Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Индивидуально-психологические особенности подростков с интернет-зависимым поведением

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Практическая значимость и психолого-социальная эффективность: На основании результатов проведённого исследования разработана программа первичной психопрофилактики интернет-зависимого поведения среди подростков, направленная на: развитие эффективных стратегий поведения и укрепление личностных ресурсов, препятствующих формированию и развитию интернет-зависимого поведениярасширение представлений… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ФЕНОМЕНА ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТИ У ПОДРОСТКОВ
    • 1. 1. Интернет-зависимое поведение. Клиника, диагностика
      • 1. 1. 1. Подходы к определению нозологической принадлежности интернет-зависимости
      • 1. 1. 2. Классификация видов интернет-зависимости
      • 1. 1. 3. Критерии диагностики интернет-зависимости
      • 1. 1. 4. Эпидемиология. Распространённость интернет-зависимости
      • 1. 1. 5. Феноменология интернет-зависимости
      • 1. 1. 6. Этиология:формирование и динамика развития интернет-зависимости
        • 1. 1. 6. 1. Модели формирования интернет-зависимости
        • 1. 1. 6. 2. Динамика развития интернет-зависимости
      • 1. 1. 7. Коморбидность (интернет-зависимость и другие психические расстройства)
        • 1. 1. 7. 1. Расстройство настроения и депрессия
        • 1. 1. 7. 2. Обсессивно-компульсивные расстройства и расстройства. контроля побуждений
        • 1. 1. 7. 3. Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ)
        • 1. 1. 7. 4. Другие психические расстройства
    • 1. 2. Факторы риска возникновения аддиктивного поведения
      • 1. 2. 1. Биологические факторы
      • 1. 2. 2. Социальные факторы
      • 1. 2. 3. Психологические факторы
    • 1. 3. Особенности психического развития в подростковом возрасте
      • 1. 3. 1. Возрастные факторы риска развития аддикций у подростков
      • 1. 3. 2. Эмоциональный и социальный интеллект — как показатели коммуникативной компетентности подростка

Индивидуально-психологические особенности подростков с интернет-зависимым поведением (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования: Последние два десятилетия все более возрастает значимость Интернета как информационного, коммуникативного, смыслового, и игрового пространства, что приводит к широкому внедрению интернет-ресурсов практически во все сферы человеческой деятельности. Интернет стал мощным средовым фактором, под влиянием которого происходит формирование личности современных детей и подростков. Согласно данным социологических опросов, проводимых фондом общественного мнения (http://fom.ru/), именно лица подросткового и юношеского возраста являются наиболее активными интернет-пользователями.

Вместе с тем, наряду с позитивным влиянием, обусловленным удобством использования ресурсов Интернета, становится всё более оформленной проблема интернет-зависимого поведения (Войскунский А.Е. 2000, 2009; Егоров А. Ю. 2007; Young K.S., 1998; Griffiths M.D., 2010; Greenfield D., 1999).

Подростки в силу возрастной незрелости личности и неустойчивости её структуры наиболее уязвимы для разного рода негативных воздействий (Ковалев В.В., 1979). Негативные последствия чрезмерной увлеченности подростков Интернетом, охватывают все сферы его жизни. Возникают трудности в учебной деятельности, проблемы общения со сверстниками, возрастает конфликтность в семье, отмечается общая инфантилизация личности (Войскунский А.Е., 2009).

В научной литературе широко разработан вопрос об индивидуально-психологических особенностях личности зависимых от ПАВ (Братусь Б.С. 1984; Личко А. Е., Битенский B.C., 1991; Пятницкая И. Н., 1994; Сирота H.A., Ялтонский В. М., 1996; Ткаченко A.A., Введенский Г. Е., 1997; Бухановский А. О. 2003; Козлов A.A., Рохлина М. Л., 2001; Кулаков С. А., 2004; Менделевич В. Д., 2003, 2005; Малыгин В. Л., Алехин А. Н., 2005; Яровинская A.B., 2011; Локтева В. А., 2011; Николаева Е. И., Каменская В. Г 2011; Segal В., 1989 и др.) Исследования по выявлению профиля личности, специфичного для интернет-зависимого поведения, ведутся сравнительно недавно.

Первые попытки выявления индивидуально-психологических особенностей, ассоциированных с интернет-зависимым поведением, были реализованы в 1998 году Young К. и Rodgers R.C. Позднее исследователи связывали следующие личностные особенности с интернет-зависимым поведением: шизоидные тенденции (Allison S.E. et al., 2006), интроверсия и чувство одиночества (Caplan S.E. et al., 2009), агрессивность и враждебность (Caplan S.E. et al., 2009; Chiu S. et al. 2004; Kim E.J. et al., 2008; Mehroof M., Griffiths M.D., 2010), поиск острых ощущений (Chiu S. et al., 2004; Mehroof M., Griffiths M.D., 2010), снижение самоконтроля и нарцистические черты личности (Kim E.J. et al., 2008), низкая самооценка (Ко С. et al., 2005), нейротизм (Mehroof М., Griffiths M.D., 2010; Peters S., Malesky L., 2008; Hamburger Y.A. et al., 2000), низкий эмоциональный интеллект (Parker J. et al., 2008), низкая самоэффективность в реальной жизни по сравнению с высокой самоэффективностью в виртуальной жизни (Jeongand К., 2010). Отечественные исследователи Теперик Р. Ф., Жукова М. А. обозначили связь с алекситимией и уровнем эмпатических способностей (Теперик Р.Ф., Жукова М. А., 2009). Егоров А. Ю. обозначил связь интернет-зависимости с низкой самооценкой и депрессией (Егоров А.Ю. и др., 2005). Литвиненко О. В., Рыбников В. Ю., Юренкова В. А. связывают компьютерную игровую зависимость с высоким уровнем ситуационной тревожности, высокого психического напряжения, суммарного отклонения от аутогенной нормы, а так же снижением работоспособности и вегетативного коэффициента (Литвиненко О.В., 2008).

Несмотря на неоспоримую теоретическую и практическую значимость данных работ, исследования, проведённые в разное время, зачастую противоречат друг другу. Следующие факторы делают невозможным обобщить полученные в разных исследованиях результаты: использование различного методологического подхода к определению интернет-зависимого поведения, применение разных критериев и инструментов его диагностики (в том числе, использование внутренне несогласованных опросных методик), опора исключительно на испытуемых-волонтёров, отсутствие контрольных групп, малочисленность выборки и её неравномерность (какие-то исследования делают выводы только по компьютерным игрокам, какие-то не проводят дифференциации по типу деятельности в Интернете).

Ярким отражением противоречивости результатов различных авторов, является попытка проанализировать распространённость интернет-зависимости. Исследуемый показатель колеблется в широком диапазоне, варьируясь от 0,9 до 37,9% в зависимости от подходов диагностики, использованных в различных работах (Egger О., Rauterberg М., 1996; Greenfield D., 1999; Whang LS-M., 2003; Lily Ghassemzadeh M. A, 2008; Griffiths M., 1998; Kaltiala-Heinoetal R., 2004; Aboujaoudeet et. al., 2006; Johansson A., Gotestam K., 2004; Kaltiala-Heinoetal R., 2004).

В связи с этим значительный научный интерес представляет проведение исследования подростков с интернет-зависимым поведением, в котором будут реализованы адекватные подходы к диагностике интернет-зависимого поведения на основе критериев зависимого поведения, осуществлено сплошное, невыборочное исследование распространенности данного вида зависимого поведения в подростковой среде, изучены и описаны индивидуально-психологические особенности подростков с различной степенью выраженности интернет-зависимого поведения, описаны психологические факторы риска формирования интернет-зависимого поведения, что позволит индивидуализировать программы психологической профилактики для подростков.

Цель исследования: выявить индивидуально-психологические особенности подростков с интернет-зависимым поведением, факторы риска его формирования и обосновать рекомендации по психопрофилактике данной формы зависимого поведения.

Задачи исследования:

1. На основе результатов опросника Чена (в адаптации Малыгина B. JL, Феклисова К.А.) и разработанной анкеты исследовать распространенность и выраженность интернет-зависимого поведения у подростков.

2. По результатам психологического обследования выявить индивидуально-психологические особенности подростков с интернет-зависимым поведением.

3. Определить психологические факторы риска формирования интернет-зависимого поведения у подростков.

4. Обосновать рекомендации по психологической профилактике интернет-зависимого поведения подростков.

