Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Физиологические особенности адаптации студентов-спортсменов при повышенной физической нагрузке в процессе обучения в вузе

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Реформирование образовательной системы высшей школы, интенсификация учебной деятельности и переход от традиционной организации учебного процесса к инновационным технологиям существенным образом повышают требования к состоянию здоровья студентов. Студенты составляют особую социальную группу населения не только по возрасту, специфическим условиям труда, быта и отдыха, но и по тому, что они… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Обзор литературы
    • 1. 1. Психосоматическое здоровье молодежи современной России как основа адаптации организма студентов к процессу обучения в вузе
    • 1. 2. Адаптация и функциональные резервы организма, определяющие уровень здоровья студентов в процессе обучения в вузе
    • 1. 3. Физиологические основы тренированности и функциональные резервы организма студентов-спортсменов в период обучения в вузе
  • Глава 2. Материал и методы исследования
    • 2. 1. Организация и объем исследования
    • 2. 2. Методы исследования
      • 2. 2. 1. Методические подходы и общая характеристика методов исследования
      • 2. 2. 2. Оценка функционального состояния огранизма студентов, испытывающих эмоциональное напряжение и физические нагрузки
      • 2. 2. 3. Оценка уровня психоэмоциональных дисфункций
      • 2. 2. 4. Статистическая обработка результатов исследования
  • Глава 3. Собственные исследования, анализ и обсуждение
    • 3. 1. Сравнительная характеристика физиологических показателей адаптации студентов-спортсменов и неспортсменов с первого по пятый курсы обучения
    • 3. 2. Характеристика психофизиологических и психологических показателей адаптации студентов с первого по пятый курсы обучения в вузе
    • 3. 3. Исследование информативности используемых показателей для возможности прогнозирования психофизиологической дезадаптации студентов в процессе обучения в вузе
      • 3. 3. 1. Информативность использования гемодинамических показателей для прогнозирования дезадаптации
      • 3. 3. 2. Исследование информативности используемых показателей для возможности прогнозирования психофизиологической дезадаптации

Физиологические особенности адаптации студентов-спортсменов при повышенной физической нагрузке в процессе обучения в вузе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

Реформирование образовательной системы высшей школы, интенсификация учебной деятельности и переход от традиционной организации учебного процесса к инновационным технологиям существенным образом повышают требования к состоянию здоровья студентов. Студенты составляют особую социальную группу населения не только по возрасту, специфическим условиям труда, быта и отдыха, но и по тому, что они относятся к группе повышенного риска вследствие высокого и длительного психоэмоционального напряжения (Березин Ф.Б. 1980; Агаджанян H.A. и сотр., 1989; Агаджанян H.A., Катков Ю. А., 1990; Агаджанян H.A. и сотр., 1997; Неверов Н. В., 2002; Фоменко Л. А., 2002; Меньшикова М. В., 2003; Кислицын Ю. Л., 1997; Суханова И. В., Соколова А. Я., 2006; Батоцыренова Т. Е., 2007). Бюджет времени студентов высших учебных заведений показывает, что у студентов дневных отделений вузов на учебные занятия, с учётом самоподготовки, отводится до 8 часов, а у студентов факультета физической культуры и спорта, с учётом тренировочного процесса, сумма учебного времени составляет 9−12 часов в день.

Современный спорт характеризуется возрастающими тренировочными нагрузками, высокими достижениями и представляет собой тяжёлый и одновременно напряжённый труд (Лаская Л.И., 1971; Чоговадзе A.B., Круглый М. М., 1977; Дембо А. Г., 1981; Bundgaard А., 1985; Столярова Н. В., 2002). Предъявляемые высокие требования к физиологическим системам организма студентов-спортсменов, к их психике диктуют необходимость использования современных диагностических средств в стрессовых ситуациях, связанных с учёбой и занятием спортом. Актуальность проблемы возрастает по мере неуклонной спортивной профессионализации и подтверждается ростом спортивной работоспособности, неразрывно связанной с совершенствованием всей системы подготовки высококвалифицированных спортсменов, а также с интенсификацией учебного процесса.

Федеральный закон «О физической культуре и спорте в РФ» обозначил спортивную деятельность как категорию профессионального труда, что диктует необходимость рассмотрения ряда проблем профессионального здоровья спортсменов с позиции физиологии труда с целью сохранения их здоровья и работоспособности, продления спортивного долголетия и сохранения необходимого уровня здоровья и качества жизни после окончания спортивной карьеры. Это в первую очередь касается молодых спортсменов-студентов, находящихся в непрерывном тренировочном и соревновательном процессе и испытывающих повышенную физическую и психоэмоциональную нагрузку в период обучения в высшей школе.

В этой связи изучение механизмов адаптации и резервных возможностей организма высококвалифицированных спортсменов в процессе обучения их на факультете физической культуры и спорта высшей школы является одной из важных биологических проблем, тесно сопряженной со здоровьем молодёжи. — —.

Целью работы явилось изучение физиологических особенностей адаптации студентов-спортсменов при повышенной физической нагрузке к процессу обучения в высшей школе.

В соответствии с этим были определены следующие задачи:

1. Изучить показатели гемодинамики и активности симпатоадреналовой системы у студентов-спортсменов при повышенной физической нагрузке в процессе повседневной учёбы в вузе.

2. Оценить функциональное состояние и дать сравнительную характеристику адаптационных возможностей студентов-спортсменов при повышенной физической нагрузке к процессу обучения в вузе с учётом психологических характеристик.

3. Выявить распространенность пограничных психофизиологических состояний и связанных с ними соматических преморбидных изменений в функциональном состоянии жизнеобеспечивающих систем организма при повышенной физической нагрузке у студентов-спортсменов в процессе повседневной учёбы.

4. Провести сравнительный и корреляционный анализ физиологических показателей с количественными критериями эмоционального напряжения по психофизиологическим параметрам и осуществить математическое моделирование процесса адаптации методом регрессионного анализа на основе проведенного комплексного исследования.

Научная новизна работы. Впервые проведено сравнительное исследование адаптационных возможностей студентов-спортсменов к процессу обучения в вузе и осуществлён комплексный подход к наиболее полному использованию физиологических и психофизиологических показателей с целью прогнозирования возникновения у них пограничных психологических и связанных с ними соматических расстройств. Получены новые данные о динамике основных адаптационных показателей сердечно-сосудистой и симпатоадрена-ловой системы студентов-спортсменов и их психологических характеристик в течение всего периода обучения. Установлены периоды изменений степени адаптации студентов-спортсменов к условиям высшей школы в сравнении с таковыми показателями у студентов-неспортсменов в процессе освоения ими учебных программ с~1 по 5 курсы обучения. Впервые дана сравнительная характеристика распространенности пограничных психофизиологических состояний и связанных с ними соматических преморбидных изменений в функциональном состоянии жизнеобеспечивающих систем у студентов-спортсменов в зависимости от повышенной физической нагрузки. Определены наиболее информативные показатели, обеспечивающие данное прогнозирование.

Научно-практическая значимость. Полученные данные о динамике основных показателей сердечно-сосудистой и симпатоадреналовой системы, а также психологические характеристики студентов в процессе обучения в высшей школе дополняют современные представления о физиологических механизмах адаптационных процессов в условиях повышенных физических нагрузок у студентов-спортсменов. Обоснована информативность теста (3-АРМ как интегрального показателя адаптации. Осуществлено математическое моделирование процесса адаптации методом регрессионного анализа и разработан экспресс-показатель (ПАСК) адаптации студентов к процессу обучения в вузе.

