С+П)+М = Возможности развития за счет использования наемных функциональных менеджеров. в) С+(П+М) = Пассивное поведение собственника, предоставляющего условия производства и доверяющего ведение дел предпринимателюменеджеру. В этом случае предприниматель берет на себя ответственность и риск на себя, за что участвует в части прибылиг) (С+М)+П = Угроза для развития в связи с несовместимостью интересов лиц, задействованных в комбинациид) (С)+(П)+(М) = Угроза в следствие использования заемного капитала и наемных менеджеров, что более характерно для крупного предпринимательства (в корпорациях, акционерных обществах).

3. Модель малого предприятия строиться на предприимчивости, организующей инициативе, постановке ясных целей и выборе адекватных методов их достижения и в схематичной форме представляет собой сочетание руководства, ресурсов и целевых сегментов рынка, объединенных культурой и методами интрапренерского поведения. Такое структурное построение предпринимательской организации «поворачивает ее лицом» к потребителю, позволяет гибко реагировать на изменение его запросов. При этом появляется возможность делегирования прав и ответственности тем, кто непосредственно делает бизнес, повышается положительная мотивированность людей и эффективность их работы.

4. Особенность пищевой промышленности состоит в высокой степени конкуренции между товарами разных ее подотраслей (кондитерской, колбасной и пр.), следовательно, здесь речь должна идти о повышении привлекательности каждой из товарных групп в глазах потребителей за счет увеличения ассортимента, улучшения качества, т. е. значительной гибкости и ориентации на потребности конкретных сегментов рынка (потребителей), что под силу малым и средним предприятиям.

5. Инструменты разработки и реализации стратегий могут быть положены в основу модернизации управления малым предприятием, поскольку создают адаптационный потенциал, позволяющий решать и задачи продовольственного обеспечения и повышают конкурентоспособность и способность решать задачи бизнеса, обеспечить рост его доходности. Одним из основных элементов этого потенциала является внутрифирменное интрапренерство, на основе которого малый бизнес формирует систему мотивации персонала на достижение целей стратегии и создает рыночно ориентированное производство.

Научная новизна диссертационного исследования: определено, что для условий России малый бизнес имеет следующие характерные особенности: во-первых, малый бизнес относительно слабо развит в производственной и инновационной сферах, и, наоборот, сосредоточен в сфере посреднических и коммерческих операцийво-вторых, малый бизнес не оказывает заметного влияния на формирование конкурентной среды, поскольку неразвитость рыночной инфраструктуры делает его недостаточно адаптивным к изменениям рыночной конъюнктурыв-третьих, недостаточно влияние на снижение уровня безработицы и социальной напряженности, поскольку невысока мобильность перетока работников в более доходные сферы деятельностинаконец, МБ активно участвует в международной торговле России, но, в основном, в вызове капитала в оффшорные зоны, сырьевых ресурсов на экспортвыявлен принцип интрапренерства, направленный на усиление предпринимательской реакции фирмы, как доминирующий в формировании мотивационной структуры малого бизнеса, под которым понимается создание и функционирование в рамках предприятия атмосферы свободы хозяйственной деятельности и права самостоятельно выходить со своей продукцией на рынок. Принцип интрапренерства в большой степени основан на децентрализации власти и внедрении предпринимательского стиля управления. Этот принцип легко вписывается в традиционные функциональные организации. Для этого достаточно ослабить единоначалие и обеспечить условия для свободного протекания процессов групповой самоорганизацииобосновано, что предпринимательская система малого бизнеса выражается в своих ключевых элементах: организационно-правовой форме, производственном потенциалестратегическом управлениимаркетингересурсосбереженииинформации. Ее результативность представлена эффективностью использования ресурсоввыживанием бизнеса в меняющихся условиях внешней средыполучением прибыли за счет удовлетворения потребностейдоказано, что пищевая промышленность представляет собой сложный многоуровневый комплекс, несущий в себе все предпосылки необходимости использования стратегического маркетингового планирования. Во-первых, сезонный характер сырьевой базы пищевой промышленности, а также производство скоропортящейся и трудно транспортируемой продукции. Это требует создания логических систем снабжения и прогнозирования материальных и денежных ресурсов. Во-вторых, локальность рынков сбыта, вытекающая опять-таки из характера производимой продукции, и высокая интенсивность спроса на нее. Сложность и многозначность условий устойчивого развития предприятий пищевой промышленности требует применения комплекса маркетинговых мероприятий и программных разработок, включающих тенденции развития, мониторинг получаемых результатов, внесение своевременных корректировок для достижения поставленных стратегических целейвыявлено влияние маркетинговых инструментов на модернизацию управления, выражающееся в учете следующих факторов: влияние покупателейвлияние поставщиковстадия жизненного цикла продуктовугроза появления на рынке новых конкурентов.

Теоретическая и практическая значимость исследования определяется нацеленностью полученных результатов на достижение актуальных ориентиров развития малого бизнеса в пищевой промышленности.

Методические рекомендации по развитию перспективных маркетинговых стратегий могут быть применены при разработке программ реформирования предприятий отрасли с целью повышения их эффективности и насыщения регионального рынка качественными и относительно недорогими кондитерскими изделиями.

Материалы диссертационного исследования использованы в рамках учебных курсов «Стратегический менеджмент», «Региональная экономика», «Экономика малого бизнеса».