Объект исследования: подростки в возрасте от 14 до 17 лет, обучающиеся в общеобразовательных школах, имеющие дома доступ в Интернет.

Предмет исследования: индивидуально-психологические особенности подростков с различной степенью интернет-зависимого поведения.

В качестве основной рабочей гипотезы выдвинуто предположение о том, что интернет-зависимое поведение связано с рядом индивидуальнопсихологических особенностей личности, являющихся факторами риска интернет-зависимого поведения, что важно учитывать при разработке и реализации программы психологической профилактики и коррекции интернет-зависимого поведения среди подростков.

Теоретической основой исследования являются: — базовые положения психологической теории деятельности и личности (Ананьев Б.Г., Леонтьев А. Н., Ломов Б. Ф., Рубинштейн С. Л., Теплов Б.М.);

— методологические принципы дифференциальной психодиагностики (Гуре-вич K.M., Бодров В. А., Машков В. И., Платонов К. К., Марищук В.Л.);

— исследования закономерностей формирования личности и характера в подростковом возрасте (Божович Л.И., Выготский Л. С., Леонтьев А. Н., Личко.

A.Е., Толстых Н. Н., Фельдштейн Д. И., Эриксон Э., Эльконин Д. Б. и др.);

— теоретические работы, посвященные изучению психологических особенностей девиантного поведения у подростков (Братусь Б.С., Кон И. С., Ковалев.

B.В., Короленко Ц. П., Личко А.Е.);

— исследования, посвященные исследованию психологических детерминант зависимого поведения (Алехин А.Н., Битенский В. С, Бухановский А. О., Введенский Г. Е., Ежов И. В., Зайцев В. В., Иванов Д. А., Козлов A.A., Каменская В. Г., Кулаков С. А., Личко А. Е., Локтева В. А., Малыгин В. Л., Менделевич В. Д., Москаленко В. Д., Николаева Е. И., Петровский В. А., Пятницкая И. Н., Рохлина М. Л., Сирота H.A., Ткаченко A.A., Туревский И. Я., Шабанов И. Д., Шайдулина А. Ф., Яро-винская A.B., Ялтонский В. М., Segal В.);

— исследования, посвященные психологии деликвентного поведения (Зма-новская Е.В., Рыбников В.Ю.), патологических зависимостей (Алехин А.Н., Зайцев В. В., Григорьев Г. И.);

— исследования, посвященные разработке концепции нехимических аддик-ций (Егоров А.Ю., Короленко Ц. П., Малыгин В. Л., Менделевич В.Д.);

— теории социального интеллекта (Айзенк Г., Гилфорд Дж., Торндайк Э.), теория эмоционально-интеллектуальных способностей (Майера Дж., Саловея П., Карузо Д.);

— исследования психологических факторов риска интернет-зависимости зарубежных и отечественных авторов (Войскунский А.Е., Егоров А. Ю., Литвиненко О. В., Лоскутова В. А., Рыбников В. Ю., Рыбалтович Д. Г., Чудова Н. В., Caplan S.E., Chen S.-H., Griffiths M., Grohol J., Young K.S., Shapira N.A.).

Для реализации цели и задач исследования использовались клинико-психологический и экспериментально-психологический методы. Клинико-психологический метод включал полуструктурированное психологическое интервью. Анкета участника исследования (Малыгин В.Л., Феклисов К. А., Смирнова Е. А., Хомерики Н.С.) была разработана для оценки параметров интернет-зависимого поведения и включала вопросы (всего 9) о количестве времени, проводимого в Сети (в день, в неделю), о характере деятельности в Интернете, о том, как подростки проводят своё свободное время, о взаимоотношениях с друзьями.

Экспериментально-психологический метод представлен методиками:

• шкалой интернет-зависимого поведения (Chen Internet addiction Scale, CIAS) апробированной и адаптированной для российской выборки Малыгиным В. Л. и Феклисовым К. А.;

• опросником Кеттелла P. (HSPQ), содержащего 142 вопроса и предназначенного для обследования подростков возрасте от 12 до 16 лет. Результаты опросника отражают 14 факторов — свойств личности;

• патохарактерологическим диагностическим опросником (ПДО) Личко А. Е. и Иванова Н. Я. с целью исследования типов акцентуаций характера в модификации Подмазина С. И. и Сибиль Е. И. модифицированный патохарактерологи-ческий диагностический опросник (МПДО);

• методикой исследования социального интеллекта Гилфорда Дж. (адаптация Михайловой Е.С.).

• методикой диагностики эмоционального интеллекта MSCEIT (the Mayer-Salovey-Caruso Emotional Intelligence Test) русскоязычная адаптация Сергиенко E.A., Ветрова И.И.

Расчет выполнен на персональном компьютере с использованием приложения Microsoft Excel 2010 (Microsoft Corp., USA), пакета статистического анализа данных IBM SPSS Statistics 20.0 (IBM, USA).

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Интернет-зависимое поведение в различных его проявлениях имеет значительную распространенность среди подростков. Процесс формирования устойчивого паттерна интернет-зависимого поведения проходит через этап злоупотребления Интернетом.

2. Индивидуально-психологические особенности подростков с интернет-зависимым поведением характеризуются снижением способности к поведенческой и эмоциональной саморегуляции (повышенная импульсивность, сверхактивность на слабые провоцирующие стимулы, отвлекаемость, трудности самоорганизации), нарушением эмоциональной сферы (неустойчивость, трудность в идентификации и понимании собственных эмоций), сочетанием нескольких типов акцентуаций характера, снижением социального и эмоционального интеллекта.

3. Психологические факторы риска формирования интернет-зависимого поведения у подростков связаны с такими индивидуально-психологическими свойствами как: эмоциональная неустойчивость, неуверенность, повышенная тревожность, сниженный уровень социального и эмоционального интеллекта. Данные особенности личности препятствуют эффективной коммуникативной деятельности и затрудняют социальную адаптацию подростков в реальной жизни.

4. Психологическая профилактика формирования интернет-зависимого поведения среди подростков должна включать комплекс психопрофилактических мер направленных на развитие личностных и коммуникативных качеств подростка, препятствующих формированию и развитию интернет-зависимого поведения.

Научная новизна исследования. Впервые на основе результатов использования теста Чена на определение выраженности интернет-зависимого поведения (адаптация Малыгина В. Л. и Феклисова К.А.) и анкеты участника исследования с социально-демографическими, анамнестическими, социально-психологическими, самооценочными сведениями) получены данные о распространенности интернет-зависимого поведения среди подростков. Впервые с использованием личностного опросника Р. Кеттелла, патохарактерологического опросника Личко А. Е. и Иванова Н. Я. в модификации Подмазина С. И. и Сибиль Е. И. (МПДО), методики исследования социального интеллекта Гилфорда Дж. и методики исследования эмоционального интеллекта (М8СЕ1Т) выявлены индивидуально-психологические особенности подростков с интернет-зависимым поведением. Впервые с помощью корреляционного и дискриминантного анализа выделены ведущие факторы, влияющие на формирование интернет-зависимости у подростков, изучены взаимосвязи между отдельными диагностическими критериями интернет-зависимого поведения и индивидуально-психологическими чертами. Полученные результаты позволяют расширить представления о природе формирования и динамики развития интернет-зависимого поведения у подростков.

Теоретическая значимость. Заключается в определении и концептуальной разработке понятия «интернет-зависимое поведение» на материале самоотчетов экспериментально-психологического исследования школьников подросткового возраста. Исследованы индивидуально-психологические особенности интернет-зависимых подростков, составлен психологический профиль личности интернетзависимых подростков с учётом особенностей личностных свойств, акцентуаций характера, социального и эмоционального интеллекта. Исследованы половые особенности подростков, демонстрирующих проблемное использование Интернет.

Практическая значимость и психолого-социальная эффективность: На основании результатов проведённого исследования разработана программа первичной психопрофилактики интернет-зависимого поведения среди подростков, направленная на: развитие эффективных стратегий поведения и укрепление личностных ресурсов, препятствующих формированию и развитию интернет-зависимого поведениярасширение представлений подростков о проблеме интернет-зависимого поведения. Программа так же предполагает работу с родителями и учителями с информационно-просветительской целью. Данные, полученные в ходе исследования, позволяют предложить специальные подходы для составления коррекционных программ для лиц с уже сформированной интернет-аддикцией.