Внедрение в практику. Разработанные на основании комплексного исследования практические рекомендации по оптимизации учебно-тренировочного процесса, позволяющие снизить риски развития преморбид-ных состояний у студентов-спортсменов, обучающихся на факультете физической культуры и спорта, внедрены в работу Федерации кик-боксинга и Школы высшего спортивного мастерства Липецкой области. Изданные практические рекомендации используются в работе кафедр ЛГПУ при чтении лекций и проведении практических занятий на факультетах физической культуры и спорта и педагогики и психологии. Материалы проведённого исследования представляют практический интерес для физиологов, врачей, психологов и тренеров.

Апробация работы. Материалы и фрагменты диссертационной работы доложены на Международной научно-практической конференции «Физиология развития человека» (Душанбе, Республика Таджикистан, 2006) — на IV Всероссийской научно-практической конференции «Окружающая среда и здоровье» (Пенза, 2007) — на ежегодной научно-практической конференции с международным участием «Медико-социальные проблемы современной России» (Москва-Липецк, 2006; Липецк, 2007; Москва, 2008) — теоретически и эмпирически результаты исследования обсуждались на заседаниях Учёного совета факультета педагогики и психологии ЛГПУсовместных заседаниях кафедры физиологии и кафедры медико-биологических дисциплин и лаборатории медико-социальных проблем ФПиП ЛГПУ.

Структура и объем диссертации

Диссертация состоит из введения, обзора литературы, материалов и методов исследования, главы результатов соб.

Выводы.

1. В результате комплексных исследований у студентов-спортсменов выявлены особенности реакций параметров кровообращения, психологические и адаптационные возможности при повышенных физических нагрузках в процессе обучения в вузе. Показано, что физические нагрузки учебного процесса и тренировочные нагрузки при их сочетанном воздействии вызывают у них различную степень напряжения адаптационных регуляторных систем организма на различных курсах обучения и формируют соответствующий системный ответ. Полученные физиологические и психофизиологические показатели и связанные с ними донозологические изменения в функциональном состоянии жизнеобеспечивающих систем организма явились основой для разработки нового подхода к прогнозированию дезадаптивных расстройств у студентов-спортсменов при освоении ими учебных программ вуза.

2. Установлено, что в структуре формирования общей адаптации у студентов-спортсменов в процессе обучения наблюдаются три «критических периода»: начальный период адаптации, период напряжения механизмов адаптации на третьем курсе, связанный с усвоением учебных программ, включающих предметы спортивного блока, и конечный, связанный с завершением обучения в вузе.

3. Показано, что начальный период адаптации у студентов-спортсменов 1 курса характеризуется высокими показателями тонуса сосудистого русла и заканчивается раньше, чем у студентов, не занимающихся спортом. На 3 курсе у студентов-спортсменов на фоне резкого повышения физической нагрузки происходит повторное напряжение механизмов адаптации: показатели ОПСС и УПСС возрастают, соответственно, на 11 и 7%, резко возрастает число студентов-спортсменов, имеющих гипертонический статус (88%). На пятом курсе у них вновь развиваются явления дезадаптации: повышаются показатели ОПСС и УПСС, в среднем, на 7%, доля лиц с гипертоническим статусом возрастает до.

84%. На 2-м и 4-м курсах обучения у студентов-спортсменов происходит оптимизация физиологических показателей и развивается адаптация к процессу обучения.

4. Установлено, что показатель радренореактивности мембран эритроцитов является информативным тестом для оценки динамики функционального состояния организма студента, интегральным показателем уровня его адаптации. Сравнительно-физиологические исследования показали, что у студентов-спортсменов в процессе всего обучения высокая мышечная активность приводит к снижению уровня стрессогенного воздействия на организм и является фактором, способствующим нормализации этого показателя. Повышение /?-АРМ в среднем на 25% у студентов-неспортсменов 1-го и 5-го курсов свидетельствует о снижении у них адренореактивности в условиях длительного психоэмоционального напряжения.

5. Показано, что начальный период адаптации у студентов-спортсменов сопровождается повышенным уровнем показателей состояний, способствующих проявлению проблем психосоматического характера (тревожности и агрессии). У студентов 3-го курса проявляется период, характеризующийся резким повышением тревожности (на 20%) на фоне возрастающих физических и психоэмоциональных нагрузок. К концу конечного «критического» периода адаптации у студентов 5-го курса при значительном снижении физической нагрузки выявляются показатели, свидетельствующие о неблагоприятном эмоциональном фоне: ухудшаются настроение и самочувствие, возрастают значения показателей психосоматического характера (тревожность, агрессивность и ригидность) на 8−12%. Эти проявления дезадаптации являются следствием специфики спортивной деятельности и формирования психологической устойчивости личности. Показано, что у студентов-спортсменов 2-го и 4-го курсов в процессе обучения развивается устойчивая адаптация, которая характеризуется сдвигом общих эмоциональных состояний в сторону их оптимизации.

6. Установлено, что при прогнозе вероятности развития у студентов дезадаптационного состояния гемодинамики по типу гипертензии к высокопрогностичным показателям для уровня САД могут быть отнесены показатели: самочувствие (САН) — ригидность (Айзенк) — р-АРМИФИУО и УПСС. При определении высокого психофизиологического статуса прогностичными показателями можно считать уровни тревожности и агрессии. На основе этих показателей и для оперативной диагностики дезадаптации разработан формализованный вариант расчёта экспресс-показателя (ПАСК) адаптации студентов-спортсменов к процессу обучения в высшей школе.

Практические рекомендации.

1. Результаты проведенных исследований могут быть использованы в работе тренеров при планировании учебно-тренировочных нагрузок студентам-спортсменам, обучающимся на факультетах физической культуры и спорта, что позволит снизить риски развития у них дезадаптационных расстройств при освоении учебных программ вуза.

2. Показатели сравнительного и корреляционного анализа физиологических показателей с количественными критериями эмоционального напряжения могут быть использованы для прогнозирования развития психофизиологических и связанных с ними соматических расстройств у студентов-спортсменов в процессе обучения в высшей школе.

