Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Психологические условия коммуникативно-личностного развития студентов в процессе профессиональной подготовки

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Исследование в целом осуществлялось в период 2007;2010 годов. На I этапе (2007;2008) были определены теоретические позиции исследования, осуществлялся анализ литературы по теме. На II этапе (2008) разработана и реализована на всей выборке студентов программа психологической диагно- • стики личностных свойств, составляющих структуру нравственно-экологического сознания, параметры психологической… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретические проблемы коммуникативно-личностного развития будущего педагога
    • 1. 1. Проблема общения и коммуникативноличностного развития
    • 1. 2. Диалогический подход к общению и коммуникативно-личностному развитию
    • 1. 3. Диалог — основа духовного понимания личности и общения
    • 1. 4. Психологические трудности общения и коммуникативно-личностного развития будущего специалиста
    • 1. 5. Итоги теоретического анализа
  • Глава 2. Диагностическое исследование уровня коммуникативноличностного развития студентов
    • 2. 1. Обоснование и описание методики диагностического исследования
    • 2. 2. Результаты диагностического исследования и их психологический анализ
    • 2. 3. Выводы диагностического исследования
  • Глава 3. Авторская программа коммуникативно-личностного развития студентов-педагогов
    • 3. 1. Структура и основное содержание блоков программы
    • 3. 2. Краткое содержание библиопсихологического метода и механизма нравственно-психологического дисэквилибриума
    • 3. 3. Содержание работы по основным блокам программы
    • 3. 4. Контрольная сравнительная диагностика по результатам эксперимента
  • Выводы исследования

Психологические условия коммуникативно-личностного развития студентов в процессе профессиональной подготовки (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Изменения в современном мире и образовании требуют творческого переосмысления существующих подходов к практике профессиональной подготовки, особенно там, где ведущим фактором выступает педагогическое общение. Совершенствование коммуникативной подготовки специалистов педагогов сегодня сопряжено с гуманизацией образования и потому обращено к личности, ее творческому потенциалу и смысложизненным и нравственно-духовным ориентациям.

При подготовке специалиста в области языков и межкультурной коммуникации (преподавателя-лингвиста, педагога-филолога, учителя иностранного языка и т. п.) необходим глубокий и разносторонний подход, интегрирующий филологические, педагогические и психологические знания. Это обосновано требованиями к способностям педагога и его компетентностилингвистической, литературной, коммуникативной, предполагающей профессиональную осведомленность, мотивацию к педагогическому общению, высокий уровень ценностных и духовно-нравственных ориентации, которые определяют его целостный коммуникативно-личностный облик. Здесь недостаточно только набора профессиональных знаний, коммуникативных умений и соответствующих психологических качеств. Речь должна идти об определенном уровне целостного коммуникативно-личностного развития специалиста.

Обоснованию психологических детерминант компетентного общения и коммуникативного развития личности посвящены труды Л. С. Выготского, 1982; A.A. Бодалева, 1983; В.А. Кан-Калика, 1979; Г. А. Ковалева, 1980; A.A. Леонтьева, 1998; С. Л. Рубинштейна, 1989; В. В. Рыжова, 1994; Л. А. Петровской, 1989; И. М. Юсупова, 1990. Но лишь ограниченное число подходов напрямую затрагивает аспект педагогического общения как первооснову коммуникативной личностной компетентности педагога и уровня его коммуникативно-личностного развития (И. Вахнявская, 1999; А. Б. Добрович, 1987;

В.А. Кан-Калик, 1987; Л. А. Петровская, 1989; В. В. Рыжов, 1995; В. В. Соколова, 1995; И. Б Ханина, 1990; А. У. Хараш, 1986; С. А. Шеин, 1991).

Ряд проведенных в настоящее время исследований показал, что процесс общения может быть обусловлен как его позитивными, так и негативными психологическими детерминантами, представляющими собой разного рода барьеры, проблемы и трудности общения. Изучение имеющихся работ по данной проблеме показывает, что в отечественной педагогической психологии до конца не выработаны концептуальные подходы к изучению этих затруднений (Т.А. Аржакаева, A.A. Бодалев, 1983; Е. В. Залюбовская, 1982; Л. В. Куликов, 2008; В. Н. Куницына 1995; В. А. Лабунская, 2001; М. И. Лисина, 1986; И. С. Слободянюк, 2009, И. М. Юсупов, 1998 и др.).

Анализ профессиональной деятельности специалиста-филолога и связанных с нею способностей, умений и навыков, включая литературные, речевые и языковые, позволяет говорить о коммуникативных способностях и определенном уровне коммуникативно-личностного развития (К.А. Абульхано-ва-Славская, 1981; Г. М. Андреева, 2005; Л. И. Анцыферова, 1991; Т. Н. Березина, 2001; A.A. Бодалев, 1993; С. Л. Братченко, 1997; Л. И. Габдулина, 2003; А. Б. Добрович, 1987; Е. Л. Доценко, 2003; Г. В. Дьяконов, 2007; Ю. Н. Емельянов, 1991; В. П. Зинченко, 2000; A.A. Кидрон, 1991; 1997; P.A. Максимова, 1999; В. И. Невская, 2003; Е. Ф. Глебова, 2003; Р. П. Мильруд, 2004; В. В. Рыжов, 2003, 2007;И. С. Тодорова, 1988; Т. А. Флоренская, 2001 и др.). Широкое распространение коммуникативного подхода в профессиональной подготовке филолога привело к снижению внимания к другим сторонам деятельности и развития личности в этом процессе. Коммуникативный подход, ори- ^ вотированный на потребности обучаемых в общении с носителями языка, без сомнения, обладает значительными потенциалами. Вместе с тем, первостепенное значение в нем придается потшанию как главному критерию эффективности общения, смыслу и значению. В основе глубокого межличностного общения лежат принципы диалогической ориентации личности и ее взаимодействия с другими людьми.

Сегодня отечественная психологическая наука активно и многопланово переосмысляет классические основания советской психологии, воплощенные в методологических принципах научной школы Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, А. Р. Лурия, П. Я Гальперина деятельностных оснований советской психологии. Одним из кардинальных путей преодоления этого кризиса, по мнению А. Г. Асмолова, является разработка неклассических парадигм психологии XXI века. Наиболее существенной парадигмой такого рода является обращение к экзистенциальной философии и психологии диалога и духовности человека. Речь идет о возвращении в психологическую науку идей диало-гизма М. М. Бахтина и Г. Г. Шпета, П. А. Флоренского и С. Л. Франка, A.A. Ухтомского и М. Бубера, представляющих собой основу парадигмально-онтологического подхода к личности и ее взаимоотношений окружающим миром. Высокий уровень когнитивно-коммуникативной компетентности связан с глубокими личностными качествами педагога, в частности, с его ценностно-смысловыми и духовно-нравственными ориентациями (М.С. Каган, 1998, Д. А. Леонтьев, 1990; В. В. Рыжов, 1995; Э. В. Сайко, 2001; В.Д. Шадри-ков, 1996). Обращаясь к вопросам коммуникативно-личностного развития, мы не можем ограничиться формированием умений и навыков общения, отработкой и закреплением коммуникативных действий и операций. Речь должна идти о глубоком преобразовании личности, ее диалогизации, об изменении самого строя миропонимания и мироотношения специалиста.

Коммуникативные способности представлены в имеющихся психологических исследованиях как владение информацией, заключенной в житейских и научных понятиях (тезаурус), а также владение стратегиями и тактиками речевого поведения, способами познания и самопознания (мотивацион-но-прагматический уровень). Глубина коммуникативных знаний и умений позволяет наиболее полно собирать, корректировать и использовать информацию о коммуникативной ситуации, о состояниях и возможностях партнеров по общению. Тезаурусный уровень способностей изучается Е. Ю. Артемьевой, 1980; B.C. Архипкиной, 1981; A.A. Бодалевым, 1970; Н. Т, Ерча-ком, 1991; Н. И. Жинкиным, 1982; Н. Д. Павловой, 1991. Стратегии межличностного взаимодействия, познания и самопознания отражены в работах Б. М. Величковского, В. П. Зинченко, 1979; Н. В. Володько, 1999; Ю.Б. Гиппенрей-тер, 1993; А. Б. Добровича, 1987; О. И. Иссерс, 2002; Г. А. Ковалева, 1987; А. Ф. Копьева, 1987; В. Я. Ляудис, 1980; М. П. Минингалиевой, 2001; В. В. Рыжова, 1994; В. В. Соколовой, 1989; С. А. Шеина, 1991; Д. Эгана, 1986; И. М. Юсупова, 1998 и ряда других авторов.