Личное участие автора в получении результатов. Автором разработана анкета для сбора социально-демографических, анамнестических, социально-психологических и самооценочных сведений участников исследования, подобран диагностический инструментарий для оценки интернет-зависимого поведения, а так же комплекс методик для оценки индивидуально-психологических характеристик. Автором самостоятельно организовано психодиагностическое исследование в общеобразовательных учреждениях Москвы и Московской области, проведены математико-статистическая обработка и анализ результатов, обоснованы практические рекомендации и предложена программа психологической профилактики интернет-зависимого поведения среди подростков.

Публикации и апробация работы. По материалам диссертации опубликовано 19 научных работ, из них 5 в журналах по перечню ВАК Минобразования и науки РФ.

Результаты и основные положения исследования докладывались и обсуждались на: ежегодной межкафедральной конференции «Ковалёвские чтения» (Москва, 2008), на ежегодной общероссийской конференции и пленуме правления российского общества психиатров «Взаимодействие специалистов в оказании помощи при психических расстройствах» (Москва, 2009), на IV Международном конгрессе «Молодое поколение XXI века: Актуальные проблемы социально-психологического здоровья» (Киров, 2009), на научно-практическом семинаре «Интернет-зависимость: психологическая природа и динамика развития» (Москва, 2009), на научно-практической конференции молодых учёных МГМСУ (Москва, 2009, 2010, 2011), на пятой международной Пироговской конференции, секция «Клиническая психология и психиатрия» (Москва, 2010), на восьмой всероссийской общественной профессиональной медицинской психотерапевтической конференции (Москва, 2010), на научно-практической конференции «Психологическая помощь социально незащищённым лицам с использованием дистантных технологий» (Москва, 2011, 2012), на тринадцатой межрегиональной научно-практической конференции «Актуальные вопросы психиатрии, наркологии и медицинской психологии» (Воронеж, 2011), на XIX международной молодёжной научной конференции молодых студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломо-носов-2012» (Москва, 2012), на научно-практической конференции «Мир аддик-ции: химические и нехимические зависимости, ассоциированные психические расстройства» (Санкт-Петербург, 2012), на научно-практической конференции «Психические расстройства в детском возрасте (мультидисциплинарные аспекты диагностики, лечения и реабилитации» (Москва, 2013).

Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, трёх глав, заключения, выводов, изложенных на 186 страницах компьютерного набора, содержит 25 таблиц, 20 рисунков, указатель литературы, включающий 223 источника, из них 90 на русском и 133 на иностранных языках.

ВЫВОДЫ.

1. Анализ распространённости интернет-зависимого поведения среди подростков с помощью опросника Чена (в адаптации Малыгина В. Л., Фекли-сова К.А.) и собственной анкеты участника исследования, показал, что 4,3% из них имеют признаки сформированного интернет-зависимого поведения (23 стадия развития зависимости), 29,3% от общей выборки злоупотребляют Интернетом (первая «начальная» стадия развития зависимости).

2. Личностные свойства подростка с интернет-зависимым поведением, изученные с помощью опросника Р. Кеттелла НРБС), описываются статистически значимым повышением возбудимости — фактор Б (р = 0,014, р < 0,05), снижением способности к самоконтролю и организованности — фактор С)3 (р = 0,046, р < 0,05). На уровне тенденций можно выделить повышение в группе «зависимых» подростков показателей общей фрустрированности и эмоциональной напряжённости — фактор (^4 (р = 0,066). Подростки-юноши с интернет-зависимым поведением статистически значимо отличаются от юношей нормативной группы по показателям эмоциональной устойчивости (фактор С, р = 0,02, р < 0,05), возбудимости (фактор Б, р = 0,01, р < 0,05) и демонстрируют большую робость в межличностных контактах и поведении (фактор Н, р = 0,05). Исследование группы подростков-девушек по методике Кеттелла НБРС^ выявило значимые различия по показателям шкал: возбудимости (фактор Б, р = 0,03, р < 0,05), шкалы участия в общих делах (фактор I, р = 0,04, р < 0,05), и шкалы самоконтроля (фактор С>3, р = 0,046, р < 0,05).

3. Общий сравнительный анализ показателей по шкалам теста МПДО (модифицированный патохарактерологический опросник) выявил, что в группе подростков с интернет-зависимым поведением статистически значимо повышение значений по всем типам акцентуаций (кроме гипертимого типа). Данная тенденция статистически значимо сохраняется в профиле юношей. Выраженность показателей по шкалам акцентуированное&tradeхарактера линейно повышается в группах нормативных, «злоупотребляющих» и «зависимых» подростков. Ведущими акцентуациями характера в группе подростков с интернет-зависимым поведением (2, 3 стадия зависимости) являются: возбудимый тип (р < 0,05), астено-невротический тип (р < 0,05), интроверти-рованный тип (р < 0,05).

4. Социальный интеллект подростков с интернет-зависимым поведением отличается статистически значимым снижением показателей единой ком-позиторной оценки по методике Дж. Гилфорда (р = 0,05), а так же показателей Субтеста 3 «вербальная экспрессия» (р = 0,05). Это указывает на то, что подростки с интернет-зависимым поведением, в целом, испытывают трудности в понимании и прогнозировании поведения людей, а так же хуже распознают различные смыслы, которые принимают одни и те же вербальные сообщения в зависимости от характера взаимоотношений людей и контекста ситуации общения.

5. Исследование эмоционального интеллекта по методике МБСЕГГ выявило, что интернет-зависимые подростки отличаются от подростков нормативной группы снижением общего интегрального показателя эмоционального интеллекта (р = 0,0042), показателей Секции, А «измерение восприятия лиц» (р = 0,002), Секции Е «измерение восприятия картинок» (р = 0,02). Различия по шкалам Секции Б «управление своими эмоциями» и Секции Н «способность управления эмоциями других людей» стремятся к статистической значимости. Данные результаты указывают на то, что подростки с интернет-зависимостью хуже идентифицируют собственные эмоции, испытывают затруднение в эмоциональной самоорганизации, обнаруживают сложности эмоционального контакта с окружающими.

6. По данным корреляционного и дискриминантного анализа были выявлены психологические факторы, участвующие в формировании интернет-зависимого поведения. Увеличение риска возникновения интернет-зависимого поведения связано: со снижением социального и эмоционального интеллекта подростков, возбудимостью, расторможенностью и снижением самоконтроля, эмоциональной неустойчивостью, неуверенностью, общим беспокойством и тревогой. Снижение способности к распознаванию структуры социальных ситуаций (Субтест 4, Дж. Гилфорд), повышение уровня ин-троверсии (МПДО), увеличение ненормативности поведения (фактор Фактор в, Р. Кеттелл НРБС)) статистически значимо определяют возникновение интернет-зависимого поведения.

7. Разработана программа по психологической профилактике интернет-зависимого поведения подростков, которая включает образовательный, психологический и социальный компоненты работы не только с подростками, но и с учителями, и родителями. Реализация этой программы показала её высокую эффективность в формировании у подростков здорового жизненного стиля, функциональных стратегий поведения и личностных ресурсов, препятствующих развитию интернет-зависимого поведения.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.

1. Для оценки уровня интернет-зависимого поведения и индивидуально-психологических особенностей подростков рекомендовано применять комплекс информативных психодиагностических тестов в составе методик: шкала интернет-зависимого поведения (Chen Internet addiction Scale, CIAS) в адаптации Малыгина B.JI. и Феклисова К.А.- опросник Кеттелла Р. HSPQ, модифицированный патохарактерологический диагностический опросник Подмазина С. И., Сибиль Е. И. (МПДО), методика исследования социального интеллекта Гилфорда Дж. (адаптация Михайловой Е.С.), методика диагностики эмоционального интеллекта MSCEIT (the Mayer-Salovey-Caruso Emotional Intelligence Test) русскоязычная адаптация Сергиенко Е. А., Ветрова И.И.

2. Профилактика интернет-зависимого поведения среди подростков должна быть организована с учётом системности и непрерывности профилактической деятельности, и быть направлена на развитие функциональных стратегий поведения и личностных ресурсов, препятствующих формированию и развитию интернет-зависимого поведения: стабилизацию эмоционально-личностной сферы, развитие навыков эмоциональной и поведенческой саморегуляции поведения, формирование социальной компетентности подростка, обучение подростков эффективным моделям деятельности в Интернете.

3. Профилактика интернет-зависимого поведения должна включать информационно-просветительскую деятельность с педагогами и родителями, освещающую вопросы негативного влияния Интернета на детей и подростков, а так же необходимых мер по предотвращению формирования интернет-зависимого поведения.

