Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Использование информационных технологий как средства формирования профессиональной компетентности курсантов военных вузов

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Теоретическая значимость исследования заключается в уточнении понятия «профессиональная компетентность будущего военного специалиста» применительно к процессу ее формирования в условиях вузаразвитии теоретических основ формирования профессиональной компетентности у будущих военных специалистов при изучении в вузе специальных дисциплинполучении новых знаний в области педагогического… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У БУДУЩИХ ВОЕННЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ В ВУЗЕ
    • 1. 1. Профессиональная компетентность военного специалиста как психолого-педагогический феномен
    • 1. 2. Сущность, структура и критериальные характеристики сформи-рованности профессиональной компетентности у будущих военных специалистов при изучении специальных дисциплин
    • 1. 3. Технологический подход к обучению как средство формирования в вузе профессиональной компетентности у будущих военных специалистов
  • Выводы к первой главе
  • ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ КУРСАНТОВ ВОЕННЫХ ВУЗОВ СРЕДСТВАМИ ИНФОРМА-, ЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
    • 2. 1. Проектирование и конструирование дидактического комплекса информационного обеспечения специальной учебной дисциплины
    • 2. 2. Управление познавательной деятельностью обучающихся средствами профессионально-ориентированной технологии обучения
    • 2. 3. Экспериментальная оценка реализации профессионально-ориентированной технологии обучения в процессе формирования профессиональной компетентности у будущих военных специалистов в вузе

Использование информационных технологий как средства формирования профессиональной компетентности курсантов военных вузов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Информатизация как процесс перехода к информационному обществу коснулась всех сфер человеческой деятельности. Объем мирового рынка информационных технологий ежегодно возрастает. Свободный доступ к информации становится важнейшей чертой демократического общества. Уровень развития государства теперь непосредственно связан с проникновением информационных технологий во все сферы жизни. В то же время информатизация, в основе которой лежит быстро усложняющаяся техника и соответствующие ей технологии, может стать и препятствием развитию общества из-за возникающего информационного неравенства. Поэтому принципиально важна опережающая информатизация образования как основа развития интеллектуального потенциала страны.

Информатизация оказывает значительное влияние на образование, которое перестает быть средством усвоения готовых общепризнанных знаний" и превращается в способ информационного обмена личности с окружающими людьми, обмена, который предполагает не только усвоение, но и передачу, представление, генерирование информации в обмен на полученную. Это превращение предполагает глубокое изменение подходов к содержанию образования на основе изучения новых технологий обучения, которые становятся средствами предъявления, обработки и усвоения информации. Существует и обратное влияние, когда знание данных технологий, умелое их использование создают реальные возможности для включения в подготовку специалиста принципиально иного содержания, ранее недоступного для применения в процессе обучения.

Осуществление социальных и экономических реформ сделало необходимым и возможным построение в Российской Федерации информационного общества, что ставит перед системой образования задачу формирования информационной культуры у всех граждан страны и делает информатизацию отрасли одним из важнейших направлений реформы образования. Поиск оптимальных путей компьютеризации в сфере образования и педагогической науке в настоящее время привлекает повышенное внимание не только ученых: педагогов, психологов, дидактов, методистов, специалистов по вычислительной технике и информатике, но и многочисленных практических работников системы образования (Ю.С. Брановский, В. А. Каймин, А. Г. Кушнеренко, Ю. К. Кузнецов, Ю. А. Первин, А. А. Самарский, Н. И. Пак, Б. С. Гершунский, А. Г. Гейн, Г. В. Рубина, Я. А. Ваграменко, М. П. Лапчик и ДР-).

Современный этап общественного развития России характеризуется возрастанием совокупности внешних и внутренних угроз национальным интересам и военной безопасности Российской Федерации. Приоритетным направлением политики, проводимой руководством страны, является обеспече-* ние надежной защиты жизненно-важных интересов государства на основе качественного совершенствования состава, оперативного построения, боеспособности и боеготовности группировок войск и сил флота, функциональную основу которых составляют военные специалисты. Добиться желаемого результата можно лишь, внедряя высокие технологии в профессиональную деятельность военнослужащих, в том числе и информационные технологии.

Изучение монографической литературы, диссертационных исследований, анализ материалов конференций, изучение опыта решения задач подгони товки высоко профессиональных офицерских кадров выявили следующее.

Во-первых, в последнее десятилетие в силу целого комплекса причйн увеличивается разрыв между уровнем подготовки военных специалистов высшей школы и требованиями, которые предъявляют к ним войска. При этом добиться кардинальной перестройки системы подготовки военных специалистов можно лишь за счет преодоления противоречия между существующими возможностями образовательной системы вуза и динамично возрастающими требованиями к уровню профессиональной компетентности выпускников. Во-Ф вторых, опыт работы военных вузов свидетельствует, что в установленные сроки обучения (5 лет) полно и качественно реализовать образовательные программы при возрастающем объеме учебного материала весьма затруднительно. Речь идет о тенденции постоянного уплотнения знаний. Сегодня данный процесс развивается высокими темпами, но пока не охватывает всех необходимых разделов военного образования, носит стихийный характер. При этом следует констатировать, что для решения проблемы повышения качества профессиональной подготовки в высшей военной школе методология до конца еще не выработана. В-третьих, в системе профессиональной подготовки военных специалистов недостаточное внимание уделяется использованию информационных технологий обучения. По мнению ученных A.A. Андреева, Ю. С. Брановского, А. И. Каменева, O.A. Козлова, В. А. Костина, П. И. Образцова и других, применение информационных средств учебного назначения не носит интегрированного характера и не имеет единой организационной основы в рамках использования профессионально-ориентированных технологий обучения. В-четвертых, практическая составляющая подготовленности выпускников военных вузов, формируемая в ходе изучения специальных дисциплин, развита слабо. Причиной этого является недостаточное использование активных методов обучения, позволяющих курсантам и слушателям в более короткие сроки овладевать необходимыми умениями и навыками, формировать у них профессионально значимые качества.

В современных условиях цели высшего военного образования сводятся не к подготовке узких специалистов для конкретной области деятельности, а к развитию личности военнослужащего, повышению его профессиональной компетентности. К настоящему времени в России и других странах проведен ряд серьезных исследований, посвященных раскрытию многообразных аспектов процесса подготовки будущих специалистов в различных областях профессиональной деятельности, в том числе в военной сфере. Широко известны труды отечественных педагогов и психологов Ю.К. Ба-банского, Ю. С. Брановского, В. П. Беспалько, Т. В. Габая, П. Я. Гальперина, Б. С. Гершунского, A.M. Довгяло, Б. М. Кедрова, Н. В. Кузьминой, Н.Ф. Мас-ловой, Е. И. Машбица, Н. И. Монахова, О. П. Околелова, И. В. Роберт, А. Я. Савельева, H.A. Селезневой, Н. Ф. Талызиной, O.K. Тихомирова ц многих других. Большой интерес представляют работы ученых A.A. Андреева, A.B.

Барабанщикова, В. И. Вдовюка, В. В. Гусева, В. Н. Герасимова, В.П." Давыдова, Ю. М. Дубинского, А. Н. Зельницкого, В. А. Костина, И. А. Липского, В. Г. Михайловского, П. И. Образцова, А. Н. Охлопкова, В. А. Петрова, Э.Г. Ски-бицкого и других.