Что же касается психологических механизмов достижения высокого уровня коммуникативно-личностного развития на основе ориентаций на сотрудничество, личностно и духовно ориентированный диалог), то в этом направлении специальных психологических исследований мы не встретили. Это позволило сделать вывод, что в отечественной педагогической психологии данная проблема мало изучена.

Основная проблема нашего исследования обусловлена существенным противоречием между насущной необходимостью обновления профессиональной коммуникативной подготовки специалистов педагогов, базирующейся на деятельностных принципах классической психологии, и построения модели коммуникативно-личностного развития специалиста, базирующегося на принципах диалога и духовности, с одной стороны, и явным дефицитом, а подчас и полным отсутствием необходимых для этого научных и прикладных разработок.

Цель исследования — выявить сущность и разработать психологическую модель коммуникативно-личностного развития студентов, обосновать и экспериментально проверить специальную программу коммуникативно-личностного развития и диалогизации личности будущего специалиста педагога.

Объект исследования — процесс профессиональной коммуникативной психологической подготовки студентов — будущих педагогов.

Предмет исследования — психологические условия коммуникативно-личностного развития студентов — будущих преподавателей-филологов, выявление психологического механизма этого процесса.

Под психологическим механизмом понимается совокупность наиболее существенных внутренних условий и факторов, обеспечивающих коммуникативно-личностное развитие будущего педагога в процессе профессиональной и в системе специальной психологической подготовки.

Коммуникативно-личностное развитие, составляющее основной предмет данного исследования, определяется в данной работе как процесс становления целостного коммуникативного облика личности специалиста в совокупности характеристик коммуникативной компетентности, способностей общения и личностных качеств, психологической готовности к преодолению барьеров и трудностей общения и взаимодействия. Названная совокупность характеристик обеспечивает будущему специалисту возможность максимально использовать и реализовать в профессиональной деятельности свой коммуникативный потенциал. Для поиска ответа на вопрос, каковы психологические условия и в чем состоит механизм эффективного коммуникативно-личностного развития необходим анализ существующих научных подходов к пониманию общения и взаимодействия людей и выявление на этой основе ведущего, парадигмально-онтологического подхода к проблеме, обладающего наибольшими объяснительными возможностями.

Общая гипотеза нашего исследования состоит в том, что наибольшими возможностями в плане коммуникативно-личностного развития специалиста педагога обладает диалогический, духовно ориентированный подход к изучению общения и развитию в нем профессиональной личности специалиста педагога. Уровень коммуникативно-личностного развития определяется степенью диалогизации личности и ее общения.

Общая гипотеза раскрывается следующими частными положениями:

1. Процесс диалогизации личности и ее общения связан с последовательным освобождением личности от монологических, инструментально-манипулятивных и эгоцентрических коммуникативных установок, с одной стороны, усилением и углублением личностных, ценностно-смысловых и нравственно-духовных диалогических ориентаций сознания и общения, с другой стороны. Указанные изменения выступают внутренними условиями коммуникативно-личностного развития будущего педагога.

2. Оптимальное коммуникативно-личностное развитие и диалогизация сознания и общения личности обеспечиваются в условиях специально организованной экспериментальной программы, встроенной в процесс профессиональной подготовки и комплексно осуществляемой на ценностно-смысловом, духовно-нравственном, мотивационно-целевом, операциональном, и когнитивно-информационном уровнях личности. Названные условия выступают в качестве внешних факторов коммуникативно-личностного развития.

3. Ценностно-смысловая и духовно-нравственная подготовка заключается в формировании у студентов ценностных и нравственных ориентаций, личностных смыслов и отношений, выражающих уровень свободы и ответственности личности в принятии и реализации в общении с людьми общечеловеческих нравственных ценностей, и является детерминирующим условием эффективного коммуникативно-личностного развития будущего педагога — ее психологическим механизмом.

Задачи исследования:

1. Осуществить теоретический анализ существующих подходов и концепций в понимании педагогического общения, коммуникативной компетентности, коммуникативных способностей и психологических условий их развития в процессе профессиональной подготовки. На этой основе построить теоретическую психологическую модель коммуникативно-личностного развития.

2. Выявить сущность и классифицировать психологические трудности, искажения и барьеры общения, определить пути их диагностики и преодоления в процессе психологической подготовки студентов, определить содержание и условия формирования психологической готовности к их преодолению.

3. Осуществить комплексную диагностику уровня коммуникативно-личностного развития студентов до и после осуществления экспериментальной программы психологической подготовки.

4. Разработать на основе предложенной модели и проверить в формирующем эксперименте программу психологической подготовки студентов, направленную на их коммуникативно-личностное развитие, диалогизацию их сознания и личности.

5. На основе данных эксперимента выработать представления о психологическом механизме коммуникативно-личностного развития будущего педагога в процессе профессиональной подготовки.

Методологическую и теоретическую основу исследования составили принципиальные положения классической парадигмы психологической науки о социальной обусловленности развития личности в деятельности и общении (Б.Г. Ананьев, Г. М. Андреева, JI.C. Выготский, A.A. Леонтьев, А. Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов) — основополагающие идеи Л. С. Выготского о единстве познания и коммуникации, представленном в значении словаэкзистенциально-онтологические идеи основоположников диалогизма в философии и психологии (М.М. Бахтин, С. Л. Франк, П. А. Флоренский, A.A. Ухтомский, Г. Г. Шпет, М. Бубер) и их современных интерпретаторов и продолжателей (Г.А. Ковалев, Т. А. Флоренская, А. Ф. Копьев, А. У. Хараш, Г. В. Дьяконов и др.) об интерсубъектной природе общения-диалога и диалогизации личности и сознанияположения гуманистической психологии общения, системно-структурный подход к анализу личности и роли общения в этом процессе.

Использовались результаты теоретических исследований по проблемам диа-логизации педагогического общения (А.Е. Войскунский, А. Б. Добрович, А. Г. Маслоу, К. Роджерс, Т. А. Флоренская, А. У. Хараш и др.). Были использованы положения концепций отечественных и зарубежных ученых о духовно-нравственной доминанте и ценности личности, ее достижений в деятельности и общении (Б.С. Братусь, В. П. Зинченко, И. А. Ильин, В. Д. Шадриков, К. Роджерс, В. Франкл и др.).

Методы исследования. Для достижения цели и решения поставленных задач использовались методы аналитического исследования психолого-педагогической литературы, а также эмпирические методы: наблюдение, анкетирование. В диагностике уровня коммуникативно-личностного развития, готовности к преодолению коммуникативных, барьеров и затруднений в об-* щении, уровня диалогизации личности применялись методы тестирования, анкетирования, оценочные шкалы, проективные методики и контент-анализ.

На этапе формирующей работы использовались: моделирование программы развития коммуникативных качеств и способностей, эксперимент с использованием комплексной методики, библиопсихологический метод в составе формирующей программы. В анализе результатов эксперимента использовались методы количественной обработки данных (статистический анализ средних, распределений, критериально-уровневый и корреляционный анализ) и их качественный анализ.