Апробация результатов исследования. Основные положения и выводы диссертации докладывались и обсуждались на отраслевых совещаниях, научно-практических конференциях в гг. Москва, Волгоград.

Сформулированные практические рекомендации в области критериев и показателей измерения эффективности стратегических решений внедрены в деятельности предприятий «Сластена», «Лаверна» и Адлерской кондитерской фабрики Краснодарского края.

Публикации. По материалам диссертации опубликовано 11 работ общим объемом 3,6 п.л.

Структура диссертационной работы. Диссертационное исследование состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы.

Заключение

.

1. Комбинированный подход к определению малого бизнеса позволил выделить признаки малых фирм, которые используются при анализе их стратегического планирования: особенность распределения собственности и управления, состоящая в том, что главные управленческие должности и большинство акций находятся в руках хозяев предприятия и/или их родственниковотносительно небольшое число производимых продуктов (технологий, ноу-хау) — ограниченные ресурсы и мощностипростые системы управления, административные процедуры, инструменты мотивации и контролянесистематичность менеджмента, преобладание неформальных методов воздействий. Синтезируя описанные подходы, малое предприятие в современных российских условиях в качественном смысле следует определять как мобильную хозяйственную единицу, образованную на базе соединения интеллектуальной и финансовой собственности и способную работать в условиях трансформирующегося рыночного спроса.

2. К числу закономерностей деятельности МП относятся способы его образования или формы первоначального накопления капитала в малом предпринимательстве. Следует выделить основные способы: индивидуальное частное предпринимательство, консолидация физических лиц, создание дочерних фирм, государственные предприятия с небольшой численностью работников, в числе которых, например, большая часть муниципальных предприятий сферы городского хозяйства.

3. Место и роль малого бизнеса в системе развитого рыночного производства определяется его функциями, к числу которых относятся следующие: использование материальных, трудовых и финансовых ресурсов, невостребованных или неэффективных в крупном производствеформирование конкурентной среды, в том числе и для крупного бизнесасоздание рабочих мест и снижение уровня безработицыснижение социальной напряженности, генерирование «среднего» класса и уменьшение социальной дифференциации- «школа» для предпринимателей, которые проходят своего рода подготовку с самых начальных этапов создания бизнеса до его развития и зрелостиосуществление рискованных проектов, внедрение технических новшествсодействие развитию внешнеэкономических связей, проникновение на международные рынки и быстрое заполнение ниш.

4. Для условий России малый бизнес имеет следующие характерные особенности: относительно слабо развит в производственной и инновационной сферах, и, наоборот, сосредоточен в сфере посреднических и коммерческих операцийне оказывает заметного влияния на формирование конкурентной среды, поскольку неразвитость рыночной инфраструктуры делает его неповоротливым к изменениям рыночной конъюнктурынедостаточно влияние на снижение уровня безработицы и социальной напряженности, поскольку невысока мобильность перетока работников в более доходные сферы деятельностиучастие в международной торговле ограничивается, в основном, вывозом капитала в оффшорные зоны, сырьевых ресурсов на экспорт.

5. Субъектами функционирования пищевой промышленности выступают: государство, региональные и местные органы власти и управления, сельскохозяйственные предприятия различных форм собственности и организационно-правовых форм, а также предприятия, производящие средства производства для отрасли, предприятия инфраструктуры, торговли, а также потребители. Объектом взаимодействия являются отношения между субъектами, действующими в региональном пищевом комплексе по поводу производства, распределения, обмена и потребления продуктов питания. Интегральной целью функционирования регионального пищевого комплекса является обеспечение производителям продовольствия эффективные условия индивидуального воспроизводства, а его потребителям — получение продуктов в достаточном количестве, ассортименте и по доступной цене. Достижение этой цели требует поиска адекватных форм организации производства и управления, одной из которых является малое предпринимательство.

6. Сложность и многозначность условий устойчивого развития предприятий пищевой промышленности требует применения комплекса маркетинговых мероприятий и программных разработок, включающих тенденции развития, мониторинг получаемых результатов, внесение своевременных корректировок для достижения поставленных стратегических целей.

7. На предприятиях пищевой промышленности стратегическое планирование имеет следующие аналитические предпосылки. Предприятия, имея отдельные внешние компетенции (связи с поставщиками и потребителями), обладают недостаточными динамическими способностями. Их характеризует низкий уровень мобильности и адаптации производственных активоввысокая материалоемкость продукциисырьевая зависимостьдлительность производственно-сбытового цикласезонностьасинхронность притоков и оттоков денежных средствфинансовая неустойчивость. Рыночную позицию предприятий определяют два доминирующих фактора — обеспеченность сырьем и характер спроса, т. е. такие, на которые фирма может вырабатывать превентивные воздействия, опираясь на «слабые сигналы» об их динамике. Кроме того, на необходимость использования инструментов стратегического маркетингового планирования влияет то, что в числе приоритетов развития предприятий пищевой промышленности находятся не только экономические, но и социальные, а также наличие рыночных угроз деятельности во внешней среде.