3. Выявленные особенности адаптационных возможностей студентов-спортсменов, обучающихся на факультете физической культуры и спорта и находящихся в непрерывном тренировочном и соревновательном процессах, позволяют рекомендовать полученные физиологические и психофизиологические показатели в качестве дополнительных критериев в комплексной оценке их здоровья.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , А.П. Адаптация и дезадаптация с позиции патологии / А. П. Авцын // Клиническая медицина. 1974. -Т. 52. — С. 3−15.
  2. , H.A. Критерии адаптации и экопортрет человека / H.A. Агаджанян // Бюл. СО АМН СССР. 1981. — № 6.-С. 35.
  3. , H.A. Учебный процесс и здоровье студентов /
  4. H.A. Агаджанян // Современная высшая школа. — 1986. № (53). — С. 103−109.
  5. , H.A. Экология человека и проблемы здоровья / H.A. Агаджанян//Вестник АМН СССР. 1989. -№ 3. — С. 68 — 72.
  6. , H.A. Резервы нашего организма /H.A. Агаджанян, А. Ю. Катков. -М.: Знание, 1990. 239 с.
  7. , H.A. Стресс и теория адаптации: монография / H.A. Агаджанян. Оренбург: ИПК ГОУ ОГУ. — 2005. — 190 с.
  8. , H.A. Экологический портрет человека на Севере / H.A. Агаджанян, Н. В. Ермакова. М.: Круг, 1997. — 207 с.
  9. , H.A. Экологическая физиология: Проблема адаптации и стратегия выживания / H.A. Агаджанян // Эколого-физиологические проблемы адаптации: материалы X междунар. симпоз. М.: РУДН. 2001. — С. 5−12.
  10. , H.A. Функциональные резервы организма и теория адаптации / H.A. Агаджанян, P.M. Баевский, А. П. Берсеньева // Вестник восстановительной медицины. 2004. — № 3 (9). — С. 4−11.
  11. , H.A. Физиология человека / H.A. Агаджанян. М.: Медицинская книга- Н. Новгород: Изд-во НГМА, 2001. — 526 с.
  12. , H.A. Проблемы адаптации и учение о здоровье /
  13. H.A. Агаджанян, P.M. Баевский, А. П. Берсеньева. М.: РУДН, 2006. — 284 с.
  14. , H.A. Учение о здоровье-и проблемы адаптации. Теория и практика валеологических исследований / H.A. Агаджанян, P.M. Баевский, А. П. Берсеньева. Ставрополь.: Изд-во СГУ, 2000. — 204 с.
  15. , H.A. Формирование оптимального функционального уровня неспецифической резистентности в период адаптации студентов к условиям вуза / H.A. Агаджанян, Т. В. Попова, М. Ф. Сауткин // Физиология человека. 1994. — Т. 20. — № 3. — С. 144.
  16. , H.A. Уровень здоровья и адаптации у населения Крайнего Севера / H.A. Агаджанян, JI.B. Саламатина, E.H. Леханова. Москва -Надым, 2002. — 160 с.
  17. , Ю. А. Состояния психической дезадаптации и их компенсация / Ю. А Александровский. М.: Наука, 1976. — 272 с.
  18. , В.М. Отношение к своему здоровью студентов медицинского вуза / В. М. Алексеева, М. П. Шувалова // Здоровье студента: сб. тезисов междунар. науч.-техн. конф. -М.: РУДН, 1999. С. 9−10.
  19. , Т.И. Проблема биологической адаптации и охрана здоровья населения / Т. И. Алексеева // Антропология в медицине- под ред. Т. И. Алексеевой. М.: МГУ, 1989. — С. 17−36.
  20. , Н.М. Раздумье о здоровье / Н. М. Амосов. М.: Молодая гвардия, 1978. — 192 с.
  21. , B.C. Физическая культура: Методико-практические занятия студентов: учебное пособие / B.C. Анищенко. М.: Изд-во РУДН, 1999.-101 с.
  22. , П.К. Очерки по физиологии функциональных систем / П. К. Анохин. -М.: Медицина, 1975. 447 с.
  23. , П.К. Избранные труды. Философские аспекты теории функциональной системы / П. К. Анохин. М., 1978.
  24. , П.К. Системные механизмы высшей нервной деятельности / П. К. Анохин // Избранные труды. М.: Наука, 1979. — 454 с.
  25. , Г. Г. Стресс и его механизмы / Г. Г. Аракелов // Психология. Вестн. Моск. ун-та. Серия 14. 1995. — № 4. — С. 45−46.
  26. , А.Г. Структурные основы адаптации и компенсации нарушенных функций: Руководство / А. Г. Аруин, В. Г. Бабаева, В. Б. Гельфанд и др. / под ред. Д. С. Саркисова. М., 1987. — 446 с.
  27. , P.M. Прогнозирование состояний на грани нормы и патологии / P.M. Баевский. М.: Медицина, 1979. — 298 с.
  28. , P.M. Проблема прогнозирования состояния здоровья организма в процессе его адаптации к различным воздействиям /
  29. P.M. Баевский // Нервные и эндокринные механизмы стресса. Кишинев: Штиинца, 1980. — С. 30−61.
  30. , Р. М. Оценка адаптационных возможностей организма и риск развития заболеваний / Р. М. Баевский, А. П. Берсенева. М.: Медицина, 1997.-235 с.
  31. , P.M. Проблемы здоровья и нормы / P.M. Баевский // Клин. мед. 2000. — Т. 78. — № 4. — С. 59−64.
  32. , В.П., Физиология системы гомеостаза / под ред. В. П. Балуда, М.В., Балуда, И. И. Деянова, И. К. Тлепшукова. М., 1995.243 с.
  33. , A.A. О проекте целевой Федеральной программы «Здоровый ребенок» / A.A. Баранов // Здоровые дети России в XXI веке. М., 2000.- С. 27−34.
  34. , A.A. Состояние здоровья детей и подростков в современных условиях: проблемы, пути решения / A.A. Баранов // Рос. педиатр, журн.- 1998. -№ 1.-С. 5−8.
  35. , A.A. Фундаментальные и прикладные исследования по проблемам здоровья студенческой молодежи / A.A. Баранов // Росс, педиатр, журн. -2000. -№ 5. -С. 5−12.
  36. , Т.Е. Эколого-физиологические и этнические особенности адаптационных реакций организма студентов из различных природно-климатических регионов: автореф. дис. доктора биол. наук /
  37. Т.Е. Батоцыренова. М., 2007. — 34 с.
  38. , Ф. Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека / Ф. Б. Березин. Л.: Наука, 1988. — С. 269−270.
  39. , А.П. // Человек, питание, здоровье: материалы международной конф. / А. П. Бирюков /под ред. Б. Н. Давыдова, Е. В. Кочергина, М. Х. Габидулина. Тверь, 2006. — С. 219−222.
  40. Бобровницкий, И. П Антропоэкологические аспекты профессионального здоровья и некоторые биохимические подходы в проблеме его оценки у лиц опасных профессий / И. П. Бобровницкий, В. А. Пономаренко // Косм. биол. 1991.- Т.25. — № 2. — С. 31−36.
  41. , С.М. Аутоагрессивное суицидное поведение военнослужащих, подлежащих досрочному увольнению / С. М. Богаченко,
  42. B.Ф. Козаченко, Г. М. Ковалева // Воен.-мед. журн. 2003. — Т. 324. — № 11.1. C. 68−69.
  43. , Т.Д. Метаболические эффекты катехоламинов при выполнении спортсменами велоэргометрической нагрузки различной интенсивности / Т. Д. Большакова, В. Г. Кукес, В. А. Силуянова и др. // Физиология человека. 1981. — Т. 7. — № 4. — С. 693- 699.