Однако, несмотря на огромный интерес исследователей, проблема формирования профессиональной компетентности у будущих военных специалистов в вузе остается весьма актуальной.

Таким образом, в настоящее время существует потребность в разрешении объективно сложившегося противоречия между необходимостью формирования профессиональной компетентности у будущих военных специалистов в вузе при изучении специальных дисциплин и ограниченными возможностями ее удовлетворения путем использования традиционных дидактических средств и моделей обучения курсантов и слушателей.

С учетом необходимости разрешения этого противоречия была выбрана тема исследования, проблема которого сформулирована следующим образом: каковы педагогические условия, способствующие формированию профессиональной компетентности курсантов военных вузов средствами информационных технологии. Решение этой проблемы составляет цель исследования.

Объект исследования — профессиональная компетентность курсантов военного вуза.

Предмет исследования — процесс формирования профессиональной компетентности курсантов военных вузов средствами применения информационных технологии обучения. ф.

В соответствии с целью, объектом и предметом исследования сформулированы следующие задачи:

1. Раскрыть сущность, содержание и структуру профессиональной компетентности выпускника военного вуза.

2. Определить критерии, показатели и уровни сформированности профессиональной компетентности у курсантов вуза.

3. Разработать концептуальную модель формирования профессиональной компетентности у курсантов военного вуза на основе применения информационных технологии обучения.

4. Выявить и экспериментально проверить педагогические условия формирования профессиональной компетентности у будущих военных специалистов средствами информационных технологии обучения в процессе изучения специальных дисциплин.

Гипотеза исследования основана на предположении о том, что формирование профессиональной компетентности у будущих военных специалистов обеспечивается за счет усиления их мотивации в профессиональной подготовке и перевода профессиональной компетентности в субъективную потребность и цель будущей деятельности. Эффективность данного процесса может быть значительно повышена, если:

— сформирована готовность преподавателей и обучающихся к практил ческому применению информационных технологий обучения;

— применяется диагностика и мониторинг процесса профессионального становления будущих военных специалистов;

— обеспечено дидактическое проектирование, конструирование и реализация профессионально-ориентированных информационных технологий обучения на основе моделирования профессиональной деятельности военного специалиста с учетом квалификационных требований к военно-профессиональной подготовки выпускников ГОС ВПО;

— в вузе создана технологическая инфраструктура применения в процессе обучения информационных средств и информационной продукции учебного назначения;

— осуществляется целенаправленное управление познавательной деятельностью обучающихся как на этапе проведения плановых учебных занятий, так и в период их самостоятельной работы с использованием дидактического комплекса информационного обеспечения.

Методологическую основу исследования составляют ведущие методологические принципы, важнейшие философские положения о природе и сущности человеческой деятельности, ее целесообразности и творческом характере, о единстве теории и практики, о соотношении человека и техники, специальной роли информации в педагогическом процессе, ее всеобщем и опережающем практику характере. Методологическими ориентирами исследования избраны: системный анализ, обеспечивающий исследование процесса подготовки военных специалистов как целостности, отражающей внутреннее единство образования (системность, структурность, устойчивость, обособленность, самостоятельность, специфическое качество) — системно-деятельностный, личностно-ориентированный и технологический подходы к процессу обучения в целом и к отдельным его компонентам.

Теоретическим фундаментом исследования выступают: системный анализ педагогических явлений (С.И. Архангельский, A.B. Барабанщиков, М. А. Вейт, В. И. Вдовюк, В. Н. Герасимов, В. П. Давыдов, В. В. Краевский, Н. В. Кузьмина, М. Н. Скаткин и др.) — личностно-ориентированный подход к профессиональной подготовке специалиста (В.В. Давыдов, И. А. Зимняя, В. П. Зинченко, А. Н. Леонтьев, C.B. Панюкова, С. Л. Рубинштейн и др.) — системно-деятелъностный и контекстный подход к определению конечных целей профессиональной подготовки специалистов (A.A. Вербицкий, B.C. Леднев, A.M. Матюшкин, М. И. Махмутов, И. Я. Лернер, В. Д. Шадриков и др.) — технологический подход к организации образовательного процесса (В.П. Беспалько, М. В. Кларин, В. А. Сластенин, П. И. Образцов, В.Л. Шату-новский, Л. И. Фишман и др.) — информатизаця образовательного процесса в высшей школе (Б.С. Гершунский, Ю. М. Дубинский, В. П. Боголюбов, Ю. С. Брановский, O.A. Козлов, П. И. Образцов, О. П. Околелов, И. В. Роберт, A.A. Слободянюк, В. Ф. Шолохович и др.) — педагогическое моделирование образовательных систем (A.A. Андреев, В. П. Беспалько, Ю. К. Бабанский, Н. Ф. Маслова, А. И. Субетто, и др.) — диагностико-прогностический подход к разработке и функционированию системы контроля качества подготовки специалистов в вузе (B.C. Аванесов, З. Д. Жуковская, A.C. Маркова, В. П. Мизинцев, H.A. Селезнева и др.) — концепции профессионального становления военнослужащего (A.B. Барабанщиков, В. И. Вдовюк, В. Н. Герасимов, П. Н. Городов, В. П. Давыдов, Л. Ф. Железняк, В. Н. Иванов, П. А. Корчемный, И.Д. Ла-данов, М. А. Лямзнн, В. Г. Михайловский, Н. П. Рапохин, О.Х. А. Рахимов, П. В. Сергиенко и др.) — теория поэтапного формирования умственных действий и программированного обучения (П.Я. Гальперин, А. А. Золотарев и др.).

Для достижения цели, решения задач исследования и проверки гипотезы использовались следующие методы исследования: общетеоретические методы познания (анализ, синтез, аналогия, сравнение, сопоставление, обобщение, классификация, систематизация, типизация, моделирование и др.) — общепедагогические методы (анализа документов и литературных источников, беседы, опрос, интервьюирование, анкетирование, изучение результатов деятельности, обобщение опыта и независимых характеристик, констатирующего и сравнительного педагогических экспериментов и др.) — прогности-ческо-верификационные методы (экспертные оценки, индивидуальная и коллективная экспертиза, публикационный метод, обсуждение в форме конференций, научно-методических семинаров) — методы математической статистики и др.

Организация и этапы исследования. Экспериментальной базой исследования явился Ставропольский Военный Институт Связи ракетных войск. Сбор дополнительного исследовательского материала осуществлялся в Ставропольском государственном университете. Исследованием было охвачено 32 человека профессорско-преподавательского состава и 270 курсантов, слушателей и студентов вуза.

Исследование проводилось на протяжении четырех лет в несколько взаимосвязанных этапов.

На первом этапе (январь — июль 2002 г.) изучалось состояние проблемы формирования профессиональной компетентности военных специалистов в вузе при изучении специальных дисциплин, определялись цель, задачи и основные направления исследования. В результате этой работы были определены исходные параметры исследования, его объект, предмет, границы, гипотеза, методология и методика, понятийно-категориальный аппарат. Отдельные положения и выводы подвергались анализу в течение всей последующей работы, вносились соответствующие коррективы.