8. В контексте исследования малых предпринимательских структур, преодоление угроз и реализация возможностей обусловлены качеством менеджмента малых предприятий, степенью вовлеченности всех работников в процесс принятия управленческих решений, т. е. от развития внутрифирменного интрапренерства. Именно интрапренерство может быть положено в основу модернизации управления малым бизнесом. Учитывая, что МП, прежде всего, является сферой возможной реализации интересов каждой отдельной личности, маркетинговые формы адаптации деловых процессов к быстро меняющимся требованиям рынка возможны вследствие развития внутрифирменного интрапренерства, которое, в свою очередь, может быть задействовано на основе эффективной мотивационной структуры работников. За счет последней преодолевается отчужденность работников от целей предприятия, и растет их удовлетворенность результатами.

9. Модернизация управления малым предприятием в пищевой промышленности должна происходить на основе продуктовой специализации и узконаправленного маркетинга. На внутриотраслевом уровне один из аспектов модернизации относится к продуктовым нишам с точки зрения как специализации, так и качества. Задачей маркетинга является адаптация возможностей стандартизированного производства к требованиям высокоспециализированных рынков, на которых конкурентоспособность определяется качеством, а не издержками. В одних случаях эта форма модернизации базируется на освоении новых технологий, в других — на совершенствовании процессов производства или улучшении информированности о сдвигах спроса на высокосегментированных рынках. Независимо от основы модернизации, она обусловливает повышение уровня благосостояния работников и эффективности малых предприятий, а также более высокую прибыльность.

10. Оценка результативности стратегий проводится по следующим направлениям: непротиворечивость маркетинговой стратегии общей стратегии развития предприятияадаптация стратегии к динамике факторов внешней среды, к рыночным угрозамобусловленность маркетинговой стратегии интрапренерским потенциалом предприятиясбалансированность маркетинговой стратегии, соответствие текущих затрат на маркетинг ожидаемой эффективностиприемлемость риска стратегии, наличие финансовых «подушек» для страхования и многовариантности расчетов программы. Критерии оценки эффективности стратегий в управлении малым предприятием раскрываются следующими параметрами: устойчивость сохранения рыночной нишиспособность обеспечить себя достаточной сырьевой базойувеличение доли затрат на обновление основных фондов.

11. Одной из подотраслей пищевой промышленности является кондитерская, которая представляет собой индивидуальное производство с высоким уровнем технологии и мощным энергетическим хозяйством. На данное время объем производства кондитерских изделий полностью обеспечивает потребности населения. Однако в подотрасли имеются проблемы, разрешение которых возможно на основе рационального ведения хозяйства при полном использование инструментов комплекса маркетинга и модернизации управления на предприятии.

12. Анализируя современное состояние кондитерской подотрасли определено, что среднегодовой рост производства за последние 6 лет составляет в среднем 6,2% и является бюджетообразующей отраслью страны. В то же время большое количество российских кондитерских фабрик имеют проблемы с реализацией выпускаемой ими продукции, низким процентом использования мощностей, в большей степени на малых предприятиях. Средний уровень морально и физически изношенного техники достигает 30%, большинство оборудования отработало несколько амортизационных сроков.

13. Российский рынок представляет собой развивающийся сегмент продовольственного рынка и характеризуется высоким уровнем конкуренции между участниками практически по всему спектру кондитерской продукции. На сегодняшний день производство на душу населения составляет 14,9 кг., потребление с учетом импорта на душу населения — 15,4 кг., а импорт кондитерских изделий составляет 12,5% к производству. При рассмотрении производства к розничной торговле кондитерскими изделиями выявлено, что ее доля составляет 63,2%. Экспорт российских кондитерских изделий составляет всего лишь 5,7% от производства, что является негативным фактором для отрасли. На сегодняшний день в кондитерской отрасли функционируют 1362 предприятий, из которых 80,2% малые, а производят они всего лишь 5% в натуральном выражении и 6%> в стоимостном от всего объема производства кондитерских изделий. Следовательно, дальнейшее развитие кондитерской подотрасли возможно через модернизацию малых предприятий пупем использования инструментов комплекса маркетинга и менеджмента.

14. России, как и любому государству присущи различные уровни развития регионов. Объектом нашего исследования являются малые кондитерские предприятия Краснодарского края. Интенсивность развития малого предпринимательства в регионе зависит от определенных условий, таких как объективные экономические факторы (емкость регионального рынка, транспортно-географическое положение территории, степень развития инфраструктуры и т. д.) и от личной активности субъектов. При анализе показателей кондитерской подотрасли в целом и малых предприятий в Краснодарском крае выявлено, что число действующих кондитерских предприятий составляет 75 штук, из которых 88% малые. Основная масса производства продукции приходится на крупные 85,6%, а только лишь 14,4%) производится малыми предприятиями. Одно малое предприятие в среднем выпускает 73,3 тонн кондитерских изделий на сумму 3,76 млн руб., соответственно средняя цена 1 т. кондитерских изделий составляет 51,2 тыс. руб. следовательно, необходимо развитие малых кондитерских предприятий в Краснодарском крае. Это возможно при модернизации производства и использования инструментов маркетинга в их общей стратегии, что в последствии даст возможность увеличить объемы производства и реализации продукции, выйти на новые сегменты рынка, утвердиться на свей нише рынка и вести рациональную ценовую политику.