  44. , A.A. // Методология и принципы комплексной психологической оценки профессиональной пригодности военных специалистов / A.A. Боченков, С. В. Чермянин, В. И. Ступина // Воен. мед.-журн. — 1994. — № 11.-С. 41−46.
  45. , И.И. Введение в валеологию науку о здоровье / И. И. Брехман. — Л.: Наука, 1987. — 128 с.
  46. , В.В. Физиология человека / В. В. Васильев. М., 1984. -С. 300−306.
  47. Вегетативный индекс Кердо как показатель первичного приспособления к условиям жаркого климата / Г. Н. Новожилов, О. В. Давыдов,
  48. К.В. Мазуров и др. // Воен. мед. журн. 1969. — № 8. — С. 68−69.
  49. , A.M. Вегето-сосудистая дистония / A.M. Вейн, А. Д. Соловьева, O.A. Колосов. -М.: Медицина, 1991. 318 с.
  50. , A.M. Лекции по патологии вегетативной нервной системы /
  51. A.M. Вейн. М., 1971.- 135 с.
  52. , A.M. Неврозы (клинико-патогенетические аспекты, диагностика, лечение и профилактика) / A.M. Вейн, O.A. Колосова, H.A. Яковлев. -М., 1996.-211 с.
  53. , М.Я. Основы здорового образа жизни студентов / М. Я. Виленский. М., 1995. — С. 54
  54. Влияние физической нагрузки на кардиогемодинамические показатели студентов / Э. С. Геворкян, Ц. И. Адамян, С. М. Минасян, Г. Г. Туманян, H.H. Ксаджикян, Л. Э. Гукасян // Гиг. и сан. 2008. — № 3. — С. 56−59.
  55. , В.П. Здоровье здоровых (введение в санологию) /
  56. B.П. Войтенко. Киев, 1991. — С. 19.
  57. , H.H. Закономерности биохимической адаптации в процессе спортивной тренировки: учебное пособие для слушателей Высшей школы тренеров ГЦОЛИФКа / H.H. Волков. М., 1986. — 63 с.
  58. , Е.А. Физическое, половое, умственное развитие, функциональная деятельность организма подростка: дисс. на соиск. учен. степ, канд. мед. наук / Е. А. Воробьева. Иваново, 1998. — 215 с.
  59. , Б.А. Управление психическим стрессом в спортивных соревнованиях/Б. А. Вяткин.-М.: ФиС, 1981, — 112 с.
  60. , Э.С. Влияние экзаменационного стресса на психофизиологические показатели и ритм сердца у студентов / Э. С. Гевозжан // Журн. высш. нервн. деят. 2003. — 53. -№ 1. — С. 46−50.
  61. , В.А. Медицинские аспекты нормы и патологии у высококвалифицированных спортсменов: автореферат дисс.. доктора мед. наук /В.А. Геселевич. -М., 1991.-48 с.
  62. , А.Н. Психофизиологические основы психогигиены и психопрофилактики / А. Н. Глушко // Воен.-мед. журн. 1998. — Т. 31. — № 1.1. С. 63−70.
  63. , A.B. Вегетативная нервная система и устойчивость сердечно-сосудистых функций при эмоциональном стрессе / A.B. Горбунова // Нейрохимия. -2000 — 17. — № 3. — С. 163−184.
  64. , П.Д. Роль АКТГ и кортикостероидов в патологиик проблеме стресса) / П. Д. Горизонтов, Т. Н. Протасова. М.: Медицина, 1968.-334 с.
  65. , Н.Д. Бодрость и здоровье / Н. Д. Граевская. М.: Медицина, 1979.-С. 11.
  66. , Н.Д. Спортивная медицина: курс лекций и практические занятия / Н. Д. Граевская, Т. И. Долматова. М.: Советский спорт, 2004. — 304 с.
  67. , О.В. Пути совершенствования вузовской системы лечебно-оздоровительной работы / О. В. Гринина, Д. И. Кича // Образ жизни и здоровье студентов: материалы 1-й Всерос. науч. конф. М., 1995. — С. 9−12.
  68. , Ю.М. Эмоциональный стресс в условиях нормы и патологии человека / Ю. М. Губачев, Б. В. Иовлев, Б. Д. Карвясарский. JL, 1976. -102 с.
  69. , A.B. Экспертная система прогноза адаптации студентов (ЭСПАС): методическое руководство / A.B. Гулин, К. И. Засядько,
  70. Ияд С. А. Хамад. Липецк, 2005. — 43 с.
  71. , А.Г. Причины и профилактика отклонений в состоянии здоровья спортсменов / А. Г. Дембо. -М., 1981. 119 с.
  72. , И.Г. Некоторые прикладные аспекты биохимических исследований в авиационной медицине / И. Г. Длусская, Р. К. Киселев // Косм, биол. 1989. — Т. 23. -№ 3. — С. 15−21.
  73. , И.Г. Новые критерии прогноза индивидуальной устойчивости к физическим нагрузкам / И. Г. Длусская, Л. Д. Карпова, С. Н. Радченко // Авиационная и экологическая медицина. 2004. — № 4. — С. 53−56.
  74. , Н.В. Индивидуальное здоровье и полипараметрическая диагностика функциональных состояний организма (системно-информационный подход) / Н. В. Дмитриева, О. С. Глазачев. М.: Горизонт, 2000.-214 с.
  75. , A.M. Здоровье, образ жизни и готовность молодежи к трудовой и репродуктивной функциям: автореф. дис. канд. биол. наук / A.M. Дюкарева. СПб., 1993. — 22 с.
  76. , С.П. Современные научно-методические разработки в физическом воспитании студентов, имеющих отклонение в состоянии здоровья / С. П. Евсеев. СПб, 2002. — С. 17.
  77. , С.М. Влияние интенсивной мышечной работы на некоторые показатели слюны спортсменов ,/ С. М. Емельяненко // Теория и практика физической культуры. 1972. — № 2. — С. 38−41.
  78. , Н.В. Адаптация и здоровье студентов / Н. В. Ермакова // Вестник восстановительной медицины. 2003. — № 1. — С. 12−16.
  79. , В.М. Синергетика клинической кибернетики / В. М. Еськов и др. Самара: Офорт, 2006. — Часть. Ш. — 233 с.
  80. , В.М. Методы оценки особенностей состояния кардиореспи-раторной системы студентов в условиях стресса / В. М. Еськов, Е. А. Мишина, O.E. Филатова // Вестник новых медицинских технологий. 2007. — Т. XIV. -№ 1. — С. 39−41.
  81. , И.В. Психофизиологические основы здоровья студентов: уч. пособие / И. В. Ефимова, Е. В. Будыка, Р. Ф. Проходовская. Иркутск, 2003.- 124 с.
  82. , В.П. Методы оценки функциональных состояний человека / В. П. Зинченко / Физиология человека и животных. Т. 21. — ВИНИТИ АН СССР.-М., 1978.- 133 с.
  83. , Ю.А. Экология и человек / Ю. А. Зорко // Мед. новости. -1998.-№ 12.-С. 9−1-2.
  84. , Ю.Б. Особенности гемодинамики у студентов с нейро-циркулярной дистонией при физической нагрузке /Ю.Б. Зуевский,
  85. И.П. Данченко // Гигиена и сан. 1988. — № 2. — С. 34−37.
  86. , Н.Ф. Актуальные проблемы медицины труда и промышленной экологии / Н. Ф. Измеров // Медицина труда и промышленная экология.-1996.-№ 1.-С. 1−6.
  87. Исследование адаптационных возможностей студентов /
  88. H.A. Агаджанян, JI.T. Сушкова, Т. Е. Батоцыренова, C.B. Иванов // Организация и методика учебного процесса, физкультурно-оздоровительной и спортивной работы: материалы VII Международ, конф. М.: МГУ, 2002. — Ч. 3. -С. 146−147.