Научная новизна исследования определяется следующими положениями, имеющими большое теоретическое значение:

— качестве нового предмета педагогической психологии изучается коммуникативно-личностное развитие как процесс становления целостного коммуникативного облика личности специалиста в совокупности характеристик коммуникативной компетентности, способностей общения и личностных качеств, психологической готовности к преодолению барьеров и трудностей общения и взаимодействия, осуществляемый через последовательную диалогизацию сознания и общения личности;

— новым является выделение ценностно-смыслового и нравственно-духовного уровня развития коммуникативных способностей и качеств личности, обоснование диалогической сущности этих уровней коммуникативно-личностного развития;

— обосновано выделение системы внутренних (освобождение личности от монологических, инструментально-манипулятивных и эгоцентрических коммуникативных установок, усиление и углублением личностных, ценностно-смысловых и нравственно духовных диалогических ориентаций сознания и общения) и внешних условий коммуникативно-личностного развития (специально организованная экспериментальной программ, встроенная в процесс профессиональной подготовки и комплексно осуществляемая на ценностно-смысловом, духовно-нравственном, мотивационно-целевом, операциональном, и когнитивно-информационном уровнях личности);

— теоретически обоснована и экспериментально подтверждена определяющая роль ценностно-смысловой и нравственно-духовной подготовки, как ведущих факторов диалогизации личности, в эффективном коммуникативно-личностном развитии будущего педагога;

— обосновано использование библиопсихологического метода, тренинга ненасильственной речевой коммуникации, диалогических коммуникативных упражнений в коммуникативно-личностном развитии студентов-педагогов;

— по результатам исследования сформулированы представления о психологическом механизме коммуникативно-личностного развития студентов — будущих педагогов.

Теоретическая значимость исследования помимо отмеченных выше инноваций, определяется также тем, что в нем:

— уточнены представления об уровнях эффективности педагогического общения;

— подтверждено важное и во многом новое для педагогической психологии понимание диалогического общения как личностного и ценностно-смыслового взаимодействия субъектов учебно-воспитательного процесса, определены его основные детерминанты;

— разработаны и апробированы в условиях эксперимента диагностическая и формирующая программы изучения и развития коммуникативных способностей студентов — будущих педагогов;

— теоретически обоснована и экспериментально проверена эффективность новых диагностических и формирующих методов, в том числе — проективных методов диагностики коммуникативно-личностного развития и биб-лиопсихологического метода в развитии диалогических коммуникативных способностей и компетенций студентов.

Практическая значимость исследования. Результаты исследования позволяют оптимизировать педагогическое общение в процессе профессиональной подготовки студентов и тем самым повышать его результативность. Практическое значение имеет разработанная и реализованная в работе программа обучения будущих педагогов умениям личностно и духовно ориентированного диалога, формирования системы диалогических коммуникативных способностей. Обобщенные теоретические и экспериментальные результаты работы используются в материалах лекционных курсов по педагогической психологии, а также в практике работы психологической службы образовательного учреждения высшего профессионального образования.

Положения, выносимые на защиту.

1. Защищается разработанное в диссертации содержание коммуникативно-личностного развития студентов — будущих педагогов и специалистов в области языков и межкультурной коммуникации.

Коммуникативно-личностное развитие, определяется как процесс становления целостного коммуникативного облика личности специалиста в совокупности характеристик коммуникативной компетентности, способностей общения, личностных качеств, психологической готовности к преодолению барьеров и трудностей общения и взаимодействия. Названная совокупность характеристик обеспечивает будущему специалисту возможность максимально использовать и реализовать в профессиональной деятельности свой коммуникативный потенциал.

2. На защиту выносятся положения, лежащие в основе гипотез исследования, проверенные и подтвержденные в экспериментальной работе:

— диалогизация личности и ее общения связана с последовательным освобождением личности от монологических, инструментально-манипулятивных и эгоцентрических коммуникативных установок, с одной стороны, усилением и углублением личностных, ценностно-смысловых и нравственно-духовных диалогических ориентаций сознания и общения, с другой. Указанные изменения выступают внутренними условиями коммуникативно-личностного развития будущего педагога.

— коммуникативно-личностное развитие и диалогизация личности наилучшим образом обеспечиваются в условиях специально организованной экспериментальной программы, встроенной в процесс профессиональной подготовки и комплексно осуществляемой на ценностно-смысловом, духовно-нравственном, мотивационно-целевом, операциональном, и когнитивно-информационном уровнях личности. Названные условия выступают в качестве внешних факторов коммуникативно-личностного развития.

— ценностно-смысловая и духовно-нравственная подготовка заключается в формировании у студентов ценностных и нравственных ориентаций, личностных смыслов и отношений, выражающих уровень свободы и ответственности личности в принятии и реализации в общении с людьми общечеловеческих нравственных ценностейэта подготовка является определяющим условием эффективного коммуникативно-личностного развития будущего педагога, выполняя интегративную функцию;

— особой эффективностью в коммуникативно-личностном развитии обладает технологии библиопсихологического метода как наиболее соответствующего природе диалогических коммуникативных способностей личности.

Экспериментальная база и этапы исследования. Исследование проводилось на базе Нижегородского государственного лингвистического университета. Основные экспериментальные и эмпирические материалы были получены в лонгитюдном исследовании 120 студентов 1−5 курсов университета, обучающихся по специальности «Теория и методика преподавания иностранных языков и культур» .

Исследование в целом осуществлялось в период 2007;2010 годов. На I этапе (2007;2008) были определены теоретические позиции исследования, осуществлялся анализ литературы по теме. На II этапе (2008) разработана и реализована на всей выборке студентов программа психологической диагно- • стики личностных свойств, составляющих структуру нравственно-экологического сознания, параметры психологической устойчивости и особенности образа жизни студентов, осуществлен анализ результатов диагностики. На III этапе (2008;2010) сформированы экспериментальная (ЭГ- 60 человек) и контрольная (КГ — 60 человек) группы студентов. Для студентов ЭГ разработана и реализована комплексная программа образовательно-воспитательной работы по коммуникативно-личностному развитию будущих специалистов, осуществлено контрольное сравнительное диагностическое исследование свойств студентов ЭГ и КГ, проанализированы общие результаты эксперимента и оформлены итоги и выводы всего исследования.

Апробация работы. Теоретические идеи, основные положения и выводы исследования представлялись на международной научно-практической конференции «Современное образование: научные подходы, опыт, проблемы, перспективы (Пенза, 2008) — Первой Всероссийской научно-практической конференции «Психолого-педагогические исследования качества образования в условиях инновационной деятельности образовательного учреждения» (Славянск-на-Кубани, 2008) — международной научно-практической конференции «Учитель XXI века: стратегии профессионального взаимодействия и саморазвития» (Ижевск, 2010) — обсуждались на заседаниях кафедры психологии и лаборатории Нижегородского государственного лингвистического университета им. H.A. Добролюбовапредставлены в 10 публикациях автора, в том числе статье в рецензируемом издании из перечня ВАК, научно-методическом пособии.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы (280 наименований, в том числе 12 на иностранных языках), приложений. Работа иллюстрирована таблицами, рисунками, схемами.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В заключении подведены итоги исследования, суммированы и обобщены его основные выводы. Намечаются-перспективы последующей научной разработки изучаемой проблемы.

1. Теоретико-экспериментальное исследование достигло поставленной цели и подтвердило основные положения, оставляющие* исходные научные гипотезы.

2. Показано, что наибольшими возможностями в плане коммуникативно-личностного развития специалиста педагога обладает диалогический, духовно ориентированный подход к изучению общения и развитию в нем профессиональной личности специалиста педагога. Уровень коммуникативно-личностного развития определяется степенью диалогизации личности и ее общения.

3- Процесс диалогизации личности и ее общения связан с последовательным освобождением личности от монологических, инструментально-манипулятивных и эгоцентрических коммуникативных установок, с одной стороны, усилением и углублением личностных, ценностно-смысловых и нравственно духовных диалогических ориентаций сознания и общения. Указанные изменения выступают внутренними условиями коммуникативно-личностного развития будущего педагога;

4. Оптимальное коммуникативно-личностное развитие и диалогизация сознания и общения личности обеспечивается в условиях специально организованной экспериментальной программы, встроенной в процесс профессиональной подготовки и комплексно осуществляемой на ценностно-смысловом, духовно-нравственном, мотивационно-целевом, операциональном, и когнитивно-информационном уровнях личности. Названные условия выступают в качестве внешних факторов коммуникативно-личностного развития.

5. Предложенная в исследовании модель коммуникативно-личностного развития и построенная на ее основе программа психологической подготовки студентов, включающая диагностический и формирующий модули, показали высокую эффективность в решении поставленных в исследовании задач. Это позволяет рекомендовать данную программу для практического использования в профессиональной подготовке педагогов.