Показать весь текст

Список литературы

  1. . Г. Ю. Интеллект: новый взгляд / Г. Ю. Айзенк // Вопросы психологии. -1995. -№ 1.-С. 111 -131.
  2. .Г. Человек как предмет познания. // Избранные психологические труды: В 2 т. М.: Педагогика, 1980. 338 с.
  3. C.B. Наркомания глазами семейного психолога/ C.B. Березин, К. С. Лисецкий. СПб: Речь, 2005. — 240 с.
  4. Р. Развитие Я-концепции и воспитание/ Р. Берне. М.: Прогресс, 1986. — 422 с.
  5. С.А. Этот опасный возраст/С.А. Беличева- М.: Знание, 1982. 94 с.
  6. B.C. Мотивировка и условия, способствующие злоупотреблению опиатами у подростков/ B.C. Битенский, Б. Г. Херсонский // Психологические исследования и психотерапия в наркологии. Л., 1989 — С. 83−88.
  7. Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. М.: Просвещение, 1968. — 464 с.
  8. Л.И. Проблемы формирования личности/ Л. И. Божович. М.: Директ-Медиа, 2008. — 612 с.
  9. .С. Аномалии личности/ Б. С. Братусь. М.: Мысль, 1988.— 301 с.
  10. Бурова (Лоскутова) В.А. Интернет-зависимость как форма нехимических аддиктивных расстройств: автореф.дис. .канд.мед. наук/ В. А. Лоскутова. -Новосибирск, 2004. 24 с.
  11. Н.Ф. Посттравматическое стрессовое расстройство у девочек-подростков с делинквентным и аддиктивным поведением/ Н. Ф. Валеева, Р. Х. Гизатуллин, Э. З. Кадырова, И. А. Салихова и др.// Аддиктология. 2005 — № 1 — С. 61−64.
  12. А.Е. Интернет: Воздействие на личность/ Ю. Д. Бабаева, А. Е. Войскунский, О. В. Смыслова // Гуманитарные исследования в Интернете/ под ред. А. Е. Войскунского. М.: Можайск-Терра, 2000. — 432 с.
  13. А.Е. Актуальные проблемы зависимости от Интернета/ А. Е. Войскунский // Психологический журнал 2004 — т.25 — № 1 — С.90−100.
  14. А.Е. Феномен зависимости от Интернета/ А.Е. Войскунский// Гуманитарные исследования в Интернете/под ред. А. Е. Войскунского М.: Можайск-Терра, 2000. — С. 100−132.
  15. Выготский JLC. Психология/ JI.C. Выготский. М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. -1007 с.
  16. Выготский JI.C. JI.C. Выготский. М.: Изд-во БЗО, 1931 J1.C. Выготский. -504 с.
  17. A.B. Аддиктивное поведение и его профилактика / A.B. Гоголева. -Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003. 240 с.
  18. JT.P. Механизмы психологической защиты: генезис, функционирование, диагностика // Диссертация канд. психол. наук М., 1994, 202 с.
  19. A.B. Психологические факторы возникновения и преодоления игровой компьютерной зависимости в младшем подростковом возрасте авто-реф.дис. .канд.психол.наук/ A.B. Гришина. Нижний Новгород, 2011. — 24 с.
  20. , Т.В. Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков/Т.В. Драгунова, Д. Б. Эльконин. М.: Просвещение, 1967. — 156 с.
  21. Ю.Б. Психология внимания/ Ю. Б. Дормашев, В. Я. Романов. М.: Тривола, 1995−347 с.
  22. А.Ю. Нехимические аддикции/ А. Ю. Егоров. СПб.: Речь, 2007 -190 с.
  23. А.Ю. Особенности личности подростков с Интернет-зависимостью / А. Ю. Егоров, H.A. Кузнецова, Е. А. Петрова // Вопр. психич. здоровья детей и подростков. 2005 — Т.5, № 2 — С. 20−27.
  24. А. Социально-психологические аспекты общения в Интернете/ А. Жичкина. М.: «Дашков и Ко», 2004. — 117 с.
  25. В.А. Токсикомания: вопросы клиники, раннего выявления и профилактики/ В. А. Жмуров, Т. И. Огородников // Проблемы алкоголизма и наркомании. Хабаровск, 1988. — С. 54 -56.
  26. В.В. Патологическая склонность к азартным играм: методология, распространенность, диагностика и лечение /В.В. Зайцев, В. И. Евдокимов // Мед.-биол. и соц.-психол. пробл. безопасности в чрезв. ситуациях. 2008. -№ 2. — С. 67−74.
  27. Интернет-зависимость: психологическая природа и динамика развития/ сост. и ред. А. Е. Войскунский. М.: Акрополь, 2009. — 279 с.
  28. М.С. Особенности самореализации личности в компьютерной игровой деятельности: автореф. дис.. канд. психол. наук / Иванов М. С. -Барнаул, 2005. 22 с.
  29. Кон И. С. Психология ранней юности. Книга для учителя/ И. С. Кон. М.: Просвещение, 1989. -255 с.
  30. Ц.П. Аддиктивное поведение. Общая характеристика и закономерности развития/ Ц. П. Короленко // Обозр. психиатрии и мед. психологии. 1991.-№ 1.-С. 8−15.
  31. Ц.П. Социодинамическая психиатрия / Ц. П. Короленко, Н. В. Дмитриева. М.: Академический Проект, — 2000. — 460 с.
  32. Ю. Экспериментальное исследование взаимосвязи интроверсии и коммуникативной установки с Интернет-зависимостью / Ю. Кленова Электронный ресурс., 2002. URL.: http://flogiston.ru/articles/netpsy/ia klenova.
  33. В.В. Психиатрия детского возраста: руководство для врачей/ В. В. Ковалев. М., 1979. — 608 с.
  34. С.А. Диагностика и психотерапия аддиктивного поведения у подростков /С.А. Кулаков// учебн.-метод. пособие. М., 1998 — 70 с.
  35. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность./ А. Н. Леонтьев. М.: Смысл, Академия, 2005. 352 с.
  36. А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков/ А. Е. Личко. -Л.: Медицина, 1977. 387 с.
  37. А.Е. Подростковая наркология: руководство для врачей/ А. Е. Личко, B.C. Битенский. Л.: Медицина, 1991, — 301 с.
  38. А.Е. Особенности саморазрушающего поведения при разных типах акцентуации характера у подростков/ А. Е. Личко // Саморазрушающее поведение у подростков. Л., 1991. С. 9 — 14.
  39. А.Е. Подростковая психиатрия/ А. Е. Личко. М.: Медицина, 1985, -407 с.
  40. В.Л. Интернет-зависимое поведение у подростков. Клиника, диагностика, профилактика/ В. Л. Малыгин, А. Б. Искандирова, Е. А. Смирнова, Н. С. Хомерики. М.: Арсенал образования, 2010. — 136 с.
  41. Международная классификация болезней (МКБ-10).
  42. В.Д. Руководство по аддиктологии/ В. Д. Менделевич. СПб.: Речь, 2007. — 768 с.
  43. В.Д. Психология девиантного поведения/В.Д. Менделевич// учебн. пособ. М.: МЕДпресс, 2001 -432 с.
  44. В.Д. Аддиктивное влечение / В. Д. Менделевич, М. Л. Злобин. -М.: МЕДпрессинформ, 2012. -264 с.
  45. Методологические подходы к раннему выявлению Интернет-зависимого поведения / В. Л. Малыгин, К. А. Феклисов, А. Б. Искандирова, A.A. Антоненко Электронный ресурс. // Мед. психология в России: электрон. науч. журн. 2011. — № 6. — URL: http://medpsy.ru.
  46. Методическое руководство по применению личностного опросника Р. Кеттелла 16 PF / A.A. Рукавишников, М.В. Соколова- под науч. ред. В. И. Чиркова. СПб.: ИМАТОН, 2002. — 95 с.
  47. Е.С. Социальный интеллект: концепции, модели, диагностика/ Е. С. Михайлова. СПб.: Изд-во С.-Петерб.ун-та, 2007. — 266 с.
  48. Мун JI.H. Информационные технологии и гуманитарная культура/ J1.H. Мун // Мир психологии. 2002. — № 1- С. 262−272.
  49. В.Н. Психология отношений/ В.Н. Мясищев// Избранные психологические труды / под ред. A.A. Бодалева. Москва-Воронеж: Институт практической психологии. 1995. — 356 с.
  50. Л.Ф. Детская (возрастная) психология /Л.Ф. Обухова//Учебник. -М., Российское педагогическое агентство. 1996, 374 с.
  51. Л.О. Формирование расстройств личности у несовершеннолетних правонарушителей/ Л. О. Пережогин // Молодое поколение XXI века: актуальные проблемы социально-психологического здоровья: междунар.конгр. -Казань, 2006. С. 348−349.