15. В современной действительности малые кондитерские предприятия не могут, да и не хотят пассивно следовать требования рынка. Они всегда стараются воздействовать на него. Управлять рынком кондитерских изделий оно не может в силу действия объективных экономических законов, но формировать потребности и спрос оно в состоянии, и такую возможность ему предоставляет маркетинг, в арсенале которого имеется совокупность методов, средств, приемов и инструментов по активному целенаправленному формированию спроса. В данном случае имеется в ввиду ценовые и неценовые методы, целая система приемов сбыта, сегментирование рынка, поиск своей ниши рынка и успешная работа на эту нишу и т. д. специфика маркетинга в кондитерских предприятиях имеет свои особенности связанные, прежде всего, спецификой производства, что естественно необходимо учитывать в модернизации управлении и в повседневной работе. Одним из важнейших инструментов по повышению эффективности маркетинговой деятельности малых кондитерских предприятий является правильный выбор ценой политики. В связи с этим необходимо принимать меры в области ценообразования и составлять план ценовой политики. Необходимо определить каких целей оно хочет достичь посредством продажи продукта. Учитывать направления политики ценообразования при различных маркетинговых стратегиях и конкурентных позициях предприятия на рынке, конкретизироваться в выборе ценой стратегии.

16. Для того, чтобы добиться успеха в продвижении продукции на рынок менеджер должен знать, кому он пытается его продать. Кроме того, необходимо наладить контакты с этими людьми и привлечь их внимание. Для этого необходимо изучать рынок и правильно его сегментировать. Что является первым шагом в определении своей доли рынка. В работе представлена схема сегментации рынка кондитерских изделий, которая позволит определить на какую именно группу ориентировать производство и именно какую продукцию предлагать потребителям и в каком объеме. Помимо этого, необходимо найти свою нишу на рынке, то есть то узкое место, где предприятие не имеет конкурентов и может рассчитывать на коммерческий успех. Обычно она образуется на стыке двух или нескольких сегментов различных рынков. Для успешной работы на нишу рынка необходимо ряд условий в управлении, но прежде всего ее найти. Так же не маловажным значением для повышения функционирования малого кондитерского предприятия является применение новых методов сбыта, в частности применения сетевого маркетинга с учетом специфики кондитерского производства (одна цепочка дистребыоции, так как скоропортящаяся продукция).

17. Модернизацию управления малыми предприятиями кондитерской подотрасли возможно на основе маркетинговых стратегий. Маркетинговая стратегия — это выбор маркетингового комплекса, соответствие которых могут обеспечить максимальный эффект реализации кондитерской продукции. Выбор маркетингового комплекса связан с установлением оптимального сочетания его элементов. Одним из элементов маркетинговой стратегии может быть ориентация или акцентирование на качественные параметры кондитерской продукции. В данном случае использование различных видов жирозаменителей какао — масласнижение себестоимости путем использования дешевых источников сырьяулучшение качество внешнего вида упаковки кондитерских изделийпроизводство кондитерских изделий с позиции здорового питания. А так же использование иных инструментов маркетинга: использование скрытой рекламы для привлечения вниманияучастие в различных мероприятияхобновление фондов и т. д.

18. Оценка эффективности управления необходима для всех предприятий, в том числе и для малых, так как позволяют активно воздействовать на их текущее состояние и тенденции развития, устанавливать размеры и направления изменений, выявлять наиболее важные факторы роста, отслеживать и корректировать неуправляемые процессы, принимать решения об изменениях и прогнозировать их воздействие на ключевые параметры, а также составлять план дальнейшего модернизации. Оценка эффективности использования стратегий является обязательным условием функционирования и развития малых кондитерских предприятий. В основу эффективности использования стратегий в управлении лежит определение качества менеджмента, который в свою очередь включат в себя следующие виды эффекта: финансовыймаркетинговыйпотребительский. Эффективность управления характеризует результативность коммерческих операций и определяется суммой доходов или прибыли, соотносимых с объемом привлеченных ресурсов или затрат. Эта классическая формула применима как к управлению, так и к другим направлениям деятельности. Оценить эффективность использования стратегий и по результатам хозяйствования. Для оценки принятия управленческих решений используются абсолютные и относительные показатели. Абсолютные показатели делятся на количественные, качественные и издержек обращения. При оценке эффективности работы малого кондитерского предприятия можно использовать сводные таблицы с исходными данными и результатами расчетов.