6. Перспективы дальнейшего исследования мы видим в углублении диалогического подхода и распространении идей и принципов данного исследования на профессиональную подготовку студентов различных специальностей и профилей подготовки.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славская, К. А. Личностный аспект проблемы общения // Проблема общения впсихологии. М., 1981.
  2. Активные методы обучения педагогическому общению и его оптимизации // С6-. науч. тр./ Под ред. A.A. Бодалева, Г. А. Ковалева. М.: Изд-во АПН СССР, 1983.
  3. , H.A. Коммуникативная природа эмоций/ Н: А. Аминов //Личность и деятельность: Тез. докл. к V Всесоюзному съезду психологов / Под ред. А. Н. Леонтьева. М., 1977. — С. 54−55.
  4. Н.В. Самораскрытие педагога в общении со старшеклассниками: Ав-тореф. дис. канд. психол. наук. — М., 1989.
  5. , Б.Г. О человеке как объекте и субъекте воспитания / Б. Г. Ананьев // Избранные психологические труды: в 2 тт. Т.2. М.: Педагогика, 1980. — 287 с.
  6. , Б.Г. Человек как предмет познания: СПб.: Питер, 2001. -282 с.
  7. Г. М. Социальная психология/ Г. М. Андреева. 5 изд., испр. и доп. — М.: Аспект Пресс, 2005.- 365 с.
  8. Л.И. Развитие личности специалиста как субъекта своей профессиональной жизни// Психологические исследования проблемы формирования личности профессионала М., 1991.
  9. Т.А. Психологические трудности общения начинающих учителей: Автореф. дис. канд. психол. наук/Т.А. Аржакаева.- М. 1995.
  10. А.Г. По ту сторону сознания: методологические проблемы неклассической психологии. М.: Смысл, — 2002.- 480 с.
  11. А.Д. Опыт и проблемы повышения психологической компетентности учителя //Вопросы психологии. 1988. — № 4. — С. 116−120.
  12. Т.В. Теория речевого общения в трудах Бахтина М.М. и Выготского Л. С //Вестник МГУ, серия 14 «Психология». -1984. -№ 3. -С. 3−13.
  13. М.Л. Психологические проблемы обучения педагогическому общению в практике зарубежной высшей школы.: Дисс. канд. психол. наук/М.Л. Баграмянц-Ростов-на-Дону, 1991.
  14. М.М. Эстетика словесного творчества/ М. М. Бахтин. -М.': Просвещение, 1979. -240 с.
  15. М.М. Проблемы поэтики Достоевского / М. М. Бахтин.- 4-е изд. -М., 1979.
  16. М.М. Человек в мире слова/М.М. Бахтин М., 1995.-232 с.
  17. JI.B. Социально-психологические трудности педагогического общения в системе «учитель-ученик» Л.В. Бевдова// Психологические трудности общения: диагностика и коррекция. — Ростов-на-Дону, 1990.
  18. Л.И. К вопросу о типологии читателей/Л.И. Беляева //Проблемы социологии и психологии чтения. -М. 1973. — С. 143−161.
  19. В.П. Введение в психолингвистику/В.П. Белянин.- М.: Че Ро., -2001.- 138 с.
  20. Т.Н. Многомерная психика: Внутренний мир личности/Т.Н. Березина.- М.: ПЕР СЭ- 2001.-319 с.
  21. Э. Введение в психотерапию и психоанализ для непосвященных/Э.Берн.- Симферополь, 1998. 408с.
  22. И.Л. Повышение эффективности общения у студентов/И.Л. Блинова // Ежегодник Российского психологического общества «Психология и практика». Ярославль, 1998.- Т. 4. — Вып. 2.
  23. Е.Л. Педагогические функции диалога: Автореф. дисс.. канд. психол. наук/Е.Л. Богданова. Томск, 1997.
  24. A.A. Личность и общение: Избранные труды/А.А. Бодалев.-М., 1983.
  25. A.A. Диалог как форма психологического взаимодейст-вия/А.А.Бодалев, Г. А. Ковалев// Общение и диалог в процессе обучения, воспитания и психологической консультации. 1987.
  26. A.A. Психология межличностных отношений/А.А. Бодалев //Вопросы психологии. 1993. — № 2. — С. 86−91.
  27. В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и дру-гих/В:В.Бойко.-М., 199 б.
  28. А.К. Эмпатия в клиентгориентированной психотерапии: сопоставление с психоанализом и Я-психологией/А.К.Бохарт// Иностранная психология. 1993.- № 1.
  29. . С. Аномалии личности/Б.С.Братусь.- М., 1988.
  30. . С. К проблеме человека в психологии/Б.С.Братусь // Вопросы психологии. 1997. — № 5.
  31. C.JI. Развитие у студентов направленности на диалогическое общение в условиях групповой формы обучения: Автореф. дисс.. канд. пси-хол. наук/С.Л.Братченко. Л., 1987.
  32. С.Л. Диагностика личностно развивающего потенциала: Метод. пособие/ С. Л. Братченко.- Псков., 1997.
  33. , М. Я и Ты/ М. Бубер // Пер. с нем. Послесловие П. С. Гуревича. -М.: Высшая школа, 1993. 175с.
  34. Буш Г. Диалогика и творчество/ГБуш.- Рига: Авотс, 1985.-318 с.
  35. Ван Дейк Т. А. Язык. Познание. Коммуникация: Сб. работ: Пер. с англ. / Сост. В.В. Петров- Под ред. В. И. Герасимова. М.: Прогресс, 1989. — 312 с.
  36. Г. С. Структура коммуникативных способностей студентов/Г.С.Васильев //Проблемы межличностной коммуникации. М., 1982.
  37. А. Язык. Культура. Познание/А.Вежбицкая. Минск: Современное слово, 1997. — 264 с.
  38. К.В. О взаимосвязи мотивационных и социально-перцептивных комплексов в общении/К.В.Вербова // Вопросы психологии межличностного познания и общения. Краснодар, 1983.
  39. A.B., Столин В. В. Внутренний диалог и самоотношение // Психологический журнал. 1989. Т. 10. — № 6. — С. 50−57.
  40. Н.В. Личностно-ситуационная опосредованность выражения и распознания эмоций в речи/Н.В.Витт // Вопросы психологии. 1991. — № 1.1. С. 95−107.
  41. H.B. Диалогическое общение как фактор преодоления’дезадаптации ребенка в школе: дис.канд. психол. наук/Н.В. Володько.-Нижний Новгород.-1999.
  42. JI.C. Психология/Л.С.Выготский. М.: ЭКСМО-ПРЕСС, 2000.-1004 с.
  43. Л.С. Психология искусства/Л. С.Выготский.-Минск:Современное слово, 1998.-344 с.
  44. Л.И. Взаимосвязи направленности педагогов в общении и их ценностно-смысловых отношений/Л.И.Габдуллина/ЯТсихологический вестник.-Ростов н/Д, 1996. Вып. 1. — Ч. 1.
  45. , Л.И. Личностные особенности субъектов общения с диалогической коммуникативной направленностью/ Л.И. Габдуллина// Психология общения: Социокультурный анализ: Материалы международной конференции.- Ростов-на-Дону, 2003.- С.64−65.
  46. Л.Я. Русская разговорная речь. Тексты/Л.Я.Гинзбург. М.: Наука, 1978.-С. 134−139.
  47. Ю.Б. Феномен конгруэнтной эмпатии/Ю.Б.Гиппенрейтер // Вопросы психологии. 1993. — № 4. — С. 61−68.
  48. Е.Ф. Текстовая компетенция как составляющая лингводидак-тики // Психологические основы словоупотребления на уроках иностранного языка: Межвузовский сборник научных статей. Н. Новгород: НГЛУ им. H.A. Добролюбова, 2004.
  49. Л.Я., Алешина Ю. Е. Взаимосвязь отношения к себе и другим // Вопросы психологии. 1992. — № 5. — С. 21−28.