  52. Т.И. Предикторы риска аддиктивного поведения и профилактика наркологических заболеваний среди подростков/ Т. И. Петракова // Вопросы наркологии. 1995 — № 2 — С. 79−82.
  53. Л.С. Особенности самооценки и самоотношения у девиантных подростков/ Л. С. Печникова //Молодое поколение XXI века: актуальные проблемы социально-психологического здоровья здоровья: междунар.конгр. -Казань, 2006.-С. 349−350.
  54. . Речь и мышление ребенка/ Ж. Пиаже. М.: Директ-Медиа, 2008. -848 с.
  55. Пособие по применению личностного опросника Р. Кеттелла 16 PF / сост. A.A. Рукавишников, М. В. Соколова. Ярославль, 1995.-43 с.
  56. В.В. Биологические и социально-психологические факторы алкогольной зависимости у подростков / В.В. Пушина// Молодое поколение XXI века: актуальные проблемы социально-психологического здоровья здоровья: междунар.конгр. Казань, 2006. — С. 324−325.
  57. И.Н. Наркомании/ И. Н. Пятницкая. М.: Медицина, 1994. — 541 с.
  58. И.Н., Найденова Н. Г. Подростковая наркология/ И. Н. Пятницкая, Н. Г. Найденова. М.: Медицина, 2002. — 256 с.
  59. Е. Черты личности интернет-зависимых и интернет-независимых пользователей / Е. Раевская Электронный ресурс., 2002. URL.: http://flogiston.ru/articles/netpsy/iaraevska.
  60. C.JI. Бытие и сознание/ СЛ. Рубинштейн. М.: Изд-во АН СССР, 1957.-328 с.
  61. В. Ю. Распространенность компьютерной игровой зависимости среди населения мегаполиса / В. Ю. Рыбников, О. В. Литвиненко, В.А. Юрен-кова // Мед.-биол. и соц.-психол. пробл. безопасности в чрезв. ситуациях. -2008.-№ 4.-С. 72−76.
  62. Д.Г., Зайцев В. В. Интернет-зависимость: реальная патология или норма развития информационного человечества? // Вестник психотерапии. -2011.-№ 40 (45).-С. 23−34.
  63. Е.А. Эмоциональный интеллект: русскоязычная адаптация теста Мэйера-Сэловея-Карузо (MSCEIT V 2.0) Электронный ресурс. / Е. А. Сергиенко, И. И. Ветрова // Психол. исслед.: электрон, науч. журн. 2009. — № 6 (8). — URL: http://psystudy.ru.
  64. С.И. Как помочь подростку с «трудным» характером/ С. И. Сибиль, Е. И. Подмазин. Киев, 1996. — 160 с.
  65. H.A., Ялтонский В. М. Теоретические основы копинг-профилактики наркоманий как база для разработки практических превентивных программ/ H.A. Сирота, В. М. Ялтонский // Вопросы наркологии. 1996. — № 4. — С. 5967.
  66. H.A. Профилактика наркомании у подростков: от теории к практике / H.A. Сирота, В. М. Ялтонский, И. И. Хажилина, Н. С. Видерман. -М.: Генезис, 2001. -216 с.
  67. Е.Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности/ Е. Т. Соколова. М.: Изд-во МГУ, 1989. — 216 с.
  68. A.C. Профилактика детских неврозов/ A.C. Спиваковская. -М.: МГУ, 1988.-200 с.
  69. В.В. Самосознание личности/ В. В. Столик. М.: Издательство Московского Университета, 1983. — 284 с.
  70. Р.Ф. Особенности общения Интернет-зависимых пользователей/ Р. Ф. Теперик, М. А. Жукова // Интернет-зависимость: психологическая природа и динамика развития/под ред. А. Е. Войскунского. М., 2009 — С. 165 187.
  71. H.H. Изучение мотивации подростков имеющих пагубные привычки / H.H. Толстых, С. А. Кулаков // Вопросы психологии. 1989. — № 2. — С. SS-SS.
  72. А. Эго и механизмы защиты/ А.Фрейд. М.: издательство Эксмо, 2003.-256 с.
  73. Д.И. Психология развивающейся личности/ Д. И. Фельдштейн. -М.: Институт практической психологии, НПО МОДЭК, 1996. 512 с.
  74. Н.В. Особенности образа Я «Жителя Интернета»/ Н.В. Чудова// Психологический журнал. -2002. -Т.22. -№ 1. -С.113−117.
  75. А.Ф. Интернет-зависимость новая форма аддиктивного поведения у подростков/ А. Ф. Шайдулина Электронный ресурс.// Сборн. материалов конгр. по детской психиатрии. — 2001. — С. 71−72. — URL: http://www.mentalhealth.ru/practicinternet.html
  76. Т. Социальная психология/ Т.Шибутани. Ростов н/Д: Феникс, 1999−539 с.
  77. Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте/ Д.Б. Эльконин// Вопросы психологии. 1971. — № 4. — С. 6—20.
  78. , Д.Б. Избранные психологические труды. / Д. Б. Эльконин. М.: Педагогика, 1989. 560 с.
  79. Д.Б. Возрастные и индивидуальные особенности младшего подростка. / Д. Б. Эльконин. М.: Просвещение, 1967. 360 с.
  80. Э.Г. Семейный диагноз и семейная психотерапия/ Э.Г. Эйде-миллер, И. В. Добряков, И. М. Никольская. М.: Речь, 2007. — 352 с.
  81. Э.Г. Психология и психотерапия семьи/ Э. Г. Эйдмиллер, Юстиц-кисВ. СПб.: 1999.-656 с.
  82. Э. Детство и общество / Э. Эриксон. М.: Летний сад, 2000. — 416 с.
  83. American Psychiatric Association. Diagnostic and statistical manual of mental disorders: DSM-IV. 4th ed. Washington (DC): American Psychiatric Association, 1994. 866 p. Electronic resource., — URL: http://www.psychiatryonline.com/DSMPDF/dsm-iv.pdf
  84. Aboujaoude E. Potential markers for problematic Internet use: a telephone survey of 2,513 adults/ E. Aboujaoude, L.M. Koran, N. Gamel, M.D. et al. // CNS Spectr-2006.-vol.11 P. 750−755
  85. Ahn D.H. Korean policy on treatment and rehabilitation for adolescents' Internet addiction/ D.H. Ahn// International Symposium on the Counseling and Treatment of Youth Internet Addiction. Seoul, Korea, — 2007. — P. 49
  86. Amichai-Hamburger Y. Loneliness and internet use/ Y. Amichai-Hamburger, E. Ben-Artzi// Computers and Human Behavior. 2003. — Jan. Vol.1. — № 19. — P. 71−80.
  87. Allison, S. E. The development of the self in the era of the Internet and role-playing fantasy games/ S. E. Allison, von L. Wahlde, T. Shockley, G.O. Gabbard// The American Journal of Psychiatry. 2006, — Vol. 163 (3). — P. 381−385.
  88. Ary D.V. Development of adolescent problem behavior/ D.V. Ary, T.E. Duncan, A. Biglan et al. // Journal of Abnormal Child Psychology. 1999, — Vol.27 — P. 141−150.
  89. Ary D.V. The influence of parent, sibling, and peer modeling and attitudes on adolescent use of alcohol/ D.V. Ary, E. Tildesley, H. Hops et al. // International Journal of Addictions. 1993, — Vol.28 — P. 853−880.
  90. Bahr S.J. Parental and peer influences on the risk of adolescent drug use/ S.J. Bahr, J.P. Hoffmann, X. Yang /7 Journal of Primary Prevention. 2005, — Vol.26 — P. 529−551.
  91. Barker J.C. Representations of family: a review of the alcohol and drug literature/ J.C. Barker, G. Hunt // International Journal of Drug Policy/ 2006, — Vol.15 — P. 347−356.
  92. Baruch Y. The autistic society/ Y. Baruch // Information & Management. 2001, -Vol.38. — № 3 -P.129
  93. Beal A.C. Social influences on health-risk behaviors among minority middle school students/ A.C. Beal, J. Ausiello, J.M. Perrin // Journal of Adolescent Health. 2001, — Vol.28 — P. 474−480.
  94. Beard K.W. Modification in the proposed diagnostic criteria for Internet addiction/ K.W. Beard, E.M. Wolf// Cyberpsychology and Behavior. 2001, — Vol.4 — P. 377−383.
  95. Becker B. To be in touch or not? Some remarks on communication in virtual environments/ B. Becker Electronic resource. URL: http://duplox.w2-berlin.de/docs/panel/becker.html
  96. Berger A. Multidisciplinary perspectives on attention and the development of self-regulation/ A. Berger, O. Kofman, U. Livneh // Progress in Neurobiology. 2007, -Vol.82.-P. 256−286