На втором этапе (август 2002 г. — январь 2003 г.) разрабатывались теоретические основы применения в образовательном процессе военного вуза информационных средств и информационной продукции учебного назначения при изучении специальных дисциплин. На этом же этапе исследовалась проблема подготовленности профессорско-преподавательского и курсантского состава, а также инфраструктуры и материально-технической базы вузов к применению в обучении информационных профессионально-ориентированных технологий обучения, способствующих формированию профессиональной компетентности военных специалистов.

Главной целью третьего этапа (февраль 2003 г. — август 2004 г.) являлась разработка и теоретическое обоснование методики проектирования и реализации в военном вузе профессионально-ориентированной технологии обучения, ее основных компонентов — информационного (создание дидактического комплекса информационного обеспечения специальной дисциплины) и технологического (описание технологии обучения на уровне технологической карты).

На четвертом этапе (сентябрь 2004 г. — январь 2005 г.) осуществлялась экспериментальная апробация профессионально-ориентированной технологии обучения в образовательном процессе военного вуза. Результаты педагогического эксперимента послужили основой для выявления, обоснования и проверки организационно-педагогических условий формирования профессиональной компетентности у будущих военных специалистов при изучении в вузе специальных дисциплин. Здесь же проводилась обработка, обобщение л и систематизация результатов экспериментальной работы, коррекция и уточнение основных положений исследования, оформление диссертации. Научная новизна исследования состоят в следующем: — конкретизированы сущность и содержание профессиональной компетентности будущего военного специалиста;

— разработана психолого-педагогическая модель формирования профессиональной компетентности курсантов военного вуза;

— определены и обоснованы дидактические критерии и уровни сфор-мированности профессиональной компетентности у курсантов военного вуза;

— спроектирована и экспериментально реализована в учебном процессе вуза модель с использованием новых информационных технологий, способствующая формированию профессиональной компетентности у будущих военных специалистов;

— определены и конкретизированы цели, функции, структура и состав дидактического комплекса информационного обеспечения и технологической карты специальной дисциплины;

— опытно-экспериментальным путем выявлены, обоснованы и проверены педагогические условия, способствующие формированию профессиональной компетентности у курсантов и слушателей в вузе при изучении специальных дисциплин средствами профессионально-ориентированных информационных технологий обучения.

Теоретическая значимость исследования заключается в уточнении понятия «профессиональная компетентность будущего военного специалиста» применительно к процессу ее формирования в условиях вузаразвитии теоретических основ формирования профессиональной компетентности у будущих военных специалистов при изучении в вузе специальных дисциплинполучении новых знаний в области педагогического проектирования, конструирования и применения в учебном процессе вуза профессионально-ориентированной технологии обучения по специальным дисциплинам, касающихся уточнения и развития методики отбора и структурирования содержания учебного материала, определения диагностических целей обучения, описания дидактического процесса в виде пошаговой, поэтапной последовательности действий педагога и обучающихся, обоснования функций, состава и структуры дидактического комплекса информационного обеспечения и технологической карты специальной дисциплины, раскрытия особенностей их использования с целью формирования профессиональной компетентности у будущих специалистов в области автоматизированных систем боевого управления и связи.

Практическая значимость исследования состоит в том, что теоретические положения и выводы создают предпосылки для успешного решения проблемы формирования профессиональной компетентности у будущих военных специалистов в условиях вуза и могут быть использованы для этих целей в других учебных заведениях системы высшего военного профессионального образования. Разработанные практические рекомендации для преподавателей по проектированию, конструированию и реализации в образовательном процессе вуза профессионально-ориентированной технологии обучения могут быть использованы для разработки и создания в учебных заведениях России современных моделей подготовки специалистов. Спроектированная в рамках исследования профессионально-ориентированная технология обучения для изучения курса «Автоматизированные комплексы средств, боевого управления и связи подвижных пунктов управления РВСН», базирующаяся на применении дидактического комплекса информационного обеспечения и технологической карты, может быть применена для повышения качества профессиональной подготовки обучающихся в системах открытого и дистанционного образования.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обусловлены четкостью исходных методологических принципов и методов познания исследуемого процессаприменением апробированной методики, адекватной целям, задачам и логике исследованиярепрезентативностью эмпирических результатов, опытно-экспериментальным подтверждением правомерности теоретических выводов и практических рекомендацийвоспроизводимостью и использованием полученных результатов в педагогической практике военных и гражданских вузов.

На защиту выносятся следующие основные положения.

1.Содержание профессиональной компетентности будущего военного специалиста применительно к процессу ее формирования в условиях вуза определяется целями, задачами, характером деятельности офицера и включает в себя профессиональную теоретическую и практическую подготовленность, а также способность к решению исполнительских и творческих задач, выполнению обязанностей по прямому должностному предназначению, иными словами — систему профессионально значимых качеств, профессиональных позиций, акмеологических инвариантов и психологических особенностей, необходимых выпускнику военного вуза для успешной реализации профессиональных функций.

2. Формированию профессиональной компетентности у будущего военного специалиста в вузе способствует применение профессионально-ориентированной технологии обучения, основанной на использовании дидактического комплекса информационного обеспечения специальной дисциплины. В его состав интегрируются прикладные педагогические программные продукты, базы данных и знаний соответствующей предметной области, а также совокупность дидактических средств и методических материалов, всесторонне обеспечивающих и поддерживающих профессионально-ориентированную технологию обучения, способствующую формированию у курсантов и слушателей профессиональных знаний, навыков и умений.

3. Профессионально-ориентированная технология обучения специальной дисциплины может быть реализована в виде технологической карты, представляющей собой своего рода паспорт проекта учебного процесса, в котором целостно и емко представлены главные его параметры: диагностическое целеполаганиелогическая структура обучениядозирование материала и контрольных заданийописание дидактического процесса в вида пошаговой, поэтапной последовательности действий педагога и обучающихся с указанием очередности применения соответствующих элементов дидактического комплексасистема контроля, оценки и коррекции.

4. Организационно-педагогическими условиями, способствующими успешному формированию профессиональной компетентности у будущих военных специалистов в вузе при изучении специальных дисциплин, являются:

— дидактическое проектирование, конструирование и применение профессионально-ориентированной технологии обучения, реализованные на основе моделирования профессиональной деятельности военного специалиста;

— использование своевременной и качественной диагностики и мониторинга сложившегося уровня профессиональной компетентности у курсантов и слушателей;

— целенаправленное управление познавательной деятельностью обучающихся как на этапе проведения плановых учебных занятий, так и в период их самостоятельной работы с использованием дидактического комплекса информационного обеспечения;

— подготовка преподавателей и обучающихся к практическому применению профессионально-ориентированной технологии обучения, формирование у них для этого положительной мотивации;

— создание в вузе технологической инфраструктуры применения в процессе обучения информационных средств и информационной продукции учебного назначения.