  50. Н.В. Психология конфликта/ Н. В. Гришина.- СПБ: Питер, 2000.- 464 с.
  51. Гуманизм и духовность в образовании: Науч. тр. II междунар. науч. конф./ Под ред. проф. В. В. Рыжова.- Нижний Новгород, 2000.
  52. Гуманизм и. духовность в- образовании: Науч. тр. III-, междунар. науч: конф:/Под ред. проф. В-В! Рыжова.-Нижний Новгород, 2005-.
  53. A.B. Социально-психологический тренинг повышения компег тентности общения, преподавателя: Дис. .канд. психол. наук/А.В-Девятко.-М., 1991.
  54. Г. А. Диалоговое общение, условия и факторы его эффективности: Автореф. дисс. канд. психол. наук/Г.А.Денисенко. М., 1992.
  55. И.А. Психология общения и развитие личности // Психология-формирования и развития личности / Отв. ред. Л. И. Анциферова. М.: Наука, 1981.-С. 127−158.
  56. Р. Фокусы языка. Изменение убеждений с помощью НЛП/Р: Дилтс. — Спб.: Питер, 2002. 320с.
  57. А.Б.- Воспитателю о психологии и психогигиене общения. Книга для учителей и родителей/А.Б.Добрович. М.: Просвещение, — 1987. -208 с.
  58. Е.Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и за-щита/Е.Л.Доценко. М., 1996.
  59. Е.Л. Глубинная семантика межличностного общения/Е.Л. Доценко// Психология общения: Социокультурный анализ. Матер, междунар. конф./ Под ред. A.A. Бодалева, П. Н. Ермакова, В. А. Лабунской: — Ростов -на-Дону, 2003.-С.111−112.
  60. A.A. Поиски- глубинных оснований конструктивного' общения/А. А. Дукман// Психология общения: Социокультурный анализ. Матер, междунар. конф./ Под ред. A.A. Бодалева- П.Н. Ермакова^ В. А. Лабунской.-Ростов-на-Дону, 2003.-С.112−114.
  61. F.B. Психология диалога: Теоретико-методологическое исследование/Г.В. Дьяконов.-Кировоград, 2006.- 693 с.
  62. Г. В. Основы диалогического подхода в психологической науке и практике/ Г. В. Дьяконов.- Кировоград, 2007.- 847 с.
  63. Ю.Н. Обучение общению в учебно-тренировочной груп-пе/Ю.Н.Нмельянов // Психологический журнал. 1987. — Т. 8. — № 2.-С. 81−87.
  64. Ю.Н. Теория формирования и практика совершенствования коммуникативной компетентности: Автореф. дис. докт. психол. наук/Ю.Н.Емельянов.-Л., 1991.
  65. Ю.Н. Обучение паритетному диалогу/Ю.Н. Емельянов.- Л.: Изд-во ЛГУ, 1991.- 107 с.
  66. H.A. Формирование оптимальной мотивации овладения иностранным языком студентами неязыкового вуза. Дис. канд.психол. наук/Н.А.Емельянова.- Н. Новгород, 1997.
  67. Н.Т. К проблеме о внутренней речи/Н.Т.Ерчак //Вопросы психологии. 1991. — № 5. — С. 135−138.
  68. Р. П. Роман Ф.М. Достоевского «Идиот» в свете гештальт-подхода/Р.П.Ефимкина // Журнал практического психолога, № 4,1999.
  69. Н.И. Речь, как проводник информации (Предисловие Р. Т. Ютова, А.И. Новикова). М.: Наука, 1982. — 159 с.
  70. Ю.М., Петровская Л. А., Растянников П. В. Диагностика и развитие компетентности в общении: Практическое пособие. Киров, 1991.
  71. И.А., Павлова Н. Д. Стратегия в речи особенностей взаимодействия партнеров по общению // Вопросы психологии. 1990. — № 1. — С. 136−145.
  72. И.А. Психология обучения неродному языку/И. А.Зимняя.- М: Русский язык, 1989.
  73. И.А. Психология обучения иностранным языкам в средней школе/И.А.Зимняя.- М.: Педагогика, 1991.
  74. И.А. Лингвопсихология речевой деятельности/ И. А. Зимняя.-М.-Воронеж, 2001. 400 с.
  75. В.П., Моргунов Е. Б. Человек развивающийся: Очерки российской психологии. М.: Тривола, 1994. — 304 с.
  76. В.П. Психологическая педагогика: Живое знание/В .П.Зинченко-Самара, 1998.
  77. В.П. Работа понимания/В.П.Зинченко // Психологическая наука и образование, 1999. № 3. — С. 42−52.
  78. В.П. Мысль и слово Густава Шпета/ В. П. Зинченко.-М.:УРАО, 2000.-208 с.
  79. И.А. Собрание сочинений/ И. А. Ильин.- В 10-ти томах. -М.: Русская книга, 1993.
  80. И.А. Культура общения: Опыт философско-методологического анализа/И.А.Ильяева. Воронеж: Изд-во Воронежского ун-та, 1989. — 167 с.
  81. О.С. Коммуникативные стратегии и тактики русской ре-чи/О.С.Исерс. М., УРСС, 2002. — 286 с.
  82. Исследование речевого мышления в психолингвистике. М.: Просвещение, 1985. — 54 с.
  83. М.К., Арцишевская Е. В. Типы языковых и коммуникативных способностей и компетенции // Вопросы психологии. 1996. — № 1. — С. 3441.
  84. О.Л. Библиотерапия как часть психотерапии и как аспект библиотечной педагогики/О.Л.Кабачек//Психолог в детской библиотеке. М., 1994. С. 22−40.
  85. В.И. Психология коммуникативного развития человека как личности: Автореф. дисс. канд. психол. наук/В.И.Кабрин. Л., 1993.
  86. М.С. Человеческая деятельность: Опыт системного анализа/М.С. Каган.- М., 1975.
  87. М.С. Общение как ценность и как творчество/М.С.Каган // Вопросы психологии. 1998. — № 4. — С. 25−33.
  88. М.С. О духовном. Опыт категориального анализа/М.С.Каган //Вопросы философии. 1985. — № 9. — С. 91 — 102.
  89. Н.В. Теория межличностного общения как междисциплинарное знание/ Н. В: Казаринова// Межличностное общение: учебник для вузов/ В. Н. Куницына, Н. В. Казаринова и др.- СПб: Питер, 2001.
  90. Кан-Калик, В. А. Педагогическое общение как предмет теоретического исследования / В.А. Кан-Калик, Г. А. Ковалев // Вопросы психологии.— 1985 — № 4. С.9−16.
  91. Кан-Калик, В.А., Ковалев, Г. А. Классификация психологических типов общения /В.А. Кан-Калик, Г. А. Ковалев // Вопросы психологии. 1987. — № 3.
  92. Н.П. Основы личностно-направленной логопсихотерапии/ Н. П. Крпова. -М., Флинта, 1997.-68 с.
  93. Н.Ю. Русский язык и языковая личность / Ю. Н. Караулов. -М.: Наука, 1987.-280 с.
  94. Н.П. Основы личностно-направленной логопсихотерапии/ Н. П. Карпова. -М.: Флинта, 1997. 68 с.
  95. A.A. Коммуникативная способность и ее совершенствование: Дис. канд. психол. наук/А.А.Кидрон. Л., 1991.- 198 с.
  96. Е.В. Речевая коммуникация. Успешность речевого взаимодействия/Е.В.Клюев. М.: РИПОЛ КЛАССИК, 2002. — 320 с.
  97. Г. А. Три парадигмы в психологии три стратегии психологического воздействия/Г.А.Ковалев//Вопросы психологии.-1987.-№ З.-С. 46−48.
  98. H.A. Духовность в системе профессионального становления специалиста: Автореф. дис. докт. психол. наук/Н.А.Коваль. Тамбов, 1997.
  99. Кови Стивен Р. Семь навыков высокоэффективных людейб мощные инструменты развития личности/Кови Стивен Р.: Пер. с англ-3-e изд.-М.:Альпина Бизнес Букс, 2008.-374 с.
  100. Когнитивная деятельность при обучении и овладении иностранным языком: Межвузовский сборник научных статей. Н. Новгород: НГЛУ им. H.A. Добролюбова, 2003. -260 с.