19. Показатели оценки эффективности использованиях стратегий, на наш взгляд, нужно подразделять на показатели эффективности работы предприятия с поставщиками и покупателями, что позволит оценить эффективность проведения операций по закупке необходимого сырья и материалов для производства продукции и ее продаже. Кроме того, рекомендуемые ниже показатели для оценки эффективности работы с поставщиками и потребителями продукции можно рассчитать как по кондитерскому предприятию в целом за определенный период (за год), так для отдельных поставщиков к показателям эффективности работы с поставщиками можно отнести уровень охвата коммерческих предложений включающий: коэффициент выполнения договорных обязательствудельный вес поставок сырья в общей сумме поставокстепень развития прямых хозяйственных связейудельный вес поставок сырья и материалов повышенного качества удельный вес поставок сырья и материалов повышенного качества. К показателям эффективности работы малого кондитерского предприятия с потребителями относятся показатели, характеризующие процесс товародвижения на рынок (коэффициент звенности товародвиженияудельный вес товарных запасов, затратоемкость) и показатели характеризующие финансовые потоки (коэффициент оборачиваемости материальных оборотных средствкоэффициент оборачиваемости дебиторской задолженностивеличина чистой прибыли). Предложенная система показателей эффективности дает возможность правильно оценить состояние, измерить ее качественный уровень, выявить существенные недостатки в организации управления и использованные резервы и наметить пути совершенствования.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Л.И. Проблемы малого и среднего бизнеса в процессе реформирования российской экономики // Научные труды международного союза экономистов и вольного экономического общества России.- 1997. Т.4, с.34−39.
  2. В.А. Коммерция. Спб.: Из-во Михайлова В. А., 2000. — 475 с.
  3. Л. М. Кудинова Н.С. Производство кондитерских изделий детского и лечебной профилактики действия в г.Москве и ПП //Пищевая промышленность. 1998. № 5. С.32−34.
  4. Л. М. Кудинова Н.С., Кондитерская промышленность России // Пищевая промышленность. 1998. № 2. С. 18−20
  5. Л.М., Скокан Л. Е. Проблемы развития производства кондитерских изделий детского ассортимента в России // Пищевая промышленность. 1998. № 8. С.58−59.
  6. О.Д. Технология бизнеса Маркетинг: учебное пособие. — М.: Дело, 2000.-224 с.
  7. А.П. Организация и управление малым бизнесом. Учебное пособие/М.: Финансы и статистика, 2001.- 160 с.
  8. И. Стратегическое управление. Методика разработки плана маркетинга: Сер. «Практика маркетинга». 2-е изд, доп. М.: Фол пум, «Инфра -Студио», 1996.
  9. Д. Сетевой маркетинг: руководство для начинающих. / Пер. с англ. Егорова В. Н. М.: ФАИР-ПРЕСС, 2000. — 192с.
  10. Л.Е. Маркетинг. М.: ИНФРА-М, 2000. — 219с.
  11. М. Игра по мелкому. Малый бизнес «обложат» по новому, но только со следующего года, да и то не на долго. // Еженедельный журнал, № 13,9.04.2002.
  12. Е.В., Стоянова Е. С. Финансовое искусство коммерции. М.: Перспектива, 1995.- 154с.
  13. Е.В., Гольиер JI.3. Экономика, организация и планирование кондитерского производства. М.: Легкая и пищевая промышленность, 1983. — 256с.
  14. М.Ваханский О. С. Стратегическое управление: Учебник 2-е изд. перер. И доп. — М.: Экономистъ, 2004. — 269 стр.: ил.
  15. А. Этапы развития малого предпринимательства в России // ВЭ. 1996. № 7.
  16. О.С., НаумовА.И. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс: 2-е изд. учебник. М.: «Фирма Гардарика», 1996. -284 с.
  17. Л. О риске в торговле. // Торговля., 1996, № 1−6.
  18. Л., «Красный Октябрь» тянут в холдинг «Гонсикор» и правительство Москвы. // Русский Фокус, № 11,(1−7 апреля) 2002.
  19. В.Н. Роль торгово-промышленных палат в формировании первоначального капитала малого бизнеса в России. Автореф.дис.на соиск.уч.ст.канд.эк.наук.- Волгоград, 2001, — 23 с.
  20. В.В. Развитие предприятий хлебопекарной промышленности в регионах России. Автореф.дисс.на соиск.уч.ст.канд.экон.наук.- Волгоград, 2004.- 25 с.
  21. А.И., Пармененков H.H., Савина Р. В. Основы коммерческой деятельности. М.: МГУК, 2000. — 170с.
  22. Е.П., Голубкова E.H., Сенерин В. Д. Маркетинг выбор лучшего решения. — М.: Экономика, 1993. — 222с.
  23. В.Д. Маркетинг в Пищевой Промышленности и торговле. М.: ДеЛи Принт, 2001.-146с.
  24. В.Д., Маслюкова Е. А. Мониторинг кондитерских изделий в России. // Кондитерское производство, № 2, 2001.
  25. A.C. Стратегия повышения инвестиционной конкурентоспособности предприятий по переработке молока. Автореф.дисс.на соиск.уч.ст.канд.эк.наук.- Волгоград, 2004.- 23 с.