Апробация и реализация результатов исследования. В процессе исследования основные положения и выводы диссертационной работы докладывались, обсуждались и одобрены на всероссийских и межвузовских научных конференциях, они представлены в трех отчетах по НИР. Результаты исследования используются преподавателями специальных дисциплин в учебном процессе Ставропольского Военного Института Связи ракетных войск, других военных и гражданских вузов, что подтверждено соответствующими документами.

Структура диссертации отражает логику исследования. Она включает введение, две главы, заключение, библиографический список использованной литературы, 7 таблиц, 23 рисунка, 12 приложений.

Выводы, сформулированные на основе результатов исследования, позволили предложить следующие практические рекомендации по формированию профессиональной компетентности у будущих военных специалистов:

1. Необходима административная политика, направленная на создание организационной инфраструктуры современной образовательной системы (в том числе и региональных) со следующими особенностями:

— разработка стратегии и тактики в области технических средств и в области программного обеспечения с большим заделом по программно-методическим разработкам;

— создание электронных библиотек;

— освоение молодыми преподавателями новых информационных технологий и дидактического опыта, имеющегося на кафедрах вузов;

— обучение преподавателей и сотрудников на факультете повышения квалификации по программе, предусматривающей обучение применению в учебном процессе ПОТО, и состоящей из независимых модулей (преподаватели имеют возможность выбрать любой модуль или их группу) с применением медиатехно-логий ускоренного обучения.

2. В сфере подготовки научно-педагогических кадров:

— преподаватель-пользователь должен освоить элементарные навыки работы с компьютером, получить первое представление о наиболее распространенных пакетах программ универсального назначения, а преподаватель-разработчик ДКИО в рамках обучения на курсах повышения квалификации или самостоятельно познакомиться с углубленным курсом лекций по основам информационных образовательных технологий с акцентом на психолого-педагогические аспекты;

— для создания заинтересованности преподавателей в разработке ПОТО и внедрении новых информационных технологий необходимо проведение конкурсов, поощрение труда новаторов, а также проведение сертификации разработанных компьютерных учебных программ с последующим изданием каталогов;

— проведение узкопрофильных конференций с обменом опытом по применению ПОТО в процессе обучения.

3. По использованию ДКИО при проведении отдельных видов занятий:

— в процессе проведения практических занятий (упражнений) каждый модуль-параграф комплекса может использоваться в двух режимах: предоставление теоретического материала или учебного практического задания;

— контроль подготовленности к занятиям с применением всевозможных педагогических тестов, а так же организация «интегрированного» контроля, посредством включения в контролирующую компьютерную программу списка контрольных вопросов нескольких смежных дисциплин;

— при выполнении курсового проектирования для экспериментальных исследований, с одной стороны, необходимо использовать информационную ПОТО в совокупности с физическим макетированием путем создания и применения универсальных компьютерных учебно-лабораторных комплексов, а с другой — целесообразно первоначальное изучение материала производить с использованием упрощенных моделей, а затем закреплять и расширять полученные представления на моделях реальных устройств;

— для организации самостоятельной работы курсантов с применением ДКИО необходимо резервировать часы в расписании дисплейных классов межкафедрального пользования, либо иметь для этих целей отдельные кафедральные дисплейные классы.

Представленные в диссертации организационно-педагогические основы разработки и применения ПОТО изучения специальной дисциплины с целью формирования у будущих военных специалистов профессиональной компетентности, позволяют педагогам военных вузов на научной основе решать эту проблему, а реализация практических рекомендаций и предложений по ее проектированию, конструированию и реализации способствуют более эффективному использованию информационных средств и информационной продукции учебного назначения в их профессиональной деятельности.

Изложенные в настоящем исследовании выводы и предложения не претендуют на окончательное и исчерпывающее решение проблемы формирования профессиональной компетентности у будущих военных специалистов.

Дальнейшее изучение проблемы может быть связано с более глубоким исследованием закономерностей, принципов, условий индивидуализации формирования профессиональной компетентности у военных специалистов в военно-техническом вузе, а также особенностей формирования различных видов компе-тентностей в структуре личности военного профессионала.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Исследование показало, что решение проблемы формирования профессиональной компетентности у будущих военных специалистов вузе лежит в плоскости использования передовых достижений педагогической науки, в частности системно-деятельностного и личностно-ориентированных подходов к подготовке военных профессионаловвсестороннего дидактического обеспечения как содержательной, так и процессуальных сторон учебного процессаактивизации познавательной деятельности обучающихся на основе ее планомерного управленияавтоматизации наиболее трудоемких и наименее творческих аспектов педагогической деятельности военного преподавателя, а также создания организационно-педагогических условий, способствующих повышению эффективности внедрения в военном вузе информационных средств и информационной продукции.

Основные теоретические выводы исследования:

1. Решение проблемы формирования профессиональной компетентности военных специалистов следует осуществлять путем реализации в образовательном процессе военного вуза профессионально-ориентированной технологии обучения. В качестве информационной ее составляющей рассматривается дидактический комплекс информационного обеспечения изучения специальной дисциплины, представляющий собой систему, в которую интегрируются* прикладные педагогические программные продукты, базы данных и знаний в соответствующей предметной области, а также совокупность дидактических средств и методических материалов, всесторонне обеспечивающих и поддерживающих технологию обучения. В состав ДКИО изучения специальной дисциплины обосновано включение следующих компонентов: электронной программы учебной дисциплины, компьютеризированного учебника, типового комплекта средств информационной поддержки учебной дисциплины, автоматизированной системы контроля и оценки знаний обучающихся. Дидактический комплекс позволяет реализовать следующие функции: информационную, развивающую, самообразовательную, ориентирующую, систематизирующую, стимулирующую, обучающую, координирующую, трансформационную, контрольно-оценочную.

2. Проектирование и конструирование в дидактического комплекса информационного обеспечения специальной учебной дисциплины целесообразно начинать с моделирования профессиональной деятельности специалиста того силового ведомства, для которого военный вуз осуществляет подготовку кадров. Для проектирования ДКИО учебной дисциплины целесообразно в соответствии с требованиями модели специалиста разработать модель учебной дисциплины. При ее разработке целесообразно: определить цели и содержание обучения в контексте будущей профессиональной деятельности военного специалиставыявить информационную емкость и систему смысловых связей между элементами содержанияпровести структурирование учебного материалазадать требуемые уровни его усвоенияобосновать структуру и предметно-содержательное наполнение элементов дидактического комплекса информационного обеспечения.

Целеполагание при проектировании ДКИО целесообразно осуществлять на четырех уровнях:

— системном — формирование общих целей военного профессионального образования в соответствии с ГОС ВПО и квалификационными требованиями к подготовке специалиста в вузе;

— предметном — выбор общей ориентации целей в соответствии с профилем подготовки конкретного специалиста;

— модульном — выбор дидактической системы целей;

— учебного занятия — формулирование частных дидактических целей для изучения конкретной темы (учебного вопроса).

Отбор содержания учебной дисциплины осуществляется на основе теории дидактического единства содержательной и процессуальной сторон обучения. При этом, методика его отбора и структурирования, обоснованная в диссертации, позволяет на основе метода графо-математического моделирования учебной информации определить в числовых характеристиках информационную емкость л объем) дисциплины, а также убедиться в достаточности выбранных семантических элементов для достижения целей профессиональной подготовки военного специалиста.