  101. Коннор Джозефф, Сеймон Д. Введение в нейролингвистическое программирование. Как понимать людей и оказывать влияние на людей: пер. с англ. А. Б. Бродского. 2е изд., испр.-Челябинск: Библиотека А. Миллера, 1998.-272 с.
  102. А.Ф. О диалогическом понимании психотерапевтического контакта // Общение и диалог в практике обучения, воспитания и психологической консультации/ Под ред. A.A. Бодалева.- М., 1987. -С. 50−57.
  103. A.A., Хорошилова Е. А. Диагностика взаимопонимания в значимых отношениях //Вопросы психологии. 1987. — № 1. — С. 54−56.
  104. Е.С. Номинативный аспект речевой деятельности. /Академия наук СССР. Институт языкознания. Отв. ред. Б. А. Серебренников. -М.: Наука, 1986.- 186 с.
  105. Е.С. Человеческий фактор в языке / Е. С. Кубрякова.- М., 1991.
  106. И.А. Проблемно-диалогическое общение как основа коммуникативного обучения/И.А.Кузьмичева// Общение и диалог в практике общения, воспитания и психологической консультации. -М., 1987.
  107. О.Г. Об исследованиях проблем общения/О.Г.Кукосян // Вопросы психологии. 1988. — № 4. — С. 26−30.
  108. Куницына В. Н, Нарушения, барьеры, трудности межличностного неформального общения/В.Н.Куницына // Актуальные проблемы психологической теории и практики / Под ред. А. А. Крылова.- СПб., 1995.
  109. В.Н. Трудности межличностного общения: Автореф. дис. докт. психол. наук/В.Н.Куницына.-СПб., 1991.
  110. Е.П. Психологические механизмы воздействия искусства на личность/Е.П.Купнин //Психологический журнал. — 1988. Т. 9. — № 4. — С. 89−96.
  111. С.Ю. Психологические проблемы учебного диалога/С.Ю.Курганов // Вопросы психологии. 1988. — № 2. — С. 33−38
  112. , Г. М. Диалог и мышление/ Г. М. Кучинский. Минск: Изд-воБГУ, 1983, — 190 с
  113. , Г. М. Психология внутреннего диалога/ Г. М. Кучинский. -Минск: Университетское, 1988. 206 с.
  114. Г. М. Новый подход к проблеме «Мышление и обще-ние»/Г.М.Кучинский. //Вопросы психологии. 1991. — № 1. — С. 159−161.
  115. В.А., Менджерицкая Ю. А., Бреус Е. Д. Психология затрудненного общения. -М.: Академия, 2001.- 288 с.
  116. В.В. Стили речевого коммуникативного поведения: структура и детерминанты/В .В. Латынов // Психологический журнал.-1995. Т. 16. — № 6. -С. 90−101.
  117. A.A. Основы психолингвистики/А.А.Леонтьев.-М.: Смысл, 1999.- 287 с.
  118. A.A. Психология общения/А.А.Леонтьев. М.: Смысл, 1997.246 с.
  119. А.Н. Избранные психологические произведения в 2 T./A.H.Леонтьев Т 1. М.: Педагогика, 1983. — 286 с.
  120. В.Г. Психологические механизмы мотивации/В.Г.Леонтьев.1. Новосибирск, 1992.
  121. Д.А. Субъективная семантика и смыслообразова-ние/Д.А.Леонтьев // Вестник МГУ, серия 14' «Психология». 19 901 — № 3. — С. 33−42.
  122. . Ф. Проблема общения в психологии/Б.Ф.Ломов // Проблема общения в психологии. М. — 1981. — С. 3 — 22.
  123. Г. В. Новый подход к исследованию внутренней речи/Г.В:Лосик // Вопросы психологии. 1987. — № 5. — С. 168−170.
  124. Н.О. Условия абсолютного добра/Н.О.Лосский. -М., 1995.
  125. Н.О. Мир как осуществление красоты/Н.О.Лосский.-М.: Прогресс-Традиция, 1998.
  126. Я.А. Барьеры общения, конфликты, стресс/Я.А.Лупьян.- Ростов-на-Дону, 2001.
  127. А.Р. Язык и сознание/А.Р.Лурия.- М.: Изд-во МГУ, 1974. 319 с.
  128. В.И. Поиск решения в ситуации непосредственного общения/В .И.Максименко // Вестник МГУ, серия «Психология». № 1. — С. 41−50.
  129. Максимова, Р. А. Психология усвоения языка как средства общения /P.A. Максимова-М.: Педагогика, 1994.
  130. В.Х. Успешность восприятия говорящего в зависимости от индивидуальных особенностей слушающих/В.ХМанеров // Вопросы психологии.- 1990. № 1. -С. 147−153.
  131. В.Г., Ситаров В. А. Педагогика ненасилия: Учебн. пособие: -М., 1993.-81 с.
  132. В.Ф. Смысл жизни/ В. Ф. Марцинковский.- Новосибирск, 1996.
  133. А. Новые рубежи человеческой природы/А.Г.Маслоу. М.: Смысл, 1999. — 424 с.
  134. H.A. Психологические особенности деятельности преподавателя в процессе общения с обучаемыми: Дис. канд. психол. на-ук/Н.А.Маталов.-Тверь, 1992.
  135. Е. Я Ты — Мы. Психологические возможности улучшения общения/Е.Мелибруда. — М.: Прогресс, 1986. — 174с.
  136. Ю.А. Особенности эмпатии субъектов затрудненного и незатрудненного общения в ситуациях затрудненного взаимодействия: Дис.. канд. психол. наук/Ю.А.Менджерицкая. Ростов н/Д, 1998.
  137. B.C. Индивидуальный стиль общения/ В. С. Мерлин // Психологический журнал. -1982.- Т. 3. № 4. — С. 26−36.
  138. Мильруд Р.П. Issues of Global Socioculture // Когнитивная деятельность при обучении и овладении иностранным языком: Межвузовский сборник научных статей. Н. Новгород: НГЛУ им. H.A. Добролюбова, 2003. -260 с.
  139. М.П. О стратегиях понимания психологом клиен-та/М.П.Минигалиева // Вестник московского университета. Серия 14. «Психология». -2001. -№ 3. С. 75−84.
  140. Л. М. Учитель как личность и профессионал/Л.М.Митина. М., 1994.
  141. Л.М. Психология труда и профессионального развития учителя/Л.М. Митина.- М.: Академия, 2004.- 480 с.
  142. В.П. Психологический портрет человека по невербальным особенностям его речи/В.П.Морозов // Психологический журнал. 2001. — Т. 22.-№ 6.-С. 48−63.
  143. Ф., Фромм Э., Камю А., Сартр Ж.-П. Сумерки богов. М., 1989. — 344 с.
  144. , М.В. Исследование психологических механизмов диалогиза-ции педагогического общения: дис.канд. психол. наук/М.В.Носков. Нижний Новгород — 1999.
  145. , Д.Б. Об особенностях менталитета будущих педагогов и пси-хологов/Д.Б.Обогина// Вестник MFY, Серия 14. «Психология». 1994. — № 2. -С. 17−23.
  146. Общение и диалог в практике обучения, воспитания и психологической консультации // Под ред. A.A. Бодалева.- М.: Изд-во АПН СССР, 1987.-164 с.
  147. В.Н. Общение как предмет социально-психологических исследований/ В. Н. Панферов. -Л., 1993.
  148. Парыгин Б. Д. Анатомия общения/Б.Д.Парыгин.-СГ1б.:Питер, 1999.-232 с.
  149. , Т.И. Эгоцентризм: Феноменология, закономерности формирования и коррекции/ Т. И. Пашукова.- Кировоград, 2001.- 338 с.
  150. Л.А. Теоретические и методические проблемы социально-психологического тренинга/Л.А.Петровская. М., 1982.
  151. . Л.А. Компетентность в общении. Социально-психологический тренинг/Л.А.Петровская. — М., 1989.
  152. В.А. Принцип отраженной субъективности в психологическом исследовании личности/В.А.Петровский // Вопросы психологии. 1985. — № 4.- С. 17−30.