  26. A.B., Маелеиикова O.A., Донековва Е. В., Долгушин Н. К., Заверюха Э. Х., Ульянов Е. В. Экономика предприятий пищевой промышленности. 2-е изд., исправл. и донол. -М.: Агроконсалт, 2003.-615с.
  27. Госкомстат России. Основные показатели работы предприятий кондитерской промышленности. М.: Информационно-издательский центр статистика России, 2002. -1с., 2005. -1с.
  28. Гражданский кодекс Российской Федерации. Полный текст (часть 1 и часть 2) М.: издательство «АКАЛИС», 1996. — 448с.
  29. В.П. Экономика предприятия. М.: «Софит», 1994.-496 с.
  30. В.П., Грибов В. Д. Экономика предприятий: Учебное пособие. -М.: Финансы и статистика, 1997.
  31. В.П., Грибов В. Д. Экономика предприятия: Учебное пособие.-2-е изд. доп. М.: Финансы и статистика, 2001. — 208с.: ил.
  32. А.И., Лурье И. С. Технология кондитерских изделий.- М.: Дели принт, 2001. 206с.
  33. П. Рынок: как выйти в лидеры. Практика и принципы. М.: Бук Чембер Интернэшинл, 1992. — с.38
  34. А. Реверанс с подножкой. // Профиль, № 14, 8 апреля 2002.
  35. B.C. Стратегия бизнеса. Концепция и методы планирования: Учебн. пос. М.: Информационно — внедренческий центр «Маркетинг», 1998.
  36. Е.Ю. Потенциал холдингов в стабилизации продовольственного обеспечения региона. Автореф. на соиск.уч.ст.канд.экон.наук.- Волгоград, 2003.- 27 с.
  37. С.Б., Лобанов В. Б. Соя в кондитерском производстве // Пищевая промышленность, 1998. № 3. с.38−39.
  38. Л.И. Планирование на предприятии. Учебное пособие. -М.: ООО «Новое знание», 2001.
  39. Информационный Бюллетень АСКОНД Ассоциации предприятий кондитерской промышленности (выпускается Правлением АСКОНД). № 5, февраль 1999.- 18с.
  40. Информационный Бюллетень АСКОНД Ассоциации предприятий кондитерской промышленности (выпускается Правлением АСКОНД). № 8, ноябрь 2000.-20с.
  41. Информационный Бюллетень АСКОНД Ассоциации предприятий кондитерской промышленности (выпускается Правлением АСКОНД). № 15, февраль 2002. 24с.
  42. Информационный Бюллетень АСКОНД Ассоциации предприятий кондитерской промышленности (выпускается Правлением АСКОНД). № 20, март 2003.-38с.
  43. Я.Я. Региональный механизм программно-целевого регулирования малого предпринимательства. Автореф.дис.на соиск.уч.ст.канд.эк.наук.- Волгоград, 2003.- 25 с.
  44. В.Г., Бондаренко А. Г. Пищевая промышленность: итоги 2001 года. // Пищевая промышленность, № 5, 2002.
  45. В., СерегинС. Пищевая промышленность в 2003 г.: итоги, перспективы // Экономист № 6, 2004. 96с.
  46. Е.В. кондитерская промышленность: обзор рынка и состояние отрасли.// ЭКО № 4, 2003. 192с.
  47. В.Н. Выбор целевого рынка. // Маркетинг, № 3, 1994. с. 6171.
  48. В.А. Формирование микросреды предприятий кондитерской промышленности. Автор, диссер. на соиск. учен. степ, к.э.н. -М.: Издательский комплекс МГУПП, 2002. 25с.
  49. Кашка 3. Сошлись на малом.// Ведомости, 11 апреля 2002.
  50. М.Б. Основные направления развития производства продовольственных товаров на период до 2005 г. М.: «АгриПресс ЛТД», 1998.
  51. В.В. Научно-методические аспекты повышения эффективности управления предприятиями пищевой промышленности в условиях рыночной экономики (дис. на соис. к.э.н.). 2001. 143с.
  52. А., Колесникова Л. Малый и средний бизнес: эволюция понятий и проблема определения // ВЭ. 1996. № 7.
  53. Колесникова Н. А Финансовый и имущественный потенциал региона: опыт регионального менеджмента. М.: Финансы и статистика, 2000. — 240с.
  54. Кондитерская промышленность России проблем больше, чем решений // Пищевая промышленность. 1998. № 12. с 4−5.
  55. В.И., Хохлов С. Н. Управление региональной экономикой в условиях рынка: Учебное пособие для вузов. / Под ред. Персианова В. А. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. — 64с.
  56. Ф. Управление маркетингом. Сокр.пер. с англ. М.: Экономика, 1990.
  57. Л.А. Риск деятельности торгового предприятия и методические подходы его оценки. // Весник КГТЭУ. Серия экономика, 1998, № 1
  58. Ламбен Ж.-Ж. Стратегический маркетинг. Европейская перспектива. Спб.: Наука, 1996. -589с.
  59. Лягу нова Г. Реформа в пользу машлх. // КоммерсаЕЕтъ ВЛАСТЬ, № 14, 16 апреля 2002.
  60. Малое предпринимательство в России. СтатЕЕСтЕЕчеекЕЕЙ сборник./ Госкомстат Россееи. М., 2001. — 168с.
  61. Малое иредприЕЕЕЕмательство в России. Статистический сборЕЕИк./ PoccTaTEicTEEKa. М., 2004. — 158с.
  62. Малые предпрЕЕятЕЕя: оргаш1заЕЦЕя, экономика, учет, еезлоги. Учебное пособие для вузов / Под ред. Горфинкеля В. Я., Швандера А. Ш. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. — 357с.