  89. Ияд, С. А. Хамад. Психофизиологические аспекты динамики адаптации студентов к учебному процессу // Актуальные вопросы психиатрии, наркологии и медицинской психологии / Ияд С. А. Хамад, К. И. Засядько,
  90. A.B. Гулин // Сб. науч. трудов. Воронеж. — 2004. — Вып. 7. — С. 267−272.
  91. Ияд, С. А. Хамад. Физиологические особенности и критерии оценки уровня адаптации студентов к процессу обучения в вузе: автореф. дисс. канд. биолог, наук / Ияд С. А. Хамад. М., 2005. — 16 с.
  92. Казначеев, — В. П. Современное состояние проблемы адаптации /
  93. B.П. Казначеев // Вестник АМН СССР. 1975. — № 10. — С. 5−15.
  94. , В.П. Современные аспекты адаптации / В. П. Казначеев. -Новосибирск: Наука. 1980. — 191 с.
  95. , В.П. Очерки теории и практики экологии человека / В. П. Казначеев.-М.: Наука, 1983.-260 с.
  96. , В.П. Адаптация и конституция человека/
  97. В.П. Казначеев, C.B. Казначеев. Новосибирск: Наука. СО, 1986. — 118 с.
  98. , В.Т. Эколого-генетичесие проблемы в образовательном процессе студентов-высших учебных заведений: автореф. дис. канд. мед. наук / В. Т. Кайбышев. Башкирский гос. мед. ун-т. — Уфа, 2000. — 24 с.
  99. , П.И. Сущностная характеристика понятия «здоровье» и некоторые вопросы перестройки здравоохранения: обзорная информация / П. И. Калью // ВНИИМИ. 1988. — 69 с.
  100. , E.JI. Влияние сменной работы авиационных диспетчеров на некоторые показатели активности симпатоадреналовой системы / E.JI. Кан,
  101. B.А. Куприянов // Косм. биол. и авиакосм. мед. 1990. — Т. 24. — № 5. —1. C. 23−25.
  102. , A.B. Физиологическая оценка устойчивости к стрессу при педагогической деятельности / A.B. Капустина // Медицина труда в третьем тысячелетии: материалы конф. мол. ученых. — М., 2001. — С. 21.
  103. , В. Я. Оценка здоровья, адаптации и дизаптационных расстройств, пути их коррекции у военнослужащих пограничной службы в условиях Севера: дисс. канд. мед. наук / В. Я. Карпенко. — Н. Новгород, 2001. -233 с.
  104. , З.М. // Нейрогуморальные механизмы артериальной ги-пертензии / З. М. Киселева. Новосибирск, 1978. — С. 17−22.
  105. , Ю.П. Здоровый образ жизни в социокультурном развитии студентов / Ю. П. Кобяков. Владимир: Маркарт, 2004. — 244 с.
  106. , В.В. Психиатрия детского возраста: Руководство для врачей / В. В. Ковалев. М., 1979. — 345 с.
  107. , Т. Стресс / Т. Кокс. Новосибирск: Медицина, 1981.213 с.
  108. , Н.Г. Особенности адаптации студентов к условиям вуза в зависимости от устойчивых и ситуативных факторов среды /
  109. Н.Г. Колызаева // Вестник ЛГУ, Сер. 6, 1987. Вып. 4. — С. 98−100.
  110. Космическая кардиология / В. В. Парин, P.M. Баевский, Ю. Н. Волков, О. Г. Газенко. Л., 1967. — 337 с.
  111. , Е.А. Распространенность наркоманий в Российской Федерации / Е. А. Кошкина // Материалы симпозиумов в рамках итоговой коллегии Министерства здравоохранения Российской Федерации, 19.03.2002 г. -М., 2002.-С. 21−22.
  112. , Г. В. // Вестн. новых мед. технол. / Г. В. Кузнецов -1996. Т. 3. -№ 3. — С. 101−102.
  113. , Л.М. Показатели психического здоровья современных старшеклассников и студентов вуза / Л. М. Кузнецова, В. Д. Кузнецов, К. Т. Тимошенко // Гиг. и сан. 2008. — № 3. — С. 59−63.
  114. , Г. А. Влияние личностных характеристик на параметры адаптивности и изменение психоэмоционального тонуса при умственных и физических нагрузках / Г. А. Кураев, Н. О. Чароян // Валеология (Ростов-н/Д). -2001.-№ 1.-С. 4−13.
  115. , Ю.В. Психосоциальная дезадаптация как проявление соматических заболеваний. / Ю. В. Лавров, М. Л. Козлова, И. С. Котелевская // Психопедагогика в правоохранительных органах. М., 1999. — № 1. — С. 16−18.
  116. , Л.И. Реабилитация спортивной работоспособности после травм опорно-двигательного аппарата / Л. И. Лаская. М., 1971. — 120 с.
  117. , Н.И. /Н.И. Латышевская, C.B. Клаучек, Н.И.Москаленко //Гиг. и сан.-2004.-№ 1.-С. 51−54.
  118. , Е.С. Факторная структура социальной адаптации студентов / Е. С. Левченко // Теория и практика физической культуры. 2007. — № 3.-С. 26−29.
  119. , А.Б. Психофизиологические состояния человека в трудовой деятельности / А. Б. Леонова, В. И. Медведев. М.: МГУ, 1981. — 109 с.
  120. , А.Б. Психодиагностика функциональных состояний человека/А.Б. Леонова.-М.: Изд-во МГУ, 1984.-200 с.
  121. , Ю.П. Здоровье населения и современная теория медицины / Ю. П. Лисицын. М.: Медицина, 1982. — 326 с.
  122. Лисицын," Ю. П. Проблемы профилактики и обязательное медицинское страхование / Ю. П. Лисицын // Бюлл. СО РАМН.- 1996.- № 3. С. 5−10.
  123. , А. Е. Подростковая наркология / А. Е. Личко, B.C. Битенский. Л., 1999 — 304 с.
  124. , А.Е. Типы акцентуаций характера и психопатий у подростков/А.Е. Личко.-М., 1999,-178 с.
  125. , Л.М. // Космическая биология / Л. М. Лобанок, А. Е. Киренков. 1988. — № 2. — С. 70−72.
  126. , А.Г. // Человек, питание, здоровье: материалы международной науч. конф. / А. Г. Маркарян. Тверь, 2006. — С. 260- 262.
  127. , О.П. Морфофункциональные показатели студенток специального отделения, распределенных по группам наиболее часто встречающихся заболеваний / О. П. Маркевич, В. А. Медведев // Адаптивная физическая культура. 2004. — № 1 (17). — с.2−5.
  128. , Д.В. Гигиеническая оценка влияния условия обучения на функциональное состояние организма человека (на примере курсантов факультета пожарной безопасности): автореф. дис. канд. мед. наук
  129. Д.В. Марченко. Омск: Гос. мед. акад., 2002. — 20 с.
  130. Маршалл,-Р.Д. Функция сердца здоровых и больных/ Р. Д. Маршалл, Д. Т. Шефердт. -М.: Медицина, 1972. 218 с.
  131. , Л.П. Теория и методика физической культуры / ЛИ Матвеев М: ФиС, 1991.- 261 с.
  132. , Ф.З. Общий механизм адаптации и профилактики / Ф. З. Меерсон.-М.: Медицина, 1973. 360 с.
  133. , Ф.З. Адаптация, стресс и профилактика / Ф. З. Меерсон. -М.: Наука. 1981. -278 с.
  134. , Ф.З. Адаптация к стрессорным ситуациям и физическим нагрузкам / Ф. З. Меерсон, Н. Г. Пшенникова. М.: Медицина, 1988. — 253 с.
  135. , Ф.З. Феномен адаптационной стабилизации структур и защита сердца / Ф. З. Меерсон, И. Ю. Малышев. М.: Наука, 1993. — 159 с.
  136. , В.И. Устойчивость физиологических и психологических функций человека при действии экстремальных факторов /
  137. В.И. Медведев. -М.: Наука, 1982. 102 с.