  153. В.М., Рождественская H.A. Методы совершенствования межличностного познания // Вестник МГУ. Серия 14. «Психология». 1998. -№ 2.-С. 74−80.
  154. М. Личностное знание/М.Полани. М., 1985.
  155. В.А. Психология духовности профессионала/ В. А. Пономаренко.-М., 1997.
  156. Практикум по социально-психологическому тренингу/ Под ред. Б. Д. Парыгина. -СПб., 1994.
  157. Практическая психодиагностика. Методики и тесты/Под ред. Д.Я. Рай-городского. Самара, 2002.
  158. Проблемы коммуникативной и познавательной деятельности личности: Межвузовский сборник. Ульяновск: УГПИ, 1981. — 122 с.
  159. Профессионально-творческая подготовка специалиста: Колл. монография/ Под ред. проф. В. В. Рыжова.- Нижний Новгород: УРАО, 2007.-208 с.
  160. Психогимнастика в тренинге/ Под ред. Н. Ю. Хрящевой. СПб.: Речь, Институт тренинга, 2000.- 256 с
  161. Психолингвистические проблемы семантики. М.: Наука, 1983. — 284 с.
  162. Психологическая диагностика способностей к иностранным языкам: Учеб. пособие/ Сост. В. В. Рыжов, М. П. Гришаев.- М.: Изд-во Русско-американского института, 2010.-108 с.
  163. Психологические основы формирования личности в педагогическомпроцессе/ Под ред. А. Коссановски и др.: пер. с нем. М.: Педагогика, 1981.-224с.
  164. Психологические трудности общения: диагностика и коррекция: Тез. докл. Всесоюз. конф. Ростов- на-Дону, 1990.
  165. Психология межличностного познания. Сборник статей АПН СССР/ Под ред. A.A. Бодалева. М.: Педагогика, 1981. — 224 с.
  166. Психологические основы словоупотребления и слововосприятия на уроках иностранного языка: Межвузовский сборник научных статей. — Н. Новгород: НГЛУ им. H.A. Добролюбова, 2004. -245 с.
  167. Психология общения: Социокультурный анализ. Матер, междунар. конф./ Под ред. A.A. Бодалева, П. Н. Ермакова, В. А. Лабунской.- Ростов -на-ДонуДООЗ.
  168. Психотерапевтическая энциклопедия / Под ред. Б. Д. Карвасарского. -СПб.: Питер, 1999.
  169. A.M. Мифологические размышления/А.М.Пятигорский.-М.- Проспект, 1996. 342 с.
  170. Д.М., Клименко А. Н. О значении когнитивных и коммуникативных свойств в понимании вербальных и невербальных сообщений //Психологический журнал. 1994. — Т. 15. — № 6. — С. 80−89.
  171. С.Х. Искусство и эмоции/С.Х.Раппопорт.- 2-е изд. М., 1972. С. 104, 105.
  172. Е.И. Настольная книга практического психолога/Е.И.Рогов. -Т. 2. М.: Владос, 1998.-480 с.
  173. К. Взгляд на психотерапию и становление человека/К.Роджерс. М., Наука, 1994.—274 с.
  174. Р., Римский С. Практическая психология в тестах, или как научиться понимать себя и других. М.: ACT — ПРЕСС, 1997. — 376 с.
  175. М. Как ясно сообщать о своих наблюдениях, потребностях чувствах. Межличностное общение. Хрестоматия.- СПб: Питер, 2001. 512 с.
  176. А.И. Речевая деятельность как преодоление конфликтной ситуации/ А. И. Розов // Вопросы психологии. 1987. — № 6. — С. 19−23.
  177. Г. М. Немного о библиотерапии: Обзор заруб, лит.// Науч. и техн. лит. -1995. -№ 7. С. 65−68.
  178. Н.А. Библиологическая психология/Н.А.Рубакин. М.: Академический проект, Трикста, 2006.- 800 с.
  179. С.Л. Основы общей психологии: В 2 т/С.Л.Рубинштейн. -М.-.Педагогика, 1989.
  180. В.В. О взаимосвязи общения личности и ее социально-перцептивных характеристик/ В.В.Рыжов//Вопросы психологии. 1981. — № 2.
  181. В.В. Психологические основы коммуникативной подготовки педагога: Монография / В. В. Рыжов.- Нижний Новгород: Изд-во ННГУ, 1994.- 164 с.
  182. В.В. Психологические основы коммуникативной подготовки: Дис. докт. психол. наук / В. В. Рыжов. Новосибирск, 1995.
  183. В.В. Иноязычные способности: Учебное пособие/В .В .Рыжов.-Нижний Новгород: Изд-во НГЛУ, 2001.- 193с.
  184. В.В. Когнитивные процессы в структуре способностей к иностранным языкам // Когнитивная деятельность при обучении и овладении иностранным языком: Межвузовский сборник научных статей. Н. Новгород: НГЛУ им. Н. А. Добролюбова, 2003. -260 с.
  185. В.В. Личностный потенциал/ В.В. Рыжов// Актуальные проблемы науки и гуманитарного образования: Межвуз. сб. науч. тр.- Вып.5.- М, 2004.- С. 7−20.
  186. В.В. Психология творческой личности: монография.- В 3 т./ В. В. Рыжов, Г. В. Сорокоумова. Нижний Новгород: УРАО, 2007.
  187. В.В. Психология вторичной языковой личности: монография / В. В. Рыжов, А. Н. Плехов.- Нижний Новгород: Изд-во НГЛУ, 2008. 235 с.
  188. В.В. Развитие коммуникативного творчества дошкольников:монография/ В. В. Рыжов, Н. В. Мартышкина.- Нижний Новгород: Изд-во НГЛУ, 2008.- 220 с.
  189. , С.А. Психологические детерминанты авторитарного и диалогического стилей педагогического общения: дис.. канд. психол. наук / С. А. Рябченко. СПб., 1994.
  190. Э.В. Открытие Я в мире Другого и мира Другого в Я как путь восхождения к человеческому/Э.В.Сайко // Мир психологии. 2001. — № 3. -С. 3−12.
  191. Н.И. Тренинг свободы и открытости/ Н. И. Сарджвеладзе //Психология с человеческим лицом. М., 1997.
  192. Словарь практического психолога /Сост. С. Ю. Головин Минск: Хар-вест, 1997.-800 с.
  193. М.М. Психологическая характеристика выраженности экс-тернальности-интернальности в тексте/М.М.Смирнова //Вопросы психологии. -1990.-№ 1-С.36−39.
  194. Д., Карвилл Б. Дар чужестранца: Вера, гостеприимство и иностранный язык.- СПб.: Центр просветительских программ Международной ассоциации христианских школ, 2005. -284 с.
  195. А.Н. Внутренняя речь и мышление/ А. Н. Соколов.-М.: Просвещение, 1968−248с.
  196. В.В. Культура речи и культура общения/В.В.Соколова. М.: Просвещение, 1995. — 192 с.
  197. О.В. Обратная связь с межличностном общении/О.В.Соловьева. М.: Изд-во МГУ, 1992.-112 с.
  198. Сопер Поль Л. Основы искусства речи/Поль Л. Сопер М.: Прогрессакадемия, 1992: 356 с.
  199. Социальная компетентность: Учеб. пособие/ Под ред. В. Н. Журкова, С. А. Маничева.- М.: ACT, СПБ: Прайм-Еврознак, 2008.- 351 с.
  200. Стеценко А. П'. Некоторые направления исследования языка и комму-никации/А.П. Стеценко //Вопросы психологии. 1988. — № 4, — С. 156−165.
  201. И.В. Психология внутренней речи/И.В.Страхов. Саратов, 1969. — 55с.
  202. И.С. Психологические факторы подготовки будущих учителей к диалогическому общению: Дисс.. канд. психол. наук/И.С.Тодорова. -Киев, 1988.
  203. .М. Избранные труды/ Б. М. Теплов.- Т.1. -М., 1985.-329 с.
  204. Человеческий фактор в языке. Язык и порождение речи. М.: Наука, 1991. — 240с.