  97. Black D.W. Clinical features, psychiatric comorbidity, and health-related quality of life in persons reporting compulsive computer use behavior/ D.W. Black, G. Belsare, S. Schlosser // Journal of Clinical Psychiatry. 1999, — Vol. 60 — P. 839 844.
  98. Block J.J. Issues for DSM V: Internet Addiction / J.J. Block // American Journal of Psychiatry. — 2008, — Vol.165. — Iss. 3. — P. 306−307.
  99. Bogenschneider K., Parent influences on adolescent peer orientation and substance use: the interface of parenting, practices and values/ K. Bogenschneider, M.Y. Wu, M. Raffaelli et al. // Child Development. 1998, — Vol. 69 — P.1672−1688.
  100. Byun S. Internet Addiction: Metasynthesis of 1996−2006 Quantitative Research/ S. Byun // Cyber Psychology and Behavior. 2009, — vol. 12. — № 2. — P. 203−207.
  101. Caplan S.E. Problematic Internet use and psychosocial well-being: development of a theory based cognitive-behavioral measurement instrument/ S.E. Caplan // Computers in Human Behavior. — 2002, — Vol.18. — № 5. — P. 553−575
  102. Caplan, S. E. Problematic internet use and psychosocial well-being among MMO players/ S. E. Caplan, D. Williams, N. Yee// Computers in Human Behavior. -2009,-Vol.25 (6).-P. 1312−1319.
  103. Castellanos F.X. Neuroscience of attentiondeficit/hyperactivity disorder: the search for endophenotypes/ F.X. Castellanos, R. Tannock // Nature Reviews Neuroscience. 2002, — Vol.3 — P. 617−628.
  104. Chang M.K. Factor structure for young’s internet addiction test: a confirmatory study/ M.K. Chang, S.P.M. Law // Computers in Human Behavior. 2008, -Vol.24 (6)-P. 2597−2619.
  105. Choi Y.H. Advancement of IT and seriousness of youth Internet addiction / Y.H. Choi // International Symposium on the Counseling and Treatment of Youth Internet Addiction. Seoul, Korea, — 2007. — P. 20
  106. S. I. (2004). Video game addiction in children and teenagers in Taiwan/ S. I. Chiu, J. Z. Lee, D.H. Huang// Cyber Psychology and Behavior. 2004, Vol. 7(5). -P. 571−581.
  107. Csikszentmihalyi M. Flow: The psychology of optimal experience/ M. Csikszentmihalyi. NY: Harper Perennial, 1990. — 305 p.
  108. Davis R.A. A cognitive-behavioral model of pathological Internet use/ R.A. Davis //Computers in Human Behavior. 2001, — Vol. 17,-№ 2.-P. 187−195
  109. Davis R.A. Validation of a new scale for measuring problematic Internet use: Implications for pre-employment screening/ R.A. Davis, G.L. Flett, A. Besser // Cyber Psychology and Behavior. 2002, — Vol.5. — № 4. — P. 331−345.
  110. Development of a Chinese Internet Addiction Scale and Its Psychometric Study / S.-H. Chen, L.-J. Weng, Y.-J. Su et. al. // Chinese J. of Psychology. 2003. -Vol.45, N. 3, — P. 279−294.
  111. Donovan J.E. Structure of problem behavior in adolescence and young adulthood/ J.E. Donovan, R. Jessor // Journal of Consulting and Clinical Psychology. 1985, -Vol.53.-P. 890−904.
  112. Donovan J.E. Syndrome of problem behavior in adolescence: a replication/ J.E. Donovan, R. Jessor, F.M. Costa // Journal of Consulting and Clinical Psychology. 1988, — Vol. 56. — P. 762−765.
  113. Egger O., Rauterberg M. Internet Behavior and Addiction/ O. Egger, M. Rauterber. Zurich, Switzerland: Swiss Federal Institute of Technology, 1996.
  114. Eitle D. The moderating effects of peer substance use on the family structure-adolescent substance use association: quantity versus quality of parenting/ D. Eitle // Addictive Behaviors. 2005, — Vol.30. — P. 963−980.
  115. Engelberg E. Internet use, social skills, and adjustment/ E. Engelberg, L. Sjoberg// Cyber Psychology and Behavior. 2004. — Vol.7. — P. 41−47.
  116. Fagan A.A. The relative contributions of parental and sibling substance use to adolescent tobacco, alcohol, and other drug use/ A.A. Fagan, J.M. Naiman // Journal of Drug Issues. 2005, — Vol. 35. — P. 869−884.
  117. Goldberg I. Internet addiction disorder (IAD) Diagnostic Criteria/ I. Goldberg, 1995, Electronic resource., — URL: http://www.psvcom.net/iadcriteria.html
  118. Greenfield D.M. Virtual Addiction: Help for Netheads, Cyberfreaks and Those Who Love Them/ D.M. Greenfield, C. Sutker. Oakland: New Harbinger Publ., 1999.-227 p.
  119. Griffiths M.D. Demographic factors and playing variables in online computer gaming/ M.D. Griffiths, M.N.O. Davies, D. Chappell // Cyber Psychology & Behavior. 2004, — Vol. 7. — P. 479−487.
  120. Griffiths M.D. Technological addictions/ M.D. Griffiths // Clinical Psychology Forum. 1995,-Vol. 76.-P. 14−19.
  121. Griffiths M.D. Internet addiction: Does it really exist? / M.D. Griffiths // Psychology and the Internet: Intrapersonal and Transpersonal Applications / J. Gackenbach Academic Press, New York. 1998, — P. 61−75.
  122. Griffiths M.D. Does internet and computer «addiction» exist? Some case study evidence / M.D. Griffiths // Cyber Psychology and Behavior. 2000, — Vol. 3. — P. 211−218.
  123. Griffiths M.D. Excessive internet use: Implications for sexual behavior / M.D. Griffiths // Cyber Psychology and Behavior. 2000, — Vol. 3. — P. 537−552.
  124. Griffiths M.D. Internet addiction Time to be taken seriously? / M.D. Griffiths // Addiction Research. — 2000, — Vol. 8.-P.413−418.
  125. Griffiths M.D. Sex on the internet: Observations and implications for sex addiction / M.D. Griffiths // Journal of Sex Research. 2001, — Vol. 38. — P. 333−342.
  126. Griffiths M.D. A «components» model of addiction within a biopsychosocial framework/ M.D. Griffiths // Journal of Substance Use. 2005, — Vol. 10. — P.191−197.
  127. Griffiths M.D. Internet and video-game addiction / M.D. Griffiths // Adolescent addiction: Epidemiology, assessment and treatment. 2008, — P. 231−267.
  128. M.D. Избыточное применение Интернета: онлайновое аддиктивное поведение/ M.D. Griffiths // Интернет-зависимость. Психологическая природа и динамика развития / под ред. А. Е. Войскунского. М., 2009 — С. 253−256.
  129. Gray J.B. The web of internet dependency: Search results for the mental health professional/ J.B. Gray, N.D. Gray // International Journal of Mental Health and Addiction. 2006. — Vol. 4 (4). — P. 307−318.
  130. Grohol J.M. Internet Addiction Disorder/ J.M. Grohol, 1999, Electronic resource., URL: http://psvchcentral.com/netaddiction/
  131. J.M. Зависимость от Интернета новое заболевание? / J.M. Grohol // Интернет-зависимость. Психологическая природа и динамика развития / под ред. А. Е. Войскунского. — М., 2009 — С. 264−266.
  132. Guilford J.P. The nature of human intelligence / P.J.Guilford N.Y.: Norton, 1967. 261 p.
  133. Ha J.H. Psychiatry comorbidity assessed in Korean children and adolescents who screen positive for Internet addiction/ J.H. Ha, H.J. Yoo, I.H. Cho, B. Chin et al. // Journal of Clinical Psychiatry. 2006, — Vol. 67. — P. 821−826.
  134. Hamburger Y.A. The relationship between extraversion and neuroticism and the different uses of the Internet/ Y.A. Hamburger, E. Ben-Artzi // Computers in Human Behavior. 2000, — Vol. 16.-№ 4.-P. 441−449.