  138. Медведев’В. А. Оздоровление студенческой молодежи средствами физической культуры / В. А. Медведев, О. П. Маркевич // Высшая школа. — 2003.-№ 3.-С. 72−75.
  139. Методы и средства повышения умственной работоспособности студентов / P.A. Юсупов, Г. М. Куцев, А. И. Елфимов, И. В. Радыш, Ю. П. Старшинов. Казань: Изд-во КГТУ, 1996. — 20 с.
  140. , В.А. Унифицированная система физической и функциональной подготовки студентов специальных медицинских групп и оценка ее результативности / В. А. Милодан, А. И. Крылов, С. А. Малышева // Адаптивная физическая культура. 2003. — № 3. — С. 17−19.
  141. , М.П. Изменение показателей РЭГ и ЭЭГ у студентов с состоянием беспокойства тревоги в процессе экзаменов / М. П. Мороз, Н. В. Вязовец // Проблемы умственного труда. — М., 1983. — № 6. — С. 38−48.
  142. , И.Л. Экспресс-оценка функционального состояния организма подводников / И. Л. Мызников // Воен. мед. журнал. — 2004. — № 7. -С. 35−37.
  143. , В.Д. Психофизиологические исследования индивидуальных различий / В. Д. Небылицин. -М. Наука, 1976. 336 с.
  144. , С.А. Умственная работоспособность и успеваемость школьников в зависимости от состояния их нервной системы /
  145. С.А. Нетолина // Гигиена и санитария. 1983. — № 10. — С. 28−30.
  146. , О.JI. Состояние сердечно-сосудистой системы студентов северного педагогического вуза в возрасте 17−20 лет — уроженцев г. Сургута: автореф. дис. канд. биол. наук. / О. Л. Нифонова. Тюмень: Тюменский гос. ун-т., 2002. — 22 с.
  147. , C.B. Психологическое обеспечение учебного процесса вузов / C.B. Новиков, А. Г. Маклаков. СПб.: Вмед. А, 1997. — 254 с.
  148. , Б.И. Динамика качеств, состояния здоровья и физического развития студентов в процессе обучения в вузе: сборник науч. трудов / Б. И. Новиков, В. В. Федотов. М.: МГУ, 1998. — С. 43−53.
  149. , В.К. Демографические процессы и формирование здоровья населения в современных условиях / В. К. Овчаров // Здоровье и здравоохранение. Проблемы и перспективы / под ред. О. П. Щепина, В. К. Овчарваи др.-М., 1991.-С. 39−100.
  150. , Э.М. Кровообращение и дыхание у студентов института физической культуры / Э. М. Османов, Н. Г. Романова // Теория и практика физической культуры. 2007. — № 8. — С. 8−10.
  151. Основные принципы и подходы к формированию внутривузовских и региональных программ по укреплению здоровья и формированию здорового образа жизни участников образовательного процесса / H.A. Агаджанян,
  152. B.В. Розанов, А. Е. Северин, Ю. В. Шевелев // Физика и радиоэлектроника в медицине и экологии: докл. VII междунар. науч.-техн. конф. Владимир: Собор, 2006.-С. 188−189.
  153. , A.C. Психофизиологические механизмы и последствия суточного стресса / A.C. Павлов // Физиол. человека. — 2002. № 4 — С. 45−53.
  154. , С.Е. Основы теории адаптации и спортивная тренировка /
  155. C.Е. Павлов // Теория и практика физической культуры. 1999. — № 1. — С. 12−17.
  156. , М.А. Образование и здоровье студентов / М. А. Пальцев / Высшее образование в России. 2002. — № 12. — С. 36−39.
  157. , JI.E. Биохимические механизмы стресса / JI.E. Панин. — Новосибирск, 1983. -232 с.
  158. , В.И. Образ жизни студента медика как фактор риска здоровью / В. И. Петров, Н. И. Латышевская // Здоровье студента: сб. тезисов ме-ждунар науч. техн. конф. — М.: РУДН, 1999. — С. 54.
  159. , Е.А. Влияние физических упражнений на работоспособность и здоровье человека / Е. А. Пирогова. —Киев: Здоровье, 1986. -152 с.
  160. , В.В. Значение уровня беспокойства-тревоги в адаптации студентов к обучению в вузе /В.В. Плотников // Проблемы умственного труда.-М., 1983. -№ 6. -С. 28−38.
  161. , И.Н. Формирование состояния здоровья студенческой молодежи по данным социально-экологического мониторинга /
  162. И.Н. Полунин, Т. Ю. Щурова, Ю. И. Филимонов // Образ жизни и здоровье студентов: материалы 1-й Всерос. научн. конф. -М., 1995. С. 180−182.
  163. , С.Е. Связь уровней катехоламинов в крови с индивидуальными особенностями динамики ошибочности деятельности оператора / С. Е. Попов, A.B. Миролюбов // Физиол. Человека-1983. 9. — № 6.1. С. 1023−1024.
  164. , Ю.В. Первичная гипертензия как патология клеточных мембран / Ю. В. Постнов, С. Н. Орлов. М., 1987. — 83 с.
  165. Преморбидные состояния в экстремальной медицине и экстремальной психологии /В.В. Довгуша, И. Д. Кудрин, А. И. Кудрин и др. СПб.: Из- во ВМедА, 2003. — 281 с.
  166. , A.M. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика / A.M. Прихожан. — М., Воронеж. -2000.- 186 с.
  167. , JI.A. / JI.A. Проскурякова // Зравоохр. Рос. Федерации. 2006. — № 5. -1С. 41−44.
  168. , В.Н. Зависимость продолжительности фаз и периодов сердечного цикла у спортсменов от направленности тренировочного цикла / В. Н. Прокофьева, В. И. Кузнецов, A.A. Кореневская // Физиология человека. -2007.-Т. 33. -№ 6. С.71−78.
  169. , JI.A. Гигиеническая оценка питания и здоровье студентов / JI.A. Проскурякова // Гиг. и сан. 2008. — № 3. — С. 49−52.
  170. , И.В. Эколого-физиологическая характеристика механизмов адаптации студенток из различных климатогеографических регионов / И. В. Радыш // Эколого-физиологические проблемы адаптации: материалы XI междунар. симпозиума. М.: РУДН, 2003. — С. 445−447.
  171. , П.П. Особенности функционального состояния организма в условиях целенаправленной деятельности автореф. дис. кан. мед. наук / П. П. Салманов. М., 1989. — 22 с.
  172. , Э.Э. Физиолого-гигиенические аспекты здоровья студентов вузов / Э. Э. Саркисянц // Физиологические проблемы адаптации: тез. 4-го Всесоюзного симпузиума. Тарту, 1984. — С. 169−172.
  173. , Г. Очерки об адаптационном синдроме / Г. Селье. М.: Медгиз.- 1960.-20? с.
  174. , Г. На уровне целого организма / Г. Селье М.: Наука. -1972.-122 с.
  175. , Г. Стресс без дистресса / Г. Селье. — М.: Прогресс. 1979.126 с.
  176. , М.А. / М.А. Смирнов, Т. Ш. Миннибаев // Охрана психического здоровья детей и подростков: материалы IV конгресса педиатров России.-М., 1998.-С. 72.
  177. , Е.И. Эмоции, гормоны и атеросклероз / Е. И. Соколов. — М.: Наука, 1991.-224 с.
  178. Сравнительные особенности вариабельности сердечного ритма у студентов, проживающих в различных природноклиматических регионах / H.A. Агаджанян, Т. Е. Батоцыренова, А. Е. Северин, Ю. Н. Семенова // Физиология человека. — 2007. Том 33. — № 6. — С. 66−70.