  63. Малый бЕЕЗнес Россееи состояЕЕие, проблемы и перспектЕЕВы. АналЕЕТЕЕческЕЕЙ обзор. — М., 1996. — с. 14.
  64. Е.И., Филатов O.K. Экономика предприятЕЕЙ ПЕ1щевой промыЕЕшенностЕЕ. М.: ГумаЕЕ. центр Монолеет, 1999. — 480с.
  65. МеЕЕеджмент малого бизнеса: Учс6неек / Под ред. Проф. М.М. МаксЕЕМова ее проф. В.Я. ГорфЕЕЕЕкеля. М.: Вузовский учебник, 2004. — 269 с.
  66. А. СладкЕЕе грезы «ГоЕЕсиенкор-ХолдЕЕЕЕга». // ФЕЕЕЕаЕЕсовая Россия, № 14, апрель 2002.
  67. A.B. Моделирование инновационных процессов на локальных рынках потребительских товаров. Автореф. на соиск.уч.ст.канд.экон.наук.- Волгоград, 2004.- 27 с.
  68. O.A., Щербакова В. В. Коммерческая деятельность проЕЕЗводстЕзенных предприятий (фирм).- СПб., 1999. -416с.
  69. Организация внутрифирменного бюджетироваЕЕПЯ и фЕЕнансового планированЕЕЯ. Методическое пособие. / Под ред. В. Е. Хруцкого. М.: ЦеЕЕтр международного бизнеса и регионального развития при АНХ, 1998.
  70. Л.В., И.М. Синяева. Основы коммерческой деятельности. Практикум: Учебное пособие для вузов. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997. -215с.
  71. Л.В., Синяева И. М. Основы коммерческой деятельности: Учебное пособие для вузов, 2-е изд., пепераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА., 2000. -623с.
  72. Л.В., Синяева И. М. Основы коммерческой деятельности: Учебное пособие для вузов.- М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997. 324с.
  73. Д. Завоевание пространства: как это делается у нас в «Хыолет-Паккард» / Пер. с англ. Спб.: Азбука-Тера, 1997. — 208с.
  74. Ф.Г., Серегина Т. К. Коммерческая деятельность: Учебное пособие для вузов, 4-е изд., перераб. и доплн. М.: Информационно-внедренческий центр Маркетинг, 2000. — 580с.
  75. Е.П. Стратегическое и внутрифирменное планирование на предприятиях пищевой промышленности на основе концепции денежного потока. Автореф.дисс.на соиск.уч.ст.канд.экон.наук.- Волгоград, 2004.- 25 с.
  76. В.И., Усов В. В. Практические основы предпринимательства. М.: ИВЦ «Маркетинг», 1998.- 108с.
  77. О.В., Аниськова О. Г. Стратегия коммерческой деятельнгости предприятий розничной торговли. -М.: Изд. Центр «Маркетинг», 2002.
  78. Пищевая промышленность России в условиях рыночной экономики. / Под ред. Е. И. Сизенко. М.: Пшцепромиздат, 2002. 629с.
  79. Пищевая промышленность РФ в условиях рынка // Под. ред. Е. И. Сизенко. М.: АгроНИИТЭИПП, 1997.
  80. П., Зозулюк А. Предпринимательские риски и управление ими. // РЭЖ. — 1997. № 9.
  81. Ф.П. Коммерческая деятельность. М.: ИНФРА-М, 2000. -248с.
  82. Предпринимательство: Учебник для вузов / Под ред. проф. Горфинкеля В. Я., проф. Поляка Г. Б., проф. Швандера В. А. М.: ЮНИТИ, 2000−475с.
  83. О.Р. Формирование конкурентной среды в торговле: Дис. кан. экон. наук: 08.07.05., Львов, 1999.
  84. Регионы России: статистический сборник в 2-х т.- т.1. / Госстандарт России. М.: Госстандарт России, 2001. — 615с.
  85. Реформирование предприятий: концепция, модель, программа.- М.: КОНСЭКО, 1998.- 96с.
  86. А.Н., Корлюгов Ю. Ю., Красильников С. А. и др. -Маркетинг. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1996.- 556с.91.Российский стат2004
  87. Россия 2002: Статистический справочник. / Госкомстат России. М., 2002. — 50с.
  88. З.П. Общее управление организацией. Теория и практика: учебник. М.: ИНФРА-М, 2001, — 304с.
  89. Т. Ф., Чешинский Л. С. Экономика предприятия по хранению и переработке зерна. Микроэкономика. Макроэкономика: учебник для вузов.- М.: гуманитарный центр «Монолит», 1999.-696с.
  90. Т.Ф. Большой коммерческий словарь.- М.: Редакция Война и мир, 1996.-400с.
  91. Т.Ф. Экономическая безопасность: продовольственная безопасность. Термины и определения. М.: Пищевая промышленность, 2001.-336с.
  92. Т.Ф., Куделя А. Д. Организация управления рынком зерна и хлебопродуктов.- М.: Хлебоинформ, 1998. 848с.
  93. В.Н. Пищевая промышленность России на весах продовольственной безопасности. // Пищевая промышленность, № 6, 2001. -120с.
  94. В.Н., Корягина Л. Е. Развитие предприятий III сферы АПК в условиях становления рыночных отношений (кондитерская, пищеконцентратная и чайная промышленность).- М.: РАМА, 1995.
  95. И.С. Экономика предприятий. М.: Финансы и статистика, 1997.
  96. З.Г., Драгилев Л. И. Особенности технологии производства кремосбивных конфет на новом жире. // Пищевая промышленность. 1998. № 2. с.22−24.
  97. З.Г., Драгилев Л. И. Преимущество применения нового растительного жира в производстве кремовых конфет. // Пищевая промышленность, 1998. № 3. с.43−44.