  135. Hermalin-Tared A. Risk characteristics associated with chronic unemployment in methadone clients/ A. Hermalin-Tared, A. Steer Robert, J. Piatt Jerome, S. Metzger David // Drug and Alcohol Dependence. 1990. — Vol. 26. — P. 117−125.
  136. Hirschi T. Causes of delinquency / T. Hirschi. 1969, — 309 p.
  137. Hops H. Parent-adolescent problem-solving interactions and drug use / H. Hops, E. Tildesley, E. Lichtenstein et al. // American Journal of Drug and Alcohol Abuse. -.1990,-Vol. 16.-P. 239−258.
  138. Jacob T. Family influences on alcohol and other substance use / T. Jacob, S.L. Johnson, P.J. Ott, R.E. Tarter et al. // Source book on substance abuse. 1999, — P. 165−174.
  139. Johansson A. Internet addiction: characteristics of a questionnaire and prevalence in Norwegian youth (12−18 years)/ A. Johansson, K. Gotestam // Scandinavian Journal of Psychology. 2004, — Vol. 45. — P. 223−229.
  140. Kandell J.J. Internet addiction on campus: The vulnerability of college students / J.J.Kandell // Cyber Psychology and Behavior. 1998, — Vol. 1. — № 1. — P. 11−17.
  141. Kaltiala-Heino R. Internet addiction? Potentially problematic use of the Internet in a population of 12−18 year-old adolescents / R. Kaltiala-Heino, T. Lintonen, A. Rimpela // Addiction Research and Theory. 2004, — Vol. 12. — P. 89−96.
  142. Kim K. Internet addiction in Korean adolescents and its relation to depression and suicidal ideation: a questionnaire survey / K. Kim, E. Ryu, M-Y. Chon et al. // International Journal of Nursing Studies. 2006, — Vol. 43. — P. 185−192.
  143. Kim E.J. The relationship between online game addiction and aggression, self-control and narcissistic personality traits / E.J. Kim, K. Namkoong, T. Ku, S.J. Kim // European Psychiatry. 2008, — Vol. 23 (3). — P. 212−218.
  144. Ko C.H. Proposed diagnostic criteria and the screening and diagnosing tool of Internet addiction in college students / C.H. Ko, J.Y. Yen, S.H. Chen, M.J. Yang et al. // Comprehensive psychiatry. 2009, — Vol. 50. — P. 378−384.
  145. Ko C.H. Proposed diagnostic criteria of Internet addiction for adolescents / C.H. Ko, J.Y. Yen, C.C. Chen, S.H. Chen, C.F. Yen // The Journal of Nervous and Mental Disease. 2005, — Vol. 193. — P. 728−733.
  146. Ko C.H. Gender differences and related factors affecting online gaming addiction among Taiwanese adolescents / C.H. Ko, J.Y. Yen, C.C. Chen et al. // Journal of Nervous and Mental Disease. 2005, — Vol. 193. — P. 273−277.
  147. Koepp M.J. Evidence for striatal dopamine release during a video game / M.J. Koepp, R.N. Gunn, A.D. Lawrence et al. // Nature. 1998, — Vol. 393. — P. 266 268.
  148. Koh Y.S. Development and application of K-Scale as diagnostic scale for Korean Internet addiction /Y.S. Koh // International Symposium on the Counseling and Treatment of Youth Internet Addiction. Seoul, Korea. — 2007, — P. 294
  149. Kraut R. Internet paradox: a social technology that reduces social involvement and psychological well-being? / R. Kraut, M. Patterson, V. Lundmark, S. Kiesler, T. Mukophadhyay, W. Scherlis // American Psychology. 1998, — Vol. 53. — P. 1017−1031.
  150. Kreek M.J. Genetic influences on impulsivity, risk taking, stress responsivity and vulnerability to drug abuse and addiction / M.J. Kreek, D.A. Nielsen, E.R. Butelman, K.S. LaForge // Nature Neuroscience. 2005, — Vol. 8. — P. 1450−1457.
  151. Kun B, Emotional Intelligence and Addictions: A Systematic Review / B. Kun, Z. Demetrovics //Substance Use & Misuse. 2010, Vol. 45. -P. 1131−1160
  152. Landry M. Addiction diagnostic update DSM-III-R psychoactive substances use disorder / M. Landry // Journal of Psychoactive Drugs. 1987, — Vol. 19. — №. 4. -P. 379−381.
  153. Leung L. Net-generation attributes and seductive properties of the internet as predictors of online activities and internet addiction / L. Leung // Cyber Psychology & Behavior. 2004, — Vol. 7. — P. 333−348.
  154. Lin M.P. Prevalence and psychosocial risk factors associated with internet addiction in a nationally representative sample of college students in Taiwan / M.P. Lin, H.C. Ko, J.Y. Wu // Cyberpsychol. Behav. Soc. Netw. 2011, — Vol. 14 (12). — P. 741.
  155. Lily Ghassemzadeh M.A. Prevalence of Internet Addiction and Comparison of Internet Addicts and Non-Addicts in Iranian High Schools / M.A. Lily Ghassemzadeh, M. Shahraray, and A. Moradi // Cyber Psychology & Behavior. -2008,-Vol. 11. -№ 6.-P. 184.
  156. Liu T. Problematic Internet Use: Clinical Implications / T. Liu, Marc N. Potenza, // CNS Spectrums. 2007, — Vol.12 (6). — P. 453−466.
  157. Lochman J.E. Van den Steenhoven A. Family-based approaches to substance abuse prevention / J.E. Lochman, A. Van den Steenhoven // Journal of Primary Prevention. 2005, — Vol. 23. — P. 49−114.
  158. Mahler M. On human symbiosis and the vicissitudes of individuation / M. Mahler New York: International Universities Press, 1968. — 271 p.
  159. Mahler M. The psychological birth of the human infant / M. Mahler, F. Pine, A. Bergman. New York: Basic Books, 1975. — 320 p.
  160. Mayer J.D., Salovey P., Caruso D.R. Emotional intelligence: New ability or eclectic traits? / J.D. Mayer, P. Salovey, D.R. Caruso // American Psychologist. -2008,-Vol. 63.-P. 503−517.
  161. Meerkerk G. J. The Compulsive Internet Use Scale (CIUS): Some Psychometric Properties / G. J. Meerkerk, R. J. J. M. Van den Eijnden, A.A. Vermulst, H. F. L. Garretsen // Cyber Psychology & Behavior. 2009, — Vol. 12 (1). — P. 1−6.
  162. Metzler C.W., Noell J., Biglan A., et al. The social context for risky sexual behavior among adolescents/ C.W. Metzler, J. Noell, A. Biglan et al. // Journal of Behavioral Medicine. 1994, — Vol. 17. — P. 419−438.
  163. Miller W. Addictive behaviours: treatment of alchoholism, drug abuse, smoking and obesity/ W. Miller. Oxford: Pergamon Press, 1984. — 353 p.
  164. Mitchell P. Internet addiction: genuine diagnosis or not/ P. Mitchell // Lancet. -2000,-P. 355−632.
  165. Morahan-Martin J. Incidence and correlates of pathological Internet use among college students / J. Morahan-Martin, P. Schumacher // Computers in Human Behavior. 2000, Vol.16. — P. 13−29.
  166. Mueser K.T. Dual diagnosis: a review of etiological theories / K.T. Mueser, R.E. Drake, M.A. Wallach // Addictive Behaviors. 1998, — Vol. 23. — P. 717−734.
  167. Nelson B.V. Adolescent risk behavior and the influence of parents and education / B.V. Nelson, T.H. Patience, D.C. MacDonald // Journal of the American Board of Family Practice. 1999, — Vol. 12. — P. 436−443.
  168. Nichols L.A. Development of a Psychometrically Sound Internet Addiction Scale: A Preliminary Step / L.A. Nichols, R. Nicki // Psychology of Addictive Behaviours. 2004, — Vol.18. — № 4. — P. 381−384
  169. Novak T.P. Measuring the flow construct in online environments: A structural modeling approach / T.P. Novak, D.L. Hoffman. 1999, Electronic resource., -URL: http://ecommerce.vanderbilt.edu/papers/.
  170. Orzack M.H.Treatment of computer addicts with complex co-morbid psychiatric disorders / M.H. Orzack, D.S. Orzack.// Cyber Psychology and Behavior. 1999, -Vol. 2.-P. 465−473.