  179. , К.В. Системные механизмы эмоционального стресса / К. В. Судаков, Е. А. Юматов, Е. С. Ульянинский // Механизмы развития стресса. -Кишинев: Штиинца, 1987. С. 53−79.
  180. , К.В. Диагноз здоровья / К. В. Судаков. -М., 1993. 122 с.
  181. , Н.В. Физиологическая реактивность и совершенствование устойчивости функциональных систем организма спортсменов-ориентировщиков высокой квалификации: автореф. дисс. .кандидата биол. наук / Н. В. Столярова. — Тюмень, 2002. — 22 с.
  182. , Г. П. От авиационной медицины настоящего к авиационной антропоэкологии будущего / Г. П. Ступаков, И. Б. Ушаков // Авиакос-мич. и экол. медицина. — 1998. -Т.32. -№ 1. С. 13−21.
  183. , Г. П. Авиационная антропоэкология (Проблемы медицины авиационного труда) / Г. П. Ступаков, И. Б. Ушаков. Воронеж, 1999. -488 с.
  184. Сухарева, J1.M. Адаптация учащихся технических училищ разного профиля в динамике обучения / JI.M. Сухарева, Н. Г. Самотолкина // Пробл. адап. в гигиене детей и подростков. М., 1983. — С. 87−97.
  185. , С.И. К вопросу о перестройке профессионального психологического отбора / С. И. Съедин // Профессиональный психологический отбор в военно-учебном заведении: материалы всеармейского учебно-методического сбора. -М.: ВПА, 1990. С. 15−16.
  186. , В.Н. Теоретические проблемы профессионального психологического отбора и психофизиологического сопровождения обучения специалистов / В. Н. Сысоев // Вестник Балтийской педагогической академии. -2000.-Вып. 34.-С. 37−52.
  187. , C.B. Состояние плазменно-коагуляционного гемостаза у физически активных лиц в процессе адаптации к мышечным нагрузкам / C.B. Тихомирова, А. Д. Викулов, A.A. Баранов, И. А. Осетров // Физиология человека.- 2007. Т. 33. -№ 6. — С.88−93.
  188. , З.Г. О соотношении типологических особенностей высшей нервной деятельности с некоторыми характеристиками вегетативного реагирования / З. Г. Туровская // Проблемы дифференциальной психофизиологии. М.: Педагогика, 1974. — С. 228−242.
  189. , Р.В. Эколого-физиологическая обоснование гормонального статуса, физического и полового развития детей Дальневосточного региона: автореф. дис. доктора биолог, наук / Р. В. Учакина. М., 2006. — 38 с.
  190. , А.Ю. Психофизиология как междисциплинарная наука о поведении / А. Ю. Федотов / Психофизиология: учебн. пособие для вузов. -М.: Современный гуманитарный университет, 2001. — С. 14.
  191. Физическая нагрузка адаптации спортсменов и профилактика психофизического переутомления / В. И. Павлова, Я. В. Латюшин, Н.В. Мамыки-на, М. С. Терзи // Теория и практика физической культуры. 2007. — № 10. — С. 11−14.
  192. , Б. Реактивность сердечно-сосудистой системы лиц молодого возраста / Б. Филкнер // Кардиология. 1996. — № 1 — С. 39−44.
  193. , JI. А. Оценка психосоматического здоровья студентов на основе математико-статистического моделирования по данным мониторинга: дисс. канд. психол. наук / JL А. Фоменко. СПб, 2002. — 195 с.
  194. , М. Некоторые аспекты исследований в физиологической психологии / М. Франкенхойзер // Эмоциональный стресс. JL: Медицина, 1970. — С. 24−37.
  195. , В.В. Регулирование, приспособление и старение / В. В. Фролькис. Л.: Наука, 1970. — 187с.
  196. Функциональные резервы организма и здоровье студентов из различных климатогеографических регионов / H.A. Агаджанян, А. Е. Северин, Т. Ш. Миннибаев и др.// Технологии живых систем. — 2005. Т. 2. — № 4−5. -С. 78−87.
  197. , М.М. Информационные нервозы / М. М. Хананашвили. Л.: Медицина., 1978. -143 с.
  198. , М.М. Информационная патология поведения и некоторые механизмы саморегуляции высшей нервной деятельности / М. М. Хананашвили // Физиология человека. 1984.-Т. 10.-№ 5.-С. 778−785.
  199. , Д. Биология человека/ Д. Харрисон, Дж Уайнер, Дж Теннер и др. -М., 1979. 611с.
  200. , С.Н. Адаптивные возможности и психофизиологический статус студентов приполярного региона: автореф. дис. канд. биол. наук / С. Н. Чикова. Архангельск, 2007. — 18 с.
  201. , С.Н. Адаптивные возможности организма студентов в период «биологической тьмы» / С. Н. Чикова, Т. С. Колосова, А. Е. Чиков // Экология человека. 2007. — № 1. — С. 50−54.
  202. , С.Н. Психофизиологический статус студентов приполярного региона / С. Н. Чикова, Т. С. Колосова // Вестник ПТУ. 2007. — № 10 (2). — С. 62−69.
  203. , В.А. Психофизиологические функции у старшеклассников / В.А. ЧичкалЮк, А. Б. Атаманюк, С. Б. Белогоров // Бюл. Вост.-Сиб. науч. центра СО РАМН. 2001. — № 1. — С. 24−26.
  204. , A.B. Врачебный контроль в физическом воспитании и спорте / A.B. Чоговадзе, М. М. Круглый. М., 1977. — 176 с.
  205. , В. А. К вопросу об исследовании психического и соматического здоровья человека / В. А. Шерстяных, Л. Н. Хицова // Валеоло-гия, 2001.-№ 3.-С. 8−11.
  206. , В.H. Многофакторное прогнозирование состояния детей и подростков в процессе школьного обучения: автореф. дис. д-ра мед. наук / В. Н. Шестакова. — Иваново: Иванов, гос. мед. акад., 2000. — 51 с.
  207. , Ю.К. Фазовый анализ сердечной деятельности у спортсменов: автореф. дисс.. канд. мед. наук / Ю. К. Шхвацабая. М., 1965.
  208. , Ю.В. Вегетативные проявления экзаменационного стресса: автореф. дис. док. биол. наук / Ю. В. Щербатых. — СПб, 2001. 32 с.
  209. , О.П. Современное состояние и тенденции заболеваемости населения Российской Федерации / О. П. Щепин, Е. А. Тишук // Здравоохранение Российской Федерации. 2001. — № 6. — С. 5.
  210. , Е.А. Экзаменационный стресс-причина соматовегетатив-ных нарушений у студентов / Е. А. Юматов, В. И. Бадиков, О. С. Глазичев, Е. А. Умрюхин // Здоровье студента: сб. тезисов международ, науч.-техн. конф. -М.: РУДН, 1999. С. 24−25.m
  211. , Р.А. Комплексная оценка состояния здоровья студентов / Р. А. Юсупов, Р. А. Акишин // Эколого-физиологические проблемы адаптации: материалы X междунар. симп. М.: Изд-во РУДН, 2001.-С. 626−627.
  212. , Р.А. Эколого-физиологическое обоснование методов и средств оптимизации качества жизни и охраны здоровья населения (по материалам Республики Татарстан): автореф. дис. доктора биолог наук /
  213. Р.А. Юсупов. М., 2007. — 44 с.