3. Профессионально-ориентированную технологию обучения, обеспечивающую формирование заданного уровня профессиональной компетентности, целесообразно разрабатывать по следующему алгоритму: диагностическая постановка целей обученияобоснование содержания предметной деятельности педагогапредставление профессионального опыта, подлежащего усвоению курсантами и слушателями в виде системы познавательных и практических задачпоиск специальных дидактических процедур усвоения этого опыта (выбор организационных форм, методов, средств индивидуальной и коллективной учебной деятельности) — выявление логики организации педагогического взаимодействия с обучающимися с целью переноса осваиваемого опыта на новые сферы деятельностивыбор процедур контроля и измерения качества усвоения программы обучения, а также способов индивидуальной коррекции сформированное&tradeпрофессиональной компетентности.

Результатом этой работы является технологическая карта, в которой представляются следующие параметры учебного процесса: диагностическое целепо-лаганиелогическая структура обучениядозирование материала и контрольных заданийописание дидактического процесса в виде пошаговой, поэтапной последовательности действий педагога и обучающихся с указанием очередности применения соответствующих элементов дидактического комплексасистема контроля, оценки и коррекции.

4. Формирование профессиональной компетентности у будущих военных специалистов в вузе на основе применения ПОТО обеспечивается при соблюдении следующих организационно-педагогических условий: дидактическое проектирование, конструирование и применение ДКИО проводить на основе моделирования профессиональной деятельности военного специалистаиспользование своевременной и качественной диагностики и контроля профессионального становления курсантов и слушателейцеленаправленное управление познавательной деятельности обучаемых как на этапе проведения плановых учебных занятий, так и в период их самостоятельной работы с использованием ДКИОподготовленность преподавателей и обучаемых к практическому применению дидактического комплексаформирование у них для этого положительной мотивации, а также совершенствование инфраструктуры и учебно-материальной базы информатизации обучения. Данные условия выявлены и подтверждены результатами экспериментального обучения.