  171. Parker J.S. Parent-adolescent relations and adolescent functioning: self-esteem, substance abuse, and delinquency / J.S. Parker, M.J. Benson // Adolescence. -2004,-Vol. 39.-P. 519−530.
  172. Petry N.M. Comorbidity of DSM-IV pathological gambling and other psychiatric disorders: results from the National Epidemiologic Survey on Alcohol and Related
  173. Conditions / N.M. Petry, F.S. Stinson, B.F. Grant // Journal of Clinical Psychiatry. 2005, — Vol. 66. — P. 564−574.
  174. Peters C.S. Problematic usage among highly-engaged players of massively multiplayer online role playing games / C.S. Peters, L.A. Malesky // Cyber Psychology and Behavior. 2008. — Vol. 11 (4). — P. 480183.
  175. Potenza M.N. Characteristics of adolescent past-year gamblers and non-gamblers in relation to alcohol drinking / M.N. Potenza // Addictive Behaviors. 2007, -Vol. 32.-P. 80−89.
  176. Pratarelli M.E. Confirmatory factor analysis of Internet use and addiction / M.E. Pratarelli, B.L. Browne // Cyber Psychology and Behavior. 2002, -Vol. 5. (1) -P. 53 — 64
  177. Rankin J.H. Parental attachments and delinquency / J.H. Rankin, R. Kern // Criminology. 1994, — Vol. 32. — P. 495−515.
  178. Regier D.A. Comorbidity of mental disorders with alcohol and other drug abuse / D.A. Regier, M.E. Farmer, D.S. Rae et al. // Results from the Epidemiologic Catchment Area (ECA) Study. JAMA. 1990, — Vol.264.-P. 2511−2518.
  179. Rheingold H. A slice of life in my virtual community. Global networks: computers and international communication / H. Rheingold. Cambridge, MA: MIT Press, 1994. — 187 p.
  180. Rutherford M.J. Assessment of object relations and reality testing in methadone patients / M.J. Rutherford, J.S. Cacciola, A.L. Altermann // Am J Psychiatry. -1996,-Vol. 153 (9).-P. 1189−1194.
  181. H.J. «Computer addiction»: a critical consideration / H.J. Shaffer, M.N. Hall, B.J. Vander // American Journal of Orthopsychiatry. 2000, — Vol. 70. — P. 162−168.
  182. Shapira N.A. Psychiatric features of individuals with problematic Internet use / N.A. Shapira, T.D. Goldsmith, P.E. Keck, U.M. Khosla, S.L. McElroy // Journal of Affective Disorders. 2000, — Vol. 57. — P. 267−272.
  183. Shapira N.A. Problematic Internet use: proposed classification and diagnostic criteria / N.A. Shapira, M.C. Lessig, T.D. Goldsmith et al. // Depression and Anxiety. 2003, — Vol.17. — P. 207−216.
  184. Scherer K. College life on-line: Healthy and unhealthy Internet use / K. Scherer // The Journal of College Student Development. 1997, — Vol. 38. — P. 655−665.
  185. Shotton M.A. Computer Addiction? A Study of Computer Dependency / M.A. Shotton. London: Taylor & Francis, 1989. — 342 p.
  186. Siegel E.V. Female homosexuality a psychoanalytic study / E.V. Siegel. NJ: the Analytic press, 1988. — 239 p.
  187. Stoker A. Perceived family relationships in drag abusing adolescents / A. Stoker, H. Svadi // Drag and Alcohol Dependence. 1990, — № 25. — P. 293−297.
  188. Suler J. Do Boys Just Wanna Have Fun? Male Gender-Switching in Cyberspace (and how to detect it) / J. Suler. 1996, Electronic resource., — URL: http://wwwl.rider.edu/~suler/psycyber/genderswap.html
  189. J. Зависимость от Интернета и беглый взгляд на человеческую природу / J. Suler // Интернет-зависимость. Психологическая природа и динамика развития / под ред. А. Е. Войскунского. М., 2009 — С. 257−259.
  190. Surratt С. Netaholics? The Creation of a pathology / C. Surratt. Commack, N.Y.: Nova Science, 1999. — 211 p.
  191. Thatcher A. Development and psychometric properties of the problematic Internet use questionnaire / A. Thatcher, S. Goolam //South African Journal of Psychology. 2005, — Vol. 35 (4). — P. 793−809.
  192. Tichon J.G. The process of sharing social support in cyberspace / J.G. Tichon, M. Shapiro // Cyber Psychology and Behavior. 2003, — Vol. 6. — P. 161−170.
  193. Treuer T. Internet addiction associated with features of impulse control disorder: is it a real psychiatric disorder? / T. Treuer, Z. Fabian, J. Furedi // Journal of Affective Disorders.-2001,-Vol. 66.-№ 2−3.-P. 283−292
  194. Webster R.A. Peer and parental influences on adolescentsi substance use: a path analysis / R.A. Webster, M. Hunter, J.A. Keats // International Journal of Addictions. 1998, — Vol. 29. — P. 647−657.
  195. Whang L. S-M. Internet over-users' psychological profiles: a behavior sampling analysis on internet addiction / L. S-M. Whang, S. Lee, G. Chang // Cyber Psychology and Behavior. 2003, — Vol. 6.-P. 143−150.
  196. Widyanto L. Internet addiction: Does it really exist? (Revisited) / L. Widyanto, M.D. Griffiths // Psychology and the Internet: Intrapersonal and Transpersonal Applications (2nd Edition). New York: Academic Press. — 2006, — P. 141−163.
  197. Winnicott D.W. Mother and Child. A Primer of First Relationships / D.W. Winnicott. New York: Basic Books. — 1957, — 210 p.
  198. Wright J.P. Cullen F.T. Parental efficacy and delinquent behavior: do control and support matter? / J.P. Wright, F.T. Cullen // Criminology. 2001, — Vol. 39. — p. 677−704.
  199. Wright M.P. Audio stimulus dependency disorder: A proposed diagnostic classification / M.P. Wright, 2002, Electronic resource., — URL: http://members.aol.com/mpwright9/boomcar.html.
  200. Yang C.K. SCL-90-R and 16PF profiles of senior high school students with excessive internet use / C.K. Yang, B.M. Choe, M. Baity, J.H.Lee, J.S. Cho // Canadian Journal of Psychiatry. 2005, — Vol. 50. — P. 407−414.
  201. Yen J.Y. Family factors of internet addiction and substance use experience in Taiwanese adolescents / J.Y. Yen, C.F. Yen, C.C. Chen, S.H. Chen, C.H. Ko // Cyber Psychology and Behavior. 2007, — Vol. 10. №.3. — P. 323−329.
  202. Yoo H.J. Attention deficit hyperactivity symptoms and Internet addiction / H.J. Yoo, S.C. Cho, J. Ha et al. // Psychiatry & Clinical Neurosciences. 2004, — Vol. 58.-P. 487−494.
  203. Young K.S. Caught in the Net: How to Recognize the Signs of Internet Addiction and a Winning Strategy for Recovery / K.S. Young. Wiley, 1998. — 256p.
  204. Young K.S. Internet addiction: The emergence of a new clinical disorder / K.S. Young. // Cyber Psychology and Behavior. 1998, — Vol. 1. — P. 237−244.
  205. Young K.S. Internet abuse in the workplace: new trends in risk management / K.S. Young, C.J. Case // Cyber Psychology and Behavior. 2004, — Vol. 7. — № 1. — P. 105−111.
  206. Young K.S. The relationship between depression and Internet addiction /K.S. Young, R.C. Rogers. // Cyber Psychology and Behavior. 1998, — Vol.1. — P. 2528.
  207. Young K.S. Psychology of computer use: XL. Addictive use of the Internet: a case that breaks the stereotype / K.S. Young // Psychological Reports. 1996, -Vol.79. -P. 899−902.
  208. Mehroof M. Online gaming addiction: the role of sensation seeking, self-control, neuroticism, aggression, state anxiety, and trait anxiety / M. Mehroof, M.D. Griffiths // Cyber Psychology and Behavior. 2010, — Vol. 13 (3). — P. 313−316.
Заполнить форму текущей работой