  205. Е.В. Социальная регуляция поведения как функция обще-ния/Е.В.Шорохова//Сб. статей 22-го Международного психологического конгресса. М&bdquo- 1980. -С. 165−166.
  206. Г. А. О различии семантико-перцептивных комплексов у представителей разных профессиональных групп/Г.А.Урунтаева //Вестник МГУ. Сер. 14, «Психология». 1981 — № 1. — С. 25−28.
  207. A.A. Собр. соч.: В 10-ти т/А.А.Ухтомский. М. 1950.
  208. А. А. И свет во тьме светит./A.A. Ухтомский//Свободная мысль. -М. 1992. — № 3 -156 с.
  209. Т.Н. Методы исследования речи в психологии/ Т. Н. Ушакова //Психологический журнал. Т.7, № 3, 1986. С. 26−38.
  210. Т.Н. Психология речи и психолингвистика/Т.Н.Ушакова //Психологический журнал. № 6. — 1991. — т.12, — С. 11−25.
  211. Т.Н., Павлова Н. Д., Зачесова И. А. Речь и структура коммуникации //Речь человека в общении. М.: Наука, 1989. С. 163−171.
  212. Т.Е., Бондаренко O.P. Методика ненасильственной коммуникации Розенберга и ее возможности в установлении равноправных отношений педагога и учащихся // Актуальные проблемы образования.- Н. Новгород. 1999.
  213. Д. Фрейгер Р. Личность и личностный рост / Вып. 2. -Пер. с англ. М.: Изд-во Российского открытого университета, 1992. — 136 с. 229: Философский энциклопедический словарь. — М.: Индра, 1997.- 576 с.
  214. Т.А. Диалогическое общение как путь духовного преображения личности/Т.А.Флоренская // Гуманистические проблемы психологической теории. -М., 1995.
  215. Т.А. Диалог в практической психологии: Наука о душе/Т. А. Флоренская.- М.:Владос, 2001.- 208 с.
  216. П.А. Столп и утверждение истины. В 3-х -т./П.А.Флоренский М.: Правда, 1991.
  217. В. Человек в поисках смысла/ В.Франкл. М.: Прогресс, 1990. -368с.
  218. С.Л. Духовные основы общества/С.Л.Франк М.: Республика, 1992. — 182с.
  219. Э. Иметь или быть?8/Э.Фромм.- М.: Прогресс, 1990. -336с.
  220. Э. Человек для себя /Э.Фромм.- Минск: Коллегиум, 1992.-253 с.
  221. А., Девульф Р. Десять глупейших ошибок, которые совершают люди.- СПб.: Питер, 2001. 186 с.
  222. P.M. Психолингвистика/Р.М.Фрумкина.- М.: «Академия», 2001.-252 с.
  223. P.M. Язык и речевая деятельность/Р.М.Фрумкина. СПб.: Питер, 1999.- т.2. — С. 80−93.
  224. М. Время и бытие: Статьи и воспоминания /М. Хайдеггер -М.: Республика, 1993.- 447с.
  225. М.А. Феномен понятия в психотерапевтическом консультировании/ М. А. Хазанова //Вопросы психологии. -1991. № 2. — С. 49−54.
  226. И.Б. К вопросу о профессиональной составляющей в структуре: образа мира/ И. Б. Хаппна //Вестник МГУ. Сер. 14, «Психология». 1990. — № 3
  227. А.У. «Другой» и его функции в развитии «Я»/ А. У. Хараш // Общение и развитие психики / Под ред. А. А. Бодалева, Г. А. Ковалева. М., 1986-- 204 с.
  228. X. Мотивация и деятельность / Пер. с нем: в 2х томах. М.: Просвещение, 1986. — 278 с.
  229. Цуканова Е. В: Психологические трудности межличностного общения-1. Киев^ 1985.
  230. Шаховский В. И: О роли эмоции в>речи/В.И.Шаховский //Вопросы психол огии.- 1991.- № 6. С. 111−116.
  231. В.И. Лингвистическая теория эмоций:монография/ В. И. Шаховский.-М.: Гнозис, 2008.-416 с.
  232. С.А. Диалог как основа педагогического общения/С.А. Шсин //Вопросы, психологии. № 1.-1991. — С. 44−52.254- Шейлз Дж. Коммуникативность- вг общении современным языкам/
  233. Д.Шейлз.- Совет Европы Пресс, 1995.
  234. В.О. О поэзии и заумном языке/В.О.Шкловский // В кн. Л. С. Выготского. Психология искусства.- Минск: Современное слово, 1998. -480 с.
  235. И.П. Мотивационная основа трудностей общения/ И. П. Шкуратова // Психологические трудности общения: диагностика и коррекция: Тез. докл. Всесоюз. конф. Ростов-на-Дону, 1990.
  236. Г. Г. Психология социального бытия/ Г. Г. Шпет/ Под ред. Т. Д. Марцинковской.- М.-Воронеж, 1996.- 496 с
  237. Э. Основные идеальные типы индивидуальности/ Э. Шпрангер// Психология личности: тексты/ Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, А. А. Пузырея. М.: Изд-во МГУ, 1982, с 55−59.
  238. Т.В. Психологические и психофизиологические характеристики участников затрудненного делового взаимодействия: Автореф. канд. психол. наук/ Т. В. Эксакусто. Ростов н/Д, 1997.
  239. . Преуспевать с радостью/Н.Б.Энкельманн. М.: Экономика, 1993.- 124 с.
  240. В.В. Психолингвистические основы онтогенеза речи/В.В. Юртайкин// Вопросы психологии. № 6. — 1988.— С. 56−61.
  241. И.М. Психология взаимопонимания/ И. М. Юсупов. Казань: Татарское книжное издательство, 1992. — 192с.
  242. И.М. Психология эмпатии (теоретические и прикладные аспекты): Автореф. дис. докт. психол. наук/ И. М. Юсупов. СПб., 1995.
  243. В.П. Понимание и применение изобразительных средств языка способными школьниками/В.П. Ягункова//Способности и интересы под ред. Н. Д. Левитова. М., 1962.-С. 144−174.
  244. И.С. Разработка технологии личностно-ориентированного обучения/ И. С. Якиманская // Вопросы психологии, 1995, № 2.
  245. И.В. Формирование диалогического общения в психотерапевтическом процессе: Автореф. дис.канд. психол. наук/ И. В. Янченко.- Ростов-на-Дону, 2006.
  246. Argyle М., Furnham A., Graham J. Social situations. Cambridge, 1981.
  247. Aronson E. Avoidance of inter-subject Communication. // Psychol. Reports, 1966, v. 19.
  248. Deigh J. Empathy and Universalizability // Ethics.- 1995. Vol. 105.
  249. Handbook of Interpersonal Communication / Ed. M. L. Knapp, G. R. Miller. -L.: New Delhi, Beverly Hills: SAGE, 1985. 786 p.
  250. Houston D.A. Empathy and the Self: Cognitive and Emotional Influences on the Evaluation of Negative Affect in Others // Journal of Personality and Social Psychology.- 1990. Vol. 59. — № 5.
  251. Lundgren D.C. Interpersonal Needs and Member Attitudes Toward Trainer and Group // Small Group Behavior. 1975. — Vol. 6. — № 4.
  252. Maslow, A.H. Motivation and personality/A.H.Maslow. N.Y. 1987, — 225p.
  253. Mehrabian A., Epstein N. A Measure of Emotional Empathy // Journal of Personality. 1972. — Vol. 40.
  254. Patterson G.R., DeBaryshe B.D., Ramsey E. A Developmental Perspective on Antisocial Behavior//American Psychologist. 1989.
  255. Rogers, C.R. Freedom to learn / C.R.Rogers. Columbus, Ohio, 1969.
  256. Spitzberg В. Interpersonal Communication Competence.- L., 1984.
  257. Thrower P., Bryant В., Argyle M. Social skills and mental health. L.: Me-thuen, 1978, p. 308.
  258. Stern W. Die differentials Psycholodie in intren methodischen Griendlagen. -Leipzig, 1921.
Заполнить форму текущей работой