Показать весь текст

Список литературы

  1. B.C. Композиция тестовых заданий. М.: Асс. инженеров-педагогов, 1996. -192 с.
  2. Акмеология: Учебник/ под общ. ред. А. А. Деркача. М.: Изд-во РАГС, 2002. 650 с.
  3. A.A., Барабанщиков A.B. и др. Основы применения информационных технологий в учебном процессе военных вузов: научно-методический сборник. -М.: ВУ, 1996. 103 с.
  4. Г. П. Компьютеризация процесса обучения в ввузе: проблемы, тенденции, перспективы. М.: ВПА, 1990. — 48 с.
  5. Г. П. Некоторые проблемы компьютеризации учебного процесса в ввузах // Военная мысль. 1995. № 9. — С. 63 -69.
  6. С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы. М.: Высшая школа, 1980. — 368 с.
  7. Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса: Методические основы. -М.: Просвещение, 1982. 192 с.
  8. A.B., Давыдов В. П., Конюхов А. И., Феденко Н. Ф. Методика исследования проблем военной педагогики. М.: ВПА, 1987. — 135 с.
  9. A.B., Черес В. И. Комплексное использование технических средств обучения в пограничном училище: Учебное пособие. М.: МВПККУ, 1985.- 128 с.
  10. П.Н., Житницкий М. И. и др. Интенсификация учебно-воспитательного процесса в ввузе. Л.: ВАС им. С. М. Буденного, 1990. — 212 с.
  11. П.В. Компьютерная компетентность в контексте личностно ориентированного обучения П Педагогика. 2003. № 4. — С. 41 — 45.
  12. В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989.- 192 с.
  13. В.П., Татур Ю. Г. Системно-методическое обеспечение учеб-но-воспитательного процесса подготовки специалистов. М.: Высшая школа, 1989.-143 с.
  14. И.В. Организационно-педагогические основы подготовки офицерских кадров в высших училищах Сухопутных войск. Автореф. дис. докт. пед. наук. М., 1993. — 40 с.
  15. М.Р., Коленко Ю. В., Подопригора Н. Б. Техника микропроцессорных систем в коммутации- Ставрополь, 2004. 148 с.
  16. А.И. Методологические основы организации системы образования офицерских кадров ВС РФ. Монография. М., 1997, — 124 с.
  17. .Н. Концептуальные положения и принципы информатизации сферы образования // Педагогическая информатика. 1998, № 3. — С. 8 — 13.
  18. В.И. Педагогическая технология. Пятигорск, ПГЛУ, 1997.-245 с.
  19. Е.М. О роли профессиональной деятельности в формировании личности / Психология формирования и развития личности / Под ред. Л.И. Ан-цыферовой. М.: Наука, 1981. 116 с.
  20. А.П. Модели образовательных систем и подходы к стандартизации // Образовательные стандарты: Материалы Международного семинара. -СПб., 1995.-167 с.
  21. В.И. Военно-педагогические качества офицера и пути их формирования. М.: ВПА, 1971. — 214 с.
  22. A.B., Коленко Ю. В. Системы управления и связи подвижных комплексов. Ставрополь, 2004. — 124 с.
  23. A.A. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. М.: Высшая школа, 1991. — 208 с.
  24. A.A. Деловая игра как метод активного обучения //'Современная высшая школа, 1982, № 3. С. 129 — 142.
  25. A.A. Игровые формы контекстного обучения. М.: Знание, 1983.-С. 35−72.
  26. A.A., Бакшаева H.A. Развитее мотивации студентов в контекстном обучении. Монография. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2000. — 200 с.
  27. В.Я., Образцов П. И., Уман А. И. Технологии профессионально-ориентированного обучения в высшей школе: Учебное пособие / Под ред.
  28. B.А. Сластенина. -М.: Педагогическое общество России, 2002. 275 с.
  29. Военная психология и педагогика: Учебное пособие / Под’общ. ред. П. А. Корчемного, Л. Г. Лаптева, В. Г. Михайловского. М.: Совершенство, 1998,-384 с.
  30. Военная психология и педагогика: Учебное пособие для высших военно-учебных заведений / Под ред. A.M. Герасимова, A.A. Деркача, П.П. Крамарен-ко, Л. Г. Лаптева и др. М.: ВА им. Ф. Э. Дзержинского, 1996. — 314 с.
  31. М.А. Теоретические основы квалиметрии высшей военной школы. СПб.: ВАС, 1997. — 142 с.
  32. Т.П., Кашицин В. П., Молчанова О. П. Образование в эпоху новых информационных технологий. — М.: Информатика, 1995. 220 с.
  33. .С. Компьютеризация в сфере образования: Проблемы и перспективы. М.: Педагогика, 1987. — 265 с.
  34. . Что такое психология. Учебное издание, в 2-х томах. М.: Мир, 1992., Т.2−370 с.
  35. С.И., Велигоша A.B. Системы управления и связи подвижных комплексов- Ставрополь, 2004. 52 с.
  36. ГОС ВО. Классификатор направлений и специальностей высшего профессионального образования // Вузовские вести, 1994, № 6.
  37. ГОС ВО. Общие требования // Бюллетень Государственного комитета РФ по высшему образованию. М.: Московский лицей, — 1994, — № 6. — 11 с.
  38. ГОС ВПО. Специальность 75 600 «Информационная безопасность телекоммуникационных систем». М., — 2000, — 21 с.
  39. Л., Кружалин В., Попова Е. Модернизация структуры и содержания инженерного образования // Высшее образование в России. 2003. № 4.1. C. 46−56.
  40. Л.П. Резервы человеческой психики. М., 1987. 103 с.
  41. В.В. Управление качеством подготовки военного специалиста: опыт системного моделирования. Монография. Орел. — 1997. — 238 с.
  42. В.В., Маслова Н. Ф. Рабочая книга педагогического самообразования офицеров: основы педагогики высшей военной школы. Орел: ВИПС, 1996. -144 с.
  43. В.В., Маслова Н. Ф., Образцов П. И., Петров В. А., Щекотихин В. М. и др. Научно методические и организационно-технологические основы управления качеством подготовки специалиста в Военном институте правительственной связи. Орел: ВИПС, 1998. — 405 с.
  44. В.В., Образцов П. И., Петров В. А. О развитии инфраструктуры информатизации ввуза как основы использования информационных технологий обучения // Материалы VI Международной конференции. М., 1997.-С. 89−90.
  45. В.В., Образцов П. И., Щекотихин В. М. Информационные технологии в образовательном процессе ввуза. Орел: ВИПС, 1997. — 126 с.
  46. В.В., Петров В. А., Федоренко С. А. Разработка и применение педагогических тестов в образовательном процессе: Методическое пособие. Орел: ВИПС, 1997.-41 с.
  47. A.C., Деркач A.A. Оптимизация гуманитарно-технологического развития государственных служащих: теория, методология, практика. М.: МГА-КИ, 1997.-149 с.
  48. В.П., Образцов П. И., Уман А. И. Методология и методика проведения психолого-педагогического эксперимента. М.: Логос, 1998. — 198 с.
  49. В.П., Пустозеров А. И. Педагогическая психология в высшей военной школе: Учебно-методическое пособие. М.: ВВИА, 1993. — 110 с.
  50. В.П., Рахимов О.Х.-А. Теоретические и методические основы моделирования процесса профессиональной подготовки специалиста И Инновации в образовании. 2002. № 2. С. 62 — 83.
  51. С., Пучков Н., Муратова Е. Формирование проектной культуры // Высшее образование в России. 2003. № 4. — С. 15 — 22.
  52. А.А. Методолого-прикладные основы акмеологических исследований.-М., 1999.-392 с.
  53. С.Г., Семенов Ю. И., Коленко Ю. В. Системы управления и связи подвижных комплексов Ставрополь, 2003. — 76 с.
  54. Т. Профессионально-ориентированные технологии // Высшее образование в России. 2003. № 3. — С. 159 -161.
  55. М.Г. Педагогическая технология: сущность и содержание // Военная мысль. 2003. № 3. — С. 56 — 58.
  56. О.В., Шатуновский В. Л. Современные методы и технология обучения в техническом вузе. М.: Высшая школа, 1990. — 278 с.
  57. Ф.М., Образцов П. И., Приходько М. Г. Модель управления познавательной деятельностью обучаемых с использованием ЭВМ // Сборник научных трудов ВИПС. Вып.2. Орел, 1994.-С. 126−133.
  58. А.В. Учебные компьютерные игры по тактике. М.: ВА БТВ, 1991.-53 с.
  59. Л.Ф. и др. Курс военной психологии. Часть 2. М.: ВУ, 1995.-158 с.
  60. В.Г., Чернышев А. П. Акмеологичские проблемы профессионализма. М.: НИИ ВО, 1993. — 48 с.
  61. Закон Российской Федерации «Федеральная программа развития образования». М: Нова школа, 2000, — 38 с.
  62. Закон РФ «Об образовании» // О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об образовании». М.: Новая школа, 1996, — 36 с.