  98. З.Г., Драгилев А. И. Эффективность применения растительных жиров KOA3ABP-32 и БСН-32 в производстве мучных кондитерских изделий // Пищевая промышленность. 1998. № 5.
  99. И. А,. Белолипецкая Е. С., Егоров Ю. И. и др. Планирование на пищевых предприятиях. М.: 1997.
  100. Статистический сборник. Госстатистика. М.: Госкомстат России, 2004.-725с.
  101. Статистическое обозрение. Ежеквартальный журнал Госкомстата России, № 1(40). 2002. — 68с.
  102. Стратегия развития предпринимательства в реальном секторе экономики.- М.: Наука, 2002.- 448 с.
  103. В.А. Коммерческая деятельность товаропроизводителя. -М.:ХОРС, 1998.-214с.
  104. C.B. Стратегическое планирование конкурентоспособности промышленного предприятия. Автореф. на соиск.уч.ст.канд.экон.наук.- Волгоград, 2003.- 28 с.
  105. Е. У малого предпринимательства большие проблемы // РЭЖ. 1993. № 7.
  106. В., Баумгертнер В. Маркетинговая концепция интрапренерства в системе предпринимательства // Маркетинг. 1998. № 2.
  107. Н.С., Косикова Ю. А. Продвижение кондитерской продукции на рынке // Пищевая промышленность. 1998. № 10. С.9−10.
  108. С.Г., Семенов B.B. стратегия выживания: инструменты стратегического контроллинга в системе управления предприятием // Ж. — российское предпринимательство 2000, № 12.
  109. Федеральный закон о государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации. М.: «Ось-89», 1997, (от 12.05.97.).
  110. O.K., Маргулис Е. И., Рябова Т. Ф. Экономика предприятий пищевой промышленности. Учебник для вузов 2-е изд. испр. и доп. — М.: «Гуманитарный центр монолит», 2001, 496с.
  111. Л. Интрапренерство в хозяйственных организациях // Проблемы теории и практики управления. 1995. — № 4. — 78с.
  112. Фуналова 10., Шепелин И. Самые полезные люди для бизнеса. // Коммерсантъ деньги, № 14, 2002 (тематические страницы).
  113. А. Курс предпринимательства: Практическое пособие. Пер. с англ. М.: Международные отношения, 1993. — 352с.
  114. В.Е., Корнеева И. В. Современный маркетинг: настольная книга. Учебное пособие-2-е изд., перераб. и дополн. М.: Финансы и статистика, 2002, — 528с.: ил.
  115. М. Факторы выбора стратегии предприятия. // Вестник Московского университета. Серия 6 Экономика, 1999, № 3.
  116. JI.B. Социально экономические аспекты оценки конкурентосособности субъектов рынка (на примере потребительской кооперации): Дис. кап. экон. наук: 08.00.05., Гомель, 1998.
  117. A.A. Оценка эффективности управления предприятием малого бизнеса. // Тезисы доклада. Пищевая промышленность на рубеже третьего тысячелетия. М.: МГТА, 2000.
  118. A.B. Пути повышения эффективности управления предприятиями пищевой промышленности в условиях рынка. //Тезисы доклада. Пищевая промышленность на рубеже третьего тысячелетия. М.: МГТА, 2000.
  119. JI.C. Стратегия развития экономической системы.: Учебное пособие-М.: Пищевая Промышленность, 1998.-208с.
  120. Ф.И., Нечипоненко B.C. Государственная поддержка предпринимательства в России. М.: Экономика, 1997.
  121. В.А. Кондитерская промышленность России: состояние, проблемы, перспективы. // Кондитерская промышленность, № 1, 2001.
  122. A.B., Курова Т. П. Экономика малого предпринимательства. Учебн. пос. М.: Издательско-книжный центр «маркетинг», МУПК, 2001. -124с.
  123. X. Практика маркетинга для малых и средних предприятий. / Пер. с нем. М.: Республика, 1995.
  124. Т. Ориентир прибыль. // Экономическая газета. Ваш партнер. 1994. № 13.
  125. А. Законодательность и развитие малого бизнеса в регионах. // Современные тенденции развития Малого предпринимательства в России. М., 2001.
  126. А. Становление системы поддержки малого предпринимательства в России // РЭЖ.- 1997.- № 5,6.
  127. Дж. Р., Берман Б. Маркетинг. М.: Экономика, 1993, 335с.
  128. Экономика и организация рыночного хозяйства. Учебное пособие.- М.: Луч, 1995.- 325 с.
  129. Энциклопедический словарь предпринимателя. / Сост. Синельников С. М., Соломоник Т. Г., Янборисова Р. В. Спб.: «Алга — фонд», «Лаке», 1992. — с.137−138.
  130. Н.Д. Маркетинг. Принципы и технология маркетинга в свободной рыночной системе: Учебное пособие для вузов. М.: банки и биржи, ЮНИТИ, 1998. — 255с.
  131. А. Риски в деятельности предприятия. // Маркетинг, 2000, № 6 (55).
  132. Л.М. Реструктуризация предприятия: взгляд изнутри. // Пищевая промышленность. № 1, 2000.
  133. Анализ развития современной теории цепы См., например, у J. Presfeorie, in: Vahlenskompendium der Wirtschabtstheorie u. Wirtschabts-politic, B.2- Vahlen- Muenschen. 1981, s 60−111.
  134. Storey M. Inside Fastest Crowinq companies. P. 171.
Заполнить форму текущей работой