  214. , В.А. Особенности диагностики и лечения депрессивных состояний при соматических болезнях / В. А. Яковлев // Воен.-мед. журн. — 1998.-Т. 319. -№ 3. С. 47−48.
  215. , Н.Н. Механизмы адаптации к мышечной деятельности и проблема перекрестной адаптации / Н. Н. Яковлев // Физиологические проблемы адаптации: тез. 4-го Всесоюз. симпозиума. Тарту, 1984. — С. 81−84.
  216. Abelin The positive indicators in health promotion and protection // World Health Stat. Rep. 1986. -№ 4. — P. 353−364.
  217. Adams P.B. Baccelli Y, Mancia Y, Sanchett. A. Cardiocescular changes during naturally elicited fighting behavior in the cat // Amer. G Physiol. -1969.-V. 216.-№ 5.-Pp. 1226−1235.
  218. Afifi Abdelmonem A. The maturing paradigm of public health / Afifi Abdelmonem, Breslow Lester Annu. — Rev. Public Health. Vol. 15. — Palo Alto (Calif.), 1994.-P. 223−235.
  219. Appenzeller, O. The autonomic nervous system / O. Appenzeller // Amsterdam-London-New-York, 1970.-P. 151−156.
  220. Asrand, .P.O. Blood lactate after prolonged sever exercise / P.O. Asrand, R. Hodman, B. Saltin // J. Appl. Physiol, 1964. V. 18. — P. 13.
  221. Asrand, P.O. Cardiac output during submaximal and maximal work / P.O. Asrand, T.E. Guddy, B. Saltin et al. // J. Appl. Physiol. -1964. V. 19.1. P. 268.
  222. Beehr, T. A. Psychological stress in the workplace / T.A. Beehr. London- N. Y., 1995.-P. 76.
  223. Bluaiberger, K. Die Untersuchung der Dynamik dee Herzens beim Menchen / K. Bluaiberger // Ergebnisse der inneren Medizin und Kinderheilkunde. 1942.-P. 424.
  224. Bundgaard, A. Exercise and asthmatic / A. Bundgaard // Sport. Med., 1985. Vol. 2. — № 4. — P. 254−266.
  225. Canter, D. Can health be a gurantative criterion? A multifaceted approach to health assessment / D. Canter, L. Nanke // Science of Health. Plenum Press, 1992.-P. 83−98
  226. Cohen, S.L. Waddol a. Yu dema L. Urinary catecholamine levels, gastric secretion and specific psychological factors in ulcer and non-ulcer patients / S.L. Cohen, A.J. Silverman // J. Psychosoin. Res. 1961.-Vol. 5.-P. 90−97.
  227. Debijadyi,-R. Reactions psychohysiquccs des pilotes des avions super-sonques / R. Debijadyi // Rev. de Medicine aeronautique et Spatiale. 1975. — Vol. 46.-P. 365−373.
  228. NR. О. Metabolic control of respiratory neuronal activity and accompanying changes in breathing movement of the rabbets / HR. O. Dinse,
  229. M. Fallert, G. Bohmer, R.A. Chaplain // Pfugers Arch J. Physiol. 1986. — Bd. 365.-P. 69−75.
  230. Elnadjan, F. Excretion of epinephrine and nor epinepheine under stress / F. Elnadjan // Ricent. Pogr. Hormone Res. 1958. -V. 14. — P. 513−521.
  231. Elrick, H. A new definition of Health / H. Elrick // J. Nation. Med. Association. 1980. — Vol. 72. — № 7. — P. 695−699.
  232. Elleck, D. The new direction in health policy / D. Elleck // Am. J. Occup. Therapy. 1990. — Vol. 44. — P. 947−949.
  233. Noack, H. Concepts of health and health promotion / H. Noack / Measurements in Health Promotion and Protection. Copenhagen, 1987. P. 5−28.
  234. Etzioni, R.D. Bayesian statistical methods in public health and medicine / R.D. Etzioni, J.B. Kadane // Ann. Rev. Public Health. 1995. — Vol. 16.1. P. 23−41.
  235. Fauvel, J.P. Stress mentol ot systime cardiovisculoire / J.P. Fauvel // Ann. Cardiol. Et angeiol. 2002. — 51. — № 2. — P. 76−80.
  236. Frenkehuaeuser, M. Interindividual differences in cateholamine excretion during stress / M. Frenkehuaeuser, P. Patkai // Scand. J. Psychol. 1965. — Vol. 6.-P. 117−121.
  237. Gene, V. Glass. Statistical Methods in Education and Psychology / Gene V. Glass, Julian C. Stanley. Prentce-Hall, New Jersey- Пер. с англ. — M.: Прогресс, 1976.-495 с.
  238. Heidbreder, Е. Stress, Emotion and Hypertonie: Die integrative Rolle des Zentralnervsystems / E. Heidbreder, A. Heidland. Klin Wschr, 1981- 59: 13: 715−726.
  239. Hess, W. Hypothalamus and thalamus / W. Hess. Berlin: Georg Thieme Verlag, 1968. — 77 p.
  240. Hoffman, J. Physiological Aspects of Sport Training and Performance /J. Hoffman // Human Kinetics. 2002. — P. 343.
  241. Kerdo, I. Ein -mes Daten der Blutz irkulation kalkulierter Index zur Beurteilung der Vegetativen Tonuslage / I. Kerdo // Acta neurovegetativa, 1966, Bd, 29.-№ 2.-P. 250−268.
  242. Lenaz, Y. Subcellular Biochem / Y. Lenaz. 1979.- Vol. 6.-P. 233 -343
  243. Murrhfy, L.K. Cardiovascular reactivity to psychological stress in healthy children / L.K. Murrhfy, B.S. Alpert et. al // Psychophysiology. 1988. Vol. 25. -№ 2.-P. 144−152.
  244. Mills, F.J. The endocrinology of stress / F.J. Mills // Aviat. Space Environm. Med. 1985. — Vol. 56. — № 7. — P. 642−650.
  245. Murphy, L.K. Cardiovascular reactivity to psychological stress in helthy children / L.K. Murphy, B.S. Alpert, R.S. Burdon et al // Psychophysiolody, 1988.-Vol. 25.-№ 2.-P. 144−152.
  246. Nandy, P. S. Recovery from exercise at varying work loads. Time course of responses of heart rate and systoles intervals / P. S. Nandy, D.H. Sprodick // Brit. Heart S. 1977. — Vol. 39. — № 9. — P. 958.
  247. Pincus, G. Studies of the role of the adrenal cortex in the stress of human subjects / G. Pincus // Recent Progr. Hormone Res. 1947 — Vol. 1. — P. 123.
  248. Sarason, I. Test anxiety and the observations of model / I. Sarason // J. of Personality. 1968. — № 3. — P. 894−916
  249. Sher, E. Farmacol. Res. Cammun / E. Sher, T. Clemenh 1985. -Yol. 17.-№ 12.-P. 1095−1108.
  250. Smith Д. First steps towards a strategy for health / R. Smith // British Med. Journal. 1991. — Vol. 303. — P. 297−299.
  251. , М. F. / M.F. Tansy, H.D. Friedman // 1979. Vol. 16. — № 12. -P. 93−95.
  252. Theorell, T. Changes in job strain in relation to changes in physiological state / T. Theorell, A. Perski, T. Akershtedt et al // Scand. J. Work Envizor. Health. 1988. -V. 14. — P. 189−196
  253. Walsh, D.C. Health promotion versus health protection? / D.C. Walsh, S.E. Jennings, T. Mangione et al // J. Public Health Policy. 1991. — № 2.1. P. 148−164.
  254. Wilmore, JH. Physiology of sport and exercise / JH. Wilmore, DL. Costill // Champaign, LLirois Human Kinetics. 2004. — 726 p.
Заполнить форму текущей работой