  63. Закон РФ «О высшем и послевузовском образовании». М.: Новая школа, 1996,-29 с.
  64. С.И. Андрагогика: основы теории и технологии обучения взрослых. М.: ПЕР СЭ, 2003. — 207 с.
  65. С.И. Технология обучения взрослых: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. -М.: Издательский центр «Академия», 2002. 128 с.
  66. Г. Л. Философия и история образования (психолого-педагогический аспект). -М., 1999. 156 с.
  67. Т.А. Педагогика: Курс лекций. Учебное пособие для студентов педагогических институтов. М.: Просвещение, 1984. — 230 с.
  68. Интенсификация учебного процесса ВИПС на основе внедрения в обучение компьютеризированных учебников. Орел: ВИПС, 1995. — 143 с.
  69. В.Б. Профессиональная компетентность советских офицерских кадров. М., 1992. — 59 с.
  70. В.В. Психолого-педагогические основы многоступенчатой профессиональной подготовке в вузе. Автореф. дис. .докт. пед. наук. СПб.: СПбГУ, 1993.-39 с.
  71. В.В., Катханов М. Н. Инвариантная модель интенсивной технологии обучения при многоступенчатой подготовке в вузе. М. — СПб: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1996. 143 с.
  72. Ю.В. Автоматизированное управление познавательной деятельностью студентов. Автореф. дис.канд. техн. наук. Томск: ТЛИ, 1991. — 26с.
  73. O.E. Межпредметные связи курса математики и смежных дисциплин в техническом вузе связи как средство профессиональной подготовкистудентов. Автореф. дис. канд. пед. наук. Орел: ОГУ, 2003. — 18 с. j
  74. М.В. Инновационные модели учебного процесса в современной зарубежной педагогике. Автореф. дис. .докт. пед. наук. М.: 1995. — 47 с.
  75. М.В. Педагогическая технология в учебном процессе. М., 1989. — С. 36−41.
  76. H.A. Дидактические основы использования автоматизированных обучающих комплексов в учебном процессе вуза. Автореф. дис.. канд. пед. наук. Винница: ВПИ, 1991. — 23 с.
  77. А.И. Использование модульного обучения при изучении специальных дисциплин // Мат. региональной научно-практической конференции. Тула: ТГУ, 2002. С. 95 -98.
  78. А.И. Экспериментальная проверка эффективности применения информационной технологии обучения в военном вузе // Мат. межвузовской научно-практической конференции. Орел: СГУ, 2003. — С. 37 39.
  79. М. Актуальные проблемы проверки знаний и умений студентов // Современная высшая школа. № 2. (54). — Варшава, 1986. — С. 65−72.
  80. O.A. Развитие методической системы обучения информатике курсантов военно-учебных заведений МО РФ. Дис. .докт. пед. наук. М., 1999.-39 с.
  81. O.A. Теоретико-методологические основы информационной подготовки курсантов военно-учебных заведений: Монография. М.: МО РФ, 1999.-328 с.
  82. И. А. Методологические основания педагогической деятельности по разработке и реализации образовательных стандартов // Образовательные стандарты: Материалы Международного семинара. СПб., 1995.
  83. Компьютерная технология обучения. Словарь-справочник / Под ред. В. И. Гриценко, A.M. Довгяло, А. Я. Савельева. Киев: Наукова думка, 1992,-652 с.
  84. Концепция информатизации сферы образования Российской Федерации // Проблемы информатизации высшей школы. 1998. — № 3 — 4. — 32 с.
  85. Концепция непрерывного профессионального образования сотрудников федеральных органов правительственной связи и информации: Нормативный документ. Орел: ВИПС, 1994. — 24 с.
  86. Концепция системной интеграции информационных технологий в высшей школе. М.: РосНИИСИ, 1993. — 72 с.
  87. Концепция создания интегрированной государственной системы конфиденциальной связи РФ (Проект). Часть 1.
  88. М.М., Михайловский В. Г. Теоретические основы профессионализации офицерских кадров. М.: МО РФ, 1995. — 91 с.
  89. С. Совесть, честь и ответственность военнослужащих // Ориентир. — 2003. № 2.-С. 54−57.
  90. В.В. Гуманизация военного образования и компьютерная технология обучения // Военная мысль. 1994. № 9. — С. 69 — 70.
  91. В.А. Исследование системы профессиональной подготовки с использованием ЭВМ (на примере ввуза). Автореф. дис. канд. пед. наук. -Новосибирск: НВВПОУ, 1992. 21 с.
  92. В.М. Гибкие инструментальные комплексы управления качеством подготовки специалистов для информационно-телекоммуникационной системы специального назначения. Автореф. дис.канд. техн. наук. М.: МГУЛ, 1998.-21 с.
  93. В.М. Моделирование системы управления качеством подготовки, специалистов для ИТКС / Сборник научных трудов ВИПС. Вып. 8. Орел, 1998.-С. 107−114.
  94. В.М. Модель оценки объема содержания учебной дисциплины с учетом ее сложности / Сборник научных трудов ВИПС. Вып. 8. Орел, 1998. -С. 114−121.
  95. Л.Ю. Педагогические основы профессиональной компетентности курсантов военно-инженерных училищ. Автореф. дис. .канд. пед. наук. М., 1997.-24 с.
  96. B.C., Кузнецова В. А. О соотношении фундаментальной и профессиональной составляющих в университетском образовании // Высшее образование в России. 1994. № 4. — С. 36 — 40.
  97. Ф. Кризис образования в современном мире. М., 1970. — С. 130.
  98. B.C. Содержание образования: сущность, структура, перспективы. М.: Высшая школа, 1991. — 86 с.
  99. А.Н. Деятельность, сознание, личность. М., 1975. — 345 с.
  100. И.Я. Качества знаний учащихся. Какими они должны быть? М.: Знания, 1978.- 112 с.
  101. М.И. Психолого-педагогическая компетентность учителя // Педагогика. 2001. № 10. — С. 56 — 61 с.
  102. З.Ф. Научно-педагогические основы проектирования средств и технологий интеллектуальной собственности в сфере образования. Автореф. дис. .докт. пед. наук. М., 1998. — 48 с.
  103. А.К. Психология профессионализма М., 1996. 308 с.
  104. В.В., Михайловский В. Г., Рюмин В. П. Основы деятельностно-го подхода к подготовке кадров. М.: ВА им. Ф. Э. Дзержинского, 1995. — 56 с.
  105. Е.И. Компьютеризация обучения: Проблемы и перспективы. М.: Знание, 1986. — 80 с.
  106. В.Г. Акмеологические основы профессионального становления офицерских кадров. Монография. М.: РАГС, 1995. — 260 с.
  107. В.Г. Организационно-педагогические основы профессионального становления офицерских кадров. Автореф. дис. .докт. пед. наук. ~ М., 1995.-40 с.
  108. Национальный доклад России «Политика в области образования и новые информационные технологии» на II Международном конгрессе ЮНЕСКО «Образование и информатика» // Информатика и образование. 1996. № 5. -С. 1−20.
  109. Ю.М., Хлебников В. А. Введение в теорию моделирования и параметризации педагогических тестов. М.: Прометей, 2000. — 168 с.
  110. Новые информационные технологии образования: экспериментальная проверка педагогической эффективности / Под ред. Разумовского В. Г., Бобко И. М. Новосибирск: НИИИВТ, 1991. — 69 с.
  111. П.И. Информационно-технологическое обеспечение учебного процесса в системе профессиональной подготовки военных специалистов. Дисс.
  112. С.И. Словарь русского языка. М.: Русск. яз., 1990. — 924 с.
  113. О.П. Современные технологии обучения в вузе: сущность, принципы проектирования, тенденции развития // Высшее образование в России. -1994. № 2.-С. 45−49.
  114. Основы военной акмеологии: Учебное пособие / Под ред. Корчемного П. А., Лаптева Л. Г., Михайловского В. Г. М.: ВА имени Ф. Э. Дзержинского, 1996. — Ч 1. — 256 с.
  115. Основы применения информационных технологий в учебном процессе военных вузов: Научно-методический сборник. М.: ВУ, 1995. — 101 с.
  116. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, E.H. Шиянов. М.: Школа-Пресс, 1997. — 512 с.
  117. А., Мануйлов В., Приходько В., Федоров И. Методология и организация элитной подготовки специалистов Н Высшее образование в России. -2003. № 4.-С. 56−64.
  118. В.А. Профессиональный отбор кандидатов на военную службу по контракту. Орел: ВИПС, 1988. — 150 с.
  119. В.А., Образцов П. И., Федоренко С. А. Морально-психологическое обеспечение деятельности частей и подразделений ФАПСИ: ^ сущность, содержание, организация. Учебно-методическое пособие. Орел: ВИПС, 2000. — 70 с.
  120. В.П., Ростунов А. Т. Военно-профессиональная ориентация молодежи: Учеб. пособие. М., 1988. — 220 с.
  121. Л.А. Компетентность в общении. М.: МГУ, 1990. —331с.
  122. Н.В. Исследование, разработка и применение программно-методических комплексов в высшем образовании. Автореф. дис. .канд. пед. наук. Новосибирск, НГУ, 1995. — 21 с.
  123. В. Личность и профессионал // Ориентир. 2001. № 9. — С. 33−35.
  124. С. Профессиональные качества воина основа победоносности войск // Ориентир. — 2001. № 9. — С. 30 — 32.
  125. Программа дисциплины Основы проектирования защищенных телекоммуникационных систем. Орел.: Акдемия СССИ, 2003. — 12 с.
  126. Проект программы «Создание системы интенсивного обучения в ввузах МО РФ». М.: Ассоциация «Кадры», 1992. — 68 с.
  127. Психология и педагогика профессиональной деятельности- офицера: Учебник. М.: ВУ, 1998. В 2 частях. — Ч 1. — 283 с. — Ч 2. — 259 с.
  128. Психология педагогика высшей военной школы: Учеб. пособие / В. И. Варваров, В. И. Вдовюк, В. П. Давыдов и др. Под ред. A.B. Барабанщикова. М: Воениздат, 1989. — 366 с.
  129. Равен Джон. Педагогическое тестирование: проблемы, заблуждения, перспективы. / Пер. с англ. М.: Когито-центр, 1999. — 144 с.
  130. Ю.Д. Разработка содержания подготовки педагогических кадров в системе непрерывного профессионального образования ФАПСИ. Автореф. дис. .канд. пед. наук. -М., 2000. 24 с.
  131. Разработка концепции компьютеризации оперативно-тактических дисциплин и фрагмента компьютеризированного учебника по тактике общевойсковых частей и соединений. М.: ВА БТВ, 1993. — 135 с.
  132. И.В. Теоретические основы создания и использования средств информатизации образования. Автореф. дис. докт. пед. наук. М., 1995. — 40 с.
  133. Ю.С. Актуальные проблемы и направления совершенствования обучения слушателей и курсантов в высшей военной школе // Инновации в образовании. 2002. № 2. С. 108 — 123.
  134. А.Я. Технологии обучения и их роль в реформе высшего образования // Высшее образование в России. № 2. — 1994. — С. 29 — 37.
  135. Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. М.: Народное образование, 1998. — 256 с.
  136. Ю. Междисциплинарный учебный комплекс // Высшее образование в России. 2002. № 2. — С. 107 — 110.
  137. A.B. Оценка дидактической эффективности автоматизированной деловой игры // Автоматизированная деловая игра: Управление радиорелейной линией Р-414. СПб.: ВТУС, 1999. — 126 с.
  138. Г. Стандартизация профессионального образования: история, опыт, проблемы // Высшее образование в России. 2001. № 4. — С. 13 — 27.
  139. И.А. Компьютеризация информационного обеспечения тактической подготовки в ввузе. Автореф. дис. .кан. воен. наук. Мл ВА БТВ, 1994.-18 с.
  140. М.Н. Проблемы современной дидактики. М.: Педагогика, 1980.- 188 с.
  141. В.А., Руденко Н. Г. О современных подходах к подготовки педалгога // Педагогика. 1999. № 6. — С. 55−62
  142. A.A. Научно-методические основы создания и использования комплекса технологий обучения в профессиональной подготовке студентов технического вуза. Автореф. дис.докт. пед. наук М.: МГПУ, 1995.-38 с.
  143. С.И. Технологии в образовании // Высшее образование в России. № 1. — 1999. — С. 109 — 112.
  144. Совершенствование учебного процесса вузов на основе его компьютеризации (опыт, исследования) / Акопов С. И., Алексеев В. Д., Андреев А. А и др.- Под. ред. О. В. Золотарева. М.: ВПА, 1991. — 260 с.
  145. Современные технологии обучения: Тез. докл. девятая междунар. конф. В 2-х томах. СПб.: ЛЭТИ, 2003. — 631 с.
  146. В. М. Основы проектирования образовательных стандартов (методология, теория, практический опыт). М., — 1996. — 143 с.
  147. A.B. Компьютерные средства поддержки профессиональной подготовки: Обзорная информация НИИВО, Вып. 1. М., 1994. — 44 с.
  148. Н.Ф. Психолого-педагогические основы автоматизации учебного процесса // Сб. научн. тр. М.: Изд-во АПН СССР, 1985. — С. 15 — 26.
  149. Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. М.: Изд-во МГУ, 1975.- 141 с.
  150. Теория и методика систем интенсивного обучения: Учебное пособие / Под общ. ред. A.A. Золотарева. М.: МИГА, 1993. 4.1. — 66 е., — 4.2. — 57 с.
  151. O.K. Психологическая структура диалога «Человек-ЭВМ'У/Вестник МГУ. Серия 14.-1984. — № 2. — С. 17−24.
  152. А.Б. Дидактические возможности компьютерных технологий обучения курсантов в высших военно-учебных заведениях МВД России. Авто-реф. дис. .кан. пед. наук. СПб, 1995. — 25 с.
  153. Ю.М. Разработка дидактического комплекса информационного обеспечения изучения гуманитарных дисциплин и его применение в военном вузе. Дисс.. канд. пед. наук. М.: АФПС, 2002. — 281 с.
  154. А.И. Технологический подход к обучению: теоретические основы. Монография. Орел.: ОГУ, 1997. — 208 с.
  155. С.А. Психолого-акмеологические резервы повышения эффективности профессионального становления офицерских кадров., Автореф. дис. .канд. псих. наук. М.: РАГС, 1998. — 26 с.
  156. Л.И. Обратные связи в управлении педагогическими системами. Автореф. дис. .докт. пед. наук. М.: МГЛУ, 1995. — 43 с.
  157. А., Серафимов Л. Специальные дисциплины в многоуровневой системе // Высшее образование в России. 2002. № 1. — С. 91 — 95. *
  158. М.С. Методологические и теоретические основы информатизации системы непрерывной подготовки специалистов. Автореф. дис. .докт. пед. наук. М.: ИПСР РАО, 1999. — 38 с.
  159. Д.В. Дидактические технологии в высшей школе: Учеб. пособие для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. — 437 с.
  160. Д.В., Филатов O.K. Технология обучения в высшей школе. Учебное издание. / Под ред. Д. В. Чернилевского. М.: Экспедитор, 1996. 288 с.
  161. В. Каким быть будущему офицеру? // Ориентир. 2002. № 5. — С. 26−27.
  162. В.Д. Проблема системогенеза профессиональной деятельности. М.: Наука, 1982. — 185 с.
  163. В.Д. Психология деятельности человека. М.: Логос, 1996. — 305 с.
  164. А. Что значит сформировать позицию. // Ориентир. 2003. № 2.-С. 72.
  165. М.В. Методическая система фундаментальной подготовки будущих учителей информатики в педагогическом вузе в условиях двуступенча-того образования. Автореф. дис. .докт. пед. наук. М., 1994. — 36 с.
  166. Е.Н., Котова И. Б. Развитие личности в обучении: учебное пособие для студ. пед. вузов. М.: Академия, 1999. — 288 с.
  167. И.М. Дидактический комплекс для обучения информационным технологиям будущих учителей технологии и предпринимательства. Автореф. дис. .канд. пед. наук. Брянск: БГПУ, 1996. — 19 с.
  168. В.Ф. Дидактические основы информационных технологий обучения в образовательных учреждениях. Автореф. дис. .докт. пед. наук. — Екатеринбург: УГППУ, 1995. 45 с.
  169. В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности. М.: Добросвет. 2001. — 596 с.
  170. В.А. Педагогическая психология: Учебное пособие'. СПб.: Полиус, 1998. — 639 с.
  171. Carl Е. Vuono. Professionalism and the Army of the 1990-s. //Military Review, 1990/4,-297 p.
  172. Educational Technology its Creation, Development and cross-cultural Transfer. — Oxford, 1987. — P. 1.
  173. Percival F., Ellington H. A Handbook of Educational Technology. London, N.Y., 1984.-P12,13, 20.
  174. Raven J. Competence in Modern Sosiety: Its Identification, Development and Release. Oxford: Oxford Psychologists Press, 1984. 63 p.
  175. Raven J. Quality of Life, the Development of Competence, and Higer Education. Higer Education, 13, 3193−404,1984.
  176. Sam S. Sarkesian. Changin dimensions of military professionalism. //Military Review, 1979/3,-59 p.
  177. Samuel P. Huntington. The Soldier and State. Cambridge: The Harvard University Press, 1957.-321 p.
Заполнить форму текущей работой